88762

Положение Французской Республики в международных отношениях в 1945-1958-х годах

Курсовая

История и СИД

Представители Франции пытались повлиять на создание структуры альянса и принятие планов вооружения НАТО вначале 1950х гг. Вопрос об углублении европейской интеграции в военно-политической области в рамках малой Европы стал испытанием на готовность Франции идти дальше по пути создания единой Европы.

Русский

2015-05-04

145.5 KB

1 чел.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

  Пережив экономическую разруху и унижение оккупации, Франция оказалась в числе государств, наиболее пострадавших во время Второй Мировой войны. Под сомнение был поставлен ее международный престиж. В этой связи колониальная империя приобрела особое значение как залог восстановления статуса великой державы. К тому же богатые ресурсы Африки представляли интерес для метрополии, оказавшейся в тяжелой экономической ситуации.

Одновременно французские правительственные круги занимали активную позицию в области налаживания сотрудничества в Европе. Это диктовалось необходимостью решения «германского вопроса». С нарастанием напряженности «холодной войны» США оказали давление на своих союзников по вопросам европейской интеграции и вооружения в рамках вновь созданного Североатлантического союза. Представители Франции пытались повлиять на создание структуры альянса и принятие планов вооружения НАТО вначале 1950х гг.

Вопрос об углублении европейской интеграции в военно-политической области в рамках «малой Европы» стал испытанием на готовность Франции идти дальше по пути создания единой Европы. Как казалось многим политическим и военным деятелям Франции на то момент, участие их страны в «европейской армии» шло вразрез с интересами сохранения статуса великой державы в рамках трансатлантического сотрудничества и поддержания целостности Французского союза.

Цель работы заключается в том, чтобы охарактеризовать положение Французской Республики в международных отношениях в 1945-1958-х гг.

Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы определить, каким образом правительственные круги Четвертой республики стремились решить проблемы укрепления оборонного потенциала Западной Европы в рамках европейской интеграции и в какой степени колониальные обязательства, в частности война в Индокитае, повлияли на выбор Францией формы европейской военно-политической интеграции.

Задачи:

  1.  Выявить место Франции в рамках биполярной системе международных отношений (США-СССР).
  2.  Рассмотреть роль Франции в процессе Европейской интеграции.
  3.  Охарактеризовать внешнюю политику Франции в отношениях с колониями в 1945-1958 гг.

Хронологические рамки курсовой работы охватывают 1945-1958 гг.

В данной работе рассматривается формирование политики французских правящих кругов в отношении европейской военно-политической интеграции на начальном этапе создания НАТО и разработки программ вооружения стран-участниц альянса. При изучении данной темы были широко использованы книги таких авторов как, Борисов Ю.В.[4], Дьяков Н.Н.[8] и Арзаканян, М.Ц.[1]. Так же использовались труды таких авторов как Гаврилюк, В.В.[5], Энтин, Л.М.[21]. Их труды помогли более подробно разобраться в политике Франции проводимой в Индокитае и получить необходимые нам данные о распаде колониальной системы в данном регионе.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


  1.  ФРАНЦИЯ В РАМКАХ БИПОЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (США-СССР)

В конце Второй Мировой войны Франция не относилась к сильным государствам. Темпы развития ее экономики сократились более чем вдвое по сравнению с довоенным уровнем, была разрушена инфраструктура страны, истощены человеческие ресурсы (более 800 тысяч французов погибли в годы войны). Резко ослабли связи метрополии с многочисленными колониальными и полуколониальными владениями. С серьезными трудностями возрождались вооруженные силы. Франция не могла ничего противопоставить военной и экономической мощи США и СССР, а также, хотя и ослабленной, но остававшейся мировой силой – Британской империи [14, с. 85].

Для возврата прежнего могущества Франция нуждалась в активной внешней политике. Этот принцип стал основой дипломатии Шарля де Голля сразу же после освобождения Парижа в августе 1944 г. В качестве рычага для реализации своих планов руководитель Временного правительства использовал внешнеполитическое ведомство, которое быстро восстанавливалось в новых условиях [19, с. 5].

В момент завершения войны Франция, как субъект международного права была представлена Временным правительством, провозглашенным 2 июня 1944 г. Под эгидой правительства в Алжире начала действовать Консультативная ассамблея, объединившая представителей групп, участвовавших в Сопротивлении. Временное правительство юридически не имело прямой преемственности с правительством Третьей республики и тем более с правительством Виши. Поэтому первоочередной задачей дипломатической деятельности нового органа власти стало обеспечение его официального признания со стороны других государств. 23 октября 1944 г. США, Великобритания и СССР, преодолев свою сдержанность к новой французской власти, признали Временное правительство [1, с. 96].

После признания нового правительства, в декабре 1944 г. французская делегация во главе с Шарль де Голлем и министром иностранных дел Жорж Бидо посетила Москву, где был заключен советско-французский Договор о союзе и взаимной помощи, предусматривавший отказ от сепаратных переговоров с Германией и обязательство не участвовать в любых союзах, направленных против договаривающихся сторон. В тот период французский руководитель предполагал, что Франция, став во главе Западной Европы (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, германские земли к западу от Рейна), сможет в будущем уравновесить СССР и вместе с ним контролировать Германию [11, с. 172].

