89044

История высокого произносительного стиля

Курсовая

Иностранные языки, филология и лингвистика

Понятие о высоком стиле произношения является напряженной точкой в фоностилистике. Гвоздев подчеркивает что произношение Москвы могло приобрести обобщенный характер и стать типичным выражением общенародного языка именно потому что это произношение характеризовалось совмещением произношения двух...

Русский

2015-05-07

224.5 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«______________________________________________________»

Факультет__________________________

Кафедра  __________________________

КУРСОВАЯ    РАБОТА

По дисциплине: Русский язык

Тема: «История высокого произносительного стиля»

                                                                                  Выполнила:

Студентка _____ курса

____________отделения

Факультет___________

(специальность «…»)

                                                                                    группы _____________

(Ф.И.О.)_____________

Подпись____________

Научный руководитель:

(звание, Ф. И. О.)

Оценка______________

Подпись_____________

Город_____________2015 г.

Содержание


Введение

В настоящее время высокий произносительный стиль находит выражение в разных формах публичной речи: в радиовещании и звуковом кино, в докладах и лекциях и т.д. В этом стиле требуется безукоризненное языковое оформление, строгое сохранение исторически сформировавшихся норм, устранение произносительных вариантов.

Понятие о высоком стиле произношения является «напряженной точкой» в фоностилистике. Внимание к данной стилистической составляющей продиктовано тем, что объем и типы сведения о высоком стиле применительно к языковой ситуации новейшего времени не обладают полной ясностью и даже не лишены противоречий. Это особенно заметно при обращении к словарям орфоэпического типа, нормативно-стилистические оценки и рекомендации которых не всегда могут служить опорой для их практического применения.

Целью данной работы является исследование истории формирования высокого произносительного стиля в русском языке. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  •  проанализировать историю формирования русской произносительной системы;
  •  выделить признаки высокого произносительного стиля применительно к разным периодам его существования;
  •  рассмотреть место и значение высокого произносительного стиля в современной орфоэпической реальности.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных специалистов в области филологии, таких как  Аванесов Р.И., Панов, М.В. Кожина М. Н. и др.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Высокий произносительный стиль - история и специфика

1.1 История формирования русской произносительной системы

Орфоэпия как совокупность произносительных норм литературного языка складывается исторически, вместе со сложением и развитием национального языка. Хотя элементы нормализации языка известны и в более ранние эпохи (до образования национального языка), однако они в эти эпохи или не охватывали устную речь, или охватывали ее в незначительной степени: потребность в орфоэпических нормах была незначительной вследствие слабого развития публичной речи.

Произносительные нормы современного русского языка сложились в своих основных чертах в 1-й пол. XVII в. на основе московского говора, нормы которого постепенно, по мере развития и укрепления национального языка, стали приобретать характер общенациональных норм. Тот факт, что в качестве образца для носителей национального русского языка была избрана именно московская речь - одна из диалектных подсистем языка великоруской народности XV – XVII вв., не случаен. В X1V – XV вв. Московское княжество становится одной из самых заселенных территорий, важным пограничным пунктом между старой южной и новой северной Русью, торговым посредником между северо-западом и юго-востоком, общепризнанным центром Северо-Восточной, Ростово-Суздальской Руси, присоединяющим к себе одно за другим удельные княжества. Со временем оно превращается в сильное централизованное Русское государство, центром которого становится именно Москва (XV1 в.). Именно в Москве в XV – XVII вв. на основе одного из северорусских говоров, который приобрел впоследствии, под воздействием южных говоров, аканье (и тем самым среднерусский характер), - московского говора – складываются произносительные нормы литературного языка. Эти нормы уже в XV1 – XVII вв. в связи с положением Москвы как столицы Русского государства начинают оказывать воздействие на говоры других городов, т.е. теряют свою территориальную ограниченность. А.Н. Гвоздев подчеркивает, что произношение Москвы могло приобрести обобщенный характер и стать «типичным выражением общенародного языка» именно потому, что это произношение характеризовалось совмещением произношения двух основных наречий русского языка – северного и южного – и было лишено узко местных черт.

К XIII в. в московском говоре уже в основном стабилизировались его главные отличительные особенности, которые определяли произносительный канон X1X в. – первых двух десятилетий XX вв.

Основные черты классического (старомосковского) произношения:

1. Современный тип литературного аканья и связанный с аканьем комплекс явлений:

1.1. Унаследованное от южных говоров неразличение гласных неверхнего подъема, прежде всего <о>, <а > в безударных слогах после твердых согласных (аканье в узком смысле слова). Они совпадали в звуке [а]. Об этом свидетельствуют написания в старых московских документах: каторыя, тарговля, привадили. В фонетической транскрипции обозначается «крышечкой»: в 1-м предударном и в любом неприкрытом предударном [а] произносится при менее опущенной нижней челюсти и в связи с этим при менее широком растворе рта (т.н. «а закрытое»), в других безударных слогах после твердых согласных гласные неверхнего подъема совпадают в ослабленном гласном звуке, среднем между [а] и [ы], – [ъ]. Боровой [бърΔвоų], Оставаться [ΔстΔвáцъ].

1.2. Иканье – совпадение гласных фонем неверхнего подъема <о>, <а >, <е > после мягких в звуке [и е]: пятак, весна, несу.

1.3. Совпадение гласных фонем неверхнего подъема <о>, <а >, <е> после твердых шипящих <ш>, <ж> и аффрикаты <ц> в звуке [ые]: жара, шелка, уцелеть.

2. Произношение [г] взрывного (черта, заимствованная у северных говоров). Фрикативный заднеязычный классическое русское произношение знает лишь в некоторых словах церковного обихода: боге, Господь, благе, производных от них, а также в междометиях гей, ага, ого, еге.

3. Яркое проявление ассимилятивной мягкости.Все согласные, кроме [ж, ш, л], замещались парными перед [j]: объем, к югу, съел. Смягчались зубные перед альвеолярными и зубными: смен'щ'ик, твердый, две, звено, цвет. Губные перед заднеязычными и заднеязычные перед губными: лавки, кверху. Остальные согласные смягчались перед мягкими того же места образования: губ. перед губ (любви), альвеолярные перед альвеолярными (спор'щ'ик), заднеязычные перед заднеязычными (л'ох'к'ии).

4. Твердое [т] в окончаниях глаголов 3-го лица ед. ч. настоящего времени.

5. Долгий шипящие произносились мягко, кроме тех, которые возникали в результате ассимиляции свистящих перед твердыми [ж] и [ш]: сжать [ж:ать], сшить [ш:ить], но щит [ш': т], жжет [ж': от], пущу [пуш':у].

6. Мягкий [р'] в некоторых корнях после [е] перед твердым согласным: [ч'иет'в'éр'к], [в'ер'х].

7. На месте [ч'] перед [н] и [н'] в некоторых словах развился [ш]: будочник, молочная, горчичник, прачечная идр.

8. Большинство глаголов 2-го спряжения в 3-м лице мн. ч. произносятся также, как глаголы 1-го спряжения: [дышут], [прос'ут], [ход'ут] и т.д.

9. В глаголах типа постукивать, отпугивать, размахивать и под. после заднеязычных [к, г, х] произносился редуцированный [ъ].

10. Возвратный аффикс глаголов имеет твердый [с]. Именно эта норма запечатлена в стихотворении Аполлона Майкова (1821 – 1897), на нее опирается рифма:

Весна! Выставляется первая рама -

И в комнату шум ворвал[сá],

И благовест ближнего храма,

И говор народа, и стук колеса.

11.Прилагательные и причастия с основой на твердый согласный в им. – вин. п. имели в окончаний [ъi]: тихий, громкий, строгий, красный, с основой на мягкий – [ьi]: могучий, спящий. Эта норма отражена, например, в поэме «Кавказский пленник» А.С. Пушкина, на нее опирается рифма:

К моей постели одинокой

Черкес младой и черноок[ъ]й

Не крался в тишине ночной;

Слыву я девой жесток[ъ]й.

