88863

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УТОМЛЕНИЯ У ЛЕТЧИКОВ ВВС

Контрольная

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Утомление является одной из наиболее актуальных проблем современной психологии и физиологии труда. Решение этой проблемы непосредственно связано с производительностью труда и организацией трудовой деятельности человека. Еще А.А. Ухтомский писал, что проблема утомления выходит далеко за границы физиологии...

Русский

2015-05-05

225 KB

8 чел.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УТОМЛЕНИЯ У ЛЕТЧИКОВ ВВС


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.     Понятие утомления

1.1 Виды утомления

1.2 Стадии и степени утомления

1.3 Влияние личности на утомление

1.4 Причины психического утомления и его профилактика

ГЛАВА 2.      Теории психического утомления

                            2.1 Локально-гуморальная теория утомления

                            2.2 Нейрогенная (корковая) теория утомления

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Утомление является одной из наиболее актуальных проблем современной психологии и физиологии труда. Решение этой проблемы непосредственно связано с производительностью труда и организацией трудовой деятельности человека. Еще А.А. Ухтомский писал, что проблема утомления выходит далеко за границы физиологии и становится социальной проблемой первостепенного значения.

В деятельности авиационного психолога вопросы утомления летного состава занимают одно из ведущих мест. Во все времена они имели особое значение для авиационной психологии. Летная работоспособность, утомление, переутомление и неврозы, проявляющиеся у летного состава - это проблема большого принципиального значения, так как, с одной стороны, уровень доступной человеку работоспособности все более и более сказывается на темпах технического прогресса в области создания самолетов, пилотируемых человеком, а с другой стороны, разработка этой проблемы является научным основанием организации всей системы профилактических мероприятий, стоящих на страже здоровья летного состава.

Современные летательные аппараты представляют собой сложные технические комплексы, в которых реализованы новейшие научные достижения, позволяющие обеспечивать полеты в широком диапазоне скоростей, высот и продолжительности, выполнять их в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах, решать различные тактические и оперативные задачи в одиночном и совместных полетах днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Их пилотирование осуществляется подчас в условиях высокого нервно-психического напряжения, дефицита информации и времени, развития нештатных ситуаций, воздействия экстремальных факторов полета (перегрузки, шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.), что требует от летчика высокого уровня профессиональной подготовленности, крепкого физического и психического здоровья, функциональной надежности и эмоциональной устойчивости, высокого интеллекта и положительных личностных качеств (ответственность, дисциплинированность, профессиональная мотивация и т.д.), хорошего развития летных способностей и т.д.

Своевременное выявление у летного состава, а так же у лиц заступающих в караул утомления и установление его причин, проведение необходимых профилактических мероприятий - одна из важнейших задач, стоящих перед авиационным психологом.

     

 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УТОМЛЕНИЯ

         Понятие утомления, а также терминология, используемая раз личными авторами при определении этого состояния, еще не имеют четкой научной формулировки. Существуют самые различные термины: «утомление», «переутомление», «острое утомление», «хроническое утомление», «быстро возникающее утомление», «медленно возникающее утомление», «хроническое переутомление» и т. д. Для более четкого определения и лучшего понимания изучаемого вопроса следует пользоваться в дальнейшем двумя основными понятиями: «утомление» и «переутомление».

Утомление - это физиологическое и психологическое состояние, возникающее в результате деятельности и характеризующееся снижением работоспособности, изменением некоторых физиологических, биохимических, психологических и других показателей.

      Обычно под утомлением понимают уменьшение работоспособности, вызванное предшествующей работой, имеющее временный характер. Если оно возникает при умственной деятельности, то говорят об умственном утомлении, а если при физической работе - о физическом утомлении. Состояние утомления проявляется в изменении физиологических процессов, в снижении производительности труда и технико-экономических показателей, в изменении психического статуса. Психологи отмечают, что при развитии утомления у человека появляется особое состояние психики, которое называется утомляемостью - субъективное отражение возникающих в организме процессов, приводящих к утомлению.

         Проблема снижения утомления - одна из первых и наиболее актуальных проблем психологии труда в настоящее время. В широком смысле слова утомление означает временный упадок сил после какой-то деятельности. Обычно оно чувствуется перед обеденным перерывом, в конце рабочего дня. В эти периоды работник ощущает усталость и потребность на время прекратить работу. Если же работа продолжается дальше без отдыха, то утомление прогрессирует и переходит в переутомление, которое представляет собой предзаболевание и требует лечения. [15, c. 89], [20, c. 74-89].

Выделяется  ряд  показателей характеризующих психическое  утомление:

1) Снижение продуктивности по качественно-количественным характеристикам (показатели стрельбы).

2) Изменение физиологических функций. Постоянными симптомами утомления являются различные изменения ВНД.

3) Изменение психических функций. Утомление сопровождается ослаблением внимания, памяти, снижением чувствительности, критики и контроля, усилением внушаемости, нарушениями ассоциативных процессов и творческой, интеллектуальной деятельности.

4) Отрицательные субъективные реакции. По мере нарастания утомления нарастают отрицательные субъективные реакции: от легкого ослабления интереса к выполняемой работе до непреодолимого стремления прекратить работу, которая начинает вызывать внутреннее противодействие и отвращение", перерастающее в отчаяние.

5) Изменения некоторых антропометрических показателей. Утомление характеризуется некоторым уменьшением к концу работы роста, объема грудной клетки, падением веса, снижением тургора кожи и т.д.

6) Изменение поведенческих реакций. В состоянии утомления военнослужащий иногда проявляет равнодушие, он слабо реагирует на важные события и сильно—на незначительные и  т.д.

7) Возникновение чувства усталости. Оно маскируется нервно-психическим напряжением и проявляется, как правило, после полетов через 30—40 мин. [2, c. 14-17].

        Все перечисленные показатели утомления не всегда идут параллельно. В ряде случаев они в той или иной мере не совпадают, и именно вследствие этого суждение о состоянии работоспособности, вынесенное на основании учета только некоторых ее показателей, может оказаться ошибочным. Так, например, если в данный момент человек показывает высокую продуктивность, не испытывая чувства усталости и работает с подъемом, то еще не следует утверждать, что он не утомлен без одновременной оценки состояния его физиологических функций. Высокая мотивация обычно маскирует явное утомление, констатируемое при регистрации пульса, частоты дыхания, мышечной выносливости и т. д. С другой стороны, отсутствие интереса к делу, как правило, выражается низкой продуктивностью, чувством усталости, сонливостью, что, казалось бы, свидетельствует о развившемся утомлении. Однако состояние физиологических функций, данные антропологических измерений и продуктивность, обнаруживаемая при переходе к другой, интересной для человека деятельности, свидетельствуют о высоком запасе его работоспособности. [5, c. 410-411].

1.1. Виды утомления

        Утомление может быть физическим (мышечным) или нервно-психическим (центральным). Обе формы утомления сочетаются при тяжелой работе, и их нельзя строго отделить одну от другой. Тяжелая физическая работа приводит в первую очередь к мышечному утомлению, а усиленная умственная или монотонная работа вызывает утомление центрального происхождения. Следует четко разграничивать утомление и усталость, обусловленную потребностью во сне.

Кроме того, определяют первичное утомление, которое развивается достаточно быстро, в начале рабочей смены и является признаком недостаточного упрочения трудовых навыков; оно преодолимо в процессе работы, в результате чего возникает "второе дыхание" – значительное повышение работоспособности. Вторичное, или медленно развивающееся утомление - собственно утомление, которое возникает примерно спустя 2,5-3 часа от начала рабочей смены, а для его снятия необходим отдых.

       Переутомление, или хроническое утомление - еще один вид утомления. Оно
обусловлено отсутствием надлежащего отдыха между рабочими днями, рассматривается как патологическое состояние. Проявляется общим падением производительности труда, увеличением заболеваемости, замедлением роста технического уровня и квалификации работающего; снижением творческой активности и умственной работоспособности, изменением в деятельности сердечнососудистой системы.

       Анализируя определения состояний утомления и переутомления, можно выделить две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона характеризуется     снижением работоспособности, внутренняя определяется состоянием физиологических, биохимических, гистохимических и других процессов в утомленном организме. Как правило, внешняя сторона оценивается относительно просто (объемом и качеством выполненной работы), для определения внутренней стороны требуются специальные методики исследования.

В психологии имеет место следующее разделение утомления на:

        Физическое утомление

Физическое утомление развивается вследствие изменений в скелетной мускулатуре при длительной работе и связано с исчерпанием запасов энергии и накоплением молочной кислоты ("вещества утомления"), приводящими к снижению работоспособности. Во время фазы восстановления, следующей за физической работой, запасы энергии восстанавливаются, а молочная кислота удаляется.