В последние месяцы войны Франции удалось занять место среди великих держав. Это произошло на Ялтинской конференции «большой тройки» (4-11 февраля 1945 г.), где по предложению британского премьер-министра У. Черчилля Париж получил зону оккупации в Германии и место постоянного члена в будущем Совете Безопасности ООН. Благоприятная позиция британского лидера по отношению к Франции определялась главным образом тем, что его страна нуждалась во влиятельном союзнике для создания в Европе противовеса Советскому Союзу. Великобритания боялась остаться в одиночестве против мощной и амбициозной державы, особенно после заявления президента США о выводе американских войск из Европы через два года после окончания войны.[2, с. 82]

После отставки Шарля де Голля в 1946 г. во главе внешней политики еще два с половиной года оставался Жорж Бидо, который продолжал политику генерала по балансированию между Востоком и Западом и урегулированию германского вопроса. Однако все более заметную роль во внешней политике страны играл внутренний контекст – поляризация политических сил. Позиции трех входивших в правительственную коалицию партий (Народно-республиканское движение, Французская коммунистическая партия, Французская секция Рабочего Интернационала) все более расходились по отношению к трем, основным вопросам: германский вопрос, отношения с СССР, отношения с англосаксами (США, Великобритания). Хотя политика ФКП, имевшей значительную поддержку в стране, мешала Жоржу Бидо отойти от прежней позиции поиска союза с СССР, альянс с англосаксами был неизбежен в силу экономических мотивов. Зависимость разоренных европейских стран от американской помощи становилась все более заметной [3, с. 51].

В 1946 г. в Вашингтоне было подписано Соглашение Блюма – Бирнса, которое, несмотря на нежелание Франции следовать политике США, оставляло мало надежд на отсрочку политического союза. Соглашением предусматривалось: предоставление Франции кредитов и списание ее прежних долгов, либерализация двусторонних экономических контактов, активизация межправительственных связей и т. д. [7, с. 95].

В период правительства Леона Блюма (декабрь 1946 – январь 1947 гг.), несмотря на имевшиеся разногласия (конфликт из-за Сирии и Ливана, экономические противоречия, несовпадение позиций по германскому вопросу), наметилось франко-британское сближение. Его результатом стало подписание 4 марта 1947 г. в Дюнкерке франко-британского союзного договора (сроком на 50 лет), целью которого было предотвращение новой немецкой угрозы.[7, с. 153]

К весне 1947 г. стало очевидным, что Франция «выбирает» западный лагерь. На этот выбор определенное воздействие оказала провозглашенная 12 марта 1947 г. доктрина Трумэна, которая была направлена на оказание помощи странам, испытывающим коммунистическую угрозу. Не могла не сказаться на эволюции позиции официального Парижа конференция министров иностранных дел стран-победителей в Москве (10 марта – 24 апреля 1947 г.), которая отчетливо продемонстрировала французскому руководству невозможность достижения соглашения с СССР по германскому вопросу (в частности, по Саарской зоне). 4 мая 1947 г. после поддержки фракцией ФКП в Национальной ассамблее вотума недоверия правительству, отказавшемуся удовлетворить требования бастующих рабочих о повышении зарплаты, пять министров-коммунистов были выведены из правительства Поль Рамадье. Это решение не было принято под давлением Вашингтона, но оно не могло не вызвать явного одобрения США [3, с. 52].

В июне 1947 г., вскоре после оглашения государственным секретарем США Дж. Маршаллом инициативы по экономической помощи Европе, по предложению Франции была создана Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), которая была призвана изучить потребности Европы. В атмосфере активной дискуссии вокруг проблемы «Модернизация или Американизация?» 28 июня 1948 г. Ж. Бидо подписал от имени Франции Соглашение о реализации плана Маршалла. Накануне его подписания произошел инцидент, связанный с протестом французской стороны по поводу представленного госдепартаментом США проекта соглашения. Ж. Бидо даже заявил, что предпочтет отставку подписанию соглашения в предложенном варианте. США согласились внести поправки в проект в сторону смягчения формулировок. К примеру, вместо «правительство Французской республики обязуется» было записано: «правительство Французской республики приложит все усилия». Принятие плана Маршалла означало усиление экономической, а значит и политической зависимости от США. Всего по плану Маршалла с апреля 1948 по июнь 1952 г. Франция получила от США товаров и займов на сумму 2,7 млрд долларов США. Американская экономическая помощь Франции была оказана в размере 2710 млрд. долларов [13, с. 103].

