89086

Оценка редактором иллюстративного материала детской книги

Курсовая

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Педагогический аспект книги подразумевает воспитательное значение которое она должна иметь в жизни каждого ребенка. Редактор должен все время помнить о том что читатель-ребенок по-своему будет воспринимать описанные события а влияние книги а тем более иллюстрированной книги на его сознание значительно...

Русский

2015-05-09

66 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«______________________________________________________»

Кафедра __________________________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Редакторская подготовка

литературно-художественных изданий»

Вариант № __

«Оценка редактором иллюстративного материала детской книги»

                                                                        Выполнил(а):  студент(ка)__курса

                                                                        факультета ____________обучения                                                                                ______________________(Ф.И.О.)                                                                            Специальность:_______________.

                                                                      Проверил(а):_____ преподаватель

                                                                                  кафедры______________________

(Ф.И.О.)

г.__________________2014 г.

Cодержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Анализ иллюстративного материала сказки «Ромашки в январе» М. Пляцковского……………………………………………………………………5

2. Редакционное заключение к иллюстрированию сказки «Ромашки в январе» М. Пляцковского…………………………………………………………………6

3. Изобразительные сюжеты сказки «Ромашки в январе М. Пляцковского…………………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………………..12

Введение

Специфика литературы для детей и юношества проявляется в том, что она как бы в миниатюре повторяет почти все типы литературы для взрослого читателя. Любопытно отметить, что у детей с возрастом изменяются жанровые предпочтения. Так, у дошкольников любимые жанры — сказка и стихотворение, у младших школьников к ним добавляется рассказ, у школьников среднего и старшего возраста — повесть и роман. Только при условии соблюдения требований жанра, вида, типа и рода литературы, да еще преломленных через авторскую индивидуальность, редактор профессионально проанализирует рукопись и приступит к совершенствованию литературного произведения[1].

Нет другой такой отрасли издательского бизнеса, где столь велико разнообразие — как видовое, так и ценовое. Детские книжки могут стоить рубль, а могут — под тысячу. Могут быть на четырех страничках или на трех сотнях разворотов, большие и маленькие, сверхприбыльные и убыточные (хотя это и во «взрослом» книгоиздании не редкость)[2].

Литература для детей ставит перед собой педагогические задачи. Ее специфика обусловлена природой ребенка, характером детского восприятия. Педагогический аспект книги подразумевает воспитательное значение, которое она должна иметь в жизни каждого ребенка. Следовательно, одним из важнейших критериев оценки является воспитательная идея, которая должна присутствовать уже в замысле автора.

________________________________

1. Редактирование отдельных видов литературы / под ред. Н. М. Сикорского. — М. : Книга, 1987. — 396 с.

2. Ермилов В. Детская лепта // Книжное обозрение. —  № 21. — М., 2001.

Редактор должен все время помнить о том, что читатель-ребенок по-своему будет воспринимать описанные события, а влияние книги (а тем более — иллюстрированной книги) на его сознание значительно сильнее, чем на сознание взрослого человека[3].

Психологи в результате экспериментов пришли к выводу, что одним из важнейших моментов в познавательном и речевом развитии ребенка является рассматривание «картинок» в детских книгах. Вначале предметы называет взрослый, потом роли меняются, и взрослый задает вопрос «Что это?», а ребенок называет предметы. Естественно, чем богаче цветопередача, тем полнее восприятие ребенка. Иллюстрации, которые для нас, взрослых, могут создавать удовольствие или дополнительное удобство, для детей — жизненно важная потребность, связанная с интеллектуальным развитием. Когда ребенок научится читать, включится его воображение, но первые книжки обязательно должны иметь хорошо выполненные иллюстрации[4].

________________________________

3. Редактирование отдельных видов литературы / под ред. Н. М. Сикорского. — М. : Книга, 1987. — 396 с.

4. Романова Н. Тверской полиграфический комбинат детской литературы // Полиграфист и издатель. —  №11. — М., 2001.

1. Анализ иллюстративного материала сказки «Ромашки в январе» М. Пляцковского

При подготовке иллюстраций необходимо учитывать особенности ребенка, специфику его восприятия и задачи воздействия книги на ребенка.

