88706

Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

По разным источникам общее число беспризорных и безнадзорных детей в нашей стране в одних случаях составляет от двух до трех миллионов в других от полутора до двух миллионов. Безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского...

Русский

2015-05-03

76.54 KB

31 чел.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»

Кызылский педагогический институт

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

Курсовая работа

по дисциплине: проектирование, моделирование и прогнозирование в социальной работе

                                               

                                                  Выполнил(а):студентка 3к.

Кызыл-2014

Содержание

Введение……………………………..…………………………….…….…3

Глава I. Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми

1.1.Понятие «беспризорности» и «безнадзорности»…………………………...6

1.2.Работа с  беспризорными и безнадзорными детьми………………………11

Глава II. Профилактика беспризорности  и безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………..……………16

2.1.Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних..16

2.2. Проект по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних ……………………………………………………….…..22      

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованной литературы…………………………………..…....30

Введение

Актуальность исследования. Среди проблем, характеризующих неблагополучие общества, одной из наиболее острых проблем является  детская беспризорность и безнадзорность. Социально – экономические  преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно – ценностных ориентаций, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы – основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Явление беспризорности несовершеннолетних получило широкую известность в России еще в начале прошлого века. До этого забота со стороны общества и государства была направлена, преимущественно, на категорию детей-сирот [6, с. 77 ].

По данным статистики, сейчас в России в каждом крупном городе насчитывается от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков. По разным источникам, общее число беспризорных и безнадзорных детей в нашей стране, в одних случаях, составляет от двух до трех миллионов, в других - от полутора до двух миллионов. Такая неопределенность в подсчете количества беспризорных объясняется многими причинами, в частности, трудностями при их выявлении и учете.

Каждый ребенок имеет право на жизнь в соответствии со статьей 6 Конвенции ООН о правах ребенка, статьей 20 Конституции Российской Федерации. Гарантией права на жизнь каждого ребенка является обязанность государства обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее страны. Конкурентоспособный ребенок - это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания[13, с. 93].

Безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Она проявила себя как реакция института семьи на новые условия жизнедеятельности. Сформировавшиеся в современном обществе ценности обнаружили тенденцию выведения рождения и воспитания детей из ранга приоритетных. Семья перестала проявлять достаточную заботу о своих детях, нередко сама стала создавать условия, несовместимые с развитием ребёнка, порой даже опасные для его жизни.

 Детская безнадзорность и беспризорность порождают тенденции, опасные для подрастающего поколения и общества в целом: массовые нарушения прав детей, рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, ведущих к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, рост числа венерических заболеваний, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков, омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние совершено детьми в возрасте 8-14 лет и т.д.

В настоящее время в работе по ресоциализатции дезадаптированных детей и их адаптации в обществе имеются как очевидные достоинства, так и недостатки. Во многих городах создана достаточно разветвленная сеть специализированных ведомств, учреждений и подразделений, работающих в направлении профилактики либо реабилитации детской и подростковой беспризорности. Тем не менее, число беспризорников не снижается, а неизменно растет. Приходится признать, что существующая в нашей стране система работы с беспризорниками не обеспечивает устранения причин и факторов, способствующих уходу детей из дома.

По мнению Е.М. Данилина, М.В. Захарова, Н.А. Катаевой, М.Г. Рассоха, социальная дезадаптация - процесс обратимый. Исследователи отмечают, что одним из основных направлений социальной работы с данной категорией детей является совместное конструктивное взаимодействие педагога и ребенка. Однако проведение такой работы осложняется тем, что большинство дезадаптированных детей не живут дома, не посещают школу и не имеют мотивации хоть как-то изменить свой образ жизни[21, c. 76]

Объект  – беспризорные и безнадзорные дети

Предмет –профилактика беспризорности и безнадзорности

Цель – изучить социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.

Задачи:

  1.  Рассмотреть понятия «беспризорности» и «безнадзорности»
  2.  Изучить работы с беспризорными и безнадзорными детьми

Методы исследования: анализ литературы.

Теоретико-методологическая база исследования: труды Люблинского П.И.,  Холостовой Е.И., Зайнышевой И.Г. ,

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава I. Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми

1.1.Понятие беспризорности и безнадзорности

В литературе выделяют  два понятия, отражающие специфику жизненной ситуации подростка, постоянной или временно живущего на улицах города.

Детская безнадзорность рассматривается как социально-педагогическое явление, формулирующее в связи с отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятием детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи. Детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям». Безнадзорные - это дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию со стороны или законных представителей либо должностных лиц.

