88730

Художественный прием в театрализованном представлении и празднике

Курсовая

Культурология и искусствоведение

Цель работы: Выявить метод создания художественного приема и определить его роль в режиссуре театрализованного представлении и праздника. Задачи: Рассмотреть понятие « художественный прием», способы работы над ним в работе режиссера.

Русский

2015-05-03

142 KB

32 чел.

Министерство культуры Российской Федерации.

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Факультет искусств.

Кафедра театрализованных представлений и праздников.

КУРСОВАЯ РАБОТА

По «Основам теории режиссуры»

Художественный прием в театрализованном представлении и празднике.

                                          

                                       Работу выполнила:

студентка гр. 23442 Мирославская Д.В

                                                              

                                                Научный руководитель:

                                                              ст. преподаватель Соколов Д.Д.

Санкт-Петербург

2014

Оглавление :

  •  Введение…………………………………………………………………………………..3

  •  Глава I:

 1. Художественный прием. Главные составляющие…………………………......4

1.1. Театрализация, как важный этап на пути создания  художественного приема………………………………………………………………………….......................5-9

1.2. Символ, метафора, гипербола, аллегория, как основные составляющие художественного приема в театрализованном представлении и празднике..10-15

Глава II:

 2.2. Принципы работы над  художественным  приемом………………………15-20

         

  •  Заключение:

Особенности художественного приема в режиссуре театрализованного представления и  праздника……………………………………………………….21-25

  •  Список использованной литературы………………………………………........26

Введение.  

В поисках  понятия «художественный прием» , во имя раскрытия замысла режиссера и построения сценического образа, т.е  перевода литературного материала на язык сцены, немалую роль играют такие средства художественной выразительности как : свет, пластика, звук, видеоматериал . Стоит отметить, что в практике современного театра выявились наиболее общие тенденции реализации режиссерского замысла через такие сценические выразительные средства, как  мизансцена, темпо- ритм, атмосфера( пластика, музыка, декоративный образ)

Все средства выразительности  представляют собой единую систему, обеспечивающую идейно-художественную целостность театрализованного представления.

 Каждый режиссер в работе над спектаклем, театрализованным представлением или массовым праздником должен обзавестись в своей «кладовой» художественных приемов, чтобы с их помощью эмоционально воздействовать на зрителя и доносить и доносить до него главную режиссерскую идею.

Так же следует отметить, что специфика построения художественного приема в театре или театрализованном представлении  отличается от специфики  массового праздника. В своей работе я так же рассмотрю этот вопрос ,чтобы выявить эти особенности

Цель работы: Выявить метод создания художественного приема и определить его роль в режиссуре театрализованного  представлении и праздника.

Задачи: Рассмотреть понятие « художественный прием», способы работы над ним  в работе режиссера.

Проблематика работы: Исследование составляющих художественного приема и определение  их значимость  в создании театрализованного представления или праздника

Глава I:

Художественный прием. Главные составляющие.

Режиссерское  искусство  заключается в творческой организации всех элементов спектакля  с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла.

Художественный прием - это гармоничная совокупность образов и выразительных средств, которые взаимно дополняют друг друга , эмоционально воздействуя на зрителя.

Художественный  прием составляют:

Главная и вспомогательная части, которые в сою очередь соединены монтажным методом. Все эти составляющие  взаимно дополняют друг друга . Правильное и сочетание и дает нам определение- художественный прием.

Образная:

  •  Символ
  •  Метафора
  •  Гипербола
  •  Аллегория

Декоративная ( выразительные средства) :

  •  Видео
  •  Фото
  •  Свет
  •  Звук
  •  Декорации
  •  Спецэффекты

1.1. Театрализация, как важный этап на пути создания  художественного приема.

На пути поиска режиссером художественного приема, следует помнить о таком  творческом методе превращения литературного, жизненного документального материала в сценическую форму, как  театрализация.

Сценарная театрализация — это творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.

Режиссерская театрализация — это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.

Опыт позволяет наметить три вида сценарно-режиссерской театрализации.1

Театрализация компилированного (или комбинированного) вида—это тематический отбор и использование режиссером готовых художественных образов из различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом (ходом). В практической массовой работе такой вид чаще всего применяется в театрализованном концерте.

