88725

Добрачное психологическое консультирование

Курсовая

Психология и эзотерика

Психологические основы поведения молодых пар в добрачный период как объект психологического консультирования. Методологические и методические аспекты психологического консультирования в добрачный период. Организация и проведение психологического консультирования молодой пары в период добрачного ухаживания...

Русский

2015-05-03

95.78 KB

9 чел.

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ДЕЛОВОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

КАФЕДРА инженерной психологии и педагогики

Курсовой проект

по дисциплине «Методика консультационной работы»

на тему «Добрачное психологическое консультирование»

Казань, 2011

Содержание

Введение…..………………………………………………………....…….…..….3

Глава I. Теоретическое обоснование  добрачного психологического консультирования как объект изучения молодых пар в добрачный период

1.1. Основные компоненты психологической готовности к браку………….5

1.2.Психологические основы поведения молодых пар в добрачный период как объект психологического консультирования..……….…….....................7

1.3. Методологические и методические аспекты психологического консультирования в добрачный период ………………………………………………..12

Глава II. Организация  и проведение психологического консультирования молодой пары в период добрачного ухаживания

2.1.  Описание клиента, и запроса (моделирование консультационного процесса на основе запроса клиента)……………………………………………...18

2.2. Описание методик, используемых в психологическом консультировании молодой  пары в период добрачного ухаживания…………………………... 21

2.3. Описание реализации консультации……………………………………..30

2.4. Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32

Выводы…………………………………………………………………………..33

Заключение…………………….……………………….…………………..…...34

Список использованной литературы…………………….…………….…....35

Приложение…………………………………………………………….…..…...37

Введение

Добрачные отношения юноши  и девушки занимают одно из первых мест в исследовании социальной жизни людей. За   последние годы существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие и многое другое. Большинство вступающих в брак уверены, что все трудности, не заметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака. Согласно исследованиям , эти трудности остаются и не просто остаются, а преследуют молодых до тех пор, пока они не будут решены раз и навсегда[1,с.111].

Актуальность выбранной темы курсового проекта в том, что добрачное консультирование дает  возможность клиенту определиться до брака.

Объект исследования:  Психологические основы поведения молодых пар в добрачный период.

Предмет исследования: Методика консультационной работы с молодой парой в добрачный период

Гипотеза исследования: Моделирование и реализация консультационного процесса создают условия для успешного преодоления затруднений при  вступлении в брак.

Цель работы провести консультацию и помочь в ходе консультационной работы определить перспективы дальнейшего развития отношений клиента в паре.

Задачи:

  1.  Теоретически  обосновать процедуру психологического добрачного консультирования ;
  2.  Смоделировать и реализовать процедуру консультирования ;
  3.  Оценить эффективность консультационной работы с клиентом.

Методологической основой исследования послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов: теории комплементарных потребностей Р.Уинча, теория «стимул–ценность–роль» Б.Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.

Методы и методики:

  1.  Теоретический анализ источников по проблеме исследования;
  2.  Психологическое консультирование;
  3.  Наблюдение;
  4.  Методики: «Полоролевые портреты»,«Круги взаимоотношений»,«Семейная социограмма».

В ходе проведённой работы была теоретически обоснована  методика консультационной работы по проблеме успешного преодоления затруднений при  вступлении в брак, разработана модель консультационной работы.

Практическая значимость результаты работы могут быть использованы в консультационной работе психолога, в психологических центрах.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава I. Теоретическое обоснование добрачного психологического консультирования как объект изучения молодых пар в добрачный период

1.1.Основные компоненты психологической готовности к браку

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества[2,с.87].

Готовность к браку — интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

  1.  Формирование определенного нравственного комплекса —  готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.
  2.  Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству
  3.  Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.
  4.  Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатийный комплекс.
  5.  Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
  6.  Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты:

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д.

Подготовка  молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, СМИ, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни[25,с.67].

1.2. Психологические основы поведения молодых пар в добрачный период как объект психологического консультирования

Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:

  1.  Место и ситуация знакомства молодых людей;
  2.  Первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);
  3.  Социально-демографические характеристики вступающих в брак;
  4.  Продолжительность периода ухаживания;
  5.  Инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;
  6.  Время обдумывания брачного предложения;
  7.  Ситуация оформления брака;
  8.  Возраст будущей пары;
  9.  Родители и отношение последних к браку своих детей;
  10.   Динамические и характерологические особенности супругов;
  11.   Отношение в семье с братьями и сестрами.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений, связанных с выбором спутника жизни. Принято различать три модели выбора спутника жизни:

  1.  Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т.е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей.
  2.  Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.
  3.  Модель дополнительности. Притягательным является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой механизм компенсации срабатывает по принципу комплиментарности.

Анализируя специфику добрачного периода, необходимо отметить такое явление, как идеализация партнера, которое также может негативно сказаться на межличностном общении до брака и в супружеских отношениях.

Существуют различные точки зрения на роль идеализации партнера в добрачном периоде.

1. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом более реального образа партнера приводит к распаду отношений.

2. По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т.е. достигших самого высокого уровня развития, уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность, любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна им вовсе (гуманистическая психология).

3. Идеализация партнера является стимулом для развития его личности, определяет для него некоторую «зону ближайшего развития», т.е. как бы указывая, каким он может стать (конструктивная точка зрения).

Однако мы склонны относить идеализацию партнера к добрачным факторам риска наряду с ранним или поздним возрастом вступления в брак, романтичностью отношений, поверхностью и кратковременностью общения, отсутствием братьев и сестер и т.д.  Л.М.Панкова выделяет три стадии любви:

Первая – интерес, симпатия, влечение;

Вторая – восхищение, восторженность, влюбленность, страсть;

Третья – поклонение, уважение, преданность.

Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь. В добрачный период очень хорошо не просто гулять за ручку под луной, а вместе совершить какую-нибудь поездку или принять участие в общем деле.

Очень важный фактор — семья, каждого из партнеров: как воспитан человек, кто его родители. Если юноша хамит своим родителям, он так же будет вести себя и с вами. От того, как сами родители строят свои взаимоотношения, тоже многое зависит. Строя собственную семью, человек часто использует родительский пример.

Как юноша или девушка общаются не с вами, а с друзьями, вообще с людьми, уступают ли место старшим в транспорте, — все это может о многом сказать, о дальнейшем будущем.

Уровень  подготовленности молодежи к браку является крайне низким. Преобладает не рациональный, а эмоциональный подход к браку, завышенный романтизм, отсутствие важнейших психологических и бытовых навыков. Большинство вступающих в брак уверены, что все трудности, наметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период , исчезнут после заключения брака. Однако, справиться с проблемами добрачных отношений могут далеко не все. Как последствие- брак распадается. И тогда ,на помощь приходит профессионал, который помогает и консультирует по всем вопросам, касающихся добрачных отношений.

