89079

Назначение поэта и поэзии в лирике Пушкина 30-х годов

Курсовая

Литература и библиотековедение

До Александра Сергеевича Пушкина не было в России настоящих поэтов; российская публика знала поэзию лишь по слухам из переводов либо по слабеньким опытам в каких искры поэзии гасли в пучине риторики либо льдах наружной как бы прохладной отделки. Мало кто знает то что Пушкин создал первые как многие выражаются...

Русский

2015-05-09

49.83 KB

2 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГ о ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«__________________________________________________________»

КАФЕДРА _________________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: ЛИТЕРАТУРА

На тему: «Назначение поэта и поэзии в лирике Пушкина 30-х годов»

Выполнила: студентка ___курса

специальности «___________________________»

группы ______________________

Ф. И. О.

Подпись____________

Научный руководитель:

Должность, звание

Ф. И. О.

Подпись___________

Оценка___________

Дата__________

Город 2014 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава1. Тема свободы личности поэта………………………………...……………………….…………………….7

Глава2. Тема бессмертия поэта в стихах А.С.Пушкина...…………………….14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………………………….…………21


Введение

До Александра Сергеевича Пушкина не было в России настоящих поэтов; российская публика знала поэзию лишь по слухам, из переводов либо по слабеньким опытам, в каких искры поэзии гасли в пучине риторики либо льдах наружной как бы прохладной отделки. Мало кто знает то, что Пушкин создал первые, как многие выражаются, художественные произведения на родном языке, познакомил с неведомою до него поэзией.

Он настоящий отец, русской поэзии, он воспитатель эстетического чувства и любви к  благороднейшим и эстетическим наслаждениям в среде российской публики, масса которой очень существенно возросла благодаря ему, - вот его права на нескончаемую славу в, как многие выражаются, российской литературе.

А.С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов четырнадцатого декабря 1825 года. Следствием этого явился жизнеутверждающий пафос его поэзии.

Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, «вольности святой».

Свобода для поколения десятых-двадцатых годов XIX века — это и политическое освобождение от «гнета власти роковой», и вольный дух дружеского союза, и наслаждение простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы творчества.

У Пушкина на протяжении всей его жизни наблюдалась эволюция его творческого метода изображения действительности и, следовательно, образа лирического героя.

Образ лирического героя Пушкина — это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.

Так, борьба с тиранией во имя торжества свободы показана в оде «Вольность» 1817 года:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Увы! Куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела — Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть.

Призыв лирического героя к борьбе за свободу слышен и в стихотворении 1818 года, обращенном к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, — Чаадаеву. По жанру это стихотворение-послание, в котором слышны политические нотки:

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

«Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья», ждали все прогрессивные люди того времени минуты «вольности святой». В послании возникают два образа: образ «власти роковой» и образ Отчизны. Благодаря им перед читателем вырисовывается картина тяжелого положения родины. В конце стихотворения звучит полный оптимизма призыв:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья!

Образ «звезды», символизирующий в политической лексике того времени революцию, означает победу дела освобождения России «от самовластья».

В 1819 году во время поездки в Михайловское поэт пишет стихотворение «Деревня», направленное против второго зла в России — крепостного права. Лирический герой наблюдает «везде Невежества убийственный Позор». «Деревня» построена по принципу антитезы: в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, во второй — резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: «барства дикого» и «рабства тощего».

Здесь барство дикое без чувства, без закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца...

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Когда Пушкин ушел из жизни, русская литература была полностью сложившимся, как всем известно, весьма юной со своим необычным лицом, с твердо звучащим голосом, с обещанием самого блестящего предстоящего расцвета. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что одно за иным являлись колоритные, уникальные молодые дарования: Е.А.  Баратынский, Н.М. Языков, А.И. Полежаев, М.Ю. Лермонтов, Ф.И.  Тютчев, Н.В. Гоголь, Д.В.  Веневитинов. «Пушкин, - говорит Гоголь, - был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты».

