8876

Системный подход в менеджменте

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Системный подход в менеджменте В этой теме речь пойдет о следующем: о системе и ее элементах об управлении исключительно системами о системном подходе к управлению о существовании реальной системы в среде, ее окружающей...

Русский

2013-02-19

595.5 KB

27 чел.

Системный подход в менеджменте

В этой теме речь пойдет о следующем:

  •  о системе и ее элементах;
  •  об управлении исключительно системами;
  •  о системном подходе к управлению;
  •  о существовании реальной системы в среде, ее окружающей;
  •  о структуризации систем;
  •  об иерархии системы управления;
  •  о расчленении системы на подсистемы;
  •  о двух сторонах системы управления – управляющей и управляемой подсистемах (субъекте и объекте управления);
  •  об организации (предприятии, фирме) как системе управления;
  •  о множественности системы управления в рамках предприятия (с учетом иерархии производства).

В мире все системно. Системой является планета Земля, дерево, животное, человек, автомобиль, поточная линия, агрегатный станок, коллектив работников, общество, государство, предприятие, производственный участок, бригада, рабочее место исполнителя трудового процесса (или оператора).

Система играет исключительно важную роль в теории и практике управления. Но прежде надо узнать, что понимают под системой. А познакомившись поближе с этой философской категорией, начнем с ее помощью познавать науку и искусство управления производственным процессом и одновременно менеджмент как тип управления.

3.1. Понятие системы

Под системой понимается устойчивая совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих целое, обладающее свойствами, которые отсутствуют у составляющих ее элементов.

Сосредоточим внимание на понятии системы и выделим в нем следующие принципиальные моменты (признаки):

  •  устойчивая совокупность элементов;
  •  элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодействовать между собой;
  •  элементы должны образовывать целое;
  •  это целое должно обладать новыми свойствами, которых нет у составляющих совокупность элементов.

Не всякая совокупность элементов есть система. Группа из 5-и предприятий сама по себе еще не составляет систему. Из нее можно исключить то или иное предприятие или увеличить их число в группе, но это никак не скажется на ней качественно.

Иное дело, если эта группа предприятий взаимосвязана и взаимодействует между собой, например совместно участвует в изготовлении какой-либо продукции. В этом случае она представляет систему, обладающую иными качествами в сравнении с теми, которые имелись у предприятий до объединения. Теперь исключение какого-либо предприятия из совокупности угрожает функционированию всей данной системы.

Другой пример. Собравшиеся на лекцию студенты еще не составляют систему. Но вот в аудиторию вошел преподаватель и начал читать лекцию. Система образовалась и заработала благодаря взаимодействию элементов: преподавателя, передающего знания, и студентов, принимающих нужные им знания. Теперь это единое целое, называемое процессом производства и потребления образовательных услуг, в результате которого каждый студент получит новые знания.

Чтобы достаточно свободно ориентироваться, когда совокупность элементов становится системой, надо всякий раз прибегать к перечисленным выше признакам системы. Если все они имеют место при оценке совокупности на предмет системы, то ответ на вопрос «Система ли это?» будет утвердительным.

Все системы можно условно подразделить на три вида:

  •  технические;
  •  биологические;
  •  социальные (в т. ч. социально-экономические).

Под углом зрения управления производством технические системы представляют вещественные факторы (предметы и средства труда), а социально-экономические системы – человеческий фактор (труд работника). И технические и социально-экономические системы формируют, строят менеджмент, как кирпичики здание.

В производственном процессе предприятия постоянно взаимодействуют технические и социально-экономические системы. Основным управляющим (субъектом управления) технических систем является производственный рабочий, а его объектами управления служат предметы и средства труда. Только на уровне рабочего места оператора можно наблюдать тесное взаимодействие и «плодотворную работу» технических и социально-экономических систем. Именно отсюда начинается менеджмент и рабочее место – место его рождения.

Поднимемся на ступеньку выше и убедимся, что мастер производственного участка (субъект управления) непосредственно управляет социально-экономическими системами, которыми являются рабочие, участки (бригады). Техническими системами мастер управляет лишь опосредованно, неся ответственность за обеспеченность производственного процесса предметами и средствами труда.

Основная особенность социально-экономических систем состоит в том, что их неотъемлемым элементом является человек. Отсюда следует, что в основе этих систем лежат интересы людей. Человек активно участвует в формировании технических и социальных систем, влияет на их функционирование и развитие.

Теперь обратим внимание на местонахождение технических и социально-экономических систем, т. е. на каких уровнях (ступенях) иерархии производства они могут иметь место (рис. 3.1.1.).

Рис. 3.1.1.

Учет местонахождения названных систем поможет разобраться в объектах управления, поскольку последними являются технические и социально-экономические системы. Управлять объектами – значит воздействовать на технические и социально-экономические системы.

3.2. Элементы системы (подсистемы) и их свойства

Любая система, как уже упоминалось, состоит из элементов. Но нас будут интересовать технические и социально-экономические системы и их элементы. Что же собой представляют элементы названных систем?

Элементыэто объекты, из которых состоит система, ее структурообразующие части, относительно автономные, выполняющие строго определенные функции.

Особенности, место и назначение каждого элемента определяются целью и задачами системы.

Пример. Предприятие есть система, ее элементами являются производственные участки. Цель системы – получение прибыли и удовлетворение потребностей потребителя. Задачи системы – обеспечить производство продукции с минимальными затратами и организовать ее реализацию. Элементы системы – производственные участки должны подчинить свою деятельность цели и задачам системы – предприятия.

