88734

Государственная деятельность, вклад в развитие права в России

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии Сперанский благодаря своему выдающемуся уму энциклопедической эрудиции энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую служебную карьеру. Сперанский уже директор одного из департаментов Министерства внутренних дел...

Русский

2015-05-03

40.62 KB

5 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)
Факультет «Юридический»

                       Кафедра «Теории и истории государства и права»

                                           Контрольная работа

            по дисциплине «История отечественного государства и права»
Сперанский М.М  Государственная деятельность,  вклад в развитие права в России.                           

                                                                                Выполнил

Студент группы Ю - 172 _____________Зубова.Е.С

___________________2014 г.

Проверил

_____________ И.В.Фабрика

___________________2014 г.

Работа____________________
(зачтена/незачтена)

___________(_____________)

      (подпись)        (расшифровка)

                                                                                  «___»____________2014 года

                                           Челябинск 2014.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.
 Становление карьеры М.М. Сперанского…………………………………..4
2.
 Государственная деятельность  М.М. Сперанского…………………….....8
3.
 Роль и вклад в развитие права в России……………………………………...12
4.
 Заключение…………………………………………………………………….17
5.
 Список использованной литературы………………………………………..18                       






















    Введение

      В 1807 г. на арену политической жизни страны выдвинулся Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839). 
    Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, Сперанский, благодаря своему выдающемуся уму, энциклопедической эрудиции, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую служебную карьеру. Службу он начал еще при Павле I в должности начальника канцелярии генерал-прокурора А. Б. Куракина. В 1803 г. Сперанский уже директор одного из департаментов Министерства внутренних дел, которым управлял тогда В. П. Кочубей. 
1808-1811 годы - время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым, после императора, лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих задуманных или проведенных преобразований. 
    Историческая значимость того, что сделал Сперанский, определяется не только разработкой далеко идущих планов государственного преобразования России, но и его многогранной деятельностью политика-практика, талантливого администратора, а также кодификатора законов и теоретика права. 
    Все современники Сперанского единодушно свидетельствуют, что никто не мог, как он, с таким блеском и строгой логикой написать доклад или проект, оформить текст закона. Все важнейшие тексты законов за пятилетие (1807-1812) были составлены или отредактированы Сперанским. 