В апреле 1948 г. для координации усилий по экономическому развитию Западной Европы и распределению американской помощи была создана Организация европейского экономического сотрудничества. В Совет организации вошли представители 16 стран, принимавших участие в реализации плана Маршалла. Советом был сформирован исполнительный комитет. Штаб-квартирой новой организации избрали Париж.[10, с. 98]

5 мая 1949 г. был создан Совет Европы. Хотя эта структура имела более чем скромное влияние в европейской политике, ее появление было очень важным в процессе европейской интеграции.[11, с. 221]

Формально инициатором основания Западного союза, как и Совета Европы, стал министр иностранных дел Великобритании Эрнст Бевин. В январе 1948 г. он предложил расширить Дюнкеркский франко-британский договор 1947 г. Уже в марте 1948 г. Франция, Соединенное Королевство, Бельгия, Нидерланды и Люксембург заключили Брюссельский договор. Планировалось, что впоследствии к нему присоединятся и другие европейские страны. В сентябре 1948 г. была учреждена оборонительная организация Западного союза. Этот союз стал основой создания Организации Североатлантического договора [3, с. 53].

Создание НАТО. С принятием 11 июня 1948 г. сенатом США резолюции, изменившей традиционную линию американской внешней политики, – не вступать в мирное время в военные союзы – активизировалась деятельность по организационному оформлению евроатлантического сотрудничества. 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне был заключен Атлантический пакт, результатом которого стало создание НАТО. От имени Франции его подписал министр иностранных дел Робер Шуман. Особое значение имела ст. 5 пакта, согласно которой нападение на одного участника альянса рассматривалось как нападение на всех [17, с. 93].

Организация НАТО была основана на так называемой системе «щита и меча». «Щит» включал в себя наземные военно-воздушные и военно-морские силы. В них входили все натовские войска, в том числе американские и французские, находившиеся на европейском континенте в районах соприкосновения с советскими войсками. «Меч» составляли стратегические военно-воздушные силы США, способные нести ядерное оружие. Таким образом, в военной системе НАТО, закрепленной решением Организации Североатлантического договора в январе 1950 г., Франции отводилась роль одного из участников «щита», то есть поставщика сухопутных войск и района расположения военных баз.[11, с. 231]

В феврале – марте 1951 г. было создано Верховное командование и штаб НАТО в Европе, которые разместились сначала в Париже, а затем в Роканкуре – пригороде столицы. Франция стала главным местопребыванием руководящих органов НАТО. [9, с. 150]

В военной области Франция превращалась в основную опорную базу США на европейском континенте. С 1950 по 1959 г. США предоставили Франции оружие более чем на 4,3 млрд. долларов США, что лишь на 450 млн меньше, чем суммарная американская военная помощь ФРГ, Италии, Великобритании и Голландии [3, с. 56].


  1.  МЕСТО И РОЛЬ ФРАНЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В сентябре 1949 г. государственный секретарь США Д. Ачесон сообщил министру иностранных дел Франции Р. Шуману, что США рассматривают предложения об интеграции ФРГ в западную систему на равноправной основе. Франция, понимая неизбежность этого процесса, решила выступить инициатором в этом направлении [19, с. 15].

Одним из основных вдохновителей европейской интеграции стал Жан Монне (1888-1979), возглавлявший в послевоенный период Национальный совет по планированию Франции. Он предложил передать управление угледобычей и черной металлургией Франции и Германии единому наднациональному органу. По мнению инициаторов идеи, в результате ее реализации война между Францией и Германией станет «материально невозможной». 9 мая 1950 г. Р. Шуман обнародовал план создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), который положил начало новой странице в истории Европы. 18 апреля 1951 г. был заключен Парижский договор – ЕОУС стало реальностью. В объединение кроме Франции и ФРГ вошли Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия. Первым председателем новой региональной организации стал Ж. Монне. В июле 1952 г. договор о создании ЕОУС вступил в силу, что автоматически означало ликвидацию международного контроля над Рурской областью. Снимались всякие ограничения и контроль в области производства стали. И хотя создание сообщества не встретило восторженной оценки ни в самой стране, ни за ее пределами, Франция впервые за многие годы стала лидером европейской политики [15, с. 21].

Война в Корее внесла новые коррективы в мировую политику. В сентябре 1950 г. США, стремясь усилить военную мощь Запада, потребовали от ФРГ создания 10 дивизий для усиления западноевропейских рубежей. Американские планы по ремилитаризации Германии стали «холодным душем» для французской общественности. Как и в случае с ЕОУС, французское руководство, подчиняясь обстоятельствам, предприняло попытку предложить свой сценарий развития событий. 24 октября 1950 г. руководитель французского правительства Р. Плевен озвучил проект создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) – так называемой «европейской армии» во главе с европейским министром обороны. Западногерманские войска должны были включаться в нее как можно более мелкими единицами (на уровне батальона от 800 до 1200 военнослужащих). Предложенная модель позволяла осуществить проект ремилитаризации Германии в составе европейских сил, т. е. без создания национальной армии [3, с. 57].

Инициатива Франции получила поддержку в других государствах Западной Европы. 28 мая 1952 г. в Париже шестью европейскими странами (членами ЕОУС) был подписан Договор о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Заинтересованные в военно-политической консолидации Западной Европы США настаивали на скорейшей ратификации договора. В случае провала ЕОС Белый дом даже угрожал санкциями. Однако ситуация пошла по иному сценарию [16, с. 94].

