88869

Этико-политическое учение Конфуция

Контрольная

Этика и деонтология

Между десятками китайских княжеств шла упорная борьба за господство в Поднебесной (так китайцы называли свою страну). Рушился вековой уклад. На смену традиционной морали приходили новые ценности. Зарождалась философская и политическая мысль, пытавшаяся получить ответы на насущные...

Русский

2015-05-05

81 KB

7 чел.

PAGE  2

Ленинградский областной институт экономики и финансов

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

Контрольная работа по философии

Тема:  Этико-политическое учение Конфуция

Выполнила:

Баринова Т.А.

группа 1-74

II курс

экономический факультет

г.Гатчина

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

стр.3

Конфуций

стр.3

Конфуцианство: ритуал, традиция и возвращение утраченной

гармонии

стр.5

Пять добродетелей

стр.9

Учитель и ученик

стр.10

Ритуал

стр.11

Заключение

стр. 12

Литература

стр. 13

Введение

Одновременно с Древней Грецией (но совершенно независимо от неё) бурное развитие социально-политической мысли происходило в Китае. Период китайской истории с 403 по 221 г. до н. э. называют Чжаньго – Борющиеся царства.  Между десятками китайских княжеств шла упорная борьба за господство в Поднебесной (так китайцы называли свою страну). Рушился вековой уклад. На смену традиционной морали приходили новые ценности. Зарождалась философская и политическая мысль, пытавшаяся получить ответы на насущные вопросы: как объединить Поднебесную, как исправить порочных людей, где найти то универсальное средство, которое поможет восстановить порядок и гармонию в обществе.

Для китайской культуры были характерны почитание традиции, культ предков, огромная роль ритуала, а кроме того, рассмотрение социальных и политических проблем в контексте общекосмических. Китайцы не отделяли человека от мироздания.  С их точки зрения, в обществе и во Вселенной действовали одни и те же принципы и закономерности. Мироздание и человеческая история – это круговорот, всё возвращающийся к своим истокам – высокой древности.  Посредником между Землёй и Небом выступал верховный правитель Поднебесной, непосредственно связанный с высшими силами.

Конфуций

На юго-востоке современной провинции Шаньдун, среди бескрайних рисовых полей и бесчисленных курганов, где захоронено не одно поколение китайцев, расположился древний городок Цюйфу. Там в 551 г. до н. э. в небольшом княжестве Лу родился и жил выдающийся мыслитель древнего Китая, известный в европейской литературе под именем Конфуций. По китайски он зовётся Кун Фу-цзы, где цзы означает «учитель».

В официальной литературе Конфуций изображался примерным сыном и ревнителем старинных обычаев, благоразумным и неутомимым служакой, лучшим знатоком древности. Конфуций, видимо, и сам считал себя человеком, усвоившим всю мудрость былых времен. Он стремился предстать перед глазами современников в качестве хранителя и толкователя древних традиций. Мудрец ревниво оберегал свою славу поборника и обновителя заветов старины, преданных забвению или утративших свой внутренний смысл.

Его проповеди пользовались популярностью в стране, особенно среди служилого чиновничества. Все, кто жаждал обогатиться знаниями, становились его учениками. Их, по преданию, насчитывалось три тысячи. Это были люди из различных княжеств, разных возрастов и занятий, навещавшие мудреца для назидательных бесед. Особенно близким к Конфуцию, как сообщают источники, были 72 ученика, которые находились при нем почти безотлучно.

Конфуция  более всего интересовало устройство общества и государства. Он считал, что надо вернуться к порядкам древних мифических правителей Яо и Шуня. Тогда каждый подданный обладал человеколюбием, младшие почитали старших, а старшие заботились о младших. Гармония в обществе достигалась не за счёт жестокости властей, а добровольным соблюдением норм поведения.  Поэтому конфуцианцы, веря в облагораживающее влияние искусства, высоко ценили литературу прошлого, сохраняли и комментировали её. По преданию, сам Конфуций составил свод «Ши Цзин», отобрав эти песни из трёх тысяч имевшихся в его распоряжении.

Он советовал «начинать образование с поэзии, упрочивать его правилами, завершать музыкой», считая поэзию обязательным условием воспитания «благородного мужа» - в первую очередь потому, что поэзия, будучи подчинена определённым правилам организации текста, противостоит хаосу.

