88879

Формирование контроля за речью у старших дошкольников с ФФН с включением специальных методик и игровых приемов

Дипломная

Психология и эзотерика

Теоретические аспекты изучения проблемы развития самоконтроля за речью детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Рассмотрение проблемы формирования самоконтроля в психолого-педагогической литературе. Развитие самоконтроля в онтогенезе. Особенности формирования функций самоконтроля у детей с нарушениями речи.

Русский

2015-05-05

239.5 KB

6 чел.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития самоконтроля за речью детей старшего дошкольного возраста с ФФНР…………………..….6

1.1.Рассмотрение проблемы формирования самоконтроля в психолого-педагогической литературе.

1.2. Развитие самоконтроля в онтогенезе.

1.3. Особенности формирования функций самоконтроля у детей с нарушениями речи.

Глава 2. Исследование самоконтроля у старших дошкольников с ФФН...….21

2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента.

2.2. Характеристика участников эксперимента.

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Глава 3. Формирование контроля за речью у старших дошкольников с ФФН с включением специальных методик и игровых приемов…………………...…25

3.1. Цель, задачи, содержание формирующего эксперимента.

3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента

Заключение…………………………………………………………………...….35

Список использованной литературы………………………………………..….37

Введение

Упоминание о самоконтроле как психическом явлении можно встретить в литературных источниках далекого прошлого, в том числе в трудах Аристотеля, стоявшего у истоков возникновения научной психологии. Тем не менее, очень долгое время этот феномен оставался вне научных интересов. Только на границе XIX и XX веков понятие самоконтроля начинает все чаще рассматриваться на страницах психологической литературы. Целенаправленные и систематические исследования самоконтроля в связи с вопросами воспитания, обучения в школе начинаются в нашей стране в послевоенный период, и относится к рубежу 50-60-х годов XX века. Самоконтроль вышел сегодня за пределы частного вопроса психологии, интерес как к насущной проблеме к нему расширяется, требует своего решения в самых различных областях психологической науки.

Проблема формирования механизмов деятельностной саморегуляции — одна из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Недоразвитие функций речевого самоконтроля — основная причина широко известного в настоящее время «кабинетного синдрома», при котором сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета.

Проблема подготовки детей к школе за последние годы приобрела особую остроту и актуальность. Чрезвычайно важным в связи с этим является подготовка детей к учебной деятельности школьного типа. Содержанием этой работы является формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В качестве таких предпосылок могут выступать следующие: умение детей выделять, усваивать и применять общие способы действий, направленные на решение познавательных и практических задач; осуществлять контроль за способами выполнения этих действий; оценивать собственные действия и полученные результаты; умение действовать во внутреннем плане, прогнозировать результаты своих действий; осуществлять планирование собственной деятельности.

Отсюда цель исследования: разработать комплекс занятий, направленных на повышение уровня речевого самоконтроля и выявить эффективность использования навыков самоконтроля в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с ФФН. 

Объект исследования – особенности развития функции самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Предмет исследования – коррекционно-логопедическая работа по формированию самоконтроля у старших дошкольников с …….

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что у детей с ФФН отмечается своеобразие формирования функций самоконтроля за речью. Поэтому использование на логопедических занятиях специальных заданий, направленных на формирование функций самоконтроля позволит научить детей оценивать собственное произношение и пользоваться сформированными речевыми навыками в различных ситуациях общения.

Задачи:

1. Изучить педагогическую и психологическую литературу по этой теме;

2. Подобрать методики для определения уровня сформированности речевого самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

3. Определить степень сформированности контроля за произношением у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

4.Разработать методики работы по формированию речевого самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и проверить эффективность их использования на логопедических занятиях.

Методы исследования:

-теоретический анализ;

-педагогическое наблюдение за деятельностью дошкольников;

-изучение продуктов деятельности старших дошкольников;

-проведение констатирующего и обучающего экспериментов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

разработаны научно-методические рекомендации, применение которых позволяет   повысить   эффективность   коррекционной работы   с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

апробирована и использована на практике модель формирования невербальных средств общения;

   - материалы исследования могут быть использованы в процессе диагностического изучения детей с нарушениями в интеллектуальной сфере, в практической деятельности педагогов и психологов специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта, полезны родителям и необходимы при разработке дидактических материалов и наглядных пособий.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития самоконтроля за речью у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

  1.  . Рассмотрение вопросов формирования самоконтроля в психолого-педагогической литературе.

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль- один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.

Обратимся к тому, как определяют самоконтроль некоторые исследователи.

Определение самоконтроля дает В.И. Страхов, который считает, что “самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов” [5]. Похожие по смыслу определения дали также и другие ученые такие как: Д.Б. Эльконин, И.И. Кувшинов, Г.А. Соболева

Образец способа действия должен содержать в себе опорные точки, на основании сопоставления с которыми может быть произведено действие контроля до того, как осуществится то искомое действие, ради которого применяется данный способ. В таких случаях прямое наложение на образец невозможно, потому что образец, данный учителем (даже если он находится перед глазами ребенка), -всегда лишь единичный случай усваиваемого способа действия, и как таковой он никогда не может совпадать со столь же единичным случаем произведенного ребенком действия.

П.Я.Гальперин сделал попытку дать психологическую характеристику самоконтроля в связи с проблемой внимания. Автор пишет: «Самоконтроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности». Он не имеет своего продукта, отдельного от той деятельности, внутри которой осуществляется. Осуществляется же он «с помощью критерия, мерки, образца».

Если контроль выступает как внешняя предметная материальная деятельность, он не является вниманием. «Наоборот, он сам требует актов внимания, сложившихся к этому времени.» Постепенно формируясь, действие контроля становится сокращенным умственным действием. В этом случае П.Я. Гальперин говорит о внимании: «Когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда - и только тогда- оно становится вниманием... Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль». [4]

Итак, в психолого- педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как свойство личности в широком смысле этого слова. Другие авторы считают самоконтроль актом умственной деятельности человека (формой проявления и развития самосознания, мышления, качеством ума, признаком его критичности, дисциплины). Во многих работах самоконтроль определяется как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе и регулировании ее хода и результатов, или как умение (навык, привычка) контролировать свою деятельность и исправлять замеченные ошибки.

