89152

Вышивка и декоративные нашивки на тканях у южных и восточных башкир

Контрольная

Культурология и искусствоведение

Собранный в экспедициях материал позволяет с наибольшей полнотой охарактеризовать при ярких своеобразных в художественном проявлении региона: а юго-восток выразительный в ранних скотоводческих традициях; б восточное Зауралье оригинальное в сочетании классического тамбура и счетны вышивок...

Русский

2015-05-10

806.5 KB

0 чел.

История вышивки

Вышивка и декоративные нашивки на тканях

у южных и восточных башкир

Вышивка — прием украшения текстиля, в прошлом чрезвычайно распространенный в башкирских аулах. На территории, где не изготавливали узорную домотканину (южные степные уезды и горная часть Оренбургской губернии), вышивание (сигеу, kайыу) являлось излюбленным и традиционным женским занятием. Вышивку дополняли аппликацией, нашивками бисера, бус, кораллов. Вышитый узор мог сочетаться с ювелирными подвесками, монетами, перламутровыми и агатовыми пластинками, разноцветными пуговицами. В иных случаях вышивку заменяли декоративной машинной строчкой.

Вышивали на сукне, бархате, холсте, хлопчатобумажных тканях. Для рукоделия употребляли тонкую шерстяную пряжу, гарус, слабо скрученный шелк, конопляные (в прошлом) и хлопчатобумажные нитки.

Начинали вышивать в раннем детстве. С 10 лет приступали к подготовке приданого, девочке помогала мать. К свадьбе собирался целый сундук нарядных вещей: скатерти, салфетки для посуды, полотенца, занавеси, коврики, наволочки, ленты для украшения постели. Часть вещей готовилась как подарки жениху и будущей родне. Большое внимание уделяли украшению свадебной одежды невесты; ее состав, как и состав свадебных подарков, различался по регионам. В семейной жизни вышивали также детскую одежду. В каждом доме старались иметь нарядные вещи для приема гостей: скатерти, полотенца к трапезе, тюфячки, подушки и одеяла.

Связь вышитых предметов с моментом ухода человека из жизни менее очевидна. Вышивка иногда присутствовала на полотенцах и нагрудных повязках, раздававшихся на похоронах пожилых женщин; было принято украшать покрывало для носилок, оно оставалось затем у муллы или в мечети. Все эти вещи готовились при жизни.

В XIXXX веках на исследуемой территории встречались изделия, вышитые с применением тамбура, косой сетки, глади, крестика, перевити и других швов. Тамбур был самым популярным, он был известен в нескольких разновидностях: обычный тамбур-цепочка; широкий; двойной; обметочный и др. (их описание будет дано по ходу изложения). Некоторые из вышивальных техник применялись на сравнительно небольшой территории, другие существовали повсеместно. Собранный в экспедициях материал позволяет с наибольшей полнотой охарактеризовать при ярких, своеобразных в художественном проявлении региона:

а) юго-восток, выразительный в ранних скотоводческих традициях;

б) восточное Зауралье, оригинальное  в  сочетании  классического тамбура и счетны вышивок;

в)  юго-запад (бассейн р. Демы и южное Приуралье), где даже в обстановке оседлости сохранялись все приемы традиционного тамбурного шитья.

Юго-восточный регион — территория бесконечного многообразия «кускарного» орнамента в сочетании с оригинальной вьшивальной техникой — «двойным тамбуром». В этнографически и искусствоведческих работах эту технику иногда обозначают как «козлик в окантовке» или «косая сетка». В башкирских юго-восточных аулах употребляется более выразительное название, близкое к технологии шитья — «двойная петля» (kуш элмэ). По сути это усложненная разновидность растянутого в ширину тамбура.

        В процессе работы игла вводилась попеременно то слева, то справа по удвоенным линиям узора внутри петлеобразно перекинутой нити, с захватом предыдущей петли. Одновременно очерчивался контур (стежки заходили один за другой, напоминая стебельчатый шов) и заполнялась сеточкой середина.

