88981

Образование СССР: причины, этапы, альтернативные проекты

Курсовая

История и СИД

Минуло почти чуть более 20 лет как распался Союз Советских Социалистических Республик. Событие глобального масштаба, перевернувшего не только внешнюю и внутреннею политику бывших советских республик, но и дальнего окружения современной Российской Федерации.

Русский

2015-05-06

83.41 KB

2 чел.


Образование СССР: причины, этапы, альтернативные проекты.

       Минуло почти чуть более 20 лет как распался Союз Советских Социалистических Республик. Событие глобального масштаба, перевернувшего не только внешнюю и внутреннею политику бывших советских республик, но и дальнего окружения современной Российской Федерации.

   Чтобы понять, как это случилось, что произошло надо проанализировать причины, этапы и альтернативные проекты создания самого большого в мире многонационального государства – СССР.

   На наш взгляд, проанализировать не только объективные (зависящие от волеизъявления народа), но и субъективные (зависящие от понимания отдельных исторических личностей форм и методов создания государственного образования).

    Итак, излагаем суть дела по порядку.

   Причинами создания СССР явилось правомерное желание правящей партии-большевиков во главе с В.И. Лениным, а затем сменившим его И.В. Сталиным, создать новое государство, где в правовом порядке осуществляются права и свободы пролетариата и трудового крестьянства.

   Кстати, один из классов, победившей в революции Октября 1917 года, по общей своей численности – трудовое крестьянство, по мнению В.И. Ленина и И.В. Сталина, должен был бурно приветствовать решения пролетариата по национальному вопросу, не вмешиваться в формы и методы его решения.

 Иными словами, большинство (трудовое крестьянство) должно слепо выполнять решения меньшинства (пролетариата). Без сомнений, без высказывания своей точки зрения, без споров по национальному вопросу.

   На реализацию точки зрения по национальному вопросу играло правильное понимание главой победоносного пролетариата и крестьянства – В.И. Лениным основных стратегических (на десятилетия вперед) и тактических (сегодняшних) приемов решения национального вопроса и реализации его в рамках государства.

  С безусловной поддержкой этого курса его приемником – И.В. Сталиным.

  Во всем ли был прав В.И. Ленин? Скажем сразу – на тот момент, на ситуацию начала XX века, на имеющиеся разногласия и противоречия между классами – был прав. На ситуации, выходящие на десятилетия вперед – не всегда прав. Но имел по этому поводу свое мнение.

     По мнению, недавнешних исследователей, Ленин был личностью выдающейся-он был «марксистпублицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог  и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель СССР, первый председатель СНК СССР. Сфера основных политико-публицистических работ — материалистическая философия, теория марксизма, критика капитализма и его высшей фазы: империализма»2.

     Иными словами, сам Ленин владел методологией:

- марксизма;

- журналистики;

- был основателем нового революционного учения;

- идеологической работы;

- основания государственности нового типа. Он умел объективно понимать философию, критиковал капитализм и высшую его стадию-империализм. По их мнению, он был лучшим из лучших.

  

      Похоже на правду?! Вряд ли. Не наша задача, ругать В.И.Ленина. Наша задача- после ухода руководителя с помощью архивов, разобраться что о нем говорилось и писалось правильно, а что являлось наносным, преувеличенным.

  Без внятного закона «Об архивах» и сроках опубликования закрытых архивных документов – приходится догадываться, что и почему умалчивается.

    Приведем ряд примеров. Их суть в том, что интеллектуальные способности личности зависят не только от его способностей, а и от того кто он в системе, например, образования. Это касается и национальности.

        Цитируем – «Владимир Ильич Ульянов родился в 1870 году в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова (18311886), — сына бывшего крепостного крестьянина села Андросово Сергачского уезда Нижегородской губернии Николая Ульянова (вариант написания фамилии: Ульянина), женатого на Анне Смирновой — дочери астраханского мещанина (по версии советской писательницы М. С. Шагинян, происходившей из рода крещёных калмыков). Мать — Мария Александровна Ульянова (урождённая Бланк18351916), шведско-немецкого происхождения по матери и, по разным версиям, украинскогонемецкого или еврейского — по отцу. 3

    Дедом Владимира по матери был, по одной из версий, еврей, принявший православие, Александр Дмитриевич Бланк.

   

      По другой версии, он происходил из семьи немецких колонистов, приглашённых в Россию Екатериной II). Известная исследовательница семьи Ленина М. Шагинян утверждала, что Александр Бланк был украинцем»4.

     « И. Н. Ульянов дослужился до чина действительного статского советника, что в Табели о рангах соответствовало военному чину генерал-майора и давало право на потомственное дворянство.

В 18791887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, которой руководил Ф. М. Керенский, отец А. Ф. Керенского, будущего главы Временного Правительства (1917). В 1887 году окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета. Ф. М. Керенский был очень разочарован выбором Володи Ульянова, так как советовал ему поступать на историко-словесный факультет университета ввиду больших успехов младшего Ульянова в латыни и словесности»5. .

