89174

Основы организации факторинговых операций в России и перспективы их развития

Курсовая

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Но несмотря на широкое распространение факторинга за рубежом в России он пока не получил должного распространения. Таким образом проблема развития факторинга в России актуальна в настоящее время и требует тщательного изучения.

Русский

2015-05-10

257.5 KB

3 чел.

Введение

Первоначально факторинг возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее - торговых банков. Он был известен ещё в XVI-XIII вв. Но только в 60-е годы нашего столетия факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран. Такое положение требовало более быстрой реализации продукции, т.е. перевода капитала из товарной формы в денежную форму. Широко используемая в странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует своевременное получение средств и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому проблема дебиторской задолженности приобрела первостепенное значение. При неуплате в срок по векселю фирма-векселедержатель вынуждена взыскивать причитающуюся ей сумму в судебном порядке. Однако судебные издержки очень высоки, что вынуждает их списывать долги на убытки. Кроме того фирмы стремятся «не выносить сор из избы» и не допускать судебных издержек. В поисках выхода из сложившихся трудностей фирмы стали обращаться за помощью в банк или входящую в банковский холдинг специализированную компанию по урегулированию возникающих споров по оплате векселей и других товарных документов. В результате возник тесный контакт между отделами промышленных фирм, управляющими движением коммерческого кредита и банками, регулирующими споры между клиентами.

Банки передают тесно связанным с ними корпорациям и фирмам данные о кредитоспособности их контрагентов, способствуют быстрейшей оплате счетов, гарантируют возмещение долга, оказывают давление на клиентов, с тем чтобы они в спорах с «дружеской банку фирмой» выполняли её требования. Своеобразным приспособлением коммерческого кредита к современным требованиям стал факторинг или факторский кредит, получивший широкое распространение в последние два десятилетия.

Но несмотря на широкое распространение факторинга за рубежом в России он пока не получил должного распространения. Существует Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», по которому факторинг включен в перечень банковских операций, но из-за отсутствия четкой методической базы развивается слабо и факторинговые отделы в банках практически не создаются. Таким образом, проблема развития факторинга в России актуальна в настоящее время и требует тщательного изучения.

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические основы организации факторинговых операций в России и определить перспективы их развития.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:

- раскрыть сущность факторинга и рассмотреть его классификацию;

- рассмотреть правовые основы организации факторинговых операций;

- дать оценку факторинговым операциям, осуществляемыми коммерческими банками;

- выявить проблемы, возникшие в деятельности коммерческих банков при осуществлении факторинга;

- определить направления совершенствования законодательной основы о факторинге;

- предложить пути снижения рисков при проведении факторинговых операций.

Объектом исследования выступают факторинговые операции коммерческих банков.

Предмет исследования – механизм проведения факторинговых операций в коммерческих банках.

1 Теоретические основы организации факторинговых операций в деятельности коммерческих банков

1.1 Сущность факторинга и его классификация

Факторинг – приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получение платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма –посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

В российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования. Договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентам товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено предприятием-клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Обязательства финансового агента по договору могут включать ведения для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. В качестве финансового агента факторинга могут выступать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.

Предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникает в будущем (будущее требование). Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование – не позднее чем в момент его возникновения. Этот тип договора, широко применяемый в международной практике под названием «факторинг», в РФ впервые получил закрепление в части 2 нового ГК РФ. [3]

В соответствии с договором банк обязуется выплатить сумму предоставленных ему платежных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты-поставщики. В этом состоит различие между факторингом и банковской гарантией. При банковском гарантировании банк обязуется в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся ему сумм произвести платеж за свой счет. Целью же факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств (или получение их на определенную в факторинговом договоре дату) вне зависимости от платежеспособности плательщика. В России поставщик получает от факторингового отдела банка немедленно или через 2-3 дня определенный процент от суммы требований.

В факторинговых операциях участвуют три стороны: факторинговая компания или факторинговый отдел коммерческого банка (фактор) – специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов; клиент (поставщик товара, кредитор) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией; предприятие (заемщик), т.е. фирма – покупатель товара.

Экономическая эффективность факторинга проявляется в том, что он позволяет повысить ликвидность активов предприятия, оборачиваемость его капитала и тем самым рентабельность его деятельности.

Факторинг – незаменимый финансовый инструмент для мелких и средних компаний. Он облегчает доступ к источникам финансирования, дает возможность сконцентрироваться на проблемах ведения и развития бизнеса, позволяет сократить постоянные издержки по учету продаж, обслуживанию и своевременному инкассированию дебиторской задолженности или полностью освободиться от них. Использование факторинга во многих случаях позволяет предприятиям снизить свои расходы на содержание особо финансовых подразделений и повысить эффективность финансового обслуживания за счет передачи их функций специализированным структурам. Коммерческие банки, занимающиеся факторингом, предлагают своим клиентам достаточно широкий набор финансовых услуг (в обмен на передачу банкам денежных требований клиентов).

Факторинг экономически выгоден всем участникам сделки. Для клиента-поставщика это уверенность в своевременной оплате товара, страхование кредитного риска, для факторинговой компании или банка – получение комиссионного вознаграждения, которое, как правило, состоит из платы за обслуживание, рассчитываемой как процент от суммы счета-фактуры, и платы за предоставленный кредит, которая обычно выше на 2-3 пункта ставки краткосрочного кредита.

Однако необходимо отметить, что не любое предприятие может воспользоваться услугами факторингового отдела коммерческого банка. Такое обслуживание не предоставляется:

- предприятиям с большим количеством дебиторов;

- предприятиям, занимающимся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

- строительным и иным компаниям, работающим с субподрядчиками;

- предприятиям, реализующим свою продукцию с обеспечением послепродажного обслуживания;

- предприятиям, практикующим компенсационные сделки, сотрудничающим со своей клиентурой на основе долгосрочных контрактов и выставляющим счета к оплате по окончании конкретных этапов работ или в порядке авансовых платежей.

Факторинг также не применяется по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятий и организаций.

Такого рода ограничения имеют объективную основу, поскольку в названных случаях фактору очень сложно оценить кредитный риск или не имеет смысла принимать на себя повышенный объем работ и дополнительный риск, связанный с переуступкой требований, оплата которых может быть не обеспечена в установленный срок из-за невыполнения поставщиком договорных обязательств.

Существуют два вида факторинга: конвенционный и конфиденциальный (Приложение А). Конвенционный факторинг – универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Эта система позволяет предприятию сократить издержки производства. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой фирмы, так как такие отношения ведут к полному осведомлению о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.

Такое обслуживание обычно сочетается с «дисконтированием фактур». Это означает, что банк покупает у своего клиента права на получение денег от покупателя, при этом сразу же зачисляет на его счет около 80% стоимости отгрузки, а остальную сумму – в обусловленный срок независимо от поступления денег от дебитора. По существу это кредит под отгруженные товары, за которые клиент платит обусловленный процент.

В последние годы широкое распространение получил конфиденциальный факторинг, который ограничивается выполнением только некоторых операций: уступка права на получение денег, оплата долгов и т.п. Он является формой предоставления поставщику-клиенту факторинга - кредита под отгруженные товары, а покупателю-клиенту факторинга – платежного кредита. За проведение факторинговых операций клиенты вносят предусмотренную в договоре плату, которая по своему экономическому содержанию является процентом за кредит.

Выделяют также «тихий» факторинг, в соответствии с которым клиент передает фактору копии счетов по заключенным сделкам с партнерами, а тот выплачивает часть этой суммы немедленно. После получения всей суммы клиент расплачивается с фактором, возвращая ему полученный кредит и проценты по нему. Если контрагент не оплачивает счет в установленный срок, то клиент передает фактору счета на получение денег.