       Нервно-психическое утомление

Нервно-психическое (центральное) утомление приводит к снижению трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. Среди его типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение функций мышления и решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции. Такое утомление сопровождается отвращением к работе и снижением работоспособности, а иногда из-за него возникает склонность к депрессии, беспричинной тревоге или пониженной активности, а также раздражительность и неуравновешенность.

       Нервно-психическое утомление вызывают:

длительная умственная работа, требующая усиленной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка;

тяжелый физический труд;

однообразная работа в монотонном ритме;

шум, слабое освещение и температура воздуха, неблагоприятная
для труда;

конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе; -
заболевание, боль и недостаточное питание.

       Утомление центрального происхождения в отличие от мышечного

утомления может исчезать мгновенно при некоторых условиях, когда, например:

одна деятельность становиться утомительной;

изменяется обстановка;

организм приходит в состояние тревоги при страхе или угрожаю
щей опасности;

интерес к работе возобновляется благодаря новой информации;

изменяется настроение.

       Возможность внезапного исчезновения нервно-психического утомления указывает на то, что оно не связано ни с накоплением «веществ утомления», ни с исчерпанием энергетических резервов (подключение ориентировочного рефлекса). Скорее, нервно-психическое утомление связано с ретикулярной формацией, активность которой изменяется не только при интенсивной умственной работе, но и под влиянием однообразной деятельности. Утомление, вызываемое однообразием работы, можно снизить путем смены канала восприятия информации, хотя таким способом нельзя предотвратить утомление при более длительных воздействиях.

       При физической работе нервно-психическое утомление может возникать по причине афферентной импульсации от работающих мышц к головному мозгу, которая не только создает ощущение того, что мышцы устали (или даже болят), но и подавляет функцию коры (вызывая, таким образом, нервно-психическое утомление). Возможно, что эти рецепторы идентичны мышечным рецепторам, о которых уже упоминалось

     Травматический синдром

Этот синдром, состоящий в онемении мышц и их болезненности, не обусловлен, как обычно считают, накоплением молочной кислоты в мускулатуре. Мышечная боль при давлении и движении возникает после того, как молочная кислота, накопившаяся во время работы, удалена из мышц. С лактатным механизмом не согласуется и то, что мышцы, в которых такая болезненность возникает наиболее часто, развивают значительную силу; это справедливо особенно для тех случаев, когда происходит нарушение внутримышечной координации, и при работе, осуществляемой с торможением (отрицательная работа). Развитие значительных усилий вызывает разрывы в мышечных волокнах, и по мере их восстановления происходит выделение веществ, вызывающих спустя определенное время мышечные боли.

      Утомление при статической работе

Работа по удерживанию, которую приходится выполнять в каждодневной жизни, обычно превышает предел утомления. Вызываемое ею утомление связано с исчерпанием запасов энергии. Только при работе поддерживания, требующей усилия менее 50% максимального и продолжающейся более 1 мин, кровоток становится фактором, ограничивающим работоспособность.

      Утомление при динамической работе.

При работе, лежащей ниже предела утомления, характер движений обеспечивает достаточный период для расслабления мышц, за время которого макроэргические фосфорные соединения, используемые при сокращении, могут регенерировать, а конечные продукты обмена удаляться. Время расслабления соответствует необходимому времени восстановления. Поскольку в этом случае не наблюдается остаточных признаков утомления, такую работу называют неутомительной. При динамической работе, лежащей выше предела утомления, возможность непрерывного восстановления отсутствует, так как длительность периода расслабления меньше времени, необходимого для восстановления. Восстановление запасов энергии и удаление молочной кислоты происходят не полностью, и возникает накопление остаточного утомления. В мышце исчерпываются богатые энергией субстраты и накапливаются конечные продукты метаболизма, утомление нарастает. Степень мышечного утомления при динамической работе, лежащей выше предела утомления, может быть определена на основании физиологических показателей (например, времени восстановления, пульсовой суммы восстановления и т.п.). [4, c. 245-255].

При изучении летного состава наибольшее значение имеют следующие виды утомления: острое, хроническое и переутомление.

         Острое утомление развивается при непродолжительной, но интенсивной работе (например, деятельность в условиях отказа систем воздушного судна и т.п.) или в результате выполнения штатной продолжительной деятельности умеренной интенсивности (обычный полет). Данный вид утомления характеризуется появлением чувства усталости, вялости, разбитости, снижением чувствительности в т.ч. дифференциальной анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.), нарушением вегетативных функций (неустойчивость частоты пульса, минимального и максимального артериального давления и др.), некоторым ухудшением поведенческой (рабочей) активности. По мере нарастания утомления возникает снижение функциональных возможностей организма, проявляющееся в  повышении «физиологической стоимости» работы, т.е. на единицу труда растут физиологические расходы. Эффективность и качество летной деятельности не нарушаются или незначительно снижаются в конце деятельности полета (или летной смены). Отношение к полетам сохраняется нормальное, сон не нарушается, лишь в некоторых случаях затруднено засыпание.

        Отличительная особенность острого утомления заключается в том, что оно проходит, как правило, к началу следующего рабочего дня после полноценного ночного отдыха.

        Особый интерес для летного состава представляют те случаи, когда преобладает умственное утомление. [18, c. 53-58], [8, c. 56-59].

        Хроническое утомление возникает вследствие интенсивной многократной нагрузки и наличия ряда неблагоприятных, сопутствующих факторов: отсутствие возможности и условий для полноценного отдыха после профессиональной деятельности, несоответствии сложности полетов уровню профессиональной подготовки летчика, ухудшение функционального состояния в результате ранее перенесенного заболевания, недостаточной тренированности систем организма и т.д. При хроническом утомлении происходит кумуляция (накопление) утомления. Данный вид утомления имеет более яркие формы проявления. Чувство усталости преследует летчика не только на протяжении всего полета, но и до начала его выполнения. Постоянно ощущается слабость, разбитость, страдает аппетит. В процессе полета резко снижается чувствительность анализаторов, падает скорость реакций, нарушаются вегетативные функции, ухудшаются психофизиологические процессы (снижается устойчивость и скорость переключения внимания, нарушается его концентрация и сужается объем, ухудшается оперативная память, замедляются мыслительные процессы, страдает функция прогнозирования, предвидения ситуации). Изменяются в худшую сторону биохимические показатели (снижается содержание сахара в крови, увеличивается ее вязкость, повышается содержание гормонов и т.д.), нарушается неврологический статус (усиливается тремор, угнетаются сухожильные рефлексы и др.). Поведенческая (рабочая) активность снижается, особенно к концу профессиональной деятельности. Эффективность и качество пилотирования отличаются неустойчивостью на протяжении полета и существенно нарушаются в конце полета (или летной смены).  Летчик испытывает снижение интереса к профессиональной деятельности, чувство постоянной неуверенности. Нарушается сон, являющийся основным видом отдыха при восстановлении работоспособности после напряженной профессиональной деятельности: затруднено засыпание и пробуждение, сон носит прерывистый характер. После ночного сна  при хроническом утомлении летчик не чувствует себя отдохнувшим, свежим. Поэтому восстановление работоспособности при данном виде утомления требует продолжительного (до нескольких дней отдыха). [10, c. 24-43].

        Переутомление у летного состава развивается в результате сочетания ряда обстоятельств:

  •  многократно повторяющаяся напряженная и интенсивная летная работа;
  •  постоянное отсутствие условий для полноценного отдыха и ночного сна;
  •  нарушение режимов труда, отдыха и питания;
  •  недостатки в организации и условиях летной деятельности;
  •  сниженное функциональное состояние летчика (болезнь, недостаточная тренированность систем организма и т.д.).

       В отличие от утомления переутомление – это не нормальная физиологическая реакция организма, а его патологическое функциональное состояние, которое сопровождается рядом выраженных нарушений. Чувство усталости становится непроходящим, развивается апатия, раздражительность, неудовлетворенность всем и вся, появляются боли в области сердца, головные боли, потеря аппетита и др. Изложенные выше изменения со стороны анализаторов, вегетативных функций, психических процессов, биохимического и неврологического статуса, которые наблюдаются при хроническом утомлении, при переутомлении более выражены и имеют место не только в конце полета, но и повседневной жизни. Резко ухудшается поведенческая активность в течение всего полета. Эффективность и качество летной деятельности значительно снижаются вплоть до появления грубых ошибок. Отмечается потеря бдительности, осмотрительности. Летчик становится профессионально ненадежным. Интерес к полетам утрачивается. Сон нарушается: трудное засыпание и пробуждение, появляются бессонница, сонливость днем и т.п. Восстановление нормального функционального состояния летчика и его работоспособности при переутомлении не возможно без лечения и использования средств медицинской реабилитации. Если не принять этих мер, то состояние переутомления начинает прогрессировать от начальных фаз к более выраженным и может перейти в различные формы расстройств центральной нервной системы (неврозы, неврастении и др.). [4, c. 245-247].

