89123

Сценическая атмосфера в спектакле

Курсовая

Культурология и искусствоведение

Кажется, нет более загадочного и неуловимого понятия в режиссерской технологии, чем атмосфера. С другими элементами театрального спектакля как будто проще — их можно определить и почти сразу проверить на площадке с той или другой степенью точности. С атмосферой все обстоит иначе.

Русский

2015-05-09

228 KB

15 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«__________________________________________________»

КАФЕДРА ___________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Режиссура

на тему: «Сценическая атмосфера в спектакле»

 

Выполнил(а): студент(ка) _________________________

специальности «______________»

группы ______________________

                                                        Подпись____________

                                                            Научный руководитель:

                                                                          Должность, звание_____________

                                                       Подпись___________

                                                     Оценка___________

                                            Дата_________

                                                    г.____________2014 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1.    Глава  Роль сценической атмосферы в спектакле………………………….5
    1.  Музыкально-поэтический спектакль, как форма сценического искусства (литературно-музыкальная композиция, как форма спектакля)…………………………………………………………………5
    2.  Сценическая атмосфера………………………………………………….8
    3.  Виды атмосфер…………………………………………………….……11
    4.  Функции сценической атмосферы в театре……………………………17
  2.   Глава Способы создания атмосферы в спектакле………………………...23

II.1 Как создается сценическая атмосфера…………………………………….23

II. 2 Влияние атмосферы на зрителя……………………………………………2

II.2 Как создают атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене…………….29

II.3 Приемы воздействия сценической атмосферы в музыкально – поэтческом спектакле «Дорогой победы!» на зрителей…………….…………………………………………………………....34

Заключение……………………………………………………………………..38

Списиок использованной литературы…………………………………………40

Приложение……………………………………………………………………...42

Введение

Театральное искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Задача режиссера, прежде всего, создать ансамблевый творческий коллектив, т. к. далее в процессе создания целостного художественного – сценического произведения и возникает так необходимая в любой обстановке органичная и благоприятная сценическая атмосфера.

Кажется, нет более загадочного и неуловимого понятия в режиссерской технологии, чем атмосфера. С другими элементами театрального спектакля как будто проще — их можно определить и почти сразу проверить на площадке с той или другой степенью точности. С атмосферой все обстоит иначе. Она создается постепенно и, что самое трудное, складывается из множества элементов, заданных автором и сочиненных режиссером. Теоретически в этом вопросе тоже нет достаточной ясности. Это понятие почти невозможно определить, уложить в словесные формулы. Оно ускользает от однозначной прямолинейности, дразнит своей изменчивостью, непостоянством и зыбкостью.

Спектакль, лишенный атмосферы, неизбежно несет отпечаток механичности», — продолжает свою мысль великий русский актер и педагог. «Дух в произведении искусства — это его идея. Душа — атмосфера. Все же, что видимо и слышимо, — его тело». Определение, несмотря на всю его метафоричность, совершенно точно отражает значимость атмосферы в общем строе спектакля.

Примеры такого рода можно было бы продолжить, но дело не в этом. В конечном счете, не так уж важна точная, строгая формулировка. Да и возможна ли она? Сейчас нам интересно понять причины такой неуловимости. А они, пожалуй, заключаются в тончайших и легко разрушаемых внутренних процессах актера на сцене, в множественности его связей с окружающим пространством и партнерами, в сложнейшей соотнесенности человека-артиста со временем. Причем, это последнее, совсем не следует понимать, только как темпо - ритмическую окраску спектакля. Скорее — это «время историческое» (термин Г. А. Товстоногова), включающее в себя социальный опыт артиста, то есть знания прошлого, сиюминутность настоящего и предощущение будущего.

Атмосфера спектакля создается постепенно и, что самое трудное, складывается из множества элементов, заданных автором и сочиненных режиссером. Теоретически в этом вопросе тоже нет достаточной ясности. Это понятие почти невозможно определить, уложить в словесные формулы. Оно ускользает от однозначной прямолинейности, дразнит своей изменчивостью, непостоянством и зыбкостью.

Актуальность данного исследования вытекает из проблем, возникающих при постановке различного жанра театральных постановок. В частности, речь идет о музыкально - поэтическом спектакле «Дорогой победы!» патриотической тематики. Годы Вов остались далеко позади, как быть, что делать, чтобы вызвать у юного поколения чувство не только патриотизма, а некого «катарсиса» в условиях нашего душевно очерствевшего времени, напомнить о былых сражениях старшему поколению

Цель исследования – изучить сценическую атмосферу, как необходимую составляющую в канве музыкального – поэтического спектакля патриотической тематики.

Из указанной цели, следовательно, вытекают следующие задачи:

1. Изучить литературные источники по данной тематике.

2. Провести исследование предмета художественно – сценической атмосферы в театральной среде.

3. Изучить и проанализировать различные аспекты, слагаемые сценической атмосферы спектакля.

4. Провести анализ художественно – сценической атмосферы музыкально – поэтического спектакля «Дорогой победы!»

5. Ознакомиться с  понятием музыкально-поэтический спектакль или литературно – музыкальной композиции, как одной из форм сценического искусства

6. Подвести итоги и сделать общие выводы.

Объект исследования – театральное творчество.

Предмет исследования – сценическая атмосфера театральной постановки.

Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения (сценарий музыкально – поэтического спектакля «Дорогой победы!»

Глава  I Роль сценической атмосферы в спектакле

I.1 Музыкально-поэтический спектакль, как форма сценического искусства (литературно-музыкальная композиция, как форма спектакля)

 Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода.

Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны - они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная - это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.

В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.

Еще одной важной для любого театрализованного представления чертой монтажа является: при сближении, соединении разнородного материала на стыках его создаются новые оттенки смысла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода.

Так монтажный прием «стыка», служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста.

Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художественной прозе, и в драме, и в стихах, и нет оснований только по этому свойству соединять воедино разные виды и роды искусства.

Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.

Литературно-музыкальная композиция - это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними, так или иначе связано.

При этом тема не может быть определена здесь заранее, как и при работе над сценарием любого театрализованного представления. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.

Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.

Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение «оценивающей и усваивающей мысли».

Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.

I. 2 Сценическая атмосфера

«Она дает им вдохновение и силу на будущее. В ней они чувствуют себя артистами, даже когда зрительный зал пуст и тишина царит на ночной сцене.
И не только театр, но и концертный зал, и цирк, и балаган, и ярмарка исполнены волшебной атмосферой. Она одинаково волнует и актера и зрителя. Разве не ходит публика, в особенности молодая, в театр часто только для того, чтобы побыть в этой атмосфере нереальности?»
1

Понятие атмосферы в театр пришло из жизни. Атмосфера – это явление присущее миру людей и в центре атмосферы находится человек, который действует, мыслит, чувствует, ищет. Без сложного комплекса взаимоотношений с окружающей действительностью, мира мыслей, чувств, желаний, настроений, мечтаний, фантазий просто немыслимо существование нашего мира – мира людей.

_________________________________

1. О технике актера М.Чехов АТМОСФЕРА Второй способ репетирования http://tlf.narod.ru/school/M_Chekhov.html

У каждого своя атмосфера, она не однозначна, в ней всегда происходит борьба различных мотивов, тенденций. В жизни всегда происходит «борьба атмосфер», различные люди несут различные атмосферы и личная может подчиняться общественной и пр.

Две различные атмосферы не могут существовать одновременно. Одна (сильнейшая) побеждает или видоизменяет другую.

Порой бывают спектакли, в которых отсутствует многообразная и многоликая атмосфера, вместо нее господствует от начала до конца однообразное, примитивное настроение. Крайне важно умение замечать и запоминать атмосферу.

«Атмосфера – это как бы материальная среда, в которой живет, существует актерский образ. Сюда входят звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи, все, все...»2

«...атмосфера –понятие динамическое, а не статическое, она меняется в зависимости от перемены предлагаемых обстоятельств и событий.»3

«Атмосфера – это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей.» .»3

«Каждому делу, месту и времени присуща своя атмосфера, связанная именно с этим делом, местом и временем»3

М.Чехов говорил: “Дух в произведении искусства – это его идея. Душа – атмосфера. Всё, что видимо и слышимо, – его тело1.

________________________

2. А.Д. Попов «Спектакль и режиссер», ВТО, 1972, с.68

3. А. Д. Попов о худ. Целостности спектакл, М.: ВТО, 1979. Т. 1. Воспоминания и размышления о театре. Художественная целостность спектакля. , с.67-68

Атмосфера – не внешний компонент, не окраска театральной постановки, она,  как и земная атмосфера, как воздух, пронизывает и наполняет всю ее структуру.4

Необходимо найти эмоциональный возбудитель, который поможет найти среду, атмосферу, максимально выражающую процесс внутреннего течения «жизни человеческого духа». В этом сопряжении среды и внутренней жизни человека и проявится убедительность или неубедительность замысла.

Для этого непременно нужно найти точное сочетание происходящего с жизнью, идущей до, после и параллельно развивающемуся действию, либо в контрасте с тем, что происходит, либо в унисон. Это сочетание, сознательно организованное, и создает атмосферу.

Возьмите контраст действий у Пушкина в «Пире во время чумы». События пьесы не имеют никакого отношения к чуме, но то, что действие происходит во время чумы, создает неожиданную атмосферу трагического.