Несмотря на усиливающееся влияние Москвы, в XVIII - XIX вв. отдельные культурные центры России имели известную самостоятельность, способствовавшую сохранению и выработке местных особенностей произношения. Наиболее самостоятельным и достаточно оформленным было т.н. петербургское произношение. Этому в значительной степени способствовало перенесение столицы из Москвы в Петербург. Петербургское произношение, по мнению некоторых исследователей (В.И. Чернышев, Р.И. Аванесов), сложилось на базе московского (в новой столице поселился прежде всего двор, высшие чиновники, знать, жившие до этого в Москве и говорившие по-московски), но под воздействием окружающих город северновеликорусских и средневеликорусских говоров (строители новой столицы набирались прежде всего из окрестных деревень). Как полагают некоторые исследователи, отдельные черты петербургского произношения сложились под влиянием письменной речи.

К элементам «буквенного», или орфографического петербургского произношения можно отнести, например:

– произношение [а] в заударной флексии 3-го лица мн. ч. глаголов 2-го спр. (ходят, слышат) на месте нормативного для московского произношения [у];

– отсутствие упрощения групп согласных в середине слов (кроме солнца и сердца) типа властно, праздник как [влáстнъ] и [прáздн'ик];

– еканье (весна, несет, пятак);

– произношение постфикса возвратных согласных [с'] (моюсь, несся),

– [и] в окончаниях прилагательных с основой на г, к, х: стро[г 'и]й, тон[к'и]й и т.д.;

– произношение группы согласных ЖД: до[шт'], до[жд']а на месте старомосковских до[ш':), до[ж':а].

В течение двух столетий московское и петербургское произношения конкурировали друг с другом (существовало два равноправных варианта произносительной нормы - московский и петербургский). Последнее, правда, не стало орфоэпической нормой, не было признано русской сценой, наиболее ревностно оберегающей чистоту литературного произношения (а ведь именно театр на протяжении всего Х1Х в. вплоть до 30-х гг. ХХ вв. считался, по выражению М.В. Панова, «орфоэпической Горой», законодателем в произношении для культурных людей).

«Перевод столицы в начале XVIII в. в Петербург произошел тогда, когда русский литературный язык в основных своих фонетико-морфологических чертах уже сложился, и потому это событие не могло оказать на формирование его норм существенного влияния. (…) Однако многие его особенности оказались весьма жизнеспособными – они влияли и продолжают в настоящее время влиять на направление развития русского литературного произношения».1

Таким образом, более противопоставление московского произношения петербургскому потеряло прежний смысл: сегодня они уже не конкурируют. Если мы сейчас и употребляем выражение «московское произношение», то вкладываем в него значение: «старомосковское произношение», сохранявшееся еще в 20-30 гг. ХХ в. у представителей старой интеллигенции, общепризнанным авторитетом в области культуры произношения был театр (прежде всего Московский Малый театр и Московский художественный театр). «Вплоть до 20-30-х гг. ХХ ст. высокий художественный, моральный, культурный, общественный (в широком смысле слова) авторитет театра поддерживал значительность его влияния на речь.

В.В. Маяковский писал:

И чист,

как будто слушаешь МХАТ,

Московский говорочек…

Слова Маяковского представляют собой логический перевертень: причина и следствие поменялись местами – живая речь рассматривается как отражение, как проекция театральной речи. И этот перевертень имеет свой резон: не только театр впитывал речь жизни, но и в жизни речь строилась по театру. (Слова Маяковского сказаны в 1927 г. и характеризуют состояние, в это время уже уходившее в прошлое.)2

Конечно, кое-какие незначительные расхождения в произношении москвичей и петербуржцев остались. В некоторых случаях большая закрытость и отодвинутость ударного [а], большая отодвинутость и меньшая длительность [а] 2-го ударного предударного и заударного закрытых слогов (варенц, пáрами) свойственна речи сегодняшних москвичей. Специальное исследование произношения современного Петербурга и современной Москвы показало, что орфоэпические характеристики, надежно отличающие москвича от ленинградца, отсутствуют.

Ряд орфоэпических особенностей ленинградского варианта является в наши дни общелитературной нормой:

- в основе прилагательных муж р. произносятся мягкие заднеязычные [г'], [к'], [х'], во флексии - безударный[и](тихий, великий);

- в заударных флексиях 3-го лица мн. ч. глаголов 2-го спр. произносится [а] (ходят, водят);

- в возвратных частицах глаголов произносится [с'] (учусь, берусь);

- произошло ограничение числа случаев с ассимилятивным смягчением согласных в сочетаниях С1С'2 (дверь, твердый).

Даже еканье, основная черта петербургского произношения (в'eснá), постепенно исчезает из речи сегодняшних горожан (средний процент такого произношения при чтении - 20 %, в спонтанной речи - 11%): безударное [е]заменяется в произношении [и].

«В речи ленинградцев и москвичей обнаружена одна особенность, которая должна бы быть определена как просторечная, но обращает на себя внимание ее широкое распространение. Имеется в виду произнесение аффрикаты /ч'/ как щелевого /ш'/, т.е. росточек [рΔстóш'ьк], курочка [курΔ ш'къ]. Особенность эта встретились у 85 % дикторов-петербуржцев и 60% дикторов-москвичей».3

С 30-х гг. ХХ в. массовым зрелищем стало звуковое кино, которое никогда не было безоговорочно авторитетным учителем культурной речи. Не стали ими ни радио, ни театр. «сложилась неожиданная сравнительно с предыдущем периодом ситуация: нет общенародного орфоэпического авторитета, чьи рекомендации определяли бы в речи, что такое хорошо и что такое плохо. В свое время радио-руководители дали дикторам команду оставить всякие выдумки об особой орфоэпической ответственности слова и звука, посланного в эфир, - и говорить, как «все». Мысль о том, что радио-речь (равная и одновременно не равная бытовой), оказалась для чиновников слишком сложной. И с тех пор господствует сравнительно упорядоченная, однообразно-невыразительная речь, со многими непоследовательности в произношении, с безразличием к стилистическим различиям, к выразительным возможностям выговора. Так в быту, так и на трибуне, во время бесчисленных собраний-совещаний.

А между тем в истории русского литературного произношения сложилось три стиля.: основной, нейтральный и ответвляющиеся от него в разные стороны высокий и разговорный. Многие явления произносительной системы универсальны, свойственны всем стилям (дом, дай, мороз, корова произносятся одинаково во всех стилях), при этом, однако, обнаруживается ряд различий:

– [о] в словах сонет, поэт, ноктюрн свойствен высокому (образцовой речи), в словах аромат, роман, бокал, рояль и под. (подчеркнуто образованное, претенциозно-книжное, свойственное представителям дооктябрьской интеллигенции), [Δ] – нейтральному и разговорный (повседневная речь),

– иканье присуще нейтральному и разговорному стилям, в книжном же произносится гласный, близкий к [е]: века, зерно, земля.

1.2 Признаки высокого стиля применительно к разным периодам его существования

Литературному языку современности также свойственны разные произносительные стили, однако их состав и номенклатура могут представляться по-разному. Применительно к современному русскому  языку одни ученые считают систему произносительных стилей трехчленной, другие выделяют лишь два основных типа соотносительных форм: Р.И. Аванесов, М.В. Панов (публикации 60-х гг.), Н.К. Пирогова, Л.Л. Касаткин и др. различают высокий, нейтральный и разговорный стили, Л.В. Щерба – полный и разговорный стили, Г.О. Винокур – два варианта образцового произношения – более строгое и менее строгое, М.В. Панов (работы конца 60–90-х гг.), Е.А. Земская, Н.Н. Розанова и др. – кодифицированный литературный язык и разговорный язык и др. Несмотря на несходство существующих классификаций, в каждой из них центральное положение занимают нейтральные произносительные единицы.