Специфика  добрачного консультирования определяется возрастом и особенностями запроса клиентов, теми актуальными задачами, которые стоят перед человеком на его жизненном пути[26, с. 141].

Анализ запросов молодых людей показывает, что чаще всего их беспокоят следующие проблемы:

• отсутствие любимого человека («никто меня не любит», «не могу познакомиться, встретить...»);

• разрыв с любимым человеком («меня бросили», «не знаю, почему мы расстались»);

• взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера («что делать с родителями?»);

• трудности общения с партнером («он меня не понимает.. », «мы часто ссоримся»);

• добрачная беременность («как теперь жить дальше, что делать?»);

• безответная любовь, непонимание и др.

Как правило, человек не ставит перед собой задачу найти и выбрать наиболее подходящего брачного партнера. Молодых людей больше беспокоит то, удается или не удается им быть привлекательными для представителей противоположного пола, как складываются у них взаимоотношения с конкретным человеком, удается ли им быть неодинокими. Таким образом, молодые люди должны справиться с целым рядом задач.

Задачи развития на этапе добрачного ухаживания:

• научиться устанавливать близкие интимные отношения;

• научиться ритуалу ухаживания, то есть характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;

• освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;

• определить для себя, хочется ли вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящим является какой-либо иной способ построения межполовых отношений [26, с. 134].

При решении этих и других задач у молодых людей могут возникнуть трудности (поведенческие нарушения или эмоциональные проблемы), которые «запрограммированы» возрастом, либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т. д.

Поэтому фокусом рассмотрения при добрачном консультировании являются следующие вопросы: опыт общения с представителями противоположного пола (опыт эмоционального и делового взаимодействия с ними); особенности выбора партнера, динамика отношений с ним; модель родительской семьи; индивидуальные личностные особенности[26, с. 95].

1.3. Методологические и методические аспекты психологического консультирования в добрачный  период

Для создания успешной семьи необходимо достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с представителями противоположного пола, хотя бы частично психологически и материально не зависеть от генетической семьи. Важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

При решении этих и других задач у молодых людей могут возникнуть трудности, которые «запрограммированы» возрастом, либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д. Так как эти трудности связаны с проблемой подготовки к браку, рассмотрим виды психологического консультирования молодых людей, тем более что в последнее время они все чаще обращаются за психологической помощью.

Человек, пришедший в психологическую консультацию по поводу выбора будущего супруга (супруги) и взаимоотношений с ним, редко имеет готовые вопросы, на которые хотел бы получить конкретные ответы. Клиент обычно ожидает, что консультант поможет ему выбрать подходящего будущего супруга, и надеется избежать разочарований и ошибок в семейной жизни. Психолог, проводящий индивидуальное психологическое консультирование, должен определиться, о чем он будет говорить с клиентом. Целесообразно поставить перед ним следующие вопросы.

  1.  Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий идеальный для вас супруг?
  2.  Задумывались ли вы о том, существует ли в действительности такой человек?
  3.  В какой мере вашему идеалу соответствует тот человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу?
  4.  Есть ли какие-либо психологические качества, которые вы не хотели бы видеть у своего будущего супруга (супруги)?
  5.  Имеются ли признаки проявления подобных качеств личности у того человека, с которым вы планируете связать свою будущую семейную жизнь?
  6.  Пытались ли вы как-то повлиять на своего будущего супруга, и если да, то что из этого получилось?
  7.  Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу будет трудно привыкнуть?
  8.  Пытались ли вы что-то изменить в самом себе в лучшую сторону, и если пытались это сделать, то каковы результаты соответствующих попыток?
  9.  Что еще, кроме уже названных вами личностных качеств, вы считаете важным для будущей супружеской жизни?
  10.  Как ко всему этому относится ваш реальный избранник?

Получив подробные ответы на эти вопросы, психолог обобщает их и подводит итог первой встречи, имея уже четкое представление о том, с какой проблемой столкнулся клиент. Возможно, это личная проблема и ее причины — в индивидуально-психологических особенностях клиента, его жизненном опыте, не вполне удачных добрачных или семейных отношениях в прошлом и т.д., а может быть,  она заключается в партнере, других референтных личностях. Определив это, можно приступать к поиску решения проблемы, выбору эффективных методов консультирования.

В индивидуальном психологическом консультировании применение диагностических методов не всегда эффективно и справедливо, практические психологи отказываются от их использования во время ведения консультативной сессии. В добрачном консультировании также не рекомендуется во время беседы с клиентом (клиентами) использовать тесты, однако их можно предложить в качестве домашнего задания, а также в том случае, если клиент выразил пожелание провести психодиагностику отношений в настоящем и дать прогноз на будущее. Н. Пезешкиан предлагает тест-опросник[20,с.162].

  1.  Мог ли я представить в прошлом, что моей женой (мужем) будет этот человек?
  2.  Могу ли я представить этого человека дома?
  3.  Могу ли я представить, что у меня будут дети от этого человека?
  4.  Могу ли я представить, что мои дети будут копией моего партнера?
  5.  Если бы я влюбился в этого человека, мог бы он быть моим другом?
  6.  Чувствую ли я себя комфортно в ее (его) присутствии?

Если даже на один вопрос клиент ответил отрицательно, ему необходимо насторожиться, глубже проанализировать взаимоотношения с партнером и свои чувства к нему, «поэкспериментировать» с собственным поведением в непосредственном общении со своим избранником.

В психологическую консультацию могут обращаться клиенты с проблемами личностного характера: трудности в общении, неуверенность и т.д. В работе с такими проблемами можно использовать методы системной, поведенческой психотерапии, краткосрочного консультирования А. Адлера. А. Адлер считает, что большинство проблем человека связаны с преобладающей у него «частной логикой» и сформированном на ее основе жизненном стиле. Психолог, практикующий в рамках консультирования по А.Адлеру, помогает клиенту осознать деструктивность частной логики, увидеть, какую цену он за нее платит, а затем либо сформулировать новую, либо внести конструктивные элементы в старую частную логику[25,с.143].

Очень часто оказывается полезным групповое психологическое консультирование клиента.

Иногда этот вид консультирования оказывает более сильное влияние на формирование отношений в добрачной паре, чем, к примеру, индивидуальное консультирование, особенно если человек испытывает трудности, связанные с привычными стереотипами общения с матерью, отцом, другими значимыми людьми, неуверенностью в себе, низкой самооценкой и др. Пребывание человека в специально организованных группах может помочь молодым людям в решении проблем, возникающих при межличностных взаимодействиях в добрачный период. В психокоррекционных группах выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды и поведение личности, участник группы имеет возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь.