Конфуций учительствовал, путешествовал, пытался служить советником у князей, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Собственное литературное предназначение он видел не в сочинительстве, а в том, чтобы комментировать письменное наследие «великого прошлого». «Передаю, но не творю. Люблю древность и верю в неё!» - провозглашал Конфуций.1 О его учении известно прежде всего из «Лунь юй» («Беседы и суждения») – это высказывания самого Конфуция и его ближайших учеников, записанные их последователями в VIV вв. до н. э.

Конфуций считал, что главное в жизни человека – желание учиться.  Только тогда может быть воспитан совершенно мудрый муж, обладающий «гуманностью». А что такое гуманность?  Конфуций отвечал на этот вопрос так: «Не навязывать людям того, чего не хочешь себе».

Конфуцием ценилась мудрость, добытая не книжным знанием, но постигнутая сердцем: только так можно по настоящему узнать основы мироздания и проникнуть в средоточие собственной души. Согласно Конфуцию, человек лишь в самом себе, во «внутренней клети сердца», в глубине сердечного опыта, находит самое прочное, самое настоящее, самое возвышенное состояние своего бытия. Вот почему высшее достижение жизни, по Конфуцию, - «способность следовать велению сердца, не нарушая правил». Так он рассказал о своём пути в книге «Лунь юй»: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учёбе. В тридцать лет я обрёл самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю Неба. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям своего сердца». 2

Конфуцианство: ритуал, традиция и возвращение утраченной гармонии

Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027 – 256 г. до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла моя добродетель, если я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна». Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междлусобные войны, всё усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке.

Совершенное государство и добродетельный человек – таковы основные темы философии Конфуция. Его ученики рассказывали, что когда философ «прибывал в какое-нибудь царство, он обязательно хотел услышать, как оно управляется». В свою очередь китайские князья проявляли огромную заинтересованность во мнении и советах самого Конфуция, которые помогли бы им достичь успехов в управлении своим владением и победить в борьбе за господство в Поднебесной. Один из них как-то спросил у Конфуция: «Существует ли… такое слово, которое может обеспечить процветание государству?». Поиск этого слова – лейтмотив всех его теоретических изысканий. Но для начала следовало найти добродетельного человека, совершенного мудреца – шэна, способного возглавить страну и вернуть её к идеальным порядкам древности. (Впоследствии, когда конфуцианство стало государственной идеологией, каждый царствующий монарх автоматически возводился в ранг совершенного мудреца, и слова «шэн» и «император» превратились в синонимы.)

Конфуций и его последователи обожествляли власть государя. Он считался не только «уполномоченным» Неба на земле, но и посредником между миром людей и миром духов и божеств. Только он имел право непосредственно от имени всего народа обращаться к Нему и в его честь совершать обряды и приносить жертвы.

Являясь священной особой, император нёс ответственность за свои поступки только перед Небом, которое вручило ему престол и власть. Когда он бывал справедлив и заботился о благе своих подданных, Небо посылало всему народу благоденствие; когда же монарх бывал несправедлив, страну постигали голод, чума, войны и народные смуты – так Небо наказывало правителя за дурное правление.

Придворные астрономы вели постоянное наблюдение за «волей Неба», чтобы распознать «небесные предзнаменования» - затмения солнца и луны, бедствий и т.д. Сообщая о подобных «небесных предзнаменованиях», конфуцианцы оказывали соответствующее моральное давление на правителей, а последние, дабы не вызвать «гнева Неба», должны были совершать жертвоприношения и исправлять свои ошибки.

Какими же качествами должен обладать император, кто может послужить идеалом, кому он может подражать?  Конфуций создал такой идеальный образ, который назвал «совершенным» или «благородным» человеком (цзюнь-цзы). «Совершенный человек» должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга. Под гуманностью Конфуций понимал скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям. Такими качествами, полагал он, обладали только древние мудрецы.  Чувство долга – это сумма моральных обязательств, которые добродетельный человек накладывает на себя сам.

«Совершенный человек» наделялся качествами честного и искреннего, прямодушного и бесстрастного, всё видящего и понимающего, осмотрительного в речах и осторожного в делах. Он должен быть безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам. Всего себя он обязан посвятить высоким идеалам: служению людям, поискам истины. Такой человек, являясь воплощением морального и этического совершенства, призван служить образцом поведения для других людей. Ему обязаны подражать все жители Срединного государства. По убеждению Конфуция, правителем государства мог быть только «совершенный человек».