Особенностью юго-восточных вышивок является дополнительная обводка каждой фигуры цепочкой обычного тамбура (элмэ).  Нередко простым тамбуром выполняли контуры намеченного на ткани рисунка, затем вышивали внутреннюю поверхность. В XX в. с утратой сложной техники «kуш элмэ» некоторые вышивальщицы стали использовать для заполнения контурных элементов рисунка (завитков) известный издавна художественный шов «козлик» или «косой стежок», располагая их сначала в одном, ятем в другом направлениях.

«Кускарным» на юго-востоке население называло орнамент из завитков. Он применялся в украшении кожаных, металлических, деревянных (в росписи), войлочных изделий, преобладал в вышивке и аппликации. Множество старинных предметов, сохранившихся у населения или попавших в музейные фонды, наводят на мысль, что вышивке в украшении тканей принадлежала на юго-востоке ведущая роль, аппликация ее дополняла.

Как и в других регионах, большинство декорируемых предметов готовилось к свадьбе. Перечень вышитых изделий был обусловлен бытовыми особенностями башкир-скотоводов. Из одежды украшали суконные и тканевые халаты {сэкмэн, елэн). В наборе обязательных свадебных вещей, типичных для юго-востока, присутствовали чепраки (серге, сергетыш), коврики (тушэк), ленты для убранства коня и постели (тартkы, урын тартма), подарочные кисеты (янсыk).

На халатах вышитые узоры размещались в уголках пол, у боковых швов на подоле, у талии, на плечах, на концах рукавов; на камзолах — у талии и вокруг прорезных карманов. На чепраках вышивались видные из-под седла концы. Коврики и попоны обрамлялись орнаментом, отдельные розетки занимали углы. Перетяжку для постели (тушэк тартkы) устилала сплошная полоса вышивки. На кисетах розеточный узор украшал обе стороны. Он выполнялся на цветной заготовке дважды, иногда в вариантах; заготовка складывалась пополам и нашивалась на более широкую ткань сумочки.

В прошлом вышивка на белом домотканом сукне была обычным явлением. Украшали чекмени, суконные чулки, чепраки, коврики. В XIX и XX веках чаще вышивали на тонком покупном сукне или на кармазине, бархате, китайке, сатине. Предпочтительным для вышивки был красный, зеленый, черный фон; реже выбирали фиолетовый, лиловый, оранжевый. Почти всегда имелось черное (на цветной основе) или цветное (на черной основе) обрамление. Вышитая ткань нашивалась на войлок или сукно, сажалась на хлопчатобумажную подкладку.

«Кускарные»  композиции отличились бесконечной вариативностью. Мастерицы видоизменяли известные фигуры, усложняли или упрощали рисунок, по разному комбинировали простейшие элементы традиционного орнамента. Разнообразие  вносила многоцветная гамма: каждый последующий завиток выполнялся нитками другого цвета. Контрастирующей была тамбурная контурная цепочка. Особо выделялся ведущий элемент в композиции, а также сочетания завитков, образующие интегралы, турбулентные розетки. Детали одного цвета на разных концах фигуры подчеркивали симметрию по вертикали.

Впервые на тамбурные вышивки с «кускарным» орнаментом обратил внимание С. И. Руденко. Во втором издании монографии «Башкиры» в главе «Искусство и фольклор» даны образцы декора из завитков, характерные для вышитых и украшенных аппликацией тканей1; некоторые элементы орнамента изображены в иллюстрациях на кожаных, металлических и деревянных предметах. Через несколько лет, в конце 50 — начале 60-х годов, изучая вышивку башкир, вопрос о «кускарных» орнаментах обстоятельно исследовал Н. В. Бикбулатов.  

В  основе «кускарного» орнамента лежит простейший элемент — завиток (кускар). В башкирской вышивке он неглубокий, в половину или 3/4 окружности, на косой подставке. Изображение можно сравнить с запятой, еще точнее — с сердцевидной фигурой в виде пики: два сомкнутых завитка выявляют это значение со всей очевидностью.

Можно уловить определенные закономерности в узоротворчестве и выделить серии орнаментов. В основе орнаментальною ряда обычно лежит комбинация из двух, трех, четырех завитков. Коренная фигура помещается на «линии горизонта», реже на центральной вертикали; она выделяется цветом. От нее осуществляется наращивание орнамента вверх и в стороны, реже вниз. При создании сложной композиции у вышивальщицы была возможность остановиться на любом этапе.

