88857

Теории эмоций в зарубежной психологии

Контрольная

Психология и эзотерика

Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых...

Русский

2015-05-05

66 KB

0 чел.

Теории эмоций в зарубежной психологии

Философские осования:

Декарт

Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения. Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность. Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни. Значение страстей: обеспечение единства души и тела (приучают душу желать признаного природой полезным). Недостатки: но страсти не всегда правильно отражают пользу для тела, увеличивают значительность добра и зла, связанные с этими вещами, отсюда неадекватное рвение. Задача воспитания страстей: разум (адекватная оценка предметов) и воля (возможность отделить мысль о предмете от движения животных духов, возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем). Воля может не подчиниться страсти и не допустить движений, к которым страсть располагает тело.

Спиноза

Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала физическое и психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то что отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствует ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идею этих состояний. Порядок активных и пассивных состояний нашего тела по своей природе совместен с порядком активных и пассивных состояний души. Три первичных аффекта: удовольствие (радость) – состояние через которое душа приходит к большему совершенству; неудовольствие (печаль) – состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству; желание – выражает нашу мотивацию, влечение с сознанием его. Из удовольствия следует желание сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться. Аффекты относятся и к душе и к телу: удовольствие – приятность и веселость, неудовольствие – боль и меланхолия.

Попытки описать конкретные аффекты: Два механизма формирования сложных эм-й: причинная и ассоциативная связь. Любовь – удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины (ненависть – аналогично).Вокруг любви и ненависти разворачивается много других событий. Один из механизмов дальнейшего развития любви и ненависти – механизм сопереживания (другу приятно и мне приятно – вторичное переключение на того, кто доставляет удовольствие предмету нашей ненависти). Любовь и ненависть порождает желание (кто кого любит, тот стремится сделать ему добро). Эмоции возникают на основе ассоциаций – почтальон принес хорошее известие, более симпатичен, чем горькую весть.  Так шаг за шагом раскрывает  возникновение эмоций.  Если причина удовольствия – Я – гордость. Стыд – антипатия к себе. Человек бессилен в укрощении или ограничении аффектов – рабство. Аффект может быть уничтожен только противоположным и более сильным аффектом. Аффект, причина которого, перед нами в наличности, сильнее, чем если бы причина была воображаемой. Этот способ познания эмоций – описательный. Но попытка выделить динамику развития эмоций.

Психология

В эмоциональных явлениях выделяются различные компоненты, как то:

1.феноменологический

Сартр

эмоциональное сознание есть с самого начала сознание мира. Двойной характер тела: как объекта в мире и как непосредственно переживаемая данность сознания. Сознание не только проецирует аффективные значения на мир, но и переживает новый мир, который только что конституировало. Эмоция как некоторый способ понимания мира, его преобразования. Эмоция есть то, во что верят.«Эмоция – форма редукции, перехода из рационального мира в мир магии, в мир, где отсутствуют какие-то важные различия, например, между самим объектом и тем, как этот объект представлен в заведомо субъективной фантазии» Нет различия между объектом и отношением к нему, и затем – нет причинности, нет логических противоречий, точнее, есть безразличие к причинности и к логике. Радость – это магическое поведение, которое стремится реализовать посредством колдовства обладание желаемым объектом как мгновенной целостностью. Настоящая эмоция сопровождается чувством убедительности. Есть два рода эмоций в зависимости от того, конституируем ли магию мира мы сами, с тем, чтобы заменить объективно детерминированную деятельность, которая не может реализоваться, или же это сам мир внезапно раскрывается вокруг нас как магический. Первоначальная магия и значение эмоции идут от мира, а не от нас самих. Эмоция как способ существования сознания, с помощью которого оно понимает свое «бытие – в - мире». Эмоция – это феномен, ее непосредственное переживание является конечным результатом. Феномен = описание + объяснение = “непосредственное понимание”. Феномен – то, что само себя объясняет.

