88957

Психологические особенности личности с игровой зависимостью

Курсовая

Психология и эзотерика

Все респонденты имели индивидуальные бланки для ответов на методики. Всем респондентам досконально разъяснялись инструкции к методикам. В исследовании принимало участие 30 респондентов Приложение 1. респонденты получили средний уровень склонности к риску который сочетается с умеренно высоким уровнем мотивации к успеху.

Русский

2015-05-06

163.56 KB

4 чел.

Курсовая работа

На тему: «Психологические особенности личности с игровой зависимостью"

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава  I  Общая характеристика аддиктивного поведения………………….5

  1.  Типы зависимостей…………………………………………………9
  2.  Факторы развития зависимого поведения………………………..18
  3.  Этапы становления зависимости………………………………….20

Глава  II   Особенности игровых аддикций…………………………………..22

           2.1  Факторы формирования игровой зависимости………………….22

           2.2  Признаки игровой аддикции……………………………………...24

           2.3  Формирование игровой зависимости…………………………….27

Глава III  Эмперическое  исследование  психологических особенностей       личности с игровой зависимостью ………………………………………….. 30

           3.1  Организация исследования……………………………………….30

           3.2  Методы и методики исследования……………………………….32

           3.3  Описание результатов эмпирического исследования…………..35                    

Заключение……………………………………………………………………..46

Список использованной литературы…………………………………………

Приложения …………………………………………………………………..   

  

 

Введение

     Лудомания   или игровая зависимость - это серьезное заболевание. И по степени тяжести и по прогнозам лудоманию можно сравнить с героиновой наркоманией. Такие пациенты очень тяжело поддаются лечению. Последствия лудомании очень серьезны. Человек страдает психически, физически. И, как правило, он теряет все, что имеет, влезает в долги. Финал получается печальный.  К сожалению, эта проблема в психологии продолжает оставаться трудноразрешимой и запутанной.  Чем обусловлено возникновение  этого заболевания? Является ли оно только лишь желанием уйти от трудностей реальной жизни  или существуют другие скрытые причины?

    Актуальность работы:  После того, как был введен запрет на работу всех видов казино и игровых автоматов число игроманов  на  совсем маленькое время уменьшилось. Но не прошло и  полгода  и они довольно спокойно “перепрыгнули” в сети интернет, и теперь их число значительно больше. Возможно, какая-то часть людей - потенциальных игроманов не дойдут до своих автоматов, благодаря запрету. Но в данный момент, радикальных изменений нет, потому что у нас уже есть сформировавшийся контингент игроков - людей, страдающей игровой зависимостью. А для них уже не важно, где существуют автоматы.     

    Цель исследования: изучение психологических особенностей у людей, страдающих игровыми зависимостями

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. Теоретический анализ проблемы зависимостей личности.

2. Изучение и выявление закономерностей, особенностей в психологии лудоманов     

    Объектом исследования являются мужчины и женщины, регулярно посещающие залы или сайты игровых автоматов.

    Предметом исследования является  исследование психологических особенностей лудоманов.

    Гипотеза: Игровое  аддиктивное  поведение обусловлено личностной незрелостью.

 

Глава I. Общая характеристика зависимого поведения

    Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение» личности выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимости. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликт с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую судьбу.[16]

    С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками, имея в виду пьянство, азартные игры и другие пристрастия. В современной медицинской литературе используется такой термин, как патологические привычки. Понятие зависимость также заимствовано из медицины, является относительно новым и популярным в наше время.

    В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытываю «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям супругам. В некоторых случаях нарушение нормальных отношений зависимости, например, аутические, шизоидные, антисоциальные расстройства личности возникают вследствие катастрофической недостаточной привязанности к другим людям.[27] Склонность к чрезмерной зависимости, напротив, порождает проблемные сембиотические отношения, или зависимое поведение. Таким образом, зависимое поведение оказывается тесно связанным как злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушением ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности - аддиктивное поведение (в переводе с англ. addiction - слепость, пагубная привычка). Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus - тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность».[31]

    Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девлактного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.

    В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:

1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);

2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе);

3) пища;

4) игры;

5) секс;

6) религия и религиозные культы.

Зависимое (аддиктивное) поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.[28]

     Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной - от практически нормального поведения, до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной сонатической и психической патологией.

    Различные формы аддиктивного поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Например, курильщик с многолетним стажем, отказавшись от сигарет, может испытывать, постоянное желание есть. Человек, зависящий от героина, часто пытается поддержать ремиссию с помощью употребления более легких наркотиков или алкоголя.[11]

    Следовательно, несмотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки зависимого поведения.

    Прежде всего, зависимое поведение проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком, как импульсивно-категорическое, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть, как борьба с самим собой, а чаще - как утрата самоконтроля.

    Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и сход. Мотивация поведения различна на различных стадиях развития.

    Длительность и характер протекания стадий зависит от особенностей объекта (например, вида наркотического вещества) и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраст, социальных связей, интеллекта, способности к сублимации).[31]

    Еще одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

- наличие внутренней способности к аддиктивному поведению;

- усиление  и напряжения;

- ожидание и активный поиск объекта аддикции;

- получение объекта и получение специфических переживаний;

- расслабление;

- фаза ремиссии (относительного покоя).

    Далее циклы повторяются с индивидуальной частотой и выраженностью. Например, для одного аддикта цикл может продолжатся месяц, для другого - один день.

    Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма или наркомании), но закономерно вызывает личностное изменение и социальную дезадаптацию.

    Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки - коллективных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение в жизни.

    Аддиктивная установка: Выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы всегда был постоянный запас сигарет, наркотиков). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации - интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьет, того болезни не берут»). При этом формируется так называемое логическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе и всемогуществе наркотиков) и «мышления по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («все нормально»; «я могу себя контролировать»; «все наркоманы - хорошие люди»). Параллельно развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающегося оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут меня понять, потому, что сами не знают, что это такое»).

    Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление - образом жизни. Все остальное - прежние моральные ценности, интересы, отношения - перестает быть значимыми. Желание «слиться » с объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Не удивительно, что ложь становится неизменным спутником зависимого поведения. Критичность к себе и к своему поведению существенно снижается, усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадактации.

    Одним из самых негативным проявлением аддиктивной установки является анозогнозия - отрицание болезни или ее тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость осложняет его взаимоотношения с окружающими, и существенно затрудняют оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой.

    Таким образом, зависимое поведение - это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается, как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это проведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность.[7]

 

  1.  Типы зависимостей

    Существуют химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся, в частности, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение. К нехимическим аддикциям- компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), любовные, сексуальные аддикции, аддикция отно-шений, ургентные аддикции, работоголизм, адцикции к еде (переедание, голодание).

- Фармокологические зависимости

Химические аддикции связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих психическое состояние. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости.[1]

     Алкогольная аддикция. Среди химических аддикции лучше всего изучена алкогольная аддикция. Хотя парадоксальность ситуации заключается в том, что термин "изучена" в данном случае не совсем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люди злоупотребляют алкоголем.

     Психологическая зависимость от алкоголя строится на фиксации ощущения, что алкоголь вызывает желаемый эффект. Эффекты употребления алкоголя многосторонни, а их выделение носит упрощенный и условный характер. Выделяют основные дифференцированные эффекты алкоголя. К ним относится эйфоризирующий эффект, вызывающий повышенное настроение; транквилизирующий (атарактический), способность алкоголя вызывать релакс, кайфэффект, состояния, сопровождающиеся стимуляцией воображения, уход в сферу мечтаний, отрыв от реальности, отрешенность.