1.2. Стадии утомления

      В связи с изменением психического состояния ряд психофизиологов предлагает выделять 3 стадии утомления. 1-я стадия: при ней проявление чувства усталости незначительно, производительность труда не снижена. 2-я стадия - характеризуется значительным снижением производительности труда и выраженными психическими изменениями. 3-я стадия, которую некоторые исследователи расценивают как острое переутомление, сопровождается выраженным переживанием утомления.

1 стадия.   Характеризуется   тем,   что   усталость   в   течение   смены
появляется    раньше,    чем    обычно.    Работник    старается    поддержать
производственные показатели на требуемом уровне с помощью волевого
усилия. Эмоциональное состояние ухудшается: наступают апатия, утрата
интереса к работе, раздражительность. Характерно нарушение ночного сна.
Если переутомление  обусловлено эмоциональным  перенапряжением, то
человек  с  трудом  засыпает  (ослаблен  процесс  торможения).  Если  же
переутомление  наступает  после  напряженной  работы  (умственной  или
физической), то человек с трудом просыпается, чувствует себя "разбитым".
      
2 стадия.      Для     нее     характерны     многочисленные     жалобы,
функциональные нарушения во многих органах и системах организма и
снижение физической работоспособности. Так, люди предъявляют жалобы
на   апатию,   вялость,   сонливость,   повышенную   раздражительность,   на
снижение  аппетита.  Многие люди жалуются  на легкую  утомляемость,
неприятные ощущения и боли в области сердца, на замедленное втягивание
в любую работу. В ряде случаев такой человек жалуется на потерю остроты
мышечного чувства, на появление неадекватных реакций на физическую
нагрузку. Прогрессирует расстройство сна, удлиняется время засыпания,
сон становится поверхностным,  беспокойным с частыми сновидениями нередко кошмарного характера. Сон, как правило, не дает необходимого отдыха и восстановления сил. Часто  эти  люди  имеют  характерный  внешний  вид,   выражающийся  в бледном цвете лица, впавших глазах, синеватом цвете губ и синеве под глазами. Нарушения  деятельности  нервной  системы  проявляются  в   изменениях суточной периодики функций и суточного динамического стереотипа. В результате    этого     максимальное    нарастание    всех    функциональных показателей   отмечается   у   человека   не   в   те   часы,   когда   он   обычно максимально занимается, например, во вторую половину дня, а рано утром либо поздно вечером, когда он не занимается. Масса тела у человека в состоянии переутомления падает. Это связано с усиленным распадом белков организма. У человека в состояния переутомления часто имеет место повышенная потливость.

3 стадия. Для нее характерно развитие неврастении гиперстенической или гипостенической формы и резкое ухудшение общего состояния. Первая форма является следствием ослабления тормозного процесса, а вторая -  перенапряжения возбудительного процесса в коре головного мозга. Клиника гиперстенической формы неврастении характеризуется повышенной нервной возбудимостью, чувством усталости, утомления, общей слабостью и бессонницей. Клиника гипостенической формы неврастении характеризуется общей слабостью, истощаемостью, быстрой утомляемостью, апатией и сонливостью днем. [17, т.1, c.  ].

     Следует так же выделить четыре степени переутомления - начинающееся,
легкое, выраженное и тяжелое, каждая из которых требует соответствующих методов борьбы. Так, для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени переутомления необходимо дождаться отпуска и эффективно использовать его. При выраженном переутомлении необходим срочный отдых, лучше организованный. Для летного состава направление в профилакторий. При тяжелой степени переутомления необходимо лечение.

В зависимости от степени утомления возникают:

Уравнительная фаза – человек одинаково реагирует на события различной важности, отношение к окружающему пассивное и безразличное.

Парадоксальная фаза – человек слабо реагирует на важные события и чрезвычайно бурно на малозначительные.

Ультрапарадоксальная фаза – положительная реакция на отрицательные явления и наоборот (характерно для хронического утомления).

“Блоки”  – кратковременные перерывы в умственной работе, продолжительностью 1-2 сек., по мере углубления утомления «блоки учащаются, и эти перерывы в работе начинает замечать сам работающий. [9, c. 44-47].

Основные проявления хронического утомления ЛС:

          Субъективные:

  •  усталость до работы,
  •  повышенная раздражительность,
  •  потеря интереса к работе и к окружающей обстановке,
  •  снижение аппетита, нарушение сна (сонливость во время монотонной работы и прерывистый, поверхностный с тяжелыми сновидениями сон во время отдыха),
  •  головные боли,
  •  тошнота, рвота и др. 

          Объективные:

  •  снижение устойчивости организма к простудным и инфекционным заболеваниям,
  •  снижение иммунитета,
  •  неврологическая симптоматика,
  •  понижение давления,
  •  изменение картины крови.

          Профессиональные проявления:

  •  гипнотическая фаза деятельности (дремотное состояние):
  •  регресс рабочих навыков;
  •  нарушение координации тонких движений и появление резких движений при управлении ВС.;
  •  утеря новых навыков и растормаживание старых;  
  •  ошибочное реагирование;
  •  тенденция разделять сложное задание на отдельные части;
  •  “вязкость внимания” - застревание на второстепенных показаниях приборов;
  •  забывание, перепутывание и не восприятие информации;
  •  забывание и ощущение выполненности действий;
  •  низкая психическая готовность и преждевременная психическая демобилизация;

переоценка своих возможностей при выполнении полета в усложненных ситуациях (заход на посадку в приборных метеоусловиях). [1, c. 324-337].

1.3. Влияние личности на утомление

        На успех выполнения деятельности влияет состояние личности. Так, любой вид деятельности вызывает утомление. Утомление — естественное понижение работоспособности вследствие расхода энергетических ресурсов организма. Усталость — переживание человеком утомления. Чувство усталости включает отношение человека к работе, привычку к физическому и умственному напряжению. Если этих привычек не выработано, то усталость может возникнуть до наступления физиологического утомления, даже в самом начале работы. Усталость после трудной, но нужной людям работы связана с бодрым эмоциональным тоном. Отдых, особенно активный, перемена вида деятельности восстанавливают силы, создают возможность продолжения деятельности.

         Объективным показателем утомления является замедление темпа работы и снижение ее качества. Исследование работоспособности показывает, что в первые два часа работоспособность повышается, достигает максимального уровня, а затем наступает ее снижение. Однообразная, неинтересная работа приводит к тому, что утомление и усталость наступают раньше, чем в тех случаях, когда работа увлекает человека.

          Несколько  лет  назад  американские   психологи  обратили  внимание  на  то,  что  у  некоторых  людей во время, казалось бы, спокойной работы стиль общения  меняется  как  при стрессе. Главная  причина - психологическое, душевное переутомление. Этому явлению дали термин «выгорание».

         Многочисленные проявления "выгорания" можно свести к трем типам.

          Первый - "уплощение", "притухание" эмоций, когда исчезает острота чувств и сладость переживаний. Вроде бы все  нормально, но...  скучно  и просто на душе.

         Второй  -  возникновение  конфликтов. Сначала они  скрытые.  В  кругу  своих   коллег   начавший   "выгорать" профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых   своих   коллегах.  Далее  он  начинает  чувствовать неприязнь к ним. Сначала он сдерживает ее, затем ему  с  трудом

удается скрыть свое раздражение, и, наконец, происходит взрыв и он выплескивает из себя озлобленность.

          Третий тип наиболее социально и  экономически  опасен  для общества  -  это утрата представлений о ценностях жизни, т. е. состояние, в котором "на все наплевать".  Человек  по  привычке может  сохранять и апломб, и респектабельность, но приглядитесь к нему. У него пустой взгляд и ледяное  сердце.  Мир  для  него безразличен.

           Разрабатываемые    за    рубежом   многочисленные   методы профилактики  "выгорания"  направлены  на  ликвидацию  "стресса жизни".  Но  они  не  учитывают,  что  в экстремальных условиях стрессовые отношения в общении возможны в обе стороны. Наряду с "выгоранием" встречается  поразительный  энтузиазм,  питающийся сознанием   того,   что   общество  нуждается  именно  в  тебе. "Выгорания" обычно удается избежать,  если  коллектив  и  семья поддерживают  в  человеке  убежденность в том, что, несмотря на трудные  условия  жизни  и  работы,  он  сможет  проявить  себя достойно.   Но   главное,   конечно,  "выгорающему"  необходимо отдохнуть душой и телом.

