89163

Особенности конституционной монархии в Великобритании и ее эволюция в процессе общественного развития

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Англия страна давних гражданских свобод старейшего парламента и еще более почтенной по возрасту монархии. Карл I Стюарт своей авторитарностью игнорированием парламента религиозной нетерпимостью восстановил против себя значительную часть нации.

Русский

2015-05-10

121.5 KB

2 чел.

СОДЕРЖАНИЕ:


Введение

В этой работе я ставлю перед собой задачу рассмотреть одну из тем такой юридической дисциплины, как конституционное право зарубежных стран, – особенности британской монархии.

Одиннадцать современных европейских государств - монархии. Хотя  в наше время европейские монархи лишь номинально обладают государственной властью, они продолжают вызывать как страстное поклонение, так и многочисленные споры, что обуславливает актуальность  данной темы. Среди стран с крепкими монархическими традициями первое место занимает, безусловно, Великобритания. Это одна из немногих стран, в которых монархия и по сей день сохраняется, хотя, конечно, в очень измененном виде. Нынешнее состояние монархии в Великобритании является предметом моего исследования.

Монархия является для британцев традиционной формой правления. Англия - страна давних гражданских свобод, старейшего парламента и еще более почтенной по возрасту монархии. В обществе, где ценятся вековые традиции, монархия является одним из популярных государственных институтов. На протяжении веков политическая обстановка в стране характеризуется отношениями складывающимися между королем и парламентом. Парламент то являлся орудием против всевластия монарха, то использовался последним в борьбе против стремившихся утвердить свое владычество феодалов.   

Целью исследования данной работы является выявление особенностей конституционной монархии в Великобритании и ее эволюция в процессе общественного развития. В работе сделана попытка подвергнуть эту проблему комплексному и многостороннему изучению, так как все эти вопросы требуют тщательного и глубокого анализа.


ГЛАВА 1. Историческое развитие монархии в Великобритании.

1. Период абсолютной монархии.

Правление Тюдоров (1485-1603) - период абсолютной власти монархов в Великобритании.

В период абсолютной монархии короли пренебрежительно относились к парламенту, он созывался ими только для сбора налогов, поскольку требовалось его согласие, в остальном - не интересовались его мнением. Однако при них Англия встала на путь интенсивного внутреннего развития, стал складываться класс собственников, обязанных процветанием своей предприимчивости, а не родовитости. Заметно вырос политический, военный вес страны на континенте. Среди наиболее значимых событий того времени можно выделить следующие:

Генрих VIII Тюдор, вступивший на трон в 1509 году, покончил с засильем в стране католической церкви, возложив на себя обязанности главы Англиканской церкви.

Во время правления Елизаветы I парламент окреп: члены Палаты Общин решались вести диалог с королевой на равных. В нем все громче звучали голоса представителей крайнего направления Англиканской церкви - пуритан с их требованиями очищения церкви от всех атрибутов католицизма и полного отказа от подчинения короне.

Якову I Стюарту, занявшему престол в 1603 году, понадобилось относительно мало времени, чтобы довести напряженность внутри страны до точки кипения. Яков I окружил себя фаворитами, чем был сильно недоволен Парламент. 1

Сменивший короля Якова I в 1625 году Карл I вверг страну в гражданскую войну. Карл I Стюарт своей авторитарностью, игнорированием парламента, религиозной нетерпимостью восстановил против себя значительную часть нации.

Религиозная нетерпимость Карла - вот вопрос его непримиримости с парламентом (большинство парламента поддерживало Англиканскую церковь), где Карл показал отсутствие здравомыслия.

Требования петиции, поданной парламентом королю (упразднение Высокой комиссии, то есть, упразднение внесудебной расправы; невмешательство короля в судебную деятельность; борьба с произволом отдельных лиц правящей верхушки; требование об установлении новых налогов только с полного согласия парламента; ограничение произвола королевской юстиции - аресты должны производиться только по закону), были неприемлемы для монархии, поэтому парламент был разогнан, но вскоре Карл Стюард был вынужден вновь собрать его, поскольку Англия находилась на грани поражения в религиозной войне с Шотландией. Этот парламент получил название «Долгого парламента» (1640-1653). Он не только повторил требования предыдущего, но и расширил их требованием о роспуске парламента (распускать парламент можно только после 50-ти дней его работы; срок беспарламентского правления – 3 года). Это и послужило толчком для начала революции.