Пара завитков давала несколько традиционных соединений. Прежде всего  варианты роговидных мотивов. Выведенные из одной точки, слегка разведенные в стороны, обращенные завитками книзу рога могли быть пологиее и крутые. Некоторые пары рогов приподнимались на ножке в  виде столбика и ромбика.

Нарядно выглядели рога с волнистым контуром. Роговидные изображение обрастало крючками, дополнялось листочками, пальчатыми выступами, лепестками. Из ложбинки поднимался стержень с завитками. Каждая новая пара рогов, в свою очередь, украшалась фигурными выступами в форме маленьких треугольников и трапеций или разноцветными завитками-крючками. Живописно смотрелись пирамиды из парных рогов, окрашенных в контрастные цвета. На одном из свадебных кисетов в коллекциях историко-краеведческого музея в г. Учалы из красных рогов «вырастают» желтые рога, из желтых — черные. Завитки, отходящие в стороны от красной пары, вышиты фиолетовыми нитками, от желтой пары — зелеными; черные рога украшены красными крючковатыми отростками.

Для расцветки левой и правой частей симметричного орнамента могли применяться разные нитки. На кисете, увиденном нами в с. Бурангулово Абзелиловского района (экспедиция   1971 г.), несложный узор из двух пар рогов был выполнен в четыре цвета: внизу соединялись зеленый и желтый, на более высоком уровне красный и синий завитки. Главенствующая роль завитка как основы «кускарного» орнамента в таких изделиях проступала особенно четко.

 Встречались одноярусные и двухярусные построения с дополнительными завитками-крючками, листиками и отростками. Расцветка менялась поярусно, нередко с различиями и левой и правой стороне. В связи с этим стержневой столбик мог быть двулинейным и многоцветным. Ключевая фигура этой серии иногда напоминала антропоморфное изображение.

Очертания пики определенно проступали в «кускарных» композициях, основанием которых служили лироподобные мотивы- завитки, повернутые друг к другу и опущенные вниз из точки па исходной линии. Развитие узора шло вверх — от острого выступа и покатых боковых стенок. В простейших вариантах от острия коренной фигуры поднималась пара рогов или похожий на наконечник копья ромбовидный выступ. Центральная фигура редко бывала замкнутой. Она опиралась на маленькие треугольные или трапециевидные подставочки или ограничивалась снизу двойном скобочкой. Насыщенные деталями кустистые орнаменты этой серии украшали обычно углы коврика или чепрака.

«Кускарные» орнаменты, обогащенные листочками, веерными лепестками, приближались к растительным. Видимо, само построение композиции от угла к центру (на чепраках, ковриках) или вытянутой полосой (на обшивке и лентах) предрасполагало к подобной трансформации. В рисунке проступали стройные деревца или пышные кусты, гирлянды, изогнутые побеги. В некоторых вышивках улавливается влияние переднеазиатских традиций: в них присутствуют элементы, которые в описаниях среднеазиатских орнаментов называются трилистниками, плодами граната, миндаля, перца, коробочками мака, хлопка. В XX в. в вышивках появляются дубовые, березовые листья, цветы с развернутыми лепестками, пятиконечные звезды.

     В традиционном наборе свадебных вещей особое место занимали перетяжки-ленты (урын тартма, тартkы). В XX в. ими украшали сложенную на нарах в жилище постель.   Вышитые на лентах замысловатые фигуры орнамента, по представлениям людей старшего поколения, не только оберегали  от колдовства  и порчи, но и обеспечивали результативность соединения мужчины  и женщины в брачном союзе. В доме  они ограждали постель новобрачных  от недоброжелательных взглядов.

На некоторых изделиях обнаруживаются чрезвычайно усложненные замкнутые композиции из завитков и скобок, напоминающие фантастические маски. Рядом присутствуют солярные знаки в виде концентрических кругов или паутины, шести- и восьми-лепестковые розетки.