Основными показателями произносительного стиля служат средства сегментного уровня, т.е. каждый стиль находит свое выражение прежде всего в особом характере позиционного варьирования фонем или фонемных чередований (в настоящее время фонемные чередования потеряли свое значение критерия высокого стиля). Многие явления произносительной системы универсальны, поэтому нормы нейтрального стиля не всегда находят соответствия в других стилях. Набор признаков, составляющих содержание нейтрального стиля, обычно отражает орфоэпический status quo, получая отражение как в учебниках и грамматиках, так и словарных описаниях; он же является и тем фоном, на котором проявляются особенности окрашенных стилей. 4

Так, высокий произносительный стиль характеризуется уменьшением числа фонем, вступающих в нейтрализацию, и числа позиций, допускающих нейтрализации, отсутствием нулевой репрезентация фонем и т.п. В разговорном стиле, напротив, противопоставленность фонем ослаблена, набор представляющих фонему звуков увеличен (ординарна и нулевая реализация), сочетаемость звуковых единиц более свободная, одно и то же слово может приобретать различный облик. Окрашенные стили, кроме того, имеют различия и на уровне восприятия: формальные показатели высокого стиля в той или иной степени осознаются, приметы же разговорного стиля нередко остаются неосознанными. При этом стилистический статус отдельных фонетических фактов со временем может претерпевать изменения. Так, черты старомосковского произношения в настоящее время уже не ассоциируются с нейтральной зоной, продолжая свое существование либо в качестве признаков высокого стиля (эканье), либо примет нелитературного произношения (многие случаи ассимилятивного смягчения согласных). Некоторые произносительные особенности (иканье или ослабленное ассимилятивное смягчение согласных), напротив, потеряв значение окрашенных единиц, становятся сегодня показателями нейтрального стиля, что делает границы между произносительными стилями в XX в. достаточно сложными и тонкими.

Высокий произносительный стиль первоначально представлял собою стилевое единство темы, содержания, жанра и определенных языковых средств – с окраской приподнятости, торжественности (с широким использованием славянизмов, книжной лексики, образов античной мифологии, «пышной» метафоричности). Был представлен жанрами оды, героической поэмы, трагедии. Отличался возвышенным, риторическим, торжественным тоном выражения, что достигалось помимо указанных средств сложностью построения конструкций, частым употреблением риторических вопросов, восклицаний, использованием инверсий. Все это создавало эмоциональный настрой, «к важному великолепию возвышающийся». Типичным примером высокого стиля являются оды М.В. Ломоносова, разработавшего Трех стилей теорию.5

В результате «перестройки» русского литературного языка и его стилевой системы уже в начале XIX в. и окончательно к сер. XIX в. в связи с распадом системы трех стилей высокий произносительный стиль как строго очерченная разновидность языкового употребления прекращает свое существование. Однако номинация высокого стиля остается в применении к отдельным (большей частью стилизованным) произведениям: торжественная речь (по поводу соответствующих значительных событий), юбилейное поздравление и другое, либо в частях текста (художественного, публицистического) для подчеркивания значимости содержания конкретного контекста посредством обращения к приподнятому тону изложения. Наличие соответствующей стилистической окраски у отдельных языковых единиц современного литературного языка отмечается в толковых словарях (пометами «высок.», «книжн.», «риторич.»). Например, возмездие, отторгнуть, дерзать, уповать, вознамериться и т.п. В этих случаях налицо сохранившиеся лингвостилистические приметы высокого стиля, отмеченные выше. Яркими примерами уходящего высокого стиля (как целостных произведений) в первой трети XIX в. были стихотворения «Пророк» А.С. Пушкина, «Умирающий гладиатор» М.Ю. Лермонтова.

Однако с середины XIX в. средства высокого произносительного стиля начинают использоваться в сочетании со "сниженными" (разговорными, просторечными) в произведениях сатирического и юмористического характера. Примером могут служить сочинения  М.Е. Салтыкова-Щедрина. Эта линия продолжается и в XX в. (например, у М.М. Зощенко). Таким образом, в современном  русском литературном языке номинация «Высокий произносительный стиль» употребляется для обозначения подчеркнуто книжной, торжественной, перифрастической манеры выражения (что нередко подчеркивается оговорками «говоря высоким слогом» и т.п.) в ее противопоставленности обиходно-разговорной или «нейтральной» речи. В современной газетной публицистике обращение к «высоким» словам и фразеологизмам высокого стиля широко представлено в качестве средств создания иронии (особенно в связи с переоценкой ценностей доперестроечного периода). Например, «Руководителю… достанется выгодная стезя – управление городским заказом»; «Избранники бьются за свои привилегии».

1.3 Высокий произносительный стиль в современной орфоэпической реальности

Целесообразно начать с самого понятия стиль произношения. Термин стиль, будучи неоднозначным в лингвистике, при употреблении его в указанном словосочетании получает вполне определенное значение. Стилем произношения называют фонетические особенности, точнее, их набор, использование которого заставляет воспринимать текст как стилистически окрашенный (высокий / разговорный) или нейтральный.

Произносительные стили связаны со стилистическими соотношениями в лексике; в известном отношении они производны от лексических стилей. Вся лексика распределена между отдельными стилистически сопоставленными разрядами. Стиль в лексике - категория оценочная: на лексические значения слова наслаиваются какие-то дополнительные оценки. Слова, стилистически соотнесенные, характеризуются тем, что их лексическое значение совершенно тождественно; в этом смысле они подлинные синонимы. У служебных слов стилистическая противопоставленность явно не связана с разной оценкой называемого. Очевидно, смысл стилистических противопоставлений не в разных оценках называемого. Оценка, данная стилистическими противопоставлениями в лексике, относится не к тому, что заключено в слове, а к самому слову, к самой речи.

Намечаются три группы слов:

1. слова редких речевых ситуаций: они формируют торжественный стиль;

2. слова частых речевых ситуаций: они создают "сниженный" стиль, стиль обыденной речи (это вовсе не отрицательная оценка: в определенных речевых ситуациях только такой стиль уместен и лишь он является наиболее желательным);

3. слова, не связанные с определенным образом квалифицированными ситуациями: это слова любых ситуаций; они стилистически нейтральны и формируют нейтральный языковый стиль.6 

Стиль высокий и разговорный не соотносятся друг с другом непосредственно, а лишь через посредство связи с нейтральным.

Слова окрашенных стилей должны иметь синоним в нейтральном стиле; слово нейтрального стиля может иметь синоним в окрашенном стиле. Система взаимоограничений семантических «отрезков» в нейтральном стиле и в соотносительных с ним окрашенных стилях может быть различной: отдельным единицам нейтрального стиля могут соответствовать лексемные нули в окрашенном стиле или – реже – две взаимоограниченные единицы.

В грамматике это невозможно, ввиду особого характера грамматической системы. Невозможно, например, чтобы система единственно-множественного числа (двухчленная) в высоком стиле заменялась одночленной или трехчленной.

Не может существовать естественного текста, состоящего только из слов высокого или слов разговорного стиля, но может встретиться текст целиком из слов нейтрального стиля. Как норма, текст -  представляет собой сочетание слов разных стилей. Тексты, окрашенные примесью, например, слов высокого стиля, сами воспринимаются как окрашенные, например как высокие. В языке каждой эпохи существуют более или менее устойчивые типы сочетания слов  разных стилей в пределах  одного текста: эти типы можно назвать речевыми жанрами. В современном русском языке существуют, например, такие речевые жанры: жанр фельетона, дружеского разговора, военного рапорта, спортивного репортажа, выступления на собрании, дипломатической ноты, речи на митинге, научной статьи, лирической песни, басни, объявления в газете, экзаменационного ответа и т. д. Большинство из этих жанров в лингвистической литературе не описано.

Речевые жанры используются отдельными авторами индивидуально; особенно это характерно для художественной литературы.

Противопоставлены три языковых стиля; но внутри высокого и внутри разговорного стилей есть свои градации. Слова могут быть стилистически окрашены с разной степенью яркости; контраст с нейтральным стилем может быть меньшим или большим. Слова, резко контрастные с нейтральным стилем, всегда имеют синоним в нейтральном. Но слегка окрашенные лексические единицы могут и не иметь такого двойника.

В основе разграничения произносительных стилей лежат три критерия: условия коммуникации, четкость и полнота произнесения всех звуков в словах, темп речи.7

Высокий произносительный стиль используется при публичных выступлениях, при официальном сообщении важной информации, при чтении поэтических произведений. Высокий стиль иначе называют полным вследствие того, что все необходимые звуки в словах при такой манере речи произносятся предельно отчетливо: Здравствуйте, Александр Александрович! - [здраґствуiт'ь | Лл'иэксаґндр ал'иэксаґндръв'ич' ||]. Для этого стиля обычно характерен чуть замедленный темп речи. Своеобразное исключение представляет собой речь дикторов радио и телевидения, в которой полнота произнесения звуков сочетается с очень быстрым темпом речи. Для высокого произносительного стиля может быть свойствен безударный [о] в словах иноязычного происхождения: [поэґт], [нокт'уґрн], [сонэґт].