Вне атмосферы не может быть образного решения. Атмосфера — это эмоциональная окраска, непременно присутствующая в решении каждого момента спектакля.5

И, наконец, необходимо отличать второй план от атмосферы спектакля, сцены, куска. Атмосфера — тоже понятие конкретное, она складывается из реальных предлагаемых обстоятельств. Второй план — из эмоциональных оттенков, на основе которых должна строиться реальная бытовая атмосфера на сцене.5

______________________

4. Ремез Азбука режиссуры,. - М. : Искусство, 1976., с.75

5. Г. Товстоногов Зеркало сцены. Кн.1. О профессии режиссера, ,- М.,: Искусство, 1980,с.148-161

Размышляя о выразительных средствах спектакля, следует помнить о том, что искусство познает жизнь в логике закономерных неожиданностей, поэтому режиссер должен быть контрапунктистом в организации света, звуков, « ритмов спектакля, всех его компонентов, только тогда пьеса зазвучит как симфония, будет переливаться «перламутром красок».6

Огромную роль играет художественное оформление в создании сценической атмосферы, и здесь важно понять, что оно отнюдь не обязательно должно впрямую выражать эту атмосферу, звучать в унисон с происходящим.

I.3 Виды атмосфер

Работая методом действенного анализа, особенно важно, чтобы учащиеся поняли плодотворность этого метода и создали необходимую творческую атмосферу репетиций. Этюдные репетиции могут вначале вызвать у некоторых товарищей либо смущение, либо преувеличенную развязность, а у наблюдающих товарищей ироническое отношение, а не творческую товарищескую заинтересованность. Не вовремя брошенная со стороны реплика, смешок, перешептывание могут надолго выбить репетирующих из нужного творческого самочувствия, нанести непоправимый вред. Исполнитель этюда может потерять веру в то, что он делает, а потеряв веру, он неминуемо пойдет по линии изображения, по линии наигрыша.

________________________________

6. Малочевская И. Б. Выразительные средства спектакля: Учеб. пособие/,Л. ЛГИТМИК 1985,с.21

Глубокая заинтересованность каждого из участников в исполняемом упражнении, этюде — это и есть та творческая атмосфера, без которой невозможен путь к искусству.

Весь сложный творческий процесс создания актером образа — это не только репетиция с руководителем и товарищами. Этот процесс не вмещается только в рамки репетиций. Актер, готовящий роль, должен быть целиком захвачен ею на всем протяжении работы над пьесой.

Станиславский часто употреблял выражение, чрезвычайно близкое по аналогии «быть беременным ролью». Актер, как мать вынашивает ребенка,— вынашивает в себе образ. Он в течение всего процесса работы над ролью не расстается с мыслями о ней. Он и дома, и в метро, и на улице, и в любое свободное время ищет ответов на те многочисленные вопросы, которые поставлены перед ним драматургом.

Каждый из нас знает, как часто полюбившийся мотив песенки неотступно преследует нас, от него иногда невозможно отвязаться, и поешь ею без конца. Так должно быть и с ролью. Она должна неотступно быть с актером — он обязан быть одержим ею. И какое громадное творческое счастье испытывает актер, когда еще неясные черты полюбившегося героя, которого ему надлежит создать, всплывают в его сознании, когда он озаряется неожиданно для самого себя видением новых черт характера, когда для него открывается весь строй мыслей и поступков создаваемого им образа.

И вот когда актер пришел на репетицию и принес результат этой большой внутренней работы, руководителю и товарищам необходимо с особой осторожностью и чуткостью отнестись к рождению этого нового человека. А это возможно только тогда, когда на репетиции существует подлинно творческая атмосфера.

Много ли молодых актеров могут похвастаться такой одержимостью ролью, такой титанической работой, какую проделывали прославленные мастера нашей сцены, когда создавали роли, принесшие им признание и славу?

Если созданная роль оставляет такой глубокий след в памяти, значит можно праздновать творческую победу – нужная сценическая атмосфера достигнута.

Невозможно отделить любовь к роли, творческую одержимость в период рождения образа от той творческой атмосферы, которая окружала актера и в процессе создания и в процессе воплощения роли.

Далее речь пойдет об атмосфере закулисной во время спектакля. Деятелям театра весьма знакомо необычайное волнение и возбуждение, которое сопровождает каждый спектакль. Творческий коллектив должен стремиться к созданию целостной художественно – сценической атмосферы. Крайне необходимо искоренять то, что мешает нам в творческом процессе создания спектакля и воплощения его.

Творческая атмосфера — это один из могучих факторов в нашем искусстве, и мы должны помнить, что создать рабочую атмосферу необычайно трудно. Это не в состоянии сделать один руководитель — создать ее может только коллектив. Разрушить же ее, к сожалению, может любой человек. Достаточно одному скептически настроенному человеку посмеяться над серьезно работающими товарищами, и этот микроб неверия начинает разъедать здоровый организм.

Много примеров можно привести из практики работы разных театров и в первую очередь театра, где царил дух высокой требовательности ко всей окружающей актера творческой атмосфере, театра, где была впервые сформулирована система психотехники творчества актера, театра, созданного нашими учителями К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.

Всем известно, как путем огромной энергии, требовательности к себе, к актерам, ко всем техническим цехам Станиславский и Немирович-Данченко создали в Художественном театре ту удивительную атмосферу, которая стала предметом изучения театров всего мира.

Мне хочется рассказать о закулисной атмосфере во время спектакля «Вишневый сад», в котором я многие годы играла Шарлотту.

Несмотря на то, что пьеса начинается с большой сцены между Лопахиным, Дуняшей, а потом Епиходовым, все занятые в «приезде» — то есть Раневская, Гаев, Аня, Пищик, Варя, Шарлотта (а в период моих первых спектаклей это были О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, Л. М. Коренева) — сидели до открытия занавеса на скамейке в ожидании своего выхода. После слов Лопахина — Леонидова: «Вот, кажется, и едут...» — всегда один и тот же бутафор проходил с противоположной стороны сцены, держа в руках кожаные ошейники, обшитые бубенцами-колокольчиками, и ритмично встряхивал ими, усиливая звук бубенцов, приближаясь к нам. Как только раздавался звон колокольчиков, все занятые в «приезде» уходили в глубь сцепы, чтобы оттуда, разговаривая, выйти, принося с собой оживление приезда.

На примере этой сцены, которую зритель воспринимал на слух, я на всю жизнь восприняла, какими тонкими средствами Станиславский добивался того, что зрители верили в правду происходящего. Для «стариков», игравших много-много лет «Вишневый сад», по-видимому, в плоть и кровь вошла эта закулисная сцена. И каждый раз она игралась ими совершенно так же, как если бы шла при открытом занавесе. Кнпппер-Чехова уже за кулисами была именно в том удивительно приподнятом состоянии, при котором казались совершенно естественными почти одновременные и смех, и слезы, и слова: «Детская, наша детская...».7

С необычайной легкостью, достигнутой, конечно, громадным трудом, все участники сцены после первых же звуков колокольчиков включались в это удивительное самочувствие людей, приехавших на родину, не спавших ночь, людей, которым зябко от утренней сырости весеннего воздуха, возбужденных и радостью возвращения, и острой горечью утрат, и ощущением нелепо сложившейся жизни.

«Труд театра! — писал Вл. И. Немирович-Данченко.— Вот что мы, люди театра, любим больше всего на свете. Труд упорный, настойчивый, многоликий, наполняющий все закулисье сверху донизу, от колосников над сценой до люка под сценой: труд актера над ролью; а что это значит? Это значит — над самим собой, над своими данными, нервами, памятью, над своими привычками...».

Обыкновенно думают, что детальной обстановкой сцены, освещением, звуками и прочими режиссерскими манками мы хотим в первую очередь эпатировать сидящих в партере зрителей.

_________________________

7. О действенном анализе Пьесы и роли М. О. Кнебель, М.,: -Издательство:  ГИТИС,2005,с.23

«Мы прибегаем к этим возбудителям не столько для смотрящих, сколько для самих артистов. Мы стараемся помочь им отдать все внимание тому, что на сцене, и отвлечь от того, что вне ее. Если настроение, созданное по нашу, актерскую сторону рампы, находится в соответствии с пьесой, то образуется благотворная для творчества атмосфера, правильно возбуждающая эмоциональную память и переживания».8

Когда режиссеру и артистам ясно, что происходит, ясны отношения между людьми, ясны обстоятельства, в которых живут и действуют персонажи пьесы, на репетициях появляется свободная радостная атмосфера творчества. Только в такой атмосфере возникают точные и выразительные мизансцены, точные и выразительные интонации, ритмы и композиции.5

Самое главное — вести коллектив к своему замыслу так, чтобы он не ощущал этого, но все время чувствовал правильность пути, по которому направляется работа. При этом условии возникает необходимая творческая атмосфера.5

«Ибо по-настоящему хороший спектакль может вырасти только в условиях хорошей морально-творческой атмосферы. Значит, чтобы создать хороший спектакль, то есть выполнить свою прямую режиссерскую функцию, режиссер обязан заботиться о создании хорошей атмосферы в коллективе ничуть не меньше, чем, скажем, о хорошем качестве мизансцен или декораций».8

_____________________________________

8. К.С.Станиславский. ПРОФЕССИЯ – АРТИСТ,  Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Работа актера над собой (Часть I), с.185

В коллективе, где морально-творческая атмосфера находится на должной высоте, работа над спектаклями протекает быстрее и дает лучшие плоды.

