88978

Особенности консультирования по вопросам детско-родительских отношений

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка влияние существующей в ней системы внутрисемейных а также детско-родительских отношений. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов влияющих на становление личности ребенка...

Русский

2015-05-06

306 KB

26 чел.

Особенности консультирования по вопросам детско-родительских отношений
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое изучение консультирования детско-родительских отношений 5

1.1. Консультирование как вид психологической помощи 5

1.2. Особенности консультирования по вопросам детско-родительских отношений 10

1.3. Психологические особенности старших дошкольников 15

Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений 19

2.1. Организация и методы исследования 19

2.2. Анализ результатов исследования 19

2.3. Коррекционная программа в системе детско-родительских отношений 25

Заключение 30

Список литературы 32

Приложения 34


Введение

Актуальность. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития. Это определяет особую важность психологического консультирования детско-родительских отношений.  

Цель исследования – изучение особенностей консультирования детско-родительских отношений.

Объект исследования – детско-родительские отношения.

Предмет исследования – консультирование детско-родительских отношений.

Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что проведение консультаций положительно повлияет на детско-родительские отношения, являющиеся важным фактором формирования личностных качеств у ребёнка старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучение накопленного теоретического материала по проблеме консультирования детско-родительских отношений;

- подбор методического обеспечения исследования;

- анализ полученных экспериментальных данных;

- разработка рекомендаций.

Методологическая основа

Теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.С. Выготского, а также современных исследователей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, исследующих личность дошкольника и характер детско-родительского взаимодействия в семье.

Использовался опыт зарубежных авторов Р.У. Ричардсон, Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, В.Сатир, К. Флек-Хобсон, П.Скин, К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б.Е. Робинсон, занимающихся проблемой семьи и её влиянием на формирование личности ребёнка.


Глава 1. Теоретическое изучение консультирования детско-родительских отношений

1.1. Консультирование как вид психологической помощи

Психологическое консультирование – это профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации.

Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. Пациентом могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы в межличностных отношениях, семейном затруднении или проблемы в профессиональном выборе.

Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся, психологическое консультирование по проблемам, связанным с зависимостью от алкоголя и/или наркотиков и т.д.

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи состоят в следующем:

  1.  Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей. Психологическое консультирование стало использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.
  2.  Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.
  3.  Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.
  4.  Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент – здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.
  5.  Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.
  6.  Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.
  7.  Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии.

Но для определения методов консультирования все-таки нужно изначально определить ее цель. Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, всегда нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту деятельность, наметив задачи, последовательное осуществление которых приведет к желаемой цели. Это верно и для психологического консультирования.

Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному – в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать. В целом вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Все многообразие целей консультирования можно сформулировать примерно следующим образом:

  1.  Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
  2.  Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
  3.  Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
  4.  Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
  5.  Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-таки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 1).

Таблица 1 - Современные представления о целях консультирования

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Так имеет ли все-таки смысл говорить о каких-то универсальных целях консультирования, когда мы можем помогать клиенту и в стремлении к свободе, и в преодолении эмоциональных стрессов, и в обучении адаптивному поведению, и в поиске полноценного самовыражения? Возможен такой ответ на вопрос: цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные цели, а на другом — специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии — просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.

Цели консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консультирования. Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности. Именно в этом и будет заключена основная функция консультирования, а именно психологическая помощь клиенту.

1.2. Особенности консультирования по вопросам детско-родительских отношений

Содержание проблем детско-родительских отношений может быть очень разнообразным, от мелких детских капризов и упрямства в дошкольном детстве до полного непонимания и очень сильных негативных чувств в подростничестве и ранней юности.

Психологи-консультанты обычно выделяют следующие проблемы, с которыми обращаются родители:

- ссоры, грубость, замкнутость;

- ложь, воровство, уход из дома;

- непослушание, отказ выполнять требования родителей;

- закрытость, "уход в себя", потеря контакта с ребенком;

- конфликтные отношения с новыми партнерами родителей;

- лень, пренебрежение домашними обязанностями;

- конфликтные отношения с братьями и сестрами;

- отсутствие интересов, "компьютеромания";

- неприятие своей собственной внешности;

- излишняя стеснительность, несамостоятельность;

- проблемы общения с противоположным полом;

- нежелательные друзья, отсутствие друзей;

- неумение постоять за себя.

Как правило все эти проблемы, даже если на первый взгляд кажется, что они не касаются детско-родительских отношений, на самом деле так или иначе исходят из сложностей взаимоотношений родителей и детей.

А.Ш. Тазиева отмечает, что чаще всего за помощью обращаются родители, дети испытывают нужду в профессиональной помощи значительно реже и обращаются к психологу не раньше, чем в подростковом возрасте. Это понятно, так как, с одной стороны, малыши не осознают своих проблем, с другой стороны, даже подрастая и осознавая их, они не решаются до определенного возраста посягать на родительский авторитет. Поэтому нередки обращения за помощью уже взрослых «детей», имеющих свой родительский опыт.