    
1. Становление карьеры М.М. Сперанского

     
Михаил Михайлович Сперанский родился в бедной семье сельского священника Владимирской губернии. В 1792 г. он окончил курс обучения в Александро-Невской семинарии и начал преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургской семинарии.
     Начало его светской карьеры положило назначение секретарем к князю А.Б. Куракину. Вступление на престол Павла I и взлет карьеры Куракина, назначенного генерал прокурором, круто изменили и положение Сперанского. Он возглавил канцелярию генерал-прокурора. Служба здесь сблизила его со многими вельможами, а его блестящие способности и необычайное трудолюбие обеспечили ему быстрое служебное продвижение.
    Таким образом, начало карьеры Сперанского пришлось на последнее десятилетие XVIII в. – конец государствования Екатерины II и время правления Павла I.3 Это были годы обучения Сперанского, а затем преподавания в Петербургской духовной семинарии и первых его шагов на статской службе. В эти годы он сформировался и как всесторонний образованный, с обширными, поистине энциклопедическими познаниями ученый, и как опытный государственный служащий, резко выделявшийся на фоне косной чиновничьей среды.
    Вступление на престол Александра I застало Сперанского на сравнительно скромных должностях начальника канцелярии генерал-прокурора и члена Комиссии по снабжению столицы продовольствием. И именно Сперанский стал деятельным участником почти всех либеральных преобразований в начале царствования Александра I.
    Первый политический трактат Сперанского - «Памятная записка об основном законодательстве вообще» датируется 1801-1802 гг. В ней весьма в критических тонах оценивается тогдашний политический строй России как деспотический. Сперанский высказывает мысль, что при деспотизме все социальные слои населения равномерны в том, что не имеют прав. Автор приходит к выводу, что «фактически в России нет свободных людей, кроме нищих и философов». В этом трактате Сперанский излагает идею конституционной монархии и гарантий для законного народного представительства. В заключительной части трактата он осторожно касается и крепостного права. Отрицательного отношения к нему пока определенно им не высказано, но намечаются пути его постепенной ликвидации путем предоставления права свободного перехода крестьян от одного помещения к другому.
    8 сентября 1802 г. были учреждены министерства, которые заменили старые петровские коллегии. Текст манифеста об учреждении министерств был составлен Сперанским. Это был первый этап министерской реформы, когда структура и функции каждого из министерств еще не были детально определены. Они будут разработаны Сперанским впоследствии – в подготовленном им «Общем учреждении министерств» 1811 г., завершившем министерскую реформу.
    Сперанский перешел на службу в Министерство внутренних дел и стал во главе наиболее важного, второго департамента министерства, в ведении которого находились полиция и благосостояние империи. Этот пост Сперанский занимал до 1807 г.
    В 1803 г. Александр I дал Сперанскому поручение составить «план общего образования судебных и правительственных мест в империи». 
    В сравнительно короткий срок Сперанский подготовил обширную «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России. В ней проводилась идея конституционной монархии, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной; говорилось о проведении коренной реформы всей администрации, о введении гласности и предоставлении свободы печати. Сперанский предупреждал, что органы исполнительной власти «под видом исполнительных законов» путем издания подзаконных актов могут «обезобразить» их.
4
    К 1802-1804 гг. относится еще ряд политических записок и трактатов Сперанского, например: «О коренных законах государства», «О постепенности у совершения общественного», «Отрывок о Комиссии Уложения», «Еще нечто о свободе и рабстве». Все они носили черновой, незавершенный характер и служили как бы предварительными этюдами для разработки впоследствии основного его проекта – «Плана государственного преобразования России».
5
    Сперанский был привлечен к разработке утвержденного в 1803 г. «Положения об устройстве учебных заведений», по которому в системе образования были заложены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ.   
Поворот в дальнейшей карьере Сперанского произошел после того, как он прочитал доклад перед Александром I. Доклад произвел на царя благоприятное впечатление    
     1808 – 1811 гг. – время могущества и славы Сперанского, который в эти годы стал вторым после императора лицом в государстве, вершителем внутренней политики. При его непосредственном участии и даже по его инициативе проводились дальнейшие либеральные реформы Александра I. Именно в это время Сперанским был разработан план коренной реформы в управлении страной.
      В начале 1808 г. он был введен в Комитет для усовершенствования духовных училищ. В июне 1808 г. комитет представил составленный Сперанским доклад о преобразовании духовных учебных заведений всех степеней. В докладе были глубоко проанализированы недостатки духовного образования и определены пути его реформы. Создавалась четкая структура духовных учебных заведений, система управления ими, вводились новые   учебные программы.
    В начале 1808 г., в ходе русско-шведской войны 1808-1809 гг., к России была присоединена Финляндия. Был учрежден под председательством Сперанского Финляндский комитет, в задачу которого входило законодательно определить положение Финляндии в составе России. Сперанский разработал «Положение об учреждении главного управления в новой Финляндии», по которому русский император именовался великим князем финляндским, а Финляндия получила довольно широкую автономию.
    Таким образом, Сперанский настолько вошел в доверие к императору, что ему доверялось решать не только внутренние, но и внешние дела.
6
     Жозеф де Местр писал: «Великий 
и всемогущий Сперанский, генеральный секретарь империи, фактически премьер-министр и даже, может быть, первый министр». В то время Сперанский, по существу, влиял на все стороны политики и управления Россией, за исключением только военных и отчасти дипломатических сфер.
      В декабре 1808 г. он становится товарищем министра юстиции, а также получает исключительное право докладывать императору по делам Комиссии составление законов.