      Об  революционной убежденности В.И. Ленина сомневается зарубежный историк –Ричард Пайпс, когда говорит:» В Ленине-юноше удивляет как раз то, что, в отличие от большинства своих современников, он не выказывал никакого интереса к общественной жизни.

      В воспоминаниях, вышедших из-под пера одной из его сестёр до того, как железная лапа цензуры легла на всё, что писалось о Ленине, он предстаёт мальчиком чрезвычайно старательным, аккуратным и педантичным, — в современной психологии это называется компульсивным типом.

   

      «Он был идеальным гимназистом, получал отличные оценки практически по всем предметам, включая поведение, и это год за годом приносило ему золотые медали. Его имя было в начале списка окончивших курс гимназии. Ничто в скудных сведениях, которыми мы располагаем, не говорит о бунте — ни против семьи, ни против режима.

        Фёдор Керенский, отец будущего политического соперника Ленина, бывший директором гимназии в Симбирске, которую посещал Ленин, рекомендовал его для поступления в Казанский университет как «замкнутого» и «необщительного» молодого человека»6.

        Об этом пишет и будущий противник Ленина- Ф.М. Керенский, подчеркивая  желание В.И. Ленина иметь о себе хорошее мнение.

     «Ни в гимназии, ни вне её, — писал Керенский, — не было замечено за Ульяновым ни одного случая, когда бы он словом или делом вызвал в начальствующих и преподавателях гимназии непохвальное о себе мнение».

Ко времени окончания гимназии в 1887 году у Ленина не было «определённых» политических убеждений»7

    Было ли единство во взглядах по национальному вопросу у В.И. Ленина и у И.В. Сталина?

     Надо сказать, что и Ленин и Сталин в теории говорили, например, о нации –одно, а на практике –делали то, что было нужно «по революционному закону».      

    По известному определению Сталина, «нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». 8

     Если нет хотя бы одного из указанных признаков, то о нации уже говорить нельзя, а приходится вести речь о расе или национальности. Например, «можно представить людей с общим «национальным характером», и все-таки нельзя сказать, что они составляют одну нацию, если они экономически разобщены, живут на рваных территориях, говорят на разных языках и т. д. Таковы, например, русские, галицийские, американские, грузинские и горские евреи, не составляющие, по нашему мнению, единой нации»9.

Ленин поэтому не советовал «хвататься за сионистскую идею еврейской нации»10, подчеркивая, что эта идея «совершенно ложная и реакционная по своей сущности»11.

   В настоящее время в связи с образованием на определенной территории государства Израиль возникла израильская нация, но в нее не входят те евреи, которые проживают на территориях других государств. «Совершенно несостоятельная в научном отношении идея об особом еврейском народе реакционна по своему политическому значению...

      Идея еврейской национальности противоречит интересам еврейского пролетариата, создавая в нем прямо и косвенно настроение, враждебное ассимиляции, настроение «гетто»12.

    Надо сказать, что и в вопросе самоопределении народов В. Ленин также придерживался двойственного мнения:

- он в условиях буржуазного государства стоял за право на отделение от него трудящегося народа;

- в условиях победы революции он об этом умалчивал.

    

     Так например, в его фундаментальных трудах "Государстве и революции", "О праве наций на самоопределение", вышедшей в 1914 г. ,давая ответ на вопрос, что представляет собой вообще "право наций на самоопределение", вождь отмечал, что "под самоопределением наций разумеется государственное отделение их от чуженациональных коллективов, разумеется образование самостоятельного национального государства"13

       А что по национальному вопросу говорил И.В. Сталин? Известно, что до февральской буржуазно-демократической революции 1917 года национальная политика РСДРП(б) строилась на двух основных принципах: право наций на самоопределение и пролетарский интернационализм. Большевики были унитаристами. Сталин также не был сторонником федерации, о чём свидетельствует его наиболее известная дореволюционная работа по национальному вопросу «Марксизм и национальный вопрос», вышедшая в свет в начале 1913 года.

        Даже после Февральской революции руководители большевиков придерживались прежних взглядов. 28 марта 1917 года в «Правде», действительно, была опубликована статья Сталина «Против федерализма», в которой он полемизировал с позицией эсеровской газеты «Дело народа», где отстаивалось «федеральное государство». Сталин утверждал, что «неразумно добиваться для России федерации, самой жизнью обречённой на исчезновение»14.

      Именно поэтому альтернативным теориям, на место и роль нового государства в 1920-1922 гг. не было.

       Так же много вопросов возникает и по биографии И.В. Сталина. Цитируем источник советского периода о «лучшем ученике» В.И. Ленина.

     Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия — Джугашви́ли, груз. იოსებ ჯუღაშვილი;6 [18] декабря 1878 (по официальной версии 9 (21) декабря 1879), Гори, Тифлисская губерния, Российская империя — 5 марта 1953, Волынское, Кунцевский район, Московская область, РСФСР, СССР) - российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель. С конца 1920-х — начала 1930-х годов до своей смерти в 1953 году Сталин единолично руководил Советским государством.15

    Интересны   версии о начале жизни И.В. Сталина.

    Он родился в грузинской семье (в ряде источников16 высказываются версии об осетинском происхождении предков Сталина) в городе Гори Тифлисской губернии и был выходцем из низшего сословия17.

При жизни Сталина и долгое время после его смерти считалось, что он родился 9 (21) декабря 1879года, однако позднее исследователи18установили иную дату рождения Иосифа —6 (18) декабря 1878 года — и дату крещения 17 (29) декабря 1878 года.19.

      

      Сталин имел телесные дефекты: сросшиеся второй и третий пальцы на левой ноге, лицо в оспинах20. В1885 году Иосифа сбил фаэтон21, в результате чего мальчик получил сильную травму руки и ноги, и вследствие этого левая рука не разгибалась до конца в локте и поэтому казалась короче правой.

    Вопросов по И.В.Сталину, как и по В.И.Ленину –много, очень много. Приведем пример. В сентябре 1894 года Иосиф сдал приёмные экзамены и был зачислен в православную Тифлисскую духовную семинарию.

    Там он впервые познакомился с марксизмом и к началу1895 года вступил в контакты с подпольными группами революционных марксистов, высланных правительством в Закавказье.

     Впоследствии сам Сталин вспоминал: «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе».22

По мнению английского историка Саймона Себаг-Монтефиоре, Сталин был чрезвычайно одарённым учеником, получавшим высокие оценки по всем предметам: математике, богословию, греческому языку, русскому языку. Сталину нравилась поэзия, и в юности он сам писал стихи на грузинском языке23, привлёкшие внимание ценителей.

    В 1931 году в интервью немецкому писателю Эмилю Людвигу на вопрос «Что вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей?» Сталин ответил : «Нет. Мои родители обращались со мной совсем неплохо. Другое дело — духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма…»24.

    Скажем честно, что-то не верится, что духовная жизнь семинарии толкнула И.В. Сталина на путь революционной борьбы.

    Представляется, что имея теоретическое, но не  практическое (а откуда было ему взяться?) представление о сути национального вопроса и В.И. Ленин, и И.В. Сталин, образно говоря, делили территорию страны - бывшую территорию Российской империи по принципу «территориальной революционной необходимости», а еще точнее - делили территорию страны и людей, живущих на ней, интуитивно.

      На примере будущих среднеазиатских республик мы можем себе это представить.

     В 1924—1925 годах границы существующих государственных образований на территории Средней Азии были полностью пересмотрены в соответствии с теорией самоопределения народов и национальной автономизации. При этом далеко не всегда принимались во внимание существовавшие социально-хозяйственные комплексы.

     Так, территория Ферганской долины (в значительной мере соответствовавшая бывшему Кокандскому ханству) была разделена между собственно Узбекской ССР, Таджикской АССР в её составе (Худжанд), и Кара-Киргизской АО в составе РСФСР (Ош).

    Земли, примыкавшие к оазису с севера и также исторически входившие в Кокандское ханство, были переданы Киргизской АССР (Чимкент, Аулие-Ата). С повышением статуса автономий территория оказалась разделённой между четырьмя союзными республиками.

Территория бывшего Хивинского ханства была разделена между Узбекской ССР (Новый УргенчХива), Каракалпакской АО (Кунград) и Туркменской ССР (ТашаузКуня-Ургенч). и октябрьский район.

Из многочисленного спектра тюркоязычных народов и племён были выделены киргиз-кайсаки (позже казахи), кара-киргизы (позже киргизы), каракалпакиузбеки и туркмены как центры этнической консолидации. Территория сплошного ирано-язычного заселения была консолидирована вокруг таджикского национального самосознания.25

Принадлежность территории

До размежевания

После размежевания

Туркестанская АССР

Амударьинская область

Кара-Калпакская АО

Джетысуйская (Семиреченская) область

Киргизская АССР
Кара-Киргизская АО

Самаркандская область

Узбекская ССР

Сырдарьинская область

Киргизская АССР
Узбекская ССР

Туркменская (Закаспийская) область

Туркменская ССР

Ферганская область

Кара-Киргизская АО
Таджикская АССР
Узбекская ССР

Хорезмская НСР

Киргиз-Каракалпакская АО

Кара-Калпакская АО

Туркменская АО

Туркменская ССР

Узбекская АО

Узбекская ССР

Бухарская НСР

Туркменская АО

Туркменская ССР

Остальная часть

Таджикская АССР
Узбекская ССР

Размежевание прошло и дальше. Оно касалось отрезка времени в 15 лет: октября 1924 года – декабря 1936 года.

