88905

Проектирование торговой среды как основа эффективной деятельности магазина одежды

Курсовая

Маркетинг и реклама

Основная цель курсовой работы - выявить важнейшие аспекты проектируемого объекта – магазина одежды, оказывающие благотворное воздействие на развитие торговой деятельности и эффективно сказывающиеся на сделке покупателя и продавца для обоих сторон.

Русский

2015-05-05

2.32 MB

2 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГАЗИНА ОДЕЖДЫ

1.1 История развития торговой среды……………………………………….…6              

1.2 Классификация магазинов одежды……..…………………………….……12

1.3 Требования к проектированию магазина одежды……….………..…......14

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ТОРГОВОЙ СРЕДЫ

2.1 Эргономические аспекты современного магазина одежды……….....….19

2.2 Анализ аналогов проектных решений магазина одежды ……….……....24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………...…………………………………………..…30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …......33

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35


ВВЕДЕНИЕ

Для человека, живущего в социуме, достаточно важным и значимым является вопрос внешнего вида. Все люди знают поговорку «встречают по одёжке…» и учитывают, что именно одежда является важнейшей составляющей первого впечатления. Да и, что тут скрывать, она же помогает это первое впечатление поддержать. И если наши предки кутались в шкуры, чтобы защитить себя от холода и грязи, то современный человек помимо таких очевидных целей, может преследовать и многие другие. Правильно подобранная одежда позволяет как выделиться из толпы, так и слиться с толпой, подчеркнуть достоинства фигуры и скрыть недостатки, акцентирует внимание на индивидуальности человека и даёт возможность комфортно ощущать себя как на торжественном мероприятии, так и на спортивных соревнованиях.

Большая часть населения планеты в повседневной жизни является активным потребителем изделий швейной промышленности, приобретенных в так называемых розничных торговых пунктах – магазинах одежды. При этом, многие покупатели ориентируются на ряд определенных магазинов, самостоятельно выделенных из общей массы, скептически относясь ко всем остальным единицам торговой среды. Зачастую эта ориентированность обусловлена не только ценой и качеством товара, а и особой организацией пространства и оформления магазина.

Объект исследования – магазин одежды

Предмет исследования – проектирование торговой среды как основа эффективной деятельности магазина одежды.

Основная цель курсовой работы - выявить важнейшие аспекты проектируемого объекта – магазина одежды, оказывающие благотворное воздействие на развитие торговой деятельности и эффективно сказывающиеся на сделке покупателя и продавца для обоих сторон.

Задачи курсовой работы:

  1.  изучение истории развития торговой среды;
  2.  выявление проблематики исследования в сфере дизайна интерьера торговой среды;
  3.  анализ существующих примеров проектных решений магазина одежды;
  4.  анализ влияния торговой среды на психофизиологическое состояние покупателя;
  5.  ознакомление с  требованиями  ГОСТ, СНиП, СанПиН.

Теоретико-методологической основой исследования в данной курсовой работе явились следующие методы:

  1.  Социально-психофизиологический метод (Страутманис И.А. [13], Артамонов И.Д. [1] );
  2.  конструктивно-технологический (Литвинов В. [3], Канаян К. [5] );
  3.  метод сравнения;
  4.  метод анализа восприятия.

Научная база, относящаяся к теме данной работы, представляет собой обширный, разрозненный материал. Изучением визуального восприятия торговой среды занимались такие авторы, как Грегори А. Сенг [11] Пако Ундерхилл [14].

Эргономические аспекты наиболее полно отражены в трудах Дж. Панеро [8]., Ф.В. Рунге [10].

Вопросы психофизиологии целевой аудитории наиболее полно раскрыли, Г.Цойгнер[15]., Н.В.Серов[12].

К сожалению, многие торговые марки не придают большого значения проектированию интерьера собственных магазинов, или же совсем пренебрегают им. Это оказывает негативное влияние на стабильный приток покупателей, развитие деятельности, увеличение прибыли и появление постоянных клиентов.

Интерьер магазина одежды, разработанный грамотно, с учетом предпочтений и потребностей целевой аудитории, должен давать возможность потенциальному клиенту почувствовать себя комфортно, привлекать внимание, производить впечатление и запоминаться, но при этом не перегружать восприятие цвето-фактурными составляющими. Торговое пространство должно лаконично взаимодействовать с размещенным в нем товаром, способствуя концентрации покупателя на главных объектах- например, на новой коллекции или распродажной продукции.

Торговая среда, спроектированная в соответствии с требованиями и аспектами интерьера магазина одежды, привлечет новых покупателей и расположит их к регулярным посещениям данного магазина в дальнейшем. А это благоприятно скажется на популярности магазина, и, соответственно, увеличит прибыль.

Структура курсовой работы  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГАЗИНА ОДЕЖДЫ

1.1 История развития торговой среды 

Торговля, как процесс обмена товарно-материальными ценностями, известна начиная с каменного века. В прошлом, как и сейчас, сутью торговли является предложение к обмену, либо к продаже товарно-материальных, а также нематериальных ценностей с целью извлечения выгоды из этого обмена.

Торговля возникла с появлением разделения труда, как обмен излишками производимых продуктов, изделий. Обмен сначала носил натуральный характер, а с появлением денежной единицы возникли предпосылки для установления товарно-денежных отношений. Торговля является одним из самых могущественных факторов исторического процесса. Нет такого периода в истории, когда она не оказывала бы в большей или меньшей степени влияние на общественную жизнь. Начиная со скромного обмена внутри страны и заканчивая  раскинувшейся по всему миру сетью сложнейших коммерческих операций, разнообразные виды торговых отношений всегда тем или иным образом реагируют на различные стороны общественной жизни.

Слово «магазин» произошло от арабского «makhzān» , что в переводе означает амбар (склад)‎‎, хранилище. В этом же смысле это слово попало из французского языка (magasin, magazin) в русский язык. Постепенно поменяло свою смысловую нагрузку, вытеснив слово «лавка». Магазином называют специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для розничной продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приёма, хранения товаров и подготовки их к продаже — складами. В магазинах, как правило, нет самообслуживания, как в универсамах и супермаркетах.