Наиболее характерными являются следующие виды факторинга: с ответственностью за риск неплатежеспособности и без права регресса; без принятия риском неплатежеспособности, однако с правом регресса; с финансированием к моменту покупки; с финансированием ко времени наступления срока платежа; с управлением дебиторской бухгалтерией; без права управления дебиторской бухгалтерией.

На практике применяются следующие виды факторинговых операций:

- внутренние, когда участники факторингового договора находятся в одной стране, и международные;

- открытые и закрытые (конфиденциальные);

- с правом регресса, или без права регресса;

- при условии кредитования поставщика в форме предварительной оплаты (до 80% переуступаемых им долговых требований или оплаты требований к определенной дате).

При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактов и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В этом случае встречается трехсторонняя форма договора.

В случае же закрытого факторинга дебитов не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора. В настоящее время применение закрытого факторинга в российских условиях приводит к резкому увеличению рисков фактора, так как глава 43 Гражданского кодекса РФ, конкретно пункт 1 статьи 830, гласит: «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от фыинансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».

Факторинг с регрессом – основной пакет услуг, организованный по схеме «full-recourse factoring», включающий в себя финансирование до 90% от суммы поставки, административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования – в течение суток с момента предоставления отгрузочных документов. В случае, если покупатель задерживает оплату поставки, устанавливается период ожидания погашения задолженности, который составляет 14 календарных дней с момента начала просрочки, после истечения которых предъявляет ре фесе.

Факторинг без регресса – это новый продукт, впервые предложенный на российском рынке в 2004г., обеспечивающий регулярное увеличение оборотного капитала и защиту от потерь по поставкам. В России это первый случай фактического страхования кредитного риска при факторинге, которое осуществляется по общепринятой в мире схеме «non-recourse factoring». Фактор несет ответственность по покрытию убытка в размере выплаченного аванса (до 90% суммы поставки) в случае невыполнения покупателем обязательств. При этом клиент самостоятельно выбирает дебиторов, по которым заинтересован получить защиту от рисков и финансировпние. Комплекс услуг по данному продукту также включает в себя административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования по договору – любой удобный день, включая день предоставления документов, но не позднее предпоследнего дня оплаты дебиторской задолженности.

В особых случаях возможен факторинг с частичным регрессом, при котором фактор и поставщик делят между собой кредитные риски в определенной пропорции, как по всему обороту, так и по отдельным покупателям (условия соглашения определяются по договоренности).

Факторинг-гарант – это продукт, обеспечивающий гарантированные и предсказуемые денежные поступления от продаж – аналог схемы «maturity factoring», смысл которой в обеспечении стабильности денежного потока и защита от кассовых разрывов. Отличие от этой схемы заключается лишь в том, что фактором не устанавливается фиксированного срока отсрочки платежа (FMP), а финансирование происходит в предпоследний день оплаты дебиторской задолженности по каждому конкретному контракту. Если покупатель задерживает оплату поставки, фактор устанавливает период ожидания погашения задолженности. В случае неоплаты поставки покупателем в указанный срок (отсрочка по договору + период ожидания) поставщик оплачивает часть факторинговой комиссии за страхование кредитного риска, а аванс остается в его распоряжении. Здесь клиент также выбирает дебиторов, по которым заинтересован получить услугу, и продукт включает в себя весь комплект услуг по сопровождению факторинга. Из факторинговой комиссии исключается статья за финансирование на период отсрочки платежа.

Возможен также факторинг-гарант с регрессом/частичным регрессом, при котором фактор обеспечивает стабильность денежного потока поставщика, защищая от кассовых разрывов. В рамках работы фактор и клиент делят между собой кредитный риск в определенной пропорции.

Факторинг-старт – продукт, специально для финансирования малого бизнеса. Клиентами по данному продукту выступают компании, соответствующие следующим условиям:

- среднемесячный оборот компании составляет до 100 тыс. дол. США;

- компания работает на рынке не менее 1 года (если компания работает менее 1 года, к комиссии добавляется 1%);

- отсрочка платежа по договору поставки не превышает 60 календарных дней;

- компания готова передать на обслуживание не менее 10 дебиторов.

Услуга осуществляется на условиях схемы факторинга с полным сервисом (full-service factoring) с правом регресса, однако имеет ряд особенностей. Лимитная политика по продукту факторинг-старт не предусматривает выделения групп дебиторов и устанавливает размер досрочного платежа и лимита финансирования на уровне 80%. Срок выплаты финансирования более длителен – в течении 3 дней с момента предоставления отгрузочных документов. Наконец, в случае если покупатель задерживает оплату поставки, устанавливается период ожидания погашения задолженности, который составляет 30 календарных дней с момента начала просрочки (что гораздо больше в сравнении с обычными сроками при факторинге с правом регресса). Неоплата поставки покупателем в указанный срок (отсрочка по договору + 30 календарных дней) позволяет фактору предъявить регресс.

Реверсивный факторинг – продукт, нацеленный на финансирование закупок покупателя, одной из сторон договора в рамках данного продукта выступает поставщик. Последний заключает договор полного факторинга, в рамках которого финансируется поставщик. Фактор также становится партнером покупателя, гарантирующим его поставщиками своевременную оплату поставок, а покупателю предоставляет возможность развивать свой бизнес в условиях недостаточности собственных средств. Реверсивный факторинг является оптимальным инструментом, с помощью которого покупатель получает возможность значительно увеличить отсрочки платежа на закупаемый товар от своих поставщиков.

Поставщики потребительских товаров являются одной из наиболее распространенных категорий клиентов факторинговых компаний в экономически развитых странах мира. Однако существуют продукты по факторинговому обслуживанию экспортно-импортных операций.

Экспортный факторинг включает в себя: финансирование экспортеров сразу после отгрузки товара на экспорт; страхование риска неплатежа иностранного дебитора; административное управление дебиторской задолженностью; услуги по оценке платежеспособности иностранных дебиторов. Экспортный факторинг позволяет поставщикам предоставлять своим клиентам отсрочку до 120 дней (отсрочка платежа является необходимым условием оплаты при расчетах на товарных рынках экономически развитых стран); проверить надежность иностранных контрагентов в связи с особенностями законодательства и делового оборота за рубежом; эффективно собрать задолженность, при этом к процессу сбора могут подключаться международные партнеры – члены IFG.

Импортный факторинг является факторинговым продуктом, с помощью которого экспортер в Россию получает комплекс услуг полного факторинга, охватывающий финансирование в счет поставленных в Россию товаров, административное управление дебиторской задолженностью и услуги по выдаче иностранному поставщику поручительства. Также экспортер получает возможность поиска надежных покупателей в России и страховки от риска неплатежеспособности российских покупателей. Начиная с 2001г. членство в IFG дает уникальную для российского рынка возможность оказывать услуги, как прямого импортного факторинга, так и услуги по двухфакторной схеме.

Реверсивный импортный факторинг является факторинговым механизмом, позволяющим российским импортерам получить от своих иностранных контрагентов отсрочку платежа до 120 дней, а также способствующим установлению более доверительных отношений между российским и иностранными компаниями. Иностранные поставщики товаров и услуг готовы предложить своим покупателям выгодные условия оплаты поставок с отсрочкой платежа, однако по ряду причин избегают работать по подобной схеме на российском рынке: высокие кредитные риски, а также риски ликвидности, которые присущи всем развивающимся рынкам; ограниченное знание обычаев делового оборота в России. Схема реверсивного импортного факторинга позволяет преодолеть все эти ограничения. Схема операции аналогична внутреннему реверсивному факторингу; в течение 5-7 дней зарубежный экспортер получает авансовый платеж, что позволяет российскому импортеру свободно реализовывать закупленную за рубежом продукцию на российском рынке без необходимости покрытия дебиторской задолженности перед экспортером в течение всей отсрочки, далее решить вопросы погашения лога не с иностранной компанией, а напрямую.

