88729

Анализ работ учителей и личной практической деятельности по активизации познавательной деятельности учащихся 3-х классов на уроках познания мира

Курсовая

Педагогика и дидактика

Сущность и структура учебно-познавательной деятельности. Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении познанию мира. Анализ работ учителей и личной практической деятельности по активизации познавательной деятельности учащихся 3–-х классов на уроках познания мира.

Русский

2015-05-03

287 KB

1 чел.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3 - 6

Глава 1 Теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников….…………………………………….7 - 23

1.1 Сущность и структура учебно-познавательной деятельности………..7 - 15

1.2. Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении познанию мира…………………………………………………..15 - 23

Глава II. Анализ работ учителей и личной практической деятельности по активизации познавательной деятельности учащихся 3–х классов на уроках познания мира……………………………………………………………….24 - 36

2.1. Выявление эффективности работы учителя использующего нестандартные методы обучения для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках познания мира………….24 - 28

2.2. Прослеживание уровня активизации познавательных процессов учащихся, по ходу использования нестандартных методов обучения….28 - 36

Заключение……………………………………………………………...…..37 - 38

Список литературы…………………………………………………………38 - 41

Приложение

Введение

Вопросы активизации учебно-познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающей как социальный, так и психологический аспекты. Первый из них состоит в том, что на данном этапе развития нашего общества происходит глубокие преобразования во всех сферах жизни людей – материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Всё это требует от молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, самого современного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания научно-технических и экономических основ производства, сознательного творческого отношения к труду. Психолого-педагогический аспект проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся разрабатывается и освещается в трудах многих современных педагогов и психологов. Сущность и структура учебной деятельности, как ведущего вида деятельности младших школьников рассматривается в трудах В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина. Психологическое обоснование деятельности дано А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. Теорию поэтапного формирования умственных действий обосновали П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина. Педагогическим проблемам формирования познавательных интересов учащихся, как составного элемента познавательной активности, посвящены исследования Г.И. Щукиной. Педагоги и психологи выделяют признаки познавательной активности младших школьников (М.П. Осипова, Т.И. Шашова), условие формирования положительных мотивов учения, как одной из предпосылок активизации учебно-познавательной деятельности школьников (Т.И. Шашова, Г.И. Щукина), средства активизации учения школьников (И.Ф. Харламов, Т.И. Шашова), среди них большую роль отводят обучению школьников способом познания, рациональным методам умственной работы (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.А. Кондаков), а также самостоятельную работу учащихся (Б.П. Есипов, М.Ф. Харламов) и проблемное обучение (Л.Н. Скаткин), как основные методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности школьников. На сегодняшний день наибольшую актуальность приобретает задача пересмотра содержания школьного образования, введение в учебный процесс элементов развивающего обучения, направленных на формирование, в первую очередь активной, творческой личности. Именно в этом ключе в существующей научно-педагогической литературе рассматривались вопросы активизации учебно-познавательной деятельности школьников. Проблемами развивающего обучения занимались преимущественно психологи (В.В. Давыдов и Л.В. Занков). Недостаток в научно-педагогической литературе по проблемам исследования также определяет актуальность избранной темы.

Актуальность работы:

Изучить учебный процесс в школе на предмете познание мира, для прослеживания влияния нестандартных методов и форм урока, на уровень учёбно - познавательной активности младших школьников.

Объект исследования:

Это учебный процесс в начальной школе. Предметом исследования выступает содержание деятельности учителя по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения, путём использования нестандартных форм урока .

Цель исследования:

Изучение и анализ работ ведущих педагогов и психологов в использовании нестандартных форм урока в разработке методических материалов по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников, а также прослеживание уровней познавательной активности в ходе применения нестандартных методов ведения уроков познания мира на практике.

Задачи исследования:

-  углубленно изучить теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников;

-  ознакомиться с опытом работы учителей по формированию познавательной активности на уроках природоведения;

-  осуществлять работу по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения, используя нестандартные формы урока в период прохождения педагогической практики на базе Казахстанско-Российского лицея г. Усть-Каменогорска, в 3 «а» и 3 «б» классах.

-  выявить эффективность работы учителя по формированию познавательной активности школьников на уроках природоведения, использующего нестандартные формы проведения уроков.

Гипотеза:

Использование нестандартных методов и форм урока на предмете познания мира положительно влияют на повышение уровня учебно-познавательной активности младших школьников.

Методическая основа исследования:

Труды ведущих психологов современности, в которых рассматриваются сущность и структура учения, как основного вида деятельности младших школьников, проблема активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников; учение о роли социальной активности в развитии личности, в частности, положение о том, что личность формируется в обществе под воздействием окружающей ее социальной среды лишь при условии личной активности, собственной деятельности.

Методы исследования:

В ходе исследования использовались теоретические и практические методы. с целью выработки теоретического положения исследования был проведен анализ научно-педагогической и психологической литературы, который позволил обосновать введение в структуру учебного процесса средств, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Педагогическое наблюдение и констатирующий эксперимент позволили определить качество знаний и умений учащихся, уровень их познавательной активности. Обучающий эксперимент, в ходе которого были проведены контрольные, письменные работы, позволил оценить эффективность нестандартных форм урока, используемых для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Использовались непосредственное наблюдение и личное преподавание.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и заключения. Во введении характеризуется актуальность избранной темы, сформированы объект, предмет, цели и задачи исследования.

В 1 главе работы освещены теоретические вопросы активизации учебно-познавательной деятельности, их отражение в передовой педагогической литературе современности. В работах педагогов и психологов выяснены основные аспекты формирования познавательной активности младших школьников. Во 2 главе обобщен опыт работы учителей практиков по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения. Описаны формирующая и констатирующая части эксперимента по формированию активности в учебной деятельности на базе 3 «а» и 3 «б» классов Казахстанско – Российского лицея г. Усть-Каменогорска  на уроках познания мира.

Дан анализ результатам, полученным в ходе эксперимента.

В заключении сформированы научно-теоретические выводы, сделанные в ходе исследования и рекомендации, начинающим учителям по проблеме исследования.

Глава 1 Теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

1.1 Сущность и структура учебно-познавательной деятельности

Развитие человека происходит в деятельности, и закономерность этого процесса такова, что чем более активна деятельность человека, тем интенсивнее протекает его развитие (32,99).

Активное формирование личности в младшем школьном возрасте осуществляется в процессе ведущего вида деятельности – учения. Результатом обучения, прежде всего, является формирование различных умственных действий. Это означает, что эффективное формирование познавательной деятельности обязательно приведет к повышению эффективности учебного процесса в целом (20,58).