Первые упоминания о внутренних формах торговли в России относятся к 8-9 веку. Центром всей экономической жизни становится Киев. Замыкая собой цепь русских городов по великому водному пути, он является главным сборным пунктом русской торговли и в короткое время достигает удивительного процветания.

Рынок - торг, торжище - являлся тем местом, где производились все торгово-обменные операции на Руси. Торговля носила ярмарочный характер. Главным торговым днем считалась пятница, когда на главной площади города открывался рынок. По данным летописей Киевской Руси уже существовало плотничество, гончарное дело, кузнечное мастерство, ткацкое дело, выделка мехов и кожи. Но все изделия этих промыслов вначале имели сбыт только на внутреннем рынке, который был первым проявлением розничной торговли. Главными предметами русской внешней торговли стали в основном продукты звероловства, пчеловодства и сельского хозяйства. В 9 веке в Киевской Руси с возникновением товарно-денежных отношений развитие торговли ускорилось. В это время Киевская Русь ещё не являлась единым государством, каждый город представлял собой отдельное княжество, у каждого были свои рынки, внутренняя и образовавшаяся внешняя торговля. Внутреннюю торговлю вели чаще всего без посредников сами производители, внешнюю - купцы.

Следующий этап становления торговли можно отнести к 12 веку, когда экономическим центром становится Новгород. В Новгороде торг занимал обширное место и подразделялся на ряды соответственно роду продаваемых товаров или происхождению сидевших в лапках купцов. Обозначилось проявление первой специализации в торговле.

Начиная со второй половины 14 века центром торговых отношений на Руси становится Москва. Она становится центром всей русской торговли и промышленности. Она дает торговле вес, меру, монету, направление торговой деятельности. Именно в Москве происходят все весомые торговые сделки, издаются государственные указы для регламентации и поддержки коммерции, здесь же живут богатейшие купцы.

В образовании русского централизованного государства в 15-16 вв. имела значение торговля между княжествами. Во внутренней торговле стали участвовать многие социальные группы, а также монастыри. Основной формой торговли в городах стали ежедневные рынки. Возникли различные Гостинные дворы и торговые ряды с направленной специализацией товаров по видам и географической направленности или принадлежности. Стали развиваться различные виды передвижной торговли и разностной торг, которым занимались скупщики, прасолы, коробейники и т.п. Однако остатки феодальной раздробленности и многочисленные внутренние таможенные пошлины задерживали развитие внутренней торговли[15].

Успешному развитию торговли в 17 веке содействовал принятый в 1653 году Торговый Устав. К началу эпохи правления Петра Великого на территории России обозначились четкие тенденции в развитии торговли:

  1.  специализация торговли;
  2.  разделение торговли на опт и розницу;
  3.  большое количество торговых мест и их разнообразие;
  4.  концентрация торговли в определенных местах по ассортиментному профилю;
  5.  разделение торговли на сезонную (эпизодическую) и постоянную.

Во второй половине 17 века появились торговые компании. Расширялись внешнеторговые связи с Индией и Китаем. В это время правительство России осуществляло политику меркантилизма и ограничивало торговлю иностранных купцов на своей территории.

В 18 веке торговля развивалась на принципах протекционизма. Высокие ввозные пошлины защищали внутренний рынок государства. В 1802-1810 гг. Торговлей ведало Министерство коммерции, с 1810 года - Министерство финансов. Во 2-й половине 19 века объем торговли резко увеличился. Рост городского населения и численности рабочего класса привел к расширению емкости внутреннего рынка.  Во 2-й половине 18 века в Москве возникли первые магазины при купеческих домах. В 1797 году было разрешено иметь лавки при жилых домах, которые имели витрины и выставки.

Вступление России на рубеже 19-20 веков в стадию империализма вызвало дальнейший рост торговли и ее концентрацию в руках монополий. Падала доля ярмарок во внутреннем товарообороте, развивалась магазинная форма торговли, появилась кооперативная торговля. В 1905 году было создано Министерство торговли и промышленности. В годы 1-й мировой войны 1914-1918 гг. сократилось производство потребительских товаров, росли цены, развивалась спекуляция. Царское правилтельство пыталось нормировать торговлю отдельными продуктами. Возник продовольственный кризис. После Октябрьской революции 1917 года Советским государством была создана новая система торговли - социалистическая, значительно отличающаяся от предыдущих форм торговли.

В СССР Коммунистическая партия и Советское государство с первых лет Советской власти уделяли большое внимание всемерному развитию и совершенствованию торговли. В целях обеспечения централизованного снабжения населения товарами, организации заготовок сельскохозяйственных продуктов в ноябре 1917 года был создан Народный комиссариат по делам продовольствия. С января 1919 года введена продразверстка, которая с переходом к новой экономической политике была заменена продналогом. Начав с товарообмена в рамках местного хозяйственного оборота, государство перешло к организации торговли в масштабах всего народного хозяйства. В 1924 году был образован Народный комиссариат внутренней торговли, преобразованный в 1946 году в Министерство торговли СССР. В процессе развития социалистической экономики были созданы и получили развитие 3 формы внутренней торговли:

  1.  государственная;
  2.  кооперативная
  3.  колхозная.

Развитие торговли и улучшение обслуживания населения неразрывно связаны с созданием материально-технической базы, внедрением более совершенных видов торгового оборудования и технологических процессов, а также дальнейшим совершенствованием методов повышения эффективности торговли. Увеличивается сеть специализированных магазинов. Строятся крупные универсальные магазины по продаже товаров повседневного спроса (универсамы), создаются крупные складские хозяйства, холодильники, плодо-овощные базы и комбинаты. Большое значение для ускорения прогресса в торговле имело Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1972 года «О некоторых мерах по улучшению торговли и ее технической оснащенности».

В  20-21 вв. в связи с социально-политическими изменениями в жизни страны, торговля претерпевает немалые изменения и получает толчок к активному развитию в связи с переходом на рыночные отношения. Появление частного, развитие малого и среднего бизнеса также благоприятствуют расширению значения сферы торговли и услуг, а также их совершенствованию. Но при этом, финансовый кризис 1997 года привел к тотальному снижению покупательской способности населения. Именно в это время стали появляться социальные магазины и сети магазинов эконом-класса[16].