Вот почему не следует жалеть ни времени, ни энергии на то, чтобы создать такую атмосферу: и то и другое окупится потом с лихвою. Да оно и понятно. Какое может быть творчество, если в коллективе господствуют интриги, сплетни, зависть, подхалимство, угодничество, цинизм, равнодушие к общему делу? А ведь есть и такие режиссеры, которые не только не борются с этими болезнями, но и способствуют их развитию. Это, прежде всего, те, которые любят командовать, невнимательны к людям и чувствуют особое пристрастие к низкопоклонству со стороны окружающих.9

I.4 Функции сценической атмосферы в театре

 В Советском энциклопедическом словаре понятие климат трактуется с греческого языка как наклон «земной поверхности к солнечным лучам», статистически многолетний режим погоды, одна из основных географических характеристик той или иной местности. Основные особенности климата определяются поступлением солнечной радиации, процессами циркуляции воздушных масс, характером подстилающей поверхности. Из географических факторов, влияющих на климат отдельного региона, наиболее существенны широта и высота местности, близость его к морскому побережью, особенности орографии и растительного покрова, наличие снега и льда, степень загрязнённости атмосферы.

______________________________

9. Захава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера» Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г..,с.29

Эти факторы осложняют широтную зональность климата и способствуют местных его вариантов.

В том же словаре, понятие атмосфера понимается как воздушная среда вокруг Земли, вращающаяся вместе с нею. В зависимости от распределения температуры атмосферу Земли подразделяют на тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу. Атмосфера Земли обладает электрическим полем. Неравномерность её нагревания способствует общей циркуляции атмосферы, которая влияет на погоду и климат Земли. Отсюда следует, что атмосфера и климат взаимозависимы.

В педагогике и психологии существует научная трактовка понятия климат, но с иным содержанием этого термина. В театральной деятельности принято употреблять понятие атмосфера, в этом случае эти два понятия, не зависимо от аналогичного названия наполняются другим содержанием - не физического порядка, а духовного. Как климат и атмосфера неразрывно связаны в природе, так социально психологический климат неразрывно связан с театральной атмосферой.

Многие типологии социально-психологического климата весьма статичны, они фиксируют лишь отдельные его состояния и не поясняют, каким образом эти состояния перманентно сменяют друг друга. С развитием группы расширяется и зона социально-психологического климата в ней, усложняется его структура.

Так как зона взаимоналожения объективной и субъективной сфер изменяется на континууме от 0 до 1, то имеет смысл говорить об определенных этапах, фазах развития социально-психологического климата группы, организации.

Между «театральной атмосферой» и социально - психологическим климатом можно провести параллель, т.к. общее «настроение» ситуации, её психологическое содержание, возникает из эмоционального отношения к ситуации, происходящему, к другим в целом, все это является атмосферой.

Атмосфера связана с субъективными чувствами человека, личное чувство может быть связано с атмосферой, либо чуждо ей.

В театральной практике определены следующие функции атмосферы:

1. Связь актера со зрителем.

Тот актер, который сохранил (или вновь приобрел) чувство атмосферы, хорошо знает, какая неразрывная связь устанавливается между ним и зрителем, если они охвачены одной и той же атмосферой. В ней зритель сам начинает играть вместе с актером. Он посылает ему через рампу волны сочувствия, доверия и любви. Зритель не мог бы сделать этого без атмосферы, идущей со сцены. Без нее он оставался бы в сфере рассудка, всегда холодного, всегда отчуждающего, как бы тонка ни была его оценка техники и мастерства игры актера. Стоит вспомнить, как часто актеру приходится прибегать к разного рода трюкам в надежде привлечь внимание публики. Спектакль возникает из взаимодействия актера и зрителя. Если режиссер, актер, автор, художник (и часто музыкант) создали для зрителя атмосферу спектакля - он не может не участвовать в нем.

2. Воссоздание и поддержка творческой атмосферы актеров.

Стоить заметить, как непроизвольно меняются движения, речь, манера держаться, мысли, чувства, настроения, попадая в сильную, захватившую атмосферу? Так в жизни, так и на сцене. Каждый спектакль, отдаваясь атмосфере, можете наслаждаться новыми деталями в игре. Не нужно боязливо держаться за приемы прошлых спектаклей или прибегать к клише. Пространство, воздух вокруг, исполненные атмосферой, поддерживают живую творческую активность. Легко убедиться в этом, проделав в воображении простой опыт.

Представить себе сцену, известную из литературы или из истории. Пусть это будет, например, сцена взятия Бастилии. Вообразить момент, когда толпа врывается в одну из тюремных камер и освобождает заключенного. Всмотреться в характеры и типы мужчин и женщин. Пусть эта созданная воображением сцена предстанет с возможной яркостью. Затем скажем: толпа действует под влиянием атмосферы крайнего возбуждения, опьянения силой и властью. Все вместе и каждый в отдельности охвачен этой атмосферой.

Следует вглядеться в лица, движения, в группировки фигур, в темп происходящего, вслушаться в крики, в тембры голосов, всмотреться в детали сцены, и можно увидеть, как все происходящее будет носить на себе отпечаток атмосферы, как она будет диктовать толпе ее действия. Изменить несколько атмосферу и просмотреть «спектакль» еще раз. Допустим прежняя возбужденная атмосфера примет характер злобной и мстительной, будет видно, как она отразится в движении, действиях, взглядах и криках толпы. Снова изменить ее. Пусть гордость, достоинство, торжественность момента охватят участников сцены, и будет видно, как сами собой изменятся фигуры, позы, группировки, голоса и выражения лиц в толпе. То, что проделали в воображении, как актер можно делать и на сцене, пользуясь атмосферой как источником вдохновения.

3. Усиление художественной выразительности на сцене.

Мы выше уже упоминали, что 2 различного характера атмосферы не могут существовать одновременно. Сильнейшая побеждает более слабую. Либо в корне меняет ее. К примеру, если представить старинный заброшенный замок, где время остановилось много веков назад и хранит невидимые былые деяния, думы и жизнь своих забытых обитателей. Атмосфера тайны и покоя царит в залах, коридорах, подвалах и башнях. В замок входит группа людей. Извне они принесли с собой шумную, веселую, легкомысленную атмосферу. С ней тотчас же вступает в борьбу атмосфера замка и либо побеждает ее, либо исчезнет сама. Группа вошедших людей может принять участие в этой борьбе атмосфер. Своим настроением и поведением они могут усилить одну и ослабить другую, но удержать их обе одновременно они не могут. Борьбу атмосфер и неизбежную победу одной из них надо признать сильным средством художественной выразительности на сцене.

4. Эстетическое удовлетворение зрителя - считается четвертой функцией атмосферы. Хотя атмосфера и относится к области объективных чувств, однако ее значение и задача в искусстве выходят за пределы этой области. Актеры, принимающие и любящие атмосферу на сцене, знают, что значительная часть содержания спектакля не может быть передана зрителю никакими иными средствами выразительности, кроме атмосферы. Ни слова, произносимые актером со сцены, ни его действия не выразят того, что живет в атмосфере. Спросите себя, как, сидя в зрительном зале, воспримете содержание одной и той же сцены, сыгранной один раз без атмосферы и другой раз -- с атмосферой? В первом случае ясно поймет рассудком смысл виденной сцены, но едва ли глубоко проникнете в ее психологическое содержание. Во втором -- восприятие будет более глубоким по своему психологическому значению. Не только поймете содержание сцены, почувствуете его.

5. Открытие новых глубин и средств выразительности.

Наряду с воображением атмосфера становится вторым способом репетирования. Живя в атмосфере пьесы или сцены, открываются в них все новые психологические глубины, и находятся новые средства выразительности. Сразу же чувствуется, как гармонично растет роль и устанавливается связь между партнерами на сцене. Когда в течение репетиции атмосферы действительно будет вдохновлять, переживается счастливое чувство: будет вести невидимая рука, чуткий, мудрый, правдивый режиссер и много эгоистического, мешающего творческой работе волнения, много ненужных усилий отпадут сами собой, когда возникнет доверие “невидимому режиссеру”. Можно организовать целый ряд репетиций, где, как с музыкальной партитурой в руках, пройдете по всей пьесе, переходя от одной атмосферы к другой.

Выводы по главе I

Как зерно невидимо заключает в себе все будущее растение, так и атмосфера скрывает в себе все будущее произведения. Но, как и зерно, она не может принести плода раньше времени. Игнорируя период радостного пребывания в общей атмосфере, неизбежно уродуете свою роль, как уродуете растение, с первых же дней лишая его света, тепла, влаги.  И таким образом, сценическая атмосфера дает им вдохновение и силу на будущее. В ней они чувствуют себя артистами, даже когда зрительный зал пуст и тишина царит на ночной сцене. Атмосфера одинаково волнует и актера и зрителя.