Проблемам деятельности, ее содержания и структурирования отведено важное место в трудах многих психологов. В работах А.Н. Леонтьева рассмотрено психологическое строение деятельности. Согласно его взглядам деятельность имеет следующие составляющие:

Деятельность

Цель

Потребность

Мотив

Условия достижения цели

и соотносимые

с ними

Операции

Действие

Деятельность

Строение деятельности по А.Н.Леоньеву

В качестве единицы анализа деятельности служит действие (С.А. Рубинштейн, Р.Н. Леонтьев). Действие – это процесс, подчиненный сознаваемой цели, но у действия, в отличии от деятельности, нет самостоятельного мотива. Этим мотивом выступает мотив той деятельности, в которую входит данное действие. Способ, которым осуществляется действие, называется операцией. Операция соответствует не мотиву и не цели деятельности, а условиям, в которых задана цель (7,22).

Как показали исследования советских психологов (А.Н. Леонтьева, А.Р. Смирнова, Б.М. Теплова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления (14,386).

Философское толкование деятельности таково: «Деятельность – специфическая, человеческая форма отношений к окружающему миру содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей (28,151).

С точки зрения психологии деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, и удовлетворяющей таким образом свои потребности (14,91).

Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и теоретических знаний – такое определение учебной деятельности дает «Психологический словарь» (14,385). Учебная деятельность выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы. Как форма социально - нормированного сотрудничества ребенка с взрослым, учебная деятельность является одним из основных средств вовлечения подрастающего поколения в систему общественных отношений, в открыто коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий при условии личной активности учащегося. Она предусматривает заинтересованность обучающегося в получении новых знаний, его активное участие в овладении ими.


Учебная деятельность – сложное по структуре образование.

Схема 2

Учебная деятельность

Контроль

Учебные задачи и составляющие их операторное содержание учебные операции

Оценка

Учебно - познавательные мотивы

Учебная деятельность по Эльконину

Центральное в этой сложной структуре – второе звено – учебные задачи и их операторное содержание. Все остальные звенья как бы обслуживают это основное. Учебная деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы собственного совершенствования. Если удается сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно-значимой и общественно - оцениваемой деятельности. Теперь позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя и тем самым осуществляющего общественно – значимую деятельность – деятельность по приобретению новых способностей. Охарактеризованные мотивы деятельности называются учебно-познавательными. Их отличие от широких познавательных мотивов состоит в том, что они направлены не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на усвоение обобщенных способов действий в конкретной области изучаемого предмета (33,245).

Сущность учебной деятельности заключается в решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат составляет в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект (33,246). Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. В.В. Давыдов называет следующие учебные действия:

Схема 3

Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта

Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной форме

Преобразование модели отношения для изучения его свойств в

«чистом виде»

Построение системы частных задач, решаемых общим способом

Контроль над выполнением предыдущих действий

Оценка усвоения общего способа, как результата решения данной учебной задачи

Действия использующиеся для решения учебной задачи по Давыдову

-  Одной из концепций возрастной и педагогической психологии явилось теория поэтапного формирования умственных действий. Она складывалась в трудах П.Я. Гальперина в 50-е г.г.

Опираясь на важнейший принцип психологии – принцип единства сознания и деятельности П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина рассматривают усвоение знаний как процесс, происходящий в результате выполнения и усвоения определенных действий (14,386)

Этап формирования умственных действий мотивационной основы действия

1

Ученик ежедневно выполняет десятки, сотни учебных действий. Далеко не всегда он видит необходимость выполнения этих действий. Если это становится типичным для ученика, то учебная деятельность становится ему в тягость, он не видит в ней никакого смысла

Создание необходимой мотивации у учащихся направленной на становление личностной потребности решить задачу, увидеть необходимость усвоения данного материала.

Главная задача этапа

2

Этап составления схемы ориентировочной основы деятельности

Каждое выполняемое нами действие будет протекать успешно только в том случае, если мы учитываем условия, определяющие успешность этого действия.

Познакомить учащихся с каждым действием, с условиями его выполнения, выделить ориентиры опоры для правильного выполнения действия.

Главная задача этапа

3

Этап формирования действия  материальном (материализованном) виде

Для дальнейшего и более точного понимания сущности какого-либо научного явления, изготавливать для учащихся чертежи, модели, схемы, использовать конкретные предметы, либо их заменители.

Этот этап формирования действия связан с наглядно-действенным мышлением младшего школьника.

4

Этап формирования действия в плане громкой социализованной речи

Сформировать умения рассуждать, обосновывать практически полученные решения, путем проговаривания выполняемых действий.

Необходимость данного этапа диктуется изменениями, происходящими в развитии памяти младших школьников. Память превращается в смысловую, в основе которой лежит установление связей внутри запоминаемого материала, связей логических.

5

Этап формирования действия во внешней речи

Настраивать учащихся на поэтапное последовательное проговаривание во время заучивания и записи понятий.

Речь про себя с полной степенью развернутости позволяет осуществлять самоконтроль за выполнением действия.

.

Этапы формирования умственных действий

Важный элемент структуры учебной деятельности – учебные операции, входящие в состав способа действий, выражающие его операторное содержание. Операции очень разнообразны и многочисленны. Каждая из операций требует отработки, т.к. от правильности их выполнения зависит возможность выделить стороны предмета, которые являются объектом действий. Всякий способ действия усваивается сначала при полной развернутости всех операций, входящих в его состав и по возможности производимых материально, т.е. так, что за правильностью их выполнения можно следить.

Следующий компонент учебной деятельности – контроль. Под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за функционированием, правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий (33,249). А.К. Маркова различает три вида контроля.

Контроль

Схема 5

Итоговый

Пошаговый

Прогнозирующий

По результату работы. Этот способ является самым распространенным. Он не позволяет учащемуся исправить ошибку.

До начала работы. Данный способ менее распространен, но именно он позволяет предупредить ошибки и спланировать учебную работу в целом.

По ходу работы. Этот способ контроля является более зрелым, т.к. позволяет ученику скорректировать работу, преодолеть ошибки до завершения работы.

-

Виды контроля по Маркову А.К.

Последним из компонентов учебной деятельности является оценка. Функция оценки заключается в том, чтобы определить, усвоили ли учащиеся заданный способ действия и продвинулись ли на ступеньку выше (32,250).

Качества результатов усвоения того или иного материала могут быть представлены как критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся (23,48).