С ростом экономики и выходом из кризиса, начинается развитие торговли. Появляются крупные торговые сети. Появляются новые экономические модели и способы повышения эффективности коммерческой деятельности, заимствованные из-за рубежа. К 2005 году слово ритейл используется для указания крупного бизнеса, основанного на розничной торговле. В торговле ритейл покупает товары или продукты оптом у производителей или импортеров, а затем продает в розницу конечному пользователю. Магазины находятся в конце цепочки. Маркетологи производителей товаров стали рассматривать его как необходимую составную часть их общей стратегии распределения. В это же время стали появляться формы торговли по каталогам, интернету. Появились различные методы привлечения и охват различных сегментов потребителей с помощью рекламы и различных акций, основанные на современной науке влияния на повышение эффективности в коммерческой деятельности - маркетинге. Уже в 2007 году объем продаж российского рынка розничной торговли оценивался в 240 млрд.долларов и рынок розницы в России по объемам занимал 12 место в мире. Локомотивом, обеспечивающим такой стабильный рост отрасли торговли, стали крупные торговые сети.


1.2 Классификация магазинов одежды

Магазины одежды можно группировать несколькими способами:

  1.  По основным параметрам покупателя (для младенцев, детский, для школьников, для подростков, для молодежи, для женщин, для мужчин, для полных людей, для беременных)
  2.  По специализированному профилю (спортивная одежда, горнолыжные костюмы, спецодежда, медицинская одежда, свадебный салон)
  3.  По типу продаваемых товаров (магазин белья, пальто, обувной магазин, магазин аксессуаров)
  4.  По бюджетной характеристике (секонд-хенды и сток-центры, магазины эконом-класса, магазины типа масс-маркет, шоу-румы, бутики, и др.)

Группа магазинов, ориентируемых на какие-либо параметры покупателя, как правило, подразумевает возрастные, гендерные особенности и специфику телосложения – магазины больших размеров, одежда для высоких. Эта группа торговых зон достаточно обширна, но любой магазин, входящий в нее, должен четко отвечать определенным требованиям. Прежде всего, это означает, что торговое пространство должно невооруженным взглядом распознаваться как пространство того или иного типа. Примером могут послужить интерьеры детских магазинов, выполненные в яркой, контрастной цветовой гамме. Кроме того, содержимое торгового пространства должно полностью соответствовать действительности. В противном случае, появляется большой риск дизориентации клиентов, и, как следствие, снижения дохода.

Магазины, входящие в группу специализированного профиля, предусматривают определенный вид деятельности клиента. Часто под видом деятельности имеется в виду не только работа, а также хобби и увлечения. Нередко торговая зона включает в себя как размещение одежды, так и инвентаря того же профиля. Хорошим примером такого объединения служат спортивные магазины, в которых одновременно может продаваться и одежда, и инвентарь, и даже спортивное питание.

Группа магазинов определенного типа товаров предназначена для людей, целенаправленно ищущих данный предмет одежды. В такие магазины не очень часто заходят не определившиеся с выбором клиенты, желающие купить себе «что-нибудь новенькое». Эта особенность позволяет четко систематизировать распределение товара по торговому пространству – в магазине верхней одежды размещают длинные плащи и полупальто, зимние куртки, кожу и мех со строгим соблюдением идентификационных нюансов, не используя одну стойку или стеллаж для вещей из разных материалов.

Магазины, ориентированные на тот или иной бюджет, как правило, размещаются блоками в торговых центрах. Это позволяет покупателям сохранить время, не перемещаясь из одной части торгового комплекса в другой, а также посещать новые магазины только по причине их размещения в данной зоне. Дисконт-центры или магазины секонд-хенд, ошибочно провозглашенные самыми бюджетными, на самом деле ориентированы на искателей брендовой одежде по небольшой цене и не всегда подойдут человеку, желающему сэкономить [3,C.100]. Основная масса людей приобретает повседневную одежду в магазинах масс-маркет, где цена соответствует качеству, существует широкий выбор и большой размерный ряд. Кроме того, в масс-маркетах регулярно проводятся распродажи, на которых сбывается товар прошлого сезона, что всегда приходится на руку как покупателю, так и продавцу.


1.3Требования к проектированию магазина одежды

Правильное зонирование пространства магазина – предпосылка к тому, чтобы посетитель стал покупателем. Для того, чтобы первое впечатление стало положительным, при проектировании интерьера торгового зала стоит учитывать основные психологические особенности человека, например то, как покупатель будет перемещаться [1, C.46]. По результатам исследований, 85% людей, войдя в магазин, поворачивают направо и идут вдоль правой стены. И именно при входе осуществляется 60% продаж. Поэтому так важно особое внимание уделять ассортименту одежды, представленному при начале обхода магазина справа налево. Справа рекомендуется выкладывать новинки сезона, модные коллекции одежды. При этом, желательно располагать их фронтально – это поможет покупателю сразу обратить на них внимание.

Товары повседневного спроса лучше всего размещать в глубине магазина, чтобы по пути к ним посетитель заметил как можно большую часть остального ассортимента. Примерочные принято располагать дальше всего от входа [3, C.145].

Проектирование каждого магазина сугубо индивидуально. Однако, общепринятые правила все же существуют. Так, например, при зонировании торгового пространства, первая его треть отводится для новых коллекций, самой модной одежды. Существуют разные способы привлечь внимание покупателя к новинкам [13, C.99].

Самый распространенный из них – размещение одежды на манекенах. Они же используются для оформления витрин магазинов одежды. Однако, при грамотном расположении, допустимо их применять и в торговом зале. Манекены удобны тем, что позволяют потенциальному покупателю оценить, как смотрится на фигуре та или иная одежда, взять на заметку наиболее удачные сочетания единиц ассортимента в коллекциях.

Во второй трети специалисты рекомендуют размещать повседневную одежду. Последняя, третья зона – подойдет для молодежной одежды.

В целом же, чтобы направить посетителя на выбор одежды, достаточно соблюдать простое правило: чем лучше будет продемонстрирован товар, тем больше вероятность, что его купят. Максимальная открытость товара и удобство доступа к нему – вот то, что превращает посетителя в покупателя.

