8919

Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные правоотношения

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Административно–процессуальные нормы и административно–процессуальные правоотношения Учебные вопросы: Понятие и характеристика административно-процессуальных норм. Роль и место административно–процессуальных норм...

Русский

2013-02-19

95 KB

60 чел.

Административно–процессуальные нормы и административно–процессуальные правоотношения

Учебные вопросы:

  1.  Понятие и характеристика административно-процессуальных норм.
  2.  Роль и место административно–процессуальных норм в юрисдикционной концепции административного процесса.
  3.  Классификация административно–процессуальных норм.
  4.  Различия между материальными и процессуальными административно-правовыми нормами.
  5.  Понятие административно–процессуального правоотношения.
  6.  Сущность административно–процессуального правоотношения.
  7.  Основания классификации административно–процессуальных правоотношений.

Рекомендованная литература:

  1.  Панова И.В. Административно-процессуальное право России. – М., 2007. – С. 20-32.
  2.  Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
  3.  Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2002. // Глава 7. Административно-процессуальные нормы и отношения

Понятие и характеристика административно-процессуальных норм.

Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Полное научное определение нормы права предполагает выяснение присущих ей специфических признаков.

Норма права – общеобязательное правило поведения, рассчитанное на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Норма как абстрактная модель поведения предполагает ее неоднократное действие в отношении любого члена общества.

Административно-процессуальные нормы представляют собой разновидность действующих в нашем обществе юридических правил поведения людей, установленных государством. Поэтому они обладают всеми признаками, которые вообще свойственны правовой норме.

Административно-процессуальная норма — правило, определенное (установленное) компетентным государственным органом РФ или субъектом РФ, регламентирующее управленческое правовое отношение в трех сферах деятельности: а) административно-процессуальная деятельность; б) административные процедуры; в) административное судопроизводство.

Структура правовой нормы является формой ее внутреннего содержания. Норма права представляет собой единство определенных элементов. Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входит три элемента: Гипотеза – указание конкретных жизненных обстоятельств, при которых данная норма вступает в действие; Диспозиция – указание на правила поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисляемым в гипотезе; Санкция – вид и мера возможного наказания, если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрение за совершение рекомендуемых действий. Задача санкции – побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Содержание нормы права едино, ее элементы не изолированы, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одно из другого. Поэтому структура нормы права выражена во взаимосвязи ее элементов.

На первый взгляд, может показаться, что во многих нормах права, и в частности административно-процессуальных, санкций непосредственно не содержится. Но, тем не менее, за этими нормами стоит возможность государственного принуждения. Обычно санкцию следует искать в нормах административного, а в некоторых случаях – уголовного права, потому что эти отрасли как бы специализируются на регулировании ответственности за нарушение установленного государством порядка отношений во многих сферах общественной жизни. Например, если должностное лицо нарушило порядок производства по делу, то будут применены санкции материальных норм административного, а не административно-процессуального права.

Способы изложения административно-процессуальной нормы в статьях нормативно-правовых актов различны, однако она всегда сохраняет свою логическую структуру. Нередко административно-процессуальная норма изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они непосредственно не совпадают. В наиболее общем виде все многообразие этих расхождений может быть сведено к следующим вариантам:

- одна статья нормативного акта содержит лишь часть административно-процессуальной нормы или даже часть одного из элементов нормы права, либо наоборот: административно-процессуальная норма содержится в нескольких статьях акта или актов;

- одна статья нормативного акта содержит несколько непосредственно связанных между собой норм административно-процессуального права, или наоборот: норма административно-процессуального права содержится в части статьи нормативного акта;

- одна статья нормативного акта содержит гипотезу или диспозицию, общую для многих непосредственно связанных между собой административно-процессуальных норм, т.е. является как бы «вынесенной за скобки», общей частью таких норм (соответственно диспозиций или санкций);

- одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой административно-процессуальных норм;

- одна статья содержит гипотезу и диспозицию, так называемую «усеченную» административно-процессуальную норму, а санкции выделены в отдельную статью.