Знания – это понятийно-фактическая составляющая учебного материала, к которой относятся конкретные взаимосвязанные факты, закономерности, теоретические обобщения, а также знания о способах действия. Знания можно понимать как учебную информацию, усвоенную на уровне запоминания. Знания предполагают сохранение усвоенного в памяти, чтобы применять их на практике: для решения учебно-тренировочных задач встречающихся в реальной практике, а также для приобретения новых знаний.

Знания тесно связаны с умениями, которые нужны для закрепления знаний и действительного их применения на практике. Под умениями понимаются действия, которые ученик может совершить на основе полученных знаний, это действия, которые ученик может совершить тогда, когда потребуется. Умения в свою очередь в дальнейшем могут способствовать получению новых знаний и формированию навыка.

Навык – это автоматизированное действие, которое ученик может совершить на основе ранее полученных знаний и отработанных умений. Переход умения в навык характеризуется так, что человеку уже не надо думать о том, как надо совершить действие. Он выполняет его быстро, т. е. автоматизировано, но целенаправленно. (23,31).

Учебно-познавательная деятельность должна строиться с учетом изменений в психическом развитии младшего школьника. Дадим краткую характеристику наиболее важным из них:

1.  Произвольность психических функций и поведения. Восприятие становится целенаправленным, превращается в наблюдение. Формируется словесно-логическая память.

2.  Формирование внутреннего плана действий. Мышление, будучи в дошкольном возрасте наглядно - образованным, приобретает черты частично абстрактного.

3.  Формируется способность планировать учебную деятельность. Ребенок учится обосновывать справедливость своих высказываний и действий.

Таким образом, учебная деятельность имеет следующую структуру:

1) учебные мотивы;

2)учебные задачи и действия;

3) действия контроля;

4) действия оценки.

Эта деятельность связана, прежде всего, с усвоением младшими школьниками теоретических знаний, т.е. таких в которых раскрываются основные отношения изучаемого материала. При решении учебных задач дети овладевают общими способами ориентации в таких отношениях. Учебные действия направлены на усвоение детьми именно данных способов. Важное место в общей структуре учебной деятельности занимают еще действия контроля и оценки, которые позволяют школьникам прослеживать правильное выполнение только что указанных учебных действий, а затем вывить и оценить успешность решения всей учебной задачи. Основным новообразованием младшего школьника является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого  существенно перестраивает другие познавательные процессы детей – память, восприятие; благодаря чему дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка (33,56).

1.2. Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении познанию мира

Все перечисленные выше особенности познавательной сферы младшего школьника накладывают определенный отпечаток на учебную деятельность учащихся младших классов. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Активность ученика в этом процессе обучения рассматривается нами как познавательная активность.

Название признака

Краткое описание

1

Отношение к учению

Проявляется в регулярности и качестве подготовки домашних заданий, в понимании смысла обучения.

2

Качество знаний

Проявляется в знании материала, в умении применять его на практике.

3

Характерные особенности учебной деятельности

Проявляется в мыслительной активности, сосредоточенности и устойчивости внимания, общем тонусе в работе, в эмоционально волевых проявлениях.

4

Отношение к вне учебной познавательной деятельности

Проявляется в увлеченности учащихся, систематичности самостоятельного дополнительного обучения.

Признаки познавательной активности младших школьников

Исследование мотивов в учении у младших школьников, проведенное М.В. Матюхиной, показала, что их мотивационная сфера представляет довольно сложную систему. Мотивы, входящие в эту систему могут быть охарактеризованы по двум мнениям: по содержанию и по состоянию, уровню сформированности.

                   Мотивы учения младших школьников по содержанию

Учебно-познавательные, связанные с содержанием и процессом обучения

Широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьников

Мотивы учения младших школьников

Что касается состояния мотивационной сферы младшего школьника, то она характеризуется такими свойствами, как мера осознанности мотивов, которые побуждают ребенка учиться; понимание их значимости, мера действенности мотива. Содержание этих характеристик и дает представление о мере сформированности того или иного вида мотивации (20,83).

Интерес – это особое отношение к чему-либо, потребность в определенных эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то действий, от каких-то людей или предметов (29,97).

Среди средств активизации учения школьников диктанты выдвигают такие, как «учебное содержание, методы и приемы «обучения, формы организации учения» (31,74).

Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребенка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Однако не все в содержании учения привлекает младших школьников. Поэтому перед учителем стоит задача – заинтересовать детей. Одним из средств повышения познавательной активности детей является показ значимости и ценности содержания учебного материала, что необходимо соблюдать на всех этапах урока, особенно при постановке перед детьми познавательных задач, создание стимулов обучения. Так, например, при изучении темы «Термометр» важно провести игру: «Какой термометр нужен?», включив в нее следующие жизненные ситуации:

1.Малыша нужно купать. Как узнать температуру воды в ванночке?

2.Маша заболела. Пришел врач. Чем он измерит температуру?

3.Снег растаял. Как узнать, можно ли уже сажать семена в почву?

4.Ярко светит солнце зимой. Но нужно ли надеть шубу, Ваня не знает. Что ему нужно сделать?

Возрастными особенностями младших школьников диктуется такое требование, как привлечение занимательности. На уроках используются ребусы, дидактические игры, викторины, загадки и другой материал, который может увлечь детей. Одним из приемов, активизирующих познавательную деятельность детей на уроках природоведения, являются викторины - ответы на вопросы, связанные с темой урока и поставленные в занимательной форме. Викторина возбуждает интерес, развивает сообразительность, повышает внимание учащихся, усиливает эмоциональную сторону учебного материала, оживляя урок.

Викторину можно использовать на различных этапах урока, в том числе и в процессе изучения нового материала. Вопросы викторины должны вызвать интерес к изучаемой теме, готовить учащихся к ее восприятию и осмыслению. На уроках закрепления изученного вопросы викторины направлены на выяснение уровня знаний учащимися фактического материала и на установление практической значимости этих знаний.

Для активизации мыслительной деятельности младших школьников выслушиваются ответы на вопрос викторины не одного, а нескольких детей путем постановки вопроса: «Почему ты так думаешь?», побуждающий к рассуждению к правильному ответу. Хороший эффект дает применение викторин на уроках обобщающего повторения и закрепления изученного материала, ответы на вопросы которых заставляют обращаться к дополнительной литературе. Это значительно углубляет знания учащихся, помогает осмысливать и выделять главное, существенное в изученных свойствах и явлениях. Каждая викторина увеличивает у детей объем знаний по природоведению, расширяя их представление о родном крае (3,69).

Установление меж предметных и внутри предметных связей обогащает содержание материала, активизирует процесс учения. Реализуется это требование посредством таких приемов, как напоминание, указание, сравнение, решение познавательной задачи с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.