Самым простым вариантом работы являются те случаи, когда за помощью обращаются родители с временно возникшими проблемами. Такие родители чаще всего не имеют серьезных внутриличностных проблем и сложностей в отношениях как друг с другом, так и с детьми. Они мотивированы на воспитание своих детей, но в силу занятости или психологической некомпетентности, недооценивают важность отношений с детьми. Факт их обращения к специалисту свидетельствует об актуальности решения назревших проблем. Самое важное в этих случаях со стороны консультанта - проявить понимание и проинформировать о психологических особенностях возраста и тех сложностях, которые могут возникать в связи с возрастом, а также способах их преодоления.

Гораздо большую сложность для консультанта представляют те случаи, когда проблемы отношений с детьми связаны с проблемами самого клиента.

Во многих психотерапевтических концепциях огромное значение придается тому, что не переработанный негативный опыт, может проявляться в проблематике детско-родительских отношений в нескольких вариантах. Во-первых, он может осложнять супружеские отношения. Эти сложности чаще всего не осознаются клиентом, но симптомом их выражения может быть негативное отношение к ребенку. Зачастую сложности супружеских отношений зачастую подменяются детско-родительской проблематикой. Во-вторых, негативное неосознаваемое отношение к себе может проецироваться на ребенка и мешать построению теплых эмоциональных отношений с ним.

Наконец, даже в тех случаях, когда клиент понимает, что сложности в отношениях с ребенком - это проекция его внутриличностных проблем, он «ничего не может с этим поделать», так как стереотипы поведения, сформировавшиеся за счет его собственного негативного опыта, оказываются стойкими и неподдающимися коррекции на осознаваемом уровне.

В случае неосознавания проблем клиентом задача психолога-консультанта в процессе работы максимально расширить зону осознавания, а в случае желания, но невозможности изменить свое поведение, постараться вместе с клиентом переработать его негативный опыт, формируя тем самым новое отношение к себе и к ребенку.

Работа с родителями строится по следующим направлениям:

- психологическое просвещение;

- психодиагностика;

- психологическое консультирование.

В психологическом просвещении родителей материалы консультаций меняются в зависимости от их запроса и учета возрастных особенностей детей.

Психодиагностическая работа проводится по запросу родителей, результаты используются в индивидуальном консультировании.

В консультировании очень важно не игнорировать знания, уже имеющиеся у родителей, а добавить в них дополнительные грани, акцентировать внимание на наиболее важных аспектах, создать возможность для восприятия фактов с разных точек зрения. В целом, психолог обладает большим диапазоном возможностей привнести нечто новое, полезное для родителей, конструктивное для развития, воспитания детей и взаимодействия с ними.

В решении проблем детско-родительских отношений важен факт прихода на консультацию второго родителя и самого ребенка (чаще всего подростка). В связи с этим Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. выделяют несколько вариантов работы:

Вариант 1. Оба родителя и подросток обращаются за консультацией. В том случае, если родители осознают трудности, возникающие в семье в связи с взрослением ребенка, адекватной формой помощи является семейное консультирование.

Вариант 2. Подросток и родители обращаются за помощью, но основная проблема заключается не в их взаимоотношениях, а в трудностях подростка вне семьи (например, в общении с друзьями, учителями и т. д.). В дальнейшем работа проводится с самим подростком (диагностика и консультирование). Задачей психолога является выяснение обоснованности жалоб и принятие решения об адекватной форме психологической помощи (например, в виде участия в тренингах общения, индивидуального консультирования или психотерапии). Родители могут быть привлечены для работы в параллельной родительской группе либо приглашены на консультацию отдельно от ребенка.

Вариант 3. Родитель обращается за психологической помощью по поводу проблем ребенка, но сообщает при этом, что последний не мотивирован сотрудничать с психологом. В такой ситуации наблюдается нарушение взаимоотношений и утрата доверия между родителем и ребенком. Рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем. Психологу необходимо выяснить причины амбивалентных чувств к ребенку, уточнить характер недовольства родителя. В то же время, постепенно завоевывая доверие подростка, психолог должен переориентировать его на более искреннее и честное взаимодействие с родителем. После этого их можно объединить и проводить совместное консультирование, обучая способам разрешения конфликтных ситуаций и т. п.

Вариант 4. Родитель обращается по поводу проблем ребенка, однако при взаимодействии с ним выясняется, что в психологической помощи нуждается он сам. При достижении ребенком подросткового возраста у родителей могут актуализироваться как тревога расставания, страх одиночества, страх надвигающейся старости, так и их собственные нерешенные подростковые проблемы (сепарация, индивидуация и обретение идентичности). В данной ситуации необходима психологическая работа с родителем.