Роль и место административно–процессуальных норм в юрисдикционной концепции административного процесса.

В отличие от норм иных процессуальных отраслей российского права административно-процессуальные нормы имеют свои отличительные особенности.

Во-первых, не одинаков круг субъектов, которые правомочны устанавливать процессуальные нормы различных отраслей. Как известно, гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы устанавливаются федеральным законодателем, т.е. Государственной Думой, как это предусмотрено п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации.

Что же касается административно-процессуальных норм, то их создание является предметом совместной деятельности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации.

Во-вторых, существуют заметные различия и в круге субъектов, применяющих административно-процессуальные и иные процессуальные нормы. Гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные, нормы применяет строго ограниченный круг субъектов, обозначенный в соответствующих процессуальных законах. В сфере государственного управления, в которой реализуются функции разветвленной системы органов исполнительной власти, круг субъектов правоприменения административно-процессуальных норм, естественно, более широк и многообразен.

В-третьих, реализация административно-процессуальных норм не всегда связана с необходимостью принудительного воздействия на участников правоотношений. Элемент принуждения характерен лишь для сравнительно небольшой части административно-процессуальных норм. Поэтому не совсем правильно усматривать своеобразие функций процессуальных отраслей права в том, что они направлены, прежде всего, на регулирование общественных отношений, складывающихся при принудительном осуществлении прав и обязанностей, установленных нормами материальных отраслей. Если для уголовно-процессуальных норм их применение носит в основном принудительный характер, то для гражданско-процессуальных и административно-процессуальных он не специфичен.

Итак, административно-процессуальным нормам присущи две основные особенности.

Первая особенность заключается в их управленческом характере, поскольку они регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, в которой реализуются полномочия органов исполнительной власти. Эта особенность позволяет отграничить административно-процессуальные нормы от всех иных правовых норм, кроме норм материального административного права, которые также регулируют управленческие общественные отношения.

Вторая особенность состоит в том, что это — процессуальные правила, которые регулируют не все без исключения управленческие отношения, а только те, которые возникают в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, административно-процессуальные нормы регулируют отношения, возникающие в процессе применения, прежде всего, норм материального административного права, т.е. отношения правовые.

Классификация административно–процессуальных норм.

В отечественной административно-правовой литературе классификации административно-процессуальных норм отведено незначительное место.

Основаниями классификации являются: 1) содержание; 2) объем регулирования; 3) юридическая сила; 4) круг субъектов права, на которых распространяется действие нормы; 5) виды административного производства; 6) характер диспозиции; 7) действие в пространстве; 8) действие во времени.

Деление административно-процессуальных норм по содержанию позволяет в общих чертах определить сферу их действия. С этой точки зрения следует подразделять:

а) нормы, регулирующие административно-процессуальные отношения, складывающиеся в сфере экономической и составляющих ее многочисленных отраслях — промышленности, строительстве, транспорте и т.д.

Такого рода нормы содержатся, например, в федеральных законах от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»; от 25 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г., которым утверждено «Положение о лицензировании деятельности по транспортно-экспедиционному обслуживанию юридических и физических лиц на автомобильном транспорте» и других актах;

б) нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в социально-культурной сфере и отраслях, ее составляющих, к которым относятся образование, наука, культура, здравоохранение и др. Административно-процессуальные нормы этой группы содержатся, например, в упомянутом Федеральном законе от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»; в постановлениях Правительства Российской Федерации: от 25 марта 1996 г. «Положение о лицензировании медицинской деятельности»; от 12 февраля 1998 г. «Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»; от 18 октября 2000 г. «Положение о лицензировании образовательной деятельности»; от 7 декабря 2000 г. «Положение о лицензировании деятельности по социальному обслуживанию населения»; от 15 января 2001 г. «Положение о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи»; в постановлении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 декабря 1999 г., которым утверждены «Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации»;

в) нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в административно-политической сфере и отраслях, ее образующих, таких, как оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция и др.