В очерке, посвященном кошмоделию и декоративным войлокам, описаны чепраки с вышитыми покрышками, уделено внимание расцветке, размещению узоров, их структурному составу. На таких пещах Из ряда однотипных войлочных изделий можно выделить войлочную попону (серге-тыш) для свадебного коня невесты, сфотографированную в 1977 г. в с. Арышпарово Белорецкого района. Ее украшали широкие полосы-вставки, заполненные плотным орнаментом, выполненным в традиционной технике «kуш элмэ». В узоре боковых полос на чепраке имела место имитация свадебных лент: вставки выделялись темным цветом и сложным рисунком. Ни одна из вышитых фигур не повторялась дважды. На одной полосе располагались вытянутые фигуры с симметрией от центрального стержня; узор создавал впечатление гирлянды. Завершалась композиция вышитым «ожерельем» полуовалом с ромбическими листочками-подвесками. В другой полосе среди разобщенного орнамента преобладали крестовины с завитками; оживляло полосу солнце в виде поделенного на сектора круга с тремя подвесками-кружками.

«Кускарная» юго-восточная вышивка, связанная с редкостной техникой «kуш элмэ» и определенным набором скотоводческих но происхождению вещей, - без преувеличения, явление уникальное. И XIXXX веках это искусство развивалось в Башкортостане на относительно небольшой территории: в Абзелиловском, Белорецком районах и на юге Учалинского.    Описываемые   вышивальные традиции были характерны, прежде всего, для башкир-тамьянцев,  кубаляков   и восточной группы  горных катайцев. В музейных коллекциях Уфы, Санкт-Петербурга, Будапешта и других городов есть вышитые вещи из Абзаково, Аисово,  Азналкино,  Арышпарово, Баимово, Бурангулово, Ташбулатово,  Тупаково,   Рахметово, Утяганово, Ярлыкапово

«Кускар» — понятие многозначное. Оно определяет яркий пласт орнаментальной культуры башкир и родственных народов, затрагивая глубинные религиозные верования и древние мифологические образы. Роговидные мотивы под названием «кучкор мюйиз» (рога барана) присутствуют в декоративном искусстве почти всех среднеазиатских народов. Завитки, исходящие из одной точки, стали символом культовых животных: барана-производителя или горного козла (архара). Изображение, по поверьям, имело охранную и продуктивную силу и использовалось в оформлении жилищ и в атрибуции жизненно важных ритуалов5. Отголоски этих верований сохранились, как видно, и в изобразительном искусстве юго-восточных башкир. Однако в юго-восточных и восточных башкирских говорах вместе с понятием «kусkар — племенной баран» существует понятие «kусkар /kушkар — улитка», а kусkарлау /kусkарзау» чаще расшифровывалось как «вышивание с нанесением узора улитки» Это подтверждает высказанное предположение, что исходным элементом в конструировании орнамента изначально был завиток; роговидные и другие мотивы по отношению к нему являлись производными.

О распространенности этого элемента в позднем декоративно-прикладном искусстве населения Азии и Европы свидетельствуют многие этнографические и искусствоведческие публикации. В ряде исследований, посвященных традиционному орнаменту, решается вопрос о типологическом сходстве и генетическом родстве узоров, в том числе — из завитков. Исследуя орнамент народов Сибири, С. В. Иванов выделил южносибирский тип, в составе которого были не только рогообразные фигуры, но и сердцевидные, лировидные, кресты с рогами на концах, одинарные, парные спирали, интегралы; иногда они сочетались С ромбами (как у башкир — авт.) или преображались в растительные побеги и листья. Подобный орнамент объединял хакасов,часть тувинцев, алтайцев, якутов, бурят.

По оценке С. И. Руденко, «кускарная» орнаментика была «характерна для башкирского изобразительного искусства, и ее корни уходят глубоко в древность»14. Присутствие в орнаменте башкир комплекса, близкого искусству хакасов, тувинцев-скотоводов, киргизов и других азиатских народов, указывает на тесную этно-генетическую связь башкир с Южной Сибирью и Центральной Азией. Это подтверждается историческими исследованиями. По данным Р. Г. Кузеева, история тамьянцев, как и ряда других юго-восточных племен, уходит в сложный этнический мир Саяно-Алтайского нагорья15. То же самое можно сказать о кубаляках, близких соседним телевцам. Племена «кубулек» и «теле» присутствовали в составе киргизов16. В последние века материальная культура и декоративное искусство башкир-кубаляков развивались под влиянием тамьянцев. По-видимому, распространение «кускарных» орнаментов в декоре прежде всего юго-восточных башкир обусловлено не только длительным сохранением в регионе полукочевого быта, но и историческими предпосылками этногенетического свойства.

