88869

Этико-политическое учение Конфуция

Контрольная

Этика и деонтология

Между десятками китайских княжеств шла упорная борьба за господство в Поднебесной (так китайцы называли свою страну). Рушился вековой уклад. На смену традиционной морали приходили новые ценности. Зарождалась философская и политическая мысль, пытавшаяся получить ответы на насущные...

Русский

2015-05-05

81 KB

7 чел.

PAGE  2

Ленинградский областной институт экономики и финансов

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

Контрольная работа по философии

Тема:  Этико-политическое учение Конфуция

Выполнила:

Баринова Т.А.

группа 1-74

II курс

экономический факультет

г.Гатчина

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

стр.3

Конфуций

стр.3

Конфуцианство: ритуал, традиция и возвращение утраченной

гармонии

стр.5

Пять добродетелей

стр.9

Учитель и ученик

стр.10

Ритуал

стр.11

Заключение

стр. 12

Литература

стр. 13

Введение

Одновременно с Древней Грецией (но совершенно независимо от неё) бурное развитие социально-политической мысли происходило в Китае. Период китайской истории с 403 по 221 г. до н. э. называют Чжаньго – Борющиеся царства.  Между десятками китайских княжеств шла упорная борьба за господство в Поднебесной (так китайцы называли свою страну). Рушился вековой уклад. На смену традиционной морали приходили новые ценности. Зарождалась философская и политическая мысль, пытавшаяся получить ответы на насущные вопросы: как объединить Поднебесную, как исправить порочных людей, где найти то универсальное средство, которое поможет восстановить порядок и гармонию в обществе.

Для китайской культуры были характерны почитание традиции, культ предков, огромная роль ритуала, а кроме того, рассмотрение социальных и политических проблем в контексте общекосмических. Китайцы не отделяли человека от мироздания.  С их точки зрения, в обществе и во Вселенной действовали одни и те же принципы и закономерности. Мироздание и человеческая история – это круговорот, всё возвращающийся к своим истокам – высокой древности.  Посредником между Землёй и Небом выступал верховный правитель Поднебесной, непосредственно связанный с высшими силами.

Конфуций

На юго-востоке современной провинции Шаньдун, среди бескрайних рисовых полей и бесчисленных курганов, где захоронено не одно поколение китайцев, расположился древний городок Цюйфу. Там в 551 г. до н. э. в небольшом княжестве Лу родился и жил выдающийся мыслитель древнего Китая, известный в европейской литературе под именем Конфуций. По китайски он зовётся Кун Фу-цзы, где цзы означает «учитель».

В официальной литературе Конфуций изображался примерным сыном и ревнителем старинных обычаев, благоразумным и неутомимым служакой, лучшим знатоком древности. Конфуций, видимо, и сам считал себя человеком, усвоившим всю мудрость былых времен. Он стремился предстать перед глазами современников в качестве хранителя и толкователя древних традиций. Мудрец ревниво оберегал свою славу поборника и обновителя заветов старины, преданных забвению или утративших свой внутренний смысл.

Его проповеди пользовались популярностью в стране, особенно среди служилого чиновничества. Все, кто жаждал обогатиться знаниями, становились его учениками. Их, по преданию, насчитывалось три тысячи. Это были люди из различных княжеств, разных возрастов и занятий, навещавшие мудреца для назидательных бесед. Особенно близким к Конфуцию, как сообщают источники, были 72 ученика, которые находились при нем почти безотлучно.

Конфуция  более всего интересовало устройство общества и государства. Он считал, что надо вернуться к порядкам древних мифических правителей Яо и Шуня. Тогда каждый подданный обладал человеколюбием, младшие почитали старших, а старшие заботились о младших. Гармония в обществе достигалась не за счёт жестокости властей, а добровольным соблюдением норм поведения.  Поэтому конфуцианцы, веря в облагораживающее влияние искусства, высоко ценили литературу прошлого, сохраняли и комментировали её. По преданию, сам Конфуций составил свод «Ши Цзин», отобрав эти песни из трёх тысяч имевшихся в его распоряжении.