Таким образом, можно выделить следующие виды проведения факторинговых операций: конвенциальный, конфиденциальный и тихий; внутренний и международный; открытый и закрытый (конфиденциальные); с правом регресса, или без права регресса; при условии кредитования поставщика в форме предварительной оплаты.

1.2 Особенности развития факторинговых услуг в России

В России первые факторинговые отделы были созданы в 1989 г., при республиканских банках, областных и городских управлениях Промстройбанка СССР. Первым нормативным документом, устанавливающим порядок проведения факторинговых операций, было инструктивное письмо Госбанка СССР №252 от 12.12.1989г. «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». Анализ содержания этого письма показывает, что факторинг рассматривался как покупка прав требования поставщика.

После отказа от использования в расчетах платежных требований с 1 июля 1992г. факторинг утратил свое значение, но в последние годы стал приобретать все большую популярность.

В российском же законодательстве факториноговые отношения были впервые урегулированы на уровне закона только частью второй нового Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996г. (Глава 43 «Финансирование под уступку денежного требования»).

Массовый выход отечественных предпринимателей на международные рынки способствовал активному поиску российским коммерческими банками новых направлений надежного возвратного вложения средств, новых способов привлечения клиентов. Этим также было обусловлено возникновение потребности в факторинге как способе эффективного финансирования бизнеса. В создавшихся условиях развитие рынка факторинговых услуг в России характеризуется следующими особенностями.

Первая связана с определением стратегических вариантов развития факторингового бизнеса: создание департамента факторинга в банке или специализированной компании.

Сторонники этого подхода связывают развитие факторинга в рамках банков с рядом обстоятельств, в частности: необходимостью управления ликвидностью; возможностью банка предложить клиенту целый комплекс финансовых услуг, в том числе факторинг; использованием краткосрочных кредитных ресурсов.

Однако данный вариант имеет свои недостатки, связанные, во-первых, с особенностями системы принятия решений. В частности, работы факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего – скоринговых систем оценки, которыми большинство банков еще в полной мере не владеют. В настоящее время банки при осуществлении факторинга используют кредитные технологии, что негативно сказывается на оперативности. Отметим, что, например, лизинговый бизнес российских банков нередко выделен в отдельные компании, так как это самостоятельный продукт со своей специфической технологией. Во-вторых, сложности связаны с наличием внутренней конкуренции с кредитными подразделениями. Факторинг для банков оказывается привлекательным лишь в тактической перспективе – как расширение продуктовой линейки; в более долгосрочной перспективе – невыгодным из-за высоких рисков и, соответственно, высокой себестоимости этого инструмента по сравнению с кредитом. До сих пор руководство многих банков рассматривает залог как более значимый фактор снижения риска, чем наличие уступленного денежного требования. В действительности же риски факторинга не столь высоки при использовании скоринговых систем и функционирования бюро кредитных историй.

В настоящее время ситуация на российском рынке свидетельствует о том,  что лидерами являются специализированные факторинговые компании. Примером может служить Национальная факторинговая компания, которая стала преемником бизнеса КБ «НФК «Уралсиб-НИКойл», созданного в 2003г. в результате выделения факторингового направления из общей продуктовой линейки АБ ИБГ «НИКойл» (с 2005г. – ФК «Уралсиб») в отдельное юридическое лицо.

Практика показывает, что факторинговые отделы банков, сформировавшись, выделяются в отдельные от банков–учредителей формально независимые структуры – специализированные филиалы или дочерние компании.

Кроме того, в мире наметилась тенденция отхода банков как владельцев факторингового бизнеса на второй план. Так, крупнейший в мире владелец факторингового бизнеса – General Electric Capital, дочерняя структура знаменитой электротехнической корпорации, на долю которой приходится около 30% всего мирового факторинга. Среди мировых лидеров факторинга – структуры, принадлежащие General Motors и компании экспресс-доставки UPS. В последние годы все больше факторинговых фирм создается страховыми компаниями.

С факторинговыми подразделениями крупных банков, имеющих разветвленную сеть филиалов, аналитики связывают освоение региональных рынков. Учитывая возникающие технические проблемы при передаче подлинников документов (накладных, счетов-фактур), в случаях, когда факторинговая компания и клиент находятся в разных городах или регионах, необходима филиальная сеть. Например, в рамках бизнес-направления факторингового обслуживания АБ ИБГ «НИКойл» создан бизнес-блок регионального факторинга. Появление самостоятельной структуры свидетельствует о том, что для бизнес-напрвления факторингового обслуживания региональный факторинг является одним из приоритетных направлений.  

Следующая специфика развития рынка факторинговых услуг в России, связана с появлением модификаций факторинговых операций, среди которых внутрифирменный факторинг, факторинг с рефинансированием, факторинг в сочетании с электронной коммерцией, факторинг без регресса.

Так, внутрифирменный факторинг представляет собой финансирование комплектующих на условиях товарного кредита. Опыт учреждения подобных факторинговых компаний имеют крупнейшие западные промышленные холдинги, например, General Electric, Fiat.

На III ежегодной конференции Восточно-европейской факторинговой ассоциации (Бухарест, апрель 2003г.) были рассмотрены новые продукты - факторинг с рефинансированием и факторинг в сочетании с электронной коммерцией. Реализация такой услуги, как рефинансирование дебиторской задолженности по экспортным поставкам, позволит существенно снизить стоимость услуг по экспортному факторингу для российских поставщиков.

Следует отметить и тенденцию расширения сферы внутреннего факторинга за счет новых отраслей, предоставления более гибкого и полного набора услуг в области факторинга на уровне межстрановых отношений и, как следствие, модификация вариантов факторингового обслуживания.

Для факторинговых услуг в России характерны также национальные особенности, существенно расширяющие сферу применения этой услуги. Например, факторинговые операции получили признание в железнодорожной (между железными дорогами и РАО «ЕЭМ России»нвжедедезнвми й ()вые операции получили признание я этой услуги. факторинга на уровне межстрановых отношений и, как следствие,) и металлургической (внутри дилерской сети) отраслях, широко используются как промышленными предприятиями, так и оптовыми продавцами.

Расширение перспектив международной торговли и, соответственно, факторинга на уровне межстрановых отношений обусловлено увеличением экономической взаимозависимости разных стран. Учитывая, что потенциальный выход на международную арену все большего количества мелких и средних предприятий-экспортеров вызовет повышение конкуренции, прежде всего - неценовой (в том числе в области условий продажи продукции и оказания услуг), увеличение доли экспорта, осуществляемого на условиях открытого счета, потребность в факторинге в этих условиях возрастет.

В этой связи одной из особенностей факторинга в России является конкурентные преимущества российских факторинговых фирм на европейском рынке – в стране разработаны технологии обслуживания клиентов. Так, крупнейшая факторинговая компания Европы «Еврофактор» в качестве сервиса предоставляет своим клиентам отчеты о состоянии дебиторской задолженности и поставках клиентов на бумажных носителях два раза в неделю, чаще можно их получить за дополнительную плату. Многие российские факторы предоставляют клиентам несколько десятков видов отчетов, подстроенных под потребности клиентов в информационных ресурсах, в режиме реально времени через Интернет, с предоставлением информации, необходимой отдельно для финансового директора, для коммерческого директора, для других менеджеров. Эта система может быть интегрирована в любую систему управленческого учета.