Детская беспризорность рассматривается в законодательных и других источниках как социально-педагогическое явление, формирующееся внутри детской беспризорности в связи с отсутствием у ребенка места жительства или места пребывания. Беспризорность характеризуется через такие признаки как отсутствие у ребенка и подростка постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия, являющиеся следствием потери родителей, ухода из семьи, бегство из воспитательного учреждения[19, с. 34].

Беспризорные дети составляют не более одной десятой от числа безнадзорных детей. Как правило, у этой группы детей практически потеря связь с семьей или детским учреждением, в котором они воспитывались. В этом смысле беспризорность рассматривается как безнадзорность в ее крайнем проявлении. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником относят: полное прекращение связь с семьей, родителями, родственниками; проживание в местах, не назначенных для человеческого жилья; добывание средств питания к жизни способами, не призываемыми в обществе (попрошайничество, воровство и т.п.); подчинение не писаным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

Группу беспризорных и безнадзорных составляют дети, для которых улица стало обычным местом пребывания и жизни.

Существует ряд причин, способствующих росту беспризорности и безнадзорности. Среди основных причин можно выделить:

  1.  Социально-психологические причины (невнимание семьи и школы к проблемам нарушений в поведенческой и эмоциональной сферах ребенка, нежелание школы заниматься проблемами детьми и др);
  2.  Социально-экономические причины (рост числа асоциальных семей, безработица родителей, низкий уровень благосостояния семьи, появление групп беженцев и вынужденных переселенцев);
  3.  Социально-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе, угасание интереса к школьной жизнедеятельности и др)[29, с. 36].

Несмотря на то, что в современной педагогической науке и социальной практике по социальной защите детства понятия безнадзорность и беспризорность взаимосвязаны, мы считаем, необходимым в данной работе разграничить эти понятия для уточнения категориальных различий в названных дефинициях.

Для правильного определения причин безнадзорности и беспризорности необходимо определиться с сущностью этого понятия, рассматриваемого как явление, состояние или процесс.

По нашему мнению, следует исходить из понимания безнадзорности как процесса и как явления, то есть социального феномена. Некоторые ученые (В.Ф.Кондратишко, П.И.Люблинский, В.И.Свидерский) изучают также безнадзорность как результат определенного социального состояния.

Ж.М.Глозман определяет безнадзорность как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение[15, с. 86].

Педагогический словарь (1993) определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих»[21, с. 15].

Российская педагогическая энциклопедия (1993) более четко разграничивает рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность контроля над поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих»[23, с. 44].

В словаре по социальной работе безнадзорные дети также определяются как лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих (Баркер Словарь социальной работы, 1994)[2, с.16].

Проанализировав имеющиеся в науке определения безнадзорности, мы пришли к выводу, что детская безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики и рассматривается как отсутствие или недостаточность контроля над поведением и занятиями детей и подростков. При этом, на наш взгляд, упускается важный момент - отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями. Исходя, из этого мы считаем, что состояние безнадзорности характеризуется не только отсутствием или недостаточностью контроля над поведением и занятиями детей и подростков, но и отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими, должного внимания со стороны школы, различных контролирующих органов, других социальных институтов.

Следовательно, безнадзорность может являться как явлением, которое имеет место при определенных условиях с определенными, вполне конкретными индивидами, так и процессом, который имеет временные рамки и характеризуется переходом из одного состояния в другое. Очевидно, что безнадзорность может являться как конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.

Для того чтобы уточнить понятие «беспризорность», рассмотрим его с позиций ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой.

Отечественный педагог П.И. Люблинский считал беспризорностью «аномальное социальное состояние малолетнего ...». Он же писал: «Беспризорность есть состояние, характеризующее не саму личность ребенка, а ту социальную обстановку, в которой он растет и воспитывается»[15, с. 99].

Нормативно-правовые акты Министерства труда и социального развития РФ трактуют понятие «беспризорные дети» как те, которые не имеют определенного места жительства или места пребывания.

Практики социальной работы определяют беспризорных детей как тех, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Одни из них ведут оседлый, другие кочевой образ жизни. Многие оказываются в криминальном окружении. Поэтому беспризорность часто связана с противоправным поведением.

В законе Российской Федерации, принятом в июне 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» беспризорный определяется как безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания[26, с. 5].

Переход несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечет прекращение семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, так как судьба ребенка никому не известна.

Говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики. Неслучайно его сущность, признаки входят в сферу внимания педагогической науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними, который не сводится к контролю за его поведением, времяпровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранить даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.

Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.

1.2. Работа с беспризорными и безнадзорными детьми

Работу с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления – это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя:

– работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;

– своевременную коррекцию семейных отношений;

– поиск форм занятости детей в свободное время;

– формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;

– постановка детей на социально-педагогический учет;

– патронирование отдельных детей.

Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:

– постановку ребенка на учет;

– экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;

– диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка;

– решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний;

– информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;

– состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним;

– организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;

– разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.

Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.

Часть мигрантов приезжает в поисках заработков. Дети часто являются основными добытчиками  такого рода семьях, поскольку они более успешно, чем взрослые, могут заработать — случайной работой, в основном, на рынках, попрошайничеством или воровством - также, в основном, на рынках. Эта деятельность помогает им выжить, но не дает стабильности и защиты, позитивных связей. Важным обстоятельством, определяющим жизненные возможности подростков, живущих без прописки мигрантов, беженцев и бездомных, является то, что они не имеют возможности учиться. Часто взрослые и маленькие бомжи вместе ночуют в подвалах, на чердаках, в канализационных люках (на отопительных трубах). Все они страдают от голода, болезней, постоянно подвергаются опасности насилия. В числе беспризорных оказываются также подростки, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав.  

Количество детей-сирот в нашей стране составляет более 100 тыс. человек. Дети-сироты — проблемная группа, и не только в психологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение — это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. Сиротство, вызванное смертью единственного либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно - благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что, естественно, затрудняет их устройство куда угодно: в другую семью или интернатное учреждение[4, с. 65].

Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, объясняет ее замену интернатным учреждением. При всей очевидной простоте данной схемы, она вовсе не безупречна. Во-первых, потому, что существующих форм устройства в семью явно недостаточно. К тому же, государство усыновителей материально не стимулирует, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Во-вторых, этих учреждений недостаточно, их не хватает. Отметим, что особенно перегружены и переуплотнены образовательные учреждения для детей-сирот с ограниченными возможностями по показателям здоровья.

 Следующая категория подростков, пополняющих ряды беспризорников, это дети, выброшенные из семьи, отторгнутые ею. Как правило, речь идет о неблагополучных семьях. Степень и причины их неблагополучия разные — начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Поэтому дети, если их некому защитить, уходят время от времени на улицу — в поисках ночлега, съестного и сочувствия.

Ряды беспризорников пополняют также подростки, сбегающие из интернатных учреждений. Причины побега объясняются не только элементарными грубыми нарушениями педагогического характера со стороны персонала интернатных учреждений. Если учесть, что сюда поступают, как правило, дети из неблагополучных семей, то нетрудно представить, каков их контингент, каким внутренним, выработанным асоциальной средой, законам они подчиняются. К тому же, нередко имеются трудности в общении воспитанника со сверстниками, во многом определяющие мотивацию его действий и поступков. Деформирует поведение несовершеннолетнего и личность ребенка-воспитанника и его "неотреагированное горе", вызванное утратой родителей[4, с. 69].

К уходу ребенка из дома, детского дома, интерната приводят не только непонимание между детьми и родителями, детьми и учителями, жестокость и насилие со стороны взрослых, сверстников, невозможность избежать конфликтных ситуаций. Соглашаясь с тем, что побег из дома или детского интернатного учреждения — это, чаще всего, реакция на неблагополучную обстановку воспитания, не следует исключать из причин побега и аномалии развития личности. Но при этом важно проводить различие между любовью к путешествиям, которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение в отчий дом), и непреодолимым влечением, превращающим несовершеннолетнего в бродягу, который находит себе приют среди беспризорников.

Следует проводить различие между детьми-беглецами и бездомными. Для беглеца бегство из дома обычно является результатом импульсивного поведения, рассчитанного на внешний эффект. Подросток знает, что семья делает все возможное, чтобы вернуть его домой и добиться примирения. Обычно подростки, убежавшие из дома, хотят вернуться назад.

Бездомным считается человек, не имеющий постоянного жилища, или человек, не ведущий оседлого образа жизни. В противоположность беглецу, бездомными подростки становятся вследствие патологических отношений и кризисных ситуаций в семье. В течение длительного времени подросток, возможно, жил в невыносимых условиях: испытывал голод, насилие, жестокость[30, с. 144].