     Именно это время когда Советская власть укреплялась на территории Средней Азии.

Разве победы Советской власти, даже в военном плане в национальном вопросе, а точнее в вопросе - могли вызвать какие-то сомнения?

      У тех, у кого не было земельных наделов – никогда. В нижестоящей таблице эти данные представлены.

Итак, дальнейшее развитие национальных образований после размежевания в 1925-1936 годах  представлено следующим образом:26

Дата

Казахстан

Каракалпакстан

Узбекистан

Таджикистан

Киргизия

Туркмения

октябрь 1924

Киргизская АССР в составе РСФСР

Узбекская ССР

Таджикская АССР в составе Узбекской ССР

Кара-Киргизская АО в составе РСФСР

Туркменская ССР

16 февраля 1925

«„

Каракалпакская АО в составе Киргизской АССР

“»

«„

“»

«„

19 апреля 1925

Казакская АССР в составе РСФСР

Каракалпакская АО в составе Казакской АССР

“»

«„

“»

«„

25 мая 1925

“»

«„

“»

«„

Киргизская АО в составе РСФСР

“»

1 февраля 1926

«„

“»

«„

“»

Киргизская АССР в составе РСФСР

«„

16 октября 1929

“»

«„

“»

Таджикская ССР в составе Узбекской ССР

«„

“»

5 декабря 1929

«„

“»

«„

Таджикская ССР

“»

«„

20 июля 1930

“»

Каракалпакская АО в составе РСФСР

«„

“»

«„

“»

20 марта 1932

«„

Каракалпакская АССР в составе РСФСР

“»

«„

“»

«„

5 декабря 1936

Казахская ССР

Каракалпакская АССР в составе Узбекской ССР

“»

«„

И.В. Сталин –был авторитетным большевиком. Даже в среде его вождей. Об этом красноречиво говорят, занимаемые им государственные и партийные должности. Мы приведем их по порядку.

        Даже по сравнению с В.И. Лениным, И.В. Сталин выглядел импозантно в годы гражданской войны. В первом советском правительстве России получил должность народного комиссара по делам национальностей РСФСР (27 октября/9 ноября 1917 - 6 июля 1923), принимал участие в обороне г. Царицына и военных действиях на Южном фронте. Входил в состав членов Реввоенсовета Республики (8 октября 1918 - 8 июля 1919, 18 мая 1921 -1 апреля 1922), а также периодически включался в Реввоенсоветы фронтов. Член ЦК КП(б) Украины (22 октября 1918 - 1 марта 1919), член Заграничного бюро ЦК КП(б) Украины (октябрь 1918 - март 1919).

      При создании высших партийных органов после VIII съезда партии избирался членом Политбюро ЦК РКП(б) (25 марта 1919 - 5 октября 1952) и Оргбюро ЦК РКП(б) (25 марта 1919 - 5 октября 1952).27

    Гранитной уверенностью от незаменимости И.В. Сталина веяло и его назначения после окончания гражданской войны.

    Среди его должностей –та, которая дала Сталину всю государственную и партийную власть – глава партии.  

        Избранный 3 апреля 1922 г. Генеральным секретарем ЦК РКП(б), Сталин занимал должность секретаря до самой смерти. В период 1922-1930 гг., ЦК утверждал его в качестве генерального секретаря путем формального голосования на пленумах, но после XVII съезда партии (1934) такая практика была отменена.

      Сталин формально никогда не покидал поста генерального секретаря, но вопрос продолжал ли он считать себя занимающим эту должность в 1934-1953 гг. остается открытым. Партийные документы в этот период Сталин неизменно подписывал как «секретарь ЦК».28

   На наш взгляд, победу над В.И. Лениным, именно в национальном вопросе, роковую роль сыграл этот факт.

     Советский Союз, как фактор государственности, назрел и прошел в своем развитии ряд этапов.

    Первый этап (1922-1925 гг.)– правовое закрепление фактора государственности. 

      29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов РСФСРУССРБССР и ЗСФСР был подписан Договор об образовании СССР. Этот документ был утверждён 30 декабря 1922 года I-м Всесоюзным съездом Советов и подписан главами делегаций. Эта дата и считается датой образования СССР, хотя Совет Народных Комиссаров СССР (Правительство) и наркоматы (министерства) были созданы только 6 июля 1923 г.

  

      Формально в состав СССР первоначально входили только 4 союзные республики, однако некоторые другие республики уже имели договорные отношения между собой, поэтому реально картина межгосударственных отношений на момент образования СССР выглядела следующим образом:

-Российская СФСР

-Закавказская СФСР

-Армянская ССР

-Азербайджанская ССР

-Нахичеванская СР

-Грузинская ССР

-ССР Абхазия

-Украинская ССР

-Белорусская ССР

      В последующие годы произошло упорядочивание этой системы.

