88711

Финансовый потенциал предприятия

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Переход к рынку ставит новые задачи перед финансовой деятельностью предприятия. Конкурентоспособность предприятия зависит как от внутренних возможностей эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, так и от внешних условий, таких как налоговая...

Русский

2015-05-03

71.47 KB

4 чел.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                          2

1. Финансовый потенциал. Его сущность, назначение, методы оценки .     3                                

2. Потенциал выживаемости. Его сущность, назначение, методы оценки .     6

3. Определение потенциала предприятия при помощи баллов                   10   

4. Определение интегрального потенциала предприятия            13  Приложения                                                                                                      19

Используемая литература                                                                                 21

ВВЕДЕНИЕ

Потенциал – это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели.

Термин “потенциал” в своем этимологическом значении происходит от латинского слова “potentia” и означает “скрытые возможности”, которые в хозяйственной практике, благодаря работе могут перейти в реальность.

Таким образом, термины “потенциал”, “потенциальный” означают наличие у кого-нибудь (будь - это отдельно взятый человек, первичный рабочий коллектив, общество в целом) скрытых возможностей, которые еще не проявились, или дарования к деятельности в соответствующих сферах.

Потенциал предприятия – это его возможности экономического субъекта в какой-либо области.

 

1. Финансовый потенциал. Его сущность, назначение, методы оценки

Переход к рынку ставит новые задачи перед финансовой деятельностью предприятия. Конкурентоспособность предприятия зависит как от внутренних возможностей эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, так и от внешних условий, таких как налоговая (кредитная, ценовая) политика государства и рыночная инфраструктура. Финансовый потенциал предприятия является комплексным понятием и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности. Основными из них являются состав и структура активов предприятия, объем произведенной продукции и услуг, общие затраты на производство, структура затрат, структура оборотных средств и период их оборота и платежеспособность, инвестиционный потенциал, интенсивность инвестиций, норма прибыли капитала, рентабельность продукции. Факторы, влияющие на финансовый потенциал предприятия, - это, прежде всего, устойчивость темпов роста собственных средств предприятия, качество управления текущими активами, обеспечение запасов и затрат собственными средствами, обеспечение допустимой зависимости предприятия от кредиторов, оборот акций, выплачиваемые дивиденды.

Конкурентоспособный финансовый потенциал характеризуется устойчивой платежной готовностью, достаточной обеспеченностью собственными оборотными средствами и эффективным их использованием с хозяйственной целесообразностью, четкой организацией расчетов, наличием устойчивой финансовой базы. Финансовое положение предприятия может быть напряженным в случае неэффективного размещения средств, их иммобилизации, просроченной задолженности перед бюджетом, поставщиками, банком, а также недостаточной устойчивости потенциальной финансовой базы, что связано с неблагоприятными тенденциями в производстве.

Устойчивое финансовое положение предприятия является необходимым условием его деятельности в рыночных отношениях, поскольку от этого зависит своевременность и полнота погашения его обязательств по оплате труда работников, расчетов с бюджетом, банками и поставщиками материальных ресурсов, по выплате дивидендов и т.д. Финансовый потенциал можно считать эффективным, если он покрывает собственными средствами не менее 50% финансовых ресурсов, необходимых для осуществления конкурентоспособной деятельности предприятия, целенаправленно и эффективно использует финансовые ресурсы и является платежеспособным.

Укрепление финансового потенциала предприятия во многом зависит от правильности сформированной финансовой стратегии. Формирование и реализация финансовой стратегии, направленной на поддержку конкурентоспособного потенциала предприятия, основывается на использовании механизмов и инструментов финансового менеджмента, к которым можно отнести следующие:

финансовое управление – финансовый анализ, бюджетирование, антикризисное управление, менеджмент привлечения заемных средств и размещения свободных средств, инвестиционный менеджмент;

финансовая реструктуризация – ликвидация нерентабельных и неплатежеспособных структур предприятия, ужесточение контроля за расходованием денежных средств, списание активов с баланса предприятия, управление издержками производства, интеграция капитала;

рынок финансовых услуг – факторинг, страхование, лизинг, офшоры;

управление финансовыми рисками – управление активами и пассивами, хеджирование, свопы, фьючерсы, форварды, опционы.

