88804

ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА И ДОЛЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Социальная работа - одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением - своими клиентами и их близкими в процессе работы - и опосредованно - с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личных примеров специалистов.

Русский

2015-05-04

137.5 KB

5 чел.

PAGE  3

ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА И ДОЛЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО

ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕОНТОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА1. ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………...5

1.1 Сущность и понятие профессионального долга…………………..………..5

1.2 Ценность, понятия и критерии в социальной работе………………………9

ГЛАВА2. ДОЛЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ……….....16

2.1 Сущность и понятие должного поведения в социальной работе………...16

2.2 Сходства и различия ценности профессионального долга и должного поведения в социальной работе ……………………………………………..…21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........28

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа - одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением - своими клиентами и их близкими в процессе работы - и опосредованно - с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личных примеров специалистов. Являясь примером гуманного отношения к человеку, самоотверженности, доброты и милосердия, честности и справедливости, социальный работник выступает проводником идей гуманизма, утверждения их в обществе как нормы человеческой жизнедеятельности; тем самым он способствует утверждению в обществе ценностей социальной работы, ее идеалов и выполняет свой долг перед профессией.

Среди различных видов деятельности человека особое место занимает профессионально-трудовая, которая образует основную форму активности субъекта. Успешность трудовой деятельности во многом зависит от «деятельностно- смыслового единства», которое заключается в совпадении ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности . Наличие этого единства приобретает большое значение, когда речь идет о профессиональной деятельности в сфере «человек-человек», поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает человеческая личность.

Одним из представителей профессиональной деятельности типа «человек-человек» является профессия социального работника. Профессия социального работника получила распространение в нашей стране в 1991 г. Появление новой профессии связано, прежде всего, с переменами, произошедшими в российском обществе, которые привели к распаду прежних систем социального обеспечения и социальной защиты.

Вопросами ценности профессионального долга и должного поведения  занимались многие ученые. Такие как, Ш. Рамон, Р. Сари, Шатни К. Хиндука, Г. Бернлер, Л. Юнссон и другие.

Объект курсовой работы: Должное поведения в социальной работе.

Предмет курсовой работы: Ценность профессионального долга и должного поведения.

Цель курсовой работы: Выявить Ценность профессионального долга и должного поведения в социальной работе.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть сущность, содержание и понятие профессионального долга

2. Раскрыть ценность, понятия и критерии в социальной работе

3. Выявить сущность и понятие должного поведения в социальной работе.

4. Определить сходства и различия ценности профессионального долга и должного поведения в социальной работе.

Методы исследования: Теоретический анализ литературы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Материалы курсовой могут быть использованы для студентов специальностей «Социальная работа» в дисциплине «Деонтология».

ГЛАВА 1.  ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1 Сущность, содержание и понятие профессионального долга

Профессиональный долг — определенное самоограничение, имеющее целью достижение профессионального успеха и реализации личности.1

Понятие "профессиональный долг" связано с понятием "профессиональная ответственность".

Профессиональный долг, подкрепленный профессиональной ответственностью прописывает поведение специалиста в разных ситуациях, закрепляется в кодексах той или иной профессии.

Долг — одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними.2

Ответственность выражает соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Требования долга универсальны, адресованы каждой личности вне зависимости от ее личных характеристик, но возможности людей (интеллектуальные, физические, социальные и др.) не одинаковы. Действия, не представляющие большого труда для одного, могут быть неосуществимыми для другого. То, что может быть легко осуществлено в определенной ситуации, становится невозможным в другой. Осознавая это, личность ситуативно вносит коррекцию в свое отношение к долгу. Чувство ответственности может не сформироваться, если в конкретной ситуации личность по объективным причинам лишена возможности выполнения долга.3