Своеобразием английской абсолютной монархии являлись:

1.сохранение парламента, ставшего орудием сильной королевской власти;

2.отсутствие сильного и развитого бюрократического государственного аппарата;

3.сохранение органов местного самоуправления;

4.отсутствие постоянной армии. Военную мощь страны составлял сильный флот, который обеспечивал не только защиту с моря, но и возможность ведения активной торговой и колониальной политики. Центральными органами власти и управления в этот период в Англии становятся:

1.король, сосредоточивший в своих руках всю реальную власть;

2.Тайный совет короля, который составляли представители феодальной знати, нового дворянства и буржуазии. Он обладал широкой компетенцией: управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю, при его участии издавались ордонансы, он рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке;

3.парламент, состоявший, как и в XIV в., из двух палат - палаты лордов и палаты общин.

С XV в. палата лордов формировалась преимущественно из наследственных пэров, палата общин - из представителей дворянства и городской верхушки. Духовенство не было выделено как сословие в английском парламенте - прелаты вошли в палату лордов. Остальное духовенство не получило представительства в парламенте. Реформация, ликвидировавшая в конце XVI в. власть Римского Папы над английской церковью и сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризацией), содействововала укреплению абсолютизма. Церковь, возглавляемая королем, превратилась в часть государственного аппарата.

В период абсолютизма возросла зависимость системы местных органов управления от центральных органов власти.

В графствах была учреждена должность лорда-лейтенанта. Лорд-лейтенант назначался непосредственно королем; в его функции входило руководство местным ополчением, деятельностью мировых судей и полиции.

Низовой местной самоуправляемой единицей стал церковный приход. В его компетенцию входили вопросы местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т. п., а также избирало должностных лиц прихода. Ведение церковных дел осуществлялось настоятелем прихода, деятельность которого была поставлена под контроль мировых судей, а через них - под контроль органов управления графствами и центральных органов.

При абсолютизме важнейшими судебными инстанциями были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера. Оформились структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Были созданы также чрезвычайные суды, самый известный из которых - Звездная палата (по сути политический трибунал). Расширилась судебная компетенция мировых судей. Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. В состав суда включались присяжные заседатели

Казнь Карла I в январе 1649 года положила конец абсолютистским порядкам в стране, и дала начало краткому, но очень насыщенному событиями периоду дуалистической монархии.


2. Период республики и дуалистической монархии.

Результат Английской буржуазной революции - резкое ограничение королевской власти; были заложены основы конституционной монархии. Среди принятых законодательных актов:

Великая ремонстрация – требования к королю, назначать на должностные места, только тех лиц, которые пользовались доверием парламента.

Трех годичный акт (1641), устанавливал сроки полномочий английского парламента и, самое главное, то, что если король не созывал парламент в течении трех лет, то тогда его созывали шерифы короля. Если выборы не проводятся парламент начинает функционировать самостоятельно. Парламенту также дается право самостоятельно собираться для проведения заседаний.

Акт о создании парламентской армии – создавалась парламентская армия, которая стала серьёзным конкурентом королевской армии.

Упраздняется высшая палата – Палата лордов, верховная власть окончательно переходит в руки парламента. Высший орган исполнительной власти – государственный совет, он обязан отчитываться о своих действиях парламенту. Законодательная власть закрепилась за Лорд-канцлером и парламентом. Лорд-канцлер обладал следующими полномочиями: командование войсками; война и мир; назначение должностных лиц на местах. 2

Парламент становится носителем верховной власти, все постановления парламента имеют высшую юридическую силу без согласия короля.

19 мая 1649 года актом парламента Англия объявляется республикой.

Успешные военные кампании Кромвеля в Ирландии, Шотландии, войны с Голландией, Испанией, захват Ямайки заставили другие страны считаться с провозглашенной в мае 1649 года республикой. Доходы от эксплуатации колоний стали главным источником для казны, стимулировали развитие капитализма. Возникла крупнопоместная буржуазия. Ее интересы в парламенте отстаивала сложившаяся к 80-м годам группировка вигов. Ей противостояли тори - представители мелкопоместного дворянства (старая земельная аристократия).

Но нация не была готова к таким радикальным переменам, и это играло на руку наследнику Карлу, бежавшему на континент. Смерть Кромвеля позволила Карлу вернуться, но рычаги абсолютизма восстановлены не были.