Вариант 5. Полная потеря контакта и взаимного доверия между подростком и родителями. Ребенок отказывается идти в консультацию, так как воспринимает всех взрослых (родителей, педагогов, консультанта) как преследователей. Важно понять, что лежит в основе такой реакции и каков вклад родителей в такое поведение ребенка. Соответственно, здесь консультативная работа проводится с родителем (родителями).

Важной задачей на начальном этапе консультирования является установление контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе. Подросток соглашается на общение с психологом только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения психолога с подростком с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и путей ее разрешения.

Таким образом, если семья обращается за психологической помощью, важно определить локус ее психологических проблем:

индивидуальные проблемы одного из членов семьи (когнитивные, эмоциональные, поведенческие нарушения, личностные расстройства ребенка или одного из родителей;

- проблемы в супружеской подсистеме;

- проблемы в детско-родительской подсистеме;

- проблемы в семейной системе в целом.

Таким образом, психологическое консультирование по вопросам детско–родительских отношений имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса. Его содержанием становится психологическое сопровождение родителей в сложные периоды взаимоотношений с ребенком. Формирование продуктивного отношения к ребенку у родителя, принятие его проявлений, обретение веры в свои силы и желание преодолевать трудности, восстановление разрушенных связей и ответственности членов семьи друг перед другом.

1.3. Психологические особенности старших дошкольников

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В дошкольном возрасте у детей запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать.

В дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Н.Н. Поддьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста.

Особенности поэтапного развития различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет).

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

На основании данного психологического портрета дошкольника от рождения к концу старшего дошкольного возраста он обладает определенными чертами, которые являются основными характеристиками данного возрастного этапа и формируют условия перехода на следующую ступень развития ребенка. Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Детский интеллект уже в старшем дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. К концу старшего дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей гендерной идентичности.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальной обусловленностью развития каждого ребенка. Можно привести ряд психологических характеристик старших дошкольников, но все они будут описывать конкретного индивида и характеризовать определенные личностные качества ребенка. Однако, данная характеристика тенденций общего развития дошкольника, вплоть до старшего дошкольного возраста позволила определить уровень развития каждого из познавательных процессов, которого достигает старший дошкольник в своем развитии.

Поэтапность развития познавательной и поведенческой сфер дошкольника позволил проследить переход от одних видов к другим и уровень, на котором находится старший дошкольник в своем развитии. Учет характерологических черт и типичных психологических портретов личности старшего дошкольника позволяет определить зону ближайшего развития ребенка и его готовность к обучению в школе.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих дошкольнику управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение содержанием требований взрослых посредством «словесных инструкций, знаковых средств».

Таким образом, для педагогической и психологической практики данное знание является основополагающим для построения работы с ребенком старшего дошкольного возраста.


Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений

2.1. Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе МДОУ Детский сад №17 «Алёнка». В исследовании приняли участие: группа детей 20 человек (10 мальчиков, 10 девочек), и группа родителей 20 человек (10 мам и 10 пап). Возрастная граница детей от 6лет 2мес. до 6лет 7мес.

В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик:

Для исследования детско-родительских отношений нами был использован тест - опросник ОРО (опросник родительского отношения) авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.

Для исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста нами была использована методика «Лесенка», «Какой Я», проективная методика «Рисую себя».

На основном этапе исследования проведена первичная диагностика, сбор, обработка и анализ полученных данных по методикам. Для анкетирования и тестирования был подготовлен раздаточный и тестовый материал в виде анкет, опросников, бланков, рисунков, писем. Применялись следующие методы психолого-педагогического исследования: анализ литературных источников, продукты детского творчества, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

На заключительном этапе интерпретировались оформлялись результаты исследования, формулировались выводы.

2.2. Анализ результатов исследования

При изучении особенностей родительского отношения получены следующие данные.

Таблица 1

Результаты родительского отношения

№ п/п

Тип родительского отношения

Значение у мам

(%)

Значение у пап

(%)

1

Принятие – отвержение

36%

38%

2

Кооперация

29%

25%

3

Симбиоз

16%

17%

4

Авторитарная гиперсоциализация

11%

13%

5

Маленький неудачник

8%

7%

Таким образом, мы выяснили, что в опрошенной нами группе мам чаще всего встречается тип родительского отношения «Принятие – отвержение» (36%). Тип родительского отношения мам «Кооперация» встречается реже – 29%, тип «Симбиоз» встречается еще реже - 16%, тип «Авторитарная гиперсоциализация» встречается еще реже - 11%, тип родительского отношения мам «Маленький неудачник» - встречается очень редко - 8%.

Т.е. мамам нравится ребёнок таким, какой он есть. Она уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы.

Полученные результаты можно изобразить графически.

