88774

Статистическое исследование услуг Интернет-связи в РФ

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения уровня услуг интернетсвязи. Во второй главе проводится комплексный статистический анализ объекта исследования: сводка и группировка данных расчет средних показателей анализ динамики изменения уровня использования услуг интернет-связи...

Русский

2015-05-04

1.48 MB

1 чел.

АННОТАЦИЯ

Темой данной курсовой работы является «Статистическое исследование услуг Интернет-связи в РФ». Курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения уровня услуг интернет-связи. Даются основные понятия и система показателей, необходимых для проведения анализа. Представлен обзор текущей ситуации и прогноз на ближайшие годы.

Во второй главе проводится комплексный статистический анализ объекта исследования: сводка и группировка данных, расчет средних показателей, анализ динамики изменения уровня использования услуг интернет-связи, расчет специфических показателей. Результаты расчетов проиллюстрированы с помощью таблиц и графиков.

В заключении сделан вывод о состоянии и перспективах развития использования услуг интернет-связи в РФ  на основе полученных результатов исследования.


СОДЕРЖАНИЕ

[1] СОДЕРЖАНИЕ

[2] ВВЕДЕНИЕ

[3] Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛУГ ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ В РФ.

[3.1] 1.1 Сущность и основные элементы интернет-связи.

[3.2] 1.2 Обзор использования интернет-связи за 2000-2014г.

[3.3] 1.3 Перспективы развития  использования услуг Интернет-связи в РФ.

[4] Глава 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ.

[4.0.1] Сводка и группировка

[4.0.2] Расчет относительных величин

[4.0.3] Средние величины и показатели вариации

[4.0.4] Применение выборочного метода

[4.0.5] Расчет показателей динамики

[4.1] 2.6.  Корреляционно-регрессионный анализ

[5] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[6] СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[7] ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Сфера интернет-связи важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Исследования социологов показывают, что в последнее время россияне стали намного чаще обращаться к интернету, особенно чтобы узнать последние новости в нашей стране или за рубежом. За два года количество таких пользователей выросло с 37% до 42%.

Для поиска и прослушивания музыки, интернет используют 39%, для просмотра фильмов 38%, каждый четвертый пользователь читает книги в режиме онлайн 24%. Покупки в интернете пока совершают только 24% россиян.

Следовательно, изучение данной темы можно считать актуальным.

Объектом исследования является население Российской Федерации.

Предметом исследования выступает ситуация на рынке услуг интернет-связи, а именно состояние использования.

Цель данной работы ― изучение показателей использования интернет-связи, используемых для измерения ее состояния; статистический анализ и прогнозирование.

Задачи работы:

1) рассмотреть основные понятия интернет-связи;

2) изучить показатели использования интернет-связи;

3) рассмотреть методы, используемые для измерения состояния интернет-связи;

4) провести расчёт статистических показателей;

5) выявить основные тенденции развития интернет-связи и провести прогноз на будущее.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛУГ ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ В РФ.

1.1 Сущность и основные элементы интернет-связи.

Интернет-связь — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. Построена на базе стека протоколов TCP/IP. На основе интернета работает Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) и множество других систем передачи данных.

Своим зарождением Интернет обязан Министерству обороны США и его секретному исследованию, проводимому в 1969 году с целью тестирования методов, позволяющих компьютерным сетям выжить во время военных действий с помощью динамической перемаршрутизации сообщений. Первой такой сетью была ARPAnet, объединившая три сети в Калифорнии с сетью в штате Юта по набору правил, названных Интернет-протоколом (Internet Protocol или, сокращенно, IP).

  В 1972 был открыт доступ для университетов и исследовательских организаций, в результате чего сеть стала объединять 50 университетов и исследовательских организаций, имевших контракты с Министерством обороны США.

 В 1973 сеть выросла до международных масштабов, объединив сети, находящиеся в Англии и Норвегии. Десятилетие спустя IP был расширен за счет набора коммуникационных протоколов, поддерживающих как локальные, так и глобальные сети. Так появился TCP/IP. Вскоре после этого, National Science Foundation (NSF) открыла NSFnet с целью связать 5 суперкомпьютерных центров. Одновременно с внедрением протокола TCP/IP новая сеть вскоре заменила ARPAnet в качестве "хребта" (backbone) Интернета. 

Ну а как же Интернет стал столь популярен и развит, а толчок к этому, а также к превращению его в среду для ведения бизнеса дало появление World Wide Web (Всемирная Паутина, WWW, 3W, вэ-вэ-вэ, три даблъю) - системы гипертекста (hypertext), которая сделала путешествие по сети Интернет быстрым и интуитивно понятным.

 А вот идея связывания документов через гипертекст впервые была предложена и продвигалась Тедом Нельсоном (Ted Nelson) в 1960-е годы, однако уровень существующих в то время компьютерных технологий не позволял воплотить ее в жизнь, хотя кто знает, чем бы всё закончилось, если бы эта идея нашла применение?

Основы того, что мы сегодня понимаем под WWW, заложил в 1980-е годы Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) в процессе работ по созданию системы гипертекста в Европейской лаборатории физики элементарных частиц (European Laboratary for Particle Physics, Европейский центр ядерных исследований).

