8912

Описать технологию ремонта аккумуляторных батарей

Контрольная

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Описать технологию ремонта аккумуляторных батарей (проверку состояния аккумулятора, разборку, восстановление деталей, сборку, приготовление электролита и зарядку батарей, технические условия и контроль качества ремонта). Указать применяемое оборудов...

Русский

2013-02-19

108 KB

70 чел.

Описать технологию ремонта аккумуляторных батарей (проверку состояния аккумулятора, разборку, восстановление деталей, сборку, приготовление электролита и зарядку батарей, технические условия и контроль качества ремонта). Указать применяемое оборудование, приспособления, инструмент, особенности организации рабочих мест.

На автомобилях устанавливаются одна или две последовательно соединенные АБ напряжением 6 или 12 В различной емкости в зависимости от модели автомобиля.

АБ номинальным напряжением 6 В состоят из трех, а напряжением 12 В из шести аккумуляторов.

Во время эксплуатации и хранения батарей могут возникнуть следующие неисправности:

трещины в заливочной мастике и ее отслоение;

повреждение и износ выводов и перемычек;

разрушение решетки и выкрашивание активной массы пластин;

сульфатация пластин;

повышенный саморазряд;

появление недозаряженных аккумуляторов;

короткое замыкание внутри аккумуляторов;

нарушение электрической цепи аккумуляторной батареи;

трещины в моноблоках, баках и крышках аккумуляторов.

Поступившие в ремонт батареи очищают от загрязнений и предварительно проверяют наружным осмотром (наличие трещин, отколов, окисленных контактов и т. д.).

Затем определяется состояние электролита: плотность, уровень над пластинами и напряжение под нагрузкой. По результатам проверки делают заключение о необходимом виде ремонта.

Разборка и восстановление батарей.

Подготовка батареи к разборке заключается в ее наружной очистке, внешнем осмотре, разряде и сливе электролита. Прежде чем слить электролит, разряжают батареи силой тока, равной 1/10 ее емкости, до напряжения 1,70—1,75 В на один аккумулятор.

Если нет возможности разрядить пластины батареи, то после разборки полублоки отрицательных пластин тщательно прополаскивают и опускают в воду.

Разборка АБ или отдельных неисправных аккумуляторов производится в такой последовательности:

отсоединяются от выводных штырей межэлементные соединения при помощи трубчатых сверл, которыми высверливается кольцевая канавка (рисунок 1, а, б);

а— удаление межэлементных соединений; б— удаление выводных штырей

Рисунок 1. Разборка батарей

нагретой лопаткой удаляется мастика после предварительного нагрева ее под нагревательным колпаком;

снимаются крышки батарей при помощи съемников;

удаляются блоки пластин из баков при помощи съемников;

блоки разъединяются на полублоки и промываются в проточной воде;

промываются пластмассовые сепараторы при отсутствии в них повреждений;

промываются банки АБ и проверяется их целостность прибором проверки на герметичность (рисунок 2);

а — током от сети; 1 — бак со слабым раствором серной кислоты; 2— проверяемый моноблок батареи; 3 — пластины; 4 — амперметр (отклонение стрелки свидетельствует от наличие трещин); б — прибором высокого напряжения; 1 — моноблок;                          2—наконечник; 3 — разрядник; 4— индукционная катушка; 5— прерыватель;                      6—конденсатор; 7— выключатель; 8— аккумуляторная батарея питания

Рисунок 2. Проверка состояния моноблоков батарей на герметичность

После дефектации деталей АБ негодные пластины заменяются новыми. Баретки, межэлементные соединения и выводные штыри изготовляют из свинца отливкой в формы.

Восстановлению подлежат моноблоки, пластины и сепараторы.

Моноблоки могут иметь трещины, обломы и сколы. Обломы и сколы пластмассы на моноблоках глубиной не более 3 мм и общей площадью не более 5 см2 устраняются разделкой с последующим заполнением их пластмассой. При дефектах больших размеров, а также при трещинах в перегородках моноблоки и крышки бракуют.