Рис. 1 - Результаты родительского отношения мам

В опрошенной нами группе пап чаще всего встречается шкала родительского отношения «Принятие – отвержение»

38%. Тип родительского отношения пап «Кооперация» встречается реже - 25 %, тип родительского отношения пап «Авторитарная гиперсоциализация» встречается еще реже – 17%, тип родительского отношения пап «Маленький неудачник» - встречается очень редко - 13% и реже всего встречается тип родительского отношения пап «Симбиоз» - 7 %.

Т.е. папе нравится ребёнок таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы.

Полученные результаты можно изобразить графически.

Рис. 2 - Результаты родительского отношения пап

При обработке игры-теста «Почта» были получены следующие результаты

Анализ по тесту «Почта» в котором каждый ребёнок выражал своё эмоциональное оценочное отношение к каждому из адресатов и распределял письма-послания по собственному усмотрению показал следующее, а именно положительное отношение к маме и бабушке в 60% случаев; противоречивость чувств ребёнка к маме в 30%; негативное отношение к маме в 10%. Индифферентное (эмоционально невыраженное) отношение ребёнка к папе в 25%; противоречивое отношение в 20%; негативное отношение в 15%; положительное отношение в 40%.

При обработке методики «Лесенка» нами были получены следующие результаты.

Таблица 2

Результаты исследования самооценки по тесту «Лесенка» в группе детей

п/п

Ф., И детей

Кол-во баллов

Уровень самооценки

1

Никита Ч.

3

низкая

2

Даниил Р.

7

средняя

3

Олег А.

6

средняя

4

Оля А.

4

низкая

5

Софья Б.

5

средняя

6

Софья В.

3

низкая

7

Наташа В.

10

высокая

8

Коля В.

7

средняя

9

Света Д.

2

низкая

10

Маша З.

6

средняя

11

Саша К.

5

Средняя

12

Настя Н.

1

Низкая

13

Игорь Л.

9

Высокая

14

Даша М.

3

Низкая

15

Рома М.

5

Средняя

16

Ваня П.

7

Средняя

17

Гена П.

2

Низкая

18

Полина П.

8

Высокая

19

Денис Е.

6

Средняя

20

Андрей К.

5

Средняя

Таким образом, при обработке теста «Лесенка» получены результаты детей: высокий уровень самооценки выявлен у 15 % опрошенных, средний уровень - у 50 %, низкий уровень самооценки выявлен у 35 % опрошенных. Т.е., в группе детей, преобладает средний уровень самооценки.

Полученные результаты можно изобразить графически.

Рис. 3 - Результаты уровня самооценки тесту «Лесенка»

При изучении самооценки по тесту «Какой я?» нами были получены следующие данные.

Таблица 3

Результаты исследования самооценки по тесту «Какой я?»

п/п

Ф. И. детей

Баллы

Уровень самооценки

1

Никита Ч.

2

низкая

2

Даниил Р.

6

Средняя

3

Олег А.

5

Средняя

4

Оля А.

4

Низкая

5

Софья Б.

6

Средняя

6

Софья Б.

4

Низкая

7

Наташа В.

8

Высокая

8

Коля В.

6

Средняя

9

Света Д.

3

Низкая

10

Маша З.

7

Средняя

11

Саша К.

4

Низкая

12

Настя Н.

2

Низкая

13

Игорь Л.

10

Высокая

14

Даша М.

1

Низкая

15

Рома М.

5

Средняя

16

Ваня П.

6

Средняя

17

Гена П.

3

Низкая

18

Полина П.

9

Высокая

19

Денис Е.

5

Средняя

20

Андрей К.

7

Средняя

Полученные результаты можно изобразить графически.

Рис. 4 - Результаты уровня самооценки по тесту «Какой я?»

самооценка самосознание ребенок дошкольный

При содержательном анализе полученных рисунков, необходимо отметить следующее.

Рисунки детей с высоким уровнем самооценки отличались большими размерами фигур, пропорциональностью, хорошо прорисованными деталями, фигура на листе была расположена высоко.

Рисунки выполнены в соответствии с нормами психического развития детей данного возраста.

Увеличенный по отношению к фигуре в целом размер головы, лицо повернуто в фас. На лице хорошо прорисованы глаза, рот, нос, уши.

Рисунки детей со средним уровнем самооценки отличались средними размерами фигур, не всегда соблюдалась пропорциональность, не всегда прорисовывались деталями рисунков. В целом рисунки выполнены в соответствии с нормами психического развития детей данного возраста.

Размер головы средний, лицо повернуто чаще всего, влево. На лице недостаточно хорошо прорисованы глаза, рот, нос, уши.

Рисунки детей с низким уровнем самооценки отличались маленькими размерами изображения своей фигурки, у них была нарушена пропорциональность, детали не всегда прорисованы.

В целом рисунки выполнены не в соответствии с нормами психического развития детей данного возраста.

Таблица 4

Результаты исследования самооценки по тесту «Рисую себя»

п/п

Ф., И детей

Кол-во баллов

Уровень самооценки

1

Никита Ч.

1

Низкая

2

Даниил Р.

