88844

Бюджетное и налоговое право

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Финансовое обеспечение деятельности государства является важной составляющей его суверенитета и необходимо для выполнения государством и его органами публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Воистину, власть дают деньги, а для денег нужна власть.

Русский

2015-05-05

67 KB

1 чел.

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1. Бюджетное право                                                                                                 4

1.1. Принципы  бюджетного  права  и  бюджетный  процесс                             4

2. Налоговое право                                                                                                  8

2.1. Понятие и предмет налогового права                                                             8

Заключение                                                                                                             11

Список использованной литературы                                                                   12

Введение

Финансовое обеспечение деятельности государства является важной составляющей его суверенитета и необходимо для выполнения государством и его органами публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Воистину, власть дают деньги, а для денег нужна власть.

Отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т. е. отношения, которые в экономической науке именуются отношениями по поводу публичных финансов, традиционно регулируются соответствующей отраслью права — финансовым правом (или, как его еще можно назвать, — финансовым публичным правом). Отношения в сфере частных финансов регулируются предпринимательским, наследственным правом и, отчасти, нормами трудового, семейного права и права социального обеспечения.

При этом чаще всего в литературе финансовое публичное право определяется следующим образом. Финансовое право как отрасль права принято определять как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования публичных финансов (денежных фондов государства и муниципальных образований), необходимых для осуществления их задач и функций.

Цель данной работы – рассмотреть взаимосвязь бюджетного, налогового права с финансовым правом.

Для решения поставленной цели нужно решить задачи:

  1.  рассмотреть понятие бюджетного права, налогового права;
  2.  рассмотреть принципы и предмет налогового и бюджетного права

1. Бюджетное право

Бюджетное право — совокупность прав и обязанностей (полномочий) государства и всех входящих в него территориальных образований в области бюджетной деятельности.

Осуществляются соответствующими представительными и исполнительными органами власти. Применительно к РФ Б. п. подразделяются на бюджетные права РФ, бюджетные права субъектов РФ и Б. п. муниципальных образований.

1.1. Принципы  бюджетного  права  и  бюджетный  процесс

Бюджет - важнейшее установление финансовой системы, совокупность отношений, возникающих в процессе аккумуляции, распределения и использования государственного централизованного денежного фонда, предназначающегося для финансирования реализации наиболее важных функций государства. Закон устанавливает, что бюджет есть "форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государственной власти". В этом качестве бюджет, как правовая категория представляет собой основной финансовый план государства, где определены его до-оды и расходы. В тоже время бюджет в материальном смысле - общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями.

Таким образом, реально действующий бюджет находится постоянно в динамическом работающем состоянии: государственные доходы поступают и незамедлительно обращаются в государственные расходы.

Нормы бюджетного права устанавливают:

  •  структуру  бюджетной  системы;
  •  процессуальный порядок подготовки рассмотрения принятия бюджета органами государственной власти;
  •  перечень доходов и расходов бюджета;
  •  порядок их распределения между различными видами (уровнями) бюджета.

К бюджетному  праву  относятся финансово-правовые нормы, регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов, создаваемых для финансового обеспечения конкретных социальных программ общего характера.

Бюджетное  законодательство РФ ко времени подготовки настоящего пособия к изданию образует совокупность нормативных актов, содержащих нормы  бюджетного права, регулирующие соответствующие правоотношения. Это закон РСФСР "Об основах  бюджетного  устройства и  бюджетного  процесса РСФСР" 10 октября 1991 г.; закон РФ "Об основах бюджетных  прав  и  прав  по формированию и использованию вне-бюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" 15 апреля 1993 г.; Федеральный закон "О  бюджетной  классификации Российской Федерации" 15 августа 1996 г. Кроме того,  бюджетные  правоотношения регулируются нормативными актами высших органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов и органами местного самоуправления. Реализация  бюджетных  прав  осуществляется соответствующими органами власти.

 Бюджетное  устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Согласно действующему российскому законодательству, бюджеты разделены на две самостоятельные категории: местные и государственные. В основе этой дифференциации две различные формы собственности - муниципальная и государственная.

Бюджетная система всегда определяется государственным и административно-территориальным делением.

Государственные бюджеты, в соответствии с федеративным устройством России, установленным Конституцией, формируются на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Местные бюджеты - на уровне районов, городов, районов в городах, других административно-территориальных образований.

В  Бюджетном  кодексе Российской Федерации установлено, что структура  бюджетной  системы имеет три уровня. Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов:

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов:

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

К бюджетам субъектов Федерации относятся:

  •  республиканские бюджеты республик в составе РФ;
  •  бюджеты краевые;
  •  бюджеты областные;
  •  бюджеты автономных образований;
  •  городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Третий уровень - местные бюджеты:

Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень (низовое звено) бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив который нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

Основной целью местных бюджетов является финансирование социальной инфраструктуры и производственных отраслей, находящихся в ведении местных бюджетов (ЖКХ, содержание автотранспорта, дорог, финансирование социально-культурных мероприятий, содержание школ, детских дошкольных учреждений, содержание объектов, оказывающих социальные услуги населению).