Основой для реставрации монархии в Англии послужила «Бредская декларация», изданная будущим Карлом II 14 апреля 1660 г.

«Бредская декларация» была представлена собравшемуся Конвенту 1 мая 1660 г. и содержала следующие условия реставрации: 1. Карл II обещал: а) прощение всем, независимо от степени вины, кто в течение 40 дней прибегнет к его милости и выразит свое желание каким-либо публичным образом, за исключением тех, кто будет в будущем исключен парламентом из билля об амнистии; б) что никакое преступление, совершенное до издания этой Декларации против него или его отца никогда не будет служить предметом обвинения. 2. «Поскольку страстность и жестокость времени привели к возникновению различных мнений в религии, благодаря которым люди были вовлечены в партии и во враждебные действия друг против друга», то Карл II объявлял о свободе вероисповедания. 3. В связи с тем, что «во время революции много земель было даровано солдатам и офицерам и приобретено ими и другими, то он желает, что все, что касается таких продаж, даров и покупок было определено парламентом». 4. Король готов согласиться с любым актом парламента для полной выплаты задолженности солдатам и офицерам генерала Монка. Таким образом, «Бредская декларация» содержала условия реставрации монархии в Англии.

Однако восстановлена была не абсолютная, а конституционная монархия в ее первоначальной форме — дуалистической монархии, которая была оформлена в Англии в первые два года английской буржуазной революции XVII в. Об этом свидетельствует уже то, что решение вопросов «Бредской декларации» и, тем самым, окончательное определение условий существования монархии, было передано парламенту, состоявшему в своем большинстве из представителей социальных сил, «пожавших плоды революции», который «в целом выполнял волю не возвратившейся к власти феодальной верхушки, а победивших в революции классов — буржуазии и нового дворянства» 3и желал видеть в Карле II не короля «милостью божьей», а монарха, управляющего страной в соответствии с конституцией. Все это гарантировало особое определение условий существования королевской власти в Англии, которое обеспечивало бы сохранение в стране конституционного строя.4

Финансовая свобода монарха ограничена парламентом. Выделенной парламентом суммы Карлу явно не хватает и он получает негласные субсидии от Людовика XIV в обмен на поддержку католицизма в Англии. Однако, большинство парламентариев были едины в ревностной поддержке Англиканской церкви, что противоречило курсу короля. 5


3. Становление парламентской монархии в Великобритании

Становление парламентской монархии в Англии началось В XVIII- XIX вв. после Славной революции. В эти годы в Англии возникают две политические партии: тори – объединение приверженцев короля, сторонники усиления его власти, и виги – представляла интересы буржуазии и среднего дворянства, оппозиционно настроенных по отношению к короне. Вскоре они стали иметь большинство в парламенте6

После Славной революции произошло закрепление нового режима правления двумя актами парламента, тесно взаимосвязанных между собой – Биллем о правах 1689г. и Актом об устроении 1701г. Главное значение Билля о правах – утверждение верховенства парламента в области законодательства. Билль о правах определил положение парламента в системе органов власти, предоставил ему широкие полномочия в области законодательства, четко провел границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. 

В Билле о правах 1689 года в законодательном порядке была установлена верховная законодательная власть парламента, получила законодательное закрепление привилегия свободы слова в парламенте.

Билль о правах» 1689 года, возник в результате борьбы между вигами и тори. По содержанию этот документ был актом, который закреплял лидирующее политическое положение буржуазии, был формой гарантированности прав английского парламента, гарантией прав политических партий. При вступлении на престол, король теперь обязан был выражать интересы буржуазии. Этим актом, между вигами и тори было заключено конституционное соглашение, которое выражалось в следующем: тори остаются у власти, но будут проводить политику в интересах вигов. Этот компромисс стал основой дальнейшего политического развития Англии. 7

Акт об устроении, или закон о престолонаследии, положил начало новых принципов буржуазного государственного права. Акт четко разграничил полномочия монарха и правительства. Был введен принцип контрасигнатуры, согласно которому недействительным считается акт, изданный королем, если он не был скреплен подписью соответствующего министра. Утверждался принцип несменяемости судей. Отстранение их от должности могло происходить только по представлению обеих палат парламента. Согласно «Акту об устроении» (закон о престолонаследии) трон переходил только к приверженцам Англиканской церкви, что исключало возврат на престол Стюартов-католиков. Принцип непосещения королём заседаний правительства сложился просто в результате многократного непосещения им заседаний.8