Моноблоки с трещинами в отдельных случаях могут быть восстановлены. Трещины разделывают с обеих сторон под углом 120 ° на глубину 3—4 мм, а концы их засверливают сверлом диаметром 2—3 мм. Для заделки трещин используют эпоксидную смолу ЭД-5 с 10 % (по массе) отвердителя (полиэтиленполиамина) и добавлением эбонитового порошка, который может быть изготовлен из старых аккумуляторных моноблоков.

Пластины (положительные — темно-коричневого цвета и более толстые, отрицательные — серого цвета) имеют следующие дефекты:

сульфатация,

разрушение и коррозия решеток,

уплотнение активной массы,

коробление и обломы ушек.

Сульфатация — это образование крупных труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца (Pb2SO4) на поверхности и в порах активной массы положительных и отрицательных пластин. При этом положительные пластины становятся светло-коричневого цвета, а на отрицательных пластинах появляется белый цвет. В этих местах активная масса становится жесткой и хрупкой. Основные причины появления сульфатации: длительное хранение без подзаряда, пониженный уровень электролита, частые разряды током большой силы, повышение плотности электролита, его температуры, саморазряд и короткое замыкание пластин.

Признаки сульфатации пластин:

в процессе заряда — быстрое повышение напряжения и температуры электролита, бурное газовыделение при незначительном повышении плотности электролита;

при разряде — резкое падение напряжения при нагрузке.

Сильно сульфатированные пластины бракуются. Незначительную сульфатацию пластин можно устранить трех- или четырехкратной зарядкой батареи малой силы зарядным током. Для этого батарею разряжают до напряжения 1,7 В на элементе (измеряют без нагрузки), затем вместо электролита заливают дистиллированную воду и заряжают силой тока, равной 0,03— 0,05 емкости батареи. При достижении напряжения 2,3—2,4 В на элементе и плотности электролита 1,10—1,15 г/см3 электролит сливают и снова заливают дистиллированную воду. Повторяют смену электролита и заряд до тех пор, пока плотность электролита не перестанет увеличиваться.

Устранить сульфатацию можно также с помощью водно-аммиачного раствора трилона Б, который заливают на 40—60 мин в освобожденный от электролита аккумулятор. Затем раствор сливают, промывают пластины внутри банки дистиллированной водой, заливают электролит нормальной плотности и заряжают аккумулятор.

При значительной сульфатации и обрыве пластин, коротком замыкании и помутнении электролита и, если после зарядки напряжение под нагрузкой хотя бы одного элемента ниже 1,6 В, батарею разбирают. Для этого высверливают кольцевые отверстия вокруг выводных штырей пустотелым сверлом, снимают межэлементные перемычки, удаляют мастику электропаяльником с долотообразным наконечником, снимают крышки и вынимают блоки пластин.

После промывки в дистиллированной воде блоки разделяют на положительные и отрицательные полублоки. Затем негодные пластины (покрытые сульфатом более чем на 50 % или в которых отсутствует активная масса более чем в четырех ячейках решетки) отрезают от мостика полублока и вместо них припаивают восстановленные или равноценные по качеству. Припаивают пластины угольным электродом, используя в качестве источника тока батарею емкостью 135—190 А-ч или трансформатор напряжением 6 В, силой тока 100—120 А. Можно пайку пластин произвести горелкой бензовоздушным или водородным пламенем. В качестве присадочного материала используют свинец; флюсом служит парафин или стеарин.

Пластины с разбухшей активной массой и имеющие коробление до 3 мм впрессовывают на прессе усилием 30—40 кН, предварительно установив с обеих сторон брезентовые и металлические прокладки.

Для того чтобы восстановить положительные пластины с поврежденной решеткой, из них выбивают активную массу, размалывают и просеивают ее. Подготовленную массу смешивают с электролитом плотностью 1,28 г/см3 до парообразного состояния, заполняют ею ячейки решетки, опрессовывают на прессе усилием 40— 50 кН. Опрессованные пластины сушат при температуре 105—110 °С до полного высыхания.

Сепараторы изготовляют из микропористой пластмассы (мипласта), микропористого эбонита (мипора), стекловолокна. Основные дефекты: сульфатация и коробление. Сульфатация устраняется кипячением в воде, коробление — обжатием под прессом.