Проектируя дизайн интерьера торговой зоны, следует внимательно отнестись к тому, чтобы посетителю было комфортно выбирать одежду из очень большого ассортимента. Особое внимание при этом стоит уделить зонированию товаров по категориям, наглядности выкладок и вывесок, логичному расположению товаров. Подход к примерочным должен быть удобным, а в самом торговом зале -светло и комфортно. Желательно также наличие большого количества зеркал. Мебель для магазинов одежды не может не способствовать удобству выбора. Например, джинсы принято располагать на полках с ячейками, а рубашки на стеллажах с накопителями, где на крышке лежит образец модели рубашки, а накопитель содержит сам товар.

Важна также высота расположения предлагаемой одежды. Самая выгодная - «золотая полка» - находится на уровне рук. Следующей по эффективности идет полка на уровне глаз. На уровне пола не стоит продавать что-либо кроме обуви.

Весь ассортимент товара необходимо грамотно и аккуратно разложить и развесить. Одежда на вешалках и стеллажах не может находиться чрезмерно плотно, однако, и пустые полки крайне отрицательно сказываются на имидже магазина.

Посетителю магазина должно быть удобно как выбирать одежду, так и покупать ее. Подход к кассе необходимо сделать комфортным, беспрепятственным. Сама кассовая зона  и люди, оплачивающие покупки и стоящие в очереди, не должны мешать перемещению других клиентов.

В современных магазинах одежды колоссальное значение имеет не только качество товара и его ассортимент, но и его представление. Стимулирование розничных продаж без активного участия заинтересованных лиц в маркетинге называют мерчендайзингом[17].

Технологии мерчендайзинга включают оптимальную выкладку товара, обязательное зонирование торговой площади, функционально и эстетично соответствующее торговое оборудование. Во время проектирования торговой зоны необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы. Только в таком случае магазин будет работать максимально эффективно [16].

Особое внимание стоит обратить на цветовое оформление витрин магазинов одежды. Для них оптимальными являются светлые теплые тона в более темном обрамлении. Положительный эффект дает активное применение стекла.

Желательно использовать торговое оборудование, которое позволяет сочетать фронтальные и боковые вывески с выкладками. Оно обеспечит наглядность и станет дополнительным интерьерным решением, повышающим класс магазина и товара.

Важное место в организации торгового интерьера занимает освещение – ткани чувствительны к правильному свету. Помимо привычного верхнего, популярность имеет также и освещение местное. Различные системы с галогенными лампами, дополнительные элементы декора с подсветкой– все это придает магазину индивидуальность и, кроме того, способствует приятному нахождению в нем.

Для каждого типа магазина предусматривается определенное торговое оборудование. Дорогая эксклюзивная витрина вряд ли будет уместно вписываться в интерьер сток-центра, где основной задачей является выкладка максимального количества товара. И, наоборот, большой и вместительный стеллаж может испортить интерьер авторского бутика.

Важен также и имидж торговой марки, представленной в магазине. Зачастую именно бренд определяет дизайн интерьера торгового пространства.

Что касается дизайна, то его уровень напрямую зависит от класса магазина. Чем выше класс, тем вероятнее использование различных декоративных элементов, нестандартных решений при проектировании интерьера.

В магазинах с большой площадью полет дизайнерской мысли не ограничивает необходимость экономить каждый квадратный метр пространства. Это способствует созданию интересных и нестандартных интерьеров. Качество и эксклюзивность мебели имеют в подобных магазинах особое значение. В первую очередь, это относится к бутикам. В дорогих магазинах и оборудование должно быть соответствующим. Эксклюзивный товар нуждается в поддержке со стороны окружения, в котором он находится.

Данной идее должна подчиняться вся торговая площадь бутика – от свободного пространства до экспозиции. Это касается как мебели, так и освещения, рекламной продукции, цветовых решений.

Для крупных магазинов одежды, не испытывающих дефицита площади, расстановку оборудования можно признать эффективной, когда обеспечен беспрепятственный доступ покупателя к товарам и одним взглядом можно охватить максимальное количество одежды.

Поэтому, проектируя магазин одежды, необходимо верно подобрать размеры примерочных и зону их расположения. К ним обязательно стоит предусмотреть удобный доступ . Кроме всего, нужно учитывать, что примерочные должны находиться под контролем продавца.

При разработке интерьера крупного магазина одежды используются такие приемы, как: компактные стеллажи в центре торгового зала; чередование фронтальной и боковой вывески; грамотно подобранное соотношение выкладки и вывески товара; активное использование манекенов; достаточное количество удобных примерочных [2, C.18].

Главная цель среднестатистического магазина типа масс-маркет – распродать товар, который уже не покупают или покупают недостаточно активно в обычных магазинах. Интерес покупателя гарантируют большие скидки, а не торговое оборудование. Здесь нет нужды в какой-то эксклюзивной мебели, концептуальных решениях или уникальном дизайн-проекте магазина одежды. В то же время, в подобных магазинах нередко реализуется вполне качественная одежда.

При проектировании магазина одежды типа «масс-маркет», основной задачей является создание функционального и удобного для покупателя пространства с простым, нейтральным торговым оборудованием, позволяющим разместить большое количество одежды. При этом желательно избежать больших затрат.

Распределение товара в магазинах одежды среднего класса осуществляется плотно, устанавливается маленькое количество зеркал и манекенов. Немного должно быть и примерочных. Важен не столько дизайн магазина одежды, сколько сама одежда.

Из оборудования нередко используют различные стойки из металла, навесные кронштейны, эконом-панели, недорогие вешалки и стеллажи. Мебель в не должна выделяться, ее главные качества – универсальность, функциональность и практичность[9, C.81].

Таким образом, можно выявить, что торговое оборудование в магазинах типа масс-маркет подчиняется собственной идее торговли - функционально решать задачу накопления и реализации оставшихся товаров с большой скидкой, верно расставляя акценты в пространстве.


ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ТОРГОВОЙ СРЕДЫ

2.1 Эргономические аспекты современного магазина одежды

Понятие эргономики можно определить как «технологию рабочего дизайна», основанную на гуманитарных и биологических науках: анатомии, физиологии и психологии. Иначе, эргономика - наука, изучающая взаимоотношение между человеком и окружающей его средой.