Оценка финансового потенциала конкурентоспособности предприятия может быть произведена по уровню финансовооруженности труда. Предполагается, что чем выше финансовооруженность труда, тем больше у предприятия возможностей укрепить конкурентный потенциал предприятия.

Управление финансовым потенциалом предприятия осуществляется в рамках финансового менеджмента, основной целью которого является обеспечение эффективного функционирования предприятия посредством воздействия на его финансовые ресурсы.

2. Потенциал выживаемости. Его сущность, назначение, методы оценки

    Диагностика банкротства должна предусматривать не только оценку вероятности наступления этого состояния, но и определение внутренних сил противостояния имеющиеся у предприятия, благодаря активизации которых ситуация может быть улучшена.

    Проблема исследования возможности выживания является сегодня очень важной. Если зарубежные исследователи уже достаточно давно обратили внимание на целесообразность ее разработки, то в отечественных экономических исследованиях имеются лишь отдельные акценты и замечания по этому поводу.

   Целесообразность рассмотрения проблем выживания не нуждается в дополнительной аргументации. Выживание и развитие, что обеспечивает создание достаточного "запаса" устойчивости для успешного функционирования в условиях рыночных отношений является одной из главных целей разработки стратегии деятельности любого предприятия, независимо от состояния и стадии жизненного цикла, на котором оно находится.

     На первый взгляд, может сложиться мнение, что оценка выживаемостью  не является самостоятельной проблемой. Поскольку методический инструментарий оценки угрозы наступления банкротства достаточно разработан и позволяет количественно определить вероятность возникновения этой ситуации, то выживание, которое является противоположным направлением развития кризисной ситуации, может быть рассчитана как разница между единицей и вероятностью банкротства:

Р. = 1-Р6.

    Такая позиция ошибочна; банкротство и выживание обусловливаются разными факторами и должны исследоваться автономно друг от друга.

Выживание предприятия рассматривается как возможность развития ситуации по позитивному сценарию, следствием которого является нормализация состояния хозяйственной системы, восстановления конкурентоспособности предприятия и обеспечения эффективного хозяйствования. Для характеристики способности предприятия к реализации этой возможности используется специальный термин - "потенциал выживания ".

     Потенциал (лат.роиепсиа - сила, прочность) — совокупность находящихся в распоряжении предприятия «стратегических» ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях. В зависимости от цели оценки в экономической литературе используются различные виды потенциала - производственный, социально-экономический, восстановительный, стратегический.

      Определенные особенности, присущие термину "потенциал", должны учитываться и при толковании термина "потенциал выживания", сферой применения которого является исследование потенциальных возможностей предприятия по выходу из кризисного состояния, оценка наличия предпосылок и возможностей для самосохранения хозяйствующего субъекта, восстановление режима его функционирования в соответствии с требованиями рыночной экономики.

   Выживаемости объективно присущи, как и любой системе, предприятию, поскольку, согласно теории кибернетики, все открытые динамические системы в своем развитии направляются к состоянию равновесия. Однако сила этой способности может существенно уменьшиться или даже достичь нулевого уровня, если предприятие не будет соответствовать требованиям, которые определены теорией систем. К таким требованиям относятся:

наличие упорядоченной целостности, которая является результатом динамического взаимодействия отдельных элементов предприятия как системы технических, технологических, экономических, организационных, социальных, экологических, внешних, внутренних, функциональных и других факторов. Это позволяет реализовать важнейший признак целостности: целое является большим, чем сумма элементов, имеет большую эффективность, лучшие качества; способность к самоадаптации (стабилизации) для сохранения устойчивости динамического баланса как в рамках самой системы, так и во взаимодействии с внешней средой, способность к самоорганизации, под которой понимается умение превращать внутренние ограничения, достигать новых, более устойчивых состояний, остаются устойчивыми к воздействиям внешней среды; способность к самоорганизации позволяет реализовать возможности эволюции в более жизнеспособные (устойчивые) системы; способность к противодействию роста энтропии в развитии системы, проявлением которой является увеличение роли случайности, уменьшения возможности упорядоченности, самостабилизации, самоорганизации, возникающих в процессе жизнедеятельности системы, особенно при расширении границ ее деятельности; способность к инновациям (изменений), в процессе развития любой системы действует основной закон снижения отдачи, эффективности любого экономического явления, его проявлением является снижение эффективности использования капитала, производственных фондов, снижение доходов и т.д.. Жизнеспособность системы обусловливается ее способностью получать дополнительную "энергию" из внешней среды, которая оттягивает наступление энтропии, изменяет систему. Это может быть реорганизация ее экономической структуры, привлечения дополнительного капитала, новых участников, осуществление модернизации оборудования, изменение технологий, организационная перестройка и т.д..

