88721

Экономическое содержание холодной войны

Курсовая

История и СИД

Внешнеполитическая концепция СССР предусматривала распространение советского влияния, во-первых, путем создания коммунистических режимов в освобожденных от фашистской оккупации странах, где еще находились части Красной Армии, во-вторых, путем поддержки коммунистических партий и движений во всех регионах мира.

Русский

2015-05-03

35.1 KB

5 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

Факультет КБ Направление 230700 Прикладная информатика

Кафедра КБ–9 “Прикладная и бизнес-информатика”

Дисциплина Экономическая история

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе на тему:

Экономическое содержание холодной войны

Студент Чайка К.А.

подпись фамилия и инициалы

Группа ЭФ 2-1202 шифр 120080

Обозначение проекта КР-2068752-230700/19329-КБ9-19-14

Работа защищена на ____________________________________________________

Руководитель проекта ___________________________________________________

подпись фамилия и инициалы _______________         ___________________________

подпись                  фамилия и инициалы

Члены комиссии  _______________         ___________________________

подпись                  фамилия и инициалы

_______________         ___________________________

подпись                  фамилия и инициалы

_______________         ___________________________

подпись                  фамилия и инициалы

Москва 2014

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

Факультет (филиал) КБ специальность (направление) 230700

Кафедра КБ-9 «Прикладная и бизнес-информатика»

Дисциплина Экономическая история

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТУ)

Студент Чайка К.А. шифр 120080 группа ЭФ2-1202 .

1.Тема: Экономическое содержание холодной войны

2 Срок представления проекта (работы) к защите______________2014 г.

3 Исходные данные для разработки: литературные источники

4 Содержание пояснительной записки:

Титульный лист

Задание

Содержание

Введение

1 Начало «Холодной войны» 

2  Послевоенное восстановление народного хозяйства СССР (1945 — 1952 гг.).

3 Перестройка. Конец «холодной войны»

Заключение

Список использованных источников

5 Перечень графического материала: __________________________________

Руководитель проекта (работы) ______________________________________

подпись, дата инициалы и фамилия

Задание принял к исполнению_______________________________________

подпись, дата инициалы и фамилия

Содержание

1. Начало «Холодной войны»

2. Послевоенное восстановление народного хозяйства СССР (1945 — 1952 гг.)

2.3. Период застоя в СССР: причины, сущность, противоречия, итоги (70-е - первая половина 80-х гг.)

3. Перестройка. Конец «холодной войны».

3.1. Распад СССР (1985-1991 гг.)

3.2. Экономическое развитие реформ в России: «шоковая терапия» 90-х, стабилизация и кризис в первое десятилетие XXI в

4. Последствия «холодной войны»

Введение

Холодная война — состояние острой геополитической, экономической, идеологической и т. д. конфронтации между США и их союзниками, с одной стороны, СССР и его союзниками — с другой. Данное понятие охватывает период, начавшийся вскоре после окончания Второй мировой войны распадом антигитлеровской коалиции и образованием двух противостоящих друг другу военно-политических блоков — НАТО и Организации Варшавского Договора и закончившийся с распадом ОВД, а затем и СССР (то есть примерно 1946—1991). 

Внешнеполитическая концепция СССР предусматривала распространение советского влияния, во-первых, путем создания коммунистических режимов в освобожденных от фашистской оккупации странах, где еще находились части Красной Армии, во-вторых, путем поддержки коммунистических партий и движений во всех регионах мира.

Это стремление наталкивалось на противодействие бывших союзников по антигитлеровской коалиции, прежде всего США, прикрывавших свою экспансию лозунгами «защиты демократии от коммунизма», «спасения западной цивилизации от коммунистического варварства». После войны США контролировали до 80% золотого запаса капиталистического мира и сосредоточивали у себя до 60% мирового промышленного производства. Экономическая мощь позволяла США проводить активную экспансионистскую политику и выступать несомненным лидером западного мира.


1. Начало «Холодной войны»

Стремление СССР к расширению своего влияния вызывает тревогу на Западе. 5 марта 1946 г. в Фултоне (штат Миссури) У. Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна произнес речь о необходимости опустить через всю Европу «железный занавес», который препятствовал бы распространению советского влияния, опираясь на американскую ядерную монополию. У. Черчилль призвал объединить усилия США и Великобритании для борьбы с «восточным коммунизмом».