     
    
2.Государственная деятельность М.М Сперанского

   
Сперанский вышел из общественной среды, которой прежние государственные деятели не знали.
     Сперанский был назначен товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ.
Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.
      По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы".
7
     План его излагал основания управления русских сословий перед законом и новое устройство управления: крестьяне получили свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений - законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное - Государственная Дума, состоящая из депутатов всех сословий; исполнительное - министерства, ответственные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии английской. Эта аристократия - блюстительница законов по всем отраслям управления и охранница интересов народа.
   План составился очень быстро: он был начат в конце 1808г. и в начале октября 1809г. лежал вполне готовый на столе императора. Этот план не мог быть осуществлён в полном объёме, т. к. Нисколько не был рассчитан на политические средства страны. Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума России. Но кое - что из этого плана Было осуществлено. Осуществленные части преобразованного плана Сперанского все относятся к центральному управлению.
    3 апреля 1809г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа 1809г. установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8 класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного римского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, знание отечественной истории и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистики Русского государства, в географии и даже в математике и физике.
    Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных сфер. 1 января 1810г. был открыт преобразованный Государственный совет.
     Таким образом устанавливался твёрдый порядок законодательства:
1)он один их рассматривает;
2)ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти.
     Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и объединительное:
1)обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы;
2)объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление.
    В совете председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики.
    Была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым был назначен Сперанский.
    Вслед за Государственным советом были преобразованы по плану Сперанского министерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определение ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля 1810г.  25 июня1811г.
8
    Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.
    Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен  1811г. и в июни был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и другое под названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством.
   Возражений против этого проекта в Государственном совете было много. Реформа не была проведена, хотя большая часть совета высказалась "за" и государь проект утвердил.
   Значит из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.
9
    По разным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводится преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812г. и был сослан в Нижний Новгород. Его опале были искренне рады в высшем обществе, что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с ожесточённой озлобленностью, т. к. для упорядочения финансов, законами 2февраля 1810г. и 11 февраля 1812г. были повышены все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены Так цена пуда соли с 40коп. Была поднята до рубля; подушная подать с 1руб. - до 3руб. Был введён небывалый прежде "подоходный прогрессивный" налог, им обложен был доход помещика с земель: 500руб - 1%; более 18 тыс. руб. - 10%. Увеличение налогов и было причиной недовольства народа против Сперанского, чем и воспользовались его враги.
    После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект нового её устройства, с которым приехал в Петербург в 1821г. Его (Сперанского) оставили в Государственном совете хотя он не пользовался прежним влиянием.
    Его назначили составителем свода законов. Он составил "Полное собрание законов Российской империи", начиная с уложения 1649г.(1803). Это полное собрание Сперанский и положил в основание действующих законов, так составился "Свод законов Российской империи", изданный в 1833г. в 15 томах. Кроме того Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: свод военных постановлений в 12 т.; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского. Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения. Умер в 1839г.
10


