89192

Эссе К.С. Льюиса «Человек отменяется или мысли о просвещении и воспитании, особенно же о том, как учат английской словесности в старших классах»

Реферат

Логика и философия

Выводимы ли нравственные правила Доказуемы ли Относимы ли к сфере чувств Являются ли иррациональными Что Льюис понимает под Дао Какие изменения ценностей возможны Имеет ли смысл вопрос о происхождении Дао Чем грозит отвержение Дао III. В Древнем Китае называли нечто великое словом дао.

Русский

2015-05-10

71 KB

0 чел.

Сибирский Государственный Университет

Телекоммуникаций и Информатики

Кафедра философии и истории

Реферат

На тему: эссе К.С. Льюиса «Человек отменяется или мысли о просвещении и воспитании, особенно же о том, как учат английской словесности в старших классах»

Выполнил:

Проверил:

Новосибирск, 2012

Вопросы

I. Человек бесчувственный

  1.  За что критикует К. Льюис авторов одного из английских учебников для старших классов? Какие следствия имеют взгляды данных авторов?
  2.   Какая мыслительная традиция в понимании отношения человека и мира предшествует современности? Поясните высказывания Шелли, Трэерна, Августина, Аристотеля.
  3.  Каковы преставления о мироздании в Индии, в Древнем Китае? Что общего между ними?
  4.  Каково соотношение чувства (сердца) и разума по Льюису?

II. Путь

  1.  Как Льюис опровергает тезисы: «Ценно то, что полезно для общества», «Ценно то, что делается, если следовать инстинкту», «Ценно то, что подчинено разуму» (разум здесь понимается как способность делать выводы из констатации факта: «это спасет людей, следовательно, я это сделаю», «это погубит меня, следовательно, я этого не сделаю»).
  2.  Выводимы ли нравственные правила? Доказуемы ли? Относимы ли к сфере чувств? Являются ли иррациональными?
  3.  Что Льюис понимает под «Дао»? Какие изменения ценностей возможны? Имеет ли смысл вопрос о происхождении «Дао»? Чем грозит отвержение «Дао»?

III. Человек отменяется

  1.  Что означает «победа над природой»?
  2.  Если высокие понятия – чистая условность, мираж – то что тогда? Каковы следствия из принципа «Я хочу»?
  3.  Ко всем ли предметам можно подходить количественно? Почему дурно снизить себя на уровень природы?
  4.  Какой должна быть наука, по мнению Льюиса? В чем сходство науки и магии? В чем отличие? Верна ли идея бесконечного и одномерного прогресса? Почему?

  1.  Человек бесчувственный

  1.  За что критикует К. Льюис авторов одного из английских учебников для старших классов? Какие следствия имеют взгляды данных авторов?

«Прежде чем рассуждать, какие плоды может принести этот небольшой отрывок, мы должны объяснить и опровергнуть одну простую ошибку, в которую впали Кай и Тит. С любой точки зрения, даже их собственной, человек, говорящий: «Какое величие!» - никак не имеет в виду, что у него какое-то «чувство величия»…Тем самым фраза «Какое величие!» свидетельствует прежде всего о смирении…»

«Школьник, прочитавший приведенные выше слова, должен сделать два вывода: все оценочные высказывания эти практически пусты, так как субъективны и не дают объективной характеристики. Школьник воспринимает не догму или систему, а некое мнение, которое принесет плоды через десять лет; он не вспомнит где о нем читал, оно всосется в душу и определит его позицию в споре, когда он и знать не будет, что идет какой-то спор…Намеренно или нечаянно они не заметили другого: если воспользоваться их методом, можно высмеять самую лучшую поэзию и прозу, говорящую нам о тех же чувствах…Кай и Тит, ничего не поведав о литературе, ловко вырезали кусок из его души, пока он слишком молод, чтобы сопротивляться.».

Авторы учебника – Кай и Тит – убеждают школьников в том, что люди, произнося  «Какое величие!» или что-то похожее, думают, что сообщают что-то важное о явлении или предмете, определяют его, а на самом деле говорят только о собственных чувствах. И если мы говорим лишь о субъективной оценке, то наши слова не имеют смысла. К этой мысли ведут нас авторы. Они считают что нет ни какой связи между разумом и чувствами.  И говорят что разум надо укрепить через подавление чувств.