Наконец, есть авторы, которые считают самоконтроль методом (средством, условием) саморегуляции поведения, деятельности и активизации обучения. В некоторых работах самоконтроль определяется не по одному, а по двум- трем признакам. Все эти определения не являются ошибочными. Самоконтроль- явление сложное и многогранное. Каждое из приведенных определений отражает отдельные его стороны. Если сопоставить все определения самоконтроля, то можно заметить, что, несмотря на некоторые различия в формулировках данного понятия, у всех названных авторов одинаково выражена его психологическая сущность. Заключается она в “сопоставлении”, “соотнесении” выполняемых действий с “образцом”, с “поставленной целью”, “с предъявляемыми требованиями”. Т.е. можно сказать, что действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ.

В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.

В свою очередь самоконтроль опирается на мышление и другие психические процессы. Большое значение для поведения человека, его самооценки и саморегуляции имеет речь. Особенно велика роль внутренней речи, являющейся механизмом самосознания. Самоконтроль также тесно связан с памятью и вниманием. Так, память обеспечивает закрепление образца, чтобы можно было сравнивать с ним ход и результаты выполняемой работы. Большую роль в реализации самоконтроля играют ощущения и восприятие.

Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Кроме  того, авторы указывают на то, что без специального формирования приемов и навыков самоконтроля качество деятельности остается очень низким. Лишь на основе самоконтроля возможно регулирование деятельности при выполнении определенных операций.

Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на занятии, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Дошкольники должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на занятиях и дома.

Как и понятие самоконтроля, его функции в психолого- педагогической литературе трактуются по разному. В ряде работ самоконтроль рассматривается в узком плане, как способ фиксации состояния выполняемой работы и установления ее качества, как самооценка деятельности, поведения.

Регулирование и усовершенствование своих действий и их результатов в процесс самоконтроля не включается. Под самоконтролем понимается критическое отношение учащихся к своему поведению, своим действиям и действиям товарищей.

Отнесение к самоконтролю только функций регистрации состояния выполненной работы и оценки своей деятельности, поведения (на основе ранее усвоенного образца), без активного участия личности в их регулировании и исправлении. Нельзя признать правильным. Отсутствие коррекции неизбежно приводит к незавершенности самоконтроля, снижению его эффективности и остроты самооценки. Поэтому в самоконтроль следует включать не только оценочную функцию, но и регулирование учащимися своей деятельности и поведения, исправление и обнаружение ошибок и внесение корректив, рационализацию и усовершенствование выполняемой работы.

Включенные в содержание самоконтроля контрольно- оценочная и регулировочная функции относятся не только к процессу и результату выполняемой работы, но и к ее планированию.

К структурным элементам самоконтроля Н.Д. Левитов относит:

1) внимание к результатам своей работы, ее условиям, приемам;

2) наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости, точности применяемых приемов и т.д.;

3) мыслительные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого человека;

4) точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении;

Таким образом, одним из элементов самоконтроля является усовершенствование исполнителем своей деятельности, участие его в решении творческих заданий.

Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он выключает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.

Общая эволюция самоконтроля представляется в таком виде: первоначально дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам, предъявленным учителем. Контроль направлен на основное действие как на свой объект, естественно, только следует за ним. Самопроверка на основе имеющихся знаний становится доступной детям позже, когда накапливается определенный фонд хорошо закрепленных приемов и операций. Контроль начинает все больше совпадать с основным действием и, наконец, даже опережать его. С конечного результата действия самоконтроль постепенно распространяется на все более ранние фазы деятельности, при этом он “везде совпадает с ней по основному содержанию и все менее отделяется от нее по заметному для субъекта времени”. [5]

Естественно, что на этой заключительной стадии для всяких наблюдений контроль выступает просто как направленность и сосредоточенность на объекте, как внимательное обследование ситуации и такое же внимательное использование основного действия.

Целый ряд исследователей (Л. С. Выготский [4], Н. И. Жинкин, В. Ингве, А. А. Леонтьев, Т. В. Рябова, В. Пенфильд, Л. А. Чистович и др.) выдвинули различные схемы производства или порождения речевого высказывания. Основная цель построения подобных схем заключается в попытке проникнуть путем моделирования в интимный механизм творческой деятельности мозга по созданию речевого высказывания. Еще Л. С. Выготский наметил и теоретически обосновал три основных уровня производства речевого высказывания, первый из которых определен им как мысль или синтаксис словесных значений, второй — как словесный синтаксис и грамматика слов, а третий — как фазическая звучащая речь. [6] Первые два уровня объединяются Л. С. Выготским в план внутренней речи, тогда как третий определяется как внешняя речь. В схемах порождения речи, предложенных другими авторами — Н. И. Жинкиным, В. Ингве Л. А. Чистович, А. А. Леонтьевым, Т. В. Рябовой, В. Пенфильдом и др., в общем прослеживается, а у некоторых "...некоторых авторов и просто сохраняется та же трехэтапная структура построения речевого высказывания. Все авторы отмечают специфичность первого этапа, его психологическую сущность, связанную в основном с понятийно-смысловым планом содержания мысли. Второй этап — этап словесно-грамматического оформления высказывания во внутренней речи — также рассматривается всеми указанными авторами с большей или меньшей степенью подробности, с тем или иным акцентом на словесно-звуковое или грамматическое оформление. Третий этап — этап условий реализации фазической речи — особенно детально рассмотрен в работах Н. И. Жинкина, В. Ингве, Л. А. Чистович и Т. В. Рябовой. В моделях этих авторов рассматриваются факторы, которые непосредственно реализуют внешнюю речь — артикуляционные команды (Л. А. Чистович), артикулятор и слогоделитель (Н. И. Жинкин), двигательный механизм (Р. Пенфильд), послоговая двигательная программа и выбор артикулем по кинестетическим признакам (Т. В. Рябова). Но как известно, речевая деятельность характеризуется не только фактом реализации, но и степенью совершенства последней, то есть степенью ее автоматизма. Другими словами, предполагается, что речевое произнесение — результат действия сложного речевого механизма, все составляющие части которого должны быть специально, целенаправленно отработаны, особенно в условиях овладения речевой деятельностью на неродном языке. [6]

В целях определения места и роли этого механизма в процессе порождения речевого высказывания необходимо дать более унифицированное общепсихологическое представление этого процесса. Соотносительный анализ имеющихся моделей порождения речи позволяет построить такую схему. Можно представить, что она складывается из четырех основных компонентов: побуждения (стимула) — общего смыслового образа — внутренней пространственной схемы лексико-грамматического оформления — внешней временной реализации.

1.2. Формирование самоконтроля в онтогенезе.

Ребенок рождается с определенным набором механизмов самоконтроля, функционирующих на биологическом уровне.