Глава II Способы создания атмосферы в спектакле

II.1 Как создается сценическая атмосфера

Атмосфера - это воздух спектакля, «силовое поле», которое создается в спектакле усилиями- всего коллектива. Актер, мир, окружающий его в спектакле: тишина, пауза, звуки, борьбы между персонажами, мизансцены, декорация и музыка -  все, что излучает пространство сцены, создает атмосферу спектакля. Которая о многом рассказывает зрителям и является важным стимулом творчества актера. Атмосфера, одно из главных выразительных средств спектакля. Музыка чаще всего становится активным эмоциональным началом, она практически связана с действием, атмосферой спектакля и призвана раскрывать и дополнять сущность драмы. Таким образом, способность актера и режиссера чувствовать эмоциональный и ритмический строй музыкального произведения, способность и умение строить мизансцену, действовать и двигаться в музыке и с музыкой приобретают очень важное значение.

Можно найти разные способы вживания в атмосферу пьесы, общую или какого-то отдельного события. Истинная атмосфера пьесы зависит от первых эмоциональных чувств, от неистребимого желания делать спектакль. Эту первичную атмосферу надо всеми силами сохранять в душе актёра, тренировать её, а уже потом постепенно, не рискуя спугнуть её, идти по пути действенного анализа.

Сценическая атмосфера создается:

Во-первых. Правильным внутренним настроем исполнителей.

Во-вторых. Внешней сценической обстановкой.

Внутренний настрой исполнителя рождается:

1) В результате целеустремленного, целенаправленного его действия в предлагаемых обстоятельствах.

2) Его увлеченностью исполняемым номером.

3) Доверительным, верным общением со зрительным залом.

4) Общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители, и исполнители – одни – чувством радости творчества, другие – сопричастности к творчеству.

Внешняя сценическая атмосфера создается и выражается:

1) Оформлением (сценография)

Одно из самых действенных выразительных средств, создающее верную и прежде всего броскую, яркую праздничную сценическую атмосферу эстрадного концерта, представления, так как именно вещественная обстановка (детали этой обстановки), соответствующая определенному времени, создает среду, в которой присутствуют точные приметы времени.

Функции оформления:                                   

1) «Обстановочная» 

2) Активно действующая.

 В спектакле «Дорогой победы» оформление сцены представлено довольно сдержанно, а именно: заданий фон украшают фотографии, на которых изображена дорога, уходящая вдаль, сначала полевая затем переходящая в мостовую далее в железнодорожное полотно. По бокам этой дороги растет различная растительность (деревья, трава, цветы и т.п.)

2) Музыкой

Музыка в концерте, представлении используется:

1) Как действенный фон номера, эпизода. Вызывает у зрителей соответствующее настроение, усиливает эмоциональное восприятие номера, эпизода.

2) Для создания на сцене точной атмосферы того или другого исторического времени. Вызывает у зрителей ассоциации, связанные с определенной эпохой, определенным временем, определенным событием. (Например, звуки фокстрота «Рио-рита» обращают нас к предвоенным временам).

Приемы использования музыки:

1) Как лейтмотив всего концерта, помогающий развитию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизоды, погружая их в определенную музыкальную среду.

2) Как характеристика действующего лица. Когда определенная мелодия, возникая при появлении персонажа, становится его «визитной карточкой», музыкальной характеристикой, раскрывающей какие-либо его внутренние качества.

3) Как раскрытие внутреннего состояния действующих лиц в происходящем на сцене событии. Или как контраст, разоблачающий истинную цель героя.

4) Как заставка, как связка между номерами и эпизодами.

В спектакле «Дорогой победы», посвященному 70-летию Великой Победы в каждом эпизоде обязательно звучит 2 - 3 песни на военную тематику. Спектакль открывается военной песнью «Эх, дороги…», и в финале представления исполняется песня «ШЕЛ СОЛДАТ…». Здесь музыка используется в качестве двух основных приемов:

  1.  Как лейтмотив всего представления, праздничного концерта, помогающий развивать сюжет, погружая зрителей в соответствующую среду
  2.  В качестве заставки и связки между эпизодами

3) Сценическим светом

При работе над светом режиссеру необходимо помнить, что каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект:

1) должен нести в себе определенный смысл, понятный зрителю;

2) служить выявлению содержания номера, эпизода в эстрадном концерте, представлении.

Праздничная атмосфера концерта создается, прежде всего, яркой, радостной, заливающей всю сцену гаммой света, а не бессмысленным калейдоскопом спецэффектов и темнотой. 

Играть светом нужно осторожно и только там и тогда, когда эта игра необходима.

В спектакле «Дорогой победы» свет служит дополняющим элементом, помогает выявить определенное содержание эпизода, его нюансы.

4) Звуки и шумы

Верно к месту прозвучавший на сцене звук (скрип двери, вой ветра, шум дождя, перестук вагонных колес и др.):

1) несет в себе действенно-эмоциональный заряд;

2) придает физическую достоверность сценическому действию, обстановке, в которой оно происходит.

II.2 Как создают атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене

Если каждому персонажу дана конфликтная линия, при самом пассивном порой сценическом выражении, это поможет создать атмосферу сцены через совершенно различные внутренние ходы. У каждого персонажа надо найти суть конфликта, выражающего содержание образа. В соответствии с этим создается атмосфера и линия поведения каждого из действующих лиц. А потом выделяется то, что Вахтангов называл «мячом внимания». Переброска «мяча внимания», на первый взгляд невидимая, должна направить внимание зрителя на то, что в данную секунду режиссеру представляется в сцене главным.

Когда существует верно, построенное действие всех персонажей, когда создается атмосфера и выделяется то главное, на что должно быть направлено внимание, тогда создается контрапункт, который является искомым в данной сцене.

В спектакле «Дорогой победы» такие шумы как бой; слышится шум пролетающего вертолета, взрывы, топот приближающихся копыт, ржание лошадей на фоне шумов исполняется текст. Данные звуки придают физическую достоверность сценическому действию, обстановке, в которой оно происходит.5

Увлекайте их своей верой и ни в коем случае ничего не навязывайте. Нельзя давить, надо исподволь воздействовать на актеров, чтобы они сами охотно и добровольно шли за вами, не ощущая на себе вашей насильственной воли. Когда вы уже приблизились к главному, когда вы уверены, что достигнута верная рабочая атмосфера, вы сможете терпением и требовательностью добиваться того, что вам нужно.5

Надо воспитывать в каждом члене коллектива ответственность за каждый спектакль. Мы часто болеем за спектакль только эгоистически, а не в интересах целого. Не занятый в спектакле актер или получивший не ту роль, на которую он рассчитывал и претендовал, считая «своей», в лучшем случае оказывается в «нейтральной» позиции, в худшем — становится недоброжелателем. Это разрушает коллектив изнутри. Только при условии искренней заинтересованности каждого члена коллектива в общем деле возможно создание подлинно творческой атмосферы в театре.5

Уважение к сцене — первая заповедь театральной этики. Кулисы до занятия расправлены шестом, установлены на нужную ширину, заправлены внутрь (от зрителя). Так же растянут и заправлен задник. Ни одной соринки. Ни одного лишнего перехода через сцену и вне занятий. Выходящие на сцену, все, кроме ведущего репетицию режиссера, не смеют перешагнуть через рампу, но обходят вокруг. Кулисы висят как свинцовые, ни одного прикосновения к ним ни снаружи, ни изнутри. За кулисами все ходят неслышно, разговаривают даже не шепотом, а бездыханно, одними губами.

В зрительном зале классический полукруг, чтобы каждый видел друг друга и сцену перед собой. Преподаватель в центре полукруга. На сцену все выходят охотно и легко (это нетрудно воспитать с первых шагов).

Режиссура в своей сути основана на инициативе. Потому на занятиях должна царить атмосфера инициативности.10

Формальное оправдание круга. Сюжетные этюды, предполагающие в мизансцене круг. Трое в ночном, дозоре: двое у костра ведут диалог, третий на некотором расстоянии ходит вокруг них. Круг помогает создать определенную атмосферу и ритм диалога.10

«В пьесе Горького очень важное значение имеют закулисные реплики, к которым писатель часто прибегает и которые помогают создать нужную атмосферу, — это хрестоматийно и известно всем. И как раз это никуда из спектакля не уйдет. Но этого мало. Я искал в закулисных репликах «Мещан» иной — скрытый, зашифрованный смысл».5 

5) Большое значение имеет атмосфера репетиций. Она может стать предпосылкой к обнаружению актерами верного камертона будущего спектакля. Такая атмосфера иногда возникает стихийно, но студентам-режиссерам необходимо научиться и сознательно управлять этим тонким, изменчивым процессом.

_________________________________

10. Композиция сценического пространства Год: 1981 Автор: Юрий Мочалов Издательство: Просвещение, с.177-184

Атмосфера репетиций должна быть своеобразной проекцией атмосферы будущего спектакля. Формируя репетиционную атмосферу, режиссер, скажем, в одном случае стремится к тому, чтобы возобладали шутки и розыгрыши, атмосфера игры и праздника, а в другом — камерная, исповедальная атмосфера углубленного психологизма; в первом случае он поощряет актерское озорство, проказы, провоцирует дух раскованной театральности, а во втором — разнообразными средствами настраивает участников репетиций на душевную открытость, стоит на страже тонких, глубоких человеческих связей, возникающих у актеров. Верная репетиционная атмосфера — важный стимул творческого поиска.11

II.3 Влияние атмосферы на зрителя

Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Сценическое представление хоть и происходит по ту сторону рампы, в моменты высшего напряжения стирает грань между искусством и жизнью и воспринимается зрителями как самая реальность. Притягательная сила театра и заключается в том, что «жизнь на сцене» свободно утверждает себя в воображении зрителя.

