88844

Бюджетное и налоговое право

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Финансовое обеспечение деятельности государства является важной составляющей его суверенитета и необходимо для выполнения государством и его органами публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Воистину, власть дают деньги, а для денег нужна власть.

Русский

2015-05-05

67 KB

1 чел.

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1. Бюджетное право                                                                                                 4

1.1. Принципы  бюджетного  права  и  бюджетный  процесс                             4

2. Налоговое право                                                                                                  8

2.1. Понятие и предмет налогового права                                                             8

Заключение                                                                                                             11

Список использованной литературы                                                                   12

Введение

Финансовое обеспечение деятельности государства является важной составляющей его суверенитета и необходимо для выполнения государством и его органами публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Воистину, власть дают деньги, а для денег нужна власть.

Отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т. е. отношения, которые в экономической науке именуются отношениями по поводу публичных финансов, традиционно регулируются соответствующей отраслью права — финансовым правом (или, как его еще можно назвать, — финансовым публичным правом). Отношения в сфере частных финансов регулируются предпринимательским, наследственным правом и, отчасти, нормами трудового, семейного права и права социального обеспечения.

При этом чаще всего в литературе финансовое публичное право определяется следующим образом. Финансовое право как отрасль права принято определять как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования публичных финансов (денежных фондов государства и муниципальных образований), необходимых для осуществления их задач и функций.

Цель данной работы – рассмотреть взаимосвязь бюджетного, налогового права с финансовым правом.

Для решения поставленной цели нужно решить задачи:

  1.  рассмотреть понятие бюджетного права, налогового права;
  2.  рассмотреть принципы и предмет налогового и бюджетного права

1. Бюджетное право

Бюджетное право — совокупность прав и обязанностей (полномочий) государства и всех входящих в него территориальных образований в области бюджетной деятельности.

Осуществляются соответствующими представительными и исполнительными органами власти. Применительно к РФ Б. п. подразделяются на бюджетные права РФ, бюджетные права субъектов РФ и Б. п. муниципальных образований.

1.1. Принципы  бюджетного  права  и  бюджетный  процесс

Бюджет - важнейшее установление финансовой системы, совокупность отношений, возникающих в процессе аккумуляции, распределения и использования государственного централизованного денежного фонда, предназначающегося для финансирования реализации наиболее важных функций государства. Закон устанавливает, что бюджет есть "форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государственной власти". В этом качестве бюджет, как правовая категория представляет собой основной финансовый план государства, где определены его до-оды и расходы. В тоже время бюджет в материальном смысле - общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями.

Таким образом, реально действующий бюджет находится постоянно в динамическом работающем состоянии: государственные доходы поступают и незамедлительно обращаются в государственные расходы.

Нормы бюджетного права устанавливают:

  •  структуру  бюджетной  системы;
  •  процессуальный порядок подготовки рассмотрения принятия бюджета органами государственной власти;
  •  перечень доходов и расходов бюджета;
  •  порядок их распределения между различными видами (уровнями) бюджета.

К бюджетному  праву  относятся финансово-правовые нормы, регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов, создаваемых для финансового обеспечения конкретных социальных программ общего характера.

Бюджетное  законодательство РФ ко времени подготовки настоящего пособия к изданию образует совокупность нормативных актов, содержащих нормы  бюджетного права, регулирующие соответствующие правоотношения. Это закон РСФСР "Об основах  бюджетного  устройства и  бюджетного  процесса РСФСР" 10 октября 1991 г.; закон РФ "Об основах бюджетных  прав  и  прав  по формированию и использованию вне-бюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" 15 апреля 1993 г.; Федеральный закон "О  бюджетной  классификации Российской Федерации" 15 августа 1996 г. Кроме того,  бюджетные  правоотношения регулируются нормативными актами высших органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов и органами местного самоуправления. Реализация  бюджетных  прав  осуществляется соответствующими органами власти.

 Бюджетное  устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Согласно действующему российскому законодательству, бюджеты разделены на две самостоятельные категории: местные и государственные. В основе этой дифференциации две различные формы собственности - муниципальная и государственная.

Бюджетная система всегда определяется государственным и административно-территориальным делением.

Государственные бюджеты, в соответствии с федеративным устройством России, установленным Конституцией, формируются на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Местные бюджеты - на уровне районов, городов, районов в городах, других административно-территориальных образований.

В  Бюджетном  кодексе Российской Федерации установлено, что структура  бюджетной  системы имеет три уровня. Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов:

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов:

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

К бюджетам субъектов Федерации относятся:

  •  республиканские бюджеты республик в составе РФ;
  •  бюджеты краевые;
  •  бюджеты областные;
  •  бюджеты автономных образований;
  •  городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Третий уровень - местные бюджеты:

Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень (низовое звено) бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив который нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

Основной целью местных бюджетов является финансирование социальной инфраструктуры и производственных отраслей, находящихся в ведении местных бюджетов (ЖКХ, содержание автотранспорта, дорог, финансирование социально-культурных мероприятий, содержание школ, детских дошкольных учреждений, содержание объектов, оказывающих социальные услуги населению).