В феврале 1946 г. американский дипломат Джордж Кеннан сформулировал доктрину «сдерживания», суть которой заключалась в том, чтобы не допускать расширения сферы влияния СССР, но и не вмешиваться в его внутренние дела. Кеннан считал, что необходимо создать на Западе здоровое, уверенное в себе общество и таким образом приобрести иммунитет от коммунистических идей. Именно США должны взять на себя основную роль в сдерживании СССР.

В марте 1947 г. конгрессу была представлена «доктрина Трумэна» – внешнеполитическая концепция США, предусматривавшая повсеместное силовое противодействие коммунизму с целью его «сдерживания» и «отбрасывания». В ней отмечалось, что над Грецией и Турцией нависла «коммунистическая опасность» (СССР поддерживал левые силы в Греции, развернувшие партизанскую борьбу), в связи с чем США предоставил правительствам этих стран помощь в размере 400 млн. долларов.

В СССР это было воспринято как стремление использовать территорию Греции и Турции в качестве плацдарма против СССР и его союзников.

Экономической основой для формирования блока противостоявших советскому влиянию западноевропейских государств стал «план Маршалла» (руководитель госдепартамента в администрации Трумэна), намечавший предоставление Европе американской помощи на сумму более 12 млрд. долларов.

Оказание помощи обусловливалось определенными политическими требованиями, поэтому СССР не допустил участия Польши и Чехословакии в американском проекте. «План Маршалла» стал инструментом политического давления Вашингтона на европейских партнеров: коммунисты потеряли свои позиции в правительстве, выделялись территории для размещения американских военных баз. Американские инвестиции в западноевропейскую экономику не только способствовали послевоенному возрождению последней, но и укрепляли экономические позиции США в регионе.

Военно-политическим итогом сближения Западной Европы, США стало подписание 4 апреля 1949 г. десятью европейскими странами, США и Канадой Североатлантического договора. Действуя в рамках Устава ООН, данные государства договаривались совместно обороняться от нападения противника и создавали для этих целей Организацию Североатлантического договора (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы НАТО, командующим которыми назначили Д. Эйзенхауэра.

Данные события стали началом «холодной войны» – политической, экономической,

идеологической конфронтации между государствами и системами, продолжавшейся с 12 марта 1947 г. (доктрина Трумэна) до 21 декабря 1991 г. (распад СССР) и расколовшей мир на две военно-политические и экономические группировки.

Поддержка позиции Соединённых Штатов большинством стран мира сочеталась с их исключительным положением обладателей монополии на атомную бомбу: американцы вновь продемонстрировали свою мощь, проведя на атолле Бикини летом 1946 года испытательные взрывы. Сталин в этот период сделал ряд заявлений с целью преуменьшить значение нового оружия. Эти заявления задали тон всей советской пропаганде. Но поведение представителей Советского Союза в приватной обстановке показывало в действительности их большую обеспокоенность. Современные историки признают, что из-за неравенства в обладании атомным оружием Советский Союз и само мировое сообщество переживали тогда "период весьма опасный и сложный".

Только отказ Соединённых Штатов от секрета атомной бомбы мог бы помочь избежать "холодной войны" и гонки вооружений. Это понимали учёные, то есть те люди, которые знали, что такой секрет не может долго оставаться нераскрытым. Но политики не обладали такой смелостью мышления, чтобы отказаться от нового оружия только ради успокоения далёкой державы, к которой они испытывали неприязнь и недоверие, в чьих технических и экономических возможностях они сильно сомневались. Американские руководители не имели никакого желания жертвовать тем, что они расценивали, как прочный фундамент своего могущества: они даже предпочитали не делиться технологией создания нового оружия со своими английскими друзьями.

В результате этих противоречивых тенденций родился проект учреждения международного контроля над атомной энергией, известной под названием "план Баруха", по имени американского деятеля, которому было поручено представить его в ООН. В соответствии с этим планом всё, что связано с ядерными исследованиями и производством, должно было быть принудительно сосредоточено в нескольких государствах, чтобы управление всем ядерным комплексом осуществлялось бы некоей мировой властью, функционирующей в качества наднационального органа, в котором ни одна страна не имела бы права вето. Только после того, как такой механизм был бы подготовлен, испробован и введён в действие, США, в случае отказа от ядерного оружия, считали бы свою безопасность достаточно гарантированной.

