8874

Организация как объект управления

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Организация как объект управления Понятие и признаки организации. Законы организации. Жизненный цикл организаций. Виды организаций. Внутренняя и внешняя среда организаций. Под организацией (от латинского organizio - сообщаю стройный вид, ...

Русский

2013-02-19

183.5 KB

240 чел.

Организация как объект управления

 

Понятие и признаки организации.

Законы организации.

Жизненный цикл организаций.

Виды организаций.

Внутренняя и внешняя среда организаций.

Под организацией (от латинского «organizio» - «сообщаю стройный вид», «устраиваю») понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения имеющихся проблем или достижения поставленных целей.  

  Следует помнить, что слово «организация» может использоваться еще для обозначения:

Совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

Формирования организационной структуры управления;

Процесса деятельности руководства.

 Организация представляет собой открытую, сложную социально-экономическую  систему, которая активно взаимодействует с окружающей средой. Получая из вне ресурсы, организация преобразует их на основе соответствующих технологий в требуемые конечные результаты.  

  Особенности организаций как социально-экономических систем следующие:

Изменчивость (нестационарность) отдельных параметров систем, стохастичность поведения;

Уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем наличие предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

Способность противостоять разрушающим систему тенденциям;

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям;

Способность изменять структуру и формировать варианты поведения;

Способность и стремление к целеобразованию, т.е. формированию целей внутри системы.

В организации как системе различают следующие элементы:

Функциональные области деятельности организации (см. рис. 4.1.);

Элементы производственного процесса;

Элементы управления.

             Рис. 4.1. Функциональные области деятельности организации

         Функциональные области (табл. 4.1) выступают объектами менеджмента в организациях и определяют их структуру управления. Типичные функциональные области практически для всех хозяйственных организаций: сбыт (маркетинг), производство, финансы, персонал, НИОКР (инновации).

                                                                                                      Таблица 4.1.

        Примеры основных целей функциональных областей организации

Функциональные

области

                           Специфические цели

Маркетинг

Выйти на первое место по продаже продукции (определенного

вида) на рынке

Производство

Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции

НИОКР (инновации)

Поддерживать конкурентоспособность и инновационность      (постоянное обновление) выпускаемой продукции

Финансы

Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов

Персонал

Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе

К основным элементам управления организацией (см. рис. 4.3.) относят:

Функции управления (менеджмента);

Структуру управления (менеджмента).

Основой функционирования организации являются производственные бизнес

-процессы, на которые проецируются управленческие процессы (см. рис.4.2).

                                                Трудовые          ресурсы

                    

                        Материалы                                                              Готовая                   

                                   Ресурсы                                                                    продукция

                                                                                    Услуги

                                            Капитал                                       Информация

                    Рис. 4.2. Модель производственного процесса

  Инвестиции                                                                                                                             Налоги                   Субсидии, дотации                                                                                                                  Платежи

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                        

  Закупка                                                                                                                                              Реали-

                                                                                                                                                                зация

                                        Рис. 4.3. Основные элементы организаций           

                    

                                                                                        Причина существования менеджмента

                                  Организация                      Объект менеджмента

                                                                                         Основа мира менеджеров

                                   Рис. 4.4.  Соотношение организации и менеджмента

            Организация обладает функциями и структурой. Основной ее функцией, с одной стороны, является ее предназначение, определяемое окружающей (внешней) средой, с другой стороны, является решение проблем и достижение целей.

           Структура организации представляет собой упорядоченную совокупность ее взаимосвязанных элементов. Данную структуру можно рассматривать с нескольких позиций: технической, социальной и социотехнической (см. рис.4.5).

                                                                                                                               

                                               Рис. 4.5.  Структура организации

     Техническая структура – это совокупность материальных объектов и процессов (здания, сооружения, производственное оборудование, технология, технические средства коммуникаций и т.д.), которые в единстве образуют базу остальных. Эти элементы относятся к «жестким».

    Социальная структура образуется совокупностью участников организации и связей между ними. В нее включают формальные и неформальные группы персонала, ценности, нормы, власть, влияние и т.д. Впервые ее стал рассматривать Элтон Мейо.

            Социальная структура организации обладает определенным потенциалом, которых складывается из нескольких элементов:

Потенциал общего руководства (характеризуется уровнем его знаний и пониманием ситуации; способностью влиять и решать проблемы, в том числе в критических условиях; ориентация на прошлое и будущее; готовность к риску; умение использовать власть).