Свойства элементов. Назовем следующие:

  •  элемент выполняет только ему присущую и не повторяемую другими элементами данной системы функцию;
  •  элемент обладает способностью интегрировать и взаимодействовать с другими элементами что обеспечивает выполнение им своей функции;
  •  элемент в системе имеет четкие каналы связи с другими элементами системы и управляемым объектом, минимум связей с элементами вышестоящей системы;
  •  элементы имеют те же цели, что и система в целом;
  •  каждый элемент системы должен быть связан с окружающей средой и воспринимать ее воздействие;
  •  специфические свойства элементов проявляются в их функциях.

Свойства элементов определяют их место во внутренней организации системы. Они развиваются в рамках системы и подчиняются условиям ее функционирования (видоизменяясь, или в процессе развития, или под управляющим воздействием).

Для изучения, анализа и проектирования сложных систем возникает объективная необходимость в выделении отдельных подсистем (частей) по определенным признакам (критериям).

Подсистемаэто выделенная по какому-либо признаку часть системы, имеющая характерные особенности.

Критерий выделения подсистем. Подсистемы (части из ряда элементов) социально-экономических систем должны:

  •  оказывать существенное влияние на достижение конечных результатов системы;
  •  быть привязаны к целому с помощью определенных отношений каждой части к какой-либо общесистемной характеристике (или характеристикам), имеющей необходимую и логическую функциональную связь с выполнением задач всей системы;
  •  быть созданы по тем или иным признакам, ясно обнаруживающим необходимую функциональную связь друг с другом и с системой в целом;
  •  быть соответственно увязаны с поведением всех элементов системы и отражать постоянное функционирование взаимных связей, установленных для отдельных элементов системы через ее подсистемы с окружающей средой.

Выделение подсистемы зависит

  •  от типа системы,
  •  от целей ее исследования,
  •  от используемого аппарата анализа


Системные признаки выделения подсистем и их элементов.
К ним относятся:

  •  структурная автономность каждого элемента подсистемы,
  •  различная природа элементов, составляющих подсистемы,
  •  функциональная специфичность подсистем,
  •  упорядоченная взаимосвязь элементов подсистем и самих подсистем, со средой на основе функциональной интегративности.

Система и подсистема часто меняются местами с учетом вышестоящей системы. Иными словами, система является как абсолютной, так и относительной.

Пример. Предприятие является абсолютной социально-экономической системой, а его цехи – подсистемами, если не обращать внимание на объединение, в состав которого входит данное предприятие. С учетом вышестоящей системы предприятие уже становится подсистемой, а статус системы приобретает объединение. Цех может рассматриваться как сложная система без учета вышестоящей системы, а его производственные участки – подсистемами.

Рассмотрим социально-экономические системы, их элементы и подсистемы с учетом иерархии производства. Но прежде представим уровневое строение системы (рис. 3.2.1).

Рис. 3.2.1.

Как видно на рис. 3.2.1, всякая социально-экономическая (а равно и техническая) система может быть расчленена на три уровня: система, подсистема, элемент. Теперь, чтобы пользоваться схемой уровневого строения системы как практическим пособием, обратимся к иерархии производства – стержневой конструкции менеджмента (рис. 3.2.2).

Рис. 3.2.2.

Ориентируясь на иерархию производства, назовем элементы и подсистемы обозначенных на рис. 3.2.2 систем.

Рис. 3.2.3.

Рис. 3.2.4

Показанные на рис. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3. и 3.2.4. материалы можно назвать системным инструментарием и с его помощью представить уровневое строение любой социально-экономической системы. Например, уровневое строение цеха как система выглядит так (рис. 3.2.5.):

Рис. 3.2.5.

Важнейшие свойства социально-экономических систем к ним относятся:

  •  целостность системы означает, что ее возможности всегда шире чем простая сумма возможностей составляющих ее элементов, поскольку их взаимодействие порождает новые качества;
  •  иерархичностьпо мере движения от низшего к высшему система, входя в более сложное образование, сама превращается в элемент этого образования, и, наоборот, чем обеспечивается единство ее развития и функционирования;
  •  автономность, самоуправляемость, т. е. способность к самовоспроизводству и саморазвитию;
  •  адаптивность, динамизм системы, т. е. способность реагировать на изменение условий среды наилучшим для нее способом и достигать цели;
  •  вероятностный характер поведения, определяемый деятельностью людей в системе и не всегда предсказуемыми изменениями внешней среды.

Раскрытие составляющих системы (элементов и подсистем) основополагающий участок пути познания менеджмента.

3.3. Объект управления как управляемая система

В настоящее время в теории и практике проектирования систем управления широкое распространение получила концепция «системы» как средства для изучения характеристик объекта управления. Ценность такой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования предприятия как системы (рис. 3.3.1.).

Рис. 3.3.1.

Часто говоря об управлении производством, употребляют термин «система». Прежде всего потому что любой объект мы рассматриваем с точки зрения кибернетики и тем самым пытаемся описать:

  •  какие его цели;
  •  из каких элементов он состоит;
  •  как он функционирует.

В этом смысле мы рассматриваем любой конкретный объект (от рабочего места оператора до народного хозяйства) как управляемую систему.

Если объект управления есть система и при этом управляемая система, то целесообразно раскрыть, кем и чем управляют, т. е. какими системами (рис. 3.3.2.).

Рис. 3.3.2.

Каждый работник в отдельности, занятый выполнением заданного трудового процесса на своем рабочем месте, есть социальная система и, тем более такой системой является группа работников (производственный участок бригада), выполняющая часть производственного процесса

К вещам в производственном процессе относятся сырье, материалы, заготовки полуфабрикаты, готовые изделия, оборудование, оснастка, машины, механизмы устройства здания, сооружения.

Сферы (виды) деятельности играют важную роль в построении органов аппарата управления предприятия, а их число зависит от размеров и специфики конкретного предприятия, его миссии

Типы системных представлений объекта рассмотрение объекта как системы связано с трудностями из-за наличия многих представлений системы. В настоящее время можно выделить пять типов системных представлений объекта.