5

Средняя

3

Олег А.

7

Средняя

4

Оля А.

2

Низкая

5

Софья Б.

6

Средняя

6

Софья В.

4

Низкая

7

Наташа В.

8

Высокая

8

Коля В.

6

Средняя

9

Света Д.

3

низкая

10

Маша З.

5

Средняя

11

Саша К.

7

Средняя

12

Настя Н.

3

Низкая

13

Игорь Л.

8

Высокая

14

Даша М.

1

Низкая

15

Рома М.

7

Средняя

16

Ваня П.

6

Средняя

17

Гена П.

3

Низкая

18

Полина П.

10

Высокая

19

Денис Е.

5

Средняя

20

Андрей К.

7

Средняя

Таким образом, при обработке теста «Рисую себя» получены результаты: высокий уровень самооценки выявлен у 15 % опрошенных, средний уровень - у 50 %, низкий уровень самооценки выявлен у 35 % опрошенных. Т.е., в группе детей, преобладает средний уровень самооценки.

Полученные результаты можно изобразить графически.

Рис. 5 - Результаты уровня самооценки тесту «Рисую себя»

2.3. Коррекционная программа в системе детско-родительских отношений

На формирующем этапе эксперимента, который проводился в течение 8 недель, предложена программа коррекции детско-родительских отношений.

Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормальному взаимодействию».

Занятия необходимо проводить 1 раз в неделю, в течение 4 часов. Весь курс составляет 8 занятий.

Задачи программы:

1. Сформировать представление об основных компонентах двустороннего общения.

2. Научить родителей реагировать на неприемлемые с их точки зрения формы поведения детей с помощью высказываний, ограниченных только выражением своих чувств.

3. Помочь родителям осознать значение собственного поведения и своих чувств для ребенка, и изменить восприятие собственного ребенка.

4. Развивать способность к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми (умение контролировать свои эмоции и их внешнее проявление, способность к эмпатии и идентификации в процессе межличностного взаимодействия.

5. Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

6. Ознакомить родителей с основными особенностями развития личности дошкольника и причинами возможных отклонений в поведении.

Результатом программы должно стать построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми путем повышения их сензитивности к детским переживаниям, приобщения родителей к базовым знаниям о потребностях и поведении детей; развития навыков коммуникации в процессе межличностного общения.

Программа включает три основных этапа, различающихся по своим задачам и продолжительности:

I этап – ориентировочный (2 занятия);

II этап – объективирование трудностей (3 занятия);

III этап – реконструктивно-формирующий (3 занятия);

IV этап – обобщающе-закрепляющий.

В начале и в конце цикла занятий проводятся совместные занятия родителей с детьми с целью диагностики и коррекции нарушений детско-родительских взаимоотношений. Специфическими эффектами участия родителей в данной программе являются повышение их сензитивности к чувствам и переживаниям детей на основе более адекватного представления о детских возможностях, ликвидация психолого-педагогической некомпетентности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком, осложнение жесткого контроля со стороны родителей и навязывания ими своей воли.

Тематический план занятий коррекционной программы

№ занятия

Цель

Краткое содержание

Упражнения

Первый этап – ориентированный (занятия)

№1

Знакомство:

– снижение эмоционального напряжения;

– создание положительного эмоционального настроения;

– инвентаризация проблем.

Знакомство с группой; формирование взаимного доверия.

Освоение правил функционирования группы.

Знакомство с принципом безоценочного принятия.

Инвентаризация проблем, которые возникают с детьми в процессе общения.

Обсуждение проблем по вопросам.

Упражнения.

Обмен впечатлениями

Игра «Знакомство – имя»

Упражнение «Идеальный родитель и ребенок»

№2

Представление об особенностях развития личности ребенка и причинах возникновения эффекта непослушания.

Способствовать осознанию собственных стереотипов в воспитании ребенка. Обсуждение проблем по вопросам.

Упражнение «Смена ролей».

Обсуждение и обмен чувствами.

Упражнение «Ассоциации»

Упражнение «Я рад(а)»

«Поводырь и слепец»

Упражнение «Смена ролей»

Упражнение «Дерево»

Упражнение «Восковая палочка»

Второй этап – объективирование трудностей

№3

– эмоциональное отреагирование родителями чувств и переживаний связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия с детьми;

– формирование продуктивного образа родителя и ребенка;

– обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях;

– тренаж эффективных речевых сообщений родителей, адресованных ребенку;

– диагностика внутриличностных и межличностных проблем

Обучение родителей навыкам расслабления, успокоения и саморегуляцию через выполнение серии упражнений.

Обучение умению слушать партнера по общению.

Осознание «дистанции» в воспитании ребенка.

Обобщение предыдущих упражнений.