 Ответственность личности перед кем-либо (в том числе и перед собой) за результаты ее деятельности формируется в процессе самой деятельности в результате присвоения ею социальных, профессиональных и групповых ценностей.4 Она проявляется в осуществлении формального и неформального контроля хода и условий деятельности, состояния процесса или явления с целью обеспечения своевременного корригирующего вмешательства. Внешний, формальный контроль личности за ходом процесса деятельности направлен в основном на соблюдение необходимых параметров процесса и задается, как правило, в технологической документации, тогда как внутренний, неформальный заключается в основном в саморегуляции деятельности личности в соответствии с чувством долга и проявляется в ее максимальной включенности в деятельность. Идентификация личностью себя как активного субъекта деятельности приводит к возникновению субъективного чувства решающей зависимости конечного результата деятельности от ее индивидуальной активности, что побуждает ее изыскивать дополнительные средства, выявлять резервы, создавать условия для достижения намеченной цели, иногда вопреки здравому смыслу и мнению окружающих. 5

  Ответственность и долг социального работника перед профессией. Повышение престижа социальной работы как профессии. Долг социального работника перед своей профессией. Престиж профессии. Долг внутренне закономерно связан с ответственностью.

  Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений.6

  В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.

  Обязанность – моральное требование, которое может выступать как возлагаемая на человека задача.7 В отличие от долга, понятие обязанности имеет, с одной стороны, более широкий характер, поскольку относится к некому множеству людей, а с другой – более конкретный характер, т.к. раскрывает содержание предписываемых человеку поступков и действий и определяет, что именно он должен делать. Выполнение разнообразных обязанностей становится долгом человека в определенных ситуациях, в которые он попадает. Обязанности и их выполнение становятся важным условием взаимодействия людей, поскольку создают возможность согласованных действий, кооперации усилий, более рационального распределения ресурсов, специализации деятельности на основе дисциплины и ответственности.

   Профессиональные обязанности социального работника в общих чертах изложены в Квалификационном перечне, куда специальность “социальная работа” была внесена в апреле 1991 г. приказом Госкомтруда СССР.8 Более детально проработанные профессиональные обязанности социального работника нашли свое отражение в должностных инструкциях, созданных в различных учреждениях социальной защиты и являющихся обязательными для исполнения. Но как было сказано, не всякая функциональная обязанность социального работника может рассматриваться как его долг. Те обязанности, которые навязываются работнику под влиянием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут рассматриваться как его долг, но вместе с тем они могут быть выполнены. Мерилом ответственности социального работника за выполнение такого рода обязанностей в данном случае являются его моральное чувство, честь и достоинство, гражданское чувство ответственности и нравственная дисциплина.

   Таким образом, профессиональный долг специалиста — это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией. И так следует различать содержание понятий “профессиональные обязанности”, “профессиональная ответственность”, “профессиональный долг”.

1.2 Ценность, понятия и критерии в социальной работе

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления.9 Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров  в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

  Среди многих принципов, которыми должны или хотят руководствоваться социальные работники, есть такие основные внутренние побудители, общественные и личностные предпосылки к выбору социальной работы как профессии, значение которых является   антологически существенным.

Ключевые для социальной работы понятия - «благосостояние», «социальное функционирование» - несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями.10 Важнейшей характеристикой социальной работы является ее гуманистическая направленность. Приоритет здесь имеют ценности уважения личности, ее автономии и личного достоинства, вера в возможность самореализации личности, непрерывность развития, целостность и осознанность человеческого опыта. Но это совсем не исключает, и даже предполагает, социальную ответственность, социальную справедливость и равенство. Гуманистическая направленность подразумевает утверждение права личности на свободное волеизъявление и нравственный экзистенциальный выбор жизненного пути. Кодекс этики социального работника определяет систему ценностных регуляторов и ориентаций социального работника. Согласно ему, квалифицированный социальный работник должен признавать среди прочего11:

  1.  ценность и достоинство личности;
  2.  право клиента на уважение, автономность и конфиденциальность;
  3.  индивидуальное право выбора;
  4.  право защиты, для тех, кто подвергается оскорблению, эксплуатации, насилию.

Система профессиональных знаний в социальной работе. Комплексный характер профессиональных знаний. Содержание и уровни профессиональных знаний. Профессиональные умения социальных работников.