  •  микроскопическое;
  •  функциональное;
  •  макроскопическое;
  •  иерархическое;
  •  процессуальное.

1. Микроскопическое представление системы основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов). Хотя абсолютно неделимых элементов нет, в каждом конкретном случае проектирования системы элемент принимается неделимым. Структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связи.

2. Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.

3. Макроскопическое представление характеризует систему как единое целое, находящееся в «системном окружении» (среде). Это означает, что реальная система не может не существовать вне среды, а окружающая среда представляет собой ту систему, в рамках которой выбраны интересующие нас объекты. Следовательно, система может быть представлена множеством внешних связей со средой.

Под средой, в рамках которой функционирует конкретная система, понимается совокупность социально-экономических объектов, оказывающих прямое или опосредованное влияние на данную систему. Эти объекты сами по себе являются сложными системами.

4. Иерархическое представление основано на понятии «подсистемы» и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.

5. Процессуальное представление характеризует состояние системы во времени.

Рассмотрение объекта управления как управляемой системы, а также классификации объектов управления поможет лучше представить построение системы управления производством, двух ее сторон, главнейшей из которых является объект управления.

3.4. Понятие системы управления

Мы рассмотрели понятие системы вообще, ее составляющие (элементы и подсистемы), а также технические, социальные и социально-экономические системы, функционирующие в производственном процессе и взаимодействующие между собой. Перечисленные системы являются объектами управления или управляемыми системами. В рамках предприятия к ним можно отнести рабочие места операторов, производственные участки, цехи и др. Итак, с объектами управления имеется определенная ясность, они нами описаны и ждут своих управляющих. Наиболее трудным участком пути в освоении менеджмента является система управления. Это понятие требует ответа на ряд вопросов:

  •  что такое система управления;
  •  из каких элементов и подсистем она состоит;
  •  как строится система управления;
  •  сколько систем управления может быть в рамках предприятия.

Роль связи между элементами в понимании системы управления. Элементы системы, как указывалось, находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие получает выражение через связи, существующие между элементами системы. В связях, их содержании, формах осуществления и заключается сущность функционирования системы, т. е. достижение ею поставленной цели. В системе управления нас будут интересовать физическая, информационная, прямая и обратная связи (рис. 3.4.1.).

Рис. 3.4.1.

Физическая связь обеспечивает функционирование технических (физических) систем, представляющих собой предметы и средства труда, на которые воздействует исполнитель трудового процесса на каждом рабочем месте.

Информационная (кибернетическая) связь обеспечивает функционирование социально-экономических (информационных) систем, какими являются системы управления. Последние представляют собой две неравные части любой социально-экономической системы:

  •  управляемая – основная система (объект управления);
  •  управляющая – часть от основной системы (субъект управления).

Пример. Для построения системы управления производством на уровне цеха как социально-экономической системы из этой системы выделяется малая часть – аппарат управления во главе с начальником цеха. При этом производство (производственный процесс) конкретного цеха есть объект управления, а аппарат управления этого цеха – субъект управления. Такова технология построения системы управления на данном уровне иерархии производства.

Прямая связь обслуживает процесс принятия решений и обеспечивает их передачу на управляемый объект.

Обратная связь несет информацию о состоянии объекта и его реакции на управленческие решения, т. е. характеризует степень достижения заданного результата.

Субъект и объект в системе управления. Поскольку управление есть воздействие, то существуют объект управления и субъект управления.

Раскроем понятия субъекта и объекта.

Субъект управления – источник воздействия, звено управляющей системы, персонифицирующее воздействие, часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом.

Объект управления – социально-экономическая система (предприятие, цех), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития.

Рис. 3.4.2.

Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое (рис. 3.4.2.). Критерии соотношения:

  •  обособленность объекта;
  •  функции объекта;
  •  масштаб полномочий.

Система управления работает как кибернетическое устройство: субъект управления – передатчик информации, а объект управления – приемник информации. Между этими основными элементами системы налажена обратная связь. Каждый социально-экономический объект (он же и объект управления) можно рассмотреть как кибернетическую (информационную) систему с присущими таким системам признаками.

3.5. Признаки организованности систем управления

Кибернетики сформулировали признаки систем управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К ним относятся:

  •  детерминированность элементов системы;
  •  динамичность системы;
  •  наличие в системе управляющего параметра;
  •  наличие в системе контролирующего параметра;
  •  наличие в системе каналов (хотя бы одного) обратной связи.

Соблюдение этих признаков должно обеспечивать условие эффективного функционирования органов управления.

1. Признак детерминированности проявляется в организации взаимодействия подразделений аппарата управления, при которой деятельность одного элемента (отдела, службы) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управляющей подсистемы есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одной из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.

2. Динамичность системы – это способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизменном качественном состоянии. Любые воздействия среды оказывают возмущающее воздействие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее «изнутри».

Внутренние возмущения:

  •  нет достаточного количества квалифицированных кадров;
  •  отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников;
  •  плохие условия работы и т. д.

К внешним возмущениям следует отнести решения вышестоящих организаций. Под воздействием внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям.

3. Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром в социально-экономической управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного, ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы внешних организаций, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений.

4. Под контролирующим параметром в системе управления понимается такой параметр (элемент) системы, который не оказывает управляющего воздействия на любой элемент системы, но постоянно контролирует состояние субъекта управления. Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, поданного на вход данной системы. Функцию контролирующего параметра в системе управления реализует один (или группа) из сотрудников аппарата управления. Любые обращения в системе управления должны проходить только через элемент, выполняющий функции контролирующего параметра.

5. Наличие прямых и обратных связей в системе управления обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений.