   Выживание предприятия определяется как состояние его развития, которое предполагает своевременность и экономичность адаптации к изменениям внутренней и внешней среды при сохранении основных законов развития: целеустремленность, динамизм и управляемость. Способность к выживанию предприятия представляет собой результативную оценку трех типов устойчивости, которые присущи этой хозяйственной системе.

   Начальным этапом исследования потенциала выживания предприятия является исследование состояния и состава ресурсов, имеющихся в его распоряжении на момент оценивания.

   Проблемы ресурсного обеспечения деятельности предприятия, в зависимости между объемом, составом ресурсов и достигнутыми результатами деятельности, оценки достаточности ресурсного потенциала для достижения запланированных показателей деятельности традиционно находились в центре внимания многих исследователей.

   Классическим постулатом экономической теории признано, что для осуществления производственной деятельности предприятию нужны факторы производства, основными из которых являются труд, капитал и земля (природные ресурсы). Под производственными факторами принято рассматривать ресурсы, которые реально вовлечены в процесс производства, то есть "производительные" ресурсы ".

  Существуют различные методические подходы к характеристике ресурсов фирмы. Так, в составе факторов производства принято выделять элементарные ресурсы (труд, капитал, нематериальные активы) и диспозиционные ресурсы, то есть управленческие ресурсы, способность человека (субъекта управления) комбинировать элементарные факторы для достижения элементарных целей и задач развития системы, выполнения функций управления ее деятельностью.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ПОМОЩИ БАЛЛОВ

Таблица 3.1 – Исходные данные по предприятию для выполнения практической части курсовой работы

Наименование локального потенциала/показателя

Расчет показателя или значение

      Производственный потенциал

Часть основных фондов к валюте баланса (основные фонды/сумму баланса)

7720000/12539000=0,61

Фондоотдача (объем выпущенной продукции/основные средства), грн.

12801500/7720000=1,65

Рентабельность основных средств (чистая прибыль/основные средства*100%), %

4000/7720000=0,05%

Маркетинговый  потенциал

Номенклатура продукции

широкая

Рынки сбыта

региональный

Качество продукции

низкое

Экономический  потенциал

Рентабельность продукции (прибыль/объем выпущенной продукции*100%),%

41800/12801500*100%=0,3

Затраты на 1 грн. товарной продукции (себестоимость/объем выпущенной продукции), грн.

12759700/12801500=0,99

Среднемесячная заработная плата (Фонд оплаты ППП/количество человек), грн.

905200/432=2095,37

Необходимо произвести расчет вначале локальных потенциалов, а затем общего потенциала предприятия используя баллы, для чего все показатели, имеющие различную систему измерения, приводим к единой системе измерения – бальной, используя диапазоны оценок, приведенные в приложении А.

По результатам данного этапа заполняем таблицу 3.2.

Таблица 3.2 – Определение общего потенциала предприятия при помощи баллов

Наименование локального потенциала/показателя

Значение показателя

Значение показателя в баллах

      Производственный потенциал

Часть основных фондов к валюте баланса

0,61

5

Фондоотдача, грн.

1,65

10

Рентабельность основных средств, %

0,05

5

Сумма баллов по производственному потенциалу

С1=20

Маркетинговый  потенциал

Номенклатура продукции

Высокая

15

Рынки сбыта

Региональный

10

Качество продукции

Низкое

5

Сумма баллов по маркетинговому потенциалу

С2=30

Экономический  потенциал

Рентабельность продукции, %

0,3

5

Затраты на 1 грн. товарной продукции, грн.

0,99

5

Среднемесячная заработная плата, грн.