Преимущество групповой психотерапии, по мнению К. Рудестама, состоит в том, что реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в решении межличностных конфликтов вне группы. В дружественной и контролируемой обстановке можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми типами поведения. Присутствие равноправных партнеров, а не только одного психолога, создает ощущение комфорта. У недостаточно уверенных в себе членов группы не возникает чувства, что на них оказывают давление, они чувствуют себя спокойней, ощущая поддержку и зная, что такие же проблемы есть у других.

Практическая психология и психотерапия накопили большой опыт работы с психокоррекционной группой. Это социально-психологический тренинг коммуникативных способностей, тренинг личностного роста, психодрама, гешталътгруппа, танцедвигательная терапия, группы тренинга и умений и др.

Главная задача информирования, или психологического просвещения, – устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с партнером. Организацией психолого-просветительской работы занимаются практические психологи и социальные педагоги. Они знакомят молодых людей со спецификой добрачного ухаживания, основными причинами ошибок межличностной перцепции и другими добрачными факторами «риска», анализируют психологические условия оптимизации добрачного периода, раскрывают основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др.[25,с.161].

Формируют потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни. Консультирование как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. Активно применяется такая техника психотерапии, как кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, центрах молодежи. В последнее время во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр.

Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования – в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или предложить посетить лекции, групповые занятия.

Не всегда молодые люди с желанием обращаются к психологу-консультанту. Некоторые стесняются идти со своими проблемами на личный контакт с психологом, предпочитая телефон доверия. Анализ запросов звонивших по телефону доверия показывает, что молодых людей часто беспокоят такие вопросы (проблемы), как разрыв с любимым человеком, взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера, трудности общения с партнером, добрачная беременность, безответная любовь, непонимание и др.[18,с.29].

Консультирование по телефону обеспечивает оперативность общения, щадящие условия и психологическую поддержку, которая позволяет человеку, обратившемуся к практическому психологу, избежать роли «пациента». Среди других условий, делающих консультирование по телефону привлекательным, выделяются: анонимность и связанная с этим особая доверительность; пространственно-временные особенности (человек может позвонить из любого места, где есть телефон, и в удобное для него время); право клиента на прерывание контакта; ограничение коммуникации аудиальным каналом.

При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то, что несмотря на расстояние абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, это создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Поэтому молодые люди часто выбирают телефон доверия, так им легче обсуждать личные проблемы.

При всех своих плюсах консультирование по телефону доверия имеет ограничения. Психолог чаще всего может только выслушать клиента, задавая ему вопросы, касающиеся проблемы, и рекомендовать, к примеру, в какой психологический центр обратиться за помощью. Однако оно исключает возможность психологического воздействия, направленного на решение проблемной ситуации клиента. Такую задачу может выполнить индивидуальное психологическое консультирование[26,с.103].

Глава II. Организация  и проведение психологического консультирования молодой пары в период добрачного ухаживания

2.1.  Описание клиента, и запроса (моделирование консультационного процесса на основе запроса клиента)

Для проведения психологического консультирования потребовалось две встречи, первая состоялась 06.10.11г., вторая 13.10.11г.

На первой консультации присутствовала только девушка, а на вторую консультация  пришли оба молодых человека.

Девушка: Гараева Хания Зиннуровна,21 год, невысокая  стриженная под каре, брюнетка. Учится на V- курсе КФУ, факультет геодезия. Родители купили квартиру в Казани, т.е.имеется своя жил.площадь. Каждые выходные она уезжает к родителям.

Юноша: Галлямов Инсаф Миндхатович, 24 года, высокий  худощавый. Работает менеджером, живет на съемной квартире. Проживает в г.Казань.

Как уже было отмечено выше на первую консультацию, Гараева Хания Зиннуровна пришла одна.

Пара: До проведения консультации знакомы 4года, более близкие отношения  более 1 года. Периодичность встреч 2-3 раза в неделю. Совместные походы в ресторан, кинотеатр, театр, концерты, аквапарк, магазины, к  общим знакомым.

Запрос: Перспективы дальнейшего развития отношений. Сомнения  в искренности чувств Инсафа Миндхатовича по отношению к ней.

Модель консультационного процесса:

1-й этап - установление психологического контакта с клиентом

Атмосфера принятия и доверия создает у клиента ощущение безопасности, которое является необходимым условием эффективного партнерского сотрудничества и взаимопонимания. Начало межличностного взаимодействия «психолог—клиент» требует создания у клиента мотивации для последующего взаимодействия. Это достигается объяснением возможностей консультации в решении психологических проблем клиента. Важно услышать не то, что готов услышать консультант, что соответствует его установкам и ожиданиям, а то, что хочет сказать клиент.

2-й этап - выделение проблем

На данном этапе происходит первичный сбор информации, касающейся всех проблем клиента. Психолог на данном этапе формулирует, проблему клиента.

3-й этап - определение желаемого результата

На данном этапе происходит исследование:

  1.  психологического мира клиента;
  2.  доминирующих психологических свойств;
  3.  сильных и слабых сторон его личности;
  4.  ценностей и жизненных целей.

4-й этап - выработка альтернативных решений

На этом этапе происходит формирование всего диапазона возможных решений актуальной психологической проблемы клиента, включая и варианты. Обращаясь за психологической помощью к консультанту, клиент находится в затруднении — его можно описать как ситуацию «тупика», из которого нет выхода.

Задача консультанта — прежде всего помочь выйти из этого тупика, преодолеть ригидность восприятия и мышления, носящего при психологических затруднениях характер алгоритма, жесткой заданной схемы, от которой клиент не может отступить.

5-й этап – Завершение консультации, обобщение

Этот этап заключается в осуществлении перехода от обучения к действию, от получения знаний, необходимых для изменения, к реальному действию. Подведение итогов, прощание консультанта с клиентом.

Далее были выдвинуты следующие критерии эффективности работы психолога:

  1.  исходя из самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;
  2.  по результатам психологического тестирования состояний и психологических свойств (особенностей личности) клиента;
  3.   по наблюдениям со стороны за поведением клиента.

Оценивать итоги проведенного консультирования можно по каждому из названных критериев в отдельности, а лучше – по всем таким критериям, вместе взятым.

2.2. Описание методик, используемых в психологическом консультировании молодой  пары в период добрачного ухаживания

В рамках добрачного психологического консультирования молодой парой были выполнены  следующие методики:

  1.  «Полоролевые портреты»;
  2.  «Круги взаимоотношений»;
  3.  «Семейная социограмма».

Методика I. Полоролевые портреты

Автор методики— Т. В. Румянцева. Методика позволяет выявлять не только уровень внутриличностной полоролевой согласованности, но и помогает осуществить прогноз совместимости партнеров  в паре (добрачной). Методика позволяет также косвенно определять и прогнозировать у испытуемого уровень удовлетворенности отношениями с представителями как противоположного, так и своего пола.