И вся следующая литература шла от Пушкина, как от собственного основателя и учителя. Очень хочется подчеркнуть то, что наикрупнейший конкретный преемник Пушкина Гоголь так, стало быть, отозвался на гибель Пушкина: «Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним.  Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина. Ничего не предпринимал, нечего не писал я без его совета.  Все, что у меня хорошего, всем этим я обязан ему. Пушкин, Пушкин! Какой прекрасный сон  удалось мне видеть в жизни, и как печально было мое пробуждение!». Необходимо отметить то, что Пушкина, как бесспорнейшего собственного учителя, благоговейно чтили И.С. Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, А.И. Некрасов, А.П. Чехов.

И Пушкин был таковым учителем, как для него были Державин, Ломоносов, Батюшков. Обратите внимание на то, что в собственном творчестве он продолжает почти все традиции, которые возникли при жизни его учителей.  К примеру, тема поэта и поэзии. Несомненно, стоит упомянуть то, что после она стала как бы традиционной. Как бы это было не странно, но на тот момент, Пушкин, обращаясь к ней, вроде бы вел диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.

Тема, в общем, то, проходит через все творчество Пушкина: его первым, как большинство из нас привыкло говорить, опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу», которое было написано в 1814 году в «Вестнике Европы», а одним из последних - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», написанное в 1836 году. Всем известно о том, что в собственном творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о отношениях поэта и общества, о творческом процессе. Возможно и то, что главные вехи данной концепции, главные опоры  пушкинского «монумента нерукотворного», - поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и масса» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831).

Глава1. Тема свободы личности поэта

1.1.Тема поэта и поэзии в произведениях А. С. Пушкина

Пушкин - первый русский поэт, посвятивший себя целиком искусству, более того, первый, кто отказался от всякой государственной службы ради права быть поэтом. Всем своим творчеством стремился он ответить на вопрос «что есть поэзия?». Тема назначения поэзии и миссии поэта имеет два аспекта: социальный и философский. С лицейской скамьи отстаивая свое право на занятия литературой и только ею, Пушкин шел на открытый конфликт с обществом. Общество так и не смирилось с этим: ярким тому примером служит присвоение Пушкину Николаем I звания камер-юнкера - приличного для молодого человека и недостойного взрослого мужчины.

В достаточной степени нежелание государственной системы «признать» литературу вызывалось страхом перед ее воздействием на умы и сыграло роль в формировании в России особого от ношения к творцам. Действительно, ни одна литература мира так не осознавала своей пророческой миссии, как русская. И здесь смыкаются социальный и философский аспекты проблемы назначения поэзии. Юный Пушкин под влиянием идей Просветителей, которые проповедовал в Лицее профессор Куницин, под влиянием бесед с Чаадаевым, с будущими декабристами видит назначение поэзии в служении общему делу - делу освобождения России от устаревшей государственной системы. В оде «Вольность» он определяет это так:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

С Михайловского периода открывается в творчестве Пушкина цикл поэтических деклараций, утверждающих в сознании русских читателей новый, еще не виданный в России высокий общественный статус поэта и поэзии.

Второе изгнание Пушкин переносил тяжело и мучительно. Поэт не только устоял, но и поднялся на новую ступень в своем творческом развитии. От гибели поэта спасла близость к народной жизни, вера в свои творческие силы, в великое значение художественного слова.

Поэзия, как ангел-утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой, -

Г. Краснухин считает, что «поэт у Пушкина выступает не проповедником, которому благоговейно внимают слушатели, но их оппонентом, защищающим от них собственную суверенность, не признающим за ними право на так называемый «социальный заказ». Наконец, поэт подобен эху, которое хотя и откликается «на всякий звук», но само не знает отклика - ему «нет отзыва».

Поэт не должен восхищать или удивлять толпу ни гневными инвективами в её адрес, ни чудовищными её разоблачениями. Пушкин сравнивал это с фиглярством, с фокусничаньем, понимая, какое любопытство вызывает у толпы каждый подобный наставник морали и как легко насыщается такое любопытство. Фиглярством со стороны поэта будет здесь облечение всего этого в художественную форму, которая может поразить воображение необычной рифмой, невиданным тропом, волнующим перифразом. Потому и отказывается Пушкин от «социального заказа» толпы, что такой заказ не имеет никакого отношения к нравственной природе поэзии.