Нормы этой группы содержатся, например, в федеральном законе от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»; указах Президента Российской Федерации: от 1 июля 1999 г. «Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации»; от 16 октября 1999 г. «Положение о порядке прохождения военной службы»; в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. «Положение о воинском учете»;

— в области внутренних дел — в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1995 г., которым утверждены «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»;

— в области безопасности — в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»;

— в области юстиции — в приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г. «Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации».

По объему регулирования административно-процессуальные нормы делятся на общие и специальные. Данный критерий классификации является своеобразным дополнением предшествующего основания и вызывается необходимостью более подробной дифференциации административно-процессуальных норм в пределах названных сфер управления.

К общим относятся административно-процессуальные нормы, действие которых распространяется на многие отрасли государственного управления. Такие нормы содержатся, например, в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г., которым были утверждены «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

К специальным относятся административно-процессуальные нормы, регулирующие отношения, которые возникают преимущественно в пределах одной отрасли. Примером акта, содержащего такого рода нормы, может служить приказ МВД Российской Федерации от 23 ноября 1998 г., утвердивший «Правила разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности».

По юридической силе административно-процессуальные нормы подразделяются на правила, изданные органами государственной власти различного уровня в соответствии с существующей своеобразной иерархией органов государственной власти. Так, административно-процессуальные нормы, содержащиеся, например, в федеральных законах, обладают большей юридической силой по сравнению с нормами административно-процессуального права, содержащимися, скажем, в нормативных актах федеральных министерств. Один пример. Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», является определяющим для иных актов, принимаемых органами исполнительной власти и регулирующих порядок рассмотрения обращений граждан структурами какого-либо ведомства. Примером такого акта может служить приказ ФСБ от 11 декабря 2000 г., утвердивший «Инструкцию о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности».

По кругу субъектов права, на которых распространяется действие административно-процессуальных норм, они подразделяются:

а) на нормы, устанавливающие правила поведения для граждан Российской Федерации. Такого рода административно-процессуальные нормы содержатся, например, в Указе Президента Российской Федерации от 7 ноября 2000 г. «О формах наградного листа для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации», а также в Инструкции Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. «О порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»;

б) нормы, регулирующие порядок деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, внутренних подразделений этих органов. В качестве примера следует назвать постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. «О членах коллегии федерального органа исполнительной власти», приказ Федеральной архивной службы от 27 ноября 2000 г., которым была утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

в) нормы, регулирующие порядок деятельности предприятий и учреждений, независимо от форм собственности. Такого рода нормы содержатся в актах, регулирующих порядок лицензирования определенных видов деятельности. К их числу относится, например, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также ряд постановлений Правительства Российской Федерации — от 19 марта 2001 г. «Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники, в том числе техники двойного назначения», от 4 января 2001 г. «Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях»;

г) нормы, регулирующие деятельность политических и неполитических общественных объединений. Административно-процессуальные нормы данного вида содержатся, например, в приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г., которым утверждены Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации.

По видам административного производства следует различать:

а) нормы, регулирующие производство по принятию нормативных актов органами исполнительной власти;

б) нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;

в) нормы, регулирующие производство по административно-правовым жалобам и спорам;

г) нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях;

д) нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях;

е) нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам в сфере государственного управления;

ж) нормы, регулирующие регистрационное производство;

з) нормы, регулирующие лицензионное производство;

и) нормы, регулирующие исполнительное производство.

По характеру диспозиции административно-процессуальные нормы традиционно делятся на три вида:

а) нормы, обязывающие, содержащие меру должного поведения, выраженного в активной форме. Эти нормы реализуются путем исполнения. Примером могут служить нормы, содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1995 г., которым утверждены «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», в приказе МВД от 5 марта 1999 г. «Об организации государственно-технического осмотра транспортных средств ГИБДД МВД Российской Федерации»;

б) нормы управомочивающие, т.е. содержащие меру возможного • поведения субъекта права. Нормы этой группы реализуются путем использования. Они содержатся, например, в Федеральном законе от 13 января 1996 г. «Об образовании», в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2001 г., утвердившим Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении Российской Федерации);

в) нормы запрещающие, которые содержат меру должного поведения, выраженного в пассивной форме. Эти нормы реализуются путем соблюдения. Соответствующая группа норм данного вида содержится, например, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в других актах.