Изменения в политической сфере сказались на эволюции государственного строя в сторону возрастания роли парламента. По форме правления Великобритания стала парламентской монархией. В Англии не было единого законодательного акта, который бы определял основы конституционного строя и закреплял принципы взаимоотношений между различными ветвями власти. Писаной конституции в обычном понимании не было. То, что могло быть названо английской конституцией, представляло собой совокупность законов, составивших писаную часть конституции и устных – конституционных обычаев.

Парламент оставался двухпалатным. Верхняя палата лордов состояла из лиц, занимающих место либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. Нижняя палата общин формировалась на основе избирательного права.  В начале XVIII в. королевская власть перестала пользоваться правом вето, тем самым передавая парламенту всю полноту законодательной власти.

Собственно правительства как административного целого юридически не существовало. Текущей правительственной деятельностью занимался кабинет министров. Деятельность кабинета была поставлена под контроль парламента, тем самым король был оттеснен от управления делами кабинета.9

Вместе с тем существовали так называемые спящие полномочия монарха. Они означают такую ситуацию, когда некоторые важные полномочия монарха в обычной жизни не применяются, но могут использоваться в кризисной ситуации. Классическим примером является право короля назначать премьер-министра, если места в парламенте после выборов разделились пополам и нет доминирующей на выборах партии. В такой ситуации монарх назначает премьер – министра. Правда, такое назначение король может делать по совету Королевского Тайного Совета и фактически он определяет кандидатуру будущего премьера.

Таким образом, в течение XVIII-XIX вв. в Великобритании  получили оформление основные черты парламентской формы правления:

- номинальная власть главы государства – короля (контрасигнация его актов членами правительства – с 1701г.; фактическое неиспользование им права вето – с 1707 г.; фактическая невозможность самостоятельно увольнять министров – с 1727 г и т.д.);

- переход всей исполнительной власти к правительству (Кабинету), начавшийся с того, что король с 20-х годов XVIII в. Перестал посещать заседания кабинета;

- установление системы сдержек и противовесов между парламентом и правительством, означающий ответственность правительства перед палатой общин, в результате недоверия которой правительство вынуждено было уходить в отставку, но и возможность правительства через короля распускать палату.10

На данный момент Великобритания обладает всеми признаками, определяющими режим ее правления как парламентская республика.


ГЛАВА 2
Конституционная характеристика британской формы правления.

1. Политическая деятельность монарха

Монарх и законодательная власть.

Законодательную власть в Великобритании представляет парламент. Парламент Великобритании состоит из трех частей - королевы, Палаты Лордов и выборной Палаты Общин. При этом стоит заметить, что хоть монарх и является членом парламента, он не вправе посещать его заседания без особого разрешения. Но имеется так же одно исключение – открытие ежегодной сессии парламента и выступление монарха на совместном заседании с тронной речью, подготовленной премьер министром. Тронная речь по сути дела представляет собой программу парламента на следующий год.11

   Монарх обладает правом роспуска Нижней палаты парламента (Палаты Общин); правом назначения Премьер-министра, а по его предложению и министров, образующих действующее от имени Короны правительство.

Для прохождения закона необходимо согласие всех трех сторон. Так как не существует конституции Англии, ограничивающей законодательную власть парламента, он может принять или изменить любой закон. Он также может продлить свой срок действия за пределы обычного (пять лет) без согласия народа. Однако, на практике парламент так не поступает.12

Монарх в Великобритании не обладает правом законодательной инициативы, она принадлежит только членам парламента. Министр, когда вносит законопроект, формально делает это не в своем качестве члена правительства, а как член парламента.

Законность акта, принятого парламентом, не может обсуждаться в судах. Палата Общин несет ответственность за принятые законы перед народом, и в XX веке Палата Лордов признала, что Палата Общин имеет над ней превосходство. Система партий в правительстве предназначена для того, чтобы парламент создавал законы, оглядываясь на выбравший его народ.