Льюис же критикует эту позицию – разум связан с чувствами, разум ими управляет. Истинные чувства всегда согласованы с разумом.

  1.  Какая мыслительная традиция в понимании отношения человека и мира предшествует современности? Поясните  высказывания Шелли, Трэерна, Августина, Аристотеля.

«Станешь ли ты праведным – спрашивает Трэерн – пока не воздашь должного тому, что тебя окружает? Все создано для тебя, ты же создан, чтобы оценить каждое создание Божье согласно его истинной цене».

«Августин определяет добродетель как ordo amoris – справедливую, сообразную истине иерархию чувств, воздающих каждому творению столько любви, сколько оно заслуживает».

«Согласно Аристотелю, цель воспитания в том, чтобы ученик любил и не любил то, что должно».

«…Шелли, сравнивая чувства с эоловой арфой, говорит, что они отличаются от арфы, ибо могут настраиваться в лад с ветром, рождающим звуки…»  Шелли имел в виду, что чувства (человеческая душа) сами настраиваются на истину.

Все философы говорят, что человек должен любить и не любить то, что следует. «Детеныш» не может с самого начала дать правильных ответов, необходимо, чтобы он повзрослел, созрел, получил представление об окружающем мире. А для того, чтобы этот, уже способный сознательно мыслить и анализировать, смог найти основания этики, необходимо его правильно воспитать.

 Каковы преставления о мироздании в Индии, в Древнем Китае? Что общего между ними?  

В Индии «rita» является порядком мироздания, высшей истиной.  ««rita», то есть праведность, правильность, миропорядок». Индийские философы говорили, что боги подчиняются «rita».

В Древнем Китае называли нечто великое словом «дао». Дао – это суть мироздания; путь, по которому движется мир, то есть, опять же, миропорядок. Но это и путь, по которому должен двигаться человек. Они оба являются первоначалом и первопричиной всех вещей.

Неважно как  назван порядок мироздания, в Древнем Китае, в Индии, но как и «дао», так и «rita», являются объективной ценностью, т.е. они не зависят в своем существовании от человека.

  1.  Каково соотношение чувства (сердца) и разума по Льюису?

Авторы книжки Кай и Тит считают, что мир то и дело «бьет на чувства», и делают вывод отсюда, что человек не должен поддаваться чувствам, а должен быть разумным. Они выводят отсюда, что нужно укреплять ум, а следовательно подавлять чувственность. Ум и разум разделены.

Льюис говорил: «На одного ученика, которого надо спасти от сентиментальности, приходится минимум три, которых надо спасать от бесчувственности… единственное спасение от ложных чувств – чувства истинные».

По Льюису чувства могут быть истинными и ложными. Истинные чувства – это чувства, которые согласованны с разумом, при этом разум направлен на истину. Чувства ложные – это чувства, которые не согласованны с разумом и разум не направлен на истину. Разум и чувства связаны между собой; разум призван управлять чувствами.

 

II. Путь

  1.  Как Льюис опровергает тезисы: «Ценно то, что полезно для общества», «Ценно то, что делается, если следовать инстинкту», «Ценно то, что подчинено разуму» (разум здесь понимается, как способность делать выводы из констатации факта: «это спасет людей, следовательно, я это сделаю»;      «это погубит меня, следовательно, я этого не сделаю»).

Тезис 1:«Ценно то, что полезно обществу». Для авторов ценностями являются удобство, удовольствие, польза – так называемые «реалистические» ценности. Они отвергают «дао» во имя биологических ценностей, но без «дао» они ни на чем не стоят. Можно сказать, что жертва собой ради других – польза обществу. Но в этом случае подразумевается, что одни должны умереть ради других. Но почему именно они должны приносить в жертву свои жизни? Призывы к совести, справедливости и чести исключены изначально. Они и отрицают чувствительность, набожность или сексуальные запреты, чтобы дать место под солнцем ценностям "реалистическим".  

Тезис 2: Ценно то, что инстинктивно. Действуя инстинктивно, можно сразу отбросить такие чувства как честность, справедливость, так как никакой инстинкт не скажет нам, что они необходимы. Мы действуем согласно принципу «Я хочу» и больше нас ничего не интересует. Инстинкт – это что-то неведомое. «Птица находит дорогу благодаря инстинкту». Но как? Инстинкт указывает на желание, а не на путь к нему. И поэтому верность слову и осознанные действия находятся за пределами инстинктивного действия.