В своих стихотворениях о долге поэта Пушкин писал о трех заповедях искусства, составляющих нравственное триединство: пробуждать в душах чувства добрые, утверждать свободу как главную человеческую ценность и призывать к милосердию.

Пушкин писал: «Поэт! не дорожи любовию народной», но это значило только: не позволяй делать из себя кумира и помни, что такая любовь преходяща. Не обольщайся восторгами, лестью, экзальтированным внимаем толпы: «Ты сам свой высший суд», вот и суди себя по вечным законам искусства! 3

Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году. Содержание стихотворения было навеяно событиями 14 декабря 1825 года и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей». Это стихотворение сюжетное, в нем изображен процесс постепенного перерождения в мудрого пророка. Текст насыщен славянизмами, придающими речи торжественный, приподнятый тон, который органически связан с библейской темой. Но христианский миф, библейский колорит - это лишь одеяние, художественный прием. За аллегорией и символикой отчетливо проступает сама реальность, мысли Пушкина о высоком назначении поэта. Всё то житейское содержание, что наполняет сердца и умы занятых людей, весь их мир должен стать для истинного поэта пустынею мрачной… Он жаждет духовного удовлетворения и влачится к нему. С его стороны больше ничего и не требуется: алчущие и жаждущие насытятся…

Поэт-пророк изощренным вниманием проник в жизнь природы высшей и низшей, созерцал и слышал все, что совершается, от прямого полета ангелов до извилистого хода гадов, от круговращения небес до прозябания растения. Что же дальше? Кто прозрел, чтобы видеть красоту мироздания, тот тем мучительнее ощущает безобразие человеческой действительности. Он будет бороться с нею. Его действие и оружие - слово правды. Но для того, чтобы слово правды, исходящее из жала мудрости, не язвило только, а жгло сердца людей, нужно, чтобы само это жало было разожжено огнем любви.

Мысль о гражданственности творчества с особенной силой высказана в строках: «Глаголом жги сердца людей».

Много спорят о том, кто скрывается за главным героем стихотворения - поэт или пророк. По-видимому, все таки и то, и другое. Пушкин впервые ощутил в зрелой русской литературе особое её на Руси предназначение, унаследованное от литературы допетровской, - быть Словом, объединяющим в себе художественный образ и дар пророчества.

Поэт, который является верным слугою Бога, - эхо русского народа, ибо он носитель народной святыни. Но в момент творчества поэт должен быть неподкупным. «Истинный поэт не есть что-то отдельное от народа; он его собственный орган, его слух, глаз и глас», - справедливо говорит В.С. Непомнящий. И «Памятник» Пушкину не акт осознания художником своих «заслуг», но акт утверждения великой миссии поэта, что он, поэт, подвластен лишь веленью Божию. 4

Пушкин часто обращается в своих произведениях к теме свободы и независимости. Для него в тридцатые годы этот вопрос стал особенно важным. В это время поэтом овладело чувство отчуждения от окружающей среды, непреодолимое стремление вырваться из неё. Из враждебной атмосферы был лишь один путь освобождения - бегство. Это было невозможно, но Пушкин мечтал об этом. Он писал жене: «Дай Бог тебя увидеть здоровою, детей целых и живых! Да плюнуть на Петербург, да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином». Понятно, почему тема одиночества прозвучала в целом ряде стихотворных произведениях Пушкина в тридцатые годы.