Сборка и подготовка батареи к работе.

Технологический процесс сборки батарей включает следующие операции:

  1.  сборку пластин в полублоки; раздельно собираются отрицательные и положительные пластины, для этого пластины устанавливаются в приспособление; на ушки пластин надеваются баретки и заливаются свинцом. В отрицательных полублоках число пластин на одну больше, чем в положительных полублоках;
  2.  сборку блоков из полублоков; полублоки собирают таким образом, чтобы каждая положительная пластина была расположена между двумя отрицательными.

От середины блока между пластинами вставляются сепараторы таким образом, чтобы ребра были обращены к положительным пластинам.

Блоки пластин обжимаются в приспособлении (рис. 82) и устанавливаются в банки.

1 - основание приспособления; 2 — неподвижный упор; 3 — блок пластин аккумулятора; 4 — подвижный упор; 5 — стяжной винт

Рисунок 3. Приспособление для обжатия блоков пластин аккумулятора

Каждый аккумулятор закрывается крышкой. Между крышкой и стенкой банки укладывается асбестовый шнур, который предохраняет попадание расплавленной мастики внутрь банки при ее заливке.

Электрическая цепь проверяется вольтметром на отсутствие короткого замыкания между пластинами.

Пространство между крышками и банкой аккумуляторов заливается мастикой, представляющей собой смесь: 75 % нефтяного битума № 5 и 25 % авиационного или машинного масла. Температура нагрева битума 170-180 °С.

На штыри, соединяющие аккумуляторы, надеваются и привариваются межэлементные соединения. Выводные зажимы батареи наплавляются расплавленным свинцом при помощи шаблона. Соотношение малого и большого диаметров конусов зажима должно быть равно 1:9.

Малый диаметр выводного положительного зажима должен быть равен 17,25—17,75 мм, а отрицательного 15,75— 16,25 мм.

Подготовка батарей к работе заключается в приготовлении электролита, заливке его в батарею и зарядке ее.

Техника безопасности при работе с АБ.

При обращении с серной кислотой, приготовлении электролита и заливке его в батареи необходимо строжайше соблюдать следующие правила техники безопасности:

для предохранения от ожогов кожи, глаз и отравлений надевать кислотостойкий костюм, защитные очки, резиновые перчатки и сапоги, фартук из кислотостойкого материала;

хранить кислоту в стеклянных бутылях с притертыми пробками или в полиэтиленовых бутылях (канистрах) с плотно закрывающимися крышками. Бутылки с кислотой должны иметь мягкую оплетку или находиться в плетеных корзинах;

—для переливания кислоты из бутылей пользоваться кислотостойким насосом или опрокидывателем;

—приготовлять электролит только в кислотостойкой посуде (эбонитовой, керамической); пользование стеклянной посудой при этом категорически запрещается, при приготовлении электролита обязательно вливать кислоту в воду тонкой струей при непрерывном помешивании раствора эбонитовой палочкой.

Если электролит попадает на кожу или одежду человека, то его необходимо нейтрализовать 10 %-м раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, затем это место промыть проточной водой.

Брызги кислоты или электролита, попавшие в глаза, необходимо немедленно нейтрализовать промыванием 5 %-м раствором двууглекислой (питьевой) соды и отправить пострадавшего к врачу.

При зарядке батарей происходит химическая реакция с выделением свободного водорода, который, смешиваясь с кислородом воздуха в любых пропорциях, образует гремучий газ, взрывающийся не только от огня, искры, но и от удара.

Помещение для зарядки АБ должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 6—8-кратный обмен воздуха за 1 ч. На дверях помещения для зарядки батарей должны быть таблички с надписью "Аккумуляторная", "Огнеопасно", "Курение запрещено".

Подсоединять и отсоединять АБ во время их зарядки запрещается во избежание искрения и возникновения взрыва.

Работающие на участке ремонта аккумуляторов постоянно имеют контакт с веществами (пары свинца, серной кислоты), которые при определенных условиях или неправильном с ними обращении могут привести к травме или отравлению организма. Свинец, попадая через пищевод в кровь, оседает в печени, а серная кислота разъедает зубы и нарушает физиологические функции пищевода.