Заполнение таблицы «Сам и вместе с ребенком»

Упражнение «Озеро покоя»

Упражнение «Снятие напряжения в 12 типах»

Упражнение «Мое самое спокойное место»

Упражнение «Вселенная»

Упражнение «Истинные и ложные утверждения» Упражнение «Ты – сообщения»

Упражнение «Позиция сверху и снизу»

Упражнение «Соперничество»

№4

– диагностика уровня восприятия чувств ребенка в коммуникации.

– обучение способам активного слушания.

– обучение навыку декодирования чувств ребенка

Разбор контрольных ситуаций взаимодействия с ребенком.

Правила поведения диалога по способу активного слушания.

Отработка навыка ведение «активного» диалога.

Заполнение таблицы «Восприятие чувств ребенка».

Обмен мнениями и чувствами о ходе занятия. После её заполнения проводится анализ уровня восприятия родителями чувств ребенка.

Ответы на вопросы родителей

Упражнение «Я прав»

Упражнение «Передача хлопков по кругу»

Упражнение «Восприятие чувств ребенка»

№5

– определение эффективности речевых сообщений родителей, адресованных детям;

– реконструкция коммуникаций между родителями и детьми;

– отработка навыка декодиро-вания чувств ребенка.

Психологическая разминка (напряжение – расслабление).

Обсуждение.

Знакомство с типами типичных способов коммуникации родителей с детьми.

Разрывание коммуникативных установок по схеме.

Работа с таблицей

Игра «Восковая палочка»

Третий этап – реконструктивно-формирующий

№6

– обучение способам выхода из конфликтных ситуаций;

– дальнейшее осознание собственных чувств и установок по отношению к ребенку;

– обучение вербальным и невербальным способам эффективного самовыражения;

– расширение сферы осознания чувств и переживаний и конгруэнтности поведения

Обучение способам «Я – сообщения». Тренажер конгруэнтных вербальных и невербальных сообщений

Правило «Я – сообщения» и «Ты – сообщения».

Тренинг эффективного вербального общения в коммуникации родитель – ребенок.

Заполнение таблицы «Я – сообщения».

Тренажер выражения конгруэнтных эмоций, чувств, поведения и «Я – сообщений».

Анализ ошибок.

Обмен чувствами.

Упражнение «Нестандартное приветствие»

Упражнение на развитие пантомимических способностей самовыражения.

№7

Знакомство с техникой конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Работа с убеждениями родителей.

Разыгрывание конфликтных ситуаций.

Знакомство с пятишаговой моделью конструктивного разрешения конфликта на примере конкретной ситуации.

Разыгрывание ситуации.

Обмен чувствами.

Вопросы родителей.

Упражнение «Я хочу сегодня.

№8

Диагностика общения родителей с детьми.

Приветствие: «Я рад(а) что сегодня…».

Дискуссия: методы и правила дисциплины, авторитетность и авторитарность родителей; какими по форме должны быть правила дисциплины.

Обмен впечатлениями.

Упражнение «Сильные стороны моего ребенка».

Упражнение «Когда мне легко и сложно общаться с ребенком, то я…».

Заключительный этап – обобщающе-закрепляющий. Обсуждение итогов занятий в кругу в форме беседы по вопросам.

В начале и в конце цикла занятий проводятся совместные занятия родителей с детьми (или совместные консультации).

Итогом коррекционной работы должно быть проведение совместных развлечений, игр для детей и их родителей, что вызывает интерес и желание взрослых и в дальнейшем принимать участие в подобных мероприятиях.

  


Заключение

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.

Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и как следствие накладывает определённый отпечаток на личность дошкольника.

Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой "задел" на будущее.


Список литературы

  1.  Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005. – 395 с.
  2.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007. – 387 с.
  3.  Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. - М., 2004. – 374 с.
  4.  Гозман Л.Я., Эткин Э.В. Семейная педагогика. - М., 2006. – 376 с.
  5.  Гордон А. Популярная педагогика. - М., 2004. – 406 с.
  6.  Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - Минск, 2004. – 408 с.
  7.  Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2006. – 499 с.
  8.  Коробейников И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. - М., 2006. – 396 с.
  9.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 2006. – 470 с.
  10.  Петровский А.В. Теоретическая психология. - М., Новая школа, 2006. – 485 с.
  11.  Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2004. – 374 с.
  12.  Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 2005. – 438 с.
  13.  Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М., 2006.
  14.  Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2005. – 348 с.
  15.  Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 2006. – 296 с.
  16.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2005. – 656 с.


Приложения

Опросник родительского отношения (ОРО) Варга Я.А. и Столин В.В.

Опросник состоит из пяти шкал:

  1.  «Принятие – отвержение». Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным, неудачливым. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, обиду, раздражение, досаду. Он не доволен ребенком, не доверяет и не уважает его.
  2.  «Кооперация». Социально-желательный образ родительского отношения. Содержание этой шкалы: родитель заинтересован в делах и планах своего ребенка, сочувствует и старается помочь ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
  3.  «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка. По своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  4.  «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, мыслями, чувствами.
  5.  «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель досадует на неуспешность и неумелость ребенка. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей в жизни и строго контролировать его действия. Текст опросника представлен в приложении 1.