Он советовал «начинать образование с поэзии, упрочивать его правилами, завершать музыкой», считая поэзию обязательным условием воспитания «благородного мужа» - в первую очередь потому, что поэзия, будучи подчинена определённым правилам организации текста, противостоит хаосу.

Конфуций учительствовал, путешествовал, пытался служить советником у князей, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Собственное литературное предназначение он видел не в сочинительстве, а в том, чтобы комментировать письменное наследие «великого прошлого». «Передаю, но не творю. Люблю древность и верю в неё!» - провозглашал Конфуций.1 О его учении известно прежде всего из «Лунь юй» («Беседы и суждения») – это высказывания самого Конфуция и его ближайших учеников, записанные их последователями в VIV вв. до н. э.

Конфуций считал, что главное в жизни человека – желание учиться.  Только тогда может быть воспитан совершенно мудрый муж, обладающий «гуманностью». А что такое гуманность?  Конфуций отвечал на этот вопрос так: «Не навязывать людям того, чего не хочешь себе».

Конфуцием ценилась мудрость, добытая не книжным знанием, но постигнутая сердцем: только так можно по настоящему узнать основы мироздания и проникнуть в средоточие собственной души. Согласно Конфуцию, человек лишь в самом себе, во «внутренней клети сердца», в глубине сердечного опыта, находит самое прочное, самое настоящее, самое возвышенное состояние своего бытия. Вот почему высшее достижение жизни, по Конфуцию, - «способность следовать велению сердца, не нарушая правил». Так он рассказал о своём пути в книге «Лунь юй»: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учёбе. В тридцать лет я обрёл самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю Неба. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям своего сердца». 2

Конфуцианство: ритуал, традиция и возвращение утраченной гармонии

Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027 – 256 г. до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла моя добродетель, если я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна». Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междлусобные войны, всё усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке.

Совершенное государство и добродетельный человек – таковы основные темы философии Конфуция. Его ученики рассказывали, что когда философ «прибывал в какое-нибудь царство, он обязательно хотел услышать, как оно управляется». В свою очередь китайские князья проявляли огромную заинтересованность во мнении и советах самого Конфуция, которые помогли бы им достичь успехов в управлении своим владением и победить в борьбе за господство в Поднебесной. Один из них как-то спросил у Конфуция: «Существует ли… такое слово, которое может обеспечить процветание государству?». Поиск этого слова – лейтмотив всех его теоретических изысканий. Но для начала следовало найти добродетельного человека, совершенного мудреца – шэна, способного возглавить страну и вернуть её к идеальным порядкам древности. (Впоследствии, когда конфуцианство стало государственной идеологией, каждый царствующий монарх автоматически возводился в ранг совершенного мудреца, и слова «шэн» и «император» превратились в синонимы.)

Конфуций и его последователи обожествляли власть государя. Он считался не только «уполномоченным» Неба на земле, но и посредником между миром людей и миром духов и божеств. Только он имел право непосредственно от имени всего народа обращаться к Нему и в его честь совершать обряды и приносить жертвы.

Являясь священной особой, император нёс ответственность за свои поступки только перед Небом, которое вручило ему престол и власть. Когда он бывал справедлив и заботился о благе своих подданных, Небо посылало всему народу благоденствие; когда же монарх бывал несправедлив, страну постигали голод, чума, войны и народные смуты – так Небо наказывало правителя за дурное правление.

Придворные астрономы вели постоянное наблюдение за «волей Неба», чтобы распознать «небесные предзнаменования» - затмения солнца и луны, бедствий и т.д. Сообщая о подобных «небесных предзнаменованиях», конфуцианцы оказывали соответствующее моральное давление на правителей, а последние, дабы не вызвать «гнева Неба», должны были совершать жертвоприношения и исправлять свои ошибки.