  1.  Автомобильный справочник/Б.С. Васильев, М.С. Высоцкий, К.Л. Гаврилов и др. Под общ. ред. В.М. Приходько. М.: ОАО«Издательство«Машиностроение», 2004. 704 с.. ил.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41496. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ 123.5 KB
  Оперативное управление работой станции 1. Назначение размещение и техническая оснащенность Сортировочные станции предназначаются для массовой переработки вагонов расформирования и формирования поездов причем в первую очередь сквозных т. Кроме того сортировочные станции могут пропускать транзитные поезда с которыми выполняются следующие операции: смена локомотивных бригад; смена локомотивов; технический и коммерческий осмотр составов; ремонт и экипировка локомотивов вагонов; снабжение водой поездов с живностью экипировка...
41497. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ УЧАСТКОВОЙ СТАНЦИИ 248.5 KB
  Основная работа участковых станций заключается в обработке транзитных поездов кроме того на этих станциях выполняются еще следующие основные операции: смена локомотивов и локомотивных бригад; расформированиеформирование составов участковых и сборных поездов иногда сквозных; маневры по отцепке и прицепке групп вагонов к транзитным поездам с частичной переработкой грузовые и пассажирские операции. Число сортировочных путей определяется числом назначений сортировки суточным количеством перерабатываемых вагонов технологическим процессом...
41498. ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ СТАНЦИИ 232 KB
  Оперативное планирование работы станции. Автоматизация текущего планирования работы станции АСТП. Оперативное руководство работой станции 1. План работы смены вступающий на дежурного во второй половине суток, оставляют с учетом итогов работы первой смены и обеспечения выполнения всего суточного плана.
41499. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТАНЦИЙ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ И РАБОТЕ СТАНЦИЙ 162.5 KB
  К раздельным пунктам относятся: станции разъезды обгонные пункты путевые посты а при автоблокировке и проходные светофоры. Коммерческие операции: прием взвешивание хранение и выдача грузов; оформление перевозочных документов взимание провозных платежей; пломбирование вагонов; обеспечение сохранности грузов находящихся на станции; осмотр прибывающих и отправляющих составов в коммерческом отношении. В зависимости от основного назначения и характера работы станции делятся на промежуточные участковые сортировочные грузовые и...
41500. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 123 KB
  Основные принципы организации движения. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди всех видов транспорта автомобильный воздушный речной морской трубопроводный это определяется следующими положениями: 1 железнодорожный транспорт работает непрерывно в течении года и суток осуществляя массовую перевозку народнохозяйственных грузов пассажиров; 2железнодорожный транспорт участвует в различных фазах производственного процесса: в начальной если перевозят сырьё исходные материалы; в средней если перевозят комплектующее...
41502. РАБОТА СТАНЦИИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ 49.5 KB
  Ремонт оборудования сортировочных горок устройств СЦБ и связи и наружного освещения на горках капитальный ремонт замедлителей воздухопроводной сети компрессорного оборудования в устройствах СЦБ ремонт стрелочных переводов гарнитуры; в устройствах связи громкоговорящей связи в первую очередь пополнение количества динамиков; выправка профилей сортировочных горок вытяжек и сортировочных путей; эти работы являются очень ответственными трудоемкими и поэтому на практике не редко не производятся это приводит к замедлению темпа...
41503. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, УЧЕТ И АНАЛИЗ РАБОТ СТАНЦИИ 236.5 KB
  Основные показатели работы станции. Учет работы станции формы учета и отчетности. Анализ работы станции.
41504. Провозная и пропускная способность железных дорог 37.5 KB
  Провозная способность прямо пропорциональна пропускной способности участка и массе составов поездов а также существенно зависит от конструктивных схем и параметров вагонов. Провозная способность увеличивается с понижением коэффициента тары вагонов улучшением использования их грузоподъемности. Расчеты ВНИИЖТа показывают что массовое применение восьмиосных полувагонов и цистерн габаритов Тпр и Тц позволяет увеличить провозную способность железных дорог на 18 .