Высокий стиль представлен чаще всего в торжественной, несколько замедленной или ораторской речи, с тщательным выговариванием всех слов и в то же время с какими-то дополнительными целевыми установками. Поэтому для высокого стиля характерны:

1) эканье – произношение [эи] на месте [э] и [а] после мягких согласных в 1-м предударном слоге: [пэи]чльно;

2) сохранение [о] в безударном положении в заимствованных словах: с[о]лъфджи[о], н[о]ктюрн, с[о] нт, В нейтральном стиле безударное [о] произносится в заимствованных словах все чаще, как в исконно русских: к[а]стм, б[а]кл, [а]тель, п[а]т, д[а]съ, Произнесение на «иностранный лад» в настоящее время последовательно относится лишь к отдельным заимствованиям: [бо], [ро], хотя можно услышать уже и [pадa]. Считается, что оканье в нейтральном, а тем более в сниженном стиле здесь – ненужное манерничанье. Прислушайтесь к выступлениям на торжественных собраниях, и вы услышите «незаконное» в нейтральном стиле речи, но вполне оправданное в данной ситуации оканье при употреблении предлогов: переход[от] государственного регулирования к рыночным отношениям, [до] избрания президента;

3) заимствования, в которых возможно произнесение с твердым и мягким согласным, уже отмечались выше: ар[э/тэ]рильный, бuз[э/нэ]cмн, [/дэ]морализванный В высоком (полном) стиле «твердое» произношение не воспринимается как надуманное, манерное.

Связи между единицами языка имеют два плана: парадигматический и синтагматический. Эти же два плана существуют и в области стилистики. Очи  / глаза / гляделки; ибо / так как – это ряды парадигматические. В области стилистических противопоставлений есть своя парадигма, состоящая из нескольких определяющих друг друга членов: какой-то единицы нейтрального стиля и воспринимающихся на ее фоне единиц высокого и разговорного стиля. В отличие от грамматики, противопоставления здесь выражены не аффиксально, а супплетивно.8

Кроме парадигматического ряда, в стилистике важен также и ряд синтагматический, важны связи слов определенного стилистического типа в линейных сочетаниях. Слова высокого стиля характеризуются не только отталкиванием от определенных синонимов, но и постоянным соседством в речевых отрезках со словами той же стилистической окрашенности.

Слова, имеющие в словарях помету «торжеств.» и «высок.», всегда соотнесены с нейтральным синонимом; слова же с пометой «книжн.» (мало интенсивный оттенок строгого, высокого стиля) иногда такого нейтрального двойника не имеют.

Слова, формирующие высокий стиль в лексике, - это такие слова в синонимическом ряду, а) которые имеют наименьшую частотность и б) при которых появление в том же контексте других слов, отвечающих условию а), наиболее вероятно.

Произносительная сторона языка имеет свою стилистику. Произносительные указания на стилевую окраску текста могут быть двоякого рода: или в разных стилях оказывается различным позиционное варьирование фонем, или определенные стили требуют фонемных чередований. Последний случай характеризует всегда высокий стиль.

Для характеристики высокого стиля может быть использован и тембр голоса.

Высокий произносительный стиль не только достаточно четко членится на «подстили», но и резко отделен от нейтрального стиля. Это определяется, прежде всего, тем, что высокий стиль, как правило, строится или на чередовании фонем, или на замене одного варианта фонемы другим. Напротив, граница между нейтральным и разговорным стилем очень нечетка. Особенности высокого стиля осознаются говорящими, а особенности разговорного – нет. В системе языка, очевидно, закреплены не те или иные конкретные особенности разговорного стиля, а лишь его общая тенденция и ее пределы. Одно и то же слово в разговорном стиле может приобретать различный облик. Общей является тенденция: в этом стиле значительно уменьшается противопоставленность фонем.  В языке системно закреплен тот предел, до которого может доходить сглаживание фонемных противопоставлений; за этой гранью начинается нелитературное просторечие.

Высокая произносительная окраска текста может быть создана введением в него слов с особым "торжественным" фонетическим обликом. Произносительные нормы высокого стиля обращены к словам; эти нормы могут не охватывать весь поток речи. Особенности разговорного произносительного стиля обращены не столько к отдельным словам, сколько ко всему тексту вообще; имеет значение общая тенденция, проявляющаяся во всех произносительных особенностях данного текста.

Слова нейтрального лексического стиля могут иметь 3 произносительных облика (в нейтральном, высоком и разговорном стиле). Для этого такие слова: а) должны в своем составе иметь такие фонемы и сочетания фонем (притом в определенных позициях), которые имеют своих заместителей (в этих же позициях) в высоком стиле; б) должны обладать такими звуковыми сочетаниями, на материале которых могут осуществляться тенденции разговорного стиля. Совпадение обоих этих условий очень редкостно, поэтому так трудно привести бесспорные примеры варьирования слов по трем стилям.

Слова же высокого стиля могут иметь только два фонетических облика: в высоком и нейтральном стиле. Слова разговорные представлены в нейтральном произношении и в нерасчлененной серии разговорных произношений (и здесь два стилистических произносительных типа).

В настоящее время высокий произносительный стиль используется в торжественных случаях; для него характерен замедленный темп, тщательное проговаривание. Говорящий в этом случае обычно ставит перед собой какие-то особые, дополнительные задачи, например, стремится подчеркнуть важность сообщаемого, привлечь внимание слушателей и т.д.

2. Практическое применение высокого произносительного стиля на уроках русского языка

2.1 Разработка урока "Понятия о стилях произношения, Стилистические средства фонетики"

Цель: 
Познакомить учащихся со стилями произношения русского языка, стилистическими средствами фонетики; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности. Оборудование: 
Учебник; учебные тексты; орфоэпический словарь; РМ карточки для практической работы; запись на доске. Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний. Прогнозируемые
Результаты: 
Учащиеся оперируют основными понятиями раздела «Фонетика», используют соответствующие термины; владеют основными орфоэпическими нормами русского литературного языка; соблюдают основные нормы произношения и нормы ударения в своей речи.

ХОД УРОКА 

Организационный этап
Актуализация опорных знаний

1.Беседа
Какова связь между фонетикой и орфоэпией? Назовите основные единицы звучащей речи, приведите примеры. Назовите основные орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков. Как меняется произношение звука в зависимости от его позиции в слове? Приведите примеры вариативного произношения гласных и согласных, объясните наличие вариантов.

 2. Слушание 3–4-х лингвистических сообщений 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Учитель. На протяжении нескольких веков лингвистика изучала человека «молчащего» (пишущего), и лишь недавно она начала изучать человека «говорящего». а ведь устная речь является основной формой существования языка. По наблюдениям психологов, в повседневной речи человека звучащая речь значительно преобладает над письменной: в среднем ежедневно мы тратим три четверти времени на говорение и восприятие звучащей речи. Особенно заметно преобладание звучащей речи над письменной в последние десятилетия, когда телефон серьёзно потеснил личную переписку, радио и телевидение стали опасными конкурентами печатных СМИ, а удельный вес неподготовленных выступлений в деловом общении и общественной жизни существенно вырос. Слушая устную речь, мы не задумываемся над её звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл произносимого.

Каждое же отклонение от нормативного произношения отвлекает слушающего от содержания высказывания, вызывает недоумение, а часто и раздражение, то есть нежелательный для говорящего психологический эффект. Какое же произношение считается образцовым? Это произношение, соответствующее орфоэпическим нормам со временного русского литературного языка. Ответы на конкретные вопросы о правильном произношении отдельных слов и грамматических форм даст вам сегодняшний урок и специальные словари русского языка. 

Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (лекция)
(Учащиеся составляют тезисы.) 

