89086

Оценка редактором иллюстративного материала детской книги

Курсовая

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Педагогический аспект книги подразумевает воспитательное значение которое она должна иметь в жизни каждого ребенка. Редактор должен все время помнить о том что читатель-ребенок по-своему будет воспринимать описанные события а влияние книги а тем более иллюстрированной книги на его сознание значительно...

Русский

2015-05-09

66 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«______________________________________________________»

Кафедра __________________________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Редакторская подготовка

литературно-художественных изданий»

Вариант № __

«Оценка редактором иллюстративного материала детской книги»

                                                                        Выполнил(а):  студент(ка)__курса

                                                                        факультета ____________обучения                                                                                ______________________(Ф.И.О.)                                                                            Специальность:_______________.

                                                                      Проверил(а):_____ преподаватель

                                                                                  кафедры______________________

(Ф.И.О.)

г.__________________2014 г.

Cодержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Анализ иллюстративного материала сказки «Ромашки в январе» М. Пляцковского……………………………………………………………………5

2. Редакционное заключение к иллюстрированию сказки «Ромашки в январе» М. Пляцковского…………………………………………………………………6

3. Изобразительные сюжеты сказки «Ромашки в январе М. Пляцковского…………………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………………..12

Введение

Специфика литературы для детей и юношества проявляется в том, что она как бы в миниатюре повторяет почти все типы литературы для взрослого читателя. Любопытно отметить, что у детей с возрастом изменяются жанровые предпочтения. Так, у дошкольников любимые жанры — сказка и стихотворение, у младших школьников к ним добавляется рассказ, у школьников среднего и старшего возраста — повесть и роман. Только при условии соблюдения требований жанра, вида, типа и рода литературы, да еще преломленных через авторскую индивидуальность, редактор профессионально проанализирует рукопись и приступит к совершенствованию литературного произведения[1].

Нет другой такой отрасли издательского бизнеса, где столь велико разнообразие — как видовое, так и ценовое. Детские книжки могут стоить рубль, а могут — под тысячу. Могут быть на четырех страничках или на трех сотнях разворотов, большие и маленькие, сверхприбыльные и убыточные (хотя это и во «взрослом» книгоиздании не редкость)[2].

Литература для детей ставит перед собой педагогические задачи. Ее специфика обусловлена природой ребенка, характером детского восприятия. Педагогический аспект книги подразумевает воспитательное значение, которое она должна иметь в жизни каждого ребенка. Следовательно, одним из важнейших критериев оценки является воспитательная идея, которая должна присутствовать уже в замысле автора.

________________________________

1. Редактирование отдельных видов литературы / под ред. Н. М. Сикорского. — М. : Книга, 1987. — 396 с.

2. Ермилов В. Детская лепта // Книжное обозрение. —  № 21. — М., 2001.

Редактор должен все время помнить о том, что читатель-ребенок по-своему будет воспринимать описанные события, а влияние книги (а тем более — иллюстрированной книги) на его сознание значительно сильнее, чем на сознание взрослого человека[3].

Психологи в результате экспериментов пришли к выводу, что одним из важнейших моментов в познавательном и речевом развитии ребенка является рассматривание «картинок» в детских книгах. Вначале предметы называет взрослый, потом роли меняются, и взрослый задает вопрос «Что это?», а ребенок называет предметы. Естественно, чем богаче цветопередача, тем полнее восприятие ребенка. Иллюстрации, которые для нас, взрослых, могут создавать удовольствие или дополнительное удобство, для детей — жизненно важная потребность, связанная с интеллектуальным развитием. Когда ребенок научится читать, включится его воображение, но первые книжки обязательно должны иметь хорошо выполненные иллюстрации[4].

________________________________

3. Редактирование отдельных видов литературы / под ред. Н. М. Сикорского. — М. : Книга, 1987. — 396 с.

4. Романова Н. Тверской полиграфический комбинат детской литературы // Полиграфист и издатель. —  №11. — М., 2001.

1. Анализ иллюстративного материала сказки «Ромашки в январе» М. Пляцковского

При подготовке иллюстраций необходимо учитывать особенности ребенка, специфику его восприятия и задачи воздействия книги на ребенка.

Иллюстрация в книге, где содержание передает текст, выполняет познавательную, воспитательную, эстетическую, дополняющую функцию.

Познавательная функция обеспечивается посредством отражения в иллюстрациях реалий окружающего мира, которые способствуют узнаваемости предметов и явлений.

Воспитательная функция обеспечивает связью иллюстраций с воспитательной идеей, составляющей основу содержания книги. Иллюстрация подсказывает ребенку общую оценку ситуации независимо от того, как эта ситуация представлена в тексте книги. Воспитательная функция реализуется за счет показа не всегда понятных из текста связей между явлениями и лицами, помогает определить собственное место в тех или иных процессах. Рисунок может помочь читателю расставить акценты, понять суть описанного события.