С техникой «двойного тамбура» были знакомы многие скотоводы-кочевники. В конце XIX — начале XX в., по этнографическим источникам, так вышивали киргизы и туркмены, возможно хакасы. Знали «двойной тамбур» народы Приамурья: нивхи, ульчи, нанайцы, ороки, орочи. С. В. Иванов, называя шов «козликом с петлей», относил его, как и обычный тамбур, к тюрко-монгольским компонентам в художественной культуре амурских пародии м рассматривал появление его на Дальнем Востоке как результат связей местного населения с кочевниками В нюху средпенскоиьи1".

По технике шитья, орнаменту и ассортименту изделий к башкирским в большей мере приближаются вышивки южных областей Киргизии. Как и у юго-восточных башкир, у киргизов вышивали чепраки, коврики на седло, ленты для украшения лошади невесты, Вышивка швом «ильмедос» (от названия тамбура — «ильме»), аналогичным «kуш элмэ», у киргизов осуществлялась шелком на бархате, сукне, замше, а также шерстью на войлоке. У башкир обычай вышивания войлочной основы к XX столетию был утрачен Однако сходство  орнаментов  на одном   из  опубликованных нойлочных ковриков киргизов'1' и башкирском чехле с войлочном попоны из с. Арышпарово (солярные круги с паутинным заполнением) подсказывает, что вышивальные традиции у киргизом и башкир могли иметь одни корни.

Инструменты, приспособления и материалы

   Для того, чтобы заниматься ручной вышивкой, нужно иметь полный комплект необходимых для работ инструментов и приспособлений.

   Игла  используется почти все размеры, от толстых штопальных до самых тонких с маленьким ушком. Для каждой вышивки игла подбирается отдельно  в зависимости от толщины ткани и вида выполняемых работ. Размер ушка в каждом случае должен быть не слишком маленьким, иначе нить может перетираться во время работы и не слишком большим, из такого ушка нить будет постоянно выскакивать.

  Наперсток  используется при обычной работе, и при прокалывании нескольких слоев ткани. Когда иглу вкалывают в ткань, то средним пальцем правой руки, на который надевают наперсток, ее проталкивают. Наперсток необходимо подбирать точно по размерам руки.

    Ножницы  бывают 3- видов: маленькие с острыми концами для подрезания нитей; маленькие с загнутыми концами (типа маникюрных) для обрезки нитей и вырезания ткани в вышивке. Лезвия ножниц должны быть хорошо отточены. Ими не рекомендуется работать с бумагой и картоном, так как они быстро затупятся.  

   Шило вспомогательный инструмент, который может понадобиться при выполнении вышивки на толстых плотных материалах (сукно, кожа и  т. п). Чтобы игла могла свободно проходить через материал, предварительно шилом делают прокол в нужных по рисунку местах.

   Карандаши остро заточенные. Т- твердые, ТМ- твердр- мягкие. ТМ используется для перевода рисунка на кальку, а Т- для поправки рисунка или для облегчения работы провести линии между нитями ткани. Для перевода рисунка на кальку можно использовать тонкий капиллярный фломастер.

   Калька прозрачная бумага, применяется для перевода рисунка на ткань.

   Копировальная бумага используется для перенесения рисунка на ткань. Темную копировальную бумагу использовать не рекомендуется, грубые пятна от нее на ткани практически не отстирываются.

   Пяльцы основное назначение: держать ткань в натянутом состоянии и сохранять вышитый узор от стягивания. Пяльцы могут быть круглые, овальные или прямоугольные. Для вышивки небольших вещей применяют круглые пяльца. Они состоят из 2- х обручей, входящих друг в друга - деревянные или пластмассовые разных диаметров. Наиболее удобны для работы пяльцы с винтом. Желательно иметь несколько пялец разных диаметров.