После выполнения обследуемым задания методики согласно инструкции наступает этап качественной обработки содержания полоролевых портретов. Полная  схема качественной обработки результатов методики включает в себя следующие компоненты:

1) анализ характеристик каждого портрета с точки зрения какого-либо аспекта;

2) сопоставление данных анализа в портретах реальных представителей своего и противоположного пола;

3) сопоставление данных анализа в портретах идеальных представителей своего и противоположного пола;

4) сопоставление данных анализа в портретах представителей  своего пола;

5) сопоставление данных анализа в портретах представителей противоположного пола;

6) подведение итогов анализа относительно всех четырех портретов.

Можно выделить следующие направления анализа методики «Полоролевые портреты»:

  1.  определение подверженности полоролевым стереотипам (уровня андрогинности—традиционности);
  2.  анализ привлекательности своего и противоположного пола;
  3.  прогноз удовлетворенности отношениями со своим и противоположным полом;
  4.  определение внутриличностной полоролевой согласованности;
  5.  анализ совместимости.

Определение подверженности полоролевым стереотипам  происходит следующим образом: каждая отдельная характеристика во всех портретах оценивается с точки зрения ее андрогинности—традиционности и нейтральности. Таким образом, рядом с каждой характеристикой ставится соответствующее буквенное обозначение: Т — традиционная характеристика; А — андрогинная характеристика; И — индифферентная, нейтральная характеристика.

Таблица 1. Примеры стереотипных и нейтральных характеристик

Традиционные

Индифферентные

Мужские

Женские

Веселый,

добрый,

верный,

аккуратная,

трудолюбивая,

ленивая,

холеричный,

курящий,

порядочный,

образованная,

медлительный

Умный,

сильный,

самостоятельный,

независимый,

сдержанный,

«добытчик»,

сексуальный,

логичный,

целеустремленный,

активный,

доминантный,

уверенный,       

мужественный,

твердый

Слабая,

красивая,

мягкая,

глупая,

«с женской логикой»,

зависимая,

подчиняемая,

«домохозяйка»,

эмоциональная,

«болтушка»,

пассивная,

асексуальная,

женственная

Далее подсчитывается количество традиционных, андрогинных, индифферентных характеристик во всех полоролевых портретах.

При обработке результатов важно обратить внимание на сравнение данных, отражающих представления о наличном  уровне развития маскулинных и фемининных характеристик личности у реальных мужчин и женщин (в реальных портретах) желаемом уровне выраженности этих характеристик (в идеальных портретах).

Определяется направление, в котором человек стремится развивать свои полоролевые характеристики:

1) следование полоролевым стереотипам;

2) противостояние полоролевым стереотипам.

Удовлетворенность имеющимися взаимоотношениями во многом определяется тем идеальным образом партнера, который сложился у человека в ходе его жизни и с которым осознанно или неосознанно происходит сравнение конкретного реального партнера. Именно этот идеальный образ партнера отчасти представлен в портрете идеального представителя противоположного пола. Таким образом, данный портрет содержит в себе черты и характеристики желаемого (идеального) партнера, который выступает внутренним эталоном оценки реальных представителей противоположного пола.

Охарактеризуем признаки фантастичного и реалистичного идеала, которые проявляются в идеальных портретах методики «Полоролевые портреты» .

Идеал:

  1.  Фантастический: содержит в себе недостижимые качества, есть только знак оценки «+»,содержит в себе толькопозитивные качества;
  2.  Реалистический: содержит в себе различныекачества, есть знаки оценки «±» и «-».

Другим важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями, является подверженность личности полоролевым стереотипам.

В методике «Полоролевые портреты» показателями низкой удовлетворенности партнерскими отношениями (и ее прогноза) являются следующие:

  1.  отсутствие или недостаточная выраженность совпадения качеств и характеристик, представленных в портретах реального и идеального представителя противоположного пола (совпадение касается только 10-15% характеристик);
  2.  фантастический тип идеальных портретов;
  3.  яркая выраженность полоролевых стереотипов (они проявляются и по отношению к своему, и по отношению к противоположному полу).
  4.  Показателями высокой удовлетворенности партнерскими отношениями (и ее прогноза) являются следующие:
  5.  наличие и достаточная выраженность совпадений качеств и характеристик, представленных в портретах реального и идеального представителя противоположного пола (совпадение касается от 30 до 60% характеристик);
  6.  реалистический тип идеальных портретов;
  7.  яркая выраженность андрогинных характеристик (они проявляются и по отношению к своему, и по отношению к противоположному полу).

В качестве признаков определенной полоролевой согласованности могут выступать следующие данные обработки  методики «Полоролевые портреты»:

1.При описании портретов представителей своего и противоположного пола человек использует близкие по своему смысловому контексту качества и понятия.

2. Обнаруживается одинаковое отношение к андрогинным (или традиционным) чертам в реальном и идеальном образах своего и противоположного пола.

3. Присутствуют положительные оценки полоспецифичных (соответствующих своему полу) характеристик.

Соответственно о наличии внутренней полоролевой несогласованности будут свидетельствовать следующие данные:

1. При описании портретов представителей своего и противоположного пола человек использует совершенно разные понятия и качества.

2. Обнаруживается рассогласованность в оценке андрогинности—традиционности в портретах своего и противоположного пола.

3. Присутствуют отрицательные оценки характеристик.

4. Отметим, что наличие полоролевой рассогласованности может быть связано с кризисом идентичности, который рассматривается и как нарушение устоявшейся внутренней гармонии («Я не знаю, кто я теперь») и как утрата ценностных и позитивных представлений о своей группе. Именно при наличии кризиса идентичности возникает необходимость выбора возможностей для идентификации («Я должна решить, какой женщиной я хочу быть).

Одним из интегральных показателей и наиболее существенным фактором семейного благополучия является психологическая совместимость супругов (членов семьи вообще).

Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании-сходстве или взаимодополнительности — ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическая совместимость партнеров — явление многоуровневое и многоаспектное [26, с. 103].

Методика II. Круги взаимоотношений

Автор методики — Т. В. Румянцева. «Круги взаимоотношений» представляет собой графический способ выражения человеком своих взаимоотношений с другим человеком. Она позволяет осуществить прогноз удовлетворенности отношениями в паре (добрачной) и совместимость партнеров. Обработка и интерпретация результатов методики «Круги взаимоотношений» тесно связаны с понятиями дифференциации «Я», динамикой развития взаимоотношений в паре, уровнем совместимости.

Исходные положения интерпретации

1. Круг является символом, графической моделью личностного пространства человека, отражением его представления о собственной значимости, самооценке.

2. Два круга делают возможным графически представить человеческие отношения.

