88909

Анализ расходов федерального бюджета, пути повышения их эффективности

Курсовая

Макроэкономика

В настоящее время расходы федерального бюджета являются актуальной проблематикой современной экономической теории и практики хозяйствования. Цель курсовой работы - рассмотреть основные теоретические аспекты расходов федерального бюджета РФ и пути их оптимизации.

Русский

2015-05-05

157.59 KB

41 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1.Понятие и роль расходов федерального бюджета

1.1 Сущность расходов федерального бюджета…………………………..5

1.2 Значение расходов бюджета……………………………………………9

Глава 2.Анализ расходов федерального бюджета, пути повышения их эффективности

2.1 Состав государственных расходов и их характеристика за период

с 2010 по 2014 год………………………………………………………….14

2.2 Направления совершенствования расходов бюджета………………..19

Заключение………………………………………………………………….29

Список источников………………………………………………………….31


ВВЕДЕНИЕ

Динамичное и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства в экономических процессах, которое реализуется, прежде всего, в бюджетной и денежно-кредитной политике.

На различных этапах развития экономики федеральный бюджет является инструментом осуществления государственной политики, основным источником денежных средств для финансирования, реализации намеченных программ и мероприятий.

Расходы бюджета непосредственно связаны с выполнением государством своих функций. Через распределение расходов бюджета происходит концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, таких как финансирование образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, народнохозяйственных нужд, жилищного строительства, проводимую социальную политику ,финансовое обеспечение социальных обязательств государства, обеспечение инвестиционной политики. Другими словами, спектр влияния государственных расходов весьма широк и требует большого внимания.

В настоящее время расходы федерального бюджета являются актуальной проблематикой современной экономической теории и практики хозяйствования.

Цель курсовой работы - рассмотреть основные теоретические аспекты расходов федерального бюджета РФ и пути их оптимизации.

Задачи курсовой работы:

  1.  рассмотреть экономическое содержание расходов бюджета и их значение;
  2.  проанализировать динамику и структуру фактических и плановых расходов;
  3.  определить пути совершенствования расходов федерального бюджета Российской Федерации.

Объектом исследования являются расходы федерального бюджета РФ. Предмет исследования – пути оптимизации расходов . Данная работа состоит из теоретической части, в которой отражается экономическое содержание расходов бюджетов как экономической категории, и  аналитической части с проведением анализа динамики и структуры фактических и плановых расходов федерального бюджета, рассмотрением возможностей оптимизации расходов бюджета в России.

В ходе работы используются такие методы, как: абстрактно-логический, экономико-статистический и графический метод. Методологической  и теоретической основой   для раскрытия данной темы выступают основополагающие труды отечественных и зарубежных экономистов (Е.В. Маркиной, И.Н. Мысляевой, Л.М.Подъяблонской) Источниками информации являлись  материалы научных дискуссий, статьи, нормативные акты, специализированные периодические издания.      


Глава 1 Понятие и роль расходов федерального бюджета

  1.  Сущность расходов федерального бюджета

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Расходы бюджета, возможно, рассматривать как утвержденные законом (решением) о бюджете бюджетные ассигнования или объемы прав в денежном выражении на использование бюджетных средств. Бюджетные ассигнования, распределенные по конкретным кодам раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов бюджетов бюджетной классификации расходов бюджетов, могут утверждаться законом (решением) о бюджете только тем главным распорядителям бюджетных средств, на которых возложены властные полномочия, при осуществлении которых могут возникать и исполняться расходные обязательства, соответствующие этим кодам.

Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления2

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств,  являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.3

Основным назначением расходов является обеспечение выполнения органами государственной власти и местного самоуправления возложенных

на них функций и задач.

Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

  1.  обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  2.  функционирование федеральной судебной системы;
  3.  осуществление международной деятельности;
  4.  национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  5.  фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  6.  государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики
  7.  ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  8.  исследование и использование космического пространства;
  9.  формирование федеральной собственности;
  10.  обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  11.  компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  12.  федеральная инвестиционная программа;
  13.  официальный статистический учет.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.4

Представляется, что определение расходов бюджетов как выплачиваемых из бюджета денежных средств не соответствует роли этого понятия в регулировании бюджетных отношений в связи со следующими обстоятельствами.