Важным представляется определение в вышеназванном акте  правовой  формы бюджетов. Такой формой для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов являются федеральные законы, для бюджетов второго уровня - законы субъектов Российской Федерации, для местных бюджетов - правовые акты представительных органов местного самоуправления, кроме того, предусмотрено, что для бюджетов вышеозначенного третьего уровня возможна правовая форма, определяемая в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

2. Налоговое право

2.1. Понятие и предмет налогового права

Финансовое обеспечение страны осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических странах с экономиками рыночного типа главным видом таких доходов служат налоги и сборы, поступающие в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

Налоговое право — это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, формирующиеся в процессе функционирования налоговой системы, т. е. в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. Налоговые правоотношения, как отмечает Г.В. Петрова, «охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений» и имеют сложносоставной характер.

Участниками данных правоотношений выступают физические и юридические лица, в том числе:

1) налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые, финансовые и таможенные органы, органы

внутренних дел, сборщики налогов и сборов, органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений), а также

2) органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

Исследователи проблем налогового права выделяют различные регулятивные и функциональные характеристики налога: односторонний характер его установления, индивидуальную безвозмездность, взыскание на условиях безвозвратности, использование принуждения как механизма, противоположного принципам гражданского оборота, направленность на обеспечение платежеспособности субъектов публичной власти и др.

Основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования. Предметом регулирования налогового права служат волевые общественные отношения, возникающие в процессе взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, являющихся обязательным взносом в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, которые вносятся налогоплательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Такое понятие налога дается в ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Налоговое право, являясь одним из наиболее крупных подотраслей финансового права, регулирует особый вид финансовых отношений и использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод.

Налоговое право, основанное в целом на предмете и методе финансового права, имеет свои, специфические черты предмета и метода, что признается необходимым условием выделения комплекса правовых норм в подотрасль.

Налоговые отношения отличаются от финансовых отношений юридическим и экономическим содержанием, государственными формами их реализации, функциями налоговых норм в государственном управлении и контроле имущественных отношений.

Содержание, функции и формы налоговых мер определяют особенности метода правового регулирования. Основным правовым методом налогового регулирования являются государственно-властные предписания со стороны федеральных и региональных органов власти и управления в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектного состава (участников) налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях.

Заключение

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы бюджетной системы и налогов. На пути к рыночной экономике бюджетная система и налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и бюджетная система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Список использованной литературы

1. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель – налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2006. – с.43-45.

2. Годме П.М. Финансовое право. - М.: Прогресс, 1978. – с.90-99.

3. Кашин В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – с.56-67.

4. Козырин Л.Н. Бюджетное право зарубежных стран: вопросы теории и практики. – М.: Манускрипт, 2003. – с.54-70.

5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный)/Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 2006. – с.20-23.

6. Бюджет и бюджетное право: Учебное пособие/Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 2007. – с.65-66.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Постатейный комментарий/Под общей ред. В.И. Слома. – М.: Издательство «Статут», 1998. – с.54-55.

8. Топорнин Б.Н. Налоговое право в правовой системе России//В сб.: Налоговый кодекс. Сегодня и завтра. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2007. – с.90-92.

9. Фомина О.А. Источники налогового права зарубежных стран. – М., 2006. – с.103.

10. Бюджетное право: Учебное пособие/Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2000. – с.66-70.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70613. Моделирование данных 54.59 KB
  Каждый экземпляр сущности должен однозначно идентифицироваться и отличаться от всех других экземпляров данного типа сущности. Каждая сущность должна обладать некоторыми свойствами: иметь уникальное имя; к одному и тому же имени должна всегда применяться одна и та же интерпретация...
70614. Внутримашинное информационное обеспечение 96.38 KB
  Поля могут быть заполнены вручную или посредством выбора значений из какого-либо списка меню базы данных; определения перечня макетов экранных форм по каждой задаче проектировщик анализирует постановку каждой задачи в которой приводятся перечни используемых входных...
70617. Информационное обеспечение ИС 69.78 KB
  Внемашинное информационное обеспечение Основные понятия классификации технико-экономической информации Для того чтобы обеспечить эффективный поиск обработку на ЭВМ и передачу по каналам связи технико-экономической информации ее необходимо представить в цифровом виде.
70618. Имитационное моделирование 38.12 KB
  Метод функционального моделирования позволяет оптимизировать существующие на предприятии бизнес-процессы однако для оптимизации конкретных технологических операций функциональной модели может быть недостаточно. В этом случае целесообразно использовать имитационное моделирование.
70620. Стоимостный анализ 230.44 KB
  Как было указано ранее, обычно сначала строится функциональная модель существующей организации работы — AS-IS (как есть). После построения модели AS-IS проводится анализ бизнес-процессов, потоки данных и объектов перенаправляются и улучшаются, в результате строится модель ТО-ВЕ.
70621. Слияние и расщепление моделей 75.99 KB
  После окончания работы над отдельными ветвями все подмодели могут быть слиты в единую модель. С другой стороны отдельная ветвь модели может быть отщеплена для использования в качестве независимой модели для доработки или архивирования.