  В результате этих работ в 1990 научному сообществу был представлен первый текстовый браузер (browser), позволяющий просматривать связанные гиперссылками (hyperlinks) текстовые файлы on-line. Доступ к этому браузеру широкой публике был предоставлен в 1991, однако распространение его вне научных кругов шло медленно.

 Новым историческим этапом в развитии Интернет обязан выходу первой Unix-версии графического браузера Mosaic в 1993 году, разработанного в 1992 Марком Андресеном (Marc Andreessen), студентом, стажировавшимся в Национальном центре суперкомпьютерных приложений (National Center for Supercomputing Applications, NCSA), США.

С 1994, после выхода версий браузера Mosaic для операционных систем Windows и Macintosh, а вскоре вслед за этим - браузеров Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer, берет начало взрывообразное распространение популярности WWW, и как следствие Интернета, среди широкой публики сначала в США, а затем и по всему миру.

 В 1995 NSF передала ответственность за Интернет в частный сектор, и с этого времени Интернет существует в том виде, каким мы знаем его сегодня.

Как и любой предмет, Интернет имеет свойства, определяющие его сущность. Причем, Глобальная сеть обладает как множеством полезных, так и вредных свойств, которые эксплуатируются заинтересованными людьми. Так, например, благодаря Интернету можно заочно учиться, общаться, сделать заказ лимузинов, билетов в театр или на самолет. Но можно и заразить свой компьютер вирусом, ощутить на себе весь ужас хакерской атаки. С помощью Интернета можно связать любой компьютер с каким угодно другим, также подключенным к сети (по типу телефонной связи).

Интернет никому не принадлежит, но является достоянием всего человечества. Глобальную сеть невозможно выключить целиком, так как у маршрутизаторов сетей отсутствует единое внешнее управление. Также одним из свойств Интернета является то, что он – открытое хранилище и средство открытого распространения информации. Поэтому в связи с открытостью данной системы, незашифрованная информация, следуя по маршруту транспортировки, может быть перехвачена и прочитана. А вот распространение информации в сети имеет ту же природу, что и слухи в социальной среде. Если информация вызывает большой интерес, то она распространяется широко и быстро, а если она неинтересна, то распространение отсутствует.
Резолюцией ООН от 03.06.2011 года доступ в Интернет признан базовым правом человека, а отключение от Интернета признается нарушением прав человека.

1.2 Обзор использования интернет-связи за 2000-2014г.

Кажется, что 2000 год был не так давно? Но для интернета 14 лет значат очень много. Около 14 лет назад произошел бум, когда стало появляться бесконечное множество сайтов в доменной зоне .com, и так же быстро последовал крах этого крупного сегмента бизнеса. Тогда речь могла идти лишь о web 1.0, а Google только начинал свою работу. Но все кажется не таким серьезным до тех пор, пока не начинаешь сравнивать цифры.

Итак, как изменился интернет за последние 14 лет в цифрах.

Рис.1. Количество населения РФ, использующие интернет-связь.

Из рисунка видно, что в период с 2000 по 2014 год, уровень населения, использующие интернет-связь, многократно растет. В целом, ситуацию можно назвать «стабильной».

По итогам весны 2010 года в России насчитывалось 43,3 млн интернет-пользователей (тех, кто выходил в Интернет хотя бы раз за последний месяц), недельная аудитория 39,2 млн человек, а ежедневная — 29,4 млн. Динамика роста российской интернет-аудитории с 2000 по 2010 годы составила 1826 %.

По состоянию на 2010 год, каждая четвёртая семья в России обеспечена широкополосным доступом в Интернет (25,5 % квартир имеют интернет-доступ на скорости не менее одного мегабита в секунду.

В конце 2010 года согласно отчету Morgan Stanley, Россия вошла в пятёрку стран с самым большим интернет-рынком. Согласно данным[каким?], интернет-аудитория в России составляет 60 млн пользователей или 42 % населения. Согласно этим же данным, интернет-аудитория, в России, за последний год, выросла на 31 % — это самый быстрый рост в пятёрке. При этом, внимание интернет-пользователей активно перемещается на мобильные устройства — охват скоростного мобильного Интернета (3G) вырос за год на 81 % и достиг 5 % аудитории.

В сентябре 2011 года Россия обогнала Германию по количеству интернет-пользователей и впервые заняла первое место в Европе.

По данным организации Freedom House, в 2012 году интернет в России занимал 31 место из 60 стран по уровню свободы слова, и вошёл в категорию «частично свободный», было зарегистрировано 38 уголовных преследований интернет-активистов.

В период зимы 2012—2013 по данным фонда «Общественное мнение» хотя бы раз в месяц интернетом пользуются 64,4 миллиона совершеннолетних жителей.

По данным Директ ИНФО весной 2014 года уровень проникновения фиксированного широкополосного доступа в интернет по домохозяйствам достиг в Москве 88,6 % или 3,9 млн. По сравнению с 2013 годом рынок вырос всего на 2 %, что говорит о его полном насыщении. Иная ситуация пока сохраняется в России, где уровень проникновения по домохозяйствам приблизился по итогам 2013 года к 50 % или почти 30 млн домохозяйств.

