89184

ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Отчет о прохождении практики

Финансы и кредитные отношения

В рамках исследования данной темы будут определены основы финансового управления финансового планирования и прогнозирования на примере ООО ПРОКУС анализ работы и оценка стоимости бизнеса компании были проведены аудиторско-консалтинговой компанией ООО ИНТНЕРЭКСПЕРТИЗА.

Русский

2015-05-10

175.8 KB

11 чел.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра «Инвестиционный менеджмент»

ОТЧЕТ

по производственной практике

по специальности: «Финансовый менеджмент»

Выполнил(а):

Студент(ка)

Руководитель практики от

Финансового университета

Руководитель

от базы практики:

" __" 2011_г.

Москва  2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 КРАТКАЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ, ФИРМЫ) 4

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ 6

2.1 Базовые условия оперативного финансового управления 6

2.2 Оперативное финансовое планирование 18

2.3 Контрольно-аналитическая работа по финансовому управлению 19

3 ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 21

3.1 Прогнозирование отчета о прибылях и убытках 21

3.2 Составление плановых расчетов доходов  и расходов к финансовому плану 22

3.3 Составление планового баланса доходов и расходов на предстоящий год 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 34


ВВЕДЕНИЕ

В рамках исследования данной темы будут определены основы финансового управления, финансового планирования и прогнозирования на примере ООО «ПРОКУС» (анализ работы и оценка стоимости бизнеса компании были проведены аудиторско-консалтинговой компанией ООО «ИНТНЕРЭКСПЕРТИЗА»).

Актуальность выбранной темы обоснована острой потребностью  повышения эффективности производственной деятельности предприятий в текущей и долгосрочной перспективе.

Основной целью преддипломной практики можно выделить изучение современной системы финансового управления, планирования и прогнозирования предприятия и разработка направлений по ее усовершенствованию. Для изучения заданной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:

  1. представить основы деятельности ООО «ПРОКУС» на основе заключения аудиторско-консалтинговой компании ООО «ИНТНЕРЭКСПЕРТИЗА»;
  2. проанализировать систему оперативного финансового управления, планирования и прогнозирования в ООО «ПРОКУС».

Объект в работе - ООО «ПРОКУС», предмет – оценка деятельности компании и стоимости бизнеса в соответствии с аудиторским заключением ООО «ИНТНЕРЭКСПЕРТИЗА».

Информационной базой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики, управления предприятием, маркетинга, коммерческой деятельности, антикризисной деятельности, а также информация предприятия ООО «ПРОКУС».


1 КРАТКАЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ, ФИРМЫ)

Аудиторско-консалтинговая группа «Интерэкспертиза» – одна из ведущих российских компаний, предоставляющих эффективные решения для бизнеса на рынке профессиональных услуг с 1992 года. Организационная структура компании представлена в Приложении А. Организационная структура ООО «ИНТНЕРЭКСПЕРТИЗА» дивизионально-региональная.  

К основным направлениям деятельности можно отнести2:

  1. аудит отчетности;
  2. специальный аудит;
  3. бухгалтерский аутсорсинг;
  4. услуги в области МСФО;
  5. услуги по оценке;
  6. юридические услуги;
  7. бухгалтерский и налоговых консалтинг.

Одним из направлений деятельности компании ООО «ИНТНЕРЭКСПЕРТИЗА» является оценка стоимости бизнеса. В настоящем отчете будет представлена оценка стоимости бизнеса и анализ деятельности ОАО «ПРОКУС».

Основные виды деятельности ООО «ПРОКУС» представлены ниже:

  1. деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле отдельными видами товаров или группами товаров, не включенными в другие группировки;
  2. прочая розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах; разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;
  3. деятельность агентов,   специализирующихся   на оптовой торговле фармацевтическими  и  медицинскими   товарами, парфюмерными и косметическими товарами, включая мыло;
  4. деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров;
  5. оптовая торговля парфюмерными и косметическими товарами;
  6.  оптовая торговля   фармацевтическими   и   медицинскими товарами;
  7. прочая оптовая торговля;
  8. розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
  9. прочая розничная   торговля    в   неспециализированных магазинах;
  10. розничная торговля фармацевтическими товарами;

В рамках отчета по преддипломной практике далее необходимо представить анализ сформированной системы финансового управления и планирования, которое является важной составляющей управленческой деятельности ООО «ПРОКУС».


2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Базовые условия оперативного финансового управления

Анализ деятельности аудиторско-консалтинговой компании ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА» позволил получить следующие выводы по результатам деятельности ООО «ПРОКУС»:

«В ООО «ПРОКУС» в рамках системы управления ориентация на оперативное финансового управление немаловажно для целей обеспечения планомерного результативного развития. Базовыми условиями оперативного финансового управления можно назвать форме документации (Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках), которые позволяют определить финансовые результаты работы и состояние предприятия в динамике.

Для того чтобы более полно проанализировать финансовое состояние ООО «ПРОКУС», проведем анализ агрегированного баланса за 2011-2013 гг. (Таблица 2.1.). По данным таблицы можно проанализировать изменение ряда  показателей. В  период с 2011  по 2013 г.г. стоимость внеоборотных активов торговой компании ООО «ПРОКУС» изменялась в сторону увеличения. Так отклонение 2011 от 2013 года составило 130,40%, а разница между 2012 и 2013 годом равна 128,68%. Изменение внеоборотных активов произошло из-за увеличения основных средств. Так в 2011 году основные средства составляли 3943млн. рублей,  а в 2012 году эта статья увеличилась до 5337 млн. рублей, правда, в 2013 году произошел рост данной статьи до 6732 млн. рублей.