Эстетическая функция иллюстрации определяется качеством ее исполнения. Иллюстративный ряд многих изданий отличается высоким художественным уровнем.

Наряду с яркими, высокохудожественными изданиями  в массиве можно видеть и большое количество серых неинтересных книжек для детей.

Дополняющая функция иллюстраций связана с возможностью изображения расширить понимание текста, показать часть в границах целого ил, наоборот, представить целое составляющими частями. Иллюстрации способствуют формированию у читателя дополнительных переживаний, которые расширяют возможности воздействия книг для детей на эмоциональную сферу личности.

В данном случае мы можем сказать, что на первый взгляд иллюстрации к сказке несут все три вышеуказанные функции, но при всем этом хочется отметить, что желательно добавить яркости и мультяшности персонажам. Дети младшего дошкольного возраста быстрее воспринимают и усваивают преподносимую им иллюстративную информацию, если в ней присутствуют яркие краски.

Также как известно, малыши очень любят играть и естественно герои должны напоминать им любимые плюшевые и другие игрушки. Т. е. иными словами необходимо создать для лучшего восприятия ребёнком яркий сказочный мир.

2. Редакционное заключение к иллюстрированию сказки «Ромашки в январе» М. Пляцковского

Книжки для дошкольников имеют свою, понятную малышам проблематику. Маленькие ребята любят смешные истории о животных, пословицы с иллюстрациями, сказки, в которых героями являются дети или животные. Как правило, эти книги читаются вслух старшими, и текст в них теснейшим образом связан с иллюстрациями, а порою иллюстрациями заменяется.

Ребенка дошкольного возраста интересуют окружающие его вещи, простейшие явления. Его внимание привлекают рисунки простейших предметов, фигур людей и животных.  Важно в изображении выделить основное.

Рисунки-иллюстрации в дошкольном возрасте воспринимаются ребенком как точное отражение действительности, почти как сама действительность. Поэтому изображения должны быть узнаваемы и понятны, статичны.

Рисунки для детей должны привлекать, заинтересовывать ребенка. Рисунок цветной, помимо четкости и конкретности, должен быть интенсивным по цвету.

Рисунки для трех - четырехлетнего возраста должны быть очень лаконичны.

Исходя из того, что данный текст, как и многие тексты для детей изобилуют диалогами и описаниями действия, но нередко лишены описаний персонажей и места действия, художника возлагается задача по восполнению пробелов в изобразительном ряде книги.

Эти пробелы сознательно оставлены  писателем, поскольку описательная информация традиционно считается более доступной для детей, частности речь идёт о младших дошкольниках,  в визуальном варианте. 

Данную сказку можно издавать, как в сборнике, так и отдельно. Рассмотрим вариант отдельного издания книжки – картинки. Скачоная история  предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Так как дети любят брать с собой любимую игрушку или книжку речь пойдет о формате, который наиболее удобен для того, чтобы его, возможно, было переносить с собой.

Карманный формат (70х100/32), предназначенный для домашнего чтения или для того, чтобы можно был взять книгу с собой в дорогу. Яркий блестящий переплет с припрессованной пленкой выгодно выделит издание в цветастом многообразии магазинных полок.

В этой книге будет содержатся одна сказка Михаила Пляцковского «Ромашки в январе».

В данном случае лучше использовать - однотонный форзац, который можно было бы использовать под иллюстрации. Это особенность детских книг из серии «Для самых маленьких». На авантитуле располагаем иллюстрацию: изображение  главных героев - Щенка Тявки и утёнка Крячика, красочное и яркое.

Иллюстрации по всему изданию должны красивыми, четко прорисоваными, реалистичными и вместе с тем слегка анимационными (в современных изданиях для детей изображения героев нередко абстрактны и тяжелы для детского восприятия). Содержание иллюстраций должно полностью соответствовать содержанию: героям, обстановке, действию и т. д.

Ребенок, читая такую книгу, как бы просматривает интересный мультик. Цвета необходимо подобрать не «кричащие» и не режущие глаза.

Гамму нужно органично сбалансировать. Рисунки обязаны дополнять текст, демонстрируя героев и сказочные события. План сюжетов иллюстрирования составлен так, что изображение идет параллельно с текстом, не опережая и не отставая от повествования.

Иллюстративность издания (отношение площади иллюстраций к площади набора) составляет приблизительно 50 %.

Очень красиво необходимо выполнить концовку в этой сказочной истории.