Американское предложение было встречено в Москве недоверием. С точки зрения СССР "план Баруха" был равнозначен передаче в руки США всего, что имеет отношение к атомной энергии и, следовательно, он был формой легализации ядерной монополии США, а возможно, и утверждения её навечно.

В ответ Советский Союз выдвинул контрпроект: предложение о конвенции по запрещению ядерного оружия, включая обязательство уничтожения уже существующих его запасов. В отношении контроля за осуществлением этих мер предложения Москвы были первоначально туманными, а когда были внесены уточнения, то американское правительства сочло их неприемлемыми, так как осуществление контроля должно было регламентироваться в рамках Совета Безопасности ООН, где СССР имел возможность использовать право вето.

Столкновение этих двух концепций с самого начала парализовало усилия по разрушению проблемы и на долгие годы сделало бесплодными все дискуссии не только по этому вопросу, но и по всем проектам разоружения, инициатором, которых СССР выступал с 1946 года. С другой стороны, ни то, ни другое правительство не были готовы к заключению соглашения, которое бы гарантировало одновременно и запрещение атомных бомб, и соответствующий контроль за его выполнением.

Так продолжалось до 1949 года, то есть до того момента как была ликвидирована американская монополия на ядерное оружие. После чего началось соперничество между СССР и США по количественному соотношению ядерных боеголовок. Но поскольку превосходство США по количеству ядерных зарядов и средств их доставки было очевидным, в публикациях советских военных специалистов постоянно подчёркивалось, что исход войны, которая возможно начнётся между Советским Союзом Соединёнными Штатами, будут решать не столько атомные бомбы, сколько обычные виды вооружений, численность и качество войск, таланты военачальников, прочность тыла и моральный дух войск и населения, то есть такие факторы, которые ещё в период Великой отечественной войны Сталин называл, постоянно действующими, определяющими исход войны.

Из выше сказанного следует, что атомное оружие сыграло ведущую роль в возникновении "холодной войны".

2.  Послевоенное восстановление народного хозяйства СССР (1945 — 1952 гг.)

Восстановление экономики СССР проходило в сложных условиях. Ни одна страна в мире не понесла таких потерь, как СССР в годы Второй мировой войны. Более 1710 городов и поселков было разрушено, 11 млн. человек осталось без крова. В освобожденных районах действовало не более 13 % промышленных предприятий, посевные площади сократились в 1,5 раза.

Советский Союз потерял в войне 27 млн. человек убитыми. Миллионы людей были ранены, покалечены, потеряли близких, лишились крова.

Последствия для народного хозяйства были катастрофическими, — страна потеряла около 30 % национальных богатств.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР).

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946 — 1950 гг.. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23 %). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса. 

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73 % превысил довоенный.

Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы “А”.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. На рубеже 40 — 50-х годов было проведено укрупнение мелких колхозов. В течение нескольких лет их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии.

Принимались меры по улучшению условий жизни населения. Несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные товары, была проведена денежная реформа. В обращение вводились новые деньги. Находящиеся у населения старые деньги обменивались в соотношении 10:1.

Были возрождены из руин и пепла разрушенные в годы войны города и села. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. 

Период застоя в СССР: причины, сущность, противоречия, итоги (70-е - первая половина 80-х гг.)

Период застоя — обозначение периода «развитого социализма» — периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее — до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Также зачастую в публицистике используется пропагандистско-литературное клише «Эпоха застоя». Большинство министров и секретарей обкомов в тот период занимали свои должности по 15–20 лет. Большинство членов Политбюро ЦК КПСС находилось у власти более 15 лет; 4) происходит сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция, так как всевластие партийной элиты не было подкреплено собственностью и она постепенно стала стремиться к закреплению за собой доли общественной собственности, которой управляла.

Именно в "период застоя" было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было построено метро в 11 городах, быт людей в городе в основном вышел на современный уровень, а на селе сильно улучшился (завершена полная электрификация села и газификация большей части).В этот период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, решившая проблему белка в рационе питания, проведены крупномасштабное улучшение почв (ирригация и известкование) и обширные лесопосадки (1 млн. га в год). Хозяйство и госаппарат были насыщены квалифицированными кадрами , стабильной стала демографическая обстановка с постоянным приростом населения около 1,5 % в год. СССР стал единственной в мире самодостаточной страной , надолго обеспеченной всеми основными ресурсами. В 1982 г. была разработана и принята государственная Продовольственная программа, ставящая задачу обеспечить полноценное питание всем гражданам страны. По основным реальным показателям эта программа хорошо выполнялась.