По данным «TNS Россия» апреля 2014 года, российская аудитория «ВКонтакте» составила 52,1 млн человек, «Одноклассников» — 41 млн, Facebook — 23,8 млн.

В мае 2014 года министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров заявил, что аудитория российского сегмента интернета составила 68 млн человек, а 56 млн пользователей выходят в сеть ежедневно.

В 2010 году Россия заняла 27 место в мире по скорости доступа в интернет, средняя скорость доступа составила 2,59 Мбит в секунду.

В 2014 году средняя скорость фиксированного доступа в интернет в России составила почти 24 Мбит/сек. По сообщениям СМИ, в среднем самый быстрый интернет — в городах Сибири.

В 2014 году уровни проникновения ШПД и платного телевидения в России составили 52 и 62 % соответственно. К началу апреля 2014 г. в России насчитывалось 27,6 млн абонентов ШПД.

В 2014 году первое в мире место по скорости мобильного интернета, по отчёту Akamai, занял неназванный российский провайдер (в отчете он обозначен как RU-1) с показателем 8,9 Мбит/с.

Летом 2014 года данные опроса свидетельствовали, что Интернет не смог заменить россиянам ТВ в качестве источника информации. Абсолютное большинство россиян (90 %) получают информацию о событиях в стране и мире из телевизора, среди москвичей это число даже выше — 93 %. Больше половины населения (55 %) узнает новости из единственного источника, в основном телевидения. Из интернет-изданий узнают новости 24 % россиян. Доля потребителей их информации значительно выросла по сравнению с 2009 годом — тогда она составила 9 %. В Москве доля читателей интернет-изданий достигла 42 %. Из социальных сетей получают информацию 15 % россиян и четверть москвичей. 46 % пользователей заходят в интернет, чтобы найти нужную информацию и для общения, лишь 34 % — за новостями.

1.3 Перспективы развития  использования услуг Интернет-связи в РФ.

Зафиксировать текущее состояние Рунет в статике достаточно сложно. Его параметры и ландшафт меняются каждый день, и неизменным остается только одно – общий вектор стремительного развития. Тем не менее, основные тренды, на наш взгляд, прослеживаются достаточно ясно. Некоторые из них имеют уже вполне четкие контуры, некоторые только начинают формироваться. Интернет-пользователями являются уже 60% наших сограждан, причем 40% выходят в Сеть ежедневно (год назад было 30%). Объем мобильной аудитории приближается к 35 млн человек, что составляет почти 44% от всего населения России. За 2014 год мобильная аудитория Рунет выросла на 51%. В настоящее время Интернет активно осваивают лица в возрасте «50+», при этом «взросление» веб-аудитории отмечается не только в России. 53% пользователей составляют женщины, и эта тенденция сохраняется уже четвертый год. В ближайшие годы число пользователей Интернета будет расти исключительно за счет людей старшего поколения, т.к. аудитория тех, кто родился в 80-е и 90-е уже почти на 100% «живет в онлайне». Ответ на вопрос, насколько поколение 70-х и старше будет столь же активными пользователями онлайн сервисов, пока остается открытым. Интернет стал частью повседневной жизни Россиян, а не только рабочим инструментом в офисе: 97% пользователей выходят в Сеть из дома против 44% из офиса. Возможность выходить в Интернет из дома есть уже у 92% жителей городов с населением свыше 100 тыс. человек, причём больше 70% из них пользуются высокоскоростным (широкополосным) доступом. По ШПД Россия занимает первое место в Европе и пятое в мире. В области мобильного Интернета следует отметить начало эксплуатации сетей 4-го поколения стандарта LTE. Одновременно с ростом уровня проникновения Интернет россияне все больше начинают воспринимать его в качестве авторитетного канала получения информации. Самой популярной информационно-поисковой системой Рунет остается «Яндекс», второе место прочно удерживает мировой лидер поиска «Google», и замыкает тройку лидеров поисковик портала «Mail.ru».

Россияне активно используют все современные возможности Интернет-технологий и по некоторым пунктам даже завоевали мировое лидерство. В частности, 99,7% среднесуточной аудитории Рунет пользуется социальными сетями, что составляет 30 млн человек. Российские Интернет-пользователи находятся в соцсетях в месяц более половины общего времени, проведенного в Сети в целом (12,8 часов из 22,4), что является самым высоким показателем в мире.

В целом будущее видится довольно оптимистичным. По прогнозу Фонда «Общественное мнение» к концу 2016 г. численность Интернет-пользователей в России достигнет 100 млн человек или около 70% населения.


Глава 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ.

  1.  Сводка и группировка

Сводка представляет собой комплекс последовательных действий по обобщению конкретных единичных данных, образующих совокупность, с целью обнаружения типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом

Статистическая группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

Группировка — расчленение общей совокупности единиц по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношениях и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить структуру совокупности или проанализировать связи между отдельными признаками.

На основе данных прил. 1 проведем вторичную группировку.

Определим число групп:

n = 1 + 1,44= 1 + 1,44  2,7 = 1 + 3,888 = 4,888

То есть число групп равно 5.