3.6. Технология построения систем управления производством

Прежде чем начать рассмотрение вопроса о построении систем управления, важно сделать некоторые понятийные уточнения.

Часто можно встретить в учебнике по управлению рубрику «Управление предприятием, фирмой» вместо «Управление производством на предприятии». Предприятием может управлять вышестоящая организация, например, объединение, для которого входящее в его состав предприятие является объектом управления. Но если речь идет об управлении внутри предприятия, то следует говорить о системе управления производством, а не предприятием.

Нередко на вопрос «Сколько систем управления на конкретном предприятии», отвечают: одна. На самом деле это не так. Систем управления на предприятии много, их столько, сколько мы можем насчитать объектов управления. Ведь система управления, как известно, формируется из объекта и субъекта для того, чтобы объект управления эффективно выполнял свои функции и стремился к достижению целей организации. Здесь мы на первое место поставим те объекты управления, которые являются участниками производственного процесса, т. е. звенья и ячейки производства. На второе место можно поставить объекты управления, являющиеся остальными сферами деятельности предприятия (снабжение, сбыт, подготовка производства и т. п.).

Такая расстановка приоритетов по объектам управления усиливает акцент на понятии «система управления производством». Она оправдана целевой цепочкой предприятия: производство потребительной стоимости (продукции) → ее реализация (удовлетворение потребностей потребителя) → получение выручки → получении прибыли (через соизмерение затрат и результатов).

Деятельность каждого работника предприятия подчинена обозначенной целевой цепочке независимо от того, выполняет ли он производственные функции или управленческие.

Построение системы управления производством начинается с объекта управления, как строительство дома – с фундамента. В основе построения системы управления лежит иерархия производства (см. рис. 3.2.2). Она диктует необходимость построения систем управления на каждом уровне иерархии производства, а число таких систем будет как минимум определяться количеством объектов управления на том или ином уровне.

Пример. Определить число систем управления на уровне производственного участка, если в механическом цехе завода стиральных машин насчитывается 10 участков различного профиля. На каждом производственном участке формируется система управления производством из мастера (субъекта управления) и возглавляемого им коллектива рабочих (объекта управления).

Ответ: на уровне производственного участка в механическом цехе будет сформировано 10 систем управления производством.

Число систем управления, показанное в примере, может быть увеличено, если у некоторых мастеров появятся помощники по определенным вопросам, которым будет делегирована часть полномочий мастера по воздействию на коллективы рабочих. В этом случае один объект управления (ОУ) будет иметь двух субъектов управления (СУ) и тогда число систем управления возрастет до трех (рис. 3.6.1.):

Рис. 3.6.1.

Можно наблюдать и другой случай, когда один субъект управления имеет несколько объектов управления. Каждый производственный участок как сложная социально-экономическая система представляет собой совокупность рабочих мест исполнителей (операторов) трудового процесса. С учетом деления участка на рабочие места (РМ) число систем управления (Sу) будет равно числу рабочих мест при одном субъекте управления (рис. 3.6.2.):

   (3.6.1.)

Рис. 3.6.2.

Когда мы ведем речь о производственном участке, возглавляемом мастером, то имеем в виду групповой объект управления, а рабочее место оператора будет для мастера индивидуальным объектом управления. Отмеченные моменты должны приниматься во внимание при построении (проектировании) систем управления.

Теперь можно изложить технологию построения систем управления в виде шагов с определенными действиями.

Технология построения систем управления производством:

1-й шаг → Выбираем социально-экономическую (а иногда техническую) систему (СЭС) на определенном уровне иерархии производства (например, цех).

2-й шаг → Из выбранной СЭС выделяем субъект управления (аппарат управления во главе с начальником цеха).

3-й шаг → Фиксируем объект управления. Им является выбранная СЭС (в данном примере производственные участки цеха нижестоящие по иерархии элементы выбранной СЭС).

4-й шаг → Определяем окружающую среду для данной системы управления (на уровне цеха). Ею будут все другие цехи предприятия и его аппарат управления, а также внешние для данного предприятия организации.

Всего четыре шага и система управления производством на уровне цеха, казалось бы, формально построена. Но это лишь скелет конструкции, а чтобы она начала функционировать для достижения целей организации, потребуется снабдить ее рядом важных узлов и деталей (элементов).

Роль системы управления в освоении менеджмента настолько велика, что некоторые авторы книг по управлению определяют менеджмент как систему управления производством. Они правы лишь отчасти, подчеркивая лишний раз ведущее место системы управления среди составляющих менеджмента.

Тема 4

ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

В этой теме для осваивающих менеджмент и интересующихся проблемами управления будут освещены следующие вопросы:

• понятие организации;

• жизненный цикл организации;

• внутренняя среда организации;

• внешняя среда организации;

• организация-носитель производственного процесса;

• предприятие как разновидность социальной организации;

• понятие предприятия;

• предприятие как система;

• организационно-правовые формы предприятий;

• предприятие как физическая и кибернетическая система;

• деление предприятия на подразделения;

• разновидность предприятий по форме собственности;

• производственные подразделения предприятия как объекты управления;

• производственная система предприятия и её иерархические уровни.

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обусловливающей существование менеджмента.

4.1. Понятие организации

Слово «организация», восходящее к греческому «органон» – «инструмент» или «орудие», в русский язык попало кружным путём через французский, где основным его значением было «устройство». Термин «организация» несёт на себе разнообразную смысловую нагрузку:

• под организацией понимается процесс создания, формирования чего-нибудь из отдельных элементов, составных частей;

• организация – это степень, мера соответствия упорядоченности какой-либо системы её функции, решаемым ею задачам;

• организация – общее название учреждений, предприятий (объект со своей структурой).