Таблица 2.1

Агрегированный баланс ООО «ПРОКУС» и его динамика (составлено на основе результатов аудиторской компании ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА»)

за 2011 – 2013 гг. 3

Показатели

2011г.

2012г.

Изменение  2012/

2011гг.

2013г.

Изменение  2013/

2012гг.

Актив:

(млн. руб.)

(млн. руб.)

%

(млн. руб.)

%

Внеоборотные

5134

6695

130,40

8615

128,68

Оборотные активы

33071

37604

113,71

47236

125,62

Баланс

38206

44299

115,95

55851

126,08

Пассив:

Капитал и резервы

9752

12484

128,01

16544

132,52

Долгосрочные обязательства

9613

10991

114,33

12524

113,95

Краткосрочные обязательства

18840

20824

110,53

26783

128,62

Баланс

38206

44299

115,95

55851

126,08

Оборотные активы торговой компании на 2012 по отношению с данными 2011 выросли на 13,7 %, а на 2013 по отношению с данными 2012 показатель оборотных активов еще повысился на 25,62 % и составил 47236 млн. руб., в основном это произошло из-за роста дебиторской задолженности торговой компании и запасов. В 2012 году дебиторская задолженность составила 19854 млн. рублей, а в 2013 году данный показатель повысился до  27738 млн. рублей. Рост пассивов был обеспечен в подавляющей мере ростом капитала и резервов и долгосрочных обязательств. Так в 2013 году произошел рост капиталов и резервов торговой компании ООО «ПРОКУС» из-за роста нераспределенной прибыли компании, которая увеличилась до 14461 млн. рублей, тогда как в 2012 году нераспределенная прибыль составила 10395 млн. рублей.

Сумма долгосрочных обязательств увеличилась в 2012 по отношению с 2011 годом до 10991 млн. рублей, тогда как в 2011 году долгосрочные обязательства составляли 9613 млн. рублей, а 2013 году увеличение составило всего 13,95 %.  Краткосрочные обязательства за 2012 год увеличились на 10,53 %, по сравнению с 2011 годом, а в 2013 году данный показатель увеличился  на 28,62 %. Данное увеличение в значительной мере произошло из-за увеличение краткосрочных заемных средств, при этом наблюдается увеличение кредиторской задолженности до 17773 млн. рублей в 2013 году. Рассмотрим изменение структуры баланса ООО «ПРОКУС»  на Рисунке 1.

%

Рисунок 1. Динамика структуры баланса ООО «ПРОКУС» за 2011-2013гг.4 

По результатам анализа можно сделать вывод, что в активах торговой компании в динамике лет уменьшение количества оборотных активов: на начало 2011 года их было 86,6%, а на конец 2013 года они составляют 84,6%. Доля оборотных активов увеличилась из-за увеличения дебиторской задолженности и запасов. На конец 2013 года дебиторская задолженность  в активах торговой компании составила 49,6%, тогда как в 2012 годом на них приходилось 44,8%.

Соответственно, в течение изученного периода сумма внеоборотных активов торговой компании увеличилась, если на начало 2011 года приходилось 13,4% всех активов, то на конец 2013 года внеоборотные активы составили 15,4%.  В частности, увеличение произошло из-за роста основных средств и результатов исследований. В пассивной части баланса, можно наблюдать увеличение капитала и резервов, на начало 2011 год их удельный вес составлял 25,5%, а на конец 2013 года они увеличились до 29,6%. При этом существует незначительное снижение краткосрочных обязательств в удельном весе пассивов. Так на 2011 год на краткосрочные обязательства приходилось 49,3%, а на  2013 года удельный вес снизился до 47,9 %. Также можно наблюдать уменьшение веса долгосрочных пассивов торговой компании. В 2011 году на их долю приходилось 25,2%, а уже в 2013 году их доля составила 22,5%.

Проведем анализ основных финансовых показателей деятельности ООО «ПРОКУС»  в период с 2011-2013 гг. (Таблица 2.2). За период с 2011 по 2013 год основные финансовые показатели деятельности торговой компании ООО «ПРОКУС» характеризовались положительной динамикой.

Таблица 2.2

Динамика основных финансовых показателей деятельности ООО «ПРОКУС»  за 2011-2013 гг. 5  

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Изменение 2011 г. / 2012  г.

Изменение 2012 г. / 2013 г.

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Выручка

32180

35142

42289

2962

109,2

7147

120,34

Себестоимость

16264

17910

21651

1646

110,12

3741

120,89

Прибыль до налогообложе-ния

5577

5842

6996

265

104,7

1154

119,75

Чистая прибыль

4328

4653

5391

325

107,5

738

115,86

В 2012 году выручка по сравнению с 2011 годом увеличилась на 2962 млн. руб., а в 2013 году выручка от продажи товаров, продукции и услуг составила 42289 млн. руб., что выше результата 2012 года на 7147 млн. руб. Увеличение выручки от реализованной продукции ООО «ПРОКУС» произошло в основном за счёт стабильного роста продаж.  В 2012 году себестоимость продукции компании увеличилась на 1646 млн. руб. в сравнении с показателями 2011 года, а в 2013 году произошел рост на 3741 млн. рублей. Чистая прибыль компании ООО «ПРОКУС»  за 2012 год увеличилась на 325 млн. руб. Результат 2013 года увеличился на 738 млн. руб. в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. Отобразим динамику выручки, себестоимости и прибыли торговой компании ООО «ПРОКУС» на Рисунке 2.

млн.руб.