       В связи с тем что акцентуации характера усиливаются под влиянием профессиональных или организационных стрессов и способствуют социальной дезадаптации, можно предположить, что они повышают вероятность развития утомления работников.

       Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при этом либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

       В зависимости от степени выраженности, А.Е. Личко выделяет две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Черты характера могут ярко, порой неожиданно выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».

Рассмотрим присущие каждой акцентуации черты характера.

Демонстративные личности.

Для летчиков характерна эта акцентуация характера, так как вытеснение «помогает» забыть случившиеся неприятности и следующий полет начать, как бы заново. Сущность демонстративного типа заключается в аномальной  способности к вытеснению. Однако вытесненное знание обычно остается у порога сознания, поэтому нельзя полностью игнорировать его. У истериков же эта способность заходит очень далеко: они могут совсем «забыть» о том, чего не желают знать, они способны  лгать, вообще не осознавая, что лгут. Этому типу акцентуации характера присуща легкость установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются.

Привлекательные черты для партнеров по общению: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Их отрицательные черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.                                       

Педантичные  личности.

Данная акцентуация иногда встречается у летчиков, так как для этой профессии требуется повышенная точность. У лиц педантического типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно мало представлены  механизмы вытеснения.  Если поступки истериков  характеризуются  отсутствием разумного взвешивания, то педанты  «тянут» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена.  Они хотят, прежде чем начать действовать, еще раз  убедиться, что  лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует. В конфликты педант вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе — бюрократ, предъявляет окружающим много формальных требований, но охотно уступает лидерство другим людям. Данному типу акцентуации характера свойственно изводить окружение чрезмерными претензиями на аккуратность. Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. Отрицательные и способствующие возникновению конфликтов черты - формализм, занудливость, брюзжание.

Застревающие личности.

Наиболее часто встречаемый тип акцентуации, так как профессия связана с определенным риском, что создает патологическую стойкость аффекта.

Чувства, способные вызывать сильные реакции, обычно  идут на убыль после того, как реакциям «дать волю»: гнев у разгневанного человека гаснет, если можно наказать того, кто рассердил или обидел его; страх у боязливого проходит, если устранить источник страха. В тех случаях, когда адекватная реакция  почему - либо не состоялась, аффект прекращается значительно медленнее, но все же, если индивидуум мысленно обращается к другим темам, то  в норме аффект через некоторое время  проходит. У застревающей личности действие аффекта прекращается гораздо медленнее, и стоит лишь вернуться мыслью  к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождающие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие  новые переживания его не активируют.

Такого человека характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость, В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен этот тип акцентуации характера к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

Возбудимые личности.

Весьма интересна личность  с недостаточной  управляемостью  характера.   Это проявляется в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание.

Реакции возбудимых личностей импульсивны.  Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Напротив, и в мимике, и в словах они дают волю раздражительности, открыто заявляют  о своих требованиях или даже со злостью удаляются. В результате такие личности по самому пустячному поводу вступают  с начальством и с сотрудниками, грубят, агрессивно швыряют прочь работу, подают заявление об увольнении, не отдавая себе отчета  в возможных последствиях.

По мере возрастания гнева личности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходит к «делам», т.е. к рукоприкладству. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых людей опережает слова, так как такие люди вообще не очень  склонны обмениваться мнениями.

Гипертимные  личности.

Гипертимные натуры смотрят на жизнь  всегда оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им не трудно живется на свете. Приподнятое настроение  сочетается при этом  с  жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией  постоянно  отклоняться от  темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей.  Гипертимическая акцентуация  личности не всегда чревата отрицательными последствиями, она может  благотворно влиять на весь уклад жизни человека.  Благодаря усиленной жажде деятельности, они достигают производственных и творческих успехов. Жажда деятельности стимулирует  у них инициативу, постоянно толкает их на поиск нового. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также  благоприятствует активному творческому  мышлению. В обществе  гипертимные личности являются  блестящими собеседниками, постоянно находятся в центре внимания, всех развлекают.

Однако если  данный темперамент выражен слишком ярко, положительный прогноз снимается.  Безоблачная веселость, чрезмерная живость  таят в себе опасность, ибо такие люди, шутя, проходят  мимо событий,  к которым  следовало бы относиться  серьезно. У них постоянно наблюдаются  нарушения  этических норм, поскольку  они  в определенные моменты как   бы утрачивают  и чувство долга, и способность к раскаянию.  Чрезмерная  жажда деятельности  превращается  в бесплодное  разбрасывание, человек за многое берется  и ничего не доводит до конца. Чрезмерная веселость может переходить в раздражительность.

       Дистимические личности.    

       Дистимический темперамент представляет собой противоположность гипертимному.  Личности  этого типа  по натуре  серьезны  и обычно  сосредоточены  на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную  пессимистическую настроенность до состояния  реактивной депрессии. В обществе дистимические люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз.

Серьезная настроенность выдвигает на первый план тонкие, возвышенные чувства, несовместимые с человеческим эгоизмом. Серьезная настроенность ведет к формированию серьезной этической позиции. Отрицательное проявление - пассивность в действиях и замедленное мышление в тех случаях, когда  они выходят за  пределы нормы.

Циклотимический тип личности.   

Аффективно - лабильные, или циклотимические, личности - это люди, для которых характерна  смена  гипертимических и дистимических  состояний.  На передний план выступают то один, то другой  из полюсов, иногда без всяких  видимых  внешних мотивов, а иногда  в связи с  теми или иными конкретными событиями.  Любопытно, что радостные события  вызывают  у таких людей  не только  радостные эмоции, но и сопровождаются общей картиной  гипертимии: жаждой деятельности, повышенной горделивостью, скачкой идей.  Печальные события  вызывают  подавленность, а  также  замедленность реакций  и мышления.

Причиной смены  полюсов не всегда являются внешние раздражители, иногда достаточно бывает неуловимого поворота  в общем, настроении. Если собирается  веселое общество, то аффективно - лабильные личности могут оказаться в центре внимания, быть «заводилами», увеселять всех собравшихся. В серьезном, строгом окружении они могут оказаться самыми замкнутыми и молчаливыми.

Аффективно - экзальтированный темперамент.   

Аффективно-экзальтированный темперамент можно было бы назвать  темпераментом тревоги и счастья.  Это название подчеркивает  его близкую связь  с психозом  тревоги и счастья, который сопровождается  резкими колебаниями настроения.

Аффективно - экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные, они одинаково легко приходят в  восторг от радостных событий  и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски»  у них один шаг.  Экзальтация  мотивируется  тонкими, альтруистическими  побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут  быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного  порядка, поиски  мировоззрения - все это способно захватить  экзальтированного человека  до глубины души.

Даже при незначительном страхе  у экзальтированной личности  сразу заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот).

Тревожные (боязливые) личности.

Нерешителен, мало контактен, робок, неуверен в себе, склонен к минорному настроению. Он редко вступает в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищет поддержки и опоры. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний. Человек с этим типом акцентуации характера, нередко располагает привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служит “козлом отпущения”, мишенью для шуток. Временами к робости  присоединяется пугливость.

Эмотивные личности.

Эмотивность характеризуется чувствительностью  и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувства волнуют  этих людей, а те, что мы связываем с душой,  с гуманностью и отзывчивостью.  Обычно таких людей называют  мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особенную радость от общения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуют как людей задушевных. [ ].

В связи с тем, что акцентуации характера усиливаются под влиянием профессиональных или организационных стрессов и способствуют социальной дезадаптации, можно предположить, что они повышают вероятность развития утомления работников. [ ].

1.4 Причины психического утомления и его профилактика

       Одной из ведущих причин утомления следует считать эмоциональное напряжение, которое часто описывается как психическое напряжение. Эмоциональное напряжение является либо результатом осознания опасности (Армстронг называет это «активным состоянием опасения»), либо «подсознательным отражением риска» — «пассивное состояние опасения». Но и в том и в другом случае подобное состояние вызывает глубокую нервную и эмоциональную усталость. Однако есть основания рассматривать психическое (эмоциональное) напряжение не только в качестве негативного    фактора,    снижающего    в    конечном    итоге    надежность человеческого звена. Дело в том, что по своей сути психическое напряжение — это способность человека к оптимальному использованию в данный момент своих возможностей соответственно предъявляемым обстановкой требованиям; она выражается в повышении четкости и скорости реакции, в общей собранности, ускорении процессов мышления, улучшении памяти и концентрации внимания. Такая мобилизующая роль эмоциональной стимуляции имеет свой предел, за которым наступает снижение психической активности, а в крайних вариантах - дезинтеграция психических процессов. [4, c.245-258].