    Алкоголь способен вызвать не только психологическую, но и физическую зависимость, становясь компонентом обмена. В развитии зависимости имеет значение особенность употребления алкоголя, стили употребления, способствующие более быстрому формированию зависимости. Имеется в виду употребление уже в начале больших доз алкоголя, превышающих его переносимость. Физическая зависимость имеет следующие признаки: потеря контроля, неудержимое (биологическое) влечение, подчеркивающее влияние драйва, не имеющее психологического содержания, симптомы отнятия, невозможность воздержаться от приема алкоголя. В процессе развития алкогольного аддиктивного поведения представляется возможным выделить аддиктивные мотивации, ведущие часто к развитию определенной формы ал-коголизма приводят описание основных аддиктивных мотиваций, наблюдающихся при развитии алкогольного аддиктивного поведения.[15]

    Атарактическая мотивация. Содержание атарактической мотивации заключается в стремлении к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения.

    Субмиссивная мотивация. Содержанием мотивации является неспособность отказаться от предлагаемого кем-нибудь приема алкоголя.

    Гедонистическая мотивация. Алкоголь употребляется для повышения настроения, получения удовольствия в широком смысле этого слова.

    Мотивация с гиперактивацией поведения. Алкоголь потребляется для того, чтобы вызвать состояние возбуждения, активизировать себя.

    Псевдокультурная мотивация. В случаях псевдокультурной мотивации, как правило, большое значение придается атрибутивным свойствам алкоголя.[33]

    Наркомания и токсикомания. Отличие между ними условно. Термин "наркомания" используют по отношению к употреблению веществ, изменяю-щих психическое состояние, которые зарегистрированы как наркотики, "токсикомания"- при употреблении веществ, в этом качестве не зарегистрированных.[8]

    При употреблении веществ, изменяющих психическое со-стояние, также можно встретить симптом потери контроля, угрожающий жизни. К нему относится злоупотребление снотворными. Основными причинами распространения и употребления наркотических и других психоактивных токсических веществ являются сложившиеся социально-экономические условия, доведение до крайне низкого состояния жизненного уровня подавляющей части населения.

    Мотивации к употреблению наркотических веществ очень сходны с мотивациями при алкогольной аддикции, так как механизм действия очень схож: стремление к устранению или смягчению явлений эмоционального дискомфорта, получению удовлетворения, эйфории, а также невозможность отказаться от предлагаемого вещества и следование определенному стилю жизни, имиджу, «изысканности вкуса» и т.п.[17]

    Табакокурение (никотинизм). Наряду с алкоголем табак - самое распространенное средство получения удовольствие. По классификации та-бачной зависимости по МКБ (международной классификации болезней), нюханье, жевание и другие формы потребления табака значительно уступают курению. Курение сигарет по распространенности и опасности стоит на первом месте по сравнению с курением сигар и трубки. Никотин оказывает многостороннее действие на нейровегетативные функции и обменные процессы. Центральное действие начинается спустя несколько секунд от начала курения. Никотин это психофармакологическое вещество. Психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсивно, но, без сомнения, заметнее. Речь идет об эмоциональном выравнивании и успокаивающим эффекте.[25]

- Нефармокологические зависимости

    К нехимическим относятся азартные игры (гэмблинг), сексуальная и любовная аддикции, аддикция отно-шений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции, а также аддикция к еде (переедание и голодание. Из вышеперечисленных два термина - аддикция отношений и ургентная аддикция - требуют пояснения.

    Аддикция отношений характеризуется привычкой человека к определенному типу отношений. Аддикты отношений создают, например, группу "по интересам". Члены этой группы постоянно и с удовольствием ходят друг к другу в гости, где проводят много времени. Жизнь между встречами сопровождается постоянными мыслями о предстоящей встрече.

Ургентная аддикция проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства отчаяния и дискомфорта.[27]

Любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания.

    Существует три вида аддикции, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Анализ лиц, предрасположенных к возникновению трех вышеперечисленных аддикции, показывает наличие у этих людей проблем с самооценкой, адекватный уровень которой для себя они не могут установить. Они не обладают способностью любить себя, имеют трудности в установлении функциональных границ между собой и другими людьми. Им присущи проблемы с умеренностью в поведении, в проявлении чувств, в реализации активностей и т. д. Таким людям свойственны проблемы контроля, при которых они позволяют другим контролировать себя или пытаются контролировать других. [31]

    Любовная аддикция - это аддикция отношений с фиксацией на другом человеке, для которой характерны отношения, возникающие между двумя аддиктами. Поэтому отношения, в которые вступает любовный аддикт, называются соаддиктивными. Наиболее типичным для них вариантом являются отношения любовного аддикта с аддиктом избегания.

    Соадиктивные отношения между двумя аддиктами основаны на нездоровых эмоциях. Термин "здоровые" подразумевает разные эмоциональные реакции с широкой представленностью эмоций. При соаддиктивных отношениях на первый план выступает интенсивность эмоций и их экстремальность как в положительном, так и в отрицательном от-ношении. Эти отношения могут возникать, например, между мужем и женой, между родителями и ребенком, между друзьями, профессионалом и клиентом, реально существующим человеком и популярной социальной фигурой, с которой у человека не было личных контактов.[29]

    Аддикт избегания, так же обладает эмоциональными нарушениями, ему так же присущ страх, но представленность страха носит обратный, по сравнению с любовным аддиктом, характер. На уровне сознания, "на поверхности" у аддикта избегания присутствует страх интимности, репрессированный в подсознание у любовных аддиктов. Это происходит потому, что аддикт избегания боится, что при вступлении в интимные отношения он потеряет свободу.[32]

    Негативная интенсивность начинается с появления у аддикта избегания чувства внедрения в его жизнь, ограничения его свободы, контроля его поступков и начинающегося процесса его "поглощения" любовным аддиктом. Он испытывает нарастание отрицательных эмоций в связи с требовательностью любовного аддикта.  Аддикт избегания начинает уходить от этих отношений, пытаясь уменьшать их интенсивность, используя при этом разумные доводы типа "Я очень занят". Наступающее освобождение временно смягчает страх.

    Сексуальные аддикции относятся к скрытым, замаскированным аддикциям. Трудность в получении прямых ответов на вопрос, касающийся этой проблемы, связана с социальными табу, представленными в ряде обществ. Сексуальных аддикции в действительности больше, чем кажется, но в общественном сознании создается впечатление об исключительности такого поведения.

    По механизму возникновения сексуальные аддикции подразделяются на глубокий, протрагированный вид, который начинает формироваться очень рано на фоне общего аддиктивного процесса, и поздно возникающие сексуальные аддикции, пришедшие на смену другой формы аддиктивного поведения, например, работоголизма.

    Сексуальные аддикции начинаются с формирования особой системы, называемой системой верований и убеждений. Аксиальной осью системы являются верования адцикта о себе, отношение его к себе, которое пронизывает всю окружающую его реальность, приводя к своеобразному, специфическому мышлению. Система верований любого адцикта содержит некоторые основные верования, оказывающиеся неправильными, оши-бочными, создающими фундамент для развития аддикции. [23]

    У сексуальных аддиктов возникает вера, что секс является для них наиболее важной потребностью, и что это - единственная сфера, в которой они могут проявить свою состоятельность.. Эта основная убежденность является точкой кристаллизации сексуальной аддикции. Система верований, складывающаяся вокруг этой установки, представляет собою систему искаженной реальности, в которой существенное место занимает отрицание. [29]

Работоголизм. Современный работоголизм неразрывно связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Проблема работоголизма выходит как на аддиктивность общества, так и аддиктивность отдельных организаций, существующих в социальных системах. Под системой понимается единица, включающая свойственное ей определенное содержание, а также определенные роли, идеи и процессы. Система предполагает определенную законченность и ограниченность.

Все системы требуют от людей, участвующих в ней, определенного поведения, соответствующего структуре системы, которая награждает человека в случае совпадения его поведения с принятыми в системе нормами.

    Организация сама по себе может функционировать как аддиктивная субстанция. Этот процесс может проявляться в постановке цели и месте, которое организация занимает в жизни каждого из сотрудников, например, в отношении к работоголизму, как к социально приемлемому и приветствуемому феномену. Таким образом, работоголизм выглядит в рамках этой системы продуктивным и желательным.