Психологических потенциал (характеризуется состоянием морально-психологического климата, стабильностью отношений и т.д.)

Творческий потенциал (характеризуется умением реагировать на изменения, предлагать альтернативы; стремление к поиску; способность преодолевать инерцию мышления и привычек; предприимчивость при принятии инновационных решений; готовность к новшествам; использование новых прогрессивных методов работы). Все элементы социальной структуры являются «мягкими».

Социотехническая структура – это система  рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры. Таким образом, организация не является чисто материальным, или чисто духовным явлением.

      Все три структуры должны соответствовать друг другу.

      Признаки организации:

Наличие цели, к достижению которой стремятся участники организации (цель объединяет и сплачивает персонал, придает смысл существованию организации);

Обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих организацию от внешнего окружения;

Наличие связей между отдельными элементами организации, посредством которых они взаимодействуют, решают возникающие проблемы и достигают поставленных целей (связи бывают экономические, технологические, управленческие, информационные и т.д.);

Саморегулирование, предполагающее возможность для организации в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы внутренней жизни и по своему усмотрению, с учетом конкретных обстоятельств, действовать во внешней среде (саморегулирование осуществляется внутриорганизационным центром, координирующим деятельность людей, обеспечивающих их единство, интеграцию, в конечном счёте целостность системы);

Организационная культура, которая представляет собой совокупность установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, символов, во многом определяющих характер взаимоотношений направленность поведения людей (культура сегодня считается  важнейшим фактором конкуренции).

Деятельность организаций подчиняется определенным законам.

        1.  Главным законом организации считают – закон синергии. Он гласит, что потенциал и возможности организации, как единого целого, превышают сумму его сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением (существует реальный выигрыш от объединения, который перекрывает потери, связанные с ограничением самостоятельности). При этом под потенциалом элемента понимается совокупность параметров, характеризующих его, их взаимозависимость и изменения во времени.                                                                                                       

        2. Второй закон организации – закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделение дополняется объединением, специализация – универсализацией, дифференциация – интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а следовательно позволяет увеличит общий организационный потенциал.                                                                                                

         3. Третий закон организациизакон пропорциональности. Он предполагает определенное соотношение между организацией и ее элементами, а также требует его сохранения при любых возможных изменениях. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в тоже время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. В том и в другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе можно избежать.                                   

         4. Четвертый закон организации – закон композиции,   выражает следующие требования: цель элемента организации (подсистемы) одновременно является одной из подцелей деятельности всей организации.    

          5.  Пятый закон организации – закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целостное образование, что требует соблюдение ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, изменение границ, радикальных изменений, рангов ключевых фигур и т.д.; экономию и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности.

        6. Шестой закон организации – закон организованности (информированности), гласит, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее участников имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им предпринимать осмысленные решения.           

        7. Седьмой закон организации – закон необходимого разнообразия, который позволяет обеспечивать устойчивость и гибкость организации, возможность адекватно отвечать на любые внутренние и внешние воздействия и в нужный момент соответственно противодействовать им.                       

        8. Девятый закон организациизакон онтогенеза. В соответствии с ним  любая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, развитие и угасание.

    В соответствии с перечисленными законами развиваются все виды организаций. Универсальные организационные законы действуют не изолированно, а во взаимосвязи.

III.  Организации в своем развитии проходят несколько этапов – зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна из них не живет без изменений.                                                         

        Цикл жизни организации охватывает пять основных стадий (см. рис. 4.6. и табл. 4.1.).                                                                                                                                

                                                                                                                                   

                                                                 Зрелость                                                

                                                          Рост                                   

                                                                                  Угасание

                                                                                                           Реформирование

                            Развитие  

                                                                                                Ликвидация

                                                                                                                  (банкротство)    

                      Создание                  

     

                     

                                                  Жизненный цикл

                               Рис. 4.6.   Жизненный цикл организаций

          Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться и развиваться процветают, негибкие и инертные - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.    

    Приведенные стадии – скорее идеальная модель, чем конкретная рекомендация, их можно выделить и больше. Эти стадии не имеют четких временных измерений. Они описывают тенденции, которые при грамотном отслеживании перечисленных периодов позволяют своевременно и адекватно реагировать на изменяющиеся условия и возникающие проблемы.

                                                                                                      

                                                                                                            Таблица  4.2.    