Рассмотрим, например, один из театрализованных концертов в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади, к постановке которого народный артист, профессор Орлов О.Л  привлек  студентов СПБГУКИ и артистов разного жанра. Концерт имел сквозной сценарно-режиссерский ход — май дня победы, а готовые номера отбирались режиссером согласно теме.

Например, «Путешествие», как сквозной ход представления используется  театрализованном  представлении «Счастливого пути», Режиссер - Кудашов В.Ф. весь концертный зал по замыслу режиссера превратился в салон воздушного лайнера. Его пассажиры-зрители, вместе с главными героями путешествовали по разным странам.

Все театрализованное представление  выстраивалось из фрагментов видео, стилистической музыки  и концертных номеров.

В использовании первого вида театрализации режиссеру необходимо помнить главный закон — закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления номера, его жанрового соответствия теме, самобытности.

Театрализация оригинального вида — создание режиссером новых художественных образов согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Этот вид театрализации нашел широкое применение при создании сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа.

Документальный ряд, используемый в сценарий, придает ему публицистическое звучание только в том случае, если сам факт представляет общественную ценность. Сценарист, обращаясь к архивному материалу, прежде всего просматривает его через призму современности, злободневности и актуальности использования. Синтез документального и художественного должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу: эмоционального развития мысли.

Театрализация смешанного вида —это использование режиссером принципов первого и второго видов театрализации. В этом виде одна часть действия представляет собой компиляцию готовых текстов и номеров, вторая — создание новых.

Все три вида театрализации в первую очередь используются для организации театрализованных праздников  и представлений, которые выступают либо в качестве самостоятельной формы, либо в качестве составной части праздника. Театрализация в сфере режиссуры театрализованных представлений и праздников развивается по двум основным направлениям. Первое связано с ее рекреативной функцией (это — балы, маскарады, карнавалы и т. п.). Второе — связано с превращением жизни в художественную ценность путем создания на ее основе художественного образа. Оформление, краски, фейерверки еще не есть театрализация. Нужно искать емкий образ — обобщение, эмоционально раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера. Никакие внешние -детали от театра не могут создать художественный образ. Они могут лишь усилить красочность, зрелищность, могут стать составной частью или штрихом в создании образа, но ими нельзя подменить самостоятельное образное решение эпизода или всего представления. В «золотом фонде» штампов внешней театрализации можно сделать подбор для любого театрализованного представления. Кочуют, как «скачущие тезисы» режиссера из одного представления в другое — «красные конники в буденовках». Их задача обычно одна и та же: сделать круг по дорожке стадиона. Считается, что в сознании зрителя это создает образ гражданской войны. В этом же ключе обозначения может быть подана и Великая Отечественная война. Декорируется машина под дот и на его амбразуру, с периодами 1,5—2 минуты бросается рядовой ' солдат (стадионный вариант). Подобная трафаретность приводит к тому, что монотонная иллюстративность подменяет собой интересную образную символику.

Театр представлений — прежде всего театр героичёский. Он масштабен и монументален по своим замыслам. Его задача — показать героизм будней, а не будничность героизма. В театрализации как особом виде искусства выступает на передний план важнейший компонент массового представления— зритель, коллективный герой. Он жаждет такого массового действия, которое заставило бы его ассоциативно восстанавливая в памяти факты и события собственной жизни, быть участником представления, включаться в него.2

Символ - в переводе с греческого означает «знак», причем знак, понятный только определенной группе лиц. (Например, знак рыбы был у первых христиан и служил своеобразным паролем в условиях преследования христиан язычниками). Так в процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ вырабатывались условные знаки, за которыми стали предметы, мысли или информация».

Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определенной точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа. В основе своей символ имеет всегда переносное значение; В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями и т. п. В искусстве символ имел всегда (имеет и сейчас) особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категории искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. Понятие Символа имеет большое значение в эстетике. Свойство Символа вызывать простым знаком целый ряд представлений, не переходя, подобно аллегории, в область абстрактного, действует в высшей степени возбуждающе на наше чувство, следовательно, эстетически. Поэтому богатые символы жизни не только приняты искусством и, в частности, поэзией, но и еще более расширены. Символ является дальнейшим усилением образа или метафоры; он не только заменяет одно представление—другим, однородным ему представлением но дает представление с более богатым содержанием, чем первоначальное.

Символика учит узнавать нас за знаком или чувственным образом скрытый, более глубокий смысл, в основе которого лежит нечто духовное невидимое и невыразимое.

