88858

История России. СССР в годы «перестройки»

Контрольная

История и СИД

В ходе перестройки со второй половины 1989 года после Съезда народных депутатов СССР резко обострилось политическое противостояние сил выступающих за социалистический путь развития и партий движений связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма а также по вопросам будущего облика...

Русский

2015-05-05

101 KB

0 чел.

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра «Экономическая история и история экономических учений»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История России»

с использованием компьютерной обучающей программы

Вариант № 25

Преподаватель: ___________________________________________

Студент 1 курса:

_______________________________________________________

(Ф.И.О.)

_______________________________________________________

(факультет)

_______________________________________________________

(№ личного дела, № группы)

Брянск– 2013


План работы

Стр.

Введение.......................................................................................................

3

Контрольный теоретический вопрос ........................................................

4

Заключение...................................................................................................

7

Контрольные тестовые задания .................................................................

8

Контрольное аналитическое задание.........................................................

9

Список литературы .....................................................................................

10

Введение

     Перестройка - общее название совокупности политических и экономических перемен, проводившихся в СССР в 1986—1991 годах. В ходе перестройки (со второй половины 1989 года — после Съезда народных депутатов СССР) резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.


Контрольный теоретический вопрос

СССР в годы «перестройки» (1985-1991)

Деформация социалистической модели развития в период «перестройки». Трансформация экономики и политической системы. Социальный резонанс перемен. «Новое политическое мышление» на международной арене и его перекосы в политике разоружения. Окончание «холодной войны» и её итоги.

 

Ответ:

Начиная с 1985 года в качестве стратегии, ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом. Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма.

     Трансформационные процессы, которые происходили в СССР в 1985-1991 гг. знаменовали собой комплекс реформ, направленных, прежде всего на совершенствование политической системы. В основу осуществления преобразований высшим партийным руководством были положены нормы демократии. Они повлекли изменения в информационной политике государства, но в то же время спровоцировали дестабилизацию внутриполитической жизни страны. Сущность административно-командной системы составляло всевластие государства.

     Первый этап трансформации экономики заключался в макроэкономической стабилизации и либерализации. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и укрепление рубля. Второй этап – это переход к экономическому росту. Третий этап – это этап завершения постсоциалистических реформ. Введение модели социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

  Социальный резонанс перемен. Обозначился кризисом в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения вначале 80-х гг. (по сравнению с 1966-70 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Все это привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось расцветом диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом.

     Три главных направления деятельности СССР на международной арене в новых условиях:

1. Смягчение международной напряженности между Востоком и Западом посредством активизации переговоров с США о ядерном разоружении,

2. Урегулирование региональных конфликтов, прежде всего, в Афганистане,

3. Признание сложившегося миропорядка и расширение экономических отношений со всеми странами мира независимо от политической ориентации.

     Следующим шагом СССР стала выдвинутая в Заявлении Горбачева от 15 января 1986г. программа существенных сокращений вооружений, включая полное 

уничтожение ядерного оружия к 2000 году. В соответствии с советскими предложениями подлежало сокращению и уничтожению все ядерное оружие в мире на основе договоренности всех обладающих этим оружием государств.

     Наиболее комплексный характер носили внешнеполитические инициативы, выдвинутые на XXVII съезде КПСС в феврале-марте 1986г. На съезде советское руководство предложило комплексную программу создания всеобъемлющей программы международной безопасности. Выдвижение этих предложений должно было свидетельствовать о серьезных переменах в подходе нового советского руководства к своей внешнеполитической деятельности. СССР уже не ограничивался в своих внешнеполитических инициативах лишь военно-политической сферой, но и поднимал вопросы установления новых, более справедливых международных экономических отношений, а также, впервые по собственной инициативе выдвигал достаточно широкомасштабные предложения в области гуманитарного сотрудничества.

     «Холодная война» является глобальным военным, геополитическим и экономическим противостоянием Советского союза и Соединенных штатов Америки при поддержке различных союзников со всех сторон. Это противостояние продолжалось на протяжении почти пятидесяти лет (с 1946 по 1991 год).

Итоги холодной войны, окончившейся в 1991 году с развалом Советского Союза и всего социалистического лагеря, можно разделить на две категории. В первую войдут итоги, имеющие значение для всего человечества, так как холодная война была глобальным противостоянием, в неё были, так или иначе, напрямую или косвенно, втянуты практически все страны мира. Вторая категория это итоги холодной войны, сказавшиеся на двух основных её участниках, США и СССР.

      Окончание «холодной войны» знаменовалось тем, что Советский Союз пошел на большие уступки и особо не претендовал на власть в Европе, тем более, что поверженные страны уже отошли от разрухи и начали самостоятельное развитие. СССР же начал переживать глубокий кризис, который привел в декабре 1991 года к окончательному распаду Союза Советских Социалистических Республик. Таким образом, «холодная война» не принесла позитивного результата нашему государству, а стала одним из элементов, которые привели к краху великого государства.

Заключение

Экономическими последствиями развала СССР и трудностей экономических преобразований стало сокращение экономического потенциала России на одну треть. Страна потеряла половину морских портов и торговый флот, прямой выход к мировым путям на Западе и на Юге. 
Непосредственным результатом явилось и падение производства, прекращение инвестиционной деятельности. Произошло сокращение объемов товарооборота и ухудшение его структуры. Все это отразилось на социально-экономической ситуации в стране, вызвало процесс поляризация населения. 
           Вместе с тем Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. 
           Политические изменения периода реформ Горбачева привели к ликвидации однопартийной коммунистической системы и ослаблению политической стабильности в обществе. В стране были закреплены политические свободы, политический плюрализм, сформировалась многопартийная система. 