Далее определим величину группировочного интервала:

i = (хmax-xmin)/n = (84 437,7 - 2 901,8)/5 = 16 307

Сгруппированные данные будут выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Численность населения, пользовавшаяся интернет-связью с 2000 по 2014г.

Численность населения, мл.чел

Годы

До  19 209

2000; 2001; 2002; 2003; 2004

19 209 – 35 516

2005; 2006; 2007

35 516 – 51 823

2008; 2009;

51 823– 68 130

2010;

68 130 – 84 437,8

2011; 2012; 2013;2014

В период с 2000 – 20014гг. по России минимальное число                  населения, пользующееся интернет-связью, приходится на 2000, 2001, 2002, 2003 и 2004 год, и находится в интервале от 2 901,8 до 19 209  млн. человек.

А максимальное – на 2011, 2012, 2013 и 2014 года и находится в интервале от 68 130 до 84 437,8 млн. человек.

  1.  Расчет относительных величин

Относительная величина в статистике – это обобщающий показатель, который представляет собой частное от деления одного абсолютного показателя на другой и дает числовую меру соотношения между ними.

Основное условие правильного расчета относительной величины – сопоставимость сравниваемых показателей и наличие реальных связей между изучаемыми явлениями.

Относительный показатель структуры характеризует состав изучаемых явлений. Для этого исчисляют относительные показатели (в форме процентов или коэффициентов), показывающие доли структурных частей изучаемого объекта по отношению к объекту в целом. Возьмем данные из приложения 3.

Используют

Человек

% к итогу

Всего:

84 437,8

100

                                                В том числе:

Абоненты, имеющие доступ к фиксированной интернет-связи.

25 062,5

25 062,5*100/84 437,8= 29,7

Абоненты, имеющие доступ к фиксированной ширикополосной интернет-связи.

24 844,5

24 844,5*100/ 84 437,8= 29,4

Наибольший удельный вес в объёме использования интернет-связи в РФ имеют абоненты, имеющие доступ к фиксированной интернет-связи и составляет  29,7% от общей численности людей, использующих интернет-связь в РФ за 2014 год.

Относительный показатель координации рассчитывается по формуле:

Возьмем данные из прил. 6

ОПК = 142 467,6/ 84 437,8= 1,687

На каждую тысячу людей приходится  1687 абонентов, использующих услуги интернет-связи на 2014 год.

Относительный показатель сравнения представляет собой соотношение одного и того же абсолютного показателя, характеризующего разные объекты:

Возьмем данные из приложения 2 по ЦФО и СЗФО.

ОПС = 9 938,3/26 091,3= 0,38

Численность населения, использующие услуги интернет-связи в ЦФО превысила тот же показатель в СЗФО в 0,38 раз.

Относительные величины интенсивности характеризуют степень насыщенности изучаемым явлением определённой среды. Для этого возьмем данные по Центральному федеральному округу (ЦФО).

ОВИл = (7 745/ 84 437,8) * 1000= 92 чел

ОВИг = (7 687,6/ 84 437,8) * 1000 = 91 чел.

92 абонента, использующих фиксированную интернет-связь приходиться на 1000 людей, имеющих доступ в интернет в 2014 году по ЦФО. И 91 абонент,  имеющих доступ к фиксированной ширикополосной связи  на 1000 человек в 2014 году по ЦФО.

  1.  Средние величины и показатели вариации

Средняя величина ― это обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень варьирующего признака в конкретных условиях места и времени. Средние величины делятся на 2 класса: степенные-средние и структурные средние.

Рассчитаем средний уровень людей, использовавшие интернет-связь по РФ, для этого воспользуемся арифметической простой. Данные возьмем из прил.2

Формула арифметической простой:

где xi — усредняемый признак,

n — количество единиц с определенным значением признака.

Следовательно, средний уровень населения,  использующие интернет по Федеральным Округам  РФ за 2014 год составляет 12,5%.

Мода ― числовое значение признака, которое наиболее часто встречается в ряду распределении. Как видно из приложения 3 модальный интервал ― 15-29. Рассчитаем моду по следующей формуле:

где  х0 ― нижняя граница модального интервала;

i ― величина модального интервала;

fmo ― частота модального интервала;

fmo-1 ― частота интервала предшествующего модальному;

fmo+1 ― частота интервала следующего за модальным.

Следовательно: лет

Можно сделать вывод, что наибольшее количество пользователей интернета находятся в возрасте 19,5 лет.

Медиана ― это величина признака, которая делит упорядоченную последовательность на две равные по численности части.

Для того, чтобы определить медиану, нам необходимо найти сумму накопленных частот. Для удобства составим таблицу, которая будет включать сумму накопленных частот (табл.2).

Таблица 2

Расчет суммы накопленных частот

В том числе по возрастным группам, лет

18-28

29-39

40-50

Всего

Всего, чел.

52 351,4

27 864,5

4 221,9

Сумма накопленных частот

52 351,4

80 215,9

84 437,8

84 437,8

Как видно из таблицы, сумма накопленных частот равна 84 437,8, следовательно, полусумма равна 42 218,9 (84 437,8/2).

Медиана находится в том интервале, для которого сумма накопленных частот впервые превысит полусумму. Как видно из таблицы, медианным интервал ― 18-28 (52 351,4>42 218,9).