В ходе исторической совместной деятельности и общению определенных групп людей или обществ выработались условные знаки, за которыми стоят предметы, мысли и информация. Знак условно обозначает явление реального мира. Чтобы произошло восприятие этого знака, он должен отразиться в человеческом сознании, создать в нем представление, ассоциации о том, что стоит за этим знаком. Только принимая смысловое отражение знака, мы испытываем его эмоциональное воздействие.

Через символ можно передать широчайшую идею, благодаря образам или системе образов. Но только когда мы понимаем. «Символ - многозначная форма, которая кроме собственного первоначального значения исторически стала означать и иные явления ». Символ обладает огромной силой обобщения, имея свою эстетику и лишь приблизительное сходство с объектом отображения (голубь - символ мира; огонь - вечной памяти). Символ, несмотря на свою выразительность или невзрачность, всегда берет на себя ведущую роль. Умелое использование символов, выражающих общественные ценности, способствует повышению эмоционального воздействия на зрителя.

Только понимая смысловое содержание знака, мы можем испытывать эмоциональное воздействие. Так непосвященному в таинства знаменитых

Разнообразнейшие значения знаков-символов не заучиваются нами, а закрепляются во множестве ассоциаций в процессе жизненной и художественной практики.

Ассоциация, то есть создание в сознании человека смысловой или эмоциональной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, заставляет зрителя домыслить то, о чем только заявлено, обозначено. От уровня интеллекта, эрудиции и жизненного опыта во многом зависит оценка происходящего.

Интересны случаи, где один и тот же предмет, в зависимости от характера обращения с ним, мог иметь множество значений, что характерно для символа, учитывая его многозначность (стол : обеденный, судебный, алтарь и т.д.). смысл символа может меняться в зависимости от эпохи, исторической обстановки и условий общения. При восприятии происходящего не малую роль играет уровень интеллекта и жизненного опыта, что влияет на процесс возникновения ассоциаций и перевода знаков на понятный для себя язык.

Символ очень тесно связан со своими «соседями» - метафорой и аллегорией. При этом важно установить и связь, и, прежде всего, существенные различия.

Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои новые значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом и явлением, которые обозначаются каким-то словом, знаком, и другим предметом или явлением, на

Метафора - это переносное значение слова, перенос значения с одного явления или предмета на другой.(Метафора позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д. В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.

Метафора в образном решении - это характеристика, познание качеств и свойств одного явления через другое. Любая используемая метафора рассчитана не на прямое понимание и требует от воспринимающего понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Этот прием приводит в действие нашу фантазию и воображение.

Различаются три типа метафор:

метафоры сравнения, в которых объект прямо сопоставляется с другим объектом («колоннада рощи»);

метафоры загадки, в которых объект залощен другим объектом («били копыта по мерзлым клавишам» - вместо «по булыжникам»);

метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов («ядовитый взгляд», «жизнь сгорела»).

В повседневной жизни метафора привычна и уже незаметна, в художественном творчестве метафора активна. Она способствует творческому воображению. «Цель метафоры - создание образного строя, поэтическое углубление мысли, позволяющее режиссеру довести решение спектакля до философского обращения».

Для режиссера метафора тем и ценна, что используется именно как средство построения сценических образов. «…А всего важнее – быть искусным в метафорах, - говорится в «Поэтике» Аристотеля. Только этого нельзя перенять от другого; это – признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры значит подмечать сходство». Всякая метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от зрителя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Здесь необходимо умение видеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение. Потому что новизна и неожиданность многих глубоких по смыслу метафор не раз становились препятствием к их правильному восприятию – тем самым недальновидные зрители и критики духовно обедняли сами себя.

Диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: от внешнего оформления до образного звучания всего спектакля. Еще большее значение имеет метафора для режиссуры массового театра как театра больших социальных обобщений, имеющего дело с художественным осмыслением и оформлением повседневной реальной жизни. Именно метафора может придать реальному факту аспект художественного осмысления, истолкования, может помочь узнаванию реального героя.

Важное место в режиссерском искусстве театрализации принадлежит аллегории.

В «Поэтическом словаре» А. Квятковского сказано: «аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.). В противоположность многозначности символа смысл аллегории характеризуется однозначной постоянной определенностью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь истолкования содержавшихся в образе явных или скрытых намеков и указаний, то есть Аллегория всегда играла заметную роль в режиссуре массовых празднеств всех времен и народов. Значение аллегории для режиссуры реального действия прежде всего в том, что она всегда, впрочем как символ и метафора, предполагает двухплановость. Первый план – художественный образ, второй план – иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью.