Признаки организации. Организация как структура характеризуется рядом основополагающих признаков (рис. 4.1.1.). К ним относятся:

Наличие цели. Цель придаёт смысл существованию организации, определённость и направленность действиям её членов, сплачивает и объединяет их в повседневной жизни, служит ориентиром для их личных задач.

• Наличие в организации некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга, объединяя свои усилия, помогая друг другу, обеспечивают реализацию ее цели.

• Наличие внутреннего координирующего центра, который придаёт стабильность организации, равновесие внутренним и внешним процессам. Это служит важным условием нормального функционирования и развития организации.

Действие принципа саморегулирования Суть саморегулирования состоит в том, что координирующий центр на основе имеющейся информации самостоятельно принимает решения, касающиеся внутренней жизни организации и координирует действия ее членов.

• Обособленность, наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения, в том числе от других организаций

Организационная культура, представляющая собой совокупность норм поведения, традиций, символов, словом, всего того, что отличает данную организацию от других Организационная культура формируется постепенно, и в этот процесс вносит вклад каждый из членов организации. В то же время посредством целенаправленного воспитания и обучения она прививается новичкам, обогащаясь одновременно теми полезными для организации элементами, которые они с собой приносят.

Рис. 4.1.1.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Жизненный цикл организации. «Жизнь» организации подобна жизни человека, времени существования любого предмета труда или услуги. Она имеет свои фазы и особенности развития. Вся деятельность организации проходит ряд стадий начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации. Известны пять основных фаз развития организации.

Фаза 1 – рождение организации. Для неё характерны:

• определение главной цели, заключающейся в выживании;

• кризис стиля руководства (руководство одним лицом);

• основная задача – выход на рынок;

• организация труда – стремление к максимальному увеличению прибыли.

Фаза 2 – детство и юность. Отличительные особенности:

• главная цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост;

• выживание за счёт жёсткого руководства;

• основная задача – укрепление и захват части рынка;

• организация труда – планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг.

Фаза 3 – зрелость. Её особенности:

• главная цель – систематический, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа;

• эффект руководства за счёт делегирования полномочий (децентрализованное руководство)

• основная задача – рост по разным направлениям, завоевание рынка, учёт разнообразных интересов;

• организация труда – разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.

Фаза 4 – старение организации. По сути, – это высшая ступень её зрелости. Характерные особенности:

• главная цель – сохранить достигнутые результаты (остаться на «завоёванных» позициях);

• в области руководства эффект достигается за счёт координации действий;

• основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

Фаза 5 – возрождение организации. Особенности этой фазы:

• главная цель – обеспечение оживления по всем функциям;

• рост организации – за счёт коллективизма;

• главная задача – омоложение;

• в области организации труда – внедрение НОТ, коллективное премирование.

4.2. Внутренняя и внешняя среда организации

Каждая организация, функционирующая для выполнения ею своей миссии (предназначения), как социально-экономическая система находится в системном окружении, среди множества социально-экономических объектов. Она постоянно взаимодействует с внешней средой. Между конкретной организацией и внешней средой происходит обмен и движение материально-вещественных и информационных потоков.

Внутренняя среда и ее параметры. Вопросы внутренней и внешней среды организации мало исследованы и слабо освещены в литературе по проблемам управления. Вряд ли существует установившийся набор составляющих внутренней или внешней среды. Однако можно попытаться очертить внутреннюю среду и с определенной погрешностью определить ее составляющие в виде блоков (параметров).

Внутреннюю среду организации целесообразно рассматривать под углом зрения кибернетики, как состоящую из двух частей (управляемой и управляющей систем или подсистем). Каждая из названных систем состоит из блоков. Совокупность этих блоков и даст набор параметров внутренней среды (рис. 4.2.1.).

Внутренняя

среда

организации

Б

Л

О

К

И

Управляемая система

  •  объект производства (ассортиментный набор продукции),
  •  предметы труда,
  •  оборудование, оснастка, инструмент,
  •  производственные рабочие,
  •  производственный процесс,
  •  технология,
  •  производственная инфраструктура,
  •  сферы деятельности,
  •  производственные подразделения,
  •  здания, сооружения,
  •  организационно-производственная структура,
  •  информация.

Управляющая система

  •  функции управления,
  •  оргструктура управления,
  •  процесс управления,
  •  техника управления,
  •  технология управления,
  •  работники аппарата управления,
  •  управленческие подразделения,
  •  механизм управления (методы и средства воздействия),
  •  управленческая инфраструктуры,
  •  информация.

П

А

Р

А

М

Е

Т

Р

Ы

Рис. 4.2.1.

Перечисленные блоки (параметры) внутренней среды по управляемой и управляющей системам расположены без ранжирования по значимости и представляют собой набор компонентов изучаемой среды, что немаловажно для решения теоретических и практических вопросов менеджмента. Кроме того, перечень параметров внутренней среды по управляемой (производственной) системе и управляющей (аппарат управления) целесообразно дополнить ещё одним: цель. Последняя – важнейшая категория социально–экономической системы, требующая ответа на вопрос:

«Для чего должны функционировать обе её части и организация в целом?» Подробно вопрос о цели будет рассмотрен в следующей теме.

Внешняя среда и ее параметры. В отличие от внутренней среды, имеющей границы существования (те же, что и организация), внешняя среда не имеет фиксированных границ. Её составляют различные социальные объекты (системы), как соседствующие с данной организацией, так и сколь угодно удаленные от последней.

Для рассмотрения составляющих внешней среды применим блочную конструкцию (как и в случае с внутренней средой) и попытаемся определить набор блоков и параметров (рис. 4.2.2.).