В дальнейшем механизмы самоконтроля развиваются в соответствии с генетической программой, и при этом каждый вид биологической саморегуляции с включенным в нее самоконтролем появляется на определенной стадии развития организма. Механизмы самоконтроля высших уровней жизнедеятельности формируются у ребенка только в процессе его последующего воспитания. [26] 

Первые недели и месяцы жизни ребенка – это пора интенсивного овладения своими органами чувств. С развитием сенсорных систем начинает постепенно накапливаться и уточняться опыт чувственного отражения ребенком окружающей его действительности. Прежде всего, ребенок учится контролировать движения мышц глаз, губ и языка. На протяжении второго и третьего месяцев жизни он овладевает контролем за движением головы, а еще позднее – за координацией мышц туловища.

На втором и третьем месяцах жизни ребенок все устойчивее фиксирует свой взгляд на движении рук, а в последующие три месяца уже научается под контролем зрения использовать их для преднамеренного доставания предметов.

К концу первого года (8-10 месяцев) ребенок уже овладевает навыками самоконтроля за движениями туловища: он способен сидеть без посторонней помощи, может самостоятельно переворачиваться и передвигаться ползком.

Таким образом, просматривается определенная закономерность в становлении двигательного аппарата и включенных в его работу механизмов самоконтроля. Развитие движений идет в направлении от туловища, в соответствии с чем прежде всего формируется самоконтроль за мышцами плеча и бедра, а уже позднее за остальными. [26]

Самоконтроль приобретает все большее значение для выполнения сложных, высокодифференцированных и точных двигательных актов. Предметные манипуляции являются ведущим видом деятельности для периода раннего детства. С их помощью ребенок приобретает и проверяет свои знания о свойствах окружающего его предметного мира. Сформированные образы внешних предметов закрепляются в памяти ребенка и в дальнейшем актуализируются в познавательных процессах, входя в состав механизмов самоконтроля как его эталонные составляющие.

Еще одним крупным событием раннего детства является речевое развитие ребенка. Овладение речью открывает перед ребенком перспективу все более интенсивного перехода от управления своими движениями путем непосредственной сигнализации к управлению ими на сознательной и произвольной основе. Речевая форма коммуникации – решающий момент для дальнейшего формирования самоконтроля в онтогенезе. [26]

В том, что в период раннего детства ребенок постепенно учится ходить, совершать правильные движения и, наконец, вступать в речевое общение, определяющая роль, конечно же, принадлежит взрослому человеку. Взрослый учит ребенка тому, как надо правильно выполнять те или иные действия, произносить отдельные слова и вслух выражать свои мысли. Он учит ребенка совершать поступки, которые были бы адекватны социальному окружению. В процессе воспитания родительское управление должно постепенно уступать место самоуправлению, основанному на умении ребенка контролировать себя и предвидеть результаты собственных действий. Строгий контроль со стороны взрослого в период формирования навыков поведения и деятельности у ребенка является для последнего лучшей подготовкой к самоконтролю. Если у ребенка не воспитывается привычка к контролю за собой, если, иначе говоря, ему не представляется возможность под руководством взрослого упражняться в самоконтроле, то наступает задержка его психического развития. [26]

Самоконтроль постепенно формируется и совершенствуется в процессе игры, общего и трудового обучения ребенка. Ближайшее к ребенку окружение, т. е. его родители и товарищи, ежеминутно доставляют ему цели, образцы и мотивы его действий. Обучающий обеспечивает показ эталонов, с помощью которых обучаемый начинает овладевать первоначальными формами самоконтроля.

В процессе обучения и воспитания эти эталоны интериоризируются, присваиваются обучаемым и становятся неотъемлемым компонентом психической саморегуляции выполняемой им деятельности, тем самым позволяя обучаемому переходить на самостоятельный контроль своих действий, своего поведения.

К трем годам самосознание ребенка развито уже настолько, что он способен выделять себя из окружающего мира и умеет в некоторой мере контролировать свои действия. В этом возрасте ребенок восприимчив к усвоению элементарных норм социального поведения и начинает приучаться к их соблюдению.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игра таит в себе благоприятные и необходимые предпосылки для обучения детей навыкам контроля за собственными действиями и поступками. Изменить нередко неадекватную позицию ребенка в этом возрасте можно, приучая его к рассуждению, т. е. воспитывая в нем потребность и умение включать самоконтроль в мыслительную деятельность. Взрослым следует добиваться от ребенка, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, задумывался над тем, что делает или только еще собирается делать. [26] 

С поступлением в школу ведущей деятельностью для ребенка становится учебная. Она захватывает детский, подростковый и юношеский возраст. Школьный период имеет принципиальное значение для социального созревания человека, становления его как личности. С этим этапом онтогенеза связаны и наиболее характерные моменты в формировании самоконтроля.

В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности. К третьему классу самоконтроль детей начинает все заметнее проявляться как «составная часть» учебной деятельности.

Установка на самоконтроль, наличие образца, с которым соотносится выполняемая учебная деятельность, а также умение осуществлять процесс соотнесения. Но вместе с тем у подростков появляется и ряд новых признаков в сфере самоконтроля. Во-первых, наблюдается рост понимания со стороны учащихся значения самоконтроля как фактора, способствующего повышению качества их учебной деятельности. Во-вторых, происходит объединение рабочих действий и самоконтроля, который начинает все естественнее входить в учебную деятельность как его неотъемлемая составляющая. К концу среднего школьного возраста самоконтроль превращается в обобщенное и сокращенное умственное действие, а мыслительные операции, необходимые для его осуществления, начинают выступать в свернутой форме. Формирование собственной личности посредством самовоспитания с помощью активного самоконтроля является еще одной новой и принципиально важной вехой среднего школьного возраста.

У детей старшего школьного возраста заметно усиливается роль произвольного самоконтроля в учебной деятельности. Старшеклассники уже хорошо владеют не только текущим и результирующим, но также и предварительным самоконтролем. Для них становится типичной потребность осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. Они более уверенно, по сравнению с подростками, пользуются самоконтролем для адекватной оценки своих сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков. [26]

По окончании общего и трудового обучения человек начинает самостоятельную жизнь, вступая в пору социальной зрелости. Хотя общее развитие его самосознания продолжается в течение всей его жизни, тем не менее уже к этому моменту человек должен обладать хорошо сформированным и достаточно устойчивым самоконтролем, обеспечивающим адекватное психическое отражение внутреннего мира и объективной реальности, социально одобренное поведение в различных сферах общественной жизни. Такой самоконтроль, опирающийся на знание нравственных, эстетических и правовых норм, выработанных человечеством на протяжении своей истории, не возникает вдруг, а является результатом предшествующего воспитания и самовоспитания личности. В каждом виде деятельности человека на различных этапах онтогенеза самоконтроль предстает как предмет специального обучения.