Главное значение аллегории в том, что она всегда предполагает двухплановость. «Первый план - художественный образ, второй план - иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью».

Это одно из сильнейших средств выразительности. Сила аллегории в том, что выраженные через нее образы и понятия остаются неизменными на протяжении многих веков

Гипербола. (с греч. - «преувеличение») представляет собой такой способ художественного обобщения, при котором художественная образность достигается путем намеренного преувеличения каких-либо свойств, качеств, особенностей предмета, явления или процесса. «Художественный образ, созданный при помощи гиперболы, подчёркнуто условен, его реальный аналог не может в действительности обладать изображёнными свойствами, так как заданная мера их концентрации выступает нарушением правдоподобия. Вместе с тем, гиперболизация способствует созданию особой выразительности, эмоциональности и экспрессивности изображаемого. Вспомним поэтические строки В.В. Маяковского «В сто сорок солнц закат пылал...» или гиперболу Н.А. Некрасова «Сидит, как на стуле, двухлетний ребёнок у ней на груди...». Заданное преувеличение выявляет скрытое содержание, обнаруживает его эстетический, эмоциональный, познавательный потенциал».

Аллегория – иносказание, прием или тип образности, основой которого служит иносказание – запечатление идей в каком-либо образе. Это перенос явлений и ощущений, свойств и качеств на другой предмет.

     

Глава II: 

2.1. Принципы работы над  художественным  приемом.

Профессия режиссера слагается из многих талантов, и это сложение далеко от простой арифметики. Режиссер не так, как все, слышит музыку, и человеческие слова, и движение времени. Помимо особых природных данных, данная профессия требует наличия интеллекта, высокой культуры, жизненного опыта, развитой фантазии, владением сложным искусством композиции, и, конечно же, способность мыслить образами, яркими и ясными для зрителя. В мышлении образами заключена сущность театрализации. «Обогащая массовое представление образностью, театрализация помогает возникновению у каждого участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению, и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию». Образ – это та условность, которую автор использует для выражения своего отношения к жизни, своего видения происходящего, своей мечты. Создать образ нам помогают средства идейно-эмоционального воздействия. В нашей практике мы чаще прибегаем к традиционным средствам выразительности, таким как: слово, музыка, хореография, пластика и видеоряд. Все эти приемы нам отлично знакомы и не составляют для нас особых проблем при их использовании.

Художественный прием  зависит от успешного претворения в процессе работы всего комплекса компонентов спектакля или театрализованного представления, а именно:

          1.Замысел режиссера в целом и в частях.

2. Декоративное оформление ( со всеми элементами: костюмы, реквизит, свет и прочее).

3.Способы поведения актеров, выражающихся в:

А) пластическом решении.

Б) принципах мизансценирования.

4. Темпо- ритмическое построение.

5. Жанровое решение( « Угол зрения» режиссера на постановку).

6. Название постановки.

7. Музыка, звуки, шумы 

         8. Сценическая атмосфера3 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ     ОБРАЗ,     1)    форма мышления в искусстве. Конкретно-чувственное и, в тоже время, обобщенное воссоздание жизни,
пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора. 2) Способ отражения действительности в искусстве, характеризующийся нераздельным единством
чувств и смысловых моментов, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления (поэт мыслит образами; артист вошел в О.). X. о. рождается в воображении} художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестомимической, словесной) и воссоздается в воображении воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя. В массовом театрализованном действии О. х. создается в реальном общении людей художественными средствами, организованными
режиссером и при активном сотворчестве зрителей и всех участников праздничного действия, создающих образ события, образ общения, образ действия. (Документальный образ. Образ-маска, Пластический образ, Словесный образ, Лента образов. Образное решение.
4

Театрализация – это режиссерский прием. На основании этого высказывания мы можем выдвинуть  два вида режиссерского приема: 

Компиляционный-  уже использованный, кем-то придуманный прием, таким видом приема часто пользуются в классическом театре.

Оригинальный-  рожденный на основании документального, художественного, жизненного материала. Такой прием используется чаще всего в режиссуре театрализованных представлений и праздников.