    Второй этап (1925-1936 гг.)- национально-территориальное размежевание народов Средней Азии, когда  были ликвидированы де-юре Бухарская Советская Социалистическая Республика и Хорезмская Советская Социалистическая Республика (образованные после установления просоветской власти в бывших вассалах Российской империи Бухарском эмирате и Хивинском ханстве), на их месте были образованы новые союзные республики. Для Нахичеванской Советской Республики был определён статус АССР. Закавказская СФСР была расформирована, непосредственно входившие в неё ССР получили статус союзных, а ССР Абхазия (договорная с Грузией) понижена в статусе до АССР.

      

         Третий этап - (1936— июнь1941 гг.).

    Его характерными чертами являлись:

- острая политическая борьба за власть;

-авторитарные методы руководства, использовавшиеся И. В. Сталиным для установления режима единоличной власти;

- проведение форсированной индустриализации и коллективизации.

   Подчеркнем, что именно в третий период становления СССР вступает в действие система сталинских репрессий, ее вторая волна (первая волна - борьба с инакомыслием внутри самой партии, которая характеризовалась изгнанием и дальнейшим изничтожением бывших соперников во власти), направленная на изгнание инакомыслия уже не в партии, а в повседневной жизни народных масс.

     Для реализации ее вводится система Главных Управлений лагерями, ужесточается внешняя и внутренняя политика, начинается тоталитарная экспансионная политика с вынесением неограниченных полномочий органам безопасности на завоёванных территориях и с соответствующими совершаемыми военными преступлениями (Катынский расстрел и другие).

       Закономерно, что этот этап завершился четвертым этапом-(июль 1941-1945 гг.),

характеризующим  военную составляющую новой российской государственности.

Здесь характерны послевоенные споры российских и зарубежных историков о том, как  и почему мы 70 лет назад одержали победу над «коричневой чумой» XX века.

    Не будем их приводить, но подчеркнем ряд на ,наш взгляд, важных моментов.

 

       Во-первых, решения бывшего советского руководства по  стратегическому укреплению обороноспособности страны, в послевоенное время вызвало напряженность между Российской Федерацией и странами Прибалтики и Финляндией. Мы имеем в виду 1939 год.

      Известно, что  в 1939 году были заключены советско-германские договоры (в том числе так называемый пакт Молотова — Риббенторпа), поделившие сферы влияния в Европе, в соответствии с которыми ряд территорий Восточной Европы определялся как сфера интересов СССР. В начале Второй мировой войны в 1939 году произошло присоединение к СССР входивших на тот момент в состав Польской Республики Западной Украины и Западной Белоруссии; это территориальное изменение расценивается по-разному: и как «возвращение», и как «аннексия». Уже в октябре 1939 года город Вильно и Виленская область были переданы Литве.

  Во-вторых, двойственный характер отношений с предвоенной Финляндией, нынешнему российскому руководству во главе с В.В. Путиным и сейчас не улучшает жизнь.  Мы имеем в виду, что надуманный советской стороной конфликт, приведший к советско-финской войне 1939-1940 гг., неудачные боевые действия Советских Вооруженных Сил, развевали миф о непобедимости Красной Армии, навевали тяжелые мысли о том, как будет проходить будущая война с фашистской Германией и ее союзниками.

     В-третьих, готовность населения к войне, как считал И.В. Сталин, определяется лояльностью к государственному строю. Противовес нелояльности – депортация части населения, которое вряд ли в будущей войне будет проявлять в борьбе с захватчиками храбрость и героизм.

   

     В 1941—1945 годах ряд народов были депортированы с мест своего традиционного проживания. В 1944—1947 годах в состав СССР вошли:

-Тувинская Народная Республика, получившая статус автономной области в составе РСФСР;

-Северная часть Восточной Пруссии, вошедшая в состав РСФСР как Калининградская область;

-Закарпатье (Закарпатская область УССР);

-Печенга, перешедшая в состав Мурманской области;

-Южный Сахалин и Курильские острова, образовавшие Южно-Сахалинскую, а в послевоенные годы Сахалинскую область в составе Хабаровского края РСФСР.

   В-четвертых, на последнем этапе войны (1944-1945 гг.), освобождая Европу, Сталин создавал «санитарный кордон» против США и Великобритании – так называемую, систему социализма. Она явилась началом «холодной войны» 1947-1990 годов.

В-пятых, вторая мировая и Великая Отечественная война подтвердила на тот момент жизнеспособность СССР.

    Война нанесла большой ущерб всему населению Советского Союза, привела к гибели 26,6 миллионов человек, ликвидации огромного количества населения на занятых Германией территориях, разрушению части промышленности — с одной стороны; с другой — способствовала созданию значительного военно-промышленного потенциала в восточных регионах страны, возрождению церковной и религиозной жизни в стране, приобретению значительных территорий в виде мировой системы социализма.