Наряду с содержание учебного материала большую роль играют методы, при помощи которых организуется обучение, и младшие школьники включаются в процесс познания. К основным относят методы проблемного обучения.

Название метода

Краткое описание

1

Проблемное изложение знаний

Учитель показывает решения проблемы, «рассуждает вслух».

2

Эвристическая беседа

Учитель ставит проблему, излагает учебный материал, но с помощью отдельных вопросов.

3

Исследовательский метод обучения

Его применение возможно при условии, если дети в состоянии осуществить все этапы поисковой деятельности. Метод самостоятельного поиска, именно метод исследования

Основные методы проблемного обучения

Существенную роль в активизации познавательной деятельности школьников, как метод обучения, играет самостоятельная работа. Она в учебном процессе развивает познавательные способности учащихся, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания осмысленными и глубокими (30,79).

Основным методом развития ценностных отношений к природе является изучение объектов и явлений окружающей действительности на основе систематических наблюдений. Они способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся; самостоятельности мышления; таких логических операций, как умение собирать и накапливать факты, вырабатывать навыки анализа и синтеза, сравнения и аналогии. В процессе наблюдений формируется очень важное качество личности- наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего (26,18).

В курсе природоведения большое внимание уделяется выявлению свойств предметов природы, установлению причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. С этой целью программой предусматривается широкое использование опытов. В педагогической литературе опыт рассматривается как один из приемов обучения, состоящий в практическом или теоретическом преобразовании условий, в которых протекает явление, с целью установления или иллюстрации определенного теоретического положения» (2,57).

По сравнению с простым наблюдением опыт является более сложной формой изучения природы, т.к. он предполагает:

1.  Активное воздействие на изучаемое явление или предмет;

2.  Умение соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природе, и сделать выводы;

3.  Специально подготовленные условия проведения.

При постановке и использовании результатов опыта учащиеся получают новые знания и приобретают умения; убеждаются в реальности природоведческих явлений и материальной обусловленности их, проверяют на практике верность теоретических знаний; учатся анализировать; сравнивать наблюдаемое; делать выводы из опыта. Кроме того, опыт приучает учащихся к точности, аккуратности, развивает их мышление, т.е. требует поиска путей познания живой природы (2,59).

Практические работы представляют собой такой вид деятельности, где моторные движения сочетаются с умственной деятельностью (27,50). Цель практических работ может быть разной: одни из них формируют и совершенствуют природоведческие знания, другие – практические умения и навыки и способствуют более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала. Эффективность практических работ будет выше, если они проводятся систематически, с начала изучения курса природоведения, с постепенным усложнением заданного материала, самостоятельности учащихся при их выполнении (2,66). Практические работы могут использоваться на уроках: при объяснении нового материала, закреплении пройденного. Их применение обеспечивает активную деятельность школьников, т.к. помогает глубже осмыслить материал, усвоить его, способствует развитию мышления и воображения, ибо в основе такой работы лежит не стереотипное повторение, а постановка и решение новой практической задачи, требующей применения знаний, умений и навыков (2,67).

Привлечение произведений художественной литературы к изучению познания мира обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждает и поддерживает интерес учащихся.

Каждый из методов повышения активизации познания выполняет определенную функцию в зависимости от формы организации обучения. В школе сложилось большое разнообразие форм обучения. Это: урок, экскурсия, дополнительные занятия, кружки, домашняя учебная работа. Но надо иметь ввиду, что обучение будет успешным, если учитель сумеет соблюдать единство образовательной и воспитательной задач, пробуждать интерес к учению, развивать и поощрять самостоятельность детей, сможет организовать коллективную, групповую, индивидуальную работу с ними.

Большое место на уроках природоведения в начальных классах занимает такая форма организации учебной работы, как экскурсия. На экскурсии основными методами активизации познания детьми природы являются наблюдение, самостоятельная работа, беседа. Именно экскурсия дает наибольшую возможность обогатить ум ребенка живыми конкретными представлениями. Кроме того, работа непосредственно в природе воспитывает у учащихся внимательное, вдумчивое отношение к ним и самой природе, чувство любви к родному краю, умение видеть красивое в окружающем мире (26,16).

Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения.

Название средств обучения

Краткое описание

1

Натуральные наглядные пособия

К ним относятся объекты живой и неживой природы: образцы почвы, полезных ископаемых, растения и животные. Из натуральных наглядных пособий в школе чаще всего используются гербарии, природный раздаточный материал, коллекции, чучела, препараты

2

Изобразительные наглядные пособия

В свою очередь подразделяются на - плоскостные (картины, рисунки, таблицы и т. д.), и объемные (муляжи, макеты, модели). Изобразительные наглядные пособия делятся на образные и условные.

3

Образные наглядные пособия

Это подтип изобразительных наглядных пособий, к которому относят так называемые экранные пособия: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, учебные телепередачи

Наглядные средства обучения

Дидакты называют и некоторые другие условия активизации познавательной деятельности школьников на уроке: соответствующий микроклимат в классе. формирование стимулов к учению, вооружение учащихся рациональным способами и приемами познавательной деятельностью и т. п.

Доказано, что положительные мотивы учения предопределяют его успех. Поэтому побуждение и мотивация рассматриваются учеными и практиками как специальная педагогическая задача. Учителю необходимо учитывать влияние как внешних средств так и роль внутренних стимулов.

Схема 7

Внутренние стимулы

Внешние средства

Логика учебного процесса, умелая постановка познавательных задач, рациональные способы их решения.

Игра, наглядные пособия, занимательность, требования, поощрения.

Внешние средства и внутренние стимулы обучения

В основе положительного мотива лежит познавательная потребность, интерес

Организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска новых знаний.

Организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся

 Повышение интереса к учению за счет его разнообразия

Связь нового материала с ранее изученным

Понимание детьми нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета

Яркость, эмоциональность учебного материала

Создание учителем эмоциональной атмосферы обучения, благоприятного общения в учебном процессе

Постоянную проверку и оценку работы учащихся

Условия формирования положительной мотивации по Т.И. Шашову, и  Г.И. Щукину

Многие ученые (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.А. Кондаков) подчеркивают, что, если уровень владения учащимися способами познания низок, они не могут справиться с учебными задачами, и в результате интерес к учению подает, познавательная активность не развивается. Поэтому младших школьников надо не только включать в поиск решения проблемных ситуаций, но и обучать их рациональным способом решения различных задач и методом умственной работы (сравнение, анализ, индукция, дедукция, сопоставление, синтез и т.д.)