        Среди причин, вызывающих утомление у летного состава, выделяют: 1) основные;  2) дополнительные;  3) способствующие.

        К основным причинам утомления относится все то, что непосредственно связано с летной деятельностью

        Дополнительные причины – это причины, которые могут вызвать утомление без летной деятельности.

        Способствующие причины самостоятельно не вызывают утомления, но снижая функциональное состояние организма, ускоряют его появление  и переход в переутомление.

        Утомление проявляется сложным комплексом различных явлений, возникающих как на разных уровнях центральной нервной системы, так в органах и тканях организма оператора. Но поскольку устойчивость различных отделов центральной нервной системы к утомлению неодинакова, то наступление функциональных расстройств в различных системах организма будет проявляться в разные сроки. [6, c. 464].

        Причинами утомления/переутомления являются:

-чрезмерная физическая или умственная нагрузка, обусловленная, например, неритмичностью работы на производстве;

-неблагоприятные условия труда (шум, вибрация, повышенная температура, жесткий лимит времени и т.д.), сопутствующие повышенной рабочей нагрузке;

-плохо организованный, нерациональный отдых в нерабочее время, в том числе и в домашней обстановке;

-продолжение профессиональной работы после окончания рабочего дня (особенно характерно для работников умственного труда);

-ослабленность организма после перенесенных заболеваний, в результате
чего привычная, ранее хорошо переносимая работа становится тяжелой и
может привести к переутомлению,

   -полеты в особых, в частности аварийных ситуациях;

   -цветное (в частности, красное) освещение в кабине самолета  (там, где оно используется);

-нарушения   режима   летной   работы      и   режима   дня;   длительное пребывание на старте;

  -быстрая смена привычного поясного времени;

  -условия боевой деятельности (специфические, прежде всего эмоциональные факторы войны).

Шумы в вибрации составляют постоянный негативный фон летной работы. Однако следует иметь в виду, что повреждающее влияние шума начинается, только с величин, близких к 60 дБ. До 60 дБ шум способствует повышению работоспособнее.

      Таким образом, выделяют несколько видов и стадий утомления, которым характерны определенные психологические и физиологические изменения. Стоит отметить широкий спектр причин, воздействующих на организм человека и приводящих к той или иной степени утомления в зависимости от длительности их воздействия. Однако путем принятия соответствующих мер, они могут быть устранены, что приведет к предупреждению утомления. [11, c. 5-15].

      Без утомления нет тренировки, не происходит адаптация организма к физической или умственной деятельности. Утомление стимулирует процесс, восстановления, расширяет резервные возможности организма. Следовательно, утомление выполняет не только охранительную роль, но и имеет важное значение в совершенствовании рабочих механизмов организма.

       И.М. Сеченов утверждал, что утомление лучше предупредить, чем бороться с ним. Он считал, что своевременный отдых - одно из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда, в том числе за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оптимальным средством профилактики утомления.

       Меры борьбы с развивающимся утомлением:

  1.  Своевременное назначение отдыха - активного или пассивного; при
    неглубоком, невыраженном утомлении даже кратковременный отдых, например, 3-5 минут в среднем, дает положительный эффект.
  2.  Увеличение микропауз - промежутков между отдельными операциями.
  3.  Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления целесообразно снизить мощность выполняемой работы.
  4.  Использование функциональной музыки.
  5.  Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС - например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шей, туловища.
  6.  Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.

(С помощью магнитофонной записи или непосредственно тренером передается аутогенная тренировка, сутью которой является наиболее яркое представление ощущения в своем теле «тяжести», «тепла» и т. д. Ощущение тяжести дается большинству довольно легко и быстро, и потому начинать тренировку нужно именно с этого ощущения, так как испытуемые начинают верить в возможность саморегуляции. Сложнее воспитывается ощущение тепла. В атом случае предлагают представить себе теплым душ, теплую ванну, жаркий летний день и т.д. В некоторых случаях рекомендуется проводить тренировку под теплым душем, чтобы хорошо запомнить ощущение тепла. Уже с 3-4 занятия испытуемые начинают дремать, а иногда и засыпать). [22, c. 102-107].

7. Использование фармакологических препаратов, повышающих раотоспособность, например, глюкозы, витамина С, глютаминовой кислоты, элеутерококка, женьшеня, желтого сахара (адаптогенов), стимуляторов мобилизующего действия (например, адреномиметики непрямого или смешанного действия типа фенамина), веществ с общестимулирующим действием на ЦНС, например; аналептиков (стрихнин, секуринин, кофеин, в том числе в виде напитков чая или кофе), ингибиторов МАО (ниаламид), а также стимуляторов "экономизирующего" типа, например, антигипоксанты. Для повышения умственной работоспособности, профилактики умственного утомления и борьбы с ним, предлагаются следующие фармакологические препараты:

1. Вещества, повышающие "тонус" мозга и уровень эмоционального
реагирования:

адреномиметики непрямого действия - фенамин, центедрин, реактиван;

ингибиторы фосфодиэстеразы и антагонист аденозина - кофеин,

стимуляторы ЦНС с общетонизирующим действием - стрихнин, китайский лимонник, женьшень, элеутерококк, желтый сахар;

антидепрессанты с преобладанием активирующего эффекта.

2. Вещества, повышающие процессы медиации в структурах мозга,
имеющих отношение к процессам обучения:

антихолинэстеразные вещества (галантамин и др.);

олигопептиды памяти - фрагменты АКТГ, кортикотропин, меланоцитостимулирующий гормон, лизил-вазопрессин.

3.  Вещества, активирующие энергетический и пластический обмен мозга:

- психоэнергизаторы, ноотропные вещества (пирацетам, мефексамид);

4. Вещества, оптимизирующие эмоциональный статус и уровень возбудимости мозга в стрессовых ситуациях: транквилизаторы, антидепрессанты с преобладанием седативного (успокаивающего) действия, бета-адреноблокаторы типа обзидана, анаприлина.

К основным методам восстановления функционального состояния и работоспособности летного состава относятся:

  •  психическая саморегуляция (аутотреннинг);
  •  электротранквилизация центральной нервной системы;
  •  электростимуляция нервно-мышечного аппарата;
  •  дыхательные упражнения;
  •  мануальная терапия;
  •  сауна;
  •  самомассаж биологически активных точек;
  •  релаксационно-лечебные упражнения.

     Отдых является хорошим профилактическим средством при переутомлении, а также средством купирования как переутомления, так и неврозов. «Указания по выявлению и профилактике утомления у летного состава» предусматривают среди средств предупреждения переутомления освобождение пилотов от полетов и дежурств сроком от 3 до 7 дней с предоставлением отдыха при части, направление в ночной санаторий, предоставление краткосрочного отпуска до 7—!0 дней с направлением для отдыха в санаторий, дом отдыха, досрочное предоставление очередного отпуска с использованием его в организованных условиях. Разносторонняя физическая подготовка—так же одно из важнейших условий высокой работоспособности в любой сфере человеческой деятельности. Деятельность оператора и пилота в этом отношении не составляет исключения. Более того, есть все основания утверждать, что с появлением сверхзвуковых самолетов физическая закалка пилота приобретает такое же значение, как его техническая и тактическая грамотность, как летное мастерство».

      В настоящее время накопилось много фактов, подтверждающих это положение. Ф. А. Гребаус отмечал, чти лучшей врабатываемостью в заданном темпе и способностью к лучшему произвольному регулированию темпа движений обладают лица со всесторонней спортивной подготовкой. Силовая и статическая выносливость (профессионально значимые качества для летчиков дальней авиации) наиболее успешно тренируются при использовании как статических, так и динамических упражнений, одновременно, нежели только статических или динамических.

      Однако разносторонность физической подготовки пилотов не исключает, а предполагает определенный «крен» и сторону профессионально значимых физических упражнений и видов спорта.

      Таким образом, использование таких способов борьбы с утомлением как аутогенная тренировка, саморегуляция, сон, отдых более желательно по сравнению с применением медицинских препаратов в виду того, что последние только на время дают желаемую продуктивность в работе приводя в итоге к полному истощению организма без восстановления его резервов. [25, c. 557-637].

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО УТОМЛЕНИЯ

       Основные психологические теории утомления: эмоциональные, конфликтные и дезинтеграционные, помимо специфических для каждой недостатков (отождествление симптомов и синдромов утомления с его сущностью, сведение утомления к усталости, игнорирование отдельных форм утомления, биологизация побудительных сил личности и др.) в равной мере характеризуются недоучетом целостного адаптационного механизма, реально осуществляющего, регулирующего и направляющего взаимодействие личности со средой.