Речевая деятельность ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практике, нормального речевого окружения и о воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

1.3. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи.

Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н. В. Нижегородцева, «формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами». Поэтому в логопедическом процессе на этапе автоматизации звуков также происходит формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции.

Далее приведем игры, упражнения и приемы работы, направленные не только на развитие самоконтроля, но и на развитие различных свойств внимания и двигательных функций, с учетом этапа коррекционной работы.

Пальчиковые игры можно разнообразить за счет кинезиологических упражнений (Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение). Целью этих упражнений будет развитие межполушарного взаимодействия, развитие мелкой моторики, развитие памяти, мышления, внимания и речи, устранение дислексии (у младших школьников).

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. [17]

В процессе постановки звуков есть смысл использовать схемы артикуляций звуков. Это поможет не только сформировать правильную артикуляцию и произношение звука, но и познакомить ребенка со способами контроля за произношением звука. Образцы схем и систему условных обозначений можно найти в книге Е.А. Ивановой «Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю!». [6]

Обязательно нужно уделить внимание тренировке в переключение с одного движения на другое, используя при этом традиционные артикуляционные упражнения, например, «Рупор-улыбка-трубочка», а также любые другие, выкладывая для этого серию из карточек-символов или предъявляя задание на слух.

Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряжено с движениями руками, дублирующими движения языка.

Вот еще необычные упражнения при проведении артикуляционной гимнастики. Логопед выполняет артикуляционные упражнения, а ребенок повторяет, но с «запаздыванием» на одно упражнение. Упражнение «Зеркало», когда два ребенка, или ребенок и взрослый сидят друг против друга, при этом один из них выполняет артикуляционные упражнения, а другой все повторяет.

В процессе автоматизации звука на материале слогов можно использовать такие приемы. Произносить слоги и одновременно выполнять несложные движения пальцами рук или рисовать пальцем повторяющиеся фигуры. [12] Произносить слоги с различной интонацией и соответствующим выражением лица (игра «Передай настроение»).

Пальчиковые игры следует использовать также на этапе автоматизации звуков, с целью развития мелкой моторики и тренировки распределения внимания.

Интересная многоплановая игра, которая может использоваться на этапе автоматизации звука называется «Считалочка-бормоталочка». Попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Идет бычок», а слово «качается» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «Идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз  ребенок произносит все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками.   Можно использовать другие варианты игры, например где хлопком заменяется только одно слово, но каждый раз разное. [17]

Отрабатывая произнесение звука в самостоятельной речи можно использовать психогимнастические этюды. [1, 10] Двое детей с помощью мимики и жестов разыгрывают небольшую сценку, а другие должны понять и рассказать с помощью слов, так как понял (необходимо выслушать несколько вариантов).

Таким образом, обучение контролю за речью происходит постепенно. Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, нужно научить ребенка контролировать чужую речь. [15] С этой целью следует проводить подгрупповые занятия и давать задания по контролю за речью друг друга (игра «Заметь ошибку»), задания по исправлению неправильно произнесенных предложений логопедом (игра «Пойми малыша»), большое подспорье в работе могут оказать записи высказываний ребенка на диктофон с последующим прослушиванием. В дальнейшем следует научить ребенка исправлять ошибки в речи самостоятельно, в плане громкой речи (игры «Ошибся? Исправься!», «Правильно ли ты сказал?»).

Глава 2. Исследование самоконтроля у старших дошкольников с ФФН.

2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента.

Исследование уровня сформированности речевого самоконтроля было организовано на базе МБДОУ «Детский сад № 30» г. Владимира. В эксперименте участвовали 10 детей 5-6 лет наличии у них ФФН, и 10 нормально развивающихся детей того же возраста.

Цель констатирующего эксперимента – определить уровень сформированности самоконтроля у детей с ФФН.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1.  Подобрать методику для исследования самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста.
  2.  Провести изучение самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ФФН по
  3.  Проанализировать результаты обследования самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ФФН.

Для диагностики самоконтроля и произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста служит методика «Цепочка действий». Ребенку в непринужденной форме, но медленно и четко предлагают выполнить ряд последовательных действий. Данная проба позволяет выявить способность ребенка к пониманию, принятию и удержанию задания, является также одним из основных показателей готовности ребенка к систематическому обучению.

Методика диагностики самоконтроля и произвольного запоминания проводилась индивидуально. 

Цель: диагностика самоконтроля и произвольного запоминания.

Материал и оборудование: карандаш, лист бумаги, рабочий стол, стул.

Проведение исследования: Данная проба позволяет выявить способность ребенка к пониманию, принятию и удержанию задания, являющуюся одним из основных показателей готовности ребенка к систематическому обучению.

Инструкция: «Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне».

Можно повторить инструкцию еще раз, после чего ребенка просят воспроизвести ее и приступать к действиям. Инструкция дается только до выполнения задания, по ходу выполнения действий никакие подсказки и комментарии не допускаются. Фиксируются только те, из допущенных ребенком ошибок, которые он не заметил и не исправил.

Количественная  оценка  полученных данных осуществлялась с использованием бальной  системы оценок.

Оценка выполнения:

Отсутствие ошибок – 3 балла

1 ошибка – 2 балла

2 и более ошибок – 1 балл

Вообще не выполнил задание – 0 баллов

Характеристика уровней сформированности самоконтроля:

Низкий уровень: ребенку очень сложно контролировать последовательность выполнения заданий, часто отвлекается, допускает 2 и более ошибок или вообще не выполнил задание;

Средний уровень: у ребенка не возникает больших затруднений при выполнении заданий, однако он допускает 1-2 ошибки;

Высокий уровень: ребенок с огромной инициативой берется за выполнение заданий и у него прекрасно получается, не допуская ошибок. Уровни должны соотноситься с баллами.

2.2.  Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием существуют трудности при выполнении заданий по словесной инструкции. 