   Для выполнения узора на крупных вещах с большим количеством вышивки применяются прямые раздвижные пяльцы, состоящие из четырех плоских прямоугольных планок.

   Нитки должны быть качественные, крепкими и не линяющими при стирке. Подбирают нитки в зависимости от вида выполняемой работы и типа ткани. В основном в вышивании используется мулине, ирис, шелк, шерстянная пряжа, льняные нитки, лавсан, капрон, штапельные нитки, золотая мишура, тонкие натуральные нитки № 40, 50, 60, 80.

   Ткань подбирается в зависимости от выполняемой работы. Для работы по счету нитей берут ткань полотняного переплетения (белая или цветная редина, рогожка, бортовка, мадаполам, батист, маркизет, лен и т. п), а для свободной вышивки по нарисованному контуру можно брать ткань гладкого переплетения (сукно, шерсть, шелк различных расцветок)

Технология выполнения

  Простейшие и тамбурные швы несложны в выполнении.

  Простой тамбур.

1. Иглу выведите точно в начало рисунка (если нитка сложена вдвое, то закрепление ее на ткани будет первой петлей тамбурного шва).

2. Рабочую нитку уложите свободно вниз с левой стороны от иглы и перехватите ее большим пальцем левой руки.

3. Иглу вколите в тот же прокол, из которого вышла рабочая нитка, перпендикулярно сверху вниз, наберите на нее четыре-пять нитей ткани и вколите на лицевую сторону. Рабочая нитка при этом должна оказаться под иглой.

4. Отпустите рабочую нитку из-под большого пальца левой руки и слегка затените образовавшуюся петлю, следя за тем, чтобы она имела округлую форму.

5. Снова прихватите рабочую нитку большим пальцем левой руки, иглу введите в прокол, из которого вышла нитка, сделайте по изнаночной стороне вертикальный стежок сверху вниз и выведите иглу на лицевую сторону. Петлю слегка затяните и т.д. Петли должны быть одного размера и равномерно затянуты (рис 6).

Технологическая карта.

Изготовление панно в технике вышивки шелковыми лентами

Выполняемая операция

Название шва

Инструменты и приспособления

1

Перевести рисунок на кальку

Простой мягкий карандаш, калька

2

Перевести рисунок с кальки на ткань

Простой твердый карандаш, копировальная бумага

3

Запялить ткань

Пяльцы

4

Вышить стебли цветов нитками мулине темно-зеленого цвета

Стебельчатый шов

Иглы, наперсток

5

Вышить корзинку

Штопка

Иглы, наперсток

6

Вышить ирисы

Вытянутый стежок с завитком, петельки с прикрепом

Иглы

7

Вышить ирландские колокольчики

Вытянутый стежок с завитком

Иглы

8

Вышить розы и лютики

Шов узелки, вытянутый стежок

Иглы

9

Вышить листья

Перекрученный вытянутый стежок, вытянутый стежок с завитком

Иглы

10

Пришить бисер

Тонкая игла

11

Наклеить работу на картон и вставить в рамку

Клей

12

Вырезать прямоугольник из белой плотной бумаги, приклеить к нему петельку и заклеить работу с изнаночной стороны

Клей, ножницы


Экономический расчет

Стоимость панно в технике вышивки шелковыми лентами, можно вычислить следующим образом:

1. Стоимость ткани не учитываем, так как используем остатки тканей от раннее сшитых изделий

2. Нитки мулине, стоимость не учитываем, так как они имелись дома

3. Бисер, стоимость не учитываем, так как он имелся дома

4. Рамки. Цена одной рамки 25 рублей. 25 х 3 - 75 рублей.

5. Ленты шелковые. Цена одного метра 2 рубля. 3x2 = 6 рублей.

Итак, общие затраты, без учета оплаты труда, составляет:

75 рублей + 6 рублей = 81 рубль

 


Заключение

Искусство вышивки - яркое и выдающееся явление декоративно-прикладного творчества. На протяжении тысячелетий вышивка вобрала в себя все самое интересное, эстетичное, практичное и стала, будто зеркалом русской души, вместилищем красоты.