Рисунок 2. Динамика основных финансовых показателей деятельности ООО «ПРОКУС» за 2011-2013 гг., млн. руб. 6

Таким  образом,  по  результатам  финансово-хозяйственной  деятельности коммерческой организацией в отчётном периоде были увеличены объёмы как производства  товарной продукции так и её реализации. Показатели,  в  конечном  итоге,  обеспечили  получение  предприятием высокой чистой прибыли, которая необходима  для  его дальнейшего перспективного развития,  в первую очередь, в плане технического перевооружения производства и его реконструкции.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что финансово-хозяйственная деятельность торговой компании ООО «ПРОКУС» может быть охарактеризована как достаточно стабильная деятельность, о чем свидетельствует динамика его финансовых результатов и соотношения имущества и обязательств. В то же время, необходимо отметить, что часть средств торговой компании расходуется не рационально. В частности, значительная часть основных средств заморожена в непрофильных активах, которые хотя и приносят определенный доход, но явно управляются не рационально, поскольку не относятся к основным видам деятельности торговой компании.

Финансовая устойчивость – это характеристика стабильности финансового положения организации, обеспечиваемая высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых финансовых средств. Оценка уровня финансовой устойчивости организации осуществляется с помощью использования системы абсолютных и относительных показателей. Проведем данный анализ для торговой компании.

Расчет показателей финансовой устойчивости ООО «ПРОКУС» представлены в Таблице 2.3.

Таблица 2.3

Расчет показателей финансовой устойчивости ООО «ПРОКУС» за 2011 – 2013 гг. 7

Показатель

2011г.

2012г.

2013г.

Коэффициент автономии

0,17

0,24

0,33

Коэффициент устойчивости

0,82

0,75

0,66

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

4,83

3,12

2,02

Коэффициент структуры заемных средств

0,012

0,17

0,31

Коэффициент финансовой зависимости

5,83

4,12

3,03

Коэффициент автономии в течение всех рассматриваемых периодов ниже нормативного значения. Так в 2011 году данный показатель составил 0,17, в 2012 году он увеличился до 0,24, а в 2013 году коэффициент увеличился до 0,33. Главной проблемой для ООО «ПРОКУС» является проблема платежеспособности. В финансировании же роста финансовых ресурсов, хотя роль собственных источников финансирования выросла, но доля заемного финансирования еще достаточна высока, чтобы гарантировать предприятию высокую степень финансовой устойчивости.

Таким образом, можно утверждать, что в течение рассматриваемого периода (при условии выгодности привлечения заемного капитала) общество не соблюдало установленного целевого соотношения собственных и заемных средств (0,55). Подобная ситуация с одной стороны свидетельствует об  использованной возможности (альтернативных издержках) увеличить сумму общего капитала и соответственно получать более высокий доход, а с другой показывает, что предприятие использует возможность привлекать заемный капитал под выгодный процент.

В 2013 году  коэффициент финансовой устойчивости имеет значение 0,66, тогда как в 2012 году данный показатель составил 0,75, что показывает увеличение доли заемных средств в финансирование торговой компании. Соотношение заемных и собственных средств торговой компании в 2011 году было 4, 83, в 2012 году данный коэффициент уменьшился до 3,12, а 2013 году опять произошло уменьшение до 2,02. Коэффициент отношения заемных и собственных средств ООО «ПРОКУС»   выше единицы, что говорит о том, что у торговой компании существует финансовый риск и присутствует зависимость от внешних инвесторов.

Структура заемных средств в 2011году составила 0,012, 2012 году равна 0,17, в 2013 году данный коэффициент вырос до 0,31, в сравнении с 2012 годом. Низкое значение коэффициента структуры заемных средств означает, что предприятие сильно зависит от краткосрочных займов, а значит и от сиюминутной конъюнктуры рынка.

Коэффициент финансовой зависимости торговой компании в 2011 году составил 5,83, в 2012 – 4,12, а в 2013 году -  3,03. При значении коэффициента финансовой зависимости ООО «ПРОКУС»  3,03 следует, что на каждые 1 рубль средств собственников приходится 2,03 рубля заемных средств. Динамику показателей финансовой устойчивости ООО «ПРОКУС»  представим на Рисунке 4. Как видно из Рисунка 7, прослеживается явная динамика увеличения коэффициента автономии (коэффициент концентрации собственного капитала), структуры заемных средств и уменьшения коэффициентов финансовой зависимости (коэффициент концентрации), устойчивости и коэффициента соотношения.

Рисунок 3. Показатели финансовой устойчивости ООО «ПРОКУС» за 2011 – 2013 гг. 8

Проведем анализ ликвидности баланса ООО «ПРОКУС». Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения. Все активы ООО «ПРОКУС»  в зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, можно условно разделить на несколько групп:

Таблица 2.4.

Аналитический (сгруппированный) баланс для оценки платежеспособности ООО «ПРОКУС» за 2011 – 2013 гг. 9

Показатели

2011г.

2012г.

2013г.

АКТИВЫ

Наиболее ликвидные активы (А1)

1850

1926

1495

Быстро реализуемые активы (А2)

7839

19941

27821

Медленно реализуемые активы (А3)

13383

15738

17920

Трудно реализуемые активы (А4)

5134

6695

8616

ПАССИВЫ

Наиболее срочные обязательства (П1)

15588

9992

17734

Краткосрочные пассивы (П2)

3074

10392

8464

Долгосрочные пассивы (П3)

7736

8352

7992

Постоянные пассивы (П4)

11808

15564

21662

Исходя из полученных расчетов, произведем сопоставление определенных групп активов и пассивов в Таблице 2.5.