По действию в пространстве административно-процессуальные ;. нормы делятся на:

а) нормы, действующие на территории Российской Федерации, независимо от их отраслевой принадлежности. Такого рода нормы содержатся в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, актах федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, действуют на всей территории Российской Федерации, за исключением случаев, специально предусмотренным данным актом. Такие случаи предусмотрены, в частности Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении», когда чрезвычайное положение объявлено на части территории Российской Федерации;

б) нормы, действующие на территории субъекта Российской Федерации. Основой для существования административно-процессуальных норм данной группы является п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По действию во времени административно-процессуальные нормы делятся на:

а) нормы, действующие в течение неопределенного времени, т.е. до тех пор, пока они не будут отменены соответствующим органом государственной власти. Такие нормы составляют большинство действующих административно-процессуальных правил;

б) нормы, действующие определенный срок. Примером могут служить нормы, содержащиеся в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении», согласно ст. 9 которого «срок действия чрезвычайного положения, вводимого на территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток».

Различия между материальными и процессуальными административно-правовыми нормами.

Процессуальные правовые нормы тесно связаны с материальными нормами, что предопределено их принадлежностью к одной системе права — российскому праву. Имея много общего с материальными нормами, процессуальные нормы заметно от них отличаются. Своеобразие процессуальных норм заключено прежде всего в том, что они обусловлены не только особенностями социально-правовой среды, но и особенностями материальных норм той отрасли права, с которой они наиболее тесно связаны и потребности которой обслуживают.

Административно-процессуальные нормы отличаются от административно-материальных норм вторичностью своего существования, нацеленностью на обеспечение (реализацию) административно-материальных норм и ряда материальных норм иных отраслей российского права. По своему характеру административно-процессуальные нормы регулируют управленческие отношения, возникающие в процессе применения норм материального административного права и иных норм права, т. е. правоотношения в трех сферах: а) административно-процессуальная деятельность; б) административные процедуры; в) административное судопроизводство.

Процессуальные нормы административного права применяются там, где возникает необходимость в реализации, прежде всего, материальных административно-правовых норм, а также материальных норм иных отраслей российского права. Поэтому, для административно-процессуальных норм, отношения, регулируемые материальными административно-правовыми органами являются главной, но не единственной основой существования. У административно-процессуальных норм оказывается более широкий предмет их регулирования. Это положение имеет прямое отношение к определению объема административно-процессуальной деятельности.

Несмотря на то, что материальные и процессуальные административно-правовые нормы регулируют отношения социально-правовой среды, возникающие в процессе функционирования единой системы исполнительной власти Российской Федерации, воздействие названных норм на эти отношения неодинаково. Материальные и процессуальные административно-правовые нормы регулируют, в некотором роде, неодинаковые отношения либо различные стадии того или иного управленческого отношения.

Подобно тому, как материальная норма предшествует в своем действии реализации процессуальной нормы, так и материальные отношения следует рассматривать как предварительное условие возникновения административно-процессуального правоотношения. Если норма материального административного права отвечает на вопрос, что надо сделать (или не делать) для реализации этих прав и обязанностей, то норма процессуального административного права отвечает на вопрос, как, каким образом, в каком порядке названные права и обязанности могут и должны быть реализованы.

Понятие административно–процессуального правоотношения.

В юридической литературе правоотношение определяется двояко: с одной стороны, это фактическое общественное отношение, которое урегулировано нормой права, с другой – это общественное отношение, возникающее в результате воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. При кажущемся принципиальном различии, оба подхода обладают одним общим выводом: правоотношение – это специфический результат воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Это дает основание сделать другой принципиальный вывод, что правоотношение есть форма осуществления права, а не форма права; оно является средством регулирования общественных отношений, а не их регулятором (таковым остается норма права); правоотношение включает управомоченное и обязанное поведение, а не оставляет его за своими пределами.