И, наконец, к сожалению, в- шестых, - в идеологическом плане воины мы победу над фашизмом не одержали.

   События сегодняшнего дня на Украине тому подтверждение. К сожалению, это факт.

      

       Пятый этап (1946—1985 гг.)

Основными положительными чертами его являлись:

- демилитаризация экономики СССР, её восстановление в районах, пострадавших от оккупации;

- медленное восстановление сельского хозяйства. Тем не менее, уже в 1947 ситуация с продовольствием стабилизировалась, были отменены карточки на продукты питания и промышленные товары, проведена денежная реформа, позволившая стабилизировать финансовое положение;

- в Прибалтике и на Украине с ещё большим ожесточением возобновилась деятельность националистических организаций, в годы войны поддерживавших связи с нацистским подпольем или прямыми оккупантами. Эта ситуация была завершена во время «хрущевской оттепели»;

- после прихода Н.С. Хрущева к власти началась реабилитация жертв репрессий;

- создана первая в мире атомная электростанция (1954);

- запущен первый искусственный спутник Земли (1957);

- был совершен первый полет в космос  корабля с лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным (1961).

         Негативными чертами данного этапа являлись:

- после ухода с политической арены Н.С. Хрущева начался период « развитого социализма», автором которого являлся Л.И. Брежнев;

- выход системы сталинизма из рамок одной страны, который в соответствии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций СССР установил контроль над соответствующими оккупационными зонами в Германии и Австрии в 1945—1949 годах. Началось создание  Варшавского договора - военно-политический блока союзных СССР государств;

- подавление со стороны СССР инакомыслия в других социалистических странах (1956 год - войска СССР участвовали в подавлении восстания в Венгрии, 1960 год - начался дипломатический конфликт с Китаем, расколовший мировое коммунистическое движение,  в 1962 год - разногласия между СССР и США едва не привели к ядерной войне, 1968 год - армия СССР вошла в Чехословакию с целью подавления тенденции политических реформ).

Шестой этап - (1964—1985) - перестройка.

      В марте 1985 года, после смерти К. У. Черненко, к власти в стране пришёл М. С. Горбачёв. В 1985—1986 гoдах Горбачёвым и его единомышленниками в руководстве проводилась политика ускорения социально-экономического развития, которая заключалась в признании отдельных недостатков существовавшей социалистической системы и попытках исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки.

      После январского пленума 1987 года руководством страны были начаты более радикальные реформы: фактически, новой государственной идеологией была объявлена «перестройка» — совокупность экономических и политических преобразований.

     В ходе перестройки (со второй половины 1989 года, после первого Съезда народных депутатов СССР) резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также противостояние по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

     Главной причиной неприятия высшим руководством страны курса М.С. Горбачева явилось непонимание им практической  сущности перестроечной стратегии, особенно в 1985-1987 годах, волны реформирования перестройки уходили  то вправо, то влево. Неблаговидную роль сыграли и подхалимство М.С. Горбачева перед Западом.

 Практически ни один из руководителей Советского Союза, за исключением В.И. Ленина и И.В. Сталина, не внес ничего нового в теорию национального вопроса. Все они в своих трудах описывали национальный вопрос в тактическом, но не в стратегическом плане. Перечислим их.

    Юридически главой государства считался: с 1922 года — Председатель Президиума ЦИК СССР, с 1938 года — Председатель Президиума Верховного Совета СССР, с 1989 года — Председатель Верховного Совета СССР, с 1990 года — Президент СССР; во главе правительства — Председатель Совета Министров (Совета Народных Комиссаров) СССР, обычно занимавший в КПСС должность Генерального (Первого) секретаря ЦК КПСС (ВКП (б)).

     Из них наиболее влиятельных обычно называют семь или восемь (в зависимости от включения Г. М. Маленкова, который руководил правительством в 1953—1955 годах, не возглавляя КПСС) руководителей СССР за всю историю его существования: 4 председателя СНК (СМ) СССР (Ленин, Сталин, Маленков, Хрущёв) и 4 председателей Президиума ВС СССР (Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачёв). Горбачёв был также единственным президентом СССР.

     Председатели ВЦИК:

Л. Б. Каменев (с 27 октября (9 ноября) 1917),

• Я. М. Свердлов (с 8 ноября (21 ноября) 1917),

• М. И. Калинин (с 30 марта 1919).