Во-первых, выплачиваемые из бюджета денежные средства как объект бюджетных правоотношений должны реально существовать, т.е. находиться на едином счете соответствующего бюджета. В соответствии с положениями ст. 40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Таким образом, расходы бюджетов как выплачиваемые из бюджета денежные средства могли бы возникнуть не раньше, чем будут зачислены на единый счет соответствующего бюджета денежные средства в виде доходов, т.е. не раньше, чем начнется исполнение бюджета по доходам.

Во-вторых, исходя из положений ст. 219 БК РФ денежные средства из бюджета могут выплачиваться только в ходе исполнения существующих денежных (бюджетных) обязательств путем списания средств с единого счета бюджета, в связи с чем расходы бюджетов как выплачиваемые из бюджета денежные средства могли бы возникнуть не раньше, чем начнется исполнение бюджета по расходам.

Вместе с тем, формирование расходов бюджета очередного финансового года осуществляется, а их общий объем утверждается в качестве одной из основных характеристик бюджета законом (решением) о бюджете в текущем финансовом году, т.е. в период, когда исполнение бюджета очередного финансового года ни по доходам, ни по расходам еще не началось. 5

На современном этапе финансово-правовой доктрины учеными поддерживается подобная точка зрения. Так, Д.В. Винницкий отмечает, что "само понятие расходов бюджета, сформированное в ст. 6 БК РФ, и все нормы БК РФ (как материальные, так и процессуальные), ориентированные

на эту категорию, свидетельствуют о своей включенности в формирование общеотраслевого режима бюджетного права". 6

Однако некоторые ученые придерживаются противоположной позиции. Однако особое внимание необходимо уделить оригинальности подхода И.И.Янжула к определению предмета финансового права. По его мнению, вопросы, касающиеся государственных расходов, следует рассматривать в курсе государственного и полицейского (административного права). И.И.Янжул полагал, что учение о государственных расходах вытекает целиком из понятия о существе государства и его обязанностях, обусловливается организацией государства, формой правления, устройством правительственных учреждений, задачами экономической политики. Как таковое полным объемом относится к государственному и полицейскому праву, ведению которых принадлежат перечисленные вопросы, а никак не к финансовой науке, имеющей совершенно специальную область исследования.7

Так, закрепляя механизмы финансового обеспечения государственных расходов, БК РФ позволяет только «...сгруппировать всю совокупность расходных обязательств и перевести их на язык закона (решения) о бюджете (приложения, закрепляющего распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета)».

  1.  Значение расходов бюджета

  Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ на финансовое обеспечение задач и функций государства. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

 На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то:

  1.  государственное устройство;
  2.  внешняя и внутренняя политика государства;
  3.  общий уровень экономики;
  4.  уровень благосостояния населения;
  5.  размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы

Таблица 1- Структура фактических расходов по отчету об исполнении за период с 2012 по 2014 год 8

Федеральный бюджет, млрд.руб.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

По всем разделам и подразделам

10 935,2

12 890,8

13 342,9

14 830,6

Социальная политика

3 128,5

3 859,8

3 833,1

3 452,4

Национальная экономика

1 790,2

1 968,5

1 849,3

3 062,9

Национальная оборона

1 516,0

1 812,3

2 103,6

2 479,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 259,8

1 843,0

2 061,6

2 086,2

Общегосударственные вопросы

787,4

806,0

850,7

934,7

Прочие расходы

2 453,4

2 601,2

2 644,6

2 815,3

Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей.   

Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы.

Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.

Рисунок 1 - Расходы федерального бюджета на социальное          обслуживание млрд.рублей 9

Рисунок  2 - Расходы федерального бюджета  на здравоохранение (без учета межбюджетных трансфертов) в % ВВП10

Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Важную роль расходы федерального бюджета играют в нивелировании социальных последствий расслоения граждан по их материальному достатку, что было вызвано переходом к рыночной экономике.

Государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, этап общественного развития, общий уровень развития экономики, уровень благосостояния граждан, разветвленность связей бюджета с народным хозяйством, формы предоставления бюджетных средств – вот только несколько факторов, которые влияют на величину и структуру расходов федерального бюджета. Структура расходов государства и их доля в валовом общественном продукте зависят также от размеров государственного сектора в экономике, традиции. В совокупности вышеперечисленные факторы на каждом из этапов развития государства порождают такую систему расходов, которая соответствует экономике, типу и уровню управления ею. Все эти факторы влияют на проявление категории расходов бюджета, которая проявляется через конкретные виды расходов на какие-то нужды, причем такие расходы могут быть охарактеризованы как с качественной, так и с количественной стороны. (Качественная характеристика каждого вида расходов бюджета позволяет определить экономическую природу и общественное назначение каждого элемента расходов, количественная – их величину)

Глава 2.Анализ расходов федерального бюджета, пути повышения их эффективности

2.1 Состав государственных расходов и их характеристика за период с 2010 по 2014 год

В соответствии БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.11

Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета за последние годы. Анализ проводится по основным группам расходов федерального бюджета, среди которых можно выделить такие как расходы на общегосударственные вопросы, на национальную оборону, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, на национальную экономику, на жилищно-коммунальное хозяйство, и на межбюджетные трансферты.

Общая сумма расходов федерального бюджета в 2011 году в абсолютном выражении составила 10 935,2 млрд. руб., в 2012 г. расходы увеличились на 1955,26 млрд. руб.,  в 2013 г. увеличилась еще на 452,51млрд. руб.,а в 2014 г. на  1487,7 млрд.руб. и в абсолютном выражении составила 14 830,6  млрд. руб.(таблица 1)

Рассмотрим подробнее каждую группу расходов. Для того чтобы оценить развитие каждого показателя в динамике построим график.

Рисунок 3 -  Динамика расходов федерального бюджета12

Общегосударственные расходы в динамике увеличиваются. За четыре года они выросли с 10 935,2 до 14830,6 млрд. руб., что в относительных показателях составляет 35,62%. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы, проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Таких ассигнований в каждом подразделе много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

 

Таблица 2 - Динамика межбюджетных трансфертов в абсолютном и относительном выражении из федерального бюджета13

                   млрд.руб

                                    

%

  2012

2013

  2012  

2013

Перечислено всего

4488,38

4468,18

100

100

Дотации

524,48

609,14

11,7

13,6

Субвенции

284,21

273,72

6,3

6,1

Субсидии

570,92

515,61

12,7

11,5

Иные межбюджетные трансферты

60,43

89,48

1,4

2,1

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов 

3 048,34

2 980,23

67,9

66,7

Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, а также бюджетам государственных внебюджетных фондов в 2013 году по сравнению с 2012 годом в совокупности сократилось на 1,2 %

Рассматривая каждый пункт в отдельности:

Предоставление дотаций субъектам РФ увеличилось на 1,9 % в 2013 г. по сравнению с 2012 г.

Субвенций субъектам РФ – уменьшилось на 0,2 % в 2013 г. по сравнению с 2012 г.

Субсидий субъектам РФ – уменьшилось на 1,2 % в 2013 г. по сравнению с 2012 г.

Иных межбюджетных трансфертов субъектам РФ – увеличилось на 0,7 % в 2013 г. по сравнению с 2012 г.

И предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов уменьшилось на 1,2 %.

Расходы на национальную оборону в динамике растут в 2011 г. они составляли 1 516 1 млрд.руб,в 2012 г.увеличились на 19.5%,в 2013 г. увеличились на 16,1%, в 2014 г. увеличились еще на 18 % (таблица 1)

Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность растут и за последние  четыре  года увеличились с 1 259,8 до

2 086,2 млрд. руб. что составило 65,6%. Удельный вес данного показателя изменялся значительно (таблица 1)

Расходы на национальную экономику в 2013 г. уменьшились на 6%,а в 2014 году быстрыми темпами. по отношению к 2013 г. выросли на 65,6%, что в абсолютном выражении составило 3062,91 млрд. руб. (таблица 1)

Расходы на социальную политику  за 4 года увеличились на 10% и остаются примерно в равных соотношениях (таблица 1)

Следует отметить, что  несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше

Таблица 3 - Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %%14

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы в реальном выражении,  в %% к 2008 году

100,0

72,7

75,6

88,1

85,7

89,4

92,1

Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

120,6

125,8

127,5

Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

118,2

123,3

127,5

Как указано в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах от 13 июня 2013 года,  необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего,  связанных с улучшением условий жизни человека,  адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

- обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

- обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;

- обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;

- обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

- поддержке инновационного и инвестиционного развития. 