30 августа 1954 г. Национальная ассамблея Франции, где большая часть голосов находилась под контролем голлистов и коммунистов, отказалась ратифицировать договор о создании ЕОС. По мнению большинства депутатов, присоединение Франции к ЕОС означало бы отказ от национального суверенитета. Получалось, что Франция отказывается от проекта, предложен-ного ею же несколькими годами ранее для решения проблемы ремилитаризации Германии в общеевропейском ансамбле. Возникший кризис был преодолен путем интенсивных франко-германских переговоров, которые позволили сократить имеющиеся разногласия. 28-30 сентября и 20-23 октября 1954 г. в Париже и Лондоне прошли конференции, участники которых приняли решение о присоединении ФРГ и Италии к Брюссельскому пакту 1948 г. и преобразовании последнего в Западноевропейский союз (ЗЕС). Было также принято решение о вступлении ФРГ в НАТО (1955) [3, с. 57].

Таким образом, Франция, оставаясь на защите французского суверенитета, доверила НАТО контроль над Германией. Париж отдал предпочтение атлантическим рамкам безопасности перед неопределенностью европейского проекта. Теряя быстрыми темпами позиции в колониях, Франция усилила активность в направлении европейской интеграции. В то время как после «холодного душа» Суэца Соединенное Королевство пыталось противостоять закату своего могущества и сделало ставку на развитие «особых отношений» с Соединенными Штатами, Франция продолжала связывать перспективы укрепления своего влияния со строительством объединенной Европы. Однако с неудачей «политической интеграции» (проект создания ЕОС) процесс объединения на ближайшие десятилетия был сосредоточен, прежде всего, на вопросах экономического сотрудничества. 25 марта 1957 г. был подписан Римский договор, согласно которому создавались Европейское экономическое сообщество (Общий рынок) и Евратом. Это соглашение стало компенсацией за провал ЕОС, реабилитировало французов перед их европейскими союзниками[19, с. 18].

Если Парижский договор предусматривал, в первую очередь, экономическое сотрудничество, то Римский договор - политическое. Переговоры были очень трудными и неоднократно заходили в тупик. Прорывом стала состоявшаяся в начале июня 1955 года конференция в Мессине на Сицилии: представители шести стран (Германии, Франции, Италии и Бенилюкса) решили создать внутриевропейский общий рынок, а также основать Евратом (Европейское сообщество по атомной энергии). Подготовка обоих договоров к подписанию продолжалась добрые два года.[4, с. 201]

Римский договор предусматривал постепенный отказ от таможенных пошлин, гармонизацию социального уровня, а также свободное передвижение людей, товаров, услуг и капитала на территории стран Европейского сообщества. В будущем предполагалось проводить общую торговую и экономическую политику по отношению к третьим странам. Совместные, так называемые "супранациональные" учреждения и структуры были призваны обеспечивать бесперебойное функционирование общего рынка и контроль над мирным использованием атомной энергии. Ведь в конце 50-х годов считалось, что именно атом станет главным источником энергии в будущем.

Начавшееся тогда объединение Европы, наряду с экономическими выгодами, имело еще один важный аспект: пять европейских стран сделали примирительный жест по отношению к Германии. В отличие от Версальского договора, заключенного после Первой мировой войны, Римский договор должен был способствовать преодолению последствий войны не посредством конфронтации, а посредством сотрудничества. В рамках общеевропейского развития немцам, развязавшим войну, был предоставлен шанс восстановить экономику своей страны. И Германия воспользовалась этим шансом с удивительным энтузиазмом. Результатом стало экономическое чудо, до сих пор вызывающее восхищение во всем мире. Возможным это стало только благодаря тому, что экономика Германии была тесно связана с экономикой других европейских стран.[22]

Таким образом, заключенный 25 марта 1957 года Римский договор является своего рода свидетельством о рождении объединенной Европы, которая постепенно начала превращаться в политический союз.


  1.  РАСПАД ФРАНЦУЗСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ

В послевоенный период в условиях ослабления связей метрополии с колониальными территориями, роста национально-освободительного движения перед французским руководством встала задача изменить форму и содержание отношений с зависимыми территориями. В качестве модели для реформирования колониальной политики был предложен Французский союз [7, с. 101].

Французский союз провозгласила Конституция 1946 г. В рамках этой структуры Франция намеревалась «привести находящиеся под ее опекой народы к самоуправлению». Президентом Союза являлся президент Франции. Верховный совет Союза формировался из представителей французского правительства и представителей присоединившихся государств. Создавалась Ассамблея Французского союза, 120 депутатов которого избирались французским парламентом и 120 – представляли остальные участники Союза. [18, с. 72]

Слово «колония» изымалось из официального лексикона, вместо него вводились в обращение названия «заморские территории», «заморские департаменты». Конституция предоставляла им некоторую самостоятельность в решении внутренних вопросов: право создавать территориальные ассамблеи или генеральные советы. Население заморских территорий и департаментов получало представительство в парламенте Франции и Ассамблее Французского союза [12, с. 61].

Однако стремление Франции контролировать процесс не давало нужного эффекта: спасти разваливающуюся империю не удавалось ни с помощью «кнута» (жестокие репрессии), ни с помощью «пряника» (расширение прав местных жителей колоний, развитие местного самоуправления).