Таблица 2.5

Сопоставление активов и пассивов ООО «ПРОКУС» по степени ликвидности за 2011-2013гг10

2011г.

2012г.

2013г.

A1 < П1

1850 < 15588

A1 < П1

1926 < 9992

A1 < П1

1495 < 17734

A2 >  П2

7839 > 3074

A2 > П2

19941 >  10392

A2 > П2

27821 > 8464

A3 > П3

13383> 7736

A3 > П3

15738 > 8352

A3 > П3

17920 > 7992

A4 < П4

5134 < 11808

A4 <П4

6695 <

15564

A4 < П4

8616< 21662

Результаты расчетов по данным 2011 года показывают, что в ООО «ПРОКУС»  сопоставление активов и пассивов имеет вид: А1 < П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4. Таким образом, в 2011 году не выполняется первое и второе неравенство абсолютной ликвидности.

Результаты расчетов по данным 2012 года показывают, что в организации сопоставление активов и пассивов имеет вид: А1 < П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4. Таким образом, в 2012 году не выполняется первое и второе неравенство абсолютной ликвидности.

Результаты расчетов по данным 2013 года показывают, что в этой организации сопоставление итогов групп по активу и пассиву имеет следующий вид: А1 < П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4. Таким образом, в 2013 году не выполняется первое неравенство абсолютной ликвидности.

Исходя из этого, можно сказать, что как на начало, так и на конец анализируемого периода баланс имеет нарушенную ликвидность, поскольку предприятие не может обеспечить выполнение своих краткосрочных и среднесрочных обязательств. Расчет показателей ликвидности организации ООО «ПРОКУС»  приведен в Таблице 2.6.

Таблица 2.6

Показатели ликвидности ООО «ПРОКУС»  за 2011 – 2013 гг. 11

Показатель

Формула расчета

2011г.

2012г.

2013г.

Нормативное значение

Коэффициент быстрой ликвидности

(А1+А2)/(П1+П2)

0,51

1,07

1,12

0,7-1,5

Коэффициент абсолютной ликвидности

А1/(П1+П2)

0,10

0,09

0,06

0,2-0,7

Коэффициент текущей ликвидности

(А1+А2+А3)/(П1+П2)

1,24

1,84

1,80

1- 2

Маневренность собственных оборотных средств

А3/ ((А1+А2+А3)-(П1+П2))

3,03

0,91

0,85

Уменьшается в динамике

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

(П4-А4)/(А1+А2+А3)

0,29

0,24

0,28

≥ 0,1

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости организации. Коэффициент обеспеченности собственными средствами торговой компании ООО «ПРОКУС» имеет хороший показатель, так в 2011 году составил 0,29, а 2012 году данный показатель немного уменьшился до 0,24, в 2013 году он увеличился до 0,28, что говорит об устойчивом состоянии торговой компании.

Маневренность функционирующего капитала характеризует часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, имеющих абсолютную ликвидность. В нашем случае, компания находится в пределах допустимой нормы, что говорит о стабильности финансового развития торговой компании.

Коэффициент текущей ликвидности в течение трех последних анализируемых периодов увеличивается. В 2010 году коэффициент был равен 1,24. На конец периода  2013 года это значение составило 1,80.

Коэффициент текущей ликвидности в течение всего рассматриваемого периода в пределах нормы, и имеет тенденцию к увеличению. Поэтому следует отметить, что на настоящий момент текущих активов достаточно для погашения краткосрочных обязательств.

Коэффициент быстрой ликвидности торговой компании ООО «ПРОКУС»  получил значение в 2011 году 0,51, в 2012 году произошло увеличение 1,07, и в 2013 году продолжился рост 1,12. Таким образом, анализ показателей ликвидности торговой компании показал, что рассматриваемое предприятие имеет проблемы с платежеспособностью, так как испытывает недостаток наиболее ликвидных активов для финансирования наиболее срочных обязательств.

Коэффициент абсолютной ликвидности торговой компании ООО «ПРОКУС» в 2011 году составил 0,10, в 2011 году коэффициент незначительно снизился  до 0,09, а в 2013 году абсолютная ликвидность составила  0,06. Анализ коэффициента абсолютной ликвидности показывает отрицательную тенденцию, связанную с его непрерывным и значительным снижением, и хотя его значение на конец рассматриваемого периода ниже нормативного т.е. предприятие не способно мгновенно расплатиться по своим текущим обязательствам, оно уже не так неприемлемо как в начале исследуемого периода.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что компания ООО «ПРОКУС» работает на рынке эффективно, стабильно получая высокую прибыль и динамично развивая свою сеть сбыта. Показатели финансовой деятельности торговой компании ООО «ПРОКУС» по изученным годам стабильно в целом стабильно растут. Анализ динамики коэффициентов финансовой устойчивости за ряд смежных отчетных периодов выявил стабильное финансовое положение общества и повышения на торговой компании определенной финансовой гибкости

2.2 Оперативное финансовое планирование

После того, как определили основы финансового положения, определим особенности системы оперативного финансового управления, которое является немаловажной составляющей работы финансовой службы ООО «ПРОКУС».  В ООО «ПРОКУС» оперативное управление финансами – совокупность организационных, методических и технологических средств, обеспечивающих управление финансовыми ресурсами организации в краткосрочной перспективе.

В ООО «ПРОКУС» сформирована эффективная система оперативного финансового управления. Финансовая служба ООО «ПРОКУС»  подчинена непосредственно генеральному директору.