2.2 Направления совершенствования расходов бюджета

Базовый вариант прогноза социально-экономического развития15 РФ предусматривает существенное замедление экономики в 2014 г. замедление прироста ВВП России до 0,5% и ускорение темпов ее прироста в дальнейшем - с 2,0% в 2015 г. до 3,3% в 2017 г. Мировая экономика в 2014 году вырастет на 3,6%, а к 2017 темпы ее прироста увеличатся до 4% В документе указано, что в краткосрочном и среднесрочном периодах у России достаточно резервов для компенсации большей части возможных экономических потерь, связанных с санкциями, и в то же время эскалация напряженности может понизить прирост ВВП до 0,2 - 0,3% уже в 2014 г. Возможно сокращение масштаба и перечня льгот по налогам и сборам, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Также планируется минимизировать внесение изменений в структуру распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления и ограничить возможности установления новых расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований. Это снизит риски неисполнения или недоисполнения расходных обязательств из-за отсутствия ресурсов.

С 01.01.2015 заработал единый портал бюджетной системы РФ, освещающий основные цели, задачи, ориентиры и итоги реализации бюджетной политики, обоснование расходов и их взаимосвязь с показателями деятельности публично-правовых образований и организаций сектора госуправления.

В последнее время большое значение приобретает применяемая система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемая главными администраторами бюджетных средств (ГАБС), которая представляет собой систему оценки эффективности их деятельности и распоряжения бюджетными средствами.16

Согласно данной методике итоговая оценка качества финансового менеджмента  ГАБС рассчитывается исходя из следующих показателей с учетом доли каждого:

 среднесрочное финансовое планирование;

 исполнение бюджета в части расходов;

 исполнение бюджета по доходам;

 учет и отчетность;

 контроль и аудит;

 исполнение судебных актов;

 кадровый потенциал финансового подразделения ГАБС;

 управление активами

Данный метод прост и удобен в применении, наглядно отражает полученные результаты, не занимает много времени, позволяет принимать точные оперативные решения. При разработке определенных показателей возможным становится его применение и для оценки деятельности РФ в части организации и исполнения бюджета по расходам с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств.

В 2015 - 2017 гг. принцип адресности и целевого характера бюджетных средств получит качественно новое развитие за счет формирования и исполнения бюджетов на основе государственных и муниципальных программ. Поэтому бюджетные ассигнования будут увязаны с конкретными социально-экономическими мероприятиями. Новацией бюджетного законодательства станет новая редакция БК РФ, которая должна подвести итоги бюджетных реформ, консолидировать в единую систему федеральные законы и законопроекты о внесении изменений в БК РФ17. В новой редакции БК РФ будут, в частности, предусмотрены:

- расширение предмета БК РФ в части регулирования отдельных вопросов, в том числе в отношении бюджетных и автономных учреждений;

- совершенствование методологии формирования и исполнения расходных обязательств для более четкого определения объема и структуры действующих обязательств государства и планирования ресурсов на их реализацию;

- устранение излишней детализации и дублирования положений БК РФ;

- введение норм, устанавливающих для регионов возможность перераспределять в пользу местных бюджетов отдельные неналоговые доходы;

- уточнение форм межбюджетных трансфертов, включая введение дотаций для обеспечения сбалансированности бюджета, горизонтальных межбюджетных трансфертов, ограничения сферы межбюджетных трансфертов, ужесточение требований к распределению субсидий исключительно решениями о бюджете;

- определение эффективности налоговых льгот, которые должны предоставляться на ограниченный период;

- формирование правовой основы для системы бюджетных платежей (включая вопросы функционирования ее участников, форм расчетов и принципов совершения платежей), которая позволит снизить операционные издержки, расширить платежные сервисы, повысить доступность и комфортность оплаты государственных (муниципальных) услуг и работ (далее - госуслуги).

Предполагается, что изменения вступят в силу с 01.01.2016. В ближайшие годы планируется снижение зависимости бюджета ПФР от трансфертов из федерального бюджета.

Так, на период с 2015-2016 года планируется18 :

- повышение базы для начисления страховых взносов с 160% номинально начисленной среднемесячной заработной платы до 230%;

- стимулирование более позднего назначения трудовой пенсии;

- уточнение требований к минимальному страховому стажу (с 5 до 15 лет).