Рассчитаем медиану по следующей формуле:

где  x0 ― нижняя граница медианного интервала;

i ― величина медианного интервала;

f ― сумма частот;

Sme-1 ― сумма частот накопленных до начала медианного интервала;

fme ― частота медианного интервала.

Следовательно:  года

Можно сделать вывод, что большинство людей, работа которых связана с интернетом находится в возрасте 32 лет.

Вариация – это несовпадение уровней одного и того же признака у разных объектов, принадлежащих одной совокупности. Вариация измеряется при помощи абсолютных и относительных показателях.

Для того, чтобы рассчитать показатели вариации, вначале рассчитаем средний возраст безработных и размах вариации. Данные возьмем из прил. 4

Рассчитаем средний возраст, используя такой показатель, как средняя арифметическая взвешенная. Она определяется, как сумма произведений количества вариантов на число повторений варианта и деленная на сумму раз повторений.

Размах вариации рассчитывается, как разница между максимальным количеством вариантов и минимальным.

Показатели вариации:

1) Среднее линейное отклонение характеризует колеблемость, и представляет собой среднею арифметическую из абсолютных значений отклонений отдельных вариантов от их средней арифметической.

где xi ― значение варианта;

― среднее значение признака;

fi ― частота повторений признака;

n ― число вариантов.

2) Дисперсия ― среднее квадратичное отклонение в квадрате.

3) Среднее квадратичное отклонение показывает на сколько в среднем отклоняются конкретные варианты от их средних значений.

Таки образом, возраст людей с интернет-связью отклоняется от среднего возраста в среднем на 6,4 года.

4) Коэфициент вариаций ― наиболее часто применяемый показатель вариации, характеризующий однородность совокупности.

Следовательно, совокупность по рассматриваемому периоду можно считать однородной.

  1.  Применение выборочного метода

Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение, при котором отбор подлежащих обследованию единиц осуществляется в случайном порядке, отобранная часть изучается, а результаты распространяются на всю исходную совокупность.

Совокупность, из которой производится отбор, называется генеральной совокупностью (N). Совокупность отобранных единиц – выборочной совокупностью (n).[4, стр.88]

Используя данные прил. 5, проведем выборочное обследование.

За выборочную совокупность возьмем численность безработных в РФ за 2010 год по месяцам. Тогда . Выбираем месяцы: январь (681,1 тыс. человек), июль (787,4 тыс. человек), декабрь (869,8 тыс. человек).

Расчеты ведем с вероятностью 0,997 ().

Далее определяем среднюю численность подключившихся абонентов за 2014 год по выборочным данным:

Рассчитаем дисперсию:

Средняя ошибка выборки будет равна:

Средняя численность абонентов интернет-связи в РФ  в 2014 году находится в пределах от 767,4 до 791,4 тыс. чел. с вероятностью 0,997.

  1.  Расчет показателей динамики

Явления общественной жизни, изучаемые социально-экономической статистикой, находятся в непрерывном изменении и развитии, поэтому одной из важнейших задач статистики является изучение изменения общественных явлений во времени – процесса их развития, их динамики. Эту задачу статистика решает путем построения и анализа рядов динамики.

Ряд динамики (хронологический, динамический, временной ряд) – это последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень развития изучаемого явления.

Для того, чтобы произвести расчет абсолютных и относительных показателей динамики, воспользуемся формулами из табл.3.

Таблица 3

Формулы абсолютных и относительных показателей динамики

Показатель

Цепной

Базисный

Абсолютный прирост

∆=Уii-1

∆ꞌ=Уi0

Коэффициент роста

Кр=

Крꞌ=

Темп роста

Тр=Кр∙100%

Трꞌ=Крꞌ∙100%

Показатель

Цепной

Базисный

Темп прироста

Тп= Тр-100%

Тпꞌ= Трꞌ-100%

Абсолютное значение 1% прироста

А=

Аꞌ=

Обозначения:

У1,2,3…n ― все уровни последовательных периодов;

n ― число уровней ряда.

Произведем расчет абсолютных и относительных показателей, используя данные из прил.1. Результаты представим в табл.4.

Таблица 4

Расчет относительных и абсолютных показателей

Год

Число абонентов, тыс. чел.

Показатели

Абсолютный прирост, тыс. чел.

Коэффициент роста

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, тыс. чел.