Важной особенностью развития рынка факторинговых услуг в России является диверсификация деятельности факторинговых компаний. Сочетание факторинговых операций с оказанием других нетрадиционных услуг связано с резким увеличением в последнее время предложения коммерческим банками услуг, типичных для инвестиционных финансовых институтов. К таковым относятся: определение наиболее привлекательных объектов для слияния; финансирование приобретений других компаний; операции с ценными бумагами клиента (например, страхование ценных бумаг); оказание консультативной помощи в разработке стратегии маркетинга – предложение услуг по хеджированию риска, связанного с колебаниями процентных ставок и курсов мировых валют.

Перспективными в данной связи, по нашему мнению, являются следующие направления деятельности факторинговых компаний: предоставление гарантий, поручительств; рисковое (венчурное) кредитование (инвестирование в акции поставщика и предоставление срочных кредитов); продажа страховых услуг; оказание консультационных услуг как поставщикам, с которыми факторинговые компании заключили соглашение об агентском (оптовом) факторинге или соглашение об учете счетов-фактур, так и предприятиям, не связанным с ними договорными отношениями (в том числе крупными компаниями и ТНК); помощь поставщикам в планировании их сбыта и кредитов; предоставление информации об оценке платежеспособности участников рынка, их традициях, обычаях, об относительно оптимальном представительстве на рынке, правовых аспектах и органах, осуществляющих контроль за рынком; аутсорсинг; представление в судебных и налоговых органах; проведение PR-акций и рекламных компаний, в том числе совместных семинаров и конференций, публикаций статей и прочее.

Таким образом, особенностями развития факторинговых услуг в России являются: создание департамента факторинга в банке или специализированной компании; появление модификаций факторинговых операций; национальные особенности; конкурентные преимущества российских факторинговых фирм на европейском рынке (технологии обслуживания клиентов); диверсификации деятельности факторинговых компаний.

2 Анализ рынка факторинга в Российской Федерации

2.1 Оценка факторинговых операций, осуществляемых коммерческими банками

В 2000-2001гг. для финансистов большинства российских компаний факторинг был понятием из экономической теории, далеким от повседневной практики. Банки если и предлагали клиентам такую услугу, то в большей степени руководствуясь имиджевыми соображениями, нежели надеясь реально заработать на факторинговых операциях. Еще в 2002г. суммарный объем бизнеса факторинговых компаний и банков составлял немногим более 200 млн. долларов – мизерная цифра в сравнении с оборотами рынков других финансовых инструментов. Однако ситуация значительно изменилась.

Российский рынок факторинга стремительно вырос. Суммарные денежные требования, уступленные фактором достигли в 2004 году 3,0 млрд. долларов, а общий объем рынка факторинга оценивается в 3 млрд. долларов. Объем бизнеса факторинговых компаний и банков в 2005г. составил порядка 5,5 млрд. долларов. За 2005г. рынок вырос почти в два раза. Столь быстрый рост популярности факторинга объясняется просто. В отличие от банковских кредитов этот инструмент - фактически беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Их ненасыщенный спрос на привлечение финансирования в течение нескольких лет позволяет ожидать бурного роста факторинга.

Однако в 2012 году впервые за последнии пять лет темпы роста рынка факторинга резко замедлились. Доля факторинга в ВВП сократилась с 1,56% в 2007 году до 1,44% в 2008 году. Если в 2011 году объем требований, уступленных Факторам, в 1,7 раза превзошел аналогичный показатель прошлого года, то в 2012 году этот рынок вырос лишь на 16,7% до 602 млрд. руб (рисунок 2.1). Финансовый кризис заставил Факторов пересмотреть систему риск-менеджмента и вести более аккуратную и сбалансированную кредитную политику.

Рисунок 2.1 – Темпы прироста рынка факторинга в 2012 году  

В 2012 году объемы уступленных требований во втором полугодии не только не превзошли объемы первого полугодия, а даже на четверть снизились относительно него (таблица 2.1). Во втором полугодии волна финансового кризиса накрыла и факторинговую отрасль: из-за сужения ресурсной базы многих участников рынка объемы финансирования клиентов сократились. Кроме того, значительное влияние на объемы и развитие рынка оказал дефолт крупнейшего (по данным исследования "Эксперт РА" за первое полугодие 2008 года) Фактора – ФК «Еврокоммерц».

Кроме того, ушли с рынка ряд средних и мелких Факторов, к ним относятся КБ «Система», Банк «Северная казна» и др.

Но случившиеся события не являются результатом высокой рискованности факторинга как такового. То, что произошло, не болезнь рынка, а проблема отдельных игроков.

Таблица 2.1 – Рэнкинг крупнейших Факторов по объему фактически уступленных денежных требований в 2012 году

Наименование Фактора

Объем денежных требований, уступленных Фактору в 2012 г., тыс. руб.

Темпы прироста в 2012 г., %

1

Промсвязьбанк

141822978,0

46.4

2

Еврокоммерц*

93769341,0

0.1

3

Банк НФК

67286830,0

8.3

4

Банк "Петрокоммерц"

60950381,0

12.7

5

БСЖВ

33886914,0

176,9

6

ТрансКредитФакторинг»

22485594,3

85.3

7

ЮниКредит Банк

20759017,6

54.9

8

НОМОС-БАНК

14879273,9

6.0

9

Газпромбанк

14724920,4

107.9

10

Металлинвестбанк

10310967,0

н/д

11

ФК "Лайф" /ФГ "Лайф"

6145445,9

н/д

12

СМП Банк

4570178,0

99.7

13

ТрансКапиталБанк

3204015,4

17.7

14

Банк «Санкт-Петербург»

2619238,7

21.3

15

РОСПРОМБАНК"

2491389,0

35.6

16

ЦентроКредит"

2468421,0

-25.1

17

Банк "Казанский"

2077588,2

274.9

18

СКБ банк

1544885,0

-66.4

19

СДМ-БАНК

1241794,1

н/д

20

Сибирьгазбанк

963486,0

н/д

21

ПРБ

762761,0

н/д

22

ЦЕРИХ»

652029,4

121.7

23

Кредит Европа Банк

330646,0

н/д

24

ЮниФактор

88946,0

1560.1

Объем уступленных требований в первом полугодии 2012 года составил 77,3 млрд. руб. Анализ происходил с учетом того, что ФК «Еврокоммерц» продолжала активные операции на рынке вплоть до сентября 2012 года.

Однако, даже с учетом этих событий, рынок факторинга в 2012 году показал рост по сравнению с 2011 годом, что является поводом для оптимизма факторинговых компаний и их клиентов - далеко не всем финансовым институтам удалось показать положительный прирост по итогам 2012 года (например, объемы нового бизнеса лизинговых компаний в 2012 году сократились на 27,8% относительно 2011 года).

В 2013 году сбылись самые пессимистичные прогнозы специалистов. Объем денежных требований, фактически уступленных Факторами за 6 месяцев 2013 года, составил 170 млрд. руб, что в два раза ниже аналогичного показателя прошлого года (таблица 2.2). В первом полугодии впервые за всю историю российского рынка факторинга произошло резкое сокращение объемов рынка. Это связано с двумя главными проявлениями финансового кризиса на рынке факторинга: банкротством ФК «Еврокоммерц» (лидер рынка по итогам прошлого полугодия) и общим сокращением деловой активности основных игроков. Если не учитывать результаты ФК «Еврокоммерц» в объемах рынка факторинга в первом полугодии 2008 года, рынок за первое полугодие 2013 года сократился на 33%.

Таблица 2.2 – Рэнкинг Факторов по объему уступленных им денежных требований в I полугодии 2013 года

№ п/п

Наименование Фактора

Объем денежных требований, уступленных Фактору в первом полугодии 2013 г., тыс. руб.

