8918

Испытания и подтверждение соответствия средств измерений

Контрольная

Производство и промышленные технологии

Испытания и подтверждение соответствия средств измерений Основные положения системы испытаний и утверждения типов средств измерений, подлежащих применению в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора...

Русский

2013-02-19

60.5 KB

21 чел.

Испытания и подтверждение соответствия средств измерений

Основные положения системы испытаний и утверждения типов средств измерений, подлежащих применению в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (ГМКиН). Требования к испытательным центрам испытаний средств измерений. Порядок проведения испытаний средств измерений и оформление их результатов. Государственный реестр средств измерений.

Цель подтверждения соответствия средств измерений и её основные функции.

Система подтверждения соответствия средств измерений, подлежащих применению вне распространения сферы ГМКиН, основные положения и порядок проведения работ.

Государственные испытания средств измерений

В области действия государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений. Утверждение типа средства измерения — правовой акт ГМС, заключающийся в признании типа средства измерения пригодным в стране для серийного выпуска.

Решение об утверждении типа средств измерений принимается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Федеральным агентством по техническому регулирова нию и метрологии. Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Кроме того, каждый экземпляр средств измерений данного типа при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации подвергают поверке (контролю метрологических и других характеристик) в органах Государственной метрологической службы. Продажа и выдача напрокат таких средств измерений могут осуществляться только после их поверки метрологическими службами. Эти положения полностью относятся к измерительным каналам систем, используемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора. Любая деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться лишь при наличии соответствующей лицензии.

Испытания средств измерений для утверждения их типа проводятся Государственными метрологическими центрами испытаний средств измерений (ГЦИ) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которые аккредитуются и регистрируются в Государственном реестре средств измерений. Правила проведения испытаний средств измерений с целью утверждения типа установлены в ПР 50.2.009-94 ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений, МИ 2146-95 ГСИ. Порядок разработки и содержание программ испытаний средств измерений для целей утверждения их типа, ПР 50.2.010-94 ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний и порядок их аккредитации, ПР 50.2.011-94 ГСИ. Порядок ведения Государственного Реестра средств измерений.

Государственный метрологический центр испытаний средств измерений имеет собственную организационную структуру, персонал, испытательное оборудование, средства измерений, помещения, а также условия, обеспечивающие проведение испытаний средств измерений. Для каждого сотрудника средств измерений установлены требования к уровню образования, профессиональной подготовке, техническим знаниям и опыту работы в области испытаний средств измерений. Каждая единица испытательного оборудования и средств измерений регистрируется в ГЦИ средств измерений. Испытательное оборудование, необходимое для проведения испытаний в аккредитованной области, должно быть аттестовано и иметь соответствующий документ. Средства измерений, необходимые для проведения испытаний в аккредитованной области, должны иметь свидетельство о поверке или сертификат о калибровке, а стандартные образцы веществ и материалов — отвечать требованиям соответствующих нормативных документов по обеспечению качества измерений.

Решением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в качестве ГЦИ средств измерений могут быть аккредитованы и другие метрологические организации.

Для проведения испытаний образцы средств измерений с соответствующими нормативными и эксплуатационными документами должны быть представлены в соответствующие метрологические организации в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке.

Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории Российской Федерации контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения изготовителей или пользователей.

На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр средства измерения, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы. Информация об утверждении типа средств измерений и решение об его отмене публикуется в официальных изданиях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Порядок проведения испытаний и решение об утверждении типа принимается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по результатам обязательных испытаний- и

включает:

• испытания для утверждения типа;

• принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу сертификата об утверждении типа;

• испытания на соответствие утвержденному типу при контроле соответствия средства измерений утвержденному типу;

• признание утверждения типа или результатов испытаний типа средства измерений, проведенных компетентными организациями зарубежных стран;

• информационное обслуживание потребителей измерительной техники.

При испытаниях проверяется соответствие технической документации и технических характеристик средств измерений требованиям технического задания, технических условий и распространяющихся на них нормативных и эксплуатационных документов, включающих методики поверки средств измерений. При положительных результатах испытаний Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии утверждает тип средства измерений и выдает сертификат об утверждении типа. Средства измерений, на которые выданы сертификаты об утверждении типа, регистрируют в Государственном реестре.