Иллюстрация в книге, где содержание передает текст, выполняет познавательную, воспитательную, эстетическую, дополняющую функцию.

Познавательная функция обеспечивается посредством отражения в иллюстрациях реалий окружающего мира, которые способствуют узнаваемости предметов и явлений.

Воспитательная функция обеспечивает связью иллюстраций с воспитательной идеей, составляющей основу содержания книги. Иллюстрация подсказывает ребенку общую оценку ситуации независимо от того, как эта ситуация представлена в тексте книги. Воспитательная функция реализуется за счет показа не всегда понятных из текста связей между явлениями и лицами, помогает определить собственное место в тех или иных процессах. Рисунок может помочь читателю расставить акценты, понять суть описанного события.

Эстетическая функция иллюстрации определяется качеством ее исполнения. Иллюстративный ряд многих изданий отличается высоким художественным уровнем.

Наряду с яркими, высокохудожественными изданиями  в массиве можно видеть и большое количество серых неинтересных книжек для детей.

Дополняющая функция иллюстраций связана с возможностью изображения расширить понимание текста, показать часть в границах целого ил, наоборот, представить целое составляющими частями. Иллюстрации способствуют формированию у читателя дополнительных переживаний, которые расширяют возможности воздействия книг для детей на эмоциональную сферу личности.

В данном случае мы можем сказать, что на первый взгляд иллюстрации к сказке несут все три вышеуказанные функции, но при всем этом хочется отметить, что желательно добавить яркости и мультяшности персонажам. Дети младшего дошкольного возраста быстрее воспринимают и усваивают преподносимую им иллюстративную информацию, если в ней присутствуют яркие краски.

Также как известно, малыши очень любят играть и естественно герои должны напоминать им любимые плюшевые и другие игрушки. Т. е. иными словами необходимо создать для лучшего восприятия ребёнком яркий сказочный мир.

2. Редакционное заключение к иллюстрированию сказки «Ромашки в январе» М. Пляцковского

Книжки для дошкольников имеют свою, понятную малышам проблематику. Маленькие ребята любят смешные истории о животных, пословицы с иллюстрациями, сказки, в которых героями являются дети или животные. Как правило, эти книги читаются вслух старшими, и текст в них теснейшим образом связан с иллюстрациями, а порою иллюстрациями заменяется.

Ребенка дошкольного возраста интересуют окружающие его вещи, простейшие явления. Его внимание привлекают рисунки простейших предметов, фигур людей и животных.  Важно в изображении выделить основное.

Рисунки-иллюстрации в дошкольном возрасте воспринимаются ребенком как точное отражение действительности, почти как сама действительность. Поэтому изображения должны быть узнаваемы и понятны, статичны.

Рисунки для детей должны привлекать, заинтересовывать ребенка. Рисунок цветной, помимо четкости и конкретности, должен быть интенсивным по цвету.

Рисунки для трех - четырехлетнего возраста должны быть очень лаконичны.

Исходя из того, что данный текст, как и многие тексты для детей изобилуют диалогами и описаниями действия, но нередко лишены описаний персонажей и места действия, художника возлагается задача по восполнению пробелов в изобразительном ряде книги.

Эти пробелы сознательно оставлены  писателем, поскольку описательная информация традиционно считается более доступной для детей, частности речь идёт о младших дошкольниках,  в визуальном варианте. 

Данную сказку можно издавать, как в сборнике, так и отдельно. Рассмотрим вариант отдельного издания книжки – картинки. Скачоная история  предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Так как дети любят брать с собой любимую игрушку или книжку речь пойдет о формате, который наиболее удобен для того, чтобы его, возможно, было переносить с собой.

Карманный формат (70х100/32), предназначенный для домашнего чтения или для того, чтобы можно был взять книгу с собой в дорогу. Яркий блестящий переплет с припрессованной пленкой выгодно выделит издание в цветастом многообразии магазинных полок.

В этой книге будет содержатся одна сказка Михаила Пляцковского «Ромашки в январе».