Результаты выполнения задания представлены в таблице № 1

Таблица №.1

Уровень

Дети с ФФН, ФН

Дети с развитием речи в норме

Низкий уровень

2(10%)

1(5%)

Средний уровень

4(20%)

2(10%)

Высокий уровень

4(20%)

7(35%)

Анализируя данные результаты можно сделать вывод о том, что у детей с ФФН, в отличие от детей с нормальным уровнем произношения, недостаточно сформировано внимание, сосредоточенность, способность к пониманию, принятию и удержанию задания, а это значит, что уровень самоконтроля у этих детей развит в недостаточной степени для систематического обучения.

Двое детей с ФФН вошли в группу с низким уровнем самоконтроля, ребятам было сложно сосредоточиться на заданиях, допускались множественные ошибки в последовательности выполнения цепочки заданий, некоторые задания были упущены, возникли трудности в оценке полученных результатов. Также в группу с низким уровень развития вошел 1 ребенок с нормальным уровнем развития, сложности он испытывал в запоминании последовательности всех заданий, в связи с чем было допущено множество ошибок.

В группу со средним уровнем развития самоконтроля попали 4 ребят, у них возникли трудности в понимании поставленной задачи, поэтому было сложно спланировать собственные действия, было допущено 2-3 ошибки. Среди детей с нормальным развитием звукопроизношения в группу со средним уровнем самоконтроля вошло 2 ребят, у них возникли сложности в запоминании правильной последовательности выполнения задания, в связи с чем были допущены ошибки.

В группу с высоким уровнем развития самоконтроля вошло 4 ребят с ФФН и 7 с нормальным развитием. у большинства ребят задания были выполнены успешно, только у двоих ребят было допущено по 1 ошибке.

Анализируя данные результаты можно сделать вывод о том, что у детей с ФФНР недостаточно сформировано внимание, сосредоточенность, способность к пониманию, принятию и удержанию задания, а это значит, что уровень самоконтроля у этих детей развит в недостаточной степени для систематического обучения.

Уровень развития самоконтроля

рис.1

Результаты исследования свидетельствуют о том, что у испытуемых с нормальным развитием показатели значительно выше, чем у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.  Уровень развития самоконтроля у детей с ФФНР и у детей с нормальным развитием можно увидеть на рис1.

Глава 3. Формирование контроля за речью у старших дошкольников с ФФН с включением специальных методик и игровых приемов.

3.1. Цель, задачи, содержание формирующего эксперимента.

Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента позволил определить цель формирующего эксперимента – предложить комплекс занятий по формированию контроля за речью по средствам специальных методик и игровых приемов.

В соответствии с поставленной целью, учитывая специфические особенности в формировании психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН 5-6 лет, определены следующие задачи экспериментального обучения:

  1.  закреплять отработанные на индивидуальных занятиях навыки правильного звукопроизношения;
  2.  развивать пассивный и активный словарь (прилагательных, глаголов и др.);
  3.  формировать грамматический строй речи (умение изменять слова, соединять их в словосочетания и предложения);
  4.  проводить работу по изучению правил речевого поведения;
  5.  развивать умение последовательно излагать свои мысли;
  6.  обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих контроль собственной речи, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи.

Для решения поставленных задач нами был предложен комплекс коррекционно-развивающих занятий по формированию правильного звукопроизношения. Занятия проводились 1 - 2 раза в неделю продолжительностью 35 минут. В каждое занятия включались игровые приемы, которые способствовали повышению эффективности работы по формированию контроля за собственной речью.

Формирующий эксперимент проводился с 10 старшими дошкольниками 5-6 лет, имеющих заключение ПМПК о наличии у них ФФН на базе МБДОУ детского сада № 30 г. Владимира. Занятия проводились в соответствии с программным тематическим планированием.

Работа по формированию речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи в процессе их логопедической реабилитации состоит из трех этапов.

Подготовительный этап направлен на развитие модально специфических видов внимания и самоконтроля на основе активизации межполушарного взаимодействия. Особое значение придается развитию зрительного внимания детей дошкольного возраста. Зрительный анализатор одним из первых начинает активно функционировать и создает основу для развития речевых реакций ребенка, т. е. формируется механизм координации зрительного, кинестетического и слухового анализаторов. Поэтому стимуляция зрительного восприятия и внимания создает основу для формирования более сложных видов самоконтроля.

Для большинства детей с нарушениями речи ведущий канал восприятия окружающего мира — зрительный, что еще раз подчеркивает необходимость включения в систему работы приемов и методов активизации зрительного анализатора.

Применение системы активных, творческих заданий и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия, способствует формированию у детей начальной положительной мотивации к логопедической коррекции — важнейшему условию реализации любой деятельности. На занятиях следует использовать такие задания и упражнения:

— кратковременную повторяющуюся демонстрацию ярких зрительных образов (отдельных геометрических фигур основных цветов, узоров, отдельных предметных картинок, их серии) и их нахождение среди предложенных методом непосредственного зрительного соотнесения и по памяти, называние демонстрируемых изображений;

— выделение изображения среди множества различных по цвету, форме, размеру, стилистике, контурных и пунктирных изображений, на зашумленной картинке;

— составление композиций на основе непосредственного зрительного соотнесения и по памяти;

— определение сходств и различий в изображениях;

— элементов картинки на основе зрительного соотнесения с шаблонами;

— недостающих или ошибочных элементов изображения;

— лишнего или отсутствующего изображения в предложенном ряде;

— зрительный диктант.

Следующее направление коррекционно-педагогической деятельности подготовительного периода включает развитие слухомоторной координации и тренировку в ориентации звука в пространстве, совершенствование функций неречевого слухового гнозиса, формирование акустико-кинестетического восприятия и воспроизведения звуковых и графических ритмов, развитие речевого внимания на основе лексических игр и расширение объема слухоречевой памяти.

Кинестетический контроль осуществляется в процессе произнесения речевого высказывания одновременно с движением артикуляционных органов. По мере произнесения он подкрепляется слуховым контролем. Четкие кинестетические раздражения помогают ребенку правильно воспроизводить звуковую последовательность слова, замечать и исправлять ошибки произношения. У детей с нарушениями речевого развития возникает необходимость целенаправленной работы по растормаживанию моторных функций (воспроизведение последовательности из трех-шести движений сопряженно, отраженно и по словесной инструкции, активизации процессов различения, запоминания и воспроизведения последовательностей действий с опорой на моделирование деятельности (игры на выполнение многошаговых инструкций по опорным символам, словесной инструкции, дифференциации и кинестетическому анализу состояния напряжения и расслабления в общей и мелкой моторике, упражнения с дополнительной нагрузкой — резинкой, сжатием кистей рук в кулаки.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

• упражнение "Часики” - сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

• "Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

• "Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

• "Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

• "Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

• "Жало”, "Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

Данные задания должны органично включаться в систему логопедического занятия и использоваться для решения поставленных коррекционно-речевых задач.