Всех подростков по мнению Люблинского П.И. можно разделить на четыре основные группы [15, с. 102]:

1) нормальные дети и подростки, живущие и воспитывающиеся в хорошей, здоровой обстановке, совершившие побеги из дома под влиянием свойственной подростковому возрасту тяге к романтическому, жажде путешествий и приключений;

2) дети-жертвы, страдающие от плохого отношения со стороны родителей — алкоголиков, наркоманов; подростки, вынужденное бродяжничество которых обусловлено бродяжничеством или миграцией родителей, неустроенностью при лишении родительских прав;

3) "трудные подростки", для которых побеги из дома и бродяжничество выступают как средство разрешения возникших конфликтов и испорченных отношений с учителями и родителями, как своеобразный протест против произвола, насилия, побоев, несправедливости,. как стремление устроить свою жизнь по-новому.

4) дети и подростки с отклонениями от нормы в психическом развитии, патология поведения которых выражена синдромом нарушенных влечений, когда даже в спокойной нормальной обстановке у подростка появляется неодолимое желание куда-нибудь.

Люблинский П.И. беспризорников  поделить на следующие 4 условные группы [15, с.119]:

-беспризорники по образу жизни, привычкам и убеждениям, которые имеют место жительство и являются предметом, чьей-то заботы, однако в силу психического заболевания, привыкания к психоактивным веществам, а реже - в силу необузданной страсти к необузданной свободе, любым путем хотят уйти от посторонней опеки;

-бесп ризорники по неволе, которые действительно убежали от насилия, голода, притеснений и прочих социальных бед, перед которыми ребенок оказывается беззащитным; такие дети готовы принять помочь нашу помощь и ищут возможности устроить свою жизнь;

-беспризорники, оказавшиеся на улице помимо своей воли, однако привыкшие к этому образу жизни и не представляющие, что каким-то образом можно жить иначе;

-беспризорники, которые преодолевают иногда сотни километров, уходя из дома в силу непреодолимой тяги к путешествиям, новым местам, впечатлениям и встречам.

Глава II. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

2.1.Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Профилактика - это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранения факторов риска[29, с.56]

Основные методы технологии социальной работы с детьми сводятся к следующим[32, с. 154]:

1.Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

2.Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

3.Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально - медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

4.Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

5.Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь,   трудоустройство и т.п.).

6.Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность).

Реализация перечисленных и им подобных методов технологии социальной работы , заставляет специалистов по работе с детьми решать ещё одну, на первый взгляд парадоксальную задачу, а именно, преодолевать постоянно присутствующее в обществе негативное отношение к детям и всему, что с ними связано. В массовом сознание достаточно прочно укоренилось представление о том, что дети – это серьёзная нагрузка или «обуза», которую берёт на себя человек, что они ограничивают его социальную свободу, что дети требуют от взрослых каких-то «жертв». Подобный стереотип создаёт значительные препятствия и трудности для эффективной социальной защиты детей.

Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми должна быть направлена на решение следующих основных задач[32, с. 165]:

   - задачи по спасению детей, деятельность, направленная на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком, эвакуация из района бедствия и т.п.);

    -задачи по социальному развитию детей, создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности);

   -задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.).

Решение этих задач позволяет создать в обществе действительно благоприятную для детей среду жизнедеятельности и развития. Вместе с тем, в процессе их решения возникает необходимость дифференцированного подхода к различным категориям детей, существующих в конкретном обществе.

Холостова Е. И. выделяют следующие основные категории детей, нуждающихся в социальной защите[32, с. 179]:

1.Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития.В реальной жизни для таких детей характерно состояние «ничьих», которое зачастую выражается в атрофии или полном разрушении внутрисемейных связей и отношений, отсутствии со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности и тому подобном. Эта категория детей, к сожалению, весьма многочисленна и неоднородна. К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых. Точных данных о количестве подобных детей в обществе нет, но большинство экспертов и специалистов сходятся во мнении, что речь может идти о десятках тысяч человек.

Безнадзорность приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом. Именно здесь формируются «кадры» для уличной и организованной преступности и детской проституции, появляются возможности для экономической эксплуатации детей.

Социальная помощь безнадзорным детям направлена на преодоление именно состояния безнадзорности и отсутствия необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей. Она может включать в себя такие направления работы как создание для ребёнка позитивной среды общения, восстановление семейных связей ребёнка и активизация педагогического и гуманистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возможности возвращение ребёнка в систему образования и создание условий для посильной работы и заработка.