  В отличие от базовых научных дисциплин, социальная работа как профессия стремится к использованию знаний, а не к знаниям во имя знаний. Основная масса знаний в социальной работе является заимствованной из различных отраслей фундаментальной и прикладной науки. Но то, что делает данную профессию отличной от других, - это особый характер действий, или практической деятельности, связанный с тем, что знания помещаются в особую систему координат. Эта система координат задается целями и ценностными установками профессии. Теория социальной работы - это теория не исследуемого объекта, а теория работы с объектом, то есть профессиональной деятельности.12

 Основной ценностью социальной работы Ш. Рамон считает - ценность самоопределения. И если руководствоваться данной ценностью, необходимо стремиться к сотрудничеству между профессионалами и клиентами, важным условием которого является знание мнения клиента о воздействии. При этом Р. Сойер справедливо предложил считать «право на ошибку» частью ценности самоопределения.13

  Н.Б. Шмелева под ценностями социальной работы понимает ведущую потребность - «служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность социального работника в достижении этой гуманной цели». Она выделяет три взаимосвязанные группы ценностей деятельности социального работника, последовательно усваиваемые в ходе профессионального обучения14:

  1.  ценности, отражающие альтруистический характер деятельности - помощь другому, нуждающемуся в твоей поддержке, слабо защищенному человеку;
  2.  ценности этической ответственности перед профессией - отстаивание и защиты достоинства и целостности профессии, развитие этических норм, знаний и миссии социальной работы;
  3.  ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности социального работника, достижение профессионализма деятельности.

 Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление специалистам, работающим в той или иной сфере. Цели и задачи социальных работников или других специалистов вытекают из соответствующих ценностных систем, находящихся в основе их профессий. Профессиональные ценности в то же время не существуют вне и независимо от общественных ценностей. Профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социетальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и гарантирует ей признанней.

   Центральный принцип, от которого происходят все остальные ценности, - это принцип уважения к личности.15 Право человека на самоопределение, например, вытекает из принципа уважения человеческого достоинства, поскольку речь идет о предоставлении человеку возможности принимать собственные решения.

Ценности социальной работы16:

  1.  Уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида.
  2.  Принятие клиента таким, какой он есть.
  3.  Неосуждающее отношение к клиенту.
  4.  Уважение права клиента на самоопределение.
  5.  Уважение доверия клиента.
  6.  Вера в человеческую способность к изменению, росту и улучшению.
  7.  Умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности.
  8.  Индивидуальный подход к клиенту.
  9.  Уважение конфиденциальности.
  10.  Эмпатия.
  11.  Эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, т.е. умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя.
  12.  Профессиональное развитие.
  13.  Обязательство работать в интересах клиента.
  14.  Стремление к социальной справедливости.

  Профессиональные ценности ориентируют социального работника на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, на профессиэнальную ответственность за свою деятельность. Социальные работники имеют дело с человеческими страданиями и проблемами. Поэтому наиболее важным в данной профессии является уважение человеческого достоинства, независимо от различия по расовому, этническому, сексуальному, общественному, возрастному, религиозному, политическому, языковому, социально-экономическому признакам, от способностей, вклада в общественное развитие или других особенностей, личных характеристик, состояния или статуса.

По мнению Ш. Рамона, ядро социальной работы составляют такие ценности, как17:

  1.  право индивидов на поддержку со стороны своего ближайшего окружения и общества в целом в тех случаях, когда они сталкиваются с жизненными трудностями и невзгодами;
  2.  право на уважение собственного человеческого достоинства;
  3.  право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы собственной личности или окружающим;
  4.  право на ошибку;
  5.  ответственность индивидов за свои действия;
  6.  право на самореализацию своих потенциальных возможностей.

Р. Сарри подчеркивает значение таких ценностей, как «гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности» .

Шанти К. Хиндука считает, что социальные работники должны разделять такие ценности, как:

  1.  человеческое достоинство;
  2.  социальная справедливость;
  3.  поддержка неимущих и наиболее уязвимых слоев;
  4.  стремление к мирному сосуществованию;
  5.  добрую волю

Основной ценностью социальной работы Ш. Рамон считает ценность самоопределения. И если руководствоваться данной ценностью, необходимо стремиться к сотрудничеству между профессионалами и клиентами, важным условием которого является знание мнения клиента о воздействии. При этом Р. Сойер справедливо предложил считать «право на ошибку» частью ценности самоопределения18.