                                 Стадии жизненного цикла организаций  

         Стадии

                                        Характеристика

   

        Создание

  (возникновение)

Концептуальная стадия

Обоснование жизнеспособности идеи создания и развития

организации, определение факторов делового успеха

Формальное учреждение организации

        

         Развитие

Становление производства (деятельности)

Новизна продукции (услуг), относительно малые масштабы

Борьба за лидерство между организациями - конкурентами

    

 

         Рост

Расширение масштабов

Наращивание производства и объемов продаж

Освоение новых рынков, поиск новых решений

Лучшее конкурентное положение

        Зрелость

Падение объемов продаж и доходов

Модернизация и индивидуализация продукции, проникновение

в новые производственные сферы, поиск  новых рынков

Пересмотр предпринимательской концепции

      

       Затухание

         (кризис)

Падение прибыли, снижение платежеспособности, ограниченные

возможности реализации продукции. Возможны два пути:

Банкротство – ликвидация организации;

Реформирование (возрождение) на основе планомерно осуществляемой санации

    

                  Жизненный цикл организации – объективная реальность, но возрождение организации требует субъективных действий управленческого персонала    

      

      Концепция жизненного цикла организаций обосновывает и утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства срок ее существования ограничен 30-40 годами и  имеет тенденцию к сокращению. Такая ограниченность обусловлена тем, что в конечном итоге организационные структуры, система управления и тип мышления приходят в противоречие с изменениями во внутренней и внешней среде.

      Знание концепции жизненного цикла организаций необходимо для того, что руководство могло в максимальной степени стремиться к сокращению первой стадии (создание), к продлению развития и роста и отсрочке или недопущению последней стадии (угасание).    

В реальной действительности существует достаточно значительное разнообразие организаций. При всем многообразии их можно  классифицировать по ряду признаков, которые являются  наиболее общими.  

      К наиболее главным признакам следует отнести (см. рис.4.7.):

Происхождение;

Предопределенность связей между элементами;

Организационно-правовая форма;

Форма собственности;

Целевое назначение;

Широта производственного профиля;

Характер сочетания науки и производства;

Получение прибыли.

     По признаку происхождение выделяют естественные и искусственные организации.

        Естественные организации возникают сами по себе, спонтанно, и не имеют специально заданных кем-то из вне целей, поэтому их деятельность направлена на решение внутренних проблем (клуб по интересам и т.д.).

Основными характеристиками являются самостоятельность, адаптивность и устойчивость, структура организации и власть достаточно размыты, как и распределение ресурсов нацелены на внутренние проблемы.

        Искусственные организации создаются по определенному плану, характеризуются направленностью на достижение заданных целей. Цели определяют структуру организации, включающую, как правило, только необходимые элементы (подразделения, должности, рабочие места), и расходование ресурсов осуществляется ради их достижения. Заданность цели и структуры приводит к тому, что на практике такие организации недостаточно гибки и адаптивны.

         Деятельность искусственной организации узаконивается социальной системой более высокого уровня, например, государством, общим собранием учредителей и т.п., что придает ей официальный статус, поэтому она функционирует в рамках нормативно-правового пространства.

          Такого рода организации характеризуются: рациональным разделением труда; специализацией (распределение задач между исполнителями); иерархичностью, где должностные функции выступают как полномочия; безличностью; наличием механизмов, при помощи которых можно целенаправленно регулировать ее деятельность по аналогии с управлением техническими системами. Это придает организации стабильность, устойчивость и прогнозируемость.

       С точки зрения предопределенности связей между элементами,

классифицируют формальную и неформальную организацию.

    Формальная организация – обладает правом юридического лица, цели ее деятельности закреплены в учредительных документах, а взаимодействие

внутри организации осуществляется посредством формальных связей, которые регламентируют права и ответственность каждого члена организации на основе

нормативных актов, положений и инструкций.

  Задачей формальной организации считается повышение эффективности деятельности ее участников за счет ее разнообразия; сведение к минимуму риска, планирования, регламентирования, координации.

   Формальная организация включает в себя людей только как представителей должностей (официальный статус), но они имеют свои личностные характеристики и интересы, которые привносят в организацию и взаимодействуют между собой ради их достижения. В результате  в рамках и наряду с формальной спонтанно возникает неформальная организация в виде совокупности незапрограммированных контактов, основанных на добровольном выборе партнеров и личных отношениях, и образующая в совокупности с ней реальную организацию.