Темпы прироста в 2013 г. по сравнению с I полугодием 2012 г., %

1

Промсвязьбанк

53230349

-22,74

2

Банк НФК

17865354

-47,53

3

Петрокоммерц

15833508

-50,51

4

ТрансКредитФакторинг

9245047

-2,01

5

Металлинвестбанк

8517357

90,8

6

БСЖВ

8032597

-50,08

7

ФК «Лайф»/ФГ «Лайф»

6045976

н/д

8

АЛЬФА-БАНК

5806467

н/д

9

Газпромбанк

5203082

-23,4

10

ЮниКредит Банк

4421803

-59,34

11

РОСПРОМБАНК

1036085

-9,12

12

ОРГРЭСБАНК

940860

н/д

13

Факторинговая компания «Санкт-Петербург»

676730

-61,49

14

ТрансКапиталБанк

594440

-58,98

15

«РФК»

575046

-

16

СДМ-БАНК

523354

0,98

17

СМП Банк

361333

н/д

18

Эконом-факторинг

185414

н/д

19

СКБ Банк

172076

-82,66

20

ЮниФактор

109848

н/д

21

ЦЕРИХ

69323

-75,55

22

Банк «Вологжанин»

13444

5,65

Промсвязьбанк (лидер рынка по итогам первого полугодия 2013 года) сохранил и преумножил лидерство на рынке за счет меньшего падения относительно ближайших конкурентов – НФК и банка Петрокоммерц. Наибольшие темпы прироста портфеля показал Металлинвестбанк. Многие специализированные факторинговые компании (в том числе с банковской лицензией) работали за счет внешних источников фондирования. Удорожание денег в условиях кризиса вынудило их существенно свернуть объемы уступленных требований. Для банков же ухудшение качества активов вызвало необходимость досоздания резервов. Идеальный вариант во время кризиса – дочерняя факторинговая компания банка: доступ к пассивной базе банка и отсутствие обязательств по резервированию.

Разница в объемах уступленных требований между размерными классами достаточно существенна. К середине 2013 года «выжил» лишь один крупный игрок - ОАО «Промсвязьбанк», объемы деятельности которого сократились на 23%. Динамика объемов уступленных требований в группе средних Факторов неоднородна. Национальная факторинговая компания, Петрокоммец, БСЖВ, ЮниКредит Банк и ОАО "Газпромбанк" уменьшили объемы уступленной дебиторской задолженности в среднем в два раза. В тоже время ТрансКредитФакторинг практически не сократил объемов деятельности, а Металлинвестбанк увеличил их на 90%. Из небольших факторинговых компаний «в плюсе» по сравнению с первым полугодием 2012 года лишь СДМ-БАНК и Банк «Вологжанин».

Те факторинговые компании и банки, которые работают с крупным бизнесом, меньше сократили объемы уступленных требований, чем Факторы, специализирующиеся на малом бизнесе. В факторинговой отрасли более крупные поставщики получают финансирование у крупнейших Факторов. Так лидер рынка - ОАО "Промсвязьбанк" сохранил позиции, так как работает преимущественно с клиентами, относящимися к крупному бизнесу (67%). У компаний, относящихся ко второму размерному классу, доля крупных клиентов в среднем составляет 56%, а у небольших Факторов – лишь 25%. Таким образом, сокращение числа малых и средних компаний, которые наиболее существенно пострадали во время кризиса, отразилось и на рынке факторинга в России.

Сокращение доли безрегрессного факторинга в первом полугодии 2013 года с 16,5% до 12% – вполне ожидаемое явление (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Доли факторинга в первом полугодии 2013 года

Оно связано с усилением риск-менеджмента Факторами и нежеланием принимать на себя повышенные риски, связанные с неплатежами дебиторов. Ставки по безрегрессному факторингу слишком высоки для многих надёжных поставщиков, и, в то же время, недостаточно надежным контрагентам, готовым к высоким ставкам, Факторы отказывают в силу высоких рисков. По-прежнему лидерами в сегменте безрегрессного факторинга выступают БСЖВ и НФК, доля данного вида факторинга в объемах уступленных требований этих компаний составила в первом полугодии 2013 года 78,5% и 32,9% соответственно.

 

2.2 Проблемы, возникшие в деятельности коммерческих банков при осуществлении факторинга

Факторинговые операции являются относительно новым банковским продуктов для большинства российских банков. Некоторые уже успели приобрести ценный опыт по оказанию данных услуг, некоторые стоят только на пороге расширения своего продуктового ряда. Однако даже те банки, которые могут гордиться опытом работы в данном сегменте, ежедневно сталкиваются с множеством проблем, связанными с изменениями в законодательстве, необходимостью повышения качества предоставления факторинговых операций, оценки их рискованности и эффективности по сравнению с другими банковскими услугами, отсутствием информации для достоверного и полноценного финансово анализа клиентов и их дебиторов, отсутствием полной юридической проработки вопросов и оптимизацией внутрибанковских процессов, связанных с оказанием факторинговых услуг, минимизацией расходов, недостаточной просвещенностью хозяйствующих субъектов о сущности факторинга и его использовании в хозяйственной деятельности предприятиями. Для ряда других банков является проблемой не совсем ясное понимание о размере риска, который берет на себя банк при предоставлении факторинговых услуг, невозможность переложить данный риск на страховые компании; большие инвестиционные затраты на запуск факторинга. Также стоит отметить, что факторинговые операции являются очень трудоемкими и требующими наличие профессиональной команды в банке, имеющей опыт работы с подобными рода операциями. В результате не все банки могут позволить факторинговое обслуживание клиентов.

Определение проблем, препятствий и трудностей, возникающих при оказании факторинговых услуг, позволит многим участникам факторингового процесса, во-первых, получить представление о возможных проблемах, с которыми они столкнуться в будущем, а также заставит задуматься о возможных путях их решения, даст почву для совершенствования российского законодательства и повышения эффективности оказания факторинговых услуг в банке.

На сегодняшний день, по мнению большинства специалистов, основным фактором, сдерживающим широкую экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве, касающихся лицензирования факторинговых операций. На текущий момент факторинговые операции могут осуществлять только банки. Это право им дано ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» и ст. 825 части второй Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что факторинговые операции разрешается проводить коммерческим (в т.ч. некредитным) организациям, но они должны получить лицензию. Однако закон о «Лицензировании деятельности коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования» не принят, т.е. не определен орган, который бы занимался лицензированием факторинговой деятельности некредитных организаций. С другой стороны, в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг не входит в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию. В судебной практике данная правовая коллизия приводит к тому, что при судебном рассмотрении появляются диаметрально противоположные решения относительно того, нужна или нет лицензия для ведения деятельности конкретным факторинговым компаниям. В связи с этим Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) в октябре 2005г выступило с предложением об отмене лицензирования проведения факторинговых операций, сделав соответствующие поправки к Гражданскому кодексу. В результате МЭРТ в 2004 году был разработан законопроект о внесении изменений в ст. 825 ГК РФ. Основная цель законопроекта – приведение ГК РФ в соответствие с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В результате принятия законопроекта факторинговая деятельность коммерческих организаций лицензироваться не будет. На текущий момент поправки в ГК РФ внесены не были, хотя их внесение было запланировано Правительством РФ на июль 2005г. Отмена лицензирования факторинговых операций изменит рынок факторинговых услуг, увеличится число его участников, а основными игроками на нем станут факторинговые компании. Так, согласно исследованиям МЭРТ, в «2001 году доля факторинга в ВВП РФ составляла 0,1%, в 2004 году – 0,5%. Если будет принят законопроект, то к 2008 году можно будет добиться того, что доля факторинга в ВВП страны составит 2,9%, а объем этого рынка приблизится к 800 млрд долларов».

Другой проблемой, ограничивающей использование факторинга, является законодательное ограничение на применение закрытого (конфиденциального) факторинга в России. Согласно ст. 30 (п. 1) главы 43 Гражданского кодекса РФ «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получит от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».