Какими же качествами должен обладать император, кто может послужить идеалом, кому он может подражать?  Конфуций создал такой идеальный образ, который назвал «совершенным» или «благородным» человеком (цзюнь-цзы). «Совершенный человек» должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга. Под гуманностью Конфуций понимал скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям. Такими качествами, полагал он, обладали только древние мудрецы.  Чувство долга – это сумма моральных обязательств, которые добродетельный человек накладывает на себя сам.

«Совершенный человек» наделялся качествами честного и искреннего, прямодушного и бесстрастного, всё видящего и понимающего, осмотрительного в речах и осторожного в делах. Он должен быть безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам. Всего себя он обязан посвятить высоким идеалам: служению людям, поискам истины. Такой человек, являясь воплощением морального и этического совершенства, призван служить образцом поведения для других людей. Ему обязаны подражать все жители Срединного государства. По убеждению Конфуция, правителем государства мог быть только «совершенный человек».

Идеализация древности, использование древности в качестве самого весомого аргумента в политических спорах и теоретических построениях стали традиционными ко времени Конфуция. Основоположники многих философских и этико-политических школ, таких, как легистская, монстская, даоская и другие, часто использовали понятие древность именно в этом значении. Однако никто до Конфуция не уделял большого внимания древности, не отдавал ей пальму первенства в своих учениях. Конфуция по праву можно назвать певцом древности, но и ориентировал свою модель государства как бы в прошлое. Идеальное прошлое должно было, по замыслам Конфуция, играть роль идеального будущего. У Конфуция нет четкой и подробной схемы организации управления; этим занялись впоследствии легисты. Но он выдвинул и разработал ряд принципиально новых идей, ставших фундаментом всей дальнейшей китайской государственности, особенно императорского периода. Именно Конфуцию принадлежит честь создания образа китайского бюрократа.

Конфуцианство трактовало государство как большую семью, в ней правитель выступал в роли отца, а подданные – в роли детей. Правящие и управляемые находились в отношениях старшие – младшие: «низкие», простолюдины, должны подчиняться «благородным мужам», лучшим, старшим. Простым людям полагалось с сыновней почтительностью относиться к чиновникам. Государь, отец народа, обладал непререкаемым авторитетом и ореолом святости, воплощал собой государство. Женщины беспрекословно слушались мужчин, дети – родителей, подчинённые – начальников. Народ воспринимался Конфуцием как могущественная, но бездуховная и инертная масса: его «можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать, почему». Основная и единственная добродетель, доступная народу, - способность подчиняться, доверять и подражать правителям. «Если вы будете стремиться к добру, - обращался к ним мыслитель, - то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». 3

Рассматривая государство как живой организм, в котором иерархия напоминает связь органов в теле, Конфуций предпочитал моральные нормы формально-правовым, а патриархально-гуманное отношение к людям – бюрократической регламентации. Он выступает против насилия как главного средства управления. Конфуцианское представление об обществе основано на идее неформальных отношений, а не на мёртвой букве закона. Личный пример «благородных мужей», их стремление к добру, полагал философ, помогут государству прийти к процветанию. Поэтому главное внимание Конфуций уделял разработке учения о добродетелях «благородных мужей», способных добиться социальной гармонии, «обновить государство», «исправить имена» (привести каждого человека в соответствие с подобающим ему рангом и положением в обществе: чтобы государь был и в самом деле государем, отец – отцом, сын – сыном, а чиновник – чиновником). Таким образом и обнаружится достойный претендент на обладание Поднебесной.

Пять добродетелей

Конфуцианство привнесло в сознание народов Центральной и Восточной Азии нравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским десяти заповедям. Это прежде всего «пять постоянств», или пять добродетелей: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует добавить и «пять связей»:

1) Государя и подданного, господина и слуги. Такие отношения считались важнейшими в обществе и доминировали над остальными. Безусловная преданность и верность господину являлась основой характера «благородного мужа» в конфуцианском понимании.

2) Родителей и детей. Здесь подчёркивались непререкаемые права родителей, в первую очередь отца, и священная обязанность детей проявлять к ним почтительность.