К моменту окончания Второй Мировой войны под колониальной властью Франции находилась большая часть Тропической Африки с населением около 34 млн человек: Берег Слоновой Кости, Нигер, Верхняя Вольта, Дагомея, Сенегал, Французский Судан, Мавритания, Гвинея, Чад, Габон, Среднее Конго, Убанги-Шари, Мадагаскар. Первые восемь территорий были объединены во Французскую Западную Африку. Мадагаскар получил статус отдельной административной единицы, большая часть Камеруна и большая часть Того – статус подопечных территорий [6, с. 9].

Усилившееся к середине 1950-х годов национально-освободительное движение в Африке вынуждало Францию предпринимать новые колониальные реформы. Так, в июне 1956 г. был принят Закон о заморских территориях (закон Деффера), который в очередной раз провозглашал задачу широкого привлечения местного населения к управлению территориями. В апреле 1957 г. французская подопечная территория Камерун получила статус государства с правом иметь свое правительство и законодательную ассамблею. Такой же статус одновременно получила и Того [19, с. 19].

Болезненной для Франции была потеря своего влияния в Индокитае. 2 сентября 1945 г. после ухода с полуострова японских войск в Ханое было провозглашено образование Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). Власть перешла к коммунистическому правительству во главе с Хо Ши Мином, император Бао Дао был смещен. Высадившиеся в сентябре 1945 г. на юге Индокитая французские войска под командованием генерала Леклерка в марте 1946 г. были вынуждены подписать в Ханое предварительное соглашение, в котором говорилось, что «французское правительство признает республику Вьетнам как свободное государство». Однако это было лишь вре-менной уступкой Парижа. Весной 1946 г. французские представители создали в Кохинхине (Намбо) марионеточное правительство, противопоставив его правительству ДРВ. Одновременно на протяжении многомесячных переговоров французы добивались от правительства Хо Ши Мина признания прежнего колониального статуса. В ответ на отказ коммунистов в декабре 1946 г. французские войска заняли Ханой. Правительство ДРВ призвало население к вооруженному восстанию. Началась затяжная война, в которой обе стороны несли значительные потери [6, с. 10].

В мае 1948 г. французы передали формальную власть во Вьетнаме бывшему императору Бао Дао и марионеточному правительству генерала Ксиана. Было подписано франко-вьетнамское соглашение, по которому Вьетнам в лице Бао Дао и его правительства получал право формировать администрацию, армию, устанавливать дипломатические отношения. В свою очередь, Вьетнам предоставил Франции право держать на своей территории военные базы. Подобные правительства были созданы Парижем в Лаосе и Камбодже [16, с. 104].

Однако восстановить свое прежнее влияние в Индокитае Парижу не удавалось. С 1950 г. войска ДРВ перешли от партизанских к регулярным военным действиям. Этому способствовал приход к власти в соседнем Китае коммунистического руководства во главе с Мао Цзедуном, который стал оказывать военную помощь своим вьетнамским единомышленникам. Это вынуждало Францию держать в Индокитае 130-тысячный корпус (85 тысяч составляли уроженцы Северной Африки), который нес серьезные потери. В январе 1950 г. ДРВ была признана КНР и Советским Союзом – колониальная война превращалась в один из фронтов «холодной войны». В этих условиях конфликт в Индокитае не мог оставаться лишь французским делом. У Франции не было достаточно средств для успешного ведения войны. В рамках Акта о взаимной военной помощи Франция стала получать американские военные поставки. Начиная с 1950 г. их общая стоимость составляла почти 500 млн долларов США в год. Все более откровенно на США стали ориентироваться марионеточные правительства, не без оснований рассчитывавшие на более существенную, по сравнению с французской, американскую помощь [3, с. 12].

Французы все в большей степени ощущали себя орудием в руках США, которые были более заинтересованы в активности Парижа на Дальнем Востоке, нежели в Европе.

В конце 1953 г. французские войска с помощью воздушного десанта заняли крепость Дьенбьенфу. Однако в январе 1954 г. крепость была окружена вьетнамской Народной армией. 7 мая 1954 г. французский гарнизон капитулировал. В ходе войны Франция потеряла убитыми, ранеными и пленными более 140 тысяч человек. Серьезные поражения стимулировали французское правительство к переговорному процессу о завершении войны в Индокитае. Противоборствующими сторонами были достигнуты договоренности о проведении конференции в Женеве. США выразили негативное отношение к проведению переговоров. Влиятельные круги в Вашингтоне даже ставили вопрос об участии американских войск в конфликте по корейскому образцу под флагом ООН [17, с. 21].

Решимость французского руководства по разрешению индокитайского кризиса усилилась с приходом к власти правительства Пьера Мендеса-Франса, не принадлежавшего к правившей ранее в Четвертой республике «системе». П. Мендес-Франс вошел в историю внешней политики Франции как лидер, ликвидировавший двойной пассив своей страны (Индокитай и ЕОС) и создавший тем самым основу для формирования новой внешней политики: Франция является средней страной и признает эту реальность.[5, с. 95]

21 июля 1954 г. участники переговоров достигли соглашения в Женеве, согласно которому Франция выводила свои войска с территории Индокитая, во Вьетнаме создавались два суверенных государства. По предложению руководителя внешнеполитического ведомства СССР В. Молотова, линия раздела между Северным и Южным Вьетнамом устанавливалась по 17-й параллели. На 1956 г. в обеих странах намечались выборы [15, с. 47].