Правильное произношение — совокупность орфоэпических норм, присущих той или иной разновидности языка. Слово может быть произнесено по-разному различными людьми или в среде Различных социальных, территориальных, профессиональных, возрастных и т. д. групп. Стиль произношения (фонетический стиль) — разновидность произношения с той или иной дифференциальной экспрессивно-оценочной функцией. Языковые разновидности образуют разные литературные стили, которые различаются не только с точки зрения лексики и фразеологии, но и с точки зрения произношения.Нейтральный стиль произношения — это речь в обычной обстановке, в среднем темпе, при спокойном состоянии говорящего, который хочет передать или получить какую-либо информацию.

Говорящий не ставит перед собой в данном случае каких-то дополнительных задач: выразить свои чувства, подчеркнуть что-либо. По отношению к нейтральному выделяются ещё два стиля: сниженный и высокий. К сниженному стилю (его ещё называют неполным) относится небрежная речь, при убыстренном из-за волнения или по другим причинам темпе говорения.

Высокий (полный) стиль используется в торжественных случаях; для него характерен замедленный темп, тщательное проговаривание. Говорящий в этом случае обычно ставит перед собой какие-то особые, дополнительные задачи, например, стремится подчеркнуть важность сообщаемого, привлечь внимание слушателей и т. д. Познакомимся с каждым из этих стилей поближе. Для сниженного (неполного) стиля произношения, представленного в небрежной, убыстренной речи, характерны такие черты. y Если безударный гласный стоит рядом с сонорными [л, р], он произносится настолько кратко, что его практически не слышно. Так, слово Наволочка Произносят какНа[влъ]Чка, Проволока — как Про[въл]Ка, Выцарапать — как вы[цръ]Пать, Набережная — как На[б’р’]Жная, Судорога — какСуд[ър]Га. y Такое же сокращение гласных, хотя и реже, но может встречаться и при соседстве их с другими, несонорными согласными. Например, слово Пуговица Произносят как Пу[г]Вица, Свёртываться — как Свёр[т]Ваться, Схватывать — как Схва[т]Вать. Пропуск таких гласных в речи — типичная ошибка выступающих с трибуны или со сцены, и не только самодеятельной, но и профессиональной, театральной.

Вместо двух рядом стоящих перед ударным слогом гласных может произноситься один гласный [а] или ещё более сокращённый [ъ]. Например, слово Вообще — в[ъа]Бще Произносят как В[а]Бще, Сообща— С[ъа]Бща — как С[а]Бща. Y Могут полностью сокращаться и согласные звуки, если они находятся между согласными. Так, произносят Семейств — Семей[ст], Знакомств — Знаком[ст], Удобств —Удо[пст]; Красивому — Краси[у]Му. y Может сокращаться сразу группа звуков — гласных и согласных.

Например, в слове здравствуйте при сниженном стиле произношения сокращается не только согласный [в] (он в любом случае выпадает как непроизносимый), но и группа звуков [твуй], отчего звучит [здрасть]. Слово Сейчас Может произноситься как [сяс]. Сокращённые названия отчеств типа Иваныч, Глебыч Вместо Иванович, Глебович Нас окружают вместе с разговорной речью повседневно. Вы познакомились с некоторыми особенностями сниженного (неполного) стиля произношения. Сопоставим с этими особенностями наиболее отличительные черты высокого стиля произношения.

Высокий (полный) стиль представлен чаще всего в торжественной, несколько замедленной или ораторской речи, с тщательным вы-говариванием всех слов и в то же время с какими-то дополнительными целевыми установками. Поэтому для высокого стиля характерны: y эканье — произношение [эи] на месте [э] и [а] после мягких согласных в 1-м предударном слоге: [п’эи]Чально, Г[лэи]Жу? Y сохранение [о] в безударном положении в заимствованных словах: С[о]Льфеджи[о],Н[о]Ктюрн, С[о]Нет. В нейтральном стиле безударное [о] произносится в заимствованных словах всё чаще, как в исконно русских: К[а]Стюм,Б[а]Кал, [а]Телье, П[а]Эт, Д[а] Сье.

Считается, что оканье в нейтральном, а тем более в сниженном стиле здесь — ненужное манерничанье. Прислушайтесь к выступлениям на торжественных собраниях, и вы услышите «незаконное» в нейтральном стиле речи, но вполне оправданное в данной ситуации оканье при употреблении предлогов: Переход [от] Государственного регулирования к рыночным отношениям, [до] Избрания президента. Особенности сниженного (неполного) и высокого (полного) стилей относятся не только к звукам, но и к темпу произношения. В разговорной, убыстренной речи пауза бывает вообще не ощутима. При этом могут возникать такие сочетания звуков, смысл которых воспринимается иначе, чем в высоком и даже нейтральном стилях. Таким образом, вы познакомились с основными стилями русского произношения. То, что уместно в сниженном (неполном) или высоком (полном) стилях, оказывается стоящим за пределами нормы в нейтральном стиле.

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)

  •  Какие отступления от нормативного произношения вы бы отметили в следующих словах? Транвай; пондравиться; наркомания; сёстрам; банты.
  •  Какие типичные ошибки возможны в произношении следующих слов («звёздочками отмечены «ошибкоопасные» места). Поскользнулся; насмехаться; инцидент; компро мети ро-вать; дерматин; прецедент; флюорография; братьям; шарфы.

2. Практическая работа в парах с языковым материалом (рм один на парту)
Карточка № 1

Распределительная работа Определите, как произносятся сочетания согласных в следующих словах. Покажите это с помощью транскрипции [чн] или [шн]. Булочная, вербовочный, бутылочный, ёлочный, горчичник, горничная, кирпичный, тренировочный, гоночный, молочный, сливочный, мелочный, игрушечный, яблочный, троечный, сердечный, порядочный, нарочно, яичный. 

Карточка № 2

Вставьте пропущенные буквы в следующих словах и правильно произнесите их. Безвозме..но, преле.. ный, уча..ник, великовозра..ный, жало..-ливый, ужа..ный, сове..ливый, хва.. ливый, самочу..вие, безвые..-ный, межзвё..ный, сладо..ный, цело..ный, хвасто..ство, я.. тва, я..твенный, тяго..ный, вла..ный, кре..ный (путь), чё.. ный. 3. «Конкурс начинающих дикторов» (в парах) 

Комментарий. 
Отрабатывается правильный темп речи.

По Произносительным нормам русского языка дикторская речь должна быть чёткой, выразительной и протекать в определённом ритме. Каждому выступающему предлагается прочитать текст за 1–2 минуты. Чтение оценивается по следующим критериям: правильность произношения (соблюдение орфоэпических норм произношения И ударения), выразительная интонация, темп, чёткость и ясность произношения звуков и звукосочетаний.

ТЕКСТ № 1 Вы, конечно же, знаете, что выражение От доски до доски Означает «прочитать от начала и до конца». а знаете ли вы, как возникло это выражение?

У старых книг переплёты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность. После чтения такая книга запиралась на застёжки. Прочитать всю книгу от начала и до конца — значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.

ТЕКСТ № 2 Во всю Ивановскую можно кричать, голосить, вопить и т. д. А связано это выражение с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России.

Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко — кричал во всю Ивановскую.

Прочитайте текст и молча, подготовьте на его основе сообщение о видах глагола, обратив особое внимание на интонацию объясняющей «учительской речи».

ТЕКСТ № 3 Сегодня мы познакомимся ещё с одним свойством русских глаголов. И этого их удивительного свойства вы ещё не знаете.

Эта особенность — виды глагола. Итак, тема урока — «Виды глагола».

Записываем вместе — я на доске, вы в тетрадях. Сразу скажу, что глаголы бывают двух видов. а вот какие это виды, что они обозначают, мы сейчас узнаем… Послушайте: Жну, кошу, сею, поливаю, пишу, рисую, черчу, сожну, накошу, посею, полью, Напишу, нарисую, начерчу. Какие глаголы я выделила голосом? Запишем их парами.

Как вы думаете, чем похожи эти глаголы? а в чём их отличие? (По Т. Ладыженской) 

4. Творческая работа

Из орфоэпического словаря выберите 10 слов на одну тему, составьте с ними небольшой рассказ и прочитайте его в классе. 

Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

Рефлексия.

Подведение итогов урока

1. Беседа

На основании, каких основных признаков выделяются разные стили произношения? Что такое строгая и свободная форма нейтрального стиля произношения?