3) Мужа и жены. Права мужа не ограничивались, а обязанности жены сводились к беспрекословной покорности, образцовому поведению и работе по хозяйству.

4) Старшего и младшего. Требовалось уважать не только старшего, по возрасту, но и старшего по положению, чину, званию, мастерству.

5) Между друзьями. Отношения между ними должны были носить характер искренней и бескорыстной взаимопомощи.

Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании: «Благородный муж стремится вверх, низкий человек движется вниз».

Положительный герой конфуцианства – чиновник, государственный деятель, учёный, которому свойственны пять добродетелей.

Учитель и ученик

Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а потомкам – ревностно оберегать опыт предшествующих поколений. Традиция передачи знаний из уст в уста и «от сердца к сердцу» исключала возможность превратного толкования учения. Поскольку, согласно канону «пяти связей», отношения старшего и младшего считались важнейшими в обществе, долг ученика перед наставником и старшими товарищами являлся пожизненным и неоплатным.

Гармонизации общества, прекращению войн и бунтов должна способствовать осуществляемая государством политика имущественного равенства («Бедствие не в том, что мало, бедствие в том, что неравенство», - учил Конфуций) и Датун – «великого единения» (все люди как один человек подчиняются  небесным законам). Единство народа, обретаемое в государстве, трактуется в конфуцианстве в первую очередь как единство чувств, единство психологическое. Поэтому важно, чтобы у власти оказались справедливые люди: «Если выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых, народ будет подчиняться».

Разделяя веру в то, что земная жизнь зависит от общекосмических циклов, конфуцианцы выдвинули идею «изменения небесного предопределения». Согласно ей, государственная власть следует природным круговоротам, а значит, идёт к органической реставрации естественного порядка вещей в случае его нарушения. Конфуцианцы пристально всматривались в прошлое, пытаясь разглядеть в нём контуры будущего.

Ключевую роль в управлении государством Конфуций отводил традиции, ритуалу, формированию у людей определённых стереотипов поведения. В ряде сочинений он сравнивал государя с пахарем, а чувства его подданных – с полем, которое тот обрабатывает. При этом монарх оказывает воздействие на подданных посредством ритуала.

Ритуал

Главным правилом жизни, опорой всего существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое выполнение обрядов (ли). «Если не соблюдать издревле установленных обрядов, - говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то всё перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды – не будет супругов и разовьётся разврат со всеми его преступлениями… уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений – дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут; уничтожьте обряд пин-цзинь – исчезнет различие между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилия». «Управлять государством без соблюдения ли, - говорится в «Ли-цзы» (древнекитайский трактат о правилах поведения), - это всё равно, что слепому быть без проводника; всё равно, что искать чего-либо без свечи в тёмной комнате. Ли составляют необходимое условие народного существования. Если нет ли, то нельзя правильно служить духам Земли и Неба; если нет ли, то нельзя разграничить высших от низших (по общественному положению), старших от младших (по возрасту)…».

Со временем отношение к народу как к косной массе, объекту воспитательного воздействия со стороны благой власти среди конфуцианцев усилилось. Это было связано с тем, что многие конфуцианцы из странствующих мудрецов, независимых от власти и переезжающих из княжества в княжество, превратились в государственных чиновников, а само конфуцианство стало официальной идеологией Поднебесной империи (II в. до н. э.).

Конфуцианец Сюнь-цзы (около 313 – около 238 г. до н. э.), служивший чиновником, утверждал: «Человек имеет злую природу. Доброе в человеке – это благоприобретённое… Поэтому необходимо путём воспитания изменять природу человека». Все добрые правила и принципы созданы мудрецами и правителями, которые должны привить их народу (если понадобится, то насильно). Сюнь-цзы призывал ликвидировать разномыслие, «безжалостно убивать тех, кто хотя и обладает талантами, но в своих поступках идёт наперекор времени».