Таким образом, для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения используют учебное содержание, занимательный материал, проблемное обучение, самостоятельную работу, наблюдения, опыты, практическую работу, наглядные средства обучения, экскурсию, создание положительной мотивации.


Глава II. Анализ работы учителя по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения

2.1 Выявление эффективности работы учителя использующего нестандартные методы обучения для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках познания мира

Творчески осмысливая каждый урок познания мира, большинство учителей не только развивают репродуктивную деятельность учащихся, а побуждают их к активному познанию окружающей действительности, учат самостоятельному добыванию знаний. Такие уроки развивают у детей интерес к изучению природы, активизируют их мыслительную деятельность, формируют природоведческие представления и понятия. Эти задачи решаются на различных типах уроков: комбинированных, предметных, обобщающих, а так же во время экскурсий.

Эффективность каждого урока зависит от умелого использования учителем таких методов обучения, как рассказ – описание, рассказ-изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа учащихся, наблюдение; демонстрация опытов, натуральных объектов природы, гербариев и т. д. (30,60).

Изучение опыта творчески работающих учителей позволило установить, что привлечение художественной литературы к изучению познания мира дает хороший педагогический эффект. Но эти произведения могут быть ценным учебно-дидактическим средством, если обладают художественной ценностью, изложение в них органически связано с темой урока, доступно учащимся начальных классов, если они имеют познавательное значение, что расширяет кругозор детей.

Методика использования литературных источников может быть разнообразной. Если отрывок содержит описание природного явления, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент, предложить учащимся ряд заданий к прочитанному. Например, задать вопросы: какое явление мы узнали в этом отрывке? По каким признакам вы об этом судите? Или предложить учащимся сравнить наблюдения писателя с их наблюдениями и ответить на вопрос: Какие особенности природы нашли отражение в данном произведении?

Учитель сш № 333 г. Москвы Л.И. Лабзина при рассматривании темы «Растения весной» использует рассказ М.И. Пришвина «Березовый сок» (приложение 1). После чтения отрывка учащихся можно спросить: «По каким признакам определяется начало сокодвижения в березе?» и т. д.

Большой интерес на уроках познания мира вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверьми. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывает любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. Миронова, учитель сш № 2 г. Запорожца использует такой материал на разных этапах урока. На уроке «Звери осенью» разбирается учащимися, какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени, устанавливают основной фактор, который повлиял на эти изменения – температура. Изменения в неживой природе приводят к изменениям в жизни животных. Послушав рассказы из сборника «Вести из леса» Н. Сладкова (приложение 2), дети узнают, что у зверей на зиму меняется окраска шерсти, мех становится густым, откладывается жир. Все это поможет им перенести зиму (15,43).

В развитии познавательной активности младших школьников особое место занимает дидактическая игра – творческая, целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности (3,33). Учитель сш № 116 г. Свердловска З.С. Мосслакова использует на уроках природоведения систему дидактических игр, среди них: «В магазине Природа», целью которой является – формирование умения различать комнатные растения. Задача: сгруппировать растения по определенному признаку:

1)  по месту произрастания;

2)  по отношению к интенсивности света;

3)  по форме листьев (приложение 3).

Внимание – основное условие успешности обучения, считал К.Д. Ушинский. Активизация познавательной деятельности, активизация внимания – эти задачи ставит перед собой Т.Л. Гаспирович, учитель сш № 15 г. Норильска. Она использует различные виды заданий, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, развивающих внимание, память, речь на этапе проверки домашнего задания. Проверку домашнего задания можно организовать считает Т.Л. Гаспирович, используя анкету. Эта работа позволит за несколько минут выяснить уровень усвоения материала учащихся всего класса. Основные требования к вопросам анкеты: краткость формулировки, конкретность, доступность для понимания. В приложении № 4 приведен пример составления анкеты для проверки домашнего задания по теме «Растения поля». Она не рассчитана на простое перечисление фактов, а требует работы мысли, сообразительности, хотя весь материал взят из учебника.

Работа, которая требует анализа фактов, привлечения собственного опыта и знаний, всегда интереса ученику. Одним из такого вида знаний можно назвать природоведческий диктант. Учитель кратко описывает животное или растение. Ученик должен узнать, о ком идет речь, и записать ответ в тетради (приложение 5).

Использование занимательного материала на уроках природоведения помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей (16,18).

Работа с загадками способствует всему курсу обучения в начальной школе. Образность, простота – вот что привлекает детей в загадке. Загадки можно использовать для составления кроссвордов. Работа, с которым будет для ребят минутой приятного отдыха, разрядкой перед более трудной, работой, заданием или же предисловием к изучению нового материала (5,52).

Важно отличить, что педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, которые составлены на базе основного программного материала с зашифрованными природоведческими понятиями и терминами.

Процесс усвоения природоведческих знаний младших школьников предполагает взаимосвязь восприятия, осмысления, запоминания и усвоения изученного. Особая роль при этом принадлежит применению знаний, как в знакомой ситуации, так и в новой отличающейся от привычной.

Н.И. Грюцева, методист Смоленска педагогического института, рекомендует использовать разработанную на основе программного природоведческого материала систему познавательной задачи, которая доступна младшим школьникам и способствует целенаправленному формированию у них умения применять знания в новой учебной ситуации. Примеры таких заданий для учеников 3 класса (I-IV) даны в приложении №8. Познавательные задания способствуют развитию гибкости мышления, помогает детям учиться, думать, накапливать опыт творческой деятельности.

В.В. Титова, методист Калужского педагогического института, рекомендует учителям на уроках познания мира проводить опрос различными способами, сочетать опросы по карточкам, фронтальный и индивидуальный. Все это позволяет учителю повысить интерес учащихся к уроку, проверять знание программного материала у большой группы детей, индивидуального подхода к каждому ученику в классе. Карточки могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, они рассчитаны на сильных, средних и слабых учеников по уровню усвоения ими этого предмета, что позволяет использовать «зону ближайшего развития каждого ученика», а соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса. (Приложение 9), (6,31).

Опыты и практические работы дают возможность реализовать один из важнейших принципов обучения – принцип наглядности. При изучении курса познания мира в младших классах это имеет конкретно-образный характер. Во-вторых, процесс познания природы начинается с восприятия единичных чувственно - воспринимаемых предметов и явлений. В-третьих, дает возможность учить детей целенаправленно наблюдать многообразие предметов и явлений природы и в словесной форме описывать результаты наблюдений. На основе этого у учащихся формируются представления об явлениях природы, после чего можно формировать понятия. Исходя из этого В.В. Титова утверждает, что наглядность способствует развитию мышления учащихся от конкретно-образного к абстрактному, лучшему усвоению теоретических знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс их усвоения более легким, способствует их прочности. Для проведения любой практической работы В.В. Титова рекомендует составлять план (приложение 10), (22,42).