Генеральный директор ООО «ПРОКУС»

Заместитель генерального директора по финансам – финансовый директор

Финансово-экономический блок

Департамент экономики и финансов

Рисунок 4. Структура финансовой службы ООО «ПРОКУС»

Финансовая служба ООО «ПРОКУС» в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:

  1. Оперативное финансовое управление деятельности.
  2. Стратегическое финансовое управление деятельности.
  3. Разработка проектов финансовых бюджетов ООО «ПРОКУС».
  4. Исполнение утвержденных финансовых бюджетов /платежных балансов/ и плановых величин других финансовых показателей.
  5. Анализ исполнения финансовых бюджетов ООО «ПРОКУС» по установленной форме.
  6. Реализация единого бюджетного принципа финансирования во взаимоотношениях с подразделениями ООО «ПРОКУС».
  7. Реализация мер по обеспечению финансовой устойчивости ООО «ПРОКУС».
  8. Формирование системы внутреннего финансового контроля ООО «ПРОКУС».
  9. Разработка проектов плановых показателей доходов и расходов ООО «ПРОКУС».
  10. Проведение совместно со службой бухгалтерского и налогового учета работы по оптимизации налогообложения и минимизации налоговых рисков ООО «ПРОКУС», в том числе путем согласования проектов соответствующих документов.

2.3 Контрольно-аналитическая работа по финансовому управлению

В рамках сформированной системы оперативного финансового управления деятельности ООО «ПРОКУС» важен постоянный контроль за оперативным управлением финансами для целей выявления и пресечения возможных нарушений.

Отдел контрольно-аналитической работы ООО «ПРОКУС» является структурным подразделением. Отдел выполняет контрольную, аналитическую, организационную и методологическую работу в ООО «ПРОКУС»:

  1. разрабатывает План контрольной работы на соответствующий год;
  2. организует и обеспечивает распределение работ, включенных в утвержденный План контрольной работы по структурным подразделениям ООО «ПРОКУС», координирует работу структурных подразделений;
  3. организует и осуществляет контроль исполнения Плана контрольной работы и выполнение внеплановых контрольных мероприятий и др.

Важно отметить, что для целей перспективного развития финансовой деятельности ООО «ПРОКУС» важна роль финансового планирования и прогнозирования.

5.    организует работу по приему материалов ревизий (проверок) и по учету выявленных ревизиями (проверками) нарушений законодательства и нормативных актов;

6.    анализирует и обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

Контрольно-аналитическая работа во многом определяет финансовые результаты хозяйственной деятельности. Поэтому на предприятии необходим постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, особенно такого важнейшего показателя, как прибыль. Кроме того, необходимо внимательно следить за использованием по назначению собственного и заемного капитала, целевым использованием банковского кредита, за соблюдением расчетно-платежной дисциплины.


3 ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3.1 Прогнозирование отчета о прибылях и убытках

В рамках сформированной в ООО «ПРОКУС» системы финансового управления важна роль финансового планирования и прогнозирования.

Неотъемлемой частью финансовой службы ООО «ПРОКУС» является финансовое прогнозирование и планирование. Финансовое планирование и прогнозирование – это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности между их денежными ресурсами и направлениями использования этих средств. Следует отметить, что в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и пропорции сопутствующие – натурально-вещественные, трудовые и др.

Финансовый департамент ООО «ПРОКУС» является ответственным за подготовку и согласование финансового плана компании. Финансовый план компании необходим для обеспечения результативной деятельности в отчетном году и на перспективу. Подготовка и согласование финансового плана ООО «ПРОКУС» разделена на два основных блока:

  1. Подготовка и согласование финансового плана на дополнительные плановые обязательства сверх утвержденного годового бюджета.
  2. Бюджетирование дополнительных обязательств и внесение корректировок в утвержденный годовой бюджет.

Для ООО «ПРОКУС» ориентация на прогнозирование отчета о прибылях и убытках необходима для целей достижения как можно более благоприятного для нормального функционирования баланса доходов и расходов.

3.2 Составление плановых расчетов доходов  и расходов к финансовому плану

Подготовка и согласование финансового плана на дополнительные плановые обязательства сверх утвержденного годового бюджета представлена следующими этапами:

1 Этап: Подготовка финансового плана и служебной записки.

2 Этап: Согласование финансового плана и служебной записки.

3 Этап: Направление подготовленного финансового плана и согласованной служебной записки в ДЭФ.

4 Этап: Проверка, рассмотрение согласование финансового плана ДЭФ.

Блок «Подготовка и согласование финансового плана на дополнительные плановые обязательства сверх утвержденного годового бюджета»

1 Этап: Подготовка финансового плана и служебной записки.

2 Этап: Согласование финансового плана и служебной записки

3 Этап: Направление подготовленного финансового плана и согласованной служебной записки в ДЭФ

4 Этап: Проверка, рассмотрение согласование финансового плана ДЭФ

Рисунок 5. Этапы блока «Подготовка и согласование финансового плана на дополнительные плановые обязательства сверх утвержденного годового бюджета»

Блок «Бюджетирование дополнительных обязательств и внесение корректировок в утвержденный годовой бюджет» представлен следующими этапами:

1 Этап: Подготовка материалов для внесения корректировок в годовой бюджет.

2 Этап: Проверка материалов на предмет соответствия согласованному финансовому плану и организации внесения корректировок в годовой бюджет.

Блок «Бюджетирование дополнительных обязательств и внесение корректировок в утвержденный годовой бюджет»

1 Этап: Подготовка материалов для внесения корректировок в годовой бюджет.