Соглашения в Женеве означали конец колониального владычества Франции в этом регионе планеты. США становились единственным западным лидером в Южном Вьетнаме, придав анти французскую направленность режиму в Сайгоне. Лидерство США было закреплено в военно-политическом блоке СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии), соглашение о создании которого было подписано в сентябре 1954 г. Франция вынуждена была подписать этот договор из «атлантической» солидарности.

После потери Индокитая на первый план во французской политике вышел алжирский конфликт. Если французы могли признать войну в Индокитае как сражение между свободным миром и советским экспансионизмом, то Алжир не мог быть ничем иным как чисто внутренней (национальной) проблемой Франции. В общественном сознании Франции он не ассоциировался с колонией. Алжир традиционно считался частью национальной территории, где постоянно проживало более миллиона французов. Несмотря на проводимые Парижем реформы управления Алжиром, сопротивление местного населения нарастало. В 1947 г. появились первые партизанские отряды. В октябре 1954 г. был создан Фронт национального освобождения Алжира (ФНОА), который в ночь с 31 октября на 1 ноября 1954 г. организовал вооруженное восстание. В ответ на действия повстанцев в апреле 1955 г. решением Национального собрания Франции в Алжире было введено чрезвычайное положение. Численность французского воинского контингента на этой североафриканской территории постепенно возрастала и превысила 400 тысяч [6, с. 19].

Суэцкий кризис (1956 г.) привел к интенсификации конфликта в Алжире и усилил его интернационализацию. Последней попыткой Франции сохранить свое господство в Алжире стал принятый в ноябре 1957 г. закон, провозгласивший Алжир составной частью Франции и одновременно признававший за алжирскими департаментами право «свободно и демократично управлять своими делами».

В начале 1958 г. представитель правительства Франции в Алжире передал власть в регионе генералу Массю, что означало признание невозможности урегулировать ситуацию политическими средствами. Положение еще больше обострила бомбардировка французской авиацией 8 февраля 1958 г. тунисской деревни Саят-Сиди-Юсеф, где укрылись от преследования бойцы ФНО Алжира. 13 мая 1958 г. «Комитет общественного спасения» под руководством генерала Массю и бывшего соратника де Голля Ж. Сустеля объявил о принятии всей полноты власти в Алжире [6, с. 23].

Этот кризис, вызвавший протест мировой и французской общественности, привел к возвращению к власти де Голля. Французское общество считало, что только такой лидер может вывести страну из глубокого кризиса.

Своеобразным пересечением европейского и алжирского векторов внешней политики Франции стал Суэцкий кризис. Новый египетский режим во главе с А. Насером французы считали опорой алжирских мятежников и главной причиной их успешных операций. Аналогичное отношение к Насеру было характерно и для Лондона. Угрозу в новом египетском лидере видело и израильское правительство. Три страны объединились в желании наказать египетского руководителя, которого западная пресса сравнивала с Гитлером. Однако жесткая антинасеровская позиция ближайших союзников не получила поддержки Вашингтона. Руководство США придерживалось точки зрения о том, что существует возможность в обмен на финансовую и техническую помощь Египту склонить Насера к более лояльной Западу политике. 26 июля 1956 г. Насер объявил о национализации канала, находящегося в собственности британо-французской акционерной компании. Этот акт в СССР и среди его союзников был оценен как акт поражения Запада [15, с. 31].

В этих условиях французское руководство убедило британцев в необходимости силового решения проблемы. Влияние Председателя Совета Министров Франции Ги Молле на британского премьера Энтони Идена в этом вопросе было решающим. Быстрыми темпами, особенно в военной области, начиная с первых месяцев 1956 г., развивались связи Парижа и Тель-Авива. Франция поставила Израилю крупную партию вооружений. На совещании в Севре (23-24 октября 1956 г.) была окончательно спланирована операция против Египта. Согласно совместному плану, Израиль должен был атаковать Египет. После чего, якобы для «урегулирования конфликта», следовала высадка французско-британского десанта.[8, с. 103]

5 ноября 1956 г., неделю спустя после израильского нападения на Египет, несмотря на мировое давление, французско-британские войска десантировались в зоне Суэцкого канала [20, с. 19].