Применение государственного (муниципального) задания (далее - госзадание) на оказание госуслуг при стратегическом и бюджетном планировании обеспечит взаимосвязь госпрограмм и госзаданий. Это обеспечит достижение целей госполитики в соответствующих сферах и повысит эффективность деятельности государственных (муниципальных) учреждений (далее - госучреждения). При этом сводные показатели госзаданий будут включены в индикаторы госпрограмм (подпрограмм), а параметры госзаданий будут формироваться в соответствии с целями и ожидаемыми результатами этих госпрограмм. Состав и объем госуслуг будут увязаны с соцгарантиями и обязательствами государства. В описываемый период завершится разработка методики по определению стоимости госуслуг путем введения единых нормативов затрат для формирования субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания.

Продолжится оптимизация структуры бюджетной сети. Будут ликвидированы или преобразованы в организации иной организационно-правовой формы госучреждения, которые не оказывают услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, или не соответствуют профилю учредителя. Для этого планируется разработать критерии целесообразности сохранения, реорганизации, изменения типа или ликвидации госучреждений. В плановом периоде завершится формирование единого перечня госуслуг (далее - единый перечень) на основе базовых (отраслевых) перечней госуслуг, разработанных федеральными органами исполнительной власти. На основании единого перечня будут сформированы ведомственные перечни госуслуг.

Повышению качества госуслуг также будут способствовать:

- создание нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение к оказанию госуслуг негосударственных организаций посредством внедрения конкурсного размещения государственного (муниципального) заказа;

- полномасштабное применение принципов эффективного контракта в госучреждениях.

Создавая условия для предотвращения оттока капитала и вложения его в развитие отечественной экономики, необходимо постепенно выходить из этой ситуации. Это возможно лишь при проведении устойчивой,  прозрачной макроэкономической бюджетно-налоговой политики, что и является одной из основных задач федерального

Осуществление этой задачи возможно при сохранении зависимости доходов федерального бюджета от нефти и газа, которая в последние годы увеличилась. Так, по данным Минфина России, в 2012 г. нефтегазовые доходы в процентах к общему объему доходов составляют 50,5%. Поэтому снижение нефтегазовой зависимости является также одной из основных задач, поставленных в федеральном бюджете.

В 2015 г. эта зависимость должна снизиться уже до 44,4% с соответствующим сокращением этой динамики в дальнейшем.

Таблица 5 - Основные макроэкономические показатели с 2011-2014 год 19

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Темпы роста ВВП к

предыдущему году, %  р

4.3

3.5

3.7

4.3

Нефть, долл.США/барр.

109.3

109.0

97.0

101.0

Инфляция, прирост цен, %

6.1

7.0

5.5

5.0

Курс доллара США              (рублей за доллар США)

29.4

31.3

32.4

34

Снижение бюджетных расходов в 2013 г. объясняется ограничением объема ненефтегазового дефицита и снижением нефтегазовой зависимости. Обусловлено это увеличением в последние годы объема расходных обязательств всех уровней публичной власти. По данным Минфина России, по сравнению с 2008 г. расходные обязательства РФ выросли в 2012 г. на 26% в реальном выражении, а доходы населения резко снизились с 2008 г.

По данным Минфина России, постепенное снижение ненефтегазового дефицита будет осуществляться вплоть до 2020 г. до 7,5% ВВП

Таблица 6 - Основная характеристика федерального бюджета в 2006 - 2014 гг., в процентах к ВВП20

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы

23,3  

23,4  

22,5  

18,9  

18,5  

20,8

20,7  

19,3  

19,0  

нефтегазовые доходы,

в % к общему объему       

46,9  

37,2  

47,3  

40,7  

46,1  

49,6  

50,5  

46,1  

44,6  

Расходы

15,9  

18,0  

18,3  

24,7  

22,5  

20,0  

20,9  

20,1

19,2  

Дефицит/профицит

7,4    

5,4    

4,1

-5,9  

-4,0  

0,8

-0,2  

-0,8  

0,2

Нефтегазовый дефицит

-3,5  

-3,3

-6,5

-13,6

-12,6

-9,5

-10,7

-9,7

-8,7

Цена на нефть, долл. США/барр.

24,6

29,0

57,5

97,7

106,7

101,1

111,2

105,1

103,2

Основные источники покрытия дефицита федерального бюджета представлены в таблице 4. Несмотря на сокращение и приведение расходов федерального бюджета в соответствие с возможностями экономики, необходимо осуществлять структурные реформы по повышению эффективности бюджетных услуг, реформы здравоохранения, образования, пенсионную реформу, а также увеличить институты развития, чтобы наряду с социальными задачами решались задачи по привлечению инвестиций, по росту экономики.