Внешняя

среда

организации

б

л

о

к

и

поставщики

банки

профсоюзы

федеральные органы власти

местные органы власти

рынок рабочей силы

конкуренты

владельцы

жители района

потребители продукции и услуг

П

А

Р

А

М

Е

Т

Р

Ы

Рис. 4.2.2.

При специальном исследовании внешней среды перечень её параметров может быть конкретизирован и расширен в соответствии с поставленной целью.

Мы здесь обращаем внимание осваивающих менеджмент на компоновку составляющих среды, не претендуя на полноту их набора. Кроме составляющих внутренней и внешней среды, которые являются важнейшими характеристиками организации как социально–экономической системы, необходим учёт факторов, оказывающих влияние на организацию со стороны той или иной среды.

Взаимодействие внутренней и внешней среды организации. Поведение каждой среды, особенно в рыночной экономике, непредсказуемо, поскольку в социально-экономических системах важную роль играет человек, а он непредсказуем. Человек творит, созидает и разрушает. Каждая организация – частица мировой хозяйственной системы, а в мире идёт постоянная политическая и экономическая борьба с войнами и конфликтами за власть, за капитал. Человек – он «экономический» и «социальный» одновременно, строит системы и обеспечивает их функционирование в системном окружении.

Природа, как внешняя среда организации тоже непредсказуема. Бушующие в социально-экономических системах страсти порой не идут ни в какое сравнение с природными катаклизмами: землетрясениями, ливневыми дождями, ураганами, засухами, пожарами от возгорания и другими бедствиями. Уязвима и сама природа, большой вред ей наносит человек, что отрицательно сказывается на деятельности той или иной организации.

Взаимодействие между внутренней и внешней средой оценивается их влиянием на жизнедеятельность организации. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным.

Внешняя среда, как воздух, необходима организации, она обеспечивает её функционирование и развитие. Из внешней среды организация получает сырьё, материалы, оборудование, рабочую силу, информацию, т.е. всё необходимое для преобразования предмета труда в готовый продукт. Во внешнюю среду организация направляет произведённую продукцию, выполненные работы и услуги, информацию. Так происходит постоянный обмен продуктами деятельности между внешней средой и организацией. В этом и заключается позитивное влияние внешней среды на организацию (рис. 4.2.3).

Рис. 4.2.3.

Внутренняя среда, как и внешняя, имеет разнонаправленное влияние на организацию (со знаком плюс – позитивное и со знаком минус – негативное). Организация будет успешно достигать поставленных целей, если все блоки (элементы) управляемой и управляющей систем будут работать без сбоев в оптимальном режиме.

Внутренняя среда организации подвластна профессиональным менеджерам, они успешно управляют ею, добиваясь высоких результатов. Но для этого должна быть разработана прогрессивная модель управления, обеспечивающая прибыльное хозяйствование.

Такая модель предусматривает упорядочение и гармонизацию в функционировании всех составляющих внутренней среды и превращение последней в хорошо отлаженный механизм. Внутренняя среда становится благоприятной для организации (рис. 4.2.4).

Рис. 4.2.4.

Изучаемые среды часто оказывают на организацию возмущающее воздействие, стремятся разрушить её. Организация испытывает удары извне и изнутри, которые становятся наиболее тяжеловесными в переходный к рыночным отношениям период. Чтобы укрыться от прямых ударов и выжить, организация ищет способы защиты, приспосабливаясь к агрессивным средам и перестраивая внутреннюю среду, что в её силах. На рисунке 4.2.5. показано возмущающее воздействие на организацию со всех сторон.

Рис. 4.2.5.

Изучение и анализ влияния среды на организацию является главной заботой менеджера, а для решения этих сложных задач ему потребуются обширные знания, опыт и экономический образ мышления. Вопросы среды организации настолько объёмны и многообразны, что охватывают весь теоретический и практический менеджмент.

4.3. Правовой статус организации

Известны десятки форм организаций по российскому и зарубежному законодательству со своими правовыми и управленческими особенностями. По российскому законодательству (Гражданский кодекс РФ, часть первая) все организации делятся на коммерческие и некоммерческие.

К коммерческим организациям относятся:

• производственный кооператив (артель);

• полное хозяйственное товарищество;

• хозяйственное товарищество на вере (коммандитное);

• хозяйственное общество с ограниченной ответственностью;

• хозяйственное общество с дополнительной ответственностью;

• акционерные общества (открытое, закрытое);

• государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, федеральное казённое предприятие.

К некоммерческим организациям относятся:

• потребительский кооператив (союз, общество);

• фонды;

• общественные и религиозные организации;

• учреждения;

• объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Все организации независимо от правовой формы (формы хозяйствования):

• являются юридическими лицами;

• имеют форму собственности.

Понятие юридического лица. Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В связи с участием в образовании юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся:

• хозяйственные товарищества и общества;

• производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся:

• государственные или муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия;

• финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав относятся;

• общественные и религиозные организации (объединения);

• благотворительные и иные фонды;

• объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Форма собственности. Известны следующие формы собственности:

• государственная;

• частная;

• муниципальная;

• собственность общественных организаций.

Частная собственность имеет разновидности:

• частная индивидуальная (индивидуальный труд);

• частная коллективная собственность (коллективный труд).

Содержание собственности. Рассмотрим материальное и социальное содержание собственности.

Материальное содержание собственности включает:

• пользование средствами производства;

• владение;

• распоряжение.

Социальное содержание собственности охватывает вопросы:

• существует ли экономическое отчуждение непосредственного работника от средств производства;

• участвует ли он в управлении производством;

• участвует ли он в распределении прибыли;

• кто распоряжается результатами труда.

Когда пользование, владение и распоряжение сосредоточено в одних руках, имеет место полная собственность. Однако, в реальной жизни часто происходит рассредоточение или разделение собственности между участниками экономической жизни: кто-то пользуется средствами производства, кто-то владеет ими, а кто-то распоряжается. Важно при этом, чтобы не терялось, а воспитывалось чувство хозяина – и у наёмного работника, и у арендатора.