Вундт

Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством (суб'ективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством (удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка и возбуждение-успокоение). Любое чувство может быть  представлено точкой в этом пространстве(факторная модель). Пространственно-временная суммация переживаний. Простые чувства существуют самостоятельно, и на более простые неразложимы. Чувственный тон – простые чувства, регулярно встречающиеся в связи с определенными простыми ощущениями. Имеется сильная связь между интенсивностью ощущений и чувственным тоном. От качества ощущений зависит качество чувственного тона. Чувства напряжения и разрядки являются частями того фактора внимания, который необходимо должен привходить в содержание сознания, чтобы оно было замечено. Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Этот принцип единства эмоционального состояния связан со свойством принадлежности чувств одной и той же эмоциональной непрерывности. Простые чувства образуют градацию соединений: сначала в частичные чувства первого порядка, потом эти чувства соединяются в чувства второго порядка и т.д. Принципы эмоциональных слияний: 1) принцип градации элементов состоит в том, что каждое сложное цельное чувство содержит в себе одно господствующее частичное чувство, придающее ему основной характер целое чувство может качественно отличаться от его составляющих.; 2) принцип ценности целого (принцип усиления ценности чувств при их сложении), некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими, 3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и  своеобразием. Чувство есть реакция центральных функций сознания, т.е. апперцепции, на отдельные переживания в сфере сознания. Аффекты – это формы течения чувств, которые связаны с изменениями в течении и соединениях представлений. Аффект не имеет собственной качественной окраски. Динамика - в каждый момент времени у человека имеется множество  чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие чувства об'единяются в более сложные, а те в свою очередь в  процессе некой суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако профессионал может их распознать. Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало воли.

2. поведенческий

Уотсон

эмоция как поведение

3. физиологический

Перефирическая теория эмоций. Джемс-Ланге

Джемс различает в эмоции 2 группы феноменов: физиологические и психологические (состояния сознания). Состояния сознания являются сознанием физиологических проявлений, их проекция в сознание. Модифицированная периферическая теория: восприятие – установка, чувство - органические реакции – эмоция. Чувство – осознание установки

Клапаред:

с функциональной точки зрения эмоция является регрессией поведения. Когда по той или ной причине естественная, правильная реакция не может быть совершена, противоположные тенденции вовлекают примитивные способы реагирования. Если эмоция – это только сознание периферических изменений организма, то почему она воспринимается как «эмоция», а не как органические ощущения. Эмоция есть ни что иное, как сознание формы или «гештальта» многочисленных органических впечатлений, это сознание глобальной установки организма. Эмоция способна придать значимость породившей ее ситуации. Она репрезентирует целостную реакцию, имеющую биологическое значение. Эмоция является смесью с изменяющейся пропорцией адаптивных и неадаптивных реакций. Чувства – это реакции, установки и сознание субъектом их наличия, отличающиеся от эмоций своей адаптированностью, способностью полезно ориентировать поведение.

4. когнитивный

Эмоция как функция разума

Арнольд. Оценка ситуации с точки зрения ее полезности или опасности. Перцепция → оценка возможных последствий воспринимаемой ситуации для субъекта → оценка принимает форму эмоционального отношения, переживаемого как поведенческая тенденция к избеганию или стремлению (принятие или отвержение) → само действие: стремление или избегание. Эту схему процесса когнитивной оценки ситуации уточнил и экспериментально обосновал Лазарус. Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания. Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: "Чего бояться - это же просто фильм" 2) Интеллектуальная реакция - установка на отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой (их не предупредили, что гадость покажут), группа, у которой было время выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2).