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

2000

2 901.8

2001

4 303.8

1 402

1 402

1,483

1,483

148,3

148,3

48,3

48,3

29,02

29,02

2002

6 007.5

1 703.7

3 105.7

1,395

2,070

139,5

207

39,5

107

43,13

29,02

2003

12 023.4

6 015.9

9 121.6

2,001

4,143

200,1

414,3

100,1

314,3

60,1

29,02

2004

18 560.1

6 536.7

15 658.3

1,543

6,396

154,3

639,6

54,3

539,6

120,38

29,02

2005

21 916.2

3 356.1

19 014.4

1,180

7,552

118

755,2

18

655,2

186,45

29,02

2006

25 902.2

3 986

23 000.4

1,181

8,926

118,1

892,6

18,1

792,6

220,22

29,02

2007

35 424.7

9 522.2

32 522.6

1,367

12,207

136,7

1220,7

36,7

1120,7

259,46

29,02

2008

38 548.5

3 123.8

35 646.4

1,088

13,284

108,8

1328,4

8,8

1228,4

354,98

29,02

2009

41 670

3 121.5

38 767.9

1,080

14,360

108

1436

8

1336

390,18

29,02

2010

61 755.7

20 085.7

58 853.6

1,482

21,281

148,2

2128,1

48,2

2028,1

416,71

29,02

2011

70 284.7

8 529

67 382.6

1,138

24,221

113,8

2422,1

13,8

2322,1

618,04

29,02

2012

76 273.3

5 988.6

73 371.2

1,085

26,284

108,5

2628,4

8,5

2528,4

704,54

29,02

2013

76 943.3

670

74 041.2

1,008

26,515

100,8

2651,5

0,8

2551,5

837,5

29,02

2014

84 437.8

7 494.5

81 535.7

1,097

29,098

109,7

2909,8

9,7

2809,8

772,62

29,02

В целом видно, что количество людей, использующих интернет-связь, с каждым годом растет.

Средние показатели динамики за весь анализируемый период:

1. Средний уровень интервала ряда динамики:  млн.чел

2. Средний абсолютный прирост:  млн.чел

3. Средний коэффициент роста:

4. Средний темп роста: =102,6%

5. Средний темп прироста:

6. Средняя величина абсолютного значения 1% прироста: млн. чел.

Таким образом, в среднем темп роста количества людей, использующих интернет-связь в РФ, составил 102,6% , что определено средним приростом в размере 2,6% в год. Это свидетельствует об увеличении количества людей, использующих интернет-связь.

Статистический ряд динамики также включает тренд – основную тенденцию развития динамического ряда.

Для определения тренда возьмем данные из прил. 1.

Рис. 2. График тренда числа абонентов в РФ, период 2000-2014 гг.

На основе графика можно сделать вывод, что количество абонентов интернет-связи растет.

2.6.  Корреляционно-регрессионный анализ

Корреляционная связьчастный случай статистической связи, при которой различными значениями переменной  x соответствуют различные средние значения переменой у.

Целью корреляционного анализа является статистическая оценка силы (тесноты) и направления связи изучаемых признаков, определение сходства (различия) наблюдаемых явлений и объектов.

На основе данных прил.6 проведем анализ связи между общим количество занятых людей в РФ (X) и общим количеством безработных людей (Y). Данные представим в табл.5.

Таблица 5

Общее количество всего населения и людей, использующих интернет.

Год

Х

У

2000

146 762,9

2 901,8

2001

146 170,2

4 303,8

2002

145 520,8

6 007,5

2003

144 879,6

12 023,4

2004

144 331,3

18 560,1

2005

143 933

21 916,2

2006

142 715

25 902,2

2007

143 652,4

35 424,7

2008

143 677

38 548,5

2009

143 689,7

41 670

Продолжение табл. 5

2010

143 617,9

61 755,7

2011

143 438,5

70 284,7

2012

143 169,6

76 273,3

2013

142 833,7

76 943,3

2014

142 467,6

84 437,8

Затем строим  точечный график, добавляем линию тренда, где устанавливаем прогноз на один период вперед.

Рис.3 Корреляционно-регрессионный анализ.

Из рис. 3 видно, что почти во всех случаях увеличение признака х влечет за собой уменьшение результативного признака, то есть существует обратная связь.

Принимая во внимание значение коэффициента корреляции, можно сделать вывод о тесноте связи. Поскольку коэффициент корреляции равен 0,642, то следует говорить о связи (R < 0,7).

Рассчитаем прогноз численности абонентов интернет-связи, если численность занятых людей составит 143 500,5 млн. человек (X), для этого подставим число в уравнение линии тренда. Получается, что если количество населения достигнет 143 500,5  млн. человек, то количество абонентов интернета будет 93 677,8 млн. человек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе был проведен анализ уровня использования интернет-связи населением РФ.

При расчетах, мы узнали следующее:

1) Средняя численность абонентов интернет-связи в РФ  в 2014 году находится в пределах от 767,4 до 791,4 тыс. чел.;

2) Большинство людей, работа которых связана с интернетом находиться в возрасте 21,5 лет;

3) На каждую тысячу людей, использующих интернет, приходится  1008 абонентов, использующих фиксированный интернет доступ за 2014 год;

4) Наибольшее количество пользователей интернета находятся в возрасте 19,5 лет;

5) 92 абонента, использующих фиксированную интернет-связь приходиться на 1000 людей, имеющих доступ в интернет в 2014 году по ЦФО. И 91 абонент,  имеющих доступ к фиксированной ширикополосной связи  на 1000 человек в 2014 году по ЦФО.

6) Абоненты, использующие фиксированную интернет-связь cоставляют  29,7% от общей численности людей, использующих интернет-связь в РФ за 2014 год.

Россияне активно используют все современные возможности Интернет-технологий и по некоторым пунктам даже завоевали мировое лидерство. В частности, 99,7% среднесуточной аудитории Рунет пользуется социальными сетями, что составляет 30 млн человек. Российские Интернет-пользователи находятся в соцсетях в месяц более половины общего времени, проведенного в Сети в целом (12,8 часов из 22,4), что является самым высоким показателем в мире.

