89036

Общая характеристика Конституции РФ 1993 года

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

История конституции Древний мир Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы устанавливавшиеся в древнегреческих полисах как правило особыми законодателями из которых наиболее известны законы Солона и Клисфена в Афинах.

Русский

2015-05-07

228.5 KB

14 чел.


Содержание

 Основные данные о работе

 Содержание

 Введение

 Основная часть

   1. История конституции

   2. Общая характеристика Конституции РФ 1993г

 Заключение

 Глоссарий

 Список использованных источников

 Приложения

 


Введение

1 История конституции

Древний мир

Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы, устанавливавшиеся в древнегреческих полисах, как правило, особыми законодателями, из которых наиболее известны законы Солона и Клисфена в Афинах. В Риме в роли такого законодателя выступил царь Сервий Туллий. Спартанская неписанная конституция приписывалась легендарному Ликургу (её истинный автор неизвестен). Конституционный характер в Спарте носила устно передававшаяся «Большая ретра» (постановление), гласившая: Пусть народ будет разделён на филы и обы, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила.

Средние века

Одной из самых старых и ныне действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который был принят ещё в 1600 году, при том что базировался этот закон на городском уставе, принятом ещё в 1300 году.

Новое время

Первая страница оригинального текста Конституции Соединённых Штатов

Самой первой конституцией является Статут Великого Княжества Литовского от 1529 года. Затем он дважды дополнялся в 1566 и 1588 годах. Статут Великого Княжества Литовского позже действовал в Речи Посполитой и затем в Российской Империи вплоть до 1840 года.

Первой всё ещё действующей номинальной конституцией (то есть документом, прямо объявляющим себя конституцией), по мнению некоторых украинских политиков[5], считается Конституция Полипа Орлика — правовой документ конституционного характера, оглашенный 5 апреля 1710 года в городе Бендеры (Османская Империя, ныне Молдавия, Приднестровье) по соглашению между гетманом Филиппом Орликом и несколькими старшинами, оставшимися верными ему после смерти гетмана Ивана Мазепы. Был составлен по аналогии с pacta conventa — избирательной капитуляцией избранного польского монарха. Первой конституцией в современном смысле этого понятия (то есть документ, описывающий и устанавливающий разделение властей и компетенцию каждой власти), является Конституция США, ратифицированная штатом Делавэр 7 декабря 1787 года. К первым писаным конституциям на Европейском континенте также относят Конституцию Речи Посполитой (принята 3 мая 1791 года) и конституцию Франции (принята 3 сентября 1791 года). Обе конституции просуществовали недолго, в Польше — из-за окончательного раздела страны, во Франции — из-за развития революционных событий.


Основная часть

1.1 Понятие Конституции

Каждая страна, считает себя цивилизованной, имеет свою Конституцию. Конституция необходима для современного государства потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех

основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство

Конституцию называют главным, основным законом государства. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, традиционных, существовавших еще в прошлом, и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Какие бы правовые вопросы нас ни интересовали — будь то из области гражданского или административного, семейного или трудового права — прямо или косвенно они выходят на Конституцию.

Коренные изменения в жизни общества влечет за собой существенное изменение в государстве и соответственно в конституции влияя на ход исторического процесса. Она выполняет роль регулятора всего процесса становления государства. Включает правовые нормы, обеспечивает общественные отношения между гражданином и обществом, закрепляет основы государственного строя, принципы организации государственного аппарата.

1.2 Сущность конституций

Конституция любого государства имеет свою социально-политическую сущность, Конституция представляет собой запись соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия в учредительном собрании, парламенте или избирательном корпусе.  

Конституция в государстве выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Это правовой акт высшей юридической силы, основной закон, своеобразный признак государственности и, в известном смысле, общества в целом

    Конституция закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти.  

Основным содержанием любой конституции являются четыре блока проблем:

- Сущность общественного строя и форма правления.

- Основы правового положения личности в государстве и обществе.

- Государственное устройство

.

- Структура верховной власти, система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Говоря о социально-политической сущности конституции, следует отметить, что конституция- это регулятор политических процессов в обществе.

Каждая конституция имеет кроме социально-политической, юридическую сущность, которая заключается:

• в особом ее содержании;

• высшей юридической силе;

• роли конституции как юридической основы текущего законодательства;

• принципах действия конституции;

• повышенной стабильности.

Наряду с юридической и социально-политической сущностью конституция имеет и свою цель– защищать и укреплять соответствующий общественный и государственный строй.

Античные мыслители употребляли термин «конституция» он обозначает установление, утверждение. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В наше время этим термином обозначают основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов власти, управления, суда, основные права, свободы и обязанности граждан.

Конституция – это важнейший и основной политико-правовой нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий основы устройства государства и его взаимоотношений с обществом и личностью.

Верховенство, высшая юридическая сила конституции находит свое выражение, во

-первых, она и выступает как закон, но не может быть поставлена в один ряд с другими, обычными законами, потому что, является главным, верховным, основным законом. Любой закон противоречащий или не соответствующий конституции, недействителен и подлежит отмене. Такое верховенство устанавливается не каким-либо другим законом, а самой конституцией.