Председатели Президиума Верховного Совета (Президиума Центрального Исполнительного Комитета) СССР:

• М. И. Калинин 1938—1946

• Н. М. Шверник 1946—1953

• К. Е. Ворошилов 1953—1960

• Л. И. Брежнев 1960—1964, первый (генеральный) секретарь ЦК КПСС в 1964—1982

• А. И. Микоян 1964—1965

• Н. В. Подгорный 1965—1977

• Л. И. Брежнев (1977—1982), первый (генеральный) секретарь ЦК КПСС в 1964—1982

• Ю. В. Андропов (1983—1984), генеральный секретарь ЦК КПСС в 1982—1984

• К. У. Черненко (1984—1985), генеральный секретарь ЦК КПСС 1984—1985

• А. А. Громыко (1985—1988)

• М. С. Горбачёв (1985—1991), генеральный секретарь ЦК КПСС в 1985—1991.

Президент СССР:

• М. С. Горбачёв 15 марта 1990 — 25 декабря 1991.

Председатели Совета Народных Комиссаров (с 15 апреля 1946 года — Совета Министров) СССР:

• В. И. Ленин (1922—1924)

• А. И. Рыков (1924—1930)

• В. М. Молотов (1930—1941)

• И. В. Сталин (1941—1953), генеральный секретарь ЦК ВКП (б) (КПСС) в 1922—1934

• Г. М. Маленков (март 1953—1955)

• Н. А. Булганин (1955—1958)

• Н. С. Хрущёв (1958—1964), первый секретарь ЦК КПСС в 1953—1964

• А. Н. Косыгин (1964—1980)

• Н. А. Тихонов (1980—1985)

• Н. И. Рыжков (1985—1991)

• В. С. Павлов (1991)

• И. С. Силаев (1991).

       Объективными и субъективными причинами распада СССР явились:

центробежные тенденции, присущие, по мнению некоторых каждой многонациональной стране;

репрессивный в целом характер советского общества (гонения на церковь, действия КГБ в отношении диссидентов, принудительный коллективизм);

господство одной идеологии, идеологическая зашоренность, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции);

растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.) Нелепые запреты и ограничения (на поездки за границу, на размер садового участка и т. д.) Постоянное отставание уровне жизни от стран «загнивающего» Запада;

ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, Чернобыльская авария, взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы;

снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;

моноцентризм принятия решений — только в Москве, что приводило к неэффекивности и потере во времени;

неспособность СССР выдержать гонку вооружений, победа «рейганомики» (en:Reaganomics) в этой гонке;

афганская война и непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, разорявшая бюджет;

неэффективная деятельность правителей — Брежнева и его преемников, реформаторская деятельность которых разорила экономику и испортила механизмы централизованной власти.

Заинтересованность западных государств в ослаблении СССР, подрывная деятельность западных спецслужб;

беспринципность центральных и республиканских властей, разваливших СССР из-за своих политических амбиций, борьбы за власть;

желание части политической и хозяйственной элиты разворовать страну по частям, выражаясь языком сторонников этой теории: «урвать лакомые куски собственности в обстановке анархии разваливающегося государства»;

межнациональные противоречия, желание отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику.

Список использованных источников

1.Под стягом России:  Сборник архивных документов. М., Русская книга, 1992.

2.Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994.

3.Российские предприниматели в начале XX века, М., 2004.

4.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Изд. 2. Брянск, 1996.

5.Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма. М., 1989.

6.Судебный отчет //Материалы /Военная коллегия Верховного Суда СССР -М.: Международная семья, 1997.

7.Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Пер. с франц. – Париж-Москва, 1994.

8.Хрестоматия по истории России. – М., 2000.

9.Энциклопедия заблуждений. История. – М., 2001.

10.Энциклопедия заблуждений. Война. – М., 2003.

11.Williamson, Gordon «The SS: Hitler’s Instrument of Terror», Brown Packaging Limited, 1994

12.Gerlach, Christian . «Kalkulierte Morde», Hamburger Edition, Hamburg, 1999

13.Эрлихман В. В. Потери народонаселения в XX веке. Справочник — М.: Издательский дом «Русская панорама», 2004

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленин,_Владимир_Ильич

3 Christopher Read. Lenin, Vladimir Ilich // Encyclopedia of Russian History / editor in chief James R. Millar.. — Thomson Gale, 2004. — Vol. 2 

4  Шагинян М. С. Семья Ульяновых: Очерки. Статьи. воспоминания. — М., 1959. — С. 683

5 Ленин: Жизнь и смерть / Роберт Пейн; Пер. с англ. О. Л. Никулиной; введ. авт.; от редакции. — 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2008

6 История России XX — начала XXI века / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин, С. В. Воронкова; под ред. Л. В. Милова. — М.: Эксмо, 2007.с.234. 

7 Керенский Ф.М. Русская революция: В 3 кн. Кн. 2. Большевики в борьбе за власть. 1917—1918. Глава 1. Ленин и истоки большевизма

8 И. Сталин. Соч., т.2, с.296, т.11, с.333

9 Там же, с.297

10 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т.8, с.27

11 Там же, с.72

12

13  Ленин В. И. Полн. собр. соч., Т. 25. С. 259.