Мне думается, что чрезвычайно важно в каждом искусстве решить для себя, что является постоянным, а что переменным, что можно и должно менять и что должно оставаться основой. Если бы композитор каждый раз перед тем, как написать какую-нибудь фортепианную пьесу, решался реконструировать инструмент, он ничего не успел бы сделать. Следовательно, фортепианная клавиатура — постоянный элемент.

Что в театре является постоянным и что подвергается изменениям? Опасность заключается в том, что огромное количество устаревших, обветшалых, утративших свое воздействие приемов многими режиссерами считается незыблемой театральной данностью. Если взять несколько спектаклей в некоторых театрах и сравнить их, то мы увидим, что кроме текста они друг от друга ничем решительно не отличаются. Шарманка, исполняющая разные пластинки.

Приемы рождаются и умирают. Есть приемы, которые рождаются преждевременно и не имеют успеха, но гораздо чаще можно встретить приемы, которые уже умерли, но не похоронены и благополучно обретаются на сцене. Между тем сила воздействия свежего приема — это великая вещь. Мне как-то привели чрезвычайно интересный пример того, что такое театральный прием. Когда Вахтангов ставил «Чудо святого Антония», ему пришло в голову, что было бы очень хорошо соединить первую картину со второй (там, где собравшиеся родственники переходят к одру умершей тетушки) путем вращения сцены (репетиции шли в МХАТе, где сцена вращалась). Таким образом, не останавливая действия, можно было переходить от первой картины ко второй. Всем это страшно понравилось. Но даже такой новатор, как Вахтангов, сказал: «Тише, товарищи. Этого делать нельзя, это слишком резко, это недопустимо. Это небывалый прием, чтобы сцена вращалась на глазах у зрителей». И он отказался от своего намерения. Через несколько лет сцена очень часто вращалась на глазах у зрителя, а сейчас это до такой степени нам знакомо, что стало старым приемом.

Таким образом, приемы имеют свое рождение, свою молодость, свое обветшание и исчезновение.


Это чрезвычайно важно уяснить режиссеру. Многие моменты в психологии творчества актера чрезвычайно точно разработаны, и гораздо меньше разработаны моменты психологии творчества режиссера. Я могу засвидетельствовать из своего опыта, что в лучших театрах, в крупнейших театрах, в тех театрах, где актер тешит себя мыслью, что он работает на строго научной основе, режиссура часто пользуется кустарными способами догадок и случайных находок, методика режиссерского замысла не разработана. 5

Режиссер должен уметь пользоваться разными по форме и содержанию приемами, для того, чтобы наиболее полно раскрыть главную идею своей работы ( спектакля, театрализованного представления или массового праздника)

 Любая, даже самая сложная постановка состоит из комплекса переплетающихся  выразительных средств, смонтированных режиссером в логический зрительный, смысловой, эмоциональный, слуховой ряд, составляющий художественный образ  театрализованного представления.

  

Как режиссеру добиться художественного единства, чтобы зрители могли воспринимать не только те или иные актерские удачи, декорации, музыку, свет, спецэффекты, а целостный образ театрализованного представления?

Ведь спектакль или театрализованное представление  должен обладать свойствами, которые отличают всякое произведение искусства: оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на зрителя выразительными средствами, соединенное в единое художественное целое.

Спектакль можно сравнить скорее всего с произведением симфоническим: множество различных инструментов , и у каждой группы своя партия.6

Художественный образ  театрализованного представления или праздника - понятие чрезвычайно сложное. В нем органически соединяются самые различные элементы, раскрывающие идею театрализованного представления, его глубинное содержание, его «зерно», стиль, жанр, ритмическую структуру - словом содержание и форму, спаянные воедино.

Образы и выразительные средства- это часть художественной системы постановки. И от того, как умело и грамотно будут подобраны и выстроены каждый из этих элементов, зависит на сколько зритель воспримет главную идею режиссера и  найдет ли театрализованное представление или праздник  успех у зрителя.

Заключение.

Особенности художественного приема в режиссуре театрализованного        представления и  праздника

«Театрализованное представление, как и любой другой вид сценического искусства, определяется природой театра». В словаре русского языка С.И. Ожегова написано «Представление - это театральное зрелище, спектакль», отсюда, можно сделать вывод о том, что театрализованным представлениям и праздникам присущи все черты, характерные для сценических искусств. Здесь, как и в драматургии театральной, идейно-тематическое содержание сценария раскрывается посредством сиюминутно развивающегося действия, выстроенного по законам драматургии. Конфликт, который лежит в основе развивающегося по нарастанию действия, как и в драматургии театральной, достигнув в развитии своей вершины, разрешается. «Художественный образ театрализованного представления, как и театрального спектакля, создаётся усилиями творческого коллектива под руководством режиссёра, который использует разнообразную палитру средств выразительности.