3. При графическом представлении своих взаимоотношений с близкими людьми в виде кругов проявляется степень дифференцированности «Я», которая находит свое отражение в мере совмещенности кругов.

4. Каждый человек имеет свою определенную комфортную для себя дистанцию в общении с другими людьми — свой уровень близости—отчужденности, что задает индивидуальный предел психологического сближения с партнером. При нарушении данной дистанции общение становится трудным, тягостным, дискомфортным.

5. Изменения в отношениях с течением взаимодействия партнеров находят отражение в изменении расстояния (степени пересечения) между кругами и их величины. При отчуждении партнеров дистанция между кругами увеличивается, при усилении зависимости, слияния имеет место нарастание области пересечения кругов. Рост уверенности в себе, обретение адекватной самооценки ведет к тому, что партнер воспринимается как равный себе (одинаковый размер кругов) и как имеющий право на самореализацию (круги соприкасаются, не пересекаясь).

6. Разница в расстоянии между кругами, в степени совмещенности кругов у партнеров говорит о разности психологической дистанции у них (разном уровне близости— отчужденности), что является фактором, усиливающим неудовлетворенность отношениями и затрудняющим совместимость партнеров.

Ключевыми показателями содержательного анализа результатов выполнения теста являются следующие:

  1.  Расстояние между кругами. Круги могут быть расположены далеко друг от друга, близко, перекрываться, полностью совмещаться.

Таблица 2.Типы дистанций между кругами отношений

Изображение расстояний между кругами

Интерпретация типа расстояния

Между кругами есть расстояние: ситуация отчуждения, отсутствие близких эмоциональных отношений

Круги соприкасаются, но не пересекаются: психологическая автономия, каждый сохраняет свои границы, высокая дифференциация «Я»

Круги пересекаются в симбиотичных отношениях, проявление зависимости

Круги пересекаются: выраженный симбиоз, потребность в слиянии с другим, сильная зависимость, низкая дифференциация «Я»

  1.  Величина кругов
  2.  Изменение кругов по величине и их взаимному расположению
  3.  Сходство—различие результатов выполнения партнерами заданий [26, с.127].

Методика III. Семейная социограмма

Автор методики  -Э. Г. Эйдемиллером, модификация применения и интерпретации — Т. В. Румянцевой. Методика «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным тестам

Исходные положения интерпретации:

1.Круг является символом, графической моделью семейного пространства человека. Границы круга — семейные фаницы. Кружки символизируют личностное пространство членов семьи.

2. Величина кружков отражает особенности самооценки и значимости членов семьи с точки зрения автора рисунка. Разница в величине кружков у членов семьи говорит об их разной значимости в глазах испытуемого.

3. Расположение кружков в пространстве тестового поля круга и по отношению друг к другу выявляет положение членов семьи в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.

4. Расстояние между кружками показывает особенности психологической дистанции между членами семьи, выявляет их уровень близости—отчужденности (слияния—отдельности).

5. Анализ рисунков семьи в прошлом, настоящем и будущем у обоих партнеров дает информацию об их индивидуальны моделях семьи, ее трансформациях, а также позволяет сделать прогноз относительно совместимости данных семейных моделей.

Ключевыми показателями содержательного анализа

результатов выполнения теста являются следующие:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) соотношение величины кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между кружками.

Оценка результатов

При оценке результата по первому показателю сопоставляется число членов семьи, изображенных клиентом, с реальным.

Далее обращается внимание на соотношение величины кружков. Больший по сравнению с другими кружок говорит о большей значимости данного члена семьи, о его достаточной или завышенной самооценке, меньший — о меньшей значимости и пониженной самооценке с точки зрения автора рисунка.

Третий показатель — расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу. Расположение клиентом своего кружка в центре может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.

Расстояние между кружками интерпретируется следующим образом. Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении этого члена семьи. «Слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членовсемьи, наличии симбиотических связей.

При проведении методик: «Полоролевые портреты»,«Круги взаимоотношений»,  «Семейная социограмма», итоговый анализ выполненных клиентом психодиагностических методик включал   следующие моменты:

  1.  осмысление и сопоставление полученных разными методиками данных друг с другом;
  2.  сравнение результатов однородных характеристик,  полученных при выполнении различных методик;
  3.  сопоставление данных диагностики с результатами самоанализа клиента и данными наблюдения за его реальным поведением во время ситуации консультирования [26, с. 134].

2.3. Описание реализации консультации

Первая встреча.

Хания:

«Мне кажется мой парень ко мне не испытывает тех чувств, которые к нему испытываю я, правда он говорит со мной о необходимости узаконить наши отношения как только я закончу университет. Но любит ли он меня? С моим молодым человеком я встречаюсь более года, хотя знакомы более 4 лет. Мы  довольно часто проводим время вместе, ходим в театр, на концерты, кинотеатры,  он даже согласен иногда со мной ходить по магазинам. Очень много времени проводим с нашими общими друзьями.

Он сам казанский, работает , неплохо зарабатывает. Живет отдельно от родителей, считает, что уже настолько взрослый, что в состоянии обеспечивать себя сам, мне иногда кажется, что для него основным мужским приоритетом является материальное обеспечение, потому что он некогда не позволяет мне за себя самой расплачиваться. Но при этом он некогда не поможет мне в быту. В наших отношениях полностью отсутствует романтика , не купит цветов, да и подарки покупает,  когда я рядом и сама попрошу у него что мне надо. Я  хочу сказать, что он не проявляет ко мне нежности, заботы, внимания. Когда я завожу разговор о его холодности  ко мне. Он возмущается говорит что  он мужчина, «по статусу не положено». Но  я всегда как пример привожу ему своих родителей, которые даже ужин всегда готовят вместе. В ответ слышу: «А мне отец всегда говорил, кухня  в квартире для женщины». Поэтому на фоне даже бытовых вопросов у нас возникают разногласия. И я задаюсь вопросом у нас вообще возможно семейное будущее. Я люблю Инсафа, но   присутствие внутренних  сомнений меня пугает.»

Итоги:

Основные проблемы.

  1.  Сомневающаяся в чувствах своего партнера;
  2.  Неуверенность в собственных возможностях;
  3.  Отсутствие уверенности в будущем;

Вторая встреча.

Во время второй консультации клиентка пришла со свои партнером. В процессе консультации были проанализированы  результаты выполненных методик «Полоролевые  портреты»,«Круги взаимоотношений»,  «Семейная социограмма».  Далее консультант отметил  достаточно отчетливую разницу как в личностных особенностях молодых людей (их полоролевых представлениях, уровне симбиотичности, подверженности стереотипам, направленности личности), так и в их моделях семьи.

Хания Зиннуровна  Л. довольно практичная , самокритичная умная, образованная девушка, с достаточно высоким уровнем дифференциации «Я», но на данный момент сомневающаяся в себе.