Главная задача первого этапа коррекционной работы — формирование предваряющего вида контроля. Рассмотрим методы ее реализации.

1. Метод интонационной стимуляции самоконтроля, при котором содержание каждой произносимой фразы обозначается рисунком или схемой, интонируемыми сначала сопряженно, а затем — отраженно и самостоятельно. Последовательность произнесения интонированных фраз должна соответствовать последовательности графических изображений, порядок которых периодически изменяется.

2. Метод ориентирован на формирование самоконтроля на уровне слога. Ребенок воспроизводит заданное слово с равноразмерным слоговым ритмом сопряжено, отраженно и самостоятельно, сопровождая проговаривание отхлопыванием.  Ритмослоговая структура каждого слова обозначается схематически. При изменении последовательности схем необходимо изменить последовательность произносимых слов.

3. Метод кинестетического анализа, активизирующий самоконтроль на фонематическом уровне, ориентированный на организацию двигательной активности и уточнение состава сложных движений, требующих координированной работы разных групп мышц. Данный вид работы обычно проводится в комплексе с формированием у детей функций фонематического восприятия. Необходимое условие применения данного метода — вербализация положений и направлений действий при помощи констатирующей и планирующей речи сначала с опорой на зрительное и слуховое восприятие (самостоятельное проговаривание звуков перед зеркалом, затем только с опорой на слуховое восприятие (проговаривание, но без зеркала, а потом выполнение в умственном плане (анализируется беззвучная артикуляция логопеда) .

4. Метод звукобуквенного анализа, позволяющий формировать координацию в работе слухоречевого и двигательно-кинестетического анализаторов в процессе самоконтроля произношения, а также развивать так называемую «фонетическую зоркость», при которой опознается место автоматизируемой языковой или речевой единицы.

Второй этап развития самоконтроля — формирование текущего контроля — направлен на активизацию функций различения, запоминания и воспроизведения последовательностей действий в процессе поэтапного усложнения деятельности. Он включает:

• называние демонстрируемых действий,

• выполнение серий общих и пальчиковых движений с вербализацией последовательности действий (используются статические позы и динамические серии движений,

• выполнение серийно-организованных артикуляционных движений с одновременным определением схемы выполняемых действий,

• анализ состава лексического ряда или фразы с опорой на зрительный ряд и графическую схему.

Третий этап — формирование результирующего контроля — завершает процесс развития функций самоконтроля и саморегуляции. Он включает:

• воспроизведение узора по памяти с последующей проверкой, сравнением с образцом;

• нахождение ошибок и повторное воспроизведение узора;

• называние последовательности выполненных движений в общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторике;

• называние положения органов артикуляции после выполнения статической позы (последовательно анализируется положение губ, челюсти, языка, выдоха, работы голосовых складок) ;

• сравнение состава и последовательности произнесенного словесного ряда со зрительным рядом.

• сравнение состава произнесенной фразы с ее графической схемой.

Таким образом, поэтапное формирование функций самоконтроля способствует повышению потенциала автоматизации и закреплению сформированных умений и навыков в различных ситуациях речевого общения.

Пример содержания занятий представлен в табл.2

Таблица 2.

Пример тематических планов коррекционно-развивающих занятий

по формированию самоконтроля с использованием  игровых методов

п/п

Тема

Содержание занятия

Оборудование и материал

1.

Сказки

1. Оргмомент.

2.Мелкая моторика, развитие кратковременной памяти.

4. Артикуляционная моторика.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Автоматизация звуков в словах.

7. Развитие речевого самоконтоля

Д.и. «Репка», «Секретное слово», «Найди ошибку», «Внимательный сыщик»

8. Развитие ВПФ (мышление)

 «Четвертый лишний в стихах»

9. Итог урока.

1. Стих по теме занятия.  

2. Картинки для артикуляционной гимнастики.

3. Картинки для дыхательной гимнастики

4. Куклы для постановки сказки «Репка».

5. волшебная палочка, картинки по теме занятия

2.

Путешествие в страну наоборот

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия. 

3. Артикуляционная моторика

3. Автоматизация звуков в словах

4. Дыхательная гимнастика, фонематический слух.

5. Физкультминутка.

6. Лексико-грамматический строй речи

Д.и. «Скажи наоборот», «Закончи предложения», «Кто больше», «Посмотри вокруг», «Сокровища пирата»

7. Мелкая моторика

8. Фонематический слух

Д.и. «Доскажи словечко»

9. Итог урока.

1. карточки по количеству детей, карточки с изображением карты путешественников

2. магнитофон, аудиозапись с голосом королевы – наоборот,

3тематические картинки для проведения игр,

4. дома с изображением Великана и мальчика с пальчика, предметные картинки по теме «Антонимы».

5. Картинки по теме занятия.

3.

Великая Отечественная война

1. Оргмомент.

2. Артикуляционная моторика

3. Дыхательная гимнастика

4. Автоматизация звуков в словах

5. Мелкая моторика

Д.и. «Транспорт»

6.  Рассказ. Победа будет за нами! Автор: С. П. Алексеев

7. Фонематический слух

8. Развитие памяти, внимания, контроля за речью

Д.и. «Секретное слово», «Да и нет не говорите», «Разведчики», «Внимательный сыщик».

9. Итог урока

1. Картинки для артикуляционной гимнастики, игрушечная танк.

2. Плакат к дню Победы.

3. Выставка портретов героев-земляков.

4. Фонограммы песен:

- «С чего начинается Родина» муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского;

-«Священная война» муз. А. Александровой, сл. В. Лебедева-Кумача;

-«Мы за ценой не постоим» муз. и сл. Б. Окуджавы;

-«Прадедушка» муз. А. Ермоловой, сл. М. Заготы;

Занятия были организованы таким образом, что все дети оказывались вовлечены в процесс познания. При совместной деятельности старших дошкольников в процессе коррекционно - развивающего занятия каждый вносил свой особый индивидуальный вклад, шел обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходило это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяло не только повышать уровень развития звукопроизношения, но и осуществлять контроль за своей речью и речью окружающих, формировать активность и эмоциональную выразительность речи старших дошкольников.