Ещё одной, наиболее трагической группой дезадаптированных детей являются брошенные дети. Как показывает опыт современной жизни, в эту категорию попадают дети самых разных возрастов и состояний. Чаще всего, это новорождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжёлыми физическими или психическими патологиями. Способы, которыми можно бросить ребёнка самые разнообразные. Это и отказ от новорождённого в родильном доме, помещение его в больницу или другое учреждение под опеку государства, оставление ребёнка на вокзалах, поездах и просто выбрасывание «на помойку». Причинами, по которым родители бросают своих детей, чаще всего, становятся пьянство, наркомания и тунеядство и, сопутствующие им, нищета, аморальный или преступный образ жизни[21, с. 85].

Социальная помощь брошенным детям – это, прежде всего, решение задач по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее:

    -оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребёнка в специальное детское учреждение (Дом ребёнка, детский дом, детская больница);

    -психологическая реабилитация ребёнка, оказание ему необходимой юридической помощи;

    -назначение, оформление и выплата соответствующих пособий и т.п. При наличии у ребёнка каких-либо родственников и соответствующего желания с их стороны возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и попечительства.

2.Беспризорные дети – это дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Основными причинами беспризорности в обществе являются,[32, с. 194]: 

-во-первых, разнообразные социальные катастрофы (войны и социально-экономические кризисы).

-Во-вторых, масштабные социальные преобразования, затрагивающие все стороны жизни общества в целом и каждого человека (социальные революции, социально-экономические и социально политические преобразования, политические перевороты и т.п.). 

-В-третьих, причины, кроющиеся в особенностях внутрисемейных отношений и способах жизнедеятельности конкретных семей: пьянство родителей, аморальный образ жизни, многодетность, катастрофическая бедность, жестокость по отношению к детям и т.п.

Профилактика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и устранение факторов риска[29, с.6].

Профилактические мероприятия - важнейшие составляющие системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни[29, с.10].

Сущность профилактики дезадаптированных и беспризорных детей и подростков заключается в социально-направленной, личностно-ориентированной поддержке детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или подвергшихся воздействию асоциальных факторов с целью раскрытия внутренних возможностей и приобретения опыта самореализации в детско-подростковой и взрослой социальной среде.

Основной целью профилактики безнадзорности детей и подростков является социальный патронаж детей и семей «группы риска», оказанием социальной помощи, социальная защита и поддержка детей реализация их права на нормальную жизнь, реабилитация в жизненном определении.

Работа специалиста по социальной работе профилактику безнадзорности детей и подростков строится следующим образом:

-выявление асоциальных семей, безнадзорных детей и подростков, патронаж семей и детей, состоящих на учете в отделе опеки и попечительства;

-получая информацию о семьях, специалисты отделения проводят обследование жилищно-бытовых условий и условий воспитания детей. По итогам посещения составляется акт обследования;

-на основе полученной информации проводится всесторонний анализ проблемной ситуации, который осуществляется социальным консилиумом;

-на каждую взятую семью, составляется реабилитационная программа и по данной программе специалисты работают с семьей[22, с. 201]

2.2. Проект по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Актуальность. Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее.

Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности и безнадзорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом. Бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни.

Безнадзорность, являющаяся еще одной причиной, ведущей детей не только на улицу, но и в криминал, распространена очень широко. Немало детей в России не имеют контроля со стороны родителей (или иных лиц), которые не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию. А это говорит о том, что эти дети изначально находится в условиях, не позволяющих им вырасти конкурентоспособными, полноценными гражданами[8, с. 78].

Отдельного внимания заслуживает беспризорность, происходящая из семей мигрантов, особенно беженцев. И, если многие, упоминаемые причины, ведущие детей на улицу, в связи с коренными преобразованиями, имеют новые оттенки; то, согласно исследованиям ряда ученых, с беспризорными мигрантами наше государство на протяжении своей истории сталкивалось не раз.

Неблагополучная семья, как причина появления беспризорных детей, особо выделяется большинством ученых и практиков, занимающихся данной проблемой. Наряду с экономически неблагополучными семьями (многодетными, неполными, семьями инвалидов, семьями безработных и т.д.), выделяются семьи с асоциальным поведением родителей: алкоголизм, токсикомания, наркомания; насилие над детьми и другими членами семьи. Очень часто асоциальное поведение родителей проявляется на фоне экономического неблагополучия семьи. Также появлению беспризорных и безнадзорных детей способствует факт развода родителей.