В данном случае лучше использовать - однотонный форзац, который можно было бы использовать под иллюстрации. Это особенность детских книг из серии «Для самых маленьких». На авантитуле располагаем иллюстрацию: изображение  главных героев - Щенка Тявки и утёнка Крячика, красочное и яркое.

Иллюстрации по всему изданию должны красивыми, четко прорисоваными, реалистичными и вместе с тем слегка анимационными (в современных изданиях для детей изображения героев нередко абстрактны и тяжелы для детского восприятия). Содержание иллюстраций должно полностью соответствовать содержанию: героям, обстановке, действию и т. д.

Ребенок, читая такую книгу, как бы просматривает интересный мультик. Цвета необходимо подобрать не «кричащие» и не режущие глаза.

Гамму нужно органично сбалансировать. Рисунки обязаны дополнять текст, демонстрируя героев и сказочные события. План сюжетов иллюстрирования составлен так, что изображение идет параллельно с текстом, не опережая и не отставая от повествования.

Иллюстративность издания (отношение площади иллюстраций к площади набора) составляет приблизительно 50 %.

Очень красиво необходимо выполнить концовку в этой сказочной истории.

Из сказанного выше, делаем вывод, что большинство иллюстраций в оборку имеют недостатки в верстке: либо они неправильно заверстаны, либо неправильно выполнена оборка. Большое количество переносов мешает ребенку прочитать правильно, воспринимать текст. Это следует учитывать.

Все иллюстрации должны быть красочными, насыщенными  и обязаны сразу привлекать взгляд ребенка. Все иллюстрации в сказке красочные и яркие, дают полное представление о персонажах и происходящих действиях. Иллюстрации являются хорошим дополнением к сюжету сказки.

3. Изобразительные сюжеты сказки «Ромашки в январе М. Пляцковского

Для иллюстрирования данной детской сказки хочется предложить ряд изобразительных сюжетов:

  •  Обложка книги – главные герои щенок Тявка и утёнок Крячик расположены по центру, сверху падают большие снежинки, снизу – большие ромашки. Щенок держит в лапках лист бумаги, утёнок – коробку с разноцветными карандашами.
  •  На первом листе книге  - заснеженная улица. Тявка и Крячик стоят прижавшись, друг к другу, дрожат.
  •  На втором листе книге изображен щенок Тявка и в форме облачка над его головой его мысли. В облачке улыбающееся солнышко протягивает коробку цветных карандашей.
  •  На третьем листе книги – щенок бежит за карандашами, утенок стоит озадаченный и разводит крылышками в стороны, он удивлен: «Что это с другом?»
  •  На четвертом  листе книги – на дереве висит лист, на котором изображено улыбающееся солнышко. Из рук солнышка на землю сыплются ромашки.
  •  Концовка сказочной истории – герои стоят у рисунка, они улыбаются, в лапках они держат цветные карандаши.

Все иллюстрации сказки можно разделить на: полосные и полуполосные, то есть занимающие полную страницу или ее половину и оборочные - маленькие рисунки, окруженные текстом, заставки и концовки – небольшие рисунки.

Заключение

Если книгоиздание и пропаганда чтения в целом — область стратегической важности, то детская книга — ядро и фундамент будущего. От того, насколько хороши будут детские книжки, насколько успешно они смогут выдержать конкуренцию со всевозможными электронными и цифровыми средствами (от элементарного телевизора до игр на компьютерах), зависит, останутся ли вообще читатели бумажной литературы в самом ближайшем будущем.

Иллюстрация в детской книге решает целый комплекс задач, которые определяются познавательными, воспитательными, эстетическими и дополняющими функциями.

Подводя итог о значении иллюстрации в детской книге, можно прийти к следующим выводам:

  1.  Иллюстрации должны быть связаны с замыслом писателя, должны помочь ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказать, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя тем самым смысл текста;
  2.  Мера, степень полноты отражения содержания в иллюстрациях должна определяться функциями, которые они выполняют; учитываются такие факторы, как возраст читателя, вид издания, специфика содержания произведения литературы, полиграфические возможности исполнения иллюстраций.