Полученные результаты подверглись обработке, согласно нормам по каждой шкале.

Тест–игра «Почта» помогает выявить эмоциональное отношение ребёнка к членам своей семьи, а также уверенность – неуверенность в родительской любви.

Ход игры: Ребенку предлагается роль «почтальона», разносящего письма адресатам — членам своей семьи. Диагностическая задача состоит в том, что ребенок должен выразить свое эмоционально оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение дошкольником такой задачи не требует от него ни умственного напряжения, ни обязательного участия речи, т. к. он получает готовое содержание посланий.

Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что делает? (Ребенок отвечает) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам». При этом перед мальчиками ставится игрушка — машина, «груженая» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме, папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других членов твоей семьи». Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи детей и взрослых. Отобранные фигурки легко устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой — свой почтовый ящик.

«В нашей игре пожелал еще участвовать Незнакомец, — сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигуру Незнакомца. — В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких».

Чтобы предупредить механическое раскладывание писем «по очереди» в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения «адреса» (короткой фразы на конверте): Подумай: к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».

Чтобы у ребенка не возникало сомнений, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным «адресом». Располагается такая фраза-«адрес» на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.

Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее, ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тестовой ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.

В игре используется 20 писем, из них 10 — с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:

1. Этого человека я люблю.

2. Этого человека я не люблю.

3. Об этом человеке я скучаю.

4. Об этом человеке я не скучаю.

5. С этим человеком я люблю играть, читать.

6. Иногда я боюсь этого человека.

7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.

8. На этого человека я часто сержусь.

9. Этому человеку мне нравится помогать дома.

10. К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью.

Другие 10 содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлении):

1. Этот человек меня любит..

2. Этот человек меня не любит.

3. Этот человек всегда веселый.

4. Этот человек на меня злится и сердится.

5. Этот человек меня всегда жалеет.

6. Этот человек часто наказывает меня и ругает.

7. Этот человек часто играет со мной.

8. Этот человек никогда не играет со мной.

9. Этот человек самый добрый, хороший.

10. Этот человек всегда все запрещает мне.

Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тестовой ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.

При обработке данных учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и с отрицательной направленностью.

Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю». «Этого человека я не люблю». «Этот человек меня любит» «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью, информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщения с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый, хороший», веселый», «...часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.

Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», — такой факт говорит об эмоционально не выраженном отношении к данному лицу (индифферентное). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью»; «Этот человек никогда не играет со мной» и др.

О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним, естественно, будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д.

Адресованность одному и тому же лицу писем, как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.

Кто то из детей может адресовать послания «я… люблю», «...меня любит» эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объема любви и привязанности из числа близких людей.

Анкетирование и беседа с родителями позволяют выявить личностные качества детей, проблемы и поведенческие трудности, которые им присуще в кругу семьи, увидеть детей глазами родителей. В первой анкете родители описывали особенности развития ребёнка до поступления в детский сад и особенности детского поведения с начала посещения детского сада, отмечали кто занимается воспитанием в семье и к кому ребёнок наиболее привязан, какие трудности встречают в поведении и в воспитании ребёнка и как их решают.

Во второй анкете выявлялись личностные качества, которые присуще конкретному ребёнку. В форме перечисления личностных качеств, таких как агрессивный, глупый, инициативный, несдержанный, болтливый, весёлый, приветливый, упрямый, конфликтный, способный, хитрый, активный, общительный, честный, грубый, пассивный, послушный, трудолюбивый, наглый, своевольный, аккуратный, беззащитный, ответственный, замкнутый, лидер, ленивый, равнодушный, скромный, неряшливый, дерзкий, застенчивый, злой, внимательный, невоспитанный, исполнительный, отзывчивый, доверчивый.

Родители описывали портрет личности сына или дочери путём выбора из предложенных характеристик. В анкете было задание – составить личностный профиль ребёнка, для этого нужно было выбрать пять самых ярких качеств ребёнка, а в конце отметить кем, по мнению родителей является их дошкольник: идеалом, личностью, ребёнком-исключением, ребёнком-раздражением, ребёнком, как все.

Тест «Лесенка».

Изучение особенностей самооценки и соотношения реального и идеального «Я» проводили с помощью методики «Лесенка».

Инструкция: «Давайте нарисуем на листе бумаги небольшую лесенку всего из 7 ступенек. Вот такую: (лесенка демонстрируется детям, представлена в приложении 2). На самой низшей ее ступени стоят плохие (злые, завистливые) мальчики и девочки, которые живут в нашем городе, на второй — чуть- чуть получше, на третьей — еще чуть-чуть получше, а вот на самой верхней ступеньке стоят самые хорошие (добрые, умные) мальчики и девочки. Скажи, на какой ступеньке стоял бы ты. Нарисуй себя на этой ступеньке, или поставь «крестик», или «галочку».