В целом будущее видится довольно оптимистичным. По прогнозу Фонда «Общественное мнение» к концу 2016 г. численность Интернет-пользователей в России достигнет 100 млн человек или около 70% населения


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Гусаров Ю.В. Гусарова Л.Ф. Социально-экономическая статистика – М.: Гриф , 2015. – 140 с.
  2.  Перция В, Л. ,Панин А,  Ткаченко О, Логачева Т. Общая теория статистики 2. – М.: Диалектика, 2011. – 240 с.
  3.  Романцов  А. Курс социально-экономической статистики. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 116 с.
  4.  Синяева И.М. Статистика: Курс лекций. М.: Гриф МО, 2014. – 247 с.
  5.  Статистика [Текст]+[Электронный ресурс]: методические указания к выполнению курсовой работы для студентов, обучающихся по специальностям 080105 – «Финансы и кредит», 080503 – «Антикризисное управление», 080801 – «Прикладная информатика (в экономике)» и направлениям подготовки 080100 – «Экономика», 080500 – «Бизнес-информатика», 230700 – «Прикладная информатика», очной формы обучения. – Брянск: БГТУ, 2012. – 16 с.
  6.  Сайт URL http://www.connect.ru/article.asp?id=5260  (дата обращения: 18.04.2015).
  7.  Сайт URL http://rbcdaily.ru/media/562949979005595 (дата обращения: 18.04.2015).
  8.  Сайт URL http://www.kitcom.ru/nws/?id=277  (дата обращения:18.04.2015).
  9.  Сайт URL http://starcoms.ru/iwrite/all/statistika-ispolzovaniya-interneta-v-rossii-2000-2014/ (дата обращения: 18.04.2015).
  10.  Сайт URL: http://searchtalk.ru/stati/statistika-polzovatelej-interneta-v-rf.html (дата обращения: 18.04.2015).

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Численность населения, использующие интернет-связь в РФ.

Год

Численность населения, млн.чел.

2000

2 901,8

2001

4 303,8

2002

6 007,5

2003

12 023,4

2004

18 560,1

2005

21 916,2

2006

25 902,1

2007

35 424,7

2008

38 548,5

2009

41 670

2010

61 755,7

2011

70 284,7

2012

76 273,3

2013

76 943,3

2014

84 437,8

Приложение 2

Население,  использующее интернет-связь по Федеральным Округам  РФ за 2014 год

Федеральный Округ

Число абонентов, млн.чел.

Население, %

Центральный Федеральный Округ (ЦФО)

26 091,3

30,9

Северо-Западный Федеральный Округ (СЗФО)

9 938,3

7,97

Приволжский Федеральный Округ (ПФО)

18 323

11,77

Уральский Федеральный Округ (УФО)

8 173,6

3,55

Южный Федеральный Округ (ЮФО)

6 729,7

12,12

Дальневосточный Федеральный Округ (ДФО)

2 997,5

9,68

Сибирский Федеральный Округ (СФО)

10 233,9

21,7

Северо-Кавказский Федеральный Округ (СКФО)

1 950,5

2,31

Приложение 3

Население, использующее фиксированную и фиксированную широкополосную интернет-связь по ФО.

Федеральный

Округ

Абоненты с фиксированной интернет-связью.

(мл.чел)

Абоненты с фиксированной широкополосной связью

(мл.чел)

ЦФО

7 745

7 687,6

СЗФО

2 948

2 915,3

ПФО

5 436,2

5 400

УФО

2 424

2 411

ЮФО

1 999,5

1 962

ДФО

890,1

875,1

СФО

3 038,3

3 024

СКФО

581,4

569,5

Приложение 4

НАСЕЛЕНИЕ, ИМЕЮЩЕЕ ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ, РАБОЧАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ СВЯЗАНА С ИНТЕРНЕТОМ, ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ: 2014

(в среднем за год)

Всего в возрасте 18-71 года

В том числе по возрастным группам, лет

18-28

29-39

40-50

Всего, млн. чел.

84 477,8

52 351,4

27 864,5

4 221,9

Основная работа связана с интернет деятельностью

8 840,2

6 805,7

1 950,1

84 438

Приложение 5

Динамика численности людей, подключившихся к интернет-связи за 2014 в РФ.

 

Общая
численность подключившихся (тыс. чел)

Январь

681,1

Февраль

432,8

Март

488,9

Апрель

624,6

Май

577,2

Июнь

510,4

Июль

787,4

Август

539,2

Сентябрь

750,9

Октябрь

641,2

Ноябрь

589,8

Декабрь

869,8


Приложение 6

Год

Общая численность населения, млн. чел.

Численность населения, исп. Интернет млн. чел.

Новые абоненты интернет-связи, млн. чел.