2095,37

5

Сумма баллов по экономическому потенциалу

С3=15

Общий потенциал предприятия в баллах

П=65

Значение С1, С2, С3 соответственно определяется как сумма баллов по трем показателям каждого локального потенциала.

Значение общего потенциала в баллах (П), согласно этому методу, определяется по формуле:

П=С1 + С2 + С3 , баллы                                              (3.1)

П=20+30+15=65 баллов

Согласно произведенным расчетом Чернухинская исправительная колония №23 обладает низким потенциалом.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1 Распределяем коэффициент значимости каждого локального потенциала на общий потенциал предприятия, для чего выделяем основной (наиболее весомый) локальный потенциал, локальный потенциал средней значимости и менее значимый локальный потенциал.

Исходя из того, что сумма всех коэффициентов значимости локальных потенциалов должна составлять 1, распределяем их так, чтобы основной локальный потенциал получил максимальное значение коэффициента значимости, а менее значимый локальный потенциал – минимальное значение коэффициента значимости.

В результате данного этапа заполняем табл. 4.1.

Таблица 4.1  – Определение коэффициентов значимости локальных потенциалов

Наименование локального потенциала

Коэффициент значимости

Производственный потенциал

0,5

Маркетинговый потенциал

0,2

Экономический потенциал

0,3

Сумма коэффициентов значимости локальных потенциалов

1

4.2 На данном этапе, для каждого локального потенциала и отобранных для их оценки показателей также производится распределение коэффициентов значимости по такому же принципу: показатель, в наибольшей степени влияющий на локальный потенциал, получает максимальный коэффициент значимости, а показатель, в наименьшей степени влияющий на локальный потенциал, получает минимальное значение. Сумма коэффициентов значимости показателей по каждому локальному потенциалу равна 1.

В результате данного этапа заполняется таблица 4.2.

Таблица 4.2 - Определение коэффициентов значимости показателей, характеризующих локальные потенциалы предприятия

Наименование локального потенциала/показателя

Коэффициент значимости

      Производственный потенциал

Часть основных фондов к валюте баланса

0,15

Фондоотдача, грн.

0,25

Рентабельность основных средств, %

0,60

Сумма коэффициентов значимости производственного потенциала

1

Маркетинговый  потенциал

Номенклатура продукции

0,15

Рынки сбыта

0,25

Качество продукции

0,6

Сумма коэффициентов значимости маркетингового потенциала

1

Экономический  потенциал

Рентабельность продукции, %

0,70

Затраты на 1 грн. товарной продукции, грн.

0,20

Среднемесячная заработная плата, грн.

0,10

Сумма коэффициентов значимости экономического потенциала

1

4.3 На данном этапе производится расчет общего интегрального потенциала предприятия для чего значения показателей нашего предприятия будем сравнивать с эталонными значениями, в качестве которых могут выступать: эталонные значения для различных отраслей народного хозяйства из приложения Б, нормативы по отрасли; средние значения по отрасли, значения показателя сильнейшего конкурента.

По результатам данного этапа заполняется таблица 4.3.

Наименование локального потенциала или показателя

Значение показателя на предприятии, Зп

Эталонное значение показателя,

Зэ

→mах/min

Оценка, О

Коэф.знач.,Кз.

Взвешенная оценка, Ов

Производственный потенциал

Часть основных фондов к валюте баланса

0,61

0,35

min

0,57

0,15

0,09

Фондоотдача, грн.

1,65

4,5

max

0,37

0,25

0,09

Рентабельность основных средств, %

0,05

25

max

0,002

0,6

0,001

Значение производственного потенциала

0,5

З1=0,18

Маркетинговый  потенциал

Номенклатура продукции

15

10

max

1,5

0,15

0,23

Рынки сбыта

10

10

max

1,0

0,25

0,25

Качество продукции

5

10

max

0,5

0,60

0,30

Значение маркетингового потенциала

0,2

З2=0,78

Экономический  потенциал

Рентабельность продукции, %

0,3

18

max

0,02

0,70

0,01

Затраты на 1 грн. товарной продукции, грн.

0,99

0,65

min

0,66

0,20

0,13

Среднемесячная заработная плата, грн.