Эмоции как интерпретация физиологического возбуждения

Теория двух факторов. Шехтер: Эмоция определяется физиологическими (ВНС) и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный предает эмоциональную окраску (содержание), направленность. Экспериментальная проверка: 3 экспериментальные группы, одна контрольная. 1й группе - вводился адреналин и сообщалось, что возможны побочные явления в виде учащения сердцебиения, жара и т.д. - это информированная группа. 2й группе - адреналин, но сообщалось, что никаких побочных эффектов не будет - неинформированная группа. 3й группе - адреналин + сообщались не соответствующие действительности подробности - это ложноинформированная группа. Контрольная группа получала физ.раствор без комментариев. После чего появлялся некий товарищ, который демонстрировал два разномодальных типа поведения - эйфорию и ярость. Результат. 2я и 3я группы заражались его состоянием, остальные - не давали никакой реакции.

Модификация Валлинса. а) Он постулирует, что реальное состояние возбуждения входит в переживание эмоции не непосредственно, т.е. автоматически и неосознанно, а через восприятие этого состояния, и, следовательно б) Для изменения восприятия собственного состояния возбуждения не требуются реальные изменения в ЦНС, их можно инсценировать при помощи обратной ложной информации испытуемому. Экспериментальная проверка: Мужикам предъявляли изображения полуобнаженных женщин, при этом параллельно шла акустически представленная информация об их (мужиков) сердцебиении. При демонстрации тех или иных картинок сердцебиение замедлялось или ускорялось. Контрольной группе говорили, что звуки сердцебиения вообще не имеют к ним отношения. После предъявлений надо было оценить привлекательность женщин. Результат: самыми привлекательными были названы те, при предъявлении которых сердцебиение учащалось. В более поздних исследованиях испытуемым раскрывали обман, самое интересное, что предпочтения при этом не менялись. Поиск.объясн., атрибуция, привлеч. Вн к мнимому признаку.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера

Индия. После землетрясения  - слухи о новых катастрофах (в деревнях, где не было землетрясения). Интерпретация: был страх – слухи – обоснование. Люди были уже испуганы, а слухи выполняли функцию конкретизации того, чего они могли бы бояться. Основной постулат теории: стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Отношение между содержанием когнитивных элементов и мотивационных эффектов порождается тенденцией к согласованности, если между двумя элементами возникает противоречие. Виды отношений между элементами: иррелевантные (оба элемента не связаны друг с другом); консонантные (один элемент следует из другого); диссонантные (из одного элемента следует нечто противоположное другому). Элементы – сведения, убеждения, ценности. Диссонанс переживается как нечто неприятное, возникает стремление редуцировать его.  Возможности редуцирования: 1) изменив один или несколько элементов в диссонансных отношениях; 2) добавив новые элементы с уже имеющимися; 3) уменьшить значимость диссонантных отношений. Курение способствует раку легких: 1) бросить курить, стать малокурящим; 2) много курильщиков с отменным здоровьем; 3) курение улучшает самочувствие. 

5. мотивационный.

Липер:

мотивационная теория эмоций. Положения: 1. Предлагает рассматривать эмоциональные процессы как процессы, которые могут быть как осознанными, так и неосознанными, но большинство свойств которых в обоих случаях остается одинаковым. 2. Эмоциональные процессы рассматриваются как мотивы. Они оказывают то же фундаментальное влияние, что и мотивы физиологического происхождения (например, страх (водитель-лихач) по своему главному проявлению будет функционально эквивалентным сильному голоду). 3. 2 типа мотивов, представляющих собой два полюса некоторого континуума, который охватывает все мотивы. На одном его конце находятся такие сугубо физиологические мотивы, как голод или жажда. Некоторые из них зависят от гомеостатического состояния организма. Другие, подобно зубной боли, зависят от внешней стимуляции. Но в этих случаях стимуляция должна быть относительно сильной, а прекращение афферентных импульсов, идущих от точки стимуляции, например от зуба, прекращает и действие физиологического мотива. Эмоциональные же мотивы зависят от более сложных психологических процессов. 2 типа мотивов различаются следующим образом. Эмоциональные мотивы – это процессы, которые зависят от сигналов, во многих отношениях напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями или которые вызываются даже отсутствием какой-либо необходимой стимуляции. Физиологические мотивы в основном зависят или от специфических химических условий в организме, или от особенно сильного периферического раздражения. 4. У высших животных наиболее важными мотивами являются мотивы эмоциональные. Они способны изменяться в результате научения. Они действуют с учетом как отдаленных, так и ближайших целей и тончайших условий складывающихся ситуаций. 5. Эмоциональные процессы могут рассматриваться как один из видов перцептивных процессов, они ими являются. 6. Если они являются перцептивными, то уже в сравнительно ранние периоды жизни они должны становиться все более разнообразными и индивидуализированными. 7. Изменение эмоциональных процессов и эмоциональных привычек. Пример с оценкой дядюшки: сначала его считают скрягой, а потом узнают, что он помогал больным детям, отношение меняется.