Такой психологический поворот происходит потому, что театр не просто наделен чертами действительности, но сам по себе являет художественно сотворенную действительность. Театральная действительность, создавая впечатление реальности, обладает своими особыми законами. Правду театра нельзя мерить критериями жизненного правдоподобия.

________________________________

11. Режиссерская школа Товстоногова Год: 2003 Автор: Ирина Малочевская Издательство: Санкт-Петербургская академия театрального искусства 

Психологическую нагрузку, которую берет на себя герой драмы, человек в жизни вынести не может, потому что в театре происходит предельное уплотнение целых циклов событий. Свою внутреннюю жизнь герой спектакля часто переживает как сгусток страстей и высокую концентрацию мыслей. И все это воспринимается зрителями как должное. «Невероятное» по нормам объективной реальности - это вовсе не признак недостоверного в искусстве. В театре «правда» и «неправда» имеют другие критерии и определяются законом образного мышления. «Искусство переживается как реальность всей полнотой наших психических «механизмов», но одновременно оценивается в своем специфическом качестве рукотворно-игрового «невсамделишного», как говорят дети, иллюзорного удвоения реальности».12

Посетитель театра становится театральным зрителем тогда, когда воспринимает этот двойной аспект сценического действия, не только видя перед собой жизненно конкретный акт, но и понимая внутренний смысл этого акта. Происходящее на сцене ощущается одновременно и как правда жизни, и как ее образное воссоздание. При этом важно заметить, что зритель, не теряя чувства реального, начинает жить в мире театра. Соотношение реальной и театральной действительности достаточно сложно. В этом процессе можно выделить три фазы:

1. Реальность объективно показанной действительности, претворенная воображением драматурга в драматическое произведение.

2. Драматическое произведение, воплощенное театром (режиссером, актерами) в сценическую жизнь – спектакль.

_______________________

12. Б. А. Столяров Музейная педагогика. История, теория, практика. М.:-»Высшая школа», 2004

3. Сценическая жизнь, воспринятая зрителями и ставшая частью их переживаний, слившаяся с жизнью зрителей и, таким образом, опять вернувшаяся к реальности.

Но «возвращение» это не аналогично изначальному источнику, теперь оно обогащено духовно и эстетически. «Художественное произведение создается для того, чтобы оно жило - жило почти в буквальном смысле 
этого слова, т.е. вошло, подобно переживаемым событиям реальной жизни,
 
в духовный опыт каждого человека и всего человечества»
.13  

Скрещивание двух типов активного воображения - актерского и зрительского - и порождает то, что называется «магией театра». Преимущество театрального искусства заключается в том, что оно с наглядностью и конкретностью воплощает воображаемое в живое действие, развертывающееся на сцене. В других искусствах воображаемый мир или возникает в представлениях человека, как в литературе и музыке, или запечатлен в камне или на полотне, как в скульптуре или живописи. В театре же зритель видит воображаемое. «Всякий спектакль содержит в себе некие физические и объективные элементы, доступные любому зрителю».14  

Сценическое искусство по своей природе предполагает не пассивное, а активное увлечение зрителей, ибо ни в каком ином искусстве нет такой зависимости творческого процесса от его восприятия, как в театре. У Г.Д. Гачева зрители, «как небожители, как тысячеокий Аргус зажигают действо на сцене ибо мир сцены и сам по себе возникает, является, но в той же мере есть произведение зрителя».14  

________________________

13. http://modernlib.ru/books/losev_aleksey/estetika_vozrozhdeniya/read

14. http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2007/nekrasova_7-04-2007.htm

Основной закон театра – внутреннее соучастие зрителей в происходящих на сцене событиях – предполагает возбуждение воображения, самостоятельного, внутреннего творчества у каждого из зрителей. Этой захваченностью действием зритель отличается от равнодушного наблюдателя, который в театральных залах тоже встречается. Зритель в отличие от актера, активного художника, является созерцающим художником.

Активное воображение зрителей – это вовсе не какое-то особое духовное свойство избранных любителей искусства. Конечно, выработанный художественный вкус имеет большое значение, но это вопрос развитости тех эмоциональных начал, которые присущи каждому человеку. «Художественный вкус открывает читателю, слушателю, зрителю путь от внешней формы к внутренней и от нее к содержанию произведения. Чтобы этот путь был успешно пройден, необходимо соучастие воображения и памяти, эмоциональных и интеллектуальных сил психики, воли и внимания, наконец, веры и любви, т. е. тот же целостный психический комплекс душевных сил, которые осуществляют творческий акт».14  

Сознание художественной действительности в процессе восприятия тем глубже, чем полнее погружается зритель в сферу переживания, чем многослойней входит искусство в душу человека. Вот на этом стыке двух сфер - бессознательного переживания и сознательного восприятия искусства и существует воображение. Оно заложено в человеческой психике изначально, органически, доступно каждому человеку и может быть значительно развито в ходе накопления эстетического опыта.

Эстетическое восприятие есть творчество зрителя, и оно может достигать большой интенсивности. Чем богаче натура самого зрителя, чем более развито его эстетическое чувство, чем полней его художественный опыт, тем активнее его воображение и богаче его театральные впечатления.

Эстетика восприятия в значительной степени ориентирована на идеального зрителя. В действительности же сознательный процесс воспитания театральной культуры возможно продвинет зрителя к обретению знаний об искусстве и овладению определенными навыками восприятия. Образованный зритель вполне может:

- знать театр в его собственных законах;

- знать театр в его современных процессах;

- знать театр в его историческом развитии.

При этом следует отдавать отчет в том, что механически сложенные в голове зрителя знания не являются гарантом полноценного восприятия. Процесс формирования зрительской культуры в известной степени обладает свойствами «черного ящика», в котором количественные моменты не всегда прямолинейно складываются в определенные качественные явления.

Театр – искусство удивительное. Хотя бы потому, что за последнее столетие ему несколько раз предсказывали неминуемую гибель. Ему грозил обретший речь Великий немой – казалось, что звуковое кино отнимет у театра всех зрителей. Затем угроза исходила от телевидения, когда зрелище пришло непосредственно в дом, позже стали опасаться мощно распространившегося видео и Интернета.

II.4 Приемы воздействия сценической атмосферы в музыкально – поэтческом спектакле «Дорогой победы!» на зрителей

В музыкально – патриотичнском спект»Дорогой победы!» для создания необходимой органичхудожественно – сценической атмосферы были прменены слелующие постановочные компоненты:

                       1) Музыка – сюжетная и условная

К примеру, легендарная песня «Эх, дороги…» связывает между собой сюжетную линию воедино, держит сквозное действие спектакля в необходимой художественно – сценической атмосфере театрального действа.

Также такие музыкальные композиции, как:

  •  «Тянется дорожка»;
  •  «Вот кто – то с горочки спустился»;
  •  «Меня зовут юнцом безусым»«
  •  Казачий пляс;
  •  «Как во городе Черкасскому»;
  •  ««Песня о тревожной молодости»;
  •  «Эх, путь-дорожка фронтовая!

Все это слагаемые сюжетной музыкальной линии данного театрального действа.

Условной мелодией можно считать музыкальную тему «Погоня», под которую исполняется хореографический номер обозначающий в предлагаемых обстоятельствах стремительную погоню.

Также музыкальное поппури «Рио-Рита. Фокстрот. Танго. Пасадобль», как символ тревожных и победных 40-х годов.

В финале спектакля звучит песня «Шел солдат…».

2) Сценический свет

Вся световая партитура спектакля «Дорогой победы!» выстроена в соответствии с требованиями театрального сценического света.

3) Звуки и шумы

Звуко – шумовая партитура спектакля «Дорогой победы!» (взрывы, топот копыт, выстрелы и пр.) позволила ввести зрителя в сценическую атмосферу спектакля и заставила поверить в увиденное.

4) Сценография и костюмы

В спектакле «Дорогой победы!» идет рассказ о героическом прошлом нашей великой державы. Здесь и Бородино, и Вов, и десант нашего времени, соответствующая сценография, использование реквизита, бутафории, косюмов (кивера и кителя, военная форма 40-х годов, тельняшки и десантные береты) помогли также созданию органичной и правдоподобной сценической атмосферы спектакля.

5) Темпо – ритм спектакля

Приподнятый темпо – ритм сценического действия (сцены боя и т. д.) вводят зрителя в мир героического прошлого. И, конечно же сила слова и актерское мастерство создали неповторимую сценическую атмосферу спектакля «Дорогой победы!»

Выводы по главе II

Большое влияние на творчество актера оказывает его самочувствие. Я имею в виду положительные и отрицательные эмоции актера в процессе творчества. Не вдаваясь в анализ этого явления, связанного со многими причинами, мне хочется лишний раз напомнить, что надо всячески избегать возникновения у актеров отрицательных эмоций. Большинство людей добивается наибольших успехов, работая в атмосфере доброжелательства, внимания и отзывчивости. Особенная ответственность за создание подобной атмосферы лежит на педагоге и режиссере. В спектакле «Дорогой победы!» необходимая сценическая атмосфера была достигнута полностью.