В человеке, как считали поздние конфуцианцы, изначально заложены корысть, алчность, жестокость. Поэтому единственным благим и гармонизирующим элементом общественной жизни является власть, которая кладёт предел страстям и беззакониям, воспитывает человека в страхе перед законом. Живые межличностные связи теперь вытеснялись подчинением и внешней регламентацией. Сюнь-цзы  подчёркивал: «…ритуал предполагает ранги, различающие знатных и низких людей, различия между старшим и младшим, соответствие этим рангам и различиям в бедности и богатстве, почитании и презрении».

Заключение

Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись честно служить людям, можно ли достойно служить духам?». Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы – «жу», т.е. просто как «ученые», «образованные»).

Политические идеи Конфуция и его последователей оказали решающее воздействие на формирование китайской цивилизации, становление её  политических учреждений, социальной и морально-правовой мысли вплоть до  настоящего времени.

Литература

1.  Энциклопедия Аванта+ :

    Том 15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гёте

                  и  Шиллера. М., 2001.

    Том 18. Человек. Ч.3. Духовный мир человека. М., 2004.

    Том 21. Общество. Ч.1. Экономика и политика.   М., 2005.

2.  Алексеев В.М. Китайская литература: Избранные труды. М., 1978.

3.  Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М.,1993.

4.  Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

5.  Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

    М., 1986.

6.  Переномов Л.С. «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая»,

    М., 1981.

1 Энциклопедия Аванта+ : Том 15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гёте и  Шиллера.  


   М., 2001.  (с.28)


 

2 Энциклопедия Аванта+ :   Том 18. Человек. Ч.3. Духовный мир человека. М., 2004. (с.106)

3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.   М., 1986.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56566. Творчість на уроках музики 29 KB
  Відомо що сприймання музики активний психічний процес а методи та прийоми які спрямовані на надання діяльності учнів творчого характеру підвищують психічну активність дітей що сприяє кращому засвоєнню матеріалу та пришвидшує розвиток музичних здібностей.
56567. ВІД НАВЧАЛЬНИХ ЗАНЯТЬ З ТРУДОВОГО НАВЧАННЯ ДО ТВОРЧОСТІ 239.5 KB
  Мотивуючи свою діяльність на реалізацію цілей і завдань роботи з обдарованими дітьми я переконалася що вона повинна скластися в безперервний педагогічний процес поетапного розвитку особистості...
56568. Сценарій літературно-музичного свята «Твори, співай – свій рід не забувай» 39 KB
  Ведучий: Українська пісня Райдужна душа нашого народу. Ведучий: Та чи ми українці ледачі Та чи ми не козацької вдачі Тож даваймо минуле згадаймо Пісні славної козацької заспіваймо Звучить пісня Ой у лузі червона калина.
56569. TWELVE MONTHS 71.5 KB
  I live in the North but on the New Years Eve I come to your places. I like to make all children happy, that is why I help Father Frost to bring presents, joy and happiness to every house. Music. (a girl with a basket appears. She is dancing)
56570. Анализ состояния и эффективности использования трудовых ресурсов организации 74.25 KB
  Правильная оценка хозяйственной деятельности позволяет установить наиболее действенное, соответствующее затраченному труду, материальное поощрение, выявить имеющиеся резервы...
56571. Число 4. Цифра 4 79.5 KB
  Планируемый результат Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности учить формулировать тему и цели урока...
56572. Сказка «У страха глаза велики» 42.5 KB
  Цель: познакомить учащихся со сказкой «У страха глаза велики»; формировать навыки выразительного чтения; совершенствовать умение делить текст на части; развивать внимание, память, речь, мышление, воображение.
56573. Сценарий “Нам – 35” 88.5 KB
  Ведущий: Да, всем, кто учился и рос, Кто жил и трудился под сенью Стоящих у входа берёз. Кто в школу ходил, как на праздник! И кто приходил просто так. Десятилетия жизни – это не пустяк!
56574. Проектирование организационной структуры управления и разработка управленческих регламентов 559.5 KB
  Целью данной работы является изучение и анализ организационной структуры управления и разработка управленческих регламентов предприятия ЗАО «Цементный рай».