Максимальный срок действия парламента - пять лет, но на практике общие выборы проводятся до конца срока. Срок действия парламента был продлен лишь дважды - во время Первой и Второй мировой войн. 13

Партии не регистрируются и не признаются формально законом, но на практике многие кандидаты на выборах и почти все выигравшие кандидаты принадлежат к одной из главных партий.
Лидеры правящей партии и оппозиции сидят на передних скамейках, на разных сторонах Палаты Общин, а их сторонники (члены их партий) сидят позади них. Внутри парламента партиями управляют парламентские организаторы (Chief Whips) и их помощники, которые выбираются внутри партии.

Черновые варианты законов принимают форму Биллей парламента. Большинство Биллей имеют дело с функционированием общества и правовой системы в целом. Частные Билли рассматривают личные, корпоративные или местные интересы. Предложения по изменению законов публикуются в правительственной "Белой бумаге". Черновик закона дается в первом чтении в Палате Общин без обсуждения, затем следует подробное обсуждение основных положений закона во втором чтении, после чего его подробно изучают и вносят необходимые изменения, прежде чем представить к третьему, заключительному чтению в обе палаты парламента. Билли должны быть приняты в обеих палатах. После прохождения законопроекта через обе палаты он должен получить одобрение королевы и вслед за тем становится законом. Формально монарху принадлежит право абсолютного вето, но он этими правами не пользуется. Последний случай применения права вето монархом имел место в 1707 году.  Наиболее полно сложившуюся обстановку отражает фраза - «Спящий лев». Королевское согласие на билль - формальная стадия законодательного процесса. 14

Монарх и исполнительная власть.

Премьер-министр назначается Королевой, а затем по рекомендации премьер-министра королева назначает министров, образующих действующее от имени Короны правительство. Большинство министров - члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей. Лорд-канцлер (Lord Chancellor) всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться. 15

По традиции, премьер-министр назначается государственным казначеем и министром Государственной Гражданской службы.

Министерства выполняют работу с помощью разветвленной системы комитетов, которые несут на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности означает, что кабинет министров действует согласованно даже в том случает, когда министры не соглашаются по тому или иному вопросу.

Тайный совет - старейшая действующая форма законодательного собрания; его корни тянутся от Суда норманнских королей, который проводил свои заседания втайне. До 17 века монарх и Тайный совет представляли собой правительство, а роль парламента сводилась к выделению денег на государственные и монаршие нужды. В наши дни Тайный совет обладает ограниченной властью, например, по совету его членов королева формально одобряет большое количество законов, издаваемых по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council), а также он выполняет некоторые судебные функции. Всего в государстве 400 тайных советников, состоящих из всех членов Кабинета министров, некоторых других министров, лидеров оппозиционных партий в парламенте, высших судей и некоторых чиновников из Содружества.16

Главное назначение Тайного Совета - одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council). Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при заступлении на должность.17

Монарх и судебная власть.

Монарх всегда был обязан следить за исполнением правосудия и поддерживать единую судебную систему, которая исключила бы путаницу и соревнования между местными и частными судами. До конца XVII века монархи принимали участие в вынесении вердиктов и исполнении правосудия, однако, в 1689 году был принят Билль о правах (The Bill of Rights), по которому монарх более не имел права исполнять правосудие. В начале XVIII века монарх был лишен и обязанности поддерживать и контролировать судебную систему, и правом королевы осталась лишь возможность увольнять судей по совету министров, и, таким образом, судебная власть стала независима от исполнительной и законодательной. 

На территории Шотландии действует своя правовая система, но роль монарха в ней не слишком отличается от роли на остальной территории Великобритании. До объединения с Англией Шотландия имела свой парламент и свою судебную и правовую системы. После объединения в начале XVIII века парламенты двух стран были объединены, а судебная система Шотландии осталась нетронутой и, как и в Англии, указом была сделана независимой от исполнительной и законодательной власти. В наши дни королева по совету премьер-министра назначает верховных судей в шотландский суд. Исполнение правосудия не является обязанностью королевы: она не участвует в судебных процессах, но по традиции все суды и все, что с ними связано, являются королевской прерогативой, поэтому в Великобритании суды - Королевские суды, судьи - судьи Ее Величества, тюрьмы - тюрьмы Ее Величества. В области права королева действует только по совету ее министров. По их совету или рекомендации она назначает верховных судей, правительство, награждает титулами и проводит амнистию или смягчение приговора. Законы Великобритании не распространяются на королеву, поэтому на нее нельзя подать в суд. Несмотря на то, что королева, в сущности, ограничена только принципами собственной морали, она держит себя в рамках законов для подданных Великобритании. По европейскому праву, которое распространяется на территории страны, королева является гражданином Европейского Сообщества, но это никак не влияет на ее полномочия. 18