В отличие от широкой практики в западных странах предоставлять факторинговые операции без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России предоставление подобного рода услуг ограничиваются главой 43 Гражданского кодекса РФ, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». В ГК РФ так определены характерные черты факторинга: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

В отличие от обычного кредитования, предусматривающее обеспечение по сделке, факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим, более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (договор поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированию факторинговых сделок у разных банков свой: некоторые устанавливают максимальный размер риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования как на поставщика, так и на его дебиторов на основе результатов комплексной оценки их финансового положения, а также лимиты диверсификации. Лимит диверсификации может быть установлен только в случае признания дебиторской задолженности поставщика удовлетворяющей критериям банка (отсутствие просрочек по погашению дебиторской задолженности, наличие четкая кредитная политика поставщика по отношению к покупателям, существование налаженной системы сбора дебиторской задолженности).

Однако при установлении индивидуальных лимитов банки всегда сталкиваются с проблемой нехватки информации для анализа. Объективной причиной, сдерживающей развитие факторинга, является недостаточная информационная открытость, достоверность финансовой отчетности российских компаний. Развитие факторинга возможно только при полной транспорентности компаний, понимания их структуры бизнеса, политики продаж и участников процесса реализации продукции, что способствует минимизации рисков мошенничества и недобросовестного исполнения своих обязательств.

Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие Картотеки №2 к счетам в банках, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г, который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках. Поэтому говорить о Кредитном бюро в России как источнике получения дополнительной информации о Заемщике пока не приходится. Другим источником информации могут служить базы данных стаистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб (Скрин, Интегрум). От упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако, привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).

Проблема непрозрачности российских компаний обостряется на фоне неразвитости рынка страхования в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать достаточные резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличии от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом). В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоить особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых.

Факторинговая операция отлична от кредитных операций и требует специальных процедур принятия решений и управления рисками. Необходимо делегирование полномочий по установлению лимитов на дебиторов либо малому кредитному комитету, либо другому органу/группе специалистов для более оперативного решения конкретных задач.

Высокая доля неплатежей, плохая дисциплина платежей со стороны дебиторов, недостаточная компетентность банков в области финансового анализа, оценки кредитоспособности клиентов, управления рисками

Одной из основных проблем, мешающих развитию факторинга, является недостаточное понимание сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки.

Запуск факторинга требует немалых капиталозатрат, связанных с постановкой делаю Больших инвестиций требуют высококлассное программное обеспечение, как для работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика, оплата опытного персонала, привлечение консалтинговых и юридических служб в случае необходимости. Для построения факторингового подразделения в банке, отлаживания механизмов и технологий проведения факторинговых операций требуется в среднем от 8 до 12 месяцев, что является одним из препятствий для банка, желающих как можно быстрее выйти на точку окупаемости и выходу на определенный уровень рентабельности деятельности.

Несмотря на сложность проведения факторинговых операций, они пользуются большой популярностью, а спрос на факторинговые услуг со стороны компаний превышает предложение. Поэтому, существующие проблемы, связанные с оказанием факторинговых услуг, будут преодолеваться, а уровень качества их оказания повышаться.

3 Развитие факторинговых операций в деятельности банков

3.1 Совершенствование законодательной основы о факторинге

В настоящее  время регулирование факторинговой деятельности развито очень слабо. Фактически законодательство разрешает заниматься финансированием под уступку прав денежного требования (т.е. факторингом) исключительно кредитным учреждениям. Согласно ст.825 Гражданского кодекса РФ , «в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключить банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение  (лицензию) на осуществление деятельности такого вида».

Однако из-за существующих противоречий в различных законодательных актах им могут фактически заниматься и организации, не имеющие банковской лицензии. В итоге некоторые компании, практикующие этот вид деятельности, предпочли получить банковскую лицензию (например, лидер рынка НФК), в то время как другие на свой страх и риск работают без нее.

В то же время в Федеральном законе № 128-ФЗ от 80.08.2001 г. « О  лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг  не перечислен среди видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Участники рынка давно ждут официального снятия этого противоречия. Однако не все одобряют отмену необходимости лицензирования. Ассоциация  российских банков, к примеру, опасается, что в результате вывода факторинга из-под надзора ЦБ возрастет число недружественных поглощений путем скупки долгов. С другой стороны, подобнее проблемы можно предотвратить, зафиксировав в Гражданском кодексе запрет на переуступку факторинговым компаниям просроченной задолженности.

Доводы в пользу лицензирования факторинговой деятельности основываются главным образом на п.2 ст.3 ГК РФ, в которой закреплено главенствующее значение ГК в системе иных правовых актов. Последние должны соответствовать Кодексу как по форме, так и по форме, так и по содержанию.

Противники лицензирования указывают на действие ст.49 ГК РФ, согласно которой коммерческие организации обладают общей правоспособностью и могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. Поскольку Законом  о лицензировании не предусмотрено лицензирование факторинга, следовательно, наложение запрета на осуществление факторинговой  деятельности без лицензии является ст.34 Конституции РФ.  Кроме того, Закон  о лицензировании  был принят позднее второй части  Гражданского кодекса, поэтому имеет приоритетное значение в трактовке его ст.825. При этом в ст.10 Федерального Закона РФ №15-ФЗ от 26.01.1996 г. «О введение в действие части второй ГК РФ» определено, что до установления условий лицензирования деятельности финансовых агентов (ст.825 ГК РФ) сохраняется существующий порядок их деятельности. Однако этот порядок не был определен российским законодательством  и после вступления в силу второй  части ГК РФ.

Для разрешения существующей правовой коллизии Министерством экономического развития и торговли РФ был разработан проект ФЗ «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального Закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (отмена лицензирования факторинга). Цель разработки законопроекта - приведение ГК РФ в соответствии с Законом о лицензировании. С его принятием предполагается отмена лицензирования деятельности по предоставлению финансирования под уступку денежного требования факторинговыми компаниями. Данный  законопроект прошел 14 апреля в Государственной думе первое чтение и с большой вероятностью будет принят до конца года.

В ближайшей перспективе, по оценкам специалистов, принятие данного закона не изменит кардинальным образом расстановку сил на российском факторинговом ранке.

Необходим отдельный Федеральный Закон, который бы регулировал факторинговые операции. Понятие факторинга не определено в ГК РФ. Существует правовой вакуум, который необходимо заполнять. «В законе нужно однозначно определить, что такое факторинг и механизмы его реализации, - говорит Алексей Бородулин, генеральный директор факторинговой компании  «ТрансКредитфакторинг». – Необходимо описать основные понятия: факторинг с регрессом и без регресса, открытый и закрытый и т.п.». В действующем законодательстве дано определение «финансирование под уступку денежного требования», которое, тем не менее, не отражает всего комплекса услуг, традиционно предоставляемого в рамках факторинга, включающего в себя в том числе обслуживание дебиторской задолженности и коллекторскую деятельность. Не должно быть соблазнов проводить сравнение между факторингом и договором цессии. В Гражданском кодексе нет четкого разграничения между   данными понятиями. Важнейшей задачей станет определение государственного органа, отвечающего за регулирование факторинговой  деятельности.

Внесение поправок в законодательство, регулирующее деятельность бюро кредитных историй и их «информаторов» (банков). Дало бы мощный импульс развитию безрегрессного факторинга в России.

По оценке специалистов, одним из0 наиболее существенных препятствий развитию безрегрессного факторинга в России является  несовершенство законодательства о кредитных историях. Федеральный Закон о кредитных историях предусматривает, что только банки обязаны предоставлять информацию о своих заемщиках. При этом особо оговаривается  необходимость получения  согласия заемщика на предоставление информации о нем в бюро кредитных историй.