Мак-Дауголл:

предлагаемая схема исходит из принципов волюнтаристической, или гормической, психологии, которая в качестве основной особенности всей жизни животного считает его способность к активному достижению целей средствами пластичного поведения. Чувства и эмоции связаны с проявлениями устремлений организма, вызываемыми воздействиями извне и/или метаболическими процессами внутри организма. Можно разграничить чувства и эмоции на основе их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они сопровождают и определяют. Первичные и фундаментальные формы чувства – удовольствие и страдание. С развитием познавательных функций, организм начинает, во-первых, одновременно схватывать разные аспекты объектов и ситуации, во-вторых, испытывать удовольствия и страдания, вызываемые предвосхищением или воспоминанием. Соответственно, усложняются и виды чувств. Каждая система телесных приспособлений к специализированному побуждению отражается в переживаниях организма, придавая каждому специализированному устремлению качество одной из первичных эмоций. При многих специализированных побуждениях первичные качества сливаются во вторичные или смешанные эмоции.

1. Сложные и простые чувства возникают в зависимости от успешности или нет осуществления устремлений. Они влияют на дальнейшую судьбу побуждений, от которых они сами произошли. Подлинные эмоции не оказывают прямого влияния на изменение силы устремлений. 2. Сложные чувства зависят от развития познавательных функций и по отношению к этому процессу вторичны. Подлинные эмоции выступают как побочный продукт импульсивных устремлений животного, и только у человека становятся источником самопознания и самоуправления. 3. Сложные чувства не представляют собой отдельно существующих явлений. По мере того как субъект перемещается по диапазону сложных чувств, каждая из частей переживается отдельно и постепенно переходит в соседнее качество. Первичное эмоциональное качество возникает при актуализации соответствующей целенаправленной установки. Они могут одновременно появиться и слиться друг с другом в различных пропорциях.

Бонус-трек. Системные теории.