Во-вторых, конституция носит учредительный характер, принимается народом, а ее установления носят первичный характер. Она регулирует основы общественного и государственного строя, служит основополагающим источником других отраслей права.

В-третьих, конституции принимаются, изменяются и отменяются в особом порядке, подчеркивающем их особую роль и значение.

В-четвертых, конституции определяют субъекты правотворчества, его порядок и процедуры.

В-пятых, конституцию обязаны соблюдать все государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения.

В-шестых, особое место конституции в системе национального законодательства обеспечивается, специальным механизмом ее реализации и охраны.

Многие современные демократические конституции являются нормативными правовыми актами прямого действия, и действие конституции проявляется не только через действие других законов и иных правовых норм, изданных на основе конституции, но и прямо, само по себе.  

Все субъекты права обязаны соблюдать и применять нормы конституции вне зависимости.  

Характерными чертами конституции являются также ее легитимность и стабильность.  

Легитимность конституции означает, она принята нормативным путем, признана обществом или его большей частью, большинством его представителей. Это — основа демократической власти, правовой системы и политики, источник их авторитета, уважения, признания, добровольного подчинения и соблюдения правовых норм.  

Стабильность отражает другое свойство конституции, состоящее в том, что установления, обычно носят более устойчивый, постоянный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям.

Из изложенного вытекает, конституция обладает тремя основными функциями:

• юридической – конституция – это закон для законов, она – главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений. Конституция основа всего правопорядка в стране.

• политической –конституция определяет устройство государства и служит правовой основой политической системы общества. Политическая функция конституции обеспечивает ее объединяющую роль в обществе.

• идеологической –именно в конституции в концентрированном виде отражается господствующая в обществе или принятая его руководящими силами социально-политическая доктрина, определенное мировоззрение.

1.3.Структура и содержание Конституций

Самая общая структура конституций включает: преамбулу; основную часть; заключительные, переходные и дополнительные положения; и приложения.

Преамбула, чаще всего в торжественно-декларативной форме отражает причины, принципы, цели и исторические условия принятия конституции, важнейшие нравственные начала государственной политики и др. Положения преамбулы несут большую политическую и идеологическую нагрузку, но, как правило, не имеют юридической силы. В ряде конституций преамбула отсутствует.

Основную часть конституции чаще всего составляют: общие нормы, важнейшие основы общественного и государственного строя; нормы об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о политико-территориальном устройстве государства; нормы о системе и статусе государственных органов, и взаимоотношениях между ними; о местном самоуправлении; об избирательной системе; о государственной символике и порядке изменения конституции.

Некоторые конституции начинают свою основную часть с других разделов. Расположение и наименование глав внутри разделов, посвященных организации и деятельности органов государственной власти, определяется принятой формой правления. В рамках конституций стран республиканской формы правления расположение глав в данном разделе чаще всего зависит от того, идет ли речь о президентской или парламентской республике: Вначале обычно дается глава о президенте, а во-вторых, глава о парламенте.

Заключительные, положения содержат обычно самые разные, разнохарактерные и разномасштабные нормы. Обычно ими устанавливается порядок вступления конституции в силу. Если это не урегулировано в основной части, то помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственной символике.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нормы, содержащиеся в переходных положениях, обозначаются не в виде статей, как сделано в основной части конституции, а виде параграфов, для того, чтобы показать их специфический характер. Подчас в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов. Дополнительные положения конституции также оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из правил, установленных конституцией регулирование отдельных частных вопросов.

Содержание конституции

Различное соотношение социально политических сил обусловливает не одинаковое социальное содержание конституции. Это конкретизация социальной сущности конституции. Социальное содержание отражает необходимое и случайное, несущественное в рамках однотипного общественного и государственного строя.  

Структура и содержание конституций по своей структуре и содержанию конкретные конституции чрезвычайно разнообразны, что отражает многообразные особенности исторического, политического, социально-экономического, этнического, конфессионального и иного развития соответствующей страны

Сегодня структуру и основное юридическое содержание конституций составляют нормы, закрепляющие:

1) основы общественного строя;

2) основы государственного строя;

3) основные права, свободы и обязанности личности;

4) систему органов государственной власти, их статус и основы механизма их деятельности и взаимодействия;

5) основы избирательной системы;

6) основы местного управления и самоуправления.

Содержание конституций определенным образом структурируется и получает свое выражение в структуре конституции, т.е. в принятом порядке их организационного построения, внутреннего согласования и расположения разделов, глав, статей и т.д. Не только в содержании, но и в структуре конституции отражается общий замысел законодателя и глубинный смысл основного закона.  