Наёмный работник на современных предприятиях рыночных стран редко бастует, участвует в совершенствовании производства, заботится о престиже фирмы. Объясняется это тем, что существенно модифицировалась традиционная частная собственность и наёмный рабочий владеет акциями, участвует в управлении и дележе прибыли.

4.4. Организация – носитель производственного процесса

Для освещения поставленного вопроса нам потребуется прибегнуть к понятию производства и производственного процесса и доказать, что любая организация имеет производство, производственный процесс и что-либо производит, т. е. создаёт потребительную стоимость. Рассмотрим классические определения производства и производственного процесса и критически оценим их пригодность для любого производства: материального и нематериального (рис. 4.4.1.).

Рис. 4.4.1.

Как видим, данное классическое определение обслуживает только материальное производство (создание материальных благ и услуг), упуская из поля зрения нематериальное производство (создание нематериальных услуг и благ).

Производство обычно воспринимается как создание или преобразование чего-то материального, вещественного. Когда говорят: «Предприятие производит продукцию», то мысленно представляется, что продукция – это автомобиль или трактор, костюм или туфли, колбаса или пряники. Что же касается оказания большинства услуг, создания духовных ценностей выработки и преобразования информационного продукта, научных знаний, то принято называть область этой деятельности социально-культурной сферой.

Несомненно, что материальное производство, понимаемое как изготовление материальных предметов в виде пищи, одежды, обуви, жилья, машин, приборов, зданий и сооружений, играет огромную роль в экономике и составляет значительную часть всей экономической деятельности. Труд в сфере материального производства, будучи во многом физическим трудом, есть источник материальных благ, вещественного богатства, благосостояния людей.

Однако с позиций современной экономики, экономической науки сводить производство только к созданию и преобразованию материальных, вещественных, предметов было бы крайне ограниченным, пожалуй, ошибочным. Ведь даже получение, преобразование, передача энергии уже не есть производство вещественной продукции, а между тем выработку тепла, электричества мы называем энергопроизводством.

Совершенно правомерно и словосочетание «производство услуг», хотя и в обыденной речи, и в книгах многие предпочитают говорить и писать «оказание услуг». Напомним, что услуги есть вид деятельности, полезный эффект которой создаёт сама деятельность, изменяющая качество продукта. Почему же не говорить и не считать, что услуги производятся? Ведь актёры производят сценическое действие, врачи производят лечение, операции, учителя производят новые знания.

Употребление термина «производство» в самом широком смысле слова по отношению к созданию любого полезного, нужного творения позволяет считать любой труд «производством ценностей, стоимостей».

Теперь потребуется скорректировать классическое определение производства и производственного процесса с тем, чтобы оно обслуживало любое производство: материальное – вещественное и нематериальное – духовное (рис. 4.4.2.).

Рис. 4.4.2.

Если труд есть взаимодействие людей с природой и между собой и главный фактор производства, то достоверно можно утверждать, что в любой организации: Производство есть труд людей. Производственный процесс есть процессы труда, работы, функции.

Тогда при таком, правильно перефразированном, определении верно другое утверждение: Управление производством и его процессом есть управление трудом.

Труд любой профессии работников характеризуется следующими простыми моментами:

  •  предмет труда;
  •  средство труда;
  •  продукт труда.

Эти моменты свои у преподавателя, врача, парикмахера, художника, каменщика, дворника, токаря, шахтера, руководителя коллектива, агронома, тракториста, доярки. Названные моменты труда раскрывают его особенности у каждой профессиональной группы работников.

Среди простых моментов труда наибольший интерес для осваивающих менеджмент и исследователей проблем управления представляет предмет труда. С него любой работник в любом производстве (материальном, духовном) начинает свой трудовой процесс, добиваясь преобразования (превращения) предмета труда в готовый продукт. Без предмета труда не может осуществиться ни индивидуальный процесс, ни коллективный, ни производственный процесс как совокупность частичных процессов.

Предмет труда играет главную роль в определении понятия «производство» и «производственный процесс». Если производство есть воздействие на предмет труда, то производственный процесс – это действие по превращению предмета труда в готовый продукт. В итоге, переведя многословные определения на простой язык, понятия «производство» и «производственный процесс» можно выразить буквально в двух словах: «производить что-либо», для удовлетворения потребностей потребителя.

И последний штрих в различии слов «производство» и «производственный процесс», которые близки как синонимы: Производство отвечает на вопрос «Что производить», производственный процесс отвечает на вопрос «Как производить».

После рассмотрения интересующих нас понятий, покажем, что любая организация имеет производство и производственный процесс (рис. 4.4.3.):

Рис. 4.4.3.

Таким образом, независимо от миссии организации последняя обязательно что-либо производит, создает потребительную стоимость и удовлетворяет потребности потребителя Взгляд на любую организацию как носителя производства и производственного процесса не распространен в экономической теории и литературе, что является пробелом в образовании и хозяйственной жизни

Говоря о безусловном наличии производственного процесса в любой без исключения организации, следует заметить, что

• в организациях материального (вещественного) производства процесс по производству материальных благ и услуг называется, как и должно, производственным,

• в организациях нематериального (духовного) производства процесс по производству нематериальных благ и услуг, являясь производственным, чаще называется в соответствии с миссией организации (образовательный, воспитательный, финансовый и т. п.)