Жанэ вновь ввел психическое в эмоцию: сознание не является простым коррелятом физиологии. Рудиментарная теория эмоций – аффективные реакции у человека являются остатками его животного существования, которые бесконечно ослаблены в своем внешнем выражении и внутреннем течении. Кэннон: телесное выражение неспецифично для психологической природы эмоций. Центральный момент исследований – доказательство наличия эмоционального состояния у животного при отсутствии соответствующих вегетативных реакций. Осознание органического состояния у человека лишь напоминает эмоцию. Органические реакции у животных существенны не для эмоции, а для подготовки организма к действию, которое наступит позже. Он связал механизм эмоций с мозгом. Фрейд утверждал чрезвычайную динамичность эмоциональной жизни. Он указывал на амбивалентность эмоций на ранних ступенях развития. Адлер: эмоция по своему функциональному значению связана не только с той инстинктивной ситуацией, в которой она возникает, но и является одни из моментов, образующих характер. Бюлер: момент удовольствия сдвигается по мере развития ребенка, меняя свое отношение к тем процессам, с которыми он связан. Ступени развития поведения: инстинкт, дрессура, интеллект. Первая ступень удовольствия – «конечное удовольствие». Это момент, характеризующий инстинктивные процессы. Он обеспечивает инстинктивной деятельности ее целостное протекание до конца инстинктивного акта. Вторая ступень – «функциональное удовольствие». Удовольствие переместилось от конца процесса к его функционированию. Третья ступень связана с предвосхищением удовольствия. Эмоциональные процессы не имеют закрепленного места в психической жизни. Левин: эмоциональные реакции не могут встречаться в изолированном виде как особые элементы психической жизни. Эмоциональная реакция есть своеобразный результат определенной структуры психического процесса. Блейлер: при шизофрении основные эмоции оказываются сохранными но их нормальное место в душевной жизни человека смещается.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31314. Особенности обращения взыскания на заработок и иные доходы должника-гражданина 325 KB
  Целью дипломного исследования является комплексное рассмотрение теоретических и практических проблем, формулирование предложений по совершенствованию законодательства, касающегося вопросов обращения взыскания на заработок и иные доходы должника - гражданина, и практики его применения.
31316. СУЧАСНИЙ СТАН УПРАВЛІННЯ МАТЕРІАЛЬНИМИ РЕСУРСАМИ НА ПІДПРИЄМСТВІ на прикладі КП «Березанського ККП» 819.5 KB
  ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ УПРАВЛІННЯ МАТЕРІАЛЬНИМИ РЕСУРСАМИ НА ПІДПРИЄМСТВІ Характеристика матеріальних ресурсів підприємства. Аналіз виробничо –економічних показників підприємства. Аналіз фінансового стану підприємства 2. Зростання потреби підприємства в матеріальних ресурсах може бути задоволений екстенсивним шляхом придбанням або виготовленням більшої кількості матеріалів та енергії або інтенсивним більш економним використанням наявних запасів в процесі виробництва продукції.
31317. Анализ существующего состояния транспортного рынка Республики Беларусь и описание механизма функционирования транспортно-логистического центра на основе накопленного опыта зарубежных стран, включая Россию 2.45 MB
  Организация транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев при существующей технологии выполнения услуг Анализ схем доставки грузов Зарубежный опыт организации транспортно-логистических систем. Возникает необходимость формирования нового мировоззрения прежде всего в сфере взаимодействия с грузовладельцами замены системы и методов управления развития информационной базы.
31319. Проектирование специализированного завода по производству железобетонных цельных предварительно напряженных свай сплошного сечения с поперечным армированием ствола типа С80.35AIV по агрегатно-поточной технологии 1.44 MB
  Производство бетона по своему технологическому содержанию — это химическое производство, так как твердение бетона осуществляется через протекание сложных химических реакций, поэтому прочность затвердевшего бетона существенно зависит от качества использованных для его приготовления исходных материалов.
31320. Влияния поточно-цеховой системы содержания на физиологическое состояние и продуктивность животных в условиях ОАО «Племзавод Октябрьский» Ферзиковского района Калужской области 291.5 KB
  Скотоводство является основным поставщиком высококачественного кожевенного сырья, получаемого при убое скота (впрочем, и в подсобном хозяйстве из выделанных телячьих шкур нередко шьют зимнюю одежду, чехлы для сидений автомобиля и другие изделия) и побочных продуктов (кости, рога, волос и др.), источником получения ценного органического удобрения (от каждой коровы за год получают более 10 тонн навоза).
31321. Организационное и правовой механизм обеспечения качества работы персонала в организации «ООО Алан» 369 KB
  Специфичность цели отражает количественную ясность цели, ее точность, определенность. Доказано, что более конкретные и определенные цели ведут к лучшим результатам, чем цели имеющие широкий смысл, с нечетко определенным содержанием и границами. Поэтому работа человека, имеющего широкий смысл цели, будет иметь тот же результат, что и работа человека совершенно не имеющего целей.
31322. Изучение управления эффективной деятельностью персонала туристской организации 258.5 KB
  Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия. Целью данной дипломной работы является изучение управления эффективной деятельностью персонала туристской организации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотрение системы управления персоналом; изучение основных аспектов планирования работ с персоналом туристского...