1.4.Формы и виды Конституций  

В науке конституционного права нет достаточно четкого и однозначного разграничения понятий «структура», «форма» и «виды» конституций. Так, форма конституции обычно определяется как способ организации заключенного в ней материала, т.е. конституционных норм. И в то же время структура конституции понимается как порядок ее организационного строения. Однако один и тот же вопрос о подразделении конституций на писаные и неписаные или на кодифицированные (консолидированные) например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. и некодифицированные (неконсолидированные) в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г. и комбинированные, понимается совокупность законов, судебных прецедентов и неписанных конституционных обычаев.

Форма конституции — это внешний способ ее выражения. В зависимости от формы различают два вида конституций: писаные, неписаные и смешанные.

Писаная конституция - это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов (например, в Израиле, Швеции), которые официально провозглашены основными законами данной страны.

Неписаная конституция, т.е. не зафиксированная в документах – это совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев, из-за последних такая конституция и называется неписаной. Они существуют временно после революций переворотов и т.д. В это время, как правило, сохраняют свое действие прежние акты текущего законодательства, если они не противоречат сущности и целям нового режима.

Встречаются конституции смешанного типа частично они писанные и включают парламентские законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Например, конституционное право Великобритании включает законы (статусы), Акт о Парламенте 1911 г., Акт о Палате общин 1978 г., судебные прецеденты, а также обычаи, именуемые конституционными соглашениями.

В марксизме-ленинизме классификация конституций, как известно, происходила, прежде всего, по природе и характеру закрепляемого в них общественного и государственного устройства и в связи с этим они подразделялись на буржуазные, социалистические и переходные

Более точной и распространенной в настоящее время является классификация конституций по закрепляемому в них политическому режиму на демократические, авторитарные и тоталитарные. Опыт показал, что конституции авторитарного и тоталитарного типа могут иметь место, как в капиталистических странах, так и в странах, которые ранее именовались социалистическими, а также в развивающихся странах.  

По способу, порядку принятия конституции делятся на октроированные (т.е. дарованные сверху, чаще всего главой государства — монархом) и «народные» (т.е. принятые на референдуме или представительным органом — парламентом, учредительным или конституционным собранием). Сегодня к числу октроированных конституций, которых в мире осталось сравнительно немного, относятся конституции Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Катара, Лихтенштейна и некоторых других стран. Подавляющее большинство конституций стран мира принимается иным, указанным «народным» путем.

Конституции могут классифицироваться по времени их принятия. Тогда их условно подразделяют на «старые» (или «старого (первого) поколения», т.е. принятые до XX в. или даже до его середины, до второй мировой войны (например, конституции США, Бельгии, Швейцарии,

Норвегии, Австрии, Австралии и др.), и «новые» (или «нового (второго) поколения»), т.е. принятые в послевоенный период (например, конституции Италии, Японии, ФРГ, Индии и др.). К числу вторых сегодня относят и десятки конституций новых, освободившихся от колониализма государств, а также конституции России и других самостоятельных государств, возникших в результате распада бывшего СССР и бывших Югославии и Чехословакии.

По порядку их изменения и дополнения конституции делятся на «гибкие» и «жесткие». Первые изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычное законодательство (например, Конституция Великобритании); а вторые — в более жестком, сложном порядке (например, голосованием, квалифицированным большинством или через референдум). Подавляющее большинство конституций стран мира носит «жесткий» характер (США, Россия, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Греция и др.). Более чем за 200 лет в Конституцию США было внесено лишь 27 поправок

По времени своего действия различают конституции постоянные и временные.

Постоянные — это те, которые имеют формально неограниченный срок своего действия, а временные — те, которые принимаются на определенный срок. Постоянные конституции могут неоднократно меняться (особенно в странах Латинской Америки), а временные (Ирак, ОАЭ) — действовать более четверти века. Временные конституции особенно распространены в переходные периоды после государственных переворотов.

    В современной науке конституционного права термин «конституция» употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая и конституция юридическая.

Фактическая конституция – это реально существующие основы общественно-политического строя, действительные положения личности в той или иной стране, которую не может не иметь в том или ином виде любое государство, независимо от того, имеет ли оно или нет конституцию как политико-правовой документ.

Юридическая конституция – это документ, основной закон, принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и особый объект, регулирования или это основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества.  

Как синоним термина «фактическая конституция» в зарубежных странах часто употребляется термин «социальная конституция» или конституция в материальном смысле слова, а вместо термина юридическая конституция» используется понятие «формальная конституция.       Высшая юридическая сила конституции означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они недействительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим представительным органом (парламентом) квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью. Квалифицированным большинством голосов осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений в конституцию, иногда для этого требуется и референдум.

Юридическая конституция может представлять собой один документ (это консолидированная, или кодифицированная, конституция). Законодательный акт, составляющий консолидированную конституцию, чаще всего так и называется: «конституция». Но в некоторых случаях применяется другая терминология: «политическая конституция» (Колумбия), «союзный конституционный закон»

(в Австрии — один из актов), «основной закон» (Германия). В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифицированная, конституция. В отдельных странах конституция включает не только собственно конституцию, но и некоторые другие основополагающие документы. Так, во Франции это конституция 1958 г., преамбула отмененной конституции 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В редких случаях под конституцией понимается совокупность законов, судебных прецедентов и неписаных конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия).