Одной из главных проблем экономики СССР был товарный дефицит в стране. Товарный дефицит в тех или иных сферах был характерен для определённых периодов в истории существования СССР и сформировал «экономику продавца» — производители и система торговли в условиях планового хозяйствования (отсутствие конкуренции и т. д.) не были заинтересованы в качественном сервисе, своевременных поставках, привлекательном дизайне и поддержании высокого качества товаров. К тому же, из-за проблем, характерных для плановой экономики, периодически исчезали из продажи самые обычные товары первой необходимости. Большое внимание в СССР уделялось постоянному культурному развитию общества. Советский образ жизни — это социальные, экономические, бытовые и культурные обстоятельства, характерные для основной массы советских граждан.

Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество.

  1.  Перестройка. Конец «холодной войны».

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней и внешней политики, впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.

  1.  Распад СССР (1985-1991 гг.)

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла уже упомянутая философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания: а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений; в) деидеологизации международных отношений; г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

Ухудшение отношений с США и их союзниками в начале 1980-х годов поставило лидеров СССР перед выбором: идти по пути наращивания военной мощи либо искать новые подходы к отношениям с Западом. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений и большие сложности для советской экономики. Поиск новых возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США, М. С. Горбачева и Р. Рейгана, в Женеве в 1985году и в Рейкьявике в 1986 году. Хотя они и не завершились конкретными договоренностями, все же было подтверждено стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.

Президентом СССР М. С. Горбачевым в 1987 — 1988 годах была предложена концепция нового политического мышления, позволившая завершить «холодную войну». Во-первых, эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению разумных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих предложений о сокращении вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 году. Во-вторых, высшей ценностью новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния экологии.

Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества.

Кризис в Советском государстве, ослабление его экономической и военной мощи, отказ от прежних приоритетов, таких как помощь и поддержка коммунистическому, рабочему и национально - освободительному движению, все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада вызвали изменение отношений с бывшими союзниками. В марте 1991 года прекратила существование военная организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи. Вывод – в это период произошли важнейшие политические изменения которые привели к потеплению отношений между СССР и западом, а также с КНР. СССР пересматривает свои внешне политические отношения что приводит к самому главному это прекращение «холодной войны» и разоружению ядерного потенциала двух сверх держав.

Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась. Внутриполитические, национальные и внешнеполитические события к середине 1991 года подошли к критическому рубежу. Главной, определяющей проблемой было сохранение союзного государства. 18 августа Президент СССР М.С.Горбачев во время своего отпуска был изолирован на даче в Крыму. В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г.И.Янаев, председатель правительства В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, председатель КГБ В.А.Крючков, зам. председателя Совета обороны О.Д.Бакланов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель крестьянского Союза СССР В.А.Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий А.И.Тизяков. ГКЧП объявил о введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о расформировании структур власти, действующих вопреки Конституции СССР 1977 года, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над средствами информации, ввел войска в Москву.

Утром 19 августа было передано обращение к гражданам России, в котором действия ГКЧП оценивались как правый, реакционный, антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. Десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого Дома. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день в Крым отбыли уполномоченные ею руководители во главе с вице-президентом РСФСР А. В. Руцким и председателем Совета министров И. С. Силаевым, которые освободили М. С. Горбачева.

Дальнейшие события развивались стремительно. Члены ГКЧП были арестованы как государственные преступники. Президент СССР М. С. Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников.24 августа М. С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и объявил о самороспуске партии. В этот же день он подписал указ о ликвидации политических органов и партийных организаций в Вооруженных Силах. 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев подал в отставку, сложил с себя полномочия Верховного Главнокомандующего. Над Большим Кремлевским дворцом был спущен флаг СССР и водружен флаг Российской Федерации. Советский Союз прекратил свое существование 

  1.  Экономическое развитие реформ в России: «шоковая терапия» 90-х, стабилизация и кризис в первое десятилетие XXI в

Экономические реформы в России (1990-е годы) — экономические реформы, реализованные в 1990-е годы в России. К ним, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация.