Камнем преткновения здесь является вопрос о банковской тайне. Если бы он был решен, то, возможно, и не потребовалось бы согласи клиента на получение информации о его кредитной истории. Банк готов предоставить информацию в кредитное бюро (даже обязан это сделать), однако зачастую клиенты возражают против разглашения информации о себе.

Кредитные бюро решает проблему со злостными неплательщиками только в том случае, если будут внесены изменения в Закон о кредитных историях Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности». В ст.26 упомянутого закона содержится определение понятия «банковская тайна». В соответствии с ним кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов. Понятие «банковская тайна» также фигурирует в ГК РФ (ст.857, п.1). Однако определение, данное в законе о банках, шире  и включает в состав банковской тайны информацию об операциях по счету и об операциях клиентов кредитной организации. По всей видимости, информация о кредитных операциях клиентов также попадает под букву закона. Помимо этого конфиденциальность персональных данных граждан РФ защищается законом «Об информации, информатизации и защите информации».

Отсутствие дополнительных источников информации не позволяет на сегодняшний день активно развивать факторинговые услуги, в том числе такой востребованный продукт, как безрегрессный факторинг.

По мнению большинства участников рынка, для развития факторинговой индустрии сейчас гораздо важнее общее совершенствование законодательство страны. «Налоговое, валютное, гражданское законодательство требуют существенной доработки для того чтобы рынок факторинга получил большое развитие», - говорит Алексей Бородулин.  Нерешенными остаются проблемы с налогообложением комиссии Факторов в части уплаты НДС, налогообложением резидентов в части зачета НДС при проведение международного факторинга, в валютном регулировании международного факторинга и некоторые другие.

Итак,  совершенствование законодательства в области  факторингового  обслуживания должно также включать следующие направления:  принятие законодательного акта, отменяющего необходимость лицензирования; определение в Гражданском кодексе запрета на переуступку факторинговым компаниям просроченной задолженности;  принятие отдельного Федерального Закона,  который бы регулировал факторинговые операции;  внесение поправок в законодательство, регулирующее деятельность бюро  кредитных историй и их «информаторов» (банков);  общее совершенствование законодательство страны.

3.2 Пути снижения рисков при проведении факторинговых операций

В отличие от обычного кредитования, предусматривающего предоставление заемщиком обеспечения по сделке, факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим – более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию приходится походить более внимательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (из договора поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при  факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированию факторинговых сделок у разных банков различается. Некоторые из них устанавливают максимальную величину риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя  тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования, как на поставщика, так и на его дебиторов на основе результата комплексной оценки их финансового положения, а также лимиты диверсификации. Такой лимит может быть установлен только в случае признания дебиторской задолженности  поставщика удовлетворяющей критериями банка (отсутствие просрочек погашения дебиторской задолженности, четкая кредитная политика поставщика по  отношению к покупателям, существование налаженной системы сбора дебиторской задолженности).

Однако при установлении индивидуальных лимитов банки всегда сталкиваются с проблемой нехватки информации для анализа. Объективной  причиной, сдерживающей развитие факторинга, является недостаточная информационная открытость и проблема достоверности финансовой отчетности российских компаний. Развитие факторинга возможно только при полной их «прозрачности».

Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решаются путем обращения банка в кредитное бюро за досье заемщика, в котором содержаться все необходимые сведения: кредитная история о прочих банках; текущая и прошлая финансовая отчетность; сведения об имуществе, о его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности, об исполнении своих обязательств пред бюджетом; наличие картотеки №2 к счетам в банках; наличие судебных решений и прочие существенные сведения о клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г. и вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках, поэтому судить о кредитном бюро в России как об источнике получения дополнительной информации о заемщике пока не приходится. Другими источниками информации могут служить базы данных статистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб («Скрин», «Интегрум»). Из упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).

Проблема «непрозрачности» российских компаний существует на фоне неразвитости рынка страхования, особенно в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличие от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Такая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессным факторингом). В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее банкам необходимо быть внимательными при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке.

Взросление рынка факторинга ставит на повестку дня вопрос о создании в России профильных саморегулирующихся организаций. Как показывает международный опыт, они весьма успешно могут справляться с функциями государственного регулирующего органа. В Великобритании, например, это общественная организация Factors and Discounters Association (FDA), выработавшая определенный кодекс поведения участников факторинговой индустрии. Причем роль FDA настолько велика, что ее порицание оказывает влияние на поведение того или иного Фактора. «Среди отдельных факторинговых компаний в нашей стране есть понимание того, что для нормального развития отрасли необходим некий кодекс чести, которому бы все следовали – говорит Михаил Трейвиш, председатель правления НФК. – Например, существует риск неоднократной переуступки одного и того же денежного требования. В западной практике информировать об этом друг друга, если это становиться известно одному из Факторов, - абсолютная норма. Нечто подобное может быть создано и у нас».

В России сейчас ведется активная работа по созданию Федерации факторинговых компаний и торгового финансирования (ФФК), целью которой будет являться преодоление сложившихся трудностей на рынке факторинговых услуг в стране. Основными задачами организации станут: отстаивание общих интересов в законодательных и исполнительных органах власти; разработка кодекса поведения участников; разработка общей технологии оказания факторинговых услуг; обучение специалистов, проведение тренингов, семинаров, конференций; сбор статистических данных о рынке и его участниках.

Интересно, что в стране с наиболее развитым факторинговым рынком в мире – Великобритания – фактически отсутствует законодательное регулирование факторинга. Все функции по регулированию рынка осуществляет ассоциация FDA (The Factors and Discounters Association). Компетентное суждение ассоциации относительно того или иного участника рынка может сыграть решающую роль в перспективах его дальнейшей деятельности на рынке.

Итак, основными путями снижения рисков проведения факторинговых операций должны стать: решение проблемы «непрозрачности» российских компаний и страхование финансовых рисков; создание Федерации факторинговых компаний и торгового финансирования (ФФК).

Заключение

Факторинг, как договор финансирование под уступку денежного требования выполняет следующие функции: защита интересов поставщика путем финансирования его текущей деятельности; контроль над предоставленным коммерческим кредитом, включая получение выручки с должника; ведение соответствующих бухгалтерских операций; защита от кредитных рисков (в случае факторинга без оборота).

Можно выделить следующие виды и технологии проведения факторинговых операций: внутренний и международный; открытый и закрытый (конфиденциальные); с правом регресса или без права регресса; при условии кредитования поставщика в форме предварительной оплаты.

В России первые факторинговые отделы были созданы в 1989 году при республиканских банках, областных и городских управлениях Промстройбанка СССР. После отказа от использования в расчетах платежных требований с 1 июля 1992 года факторинг утратил свое значение, но в последние годы стал приобретать все большую популярность. Российский рынок факторинга претерпевает значительные изменения под влиянием жесткой конкурентной борьбы между факторами, их стремления диверсифицировать набор предлагаемых услуг и повысит качество сервиса. Особенностями развития факторинговых услуг в России являются: создание департамента факторинга в банке или специализированные компании; появление модификаций факторинговых операций; национальные особенности; конкурентные преимущества российских факторинговых фирм на европейском рынке (технологии обслуживания клиентов); диверсификация деятельности факторинговых компаний.

Оценка российского рынка факторинга показала, что российский рынок факторинга стремительно вырос – начиная с 2004 года каждый год рынок увеличивается приблизительно в раза. В настоящий момент на рынке существует несколько основных игроков, высокий уровень концентрации рынка может быть объяснен относительной молодостью данного финансового продукта для России. Другой причиной является то, что для компаний, желающих войти на этот рынок, существуют серьезные барьеры. В России наибольшим спросом услуги факторинга пользуются среди компаний, занимающихся оптовой торговлей. Основными видами факторинга, предлагаемыми российскими факторами, является факторинг с регрессом, без регресса, в форме управления дебиторской задолженностью (без финансирования), в форме защиты от кредитных рисков, импортный и экспортный факторинг.