Тезис 3: Ценно то, что разумно. Из фразы «Это спасет людей» ни в коем случае не следует: «Значит, я это сделаю». Тут необходимо промежуточное звено: «Людей спасать нужно». Однако из фразы «Но ты же погибнешь!» тоже не следует: «Значит, этого делать не надо»; подразумевается промежуточное звено: «Мне гибнуть нельзя».  Эти звенья – не заблуждение, подсказанное чувство, а разумность, в том смысле, что согласована с «дао».  

Кай и Тит выводят суждения из причинно - следственной связи, делают выбор на основе расчета. Тем самым они отвергают «дао».

Выводимы ли нравственные правила? Доказуемы ли? Относимы ли к сфере чувств? Являются ли иррациональными?

Нравственные правила  не выводимы, недоказуемы, они содержатся в «дао» и больше нигде.

Мы  вправе отнести их к сфере чувств, но при этом придется отказаться от противопоставления к этой сфере "истинных" или "разумных" ценностей. При таком подходе в ней окажутся любые ценности, чувства не только субъективны, иначе ценностная система немедленно распадается.  Мы вправе  отнести их к сфере разума, ибо они так разумны, что не требуют и не допускают доказательств. Но тогда слова "я должен" вполне осмысленны, хотя и не поддаются логическому обоснованию. Нравственные правила не относимы к сфере чувств, так как чувства согласуются с принципом «Я хочу», а «дао» с принципом «Я должен». Нравственные правила являются иррациональными так, как они неподвластны объяснению разума.

Что Льюис понимает под «Дао»? Какие изменения ценностей возможны? Имеет ли смысл вопрос о происхождении «Дао»? Чем грозит отвержение «Дао»?

«Дао» - это вся система ценностей. «Дао» может изменяться. Но эти изменения могут происходить только изнутри. Дао сравнивается со стволом дерева, а система ценностей – с ветвями. Изменение изнутри подразумевает то, что можно изменить всю систему ценностей, но самой сути (Дао) не изменять. Те, кто понимает закон, могут его менять в его же духе».

Современному уму известно, что «дао» сложилось в умах наших предков под воздействием экономических или физиологических факторов.

Отвергнув «дао», мы утратим все ценности. Человек возомнит себя в силах обрести власть над всем. Человек перестанет быть человеком.

III. Человек отменяется

  1.  Что означает «победа над природой»?

«…Так называемая победа человека над природой означает, что одни люди распоряжаются другими при помощи природы».

С каждым столетием человечество узнает все больше о мире, в котором живет. Появляется новая техника, открываются до сих пор неизвестные закономерности.  «Победа над природой» означает отсутствие каких-либо тайн – абсолютное познание окружающего мира. Мы используем  некие плоды науки, потому что кто-то дал нам на это право. Но на самом деле таким путем человек обретает власть не над природой, а над человеком.

Даже, если все эти достижения будут использоваться во благо людям, то в любом случае это означает власть более старших поколений над более поздними. Тогда каждое следующее поколение будет слабее предыдущего.  «Какие бы поразительные механизмы ни дали мы им, мы, а не они уже решили, как эти механизмы использовать».

Эти человекоделы имеют две особенности: они вне «дао»; они оснащены самой лучшей техникой, сводят человека к телу и психике и считают, что они его постигли. Когда же они ощутят, что обладают властью, то скорее всего будут внушать следующим поколениям вовсе не «дао», а ту систему ценностей, которую сочтут «полезной обществу».

  1.  Если высокие понятия – чистая условность, мираж – то, что тогда? Каковы следствия из принципа «Я хочу»?

Человекоделы удачливого века будут оснащены самой лучшей техникой. Они сводят человека к телу и психике и считают, что они его постыли. Они вне или выше «Дао» (Бога) – не существует ничего объективного,  и внушают ту искусственную систему ценностей, которую сочтут полезной. Они не люди так, как они имеют принадлежность на  право решать, каким быть человеку.