Идеализация древности, использование древности в качестве самого весомого аргумента в политических спорах и теоретических построениях стали традиционными ко времени Конфуция. Основоположники многих философских и этико-политических школ, таких, как легистская, монстская, даоская и другие, часто использовали понятие древность именно в этом значении. Однако никто до Конфуция не уделял большого внимания древности, не отдавал ей пальму первенства в своих учениях. Конфуция по праву можно назвать певцом древности, но и ориентировал свою модель государства как бы в прошлое. Идеальное прошлое должно было, по замыслам Конфуция, играть роль идеального будущего. У Конфуция нет четкой и подробной схемы организации управления; этим занялись впоследствии легисты. Но он выдвинул и разработал ряд принципиально новых идей, ставших фундаментом всей дальнейшей китайской государственности, особенно императорского периода. Именно Конфуцию принадлежит честь создания образа китайского бюрократа.

Конфуцианство трактовало государство как большую семью, в ней правитель выступал в роли отца, а подданные – в роли детей. Правящие и управляемые находились в отношениях старшие – младшие: «низкие», простолюдины, должны подчиняться «благородным мужам», лучшим, старшим. Простым людям полагалось с сыновней почтительностью относиться к чиновникам. Государь, отец народа, обладал непререкаемым авторитетом и ореолом святости, воплощал собой государство. Женщины беспрекословно слушались мужчин, дети – родителей, подчинённые – начальников. Народ воспринимался Конфуцием как могущественная, но бездуховная и инертная масса: его «можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать, почему». Основная и единственная добродетель, доступная народу, - способность подчиняться, доверять и подражать правителям. «Если вы будете стремиться к добру, - обращался к ним мыслитель, - то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». 3

Рассматривая государство как живой организм, в котором иерархия напоминает связь органов в теле, Конфуций предпочитал моральные нормы формально-правовым, а патриархально-гуманное отношение к людям – бюрократической регламентации. Он выступает против насилия как главного средства управления. Конфуцианское представление об обществе основано на идее неформальных отношений, а не на мёртвой букве закона. Личный пример «благородных мужей», их стремление к добру, полагал философ, помогут государству прийти к процветанию. Поэтому главное внимание Конфуций уделял разработке учения о добродетелях «благородных мужей», способных добиться социальной гармонии, «обновить государство», «исправить имена» (привести каждого человека в соответствие с подобающим ему рангом и положением в обществе: чтобы государь был и в самом деле государем, отец – отцом, сын – сыном, а чиновник – чиновником). Таким образом и обнаружится достойный претендент на обладание Поднебесной.

Пять добродетелей

Конфуцианство привнесло в сознание народов Центральной и Восточной Азии нравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским десяти заповедям. Это прежде всего «пять постоянств», или пять добродетелей: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует добавить и «пять связей»:

1) Государя и подданного, господина и слуги. Такие отношения считались важнейшими в обществе и доминировали над остальными. Безусловная преданность и верность господину являлась основой характера «благородного мужа» в конфуцианском понимании.

2) Родителей и детей. Здесь подчёркивались непререкаемые права родителей, в первую очередь отца, и священная обязанность детей проявлять к ним почтительность.

3) Мужа и жены. Права мужа не ограничивались, а обязанности жены сводились к беспрекословной покорности, образцовому поведению и работе по хозяйству.

4) Старшего и младшего. Требовалось уважать не только старшего, по возрасту, но и старшего по положению, чину, званию, мастерству.

5) Между друзьями. Отношения между ними должны были носить характер искренней и бескорыстной взаимопомощи.

Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании: «Благородный муж стремится вверх, низкий человек движется вниз».

Положительный герой конфуцианства – чиновник, государственный деятель, учёный, которому свойственны пять добродетелей.

Учитель и ученик

Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а потомкам – ревностно оберегать опыт предшествующих поколений. Традиция передачи знаний из уст в уста и «от сердца к сердцу» исключала возможность превратного толкования учения. Поскольку, согласно канону «пяти связей», отношения старшего и младшего считались важнейшими в обществе, долг ученика перед наставником и старшими товарищами являлся пожизненным и неоплатным.