      Неформальная организация – спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействия друг с другом. Неформальная организация всегда возникает в связи с необходимостью компенсировать недостатки формальной, а поэтому так или иначе с ней связана, но связь неоднозначна.

     Выделяют два вида неформальных организаций, каждый из которых играет специфическую роль в управлении.

     Во-первых, неформальная организация может возникать посредством сплочения вокруг личности или группы лиц, обладающих лидерскими качествами и высоким уровнем профессионализма, деятельность и цели, которых потенциально могут быть направлены на достижение общей результативности организации. Такая неформальная организация оказывает положительно влияние

на формальную организацию. Она помогает решать задачи формальной организации способами, отличными от официально предписанных.

     Во- вторых, существует психологическая неформальная организация, которая связана с соответствующей формальной лишь условно. В ее рамках люди удовлетворяют свои потребности или преследуют специфические цели, противоречащие общей организационной направленности (на пример, группы, создающие напряженность и конфликтность в формальной организации с целью получения определенных выгод, или саботаж по отношению к руководству). В целом такого рода неформальная организация имеет отрицательную, и зачастую, разрушительную направленность по отношению к формальной организации.

    Одной из главных задач руководителя является то, чтобы он мог определить характер неформальной организации, использовать ее положительный потенциал в направлении повышения эффективности функционирования, управляемой им организации.

         Рис. 4.7.  Классификация организаций по ряду признаков

                                                                                  

     Как правило, ни одна организация не может быть только формальной или только неформальной – это ее крайние формы, в реальности она содержит как те, так и другие элементы. В зависимости от ситуации доля формальных и неформальных элементов постоянно изменяется, причем, как показывает опыт управления, ее изменение происходит лавинообразно и сопровождается сменой руководства. На практике организация представляет собой мозаику, где основная часть функционирует на базе преимущественно формальных принципов, например бухгалтерия; другая на неформальных – научные, маркетинговые и др. подразделения.

        В соответствии с организационно-правовой формой организации, на основе  Хозяйственного кодекса Украины, могут иметь форму частного предприятия, хозяйственного общества, унитарного предприятия,

    Частным предприятием является предприятие, которое действует на основе частной собственности одного или нескольких граждан, иностранцев, особ без гражданства и его (их) труда или с использованием наемного труда       (ст. 113.Гл. 11. Хозяйственного кодекса Украины). Частное предприятие имеет различные виды: сельское (фермерское) хозяйство, арендное предприятие, предприятие с иностранными инвестициями, иностранное предприятие.

     Хозяйственными обществами являются предприятия или другие субъекты хозяйствования, созданные юридическими лицами и / или гражданами путем объединения их собственности и участии в предпринимательской деятельности общества с целью получения прибыли (ст.79. Гл. 9. Хозяйственного кодекса Украины). К хозяйственным обществам относятся: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества и коммандитные общества.

      Унитарные организации имеют обычно статус первичных по отношению к своим членам. Первичность означает, что организация для объединяемых

Ею людей выступает как некая  внешняя данность, возникшая и существующая независимо от них. Включаясь в организацию, люди признают ее абсолютную приоритетность, главенство над собой, невозможность влиять на решение принципиальных вопросов; подчиняются ее требованиям; действуют в соответствии с устанавливаемыми ею правилами. Хозяйственный кодекс Украины (Гл. 8) государственное и коммунальное унитарное предприятие. Их отличительной чертой является то, что они создаются на основе решения вышестоящей инстанции. Государственное унитарное предприятие имеет ряд разновидностей: государственное коммерческое предприятие и казенное предприятие (ст.73, ст. 74, ст.76. Гл.8. Хозяйственный кодекс Украины.).

       Для повышения эффективности своей производственно-хозяйственной деятельности организации имеют право объединяться. Объединение предприятий представляет собой хозяйственную организацию, созданную в составе двух или большего количества предприятий, с целью координации их производственной, научной и другой деятельности для решения совместных экономических и социальных задач.

        Хозяйственные объединения создаются как ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны, холдинги и промышленно-финансовые группы.

        Ассоциация – договорное объединение, созданное с целью постоянной  координации хозяйственной деятельности предприятий, которые объединились, путем централизации одной или нескольких производственных или управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения хозяйственных потребностей участников ассоциации. Ассоциация не имеет право вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий – участников ассоциации.

         Корпорация представляет собой договорное объединение, созданное на основе объединения производственных, научных и коммерческих интересов предприятий, которые объединились, с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации.