Эргономические требования – это нормированные по отношению к образцу техники, к качеству и напряженности деятельности значения показателей эргономических свойств процесса, средств и условий деятельности, а также методов и средств формирования и поддержания необходимой работоспособности человека-оператора. По своему смыслу и содержанию понятие эргономических требований довольно близко к понятию «инженерно-психологические требования». 

Эргономика как научная дисциплина представляет из себя синтез достижений наук о человеке, обществе, технических и естественных наук и в рамках междисциплинарных исследований согласовывает и увязывает друг с другом их данные, достигая в эргономических рекомендациях слияния человеческого и технического аспектов. Эргономические исследования осуществляет коллектив таких специалистов, как психологи, физиологи, гигиенисты, архитекторы, дизайнеры, инженеры и т.д.

Подход к разрешению задачи оптимизации жизнедеятельности человека посредством эргономики определяется комплексом факторов:

  1.  Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции оснащения и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают направленность межличностных отношений, зависящую от содержания комплексной деятельности по управлению объектом.
  2.  Антропометрические факторы отражают прямую связь между структурой, размерами оборудования, оснащением и их элементами структуры, формой, размерами и массой человеческого тела, соответствию характера форм изделий анатомической пластике человеческого тела.
  3.  Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.
  4.  Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
  5.  Физиологические факторы направлены на обеспечение соответствия оборудования физиологическим особенностям человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.
  6.  Гигиенические факторы ориентируют требования к особенностям освещения, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентиляции, токсичности, различным видам излучений, шумам, ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению.

Форма и функциональные размеры всей предметной среды и ее структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями человеческого тела. Они должны полностью соответствовать его антропометрическим признакам [16].

Различают классические и эргономические антропометрические признаки. Классические признаки применимы при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологической характеристики различных групп населения, а эргономические — при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки условно разделяют на статические и динамические.

Статические признаки определяются при неизменном положении тела человека. Они включают размеры отдельных частей тела, а также наибольшие размеры в различных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, мебели, определении минимальных проходов и пр. Их значения могут меняться в зависимости от пола и этнической принадлежности.

Динамические антропометрические признаки — это размеры, учитываемые при перемещении тела в пространстве. Они могут характеризоваться как угловыми, так и линейными перемещениями. Предусматриваются при этом углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону.

При проектировании изделий, оборудования, организации интерьеров и рабочих мест необходимо помнить, что удобство их эксплуатации должно обеспечиваться для 90% работающих или отдыхающих людей. Поэтому в практике проектирования чаще используют значения антропометрических признаков. В таком случае принятые габаритные размеры пространства или изделия будут удовлетворять максимальное количество людей.

Зачастую на практике забывают о необходимости общей компоновки оборудования и расположения органов управления. Это необходимо организовывать таким образом, чтобы было комфортно работать и перемещаться, не меняя положения тела к неестественному.

Антропометрические признаки определяются с учетом возрастных, половых, этнических и других факторов, так как существенно от них зависят. Наиболее ярко выражены различия по половому признаку. Так, продольные признаки мужчин в положении стоя отличаются от этих признаков женщин (в большую сторону) на 7—12 см, длина ноги — на 16—19 см, длина руки — на 7—15 см.

Этнические различия размеров менее значительны и в продольном направлении для положения стоя достигают разницы в  6—9 см [8, C.66].

Для определения размеров изделий и их элементов для детей пользуются антропометрическими признаками, сформированными по ростовым группам.

В обстановке торгового зала, где удобство и комфорт покупателей являются вопросами корпоративной политики, соответствие дизайна эргономическим требованиям и антропометрическим параметрам имеет особое значение. К примеру,  необходимо соблюдать соотношение размеров различных прилавков, витрин и человеческого тела. Надлежащая видимость ка изнутри, так и снаружи значима для успешного функционирования магазина одежды. Следовательно, необходимо учесть уровень глаз людей различного роста, а также геометрические особенности человеческого зрения. Высота прилавка, на котором производится упаковка, размер примерочной кабинки, размеры обувного отдела, зон движения между витринами должны быть рассчитаны на покупателей с различными размерами тела.

Общая ширина подхода к прилавкам по обе стороны от прохода в торговом зале должна соответствовать 300 см, учитывая усредненные габариты человеческого тела, составляющие 60 см на 57 см.

Подходы к упаковочному прилавку следует проектировать в расчете на максимальную толщину тела крупного человека, в случае, если упаковочный прилавок находится в зоне деятельности, и на максимальную ширину тела крупного человека, если прилавок находится в зоне движения. В зависимости от интенсивности операций и количества служащих, зону движения и зону деятельности объединяют, а ширину проходов перед прилавком и за ним сокращают до 75 см. В соответствии с видом производимой деятельности высота прилавка должна составлять 89-91 см, с учетом стандартного значения роста большинства людей.

С точки зрения владельцев магазинов, заботящихся об удобстве покупателей, высота прилавка не может превышать 102 см. Длительная работа за высоким прилавком доставляет дискомфорт сотрудникам. У стандартного прилавка высота составляет 89-97 см, а ширина 46-61 см. Проход для продавцов и зона их движения между прилавком и витриной - от 76 см до 122 см. Таким образом, расстояние от прилавка до ближайшей витрины или стеллажа составит от 80 до 120 см.

Максимальная ширина прохода между стеллажами может достигать 230 см, в отдельных случаях 130 см. Как правило, небольшая ширина прохода является следствием отсутствия пространства и  частичный телесный контакт неизбежен. В противном случае, кому-то из покупателей придется отступить в сторону, чтобы пропустить идущего между стеллажами человека [10, C.90].

Чаще всего, товар размещают на полках, поэтому стеллажи – самый распространенный элемент интерьера торговых помещений. Товары должны располагаться в пределах досягаемости не только по антропометрическим параметрам: их следует размещать так, чтобы они были хорошо видны. Следовательно, высота стеллажей должна соответствовать росту с вытянутой вверх рукой и уровню глаз. Определяя максимальную высоту, необходимо принимать в расчет ростовые показатели невысоких людей. Высота верхней полки на пристенном стеллаже для женщин будет 170 см, а для мужчин 180см. Расстояние между стеллажами в магазине должно быть 130 см, тогда как в продуктовом магазине, где есть тележки - 180 см.