Гармонизации общества, прекращению войн и бунтов должна способствовать осуществляемая государством политика имущественного равенства («Бедствие не в том, что мало, бедствие в том, что неравенство», - учил Конфуций) и Датун – «великого единения» (все люди как один человек подчиняются  небесным законам). Единство народа, обретаемое в государстве, трактуется в конфуцианстве в первую очередь как единство чувств, единство психологическое. Поэтому важно, чтобы у власти оказались справедливые люди: «Если выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых, народ будет подчиняться».

Разделяя веру в то, что земная жизнь зависит от общекосмических циклов, конфуцианцы выдвинули идею «изменения небесного предопределения». Согласно ей, государственная власть следует природным круговоротам, а значит, идёт к органической реставрации естественного порядка вещей в случае его нарушения. Конфуцианцы пристально всматривались в прошлое, пытаясь разглядеть в нём контуры будущего.

Ключевую роль в управлении государством Конфуций отводил традиции, ритуалу, формированию у людей определённых стереотипов поведения. В ряде сочинений он сравнивал государя с пахарем, а чувства его подданных – с полем, которое тот обрабатывает. При этом монарх оказывает воздействие на подданных посредством ритуала.

Ритуал

Главным правилом жизни, опорой всего существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое выполнение обрядов (ли). «Если не соблюдать издревле установленных обрядов, - говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то всё перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды – не будет супругов и разовьётся разврат со всеми его преступлениями… уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений – дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут; уничтожьте обряд пин-цзинь – исчезнет различие между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилия». «Управлять государством без соблюдения ли, - говорится в «Ли-цзы» (древнекитайский трактат о правилах поведения), - это всё равно, что слепому быть без проводника; всё равно, что искать чего-либо без свечи в тёмной комнате. Ли составляют необходимое условие народного существования. Если нет ли, то нельзя правильно служить духам Земли и Неба; если нет ли, то нельзя разграничить высших от низших (по общественному положению), старших от младших (по возрасту)…».

Со временем отношение к народу как к косной массе, объекту воспитательного воздействия со стороны благой власти среди конфуцианцев усилилось. Это было связано с тем, что многие конфуцианцы из странствующих мудрецов, независимых от власти и переезжающих из княжества в княжество, превратились в государственных чиновников, а само конфуцианство стало официальной идеологией Поднебесной империи (II в. до н. э.).

Конфуцианец Сюнь-цзы (около 313 – около 238 г. до н. э.), служивший чиновником, утверждал: «Человек имеет злую природу. Доброе в человеке – это благоприобретённое… Поэтому необходимо путём воспитания изменять природу человека». Все добрые правила и принципы созданы мудрецами и правителями, которые должны привить их народу (если понадобится, то насильно). Сюнь-цзы призывал ликвидировать разномыслие, «безжалостно убивать тех, кто хотя и обладает талантами, но в своих поступках идёт наперекор времени».

В человеке, как считали поздние конфуцианцы, изначально заложены корысть, алчность, жестокость. Поэтому единственным благим и гармонизирующим элементом общественной жизни является власть, которая кладёт предел страстям и беззакониям, воспитывает человека в страхе перед законом. Живые межличностные связи теперь вытеснялись подчинением и внешней регламентацией. Сюнь-цзы  подчёркивал: «…ритуал предполагает ранги, различающие знатных и низких людей, различия между старшим и младшим, соответствие этим рангам и различиям в бедности и богатстве, почитании и презрении».

Заключение

Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись честно служить людям, можно ли достойно служить духам?». Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы – «жу», т.е. просто как «ученые», «образованные»).

Политические идеи Конфуция и его последователей оказали решающее воздействие на формирование китайской цивилизации, становление её  политических учреждений, социальной и морально-правовой мысли вплоть до  настоящего времени.

Литература

1.  Энциклопедия Аванта+ :

    Том 15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гёте

                  и  Шиллера. М., 2001.

    Том 18. Человек. Ч.3. Духовный мир человека. М., 2004.

    Том 21. Общество. Ч.1. Экономика и политика.   М., 2005.

2.  Алексеев В.М. Китайская литература: Избранные труды. М., 1978.

3.  Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М.,1993.

4.  Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

5.  Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

    М., 1986.