2.1. Локально-гуморальная теория утомления

       В западноевропейской и американской физиологии труда до сих пор распространена локально-гуморальная гипотеза утомления, в свете которой трактуются все теоретические и практические вопросы утомления. Был период, когда не только зарубежные, но и отечественные ученые придавали большое значение этой гипотезе. Дело в том, что в человеческой деятельности преобладал тяжелый физический труд, поэтому физиологи предпринимали многочисленные попытки изучать изменения в работающих мышцах. Данные, полученные в экспериментах с изолированной мышцей лягушки, использовались при объяснении сущности утомления целостного человеческого организма в процессе труда. В результате и возник ряд теорий утомления, объясняемых общим названием локально-гуморальных.

        Среди них теория истощения, автор которой А. Шифф главной причиной утомления считал истощение динамогенных веществ (в первую очередь гликогена), служащих источником энергии мышечных сокращений. Согласно теории Дж. Пфлюгера, утомление является результатом засорения мышц продуктами распада (например, углекислотой и молочной кислотой), которые вызывают интоксикацию организма и явления, характеризующие утомление. Г. Ферфорн выдвинул теорию задушения. Ученый связывает утомление с недостатком кислорода в работающей мышце, своеобразным удушением клеток мышцы, которые уже не способны совершать работу - мышечные сокращения.

        Таким образом, всю сложную проблему утомления авторы этих теорий, во-первых, сводят к местным процесса, происходящим только в мышцах; во-вторых, считают, что причиной упадка сил являются изменения в жидкой (гуморальной) среде организма. Отсюда вытекают и соответствующие выводы о средствах борьбы с утомлением - уменьшение физической тяжести труда с помощью механизации и автоматизации производственных процессор и создание благоприятных условий труда.

       Согласно локалистическим теориям, предполагается, что действие факторов, вызывающих утомление, начинается с самого начала работы. Это приводит к неправильному и вредному взгляду на работу как на отрицательный фактор в жизнедеятельности человеческого организма. В действительности работа является основным стимулятором совершенствования организма, что подтверждает прогрессивную роль труда как основного условия существования и развития человека. Существенным недостатком этих теорий является недооценка исключительной роли центральной нервной системы в развитии утомления. Отдельными фактами такой ее исключительности физиология располагала уже давно, но вскрыть физиологическую сущность состояния утомления и создать современное представление о его центрально-корковой природе стало возможным только в результате работ великих русских физиологов — И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского и И.П. Павлова. В противовес гуморально-локалистическим теориям отечественные физиологи обосновали центрально-корковую теорию утомления. [2, c. 14-17].

  2.2. Нейрогенная (корковая) теория утомления

      И.М.Сеченов, основываясь на собственных исследованиях и работах других русских ученых, дал физиологическое обоснование центрально-нервной природе мышечного утомления.

      Это направление, в основе которого лежит принцип нервизма, получило широкое распространение в нашей стране (в работах А.А. Ухтомского, Д.Д. Васильева, М.И.Виноградова, П.К.Анохина и многих других). Согласно нейрогенной теории, основанной на павловских идеях нервизма, утомление не представляет собой совершенно самостоятельного явления, а выступает определенным этапом в динамике работоспособности человека. Сущность утомления рассматривается как нарушение рабочего динамического стереотипа, являющегося результатом охранительного (запредельного) торможения.

       В коре головного мозга человека и животного существует сложившийся в процессе эволюции защитный физиологический механизм - так называемое запредельное, или охранительное, торможение. Сущность этого механизма заключается в том, что при действии раздражения чрезмерной силы или раздражений, повторяющихся чрезмерно большое число раз, суммация следов возбуждения достигает предела, который определяется рамками использования энергетических веществ.

      В организме человека энергетических веществ очень много, но при непрерывной работе одни и те же корковые клетки могут использовать только определенное их количество, которое характеризует величину работоспособности. Предел работоспособности - величина переменная, под влиянием различных факторов она может сдвигаться в большую или меньшую сторону. Различные "атаки" центральной нервной системы имеет неодинаковую работоспособность. Согласно принципу общего конечного пути, открытого Ч.Йеррингтоном и А.А,Ухтомскнм, работоспособность функциональной единицы тем меньше, чем выше "этаж", на котором она находится. Наименьшей работоспособностью отличаются корковые центры, большей - подкорковые центры, а наибольшей - исполнительные органы (мышцы и т.д.).

      Таким образом, при достижении предела работоспособности в нервных клетках коры больших полушарий головного мозга срабатывает защитный механизм, вместо возбуждения возникает торможение. Его назначение -блокировать центры основной (рабочей) функциональной системы и обеспечить осуществление восстановительной функциональной системы. Энергетические вещества из "депо" поступают в работающие органы. Возбуждение охватывает подкорковые центры, железы внутренней секреции. В результате действия восстановительной функциональной системы восстанавливаются израсходованные энергетические вещества, работоспособность возвращается на исходный уровень. И.П.Павлов и А.А.Ухтомский не отождествляли процессы утомления и торможения. Торможение - одно из свойств нервной ткани, которое вместе с возбуждением составляет основу деятельности нервной системы в целом. Утомление является лишь своеобразным внутренним стимулом тормозного процесса, охраняющего нервные клетки от возможного функционального истощения и разрушения.

      Таким образом, утомление - это сложный физиологические процесс, который начинается в высших отделах нервной системы и, охватывая посредством ее другие системы и органы человеческого тела, приводит к падению работоспособности человека.

До известного предела утомление является нормальным физиологическим состоянием человека, естественным следствием трудовой деятельности, выполняющим тренирующую функцию, что характерно для так называемого       первичного,       быстро       развивающегося       утомления, возникающего у новичков. В этом случае охранительное торможение развивается только в некоторых центрах, нарушается координация между высшими отделами нервной системы и периферическим двигательным аппаратом. Первичное утомление возникает в начальной стадии упражнения, и в результате упражнения создаются условия для его устранения, развития профессиональной выносливости.

      Основываясь на теоретических взглядах классиков естествознания, советские исследователи показали большую роль центрального торможения в механизме утомления при мышечной работе была выдвинута идея о двух компонентах сознательно-волевой мышечной деятельности: корковом и вегетативном; на значение параметра лабильности, доминантных состояний и координационных отношений в центральной нервной системе в генезе утомления указал А.А. Ухтомский. К.X. Кекчеев подчеркнул значение нарушения адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы в развитии утомления. Во взглядах на развитие утомления, как видно, имелись и некоторые различия. Но общим для отечественных физиологов было признание заинтересованности центральной нервной системы в генезе утомления.

      Наука накопила громадное количество экспериментального материала, доказывающего центрально-корковую природу утомления. В опытах, проведенных А. Моссо, производилась запись на эргографе мышечной работы пальца до полного утомления. В тот момент, когда испытуемый уже не мог больше произвольно пошевелить пальцем, через электроды подавались слабые импульсы электрического тока, возбуждающие мышцы, обеспечивающие сгибательные движения, и палец начинал сгибаться в ритме подачи импульсов электрического тока. Более того, сразу же после прекращения непроизвольных сокращений, вызванных электрическим током, появлялась способность к произвольным сокращениям. Н. Е. Введенский   доказал неутомляемость нервных волокон.

      Таким образом, несмотря на различия в трактовке предпосылок возникновения утомления и способов его преодоления данные теории на мой взгляд дополняют друг друга позволяя составить более полную картину по данной проблематике.[19, c. 44-47].

ГЛАВА 3. МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО УТОМЛЕНИЯ

       В авиационной психологии выделяют следующие методы выявления утомление: метод наблюдения, метод беседы, объективное исследование, метод постадийной оценки. Для успешного использования этого метода наблюдения военный психолог и заместитель по воспитательной работе должны хорошо знать каждого летчика, особенности его характера, темперамента, привычки. Только при этом условии он сможет выявить такие признаки утомления, как изменения в общем внешнем виде летчика, походке, жестикуляции, форме общения с товарищами, в отношении к повторным вылетам. Попытаться выяснить состояние летчика путем беседы с ним можно на любом из этапов предполетной подготовки и на предполетном осмотре. Если летчик отрицает субъективные признаки утомления и переутомления, психолог во время короткого разговора с ним обращает внимание на особенности его речи, на характер высказываемых суждений о полете, о метеорологических условиях и т.д. Несвойственная данному летчику замкнутость, нежелание вступать в разговор, некоторые высказывания, характеризующие его отрицательное отношение к полету, могут служить причиной его более детального обследования. Объективное исследование заключается в общем контроле за состоянием сердечнососудистой системы, измерении артериального давления, определении частот сердечных сокращений.