2000

146 762,8

2 901,8

1 401,1

2001

146 170,2

4 303,8

1 401,9

2002

145 520,8

6 007,5

1 703,7

2003

144 879,6

12 023,4

6 015,9

2004

144 331,3

18 560,1

6 536,8

2005

143 933

21 916,2

3 356

2006

143 715

25 902,1

3 986

2007

143 652,4

35 424,7

9 522,5

2008

143 677

38 548,5

3 123,9

2009

143 689,7

41 670

3 121,5

2010

143 617,9

61 755,7

20 085,7

2011

143 438,1

70 284,7

8 529

2012

143 169,6

76 273,3

5 988,6

2013

142 833,7

76 943,3

669,9

2014

142 467,6

84 437,8

7 494,5

PAGE   \* MERGEFORMAT 17



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52754. ХОЧЕШЬ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ? DO YOU WANT TO BE A MILLIONAIRE? 142.81 KB
  Начало викторины. Организационный момент. Игра дает шанс поиграть каждому из 7 участников по очереди. Они сидят на стульях перед сценой, спиной к зрительному залу. Ведущий задает вопросы в порядке увеличения трудности вопроса и его стоимости. У участников есть 1 подсказка - помощь друга. В случае ошибки ему выдается стоимость предыдущего вопроса (в евромонетах), а затем принимается следующий игрок. Правильные ответы приветствуются аплодисментами. В конце игры объявляются победители. Great Britain is divided into ... (10 «евро») a) three parts; b) five parts; c) four parts; d) two parts. 2. What is a Picadilly Circus? (20 «евро») a) a circus; b) a square; c) a street; d) a house. 3. What is the Tower of London now? (50 «евро») a) a prison; b) a museum; c) a house; d) a fortress.
52755. Інтегрований урок. Українська література + фізична культура. 5 клас 195.5 KB
  Завдання: прочитати речення з певними інтонаціями: Спочатку із захопленням потім з осудом Ну і богатир Із захватом із розчаруванням Оце так козак Зачудовано із зневагою Яка красуня Домашнє завдання 3хв. Перевірка домашнього завдання Що ви знаєте про речення Як ви розумієте епіграф до нашого уроку Мотивація навчання школярів 45хв. Завдання: створити словесний образ слова здоров’я або 2. Завдання: Скласти 5 речень з ключовими словами: Діти Небезпека Правила Здоров’я Оголошення теми і мети уроку 1хв.
52756. Drama Techniques for Teaching English 37 KB
  Using drama to teach English results in real communication involving ideas, emotions, feelings appropriateness and adaptability; in short an opportunity to use language in operation which is absent in a conventional language class. Such activities add to the teachers repertoire of pedagogic strategies giving them a wider option of learner-centered activities to chose from for classroom teaching, thereby augmenting their efficiency in teaching English
52757. Древнеруский языкъ. Этимология. 91 KB
  Корень ров н суффикс ая окончание потому что ровную. А что Если корень ров к примеру. Ров это понятие что это яма канава. Поэтому я вам начало положу а дальше будем уже Я не хочу чтобы вы как в школе механически всё воспринимали.
52758. Множення звичайних дробів 258.5 KB
  Мета уроку: закріпити навички та вміння учнів виконувати множення звичаних дробів та розв’язувати задачі на множення звичайних дробів; розвивати творчу та розумову активність увагу інтерес до математики використовуючи історичний матеріал виховувати культуру математичних знань. Подивимось може й у нас є особливий спосіб множення звичайних дробів. Пропоную Вам спосіб швидкого усного множення на та .
52759. Множення і ділення дробів 221 KB
  Дату народження якого українського письменника ви отримали Отже Іван Франко народився 27. Учень: Видатний український письменник Іван Якович Франко народився в селі Нагуєвичі Дрогобицького повіту на Львівщині в родині сільського коваля. Потім Іван Франко перейшов до школи при монастирі в Дрогобичі а згодом – до дрогобицької гімназії. Розв’язавши задачу ми з’ясуємо скільки мов знав Іван Франко і скількома мовами перекладені його твори.
52760. Додавання і віднімання десяткових дробів (5 клас) 45 KB
  Вчити застосовувати правила додавання та віднімання десяткових дробів до розвязування прикладів рівнянь задач спрощення виразів. Розвивати навички логічного мислення математичну мову навички зручного обчислення прикладів. Виконуючи вправи ми побачимо що нам потрібно вміти додавати та віднімати десяткові дроби для спрощення виразів розв’язування рівнянь розв’язування задач в одній системі вимірюваннякм год. Розв’язування вправ.
52761. Розвиток толерантності 48.5 KB
  Робота в групах зашифроване слово Жидрути Васпра Легнека Тижидру Батре Тивмі З`являється напис Дружити справа нелегка але дружити треба вміти. Разом ми клас Тож будемо вчитися дружити щоб не було як у байці Л. Бесіда: Що ж там лад Як досягти ладу в колективі Що ж означає: дружити Як ви розумієте це поняття А зараз послухайте вірш Оксани Сенатович. Що це значить не дружити Що це значить не дружити Жити так одинаком Не дружити це ходити Не дверима а вікном.
52762. Сложение и вычитание обыкновенных дробей 316 KB
  Цель: - актуализировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание дробей с равными знаменателями»; - развивать навыки применения теоретических знаний при решении различных видов практических упражнений; - формирование положительной мотивации к предмету через нестандартную форму реализации урока, развитие познавательного интереса учащихся; - воспитание культуры работы в группе; - поддержать акцию «Сохраним первоцветы».