Н.Б. Шмелева под ценностями социальной работы понимает ведущую потребность - «служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность социального работника в достижении этой гуманной цели».19 Она выделяет три взаимосвязанные группы ценностей деятельности социального работника, последовательно усваиваемые в ходе профессионального обучения:

  1.  ценности, отражающие альтруистический характер деятельности - помощь другому, нуждающемуся в твоей поддержке, слабо защищенному человеку;
  2.  ценности этической ответственности перед профессией - отстаивание и защиты достоинства и целостности профессии, развитие этических норм, знаний и миссии социальной работы;
  3.  ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности социального работника, достижение профессионализма деятельности

  Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников» принятая в США в 1997 году.20  

  Как видно, основными профессиональными ценностями социальной работы являются:

  1.  Уважение человеческого достоинства.  
  2.  Право человека на самостоятельное определение своих собственных потребностей и способов их удовлетворения.
  3.  Равенство возможностей, ограниченное только природным способностями индивида.
  4.  Социальная ответственность людей перед собой, своими семьями, общиной и обществом.

  Центральный принцип, от которого происходят все остальные ценности, - это принцип уважения к личности. Право человека на самоопределение, например, вытекает из принцепа уважения человеческого достоинства, поскольку речь идет о предоставлении человеку возможности принимать собственные решения. Этические кодексы Ассоциаций социальных работников различных стран обязательно содержат в той или иной формулировке постулат о человеческом достоинстве

ГЛАВА 2. ДОЛЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

2.1 Сущность и понятие должного поведения в социальной работе

Сущностью деонтологических конфликтов в социальной работе является противоречие между сущим и должным. Основные их модификации могут быть представлены как конфликты приоритетов долженствования перед обществом и государством, профессией, коллегами, клиентами и самим собой.21 Видимо, в такого рода затруднениях социальному работнику целесообразно обратиться к общему философскому принципу: общее, в том числе в этике и профессиональной этике, а также в соответствующих им деонтологических учениях, всегда имеет приоритет перед частным, существенное – перед несущественным. В практике специалисту порой трудно бывает решить, перед кем исполнять долг в первую очередь: перед обществом и государством или перед клиентом; перед клиентом или перед самим собой; перед профессией или перед коллегами.

 Существенное и несущественное, общее и частное не всегда легко идентифицировать как надо. Кроме того, применение этого принципа правомерно, если конфликт в действительности имеет место и не является мнимым, субъективным, надуманным.

  Специалист по социальной работе должен заниматься социальной практикой. При всей очевидности, это один из фундаментальных принципов профессиональной деятельности социального работника. Социальный работник должен осуществлять свою профессиональную деятельность. В настоящее время из-за недостаточной разработанности квалификационных характеристик, можно обнаружить преобладание той или иной отрасли научных знаний (психологии, социальной педагогики, социальной медицины, социологии). И именно указанный принцип ориентирует социального работника, с одной стороны, делать только то, что ему разрешено законом, реализуя навыки и умения, полученные в процессе обучения, а с другой стороны, он фиксирует содержание, цели и задачи социальной практики как феномен нашего общества, наличие профессиональной деятельности определенной группы специалистов.

Деятельность социального работника - это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, обучению.22 Он должен обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое общение, на ситуацию в социуме. Это особенно важно сейчас, когда распадаются традиционные типы связей, когда в условиях становления доцивилизованных рыночных отношений происходит изменение духовно-нравственной сферы и вследствие бессилия структур государственной власти личность и семья оказались в социально-экстремальной ситуации. Быстрая смена идеологических установок - от патронажа государства в сфере здравоохранения, образования, жилищных и других проблем к идеологии самовыживания - обусловила увеличение числа людей, которые в силу объективных причин оказались неконкурентоспособными в борьбе за насущные вещи.

Социальный работник должен использовать себя осознанно. Социальный работник, планируя свою деятельность, опирается на практические умения. Первичным инструментом социального работника является он сам. Поэтому большую роль в его оценке каких-нибудь предрассудков или предпочтений, сильных или слабых сторон личности играет самообразование или самосознание. Базовым элементом практики социальной работы является способность работников строить и поддерживать эффективные отношения по оказанию помощи населению.23 Эти отношения требуют понимания социальным работником мыслей клиентов, их восприятия и реакций на окружающий мир. Социальный работник должен быть способен отступать, если необходимо, от стандартов в работе и критически рассматривать собственную профессиональную деятельность.