 3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента

С целью проверки эффективности использования игровых приемов на логопедических занятиях, в процессе коррекционно-развивающей работы по формированию речевого контроля у старших дошкольников с ФФН 5-6 лет, был проведен контрольный эксперимент. В нем принимали участие старшие дошкольники 5-6 лет с ФФН экспериментальной и контрольной групп.  Использовались те же методики и критерии оценки, которые  применялись на этапе констатирующего эксперимента. Материал и оборудование, необходимое при проведении всех заданий, заменили на подобный. Данные представлены в табл. 3

Таблица 3.

Результаты исследования уровня сформированности

речевого контроля у детей с ФФН (до и после обучения)

                  Период

Уровень

развития

самоконтроля

До обучения

После обучения

Высокий

2

6

Средний

4

4

Низкий

4

0

Сопоставление данных констатирующего и формирующего экспериментов позволяет утверждать, что использование в коррекционно-развивающей работе игровых приемов позволило достичь положительной динамики формирования самоконтроля к исправлению нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с ФФН 5-6 лет.

Уровень сформированности самоконтроля определялся после применения игровых методик на логопедических занятиях.  Для сравнения эффективности работы формирующего эксперимента по формированию контроля за речью у детей с ФФН (экспериментальная группа) мы проверили детей 5-6 лет МДОУ №11 г. Коврова (контрольная группа). Результаты исследования уровня сформированности самоконтроля можно наблюдать на рис.2. 

Рисунок. 2.  

Результаты исследования уровня сформированности самоконтроля у детей экспериментальной и контрольной групп

Низкого уровня сформированности мотивационной сферы у детей экспериментальной группы не наблюдается. В контрольной группе четверо детей показали низкий уровень развития речевого самоконтроля. Средний уровень имеют по четверо участников экспериментальной группы и трое контрольной. Остальные ребята вошли в группу с высоким уровнем сформированности самоконтроля (экспериментальная группы – шесть, контрольная – трое испытуемых).

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная коррекционная работа с использованием игровых приемов приведет к повышению уровня сформированости речевого контроля звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с ФФН. Это позволит, в свою очередь, создать благоприятные условия для обучения этих детей на логопедических занятиях и их последующей жизни в обществе.

Таким образом, использование игровых приемов методов способствует улучшению развития речевого самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. В ходе коррекционно-развивающей работы происходит обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения правильно строить сложные предложения, развитие активности и эмоциональной выразительности речи, контроль за правильным произношением звуков, слов, предложений как самого себя, так и речи окружающих, что создаёт основу для уверенного общения детей старшего дошкольного возраста с ФФН как со сверстниками, так и со взрослыми.

 Заключение

Общее развитие самосознания человека продолжается в течение всей его жизни, но, тем не менее, человек по окончании обучения должен обладать хорошо сформированным и достаточно устойчивым самоконтролем, обеспечивающим адекватное психическое отражение внутреннего мира и объективной реальности, социально одобренное поведение в различных сферах общественной жизни. Такой самоконтроль, опирающийся на знание нравственных, эстетических и правовых норм, выработанных человечеством на протяжении своей истории, не возникает вдруг, а является результатом предшествующего воспитания и самовоспитания личности. Исследованием проблем самоконтроля занимались такие ученые-психологи как В.Г.Афанасьев, , М.И. Боришевский, Л.Б. Ительсон, Г.С. Никифиров, Ю.А.Тихомиров и другие.

Самоконтроль является важным умением для осуществления управления процессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Это анализ своих действий с тем, чтобы установить правильность их выполнения, это сличение с образцом или желаемым результатом.

Самоконтроль – одно из главных условий успешного обучения учащихся. Развитие самоконтроля в учебной деятельности у старших дошкольников подчиняется определенным закономерностям. В конце обучения в детском саду овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения.

Самоконтроль играет большую роль не только в обучении, но и в формировании разносторонне развитой личности.

Поэтому формирование самоконтроля у старших дошкольников занимает важное место в воспитании и обучения детей.

В итоге проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В процессе исследовательской работы подтвердилась та гипотеза, которая была поставлена в начале: у детей с ФФН отмечается своеобразие формирования функций самоконтроля за речью, поэтому использование на логопедических занятиях специальных заданий, направленных на формирование функций самоконтроля позволит научить детей оценивать собственное произношение и пользоваться сформированными речевыми навыками в различных ситуациях общения.

Цель исследования достигнута.

Поставленные задачи в работе были реализованы:

  1.  Анализ педагогической, логопедической, лингвистической и психологической литературы по данной теме позволил дать определение самоконтроля, проследить его формирование в онтогенезе при нормальном и нарушенном речевом развитии, выделить критерии оценки уровней сформированности самоконтроля и проанализировать методические аспекты проблемы изучения контроля за речью. Данные литературы свидетельствуют о недостаточности сведений в области изучаемой проблемы.
  2.  Были подобраны методики исследования уровня сформированности самоконтроля у старших дошкольников 5-6 лет с ФФН, задания которых были направлены на исследование уровня речевого самоконтроля.
  3.  Исследовали уровень сформированности самоконтроля у старших дошкольников с ФФН посещающих МБДОУ детский сад №30 г. Владимира. Анализ результатов исследования позволил определить, что у большинства детей с нарушениями наблюдается преимущественно средний уровни сформированности речевого самоконтроля. Дальнейшая разработка освещенной проблемы является весьма перспективной, так как формирование речевого самоконтроля посредствам специальных методик и игровых приемов способствует повышению уровня контроля за произношением. Т.о., создаются благоприятные условия для  развития и коррекции нарушений у старших дошкольников с ФФН. Таким образом, гипотеза подтверждена, цель достигнута.

Данные исследования могут использоваться в процессе диагностического изучения старших дошкольников с ФФН, в практической деятельности учителей-логопедов специальных образовательных учреждений для детей с нарушением речи и общеобразовательных учреждений.