Это комбинированная конституция. Законы, считающиеся частью такой конституции (а в Великобритании их более 300), принимаются не в особом порядке (квалифицированным большинством), а обычным способом. В странах, где конституций нет (султанат Оман и др.), их роль выполняет священная книга мусульман — Коран. В некоторых странах Коран является частью «конституционного блока», будучи поставлен над конституцией и остальными его частями

(Иран, Саудовская Аравия и др.). Роль составной части конституции могут выполнять

политические декларации о целях и перспективах развития страны, принимаемые путем общегосударственного голосования граждан (например, Национальная хартия Алжира 1976 г., Хартия малагасийской социалистической революции 1975 г. и др.).

1.5. Учредительная порода Конституций

Конституцию, занимающую особое место в системе каждой страны, отличают от других правовых актов следующие черты):

1) особый субъект, который устанавливает конституцию, или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, то есть та сфера общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в неё поправок, специфические формы охраны и другие

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта конституции и поныне признаётся доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию».

Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. В СССР, например, это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года, проводившегося в течении 6 месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной Закон волей народа.

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обуславливает и вторую существенную черту понятия конституции - её учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким её высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством её учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Именно на признании Конституции в качестве проявления учредительной власти народа основываются особый порядок её принятия, верховенство, её роль во всей правовой системе государства, непререкаемость для всех учреждённых ею властей, в том числе и для законодательной.

Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что её предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в Конституцию по признаку её несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы не могут противоречить Конституции. Указы Президента не должны противоречить Конституции и законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции, законам, указам Президента.

У Конституции нет такого юридического «потолка».

Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие.  


2
Общая характеристика Конституции РФ 1993г

2.2 Сущность Конституции РФ.

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Конституционный строй – это организация государственной и общественной жизни, в которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, при этом человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а защита – основной обязанностью государства.

Конституция РФ -это целостная система принципов конституционного строя.

В первой группе можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация – часть мирового сообщества.

Вторая составляет основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. Это: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение – обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества.  К ним относятся следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Преамбула Конституции Российской Федерации начинается со слов "Мы, многонациональный народ Российской Федерации..." Выражения "многонациональный народ", "власть народа" постоянно встречаются в тексте Конституции Российской Федерации, но в ней нет понятия "класс", "классовое господство". Наоборот  в ней показаны  прямые запреты на разжигание социальной и иной розни. В статье 13 Конституции такой запрет адресован общественным объединениям, а в статье 29 – всем физическим лицам, включая граждан, иностранцев или лиц без гражданства, пребывающих на территории России. Также "внеклассовый" характер Конституции России показан  в ее положениях, посвященных свободе и правам человека. Здесь говорится о правах человека независимо от его социального статуса. В Конституции используются термины: "человек",

"личность", "гражданин", объединения граждан", "дети", "родители", "нетрудоспособные родители",

"население", "должностное лицо", "обвиняемый", "гражданин Российской Федерации, "иностранный гражданин", "лицо без гражданства" и др., но нет понятий "классы", "рабочие", "крестьяне", "классовая борьба" и пр.

В основе Конституции лежат взаимодействия интересов различных социальных слоев и групп населения, политических и этнических общностей формируемые общие для всего народа интересы, обусловливающие волю народа. Интересы многонационального народа России складывается в результате диалектического взаимодействия многообразия общества и перспективы его развития.

Конституция представляет собой продуманную модель организации социума, это определенная программа, которая носит юридически обязательный характер.  

Свойства программы действующей Конституции Российской Федерации выражаются в различных формах.

В преамбуле Конституции содержится положение о "стремлении обеспечить благополучие и процветание России", это, во- первых указание на конкретные цели, преследуемые Конституцией и ее нормами. Также термин-  "цель" встречается непосредственно в тексте Конституции в статьях 13 и 55, согласно которым к числу защищаемых ценностей относятся основы конституционного строя это- нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, обороноспособность страны и безопасность государства, как определенные критерии деятельности государства, его органов и должностных лиц.

   В Конституции так же закреплены такие положения, которые заключают в себе определенную программу. В статье 1 Конституции говориться, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. При этом и демократия, и правовое государство показано, не застывшее в своем развитии, а в постоянном   движении, процессе развития. Также в статье 7 еще более определенно выражен программный характер Конституции, согласно которой Россия есть социальное государство. Здесь записано  о том, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.  

Также в соответствии с представлениями ее создателей, нормы Конституции служат формированию необходимых предпосылок социально-исторического прогресса. И в стране возможна только та конституция, которая соответствует условиям ее социальной и политической жизни.

Юридическая конституция страны обычно соответствует фактической конституции, сложившейся в обществе с определенными конституционным отношениям. В противном случае любые . даже самые совершенные, юридические формулы останутся только на бумаге.  

   Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно его статье 3, является ее многонациональный народ". И далее определяются формы осуществления народом своей власти: непосредственно – через референдум и свободные выборы и опосредованно – через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также запрещается присвоение власти кем бы то ни было за исключением специально уполномоченных на то органов и должностных лиц.

Народ обладает учредительной властью, которая не может передаваться кому бы то ни было. Государственная же власть – законодательная, исполнительная или судебная – это власть, учреждаемая народом, действующая от имени народа, им уполномоченная

Народ передает государству не саму власть, а право на власть

Действующая Конституция России закрепляет принцип политического плюрализма и провозглашает свободу деятельности общественных объединений, регулирует отношения собственности, брака, семьи, образования, творчества, культуры и т.п. и тем самым устанавливает некоторые принципы и нормы организации и функционирования общества. И в силу этого она выступает основным законом не только государства, но и общества.

. Главной формой воплощения народовластия и гарантом демократического развития общества являются не исполнительная или судебная власть, не президент или правительство, а народное представительство. Именно в актах народного представительства выражается воля народа.

В условиях авторитаризма общество ставится в зависимость от личности президента. Энергичный и талантливый глава государства способен при этом более последовательно проводить социальные, экономические и политические преобразования.  

. Главное на современном этапе конституционного строительства Конституция должна быть основным правопорядком государственной и общественной организации взаимодействия людей и их объединений

Общество пришло к осознанию того, что не нужно выдумывать заманчивый образ будущего и потом навязывать его жизни.

Общество нуждается в том, чтобы в конституции были закреплены основные закономерности не только политического, но и экономического, социального и культурного развития общества и взаимодействия его структур.  

В контексте нового Основного Закона Российской Федерации речь идет прежде всего о конституционной регламентации суверенитета (народного, национального и государственного) с присущими ему суверенными правами и разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.  

Действующая Конституция Российской Федерации основывается на праве на власть, которым пользуются органы государства и должностные лица, осуществляя принадлежащие им по

Конституции и законам полномочия. Избирая депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации и т.п.- народ делегирует им не всю полноту своей власти. Согласно статье

135 Конституции Федеральное Собрание не вправе пересматривать положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. Оно обладает лишь конституционной властью действовать в соответствии с положениями Основного Закона, содержащимися в указанных главах Конституции, но не может менять их. Учредительная власть сохраняется за народом.

Согласно Конституции Российской Федерации учредительная власть принадлежит народу, он является единственным источником власти и носителем суверенитета (статья 3). Никакой орган или должностное лицо не могут претендовать на осуществление учредительной власти, которая выражается в том, что только народ может принять решение о конституционном проекте, одобрив либо отвергнув его, или избрать Конституционное Собрание (Учредительное собрание, Национальное собрание, конституанту), предоставив ему право на создание конституции. Но и в этом случае учредительная власть остается за народом, поскольку участники Конституционного Собрания остаются лишь представителями учреждающего народа. Конституционное Собрание может само принять новую Конституцию лишь при условии, что оно специально уполномочено народом на принятие Конституции. В противном случае проект Конституции выносится на всенародное голосование.

Таким образом, законодательная, исполнительная и судебная власть составляют фундаментальные основы конституционного строя и отражают природу и внешний облик политической и правовой организации общества.  

Новому видению социального и политического назначения конституции и современному мировому конституционному опыту соответствует закрепление в Основном Законе общих принципов организации и функционирования экономической, политической, социальной систем. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, конституционно признается равноправие разнообразных форм собственности.

В политической сфере с учетом современного опыта конституционного развития закреплено правовое государство, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, достаточно четкое разграничение функций государственных и общественных органов и организаций, политический и идеологический плюрализм.

Итого в Конституции закрепляются принципы гуманизма, взаимную ответственность общества и личности, обеспечение условий для развития социальной и интернациональной природы общества.  

Важнейшее место в Основном Законе занимают права и обязанности человека и гражданина, определяющие сферу индивидуальной автономии личности и закрепляющие взаимные обязательства государства и гражданина.  

Основными в системе общественных ценностей стали право на собственность, на свободу экономической деятельности, право на здоровую окружающую среду, свобода информации, право на подачу конституционной жалобы, обязанность платить налоги и др., что также нашло отражение в главах закона.

   Конституция также формирует механизм сочетания национальных ценностей и идеалов с процессами, характерными для современной цивилизации независимо от социальных, национальных или территориальных рамок, в которых она развивается.   В преамбуле Конституции Российской Федерации отмечается приверженность

многонационального народа Российской Федерации общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов и осознание себя частью мирового сообщества. Согласно статье 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы и, следовательно, непосредственно порождают обязанности государства, его органов и должностных лиц. Права и свободы человека и гражданина в РФ также признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17). Согласно статье 63 общепризнанные нормы международного права выступают критерием предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права, которые могут рассматриваться как юридическая форма выражения общечеловеческих целей, ценностей и интересов, имеют правообразующее значение и обязательны для Российского государства в той же мере, в какой они обязательны для всех других субъектов межгосударственных отношений. И Конституция России с большей или меньшей степенью формальной определенности выражает и на самом высоком юридическом уровне закрепляет основные цели и принципы внешней политики Российской Федерации, которые основываются на общепризнанных и общеобязательных началах международного общения.