 Заключение

И таким образом, на основе проведенного нами исследования мы можем подвести следующий итог об атмосфере в широком смысле ее понимания и в частности в театральной сфере.

Атмосфера - феномен не только театральный. Это явление самой жизни. Пустого пространства в нашей жизни не существует. Атмосфера окружает человека, чутко откликается на его чувства, настроения; сливаясь или конфликтуя с ними, изменяет пространство вокруг него. Она рождается в деятельности человека, который оставляет свой энергетический след в произведениях искусства, архитектуре, литературе и даже на вещах и предметах обихода. Сила и мощность энергетического излучения, характеризующие атмосферу, зависят от духовной и душевной жизни человека, который живет в этой атмосфере.

Проблема сценической атмосферы заключается в том, что спектакль играют живые люди, но, к сожалению, не каждая постановка становится животворящим явлением искусства. Театральный критик М. Дмитревская пишет: «Чаще всего мы сталкиваемся со спектаклями-«вампирами». И, не понимая, что произошло, выходим из зала разбитые, утомленные, будничные, даже если на словах признаём, что спектакль интересный. Но спектакль не напитал зал той живой энергией, которой обладает лишь оно - «живое искусство».

Очевидно, что высокохудожественный спектакль — это некое слияние душ: авторской, режиссерской и актерской, где исполнитель роли является главным носителем атмосферы. Только «живой», эмоциональный актер может заполнить каждую клеточку пространства сцены, объединить партнеров в единый ансамбль, создать «энергетический мост» между сценой и зрительным залом.

Можно сказать, что в спектакле «Дорогой победы!», как раз и возник тот необходимый энергообмен между актером и зрителем, тот волшебный «энергетический мост», о котором говорил и писал М. Захаров. «Но то, что такой контакт существует, - мы это знаем. Он существует и существовал всегда, в самых лучших и самых интересных театральных свершениях, хотя механизм его хрупок, и исчезает этот волшебный энергообмен так же неожиданно, как иногда является нам. Подчас мы воспринимаем его как случайное открытие, как наитие. Но явление это само по себе отнюдь не случайное - это одна из основ нашего искусства, вечно ускользающая от нас и приходящая вновь, как вдохновение».

Познание новых методик и механизмов составляет суть современного режиссерского и актерского поиска, на который нужно решиться, чтобы создать экспериментальный учебный план, специальную систему тренировочных упражнений, создать пространство, в котором актер сможет -раскрыть свои безграничные возможности.

Список использованной литературы

  1.  Бармак А. А. Художественная атмосфера спектакля: Автореф. дисс. . канд.искусствоведения. М., 1978. 28 с.
  2.  Захава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера» Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г.
  3.  Кнебель М. О. О действенном анализе Пьесы и роли М.,: -Издательство:  ГИТИС,2005,С.73
  4.  Малочевская И. Б. Выразительные средства спектакля: Учеб. пособие /, 54 с., Л. ЛГИТМИК 1985
  5.  Малочевская И. Б.  Режиссерская школа Товстоногова, Издательство: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2003 
  6.  Мочалов Ю. Композиция сценического пространства, издательство: Просвещение. 1981
  7.  О технике актера М.Чехов АТМОСФЕРА Второй способ репетирования http://tlf.narod.ru/school/M_Chekhov.html
  8.  Попов А. Д., «Спектакль и режиссер», ВТО, 1972
  9.  Попов А. Д. М.: Художественная целостность спектакля, ВТО, 1979. Т. 1. Воспоминания и размышления о театре, 519 с.
  10.   Ремез Азбука режиссуры,. - М. : Искусство, 1976. - 119 с
  11.   Станиславский К. С. ПРОФЕССИЯ – АРТИСТ,  Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Работа актера над собой (Часть I).
  12.   Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.:-«Высшая школа», 2004
  13.    Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Кн.1. О профессии режиссера, ,- М.,: Искусство, 1980
  14.   http://modernlib.ru/books/losev_aleksey/estetika_vozrozhdeniya/read
  15.   http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2007/nekrasova_7-04-2007.htm

Приложение

70-летию Великой Победы посвящается

Сценическая композиция
«Дорогой победы!»

Все образы – собирательные, из разных кусков (сцен). Все они - герои, защитники, патриоты своей Родины. Костюмы условны. Например, на всех комбинезоны защитного цвета. Меняются только головные уборы и детали костюмов. Актеры могут  играть не одну роль, по ходу постановки прямо на сцене преображаясь в другого персонажа. Например, ВОВ; сцена «Взятие рейхстага», исполняется песня «Валенки», финал который переходит в бит-бокс,  бойцы меняют головные уборы, выполняя в этом ритме определенные современные трюки. И, вот мы уже в нашем времени, т.е. одна сцена вырастает из другой.

Оформление задника м/б при помощи фото – дорога, уходящая вдаль, сначала полевая затем переходящая в мостовую далее в железнодорожное полотно. По бокам ее растительность, колонны и проч.

Начало

В основе художественного оформления сцены – свет и цвет.
Вырастает мелодия песни «Эх, дороги…», высвечивается задник, звучат стихи в записи:

Дороги побед, уводящие в вечность,

Зовущие память в тревожные годы,

Где наши солдаты, в боях умирая

За Родину, нам завещали свободу!

Вырастают шумы - гудок и стук колес отъезжающего поезда, шаги проходящего строя солдат, на которых сцену заполняют участники постановки – герои разных сцен, и, наконец, текст воинской присяги:

(барабанная дробь)

Я, нижепоименованный, обязуюсь и клянусь Всемогущим богом перед святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному всемилостивейшему Великому Государю Императору Александру Павловичу Самодержцу Всероссийскому…

Клянусь честью офицера и обещаюсь перед богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемирно способствуя славе и процветанию Русского Государства…

Я, сын трудового народа, гражданин Советской республики, принимаю на себя звание воина. Перед лицом трудящихся классов…

Я, гражданин Союза Советских Социалистических республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным…

Торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, народ и Отечество».

Снова вырастает шум колес поезда, звучит вступление к песне «Эх, дороги…»  На сцене вокальный ансамбль.

Исполняется песня «ЭХ, ДОРОГИ…»

Эпизод 1. «Тянется дорожка…»

Макар - солдат:  (ласково, откровенно). Здравствуй, дорога. Это я, Макар - солдат. Узнала? Постарел… и ты, постарела. Я же, радость моя, тебя давно помню... Давно-о… И ты меня... Ходил я по тебе и босиком, и в лаптях, и в сапогах кирзовых и на коне скакал… Ага. Ну. На войну меня покликали... при царе еще ... давно-о... вот этим месточком шел — ближе к деревьям сторонился.  Сегодня их нету, а тогда были. Высокие. Толстые. Помнишь?

Исполняется песня  «ТЯНЕТСЯ ДОРОЖКА…»

Ага. Ну. Назад с войны бежал. Бежа-а-ал. Какая-то сила толкала меня в плечи, подгоняла. А в маленьком сундучке подарки нес Авгинье своей... и Груни, дочке.  Думал, опоздаю, не успею. Гм, чудак я, а, правда  ж — было... И ты помогала мне, в пятки камушками метила: беги, солдат, беги, заскучала по тебе молодая жена...  

Исполняются песни  «ВОТ КТО-ТО С ГОРОЧКИ СПУСТИЛСЯ…»

«КАК ПО СТЕЖЕЧКЕ ПО ДОРОЖЕЧКЕ…» (духовный стих)

На дорогах побед застывает эпоха,
Тишиной низвергаясь в горящую пыль,
И на жгучих побегах дорожного моха,
Навсегда замирает военная быль.

Эпизод 2.  «Гусар-девица»

Звучит лейтмотив, из которого вырастает топот приближающихся копыт. Всадник,  спрыгнув  с коня (за кулисами) быстрой походкой заходит в зал.

Дурова: (с авансцены) Ну, здравствуй, дорога!
Честь имею представиться: корнет Мариупольского гусарского полка Александр Александрович Александров!..

(Лейтмотив сменяет мелодия романса «Генералам 1812 года»)

Свобода, драгоценный дар неба, сделалась, наконец, уделом моим навсегда! Каким радостным ощущением полно сердце мое при виде бесконечных дорог, обширных лесов, необозримых полей! Я прыгаю от радости, воображая, что во всю жизнь мою не услышу более слов: ты, девка, сиди.  

Далее диалог происходит одновременно на «полевой  дороге» и во время танца (вальс, менуэт или др.) «в Собрании».

-  Коллежский советник Дуров… ищет повсюду дочь Надежду, которая, записавшись в конный польский полк под именем Александра Васильева сына Соколова, была во многих сражениях с неприятелем…

- Мне дали мундир, саблю, пику, эполеты, каску с султаном, белую перевязь с подсумком, наполненным патронами; все это очень чисто, очень красиво и очень тяжело! Надеюсь, однако ж, привыкнуть.

- Неуместно, что дочь заслуженного отставного офицера стала беглянкой от мужа.

- Бросить сына…  Из-за каприза и ради свободы?!

-  Я уже привыкла к своим кандалам - казенным сапогам, и теперь бегаю так же легко и неутомимо, как прежде!