Тему одиночества можно проследить в «Страннике». Непонимание проявляют не только те люди, окружающие странника, но и те, кого он считает самыми близкими. Они не понимают его до конца, не видят «верный путь», избранный героем стихотворения:

И дети и жена кричали мне с порогу,

Чтоб воротился я скорее. Крики их

На площадь привлекли приятелей моих;

Один бранил меня, другой моей супруге

Советы подавал, иной жалел о друге,

Кто поносил меня, кто на смех подымал,

Кто силой воротить соседям предлагал;

Иные уж за мной гнались…

В стихотворении присутствует еще один образ - юноша с книгой. Образ - символический. Книга - символ мудрости и всеведения. Именно юноша дает страннику совет покинуть чуждый ему мир и тем самым обрести бессмертие. Но «врата спасения» названы «тесными». Символический путь едва-едва освещен, «тесные врата спасения» явно не могут принять толпу, эту путь избранных. Странник должен решить сам, пойдет ли по этому пути, несмотря на то, что его все отговаривают, считают безумным, не собираются следовать за ним. И он делает свой выбор:

…но я тем боле

Спешил перебежать городовое поле,

Дабы скорей узреть - оставя те места,

Спасенья верный путь и тесные врата.

Прибегая к аллегорической форме и аллегорическим образам Пушкин размышлял и над своей собственной судьбой, и над судьбой поэта вообще в России.

Пушкин в стихотворении часто прибегает к архаизмам. Значимость поднятой темы требовала высокого стиля, поэтому поэт обращается к архаичной, торжественной лексике: скорбию, согбен, тягчит, почли, внемля, взор, влача, вопросил, познай, перст, узреть и др. В то же время странник плоть от плоти тех людей, среди которых ему суждено жить. Потому словам высокого стиля явно противопоставлены разговорные слова и просторечные обороты: уличен, потупя голову, ломая руки, вопли, ужас, коль, махнув рукой, крушусь, отселе, бельма, ступай, поносил, воротить силой.

Судьбу пророка («Пророк») и судьбу странника можно сопоставить. В «Страннике» поэт продолжает размышлять о судьбе гения, гонимого и непонятого современниками (« Поэт», «Поэту», «Эхо»). Эти размышления, несмотря на аллегорическую форму, избранную Пушкиным, тесно связаны с реальной действительностью и свидетельствуют о творческой зрелости поэта, о реалистической направленности. 5

Стихотворение «Поэт», написанное в 1827 году, - квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта. Он становится гордым, «диким и суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Вспомним замечательные слова из стихотворения «19 октября», написанного в 1825 году:

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво…

Пушкин как бы «останавливает мгновенье» - перед поэт, запечатленный в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн».

Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки. 6 Одно из последних стихотворений Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», было написано в 21 августа 1836 года.  «Свободная гордость», «скромная, благородная лира», стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни. 7

Глава2. Тема бессмертия поэта в стихах А.С.Пушкина

В собственном творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Необходимо подчеркнуть то, что почти все его произведения как раз поднимают эту делему; как каждый человек, поэт пытается, стало быть, осознать и также осмыслить мир вокруг нас, понять тайну бессмертия.

Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и гибели Пушкина шла в протяжении всего творческого пути поэта.

В лицейские годы Пушкин упивается собственной юностью, его стихи не, в общем, то, отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.

Под стол холодных мудрецов,

Мы полем овладеем,

Под стол, ученых дураков!

Без них мы жить умеем...

Писал молодой поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:

Не пугай нас, милый друг,

Гроба близким новосельем:

Право, нам таким бездельем

Заниматься недосуг.

Молодость полна жизни - жизнь полна радости. Ни для кого не секрет то, что девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. Все знают то, что и среди этих удовольствий юности поэт  пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Несомненно, стоит упомянуть то, что откуда мысли о гибели как бы появляются у совершенно еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение на сто процентов соответствует, как мы привыкли говорить, анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику, как всем известно, того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтичного одиночества:

И пусть на гробе, где певец

Исчезнет в рощах Геликона,

Напишет беглый ваш резец:

“Здесь дремлет юноша - мудрец,

Питомец нег и Аполлона”.

Тут, правда еще чрезвычайно неопределенно, положено начало, как мы с вами постоянно говорим, тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и тут же, быть может, как многие думают, в первый раз, Пушкин думает о бессмертии.

Но вот лицей позади, и поэт, стало быть, вступает в новейшую жизнь, его встречают уже наиболее, как люди привыкли выражаться, суровые, настоящие трудности, ожесточенный мир, требующий большой силы воли, чтоб не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтоб их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтоб “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли, наконец, управлять поэтом.