       Широко применяется принцип постадийной оценки степени утомления с использованием комплекса методик делящихся на 3 группы:

      Методики высокой чувствительности. Позволяют обнаружить наиболее ранние  изменения исследуемых параметров у летчика после наименьшей летной нагрузки. Этими методиками являются: исследование критической частоты слияния световых мельканий    и последовательного зрительного образа. (Аппарат «Физиолог»).

      К методикам малой чувствительности отнесены те, которые   дают отклонение в показателях только после большой летной нагрузки; тепинг-тест, динамометрия и др.

      К средней чувствительности отнесены все методики, с помощью которых отклонения выявляются позже, чем методиками высокой чувствительности, и раньше, чем методиками малой чувствительности. В этой группе используется исследование скорости простой сенсомоторной реакции, дифференцировки звуковых раздражителей. [7, c. 78-90].

      Шкалирование субъективных оценок.

     В последнее время ведется разработка   сложных   и   многоплановых   тестов,    основанных   на   использовании многомерного факторного анализа. Было бы неверно думать, однако, что развитие этого направления исследований сдерживается лишь трудностями метрологического характера. Продолжение профессиональной деятельности, в отличие, например, от занятий спортом, редко зависит от оценки собственного  функционального состояния. Но  если эти оценки имеют сравнительно небольшое самостоятельное значение, то возникает вопрос, в какой мере они отражают изменение работоспособности. Еще в первых   экспериментальных   исследованиях   утомления   отмечалось,   что чувство     усталости     может     быть     следствием     низкой     мотивации, незаинтересованности в выполняемой работе и что смена деятельности полностью восстанавливает     исходный уровень работоспособности. Последние исследования показали, что субъективные оценки утомления зависят от таких внешних по   отношению   к   операционной   стороне деятельности факторов, как уровень притязаний и степень возложенной ответственности. Кроме того, субъективные оценки утомления связаны с оценкой сложности выполняемой деятельности, что известно каждому из личного опыта. С данным обстоятельством связана проблема валидности субъективных оценок сложности различных видов деятельности. Как показывают некоторые исследования, эти оценки могут систематически не совпадать с оценками, основанными на регистрации физиологических показателей напряженности. Поэтому оценка функционального состояния только по результатам субъективного отчета может не отражать истинного положения дел.

       Оценка успешности выполнения деятельности. В эту группу показателей утомления, иногда называемых поведенческими или функциональными, входят оценки динамики количества, качества и скорости выполняемой работы,   а   также   описание   лежащих   в их основе изменений соответствующих психологических функций. Разработка большинства из этих методов началась еще на заре экспериментальной психологии. К их числу относятся широко известная корректурная проба Бурдона, метод непрерывного счета однозначных чисел Крепелина, метод элементарной шифровки Пьерона - Рузера и др. Перечисленные тесты до сих пор считаются достаточно эффективными и широко используются в работах по психологии труда.

     Факты, говорящие о существовании избирательного утомления, известны с давних пор. Отсутствие соответствия между методами тестирования и трудовой деятельностью, в ходе которой развивается утомление, во многих случаях приводит к неудаче при тестировании функционального состояния в реальных ситуациях.

      «Поведенческие» методы тестирования утомления позволяют оценить лишь результативную сторону деятельности, и, как правило, на их основе ничего нельзя сказать о причинах наблюдаемых изменений. Хорошо известно, что воздействие утомления может приводить в первую очередь к мобилизации ресурсов организма и изменению способов работы без изменения ее результатов. Поэтому для эффективного тестирования утомления необходимо использовать систему функциональных проб, определяющих     состояние     всех     звеньев     операционной     структуры деятельности.

       Таким образом, всем существующим методам оценки утомления в разной степени свойственны серьезные недостатки. Решение задачи диагностики утомления, несомненно, может быть достигнуто только на пути применения комплексных тестов, объединяющих достоинства рассмотренных подходов. В настоящее время ведутся интенсивные исследования корреляционного типа, которые уже привели к созданию достаточно надежных систем диагностики утомления, применяющихся в военной авиации. Эти системы основаны на использовании данных субъективных отчетов и различных вариантов теппинг-теста.

Однако созданию надежных комплексных методов должен предшествовать этап детального анализа влияния утомления на различные стороны жизнедеятельности организма. В противном случае нет уверенности, что при объединении методов произойдет объединение их достоинств, а не недостатков. Этот, предварительный этап работы далек от завершения. [24, c. 50-56].

       Усилия большой группы исследователей направлены на поиск хотя и косвенных, но зато непосредственно регистрируемых показателей утомления. В качестве возможных индикаторов утомления рассматриваются самые различные параметры таких показателей функционирования нервной системы, как ЭЭГ, ЭКГ, и т.д. Кроме того, интенсивно развиваются исследования биохимических сдвигов в организме при различных функциональных состояниях.

        Главное достоинство этих методов - объективность и возможность количественного выражения данных. Динамика физиологических показателей может отражать не только общие сдвиги активности организма, но и   изменения нагрузки отдельных функциональных систем. Анализ колебаний мозговой гемодинамики при выполнении достаточно сложной интеллектуальной деятельности позволяет выделить основные стадии уменьшения умственной работоспособности и определить степень участия различных мозговых структур в процессе решения задачи. Распространенными физиологическими показателями нагрузки служат данные позволяющие осуществить посекундный анализ усилий, затрачиваемых на выполнение задания. [23, c. 264].

       Таким образом, нет сомнений, что умственная нагрузка и изменение функциональных возможностей организма отражаются в изменении ряда физиологических показателей. К сожалению, существует много других факторов, которые аналогичным образом влияют на эти показатели. Примером могут быть изменения мышечного тонуса и тревожности испытуемого. Отмечаются следующие нежелательные свойства такого распространенного показателя, как ЭЭГ вариабельность реакции у одного и того же лица, близость реакций у разных лиц, сходство реакций при существенно различных состояниях. Перечисленные особенности характерны и для других физиологических показателей.

        Известные трудности связаны также с определением центрального для данного направления исследований понятия активации. Если за разнообразными изменениями физиологических функции кроется динамика единого уровня активации, то непонятно, почему отдельные показатели так мало коррелируют между собой.

До недавнего времени считалось доказанным, что между активацией и уровнем выполнения существует обратная зависимость, известная под названием закона Йоркса - Додсона. Для выполнения любой задачи существует оптимальный уровень активации, отклонения от которого «вверх» или «вниз» приводят к снижению работоспособности. Исследования последних лет заставляют относиться к этому предположению со значительной осторожностью. [21, c. 74-77].

Выводы

  1.  Нервно-психическое  утомление приводит к снижению трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. Среди его типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение функций мышления и решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции, что ухудшает работоспособность летчика.
  2.  Акцентуации характера усиливаются под влиянием профессиональных или организационных стрессов и способствуют социальной дезадаптации. Мы предположили, что они повышают вероятность развития утомления летчиков.
  3.  По результатам исследования мы выявили, что летчики имеют одну или две ярко выраженные акцентуации зачастую по одному типу, и целый ряд неявных, которые при определенных условиях и в совокупности могут давать непредсказуемые реакции индивида на основании чего можно прогнозировать вероятное поведение летчика в экстремальной ситуации.
  4.  Полученные нами данные говорят о том, что наиболее  характерными акцентуациями характера для летчика являются гипертимность, эмоциональность, демонстративность, экзальтированность, которые определяют его поведение в социуме.
  5.  Мы выявили, что если у летчиков, как и у всех людей, есть различные акцентуации характера, то, как у профессионалов у них сформирована способность проявлять оптимальную эмоциональность во фрустрирующей ситуации. Эта способность стремиться к определенному среднему значению, чем и объясняется обратная зависимость эмоциональности и акцентуированности.
  6.  В реальной жизни летчики эмоциональные, легкомысленные, эксцентричные люди. Однако попадая в рабочую обстановку летчики проявляют деловые качества, рассудительны и точны в своих действиях. Это свидетельствует лишь о высоком уровне подготовки пилотов, которая буквально создает необходимый для профессии набор личностных качеств у отдельно взятого летчика.
  7.  Анализ данных указывает на то, что самой сильной волей обладают люди без явно выраженной акцентуированности черт характера. Это свидетельствует  об их большей рассудительности, преобладании рационального компонента над эмоциональным.
  8.  На основании данных теста Шульте просматривается тенденция к утомлению у летчиков до полетов, а вот после полетов явной зависимости мы наблюдать не можем. Видимо, это связано с тем фактом, что на работе летчик руководствуется сформированными личностными качествами, а к повседневной жизни – врожденными.
  9.  Спад оперативной памяти после полетов в сравнении с дополётными показателями, свидетельствует о наличие утомления у летчиков уже при выходе на взлетную полосу, степень которого увеличивается даже при малых полетных нагрузках, которые в принципе вызывать какие-либо изменения не должны в силу своей малой интенсивности для тренированного летчика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. «Авиационная медицина» под ред. Рудного Н. М. // Утомление летного состава. / Л. 1984г.- С. 324-337.