2 Этап: Проверка материалов на предмет соответствия согласованному финансовому плану и организации внесения корректировок в годовой бюджет

Рисунок 6. Этапы блока «Бюджетирование дополнительных обязательств и внесение корректировок в утвержденный годовой бюджет»

На основе представленных сведений можно судить об эффективной работе департамента по финансам в ООО «ПРОКУС». В компании организована эффективная система финансового планирования. Основу финансового планирования в ООО «ПРОКУС» составляет финансовое прогнозирование. Финансовое прогнозирование строится на определении возможного объема продаж и соответствующих ему расходов. Финансовое планирование включает в себя составление стратегических, текущих и оперативных планов и, соответственно, составление общего, финансового и оперативного бюджетов.

Стратегические планы представляют собой планы генерального развития бизнеса и с учетом финансового аспекта определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения и развития компании. Стратегический финансовый план ориентирован  на достижение важнейших финансовых показателей, характеризует инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления компании. Текущие планы строятся путем декомпозиции целей стратегического финансового плана с макроуровня на микроуровень. Другими словами, если стратегический финансовый план характеризует приоритетные направления вложения и заимствования финансовых ресурсов и перспективы изменения структуры капитала, то текущие финансовые планы детализируют эти направления, увязывая различные источники ресурсов с каждым видом вложения, оценивая эффективность каждого из источников, а также дают финансовую оценку каждому из направлений деятельности компании. Оперативные планы представляют собой краткосрочные тактические планы и раскрывают отдельные аспекты деятельности компании с учетом стратегических целей.

В качестве вывода отметим, что система финансового планирования и бюджетирования на торговой компании начала формироваться в 2000 году. В 2009 году был создан отдел бюджетирования и финансового анализа функции которого консолидация сведений для составления основного бюджета торговой компании, контроль и анализ исполнения утвержденных бюджетов.

Целью Бюджетного процесса в компании является обеспечение качественного планирования деятельности Торговой компании через формирование на регулярной основе бюджетов ЦФО и компании в целом, их координацию между собой и увязку с планами Холдинга, согласование, утверждение и корректировку, а также подготовки отчетов по фактическому исполнению бюджетов для принятия управленческих решений.

Технология планирования разработана и постоянно используется в ООО «ПРОКУС». Исходя из миссии и основных принципов компании, отвечающих на вопрос «зачем?», формулируются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Далее они конкретизируются до задач, а те — до конкретных заданий. Затем подсчитываются необходимые ресурсы материальные, финансовые, кадровые, временные и при необходимости пересматриваются задания, задачи и цели. В результате получают реально осуществимый план. Очень важно, что необходимо иметь резервы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.

Для ООО «ПРОКУС» можно выделить восемь этапов в процессе планирования:

Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно компания хочет достичь? Это самый трудный этап. Его нельзя формализовать.

Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?

Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?

Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.

Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение в случае необходимости необходимых изменений.

Результаты планирования часто оформляют в виде бизнес-плана.

Годовой план ООО «ПРОКУС» составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности. Он состоит из следующих взаимосвязанных разделов:

  1. план маркетинга;
  2. программа создания продукции;
  3. техническое развитие и организация создания продукции;
  4. повышение экономической эффективности создания продукции;
  5. нормы и нормативы;
  6. капитальные вложения;
  7. материально-техническое обеспечение в рамках создания продукции;
  8. труд и кадры;
  9. себестоимость, прибыль и рентабельность создания продукции;
  10. фонды экономического стимулирования;
  11. финансовый план;
  12. социальное развитие коллектива.

Оптимизация плана заключается в согласовании противоречивых требований выполнения календарных сроков поставок по договорам с потребителем и снижения издержек с учетом изменяющихся ограничений по ресурсам. В  ООО «ПРОКУС» разработан Регламент подготовки и согласования финансового плана в целях бюджетирования дополнительных плановых обязательств целях регламентации процесса подготовки и согласования финансового плана в целях бюджетирования дополнительных плановых обязательств продающих подразделений ООО «ПРОКУС» сверх утвержденного Годового бюджета.

3.3 Составление планового баланса доходов и расходов на предстоящий год

В рамках системы финансового планирования и прогнозирования ориентация на формирование планового баланса доходов и расходов необходима.

В Таблице 3.1 представлен плановый баланс доходов и расходов компании.

Таблица 3.1

Плановый баланс доходов и расходов компании12

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Выручка

42289

43557,7

44864,4

46210,3

Себестоимость

21651

21218,0

20793,6

20377,7

Чистая прибыль

5391

5444,9

5499,4

5554,4

В соответствии с представленным планом баланса доходов  расходов можно отметить, что на основании внутренней документации ООО «ПРОКУС» можно отметить рост выручки ежегодно нарастающим итогом на 3% чистой прибыли – на 1%, снижение себестоимости – на 2%.

В целом в ООО «ПРОКУС» сформирована система финансового планирования и прогнозирования. Подведем итоги с помощью следующей  таблицы (Таблица 3.2).

Таблица 3.2

Краткий анализ системы финансового планирования и прогнозирования ООО «ПРОКУС»

Предмет мониторинга

Выводы, общие предложения оптимизации предмета мониторинга

Оргструктура  и ЦФО

Учитывая, что  в ООО «ПРОКУС» работает высококвалифицированный персонал, то в целях оптимизации системы бюджетирования предлагается усовершенствовать систему мотивации персонала, выстроенную на основе выполнения плана и достижения  заданного уровня прибыли, а также разработать программу обучения сотрудников

Бюджетная регламентация

К существующему  бюджетному регламенту и должностным  инструкциям, регулирующим процесс  бюджетирования на торговой компании, необходимо разработать ряд методологической документации, а именно:

  1. Техническое задание на программирование учетной программы;
  2. Положения о структурных подразделениях (закрепляет цели, задачи, функции, взаимодействия с другими структурными подразделениями);
  3. Регламент проведения внутреннего аудита;
  4. Нормы планирования значений и показателей;
  5. Нормы расчета основных показателей.