- Ах, милочка, как же вы и вам не страшно под пулями и ядрами?

- Только на ученье тяжелая, дубовая пика едва не отламывает мне руку, особливо, когда надобно вертеть ею поверх головы: досадный маневр!

- Женщина - в армии, с оружием в руках, на поле жестоких битв!..

- Наверное, пылкие взоры наших бравых усачей со всех сторон подстегивали ваш дух…

-Участь моя решилась!

На фоне барабанной дроби, танцующие застывают в стоп-кадре.

Я была у государя! Видела его! Говорила с ним!

Великость счастия моего изумляет меня! Восхищает! О, государь! От сего часа жизнь моя принадлежит тебе!..

 - Ваш подвиг - первый пример в России!

- Голубушка… или вам лучше говорить голубчик?..

Исполняется песня «МЕНЯ ЗОВУТ ЮНЦОМ БЕЗУСЫМ…»
который сменяет сцену «В Собрании»  на
  сцену
«Казаки на дневке»

- Скажите-ка, судары…Виноват! Но… Когда вы поступили в полк… Неужели вы были так уверены, что ваш пол не заподозрят? Неужели ни разу не было попыток вас разоблачить?..

Слышится топот приближающихся копыт. Ржание лошадей. Это казаки.

Исполняется  КАЗАЧИЙ ПЛЯС

Командир: Над чем смеемся, казачки?
1-й  казак: Ваше благородие, да на каждой дневке к Соколову бабы липнут как мухи.
Дурова: Вот неправда! Мне вовсе не до них! Близко не подпускаю.
2-й  казак: Еще бы! Очень ты грозен. (Сквозь общий хохот). Сокол-Соколов!
Сотник: (сквозь мужской смех). Да они тебя, парень, едят глазами.
Дурова: (отшучиваясь) Не я же их, господин сотник…
1-я баба: Сотник, этот ваш рябенький казачок… уж так тонок и румян!
2-я баба: Небось, скрали где-то девку по дороге, да перенарядили…
Командир:  А ну, тихо! Он лихой ездок. Видели бы, как управляется с конем!
1-я баба: Да мало ли чему баба не научится! Бабы поухватистей мужиков…

1-й  казак: Чтобы стать настоящим кавалеристом, одной выучки наездника мало. Надо учиться владеть оружием!
(Кидает ей саблю в руки)

Дурова: О, эти кавалерийские пики и сабли!

- Рра-аз, два-а… Делай!

- Соколов! Сказано тебе, упражняй кисти рук! Башка целее будет…
- Вот задам урок: вертеть каждой рукой  по сабле. С закрытыми глазами. Всю ночь!

Исполняется строевая казачья песня «КАК ВО ГОРОДЕ  ВО ЧЕРКАССКОМУ?..»

По дорогам войны через топи и гари,
Шаг за шагом стремилась к победе страна;
На дорогах войны люди жизнь отдавали,
Чтоб не слышать проклятого слова «война»

Эпизод 3. «Есть такая профессия…»

- Эх, дороги!.....  Хватило лиха... всего хватило...  И куда только не кидала нас служба… И когда только не кидала нас служба…

- Затерявшиеся в песках несколько казенных строений. Коновязь, колодец, глиняный дувал, будка с часовым.

- Во дворе — много бойцов. Они занимаются выездкой и рубкой, чистят лошадей или просто балагурят.

- А посреди двора — хмурый командир эскадрона придирчиво изучает документы нового взводного.

— А жену зачем привезли? У меня — три сотни бойцов, общая казарма, общая баня.

— Но, товарищ командир…

— Никаких «но». Дам сопровождающих, три дня отпуска. Отвезете в город. Все!

Во двор на полном скаку влетел всадник. Это — старший дозора. Осадив коня, крикнул сорванным голосом:

— Курбаши у Чертовой щели!..

И упал на песок, подставив солнцу окровавленную спину.

Комэск срывается с места:

— По коням!..

Хореографическая зарисовка  «ПОГОНЯ!!!»

- Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник! (исполняются параллельно)
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: лейтенант
Звучит «налейте нам»,
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто —
трудная работа,
Когда — черна от пота — вверх
Скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промерзших ног
Наворачивается на чоботы
Весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов,
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино!
На вышке Алексей уже установил пулемет, когда туда поднялся комэск. Молча проверил прицел, просмотрел пулеметные ленты. Поймав веселый взгляд Алексея, усмехнулся:

—  Какого года?

— Второго, товарищ командир.

— Значит, сразу — на курсы?

— Так комсомол приказал.

— А жениться вам тоже комсомол приказал?

— Это мой личный вопрос, — нахмурился Алексей.

— Ваш личный? Ошибаетесь, взводный. Женитьба — дело вашей чести, а не вопроса.

Алексей растерялся настолько, что, поморгав, совсем не по-уставному протянул:

— Чего-о?..
— Когда вы просите женщину вручить вам руку и сердце, вы внутренне даете себе самому слово чести, что всю жизнь будете служить ей щитом и опорой.

— Ну, это — само собой, — рассудительно сказал Алексей.

— На всю жизнь — слово чести, взводный. А жизнь может оказаться длинной. Даже при нашей с вами профессии.

— Какая же это профессия? — с ноткой превосходства удивился Алексей. — Военный — это никакая не профессия. Это просто служба такая.

— И долго же вы просто служить собираетесь?

— До победы мировой революции, — чуть запнувшись, но твердо сказал взводный.

— А потом?

— Когда — потом?

— После победы мировой революции?

— После победы? — Алексей смущенно улыбнулся. — После победы я учительствовать пойду. Вот учитель — это настоящая профессия, товарищ командир эскадрона.

— А я, представьте себе, всю жизнь гордился своим делом, — комэск вздохнул. — И отец мой им гордился, и дед. Другие знатностью гордились или богатством, а мы — профессией.

— Что же это за профессия такая?

— Родину защищать. Есть такая профессия, взводный: защищать свою родину.

Исполняется «ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ»
О чем-то шепчет патефон
Средь придорожных серых трав,
И непонятно: то ли сон
Сжимает мысли, то ли явь…

Эпизод 4. «Великая Победа»

Провинциальный городок. Парк. Танцплощадка. Звучит «Рио-Рита».Кто-то танцует, кто-то фотографируется…

Исполняются  фокстрот. Танго. Пасадобль. (По куплету)

Между танцующими происходит диалог:

- Была середина июня…

- Та замечательная середина, того замечательного июня!..

- Который потом так замечательно всех обманул…

- И долго-долго потом ученые люди постигали причины и следствия…

- Спорили, даже ругались, кто виноват?

- Что делать?

- Почему это все так получилось?

- И как бы придумать, чтобы такого никогда больше не получалось?..

- Но все это было потом… А сейчас…

Фотограф: А сейчас я попрошу всех улыбнуться.

Снимает группу людей. Щелчок фотоаппарата – взвод курка. Вспышка.  Стопкадр. На фоне шума – хода часов на авансцену выходит юноша в военной форме.

Фотограф: Вы можете улыбнуться?

Юноша: Нет

Девушка: (подходя к юноше) Почему? Почему ты мне ничего не сказал? У тебя же бронь.

Юноша: Так надо!

Девушка: У тебя же почки.

Юноша: Я тебе напишу.

Девушка: Ты меня не любишь?

Юноша: Напишу.

Вспышка – взвод курка. На авансцене перед камерой девушка в военной форме. Начинает звучать лейтмотив.

Фотограф: Вы можете улыбнуться?

Девушка: Нет.

Отец: (подходя к девушке) Я тебе запрещаю!

Девушка: Война, папа.

Отец: Ты же женщина.

Девушка: Я окончила курсы медсестер.

Отец: Ты же у меня одна!

Девушка: Именно поэтому.

Вспышка – взвод курка. На авансцене перед камерой отец в военной форме.

Фотограф: Вы можете улыбнуться?

Отец: Нет.

Мать: (подбегая к отцу) Ну, куда ты собрался? Ну, куда ты собрался? Ты же старик.

Отец: Ты же слышала, все, кто способен держать оружие!..

Мать: Ты свое уже отвоевал.  

Вспышка – взвод курка. Шум подъезжающего автомобиля. Сигналы. Фотограф берет вещмешок. Уходит. Шумы отъезжающего автомобиля.

Исполняется песня «ЭХ, ПУТЬ-ДОРОЖКА, ФРОНТОВАЯ!..»

В финал песни врывается гул немецких самолетов, начинается обстрел, паника, сильный взрыв, после которого все падают.

Исполняется казачий романс «Я НОЧЬ ПО РОЩИЦЕ ГУЛЯЛА…»

- Давно-давно, еще древним было известно, что война – это работа, такая же работа, как выращивание хлеба, как выхаживание скотины, как сооружение дома, только работа кровавая и этим необычная.

Затемнение. Через зрительный зал к карте боевых действий поднимаются офицеры, ведущие диалог.

ПОЛКОВНИК. Значит, так… Рядом с нами местечко Беседь…

МИХАСЕВ. Знаю. Был.

ПОЛКОВНИК. В перелеске на берегу речки – бывшая панская усадьба.

МИХАСЕВ. Знаю.

ПОЛКОВНИК. Сегодня туда прибыла спецразведгруппа. Из четырех бойцов (шести или восьми).