  Специалисты отмечают существование проблемы мотивации детей к социально-значимой деятельности. Именно эмоциональное благополучие, чувство защищенности, возможность проявления собственных инициатив в кругу единомышленников, друзей и партнеров, возможность общественного признания, морального и материального вознаграждения за свой труд - вот то, что сможет привлечь современных подростков к социально-значимой деятельности, в том числе - привести детей в ориентированные на них учреждения и организации. Любому подростку свойственно стремиться быть в компании, коллективе, но, к сожалению, для каждого десятого ребенка такой коллектив могут составить "дети улицы"[8, с. 98].

Таким образом, детская беспризорность является одной из наболевших проблем, с которыми столкнулось государство и общество в последнее время. В минувшее десятилетие борьба с этим явлением стала приоритетной задачей, поставленной и решаемой на всех возможных уровнях. Надо отдать должное проведенной работе: как отмечает статистика, беспризорность перестала носить стихийный и массовый характер. Но это вовсе не означает, что проблему удалось решить. Сегодня перед государством и обществом поставлены новые задачи, без комплексного решения которых проблему детской беспризорности и безнадзорности преодолеть не удастся. Создаются благотворительные фонды, занимающиеся сбором средств для помощи беспризорными безнадзорным детям, в том числе для открытия и финансовой поддержки центров реабилитации беспризорных и безнадзорных детей и детских домов.

Название проекта: «Не чужие дети»

Цель и задачи  проекта

Целью данного проекта является –сопровождение открытия Центра реабилитации беспризорных и безнадзорных детей.

Задачи:

- организовать работы по привлечению необходимых финансовых ресурсов для реализации проекта;

- проводить пресс-конференции, посвященной проблемам детской беспризорности и безнадзорности;

-  подобрать квалифицированных кадров для работы в Центре;

- осветить в СМИ  проводимых мероприятий.

Организаторы проекта:

  1.  Социальные педагоги;
  2.  Социальные работники.

Целевая аудитория и вовлеченные группы

Целевая аудитория:

Беспризорные и безнадзорные дети г.Кызыла

Вовлеченные группы:

- Министерство образования и науки РТ;

- Министерство внутренних дел РТ;

- Министерство здравоохранения РТ;

- Администрации районов г. Кызыла;

Информационные спонсоры проекта:

- Газета «Информ плюс»;

- Телерадиокомпания «Новый Век»;

Аргументы, предлагаемые выбранным СМИ:

Данный проект является абсолютно новым проектом и представляет собой проект большой социальной значимости, так как направлен на организацию мероприятий по оказанию помощи беспризорным детям. А от того, какое воспитание они получат, от их социальной адаптации в обществе..

Требования, предъявляемые к выбранным СМИ:

- посещение мероприятий, относящихся к данному проекту, о которых СМИ будут уведомлены организаторами проекта;

- подготовка публикаций по итогам мероприятий в том объеме и с теми акцентами, которые СМИ посчитают нужным сделать.

Аргументы, предлагаемые СМИ в качестве компенсации их услуг:

- осуществление для выбранных СМИ первоочередной поставки материалов о проекте;

- проведение на базе изданий СМИ публичных мероприятий по проекту с привлечением требуемых для этого организационных и финансовых ресурсов.

Срок реализации проекта

Проект будет реализовываться в течение 1 года с начала его финансирования.

Календарный план мероприятий:

Название мероприя

Тия

Срок проведения

Участники

Цель мероприятия

1

Исследование на тему: «Проблема детской беспризорности в г. Кызыле».

За 2 недели до реализации проекта

Министерство образования и науки РТ

Ранжирование проблемы беспризорности детей г. Кызыл в глазах населения

2

Оповещение СМИ о специальных событиях в рамках данного мероприятия

За неделю до события

Районные комиссии по делам несовершеннолетних г. Кызыла

Информирование СМИ о специаль ных событиях, посвященным ре шениям данной проблемы

3

Проведение акций по привлечению    средств для реализации проекта

3 месяца

Администрации районов г. Кызыла

Привлечение необходимых финансовых ресурсов

4

Проведение пресс-конференции, посвященной проблемам детской беспризорности

1 день

Министерство здравоохранения РТ

Ранжирование проблем беспризорности детей г. Кызыл; поиск путей их решения

5

Организация круглого стола на тему: «Детская беспризорность в   Кызыл»

За 3 месяца до открытия

Организаторы проекта

Обсуждение проблем беспризорности

Ожидаемые результаты:

1. Все пресс-релизы о проведении мероприятий будут переданы в СМИ и опубликованы без искажения информации. Она должна быть правильно преподнесена целевой аудитории, содержать основные идеи, связанные с реализацией проекта.

2. Конечным результатом проекта является начало работы Центра реабилитации беспризорных детей «Не чужие дети» в г. Кызыле.