3. Деятельность монарха в социально-экономической сфере

Как глава государства, монарх обязуется конституционные и представительские обязанности, которые были разработаны в течение тысячи лет истории. В дополнение к этим государственным обязанностям, монарх имеет менее формальную роль, как "глава нации". Он выступает в качестве ориентира для национального самосознания, единства и гордости, дает ощущение стабильности и преемственности; официально признает успех и превосходство, и поддерживает идеал добровольной службы. 19

Королева - глава государства и важный символ национального единства. Она является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной власти, главой судебной власти, главнокомандующим всех Королевских Вооруженных сил и "высшим правителем" англиканской церкви. Королева действует по советам ее министров. Великобритания управляется Правительством Ее Величества во имя Королевы. Что касается международных отношений, то королева, как глава государства, имеет право объявлять войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или отдавать территории.20

Британский монарх обладает определенным набором полномочий, которые делятся на два вида – статутные полномочия и прерогативы.

Статутные полномочия предоставлены парламентом, регламентированы в принятых им актах.

Королевские прерогативы – это исключительные права монарха, существующие на основе обычая. Разделяют личные и политические прерогативы. К личным относятся  атрибуты королевской власти (титул, корона, скипетр и держава, мантия, трон), право иметь двор и получать содержание из государственного бюджета. Среди политических прерогатив можно выделить политическое членство в парламенте, право выступать с тронной речью на открытии сессии парламента и прочее.21

На территории Великобритании официально действуют две церкви: Англиканская церковь  на территории Англии и Шотландская церковь  на территории Шотландии. На территориях северной Ирландии и Уэльса не зарегистрировано государственной религии. В стране действует закон, по которому провозглашается веротерпимость как к представителям других религий и конфессий, так и к атеистам. Полный титул королевы включает слова Защитница веры (Defender of the Faith). Монарх обязан придерживаться англиканского вероисповедания, так как он является "высшим правителем" англиканской церкви. Как и в случае отношений с другими государственными и правительственными органами, королева назначает епископов и архиепископов по совету премьер-министра, который, в свою очередь, рассматривает список, предоставленный Церковной комиссией. Архиепископы и епископы заседают в Палате Лордов, где они проводят и принимают различные церковные меры и каноны, что еще раз показывает связь Церкви с государством. В отличие от Англиканской церкви, королева является рядовым членом Шотландской церкви, а не ее главой. При восхождении на престол она клянется поддерживать Шотландскую церковь, которая является независимой от правительства.22

Монарх является Главнокомандующим Вооруженных Сил, и только он может объявлять войну и заключать мир. Однако с 1689 года монарх не может сам объявить войну без согласия парламента и министров. Королева, тем не менее, принимает активное участие в делах армии, причем она, как и многие члены королевской семьи, является действующим офицером в рядах Британских Вооруженных Сил. Помимо действительного звания, королева и члены ее семьи обладают почетными военными званиями, как Великобритании, так и некоторых стран Содружества.
23

Один из важнейших актов, регулирующих статус монарха, — Акт о престолонаследии (1701). Он закрепляет для Великобритании кастильскую систему наследования престола, т. е. престол могут наследовать как мужчина, так и женщина. Наследником по праву считается старший сын короля или королевы. Следующий наследник — второй, третий сын и т. д. (по убывающей), минуя дочерей. Если у монарха нет сыновей, наследуют дочери — по старшинству. (Так случилось в 1952 г., когда трон Георга VI унаследовала его дочь - нынешняя королева Елизавета II).24

Монархом Великобритании не имеет права быть католик (только протестант), католиком не может быть также супруг (супруга) монарха. Трон в Великобритании передается только наследнику и его детям, но не супругу или супруге. Например, если трон унаследовал сын монарха, то он становится королем и имеет права монарха. Жена короля только именуется королевой, но прав монарха не имеет ни при жизни короля, ни после его смерти и не наследует престола. Но наследником может быть кто-либо из ее детей. Например, принцесса Диана никогда не смогла бы стать правящей королевой, а только королевой - женой короля, а сейчас старший сын Уильям может стать королем-монархом.