2095,37

3000

max

0,70

0,10

0,07

Значение экономического потенциала

0,3

З3=0,21

Общий интегральный потенциал, П

П =0,31

Таблица 4.3 – Определение общего интегрального потенциала предприятия

Для заполнения колонки «Оценка» производится расчет по следующим формулам:

а) для показателей, определенных «→mах»:

                                                       (4.1)

б) для показателей, определенных «→min»:

                                                       (4.2)

Для заполнения колонки «Взвешенная оценка» перемножаем рассчитанную оценку для каждого показателя на его коэффициент значимости по формуле:

                                                 (4.3)

Для того чтобы определить значение каждого из локальных потенциалов (З1, З2, З3 соответственно) суммируем взвешенные оценки по каждому из локальных потенциалов:

                                                  (4.4)

Теперь определяем значение общего интегрального потенциала используя полученные значения каждого из локальных потенциалов и их коэффициенты значимости:

                                             (4.5)

П = 0,5 × 0,18 + 0,2 × 0,78 + 0,3 × 0,2 = 0,31               

где Зс– значение i-того локального потенциала;

Кз – коэффициент значимости i-того локального потенциала.

Анализ полученных значений потенциала позволяет дать оценку потенциалу предприятия, как предприятия, имеющего низкий потенциал, позволяющий им за счет собственных возможностей и имеющихся ресурсов повышать показатели производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

4.4 После расчета потенциала, его необходимо отобразить графически на радаграмме (рис.1), по оси которой откладываются взвешенные оценки каждого из локальных потенциалов, которые потом соединяются прямыми линиями. Эталонные значения потенциала откладываются на каждой оси в значении «1».

Полученная фигура будет графическим методом отображать потенциал предприятия. Чем больше площадь фигуры, тем больше потенциал предприятия.

производственный потенциал

маркетинговый потенциал

экономический потенциал

Фигура имеет искривленную, ломаную форму. Таким образом предприятию следует сосредоточить усилия на экономическом и производственном потенциалах, для этого необходимо:

- снизить себестоимость продукции, путем снижения материальных затрат;

- увеличивать рентабельность продукции;

- повышать заработную плату работникам;

- увеличить рынки сбыта;

- повысить чистую прибыль.

Приложение А

Критерии ранжирования анализируемых показателей производственного потенциала предприятия

Показатели производственного потенциала предприятия

Критерии

15 бал.

10 бал.

5 бал.

1

Часть основных фондов к валюте баланса

до 0.1

0.1-0.25

больше 0.25

2

Фондоотдача, грн.

больше 5

5-1

до 1

3

Рентабельность основных средств, %

больше 50

50-25

до 25

Критерии ранжирования показателей маркетингового потенциала предприятия

Показатели меркетингового потенциала предприятия

Критерии

15 бал.

10 бал.

5 бал.

1

Ринки сбыта проукции

Международный

региональный

локальный

(месный)

2

Качество продукции

високое

(отвечает международному или европейскому уровню)

Середнее (отвечает национальному уровню)

низкое (отвечает ТУ)

3

Номенклатура продукции

Широкая

сердняя

узкая

Критерии ранжирования показателей экономического потенциала предприятия

Показатели эконоического потенциала предприятия

Критерии

15 бал.

10 бал.

5 бал.

1

Рентабельність продукции, %

больше 25

25-15

до 15

2

Затраты на 1 грн. товарной продукции

до 0,8

0,8 – 0,9

больше 0,9

3

Средняя зарплата 1-го работника, грн. мес.

больше

5 000

5 000 –

3 000

до

3 000


Приложение Б

Показатели производственного потенциала предприятия

Показатели производственного потенциала предприятия

Нормативные показатели

другая структура

1

Часть основных фондов к валюте баланса

0,35

2

Фондоотдача, грн..

4,5

3

Рентабельность основных средств, %

25

Показатели маркетингового потенциала предприятия

Показатели маркетингового потенциала предприятия

Нормативные показатели

другая структура

1

Ринки збуту продукції, бал. (міський – 1, регіональний -3, національний -6, міжнародний -10)

10

2

Якість продукції, бал.

(низька -1, висока :міжнародні сертифікати -10)

10

3

Номенклатура продукції, бал.