    Одной из характеристик аддиктивной системы является стремление занять время человека, чтобы он не думал и не стремился разобраться в происходящем и в себе. С этой целью используются дополнительные формы непосредственно не связанной с производственным процессом активности (совместное проведение времени, общественная работа и др.).

    Для аддиктивной системы характерна тенденция всячески ограничивать реализацию способностей, таланта сотрудников. Это связано со страхом всего, что нельзя полностью контролировать. В результате создаются условия для застоя, задержки развития.

    Аддиктивные организации объективно инвалидизируют людей, задерживая их профессиональное развитие. Аддиктивная организация игнорирует открытия, интуицию, новые идеи. То, что трудно измерить и проконтролировать, оценивается как не представляющее интереса.

    Для аддиктивной организации характерна фабрикация личностных конфликтов, при которой возникающие проблемы переводятся в другую плоскость с использованием в качестве механизма психологической защиты перемещения.

    Аддиктивные организации непосредственно стимулируют работоголизм, поощряют постоянную занятость людей в рамках организации, даже если она не касается работы. Цель работоголизма, направленная на работу как на сред-ство ухода от проблемы, коварна, так как она не замечается человеком, легко убеждающим себя в том, что он работает для зарабатывания денег или для реализации какой-то другой абстрактной цели. Такая психологическая защита, к сожалению, акцентируется многими членами общества. Человек не понимает, что такой способ "затрачивания" себя приводит к остановке развития, к не использованию потенциальных возможностей, что является тупиковым и губительным. [20]

    Аддикции к еде. Переедание. Аддикция к еде возникает тогда, когда еда ис-пользуется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реальности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неудачи и скуки возникает стремление "заесть" неприятность, используя для этого процесс еды. И это часто удается сделать, так как во время приема пищи происходит фиксация на приятных вкусовых ощущениях и вытеснение в подсознание материала, имеющего психологически неприятное содержание. Такой способ ухода от реальности может оказаться достаточно эффективным способом контроля своего настроения, провоцируя, таким образом, быстрое формирование зависимости. Аддикция к еде - особый способ зависимости. С одной стороны - это психологическая зависимость, а с другой - происходит "игра" на удовлетворении голода. По мере того, как еда начинает использоваться уже не как средство утоления голода, а как средство психологического ухода от проблем, происходит определенное влияние на драйв удовлетворения голода с искусственным его стимулированием.

    Этот процесс носит психофизиологический характер, потому что переедающий человек входит в зону другого обменного баланса. Таким образом, процесс осложняется тем, что на каком-то этапе переедания наряду с психологическими механизмами использования еды как средства ухода начинают реализовываться физиологические механизмы, и человек начинает стремиться к еде потому, что ему хочется есть. [24]

    Телевизионная аддикция. Зависимость от телевидения. Все свободное время человек проводит перед телевизором (включает его почти сразу же, как пришел домой); телевизор сопровождает все аспекты жизнедеятельности (работает даже в то время, когда человек занят чем-то другим: едой, работой и тому подобное);ситуации невозможности смотреть телевизор (например, в случае отключения электроэнергии) воспринимаются как ощутимый дискомфорт, человек не знает, чем себя занять; проведя время у телевизора, человек понимает, что ему нечего вспомнить, он не получил никакой ценной информации.[22]

    Компьютерная аддикция. В последнее время все чаще выделяют так называемую компьютерную аддикцию. Однако вряд ли она является самостоятельным специфичным видом зависимости, поскольку сам компьютер является совершенно безобидным, все зависит от того, как и для чего он используется. В зависимости от этого компьютерная аддикция может быть разновидностью игровой (объект интереса - компьютерные игры), любовной (чаты Интернета), трудовой (создание компьютерных программ и всего, что связано с функционированием компьютера), сексуальной (эротические и порнографические сайты).

Признаки каждого из видов очевидны:

- огромные временные затраты, не считаясь ни с чем (может заснуть у компьютера, забыть о встрече или о деле);

- компьютерный мир воспринимается как более важный, яркий и реальный, чем жизнь без компьютера, которая является «скучной обязанностью», отвлекающей от главного;

- забвение альтернативных интересов, полное погружение в виртуальную реальность (страдает личная жизнь, карьера, здоровье);

- окружающие воспринимают такого человека как неопасного ненормального («шарахнутый», «не от мира сего»);

- зачастую такой человек выглядит как неряшливый, присутствуют очевидные проблемы в общении с реальными людьми, не занимающимися компьютерами, склонность к изоляции, самозащите.[22]

    Религиозная аддикция. Зависимость от религиозной организации - официальной конфессии или секты (наиболее опасна). вера в высшие силы является неадекватным способом решения внутренних проблем, уводит от реальности, является следствием желания обрести уверенность в себе через обретение «покровителя», отказа от ответственности за происходящее; отчуждение от близких (вплоть до ухода из дома), друзей, лиц противоположного пола; утрата прежних интересов, резкая переоценка ценностей и изменение мировоззрения; отказ от учебы или работы или формальное отношение к ним, с полным погружением в религиозную деятельность (большую часть времени проводит в организации); резкое изменение обычного образа жизни (перестает читать газеты, журналы, книги, смотреть и слушать передачи нерелигиозного содержания, стремится во всем следовать правилам, которые диктует религиозное учение); аскетизм (изменение режима питания с систематическим недоеданием, отказ от употребления некоторых продуктов, резкое ограничение сна, пренебрежение к здоровью, внешности и материальным благам); изменения поведения (исчезают или становятся редкими шутки, смех; голос, мимика, эмоции становятся излишне «ровными», спокойными). сверхценные идеи - полная убежденность в новых мировоззренческих позициях, безграничное доверие к организации, идеализация религиозного руководителя.[22]

    Игровая аддикция. Зависимость от азартных игр (гэмблинг)постоянная вовлеченность в процесс игры, мысли, разговоры и фантазии о нем; неоправданно большой объем времени, проводимый в ситуации игры; неспособность вовремя прекратить игру; состояние эмоционального дискомфорта вне игровой ситуации, вплоть до физических недомоганий; постепенное учащение ритма игровой активности, снижением сопротивляемости пристрастию; наличие ничем не обоснованной убежденности в том, что «в следующий раз повезет».[9]

 

  1.  Факторы развития зависимого поведения

    Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния.

    Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирова-ния на различные воздействия, например, на алкоголь. Заме-чено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции. Американские ученые также выделяют такой фактор как генетическая предрасположенность к различным формам аддиктивного поведения, передающаяся по наследству.[11]

Под социальными факторами, влияющими на развитие аддиктивного поведения, понимаются дезинтеграция общества и нарастание изменений с невозможностью к ним своевременно адаптироваться.

Большое значение в возникновении аддикций имеет такой фактор, как психологические травмы детского возраста и насилие над детьми, отсутствие заботы с предоставлением детей самих себе.

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптирован-ный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей.[11]

Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим харак-тером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказания.

Неполная семья. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказаться на формировании личности ребенка, подростка и также способствуют его десоциализации.

Проблемная семья характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми.

Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей.

Криминогенная семья. Такая семья, члены которой совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. [32]

    К психологическим факторам относятся личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различных периодах жизни.

    

 

  1.  Этапы становления аддиктивного поведения

    Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов Становления аддиктивного поведения:[12]

    1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояний сознания: вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении сознания удовлетворяется социально одобряемыми способами. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультуральных особенностей, особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т. д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения, исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация.[30]

    2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ - алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему по-дростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других - сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих - качество вызываемых эффек-тов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разво-рачивается в компании и оформляется по алкогольному типу - для веселья, раскованности, обострения восприя-тия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими ве-ществами фильтр коробки противогаза). По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще всего это происходит уже в возрасте после 15 лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. От такого полисубстантного аддиктивного поведения В. Каган отличает моносубстантное, когда и первые пробы, и поисковое экспериментирование определяется доминирующей культуральной традицией (самогон в сельских районах России, гашиш, опиаты, и т. д. - в других этносоциальных средах).[30]

    3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь.