Для испытания средства измерения предоставляются:

• образец (образцы) средства измерения;

• программа испытаний типа образца, утвержденная ГЦИ средств измерений;

• технические условия, если предусмотрена их разработка;

• эксплуатационные документы, а для средств измерений, ввозимых в Российскую Федерацию, комплект документации фирмы-изготовителя на русском языке, прилагаемый к поставляемому средству измерения;

• нормативный документ по поверке при отсутствии раздела «Методика поверки» в эксплуатационной документации. Испытания проводят при:

• наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых или импортируемых средств измерений;

• внесении в конструкцию или технологию изготовления средств измерении изменений, влияющих на их нормированные метрологические характеристики;

• истечении срока действия сертификата об утверждении типа.

Для испытания на соответствие средства измерения утвержденному типу предоставляют следующие документы:

• копию сертификата об утверждении типа;

• копию акта испытаний средства измерения для утверждения их типа и акт последних испытаний на соответствие средства измерения утвержденному типу, если они проводились;

• эксплуатационные документы;

• технические условия.

В сферах действия государственного метрологического контроля и надзора юридические и физические лица, производящие средства измерений или выпускающие после ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку (напомним, что поверка — это определение специальным органом метрологической службы метрологических характеристик средства измерения и установление его пригодности к применению по результатам контроля их соответствия предъявляемым требованиям).

Анализ сфер распространения государственного метрологического контроля и надзора показывает, что более 50 % парка средств измерений должны подвергаться поверке. Учитывая, что на территории Российской Федерации эксплуатируется около 1,5 млрд. средств измерений, ежегодная потребность в поверке составляет 750-1200 млн. единиц средств измерений. Положение осложняется тем, что в последнее время этот парк интенсивно пополняется новыми типам приборов, используемых в сфере государственного метрологического контроля и надзора, — электрическими и газовыми счетчиками, бытовыми счетчиками холодной и горячей воды, теплосчетчиками и т. п. Поэтому органы ГМС не в состоянии обеспечить поверку только своими силами.

Вопросы поверки средств измерений получили пояснения в ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений, МИ 1837-93 ГСИ. Типовое положение о контрольно-поверочном пункте территориального органа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, МИ 2284-94 ГСИ. Документация поверочных лабораторий, ПР 50.2.007-94 ГСИ. Поверительные клейма, ПР 50.2.012-94 ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений, МИ 2273-93 ГСИ. Области использования средств измерений, подлежащих поверке, МИ 2322-95 ГСИ. Типовые нормы времени на поверку средств измерений.

Поверка средств измерений — очень давнее изобретение. Со времен Киевской Руси имеются свидетельства о существовании эталонов. Например «золотой пояс» великого князя Святослава Ярославича (1073-1076) равнялся 108 см, причем о нем сказано: «Се мераоснование». Метрологический порядок был представлен в «Уставе о церковных судах и о людях и о мерилах торговых». Там отмечено, что переданные на хранение епископу меры надлежало «блюсти без пакости, ни умаливати, ни умноживати и на всякий год взвешивати». Предусматривались весьма серьезные наказания за порчу средств измерений («казнить близко смерти», иногда с конфискацией имущества). Таким образом, уже в те времена производилась операция, которая позже стала называться поверкой.

С XVI в. до нас дошли сведения о существовании «казенных», «печатных», «орленых» мер, которые рассылались из Москвы. Действовали «Номерные избы» — крупные учреждения по поверке. «По-мерный голова» посылал «Целовальников» (контролеров) по Москве и «по большим улицам и по всем слободам хресцом» для наблюдения за правильностью мер. Кабацкий голова давал обязательство: «Винных ведер и кружек и чарок и полукружек не убавливать и не пере-менивать». Покупателям предоставлялось право взвешивать товар самостоятельно или с помощью избранного третьего лица: «А пу-довщиком и их робятам у купца и у продавца их товару не весити, а весят товар свой сами или кого себе третьего излюбят».

История показывает, что в России государственная функция «обеспечение единства измерений» всегда выполнялась на высоком уровне. Так, немец-опричник Г. Штаден в своих «Записках» говорит об Иване Грозном: «Нынешний великий князь достиг того, что по всей Русской земле, по всей его державе одна вера, один вес, одна мера».

Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Поверка осуществляется согласно правилам ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений.

По решению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц, которые функционируют в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений. Порядок аккредитации метрологических служб определяется Правительством Российской Федерации. Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическимислужбами юридических лиц, контролируется органами ГМС по месту расположения юридических лиц. Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований нормативных документов несет орган ГМС или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы средств измерений.