Природоведческий материал дает широкие возможности для использования его при составлении задач. И это не только интересный цифровой материал. Ребенок сам видит, какое значение для человека имеет животное или растение, что очень важно именно сейчас, когда люди так активно вмешиваются в жизнь природы, разрушают естественные экологические связи в животном мире, когда всем грозит экологическая катастрофа. Учитель сам или вместе с учениками может составить такую задачу. Чувство удивления, которое возникает при решении ее у ребят – начало к работе мысли, что очень важно, если мы хотим учить ребенка мыслить, анализировать факторы (приложение 11).

Таким образом, опыт убеждает, что применение методов и приемов, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся, таких как:

-  содержание учебного материала установление меж предметных и внутри предметных связей;

-  привлечение занимательности, дидактических игр, викторин, ребусов, кроссвордов, ребусов-картинок, загадок, художественных текстов;

-  проблемного обучения;

-  самостоятельной работы;

-  наглядных средств обучения.

Все это способствует повышению качественного уровня знаний учащихся о природе, формирования умения применять эти знания в различных ситуациях; развитию познавательных процессов мышления, памяти, речи, восприятия; воспитанию интереса к природе, бережного отношения к растениям и животным.

2.2. Прослеживание уровня активизации познавательных процессов учащихся, по ходу использования нестандартных методов обучения

В своей практической деятельности я неоднократно использовала нестандартные методы обучения, и для проведения эксперимента, необходимо было отследить, изменились ли предпочтения учащихся, помогли ли нестандартные методы обучения в активизации познавательных процессов.  Для более точного прослеживания, мною было проведено несколько диагностических методик, а также ежеурочное наблюдение на базе 3 «а» и 3 «б» классов Казахстанско – Российского лицея г. Усть-Каменогорска.

Для ознакомления с имеющимся уровнем познавательной активности учащихся, мною был проведен вводный эксперимент. В своей работе я использовала следующую диагностическую методику.

Ф.И.____________________________

Класс___________________

Дата:__________

1. Как часто ты занимаешься работой природоведческого характера?

а. 1 час

б. 3 час и более

в. 30мин и менее

2. Что предпочитаешь делать, когда задан вопрос на сообразительность?

а. сначала задумаюсь, потом стремлюсь ответить

б. стремлюсь сразу ответить

в. стараюсь не отвечать на такие вопросы

3. Много ли читаешь дополнительной литературы по познанию мира?

а. иногда обращаюсь к различным энциклопедиям

б. постоянно ищу новую информацию

в. мне достаточно учебника

4. Насколько эмоционально относишься к интересному занятию, связанному с умственной работой по познанию мира?

а. отношусь спокойно

б. очень эмоционально

в. не обращаю внимание

5. Часто ли ты, задаешь близким вопросы о природе и человеке?

а. иногда

б. постоянно

в. никогда

Количество ответов «а»

Количество ответов «б»

Количество ответов «в»

Где: «а» - 1б; «б» - 2б;  «в» - 0б

Высокий – 10 – 8 б

Средний – 7 – 4 б

Низкий – 3 – 0 б

Результаты вводного эксперимента проведенного на базе 3 «а» класса были следующими: 

                                                             14 (общее колличество учащихся ) – 100 %

                            1 (количество учащихся имеющих высокий уровень) -7.15  %

                         11 (колличество учащихся имеющих средний уровень) -78.55 %

                             2 (колличество учащихся имеющих низкий уровень) – 14.3%

Фамилия имя учащегося

Количество баллов

Уровень познавательной активности по предмету познание мира

1

Костин Анатолий

5

Средний

2

Комова Юлия

4

Средний

3

Еремеева Дарья

7

Средний

4

Кодубенко Елена

4

Средний

5

Бисембаев Ануар

5

Средний

6

Марусенко Никита

4

Средний

7

Широкова Снежана

6

Средний

8

Панов Егор

9

Высокий

9

Дмитрива Вероника

4

Средний

10

Павленко Марина

5

Средний

11

Пивоварова Анастасия

4

Средний

12

Марьянов Дмитрий

2

Низкий

13

Катанов Эрик

3

Низкий

14

Нурахимов Ислам

5

Средний

Результаты вводного эксперимента проведенного на базе 3 «б» класса были следующими:                                 15 (общее колличество учащихся ) – 100 %

                                2 (количество учащихся имеющих высокий уровень) -  13.2%

                               8 (колличество учащихся имеющих средний уровень) – 48.3%

                             5 (колличество учащихся имеющих низкий уровень) – 38.5 %

Фамилия имя учащегося

Количество баллов

Уровень познавательной активности по предмету познание мира

1

Выборнова Юлия

6

Средний

2

Литвинова Настя

5

Средний

3

Исаков Евгений

4

Средний

4

Бокарев Максим

3

Низкий

5

Абылкаримов Амир

4

Средний

6

Титов Иван

3

Низкий

7

Бугайчук Игорь

2

Низкий

8

Новак Елизавета

6

Средний

9

Хайрутдиновой Алины

8

Высокий

10

Карпова Анастасия

7

Средний

11

Гильзидонов Давид

4

Средний

12

Агаджанян Данил

2

Низкий

13

Титов Дмитрий

8

Высокий

14

Кирьянов Данил

5

Средний

15

Лялин Евгений

2

Низкий

 

Промежуточным экспериментом после проведения 8 нестандартных уроков познания мира, явилось наблюдение за учащимися, особое внимание я уделяла тем, результаты вводного эксперимента которых были «высокими» и «низкими», было важно отследить произошли ли, какие либо изменения.

Промежуточный эксперимент 3 «а» класс:

Познавательная активность Панова Егора, по результатам вводного эксперимента находилась на «высоком» уровне. Наблюдая за ним, спада познавательной активности не обнаружено, на протяжении всех уроков, Егор постоянно участвовал в урочной деятельности, выполняя всю предложенную работу,  домашние задания выполнялись регулярно и тщательно.

Познавательная активность Марьянова Дмитрия и Катанова Эрика, по результатам вводного эксперимента находилась на «низком» уровне. Наблюдая за каждым из учащихся, я заметила следующее.

Марьянов Дима, стал серьезнее относится к предмету познание мира, он регулярно старался отвечать на уроке, активно участвовал в выполнении групповых работ, очень тщательно подходил к выполнению домашних заданий, неоднократно подходил ко мне на индивидуальную консультацию, приносил заранее выполненную работу на первичную проверку. По наблюдению можно предположить, что познавательная активность повысилась.