Однако спланированная военная операция обернулась политическим фиаско для ее организаторов. СССР направил Парижу и Лондону ультиматум, в котором в случае продолжения операции пригрозил применить ядерное оружие. Администрация президента США Д. Эйзенхауэра, поставленная союзниками перед фактом в самый разгар избирательной кампании, также высказалась отрицательно по поводу конфликта. В результате оказанного США давления на британский фунт стерлингов Лондон отступил. 7 ноября 1956 г. А. Иден объявил о завершении операции. Франция вынуждена была заявить то же самое. Обе страны выходили из конфликта униженными. Они признали полное доминирование СССР и США в мировой политике. Две бывшие самые могущественные колониальные империи (Великобритания и Франция) оказались перед усиливающимся национальным движением и необходимостью средних держав в этой ситуации безоговорочно подчиняться сверхдержавам.[21, с. 147]

Великобритания после Суэца смирилась с объективными условиями и полностью подчинилась американскому курсу, возобновив созданный в годы второй мировой войны американо-британский союз, получивший название «особых отношений». Для французских же руководителей главный вывод из Суэцкого кризиса состоял в том, что Вашингтон «предал» своих главных союзников. В Париже заговорили о том, что жизненные интересы Франции и Соединенного Королевства были принесены в жертву политическим интересам США в арабском мире, что США решили потеснить европейские страны в их традиционных зонах влияния. Урок Суэца вызвал неудовлетворенность большой части французской элиты по отношению к НАТО, где доминировали США и не гарантировалась достаточная безопасность европейских стран. Суэцкий кризис усилил стремление Франции к созданию собственного ядерного оружия [6, с. 27].

Таким образом, два послевоенных десятилетия стали для Франции периодом прощания со своим статусом второй по значению колониальной империи в мире, придававшим Парижу ощущение мировой державы. Восстанавливая быстрыми темпами экономику, Франция, тем не менее, не смогла с тем же успехом восстановить подорванное второй мировой войной свое военно-политическое влияние. В противоборстве СССР и США ей отводилось место в фарватере политики Вашингтона. Одной из причин серьезных внешнеполитических неудач в этот период была нестабильность политического режима Четвертой республики, не способного принимать активные действия на международной арене. Наибольших успехов Франции удалось достигнуть в направлении европейской интеграции. Активность в европейском строительстве и в дальнейшем приносила Парижу политические дивиденды.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После Второй мировой войны перед французскими правящими кругами стояла задача укрепления международных позиций Франции, в том числе за счет сохранения колониальной империи. Проект налаживания франко-британского сотрудничества в Европе и Африке как основы создания независимой силы, способной выступать на равных с США и СССР, потерпел провал в связи с тяжелым экономическим положением Франции. «План Маршалла» не только обеспечил восстановление экономики стран Западной Европы и положил начало интеграционным процессам на континенте, но и стал первым шагом на пути создания атлантического партнерства в условиях нарастающего противостояния двух сверхдержав.

40-50-е гг. стали для Франции периодом прощания со своим статусом второй по значению колониальной империи в мире, придававшим Парижу ощущение мировой державы. Приход к власти Шарля де Голля в мае-июне 1958 привел к кардинальному изменению колониальной политики Франции. В целях сохранения влияния метрополии в странах Французского союза он был преобразован во Французское сообщество, участники которого получили право самостоятельно определять свой политический статус – остаться зависимой территорией или стать государством-членом Сообщества с полной внутренней автономией, но делегирующим метрополии вопросы обороны, финансов и внешних сношений. Последний вариант в конце 1958 избрало подавляющее большинство французских владений в Африке. Только Гвинея отказалась войти в Сообщество и 2 октября 1958 добилась независимости, что способствовало усилению центробежных тенденций.