Но говоря о драматургии театрализованных представлений и праздников, мы должны понимать, что, несмотря на её родство с театральной драматургией, имеем дело с особой, специфичной драматургией.

Затрагивая духовную сущность режиссуры массовых театрализованных представлений и праздников, И. Шароев говорит о том, что в процессе работы по созданию масштабного сценического произведения режиссёр «создаёт особого рода действие сложнейшего сочетания движений, музыки, слова, света, особой звуковой структуры, специфически освоенного сценического пространства, на котором действуют громадные массы - тысячи, десятки тысяч исполнителей. Массовые представления заключают в себе образы крупномасштабные, полные символики и обобщения, графически точно выражая основную идею и наглядно проводя ее в жизнь. В процессе создания сценария режиссер должен мыслить пластическими образами, являющимися своеобразным языком».

Представление, по мнению А.Д. Силина, «ближе к искусству, плаката и карикатуры, чем к бытовой зарисовке, здесь больше уместен широкий и грубый мазок настенной росписи, нежели филигрань восточной миниатюры. В них должны сочетаться лаконизм и образность, величественность и зрелищность, символика и ясность». А всё это потому, что на массовых представления присутствует большое количество людей, представляющие разные слои населения, нужно это учитывать, чтобы всем было понятно и интересно.

О.И. Марков говорит «Мир образов – это мир чувственный, в процессе вызревания вызревания замысла должно происходить совпадение логического и образного мышления. Замысел сценария – это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности».

При создании театрализованного представления мы всегда опираемся на документальный материал. Именно он является основой, отталкиваясь от которой сценарист и режиссер создает новый образ. Ведь суть театрализации заключается в образном решении жизненного материала. К примеру, прототипов тех образов, которые воплощены в театрализованном представлении, усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с происходящим, делает полноценным само эстетическое восприятие. Ведь как важен момент узнавания героя аудиторией, это вызывает множество положительных эмоций и надолго оставляет их в памяти.

Также режиссер опирается на просвещённость аудитории, на знания ею истории, культуры, мифов, легенд, историй, общепринятых символов, знаков и т.п., а вместе с этим - на понимание того смысла, который вбирает в себя каждый символ, каждая деталь, каждый, сценарно-режиссёрский штрих, акцент. Автор убеждён в том, что, аудитория понимает, какие трудности, преграды стояли на пути тех достижений, тех открытий в развитии культуры, цивилизации, человеческого разума, о которых он заявляет в задуманном им театрализованном действе. Он надеется, что зрители, воспринимая тот или иной знак, символ как результат деяний разума или рук человека, в своём воображении должны представить, увидеть, домыслить те трудности: те противоречия, которые были преодолены личностью, страной, человечеством, чтобы сделать шаг навстречу своей мечте, своему открытию, достижению, увидят ту борьбу, в результате которой человечество шагнуло ещё на один шаг вперёд. В связи с этим конфликт здесь развивается стремительно, в результате смены одного символа другим.

Ведущими составляющими художественного приема- символ, метафора, аллегория, при использовании которых, создается полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей. Современному режиссеру театрализованных представлений необходимо владеть арсеналом иносказательных средств выразительности.

Для драматургии театрализованных представлений концепция знакового характера искусства также необычно полезна. В настоящее время художественные коллективы ищут новые и возрождают забытые формы театрализованных представлений. Поэтическое, документальное и философское звучание таких представлений требует от режиссера знания закономерностей использования иносказательных выразительных средств и их отличия друг от друга. При этом ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, метафора, аллегория, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.

   Главная особенность  работы режиссера в постановке театрализованного представления и праздника заключается в том, что она во многом зависит от предлагаемых и отобранных средств художественной выразительности:

Места действия, документального и фактического материала.

 В последнее время не приходится говорить о создании художественного образа большинства массовых театрализованных представлений и праздников. Многие режиссеры забывают о том, что построение выразительных средств в художественном приеме - это один из главных составляющих работы над театрализованным представлением или праздником . Любой зрелищный вид искусства должен нести художественный образ, такой вид  искусства, как театрализованное представление или праздник  не исключение.  В традиционном театре мы можем найти массу примеров образных решений, которые могли бы стать частью художественного приема в театрализованном представлении и празднике.