(мала -1, велика -10)

10

 Показатели экономического потенциала предприятия

Показатели экономического потенциала предприятия

Нормативные показатели

другая структура

1

Затраты на 1 грн. товарной продукции

0,65

2

Средняя зарплата 1-го работника, грн./ мес.

3000

3

Рентабельность продукции, %

18

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Федонін О. С., Рєпіна І. М., Олексюк О. І. Потенціал підприємства: формування та оцінка: Навч.- метод. посібник для самост. вивч. дисц. — К.: КНЕУ, 2005. – 261 с.

2. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации. – М.: Прогресс, 1985. – 327 с.

3.Друкер П. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 228 с.

4.Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. – 2-е изд., испр., допол. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 493 с. (Серия «Высшее образование»).

5.Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 400 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38177. Досвід застосування інформаційно-психологічних операцій США перед війною в Іраці 102 KB
  Актуальні проблеми реалізації політики національної безпеки України в оборонній сфері. Конституція України зі змінами відповідно до Закону України Про внесення змін до Конституції Україн膹 2222IV від 8 грудня 2004 року.Національна безпека України 1994 1996 рр. Політологія: підручник для курсантів вищих військових навчальних закладів Збройних Сил України За заг.
38178. Ідеологічна і психологічна боротьба у міжнародних конфліктах на початку ХХ століття 103.5 KB
  На початку 90х років поняття інформаційна війна зявилося в США й активно увійшло в загальносвітову практику. В США Японії Німеччині Франції Ізраїлі та інших країнах пильна увага приділяється інформації яка по праву вважається одним з головних факторів володіння сучасним світом. В єдиній доктрині протиборства в сфері управління і зв'язку яка була розроблена комітетом начальників штабів військових сил США термін інформаційна війна визначається як сукупність заходів що вживаються з метою досягнення інформаційної перемоги над...
38179. Активные методы обучения как способ продвижения рекламного продукта 323.5 KB
  В результате выполнения дипломной работы разработан универсальный психологический тренинг командообразования, предназначенный для групп, состоящих из 10 – 15 человек, длительностью 16 часов.
38180. Органи державної влади як суб’єкти управління ЗСУ 146 KB
  ЗС України та політична система України Заняття №3: Органи державної влади як суб’єкти управління ЗСУ Час: 2 години Мета заняття: 1. Актуальні проблеми реалізації політики національної безпеки України в оборонній сфері. Конституція України зі змінами відповідно до Закону України Про внесення змін до Конституції Україн膹 2222IV від 8 грудня 2004...
38181. Функції та методи воєнної політології 143.5 KB
  Організація соціального і гуманітарного забезпечення та виховної роботи в Збройних Силах України. Актуальні проблеми реалізації політики національної безпеки України в оборонній сфері. Конституція України зі змінами відповідно до Закону України Про внесення змін до Конституції Україн膹 2222IV від 8 грудня 2004 року.Національна безпека України 1994 ...
38182. Армія і суспільство: принципи взаємодії в умовах демократії 271.5 KB
  Війна – породження політики та її метод для досягнення певної економічної, соціальної, воєнної та іншої мети. Політика, що допускає війну або приводить до війни, є політика війни, але така політика розкриває тільки верхній, стратегічний зріз, що характеризує загальне спрямування діяльності держави.
38183. Політичний потенціал забезпечення обороноздатності України 119 KB
  ОСНОВНА ЧАСТИНА: Чи можлива деполітизація армії Чи можливо на практиці ізолювати армію від політики Автор статті дотримується думки що армія як специфічний інститут держави відіграє важливу роль в політичній системі суспільства. Після розпаду СРСР в Україні та й не тільки виголошувалися заяви навіть на високому державному рівні про необхідність деполітизації армії. Але чи можливо на практиці ізолювати армію від політики У класичній військовій теорії тісний взаємозв’язок політики і армії вже давно було науково встановлено. У самій...
38184. Воєнна організація держави 162 KB
  За роки незалежності відбулося становлення Воєнної організації України загалом. Військові формування можуть виконувати властиві їм функції. Структурні компоненти її продовжують розвиватись, щоб бути готовими відстояти суверенітет України на випадок серйозної воєнної загрози.