2. Агапова Е. Г. Физиология и психофизиология труда.- М. 1991г.-С. 14-17.

3. Алякринский Б. С. Основы авиационной психологии.- М. «Воздушный транспорт» 1985г.-С. 232-255.

4. Армстронг Г. Авиационная медицина // Утомление. Переутомление / Л. 1964амг.-С. 245-258.

5. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995.  – № 1. – С. 54.

6. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.Медицина, 1976. 177с.

7. Бехтерев В.М  Психология.-  М 1991 г.- С. 410-411.

8. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

9. Военная психология / под редакцией Маклакова А. Г.- СПб.: Питер, 2004 г., - С. 464.

10. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова.  – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание / Н.Е. Водопьянова//Стоматолог. – М.: Медицина, 2002.  – № 7.  – С. 12.

11. Ворона А. А., Тендер Д.В. Теория и практика психического обеспечения летного труда.- М.: Воениздат 2000 г.-С. 78-90.

12. Гератеволь З. Психология человека в самолете, М.,1956,  с.181-193

13.Грабчак Г. Т. Авиационная психология.- СПб. 1975г.-С. 56- 59

14. Горбов Ф.Д. Лебедев В.И. Психофизиологические аспекты труда. - М., «Медицина», 1975. – С. 56-64.

15. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1999, 373 с.

16. Дядичкин В. П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности. - Мн. 1990 г.-С. 44-47

17. Зинченко В. П. Психометрика утомления.- М. 1977г.-С. 24-43

18. Зинченко А. Б., Леонтьев А. В., Стрелков Ю. Н. Психометрика утомления,- М-МГУ 1977г.-С. 5-15.

19. Каренко Л. А. Краткий психологический словарь.- Р-н-Д: «Феникс», 1998 г. - С. 298.

20. Кулак И. А. Физиология утомления при умственной и физической  работе человека //  Пути изучения умственного утомления человека. Объяснение механизма утомления и поиска главной причины его возникновения / Мн. 1968г

21. Леонгард К. Акцентуированные личности,- СПб.: Питер, 2003

22. Леонова А.Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. 1995

23. Лесин Г. Ф. Морально-политическая и психологическая подготовка летного состава авиации,- М. «Военное издательство». 1988г.- С. 89.

24. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. Л., 1986. С.-Лупьян Я. П. Барьеры общения, конфликты, стресс.- Мн. «Высшая школа».      1988.- С. 41-50.

25. Немов Р. С. Психология; в 3-х томах, 1-й том М., «ВЛАДОС» 2000 г.

26. Нечаева А. П. «Психическое утомление» // М. 1929г.-С. 53-58.

27. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.

28. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Новосибирск: Изд-во «Лада», 2001, 442 с.

29. Основы психофизиологии. Ред. Ю.М. Александров. М., 1997.

30. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16–21.

31. Платонов В. Ф., Гольдштейн Основы авиационной психологии,-М. 1987 г.-С. 44-47.

32. Пономаренко В. А. «Профессия летчик» // М. 1985 г.-С. 74-89.

33. Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика. М. Воениздат 1992 г.-С. 74-77.

34. Пономаренко В. А. Завалова О.П. Практическая психология.- М. 1994 г.-С. 102-107

35. Пономаренко Н. И. Авиационная медицина.- М «Военное издательство» 1985.-С. 264.

36. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина – В 2х-т. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 312 с.

37. Рудный Н. М. Психология военного летчика.- М.Воениздат 1983г.- С. 50-56.

38. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7

39. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д. Трунов//Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С. 84–89.

40. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – СПб.:  2003. – с.112.

41. Шанин В.Ю. Патофизиология.- СПб 2005 г. «Элби-СПб» - С. 557-637

42.http://www.azps.ru/tests/indexpr.html

43. Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Ниж. Новгород, Изд-во НГМА, 2001, 524 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45704. Идентификация аудитории 24 KB
  Идентификация аудитории Аудитория СМИ неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей вступающих во взаимодействие со СМИ. Типичные носители массового сознания может быть целевая реальная потенциальная Важно установление прочных обратных связей Аудитория СМИ важнейшая характеристика самого сми выбор аудитории частично формирует концепцию издания и вообще характеризуется по тем же параметрам что и ЦА в СО.
45705. Функционирование СМИ в глоб.инф.пространстве 60.5 KB
  Происходящая в настоящее время инф. революция означает переход от индустриального и даже постиндустриального общества к инфму. экономики и внедрения новейших достижений инф. Интерактивные медиа предоставляют все больше каналов распространения инфии.
45706. Природа и коммуникативные особенности телерадиожурналистики 34.5 KB
  Природа и коммуникативные особенности телерадиожурналистики. По учебнику Васильева Петрова Курс радиотелевезионной журналистики Радиожурналистика чрезвычайное эффективное средство организации и восприятия аудитории формирования общественного мнения. Радио и телевиденью в сегодняшних СМИ принадлежат бесспорные приоритеты. И объясняется это отнюдь не высоким качеством вещания не выдающимися радиотелевизионными персонажами не глубинной публицистических обобщений не точностью оценок аналитиков.
45707. Современные тенденции развития телерадиожурналистики 40.5 KB
  Радио будильник спутник в автомашине пробки Непосредственность ТВ как и радиовещания определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации. Новые технические средства дают возможность более широкого и быстрого доступа к значительному колву информации. Глобализация привела к ряду социальноправовых последствий: фактический отказ мирового сообщества от признания нового международного информационного порядка и поддержка концепции “свободного потока информации†игнорирование...
45708. Типология и классификация современных СМИ 30.5 KB
  Типология и классификация современных СМИ. От того каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание зависит: 1 проблемнотематическая направленность обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным политематическим и монотематическим. А от того в каком свете будут освещаться проблемы и темы зависит 2 социальная позиция СМИ его политическая экономическая и др. 3 линия поведения относительно других СМИ представляющих другие социальные позиции отстаивающие...
45709. Основные тенденции развития СМИ на Западе после Второй мировой войны (Англия) 50.5 KB
  1870 -– соглашение Вольф Гавас и Рейтер о разделе мирового инф пространства 6080 – новые типы период изданий много вечерн г “Pll Mll Gzette†“London Dily Mercury†“evening Mercury†“Evening news†“Strâ€. Особенно преуспели в этом идеологи английской желтой прессы братья Хармсворты начавшие свою деятельность в 1888 году с издания желтых журналов а затем газет Evening News 1894 Dily Mil 1896 для молодых клерков снизили цену увеличил тираж. Газетн кампании рубрики для женщин и Dily Mirror1903 –...
45710. Международная информация 36.5 KB
  Тема раскрывается в трех измерениях: во-первых освещение в России любыми СМИ любым информационным источником и в любом жанре происходящих за рубежом текущих событий и процессов; внешнеполитических и внешнеэкономических акций России; российского присутствия за рубежом – политического экономического культурного гуманитарного информационного спортивного военного. во-вторых отражение зарубежными СМИ образа России ее внутренней и внешней политики; в-третьих целенаправленные действия российской стороны в зарубежных странах для...
45711. Зарубежная журналистика и экономика: новость как товар, аудитория как капитал 28 KB
  Поскольку СМИ включены в действующую финансовоэкономическую систему той или иной страны они заинтересованы в стабильности и развитии этой системы что часто проявляется в содержании публикуемых или транслируемых материалов. В ряде случаев СМИ выступают как группы экономических интересов а во взаимодействии с властными структурами – как группы влияния лобби. В последние годы заметно меняется экономическая структура СМИ. Во многих странах государство субсидирует СМИ как прямо так и косвенно – предоставлением различных льгот грантов...
45712. Зарубежные теории и концепции журналистики 37.5 KB
  Известные американские теоретики и историки печати профессоры Иллинойского университета Фред Сиберт Теодор Петерсон и руководитель проекта профессор Стэнфордского университета Уилбур Шрамм подготовили и издали книгу Четыре теории прессы которая долгое время рассматривалась за рубежом как классическая работа. В каждой из четырех анализируемых авторами теорий проблема ответственности прессы находила свое решение в соответствии с теми социальными и политическими структурами в рамках которых функционировали СМИ. Теория свободы печати...