В этом виде рукоделия наиболее полно проявляются, совершенствуются и воплощаются в изделиях талант, творческие искания, озарения.

В вышивке рукотворное, созданное человеком сливается с природой. Красота окружающего мира, действуя на воображение, вызывает эстетическое чувство. Природа является основой декоративно-прикладного искусства. В связи с этим эффективность мастерства вышивальщицы заключается в способности видеть совершеннейшую гармонию, пластику, соразмерность растительного мира и умении изображать его красоту при помощи текстильных материалов через композиционные законы, используя технологический опыт. Многогранность природы вдохновляет мастеров на создание прекраснейших произведений. Вышивание способствует развитию умения видеть и чувствовать эстетичность растений.

Вышивка - это процесс превращения текстильных материалов в прекраснейшие изделия. Необходимо увидеть данную красоту отображать в вышивке пейзажей, цветочных мотивов, перенося чарующие частички природы в повседневную жизнь, в свои квартиры.

Растения, «расцветая» в ленточных вышивках, пробуждают в душах чувство красоты и способствуют творческому развитию. Ленты, согреваясь в руках вышивальщиц, как бы оживают, превращаясь в чудесные цветы.

На протяжении многих веков человечество создавало декоративно-прикладные изделия, обусловленные имеющимися материалами и господствующими традициями. В этом проявлялось желание людей не только украсить свое жилище или сделать подарок, но и воплотить свои эстетические потребности, свои замыслы в текстильных материалах.

Библиографический список

Приложение 1

Характерные петельные швы: 1 - обычный тамбур; 2 - широкий тамбур; 3 - разновидности «двойного тамбура» - куш элмэ; 4 - обметочный шов; 5 - «козлик» с лапками

             

Образцы традиционной вышивки из юго-      Вышивка на чепраке (с. Азналкино

восточной Башкирии. Ткань для кисетов           Белорецкий район РБ).

(с. Ташбулатово, Абзелиловский район РБ).  Фото Т. К. Суриной. 1976 РЭМ. Середина XX в.

Приложение 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39195. Промышленность в хозяйственном комплексе РБ 54 KB
  Цели задачи и направления структурной перестройки промышленности республики на современном этапе. Среди отраслей сферы материального производства промышленности отводится ведущее место так как: значительная доля ВВП и национального дохода создается промышленностью; значительное число активного населения занято в промышленности; промышленность производит орудия труда используемые в других отраслях материального производства и непроизводственной сферы; уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках также в значительной...
39196. Производственный процесс, производственный цикл 63.5 KB
  Сущность производственного процесса признаки классификации виды производственных процессов. Принципы организации производственного процесса. Характеристика производственного цикла и пути его сокращения. Основные компоненты производственного процесса это: профессионально подготовленный персонал; средства труда машины оборудование здания сооружения и т.
39197. Типы и методы организации производства 30.41 KB
  Организационные типы производства их характерные особенности. Методы организации производства. В зависимости от степени специализации технологического процесса и масштаба выпуска однородной продукции в организациях создаются производства различных типов.
39198. Религия как социальный институт 16.89 KB
  Религию можно охарактеризовать как социальный институт, специфика и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими.
39199. Социальные институты: виды, функции и роль в обществе 16.46 KB
  Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
39201. Имидж дальнего востока в блогах и социальных сетях 374 KB
  Определить смысл понятия «имидж региона» в качестве социального феномена. Определить элементы формирования территориального имиджа. Описать особенности формирования имиджа Дальнего Востока России. Описать место интернета в современных условиях и его место в социальной коммуникации. Определить смысл понятий «блог» и «социальная сеть».
39202. Огляд ринку комп’ютерної техніки 62.61 KB
  За його результатами у третьому кварталі 2011 року продаж стаціонарних комп’ютерів збільшився на 41 а ноутбуків на 64 порівняно до показника попереднього кварталу. В поточному році експерти очікують зростання продажів ноутбуків і планшетних комп’ютерів. Сезонний попит За результатами дослідження GfK Ukraine у ІІІ кварталі 2011 року продаж стаціонарних комп’ютерів збільшився на 41 порівняно з показником попереднього кварталу.