Список использованной литературы

  1.  Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2003.
  2.  Багрова И.Г. Роль остаточного слуха в формировании у глухих школьников самоконтроля над произношением // Дефектология, 1973, № 6. - С. 3- 8.
  3.  Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.- 272с.
  4.  Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников /Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова- М.: Издательство Академии педагогических наук, 1962
  5.  Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.: Изд-во московского университета. – М., 1974.
  6.  Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., Воронеж, 2001.
  7.  Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1959. – С.63.
  8.  Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю! - М., 2007. - 176с.
  9.  Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1973.
  10.  Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002. – 680с.
  11.  Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. - Ростов н/Д., 2006.
  12.   Михайлова Н.В. Развитие у детей старшего дошкольного возраста действий самоконтроля // Социально-педагогическая деятельность по защите дошкольного детства: Сборник научных статей. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 112с.
  13.  Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа, 1988, №10
  14.  Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2004.
  15.  Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. - СПб, 2006. - 256с.
  16.  Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников // Дошкольное воспитание, 1994, № 10.
  17.  Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1997. - 400с.
  18.  Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1996. – 192 с.
  19.  Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. - С. 155- 156.
  20.  Сиротюк А.Л. Детская гиперактивность: причины, рекомендации // Дошкольное воспитание, 2007, № 8. - С. 47 - 48.
  21.  Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М., 2003. - 48с.
  22.  Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М., 2005. - 128 с.
  23.  Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М., 2003. - 288с.
  24.  Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2007. - 128с.
  25.  Формирование самоконтроля - Раздел Психология http://allrefs.net/c14/3rgv5/p124/
  26.  Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1995. - 160с.
  27.  Щепилова Е.А. Формирование самоконтроля произношения у младших школьников с нарушенным слуховым восприятием // Логопед, 2005, № 1. С. 74 – 83.
  28.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды – М,: Педагогика, 1989.

PAGE   \* MERGEFORMAT31


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23393. Поверка электронного автоматического потенциометра калибратором измерителем ИКСУ-2000 67.73 KB
  Показания образцового прибораСо оС Показания поверяемого прибораСп оС Абсолютная погрешность поверяемого прибора Δ оС Относительная погрешность поверяемого прибора δ Приведённая погрешность поверяемого прибора δpr 0 05 05 025 40 38 2 5 1 80 78 2 25 1 120 1185 15 125 075 160 159 1 0625 05 200 1995 05 025 025 160 1595 05 03125 025 120 119 1 0833333 05 80 785 15 1875 075 40 39 1 25 05 0 05 05 025 Δ=CоСп δ= Δ Со100 δpr= Δ 200100 K=05; δprmax=1 Прибор не удовлетворяет классу точности Δ=fCo δ=fCo...
23394. Поверка автоматического электронного моста 284.18 KB
  моста Ом Абсолютная вариация V Ом прямой ход Rt1 обратный ход Rt2 прямой ход1 обратный ход2 0 46 4561 4556 039 044 005 40 5316 5278 5277 038 039 001 80 60463 5996 5995 0503 0513 001 120 6752 6697 6695 055 057 002 160 7452 7383 7395 069 057 012 200 8143 8075 808 068 063 005 1= Rt– Rt1 2= Rt – Rt2 ...
23395. Исследование метрологических характеристик средств измерений 165.5 KB
  Номер Показания Сопроти Прямой Обратный Прямой Обратный Прямой Обратный № С вление R ход R' ход R'' ход Δ' ход Δ'' ход δ' ход δ'' 1 120 6752 6699 6696 053 056 000785 0008294 2 120 6752 6703 6704 049 048 0007257 0007109 3 120 6752 6696 6703 056 049 0008294 0007257 4 120 6752 6699 6704 053 048 000785 0007109 5 120 6752 6699 6705 053 047 000785 0006961 6 120 6752 6698 6704 054 048 0007998 0007109 7 120 6752 6701 6703 051 049...
23396. ПОВЕРКА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО МОСТА 280.87 KB
  Показания Сопротивление Показания образцового Абсолютная погрешность Абсолютная прибора по градуировоч прибора Ом моста Ом вариация оС ной таблице Ом Прямой R1 Обратный R2 Прямой 1 Обратный 2 V Ом 0 46 4561 4556 039 044 005 40 5316 5278 5277 038 039 001 80 60463 5996 5995 0503 0513 001 120 6752 6697 6695 055 057 002 160 7452 7383 7395 069 057 012 200 8143 8075 808 068 063 05 1= Rt– Rt1 ...
23397. Моделювання систем в середовищі MATLAB + Simulink +Stateflow 540.5 KB
  НАВЧАЛЬНОМАТЕРІАЛЬНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ наочні посібники схеми таблиці ТЗН та інше Діапроектор дидактичні слайди НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ Вступ Моделювання систем в середовищі MATLAB Simulink Stateflow Одной из перспективных концепций в явном или неявном виде реализуемой в настоящее время для решения задач анализа и разработки сложных систем является концепция создания универсальной моделирующей среды. Система моделирования реализующая эту концепцию должна отвечать следующим требованиям: четко выделенная модульность структуры;...
23398. Уніфікована мова моделювання UML 125 KB
  підпис прізвище €œ ____ €œ _____________ 2011 року ЛАБОРАТОРНЕ ЗАНЯТТЯ № 8 з навчальної дисципліни __моделювання комп’ютерних мереж напряму підготовки _______інформаційні технології________ освітньокваліфікаційного рівня ____cпеціаліст_____________ спеціальності _____ ком’пютерні системи та мережі_________ Тема Уніфікована мова моделювання UML повна назва лекції Лабораторне заняття №8 розроблено стар. ПЛАН ПРОВЕДЕННЯ ЗАНЯТТЯ ТА РОЗРАХУНОК ЧАСУ Вступ...
23399. Методи штучного інтелекту 326 KB
  підпис прізвище €œ ____ €œ _____________ 2011 року ЛАБОРАТОРНЕ ЗАНЯТТЯ № 9 з навчальної дисципліни __моделювання комп’ютерних мереж напряму підготовки _______інформаційні технології________ освітньокваліфікаційного рівня ____cпеціаліст_____________ спеціальності _____ ком’пютерні системи та мережі_________ Тема Методи штучного інтелекту повна назва лекції Лабораторне заняття №8 розроблено стар. вчена ступінь та звання прізвище та ініціали автора Обговорено на засіданні...
23400. Етапи моделювання систем 80 KB
  То же самое можно сказать и о моделировании. Конечный этап моделирования принятие решения на основании знаний об объекте. Цепочка выглядит следующим образом: Прототип объект процесс Моделирование Принятие решения Моделирование творческий процесс. Содержание этапов определяется поставленной задачей и целями моделирования.
23401. Системи і проблеми 267 KB
  Системы и проблемы. Методы системного анализа Понятие системы тесно связано с понятием проблемы. Любую проблему можно представить как отражение процесса функционирования реальной физической системы естественного или искусственного происхождения в которой при контролируемом входном воздействии создаваемая выходная реакция отличается от требуемой реакции. Первый из них связан с более глубоким познанием действующей системы и направлен на ее развитие эволюцию прежде всего в плане коррекции совершенствования общего процесса ее...