Важным представляется определение в вышеназванном акте  правовой  формы бюджетов. Такой формой для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов являются федеральные законы, для бюджетов второго уровня - законы субъектов Российской Федерации, для местных бюджетов - правовые акты представительных органов местного самоуправления, кроме того, предусмотрено, что для бюджетов вышеозначенного третьего уровня возможна правовая форма, определяемая в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

2. Налоговое право

2.1. Понятие и предмет налогового права

Финансовое обеспечение страны осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических странах с экономиками рыночного типа главным видом таких доходов служат налоги и сборы, поступающие в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

Налоговое право — это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, формирующиеся в процессе функционирования налоговой системы, т. е. в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. Налоговые правоотношения, как отмечает Г.В. Петрова, «охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений» и имеют сложносоставной характер.

Участниками данных правоотношений выступают физические и юридические лица, в том числе:

1) налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые, финансовые и таможенные органы, органы

внутренних дел, сборщики налогов и сборов, органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений), а также

2) органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

Исследователи проблем налогового права выделяют различные регулятивные и функциональные характеристики налога: односторонний характер его установления, индивидуальную безвозмездность, взыскание на условиях безвозвратности, использование принуждения как механизма, противоположного принципам гражданского оборота, направленность на обеспечение платежеспособности субъектов публичной власти и др.

Основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования. Предметом регулирования налогового права служат волевые общественные отношения, возникающие в процессе взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, являющихся обязательным взносом в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, которые вносятся налогоплательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Такое понятие налога дается в ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Налоговое право, являясь одним из наиболее крупных подотраслей финансового права, регулирует особый вид финансовых отношений и использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод.

Налоговое право, основанное в целом на предмете и методе финансового права, имеет свои, специфические черты предмета и метода, что признается необходимым условием выделения комплекса правовых норм в подотрасль.

Налоговые отношения отличаются от финансовых отношений юридическим и экономическим содержанием, государственными формами их реализации, функциями налоговых норм в государственном управлении и контроле имущественных отношений.

Содержание, функции и формы налоговых мер определяют особенности метода правового регулирования. Основным правовым методом налогового регулирования являются государственно-властные предписания со стороны федеральных и региональных органов власти и управления в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектного состава (участников) налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях.

Заключение

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы бюджетной системы и налогов. На пути к рыночной экономике бюджетная система и налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и бюджетная система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Список использованной литературы

1. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель – налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2006. – с.43-45.

2. Годме П.М. Финансовое право. - М.: Прогресс, 1978. – с.90-99.

3. Кашин В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – с.56-67.

4. Козырин Л.Н. Бюджетное право зарубежных стран: вопросы теории и практики. – М.: Манускрипт, 2003. – с.54-70.

5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный)/Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 2006. – с.20-23.

6. Бюджет и бюджетное право: Учебное пособие/Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 2007. – с.65-66.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Постатейный комментарий/Под общей ред. В.И. Слома. – М.: Издательство «Статут», 1998. – с.54-55.

8. Топорнин Б.Н. Налоговое право в правовой системе России//В сб.: Налоговый кодекс. Сегодня и завтра. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2007. – с.90-92.

9. Фомина О.А. Источники налогового права зарубежных стран. – М., 2006. – с.103.

10. Бюджетное право: Учебное пособие/Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2000. – с.66-70.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45323. Конституционно-правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина 19.09 KB
  Основные принципы государственной службы в Российской Федерации. Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы правовой системы не только Российской Федерации но и других стран мира. Термин принципы государственной службы указывает на основополагающие черты сущностные характеристики важнейшее содержание и значение самой государственной службы а также на главнейшие юридические положения в структуре одноименного правового института. Анализируя принципы государственной службы...
45324. Принципы российского федерализма 27.75 KB
  Российская Федерация состоит из республик краев областей городов федерального значения автономной области автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации. В составе Российской Федерации в соответствии со ст. Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации но...
45325. Избирательный процесс в РФ: общая характеристика 25.17 KB
  Представительный орган муниципального образования Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
45326. Право на объединение, многопартийность и правовой статус политических партий в РФ 25.91 KB
  Политическая партия определяется как общественное объединение созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли участия в общественных и политических акциях в выборах и референдумах а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Деятельность политических партий должна осуществляться на принципах добровольности равноправия самоуправления законности и гласности. Иначе...
45327. Гражданство РФ - принципы, основания его приобретения и прекращения 22.21 KB
  Основы конституционного строя детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе О гражданстве Российской Федерации. Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации: Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство предусматривающее изъятия из общего единого статуса гражданина Российской Федерации; гражданин республики одновременно является...
45328. Референдум – понятие, виды правовое регулирование 25.75 KB
  Форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений осуществляемого посредством голосования граждан РФ обладающих правом на участие в референдуме. Виды референдума в зависимости от территории: 1 всероссийский референдум он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ; 2 референдум субъекта РФ он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ если указанные вопросы не...
45329. Функции Президента Российской Федерации 21 KB
  Назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ других членов Правительства РФ направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ; 2 представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ постановление перед ней вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; 3 представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ...
45330. Порядок избрания и освобождения от должности Президента Российской Федерации 23.1 KB
  Порядок избрания и освобождения от должности Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента...
45331. ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ 22.83 KB
  ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ В РФ защитой прав и свобод граждан их соблюдения государственными органами власти органами местного самоуправления и должностными лицами занимается Уполномоченный по правам человека в РФ. В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в РФ: 1 рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 2 рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов органов местного самоуправления должностных лиц...