      

Специфику театрализованных представлений и праздников определяют следующие компоненты:

  •  масштабность выбранного события;
  •  масштабность отбора исторических и героических образов;
  •  отсутствие психологических нюансировок в игре актеров;
  •  крупная пластика движений, монументальность жестов;
  •  крупный рисунок мизансцен;
  •  монументальность и образность декораций;
  •  принцип резких контрастов /в пластике, оформлении, музыке, свете;
  •  использование иносказательных средств выразительности /символ, метафора, аллегория;
  •  применение новейших средств техники и технических эффектов.

Режиссура театрализованных представлений и праздников, базируясь на общем фундаменте режиссуры, имеет свою специфику в сценарно-режиссерской обработке с помощью театрализации реальных эпизодов жизни, подчинении их сценарно-режиссерскому ходу и обязательному включению зрителей в действие.

При построении художественного образа необходимо учитывать, что зритель включен в действие и часто сам является частью представления.

Театрализованное представление может быть как самостоятельным произведением, так и составной частью праздника.

В режиссуре театрализованного преставлении или праздника необходимо помнить о создании такого понятия как «художественный прием», с целью погружения зрителя в определенную, необходимую для данного представления атмосферу.

Для того, чтобы этого добиться нам необходимо помнить о таком важном режиссерском понятии, как художественный прием.

Использование символа, метафоры, аллегории и  других  выразительных средств  и образов  в театрализованном представлении , это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в то же время – это всего лишь прием, а всякий прием хорош, когда он не замечается. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму – понимать содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания.

 Необходимо  помнить, что все образы и выразительные средства в режиссуре, должны быть неразрывно связаны между собой и  с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом. Двигать искусство вперед способен только тот художник, который живет одной жизнью со своим народом, не отрываясь от него. В этом заключается основной принцип отбора и работы над художественным образом театрализованного представления и праздника.

Суммируя все особенности, можно подчеркнуть, что поиск и наличие художественного приема в работе над театрализованным представлением или праздником выступает на передний план  и является важнейшим аспектом в работе режиссера театрализованных представлений и праздников.

Современному режиссёру необходимо владеть арсеналом иносказательных средств выразительности. На нашей кафедре театрализованных представлений и праздников мы находимся в постоянном поиске новых решений, приёмов и образов. При этом необходимо помнить, что в специфике театра представления и праздника существуют разные факторы, которые могут отодвинуть художественный прием на второй план. Факторы, такие как:

  •  Проведение праздника на открытой площадке
  •  Движение и смена зрителя
  •  Масштабность мероприятия
  •  Разный возраст зрителя
  •  Различное социальное положение
  •  Различное культурное развитие
  •  Требование зрелищности

В этом случае мы используем более упрощенные и доступные для зрителя приемы. Так же на подобных уличных праздниках и фестивалях упраздняется  наличие множества приемов и смыслов в пользу зрелищности.

              

                  Список использованной литературы:

  1.  Акимов Н. П. Театральное наследие / Под ред. С. Л. Цимбала. Сост. и комм. В. М. Миронова/ Н.П. Акимов. -Л.: Искусство, 1978
  2.  Баранов  А. А. Путеводитель по режиссуре и актерскому мастерству/ А. А. Баранов. – СПб, 2001.
  3.  Вершковский Э.В. Режиссура массовых представлений/Э.В.Вершковский. - Л.: ЛГИК, 1977
  4.  Гончаров. А. Поиски выразительности в спектакле/А. Гончаров. -М, 1997

  1.  Горюнова. И. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений/ И. Горюнова.- Спб, 2009

  1.  Карпушкин М.А. Работа режиссера над литературным первоисточником и его воплощением на сцене/ М.А Карпушкин.- Самара, 1991

  1.  Мальцева  О. Юрий Любимов. Режиссерский метод/О.Мальцева.- Москва, 2010
  2.  Попов А.Д . Спектакль и режиссер/ А.Д Попов.- М, 1972

  1.  Розовский М. Режиссура зрелища/ М. Розовский. – Москва: Советская Россия, 1973.
  2.  Туманов  И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта/Уч. пособие для институтов культуры/ И. М. Туманов. – Москва: Просвещение, 1976.

