88858

История России. СССР в годы «перестройки»

Контрольная

История и СИД

В ходе перестройки со второй половины 1989 года после Съезда народных депутатов СССР резко обострилось политическое противостояние сил выступающих за социалистический путь развития и партий движений связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма а также по вопросам будущего облика...

Русский

2015-05-05

101 KB

0 чел.

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра «Экономическая история и история экономических учений»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История России»

с использованием компьютерной обучающей программы

Вариант № 25

Преподаватель: ___________________________________________

Студент 1 курса:

_______________________________________________________

(Ф.И.О.)

_______________________________________________________

(факультет)

_______________________________________________________

(№ личного дела, № группы)

Брянск– 2013


План работы

Стр.

Введение.......................................................................................................

3

Контрольный теоретический вопрос ........................................................

4

Заключение...................................................................................................

7

Контрольные тестовые задания .................................................................

8

Контрольное аналитическое задание.........................................................

9

Список литературы .....................................................................................

10

Введение

     Перестройка - общее название совокупности политических и экономических перемен, проводившихся в СССР в 1986—1991 годах. В ходе перестройки (со второй половины 1989 года — после Съезда народных депутатов СССР) резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.


Контрольный теоретический вопрос

СССР в годы «перестройки» (1985-1991)

Деформация социалистической модели развития в период «перестройки». Трансформация экономики и политической системы. Социальный резонанс перемен. «Новое политическое мышление» на международной арене и его перекосы в политике разоружения. Окончание «холодной войны» и её итоги.

 

Ответ:

Начиная с 1985 года в качестве стратегии, ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом. Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма.

     Трансформационные процессы, которые происходили в СССР в 1985-1991 гг. знаменовали собой комплекс реформ, направленных, прежде всего на совершенствование политической системы. В основу осуществления преобразований высшим партийным руководством были положены нормы демократии. Они повлекли изменения в информационной политике государства, но в то же время спровоцировали дестабилизацию внутриполитической жизни страны. Сущность административно-командной системы составляло всевластие государства.

     Первый этап трансформации экономики заключался в макроэкономической стабилизации и либерализации. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и укрепление рубля. Второй этап – это переход к экономическому росту. Третий этап – это этап завершения постсоциалистических реформ. Введение модели социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

  Социальный резонанс перемен. Обозначился кризисом в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения вначале 80-х гг. (по сравнению с 1966-70 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Все это привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось расцветом диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом.

     Три главных направления деятельности СССР на международной арене в новых условиях:

1. Смягчение международной напряженности между Востоком и Западом посредством активизации переговоров с США о ядерном разоружении,

2. Урегулирование региональных конфликтов, прежде всего, в Афганистане,

3. Признание сложившегося миропорядка и расширение экономических отношений со всеми странами мира независимо от политической ориентации.

     Следующим шагом СССР стала выдвинутая в Заявлении Горбачева от 15 января 1986г. программа существенных сокращений вооружений, включая полное 

уничтожение ядерного оружия к 2000 году. В соответствии с советскими предложениями подлежало сокращению и уничтожению все ядерное оружие в мире на основе договоренности всех обладающих этим оружием государств.

     Наиболее комплексный характер носили внешнеполитические инициативы, выдвинутые на XXVII съезде КПСС в феврале-марте 1986г. На съезде советское руководство предложило комплексную программу создания всеобъемлющей программы международной безопасности. Выдвижение этих предложений должно было свидетельствовать о серьезных переменах в подходе нового советского руководства к своей внешнеполитической деятельности. СССР уже не ограничивался в своих внешнеполитических инициативах лишь военно-политической сферой, но и поднимал вопросы установления новых, более справедливых международных экономических отношений, а также, впервые по собственной инициативе выдвигал достаточно широкомасштабные предложения в области гуманитарного сотрудничества.

     «Холодная война» является глобальным военным, геополитическим и экономическим противостоянием Советского союза и Соединенных штатов Америки при поддержке различных союзников со всех сторон. Это противостояние продолжалось на протяжении почти пятидесяти лет (с 1946 по 1991 год).

Итоги холодной войны, окончившейся в 1991 году с развалом Советского Союза и всего социалистического лагеря, можно разделить на две категории. В первую войдут итоги, имеющие значение для всего человечества, так как холодная война была глобальным противостоянием, в неё были, так или иначе, напрямую или косвенно, втянуты практически все страны мира. Вторая категория это итоги холодной войны, сказавшиеся на двух основных её участниках, США и СССР.

      Окончание «холодной войны» знаменовалось тем, что Советский Союз пошел на большие уступки и особо не претендовал на власть в Европе, тем более, что поверженные страны уже отошли от разрухи и начали самостоятельное развитие. СССР же начал переживать глубокий кризис, который привел в декабре 1991 года к окончательному распаду Союза Советских Социалистических Республик. Таким образом, «холодная война» не принесла позитивного результата нашему государству, а стала одним из элементов, которые привели к краху великого государства.