       3.Роль и вклад в развитие права в России

   
 Роль и личный вклад Сперанского в развитие и усовершенствование российского государства и права огромен. С его именем связана вся реформаторская деятельность начала XIX века. Сперанский принимал большое участие в преобразовательных реформах.11
    Особенно следует отметить школьные уставы 1804 г., согласно которым в школах всех ступеней принимались дети всех сословий. Учреждены были новые университеты: Казанский, Харьковский, Вильнюсский, Дерптский, а также лицеи: Демидовский, Нежинский и Царскосельский. Мысль об образовании Царского лицея принадлежала Сперанскому. Лицей в его понимании должен быть стать одним из звеньев разработанного им плана коренного преобразования страны, в основе которого лежало ограничение самодержавия выборными учреждениями.
    Большое влияние оказали разработки Сперанского на дворянское сословие. Дворянское спокойствие было нарушено двумя указами царя, подготовленными Сперанским: относительно «придворных званий» и экзаменов на гражданские чины. Прежде придворные звания сразу же предполагали и чины. Согласно указу звания при дворе не давали право на чин, тем самым и отбиралось право занимать высшие государственные должности без делового подтверждения. Высшие чины можно было получить при наличии университетского образования. Такой подход приоткрыл возможность для продвижения по государственной службе разночинной интеллигенции. За эти годы Сперанского обвинили в полном стремлении к революции.
     Сперанским были внесены ряд приложений в судебную систему. Им предлагалась должность судьи сделать пожизненной, который вершил бы правосудие с присяжными заседателями. Он наметил систему судов (волостной, окружной, Верховный), уголовный суд и Сенат как высшая судебная инстанция, решения которого являются окончательными и не подлежащими обжалованию.
    Проекты Сперанского отличались смелостью и конкретностью. Они разрабатывались с учетом задач, стоявших перед страной, и практически на сто лет предвосхитили мероприятия, о которых в условиях революционной ситуации был вынужден заявить Николай II в Манифесте 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка».
12
    Сперанскому было поручено провести работу по систематизации законодательства. К 1833 г. после изнурительной работы на свет появились два грандиозных труда: Полное собрание законов и Свод законов Российской империи.
     Сперанский различал три стадии кодификационной работы:
    1. составление Полного собрания законов, т.е. расположение всех актов законодательства в хронологическом порядке;
    2. составление Свода законов, т.е. расположение всех действующих законов в систематическом порядке, но без всяких изменений по существу их;
    3.составление Уложения, т.е.приведение в систему действующих законов с надлежащими дополнениями и исправлениями.
     Составление полного собрания законов Российской империи происходило таким образом. Сначала их архивов Сената, Синода, коллегий и министерств были затребованы реестры узаконений. На их основе был составлен общий реестр, по которому выявлялись в тех же архивах сами законы. Все акты сверялись с подлинниками, затем при формировании томов располагались в строгом хронологическом порядке. Менее чем за два года (с 1 мая 1828 г. по 17 апреля 1830 г.) были изданы 45 томов, куда вошла 31 тыс. законодательных актов за 1649-1825 гг. Они составили «Первое собрание законов Российской империи». Законодательные акты, изданные за 1826-1881 гг. составили второе, а за 1881-1913 гг. – третье собрание. Из второго собрания Сперанский при жизни успел издать шесть томов.
     Подготовка Свода законов проводилась фактически одновременно с составлением полного собрания законов. Как и на первом этапе, Сперанский составил четкий график работы всех сотрудников отделения. При составлении Свода изымались законы, утратившие силу или замененные последующими законодательными актами. Проводилась текстовая обработка статей Свода: исключались частности, убирались длинноты, стилистически перерабатывался текст. В ряде случаев составители по указанию Сперанского давали аннотацию к той или иной статье закона. Свод законов был готов к началу 1832 г. и составил 15 обелистых томов, заключавших в себе свыше 40 тыс. статей. Позднее Сперанским были написаны и созданы «Предисловие» к Своду и «Обозрение исторических сведений о Своде законов», привлекшие внимание европейских юристов.
      Это был грандиозный труд. Николай I назвал его «монументальным». И поныне это издание служит важнейшим источником по истории российского законодательства, внутренней и внешней политики России.
13
     Много внимания Сперанский уделял делу кодификации обычного права народов России. Кодификацией обычного права народов Сибири и Казахстана он занялся еще будучи генерал-губернатором Сибири. В сравнительно короткое время им был разработан и проведен ряд мер, направленных на то, чтобы в экономическом, социальном и культурном развитии Сибирь приблизилась к уровню Европейской России. Им было утверждено Главное управление торговли в Сибири, создана сибирская     Казенная палата для решения земельных и финансовых вопросов. Итогом деятельности Сперанского на посту сибирского генерал-губернатора явилась серия подготовленных им законодательных актов, определявших новое административное устройство и управление Сибирью, судопроизводство и характер отбывания повинностей населением, социальный статус различных его категорий (крестьян, казаков, ссыльных, коренных народов), развитие экономики края. Эти акты составили «Уложение для управления Сибирью», которое действовало с небольшим изменением вплоть до XX века. Помимо этого уложения Сперанским был подготовлен и ряд других постановлений, призванных способствовать социально-экономическому развитию Сибири: «О мерах к умножению населения Гижицкого края», «О мореходстве вдоль берегов Восточной Сибири и Северной Америки», «Правила для переселения казенных крестьян по их желанию в Сибирь», «Об устроении переселенцев на местах их поселения». Все эти уставы, положения и правила сопровождались подробными «объяснительными записками» с приложением статистических таблиц.
      Занимаясь кодификацией законов, Сперанский столкнулся с необходимостью подготовки компетентных юристов. В 1835 г. по предложению Сперанского было основано Императорское училище правоведения. Он разработал и устав этого училища, из которого впоследствии вышли видные правоведы.
14
      Помимо своей основной работы по кодификации законов Сперанский еще был занят в многочисленных комитетах и комиссиях. 6 декабря 1826 г. был создан секретный комитет для разработки программы административно-сословных преобразований, а также путей решения крестьянского вопроса. Сперанский  представил на обсуждение ряд проектов - управления губерниями, дворянских корпоративных органов, статуса различных сословий, а также план постепенного упразднения сверху крепостного права в России.
       По поручению Николая I Сперанский составил уставы – рекрутский, вексельный и торговой деятельности, «Учреждения» о коммерческих судах, казенных подрядах, духовных завещаниях. По предложению Сперанского с 1838 г. в каждой губернии стали издаваться «Губернские ведомости». 11 января 1839 года последовал указ императора о возведении Сперанского в графское достоинство, однако 11 февраля 1839 года. Сперанского поразил удар, и он скончался.
15






