 

Глава II. Особенности игровой зависимости

2.1 Факторы формирования  игровой зависимости

В случаях участия в азартных играх бывает довольно трудно определить начало становления аддиктивного процесса, так как аддикция развивается постепенно, исподволь и к ней полностью отсутствует критическое отношение.

В настоящее время представляется возможным выделить некоторые предрасполагающие факторы, создающие повышенный риск развития этой формы аддиктивного поведения. К ним относятся неправильное воспитание в семье, включая его различные варианты: недостаточную опеку, непостоянство и не прогнозируемость отношений, чрезмерную требовательность, сочетаемую с жестокостью, установки на престижность. Большое значение имеют участие в играх родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка или подростка. Имеются данные о том, что благоприятную почву для развития игровой аддикции создает «вещизм», переоценка значения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовых возможностях и затруднениях, зависть к более богатым родственникам или знакомым, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег.

Венгерский психоаналитик Шандор Ференци (1999) выдвинул другое объяснение, которое получило название «гипотеза инфантильного всемогущества». Ференци считал, что совсем маленький ребенок не догадывается о своей беспомощности. Лежа в кроватке, он управляет поведением взрослых, повелевая кормить, переодевать и развлекать маленького тирана. Со временем, когда ребенок учится ходить, падает и ушибается, иллюзия всемогущества начинает рассеиваться. Большинство из нас теряет чувство всемогущества к детсадовскому возрасту. Но время от времени оно вновь оживает - например, во время игры, когда игрок впадает в иллюзию, будто он может угадать номера, которые должны выпасть. Каждому, кто когда-нибудь играл в казино или на бирже, знакомо это чувство абсолютной уверенности в успехе, которое является отголоском инфантильного всемогущества.

Помимо психоаналитических существуют и другие объяснения поведения игроков. Страсть к игре связывают, например, со склонностью к риску или потребностью в острых ощущениях. Социологические исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух типов. Большая их часть имеет очень спокойные и даже скучные профессии (бухгалтер, библиотекарь, ветеринар), а остальные заняты профессиональной деятельностью, связанной с высоким риском (полицейские, биржевые маклеры, хирурги). Первые делают это из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни, а у вторых склонность к риску является, по-видимому, устойчивой чертой характера.

Генетические исследования, проводимые на детях и взрослых, показали, что существуют определенные различия в интенсивности синтеза эндорфинов в популяции людей. Оказалось, что существуют ферменты (катализаторы), которые разрушает опиоидные пептиды. У людей, подверженных состоянию зависимости, активность этого фермента повышена, вследствие чего наблюдается внутренний дефицит опиоидов, которые обеспечивают нам состояние удовольствия и положительных эмоций.

 

2.2 Признаки игровой зависимости

    Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся следующие:

    1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в игре.

    2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

    3. "Потеря контроля", выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

    4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

    5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все более высокому риску.

    6. Периодически возникают состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

    7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну, что выражается в том, что лица, решившие раз и навсегда покончить с играми, при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми по игре, разговор на эту тему, участие в обычной, неазартной игре и др.), как правило, возобновляют участие в азартных играх.

Следует также подчеркнуть, что лица, участвующие в азартных играх, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем, а также прибегают к употреблению наркотических препаратов, т. е. включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для них достаточно типичны также резкое нарушение межличностных отношений, семейные конфликты, разводы, безответственность, нарушение трудовой и производственной дисциплины, частая смена работы, совершение прямых нарушений закона.

    Психологический анализ личностных особенностей женщин с преимущественно аддиктивным поведением (без выраженных антисоциальных проявлений), активно участвующих в азартных играх, позволил авторам установить некоторые общие закономерности, свойственные данной группе. В детском возрасте у них проявлялась выраженная экстравертированность (открытость, стремление к общению, отсутствие чувства стеснения в непривычной обстановке и при встрече с незнакомыми людьми, активный интерес к окружающему, непосредственность). У детей было развито воображение, имела место склонность к фантазированию на темы о своей необычности, превосходстве над другими, «избранности». Они очень рано начинали верить, что в жизни им должно повезти, должен выручить случай, который поможет выйти из любого положения, все изменит к лучшему.

Уже в детском возрасте проявилось отчетливое стремление к участию в играх типа домино, лото, карты, в ряде случаев - «монополии», в которые они играли с другими детьми и иногда со взрослыми; зачастую игры затягивались на несколько часов. В дальнейшем к вышеупомянутым присоединялись игры, требующие достаточных интеллектуальных усилий (более сложные карточные игры, «мастермайнд» и др.).

    В процессе обучения или после окончания учебных заведений у большинства из них наступало разочарование в выборе профессии, карьере. Они были недовольны и своей личной жизнью, жаловались на скуку, отсутствие интереса к жизни. Семейная жизнь не складывалась, они или не выходили замуж, или разводились, что было связано с несоответствием избранников идеальному образу и отрицательным отношением ко всяким домашним занятиям: ведению хозяйства, приготовлению еды, стирке, уборке и т. д... Участие в азартных играх начиналось в компании подруг, знакомых по учебе, которые имели подобные же проблемы. Преобладали игры в карты в вечернее время. Игра часто сопровождалась употреблением алкоголя в сравнительно небольших дозах (чтобы опьянение не достигло степени, мешающей участию в ней). Вначале играли «для интереса», «не на деньги», потом - на небольшие суммы, в дальнейшем ставки могли становиться более высокими, однако не доходили до размеров, угрожающих материальному благополучию. Постепенно этот стиль жизни становился привычным, вечерняя игра была интереснее просмотра фильма, театральной постановки. Без игры возникало ощущение психологического вакуума, пустоты, чего-то не хватало. Трудно было заставить себя чем-нибудь заняться. Возникало раздражение, могло появиться стремление к алкоголю с целью «расслабиться». Зависимость от игры оказывалась настолько выраженной, что влияла на многие жизненно важные решения: например, мешала переезду в другой город в связи с ее страхом «потерять свою компанию», приводила к разрыву отношений с мужчинами, если они мешали участию в игре.

 

 

2.3. Формирование игровой зависимости

    Азартные игры (гэмблинг) относятся к аддикции, не связанной с приемом каких-то веществ, изменяющих психическое состояние.

Согласно американскому диагностическому и статистическому руководству по классификации психических расстройств DSM-IV (1996), основной чертой патологического гэмблинга является «хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться желанию участвовать в азартных играх и участие в азартных играх, которое компрометирует, разрушает или повреждает личные, семейные или профессиональные интересы. Участие в азартных играх, стремление к нему и активность в этом направлении усиливаются в периоды стресса. Проблемы, возникающие как результат гэмблинга, ведут к интенсификации участия в азартных играх». Обращается внимание на наиболее частые проблемы, связанные с участием в азартных играх. К ним относятся прежде всего хронические долги, невыполнение долговых обязательств и другие виды финансовой безответственности. Характерны нарушенные семейные отношения, недобросовестное отношение к работе, различного рода противозаконные действия с целью получить деньги для расчета с долгами.

    Патологическое влечение к азартным играм рассматривается с точки зрения пяти теоретических моделей (Зайцев В.В., 2000): а) наследственно-биологической, в рамках которой имеются указания на особенность у таких пациентов ОКО-2 гена, определяющего функцию допаминовых рецепторов; б) поведенческой; в) когнитивной; г) психодинамической и  д) социальной.