Инсаф Миндхатович  доминантный, самоуверенностью, твердый юноша,  с высокой потребностью в симбиозе.

Для  каждого семья является образцом для подражания, моделью которую они хотят воспроизвести в своей будущей семье,  несмотря на то, что у Х. андрогинная семейная модель, у И. — традиционная. Если говорить о будущей совместной жизни , не исключены  недопонимания с обеих сторон, так как для Хании  необходимо открытое общение , а для Инсафа та форма общения которая существует,  является нормой.

Комментарии и рекомендации для Инсафа Миндхатовича и Ханиии Зиннуровны. Мною было отмечено что Ханию и Инсафа объединяет:

  1.  восприятие  себя, как равных по  значимости людей;
  2.  традиционный подход к оценки качеств своего и противоположного пола;
  3.  оценка полоролевых качеств (у обоих есть «±»).

В действительной реальности,  Инсаф Миндхатович,  уже рассматривает Ханию Зиннуровну,  как свою будущую жену и мать свои детей. Однако  различия семейных моделей может привести к  недопониманию друг друга.

Рекомендации: Необходимо понимать друг друга и развивать свои отношения дальше, необходимо больше времени уделять глубокому совместному общению, с уважением принимать отличия друг друга.

2.4. Оценка эффективности проведенного психологического консультирования

Для того, чтобы оценить работу консультанта были выдвинуты критерии эффективности.

  1.  исходя из самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;

Консультанту удалось войти в доверительный контакт с клиентом, расположив его к себе. По окончанию добрачного психологического консультирования была оказана помощь в определении перспективы дальнейшего развития отношений в паре, для клиента были выяснены причины сомнений в отношении с партнером   

  1.  по результатам психологического тестирования состояний и психологических свойств (особенностей личности) клиента;

результаты   проведенных методик с клиентом, очерти ряд психологических проблем, для решения которых  определены условия для успешного преодоления  затруднений при вступлении в брак.

  1.   по наблюдениям со стороны за поведением клиента.

Оценивая эффективность данного консультационного процесса можно сказать, что консультация прошла успешно. Оценив сложность проблемы, клиент выбрал оптимальное решение для своей проблемы, которая вначале заставила обратиться его к консультанту.

Выводы

  1.  Теоретически обоснована методика консультационной работы по проблеме добрачного психологического консультирования.
  2.  Построена модель консультационной работы с клиенткой по проблеме  перспективы дальнейшего развития отношений клиента в паре.
  3.  Организована встреча с клиенткой, выслушана её проблема. В процессе реализации модели консультирования выявлен следующий круг проблем:
  4.  Сомневающаяся в чувствах своего партнера;
  5.  Неуверенность в собственных возможностях;
  6.  Отсутствие уверенности в будущем;
  7.  Психологическая поддержка с использованием разработанной модели консультирования помогла добиться положительных результатов в решении основной проблемы клиента.

Заключение

В ходе проведённой работы было выявлено, что добрачное психологическое консультирование  является   актуальной темой  для изучения  в настоящее время, так как позволяет разрешить сомнения еще не вступивших брак молодых добрачных  пар, а следовательно дает возможно избежать ошибки.

Решение о вступлении в брак каждый человек принимает по-разному. Для одних этот вопрос не вызывает сомнений - так должно быть. Для других - это лишь вопрос времени: необходимо закончить учебу, устроиться на новую работу, решить материальные либо жилищные проблемы и др. Но есть группа людей, для кого это кардинальное изменение привычной жизни, требующее ответа на многие вопросы.  Эту категорию людей, для которых трудно принять решение о вступлении в брак, называют “сомневающимися”.

Консультирование, ориентированное на сеть социальных отношений, понимается не как альтернатива существующим концепциям терапии и консультирования, а как их дополнение и дальнейшее развитие.

Первый уровень ориентированного на сеть консультирования – это содержательный анализ, диагностика взаимоотношений клиентов с окружающими людьми.

Психологическая помощь создающейся семье может быть оказана в различных формах: это и лекции, и групповые консультации, и индивидуальные беседы с каждой парой.

Главная  задача пары, собирающейся оформить брак, - решить все вопросы психологической совместимости, все споры и проблемы в сфере отношений именно на добрачной стадии или в первые месяцы супружеской жизни, пока есть желание и силы что - то изменить.

Список использованной литературы

  1.   Абрамова, Г. С. Графика в психологическом консультировании.М.: ПЕРСЭ, 2001. -142 с.
  2.  Алешина, Ю. Е Индивидуальное и семейное психологическоеконсультирование. М.: Независимая фирма «Класс»,2000. -208 с.
  3.  Андреева, Г. М. Психология социального познания. М.:Аспект Пресс, 1997.- 239 с.
  4.  Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб.пособие.СПб.: Речь, 2004.- 224 с.
  5.  Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. сангл. М.: Прогресс, 1986. -422 с.
  6.  Браун, Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
  7.  Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта.М.: Независимая фирма «Класс», 1998. -205 с.
  8.  Гулина, М. А. Терапевтическая и консультативная психология.СПб.: Речь, 2001. -352 с.
  9.  Елизаров, А. Н. Психологическое консультированиесемьи: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2005.-400 с.
  10.  Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 214 с.
  11.  Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001. - 472 с.
  12.  Колесникова, Г. И. Основы психологического консультированиядля студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростовн/Д: Феникс, 2004. -96 с.
  13.  Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования/ Пер. с лит. М.: Академический проект, 1999. -239 с.
  14.  Кроник, А., Кроник, Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я.Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. -208 с.
  15.  Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование.М.: Смысл, 1998.- 109 с.
  16.  Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование:работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.:Смысл, 2002. -182 с.
  17.  Нельсон-Джоунс,Р.Теория и практика консульт..СПб: Питер, 2002. -464 с.
  18.  Немов Р.С. Основы психологического консультирования. Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 193 с.
  19.  Основы психологии семьи и семейного консультирования:Учеб. пособие для студ. вые. учеб. заведений / Под общ.ред. Н. Н. Посысоева. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -328 с.
  20.  Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. - М., 1993.-237с.
  21.  Петрушин, С. В. Мастерская психологического консультирования.СПб.: Речь, 2006.- 184 с.
  22.  Практическая помощь и консультирование в практической психологии / Под редакцией М. К. Тутушкиной. СПб.:Дидактика Плюс, 1999.-352 с.
  23.  Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учебное пособие для вузов / Е. И. Артамонова [и др.] ; под ред. Е. Г. Силяевой. – изд. 3 - е, стереотип. – М. : Академия, 2005. – 190 с
  24.  Психотерапевтическая энциклопедия / Под общейредакцией Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер Ком, 1999.-752 с.
  25.  Румянцева, Т. В. Трансформация идентичности студентовмедицинского вуза в меняющихся социальных условиях.Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 185 с.
  26.  Румянцева, Т. В.Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре.Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  27.  Шапиро, Б.Ю. От знакомства – к браку. – М., 1989. -384 с.
  28.  Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. -512 с.
  29.  Шнейдер, Л. Б. Психология семьи и семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. – М., 2000. – 498 с
  30.  Эдеймиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. -656 с.