14 Сталин И.В. Соч. Т. 3. — М. 1946. С. 25

15 Георгий Чернявский. Когда на самом деле родился Сталин и почему это важно. // Каскад, № 210, 26.03.2004.

16 Davrichewy J. Ah! Ce qu’on rigolait bien avec mon copain Staline. Paris, 1979

17 Iremaschuiili J. Stalin und die Tragodie Georgiens: Erinnerungen. В., 1932. p. 10-12, 28

18 Allilueva S. Only one year. N.Y., 1969., P. 360

19            Семанов С. Н., Кардашов В. И. Иосиф Сталин, жизнь и наследие. - М.: Новатор, 1997   

20           А. А. Чернобаев. Сталин Иосиф Виссарионович / Политические деятели России 1917 г. Биографический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 г.,

21  Рыбас С. Ю. Сталин. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия. 2010. — с. 29. (Серия: Жизнь замечательных людей)

22 Даниель Ранкур-Лаферриер / «Психика Сталина» / Програсс-академия. 1996 г. Москва, Стр. 68

23 Allilueva S. Only one year. N.Y., 1969., P. 360

24 Davrlchewy J. Ah! Ce qu’on rigolait bien avec mon copain Staline. P., 1979., P. 34

25 https://ru.wikipedia.org/wiki/Национально-территориальное_размежевание_в_СССР

26 https://ru.wikipedia.org/wiki/Национально-территориальное_размежевание_в_СССР

27 http://www.praviteli.org/ussr/ussr2/stalin.php

28 Чернев А.Д. 229 кремлевских вождей. Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК Коммунистической партии в лицах и цифрах. Справочник. М.: Редакция журнала "Родина", Научный центр "Руссика". 1996.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47147. Ответственность за экологический вред, принесенный источником повышенной опасности 67.18 KB
  Возмещение вреда причиненного источником повышенной опасности для окружающей среды характеризуется существенной спецификой. К объектам повышенной опасности ГК РФ относит средства механизмы электрическую энергию высокого напряжения атомную энергию взрывчатые вещества сильнодействующие яды и т. Обязанность возмещения такого вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином...
47148. Способи розпізнавання та класифікації помилок ТСП 67.5 KB
  Самые распространенные из них описываются ключевыми словами wire и reg соответственно. Однако следует помнить что средство синтеза не всегда реализует reg в виде триггера. Отличие wire от reg состоит в том что reg способен сохранять присвоенное значение работает как переменная в языках программирования а к wire требуется прилагать непрерывное воздействие driver. Существуют также wnd wor tri0 tri1 trind trior и trireg это цепь а не регистр для моделирования различных типов цепей wnd wired nd tri0 резистор к 0 trireg ...
47149. Международные системы стандартной нумерации изданий (ISBN, ISSN и пр.): сфера применения, состав, структура, расположение в издании и порядок присвоения. Штриховой код EAN 68 KB
  5301 Международная стандартная нумерация книг регламентирующих правила проставления международного стандартного номера книги Interntionl stndrd book number ISBN на книжные издания введенных в действие в январе 1988 г. ISBN позволяет издателям книготорговцам библиотекарям научным работникам признанным во всем мире способом беспрепятственно осуществлять распространение литературы в соответствии со спросом усовершенствовать поиск и заказ изданий весь цикл создания и доведения книги до потребителя. ISBN является обязательным...
47150. Организация как система 71.73 KB
  Xарактеристика организации как системы Организацией признается юридическое лицо которое имеет в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права нести обязанности быть истцом и ответчиком в суде. Организации могут быть формальными и неформальными. Неформальные организации также представляют группы людей. Различают простые и сложные организации.
47151. Государство, как институт общественной системы. Типология государства, «провалы» государства 68.4 KB
  Типология государства провалы государства. Типология государства провалы государства. Признаки государства как социального института: наличие власти в виде системы государственных органов учреждении и организаций. В структуре государства действует целый ряд социальных институтов с которыми люди постоянно соприкасаются в своей жизни: институты народного представительства осуществляющие в стране публичную власть.
47152. Себестоимость автотранспортных услуг 69 KB
  Организация маркетингового исследования на АТП. Конкурирующие предприятия – это АТП занимающиеся перевозкой аналогичного вида груза на той же территории. Целевой сегмент рынка должен отвечать следующим условиям: а Быть достаточно емким б Предоставлять возможности дальнейшего роста в Интенсивность конкуренции на нем должна быть относительно невелика г Характеризоваться некоторыми неудовлетворенными потребностями которое данное АТП может удовлетворить 3. Особенности формирования доходов АТП Доходами организации признается увеличение...
47154. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды 69.06 KB
  Как реакция на эту общественную потребность Законом Об охране окружающей природной среды гражданам было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Позже Конституция РФ также закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Какую информацию о состоянии окружающейсреды можно считать достоверной полной и своевременной Достоверной является неискаженная заведомо или по небрежности...