Перечислите основные фонетические приметы разговорного стиля. Перечислите основные фонетические приметы высокого стиля. Составьте предложение с заимствованными словами и прочитайте в соответствии с разными стилями произношения.

Заключительное слово учителя

Итак, удельный вес устной речи в общении значителен, а следовательно, её роль чрезвычайно велика. Поэтому грамотное речевое поведение современного человека (прежде всего устная речь), дополненное корректным невербальным поведением,— это его визитная карточка.

Конечно, о людях мы судим не по словам, а по делам, но тем не менее…

Домашнее задание

Выучить теоретический материал учебника по теме урока. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя. Творческое задание (по выбору учащихся): 
Самостоятельно подобрать поэтические строки, в которых встречаются отклонения от норм ударения.

Показать уместность или неуместность этих отступлений. Объяснить, чем вызваны эти отклонения от норм.

2.2 Анализ урока "Понятия о стилях произношения. Стилистические средства фонетики"

Анализ целей и задач урока:

Цели урока:

практическая:

активизировать ранее изученную тему "Понятия о стилях произношения. Стилистические средства фонетики";

развивать умение в чтении и аудировании, и смысловой переработке информации на основе заданий, требующих личной оценки, рассуждения;

образовательная:

расширение знаний о русском языке;

развивающая: развитие языковой догадки,

логического мышления ;

воспитательная: развивать положительную мотивацию к дальнейшему изучению английского языка; воспитать уважение к культуре русского ячзыка.

Содержание урока соответствует поставленным целям и задачам. Цели урока достигнуты.

Анализ структуры урока:

  1.  Организация начала занятий.
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Подготовка детей к усвоению новых знаний.
  4.  Изучение нового материала.
  5.  Первичная проверка усвоения знания.
  6.  Первичное закрепление знаний.
  7.  Контроль и самопроверка.
  8.  Информация о домашнем задании.
  9.  Подведение итогов.

Продолжительность этапов урока оправдана, переход от одного этапа к другому осуществляется в соответствии с логикой.

Анализ содержания урока:

В ходе урока формировались навыки чтения, произношения.

Вводимый стилистический материал соответствовал возрасту учащихся, их интересам, ступени обучения.

Для осуществления первичного закрепления и  контроля усвоения нового  материала учащимся было предложено прочитать текст с учетом высокого стиля произношения.

В ходе урока учитель обращал внимание на ошибки учащихся. При фонетических ошибках - произносили слово за учителем; при грамматических  - вспоминали правило; стилистических - помощь товарищей, словарь.

Для активизации языкового материала в речи учащихся, учителем было предложено составить диалоги с  использованием новых орфоэпических единиц, использовать изученные слова при ответах на вопросы.

Учитель учитывал воспитательные возможности учебного материала.

В ходе урока учитель опирался на следующие принципы:

- сознательности и активности;

- доступности;

- учёта индивидуальных особенностей учащихся и др.

Домашнее задание соответствует теме урока: Выучить теоретический материал учебника по теме урока. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя. Творческое задание (по выбору учащихся): 
Самостоятельно подобрать поэтические строки, в которых встречаются отклонения от норм ударения.

Показать уместность или неуместность этих отступлений. Объяснить, чем вызваны эти отклонения от норм.

2.3. Итоги урока "Понятия о стилях произношения, Стилистические средства фонетики"

В целом, подводя итог, можно выделить, что урок оказался весьма эффективным, с точки зрения выполнения цели и задач урока, и соответствия возрастным особенностям учащихся. Урок соответствует своей структуре и содержанию. В процессе учебной деятельности осуществлялось широкое взаимодействие между учителем и учащимися, что ведёт к плодотворному и результативному обучению.

Что касается учеников, то они были увлечены уроком, следили за каждым движением преподавателя, активно работали. Урок был построен на сотрудничестве учителя и учащихся, в результате прошел успешно и интересно.

Заключение

В данной курсовой работе была проведена попытка последовательного анализа  исторического формирования высокого произносительного стиля.

Предназначение высокого произносительного стиля выражается в том, что его место там и тогда, где и когда речь квалифицируется как имеющая большое, даже всеобщее значение, как важная, существенная для всех (или многих) и как имеющая печать торжественности (в большей части — праздничной, но иногда и скорбной). Если высоким стилем именовать только ту совокупность фонетических примет, которая была описана Аванесовым, Пановым, Пироговой,  то тезис о редукции высокого стиля придется признать справедливым. Если же под высоким стилем произношения понимать набор произносительных черт, передающих описанные Пановым смыслы, то он просто не может не существовать. В этой связи логично предположить, что высокий стиль просто изменил свое фонетическое содержание.

Выделяют следующие основные признаки высокого произносительного стиля ХХ – ХХI вв.:

  1.  Общим для всех текстов является медленный (среднемедленный) темп.
  2.  Названные тексты отличает высокое качество речи, т. е. оптимальные реализации интонационно-звуковых средств, обеспечивающие хорошее понимание.
  3.  Эканье используется как стилистическая примета высокого стиля.

Суммируя сказанное, можно утверждать, что суждение о нивелировке высокого стиля не соответствует действительности. Другое дело, что сфера его применения заметно сужается. Еще важнее, однако, то, что он изменил свое фонетическое содержание и «новые» показатели высокого стиля создают соответствующий эффект за счет их комплексного использования в тексте.

Список использованной литературы

  1.  Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. – 365 с.
  2.  Бельчиков Ю. А., Русский литературный язык во 2-й половине XIX в., М., 1974. – 329 с.
  3.  Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. и др. Стили произношения и типы произнесения // Вопросы языкознания. 1974. № 2. – С. 11-13.
  4.  Борн М., Состояние идей в физике, в его кн.: Физика в жизни моего поколения, [пер. с англ.], М., 1963. – 218 с.
  5.  Будагов Р. А., Литературные языки и языковые стили, М., 1967. – 298 с.
  6.  Введенская Л.А., Павлова Л.Т. Культура и искусство речи. – М., Знание, 198. – 64 с.
  7.  Вещикова И.А. Орфоэпия: Основы теории и прикладные аспекты. М., 2007. – 142 с.
  8.  Виноградов В. В., Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития, М., 1967. – 192 с.
  9.  Винокур Г. О., О задачах истории языка, в его кн.: Избранные работы по русскому языку, М., 1959. – 281 с.
  10.  Винокур Т. Г., Закономерности стилистического использования языковых единиц, М., 1980. – 210 с.
  11.  Гельгардт Р. Р., О языковой норме, в кн.: Вопросы культуры речи, в. 3, М., 1961. – 189 с.
  12.  Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981. – 131 с.
  13.  Долежел Л., Гаузенблас К., О соотношении поэтики и стилистики, в кн.: Poetics. Poetyka. Поэтика, [Warsz., 1961]. – 284 с.
  14.  Жирмунский В. М., Проблема социальной дифференциации языков, в его кн.: Общее и германское языкознание, Л., 1976;
  15.  Истрина Е. С., Нормы русского литературного языка и культура речи, М.—Л., 1948. – 311 с.
  16.  Касаткин Л.Л., Крысин Л.П. и др. Русский язык. Ч.1. М., 1989.  - 346 с.
  17.  Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Фонетика. М., 2006. – 534 с.
  18.  Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфоэпия. М., 2005. – 350 с.
  19.  Кожина М. Н., К основаниям функциональной стилистики, Пермь, 1968 – 274 с.
  20.  Конрад Н. И., О литературном языке в Китае и Японии, в сб.: Вопросы формирования и развития национальных языков, М., 1960 – 119 с.
  21.  Макдэвид Р. И. (мл.). Диалектные и социальные различия в городском обществе, пер. с англ., в кн.: Новое в лингвистике, в. 7 — Социолингвистика, М., 1975 – 386 с.
  22.  Максимова А.В. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2006. – 356 с.
  23.  Максимова В.И. Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов. – 2-е издание., стереотипное. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с.
  24.  Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М.,1985.  – 687 с.
  25.  Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967.  - 377 с.
  26.  Панов М.В. История русского литературного произношения. М., 2000. – 238 с.
  27.  Пирогова Н.К. Об орфоэпических стилях и их эволюции в русском языке //Славянская филология. Вып.11. М, 1979. – С. 14 – 18.
  28.  Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. М., 1978. – 439 с.
  29.  Семенюк Н. Н., Из истории функционально-стилистической дифференциации немецкого литературного языка. М., 1972. – 256 с.
  30.  Синцов Е.В. Русский язык и культура речи: учебное пособие – М.: Флинта: Наука, 009. – 160 с.
  31.  Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. М., 2004. – 185 с.
  32.  Фуко М., Слова и вещи. Археология гуманитарных наук, пер. с франц.. М., 1977. – 321 с.
  33.  Щерба Л. В., О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слов, в его кн.: Языковая система и речевая деятельность, Л., 1974. – 191 с.