 

Приложение  1

Инструкции к следующим методикам:

I. Полоролевые портреты

Инструкция

Суть методики состоит в последовательном описании четырех портретов. Для этого используется лист бумаги формата А4, сложенный вчетверо. Сначала работа идет на левой стороне листа, потом на правой. Консультант дает инструкцию к выполнению каждого следующего задания после того, как клиент даст описание предыдущего портрета. В верхней левой части листа клиенту предлагается дать характеристику реальному представителю противоположного пола (мужчинам: «Опишите реальную, типичную женщину»; женщинам: «Опишите реального, типичного мужчину»), в нижней левой части листа дать характеристику реальному представителю своего пола.

Далее, в верхней правой части листа предлагается дать характеристику идеальному представителю противоположного пола (мужчинам: «Опишите идеальную женщину»; женщинам: «Опишите идеального мужчину»); а в нижней правой части листа — идеальному представителю своего пола.

Макет бланка представлен   (для мужчин — под буквой А), для женщин — под бу      квой Б). Первый этап обработки результатов — количественный — клиент полностью осуществляет сам.

После того как все портреты выполнены, клиенту предлагается пронумеровать ответы в каждом портрете и оценить по четырехзначной системе каждую характеристику в данных портретах:

«Каждую отдельную характеристику оцените следующим образом:

«+»— знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;

«-» — знак «минус» — если в целом вам лично данная характеристика не нравится;

«±» — знак «плюс-минус» — если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;

«?» — знак «вопроса» — если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно к ней относитесь, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа. Знак своей оценки необходимо ставить непосредственно над характеристикой».

Клиенту предлагается подвести итог относительно каждого портрета: подсчитать, сколько всего ответов и сколько ответов каждого знака есть в каждом портрете.

После того как данные задания выполнены и произведена первичная количественная обработка данных самим клиентом, наступает этап качественной обработки.

Обработка и интерпретация результатов методик этого блока тесно связаны с понятиями психологического пола и идентичности.

Макет бланка к методике «Полоролевые портреты»:

а) для мужчин; б) для женщин

А)

Реальная женщина

Идеальная женщина

Реальный мужчина

Идеальный мужчина

Б)

Реальный мужчина

Идеальный мужчина

Реальная женщина

Идеальная женщина

II. Круги взаимоотношений

Инструкция

Для каждого теста используется отдельный лист бумаги формата А4.

Задание выполняется последовательно в два этапа, каждый из которых состоит из четырех пунктов. Инструкция к каждому последующему пункту дается после выполнения предыдущего задания. Время выполнения не ограничивается.

Инструкция первого этапа:

Консультант: «Представьте свои взаимоотношения с вашим реальным партнером (в ситуации добрачного консультирования одинокого человека — «Представьте свои взаимоотношения с воображаемым партнером ....») с помощью двух кругов, где один круг — это вы, а второй круг символизирует вашего партнера. Изобразите свои взаимоотношения с партнером в следующем порядке:

1) на момент знакомства;

2) на настоящий момент времени;

3) свои желаемые отношения с партнером.

Инструкция второго этапа:

К о н с у л ь т а н т : «Представьте себя на месте вашего партнера: как вам кажется, как бы он выполнил то же самое задание и нарисовал бы отношения с вами с помощью двух кругов в следующем порядке:

1) на момент знакомства;

2) на настоящий момент времени;

3) его желаемые отношения с вами.

 

 III. Семейная социограмма

            Бланк "Семейная социограмма"

Инструкция к тесту «Семейная социограмма»

Используются бланки с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Задание состоит из трех пунктов и выполняется последовательно: инструкция к каждому последующему пункту дается после выполнения предыдущего задания.

Консультант: «Перед вами на листе бумаги изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их имена в следующем порядке:

1) свою семью в настоящее время;

2) свою семью в будущем».

После этого предлагается рассказать о рисунке и своей семье: каков реальный состав семьи, кто нарисован, какие изменения произошли, какие отношения между членами семьи, кто и что делает в семье и т. п.

Обработка и интерпретация результатов методик этого блока тесно связаны с понятием дифференциации «Я», уровнем близости—отчужденности во взаимоотношениях и с пониманием динамики отношений в паре.

Приложение  2

Протокол  

Гараевой Хании Зиннуровны

Результаты методики : Полоролевые портреты

Таблица 43

Реальный мужчина

Идеальный мужчина

Трудолюбивый «±» И

Сдержанный «±» Т

Скептичный «±» И

Сильный «±» T

Порядочный «+» И

Целеустремленный «+» Т

Активный «±» Т

Жесток «—» И

Курящий «-» И

9 ответов: 1 «+», 2 «—», 6 «±»,

0 «?». ОА, 4Т, 5И

Порядочный «+» И

Галантный «±» ТИ

Образованный «+» И

Понимающий «+» А

Логичный «+» Т

Внимательный «±» A

Не курящий  «+» И

Твердый  «±» T

Открытый «±» И

Добрый «+» И

Открытый  «±» Т

12 ответов: 5 «+», 0 «—», 5 «±», 0 «?».

2А; 3,5Т; 5.5И

Реальная женщина

Идеальная женщина

Импульсивная «±» А

Капризная «±» Т

Артистичная «+» И

Мягкая«±» T

Нежная «+» Т

Зависимая «—» Т

Эмоциональная «±» T

Практичная «±» AT

Целеустремленная «+» А

9 ответов: 2 «+», 1 «—», 6 «±», 0 «?».

2.5А: 5.5Т; 1И

Добрая «+» И

Мягкая «+» Т

Красивая «+» Т

Ласковая «±» Т

С женской логикой «±» T

Спокойная «±» А

Женственная «+» AT

Самоуверенная «±» А

Целеустремленная «±» A

Перспективная «—» А

10ответов: 2«+», 1 «—», 7 «±», 0 «?».

4,5А; 4.5Т; 1И

По результатам проведенной методики можно сделать следующий вывод. Хания Зиннуровна  при  оценивании характеристик  применила«±» ,

что говорить о ее высокой степени взвешенности ее полоролевых представлений, с другой стороны, о недостаточной внутренней определенности относительно тех или иных качеств. Именно на этот вопрос она хочет, получит ответ в конце консультации.

Анализируя идеальные портреты, можно говорить их реалистичности.