Форматы отчетов

Существующие формы отчетов удобно использовать в УПП на базе программы «1С».  Что же касается содержания бюджетирования, то стоит отметить, что основные экономические показатели (рентабельности, доходов, затрат, ликвидности, доли рынка и пр.) в компании не рассчитываются. В связи с этим предлагается разработать и внедрить систему расчета основных показателей деятельности торговой компании на основе основных форм отчетности.

IT-сфера

При наличии грамотного IT-специалиста это можно  автоматизировать и упростить сбор данных и облегчить процесс формирования отчетов.

Анализ исполнения сводного бюджета ООО «ПРОКУС» проводится в два этапа:

  1.  общее изучение отклонений затрат, выручки и финансовых результатов, движения финансовых ресурсов торговой компании;
  2.  анализ исполнения основных подбюджетов сводного бюджета.

В процессе финансового планирования и прогнозирования ООО «ПРОКУС» составляется баланс неплатежей, который включает следующие показатели:

  1.  просроченная задолженность по кредитам и ссудам торговой компании;
  2.  задолженность по расчетным документам;
  3.  недостаток собственных оборотных средств;
  4.  не оплаченные в срок товары;
  5.  кредиты банка и прочие заемные средства;
  6.  прочие неплатежи.

Годовой цикл финансового планирования и прогнозирования для ООО «ПРОКУС» определен следующей цепочкой:

  1.  Стратегический план.
  2.  Бюджет.
  3.  Фактические данные.
  4.  Отчеты (план, факт, отклонение).
  5.  Годовые отчеты.

Можно выделить следующие этапы подготовки годового бюджета ООО «ПРОКУС» (Рисунок 7):

Блоки подготовки годового бюджета ООО «ПРОКУС»

  1.  Утверждение стратегии развития и целевых ориентиров Годового бюджета.
  2.  Разработка витринных плановых показателей и доведение их до структурных подразделений компании.
  3.  Подписание приказа о начале работ по бюджетному планированию на год и утверждение Графика проведения работ по подготовке Годового бюджета.
  4.  Заполнение структурными подразделениями Компании форматов планирования и формирование комплекта документов по бюджету.
  5.  Одобрение бюджетной заявки подразделения куратором бюджета.
  6.  Направление согласованного с куратором комплекта документов по бюджету в ДЭФ.
  7.  Первичная экспертиза комплекта документов по бюджету на предмет соответствия требованиям Положения о бюджетировании.
  8.  Размещение предоставленных документов по бюджету на сетевой ресурс «Бюджет».
  9.  Рассмотрение и согласование бюджетных заявок подразделений Бюджетными распорядителями и ДЭФ, доработка проекта бюджета.
  10.  Отработка инициаторами замечаний бюджетных распорядителей и ДЭФ к бюджету.
  11.  Планирование исходящего перестрахования, убыточности, страховых выплат и управленческих резервов.
  12.  Анализ проектов бюджетов подразделений, и подготовка аналитических материалов для рассмотрения на Бюджетном комитете.
  13.  Рассмотрение и согласование проектов бюджетов подразделений Компании Бюджетным комитетом.
  14.  Формирование проекта консолидированного Годового бюджета Компании на основании проектов бюджетов отдельных структурных подразделений.
  15.  Формирование бюджета.
  16.  Согласование проекта консолидированного Годового бюджета Компании с ЗГД по финансам.
  17.  Рассмотрение и согласование проекта консолидированного бюджета Компании Бюджетным комитетом.
  18.  Одобрение проекта консолидированного Годового бюджета Компании Генеральным директором.
  19.  Утверждение консолидированного Годового бюджета Компании.

Рисунок 7. Схема подготовки годового бюджета ООО «ПРОКУС»

Основной  проблемой эксплуатации действующей системы финансового планирования и прогнозирования можно назвать то, что данная система качественно не совершенствуется ни на методологическом уровне, ни в смысле информационной автоматизированной поддержки. Стоит отметить, что изначально целью постановки системы бюджетирования являлось упорядочение финансовой информации и возможность предоставления компанией корректных, грамотно структурированных отчетов.  В качестве вывода целесообразно отметить, что  ООО «ПРОКУС» - аудиторская компания, организующая свою деятельность на рынке с 1992 года. Для целей перспективного развития необходимо усовершенствовать систему финансового планирования и прогнозирования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках написания отчета по преддипломной практике необходимо было проанализировать современное состояние системы финансового управления, планирования и прогнозирования на примере ООО «ПРОКУС» на основе аудиторского заключения, составленного аудиторско-консалтинговой компанией ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА». Важно в заключении отметить, что для современных предприятий значительна и важна проблема управления финансами, поэтому активно развивается система финансового управления, планирования и прогнозирования, которая включает в себя все возможные направления по управлению и планированию финансовыми ресурсами предприятия (управление дебиторской задолженностью, управление затратами, управление нераспределенной прибылью, управление финансами в целом и проч.). Цель финансового планирования - прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

В рамках финансового управления, планирования и прогнозирования проводится финансовый анализ, который в системе современных предприятий осуществляется на основе Формы №1 и №2 отчетности компаний. Для этого рассчитываются ряд коэффициентов, из четырех групп показателей:

  1.  показатели структура капитала (коэффициенты финансовой устойчивости);
  2.  показатели ликвидность (коэффициенты платежеспособности);
  3.  показатели рентабельности (коэффициенты прибыльности);
  4.  показатели деловой активности (коэффициент оборачиваемости).