        Консорциум – временное уставное объединение предприятий для достижения их участниками совместной хозяйственной цели (реализации целевых программ, научно-технических, строительных проектов и т.д.). Консорциум использует средства, которыми его наделяют участники, централизованные ресурсы, выделенные на финансирование ответственных программ, а также средства, которые находят из других источников, в порядке, определенном его уставом.  

        Концерн – представляет собой уставное объединение предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, с централизацией функции научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности.

       Промышленно-финансовая группа – является объединением, которые создаются решением Кабинета Министров Украины на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы в соответствии с международными  договорами Украины, а также с целью производства конечной продукции. В состав промышленно-финансовой группы могут входить промышленные и другие предприятия, научные и проектные организации, финансовые и другие организации. В составе промышленно-финансовой группы определяется головное предприятие, которое имеет исключительное право действовать от имени промышленно-финансовой группы как участника хозяйственных отношений.

       Промышленно-финансовая группа не является юридическим лицом и не подлежит государственной регистрации как субъект хозяйствования.

       Холдинговая компания – субъект хозяйствования, который владеет контрольным пакетом акций дочернего предприятия (предприятий). Между холдинговой компанией и ее дочерними предприятиями устанавливаются отношения контроля. Дочерние предприятия в рамках холдинга взаимодействуют на основе внутрихолдинговых цен, но имеют право выходить самостоятельно на рынок и реализовывать продукцию по сложившимся  рыночным ценам.

       

Любая организация  имеет внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой она функционирует.

        Внутренняя среда организации представляет собой совокупность внутренних факторов (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих организации конкретное, присущее только ей лицо.

Она включает следующие внутренние переменные: цели, задачи, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, культуру, технологии, структуру организации, организационную структуру управления, систему коммуникаций и обмена информацией (см. рис. 4.8.).

                 Рис. 4.8. Внутренние переменные (элементы) организации.

          Внутренние переменные являются частично чем-то данным организации при  ее создании, частично возникают в результате предыдущих управленческих решений и могут, хотя и не полностью, контролироваться.                                                                                                                                          

          Разделение труда представляет собой качественное разграничение и обособление различных его видов и закрепление их за отдельными исполнителями и подразделениями, теми, кто их может выполнить наиболее

успешно. Это служит основой  дальнейшей специализации деятельности.

      Во  всех практически организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по видам деятельности, которые данная организация осуществляет в соответствии со своим предназначением. Если организация достаточно большая, то работников группируют вместе по функциональным областям, набор которых определяет ее организационную структуру управления.

            Вертикальной разделение труда служит костяком структуры управления и направлено на образование иерархии, т.е. подчиненность одних звеньев организации другим. Создание уровней управления используется для дифференциации и координации управленческой деятельности.

           Одним из важных направлений разделения труда в организации является формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в определенные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности.

            Технология, или связь между отдельными видами работ, направленных на преобразование ресурсов организации в конечный продукт или услуги и может быть: складывающейся, последовательной, связанной и групповой. 

     Складывающаяся технология характеризуется тем, что все работы в рамках организации, хотя и направлены на достижение какого-либо конечного результата, но выполняются практически независимо, а завершенность им придает последняя операция. Например, работы по изготовлению какого-то узла могут выполняться по отдельности и параллельно.

      Последовательная технология предполагает, что работы в организации выполняются друг за другом, ни одна не может начаться раньше, чем закончиться предыдущая. Пример, сборка на конвейере. Хотя в реальном производственном процессе, может использоваться «симбиоз» различных технологий – к примеру, последовательно-параллельная технология при конвейерной сборке, ее целью является сокращения время изготовления конечного продукта.  

      Связанная технология  объединяет работы, которые взаимно обусловливают друг друга, при этом необязательно в строгой последовательности. Так, съемка эпизодов фильма происходит совсем не обязательно в той очередности, в которой они будут смонтированы в окончательном виде.

      Групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, прокладка трассы) последовательно или параллельно в зависимости от ситуации.

      Внутренняя среда характеризуется также степенью дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов.

      Дифференциация предполагает такое распределение  между отдельными элементами организации выполняемых работ, когда каждая получает определенную степень завершенности в конкретном результате, имеющем самостоятельную ценность, но с точки зрения организации не являющимся законченным целым.

      Для обеспечения целостности дифференциация должна дополняться интеграцией, предполагающей объединение усилий и сотрудничество исполнителей.

     Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет персоналу выполнять коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает и задает цели организации, которые становятся неотъемлемой частью её внутренней среды. Цель  это конкретное состояние  или желаемый результат.

  Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок, то есть совокупность постоянно автоматически действующих социальных связей, отношений и норм, в соответствии с которыми подчиненные могут действовать самостоятельно, не обращаясь каждый раз за указание и разъяснениями к руководителю. Такого рода порядок может быть результатом спонтанно сложившегося механизма взаимодействия участников, но чаще он искусственно создается, особенно на низовых уровнях организации, где его основы задаются технологией, формализуется в соответствующих документах (маршрутная карта, технологических процесс, положение о бригаде и т.д.).

    Организационный порядок является важной составляющей организационной культуры.

         Персонал (трудовые, человеческие ресурсы) это наиболее значимый элемент внутренней среды организации. Цели организации достигаются через труд ее участников.

          Динамику внутренней среды организации определяют взаимоотношения между ее участниками, возникающие в результате выполнения взаимосвязанных и взаимозависимых работ. По содержанию эти отношения могут быть либо деловыми, партнерскими, устанавливающимися в соответствии с разделением труда и организационным порядком, либо эмоциональными, основанные на симпатии и антипатии.

         Изменение того или иного элемента внутренней среды организации оказывает влияние на все остальное. Укрупненная схема взаимосвязи внутренних элементов организации – целей, задач, технологии и персонала – представлена на рис. 4.9.

           Внешняя среда организации – это совокупность внешних факторов, оказывающих воздействие на неё, или которые она должна учитывать в своей деятельности. Организация взаимодействует со средой, чтобы получать ресурсы в обмен на продукты своей деятельности. Внешняя среда признается большинством современных теорий управления важнейшей характеристикой функционирования организации.

       Внешняя среда характеризуется подвижностью, взаимосвязанностью отдельных факторов внешней среды, неопределенностью, сложностью,  

         

                                                           Технология

                                      

                               Люди                       Цели                        Структура   

                                                               Задачи   

                         Рис. 4.9. Взаимосвязь внутренних элементов организации

                                            

                                                                                                      Таблица 4.2.

                        Характеристики внешней среды организации

   Характеристика

                                       

                                    Содержание

Подвижность

(динамичность)

Скорость, с которой происходят изменения в окружении организации

Взаимосвязанность

факторов внешней среды

Уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы

Неопределенность

Функция количества информации, которой располагает организация по поводу действия конкретного фактора или факторов внешней среды, а также функция достоверности данной информации         

Сложность

Количество и разнообразие факторов, на которые организация должна реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора внешней среды

Предсказуемость

Возможность предвидения изменений и воздействий факторов внешней среды по  аналогии с прошлым или в пределах экстраполяции опыта

Темпы изменений

Отражают насколько скорость изменения факторов внешней среды

быстрее реакции организации

Степень привычности событий

Количество привычных событий или событий в пределах экстраполяции опыта, а также по аналогии с прошлым, по отношению общему количеству событий, происходящих во внешней среде

 

      предсказуемостью, темпами изменений, степенью привычности событий (см. табл. 4.2).  На различные элементы организации эти факторы влияют по  разному.

Это придает деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности. В тоже время, неопределенность во много зависит и от внутренних моментов, среди которых следует выделить непредсказуемость поведения персонала и менеджеров.

       Внешнюю среду иногда называют окружением организации, которое бывает деловым и фоновым. 

        Деловое окружение явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние (например, поставщики, потребители, посредники и конкуренты).

        Фоновое окружениеэто процессы, происходящие во внешней среде, на которые организация не в состоянии влиять, а может только приспосабливаться    (например, политика государства, состояние рынка и многие другие обстоятельства подавляющему большинству организаций неподвластны – им приходится «принимать к сведению» и подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться теми или иными способами нейтрализовать последствия).

      Из всей совокупности факторов внешней среды (см. рис.4.10) выделяют факторы прямого и косвенного действия. 

      Факторы прямого воздействия внешней среды – это факторы, непосредственно влияющие на функционирование организации. К ним  относятся: поставщики, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы (рынок наемной рабочей силы), посредники, капитал (потенциальные инвесторы в лице банков, инвестиционных фондов и компаний и т.д.), законы государственные органы.

       Факторы косвенного воздействия внешней средыэто факторы, не оказывающие прямого немедленного воздействия на организацию. К данному виду факторов относятся: научно-технический прогресс, состояние экономики, социокультурные факторы (жизненные установки, ценности и традиции, влияющие на организацию), политические факторы, групповые интересы, социальные факторы.