Шоковая терапия — экономическая теория, а также комплекс радикальных экономических реформ, базирующихся на этой теории. Эти реформы, как декларируют постулаты «шоковой терапии», «…направлены на оздоровление экономики государства и вывод её из кризиса». К таким реформам относятся моментальная либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. В подавляющем большинстве случаев применение «шоковой терапии» приводило к катастрофическим последствиям, вплоть до государственных переворотов. Центральная идея шоковой терапии - создать рыночные условия, при которых преследующие свои собственные экономические интересы хозяйствующие субъекты обеспечат эффективный экономический рост и реализацию национального экономического интереса.

Как показала российская действительность, методы рыночных преобразований, предложенные теоретиками шоковой терапии, оказались, во-первых, неадекватными объекту преобразований, во-вторых, не учитывалась сложность социально-экономических преобразований и вызываемых ими последствий, а также несопоставимость мер шоковой терапии по своему значению. 

Заключение

Последствия «Холодной войны»:

• заставила направить колоссальные средства на вооружение;

• породила невиданные научные открытия (в области ядерной физики, космических исследований, электроники);

• обескровила советскую экономику и снизила конкурентоспособность американской экономики;

• способствовала восстановлению экономических и политических позиций Западной Германии и Японии;

• облегчила народам колониальных стран борьбу за независимость, но превратила «третий мир» в арену бесконечных конфликтов.


Список используемой литературы

1. Учебное пособие для студентов технических ВУЗов. История России в XX веке/ Поликарпов В.С, Лысак И.В.; Уч. Пос. ТРТУ, 2003 -155-157с;

2. "История Советского Союза", Боффа Дж. Т2. - М, 1990 стр. 258;

3. История. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров/ В. В. Фортунатов; Спб.-Питер,2012-396с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39558. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОСАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» 21.78 MB
  АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОСАО РЕСОГАРАНТИЯ. Характеристика страховой организации ОСАО РЕСОГарантия. Анализ показателей финансовой состоятельности страховой организации ОСАО РЕСОГарантия. Расчет основных показателей финансовохозяйственной деятельности страховой организации ОСАО РЕСОГарантия.
39559. Сравнительная характеристика показателей чистого приведенного дохода и внутренней нормы прибыли при учете и без учета инфляции 1.09 MB
  В инвестиционной деятельности существенное значение имеет фактор риска. Инвестирование всегда связано с иммобилизацией финансовых ресурсов предприятия и обычно осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьироваться.
39560. Проектирование женского плаща 23.3 MB
  1 Модели предлагаемые на рынке сбыта Модели предлагаемые на рынке сбыта Проанализировав несколько торговых точек Омской области можно сказать что самая актуальная модель плаща в данном регионе это классический тренчкот траншейное пальто – это модель дождевого плаща с неизменными атрибутами: двубортный с погонами и отложным воротником манжетами кокеткой поясом и разрезом сзади.3 Модели предлагаемые на рынке сбыта Описание модели: Вид изделия: женский плащ Назначение изделия: для повседневной носки ...
39562. Подбор оборудования и проектирование здания Багаевской МГЭС 4.3 MB
  В качестве исходных данных при составлении гидрометеорологической характеристики были использованы материалы многолетних наблюдений Гидрометеослужбы, а также «Основные положения правил использования водных ресурсов Цимлянского водохранилища на р. Дон» и архивные материалы проектных организаций, проводивших изыскания на участке проектирования в предыдущие годы.
39563. Анализ вопросов гражданско-правового регулирования арендных отношений 138.9 KB
  Договор аренды входит в группу сделок, регулирующих отношения по передаче имущества во временное пользование. В отличие от договоров по передаче имущества в собственность, договор аренды не влечет смены титула собственника, а, следовательно, в правовом смысле он оформляет такие отношения товарообмена
39564. Разработка модели анализа структуры затрат на услуги ООО «Противо Пожарная защита» 2.68 MB
  В экономической литературе можно найти множество вариантов снижения затрат на предприятии, однако комплексного подхода для разработки модели анализа структуры затрат на услуги предприятия нет. В связи с этим разработка такой модели является важным и актуальным шагом в изучении экономики предприятия.