Улучшить финансовое состояние ООО «ПРОКУС» представляется возможным за счет планирования финансовой деятельности на макро уровне (за счет государственных программ поддержки предпринимательской деятельности) и на микро уровне (за счет формирование эффективной системы управления финансами внутри организации).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Албастов А.Д. Предпринимательство и предпринимательское право.- М.: АСТ, 2013.- 439 с.
  2.  Алиев С.Д. АХД.- М.: Альянс-М, 2013.- 438 с.
  3.  Бараков С. Финансовый менеджмент. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 317 с.
  4. Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика.  8-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 208 с.
  5. Егорова Н.Е. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. – М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 2008. – 57 с.
  6.  Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент - 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Эксмо, 2010. - 768 с.
  7. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. - Спб.: ГМП «Фармико», 2012. – 285 с.
  8.  Лях Д.Д. Финансовый менеджмент.- М.: Дрофа, 2012.- 308 с.
  9.  Морозова О.Л. Финансовый менеджмент.- М.: АСТ, 2010.- 915 с.
  10.  Никитина С.К. История российского предпринимательства. М., Экономика, 2011. – 482 с.
  11. Руман О. Финансовый менеджмент. – М.: Юнити-ДАНА, 2014. -140 с.
  12. Серов С.Д. Экономика предприятия.- М.: «АСТ, 2009.- 996 с.
  13. Филовский А.Д. Финансовый менеджмент.- М.: РОССПЭН, 2012.-249 с.
  14. Финансовый менеджмент - Е. И. Шохин – Учебник.- М.: ФБК-Пресс, 2012.- 408 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

2 Официальный сайт компании: http://www.interexpertiza.ru/o-nas/ (дата обращения 10.11.2014 г.)

3 Составлено на основе результатов аудиторской компании ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА»

4 Составлено на основе результатов аудиторской компании ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА»

5 Составлено на основе результатов аудиторской компании ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА»

6 Составлено на основе результатов аудиторской компании ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА»

7 Составлено на основе результатов аудиторской компании ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА»

8 Составлено на основе результатов аудиторской компании ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА»

9 Составлено на основе результатов аудиторской компании ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА»

10 Составлено на основе результатов аудиторской компании ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА»

11 Составлено на основе результатов аудиторской компании ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА»

12 Составлено на основе результатов аудиторской компании ООО «ИНТЭРЭКСПЕРТИЗА»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73917. Феномен глобалізації та процеси глобальних політичних змін: основні концепції та методологічні підходи 44 KB
  Блінова частина якої до якої і пишеться коментар має назву Феномен глобалізації та процеси глобальних політичних змін: основні концепції та методологічні підходи. Фактично прочитавши більшість джерел до семінару №2 у мене склалися деякі погляди на розглядувані речі звісно пов‘язані із процесом глобалізації чи то антиглобалізації які вмістити до якогось конкретного джерела виявилося дуже складним. З одного боку наявність численної кількості визначень може йти на користь вивченню глобалізації адже ця численність є прямим фактом...
73918. Кінець світу, який ми знаємо 98 KB
  Вотерса Кінець світу який ми знаємо. Від цього залежить і мислення людей яке радше ґрунтуватиметься на припущенні гетерогенності світу сильної несхожості усіх його частин а не на припущенні про одну світову сім‘ю. Останнє матиме вплив і на дії людей в усіх кінцях світу які ряснітимуть розмаїтістю. Країни обиралися за таким критеріями: Британія – як дуже впливовий член ЄС і як одна з передових країн світу; Україна – порівняння світової ситуації із справа в нашому суспільстві; США – одна з провідних і найвпливовіших країн світу; Індія –...
73920. Підприємець – не обов’язково лідер 196.5 KB
  Вже минуло більш як два з половиною століття з тих часів, як економісти та соціологи почали систематично розглядати діяльність підприємців, але й досі не існує єдиного загальноприйнятого визначення підприємця. Тож чи дивно, що науковці не накреслили і загальноприйнятого образу підприємця.
73921. Гроші – це лише символ, реальна вартість полягає у виробленому товарі 60 KB
  Вартість грошей як товару. Відносна вартість трансакційних грошей. Вартість грошей що нагромаджуються. Подруге критично проанілізувати в чому полягає реальна вартість грошей і якщо у виробленому товарі то чому саме так.
73923. The critique of modern democracy. Alternatives: participatory approach 44 KB
  In modern world we can often here such an expression as “democratical processes”. In general it is used with undoubted positive illumination, promoted like panacea in the field of political organization of the society.
73924. Вартість та оптимізація структури капіталу 111.5 KB
  Капітал є однією з фундаментальних економічних категорій, сутність якої наукова думка досліджує протягом багатьох століть. Серед основних харектеристик, які формують економічну сутність капіталу, слід виділити...
73925. УПРАВЛІННЯ ІНВЕСТИЦІЯМИ 311 KB
  Оцінка ефективності інвестиційних проектів. Тому передусім слід відзначити помилковість віднесення до форм інвестицій реінвестиції які характеризують не об’єкт вкладення капіталу а процес використання доходу отриманого від інвестиційних операцій у процесі реінвестицій згідно з цим же законом інвестиційний доход може бути використано на здійснення як капітальних так і фінансових інвестицій.