      Взаимодействие организации с внешней средой достаточно сложный процесс    (см. рис. 4.11), чем динамичнее окружающая среда, тем труднее учитывать различные ее проявления.  

        Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внутренней и внешней среде, ясно осознавать их значение как в настоящем, так и в будущем, и выбирать наилучший вариант реакции в пределах существующих ресурсов. От того, насколько адекватно воспринимается менеджерами внешняя среда, зависит качество разрабатываемых решений. Прежде всего, выбор направлений развития, рынков и  оптимальных технологий.

       Поскольку ограниченность ресурсов трудно преодолима, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на некоторые изменения среды, а остальные – игнорировать. И от того, насколько правильно она сумеет их выбрать, зависит ее будущее.

                  

          

                       Рис. 4.10. Факторы внешней среды организации   

                         

       

                       

                      Рис. 4.11. Взаимодействие организации с внешней средой

                                               Вопросы для самоконтроля:

Что представляет собой организация и  ее основные особенности?

Каковы основные признаки организации?

В чем проявляется взаимосвязь организации и менеджмента?

Охарактеризуйте основные законы организации.

Что такое «жизненный цикл» организаций?

Каковы основные признаки классификации организаций?

Какие существуют виды организаций?

Что такое внутренняя среда организации и каковы ее переменные?

Что можно понимать под внешней средой организации и из каких элементов она состоит?


   

      Функциональные

                области

           деятельности

            организации

    Основные виды деятельности, объединенные специфической  целью и однородностью взаимосвязанных задач, выполнение

которых необходимо для достижения

  всей организацией поставленных

                            целей

Производственный

           процесс

                                    Государство

                                                  Организация

                            Функциональные области

  Снабжение

 Производство

     Сбыт

Персонал

 Финансы

     НИОКР

Изготовление

Прочие

                     

                 Производственный процесс

  Предметы

      труда

   Средства

      труда

    Труд

                      Управление

      Функции

    Структура

 Социальная

    структура

Техническая

   структура

       Социотехническая

              структура

       Организация

                 По

      происхождению

                По

      предопределенности

  связей между элементами

               По

организационно-правовой

                   форме

    Естественные

  Искусственные

          Формальная

         Неформальная

                 Частное

              предприятие

  Хозяйственное общество

           По форме

      собственности

         По целевому       

          назначению

По широте производственного

                     профиля

          частные

 государственные

   коммунальные

 (муниципальные)

    коллективной

    собственности   

     Производство

       продукции    

       Выполнение

              работ

    Оказание услуг

    специализированные

  диверсифицированные

По характеру сочетания

      науки и техники              

 По получению прибыли

       

        научные

  

   производственные

                 научно –

       производственные

                прибыльные

 Бесприбыльные (бюджетные)

 Унитарное предприятие

          Хозяйственное

            объединение       

    общественные

      Внутренние переменные организации

   Ресурсы

 Разделение

      труда

    Структура

 Технологии

     Система

  управления

Финансы

Персонал

Горизон –

тальное

разделе-

ние труда

Вертика-

льное

разделе-

ние труда

Социальная

Техническая

Производст-

    венная

Управления

Последовате-

     льная

Складываю-

      щася

Связанная

         Цели

       Задачи

      Методы

  Технология

   управления

Ресурсы

технолог.

характера

Информац.

 ресурсы

 Групповая

   Дифференциация

       Интеграция

Организационный

          порядок

  Управленче –ские отношения

                        Организация

Организация

  Законы и органы

             власти        

           Политические

                факторы

        

        Поставщики

           Капитал

    Факторы научно-техниче-      

ского прогресса

  

   Социальные

      факторы

     Групповые

       интересы     

 Профессиональ –

   ные группы

        Жители

     территории

       Потребители

     

      Трудовые

        ресурсы

  

   Конкуренты

        Посредники

    Социо-

культурные

  факторы

Политические

     факторы

   Состояние

   экономики

         Рынок

  рабочей силы

 Конъюнктура

        Цели

 организации

    

     Технологии

 Структура

   

   Персонал

           Задачи

 

Ресурсы

Результаты

Изменения

Изменения

      Изменения

      Изменения

Воздействия

экономики и

конкуренции

Законодательные

и политические

воздействия

Воздействия  поставщиков    

   и  НТП

Социальные

и

культурные

воздействия