Реализация данного проекта позволит создать условия для развития, воспитания и защиты интересов детей, их профессиональной подготовки и гражданского становления и тем самым решить проблему социализации и интегрирования в общество данной категории детей и подростков.

Бюджет проекта

Расходы на:

- разработку необходимой документации;

- приобретение земельного участка под строительство Центра;

- строительство Центра;

- поиск квалифицированных кадров для работы в Центре;

- приобретение необходимого оборудования, мебели и автотранспорта для Центра;

 - открытие Центра реабилитации беспризорных детей «Не чужие дети» в г. Кызыле.

Для создания этих оборудований, документаций, строительства зданий понадобиться не менее 2 млн тыс. рублей.

Финансирование проекта будет осуществляться за счет:

- привлечения средств спонсоров и благотворителей как юридических, так и физических лиц;

-  привлечения органов региональной власти с целью получения государственного финансирования данного проекта;

-  привлечения региональных общественных благотворительных организаций к совместной реализации данного проекта;

-  проведения акций с целью привлечения необходимых для реализации проекта средств.

 


Заключение

Таким образом, безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания[19, с.34].

Беспризорность возникла в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и др. потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности способствовали экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. Беспризорность как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Беспризорности неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность возникновения эпидемий[21. с. 98].

Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу.

Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений[13, с.19].

Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

В настоящее время правовое регулирование проблем беспризорности установлено Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 № 154. Следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения оснований для лишения свободы несовершеннолетних. В ряде случаев в Законе отсутствует четкое указание на обязательность судебного контроля над лишением свободы несовершеннолетних. Закон не содержит положений, защищающих переписку несовершеннолетнего с адвокатом. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений закрытого типа.

В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской беспризорности крайне незначительно. Среди причин такого положения - их недостаточное количество и локальность действия[22, с. 215].

Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества. Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных» социальных работников.

Список использованной литературы:

  1.  Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А.А.Бакаев - М.: Логос, 2004. – 139с.
  2.  Баркер, Г.Е. Словарь социальной работы / Г.Е.Баркер. - М., 1994.- 478с.
  3.  Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. Педагогическое общество России, М., 2002. - 430с.
  4.  Григорьева, И. А.  Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность / Ред. межд. Магистр. по соц. работе А.А. Козлов. УМО по соц. работе. - М., 2004. – 344с.
  5.  Григорьев, С.И. Социальная работа в России в 90-е годы: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения//Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной и др.- М.:1992. – 311с.
  6.  Дашкина, М. С. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.// Отечественный журнал. Социальная работа №4. – 2010. – C.159.
  7.  Дашкина, М. С.Профилактика беспризорности и безнадзорности/ М.С.Дашкина //Отечественный журнал Социальная работа. М., 2000 №3 – С.167.
  8.  Дашкина, М.С.Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних/ М.С. Дашкина. // Социальная работа №6 – 2008;№4-2009; - С.200.
  9.  Зайнышев, И.Г. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. -М.: Союз,  2008. – 339с.
  10.  Зайнышев, И. Г. Технология социальной работы  / под ред. И.Г. Зайнышев. -  М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС,2002. -231с.
  11.   Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы: Учебное пособие / Р. В. Корнюшина - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. – 85с.
  12.  Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. – 239с.
  13.  Кудринская Л.А. Прогнозирование, проектирование ит моделирование в социальной работе: учебное пособие/ Под ред. Л.А. Кудринская – Омск. Издательство ОмГТУ, 2010. – 124с.
  14.   Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие./ Л.П. Кузнецова - Владивосток: Издательствo ДВГТУ, 2002. – 92с.
  15.  Люблинский, П.С. Социальная педагогика /под ред. П.С Люблинского,- Спб.:2008. – 287с.
  16.   Майерс, Д. Социальная психология. / Д. Майерс - СПб. 2000. – 794с.
  17.    Новак, T. C.  Социальная работа за рубежом: Учебное пособие  /Под общ. ред. Е.С. Новак. - Волгоград:, 2001. – 172с.
  18.    Павленок, П.Д. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка - М.: ГАСБУ,1993. – 265с.
  19.  Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности.Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. С.А. Расчетина.-СПб: Издательство Буковского, 2005,- 244с.
  20.   Павленок, П.Д. Технология социальной работы с различными группами населения/ под ред. П.Д. Павленко,- М,2009. – 272с.
  21.   Павленок ,П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения./ под. ред. Павленка. - М.: Издательство:Инфра. 2007. – 185с.
  22.  Прудников, Б.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности, наркомании среди несовершеннолетних: административно-правовое регулирование / Б.П. Прудников, О.П. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ, 2004. – 447с.
  23.  Прудников, Б.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности, наркомании среди несовершеннолетних: административно-правовое регулирование / Б.П. Прудников, О.П. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ, 2004. – 447с.
  24.   Российская педагогическая энциклопедия. - Спб.:1993. – 1160с.
  25.  Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник для вузов / В.М. Сафронова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,2009.-457с.
  26.    Семейный Кодекс РФ 2012- СК РФ., М., Спб. – 136с.
  27.  Словарь по образованию и педагогике / под ред. В.М. Полонского. - М.: Флинта: Наука, 2004. – 368с.
  28.   Тучкова, Э.Г. Теория и методика социальной работы. Краткий курс /  Э. Г. Тучкова. - М.: ЮНИТИ, 1994. – 198с.
  29.   Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ  «Об основах

Системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». – 54с.

  1.   Холостова, Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ЮРИСТЪ, 2008. – 334с.
  2.   Холостова, Е.И.  Генезис социальной работы в России./ Е.И. Холостова. М., 1995. – 344с.
  3.   Холостова, Е.И. Технология социальной работы./ Е.И. Холостова - М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.
  4.    Энциклопедия социальной работы. М.: ИСР АРСС, 1997. – 729с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11776. Пошук оптимального розв’язку багатокритерійних лінійних задач 153.21 KB
  Звіт до лабораторної роботи №5 на тему: Пошук оптимального розв’язку багатокритерійних лінійних задач З курсу: Математичні методи дослідження операцій Мета: Вивчити методологію розв’язання багатокритерійних оптимізаційних задач на прикладі задачі розпо...
11777. Аналіз оптимізаційних задач. Аналіз оптимального розв’язку. Параметричний аналіз. Графічне представлення 139.27 KB
  З в і т про виконання лабораторної роботи 3 на тему: Аналіз оптимізаційних задач. Аналіз оптимального розв’язку. Параметричний аналіз. Графічне представлення. З курсу: Математичні методи дослідження операцій Мета: Вивчити методи аналізу задач лінійного пр
11778. Основні етапи розв’язання задач на дослідження операцій 77.35 KB
  Звіт до лабораторної роботи №1 з дисципліни Математичні методи дослідження операцій ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №1 Тема роботи: Основні етапи розв’язання задач на дослідження операцій. Питання: Поняття про задачі дослідження операцій. Поняття моделі класифік...
11779. ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ (ТЗЛП) 256 KB
  ТЕМА 1 ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТЗЛП 1. Содержательная постановка и формальная модель ТЗЛП. 2. Условие существования решения ТЗЛП. Построение формальной модели ТЗЛП при нарушении усло...
11780. Математичні методи дослідження операцій. Лабораторні роботи 465 KB
  ЛАБОРАТОРНІ РОБОТИ 16 з дисципліни Математичні методи дослідження операцій ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 1 ТЕМА: Графічний метод розв’язування задач лінійного програмування ЛП. МЕТА: Опанувати графічний метод побудови допустимої області ЗЛП та ліній рівн
11781. Первоначальные сведения и правила работы в операционной системы Windows’2000/2003 59.5 KB
  Лабораторная работа № 1. Тема: Первоначальные сведения и правила работы в операционной системы Windows’2000/2003. Цель работы: Освоить основные приемы и методы работы с объектами операционной системы Windows’2000/2003 XP. Содержание работы: Освоение основных приемов настройки и ра...
11782. Работа со стандартными программами в операционной системе Windows’2000/2003, XP 55.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Тема: Работа со стандартными программами в операционной системе Windows’2000/2003 XP. Цель работы: Получить практические навыки работы со стандартными программами Windows’2000/2003 XP. Содержание работы: Освоение основных приемов работы со стандартными...
11783. Работа с сервисными программами в операционной системе Windows’2000/2003 1.69 MB
  Лабораторная работа № 3. Тема: Работа с сервисными программами в операционной системе Windows’2000/2003. Цель работы: Получить практические навыки работы с дискетами и сервисными программами Windows’2000/2003. Содержание работы: Освоение основных приемов ра...
11784. Манипулирование файлами в Windows 95/98/2000/ХР. 55 KB
  Лабораторная работа № 0. Часть № 1. Манипулирование файлами в Windows 95/98/2000/ХР. ПРИМЕЧАНИЕ. На эту лабораторную работу надо принести дискету отформатированную чистую. Работать только с теми файлами которые вы скопировали чтобы ничего не испортить...