Таблица 7 - Источники фактического покрытия дефицита федерального бюджета по отчету об исполнению  за период с 2012 по 2014 года,млрд. рублей 21

              

Сумма,млрд.руб

Наименование

2012

2013

2014

источники финансирования дефицита

федерального бюджета                      

876 588 787,1

1 024 745 325,4

491 118 874,6

источники внутреннего финансирования

дефицита федерального бюджета               

899 442 393,7

950 801 404,4

418 698 888,4

разница между средствами, поступившими

от размещения государственных ценных

бумаг российской федерации, номинальная

стоимость которых указана в валюте

российской федерации, и средствами,

направленными на их погашение             

1 208 836 351,7

1 186 142 324,2

1 093 512 629,9

изменение остатков средств на счетах

по учету средств федерального бюджета

в течение соответствующего финансового

года                                       

-504 785 612,9

-560 934 674,6  

-947 281 125,4

в том числе:

изменение остатков средств резервного

фонда                                      

-512 285 612,9

-570 934 674,6  

-957 281 125,4

изменение остатков средств фонда

национального благосостояния                 

7 500 000,0

10 000 000,0

10 000 000,0

иные источники внутреннего

финансирования дефицита федерального

бюджета                                     

195 391 654,9

325 593 754,8

272 467 383,9

источники внешнего финансирования

дефицита федерального бюджета                

-22 853 606,6

73 943 921,0

72 419 986,2

разница между средствами, поступившими

от размещения государственных займов,

которые осуществляются путем выпуска

государственных ценных бумаг от имени

российской федерации и номинальная

стоимость которых указана в иностранной

валюте, и средствами, направленными на

их погашение                                

160 960 368,2

165 192 302,5   

174 230 676,6

разница между полученными и погашенными

российской федерацией в иностранной

валюте кредитами иностранных государств,

включая целевые иностранные кредиты

(заимствования), с учетом средств,

перечисленных из федерального бюджета

российским поставщикам товаров и (или)

услуг на экспорт в счет погашения

государственного внешнего долга

российской федерации, международных

финансовых организаций, иных субъектов

международного права и иностранных

юридических лиц                             

-23 523 128,8

-21 473 038,1

-21 373 083,3

иные источники внешнего финансирования

дефицита федерального бюджета               

-160 290 846,0

-69 775 343,4

-80 437 607,1

Текущая экономическая ситуация в России и за рубежом показывает проблемы, которые обнажил мировой экономический кризис, связанные в том числе и с наполняемостью доходной части бюджета.

Дефицит российского бюджета в 2009 г. составил 2322,3 млрд руб., в 2010 г. - 1812,0 млрд руб.

Принцип сбалансированности получил свое развитие еще в XIX в., поскольку бюджет в то время ассоциировался с бюджетом частного лица. Необходимость жить по средствам, невозможность тратить больше, чем получаешь, сделали сбалансированность "золотым правилом" для многих государств. В настоящее время данный принцип находит закрепление в законодательстве многих государств.

Так, в Российской Федерации принцип сбалансированности закреплен в ст. 33 БК РФ, согласно которой он означает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа исполнения федерального бюджета в Российской Федерации можно сделать вывод, что каждая группа расходов играет свою роль в федеральном бюджете и на основе данных динамики этих показателей можно оценить общее состояние федерального бюджета и государства в целом за определенный период. Также исследуя практику исполнения федерального бюджета в предшествующие периоды можно найти пути решения проблем существующих в настоящее время.

В соответствии с поставленной целью и задачами проведенного исследования были получены следующие основные результаты:

Во-первых, определены имеющиеся в литературе теоретические и методические подходы к понятию «экономическое содержание расходов бюджетов и их состав», на основании чего были сделаны следующие выводы: Расходы бюджетов возможно рассматривать как утвержденные законом (решением) о бюджете бюджетные ассигнования или объемы прав в денежном выражении на использование бюджетных средств.

Бюджетные ассигнования, распределенные по конкретным кодам раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов бюджетов бюджетной классификации расходов бюджетов, могут утверждаться законом (решением) о бюджете только тем главным распорядителям бюджетных средств, на которых возложены властные полномочия, при осуществлении которых могут возникать и исполняться расходные обязательства, соответствующие этим кодам.