11. Футлик Л, Козлова Р. Режиссура массового театрализованного действа. Словарь/ Л.Футлик, Р.Козлова.- Пермь,1999.

12.Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища. Игра, сопровождающая              жизнь/ И.Б Шубина.- Р/н/Д., 2006

13.Юткевич  С. И. Поэтика режиссуры: Театр и кино / С. И. Юткевич. – Москва: Искусство, 1986.

1 Вершковский Э.В. Режиссура массовых представлений. - Л.: ЛГИК, 1977, с. 9

2 Вершковский Э.В. Режиссура массовых представлений. - Л.: ЛГИК, 1977, с. 14-16

3 Баранов  А. А. Путеводитель по режиссуре и актерскому мастерству. Спб., 2001,с 153-154.

4 Футлик Л, Козлова Р. Режиссура массового театрализованного действа. Словарь. Пермь,1999, с.120

5 Акимов Н. П. Театральное наследие / Под ред. С. Л. Цимбала. Сост. и комм. В. М. Миронова/ Л.: Искусство, 1978, с 106-107.

6            Гончаров. А. Поиски выразительности в спектакле.- М,1964, с 13.

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1575. Сети ЭВМ 154.93 KB
  Основные характеристики корпоративных компьютерных систем. Производительность корпоративных компьютерных сетей. Надёжность, отказоустойчивость и безопасность корпоративных компьютерных сетей. Расширяемость и масштабируемость корпоративных компьютерных сетей. Исследование и выбор базового метода при построении системы информационного обеспечения объекта.
1576. Бойова служба варт з охорони лікувальних закладів під час епідемій 491.94 KB
  Завдання, які виконують внутрішні війська щодо забезпечення карантинних заходів у районі надзвичайного стану. Організація дій підрозділів внутрішніх військ для забезпечення проведення карантинних заходів у районі надзвичайного стану. Бойова служба варт з охорони лікувальних закладів під час епідемій.
1577. Схемотехника аналоговых электронных устройств 201.68 KB
  Усилитель низкой частоты для телефонной системы связи. Усилитель низкой частоты для проводной телефонной связи. Усилитель высокой частоты для входного блока приемника. Транзисторный двухчастотный усилитель высокой частоты. УВЧ для портативного приемника ЧМ сигналов.
1578. Синтез плоских кулачковых механизмов 119.55 KB
  Построение кинематических диаграмм графическим методом. Синтез кулачкового механизма с роликовым толкателем. Синтез кулачкового механизма с тарельчатым толкателем. Построение зубчатого зацепления. Определение кинематических характеристик всех звеньев. Построение и анализ диаграммы Виттенбауэра. Силовой расчет для рычажно-шарнирного механизма.
1579. Оцінка судової діяльності Приморського районного суду міста Маріуполя 79.85 KB
  Основні засади судочинства в Україні. Порядок призначення (обрання) суддів до місцевого суду. Повноваження місцевих судів. Обрання, атестація та дисциплінарна відповідальність суддів. Правовий і соціальний захист суддів.
1580. Анализ деятельности автотранспортного предприятия Речицкое межраенное АТП 222.83 KB
  Структурная схема управления на предприятии. Обеспечения предприятия тепловой энергией водой и электроэнергией. Требования по охране труда перед началом работы. Организация на предприятии охраны окружающей среды. Должностная инструкция руководителей технических служб.
1581. Розрахунок стержньового стрічкового трансформатора з повітряним охолодженням 78.69 KB
  Вибираємо марку електротехнічної сталі. Для електротехнічної сталі основними номінальними характеристиками є: питомі втрати і магнітні значення. Визначаємо кількість витків первинної і вторинної обмоток. Визначаємо енергетичні характеристики трансформатора.
1582. Проектування жіночих черевиків на блискавці на середньому каблуці на байковій підкладці 79.4 KB
  У курсовому проекті ми використовуємо копіювально-графічну методику проектування. Проектування деталей взуття за цією методикою включає такі етапи: встановлення умовної розгортки колодки в осі координат, розрахунок і нанесення базисних ліній.
1583. Проектирование жилого дома с фасадным зданием 107.7 KB
  В данном курсовом проекте необходимо запроектировать жилой дом. В состав графических работ входят: фасад гражданского здания М 1: 200, план гражданского здания М 1:200, продольный и поперечный разрезы М 1:200, схема плит покрытий и фундаменов М 1:200.