Заключение

Экономическими последствиями развала СССР и трудностей экономических преобразований стало сокращение экономического потенциала России на одну треть. Страна потеряла половину морских портов и торговый флот, прямой выход к мировым путям на Западе и на Юге. 
Непосредственным результатом явилось и падение производства, прекращение инвестиционной деятельности. Произошло сокращение объемов товарооборота и ухудшение его структуры. Все это отразилось на социально-экономической ситуации в стране, вызвало процесс поляризация населения. 
           Вместе с тем Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. 
           Политические изменения периода реформ Горбачева привели к ликвидации однопартийной коммунистической системы и ослаблению политической стабильности в обществе. В стране были закреплены политические свободы, политический плюрализм, сформировалась многопартийная система. 

    


Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом:          /

I. В каком году КПСС перестала быть «руководящей и направляющей силой» в СССР?

1. 1956 г.

2. 1977 г.

3. 1990 г.

4. 1998 г.

II. Какое понятие относится к периоду перестройки?

1. Идеологический диктат.

2. Децентрализация.

3. Чековая приватизация.

4. Культурная революция.

Ш. Одной из причин возникшего в СССР в конце 1980-х гг. массового забастовочного движения было:

1. Принятие закона о государственном предприятии.

2. Резкое ухудшение условий труда и его оплаты.

3. Поспешное проведение экономических реформ.

4. Отсутствие возможности выразить претензии в печати.


Контрольное аналитическое задание

Прочтите отрывок из сообщения Российского информационного агентства и укажите название описываемых событий, год, когда они происходили,  организацию, которая их инициировала, и  последствия, которые они вызвали:

«По сведениям из достоверных источников. Президент СССР М.С. Горбачев, отстраненный в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством из-за состояния здоровья», находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму. Распространенные 19 августа утром слухи о его гибели не соответствуют действительности».

Ответ:

Августовский путч 19 августа 1991 года являлся попыткой отстранения Горбачева с поста президента СССР, предпринятая Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) — группой деятелей из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ. Он привел к радикальным изменениям политической ситуации в стране и необратимому ускорению развала СССР. Действия ГКЧП сопровождались объявлением чрезвычайного положения, вводом войск в центр Москвы, введением жесткой цензуры в СМИ. Руководство РСФСР (Борис Ельцин), руководство СССР (президент Михаил Горбачев) квалифицировали действия ГКЧП как государственный переворот.


Список использованной литературы

1. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: учебник

для вузов. – М.: ЮНИТИДАНА, 2008.

2. Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса 1964–1994. – М.: Международные отношения, 1996. – Гл. 3, с. 82

3. .Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец

или новое начало? – М.: Новое издательство, 2005. – Гл. 1, с. 4–

21.

4. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций:

учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет»,

2009.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61345. Інтегрований урок ( математика, природознавство, трудове навчання) 1 клас. Подорож до весняного лісу 37.23 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про додавання і віднімання в межах 20, знання про світ живої природи. Вчити учнів записувати числа під диктовку. Формувати вміння вміння розв’язувати вирази та задачі. Навчити виготовляти з геометричного матеріалу шпаківню.
61346. Закріплення вивчених способів додавання і віднімання в межах 100 без переходу через десяток. Творча робота над задачею 26.64 KB
  Мета: закріплювати навички додавання і віднімання в межах 100 без переходу через десяток, удосконалювати навички розв’язання математичних виразів; залучати учнів до творчої роботи над задачами, формувати вміння застосовувати математичне мовлення...
61347. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел 95.68 KB
  Цель: - совершенствовать вычислительные навыки - развивать внимание, логическое мышление, математическую речь. - воспитывать интерес к изучению предмета.
61348. Складання таблиці множення числа 3. Знаходження значень виразів на дії різного ступеня 19.03 KB
  Яке число залишилось без виразу Добутком яких чисел воно є б бліцтурнір Скільки крил у чотирьох горобців Скільки ніг у п’яти страусів Скільки вух у шести мавп Скільки разом крил у восьми гусей і одного горобця...
61349. Основи технології писанкарства. Орнаменти писанкарства. Символи в писанкарстві 4.18 MB
  Символи в писанкарстві. Символи в писанкарстві. Згодом виникли символи неначе букви тієї чарівної мови. Символи в писанкарстві.
61350. План-конспект уроку, Групи слів за значенням: синоніми, антоніми, омоніми 24.62 KB
  Мета: поглибити знання учнів щодо синонімів, антонімів, омонімів; удосконалити вміння пятикласників відрізняти омоніми від багатозначних слів, правильно вживати їх у мовленні; навчити добирати фразеологічні синоніми...
61351. Людина і природа. Проблеми екології. Природні катаклізми. Введення лексики 72.63 KB
  МЕТА: Навчальна: ознайомити учнів з новою лексикою та активізувати її вживання в мові, розширити знання учнів про проблеми екології та навколишнього середовища, природні катаклізми; збагачувати словниковий запас учнів...
61353. Алюміній. Положення в ПСХЕ. Будова атому. Основні хімічні властивості 57.63 KB
  Цілі уроку: Надати інформацію про історію відкриття та добування алюмінію. Ознайомити з фактами біографії видатних вчених пов’язаних з дослідженням алюмінію.