Если трон наследует дочь, она становится правящей королевой (как нынешняя королев; Елизавета II, в то время как муж королевы королем не становится - он носит титул принца Эдинбургского, наследник престола носит титул принца Уэльского (в настоящее время это сын королевы Чарльз).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многовековой опыт подтверждает, что британская монархия в трудных ситуациях способна самосохраняться. Отстаивание «божественных» прав и прерогатив перед лицом феодальных владык; затем, с ростом капиталистических отношений, ломка порядков, позволившая короне прибегнуть к абсолютистской форме правления; противостояние между цеплявшейся за старые позиции монархией и притязавшими на верховенство хозяевами промышленных предприятий, банков, торговых фирм, приведшее к ограничению возможностей института монархии - таков путь эволюции находившихся на британском престоле династий. Эволюционное преобразование Британской монархии не уменьшило, а лишь прибавило  ей популярности.

Выживаемость монархии в Великобритании объясняется также национальными чертами английского народа, его «воспитанностью» в духе компромиссов, социального согласия, выработанного за последние три столетия. Для массы британцев это - прежде всего декоративный институт, позволяющий смаковать детали быта королевской семьи, церемониалов, что для рядовых людей, живущих совсем в иной сфере, представляется чем-то похожим на живой сюжет из волшебной сказки.  Вот почему королевский двор тщательно заботится о поддержании в неприкосновенности внешних атрибутов своего величия и исключительности.

Одно из важнейших преимуществ современной английской монархии с точки зрения стабильности в стране - это изъятие вооруженных сил и других ключевых звеньев государственной структуры из сферы межпартийной, политической борьбы. Эти звенья подчинены короне, и сейчас она демонстрирует себя нейтральной государственной силой.

Принцип разделения властей и принцип гарантированности основных прав и свобод английских граждан остаются основными принципами государственного строя Англии.

Таким образом, Великобритания – наиболее яркий пример парламентской монархии, сохранившейся во всей своей красе до сих пор, обладающая своей самобытностью, уникальными чертами и традициями, выработанными на протяжении веков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Cпециальная и научная литература

1. Алебастрова ИА. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. 2-е изд. 2009

2. Бромхед П. Эволюция британской конституции. - М. 1978

3. Волков Ф. Д. . - М. : Знание, 1977. - 64 с. : схем. - (Новое в жизни, науке, технике. У полит. карты мира. N 6)

4. Гуревич Г.С.  Политический  строй  современных  государств.  Англия.  М.,1972.

5. Иностранное конституционное право/ под  редакцией  проф.  В.В.  Маклакова М.: Юристъ, 1996

5. Маклаков В.В.-Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. М.: Издательство БЕК, 1997 

6. Павлова Т. А. К вопросу о составе Конвента 1660 г. Проблемы британской истории, 1973. М., 1973. 

7. Тесля А.А. История государства и права средневековой Англии VI – XII вв.: Хрестоматия. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006.

8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.: Юрист, 1997.

9. Шальнев А. А. Британия меж строк «неписанной» конституции. - М. 1982

10. Долиновский С.Л Становление и развитие парламентской монархии в Великобритании до начала XX века. - История государства и права (журнал) №4, 2008

11. Каримов Д.А. Правовой статус монархии: некоторые основы // Российский юридический журнал. № 6, 2008. 

   

Электронные источники

Официальный сайт британской монархии - http://www.royal.gov.uk/ 

1 Матвеев В.А. Британская монархия: искусство выживания. -  Новая  новейшая  история (журнал) №6, 1993

2 Матвеев В.А. Британская монархия: искусство выживания. -  Новая  новейшая  история (журнал) №6, 1993

3 Павлова Т. А. К вопросу о составе Конвента 1660 г.  Проблемы британской истории, 1973. М., 1973.

4 С. П. Александрова. Восстановление в Англии дуалистической монархии в результате реставрации Стюартов. -  Герценовские чтения 1999. Актуальные проблемы социальных наук: Сборник научных статей. - СПб.

5 Тесля А.А. История государства и права средневековой Англии VI – XII вв.: Хрестоматия. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006.