Катанов Эрик, на протяжении уроков, проявлял себя по - разному, т.е некоторые занятия вызывали у него интерес, а встречались такие, на которых от него невозможно было добиться практически не чего. Эрик сам по себе представляет собой «человека – настроение», возможно, это явилось некоторым ступором для него.

Промежуточный эксперимент 3 «б» класс:

Познавательная активность Хайрутдиновой Алины и Титова Дмитрия по результатам вводного эксперимента находилась на высоком уровне. По результатам наблюдения спада не прослеживалось. Алина и Дима на протяжении всех уроков проявляли себя, участвуя во всех видах деятельности.
Познавательная активность Бокарева Максима, Титова Ивана, Бугайчука Игоря, Агаджаняна Данила, Лялина Евгения по результатам вводного эксперимента находилась на «низком» уровне, в процессе наблюдения, мною было замечено следующее:

Максим, Ваня и Женя на протяжении уроков, неоднократно проявляли себя на занятиях, именно им можно было доверить дополнительные опережающие задание, они стали более активны на уроках, особенно они проявляли себя в выполнении творческих работ, решении кроссвордов и ребусов.

Игорь и Данил, наоборот реже участвовали в урочной деятельности, их невозможно было привлечь к работе, особенно групповой, поэтому приходилось подготавливать индивидуальные задания для данных учащихся, но в выполнении творческих заданий – учащиеся проявляли себя и раскрывались полностью.

Для получения полной информации необходимо было завершить исследование изменений познавательной активности учащихся, для этого мною был проведен итоговый эксперимент, на завершение я провела диагностическую методику, которая была упомянута ранее. На вводном эксперименте.

Ф.И.____________________________

Класс___________________

Дата:__________

1. Как часто ты занимаешься работой природоведческого характера?

а. 1 час

б. 3 час и более

в. 30мин и менее

2. Что предпочитаешь делать, когда задан вопрос на сообразительность?

а. сначала задумаюсь, потом стремлюсь ответить

б. стремлюсь сразу ответить

в. стараюсь не отвечать на такие вопросы

3. Много ли читаешь дополнительной литературы по познанию мира?

а. иногда обращаюсь к различным энциклопедиям

б. постоянно ищу новую информацию

в. мне достаточно учебника

4. Насколько эмоционально относишься к интересному занятию, связанному с умственной работой по познанию мира?

а. отношусь спокойно

б. очень эмоционально

в. не обращаю внимание

5. Часто ли ты, задаешь близким вопросы о природе и человеке?

а. иногда

б. постоянно

в. никогда

Количество ответов «а»

Количество ответов «б»

Количество ответов «в»

Где: «а» - 1б; «б» - 2б;  «в» - 0б

Высокий – 10 – 8 б; Средний – 7 – 4 б; Низкий – 3 – 0 б

Результаты итогового эксперимента проведенного на базе 3 «б» класса стали следующие:                             15 (общее колличество учащихся ) – 100 %

                               5  (количество учащихся имеющих высокий уровень) -  33,3(3) %

                             10   (колличество учащихся имеющих средний уровень) –66,6(6)% 

                             0 (колличество учащихся имеющих низкий уровень) – 0%

Фамилия имя учащегося

Количество баллов

Уровень познавательной активности по предмету познание мира

1

Выборнова Юлия

8

Высокий

2

Литвинова Настя

7

Средний

3

Исаков Евгений

6

Средний

4

Бокарев Максим

8

Высокий

5

Абылкаримов Амир

6

Средний

6

Титов Иван

5

Средний

7

Бугайчук Игорь

5

Средний

8

Новак Елизавета

7

Средний

9

Хайрутдиновой Алины

9

Высокий

10

Карпова Анастасия

6

Средний

11

Гильзидонов Давид

5

Средний

12

Агаджанян Данил

5

Средний

13

Титов Дмитрий

9

Высокий

14

Кирьянов Данил

6

Средний

15

Лялин Евгений

8

Высокий

Результаты итогового эксперимента проведенного на базе 3 «а» класса были следующими: 

                                                             14 (общее колличество учащихся ) – 100 %

                           8  (количество учащихся имеющих высокий уровень) -57.1%

                       6   (колличество учащихся имеющих средний уровень) -42.9%

                            0  (колличество учащихся имеющих низкий уровень) –%

Фамилия имя учащегося

Количество баллов

Уровень познавательной активности по предмету познание мира

1

Костин Анатолий

8

Высокий

2

Комова Юлия

6

Средний

3

Еремеева Дарья

8

Высокий

4

Кодубенко Елена

6

Средний

5

Бисембаев Ануар

7

Средний

6

Марусенко Никита

6

Средний

7

Широкова Снежана

8

Высокий

8

Панов Егор

8

Высокий

9

Дмитрива Вероника

8

Высокий

10

Павленко Марина

7

Средний

11

Пивоварова Анастасия

8

Высокий

12

Марьянов Дмитрий

8

Высокий

13

Катанов Эрик

6

Средний

14

Нурахимов Ислам

8

Высокий

Общий вывод по проведенному эксперименту:

Итак, подводя итоги исследования, мною были получены следующие результаты:

В 3 «а» классе благодаря нестандартным методам и нестандартным формам урока учебно-познавательная активность изменилась следующим образом:

Вывод: Благодаря нестандартным методам и нестандартным формам урока, учёбно – позновательная активность в 3 «а» классе повысилась.

В 3 «б» классе благодаря нестандартным методам и нестандартным формам урока учебно-познавательная активность изменилась следующим образом:

Вывод: Благодаря нестандартным методам и нестандартным формам урока, учёбно – позновательная активность в 3 «б» классе повысилась.

Заключение:

Активизация знаний учащихся одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать так, чтобы учебный материал на каждом уроке становился предметом активных действий учащихся.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Активизация познавательной активности является целенаправленным процессом, в ходе которого формируются такие качества личности, как любознательность, самостоятельность, активность в познании окружающей действительности, творческий подход к любой деятельности.

Для активизации познавательной деятельности на уроках познания мира используется большой арсенал средств: показ значимости и ценности учебного содержания, занимательный материал, опору на личный опыт и наблюдения людей, детей, проблемное обучение, самостоятельную работу, наглядные средства обучения, опыты и практические работы, экскурсии, создание положительных мотиваций учения.

При разработке методических материалов необходимо опираться на существующие современные методические пособия, литературу познавательного характера, сборники занимательного материала.