Анализ результатов.

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным, отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети: не могут быть хорошими постоянно уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условия начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам. Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности; важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в, его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Ребенку была представлена нарисованная на бумаге лесенка с семью ступеньками («лесенка» представлена в приложении), где средняя ступенька имеет вид площадки, и объяснялось задание по следующей инструкции: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя и объясни почему.

После того как ребенок сделал пометку, ему задавался следующий вопрос: «Ты такой на самом деле или ты хотел бы быть таким?», «Покажи, а на какой ступеньке ты сейчас». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама?»

В процессе обследования учитывалось, как ребенок выполняет задание: испытывает ли он колебания, раздумывает, как аргументирует свой выбор. Полученные результаты заносились в протокол. С детьми исследования проводились в индивидуальном порядке. Поочередно предлагались три вышеуказанные методики. Полученные результаты фиксировались в протокол. Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов — высокий, 7 - 5 баллов — средний, 4 - 1 балла — низкий.

Методика «Какой я?» Эта методика предназначена для определения самооценки ребенка дошкольника. Пользуясь протоколом (представлен в приложении), ребенку задавались вопросы, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности (список качеств находится в приложении). Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставлялись в колонках протокола, затем переводились в баллы.

Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов.

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Протокол к методике «Какой Я?»

п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

Иногда

не знаю

1

Хороший

2

Добрый

3

Умный

4

Аккуратный

5

Послушный

6

Внимательный

7

Вежливый

8

Умелый (способный)

9

Трудолюбивый

10

Честный

Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов — высокий, 7 - 5 баллов — средний, 4 - 1 балла — низкий.

Проективная методика «Рисую себя». Ребенку предоставлялся лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры на выбор и предлагалось нарисовать себя. Время работы не ограничивалось, дополнительных инструкций не следовало. Обработка результатов рисунка проводилась по следующим параметрам:

  •  декорирование рисунка отражают внутреннее ощущение ребенком самого себя (оценивалось по 3 баллам);
  •  количество используемых цветов отображает эмоциональную окраску ребенка по отношению самого к себе (оценивалось по 3 баллам);
  •  расположение рисунка по высоте листа показывает занимаемое ребенком место: низкое, среднее, высокое (чем выше рисунок, тем больше балл, оценивалось по 3 баллам);
  •  размеры тела отображает самопроявление себя: маленький размер – ограниченность и т.д. (оценивалось по 3 баллам).
  •  общая сумма баллов по рисунку.

Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов — высокий, 7 - 5 баллов — средний, 4 - 1 балла — низкий.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9550. Основи організації та несення вартової служби 477 KB
  Основи організації та несення вартової служби В мирний час особовий склад виконує лише одне бойове завдання - це несення вартової служби, яке вимагає від особового складу точного дотримання всіх положень, визначених Статутом гарнізонної...
9551. Несення вартової служби 226.5 KB
  Несення вартової служби. Розвід добового наряду. Розвід добового наряду (варт) проводиться з метою перевірки готовності варт до несення служби, переходу їх у підпорядкування щойно призначених чергових та їх помічників, надання вартам права змі...
9552. Материальное сходство и родство языков. Основные принципы сравнительно-исторического языкознания 24.5 KB
  Материальное сходство и родство языков. Основные принципы сравнительно-исторического языкознания. В XIX веке появляется сравнительно-исторического языкознания, идея которого заключалась в сравнении языков для установления их исторических корней и оп...
9553. Генеалогическая классификация языков 32.5 KB
  Генеалогическая классификация языков I. Индоевропейские языки. 1. Славянские: восточные - русский, украинский, белорусский западные - польский, чешский, словацкий, верхне- и нижнелужицкий (на юге ГДР) южные - болгарский, македонски...
9554. Экономический рост и типы экономического роста 76 KB
  Повышение ставок налога, как средства внутреннего долга, может подорвать действие экономических стимулов, развитие производства и снизить естественное превращение многих программ, но самое главное может, усилит социальное напряжение...
9555. Дыхательный отдел периферического речевого аппарата 35 KB
  Дыхательный отдел периферического речевого аппарата Дыхательный отдел периферического речевого аппарата составляет энергетическую основу речи, обеспечивая так называемое речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, ...
9556. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 15.95 KB
  Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В гимнастике основное внима...
9557. Дыхательные движения 15.01 KB
  Дыхательные движения Дыхательные движения - это циклические (ритмические, вдох - выдох) изменения объёма грудной клетки за счет работы дыхательных мышц и эластичности аппарата внешнего дыхания. Вдох и выдох ритмически сменяют друг друга, обеспечивая...
9558. Упражнения для тренировки речевого дыхания 15.59 KB
  Упражнения для тренировки речевого дыхания Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления. В...