Расстояние между расчетно – кассовыми узлами в магазине должно быть не менее 90см. Это позволит свободно перемещаться клиенту стандартных и нестандартных габаритов без ощущения дискомфорта и причинения неудобств окружающим.

Примерочные кабинки должны вмещать человека независимо от его позы, принимаемой на разных этапах одевания и раздевания. Предпочтительные размеры кабинки составляют 135-150 см, а минимальная ширина при этом – 90 см. При проектировании кабинок для примерки следует принимать во внимание как рост человека, так и максимальную ширину и максимальную толщину его тела, а также расстояние от макушки до пальцев вытянутой в сторону руки крупного человека [16].

2.2 Анализ аналогов проектных решений магазина одежды

В многообразии интерьеров торговых пространств автором был выделен  аналоговый ряд магазинов, наиболее точно соответствующих всем критериям, и проведен соответствующий анализ. Ниже приведен разбор проектных решений некоторых магазинов одежды.

Основной идеей, объединяющей интерьеры магазинов всемирно известной марки ZARA, является оптимизация пространства и визуальное увеличение территории. При этом преследуются цели лаконичного распределения товара в заданной площади с расставлением акцентов на важных торговых единицах. Вещи в магазинах сортируют по цвету, а не по фасону, что позволяет клиентам ориентироваться ассортименте быстрее и придает торговому пространству опрятный, завершенный вид.

Минимализм – рамки, в которых строго соблюдены интерьеры всех торговых помещений ZARA. Вне зависимости от того, бутик это, или магазин, ориентированный на средний достаток, проектные решения отличаются сдержанностью форм, симметрией, определенным набором используемых цветов и материалов, мягким и приятным для глаза освещением, что отображается на рисунке 1.

Одним из популярных приемов оформления интерьера в магазинах ZARA является зонирование. Оно достигается путем определенного расположения вертикальных напольных вешалок и торговых столов. Разделение зон также поддерживает цветовая гамма размещаемого товара.

ZARA является производителем следующих линий одежды – мужская классическая, женская классическая, детская, мужская кэжуал и женская кэжуал. Один магазин, как правило, может содержать в себе несколько линий, а это значит, в интерьере важно четко разграничить пространство, ориентируя покупателя на разнообразие товара. Разграничение достигается, в основном, распределением разных линий одежды в отдельных  торговых залах, что способствует комфортному нахождению и беспрепятственному поиску нужной вещи всех представителей обширной целевой аудитории потребителей. Торговые залы одного магазина, содержащие в себе различные линии одежды, могут отличаться по цветовой гамме и иметь различные вариации оформления в зависимости от особенностей линии. Однако, в общем, они гармонируют между собой и являются неотъемлемыми частями единого целого.

Для торговых пространств магазинов ZARA, содержащих одежду в стиле кэжуал, характерно более желтое освещение и темные цвета в оформлении стен. Некоторые модели могут быть представлены в глубоких нишах или на крючках, как представлено на рисунке 2. В целом, интерьер залов «кэжуал» полностью соответствует представлением своего интерьера потребителю – молодежи, ведущей активный образ жизни.

Торговые пространства, ориентированные на самых маленьких посетителей, значительно отличаются от других. Основную разницу передает торговое оборудование, выполняемое преимущественно в белых тонах, как показано на рисунке 3. В интерьерах детских залов в целях безопасности сведено к минимуму использование стекла, что является достаточно гуманным решением: нередко родители не успевают уследить за своим чадом, которое, в свою очередь, подвержено большому количеству опасностей во внешней среде.

Залы, представляющие мужские коллекции ZARA, имеют такую характерную черту, как сдержанность, граничащая с сухостью. Мужчины в своем большинстве - существа практичные и конкретные, поэтому их выбору ничто не должно мешать, переключая внимания. В оборудовании и торговой мебели для мужских залов дизайнеры активно используют дерево и тяжелые конструкции, но наряду с ними могут применяться и легкие, почти незаметные, формы, которые способствуют правильной расстановке акцентов на товаре. В мужских отделах также принято умеренно использовать стекло и зеркала, отдавая предпочтение плотным светлым поверхностям и полкам из натуральных материалов.

Пожалуй, в отделах женской классической одежды различные декоративно – оформительские приемы могут использоваться максимально разнообразно. В основе этого лежат особенности женского визуального восприятия окружающей среды. Залы женской классической одежды могут быть оформлены колонами и пилястрами, подиумами с манекенами, декоративными подсветками и панелями, стеклянными подвесными полками и большим количеством зеркал. Часто в оформлении также применяют точечные светильники. Это показано на рисунке 7.

При этом стоит учитывать, что главным в торговом пространстве остается товар, который должен сосредотачивать на себе все внимание посетителей. Поэтому было бы неверным перегружать интерьер как яркими, так и контрастными элементами, от которого у клиента может буквально «рябить в глазах».

При проектировании магазинов одежды ZARA очень тонко было предусмотрено возможное состояние покупателя: в процессе поиска нужной вещи, человеческий глаз уже устал от навязчивого мелькания фактур и цветов в магазинах. Поэтому очень уместны сдержанные, натуральные цвета и формы интерьера, на фоне которых сгрупированные по цветовой гамме вещи как бы успокаивают взор.

Стены магазинов выполнены в мягком матовом цвете слоновой кости, который еще более выигрышно смотрится в сочетании с теплой точечной подсветкой. Удачным дополнением является дерево, часто используемое как в выполнении пола, так и в мебели. Металлические фрагменты оборудования обычно имеют черный или серебристый цвет.

Бутики ZARA могут быть спроектированы более сложным образом, чем магазины, однако, распространение они имеют только в Европе из-за соответствующего уровня достатка населения.

Еще одним ярким аналогом может послужить компания Nike, изначально специализировавшаяся на спортивной обуви. Данная марка существует на рынке с 1960-х годов и за время своего существования прошла огромный путь в развитии. Интерьеры магазинов данного бренда также претерпели множество метаморфоз.