    


Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом:          /

I. В каком году КПСС перестала быть «руководящей и направляющей силой» в СССР?

1. 1956 г.

2. 1977 г.

3. 1990 г.

4. 1998 г.

II. Какое понятие относится к периоду перестройки?

1. Идеологический диктат.

2. Децентрализация.

3. Чековая приватизация.

4. Культурная революция.

Ш. Одной из причин возникшего в СССР в конце 1980-х гг. массового забастовочного движения было:

1. Принятие закона о государственном предприятии.

2. Резкое ухудшение условий труда и его оплаты.

3. Поспешное проведение экономических реформ.

4. Отсутствие возможности выразить претензии в печати.


Контрольное аналитическое задание

Прочтите отрывок из сообщения Российского информационного агентства и укажите название описываемых событий, год, когда они происходили,  организацию, которая их инициировала, и  последствия, которые они вызвали:

«По сведениям из достоверных источников. Президент СССР М.С. Горбачев, отстраненный в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством из-за состояния здоровья», находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму. Распространенные 19 августа утром слухи о его гибели не соответствуют действительности».

Ответ:

Августовский путч 19 августа 1991 года являлся попыткой отстранения Горбачева с поста президента СССР, предпринятая Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) — группой деятелей из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ. Он привел к радикальным изменениям политической ситуации в стране и необратимому ускорению развала СССР. Действия ГКЧП сопровождались объявлением чрезвычайного положения, вводом войск в центр Москвы, введением жесткой цензуры в СМИ. Руководство РСФСР (Борис Ельцин), руководство СССР (президент Михаил Горбачев) квалифицировали действия ГКЧП как государственный переворот.


Список использованной литературы

1. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: учебник

для вузов. – М.: ЮНИТИДАНА, 2008.

2. Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса 1964–1994. – М.: Международные отношения, 1996. – Гл. 3, с. 82

3. .Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец

или новое начало? – М.: Новое издательство, 2005. – Гл. 1, с. 4–

21.

4. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций:

учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет»,

2009.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12832. СВЕТСКИЙ РАЗГОВОР 35 KB
  ОД: СВЕТСКИЙ РАЗГОВОР Цель: повысить интеллектуальный уровень детей за счет расширения их кругозора в узком вопросе. Задача: Занять детей всего отряда интересной и полезной деятельностью после подвижных игр и мероприятий. Необходимый реквизит: при желании можно у
12833. Самураи игра на сообразительность, развивает зрительную память 20.5 KB
  САМУРАИ. Задачи: игра на сообразительность развивает зрительную память. Период смены: после орг. периода но раньше середины всей смены. Возраст детей: с 9 лет. Продолжительность: Количество детей: чем больше тем лучше. Место проведения: везде где дети могут се
12834. Ромашка. Отрядное мероприятие 40 KB
  OД РОМАШКА Время проведения: основной период смены Возраст: в данном од есть разграничения по возрастам поэтому им можно пользоваться на любом отряде. Количество детей: участие в од принимает весь отряд совет: самых активных детей лучше посадить в жюри чтобы дать в...
12835. Разговор о проблемах молодежи. Классный час 60.5 KB
  Разговор о проблемах молодежи Разговор представляет собой специфичную театральную постановку и требует большой подготовки и отдачи. Зачастую подростки испытывая ту или иную проблему боятся заговорить о ней. Участники Разговора поднимают темы тревожащие подро
12836. Все профессии нужны, все профессии важны 23 KB
  Все профессии нужны все профессии важны. Задачи: развитие фантазии умения находить интересное в обыденных занятиях. Период смены: после орг. периода. Возраст детей: 812 лет. Продолжительность:3040 минут. Количество детей: весь отряд. Место проведения: свободное...
12837. Пойми меня мероприятие для отряда 28 KB
  ПОЙМИ МЕНЯ Задачи: развитие ассоциативного мышления развитие речи сообразительности. Период смены: основной период. Возраст детей: все отряды. Продолжительность:1 час. Количество детей: 2 команды по12 отряда. Место провидения: площадка перед корпусом чтобы...
12838. Пара ласковых мероприятие для отрядной группы 22.5 KB
  Задачи: снять агрессию избежать конфликтных ситуаций дать возможность детям разрядиться. Период смены: 911 дней. Возраст детей: 13 и старше Продолжительность: 30 минут. Количество детей: 5 и более. Место проведения: помещение или место на природе...
12839. Сюжетно-ролевая игра «НОЧЬ ТРИФФИДОВ» 67 KB
  Сюжетноролевая игра НОЧЬ ТРИФФИДОВ Сюжетноролевая игра Ночь Триффидов создана по мотивам произведения Джона Уиндема День триффидов€.Возраст участников игры колебался от 13 до 45 лет. ПОДГОТОВКА К ИГРЕ: Особенно интересна ситуация когда играть будет большое к
12840. Найди свою мероприятие для отряда 20.5 KB
  НАЙДИ СВОЮ. Задачи: сдружить и сплотить мальчиков и девочек. Период смены: вторая половина основного или заключительный период. Возраст детей: от 14 лет. Продолжительность: Количество детей: 1020 человек. Место проведения: отрядное место. Оборудование...