4.5. Предприятие как разновидность организации

В российской экономике (литературе и хозяйственной практике) многие социально-экономические объекты называют предприятиями, несмотря на официальную организационно-правовую форму. Термин «предприятие» по обобщенному названию социальных объектов, особенно материального производства, у нас занимает второе место после термина «организация». В последнее время по образцу рыночных стран «предприятия» начинают сдавать свои позиции «фирмам», широко распространенным в зарубежной хозяйственной жизни. Но суть дела не в названии и все уже рассмотренные нами элементы организации и ожидающие своей очереди в последующих темах целиком переносятся на предприятия и фирмы.

Предприятие – инструмент предпринимательской деятельности

Предприятие как экономическая категория – это основное звено организации производительных сил и производственных отношений

Предприятие с правовой точки зрения – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию выполняет работы и услуги

Предприятие как система. Являясь социально–экономической системой, предприятие может быть физической и кибернетической (информационной) системой. Физическая система представляет собой совокупность средств производства и процессов труда по преобразованию предметов труда в готовый продукт. Такая система отчетливо себя проявляет в материальном (вещественном) производстве, хотя имеет место в любом производстве, включая духовное. Нельзя себе представлять физическую систему предприятия как функционирующую изолировано, в автономном режиме. Она имеет место на уровне рабочего места оператора (исполнителя трудового процесса), который воздействует на предметы труда с помощью инструментов машин и механизмов (средств труда). И вряд ли в любом производстве исполнитель трудового процесса обойдется без предметов и средств труда станок, резец и заготовка у токаря, телефон, микрокалькулятор, авторучка у руководителя коллектива, трактор с навесными приспособлениями у тракториста полеводческой бригады; скрипка, микрофон у скрипача и т. п. Таким образом, человек как социальная система для производства благ и услуг постоянно взаимодействует с физической (или технической) системой.

Кибернетическая (информационная) система представляет собой две части предприятия: преобразующую производственную систему (управляемую систему) и аппарат управления (управляющую систему), взаимодействующие с внешней средой. В этой связи важно не выпускать из виду тот неоспоримый факт, что все протекающие на предприятии процессы делятся на два вида:

  •  процессы по производству благ и услуг (материальных и нематериальных);
  •  информационные процессы.

Первые протекают в управляемой системе (производственной), вторые – в управляющей. Однако такое суждение не означает, что участвующий в производственной системе рабочий при выполнении трудового процесса не прибегает к информации. Сначала всегда информация, а затем действие человека, его творение. Каждый человек на протяжении жизни – управляющий своими действиями, индивидуальной деятельностью.

Производственный рабочий управляет предметами и средствами труда, используя технологию, инструкции, режимы, правила и другие носители информации. Следовательно, вместе с процессами по производству благ и услуг протекают и информационные процессы. Работники аппарата управления участвуют в выполнении только информационных процессов.

Предприятие как кибернетическая и преобразующая система имеет следующие основные параметры:

  •  вход;
  •  трансформацию (процесс преобразования);
  •  выход.

На входе производственной системы предприятия имеем факторы производства (предметы, средства труда, рабочая сила); трансформация – процесс производства по преобразованию предметов труда в готовый продукт; на выходе – произведённые продукция, работы, услуги (рис. 4.5.1.).

Рис. 4.5.1.

Поступающая из внешней среды информация на вход производственной системы по каналам обратной связи передаётся в управляющую систему для подготовки и принятия управленческого решения. Аналогичным образом поступает информация о состоянии процесса преобразования и с выхода о реализации продукта труда. Так происходит взаимодействие производственной системы (управляемой) с управляющей системой и функционирование кибернетической системы (предприятия в целом).

Предприятие как система на самом деле представляет собой совокупность систем (рис. 4.5.2.):

Рис. 4.5.2.

Предприятие как совокупность подразделений. Почему любое предприятие делится (расчленяется) на подразделения? Расчленяется на подразделение и производство (объект управления), и аппарат управления (субъект управления). Часто говорят, что подразделенческое строение предприятия обусловлено иерархией производства и обеспечивает более эффективное управление им путём нацеленности той или иной команды со стороны субъекта управления на конкретное звено производства. Такую мысль нельзя сбрасывать со счетов.

Однако в основе расчленения предприятия на подразделения лежит технологический, функциональный принцип (наделение подразделения производственными или управленческими функциями), обусловленный разделением и специализацией труда. Именно в силу разделения труда за цехом основного производства закрепляется круг номенклатуры изделий со своей технологией изготовления. А цех, в свою очередь, расчленяется на участки с технологическим, предметным или комбинированным строением. Строение производства – это целая и сложная наука со своими законами, правилами и рецептами, стратегией и тактикой. Всем этим должен овладеть менеджер по организации производства.

За каждым управленческим подразделением закрепляется большая конкретная функция (управление кадрами, управление учётом, управление маркетингом), которая в силу специализации труда расчленяется на подфункции (участки работ), выполняемые бюро, группами, секторами или отдельными специалистами. Число управленческих, как и производственных, подразделений определяется размерами предприятия и масштабом производства.

Всю совокупность подразделений предприятия можно наглядно представить так (рис. 4.5.3.):

Рис. 4.5.3.

Подразделенческая модель предприятия даёт богатую пищу менеджеру для разработки новых, более экономичных конструкций социально – экономической системы на основе совершенствования разделения труда, технологии производства и управления им.

PAGE  30


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76045. Расчёт технико-экономических показателей сборочного участка 350 KB
  Основным исходным материалом для разработки курсовой работы служит производственная программа. Она определяет также важные количественные характеристики участка как: необходимое количество рабочих мест по операциям; производственные площади; численность работающих; затраты на выпуск продукции.
76048. Цифровой измеритель температуры и давления 187 KB
  В данной курсовой работе разрабатывается цифровой измеритель температуры и давления, а также программное обеспечение для данного устройства. Приводятся структурная, функциональная и принципиальная схемы разрабатываемого устройства. Выполняется описание заданных процедур программного обеспечения.