Целью деятельности магазинов является сбыт спортивной одежды и обуви хорошего качества. Предполагаемыми посетителями могут быть как мужчины, так и женщины, как спортсмены, люди ведущие активный образ жизни, так и лица, желающие обрести новые полезные привычки. Кроме того, фирма Nike имеет отдельную линию детской одежды и обуви. Поэтому интерьер должен отвечать широкому спектру запросов клиентов, но при этом содержать в себе характерные для спортивного магазина черты, а помимо всего, обладать своего рода «изюминкой».

Характерным способом выделения товара в интерьере для компании Nike является размещение контрастных пятен торговых единиц на общем темном фоне. Это представляет собой полную противоположность предыдущему аналоговому примеру и отображается на рисунке 8.

Современные интерьеры Nike все больше стремятся к применению натуральных материалов в отделке помещений. Если еще 10 лет назад пространства спортивных магазинов в своем подавляющем большинстве пестрили обилием яркого пластика и напоминали детские игрушки, то сегодня место такого несдержанного дизайна занимает естественность и экологичность. Все чаще в интерьерах встречается паркетная доска, деревянное оборудование. Нередко применяется камень. Примеры приведены на рисунках 9, 10 и 11.

Такой вид товара, как спортивная обувь, обычно размещается во встроенных пристенных стеллажных секциях. Некоторые ячейки, или даже ряды, могут быть подсвечены. Наличие и характер подсветки напрямую зависят от содержимого. Выделение определенных моделей с помощью света являет собой эффективный способ обратить внимание покупателя на тот или иной продукт и в целом представляет составляющую общей композиции.

Допускается дробное, приглушенное освещение, при условии, если оно создает приятную полутень и умеренно, ненавязчиво расставляет акценты. Кроме этого, у такого освещения есть еще одна особенность, играющая на руку магазину. Некоторые клиенты приходят с целью совершить покупки, способствующие приобретению полезных привычек и улучшить свою физическую форму. В ярком искусственном свете многие недостатки фигуры, незаметные при естественном освещении, буквально бросаются в глаза. Это может повлиять на решение покупателя приобретать ту или иную вещь. И, наоборот, свет струящийся и мягкий, придает более приятные очертания как товару в зале, так и тому, что примеряет покупатель.

В сравнении с интерьерами ZARA, магазины Nike имеют более плотный интерьер, в примитивизации напоминающий конструктор. Такие решения характерны для спортивных магазинов и соответствуют привычкам и настроению среднестатистического клиента. Здесь гораздо реже и деликатнее используется стекло и зеркальные поверхности, а торговое оборудование выглядит массивнее, устойчивее.

Важное место в оформлении интерьеров  магазинов занимают витрины. Именно они привлекают внимание потенциальных клиентов и побуждают публику зайти внутрь. Фирма Nike тщательно работает над оформлением витрин и подходит индивидуально к каждой, в зависимости от характера места расположения магазина. Витрина может иметь больше контрастов, чем торговый зал, допустимо акцентирование освещением или динамичной подсветкой. В идеале сквозь витрину должен просматриваться (хотя бы частично) торговый зал, при этом не контрастируя и как бы являясь фоном основной композиции.

Подводя итоги, можно сказать, что проектирование магазина одежды имеет такие общие черты, как  грамотное распределение пространства и определенным образом упорядоченное размещение товара. При этом обязательно должна присутствовать ориентированность на определенную аудиторию посетителей, выдержана цвето-фактурная и свето-теневая составляющие, соблюдены общепринятые эргономические требования. Стоит помнить, что торговая зона воспринимается покупателем ярко, играет большое значение в выборе и приобретении того или иного товара, а также является стимулом вернуться с целью совершить покупки при необходимости.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение особенностей и специфики проектирования торговой среды на примере интерьера магазина одежды как эффективного двигателя повышения продаж во время написания курсовой работы, позволяет сделать следующие выводы:

  1.  грамотное проектирование магазина одежды решает сложные вопросы эффективности маркетинга на всех этапах разработки
  2.  последовательность и логичность при создании интерьера торговой среды способствует развитию торговой марки
  3.  правильно организованное торговое пространство оказывает позитивное влияние на психо-физиологическое стояние посетителя и способствует привлечению новых клиентов
  4.  учет эргономических требований является неотъемлемым параметром при проектировании торгового пространства

Основные составляющие интерьерного решения учитывают целевую аудиторию, специфику и типологию магазина, взаимодействие данного сегмента торговой среды с окружающей, исходные пространственные особенности, композиционную, зональную, цветовую и световую гармонию пространства, концептуальное решение, эргономические свойства торговой среды.

Материал, рассматриваемый в данной курсовой работе, позволил выполнить следующие задачи:

  1.  изучить историю развития торговой среды;
  2.  выявить проблематику исследования в сфере дизайна интерьера торговой среды;
  3.  провести анализ существующих примеров проектных решений магазина одежды;
  4.  провести анализ влияния торговой среды на психофизиологическое состояние покупателя;
  5.  ознакомиться с  требованиями  ГОСТ, СНиП, СанПиН

Выделены основные принципы проектирования торговой среды:

  1.  принцип комплексности решения проектных, пространственно-функциональных, эстетических задач;
  2.  принцип соответствия дизайн-формы предметно-пространственной среде;
  3.  принцип единства формы и содержания.

Определены основные тенденции проектирования торговой среды: уникальность, сдержанность, эргономичность, функциональность, лаконичность.

Тенденции проектирования магазинов одежды полностью отвечают требованиям современного человека. Находясь в торговом пространстве, он имеет возможность контролировать и осознано организовывать свое перемещение, руководствуясь при этом определенными условными ориентирами. Современные магазины одежды, как правило, не перегружают внимание своими интерьерами и позволяют посетителям перемещаться последовательно в процессе выбора товара. Помимо этого, грамотное распределение оборудования в пространстве и товара на нем, приемы зонирования, объединения и разделения разных линий одного бренда, характерная подсветка, упрощают задачу поиска той или иной вещи. А такие предметы интерьера, как мебель, оборудование, характеризуют уровень магазина и предопределяют целевую группу клиентов.

В процессе изучения темы выявлены тенденции развития дизайн-среды магазина одежды: все большее количество брендов и торговых марок стремится заинтересовать клиента с помощью правильной расстановки акцентов. При этом, простые, на первый взгляд, интерьеры, при детальном изучении указывают на собственную уникальность в многообразии подобных пространственных решений, и детальную, в некоторых случаях, доведенную до совершенства, продуманность, выражающуюся во всем окружении.