МИХАСЕВ. Товарищ полковник, это же девчонки…

ПОЛКОВНИК. Смотри-ка ты! Заметил…

МИХАСЕВ. Это шутки или что?

ПОЛКОВНИК. Мне не до шуток, капитан.

МИХАСЕВ. И это их я должен подготовить для спецзадания?

ПОЛКОВНИК. Так точно.

МИХАСЕВ. Это же дети!

ПОЛКОВНИК. Все совершеннолетние…

МИХАСЕВ. Совершеннолетние… цыплята… Женщина на войне – это позор мужчины. Нам перед ними за эту войну и так никогда не отмыться… Дочерей, жен, сестер защитить не смогли, под сапоги гансам бросили.

ПОЛКОВНИК. Молчать!

МИХАСЕВ. Зоя Космодемьянская, которую эти сволочи повесили, для меня как для мужика не гордость, а стыд!!! Стыд и позор!

ПОЛКОВНИК. Я сказал, молчать! (Пауза.) Шопенгауэр…

МИХАСЕВ. Виноват!

ПОЛКОВНИК. Ни хрена ты не виноват. Я думаю также как и ты..., но… другого выхода нет. Понимаешь? Нет.

Сцена РЕПЕТИЦИИ, переходящая в СПЕЦЗАДАНИЕ затем в СУХОПЛЯС.

На авансцене девушки, выполнявшие спецзадание.

- Война – это работа, кровавая работа и этим необычная.
- И отступление – работа, и наступление тоже работа.
- А сейчас мы наступаем!!!

Исполняется песня «МЫ СРАЖАЛИСЬ В РОДНОМ СТАЛИНГРАДЕ»

- Да, длинен, долог путь мой ратный,  (на проигрыше песни)                    

И смерть ходила по пятам,                        

Вцепляясь в горло многократно,

Надеясь, что концы отдам.                                   

А я вот выжил и протопал,                                    

Считай, без мала – пол Европы.                           

Шёл, смелость города берёт.                             

И вот настал он мой черёд -                                

Я на рейхстаге расписался.                                    

Россия-мать! Гордись сынами!

Над куполом взметнулось Знамя! 

И как не вспомнить в сей момент

Наш самый веский аргумент:                              

Ребята, там Москва за нами?!                                            

(Падает немецкий флаг и вот уже красное знамя победы вьется над рейхстагом.)

Победа! Славная Победа

В руках у каждого из нас,                                  

Кто горе горькое, изведав,      

Отчизну от неволи спас.                                  

И слёзы радости и счастья            

Смешались с гордостью и страстью,                           

И с болью, горечью утрат             

За сгинувших в боях солдат.                           

А на ступенях у рейхстага

«Катюшу» под баян поют,      

  Победе, Знамени - салют!   

Исполняется песня «ВАЛЕНКИ»

Финал, которой переходит на бит-бокс, начиная тем самым следующий эпизод.

Эпизод 5. «Новобранцы»

Дорог военных колеи (во время бит-бокса)
В полях, разорванных войной...
Не разберешь: кому - свои,
Кому - ландшафт земли чужой.

Сержант: (его голос м/б в записи).

Рота, подъем! За 45 секунд одеться по форме № 3! Время пошло!
(Брюки, китель, ремень, нательная майка, фуражка или кепка)

Из разных кулис, одеваясь на ходу, выбегают будущие десантники.

Разойтись и повторить!

Построились! Разбежались.

Нерезко построились… Разбежались…

Построились!

Что должен иметь десантник?

Повторить!

Десантник должен иметь наглую морду, железный кулак и ни грамма совести.

Повторить!

(Солдаты повторяют).

Совесть – это роскошь для десантника.

Повторить!

(Повторяют).

Что главное для десантника? Главное для десантника – не пролететь мимо земли.

Повторить!

(Повторяют)

Солдат: (в сторону) мама, купи щенка и назови его «Сержантом», приеду домой, убью!

Сержант: А сейчас 100 метров «зайчиком» и 10 кирпичей сломать кулаком!

На фоне современной музыки с битом и текста (стихотворение Л.Каргапольцевой) проходит

ФИЗЗАРЯДКА. 

Это рукопашный бой. Сочетание карате, бокса, самбо и боевых приемов против ножа, палки, саперной лопатки, пистолета, автомата. Один с автоматом – другой с голыми руками, наоборот, с саперской лопаткой – с голыми руками. Во время боя звучат стихи:

Лейтенант-десантник новобранцев примет,

В души им заглянет в самый первый вылет.

Глотки пересохли, сердце вниз – качели.

Только крикнуть – Мама! – мальчики успели…

- Все, земля, ребята, мы почти у цели.

Медленно веснушек россыпи бледнели.
Марш-бросок все длится, каменеют плечи,
Сбиты в кровь мозоли, нету сил на речи…

- Не могу я больше, не пойду и баста.

Но – «вперед!» - команда прозвучала властно.

Что-то в них проснется от отцов и дедов.
И достойны станут голубых беретов

К финалу зарядка уже напоминает бой; слышится шум пролетающего вертолета, взрывы и проч., на фоне шумов исполняется текст:

- 40-е роковые!

80-е проклятые!

И снова в рифму – 95-й!

- Двухтысячные… И опять

                                         Дороги.                  

Дан приказ – Стрелять!

- Война – разлучница.

Война – смерть.

Пронеслась будто смерч

Между двух сердец!

Где начало ее?

Где ее конец?

Кто ответит за то,

Что не сбылся отец?..

Исполняется  «БЕЛЫЙ ВАЛЬС»

Финал

Метроном.

- Разве погибнуть

             ты нам завещала,

Родина?

- Жизнь

    обещала,

любовь

    обещала,

Родина.

- Разве для смерти

         рождаются дети,

Родина?..

Разве хотела ты

            Нашей смерти,

Родина?..

- Пламя

   ударило в небо!—

ты помнишь?..

Тихо сказала:

    «Вставайте

на помощь...»

На вступление к финальной песне сцену заполняют герои разных эпизодов (времен, войн, войск, все они - патриоты, защитники своей Родины). Каждый из них произносит свой текст.

- Навстречу раскатам

         ревущего грома

мы в бой поднимались

светло и сурово.

- На наших знаменах

      начертано слово

Победа!

Победа!

- Во имя Отчизны

             победа!

- Во имя живущих —

             победа!

- Во имя грядущих —

Все:     победа!

            победа!

            Победа!!!?

Исполняется финальная песня «ШЕЛ СОЛДАТ…»

PAGE   \* MERGEFORMAT 8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10129. Предпосылки и историческое формирование науковедения и философии науки 46 KB
  Предпосылки и историческое формирование науковедения и философии науки Проблематика науковедения и его становление. Структура современного науковедения и место в нем философии науки. Философия науки изучение которой начинается является частью обширной об
10130. Образ науки в философии Аристотеля 37 KB
  Образ науки в философии Аристотеля. Первое приближение к такому подходу обнаруживаем у Аристотеля поскольку он структурирует познание. В Метафизике вопервых он разграничивает знание опыт и искусство. Опыт есть знание единичного а искусство  знание общ
10131. Образ науки в философии Ф. Бэкона 35.5 KB
  Образ науки в философии Ф. Бэкона В классической методологии Нового времени Ф. Бэкон обращается к образу науки – как настоящей или новой науки в противоположность средневековой схоластике. Наука в подлинном смысле еще не появилась настоящую науку предстоит созд...
10132. Образ науки в философии И.Канта 33.5 KB
  Образ науки в философии И.Канта. И. Кант поставил проблему общей природы научного знания. Наука рассматривается изнутри с точки зрения логики развертывания мысли и сформулирована фундаментальная проблема: научное знание обладает всеобщностью и необходимостью эт
10133. Образ науки в философии позитивизма 50 KB
  Образ науки в философии позитивизма. В ХIХ в. О.Конт Дж. Милль Г.Спенсер разрабатывают позитивистскую концепцию науки. Позитивистский образ науки характеризуют: а представление о науке как эталоне познания радикальный сциентизм, б идея строгости и точности нау...
10134. Образ науки в философии неопозитивизма 38 KB
  Образ науки в философии неопозитивизма Следующая важная веха в формировании науковедения связана с неопозитивизмом в п.о. с деятельностью Венского Главой кружка был Морис Шлик входили в него Отто Нейрат Курт Гёдель Карл Гемпель Филипп Франк Альфред Айер Рудоль
10135. Русская философия о науке 43.5 KB
  Русская философия о науке. Особенность российского науковедения образуют три возобновляющиеся идеи. 1 Наука в России воспринималась как извне пришедшее в культуру иностранное нововведение. Она была завезена в Россию Петром 1. Сомнение в органичности науки в росси...
10136. Сущность и соотношение интернализма и экстернализма как теоретических моделей развития науки 36 KB
  Сущность и соотношение интернализма и экстернализма как теоретических моделей развития науки ЭКСТЕРНАЛИЗМ его сторонники считают что основными факторами определяющими рост знания являются социальные экономические технические и культурные причины и пот
10137. Направления и уровни экстерналистского анализа науки 29.5 KB
  Направления и уровни экстерналистского анализа науки. Экстернализм рассматривает науку как часть культуры своего времени и признает что на ее содержание существенно влияют негносеологические факторы: экономика политика религия мораль искусство психология ли