   Долг — одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.24

   В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.

   Долг как «высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей», внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Если долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга. Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой.

При определенных условиях объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. Моральный долг — как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе «человек — среда» — для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии.25 Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность. Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем этого требует профессиональный долг.

  Стиль поведения социального работника, который формируется под влиянием его личностных качеств, профессиональных и индивидуальных ценностей и интересов, оказывает большое влияние на всю систему отношений.26

Е.И. Холостова (1993) обращает внимание на важность следующих личностных качеств социальных работников27:

  1.  гуманистическая направленность личности;
  2.  личная и социальная ответственность;
  3.  доброта и справедливость;
  4.  чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
  5.  терпимость, вежливость и способность эмпатии;
  6.  готовность понять других и прийти к ним на помощь;
  7.  эмоциональная устойчивость;
  8.  личностная адекватность и социальная адаптивность.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: если долг социального работника состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится, и практически реализовать моральные требования, то вопрос, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности специалиста. Ответственность и долг взаимосвязаны и никогда не рассматриваются изолированно.

2.2 Сходства и различия ценности профессионального долга и должного поведения в социальной работе

  Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.28

  В профессиональной деятельности социального работника сочувствие способствует развитию доверия у клиента. Сочувствие, сострадание- это первая ступень во взаимодействиях социального работника с клиентом, но искренности этих чувств определяется желанием помочь клиенту, заботой о нём. Благодаря участливости, сочувствие переходит из состояния, которое является иррациональным (сфера чувств, переживаний, эмоций), то есть невыразимым в логических понятиях, в состояние рациональное29.

  В этом смысле участливость становиться морально-психологическим фактором, регламентирующим необходимость участливого отношения к проблемам клиента. На наш взгляд, эта позиция не противоречит позиции Канта, считавшего, что поступки людей, обусловлены внешними побуждениями, чувством жалости или сострадания, не являются моральными, а только «легальными». Моральный поступок, с его точки зрения, совершенствуется всегда из чувства долга и во имя одного долга.

  Отрицать роль долга и ответственности в профессиональной деятельности не приходит в голову. Действительно, безусловное следование в своей работе требованиям профессионального долга, утверждаемым этическим кодексом, является моральной составляющей профессиональной деятельности социального работника30. Однако сочувственное участие в решении проблем клиента способствует, более глубокому осознанию долга и ответственности социального работника перед клиентом. Сочувствие как умение поставить себя на место другого человека, разделить его чувства, является своего рода необходимо нравственно- психологической установкой социального работника.

  Социальный работник должен добиваться личного и профессионального роста. Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Процесс оказания помощи людям, связанный с изменяющейся средой, требует, чтобы социальный работник находился в гармонии с миром. Невозможно быть чутким к клиенту и творческим работником, взаимодействовать с широким кругом клиентов, имея узкий, непрофессиональный взгляд на жизнь. Поэтому следует непрерывно добиваться своего роста и развития и в качестве личности, и в качестве профессионала31.

   Социальный работник должен осознанно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации. Социальный работник должен постоянно спрашивать себя, какие конкретные знания применимы в данной ситуации. Знания, почерпнутые из самой жизни, в результате практических экспериментов и полученных впечатлений являются ценными, тем не менее, следует тщательно искать и осваивать наиболее прогрессивные теоретические новинки, апробированные и доступные для анализа. Социальный работник должен осознавать, что вера клиента является могучим стимулом к действию. Социальный работник обязан воспринимать клиента как неповторимую личность. Полного знания о клиенте не может быть никогда, это невозможно. Вместе с тем, следует стремиться к тому, чтобы получить знания, необходимые для оказания помощи. При этом главным источником информации служит сам клиент.