По отношению к обществу, где властью обладают человекоделы, слова «плохой», «хороший», понятие помощи, чувство долга не имеют никакого смысла, т.к. смысл этих слов не объективен, а зависит от самих людей. У человекоделов нет стимула, вкладывать высшие ценности в следующие поколения, потому что они сами не живут в соответствии с ними, не верят, не признают «Дао». И эти «новые» люди – предметы, изделия, выточенные по образцу некоего меньшинства. «Победив природу, человек отменил человека». Если человек отказывается от своей свободы, то низводит себя на уровень объекта. Объект поневоле безличен. Человекоделы – они безличны.

У человекоделов нет чувства долга, которое должно быть у человека, остается только «я хочу». У тех, кто стоит вне «Дао», нет никакого основания, для выбора  между своими желаниями. Победа будет за более сильным. Однако нет в истории человека, который, обретя власть, творил бы только добрые дела. Отсюда виден парадокс: когда человек победит природу, природа сможет отпраздновать победу над человеком.

                

  1.  Ко всем ли предметам можно подходить количественно? Почему дурно снизить себя на уровень природы?

Крупные ученые не уверены, что к каким-либо предметам можно подходить только лишь количественно. Мир природы – это мир количества, мир объектов, которые полностью развернуты во времени и пространстве. Поэтому к природе мы подходим количественно, а не качественно. «Мы снижаем что-либо до уровня природы, чтобы победить». Но на самом деле это не так. Снижая себя до уровня природы, мы фактически снижаем себя до уровня объекта. Объект поневоле обезличен. Поэтому дурно снижать себя на уровень природы. Пока человеку кажется, что выгод больше, чем потерь, но стоит ему перевести на уровень природы самого себя, (т.е. человек привык считать, что он выше природы и поэтому если человек встанет на уровень с природой, то он окажется ниже человека),  как все изменится.  Выгода потеряет смысл: «…тот, кто должен был выгадать, принесен в жертву».

«Без догмата объективной ценности невозможна никакая власть, кроме тирании, и никакое подчинение, кроме рабства».

  1.  Какой должна быть наука, по мнению Льюиса? В чем сходство науки и магии? В чем отличие?  Верна ли идея бесконечного и одномерного прогресса? Почему?

Автор говорит, что интерес к магии и интерес к науке родились одновременно, один из них умер, а другой выжил, но в целом они похожи словно близнецы. Их родила одна и та же тяга – тяга к знаниям. К. Льюис отмечает, что некоторыми учеными того времени действительно вела тяга к знаниям, но она была не единственной. Старинные мудрецы думали о том, как сообразовать потребности души с реальностью, и продуктами этих раздумий были знания, добродетель. Магия же и прикладная наука размышляют, прежде всего, о своих желаниях и как их удовлетворить, как подстроить под них реальность. Плодами их деятельности является все более совершенная техника, с помощью которой можно делать многое, в том числе то, что противоречит высшим ценностям. «Быть может нельзя сказать, что новая наука родилась смертельно больною, но можно и нужно сказать, что она родилась в исключительно нездоровой среде».

Отличие в том, что в дальнейшем магия стремилась к могуществу, а науку – к истине.

Наука должна помнить, что предмет ее изучения – не мир как он есть, а некоторая абстракция. Другая наука будет рассматривать инстинкт в свете «дао», а не сводить «дао» к этим инстинктам. Она будет объяснять, исследовать, но, не причиняя вред, не уничтожая. Магия же связана со сверхъестественными силами и стремиться поработить реальность человеческим желаниям.