Отметим, что поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве доверителя органом ГМС в соответствии с ПР 50.2.012-94. Поверитель (физическое лицо) — сотрудник органа ГМС или юридического лица, аккредитованного на право поверки, непосредственно производящее поверку средств измерений и прошедшее аттестацию в установленном порядке.

Результат поверки — подтверждение пригодности средств измерений к применению или признание их непригодными к применению. В первом случае на средство измерения и (или) его техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма и (или) выдается Свидетельство о поверке. Во втором случае оттиск поверительного клейма и (или) свидетельство о поверке аннулируется и выписывается Свидетельство о непригодности. Поверителъное клеймо — знак установленной формы, наносимый на средство измерения и признающий его годным к применению. Правила использования поверительных клейм оговорены в ПР 50.2.007-94 ГСИ. Поверительные клейма.

Поверительные клейма должны содержать следующую информацию:

• знак Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (еще имеются клейма со знаком Госстандарта России);

• РФ (Российская Фелерация) — Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации;

• условный шифр органа ГМС;

• две последние цифры, отмечающие год применения клейма;

• индивидуальный знак поверитсля (одна из букв, взятых из русского, латинского или греческого алфавита).

При выполнении поверочных работ на территории отдельного региона с выездом на место эксплуатации средств измерений орган исполнительной власти этого региона обязан оказывать поверитслям содействие, в том числе:

• предоставлять им соответствующие помещения;

• обеспечивать их вспомогательным персоналом и транспортом

• извещать всех владельцев и пользователей средств измерений о времени поверки.

Основной метрологической характеристикой, определяемой при поверке средства измерения, является погрешность, которая находится на основании сравнения показаний, снятых со средства измерения и рабочего эталона, следующими способами:

• сличением (методами противопоставления или замещения) с точной мерой посредством компарируюшего прибора; общим для этих методов поверки является выработка сигнала о наличии разности значений сравниваемых величин; если сигнал подбором образцовой меры будет сведен к нулю, то реализуется нулевой метод измерения;

• методом непосредственного сравнения измеряемых величин и величин, воспроизводимых рабочими эталонами требуемого разряда или класса точности; значения величин на выходе мер выбираются равными соответствующим отметкам шкалы прибора; наибольшая разность между результатом измерения и соответствующим ему размером эталона является в этом случае основной погрешностью прибора;

• калибровкой, при которой с более точной мерой сличается лишь одна мера из их набора или одна из отметок шкалы многозначной меры, а действительные размеры других мер определяются путем их взаимного сравнения в различных сочетаниях на приборах сравнения и при дальнейшей обработке результатов измерений.

Средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной, инспекционной, а также экспертной поверкам.

Первичная поверка проводится при выпуске средства измерения или после ремонта, а также при ввозе их в Россию. Такой поверке, как правило, подвергается каждый экземпляр средств измерений.

Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные интервалы времени. Такую поверку должен проходить каждый экземпляр средства измерений. Исключения могут составлять средства измерений, находящиеся на длительном хранении. Первый межповерочный интервал устанавливают при утверждении типа средства измерений, а последующие определяют на основе статистики отказов и экономических показателей.

Внеочередную поверку проводят при эксплуатации и (или) хранении средства измерения до наступления срока его периодической поверки в случаях• повреждения знака поверительного клейма или утраты Свидетельства о поверке;

• ввода средства измерения в эксплуатацию после длительного хранения (больше срока периодической поверки);

• проведения повторной юстировки или настройки, известном или предполагаемом ударном воздействии на средство измерения или неудовлетворительной его работе;

• отправки потребителю средств измерений, не реализованных по истечении срока, равного половине срока между периодическими поверками;

• применения средств измерений в качестве комплектующих по истечении срока, равного половине срока между периодическими поверками.

Ипспещглоиную поверку проводят с целью выявления пригодности к применению средства измерения при осуществлении государственного метрологического надзора. Инспекционную поверку можно проводить не в полном объеме, предусмотренном методикой поверки. Результаты поверки отражаются в акте.

Экспертную поверку проводят при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к использованию. Поверку осуществляют органы ГМС по письменному требованию заинтересованных лиц.

При поверке важен выбор оптимального соотношения между допускаемыми погрешностями эталонного средства и поверяемого средства измерения. Как правило, это соотношение принимается 1 : 3, когда при поверке вводят поправки на показания рабочих средств измерений. Если поправку не вводят, то по погрешностям эталонные средства измерений выбираются из соотношения 1:5.