 Социальный работник должен заниматься целостной личностью. Большинство профессий сосредотачиваются только на одном измерении человеческой личности. Социальная работа является уникальной среди профессий, поскольку направлена на человека целостного - его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние.   Социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность и справедливость32:

а) социальному работнику следует обращаться с коллегами на основе профессиональных интересов и убеждений;

б) социальный работник должен уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений;

в) социальный работник должен создавать и поддерживать ситуации, облегчающие коллегам этические, профессионально компетентные действия;

г) при работе с клиентом социальному работнику необходимо детально и честно представить данные о квалификации, точке зрения, творческих находках коллег; использовать подходящие каналы для оценки методов работы коллег;

д) социальный работник, замещающий коллегу, должен действовать в интересах репутации того, кого замещает;

е) социальный работник не должен использовать конфликт между коллегой и руководителем в своих интересах и для укрепления своей позиции;

ж) социальному работнику следует искать арбитраж (арбитраж: 1) разрешение спорных вопросов арбитрами, третейским судом; 2) государственный орган, занимающийся таким разрешением) (арбитр: 1) посредник в спорах, третейский судья; 2) то же, что и судья) или объективное посредничество, когда профессиональные конфликты с коллегами требуют немедленного разрешения;

з) социальному работнику необходимо распространять свое уважение и к коллегам, не связанным непосредственно со сферой его работы;

и) социальный работник, выполняющий функции эксперта, руководителя, инспектора, наставника по отношу нию к коллегам, должен доброжелательно, спокойно и подробно доводить до их сведения условия совместной работы и взаимоотношений;

к) сотрудник социальной службы, ответственный за прием на работу и оценку деятельности других социальных работников, должен выполнять эту обязанность в спокойной, деликатной, беспристрастной манере на основе четко сформулированных критериев;

л) социальный работник, ответственный за оценку других социальных работников, должен знакомить их с этой оценкой.

Таким образом ценность профессионального долга и должного поведения в социальной работе  крепко взаимосвязаны и никогда не рассматриваются отдельно друг от друга. Ни одно из них не существует без другого. Они дополняют друг друга, в независимости от их разных функций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная работа - одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением - своими клиентами и их близкими в процессе работы - и опосредованно - с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личных примеров специалистов. Являясь примером гуманного отношения к человеку, самоотверженности, доброты и милосердия, честности и справедливости, социальный работник выступает проводником идей гуманизма, утверждения их в обществе как нормы человеческой жизнедеятельности; тем самым он способствует утверждению в обществе ценностей социальной работы, ее идеалов и выполняет свой долг перед профессией

Профессиональный долг —  это  выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из ценностей сформированных профессиональной деятельностью.

Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, в связи с чем можно говорить о феномене профессиональной этики — одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности, идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

 Поставленные мною задачи были выполнены. Рассмотрела сущность и понятие профессионального долга из чего я сделала вывод: Профессиональный долг —  это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией. Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию с стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. И так  же следует различать содержание понятий “профессиональные обязанности”, “профессиональная ответственность”, “профессиональный долг”.

  Раскрыла понятия ценности и критерии в социальной работе, из чего следует, что основными профессиональными ценностями социальной работы являются:

  1.  Уважение человеческого достоинства.  
  2.  Право человека на самостоятельное определение своих собственных потребностей и способов их удовлетворения.
  3.  Равенство возможностей, ограниченное только природным способностями индивида.
  4.  Социальная ответственность людей перед собой, своими семьями, общиной и обществом.

  Центральный принцип, от которого происходят все остальные ценности, - это принцип уважения к личности. Право человека на самоопределение, например, вытекает из принцепа уважения человеческого достоинства, поскольку речь идет о предоставлении человеку возможности принимать собственные решения. Этические кодексы Ассоциаций социальных работников различных стран обязательно содержат в той или иной формулировке постулат о человеческом достоинстве.

  Выявила сущность и понятие должного поведения в социальной работе. Если долг социального работника состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится, и практически реализовать моральные требования, то вопрос, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности специалиста. Ответственность и долг взаимосвязаны и никогда не рассматриваются изолированно.