  Ф.Скиннер рассматривал феномен патологической склонности к азартным играм в рамках поведенческой модели, считая, что в ее основе лежат появляющиеся в процессе взаимодействия индивида и среды аддиктивные паттерны поведения. Когнитивная теория связывает патологическую игру с когнитивными ошибками, иррациональными убеждениями и так называемой «иллюзией, контроля». Типичны следующие когнитивные ошибки игроков: персонификация игрового автомата («игровой автомат похож на меня») или типичное объяснение проигрыша («я проиграл потому, что был невнимателен»). К иррациональным убеждениям относят следующие четыре стержневые характеристики: нетерпеливость к длительным усилиям («я должен выиграть в следующей ставке»), низкая фрустрационная толерантность («это ужасно, если я не выиграю»), искажение самооценки («я ничто, если я не играю и не выигрываю»), преувеличение («я не могу существовать, если я не играю»). «Иллюзия контроля», игрок верит, что может контролировать случайные события посредством различных способов ритуального поведения.

    Психодинамически ориентированные терапевты объясняют компульсивное поведение игрока доминирующими психологическими защитами, присущими обсессивно-компульсивной личности,

Наркозависимость и коморбидные поведенческие расстройства и девиации, которая в условиях стресса и повышенных нагрузок преобразуются в симптоматическое поведение, приобретающее характер ритуала или компульсии. Наибольшее значение имеют такие защиты, как «уничтожение сделанного», «фантазии о всемогущественном контроле» и «реактивное образование» (Н.Мак-Вильяме, 1996 г.).

С целью выявления особенностей прогностической и эмоционально-волевой деятельности лиц, подверженных гемблингу, (В.Д. Менделевич, И. Гаврикова) было проведено экспериментально- психологическое исследование. В исследовательской работе были выдвинуты 2 гипотезы: 1) у лиц с девиантным поведением в форме гемблинга прогностическая и эмоционально-волевая деятельность отличается от прогностической и эмоционально-волевой деятельности гемблинг-независимых личностей; 2) прогностическая и волевая деятельность гемблеров и наркоманов сходна, не имеет существенных различий.

    Американский психолог, Джефри Хейнепс (доклад 2002 год) выдвигает следующую теорию формирования зависимости от азартных игр. Людям нравится сам процесс игры на скачках, казино, лотереи, а не только выигрыш. Это становится опасным, когда это принимает патологическую форму. Хейнепс выделяет следующие стадии развития патологического влечения: выигрыш, проигрыш, отчаяние.

После первого выигрыша у человека формируется мнение, что он удачлив более чем другие. Затем человек считает, что может поиграть с теми деньгами, которые он выиграл и входит в азарт. Потом, проиграв выигрыш, он играет на сбережения и так втягивается. На данном этапе это можно считать патологией. Человек не уделяет времени работе, ворует, играет в надежде выиграть. Проиграв, он обращается к родным за помощью, как бы раскаиваясь, обещая больше не играть. В конце двух стадий появляется патологическое влечение, которое стимулируют рекламы казино, открытие казино и т.д. Таким образом, человек идет на преступление для того, чтобы разделаться с долгами.

Отчаяние заканчивается несколькими исходами. Некоторые патологические игроки сбегают, заканчивают жизнь самоубийством (20% случаев), оказываются в тюрьме или на лечении

    Азартные игры, наркотики, бандитизм, преступление - все это приносит вред обществу. 60% игроков переходят в преступный мир, чаще совершая насильственные преступления. У игрока есть долг, который толкает на пути избавления от него. Когда с долгом рассчитываются, тревога пропадает. И он опять возвращается к игре. Социологами замечено: повышение преступности совпало с легализацией азартных игр.

 

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С ИГРОВОЙ АДДИКЦИЕЙ

3.1 Организация исследования

    Цель: изучение психологических особенностей личности, имеющей игровую зависимость, выявление психологических особенностей, обуславливающих возникновение игровой зависимости.

Объект исследования – люди, регулярно посещающие зал игровых автоматов.

    Предмет исследования - психологические особенности людей, имеющих игровую аддикцию.

    Гипотеза – возникновение игровой аддикции обусловлено личностной незрелостью.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили задачи нашего исследования:

    1. Теоретический анализ проблемы зависимостей личности;

    2. Подбор диагностического инструментария;

    3. Проведение диагностического исследования по изучению психологических особенностей личности склонной к игровой зависимости;

    4. Анализ полученных результатов.

    Психодиагностическое обследование наших тестируемых производилось нами исключительно индивидуальным методом, только в светлое время суток (утром и днём), исключительно с полного добровольного согласия самих обследуемых, которым, предварительно, в общем виде объяснялись научные цели и задачи настоящего исследования.

    Все респонденты имели индивидуальные бланки для ответов на методики. Всем респондентам досконально разъяснялись инструкции к методикам. Мы подробно отвечали каждому члену нашей выборки на все, возникающие в ходе тестирования вопросы.

    В исследовании принимало участие 30 респондентов (Приложение 1).

Экспериментальная группа – 15 человек имеющих игровую зависимость.

Контрольная группа – 15 человек, свободных от зависимостей.

Исследование проводилось в три этапа.

    Первый этап - поисково-теоретический (сентябрь - октябрь 2012 года) -  проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме.

    Второй этап - эмпирический (ноябрь 2012 - январь 2013 года) - проводилось эмпирическое исследование; обрабатывались ее результаты.

    Третий этап - обобщающий (февраль - март 2013года) - подводились итоги изучения; оформления результатов исследования в квалификационную работу.

    С помощью t-критерия Стьюдента анализировались различия между контрольной и экспериментальной группами.

    Анализ, используя T-критерий Стьюдента, который используется для сравнения выборочных величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга. Для расчета Т-критерия Стьюдента нами была использована формула для несвязных выборок.

                

                                                

Где,

                   

 

где df = 38 число степеней свободы.

Для выявления связи между психологическими особенностями личности и возникновением игровой зависимости мы использовали линейную корреляцию Пирсона.

3.2 Методы и методики исследования

    Для реализации поставленных задач мы использовали теоретические и эмпирические методы.

    Теоретические: индукция, дедукция, анализ, обобщение и др.

    Эмпирические: наблюдение, беседа, психодиагностика, обработка результатов.

     Для диагностики личностных характеристик были задействованы следующие методики:

1. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.

Цель: оценить особенности поведенческих реакций человека в ситу-ациях, сопряженных с неопределенностью, опасностью для жизни, требующих нарушения установленных норм, правил.

    Тест состоит из 25 вопросов, на каждый из которых предлагается дать один из пяти предлагаемых вариантов ответов: от полного согласия до уверенного «нет».

Ключ

Меньше -30 баллов: слишком осторожны;

от -30 до -11 баллов: осторожны;

от -10 до +10 баллов: средние значения

(поведение ситуативное);

от +11 до +20 баллов: склонны к риску;

свыше +20 баллов: склонность к безудержному риску.

2. Методика диагностики склонности к различным зависимостям (автор Лозовая Г.В).

    Цель: изучение склонности  индивида к различным видам зависимостей.

    Тест опросника содержит 70 вопросов, направленных на изучение склонности индивида к 13 видам зависимостей: алкогольная, телевизионная, любовная, игровая, сексуальная, пищевая, религиозная, трудовая, лекарственная, компьютерная, табачная, зависимость от здорового образа жизни, наркотическая, общая склонность к зависимостям.

    Условные нормы:

5-11 баллов – низкая;

12-18 средняя;

19-25 – высокая степень склонности к зависимостям.

3. Методика КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест с ответами, В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик).

Цель: диагностика общего уровня интеллектуальных способностей.

     КОТ предусматривает психодиагностику следующих параметров интеллекта: способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор оптимальной стратегии и т. д.

     Инструкция: тест содержит 50 вопросов, на выполнение теста дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему.

    Интерпретация. Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.

    Величина показателя Ип уровень общих умственных способностей:

18 и менее – низкий;

19-23 – средний;

24 и более – высокий.

4. Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха.

    Цель: диагностика уровня личностной зрелости. Возраст применения: от 15 лет и старше.

    Основываясь на общепринятых представлениях, выделяют 5 аспектов, составляющих личностную зрелость:

    1. Мотивация достижений.

    2. Отношение к своему «Я» («Я» - концепция).

    3. Чувство гражданского долга.