Для правильной передачи размеров единиц от эталонов к рабочим средствам измерений составляют поверочные схемы, устанавливающие метрологические соподчинения государственного эталона, разрядных эталонов и рабочих средств измерений. Государственные поверочные схемы распространяются на все средства измерений.

Локальные поверочные схемы предназначены для метрологических органов ведомств, подчиненных им предприятий и конкретных предприятий. Все локальные поверочные схемы должны соответствовать требованиям соподчиненности, установленным государственной поверочной схемой


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80883. Критерии и показатели эффективности муниципального управления 44.98 KB
  Поскольку генеральной целью муниципальной деятельности является повышение качества жизни населения на территории муниципального образования данный показатель в динамике мог бы выступать в качестве обобщающего критерия эффективности муниципального управления. Сложность выработки и измерения достаточно объективных показателей эффективности муниципального управления определяется:спецификой муниципального образования как сложного объекта управления имеющего иерархическую структуру;трудностями формализованного описания социальноэкономических...
80884. Муниципальное управление образованием 45.16 KB
  Муниципальная политика в сфере образования строится на основе гос. политики базирующейся на принципах: гуманистический характер образования приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека свободного развития личности; общедоступность образования адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников; светский характер образования в госных и муных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании. актами определяющими задачи ОМС в области образования...
80885. Основы муниципальной молодежной политики 45.24 KB
  Цели и задачи государственной и муниципальной молодежной политики Муниципальная молодежная политика совокупность целей и мер по их реализации принимаемых ОМС в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных ОМС и в русле госной молодежной политики придавая ей логическую стройность системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее...
80886. Муниципальная экономика и модели муниципального хозяйства 43.46 KB
  Это объясняется тем что объекты муниципальной собственности могут быть бюджето-наполняющими приносящими доходы в бюджет и бюджето-поглощающими не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере превышающем получаемый доход. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и в финансовых средствах. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит что задачей муниципальной власти является...
80887. Порядок формирования и организация работы представительного органа местного самоуправления 43.11 KB
  ПО МС может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание его не может считаться правомочным если на нем присутствует менее 50 от числа избранных депутатов. ПО поселения состоит из депутатов избираемых на муниципальных выборах. ПО муниципального района: 1 может состоять из глав поселений входящих в состав муниципального района и из депутатов ПО указанных поселений избираемых ПО поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения...
80888. Организационная структура местной администрации 46.1 KB
  Организационная структура местной администрации. В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются: глава администрации; его заместители по сферам муниципальной деятельности среди которых могут быть один или два первых заместителя; структурные подразделения различных типов которые могут находиться в подчинении главы администрации одного из его заместителей или в соподчинении между собой например отдел в составе управления; коллегиальные совещательные органы: коллегия...
80889. Статус, полномочия Главы Муниципального Образовния и основания прекращения его полномочий 41.75 KB
  выборах либо входит в состав ПО МО с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию; 3 в случае избрания ПО МО исполняет полномочия его председателя; 4 не может одновременно исполнять полномочия председателя ПО МО и полномочия главы местной администрации; Глава МО в пределах полномочий: 1 представляет МО в отношениях с ОМС других МО ОГВ гражданами и организациями без доверенности действует от имени МО; 2 подписывает и обнародует в порядке установленном уставом МО нормативные...
80890. Процесс управления муниципальными услугами 44.09 KB
  К муниципальным услугам относится весь комплекс жилищнокоммунальных транспортных в пределах территории поселения бытовых торговых образовательных медицинских культурных досуговых и других услуг. К муниципальным услугам следует относить и такие как обеспечение общественного порядка обустройство и содержание территории обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. Даже то что мы называем комплексным социальноэкономическим развитием МО означает не что иное как целенаправленное изменение ситуации в сторону...
80891. Организация и планирование работы местной администрации 43.83 KB
  Основным документом определяющим организацию деятельности местной администрации является ее регламент утверждаемый главой администрации. Наряду с регламентом работы администрации важную роль в организации ее деятельности играют нормативные документы регламентирующие деятельность отдельных структурных подразделений и исполнителей. В соответствии с положениями и профилем своей работы структурные подразделения администрации: курируют работу подведомственных предприятий организаций и учреждений; осуществляют сбор информации анализ...