  Заключение


     Идеи Сперанского были усвоены передовыми умами, его работы служат важнейшим источником по истории российского законодательства и государства.
     Судьба самого Сперанского была переменчивой. Он знал нищету владимирской деревни, блеск императорского двора, ссылку в Пермь за дерзкие реформаторские планы и переменчивое счастье полудержавного властелина.
     Однако при всех превратностях судьбы идеи мыслителя были низменны: он требовал введения в социальную и политическую жизнь принципа законности и утверждал положение о правовом государстве, призванном заменить власть человека над человеком господством закона и гарантирующим права каждой личности независимо от ее сословного состояния.
     И с высоты своего положения и влияния Сперанский предлагал Российской империи совершенно новую политическую структуру, при которой монарх будет делить власть со своим народом, и которая со временем приведет к созданию конституционной монархии. Один только «План государственного преобразования России» показал его дальновидность и отличную осведомленность в вопросах, касающихся усовершенствования российской системы власти. Его принципы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, выборности находят свое проявление в наши дни.
16 Сперанский, несомненно, был одной из ярчайших личностей XIX века, талантливейшим политиком, мыслителем, законодателем, на примере которого и, следуя идеям которого, действуют многие политические деятели наших дней.17

   Список использованной литературы


1. Исаев И.А. "История государства и права России"- полный курс лекций, - М.: Юрист,1994
2. Чистякова О.И. "История отечественного государства и права". Учебник. Часть1
3.Чибиряев С.А.Великий русский реформатов: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского.- М.: Воскресенье, 1993
4. М.М.Сперанский. Введение к уложению Государственных законов». 1809г.
5. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. - Спб., 1845. С. 571.
6. Сперанский М.М. Записка «О коренных законах государства. Об образе правления» // Сперанский М.М. Проекты и записки. АН СССР. - М. - Л., 1961. С.29
7. М.М. Сперанский. Юридические произведения. Под ред. д.ю.н., проф В.А. Томсинова. М. 2008.С.344.

3 Фатеев А.Н. Сперанский (1809-1909). Биографический очерк. Харьков, 1910

4  Чистякова О.И. "История отечественного государства и права". Учебник. Часть 1

5 Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. - Спб., 1845

6 Чибиряев С.А. Великий русский реформатов: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М.: Воскресенье, 1993

7 Сперанский С.И. Учение М.М. Сперанского о праве и государстве. М., 2009.