6 Становление и развитие парламентской монархии в Великобритании до начала XX века. - История государства и права (журнал) №4, 2008

7 Остапенко Г.С. Британская монархия от Эдуарда VIII до  Елизаветы  II.    Новая и новейшая история, № 6, 1999

8 Матвеев В.А. Британская монархия: искусство выживания. -  Новая  новейшая  история (журнал) №6, 1993

9 Становление и развитие парламентской монархии в Великобритании до начала XX века. - История государства и права (журнал) №4, 2008

10 Становление и развитие парламентской монархии в Великобритании до начала XX века. - История государства и права (журнал) №4, 2008 стр 31

11 Алебастрова ИА. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. 2-е изд. 2009

12 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.: Юрист, 1997.

13 Шальнев А. А. Британия меж строк «неписанной» конституции. - М. 1982

14 Алебастрова ИА. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. 2-е изд. 2009

15 Иностранное конституционное право/ под  редакцией  проф.  В.В.  Маклакова М.: Юристъ, 1996

16 http://www.royal.gov.uk/

17 Шальнев А. А. Британия меж строк «неписанной» конституции. - М. 1982

18 Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 1996.

19 Гуревич Г.С.  Политический  строй  современных  государств.  Англия.  М.,1972.

20 http://www.royal.gov.uk/

21 Алебастрова ИА. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. 2-е изд. 2009

22 Шальнев А. А. Британия меж строк «неписанной» конституции. - М. 1982

23 Гуревич Г.С.  Политический  строй  современных  государств.  Англия.  М.,1972.

24 Каримов Д.А. Правовой статус монархии: некоторые основы // Российский юридический журнал. № 6, 2008

PAGE   \* MERGEFORMAT 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69160. НАГРУЗКИ САМОЛЕТА ПРИ ПОЛЕТЕ В НЕСПОКОЙНОМ ВОЗДУХЕ 2.03 MB
  Турбулентность атмосферы Перегрузки от действия неспокойного воздуха возникают при движении воздуха направление которого не совпадает с направлением полета самолета или при турбулентных пульсациях воздуха. На высотах которые больше 1000 м эти потоки затухают и полет...
69161. НОРМЫ ПРОЧНОСТИ САМОЛЕТОВ. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СЛУЧАИ НАГРУЖЕНИЯ САМОЛЕТА 729 KB
  В странах СНГ в настоящее время эксплуатируется большое количество самолетов, которые проектировались и изготавливались в соответствии с Едиными Нормами летной годности гражданских самолетов (ЕНЛГС). Они действовали до распада СССР.
69162. НАЗНАЧЕНИЕ КРЫЛА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ 1.53 MB
  Крыло — несущая поверхность самолета, которая служит для создания аэродинамической подъемной силы, необходимой для обеспечения полета и маневров самолета на всех режимах, предусмотренных ТТТ. Крыло принимает участие в обеспечении поперечной устойчивости и управляемости...
69163. Внешние нагрузки на крыло самолета и их распределение 1.13 MB
  На крыло самолета действуют следующие нагрузки: распределенные аэродинамические силы qаэр; распределенные массовые силы конструкции крыла qкр; сосредоточенные силы от грузов агрегатов находящиеся внутри или вне крыла gгр.
69164. Построение эпюр поперечных сил Q, изгибающих М и крутящих моментов Мz в сечениях крыла 696.5 KB
  Построение эпюр поперечных сил Q изгибающих М И крутящих моментов Мz В СЕЧЕНИЯХ КРЫЛА 8. Уравновешиваются эти нагрузки опорными реакциями rф крыла на фюзеляже рис. Площадь каждой iой трапеции численно равна приращению поперечной силы...
69166. Механизмы инвестирования и реинвестирования. Оценка бизнеса 97 KB
  По формам собственности инвестиции подразделяются: частные средства граждан предприятий негосударственной формы собственности неправительственных организаций; государственные финансируемые за счет бюджетных средств различных уровней государственными предприятиями...
69167. Системы налогообложения 114.5 KB
  Налоги оплата услуг государства за обеспечение гражданских прав и свобод граждан страны. Объект налогообложения событие вещь явление существование которых предполагает уплату соответствующего налога например наличие квартиры или наличие прав на земельный...
69168. Прогнозирование в проектах 181 KB
  Прогноз вполне понятно это продукт прогнозирования. объективная необходимость прогнозирования в условиях рыночной экономики обусловлена: Общественным характером производства; Усложнением межотраслевых и региональных связей...