6.  Переномов Л.С. «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая»,

    М., 1981.

1 Энциклопедия Аванта+ : Том 15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гёте и  Шиллера.  


   М., 2001.  (с.28)


 

2 Энциклопедия Аванта+ :   Том 18. Человек. Ч.3. Духовный мир человека. М., 2004. (с.106)

3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.   М., 1986.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44561. Создание интегрированной системы управления 30.5 KB
  Из-за этого очень трудно создать единую интегрированную систему управления корпоративной сетью которая бы контролировала все процессы и все системы сети сеть здесь понимается в широком смысле как объединение всех слоев от компьютеров до приложений. Тем не менее потребность в такой системе управления имеется так как все подсистемы сети тесно взаимосвязаны и при управлении коммуникационным оборудованием могут потребоваться данные об установленных в операционных системах приложениях или о конфигурационных параметрах коммуникационных...
44562. Усугубление проблем безопасности при удаленном доступе. Защитные экраны - firewallы и proxy-серверы 31.5 KB
  Однако использование общественных сетей (речь в основном идет об Internet) еще более усугубляет ситуацию, хотя бы потому, что в такой сети для доступа к корпоративным данным в распоряжении злоумышленника имеются более разнообразные и удобные средства, чем выход в чистое поле с анализатором протоколов.
44563. Пакетная фильтрация. Использование маршрутизаторов в качестве firewall 29.5 KB
  Пропуск во внутреннюю сеть пакетов сетевого уровня или кадров канального уровня по адресам MCадреса IPадреса IPXадреса или номерам портов TCP соответствующих приложениям.
44564. Сервисы-посредники (Proxy-services) 30 KB
  Для того чтобы обратиться к удаленному сервису клиент-пользователь внутренней сети устанавливает логическое соединение с сервисом-посредником работающим на межсетевом экране. Сервис-посредник устанавливает отдельное соединение с настоящим сервисом работающим на сервере внешней сети получает от него ответ и передает по назначению клиенту пользователю защищенной сети.
44565. Критерии выбора корпоративной ОС 31 KB
  Среди основных требований которым должна отвечать корпоративная ОС можно указать следующие: функциональная полнота разнообразие поддерживаемых сервисов; производительность запросы к серверам должны обрабатываться с преемлемым уровнем задержек; масштабируемость характеристики производительности сетевой ОС должны сохраняться неизменными в широком диапазоне изменения параметров системы то есть сеть должна хорошо работать и тогда когда число пользователей и рабочих станций измеряется тысячами число серверов сотнями объемы...
44566. Функционал КИС как определяющий фактор выбора ее структуры 35.5 KB
  Очевидно что в состав КИС должны войти средства для документационного обеспечения управления информационной поддержки предметных областей коммуникационное программное обеспечение средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные технологические продукты. Из этого в частности следует что обязательным требованием к КИС является интеграция большого числа программных продуктов. Наполнение предметной части КИС может существенно изменяться в зависимости от профиля деятельности предприятия включая например...
44567. Создание инфосистем на основе системы автоматизации деловых процессов 36 KB
  Из зарубежных систем это в первую очередь ction Workflow фирмы ction Techologies и продукт фирмы Stffwre Inc. Работа workflowсистем как правило основывается на том что большая часть деловых процессов представляет собой периодически повторяемую отрегулированную последовательность действий выполнение заданий которая может быть легко формализована. Таким образом без всякого программирования можно за считанные минуты получить реально работающее workflowприложение. В некоторых workflowсистемах создание информационных моделей деловых...
44568. Основные компоненты и типы ЛВС 44.5 KB
  ЛВС имеют модульную организацию. Компоненты ЛВС Выделяется два основных типа ЛВС: одноранговые peertopeer ЛВС и ЛВС на основе сервера server bsed. Выбор типа ЛВС зависит от: размеров предприятия; необходимого уровня безопасности; объема сетевого трафика; финансовых затрат; уровня доступности сетевой административной поддержки.
44569. Одноранговые сети. Рабочая группа 45.5 KB
  Все пользователи решают сами какие данные и ресурсы каталоги принтеры факсмодемы на своем компьютере сделать общедоступными по сети Одноранговая сеть Рабочая группа это небольшой коллектив объединенный общей целью и интересами. Эти сети относительно просты.