8 Исаев И.А. "История государства и права России"- полный курс лекций, - М.: Юрист, 1994

9 Сперанский С.И. Учение М.М. Сперанского о праве и государстве. М., 2009.

10 М.М. Сперанский. «Введение к Уложению государственных законов». Там же с. 424-427.

11 История государственного управления России: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов – Ростов н/Д; Феникс, 1999 г.

12  Исаев И.А. История Отечества: уч. пособие – М.: Юрист, 1997 г.

13  Сахаров А.Н. Александ I – М.: Наука, 1998 год.

14 М.М. Сперанский. Юридические произведения. Под ред. д.ю.н., проф В.А. Томсинова. М. 2008. С. 344.

15 Чибиряев С.А. Великий русский реформатов: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М.: Воскресенье, 1993

16  История государственного управления России: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов – Ростов н/Д; Феникс, 1999 г

17 Чибиряев С.А. Великий русский реформатов: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13949. Богдан Лепкий «Журавлі» («Видиш, брате мій...») 58 KB
  УРОК № 8 Тема.Богдан Лепкий Журавлі Видиш брате мій.... Мета:ознайомити учнів з особистістю Б. Лепкого; розвивати навички виразного читання ліричних творів пояснення їхнього змісту визначення теми та головної думки висловлення власних суджень; виховувати почу
13950. Выполнение запросов XQuery для документа XML 542 KB
  Язык XML предоставляет многообразные, гибкие и эффективные возможности описания структуры данных. Однако он не обеспечивает средств для навигации в документе и поиска компонент структурированных данных внутри документа, например, для поиска наименований книг по фамилии автора.
13951. Крокує осінь золота. Виразне читання пісні Б. Лепкого «Журавлі» 46 KB
  УРОК № 9 Тема.Крокує осінь золота. Виразне читання пісні Б. Лепкого Журавлі. Мета:розвивати навички виразного читання пам’ять учнів естетичні смаки вміння висловлювати власні судження про значення Батьківщини у житті людини; виховувати патріотичні почуття любов...
13952. Корупція. Стан, структура та тенденції розвитку корупції в Україні 270 KB
  Корупція в сучасних умовах стала чинником, який реально загрожує національній безпеці і конституційному ладу України. Це явище негативно впливає на різні сторони суспільного життя: економіку, політику, управління, соціальну і правову сфери, громадську свідомість, міжнародні відносини. Корумповані відносини все більше витісняють правові, етичні відносини між людьми, із аномалії поступово перетворюються у норму поведінки
13953. Вінграновський. «Грім» 77 KB
  УРОК № 10 Тема. М. Вінграновський. Грім. Мета: ознайомити учнів з окремими фрагментами біографії письменника його поезією; розвивати навички виразного читання ліричних творів визначення засобів художньої виразності та їхньої ролі у віршах; виховувати спостережли...
13954. Обработка документов XML с использованием средств DOM-анализаторов в языке Java 244 KB
  Абстрактный класс DocumentBuilder определяет интерфейс прикладного программирования – API (Application Program Interface) для получения экземпляров объекта Document из документа XML.
13955. «Що робить сонце уночі» М. Вінграновський 50 KB
  УРОК № 11 Тема. М. Вінграновський. Що робить сонце уночі. Мета: ознайомити з віршем письменника допомогти учням усвідомити його ідейнохудожній зміст; розвивати навички виразного читання коментування змісту ліричного твору його поетичних особливостей; навички само...
13956. Магнітний потік 2.9 MB
  Тема уроку. Магнітний потік. Мета: Формувати поняття магнітного потоку. Навчити учнів якісно визначати магнітний потік через контури різної площі в тому самому і в різних магнітних полях. Встановити зв'язок магнітного потоку з числом ліній магнітної індукції що прони
13957. Преобразование документов XML с использованием языка XSLT 565 KB
  Процесс преобразования входного документа в соответствии с описанными правилами называется применением преобразования к входному документу или просто выполнением преобразования. Это выполнение осуществляют специальные программы, которые называются процессорами XSLT.