В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубочайший кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. Само - собой разумеется, в итоге этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

Бремя жизни тяжело для поэта, но совместно с тем он как раз признает полную власть времени. Несомненно, стоит упомянуть то, что лирический, как заведено, герой пушкинской поэзии не, мягко говоря, восстает против, как многие выражаются, “седого ямщика”, так, в конце концов, будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить...

И глядь - как раз умрем.

Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный...”.теперь жизнь - это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Мало кто знает то, что для поэта на данный момент жизнь - бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Несомненно, стоит упомянуть то, что замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим разум сомненьем, душу наполнив страстью. Всем известно о том, что это результат, некоторый шаг жизни, который поэт прошел в собственном творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая - в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.

В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”  неотвратимость смерти, неизменные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Все знают то, что он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе - цвести.

Также бессмертие Пушкин лицезреет в слиянии с природой, в том, чтоб после смерти перевоплотиться в неотъемлемую часть “милого предела”. Всем известно о том, что и тут, наконец, снова находится мысль о, как мы выражаемся, неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно, наконец, распоряжаться судьбой его по собственному усмотрению:

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?..

Бессмертие... Вообразите себе один факт, что размышляя над данной, как многие выражаются, темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь так сказать кончается, а смерть, может быть, только шаг жизни. Обратите внимание на то, что Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека - бессмертие каждого в его внуках и правнуках - в его потомстве. И действительно, да, поэт не наконец-то увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, - так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.

Но свое бессмертие поэт, стало быть, лицезреет не только лишь в продолжении рода, да и в самом творчестве, в поэзии. Само - собой разумеется, в “Памятнике” поэт как бы предрекает для себя бессмертие в веках:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья, наконец, убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Все знают то, что человек в  пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Обратите внимание на то, что человек велик как человек - не напрасно Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

Заключение

«Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил русскую публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир. Все были очарованы, все увлечены мощными звуками этой неслыханной до тех пор поэзии» - так говорил Н.А. Добролюбов о значении Пушкина в русской литературе.

Одной из ведущих тенденций развития Пушкина как поэта, было все усиливающееся в процессе его творческого роста стремление к выходу из замкнутого в себе малого мира - из круга субъективных восприятий и переживаний, в большой объективно существующий мир - природы, людей, истории; стремление к художественному освоению - познанию, поэтическому воссозданию этого большого мира и вширь и вглубь, во всем его богатстве, сложности, противоречиях. Литературно это выражалось во все большем нарастании в художественных созданиях поэта лирических, эпических, драматических и философских начал. Поэзия для Пушкина всегда была высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу, независимость личности поэта. А творя, Пушкин размышлял о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как поэт.

Пушкин ставил на первое место среди своих заслуг прославление свободы. Свобода останется темой его творчества на всю жизнь. Свобода для Пушкина — это прежде всего личная свобода и независимость. Это свобода выбора профессии, занятий, свобода от разного рода предрассудков. Это и свобода мысли: в отношении к искусству, к религиозным убеждениям, к взаимоотношениям с людьми. Поэт всегда отстаивал свободу творчества. Он не мог писать в угоду.

Поэт размышляет о путях и средствах достижения свободы: революционным путем, ценою крови или каким-либо иным? Революционные взгляды формировались у поэта под влиянием близких друзей: Чаадаева, Давыдова, Раевского, Пестеля. У Пушкина много стихотворений, в которых он рассказывает о движении декабристов и их судьбе, а также о своем участии в этом движении.

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: «Свободен, вновь ищу союза волшебных звуков, чувств и дум».

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. А. С. Пушкин является основоположником русского литературного языка. И, несомненно, он мастер слова! А. С. Пушкин — гений! Его любят и помнят все. Народ любит гениев простых в своей величественности и величественных в своей простоте. Таким был и остался для нас Пушкин.

Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: «Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?» И сам отвечал: «Все стало предметом».

Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей литературы, начало всех ее начал – таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин впервые – на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым ввел литературу русскую в качестве значительной национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

Проходят десятилетия и эпохи, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. Тайна безмерного обаяния поэта, по мнению Д.С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, красоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям труда. Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни, Лихачев говорит об открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке как величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья и гармонии. И если, в конечном счете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал, вечно живой...

Список использованной литературы

  1.  Алексеев М. «Я памятник себе воздвиг…» - Л., 1967г
  2.  Андронников И.Л. А.С.Пушкин. Новые разыскания. – М., 1948.
  3.  Анненский И.Ф. Книги отражений (об эстетическом отношении Пушкина к природе). – М., 1979.
  4.  Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. – М., 1991.
  5.  Бражнин И. «Ликующая муза». – Н., 1974г.
  6.  Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Саратов. 1990.
  7.  Бердяев Н.А. Русская идея // Русская литература. – 1990. № 2.
  8.  Вацуро В.Э. Ранняя лирика Пушкина и поэтическая традиция 20-х годов // Русская литература. – 1964. №3.
  9.  Виноградов М.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. – М., 1997.
  10.  Григорян К.Н. Пушкин и классика. – М., 1964.
  11.  Гроссман Л., «Записки Д’Аршиака: Петербургская хроника 1836 года».М., «ТЕРРА», 1997.
  12.  Литература. Учебник-хрестоматия. М., «Просвещение» 2005.
  13.  Пушкин А. С. Избранные сочинения. М., «Художественная литература» 1978, Т. - 1.
  14.  Пушкин в воспоминаниях современников / Изд. третье, дополненное. Т. 1-2. СПб., 1998
  15.  Разговоры Пушкина / Собрали Сергей Гессен, Лев Модзалевский. М., 1929
  16.  Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. М., 1990
  17.  Сурат И. «Жизнь и мир» - М., 1995г
  18.  Слонимский А. «Мастерство Пушкина». – М., 1959г.
  19.  Федотов Г.П. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина ХХ вв. М., 1990
  20.  Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1837. М., 1987

3  Гроссман Л., «Записки Д’Аршиака: Петербургская хроника 1836 года». М., «ТЕРРА», 1997, с.20-25.

4  Литература. Учебник-хрестоматия. М., «Просвещение» 2005, с. 142-146.

5  Литература. Учебник-хрестоматия. М., «Просвещение» 2005, с. 147-154.

6  Литература. Учебник-хрестоматия. М., «Просвещение» 2005, с. 154-156.

7  Литература. Учебник-хрестоматия. М., «Просвещение» 2005, с. 156-159.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47120. Лицензирование природопользования и охраны окружающей среды 60.35 KB
  В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов выполняющих функции лицензии. Для получения лицензии разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности юридическое или физическое лицо должно обратиться с заявлением в органы уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Правом предоставления лицензии разрешения обладают также территориальные подразделения названных выше и других природоохранительных органов. В зависимости от вида лицензии разрешения определяется ее его...
47123. КЛЕТКА КАК ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА 77.5 KB
  Гетеротрофный процесс приблизительно уравновешивающий автотрофное накопление органического вещества. На данном этапе не происходит накопления энергии в молекулах АТФ. При этом от каждой молекулы глюкозы отщепляется четыре атома водорода и образуются две молекулы АТФ.
47124. Как человек учился мастерству 77.5 KB
  И если вы хотите чтобы ребенок красиво писал мастерил рисовал дайте ему в руки глину пластилин покажите способы работы с ними и их возможности и ребенок втянется в это увлекательное занятие результаты которого стоят намного больше чем затраченные материалы. Вводный урок по теме: “Что такое композиция†Проблема уроков: Что такое композиция Чем отличается композиция от конструкции Учебновоспитательные задачи урока: способствовать отработке и совершенствованию навыков лепки и работы с пластилином; расширять познания детей о...
47125. Особенности личности подростка. Я-концепция 77.5 KB
  Особенности личности подростка. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе если конечно родители вдруг не перевели в другую живет в той же семье. Но встречаются и понастоящему ценные варианты взрослости благоприятные не только для близких но и для личностного развития самого подростка. Внешний вид подростка еще один источник конфликта.