2.2. Форма и структура Конституции РФ

В структуре конституции России на разных этапах отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики.  

В первых советских конституциях России отмечено несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, а потом он был включен в конституцию 1937 года в качестве одной из последних глав (гл. Xi).

В 1978 году раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.

    Российская Конституция как по форме, так и по содержанию существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте конституции предшествует главам об органах государственной власти.

Нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.

основное социальное содержание конституции российской федерации определяется ее принципами.

Основные принципы:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными ценностями общества и государства;

- народный суверенитет;

- государственный суверенитет;

- федерализм, разделение властей;

- экономическая свобода;

- многообразие форм собственности;

- единство экономического пространства;

- гарантирование местного самоуправления и другие.

Разумеется, конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало — в разных границах и при разных формах правления — многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой конституции. Вместе с тем конституция российской федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории.

   по своей структуре конституция 1993 года состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно конституцию и включает девять глав и объединяет 137 статей. Они называются:

1) основы конституционного строя;

2) права и свободы человека и гражданина;

3) федеративное устройство;

4) президент российской федерации;

5) федеральное собрание;

6) правительство российской федерации ;

7) судебная власть;

8) местное самоуправление;

9) конституционные поправки и пересмотр конституции.  

Раздел второй именуется «заключительные и переходные положения».

Раздел второй конституции «заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел – явление нередкое.

В нем закрепляются положения о введении новой конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней конституции, соотношение конституции и федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

В отличие от ранее действовавшей конституции (основного закона) РСФСР, преамбула Конституции Российской Федерации отличается достаточной краткостью. В ней говорится, что субъектом принятия Конституции является народ Российской Федерации: «мы, многонациональный народ Российской Федерации... Принимаем Конституцию Российской Федерации». И состоит из утверждения идеи народного суверенитета, означающей признание народа в качестве единственного источника государственной власти.

Также излагаются цели принятия конституции.  

? утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;

Сохранение исторически сложившегося государственного единства России;

Возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы;

         — обеспечение благополучия и процветания России.

в гл. 1 «основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие.

На втором месте располагается глава  о правах и свободах человека и гражданина, что выражает приоритетное значение утверждению прав и свобод человека. Согласно ст. 2 конституции российской федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Глава 3 «Федеративное устройство» включает вопросы территории Российской Федерации, состава Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечения государственного единства являются более общими по отношению к вопросам структурирования федеральной власти.  после подписания федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

В настоящее время территория рф состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область).  

Организацией государственной власти на федеральном уровне посвящены четыре главы Конституции: гл. 4 «президент Российской Федерации», гл. 5 «федеральное собрание», гл. 6 «Правительство Российской Федерации» и гл. 7 «судебная власть».  

  В разделе втором Конституции Российской Федерации закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

2.3. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

- учредительный характер,

- легитимность,

- верховенство,

- стабильность,

- прямое действие,

- база текущего законодательства,

- реальность,

- программность.

   Учредительный характер. Нормы Конституции закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, принципы их создания и деятельности. Конституционные нормы устанавливают порядок создания всех правовых норм их иерархию в правовой системе.

   Легитимность  состоит в том, что Конституция принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной так как  ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, это составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

   Впервые в истории страны в Конституции 1993 года, получил закрепление принцип верховенства. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы.  

   Так, согласно этой статье Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

    Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социальнополитических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

   Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, и для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных правовых норм. Тем не менее многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

   Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний

складывающимся в действительности общественным отношениям. Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах.

   Так же, Конституция РФ   является базой текущего законодательства, определяет его характер.  

"Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер».  

   Сформулированные в Конституции нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления ее программности , цели и задачи дальнейшего развития общества и государства.

   К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82)

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Так же Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

   Конституция РФ является постоянно действующей, но современная жизнь подвижна и может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы. Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции РФ может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения

   Правовое регулирование данного государственно – важного процесса (внесение поправок) возложено на Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути, это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если проект, подготовленный Конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, в которых закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию РФ.  

   Предложения о внесении поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации ФС РФ либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума ФС РФ либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Поправки к Конституции РФ должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России. Изменения в Конституцию РФ могут быть внесены только в отношении ст. 65, которая устанавливает субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе

2.4. Прямое действие Конституции.

Правоприменительная практика всех государственных органов, органов местного самоуправления должна соответствовать конституции. Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение её требований.

“Непосредственное применение Конституции РФ обращено ко всем судам, прежде всего в области прав и свобод граждан, обеспечиваемых правосудием, в котором реализуется их судебная защита. Гражданин, который считает нарушенными свои права, может обратиться в суд, ссылаясь исключительно на соответствующую статью Конституции, и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов.”