Приложения

Приложение 1

Примерное тематическое планирование

Стандартная (34-часовая) программа

Общие сведения о языке

Язык и общество.

«Язык каждого народа создан самим народом» (К. Д. Ушинский.)

Язык и история народа.

Три периода в истории русского языка.

Русский язык в современном мире.

Активные процессы в современном русском языке.

7 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Принципы русской орфографии.

Фонетический разбор.

4 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Лексика и фразеология

Повторение по теме «Лексика».

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.

Активный и пассивный словарный запас.

Русская фразеология.

Лексические и фразеологические словари.

Контрольный диктант.

6 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Морфемика и словообразование

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Способы словообразования.

Выразительные словообразовательные средства.

3 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Морфология и орфография

Обобщающее повторение частей речи.

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в разных частях речи.

Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

Правописание не и ни с разными частями речи.

Правописание наречий.

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.

7 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Речь, функциональные стили речи

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки.

Функциональные стили речи.

2 ч

1 ч

1 ч

Стили речи. Научный стиль речи

Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль.

Лексические особенности научного стиля.

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

3 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Контрольные, проверочные работы. Речевой анализ текста. Анализ проведённых работ.

2 ч

Углубленная (68-часовая) программа

Общие сведения о языке

Язык и общество.

«Язык каждого народа создан самим народом» (К. Д. Ушинский.)

Язык и история народа.

Три периода в истории русского языка.

Русский язык в современном мире.

Активные процессы в современном русском языке.

7 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Принципы русской орфографии.

Фонетический разбор.

Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

6 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Лексика и фразеология

Повторение по теме «Лексика».

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.

Активный и пассивный словарный запас.

Русская фразеология.

Лексические и фразеологические словари.

Лабораторная работа.

Контрольный диктант.

Анализ контрольного диктанта.

8 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Морфемика и словообразование

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Способы словообразования.

Выразительные словообразовательные

3 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Морфология и орфография

Обобщающее повторение частей речи.

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в разных частях речи.

Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

Правописание не и ни с разными частями речи.

Различение частиц не и ни.

Правописание наречий.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Правописание глаголов, причастий.

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.

Контрольный диктант.

Анализ контрольного диктанта.

14 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации.

Словосочетания.

Простое предложение.

Осложнённое предложение.

Сложное предложение.

Прямая и косвенная речь.

Авторская пунктуация.

Контрольная работа по пунктуации.

Анализ контрольной работы.

12 ч

1 ч

1 ч

2 ч

2 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Текст. Основные виды переработки текста

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки.

Текст. Способы и средства связи между частями текста.

Абзац.

Типы речи. Повествование.

Описание.

Рассуждение.

Речевой анализ текста.

Виды сокращений текста (план, тезис, выписки).

Конспект. Тематический конспект.

Реферат. Аннотация. Рецензия.

Функциональные стили речи.

Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль.

Лексические особенности научного стиля.

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи

18 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

3 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Приложение 2

Разработки уроков

Урок «Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке»

Цели урока:

Обобщить знания, полученные в 5—9 классах, по теме «Орфоэпия»; закрепить орфоэпические навыки, навыки правописания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о разделе лингвистики «Фонетика и графика».

2. Проверить у доски задания 1, 3, 4 к упр. 7.

3. Комментирование и толкование непонятных слов из упражнения:

плетень — изгородь из сплетённых прутьев и ветвей;

плахта — кустарная украинская ткань, полосатая или клетчатая, а также её четырёхугольный отрез, носимый в качестве юбки;

шаровары — широкие штаны, заправляемые в голенища, вообще штаны широкого, свободного покроя.

4. Три человека выполняют индивидуальное задание:

— Опишите дуб поздней осенью. Покажите особенности этого дерева.

Пример текста:

На пригорке растёт дуб с раскидистыми, скрюченными, словно старые натруженные пальцы, ветками. Он крепко впился в землю толстыми корнями. Дуб не сразу почувствовал приход осени. Его плотные листья долго не поддавались прохладным ночам и продолжали зеленеть. Но неожиданно ударил морозец. Листья дуба пожелтели, взялись изморозью. Подул ветерок, и листья постепенно стали опадать. Дзинь-дзинь! Зазвенели, словно золотые колокольчики, ударяясь о застывшие ветки. Весь пригорок покрылся шуршащим ковром.

5. Во время подготовки учащихся к ответу и выполнения индивидуальных занятий класс пишет словарный диктант:

Мэр, префектура, пейджер, брокер, шоумен, продюсер, контракт, актив, гарантия, демпинг, квота, негоция, реквизиты, рента, ссуда, таможня, тариф, цент, бартер, концессионер, маклер, номинал, швейцар, экспортёр, электорат.

— Дайте толкование слова электорат. (Избиратели, участвующие в выборах в государственные или другие крупные общественные структуры.)

II. Работа по теме урока

1. Орфоэпическая разминка (учитель произносит слова, учащиеся повторяют за ним).

я́дрица, фено́мен ерети́к, знаме́ние, досу́г, невро́лог, рефле́ксия, астро́лог, астроно́м, инструме́нт, хода́тайство, обеспе́чение, украи́нский, фети́ш, и́скра, дремо́та, зево́та, бюрокра́тия, возвели́ченье, озву́ченье, доне́льзя, задо́лго, сосредото́чение, упроче́ние

— Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? (Орфоэпия.)

2. Можно предложить учащимся план-конспект теоретического материала.

Слово учителя:

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствия для эффективного и адекватного общения. Неверное ударение в слове, нарушение норм, правил произношения режет слух, создает помехи конструктивному взаимодействию в деловом и личном общении. Понятна значимость овладения нормами правильного произношения. Существуют общие произноси тельные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов, и существуют нормы, относящиеся только к ряду сочетаний звуков, характерные для ряда грамматических форм. Все эти нормы создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если, прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы сознательно обдумывали, как это сделать. Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки и их сочетания, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий.

Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении (например: «проглатывание» окончаний и суффиксов, произнесение «в нос»). Неразборчивость произношения сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную незрелость. Твердости, четкости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.

3. Понятие об орфоэпической норме.

Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы.

Нормы произнесения гласных звуков

Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город — города — городов).

В безударном положении звучание гласных меняется.

— Вспомните, как называется процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении? (Редукция.)

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ] Например:

лес [э] — лесник э];

грязь [а] — в грязи э];

лист [и] — листок э].

После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть лошадей, жакет.

Нормы произнесения согласных звуков.

— Что определяет произношение согласных звуков? (Положение согласной в слове, т. е. его соседство с гласными или согласными звуками.)

Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к],лодка [т].

Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются. В свое время нормативной была замена твердого согласного звука в позиции перед мягким согласным. В настоящее время имеет место и все более расширяет зону своего действия иная тенденция: t’t’ уверенно переходит в tt’, где t — согласный. Можно отметить три закономерности в указанной произносительной норме:

• допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях согласных с, з с согласными т’, д’, н’ (степь [с’т’], казнь [з’н’], здесь [з’д’]).

• возможно сохранение двух вариантов как равноценных, равноправных.

• более правильно соответствие новой произносительной норме: [в], [ф], [м], [п], [б] перед [к’], [г’] и [х’].

Учащимся рекомендуется запомнить несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.

Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как [х].

Правило 2: -ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о /е[в]о.

Правило 3: зж и сж произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным).

Правило 4: зч и сч произносятся как [ш’] (на стыке морфем).

Правило 5: дч и тч произносятся как [ч’] (на стыке морфем).

Правило 6: -тся и -ться произносятся как [ца] (в глаголах).

Правило 7: дс и тс произносятся как [ц] (перед к в прилагательных).