    4. Жизненная установка.

    5. Способность к психологической близости с другим человеком.

    Обработка результатов: оценки по отдельным шкалам теста.

1. Мотивация достижений.

(+33) – (+24) – весьма высокий уровень;

(+23) – (+15) – высокий;

(+14) – (+7) – удовлетворительный;

менее (+7) – неудовлетворительный.

2. Отношений к своему «Я» («Я» - концепция).

(+54) – (+42) – весьма высокий уровень;

(+41) – (+30) – высокий;

(+29) – (+20) – удовлетворительный;

менее (+20) – неудовлетворительный.

3. Чувство гражданского долга.

(+18) – (+12) – весьма высокий уровень;

(+11) – (+7) – высокий;

(+6) – (+4) – удовлетворительный;

менее (+4) – неудовлетворительный.

4. Жизненная установка.

(+36) – (+27) – весьма высокий уровень;

(+26) – (+19) – высокий;

(+18) – (+11) – удовлетворительный;

менее (+11) – неудовлетворительный.

5. Способность к психологической близости с другим человеком.

(+21) – (+15) – весьма высокий уровень;

(+14) – (+10) – высокий;

(+9) – (+7) – удовлетворительный;

менее (+7) – неудовлетворительный.

С помощью вышеперечисленных методик мы исследуем психологические особенности людей как имеющих игровую зависимость, так и без нее.

 

3.3 Описание результатов эмпирического исследования

     С помощью диагностических методик мы исследовали психологические особенности личности с зависимостями.

    С помощью методики «Диагностика степени готовности к риску Шуберта» мы диагностировали особенности поведенческих реакций человека в ситуациях, сопряженных с неопределенностью, опасностью для жизни, требующих нарушение.

    Полученные результаты данной методики по всей выборке представлены в приложении 2.

    В таблице 1 и рис.1 отображены результаты средних значений и t-критерий Стьюдента для контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 1

Результаты контрольной и экспериментальной групп по методике «Диагностика степени готовности к риску»

Показатель

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Т-критерий Стьюдента

Сред.значение

Сред.значение

 

Готовность к риску

-8

-8,4

0,1

Рис. 1 Диаграмма средних значений контрольной и экспериментальной групп по методике «Диагностика степени готовности к риску»

Анализ таблицы 1 показал, что испытуемые имеют среднюю склонность к риску (контрольная группа – (-8), экспериментальная – (-8,4)), т.е. респонденты получили средний уровень склонности к риску, который сочетается с умеренно высоким уровнем мотивации к успеху. При этом отметим, что не все в одинаковой степени имеют средние значения, так в контрольной 3 человека и экспериментальной 2 человека имеют высокие значения, т.е. они имеют выраженную склонность к риску в сочетании с высокой мотивацией к избеганию неудач.

При n=15-1=14 и степени оценке р≤0,01 (2,76) и р≤0,05 (2,05) получаем, что значение t-критерия Стьюдента (0,1) находится в зоне незначимости, т.е. различия по этому показателю между двумя группами являются незначимыми.

Далее с помощью методики «диагностика склонности к различным зависимостям» (автор Лозовая Г.В), мы изучили склонности  индивида к различным видам зависимостей.

Полученные результаты по всей выборки отображены в приложении 3.

В таблице 2 представлены результаты средних значений и t-критерий Стьюдента для контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 2

Результаты контрольной и экспериментальной групп по методике «Диагностика склонности к различным зависимостям»

Шкала

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Т - критерий Стьюдента

Сред.значение

Сред.значение

1

Алкогольная

19,47

12,47

4,4

2

Телевизионная

16,4

12,07

2,3

3

Любовная

19,4

15,67

2,04

4

Игровая

14,2

6,8

3,7

5

Сексуальная

13,6

10,47

1,4

6

Пищевая

15,07

12,13

1,6

7

Религиозная

7,47

7,87

0,4

8

Трудовая

10,53

13,4

1,9

9

Лекарственная

10,33

9,6

0,4

10

Компьютерная

12,67

8,4

1,8

11

Табачная

18,4

9,53

3,4

12

От здорового образа

8,6

9,2

0,3

13

Наркотическая

7,6

6,93

0,4

14

Общая

18,13

13,27

2,6

Для наглядности отобразим полученные средние значения с помощью гистограммы на рис.2.

Рис. 2 Гистограмма средних значений контрольной и экспериментальной групп по методике «Диагностика склонности к различным зависимостям»

Анализ таблицы 2 и рис.2 показал, что респонденты экспериментальной группы имеют как высокие, так и низкие значения по зависимостям. Так 2 человека имеют высокие значения по алкогольной и любовной зависимости, средние значения по телевизионной, игровой, сексуальной, пищевой, компьютерной, табачной, а также общей зависимостей и низкие значения по 5 зависимостям – религиозная, трудовая, лекарственная, от здорового образа, наркотическая. Можно сказать, что респонденты экспериментальной группы по общей зависимости имеют средний уровень (18,13) и на первом, с высоким уровнем, стоят алкогольная и любовная зависимости.

В контрольной группе общая зависимость имеет средний уровень (13,27). Респонденты по данным видам зависимостей не имеют высоких показателей ни по одной из перечисленных, так 6 человек имеют средний уровень по таким зависимостям как алкогольная, телевизионная, любовная, сексуальная пищевая, трудовая и 7 человек с низкими значениями по зависимостям – игровая, религиозная, лекарственная, компьютерная, табачная, от здорового образа, наркотическая.

Полученное эмпирическое значение t (4.4) – алкогольная зависимость, t (3,7) – игровая зависимость, t (3,4) табачная зависимость - находится в зоне значимости, т.е. существуют значимые различия между контрольной и экспериментальной группами.

Эмпирическое значение по общей (2,6) и телевизионной (2,3) зависимостях, находятся в зоне неопределенности, т.е.  эти значения могут меняться в зависимости от окружающих условий.

По остальным зависимостям эмпирическое значение в зоне незначимости, т.е. нет значимых различий между контрольной и экспериментальной группах.

Для исследования интеллекта нами был применен тест КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест, В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик) предназначенный для диагностики общего уровня интеллектуальных способностей.

Результаты по всей выборке представлены в приложении 4.

В таблице 3 представлены результаты средних значений и t-критерий Стьюдента для контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 3

Результаты контрольной и экспериментальной групп по методике «КОТ»

Показатель

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Т-критерий Стьюдента

Сред.значение

Сред.значение

 

Интеллект

18,53

21,27

1

На рис. 3 для наглядности отобразим средние значения по двум группам.

Рис. 3 Диаграмма средних значений контрольной и экспериментальной групп по методике «КОТ»

Анализ таблицы  3 и рис.3 показа, что респонденты контрольной группы имеют средний показатель интеллектуального развития (21,27), а респонденты экспериментальной группы ниже среднего (18,53). При среднем уровне интеллектуального развития респонденты могут рассчитывать на высокую успешность выполнения деятельности в профессии творческого класса. Респонденты получившие низкий уровень характеризовались недостаточно высоким темпом мыслительной деятельности и выносливостью к длительным умственным нагрузкам.

Значение t-критерия Стьюдента (1) находится в зоне незначимости, т.е. различия по этому показателю между двумя группами являются незначимыми.

Далее с помощью Тест-опросника личностной зрелости Ю.З. Гильбуха мы диагностировали уровень личностной зрелости.

Полученные результаты по всей выборки отображены в приложении 5.

В таблице 4 представлены результаты средних значений и t-критерий Стьюдента для контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 4

Результаты контрольной и экспериментальной групп по методике «Тест-опросник личностной зрелости»

Шкала

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Т - критерий Стьюдента

Сред.значение

Сред.значение

1

Мотивация достижений

2,87

14,83

3,4

2

Я-концепция

1,93

18,53

3,8

3

Чувство гражд. долга

-1,73

7,27

3,4

4

Жизненная установка

3

15,73

4,3

5

Способность к психологической близости с другим человеком

-1,2

4,87

2,1

С помощью графика отобразим средние значения по контрольной и экспериментальной группам на рис.4.