Во-вторых, проанализирована динамика и структура фактических и плановых расходов бюджетов в Российской Федерации, на основании чего были сделаны следующие выводы. В федеральном бюджете в 2015-2017 годах сокращаются затраты на здравоохранение и образование. В основном эти расходы (заработная плата, дошкольное образование, модернизация здравоохранения и образования) осуществляются за счет бюджетов субъектов РФ. Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета имеет отрицательную тенденцию. По данным Минфина России, в 2012 г. она составила 1357,8 млрд руб., в 2013 г. - 1296,9 млрд руб. (95,5% к предыдущему году), в 2014 г. - 1184,7 млрд руб. (91,3%), в 2015 г. - 1168,7 млрд руб. (98,6%). 22

Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг. Совершенствование структуры социальных расходов и социальной политики государства необходимо с одновременным перенесением ее акцентов на развитие образования и науки, стимулирование трудовой активности населения, обеспечение доступности образовательных, медицинских, социальных и иных услуг - всего того, что способствует укреплению физического, трудового, интеллектуального потенциала каждого жителя страны.

Направленность государственных расходов на перевооружение и модернизацию производства, внедрение инноваций позволит достичь баланса интересов государства и производителя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС КонсультантПлюс

2. Бюджетный кодекс РФ: федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 № 250-ФЗ) // Издательство «Прогресс», 2013. – 172 с.

3. Бюджетный кодекс РФ: федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ

4. Бюджетный кодекс РФ: федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ

5. Бюджетный кодекс РФ: федеральный закон от 28.06.2014 N 183-ФЗ

6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции от 2 декабря 2013 г. N 348-ФЗ)

7. Бюджетное право: Учебное пособие / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2010

8. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.В. Маркиной. — М.:    КНОРУС, 2014— 432 с. 89150115552

9. Болтинова О.В. К вопросу о повышении эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации  // Актуальные проблемы российского права, 2014, N 3

10. Н. И. Землянская О понятии «расходы бюджета»//Ленинградский юридический журнал № 3 (33) 2013-С.-72-76

11. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 393 с.

12. Информационно-аналитический раздел [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства финансов РФ. – Режим доступа: URL: http://info.minfin.ru/kons_doh.php

13. www.gks.ru – официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики

14.  www.cbr.ru – Центральный банк РФ, официальный сайт

15. www.budgetrf.ru – Бюджетная система Российской Федерации, официальный сайт

2 Источник : Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.В. Маркиной. — М.: КНОРУС, 2014— 432 с.

3 Бюджетный Кодекс РФ ст.6

4 Бюджетный Кодекс РФ,Ст.65

5 Бюджетный Кодекс ст. ст. 65, 184.1

6 Винницкий Д.В. Российское налоговое право. СПб.,. С. 108

7Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.:

Статут,С. 35

8 Министерство финансов Российской Федерации, Структура фактических расходов по отчету об исполнении за период с 2012 по 2014 год; http://info.minfin.ru/fbrash.php (дата обращения 06.04.2015)

9 Министерство финансов Российской Федерации; Динамика расходов федерального бюджета; http://info.minfin.ru/fbrash.php (дата обращения 06.04.2015)

10Министерство финансов Российской Федерации; Динамика расходов федерального бюджета; http://info.minfin.ru  (дата обращения 06.04.2015)

11 Бюджетный кодекс РФ,статья 65

12 Министерство финансов Российской Федерации; Динамика расходов федерального бюджета; http://info.minfin.ru/fbrash.php (дата обращения 06.04.2015)

13 Министерство финансов РФ,Динамика межбюджетных трансфертов, http://iminfin.ru/index.php/razdely/mezhbyudzhetnye-transferty/federalnye-fondy-rf,(дата обращения 15.04.2015)

14" Официальный сайт компании "КонсультантПлюс", Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %%,;

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119093/?frame=1 (дата обращения 15.04.2015)

15" Официальный сайт компании "КонсультантПлюс; Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу составления проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы;http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_165592/ (дата обращения 18.06.2015)

16 Горшенина Д.А. Новый подход в планировании расходов федерального бюджета

17 Официальный сайт компании "КонсультантПлюс, "Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";http://www.consultant.ru/law/hotdocs/35449.html (дата обращения 15.04.2015)

