89193

Технологии содействия развитию ценностно-мотивационной сферы подростков

Реферат

Психология и эзотерика

Ценности являются одним из источников мотивации поведения. В процессе совместной деятельности складываются групповые ценности. Если испытуемый работает с карточками то он должен разложить все ценности в порядке значимости для себя сначала выбрав наиболее важную затем из оставшихся самую важную...

Русский

2015-05-10

27.49 KB

6 чел.

Технологии содействия развитию ценностно-мотивационной сферы подростков

Наиболее простая и понятная схема развития человека:
жизненный цикл включает в себя три переходных периода:
1) изменение биологического и социального статуса при переходе от грудного возраста к детскому.
2) превращение детей во взрослых.
3) переход взрослого возраста в старческий.

Мы переживаем по поводу того, что теряем часть достижений предыдущего периода, и при этом не уверены, что в полной мере доросли до требований новой фазы жизненного цикла и сможем научиться всему необходимому для того, чтобы справиться с новой реальностью. В каждый переходный период мы переживаем внутренний конфликт между потребностью развиваться и желанием оставить все, как было раньше, в старые добрые времена. И поскольку наше реальное положение не соответствует статусу, к которому мы стремимся, то наше самоуважение находится под угрозой. Подростковый кризис, сопровождающий переход от детства к взрослой жизни, проходит наиболее остро, так как в этом возрасте дети впервые начинают осознанно постигать и определять весь потенциал своей личности, создавать свой образ «Я», не имея при этом возможности соотнести его с уже сформировавшимся представлением о себе, как это могут в последующих кризисных ситуациях делать взрослые. Каждый подросток неизбежно сталкивается с жизненными трудностями, вынуждающими его решать определенные задачи:

1) Развитие большой независимости. (необходимо научиться самостоятельно принимать решения; пересмотреть и расширить свою систему ценностей и соотнести ее с важнейшими целями общества; найти, помимо родителей, новые источники личного и профессионального признания, например, среди сверстников, учителей, других взрослых; научиться ставить реалистичные цели в учебе и работе. Подросток должен научиться справляться со всевозможными трудностями, мириться с многочисленными противоречиями собственного положения, самокритично судить и оценивать себя, отказаться от снисхождения, проявляемого по отношению к детям).
2) Развитие готовности постепенного взросления, осознание своего личного потенциала.
3) Постановка долгосрочных целей в личной и профессиональной жизни, непосредственный и уверенный путь к ним.
4) Руководствоваться собственным мнением и собственной ответственностью. (подростковый возраст — это не только время переживания кризиса, но и время повышения собственной самооценки. Как в кризисе раннего детства актуальными становятся проблемы зависимости и независимости, самоутверждения и подчинения. Все взрослые, работающие с подростками, должны четко представлять, что процессы развития у них происходят не сами по себе, а под влиянием требований значимых близких людей и референтной (эталонная) среды. «Привыкай к тому, что ты сам за себя отвечаешь, что ты должен суметь на определенном этапе сам себя прокормить. Развивай с этой целью все свои способности». Чтобы удовлетворить этим требованиям, подросток должен снизить для себя значимость родителей и ослабить внутренние связи с ними. Новые ориентиры он находит вне семьи: в школе, среди одноклассников и учителей, среди сверстников, с которыми он общается в свободное время. При этом происходит примерка перенятых у родителей жизненных норм и проверка их применимости. В дальнейшем подросток либо отказывается от них, либо изменяет или расширяет их. В связи с этим психологические интерактивные упражнения чрезвычайно способствуют развитию подростков. Благодаря тому, что важные жизненные вопросы поднимаются в кругу сверстников, при этом обсуждаются различные случаи, мнения и цели, у подростка появляется возможность сравнить свою точку зрения с позицией других. Он не только сталкивается с привычными и понятными ему взглядами, но и получает возможность спросить себя: что еще возможно в этой ситуации, что применимо в жизни, что я хочу, и что я могу?

Понятие ценностно-мотивационной сферы

Система ценностей человека занимает важное место в структуре личности. Ценности являются одним из источников мотивации поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида.

Ценностные ориентации:

1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней;

2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения социального опыта.

Проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции. В процессе совместной деятельности складываются групповые ценности. Совпадение важнейших ценностей членов группы обеспечивает ее сплоченность.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича. В основе методики – принцип ранжирования списка ценностей. (Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на карточках, либо на листах бумаги в алфавитном порядке. Если испытуемый работает с карточками, то он должен разложить все ценности в порядке значимости для себя, сначала выбрав наиболее важную, затем из оставшихся самую важную и т.д. если он работает со списком, то должен присвоить каждой ценности порядковый номер в порядке значимости для себя (1 – наиболее важная, 2- немного менее важная и т.д., 18 – наименее важная). Испытуемый ранжирует ценности сначала из одного списка (терминальные ценности), затем из другого (инструментальные ценности).
М.Рокич различал два класса ценностей:

1)терминальные ( ценности-цели, т.е. то, к чему человек стремится. К терминальным, например, относятся такие ценности, как «здоровье», «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание», «развлечения», «счастливая семейная жизнь» и др.)