Как разновидность правовых отношений в целом административно-процессуальные отношения:

а) возникают (создаются) исключительно только на основе норм права при наличии, конечно же, правосубъектности и юридического факта;

б) представляют собой закрепленную в норме права
юридическую связь между субъектами, наделенными
определенными юридическими обязанностями, правомочиями;

в) реализуются (исполняются, соблюдаются) с по
мощью весьма обширного арсенала мер государственного воздействия, имеющихся в сфере деятельности
публичных   органов   исполнительной   власти   РФ   и
субъектов РФ.

Административно-процессуальные отношения, так же как и материальные административно-правовые отношения:

носят управленческий характер, реализуют нормы административно-процессуальной деятельности;

являются процессуальными;

возникают только при наличии административно-процессуальных норм (отсутствие материальной нормы ведет к беспредметности административно-процессуального правоотношения, а отсутствие процессуальной нормы вообще не позволяет возникнуть соответствующему правоотношению);

регулируют отношения «динамичного» характера.

Административно-процессуалъные правоотношения — регламентируемые правом отношения, складывающиеся в трех сферах деятельности (административно-процессуальная деятельность; административные процедуры; административное судопроизводство) по поводу разрешения индивидуально-конкретных (управленческих) дел правонаделительными субъектами публичных органов исполнительной власти и административно-юрисдикционными органами (судьями, должностными лицами).

Сущность административно–процессуального правоотношения.

В отечественной правовой литературе наиболее распространенным является взгляд, согласно которому содержанием правоотношения следует считать правомочия и юридические обязанности субъектов этих отношений. Высказывалось также мнение, что содержанием административно-правовых отношений является реализация задач управления в областях народного хозяйства и культурно-политической деятельности органов управления.

В каждом правоотношении необходимо различать содержание троякого рода: материальное, волевое и юридическое.

К материальному относится то общественное отношение, которое им закрепляется. Материальное содержание правоотношения предопределяет его волевое содержание. В свою очередь волевое содержание правоотношения закрепляется при помощи его юридического содержания, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников.

Если материальным содержанием административно-правового (материального) отношения является закрепляемое им фактическое общественное отношение, то материальное содержание административно-процессуального правоотношения оказывается более сложным: его составляет не только фактическое общественное отношение, закрепляемое материальным административно-правовым отношением, но и само это материальное правоотношение.

Административно-процессуальное правоотношение является, таким образом, второй стадией реализации фактического общественного отношения, опосредованного материальным правовым отношением.

Юридическое содержание любого правоотношения, в том числе и административно-процессуального, имеет волевую природу. Оно проявляется, прежде всего в том, что возникновение, изменение и прекращение правовых отношений в обществе связано с действием правовых норм — определенных общих правил волевого характера.

Волевой элемент заложен в каждом правоотношении и проявляется в поведении участников правоотношения.

Применительно к административно-процессуальным правоотношениям как отношениям управленческим можно сказать, что их материальное содержание отражает особенности той среды государственного управления, в которой они существуют. В данном случае как материальное, так и процессуальное административно-правовое отношение практически возникает в одной из трех областей функционирования органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: экономической, социально-культурной и административно-политической.

Основания классификации административно–процессуальных правоотношений.

Существование многочисленных и разнообразных административно-процессуальных правоотношений, отличающихся друг от друга по своему материальному содержанию, областям возникновения, структуре и т.д. делает актуальной задачу их научной классификации.

Административно-процессуальные правоотношения классифицируются по следующим основаниям: 1) по содержанию; 2) по видам административного производства; 3) по отраслевой принадлежности корреспондирующих материальных правоотношений; 4) по соотношению прав и обязанностей их участников.