Правило 8: жд произносится как [шт’] и [ш’] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.

Правило 9: чн произносится как [чн] — в большинстве слов, но произносится как [шн] в словахску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.

Правило 10: чт произносится как [шт] (чтобы, что и т. д.), но нечто [чт].

Правило 11: гк произносится как [хк’] — в словах легкий, мягкий.

Правило 12: гч произносится как [хч’] — в словах легче, мягче.

Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств — содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпическому словарю.

Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп[п]).

Правило 15: в безударном положении не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а]. (к[а]за  к[о]зы, [а]писание — [о]пись). Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [а], слова волы и валы,сома и сама, хотя пишутся по-разному.

В других безударных слогах после твёрдых согласных на месте гласных, обозначаемых буквами о и а, произносится звук, средний между [ы] и [а], близкий к [ы]. Такой звук, например, произносится на месте подчёркнутых гласных в словах водовоз, пароход, выход.

Правило 16: после мягких согласных, на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], [о], [а] в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [и] (лесок, весна, плясать). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и], произносятся слова посветить — посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.

Правило 17: парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, ш, ш, с, х, ц, ч, щ, становятся глухими (дуб [п], глубь [п’], ловко [ф], кровь [ф’], ногти [к], подход [т], багаж [ш]).

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (просьба [з’], молотьба [д’]).

Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному, слова молод — молот, лезть — лесть и др.

Правило 18: во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ],стенд [тэ], шедевр [дэ]).

Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко (академия, декада, демагог, демон, музей, пионер, темпы, фанера, фланель).

Правило 19: в начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест). После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

Послё остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро). В отдельных словах употребляется буква е (проект, реестр).

Следует правильно выделять ударные слоги в словах:

Авто́бус, аге́нт, арбу́з, аргуме́нт, аре́ст, аристокра́тия, баллоти́роваться, балова́ть, библиоте́ка, буржуази́я, ве́рба, гекта́р, демокра́тия, де́ятельность, диа́гноз, диспансе́р, догово́р, дозвони́ться, докуме́нт, зави́дно, заём, заржаве́ть, звони́т, звони́шь, зло́ба, и́здавна, изобрете́ние, и́зредка, индустри́я, катало́г, каучу́к, кварта́л, киломе́тр, коклю́ш, коло́сс, комбайнёр, комба́йнер, крапи́ва, краси́вее, кре́мень, лыжня́, магази́н, медикаме́нты, молодёжь, моноло́г, наме́рение, недои́мка, некроло́г, не́нависть, обеспе́чение, облегчи́ть, обостри́ть, осведоми́ться, отча́сти, парали́ч, парте́р, пепели́ще, портфе́ль, премирова́ть, прину́дить, приобрете́ние, простыня́, проце́нт, псевдони́м, револьве́р, реме́нь, ржаве́ть, ру́сло, сантиме́тр, слу́чай, соболе́знование, сре́дства, ста́туя, столя́р, тамо́жня, усугуби́ть, фарфо́р, формирова́ть, фо́рум, ха́нжество, характе́рный (танец, поступок), хара́ктерный (человек), хло́пок, хода́тайствовать, хозя́ева, цыга́н, че́рпать, шофёр, щаве́ль.

— В чём особенности русского ударения? (Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог: диктор, магнитофон. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона — сторонка — стороны.)

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Анализ текста.

Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. (К. С. Горбачевич.)

— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

— Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте.

2. Орфоэпический анализ слов.

Упр. 10 (выполнить все задания к упражнению).

Ответы к упражнению под цифрой 2:

Яи[шн]ица, коне[шн]о, Фомини[шн]а, ску[шн]о, наро[шн]о, булочная и було[шн]ая,скворе[шн]ик, Ильини[шн]а.

Упр. 14, 15.

Упр. 12 (написать диктант по памяти). Выполнить задания к упражнению.

— Что хотел сказать писатель? (Учащиеся пишут небольшое сочинение-размышление, 5-7 предложений.)

3. В это время один ученик работает по карточке у доски.

Задание:

— Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных:

Свит..р, спринт..р, компьют..р, инт..рьер, инт..рвью, аст..роид, т..нд..нция, г..фрированный, жизн..обеспечение, завс..гдатай, экз..льтированный, мя..че, лё..кий, де..ский.

Ответы к заданию:

Свитер [тэ], спринтер [тэ], компьютер [тэ], интерьер [тэ], интервью [тэ], астероид [тэ],тенденция [тэ], [дэ], гофрированный [га], жизнеобеспечение [н’э], завсегдатай [с’э], экзальтированный[за], мягче [хч’], лёгкий [х’к], детский [цк].

IV. Итоги урока

— Что такое ударение?

— Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?

— В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры. (Золото — позолота — золочёный.)

— Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?

— Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?

Домашнее задание

1. Упр. 25 (Выполнить все задания к упражнению).

2. Используя записи в тетради, подготовить связный ответ по теме урока.

3. Подобрать 2—3 высказывания мастеров слова о русском языке. Одно выучить наизусть. Ответьте на вопрос: «Какая общая мысль объединяет все эти высказывания?»

(Задания 1, 3 учащимися выполняются на выбор по желанию.)

1 Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. – 365 с.

2 Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967.  - 377 с.

3 Введенская Л.А., Павлова Л.Т. Культура и искусство речи. – М., Знание, 198. – 64 с.

4 Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфоэпия. М., 2005. – 350 с.

5 Кожина М. Н., К основаниям функциональной стилистики, Пермь, 1968 – 274 с.

6 Панов М.В. История русского литературного произношения. М., 2000. – 238 с.

7 Пирогова Н.К. Об орфоэпических стилях и их эволюции в русском языке //Славянская филология. Вып.11. М, 1979. – С. 14 – 18.

8 Щерба Л. В., О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слов, в его кн.: Языковая система и речевая деятельность, Л., 1974. – 191 с.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67912. ТАТАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: НОВЫЕ ЗАДАЧИ 68 KB
  Принятие новой редакции Конституции Республики Татарстан возобновило дискуссию о промежуточных итогах и перспективах восстановления единого конституционного и нормативно-правового пространства страны. Действующая Конституция Республики Татарстан сохранила пункты...
67913. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО 80 KB
  Специальными правовыми актами определяются многие вопросы касающиеся регламентирования прав и обязанностей государственного служащего в военизированных и правоохранительных органах. В различных правовых актах предусматриваются права и обязанности государственного...
67914. ПОНЯТИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 104.5 KB
  В части 1 статьи 22 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года провозглашающей высшей ценностью человека его права и свободы закреплено положение согласно которому каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность...
67915. К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ И СУЩНОСТИ НАЛОГОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ В ТЕОРИИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 109 KB
  Общественные отношения урегулированные нормами права исследуются всеми юридическими науками но каждая отрасль подотрасль юридической науки имеет свой предмет изучения определенный круг общественных отношений. Налоговые правоотношения составляют предметную область аналитического налогового...
67916. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 61.5 KB
  Выявление путей повышения эффективности правового регулирования налогообложения предполагает необходимость классифицировать налоговые правоотношения и исследовать их основные особенности. Это обусловлено с одной стороны господством воззрения что в содержание всякого правоотношения входят субъективные...
67917. О СОСТОЯНИИ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 171 KB
  Как известно 20 января 2003 года постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства создана российско-белорусская комиссия по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства. В результате работы комиссии подготовлен проект Конституционного Акта Союзного государства...
67918. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 66 KB
  Основными видами административных правонарушений в сфере финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг выступают: 1 недобросовестная эмиссия ценных бумаг; 2 воспрепятствование осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом; 3 использование служебной информации на рынке ценных бумаг...
67919. ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 56 KB
  Особенности нормативно-правового регулирования порядка функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации ПФР установлены нормами Постановления Верховного Совета России от 27 декабря 1991 г. № 21221 Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации России и утвержденного указанным постановлением...
67920. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 174.5 KB
  Очевидно что право может быть реализовано только тогда когда ему соответствует обязанность государства или другого лица органа его обеспечить. Гарантии нужны не сами по себе а для наиболее полного претворения в жизнь прав и свобод; они призваны обеспечить такую благоприятную обстановку в атмосфере...