Также обнаружены особенности, характерные для проектирования торговой среды – это выдержанные пространства, достаточное количество освещения, ограниченное количество используемых фактур и цветов, регулярность в расположении оборудования.

Таким образом, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в данной курсовой работе, выполнены полностью. Проанализированный теоретический материал, несомненно, будет иметь практическое значение в моей дальнейшей работе дизайнером, а также в понимании социо-культурных проблем, потребностей общества, осознании важности развития торговой среды и ее влиянии на значимые сферы деятельности человечества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.  Артамонов И. Д. "Иллюзия зрения" М., ФМ, 2002. -218 с.
  2.  Бхаскаран Л. Дизайн и время: Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: АРТ-РОДНИК. 2006. – 124 с.
  3.  Канаян К., Канаян Р., Канаян А. "Проектирование магазинов и торговых центров". М., «Юнион-Стандарт Консалтинг», 2008. –с 19 с.
  4.  Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учеб. для вузов. М.: Омега-Л, 2006. –с 86 с.
  5.  Литвинов В. "Дизайн: магазин, витрина". М., Рудизайн, 2007. –с 50 с.
  6.  Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования: социально- функциональные аспекты. Учебное пособие / Серия «Высшее профессиональное образование» / – Ростов н / Д: Феникс, 2004. – 112 с.
  7.  Молчанов В.М. Теоретические основы проектирования жилых зданий: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс. 2003. – 205 с.
  8.  Панеро Дж., Зелник М. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам: пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006. –с 48 с.
  9.  Покатаев В.П. Конструирование оборудования интерьера: Учебное пособие. Изд-е 2-е, переработанное. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 73 с.
  10.  Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2007. – с 31 с.
  11.  Сенг Г. «Принципы мерчендайзинга» - Гревцов Паблишер. 2007. – 16 с.
  12.  Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма.-М.: Бионт, 2002.
  13.  Страутманис И. А. «Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры». М., Стройиздат, 2008. -119 с.
  14.  Тосунова М.И. Архитектурное проектирование: Учебник для техникумов / М.И. Тосунова, М.М. Гаврилова, И.В. Полещук; Под ред. М.И. Тосуновой.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшая школа, 2010. – 194 с.
  15.  Ундерхилл П. «Почему мы покупаем» изд. Поппури, 2003.
  16.  Цойгнер Г. «Учение о цвете» -М., Букинист, 2000.
  17.  Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. – М.: Архитектура-С, 2006. -69 с.
  18.  Шушков Б.А. - Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. Словарь. 2-е издание [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eom.pp.ua/ Дата обращения 27.02.2015
  19.  История торговли [Электронный ресурс] Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/ Дата обращения 10.03.2015
  20.  Лекции по эргономике для дизайнеров интерьера [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studmed.ru/ Дата обращения 21.02.2015
  21.  Мерчендайзинг модного магазина одежды [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.rushkolnik.ru/ Дата обращения 19.02.2015


ПРИЛОЖЕНИЯ


Рисунок 1



Рисунок 2

Рисунок 3



Рисунок 4

Рисунок 5


Рисунок 6

Рисунок 7


Рисунок 8

Рисунок 9



Рисунок 10


Рисунок 11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78190. Графы. Алгоритмы на графах 224.61 KB
  Геометрическое - графом называется фигура, состоящая из точек (называемых вершинами) и отрезков, соединяющих некоторые из этих вершин. Соединяющие отрезки могут быть направленными (дугами), ненаправленными (ребрами)
78191. Алгоритмы поиска кратчайших расстояний в графе 194.5 KB
  Требуется посетить все вершины графа и вернуться в исходную вершину минимизировав затраты на проезд или минимизировав время. Исходные данные – это граф дугам которого приписаны положительные числа – затраты на проезд или время необходимое для продвижения из одной вершины в другую. В общем случае граф является ориентированным и каждые две вершины соединяют две дуги – туда и обратно. Пусть требуется найти расстояния от 1й вершины до всех остальных.
78192. Алгоритмы поиска с возвращением 87.5 KB
  Рассмотрим общий случай, когда решение задачи имеет вид вектора (а1, а2,), длина которого не определена, но ограничена сверху некоторым (известным или неизвестным) числом r, а каждое аi является элементом некоторого конечного линейно упорядоченного множества
78193. Типы файлов. Организация файловой системы. Текстовые файлы. Нетипизированные файлы 109.5 KB
  В Паскале понятие файла употребляется в двух смыслах: как поименованная информация на внешнем устройстве внешний файл; как переменная файлового типа в Паскальпрограмме внутренний файл. С элементами файла можно выполнять только две операции: читать из файла и записывать в файл. Существует специальная ячейка памяти которая хранит адрес элемента файла предназначенного для текущей обработки записи или чтения. Этот адрес называется указателем или окном файла.
78195. Элементы системного программирования. Прерывания. Резидентные программы 118 KB
  Системным программированием называют разработку программ, которые выполняют действия, возлагаемые на ОС. Это операции с файлами, управление выполнением программ, работа с устройствами и т.д.
78196. Объектно-ориентированное программирование: объект, наследование, инкапсуляция, полиморфизм 117.5 KB
  Объекты представляют собою упрощенное, идеализированное описание реальных сущностей предметной области. Если соответствующие модели адекватны решаемой задаче, то работать с ними оказывается намного удобнее, чем с низкоуровневым описанием всех возможных свойств и реакций объекта.
78197. Инициализация и разрушение объектов. Виртуальная функция 68.5 KB
  В программе концепция полиморфизма реализуется при помощи виртуальных методов. Виртуальный метод объявляется в базовом объектном типе и в порожденных от базового типах. После его объявления должно быть помещено зарезервированное слово virtual.
78198. Массивы в С# 94.5 KB
  В языке С# массив относится к ссылочным типам данных, то есть располагается только в динамической памяти, поэтому создание массива начинается с выделения памяти под его элементы. Всем элементам при создании массива присваиваются значения по умолчанию – нули для значимых типов, и null для ссылочных.