Из сказанного выше, делаем вывод, что большинство иллюстраций в оборку имеют недостатки в верстке: либо они неправильно заверстаны, либо неправильно выполнена оборка. Большое количество переносов мешает ребенку прочитать правильно, воспринимать текст. Это следует учитывать.

Все иллюстрации должны быть красочными, насыщенными  и обязаны сразу привлекать взгляд ребенка. Все иллюстрации в сказке красочные и яркие, дают полное представление о персонажах и происходящих действиях. Иллюстрации являются хорошим дополнением к сюжету сказки.

3. Изобразительные сюжеты сказки «Ромашки в январе М. Пляцковского

Для иллюстрирования данной детской сказки хочется предложить ряд изобразительных сюжетов:

  •  Обложка книги – главные герои щенок Тявка и утёнок Крячик расположены по центру, сверху падают большие снежинки, снизу – большие ромашки. Щенок держит в лапках лист бумаги, утёнок – коробку с разноцветными карандашами.
  •  На первом листе книге  - заснеженная улица. Тявка и Крячик стоят прижавшись, друг к другу, дрожат.
  •  На втором листе книге изображен щенок Тявка и в форме облачка над его головой его мысли. В облачке улыбающееся солнышко протягивает коробку цветных карандашей.
  •  На третьем листе книги – щенок бежит за карандашами, утенок стоит озадаченный и разводит крылышками в стороны, он удивлен: «Что это с другом?»
  •  На четвертом  листе книги – на дереве висит лист, на котором изображено улыбающееся солнышко. Из рук солнышка на землю сыплются ромашки.
  •  Концовка сказочной истории – герои стоят у рисунка, они улыбаются, в лапках они держат цветные карандаши.

Все иллюстрации сказки можно разделить на: полосные и полуполосные, то есть занимающие полную страницу или ее половину и оборочные - маленькие рисунки, окруженные текстом, заставки и концовки – небольшие рисунки.

Заключение

Если книгоиздание и пропаганда чтения в целом — область стратегической важности, то детская книга — ядро и фундамент будущего. От того, насколько хороши будут детские книжки, насколько успешно они смогут выдержать конкуренцию со всевозможными электронными и цифровыми средствами (от элементарного телевизора до игр на компьютерах), зависит, останутся ли вообще читатели бумажной литературы в самом ближайшем будущем.

Иллюстрация в детской книге решает целый комплекс задач, которые определяются познавательными, воспитательными, эстетическими и дополняющими функциями.

Подводя итог о значении иллюстрации в детской книге, можно прийти к следующим выводам:

  1.  Иллюстрации должны быть связаны с замыслом писателя, должны помочь ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказать, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя тем самым смысл текста;
  2.  Мера, степень полноты отражения содержания в иллюстрациях должна определяться функциями, которые они выполняют; учитываются такие факторы, как возраст читателя, вид издания, специфика содержания произведения литературы, полиграфические возможности исполнения иллюстраций.

Список использованной литературы

1. Ганкина Э. 3. ...Для сердца и разума : Детская иллюстрированная книга в России (конец XVII–I половина ХIХ вв.). — Иерусалим, 1998. – 224 с.: ил.

2. Герчук Ю. Художественная структура книги. — М. : Книга, 1984. — 208 с.: ил.

3. Добкин С. Ф. Редактору и автору об оформлении книги. — М. : Книга, 1982. — 208 с.

4. Ермилов В. Детская лепта // Книжное обозрение. —  № 21.  — М., 2001.

5. Козлова М. М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий : учебное пособие для студентов специальности “Издательское дело и редактирование”. — Ульяновск : УлГТУ, 2000.— 52 с.

6. Редактирование отдельных видов литературы / под ред. Н. М.Сикорского. — М. : Книга, 1987. — 396 с.

7. Романова Н. Тверской полиграфический комбинат детской литературы // Полиграфист и издатель. — №11. — М., 2001.

8. Русалочка : Сказки. — М. : Планета детства, 2001. — 56 с. : ил.

9. Свешникова И. К. Технология редакционно-издательского дела : учебное пособие. — М. : Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. — 116 с.

10. Художественное конструирование и оформление книги / Е. Б. Адамов, В. Я. Быкова, И. Ф. Бельчиков и др. - М. : Книга, 1971. — 248 с.: ил.

11. Художники детской книги о себе и своем искусстве. — М.: Книга, 1987.

12. Редакторская подготовка изданий : учебник / С. Г. Антонова, В. И. Васильев,
И. А. Жарков, О. В. Коланькова, Б. В. Ленский, н.З. Рябинина, В. И. Соловьева ; под ред. С. Г. Антоновой. — М. : МГУП, 2002. — 468 с.