Верховный суд РФ в своём постановлении “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” от 31.10.1995. подчеркнул, во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации.  

В качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, в следующих случаях:

а) когда закреплённые нормой конституции положения, исходя из её смысла. Не требуют дополнительной регламентации, и не содержат указания на возможность её применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы и обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придёт к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придёт к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемы судом отношения отсутствует.

Как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. по делу 6 толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации1, обязанность судов в случаях, если они приходят к выводу о неконституционности закона, для официального подтверждения его неконституционности обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации не ограничивает непосредственное применение ими Конституции Российской Федерации, “Если же закон, который должен был бы быть применен в конкретном деле, по мнению суда, не соответствует Конституции Российской Федерации и тем самым препятствует реализации ее положений, то для обеспечения непосредственного действия Конституции Российской Федерации во всех случаях, в том числе и когда дело разрешено судом на основании конкретной конституционной нормы, требуется лишение такого закона юридической силы в предусмотренном ст. 125 Конституции

Российской Федерации порядке конституционного судопроизводства.”

2.5. Действие конституции на всей территории государства

В условиях федеративного устройства государства федеральная Конституция действует во всех субъектах (членах) федерации, а конституции субъектов (членов) федерации—на всей территории соответствующих субъектов федерации.

“В федеративных государствах одновременно с действием федеральной конституции действуют основные законы (конституции, уставы и т.п.) субъектов (членов) федерации при соблюдении обязательного правила: конституции субъектов федерации не должны противоречить конституции федерации.”

Следовательно, конституционная законность в федеративных государствах имеет два уровня: конституционная законность в рамках всего федеративного государства и конституционная законность в границах соответствующих субъектов федерации.

Российская Конституция 1993 года, по мнению специалистов, рассчитана на переходный период развития России, продолжительность которого вызывает во многих кругах жаркие споры.. Одной из задач, при разработке проекта Конституции, было, создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя с учетом особенностей переходного периода. В настоящее время Конституция 1993 г. сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На ее развитии сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно преподносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.

На новом этапе конституционного строительства Конституция должна выражать и закреплять интересы не какого-либо класса, социального слоя, группы или политической партии, а сочетание и сбалансированное взаимодействие экономических, политических, социальных и культурных интересов, целей и ценностей всех классов и социальных слоев, наций и народностей страны, граждан и государства, а также сочетание и сбалансированное взаимодействие

внешнеполитических интересов и целей Российской Федерации с целями и интересами других участников международного общения с учетом общих для всего международного сообщества принципов и норм межгосударственных отношений.

Это – главные направления и аспекты сущностной характеристики Конституции.  

Юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания.  

Высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Конституция России является ядром правовой системы государства и системы права. Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства.

На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

В современных условиях Российского федеративного государства наивысшая юридическая сила перешла к Конституции РФ. Она подлежит применению на всей территории России; конституции республик в составе Российской Федерации, акты иных ее субъектов не могут противоречить Российской Конституции.

Современные условия развития Российской Федерации создали явно выраженную потребность в обеспечении регулирования изменившихся общественных отношений и поставили общество перед необходимостью подготовки новой Конституции. Принятая всенародным голосованием Конституция РФ 1993 года явилась тем основополагающим источником права, который создал юридическую базу для всей последующей правотворческой деятельности государства.

Заключение.

Российская Конституция 1993 года, по мнению специалистов, рассчитана на переходный период развития России, продолжительность которого вызывает во многих кругах жаркие споры.. Одной из задач, при разработке проекта Конституции, было, создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя с учетом особенностей переходного периода. В настоящее время Конституция 1993 г. сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На ее развитии сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.


Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно преподносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.

На новом этапе конституционного строительства Конституция должна выражать и закреплять интересы не какого-либо класса, социального слоя, группы или политической партии, а сочетание и сбалансированное взаимодействие экономических, политических, социальных и культурных интересов, целей и ценностей всех классов и социальных слоев, наций и народностей страны, граждан и государства, а также сочетание и сбалансированное взаимодействие внешнеполитических интересов и целей Российской Федерации с целями и интересами других участников международного общения с учетом общих для всего международного сообщества принципов и норм межгосударственных отношений.

Это – главные направления и аспекты сущностной характеристики Конституции.

Юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания.

Высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Конституция России является ядром правовой системы государства и системы права. Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства.

На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

В современных условиях Российского федеративного государства наивысшая юридическая сила перешла к Конституции РФ. Она подлежит применению на всей территории России; конституции республик в составе Российской Федерации, акты иных ее субъектов не могут противоречить Российской Конституции.


Современные условия развития Российской Федерации создали явно выраженную потребность в обеспечении регулирования изменившихся общественных отношений и поставили общество перед необходимостью подготовки новой Конституции. Принятая всенародным голосованием Конституция РФ 1993 года явилась тем основополагающим источником права, который создал юридическую базу для всей последующей правотворческой деятельности государства.


Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Конституция

это важнейший и основной политико-правовой нормативный акт (или ряд, совокупность, система таких актов), имеющий высшую юридическую силу и регулирующий основы устройства государства и его взаимоотношений с обществом и личностью (человеком и гражданином).

2.

Верховенство

высшая юридическая сила конституции.

3.

Преамбула

идущий впереди чего или кого-либо, предшествующий, в праве — вводная или вступительная часть нормативного акта.

4.

Легитимность

(согласный с законами, законный, правомерный) согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.

5.

Форма конституции

это внешний способ ее выражения.

6.

Писаная конституция

это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов, которые официально провозглашены основными законами данной страны.

7.

Неписаная конституция

не зафиксированная в документах.

8.

Фактическая конституция

это реально существующие основы общественно-политического строя, действительные положения личности в той или иной стране, которую не может не иметь в том или ином виде любое государство, независимо от того, имеет ли оно или нет конституцию как политико-правовой документ.

9.

Юридическая конституция

это документ, основной закон, принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и особый объект, регулирования или это основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества.

10.

Федерация

форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.


Список использованных источников

1

Конституция Российской Федерации. М. 1993 г.

2

Указ Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

3

3. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. группа ИНФРА. М - КОДЕКС, 1996.

4

4. Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрид литература , 1996 г.

5

5. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб, 1908.

6

6. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. – М.: Закон и проавопорядок, 1997г.

7

7. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 1998 г.

8

8. Конституционное право России. Учебник. – Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. – М.: Новый Юрист, 1997 г.

9

9. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. /Под ред. акад. Б.Н. Топорина. – М.: Юристь, 1997 г.

10

10. Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации: учебник. М.: Юридическая литература , 1996.

11

11. Ориу М. Основы публичного права.

12

12. Советское государственное право /Под ред. С.С.Кравчука. М., 1975.

13

13. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России: учебник. М.: Новый Юрист, 1997.

14

14. Топорин Б.Н. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий. М.: Юристь, 1997.

15

15. Фарбер И.В., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов. 1967 г.

16

16. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996 г.

17

17. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб, 1908. С.371.

18

18. Конституционное совещание. Информационный бюллетень. № 3. Декабрь. 1993. С.7

19

Государственное право РФ. Учебник./ Под ред О.Е. Кутафина. М.: Юридическая литература, 1996 г. С.44

20

Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. ст. 2.

21

21. Конституция Российской Федерации 1993 г. ст. 15.

22

22. Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. ч. 2 ст. 4.

23

23. Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. ст. 80, ст. 82.

24

Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. ст. 71.

25

Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. ст. 55.


Приложения

А


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82749. Тенденции развития и географии маршрутов автобусного туризма 133.5 KB
  Наиболее полно насладиться красотами Европы подробно ознакомиться с историей культурой традициями и обычаями народов Европы дают именно автобусные туры. Автобусные туры предполагают непосредственное погружение в повседневную жизнь и дают возможность лучше почувствовать современный ритм Европы.
82750. Основные свойства и бласть эксплуатации строительного материала 34.48 KB
  Основные свойства строительного материала По составу можно выделить органические минеральные и металлические кровельные материалы. К органическим относятся старейшие кровельные материалы солома дранка и современные битумные битумно-полимерные и полимерные материалы.
82751. Особенности индустриальной модернизации России в начале XX века 134.5 KB
  И перед новой властью неизбежно встал вопрос: а что же дальше? А дальше, вне зависимости от политических пристрастий большевистского режима на первый план выдвигалась проблема модернизации страны, ещё более обострившаяся по сравнению с началом XX века.
82752. Великое княжество Литовское 122.5 KB
  Борьба Литвы Польши и Западной Руси против рыцарей Тевтонского ордена. Отношения Руси и Литвы были настолько тесными что существовала реальная возможность развития и существования Русского государства по литовскому пути. Наибольшее сопротивление орден встретил со стороны Литвы к этому времени...
82753. Романский стиль в Западноевропейской архитектуре. Основные типы искусства готики 39.45 KB
  В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением – романское и высшим взлетом – готическое искусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские, византийские, греческие, персидские и славянские элементы.
82754. Типология частей речи 37.18 KB
  В данной работе мы стремимся выявить типологические особенности частей речи в английском языке в сравнении с русским нас интересует структурная типология систем английского и русского языков в области морфологии лексики и синтаксиса.
82755. Морфологические нормы современного русского литературного языка 25.87 KB
  Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: рад горазд должен надобен. Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами ск н ов л товарищеский дельный передовой умелый обозначающие цвет синий сиреневый...
82756. Диалектика Сократа 50.5 KB
  Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира так и человека.
82757. Товарные биржи как организаторы торгового оборота 45.14 KB
  Местом совершения биржевых сделок является биржа выполняющая функции организатора торговли. Биржа разрабатывает механизм управления финансовыми рисками в частности осуществляет антимонопольное регулирование устанавливает перечень требований предъявляемых к участникам торговли собирает с членов биржи...