 В современной жизни мы много пользуемся числами и привыкаем к  представлению любого движения в виде числового ряда, подчиняющегося математическим законам. Но такой подход не учитывает, что, разбивая это движение на части, мы можем получить неравнозначные, несоизмеримые ступеньки. Отречение от «дао» -  именно такая ступень. Пока мы не вышли за пределы «дао», мы вправе говорить, что человек владеет собой, и это означает, что он подчиняется нравственным правилам. Но стоит нам перешагнуть границу, и мы теряем это право. Никаких человеческих свойств для нас уже нет.  Пока мы до нее не дошли, все научные достижения будут приносить пользу, некоторое благо, хоть мы и платим за него немалую цену. Но невозможно постоянно повышать эту цену. Мы не должны «видеть насквозь», мы должны увидеть за этим нечто, т.е. мы должны увидеть саму суть.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28926. Смутное время, его причины и последствия 28 KB
  Это первая в истории России гражданская война В апреле 1605 года царь Борис Годунов умер трон перешел к его сыну Федору В июне 1605 года Лжедмитрий с огромным войском вступил в Москву. Лжедмитрий 1 щедро раздавал деньги и земли дворянству чтобы заручиться его поддержкой был деятельным и энергичным. Шуйским подняли народ против поляков Лжедмитрий 1 был убит. В 1607 году появляется новый самозванец Лжедмитрий II личность которого так и не была установлена.
28927. Приход к власти в России царской династии Романовых. Становление российского абсолютизма 28.5 KB
  21 февраля казаки ворвались на заседание Земского собора и потребовали избрать царем 16летнего Михаила Федоровича Романова сына патриарха Филарета родственника царя Федора Ивановича. Избрание Михаила не было случайностью: один из бояр писал что Михаил молод разумом еще не дошел и будет нам удобен; отсутствие у Михаила ярких талантов жесткого характера устраивало всех: страна устала от жестокости и хотела осторожной политики; избрание Михаила обещало всеобщее согласие и спокойствие; царская власть опять становилась...
28928. Причины и основные этапы установления крепостного права в России 22.25 KB
  Причины и основные этапы установления крепостного права в России Крепостничество представляет собой любую зависимость крестьян от землевладельца запрет менять прописку и хозяина. установившая правило €œЮрьева дня€ осенний праздник представляющий собой определенный и очень ограниченный срок перехода крестьян к другому землевладельцу после расчета с прежним. вводятся €œзаповедные лета€ в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян.
28929. Петровская модернизация России, ее особенности и значение для дальнейшего развития страны 38 KB
  Это был верховный орган управления страной состоящий из девяти человек назначаемых царем. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления. была изменена система местного управления. Главную роль в системе управления играл царь Петр I.
28930. Внешняя политика Петра I. Становление Российской империи 29.5 KB
  Внешняя политика Петра I. Во внешней политике Петра I можно выделить 4 основных события: Азовские походы Великое посольство Северная война Каспийский поход. Однако уже в 1696 предварительно создав эскадру из 2 крупных кораблей 23 галер и более чем 1000 барок вдвое увеличив и оснастив армию Петр взял Азов и тля удержания захваченных земель приказал возвести крепость Таганрог. Весной 1697 посольство из 250 человек среди которых под именем Петра Михайлова был и царь отправилось в Европу.
28931. Дворцовые перевороты (1725—1762) 45 KB
  со смерти Петра I в России начинается эпоха дворцовых переворотов смена царствующих особ которая сопровождалась ожесточенной борьбой между различными группировками придворной знати. Старая знать Голицыны Долгоруковы выступала за царевича Петра сына Алексея. возвела на престол жену Петра Великого Екатерину I. Незадолго до смерти она выбрала своим преемником 12летнего царевича Петра сына убитого царевича Алексея.
28932. Россия в эпоху дворцовых переворотов 27 KB
  Среди претендентов на престол были: Екатерина – жена Петра I муж дочери Петра Анны герцог Гольштейн –Готторпский вторая дочь Петра I Елизавета внук Петра I Петр Алексеевич сын убитого царевича Алексея и наконец племянница Петра I Анна Иоанновна дочь Ивана Алексеевича брата царя. Спасло ее лишь воцарение Петра III в России. Сделав ставку на его жену Екатерину Орловы при помощи гвардии свергли Петра III позже он был €œслучайно€ убит в Ропше.
28933. Реформы Екатерины II. Государственное управление. Уложенная комиссия 35.5 KB
  Екатерина хотела претворить в жизнь идеал философа на троне который был весьма распространен во второй половине XVIII в. Екатерина отвергла проект создания Совета увидев в нем попытку ограничить самодержавную власть но при этом понимала что реформа государственного управления необходима. Тем самым Екатерина ослабила Сенат превратив его из законодательного в простой административный орган. Екатерина провела вторую секуляризацию монастырских земель забрав их в казну.
28934. Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II 25 KB
  Население России увеличилось к концу XVIII до 36 000 000 человек. В условиях веянья идей этих философов в России строилась законная самодержавная монархия. Кроме того в условиях отмирания крепостного права в Европе в России оно лишь усилилось. Целью было реформирование законодательства России но когда был затронут крестьянский вопрос комиссию распустили.