При активизации познавательной деятельности необходимо учитывать следующие методические условия:

-   возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;

-   организацию учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

-   систематическое, продуманное использование средств активизации;

-   применение средств активизации в комплексе, чередуя различные средства, не повторяя одни и те же из урока в урок.

Только в этом случае будет развиваться подлинный познавательный интерес к учебной деятельности.

Рекомендации начинающим учителям:

-   проявлять творчество в подготовке к уроку, дифференцировано подходить к уроку, к каждому этапу и соотносить его со знаниями и способностями школьников, развивая стремление познать более сложное;

-   вводить в урок разнообразные проблемные ситуации – именно они развивают аналитическое мышление и активность в приобретении знаний;

-   варьировать формы самостоятельной работы, следить за правильностью их выполнения, постепенно наращивать объем и сложность материала для этой деятельности на уроке;

-   поощрять самостоятельность детей в овладении знаниями – широко использовать наблюдения, опыты, практические работы;

-   применять разнообразную наглядность, строго соблюдая методы введения в урок таблиц и раздаточного материала;

-   учитывая возрастные особенности младших школьников, применять занимательный материал: загадки, кроссворды, викторины, ребусы; вводить в урок дидактическую игру, имея ввиду, что их содержание должно носить познавательный характер.

Список литературы:

1.  Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх школьников – М.: П., 1992г. –96 с.

2.  Аквилева Г.Н., Кляпинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М. П. 88г. 95с.

3.  Активизация познавательной деятельности мл. школьников Под ред. М.П, Осиповой, Н.И. Качановской – МН.: Нарасвета, 88 г., 111 с.

4.  Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий// Хрестоматия по психологии (Под ред. А.В. Петровского – М.: 87г. 446с.

5.  Гаспирович Т.А, Дидактический материал по природоведению // Начальная школа – 91 г. №5 с.28-32.

6.  Грюцева Н.И. Познавательные задания на уроках природоведения // Начальная школа – 91 г. №5 с.51-54.

7.  Давыдов В.В, Проблемы развивающего обучения М.: Пед – а, 86 г., 239с.

8.  Замелина Л. Следующий урок будет превосходным // Начальная школа – 89 г. №2 с. 29-30.

9.  Ильина Т.А. Педагогика М.: П., 84 г. с.574.

10.  Краткий пед. словарь пропагандиста. - М: Изд-во полит. лит-ры,8 г. 367 с.

11.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: П.-83 г. 95 с.

12.  Маслакова З.С. Дидактические игры, проводимые на уроках природоведения // Начальная школа 89 г., №1 с.50-51

13.  Попова Н.Н. Идет эксперимент// Начальная школа – 90 г. №4 с. 15-21.

14.  Психологический словарь –М.: Педагогика, 83 г. – 447 с.

15.  Сапронова О.Д. Использование занимательного материала на уроках природоведения // Начальная школа 92 г. №7-8, с.43-45.

16.  Сироткина Е.Я. Использование занимательного материала на уроках природоведения // Начальная школа 90 г. №6, с.18-19.

17.  Скаткин Л.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: Педагогика 71 г., с.132.

18.  Средства обучения и методика их использования в начальной школе./ Под ред. Г.Ф. Суворовой – М.:П. 90г. с.160.

19.  Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности. – М.:П. 88г. –174 с.

 20. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. и др. Программа обучения. Начальные классы (1-3) по системе Занкова. – М., П., 1996, 87 с.

21. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. – М., 1982, 357 с.

 22. Бабанский Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под. ред. Ю.К. Бабанского. – М., П., 1983, 608 с.

23. Безруких М.М., Ефимова СП. Почему учиться трудно? – 2-е издание. – Ульяновск, Симбирская книга, 1993, 237 с.

 24. Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. и др. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. / Под ред. М.С.Соловейчик – М., П., 1993, 383с.

25. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.

26. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.

27. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

28. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.

29. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.

30. Латышева Д. И. Л. Н. Толстой – народный учитель // Начальная школа,

2008 г., №8.

31. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. 2007 г.

32. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.

33. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002

34. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.

35. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.

36. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003

37.Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.

   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84339. Ассортимент и качество рыбных консервов в масле 51.21 KB
  Рыбные консервы в масле являются полноценным пищевым продуктом имеющим оригинальную рецептуру приготовления. Рыбные консервы в заливке на основе масла составляют классический ассортимент где проявляются все оттенки вкуса и запаха рыбы. Именно благодаря этим свойствам консервы являются одним...
84340. Работа с электронными геодезическими приборами 1.18 MB
  Прибор удобен в обращении благодаря быстроте производства угловых и линейных измерений широкому диапазону измеряемых расстояний возможности производить измерения без использования отражателя удобному настраиваемому под требования пользователя меню.
84341. Характеристика продукции сетевой экономики. Интернет как инструмент маркетинга 167.5 KB
  Изобретение телеграфа телефона радио и компьютера привело к беспрецедентной интеграции всех этих средств в глобальную информационную гипермедийную систему которая одновременно является средой для сотрудничества и общения людей средством общемирового вещания и распространения информации а также мощным инструментом для ведения бизнеса лишенного...
84342. Техника и технология вызова притока заменой бурового раствора (промывки) 644 KB
  После выхода из турбобура буровой раствор омывает забой скважины и как и при роторном способе бурения выносит продукты бурения на устье скважины. Сложность этой конструкции состоит в том что буровой раствор на забой скважины должен проходить через электродвигатель и редуктор. Недостатками турбобуров являются высокая чувствительность к вязкости бурового раствора и высокая частота вращения которая приводит к повышенной разработке ствола скважины при бурении мягких пород а также ускоренному износу ПРИ и следовательно к увеличению...
84343. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Процессуальный порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела 134.58 KB
  Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Процессуальный порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела Поводами для возбуждения уголовного дела служат: ст. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных указывающих на признаки преступления. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
84344. Финансовое регулирование в системе управления финансами 65.89 KB
  Финансовое регулирование осуществляется в целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении. Таким образом финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях...
84345. Функции культуры 98 KB
  Характерно что проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными сосредоточившими свое концептуальное внимание на тех или иных сторонах духовной системы. Можно выделить следующие функции культуры: а поддержание преемственности традиции...
84346. Утренняя физическая зарядка 51.94 KB
  Стоя подниматься на носки руки поднять через стороны вверх прогнуться вдох; вернуться в исходное положение выдох. Стоя мах левой ногой назад руки махом вперед кисти расслаблены вдох; исходное положение выдох; повторить то же с правой ноги.
84347. Дробные выражения 160 KB
  Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. Тема нашего занятия «Дробные выражения».