Список использованной литературы

1. Ганкина Э. 3. ...Для сердца и разума : Детская иллюстрированная книга в России (конец XVII–I половина ХIХ вв.). — Иерусалим, 1998. – 224 с.: ил.

2. Герчук Ю. Художественная структура книги. — М. : Книга, 1984. — 208 с.: ил.

3. Добкин С. Ф. Редактору и автору об оформлении книги. — М. : Книга, 1982. — 208 с.

4. Ермилов В. Детская лепта // Книжное обозрение. —  № 21.  — М., 2001.

5. Козлова М. М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий : учебное пособие для студентов специальности “Издательское дело и редактирование”. — Ульяновск : УлГТУ, 2000.— 52 с.

6. Редактирование отдельных видов литературы / под ред. Н. М.Сикорского. — М. : Книга, 1987. — 396 с.

7. Романова Н. Тверской полиграфический комбинат детской литературы // Полиграфист и издатель. — №11. — М., 2001.

8. Русалочка : Сказки. — М. : Планета детства, 2001. — 56 с. : ил.

9. Свешникова И. К. Технология редакционно-издательского дела : учебное пособие. — М. : Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. — 116 с.

10. Художественное конструирование и оформление книги / Е. Б. Адамов, В. Я. Быкова, И. Ф. Бельчиков и др. - М. : Книга, 1971. — 248 с.: ил.

11. Художники детской книги о себе и своем искусстве. — М.: Книга, 1987.

12. Редакторская подготовка изданий : учебник / С. Г. Антонова, В. И. Васильев,
И. А. Жарков, О. В. Коланькова, Б. В. Ленский, н.З. Рябинина, В. И. Соловьева ; под ред. С. Г. Антоновой. — М. : МГУП, 2002. — 468 с.

13. Антонова С. Г. Книга для детей. Вопросы типологии и издания : учебное пособие / С. Г. Антонова. — М. : Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. — 100 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51854. МИ ЧУЄМО ТЕБЕ, КОБЗАРЮ, КРІЗЬ СТОЛІТТЯ 479.5 KB
  22 Урок Черкащина – земля Тараса Шевченка 33 Урок Черкащина – духовності скарбниця. Шевченка без перебільшення можна назвати геніальним художником. Творчість Шевченка багатогранна як його талант. Літературна спадщина Шевченка обіймає велику збірку поетичних творів Кобзар драму Назар Стодоля і 2 уривки з інших п'єс; 9 повістей щоденник та автобіографію написані російською мовою записки історичноархеологічного характеру Археологічні нотатки 4 статті та понад 250 листів.
51856. Ми чуємо тебе Кобзарю крізь століття 1.78 MB
  Базилевський: Шевченко – явище унікальне Просторо в цьому імені. Справді як поет Тарас Шевченко починає виступати в різноманітних здавалося б майже взаємно виключаючих поетичних жанрах немовби в різних стильових манерах. Питання для обговорення: як ви вважаєте: звідки черпав наснагу Шевченко чи можна на вашу думку роз’єднати Шевченка і Черкащину Свою відповідь обгрунтуйте. Без волi немає щастя – вважав Шевченко: .
51857. The Miracle Drugs Abroad 57.5 KB
  Ech one is mircle drug in its own right nd I hven’t met n mericn tourist yet who isn’t willing to shre his medicines with less fortunte people who live brod. “I hve just the thing for you†the hostess sid. It doesn’t mke you s sleepy nd you only hve to tke two every four hours. I hve bottle t the hotel nd if you stop by I’ll give you some.
51859. Використання ІКТ на уроках математики у школі II ступеня з метою формування профільних компетенцій 71 KB
  А саме: учні активно беруть участь в процесі навчання навчаються самостійно мислити пропонувати свої бачення прогнозувати та моделювати окремі ситуації. Якщо цей вчитель може надати допомогу учням в їх самостійній діяльності з використанням інформаційнокомунікаційних технологій та вказати їм на можливості їх використання для навчання в тому числі самостійно – його авторитет суттєво підвищується. Якщо вчитель може запропонувати учням доступний їм Інтернет–ресурс який містить предметний навчальний матеріал надто – якщо цей матеріал...