18 " Официальный сайт компании "КонсультантПлюс, "Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";http://www.consultant.ru/law/hotdocs/35449.html (дата обращения 15.04.2015)

19 Министерство финансов Российской Федерации, Основные макроэкономические показатели с 2011-2014 год http://www.minfin.ru/ru/document/printable.php?id_4=3363&print_4=1,(дата обращения 18.04.2015)

20 Официальный сайт компании "КонсультантПлюс, "Основные направления бюджетной политики с 2006 по 2014 год";http://www.consultant.ru; (дата обращения 15.04.2015)

21Официальный сайт компании "КонсультантПлюс, "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов";http://www.consultant.ru/law/hotdocs/35449.html (дата обращения 15.04.2015)

22 Министерство финансов РФ  Межбюджетные трансферты субъектам РФ из федерального бюджета (дата обращения 15.04.2015)  http://iminfin.ru/index.php/razdely/mezhbyudzhetnye-transferty/federalnye-fondy-rf


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17026. Аналітичні обчислення в системі MathCad 3.67 MB
  Лабораторна робота №4 Тема: Аналітичні обчислення. Мета. Ознайомитися з аналітичним обчисленням у середовищі MathCad використовуючи панель Символіка. Обладнання: ПК ПЗ MathCad. Хід роботи Завдання 1 Виконати всі можливі перетворення виразу використовуючи панель
17027. Аналітичні обчислення 48 KB
  Лабораторна робота №5 Тема: Аналітичні обчислення. Мета: ознайомитися з аналітичним обчисленням у середовищі MathCad. Обладнання: ПК ПЗ MathCad Хід роботи: Індивідуальне завдання: Використовуючи панель Калькулус для даної функції знайти: а рівняння доти...
17028. Побудова графіків в MathCad 62 KB
  Лабораторна робота № 6 Тема: Побудова графіків в MathCad Мета: Відробити прийоми побудови графіків у середовищі MathCad Обладнання: ПК ПЗ MathCad. Ход работы 1. Побудувати графіки функційтаблиця 1 у спільній системі координат а функцію з таблиці 2 що задана параметричноокр...
17029. Рішення диференціальних рівнянь в MathCad 61 KB
  Лабораторна робота № 7 Тема: Рішення диференціальних рівнянь. Мета: Відробити прийоми рішення звичайних диференціальних рівнянь використовуючи інструменти MathCad. Обладнання: ПК ПЗ MathCad. Вирішити задачу Коші використовуючи блок Given/Оd...
17030. Розв’язання задач математичної статистики в системі MathCad 37 KB
  Лабораторна робота № 8 Тема: розв’язання задач математичної статистики в системі MathCad. Мета: ознайомитися з можливостями системи MathCad для розв’язання задач математичної статистики: з убудованими функціями для знаходження параметрів регресії. Індивідуальне за
17031. Створення елементів керування на екранній формі в Visual BASIC 1.93 MB
  Лабораторна робота №9 Тема. Створення елементів керування на екранній формі в Visual BASIC. Мета: відробити прийоми створення елементів керування на екранній формі та встановлення їх властивостей в Visual BASIC 6.0 . Обладнання: ПК ПЗ Visual BASIC 6.0 Хід роботи Індивідуальне за
17032. Використання операторів умов в Visual BASIC 41.5 KB
  Лабораторна робота №10 Тема: Використання операторів умов Мета: відробити прийоми використання оператори умов в Visual BASIC 6.0 . Обладнання: ПК ПЗ VB 6.0 Хід роботи Індивідуальне завдання. Знайти значення функції використавши вікно повідомлень для вводу та виводу ...
17033. Програмування циклів з лічильником в Visual BASIC 33 KB
  Лабораторна робота № 11 Тема: Програмування циклів з лічильником Мета: відробити прийоми використання циклів з лічильником в Visual BASIC 6.0 . Обладнання: ПК ПЗ VB 6.0 Хід роботи Індивідуальне завдання. Обчислити суму або добуток використовуючи ввід та вивід даних чер
17034. Умовні оператори циклу і переклад в інших системах числення в Visual BASIC 45.5 KB
  Лабораторна робота №12 Тема. Умовні оператори циклу і переклад в інших системах числення Мета: відробити прийоми використання умовних циклів і розглянути переклад у системи числення за допомогою VB 6.0. Обладнання: ПК ПЗ VB 6.0. Хід роботи Індивідуальне завдання. ...