Подводя итоги анализа, следует отметить, что восстанавливая быстрыми темпами экономику, Франция, тем не менее, не смогла с тем же успехом восстановить подорванное второй мировой войной свое военно-политическое влияние. В противоборстве СССР и США ей отводилось место в фарватере политики Вашингтона. Одной из причин серьезных внешнеполитических неудач в этот период была нестабильность политического режима Четвертой республики, не способного принимать активные действия на международной арене. Наибольших успехов Франции удалось достигнуть в направлении европейской интеграции. Активность в европейском строительстве и в дальнейшем приносила Парижу политические дивиденды.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Азарканян, М.Ц. Генерал де Голль на пути к власти / М.Ц. Азарканян. – М.: Прогресс-традиция, 2001. – 261.
  2.  Арзаканян, М.Ц. Политическая история Франции XX в. /
    М.Ц. Азаканян.- М.: Высш. шк., 2003. – 156 с.
  3.  Акульшина, А.В. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС): основные принципы создания и управления европейского Сообщества. //Социально-гуманитарные науки и практика государственного управления в России и за рубежом: Материалы всероссийской научной конференции. – Воронеж: Воронежский государтвенный педагогический университет, 2000. – С. 51-58.
  4.  Борисов, Ю.В. Новейшая история Франции (1917-1964 гг.) /
    Ю.В. Борисов. – М.: Просвещение, 1966. – 256 с.
  5.  Гаврилюк, В.В. Распад французской колониальной империи /
    В.В. Гаврилюк. – М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1962. – 224 с.
  6.  Георгиев, Э.Г. Африканская политика Франции / Э.Г. Георгиев. – М.: Международные отношения, 1998. – 269 с.
  7.  Деев, А.С. Современная Франция: механизм формирования внешней политики / А.С. Деев. – М.: Международные отношения, 1985. – 208 с.
  8.  Дьяков, Н.Н. Младоалжирцы и антиколониальная борьба в Алжире на рубеже XII-XX вв. / Н.Н. Дьяков. – М.: Наука, 1985. – 188 с.
  9.  Канинская Г.Н., Наумова Н.Н. Борьба классов и партий во Франции в годы IV республики. Ярославль, 1989. – С. 211
  10.  Ковалев, А.А. Франция на перепутье мировой политики / А.А. Ковалев. – М.: Международные отношения, 1998. – 182 с.
  11.  Колосков, И.А. Внешняя политика современной Франции / И.А. Колосков. – М.: Мысль, 1964. – 383 с.
  12.  Конституции зарубежных государств: Великобритания. Франция. Германия. Италия. Испания. Швейцария. США. Япония. Бразилия: учеб. пос. [Пер. официальных текстов]. – М.: Бек, 2002. – 564 с.
  13.  Молчанов, Н.Н. Внешняя политика Франции. 1944-1954 / Н.Н. Молчанов. – М.: Госполитиздат, 1964. – 280 с.
  14.  Молчанов, Н.Н. Генерал де Голль / Н.Н. Молчанов. – М.: Международные отношения. – М.: Международные отношения, 1988. – 479 с.
  15.  Проден, Е. Ю. Политика Франции в отношении европейской военно-политической интеграции (1948-1954 гг.) / Е.Ю. Проден. – Томск: ГОУ ВПО «Томский государственный университет», 2007. – 92 с.
  16.  Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975. – М.: Высш. Школа, 1979. – 376 с.
  17.  Смирнов, В.П. Франция в XX в. / В.П. Смирнов. – М.: Дрофа, 2001. – 352 с.
  18.  Черкасов П. П. Судьба империи. / П. П.Черкасов. – М., 1983. – 183 с.
  19.  Черкасов, П.П. Франция и Индокитай, 1945-1975 / П.П. Черкасов. – М.: Наука, 1976. – 168 с.
  20.  Шадурский, В.Г. Внешняя политика Франции (1945 - 2002): Учебное пособие Минск: БГУ, 2004. — 175 с. — ISBN 985-485-153-2.
  21.  Энтин, Л.М. Крушение империи / Л.М. Энтин. – М.: Международные отношения, 1965. – 199 с.
  22.  Римский договор - 25 марта 1957 года – Режим доступа: http://www.dw.de/римский-договор-25-марта-1957-года/a-4559966 - Дата доступа: 01.04.2015


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

538. Антиинфляционная политика государства и её особенности в Российской Федерации 237 KB
  Определение, сущность и виды инфляции. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики. Особенности антиинфляционной политики в России. Антиинфляционная политика РФ в 2010-2011 годах.
539. Обработка одномерных массивов. Выделение минимального и максимального элементов массива 104 KB
  Найти максимальный элемент и поменять его местами со вторым элементом массива. Таблица используемых переменных и компонентов. Максимальный и минимальный элемент массива и его место в массиве.
540. Системный подход в науке и технике 98 KB
  Попытка показать, как важен системный подход в науке и технике. Преимуществами данного метода, прежде всего, является то, что он расширяет область познания по сравнению с той, что существовала раньше.
541. Base64 кодирование 81.5 KB
  Base64 - это схема кодирования символьной строки любого набора байт в последовательность только печатных ASCII символов. Программа, осуществляющая Base64 кодирование/декодирование.
542. Проектирование системы защиты радиоэлектронной системы от наводящихся на ее излучение управляемых ракетных снарядов 105.97 KB
  Состав и принципы функционирования проектируемой системы защиты. Спроектировать систему защиты (СЗ) радиоэлектронной системы от наводящихся на ее излучение управляемых ракетных снарядов (УРС). Выбрать количество ложных целей (ЛЦ) и их размещение.
543. Исследование надежности и риска нерезервированной технической системы 93 KB
  Определить показатели надежности и риск нерезервированной технической системы. Исследовать функцию риска: представить функцию риска в виде таблицы и графика. Определить критическое время работы системы с использованием интегрированной системы MathCAD или табличного процессора Microsoft Excel
544. Спор как элемент конфликтной ситуации 103.5 KB
  Спор, его цели и подходы. Принципы ведения спора. Понятие критики и ее место в процессе спора. Об агрессии во время спора. Советы Дейла Карнеги по ведению спора. Эвристический подход к ведению полемики. Принцип последовательного анализа альтернатив.
545. Блок-секция торцевая, правая 9 – этажная 27 квартирная 77.5 KB
  По функциональному признаку жилые здания делятся на дома квартирного типа, общежития, интернаты. Они составляют более 85% общего объема строительства общественных зданий. Секционное многоэтажное здание, предназначенное для длительного проживания.
546. Исследование работы метода наименьших квадратов в математическом пакете MathLab 101.5 KB
  Познакомиться с средствами MathLab и смоделировать работу метода наименьших квадратов для полиномиальной модели для объекта с высоким уровнем помехи. Метод наименьших квадратов обеспечивает быстрый и точный подбор коэффициентов модели на базе выборки входов и выходов объекта.