Идеальные портреты являются реалистичными, причем идеальный образ женщины является менее определенным для нее (в нем больше «±»), чем образ мужчины (в нем больше «+»). Она не совсем уверена, насколько хороши те качества, которые считает желательными для женщины. Обращает на себя внимание то, что ее отношение к реальным Иллюстрации применения комплекса методик представителям обоих полов в большей степени подвержены стереотипам, чем идеальные образы. Отмечается недостаточная согласованность полоролевых представлений. Так, одни и те же качества оцениваются по-разному в разных портретах (например, «понимающий», «спокойный»). В описании мужских портретов в большей степени представлены индифферентные качества (морально-этического порядка, связанные с воспитанием), что говорит о более высоких стандартах оценки по отношению к мужчине.

Результаты методики: Круги взаимоотношений

Таблица 4.

Первый этап

Второй этап

И

Х

Х

И

И

Х

Х

И

И

Х

И

Х

Расстояние  между кругами, степень совмещенности кругов говорят об   особенностях психологической дистанции между партнерами.  Данная методика выявляет, что Хания Зиннуровна.  Изначально на первой ступени знакомства воспринимала  себя и Инсафа Миндхатовича , как равных по  значимости людей.

На второй ступени, т.е. в настоявшее время  отношения круги соприкасаются, но не пересекаются: психологическая автономия, каждый сохраняет свои границы, высокая дифференциация «Я».

На третьей ступени, т.е. в будущем круги пересекаются, появляется их  небольшое наложение в симбиотичных отношениях, проявление зависимости.

По результатам выполненного рисунка можно сделать следующий вывод, что Инсаф Миндхатович относится к ней более прохладно, чем она к нему, его отношение к себе трактует как имеющее дистанцию (круги на расстоянии). Важно, желаемые отношения в будущем заботят ее больше всего.

Результаты методики :Семейная социограмма

 

П

М

П

М

Х

И

Х

Рис. 1. Семейная социограмма- ГХЗ

Анализ выполнения рисунка семьи показывает Хании Зиннуровны сильную привязанность девушки к своим родителям, так как она их  нарисовала и в настоящем  и в будущем времени , именно форму отношений своих родителей она представляет желаемыми для себя в будущем с Инсафом Миндхатовичем  (изображение взаимоотношений у родителей и своих взаимоотношений с партнером совпадают.

Данный вывод можно сделать и из беседы с Ханией Зиннуровной, каждые выходные она ездит к ним в деревню, скучает. Она считает отношения между родителями образцом для подражания. Но хочется отметить, что  в будущем дети представлены как возможные  члены семьи.

Протокол

Галлямова Инсафа Миндхатовича

Результаты методики : Полоролевые портреты

Таблица 5  

Реальная женщина

Идеальная женщина

Среднего роста «±» И

Короткие  волосы «++» Т

Красивые стройные ноги и фигура «+» T

Брючный костюм «-» Т

Водолазка «+» Т

Кроссовки «—» Т

б ответов: 2 «+», 2 «—», 2 «±», 0 «Я».

0А, 5Т, Ш

Брюнетка с карими глазами «+» Т

Длинноногая «+» Т

Вечернее  платье «+» Т

Хорошая домохозяйка «+» Т

Хорошая мама «+» Т

5 ответов: 4 «+», 1 «±».

Все5Т

Реальный мужчина

Идеальный мужчина

Работник офиса «+» А

Ботинки  «—» И

Длинные «+» AT, классические брюки «-» А

Галстук «—» AT

В руках папка с документами «+» И

Фирменная рубашка «+» А

7ответов: 4 «+», 3 «-», 0 «±», 0 «?».

2.5А; 1,5 Т; 2И

Строгий костюм «+» ТА

Хорошая высокооплачиваемая работа, с возможным карьерным ростом«+» ТА

Оптимистически  настроенный  «+» Т

Хорошие верные друзья «+» Т

4 ответа: все «+»

1А, ЗТ, 0И

По результатам методики можно сделать вывод, что Инсаф Миндхатович при   оценивании  портретных характеристик,  основными  критериями  у него являются внешние показатели, лишь в описании идеальной женщины можно увидеть  личностные качества, которые рассматриваются с семейной  точки зрения. При описании себя Инсаф Миндхатович   завысил оценку (типичный юноша не имеет недостатков).

Результаты методики: Круги взаимоотношений

Таблица 6

Первый этап

Второй этап

Х

И

Х

И

Х

И

Х

И

Х

Х

И

Х

И

Х

По результатам проведенной методики Инсаф Миндхатович    воспринимает себя и Ханию Зиннуровну как равных по значимости людей, так как круги имеют одинаковую величину.

На первой ступени знакомства  Круги пересекаются в симбиотичных отношениях, что говорит о изначально близких отношениях.

На второй и третьей ступени выполненные рисунки говорят о том, что  он уже  видит свои отношения идеальными. Важным моментом  можно отметить тот факт что он считает Что Хания Зиннуровна рассматривает как и он .

Результаты методики :Семейная социограмма

 

Х

И

Х

Реб

И

Рис. 2. Семейная социограмма- ГИМ

По результатам проведенной методики Инсаф Миндхатович считает Ханию Зиннуровн,у независимо от того, что брак еще не заключен, своей  второй половинкой.

Исходя из беседы с Инсафом Миндхатовичем, можно сделать вывод о  будущем разделение  ролей в семьей. Мужская – обеспечение материально семью, женская - дом и уют.

Но хочется отметить, что  в будущем для Инсафа Миндхатовича ребенок как член семьи  представлен отчетливо.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72918. Решение системы линейных алгебраических уравнений с вещественными коэффициентами с помощью метода Гаусса 117.93 KB
  Дано: Система линейных алгебраических уравнений. Требуется решить систему линейных алгебраических уравнений с вещественными коэффициентами с помощью метода Гаусса. Существует множество методов решения систем линейных алгебраических уравнений таких как: метод Крамера решение СЛАУ матричным методом метод Гаусса.
72921. Шляхи удосконалення державного регулювання зайнятостів України 724.73 KB
  Розвиток економіки будь-якої держави визначається наявними людськими ресурсами, їх здібністю до ефективної праці, а також наявністю умов для її здійснення. Тому можливість займатися ефективною працею, забезпечення зайнятості та її регулювання можна розглядати як чинник забезпечення стійкого економічного зростання держави.
72922. Разработка технологического процесса восстановления железнодорожных рельс газопорошковой наплавкой 1.14 MB
  В настоящее время проблема повышения работоспособности рельсов несмотря на достигнутые положительные результаты в обеспечении качества рельсовой стали стоит как никогда остро не только в России но и за рубежом.
72924. Противодействие коррупции на государственной службе: российский опыт и перспективы 28.22 KB
  Актуальность темы, выбранной для анализа, я обусловил высоким уровнем коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации, так как считаю, что в настоящее время это имеет место быть в наших органах государственной власти.