Рис. 4 График средних значений контрольной и экспериментальной групп по методике «тест-опросник личностной зрелости»

Анализ таблицы 4 и рис.4 показал, что контрольная и экспериментальная группа отличаются по следующим показателям.

Мотивация достижений. Экспериментальная группа имеет показатель (2,87), т. е. уровень неудовлетворительный, при этом респонденты характеризуются отсутствием самостоятельности, инициативности, они не стремятся к лидерству, к достижению высоких результатов в предпринимаемых действиях. Респонденты же контрольной группы (14,83) – показали удовлетворительный уровень с тенденцией к высокому, т.е. они имеют общую направленность деятельности на значимые жизненные цели, стремятся к максимально полной самореализации, самостоятельности.

«Я»-концепция. Респонденты контрольной группы (18,53) и экспериментальной (1,93) имеют неудовлетворительный уровень развития Я концепции, т.е. они как не уверены в своих возможностях, у них нет удовлетворенности своими способностями, темпераментом и характером, а также характеризуются низкой самооценкой.

Чувство гражданского долга. Респонденты экспериментальной группы имеют неудовлетворительный уровень (-1,73), а респонденты контрольной группы высокий уровень (7,27), т.е. они проявляют интерес к явлениям общественно-политической жизни, чувство профессиональной ответственности, потребность в общении, коллективизм.

Жизненная установка. Респонденты контрольной группы показали удовлетворительный уровень (15,73), респонденты экспериментальной группы неудовлетворительный (3), они импульсивны и у них чувства преобладают над интеллектом.

Способность к психологической близости с другим человеком. У обоих групп неудовлетворительный уровень, т.е. проявляют недоброжелательность к людям, агрессивность , они не умеют слушать собеседника.

Т – эмпирическое по показателям «мотивация достижения» (3,4), «Я» - концепция» (3,8), «чувство гражданского долга» (3,4), «жизненная установка» (4,3) – находятся в зоне значимости, т.е. существуют значимые различия по этим показателям между двумя выборками.

На основе полученных данных нами был осуществлён корреляционный анализ. Корреляционному анализу были подвергнуты результаты всех четырех методик.

Линейная корреляция представлена по двум группам (в приложении 6). По ней можно увидеть, что внутри методик показатели по многим шкалам являются значимыми. Между методиками также значимы корреляция, и все  связи мы представили далее в виде корреляционных плеяд. При степени оценки с вероятностью р≤0,05 (15-2) можно считать значимыми корреляционные связи с коэффициентом не менее 0,51. И такие связи выделены цветом. А при степени оценки с вероятностью р≤0,01 (15-2) можно считать значимыми корреляционные связи с коэффициентом не менее 0,64, выделены они жирным шрифтом.

В экспериментальной группе таких связей, при р<0,01 было выявлено 13, а при р<0,05 – 9.

В контрольной группе таких связей при р<0,01 было выявлено 5, а при р<0,05 – 13.

Наглядно эти связи представлены в виде корреляционных плеяд, в которых можно будет увидеть, как психологические особенности испытуемых определяют их игровую аддикцию.

    Вначале рассмотрим корреляционные связи контрольной группы которые представлены на рис.5.

-0,55 0,52

               Пищевая зависимость Наркотическая зависимость

0,56 0,51

        Религиозная зависимость                                         Интеллект

Рис. 5 Взаимосвязи психологических особенностей и зависимостей в контрольной группе

Психологическая особенность «мотивация достижения» прямо коррелирует с наркотической зависимостью (0,52) и отрицательная вязь с «пищевой зависимостью» (-0,55), т.е. чем выше мотивация достижения, тем выше наркотическая зависимость и наоборот, а также чем выше мотивация достижения, тем ниже пищевая зависимость.

Психологическая особенность «жизненная установка» положительно коррелирует с «религиозной зависимостью» (0,56) и «уровнем интеллекта» (0,51), т.е. чем выше развита у респондентов контрольной группы жизненная установка, тем выше религиозная зависимость и уровень интеллекта и наоборот.

На рисунке 6 отобразим взаимосвязи, полученные в экспериментальной группе.

0,56 0,53

Алкогольная зависимость                 Игровая зависимость

-0,52 -0,54

-0,59

        Интеллект                 Я-концепция            Способность к  псих.близости                      

Рис. 6 Взаимосвязи психологических особенностей и зависимостей в экспериментальной группе

Из рисунка 6 видно, сто существует положительные взаимосвязи между психологической особенностью «готовность к риску» и «алкогольная зависимость» (0,56) и «игровая зависимость» (0,53), т.е. чем выше у респондентов экспериментальной группы развито готовность к риску, тем выше алкогольная и игровая зависимости и наоборот.

«Общая зависимость» отрицательно коррелирует с «уровнем интеллекта» (-0,52), «Я-концепцией» (-0,59) и «способность к психологической близости с другим человеком» (-0,54), т.е. чем меньше развиты такие психологические особенности как интеллект, способность к психологической близости с другим человеком и Я-концепцией, тем выше уровень общей зависимости. А это говорит отом, что наша гипотеза подтвердилась.

Заключение

Итак, после проведения эмпирического исследования, в результате которого применялись психологические методики мы определили личностные особенности людей страдающих игровой зависимостью, а также с помощью линейной корреляции Пирсона мы выявили взаимосвязь психологических особенностей с игровой аддикцией, их незрелость и влияние на возникновение зависимостей. Цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Приложения

Приложение 1

Данные выборки

Выборка

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Возраст

Пол

Род занятий

Возраст

Пол

Род занятий

1

Респондент 1

22

Муж

Предприним

46

Муж

Машинист

2

Респондент 2

40

Муж

Монтер пути

44

Муж

Полицейский

3

Респондент 3

34

Муж

Водитель

38

Муж

Прод-конс

4

Респондент 4

30

Муж

Разнорабочий

36

Муж

Водитель

5

Респондент 5

40

Муж

Монтер пути

35

Муж

Пом.маш

6

Респондент 6

39

Муж

Разнорабочий

27

Муж

Газосварщик

7

Респондент 7

43

Жен

Дежурн.по ст.

23

Муж

Студент

8

Респондент 8

41

Жен

Б/раб

43

Жен

Рабочая

9

Респондент 9

30

Жен

Медсестра

36

Жен

Рабочая

10

Респондент 10

28

Жен

Б/раб

34

Жен

Завхоз

11

Респондент 11

25

Жен

Б/раб

28

Жен

Технолог

12

Респондент 12

21

Жен

Б/раб

25

Жен

Уход за реб

13

Респондент 13

28

Муж

Инженер

25

Жен

Юрист

14

Респондент 14

26

Жен

Б/раб

24

Жен

Фельдшер

15

Респондент 15

43

Муж

Оператор

24

Жен

Юрист

Приложение 2

Результаты по методике «Готовность к риску Шуберта»

Выборка

Готовность к риску

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1

Респондент 1

-4

6

2

Респондент 2

-22

-14

3

Респондент 3

14

-14

4

Респондент 4

-12

-13

5

Респондент 5

-11

15

6

Респондент 6

-23

-7

7

Респондент 7

-3

-31

8

Респондент 8

-36

-12

9

Респондент 9

-14

-16

10

Респондент 10

-9

-7

11

Респондент 11

1

-13

12

Респондент 12

20

-6

13

Респондент 13

-21

-25

14

Респондент 14

12

25

15

Респондент 15

-12

-14

Приложение 3

Результаты по методики «Диагностика склонности к различным зависимостям» (автор Лозовая Г.В)

Экспериментальная группа

Выборка

Склонность к зависимостям (Лозовая)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Респондент 1