13. Антонова С. Г. Книга для детей. Вопросы типологии и издания : учебное пособие / С. Г. Антонова. — М. : Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. — 100 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34474. Живопись Андрея Рублева 41.5 KB
  Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни об утерянном покое счастье и гармонии со вселенной. В творчестве Рублева отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека в его нравственные силы в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.
34475. Живопись Дионисия 41 KB
  Вот в такое время освобожденной обновляемой Руси как нельзя кстати пришелся светлый талант Дионисия его умение создавать праздничный настрой духа его сочные краски. Художественные тенденции последней трети XV начала XVI веков к праздничному декоративизму рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя. О творчестве Дионисия в московский период можно судить только по двум произведениям: по иконе Божией Матери Одигитрия и по иконе Апокалипсис.
34476. Русское искусство 17в.: Живопись С. Ушакова. Деятельность оружейной палаты. Фресковая живопись. Парсуна 17.72 KB
  Тяга к наукам интерес в литературе к реальным сюжетам рост светской публицистики нарушение иконографических канонов в живописи сближение культового и гражданского зодчества любовь к декору к полихромии в архитектуре да и во всех изобразительных искусствах все это говорит о быстром процессе обмирщения культуры XVII в. Во главе нового движения провозглашающего те задачи живописи которые вели по сути к разрыву с древнерусской иконописной традицией стоял царский изограф теоретик искусства Симон Ушаков 16261686 взгляды которого...
34477. Строгоновская и годуновская школа иконописи. Особенности выразительного языка 18.35 KB
  Второе строгановская школа условно названная так потому что некоторые иконы выполнялись по заказу именитых людей Строгановых. Собирали иконы шитье и резьбу так что их домашние молельни стали настоящими музеями. Так они особенно ценили иконы совсем небольшого размера однако включающие не меньше отдельных сцен чем многоаршинный иконостас. Иконы этого типа напоминающие миниатюру или драгоценные эмалевые изделия и принято называть строгановскими даже если они не были написаны в мастерских Строгановых.
34478. Русское искусство первой трети 18в. Эпоха реформ Петра 1. Строительство Петербурга. Петровское барокко. Скульптура К.Б. Растрелли 72 KB
  Петровское барокко. Петровское барокко историкорегиональный стиль архитектуры СанктПетербурга сложившийся при жизни его основателя Петра Великого в первой четверти XVIII в. Стиль петровского барокко впитал в себя множество разнородных элементов и потому не является Барокко в полном значении этого слова. Так же петровскому барокко свойственна двуцветная окраска зданий чаще красная с белым и плоскостная трактовка декора.
34479. Русское искусство первой трети 18в.: формирование живописного портрета. Преображенская серия. Творчество живописцев И.Н. Никитина, А.М. Матвева 32.5 KB
  : формирование живописного портрета. Еще в XVII веке возник прообраз реалистического портрета значительно отличающийся от старого условного иконописания. В портрете XVIII столетия проявился исключительный интерес к человеку. Уже в так называемой Преображенской серии портретов которые долго было принято называть в науке портретами шутов так как они исполнены с лиц участвовавших в таком сатирическом конклаве как Всепьянейший сумасбродный собор всешутейшего князьпапы видно напряженное внимание к человеческому лицу к реалиям быта.
34480. Русское искусство сер.18в.:Елизаветинское барокко. Интерьеры. Архитектура. Деятельность Б.Ф. Растрелли. Тенденции рококо и барокко в интерьерах и мебели 31 KB
  :Елизаветинское барокко. Тенденции рококо и барокко в интерьерах и мебели. делится на два этапа: 30е годы мрачное время правления Анны Иоанновны засилья иноземцев и 4050е годы годы елизаветинского правления некоторого смягчения нравов предыдущего времени роста национального самосознания поощрения всего отечественного время сложения стиля русского барокко знаменующего синтез всех видов искусства. Елизаветинское барокко художественный стиль характерный для времени Елизаветы.
34481. Русское искусство середины 18в.: Живопись – расцвет портрета. Своеобразие творческого метода живописцев И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова, Л.П. Антропова 36 KB
  : Живопись расцвет портрета. В его портретах особенно детских отразился дух русского рокайльного искусства но в них нет бездушности фривольности наружной слащавости и галантности присущих западному рококо. Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью в них есть особая интимность и непритязательность обаяние и цельность образа. Аргунов первые приобретшие известность портреты соединяют в себе принцип композиции западноевропейского парадного портрета и идущие от парсуны черты застылости живописной сухости плоскостности.
34482. Русское искусство середины 18в.: Архитектура – от барокко к классицизму 31 KB
  : Архитектура от барокко к классицизму. Переход от барокко к классицизму был одним из самых быстрых в смене стилей отечественной архитектуры. Конец 1750х годов еще расцвет барокко. Барокко как самостоятельный стиль в русской архитектуре оформилось в 1730х годах.