  Определила сходства и различия ценности профессионального долга и должного поведения в социальной работе. Ценность профессионального долга и должного поведения в социальной работе  крепко взаимосвязаны и никогда не рассматриваются отдельно друг от друга. Ни одно из них не существует без другого. Они дополняют друг друга, в независимости от их разных функций.

Из выше сказанного: Ценности определяют, как человек думает о том, что ему следует делать, что надлежит делать в его интересах, или что он делает в действительности. Ценности возникают из определенной комбинаций общих стандартов и идеалов, по которым мы судим о нашем собственном поведении и поведении других.

Профессиональные ценности: ориентируют социального работника на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, на профессиональную ответственность за свою деятельность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Доброштан В.М  Теория социальной работы (учебное пособие для студентов) С-П 2008.
  2.  Медведева Г.П Деонтологические аспекты социальной работы. М. 2010
  3.  Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Курс лекций. – М.: МГСУ, 2002. – 304 с.
  4.  Медведева, Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 208 с.
  5.  Профессионально-этические нормы социальной работы. — М.: Социальное здоровье России, 1993.
  6.  Сарри Р. Отбор студентов и обучение их социальной работе / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 2010. С.59 - 69.
  7.  Словарь-справочник по социальной работе / Под. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997.
  8.  Технология социальной работы: учебник. / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристь, 2002. –  400 с.
  9.  Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. — М., 1993.
  10.  Энциклопедия социальной работы / Пер. с англ. Т. 3. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2011.
  11.  Этический кодекс социальных работников США с комментариями Сандры Эдельстейн/ Пер. Смирновой Е.Р. Рук.
  12.  Ярская - Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. - М.: КЛЮЧ-С, 2009.
  13.  Всловаре.Ру, [Электронный ресурс] http://vslovare.ru/slovo/deontologija Дата посещения: 26.11.2012.
  14.  Деонтология, включая принципы социальной работы. [Электронный ресурс] http://socialpol.ru/shpargalka-etika-socialnoj-raboty-deontologiya-vklyuchaya-principy-socialnoj-raboty.html   Дата посещения: 4.11.2012.
  15.  Деонтология социальной работы [Электронный ресурс] http://soc-work.ru/article/537  Дата посещения: 26.11.2012.
  16.  Лекция: Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества [Электронный ресурс]  http://rudocs.exdat.com/docs/index-266947.html?page=7 Дата посещения: 12.12.2012.
  17.  Основные категории профессиональной этики [Электронный ресурс] http://www.deti-s-zur.ru/book/export/html/531.html Дата посещения: 26.11.2012.
  18.  Профессиональный долг предусматривает самоограничение [Электронный ресурс] http://profimanagement.ru/professionalnaya-etika/professionalnyj-dolg-predusmatrivaet-samoogranichenie 

Дата посещения: 26.11.2012.

  1.  Этика конспект лекций. [Электронный ресурс]  http://studentuhelp.ru/etiic.htm Дата посещения: 25.11.2012.

1 Энциклопедия социальной работы // Пер. с англ. Т. 3. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994

2 Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Курс лекций. – М.: МГСУ, 2002. – 304 с.

3 Медведева Г.П Деонтологические аспекты социальной работы. М. 2010

4 Словарь-справочник по социальной работе / Под. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997.

5Технология социальной работы: учебник. / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристь, 2002. –  400 с.

6 Медведева, Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 208 с

7 Медведева Г.П Деонтологические аспекты социальной работы. М. 2010

8 Деонтология социальной работы [Электронный ресурс] http://soc-work.ru/article/537 Дата посещения: 26.11.2012.

9 Деонтология, включая принципы социальной работы. [Электронный ресурс] http://socialpol.ru/shpargalka-etika-socialnoj-raboty-deontologiya-vklyuchaya-principy-socialnoj-raboty.html   Дата посещения: 4.11.2012.

10 Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Курс лекций. – М.: МГСУ, 2002. – 304 с.

11 Профессионально-этические нормы социальной работы. — М.: Социальное здоровье России, 1993.

12 Доброштан В.М  Теория социальной работы (учебное пособие для студентов) С-П 2008.

13 Сарри Р. Отбор студентов и обучение их социальной работе / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С.59 - 69.

14Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. − Ульяновск, 1994.