1. Деление административно-процессуальных правоотношений по содержанию является комплексным. Во-первых, определенная группа отношений, регулируемых административно-процессуальным правом, подобно соответствующим административно-правовым материальным отношениям, носит общий характер. Такого рода отношения складываются, например, при поступлении гражданина на государственную службу. Другие группы отношений, складываются, например, в определенных отраслях государственного управления и административно-правового регулирования — промышленности, строительстве, образовании, здравоохранении, внутренних дел, обороны и др.

2. Деление административно-процессуальных правоотношений по видам административных производств отражает сложную структуру административного процесса. По этому классификационному признаку административно-процессуальные правоотношения подразделяются на:

а) отношения, возникающие в производстве по принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

б) отношения, возникающие в производстве по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;

в) отношения, возникающие в производстве по административно-правовым жалобам и спорам;

г) отношения, возникающие в производстве по делам о поощрениях;

д) отношения, возникающие в производстве по делам об административных правонарушениях;

е) отношения, возникающие в производстве по дисциплинарным делам в сфере государственного управления;

ж) отношения, возникающие в регистрационном производстве;

з) отношения, возникающие в лицензионном производстве;

и) отношения, возникающие в исполнительном производстве.

3. По отраслевой принадлежности материальных отношений административно-процессуальные правоотношения делятся на:

а) отношения, имеющие своей целью реализацию административно-правовых материальных отношений;

б) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами гражданского права;

в) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами российского трудового права;

г) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами финансового права;

д) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами семейного права;

е) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами земельного права и т.д.

4. По соотношению прав и обязанностей участников административно-процессуальных правоотношений последние делятся на горизонтальные, вертикальные и диагональные правоотношения.

Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами, друг другу не подчиненными, находящимися на одном и том же правовом уровне. Возможность возникновения подобного рода отношений предусматривается некоторыми нормативными актами. Так, например, Правила подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г., предусматривают возможность подготовки и принятия актов совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти (п. 6 Правил).

Вертикальные административно-процессуальные правоотношения характеризуются различным с точки зрения правового статуса положением их участников.

Диагональные административно-процессуальные правоотношения имеют черты сходства с вертикальными. Различие состоит в том, что диагональные административно-процессуальные правоотношения складываются между выше- и нижестоящими субъектами, входящими в различные системы органов исполнительной власти. Так, например, в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. Госгортехнадзор вправе давать обязательные для исполнения предписания поднадзорным предприятиям различных отраслей народного хозяйства, подчиненным соответствующим ведомствам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72736. Исследование влияния состава воздуха на здоровье населения города Омска 138.5 KB
  Город Омск – один из крупнейших городов азиатской части России с населением более 1,1 млн. человек. В процессе своей жизнедеятельности город, как и любой другой крупный населенный пункт, производит значительное количество веществ, загрязняющих окружающую среду: воздух, водные объекты и территорию.
72738. Английский язык – визитная карточка современного человека 152 KB
  Значение английского языка как языка межкультурной коммуникации и международного языка имеет в настоящее время неоспоримую значимость. Вся современная мировая общественность общается на английском языке, поскольку наибольшая часть коммуникаций самого различного характера...
72740. Возможности исследовательской работы в детском объединении художественно-эстетического направления (на примере детского театра моды «Виктория») 89 KB
  Детский театр моды –- форма работы с детьми в дополнительном образовании предполагающая интеграцию декоративно-прикладной художественно-эстетической и театральной деятельности детей. Главным результатом работы в объединении конечным продуктом совместной деятельности является создание коллективной коллекции.
72743. Исторический вечер «России верные сыны» 127.5 KB
  Сценарий составлен таким образом, что его можно проводить как в классе, так и в актовом зале школы как внеклассное или школьное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года. Форма музыкально-поэтической композиции с элементами театрализации способна увлечь и заинтересовать учеников, проявить свои актёрские и поэтические таланты.
72744. Исследование жизни божьих коровок 40 KB
  1 слайд «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба!» - кто из нас не приговаривал так, посадив на палец этого красивого жучка? И крошка, добравшись до кончика пальца, улетала. Куда? Чем она занимается? Сейчас мы постараемся ответить, на эти и другие вопросы о божьей коровке.