Совершенствование законодательства в области факторингового обслуживания должно также включать следующие направления: принятие законодательного акта, отменяющего необходимость лицензирования; определение в Гражданском кодексе запрета на переуступку факторинговым компаниям просроченной задолженности; принятие определенного федерального закона, который бы регулировал факторинговые операции; внесение поправок в законодательство, регулирующее деятельность бюро кредитных историй и их «информаторов» (банков); общее совершенствование законодательства страны.

Основными путями снижения рисков проведения факторинговых операций должны стать: решение проблемы «непрозрачности» российских компаний и страхование финансовых рисков; создание Федерации факторинговых компаний и торгового финансирования (ФФК).     

Список использованных источников

1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. 14.10.2005.)// Российская газета. - №237. – 25.12.1993.

2 Гражданский кодекс РФ (Часть 1) от 30.11.1994. №51-ФЗ (ред. от 21.07.05)// СЗ РФ. – 05.12.1994. - №32

3  Гражданский кодекс РФ (Часть 2) от 26.01.96. №14-ФЗ (ред. от 18.07.05, с изм. Вступившими в силу 12.08.05)// СЗ РФ. – 29.01.96. - №5.

4 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в РФ» от 2 декабря 1990г. № 395 (с изм. от 30 декабря 2004 года № 219-ФЗ)// СЗ РФ. – 1996.

5 Бабичев, С.Н. Проблемы развития рынка факторинговых услуг в России/ С.Н. Бабичев// Региональная экономика: теория и практика. – 2010.- № 11. –

6 Банки и банковские операции/ Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 471с.

7 Банки и банковское дело/ Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2009

8 Банковское дело/ Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: Юнити-Дана, 2011.

9 Банковское дело/ Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2009.

10 Банковское дело/ Под ред. Г.Г. Коробова. – М.: Юристь, 2010.

11 Банковское дело/ Под ред. Г.М. Белоглазова, Л.П. Кроливецой. – М.: Финансы и статистика, 2009.

12 Банковское дело/ Под ред. Е.Ф. Жукова.- М.: Юнити-Дана, 2010.

13 Банковское дело/ Под ред. О.И. Лаврушина.- М.: Финансы и статистика, 2013.

14 Банковское дело: управление и технологии/ Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: Юнити-Дана, 2009.

15 Букато, В.И. Банки и банковские операции в России/ В.И. Букато., Ю.И. Львов. – М.: Финансы и статистика, 2012.

16 Гришина, О. Деньги для больших амбиций/О. Гришина// Эксперт. – 2010. - № 15.

17 Гришина, О. Законодательный тормоз/О. Гришина// Эксперт. – 2009. - № 15.

18 Гришина, О. Лицензирование факторинговых операций/О. Гришина// Аудитор. – 2011. - № 8.

19 Гришина, О. Российский рынок факторинга/О. Гришина// Аудитор. – 2009. - № 8.

20 Гришина, О. Цена удвоения/О. Гришина// Эксперт. – 2011. - № 17.

21 Жарковская, Е.П. Банковское дело/ Е.П. Жарковская. – М.: Омега-М,

22 Земцов, А. Факторинг в законе/А. Земцов// Банковское дело. – 2006. - № 7.

23 Кожина, Л. Развитие факторинговых услуг в России/ Л. Кожина// Инвестиции в России. – 2010. - № 8.

24 Кувшинова, Ю.А Этапы развития факторинга: история и современность/ Ю.А. Кувшинова// Финансы и кредит. – 2009. - № 30.

25 Курбатов, С.Ю. О развитии факторинговых услуг/ С.Ю. Курбатов// Деньги и кредит. – 2012. - №5.

26 Лаврик, М.Ю. Риски факторинговых операций/ М.Ю. Лаврик// Банковское дело. – 2009.

27 Миллер, Р. Современные деньги и банковское дело/ Р. Миллер. – М.: ИНФРА-М, 2009.

28 Молчанов, А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика/ А.В. Молчанов. – М.: Финансы и статистика, 2003

29 Никитин, А.В. Развитие факторинговых операций в коммерческих банках/ А.В. Никитина// Финансовый бизнес. – 2009. - №3.

30 Основы банковской деятельности/ Под ред. К.Р. Тагирбекова. – М.: ИНФРА-М, 2012.

31 Полфреман, Д. Основы банковской деятельности/ Д. Полфреман. – М.: Инфра-М, 2003.

     

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20832. Повышение производительности коксовой батареи и повышение качества конечного продукта коксовая батарея № 14 ОАО «ММК» 794.02 KB
  Рассмотрены причины необходимости реконструкции коксовой батареи, различные виды конструкций коксовых печей. Предложено использование многощелевой насадки в качестве нового типа насадки регенератора, за счет чего увеличено количество рядов корнюрной зоны с 9 до 12.
20833. Анализ показателей, характеризующих состояние и использование основных фондов ООО «Инжстрой» 296.38 KB
  Анализ эффективности деятельности организации раскрывает возможные риски, которые могут быть устранены, или проблемы, с которыми можно бороться, или резервы повышения эффективности деятельности в целом, и отдельных показателей в частности. То есть, показывает по каким направлениям следует вести работу.
20834. Автоматизация процесса абонентского учета и биллинга с помощью единой информационной системы на примере ОАО «Челябэнергосбыт» 4.04 MB
  В дипломном проекте был проведён анализ внешней и внутренней среды ОАО «Челябэнергосбыт», проанализирована бизнес - архитектура и ИТ-архитектура предприятия, были выявлены и проранжированы существующие проблемы компании. Был проанализирован рынок информационных продуктов для решения выявленных проблем.
20835. Методи проектування (метод комбінування). Планування роботи з проектування та виготовлення виробу 158.5 KB
  Разработка сайтов для компаний является актуальной и востребованной сферой деятельности, т.к. сайт фирмы в сети Интернет представляет собой достаточно дешевый и массовый способ рекламы, дает возможность потенциальным и существующим клиентам легко получать информацию о товарах и услугах компании, ее деловых интересах.
20836. Учет и анализ стипендиального фонда и расчетов со стипендиатами 438 KB
  Изучение, систематизация и обобщение практического материала и теоретических знаний по вопросов учёта расчётов со стипендиатами и анализа стипендиального фонда.
20837. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ООО «ЭДЕМ» 348.5 KB
  Для решения поставленных задач выпускная квалификационная работа разделена на три главы. Первая глава содержит теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по оплате труда, формы, виды системы оплаты труда, Вторая глава рассматривает применяемые на практике способы учета оплаты труда порядок начисления и удержания из заработной платы в анализируемой организации.
20838. Мотивация персонала 96.5 KB
  Работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится, связано ли это с ним самим, с начальником, с работой. Усилия работника пока не сказываются на производительности. Он легко контактирует с сослуживцами
20839. Ррезонансні частоти та форми власних коливань 1.09 MB
  В конструкціях машинобудівної, авіаційної, приладобудівної та суднобудівної промисловості широко використовуються конструктивні елементи, що представляють собою циліндричні оболонки. Ці елементи складають по вазі порівняно невелику частину конструкції, але суттєво впливають на її міцність і жорсткість.
20840. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОЭКОТУРИЗМА В РОССОНСКОМ РАЙОНЕ 1.03 MB
  Провести мониторинг посещаемости агроэкоусадеб района за 2006-2011 гг. Провести анализ экономической среды агроусадеб. Обосновать рекомендации по развитию туризма в районе.