15 Словарь-справочник по социальной работе / Под. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997

16 Ярская - Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. - М.: КЛЮЧ-С, 1999.

17 Сарри Р. Отбор студентов и обучение их социальной работе / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С.59 - 69.

18 Сарри Р. Отбор студентов и обучение их социальной работе / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С.59 - 69.

19 Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. − Ульяновск, 1994.

20 Этический кодекс социальных работников США с комментариями Сандры Эдельстейн/ Пер. Смирновой Е.Р. Рук.

21 Медведева Г.П Деонтологические аспекты социальной работы. М. 2010

22 Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер с англ. − М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993−1994.

23 Технология социальной работы: учебник. / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристь, 2002. –  400 с.

24 Энциклопедия социальной работы / Пер. с англ. Т. 3. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

25 Этика конспект лекций. [Электронный ресурс]  http://studentuhelp.ru/etiic.htm Дата посещения: 25.11.2012.

26 Лекция: Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества [Электронный ресурс]  http://rudocs.exdat.com/docs/index-266947.html?page=7 Дата посещения: 12.12.2012.

27 Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. — М., 1993.

28 Деонтология, включая принципы социальной работы. [Электронный ресурс] http://socialpol.ru/shpargalka-etika-socialnoj-raboty-deontologiya-vklyuchaya-principy-socialnoj-raboty.html   Дата посещения: 4.11.2012.

29 Основные категории профессиональной этики [Электронный ресурс] http://www.deti-s-zur.ru/book/export/html/531.html Дата посещения: 26.11.2012

30 Всловаре.Ру, [Электронный ресурс] http://vslovare.ru/slovo/deontologija Дата посещения: 26.11.2012.

31 Профессионально-этические нормы социальной работы. — М.: Социальное здоровье России, 1993.

32 Профессиональный долг предусматривает самоограничение [Электронный ресурс] http://profimanagement.ru/professionalnaya-etika/professionalnyj-dolg-predusmatrivaet-samoogranichenie Дата посещения: 26.11.2012.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58832. Площа криволінійної трапеції 42.5 KB
  Освітня мета уроку математики: закріпити вміння і навички знаходження площі криволінійної трапеції через поняття первісної; ознайомити учнів із наближеними методами обчислення площі криволінійної трапеції; підготувати учнів до свідомого сприймання поняття інтегралу.
58833. БИЗНЕС-ПЛАН ОТКРЫТИЯ ТОРГОВО-ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА «ЯМАХА-ЦЕНТР» 205.59 KB
  Цель внутрифирменного планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.
58834. Украинский архитектурный модерн 620.79 KB
  Модерн как стиль в архитектуре и искусстве зародился на рубеже XIX-XX вв. сначала в Европе, а затем в России, включал в себя различные художественные течения и школы. Его отличительными особенностями являлся отказ от прямых линий
58835. Казка мовить просто, а розуму в ній багато. Казка «Дрізд і голуб». Загадки. Підсумок за темою 64.5 KB
  Мета. Сприяти узагальненню найважливішого матеріалу з прочитаної теми про жанрові особливості казок; удосконаленню навичці правильного, усвідомленого, виразного читання. Заохочувати учнів до висловлення власної думки. Розвивати мислення, память. Виховувати позитивне ставлення до знань, праці.
58836. Український народний одяг – складова духовної культури 64.5 KB
  Мета: познайомити учнів із декоративно – ужитковим мистецтвом на прикладі національного костюма; художніми особливостями народного одягу, його обереговим значенням, важливим елементом матеріальної та художньої культури; дати історичні відомості про розвиток національного костюма...
58839. Ділення раціональних чисел 152 KB
  Сформувати в учнів навички виконання ділення над раціональними числами обчислення значень виразів що містять раціональні числа з використанням чотирьох арифметичних дій; розвивати позитивні риси особистості...
58840. Ходовая часть легкового автомобиля 8.34 MB
  Подвеска автомобиля, или система подрессоривания — совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой. Качество подвески не только определяет плавность хода автомобиля, но и влияет на другие эксплуатационные показатели: устойчивость, проходимость, надежность. Скорость движения автомобиля по неровным дорогам обычно ограничивается не располагаемой мощностью двигателя