25

20

11

25

11

11

13

5

5

25

13

20

23

21

2

Респондент 2

15

8

24

5

16

9

6

5

5

5

23

8

5

10

3

Респондент 3

22

22

25

11

14

18

8

14

5

12

5

7

7

18

4

Респондент 4

20

17

13

9

5

14

5

17

5

5

20

4

5

22

5

Респондент 5

17

15

21

11

16

16

9

12

9

7

5

15

5

11

6

Респондент 6

10

20

18

9

10

12

6

10

8

5

25

10

5

15

7

Респондент 7

13

8

12

6

24

11

8

14

7

6

23

9

5

11

8

Респондент 8

15

12

20

5

7

20

11

14

18

15

5

9

9

18

9

Респондент 9

20

13

14

6

6

14

13

10

14

13

23

5

5

13

10

Респондент 10

22

17

22

23

19

22

8

11

20

17

25

18

8

19

11

Респондент 11

25

25

17

25

24

19

5

5

13

25

20

4

5

25

12

Респондент 12

21

17

19

18

21

15

5

14

11

5

14

8

5

21

13

Респондент 13

22

22

25

20

5

15

5

15

5

24

25

4

17

20

14

Респондент 14

25

5

25

21

5

25

5

7

25

5

25

4

5

23

15

Респондент 15

20

25

25

19

21

5

5

5

5

21

25

4

5

25

Контрольная группа

Выборка

Склонность к зависимостям (Лозовая)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Респондент 1

9

17

25

12

13

18

12

14

6

8

5

17

10

16

2

Респондент 2

17

8

13

7

13

15

10

13

9

5

5

8

5

18

3

Респондент 3

19

14

16

9

10

5

5

6

9

8

17

8

15

12

4

Респондент 4

10

14

24

6

9

18

6

18

11

7

5

16

5

20

5

Респондент 5

16

14

20

5

19

9

11

14

5

5

5

6

9

17

6

Респондент 6

10

8

5

5

5

15

6

13

10

5

5

4

5

5

7

Респондент 7

17

18

14

6

13

13

5

19

13

18

22

7

6

17

8

Респондент 8

9

14

14

6

17

12

9

13

10

5

21

8

11

12

9

Респондент 9

17

15

12

7

6

15

14

11

5

5

13

8

5

9

10

Респондент 10

11

12

22

5

6

18

8

17

14

17

5

18

5

19

11

Респондент 11

15

15

21

7

13

11

7

12

8

12

5

7

5

10

12

Респондент 12

12

11

18

9

15

15

7

19

10

8

15

7

5

17

13

Респондент 13

8

6

5

6

8

6

7

6

6

9

9

7

8

7

14

Респондент 14

12

10

12

7

5

7

6

12

18

9

6

10

5

15

15

Респондент 15

5

5

14

5

5

5

5

14

10

5

5

7

5

5

Приложение 4

Результаты по тесту КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест, В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик)

Выборка

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1

Респондент 1

28

31

2

Респондент 2

26

34

3

Респондент 3

29

16

4

Респондент 4

11

19

5

Респондент 5

18

19

6

Респондент 6

26

13

7

Респондент 7

23

30

8

Респондент 8

9

11

9

Респондент 9

26

14

10

Респондент 10

21

16

11

Респондент 11

17

18

12

Респондент 12

8

15

13

Респондент 13

10

28

14

Респондент 14

16

29

15

Респондент 15

10

26

Приложение 5

Результаты по Тесу-опросника личностной зрелости Ю.З. Гильбуха

Выборка

Экспериментальная группа

Мотивация достижений

Я-концепция

Чувство гражд. долга

Жизненная установка

Ппсих. близости с др.человеком

1

Респондент 1

9

-4

-9

2

-3

2

Респондент 2

6

12

6

12

4

3

Респондент 3

2

-9

-5

0

-1

4

Респондент 4

1

0

-1

8

1

5

Респондент 5

20

29

-4

15

11

6

Респондент 6

5

13

-8

5

-3

7

Респондент 7

16

19

10

9

13

8

Респондент 8

-21

-30

-13

-19

-18

9

Респондент 9

2

16

7

6

11

10

Респондент 10

6

2

-4

9

0

11

Респондент 11

-4

0

-4

0

-18

12

Респондент 12

1

-12

-1

-4

0

13

Респондент 13

6

-9

-1

0

-18

14

Респондент 14

-6

0

-9

0

-1

15

Респондент 15

0

2

10

2

4

Выборка

Контрольная группа

Мотивация достижений

Я-концепция

Чувство гражд. долга

Жизненная установка

Псих. близости с др.человеком

1

Респондент 1

23

31

10

28

6

2

Респондент 2

26

39

11

35

12

3

Респондент 3

26

17

10

16

9

4

Респондент 4

-2

4

-1

3

-1

5

Респондент 5

26

28

-5

22

11

6

Респондент 6

2

24

7

11

2

7

Респондент 7

13

11

-2

10

12

8

Респондент 8

15

18

10

13

-1

9

Респондент 9

1

8

6

16

-1

10

Респондент 10

13

14

2

15

6

11

Респондент 11

13

17

1

14

-3

12

Респондент 12

5

16

21

7

8

13

Респондент 13

21

20

7

22

8

14

Респондент 14

13

14

21

10

-3

15

Респондент 15

26

17

11

14

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19500. Типы взаимодействия с контроллерами 41 KB
  Типы взаимодействия с контроллерами. Центральное звено систем автоматизации микропроцессорный контроллер объединяет под этим названием ряд классов и типов универсальных микропроцессорных средств которые удовлетворяют запросам разных категорий заказчиков. По...
19501. Аппаратная реализация связи с устройствами ввода/вывода 167.5 KB
  Аппаратная реализация связи с устройствами ввода/вывода. Для организации взаимодействия с контроллерами могут быть использованы следующие аппаратные средства: COM порты. В этом случае контроллер или объединенные сетью контроллеры подключаются по протоколам RS...
19502. Программные средства для операторских станций в системе автоматизации управления производством (SCADA – системы) 28 KB
  Программные средства для операторских станций в системе автоматизации управления производством SCADA – системы Программные системы и пакеты прикладных программ обеспечивающие работу компьютерных операторских станций в литературе получили наименование SCADAпрогра...
19503. Характеристики SCADA – систем 34.5 KB
  Характеристики SCADA – систем 1. Общие данные SCADAпрограмм: фирмаразработчик; год первого выпуска и общий тираж характеристика опыта фирмы отработанности и популярности SCADAпрограммы; распространители в России и СНГ: примеры предприятий в России эксплуатирующ...
19504. Выбор SCADA – программы для конкретной системы автоматизации производства 33 KB
  Выбор SCADA – программы для конкретной системы автоматизации производства При выборе SCADAпрограммы для конкретного проекта необходимо вначале четко определить набор требований к характеристикам операторских станций. На их основе определяются требования к SCADAпрограмм...
19505. Этапы построения локальных систем автоматизации. Краткая характеристика этапов 24.5 KB
  Этапы построения локальных систем автоматизации. Краткая характеристика этапов. 1.Анализ технологического процесса как объекта управления выявление его существенных особенностей важных с точки зрения задач автоматизации. На этом этапе: – Определяется производ
19506. Методологические принципы проектирования АСУТП 27.5 KB
  Методологические принципы проектирования АСУТП Разработка проекта заключается в координации всей работы головной организацией несущей ответственность за внедрение АСУ в целом. Проект АСУТП – это модель будущей системы в терминах некоторых языков схемы т...
19507. Что называется автоматическим управлением? Структурная схема замкнутой системы автоматического управления 34 KB
  Что называется автоматическим управлением Структурная схема замкнутой системы автоматического управления Управление каким либо объектом это воздействие на него в целях достижения требуемых процессов или состояний. В качестве объекта можем рассматриваться люба...
19508. Принципы управления 51 KB
  Принципы управления Основные принципы автоматического управления. Рассмотрим 3 принципа. разомкнутое управление Принцип конденсации. Принцип обратной связи Разомкнутое управление Принцип разомкнутого управления. Обеспечивает достаточно в...