2)инструментальные ( ценности-средства, т.е. предпочтительный образ жизни или способ действия в какой-либо ситуации. К инструментальным относятся такие ценности, как «воспитанность», «высокие запросы», «жизнерадостность», «образованность», «ответственность», «терпимость» и др. могут группироваться в: этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности; альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.)

(важно проанализировать соответствие предпочтительных ценностей-целей и ценностей средств. Так, например, на профконсультации девушка просит психолога оказать ей помощь в выборе профессии; основное требование – чтобы профессия была ей интересна. Но при выполнении методики М.Рокича оказывается, что на первом месте у нее ценности семьи, а ценности профессиональной реализации где-то на одном из последних мест. Также проведенное нами исследования на группе девиантных подростков показало, что их ценности-цели во многом совпадают с ценностями-целями благополучных подростков. На первых позициях в обеих группах была «материально обеспеченная жизнь». В остальном были обнаружены различия. У девиантных подростков на одном из первых мест стоит «развлечения»,  а в группе благополучных – «интересная работа». Кроме этого, в группе благополучных подростков в иерархии ценностей-средств (с помощью которых они предполагают достигать поставленные цели) «образованность» оказалась на одном из первых мест,  а у подростков с нарушениями поведения «образованность» стоит где-то в конце списка, а наиболее ценной является – «жизнерадостность». Таким образом, сравнительный анализ показывает, что в большинстве своем подростки (как благополучные, так и с нарушениями поведения)  хотели бы иметь материально обеспеченную жизнь. Но благополучные предполагают, что этой цели они достигнут, получив хорошее образование, а девиантные -  что это благополучие им «свалится с неба», пока они будут приятно проводить время.)

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время мотивация трактуется по-разному.
1) совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение
2) совокупность мотивов
3) побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.
4) процесс психической регуляции конкретной деятельности
5) процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение,
направление и способы осуществления конкретных форм деятельности
6) совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность

Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям.
1) Рассмотрение мотивации со структурных позиций - как совокупность факторов или мотивов. (согласно схеме Е.Н. Ильина, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения.)
2)мотивация не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. (Л. Дэкерс считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н.Леонтьев), т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ)

Мотив (от франц. motiver двигать, быть источником движения, управлять или побуждать) — это любой внутренний, психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность.

Мотив в отличие от мотивировки - реально действующий, действительный источник поведения. Мотивировка -  объяснение поведения, предложенное человеком. Мотивировка поведения может как совпадать, так и расходиться с его реальным мотивом. Совпадение мотива и мотивировки наблюдается тогда, когда, во-первых, человек осознает мотивы своего поведения, во-вторых, готов их раскрыть и открыто признать.

Психологические функции мотива:
1)реальное побуждение к деятельности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически.
2)придание направленности производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Это функция управления активными процессами, приведения к запланированному результату. Деятельность направлена на свой предмет, которым, по А.Н. Леонтьеву, и выступает мотив.)
3)смыслообразование (понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл рождается в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл — это ответ на вопрос: зачем, для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? В развитой личности такой вопрос может оказаться решающим. Поэтому смыслообразующая функция мотива становится психологически главной. Человека называют существом, ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает. Деятельности не будет как таковой, хотя нереализованный мотив останется.)

Различие мотивов:
1. по потребностям, которым они отвечают(мотивы высшие, низшие, материальные, духовные.)

2. по форме отражения предмета потребности.( непосредственный чувственный образ, образ памяти, воображения. Мотив - нравственное понятие, представление, идеал, ценностная ориентация.)

3. По степени обобщения предмета (широкие и узкие, по времени существования и действия — кратковременными, долговременными. Каждая реальная человеческая деятельность подчиняется не одному мотиву, а нескольким. В результате происходит расщепление, распределение функций между мотивами.)

4. по степени участия в них сознания.(осознанные, неосознанными, «понимаемыми», реально действенными.)

Мотивационную сферу человека можно оценивать по
1)широте (качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера)
2)гибкости (для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.)
3)иерархизированности. (Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.)

Происхождение мотивационной сферы человека по А.П. Леонтьеву.

Согласно его концепции, она имеет свои источники в практике. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы - отношения изоморфизма (взаимное соответствие, основа динамических изменений -  развитие системы деятельностей.)

концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека, показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями.

социальные факторы развития мотивационной сферы подростка по В.К. Вилюнасу:
1)родители, сотрудники образовательных учреждений, все взрослые. «Наиболее прямо за формирование определенной мотивационной направленности отвечают школа, средства массовой информации, искусство, общественные организации, правоохранительные органы; фактически от этой функции не освобожден ни один социальный институт или конкретный человек»

Важнейший социальный институт- семья, где формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе. Семья - первый воспитательный институт, где закладываются основы нравственности ребенку, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества ребенка как личности.
Если положение ребенка в семье ненормальное, тогда школа может и должна как-то компенсировать эту духовную ущербность, чтобы ребенок вопреки семейным отношениям вырос хорошим человеком, здоровой, культурной личностью.

Важное влияние на формирование социально-познавательной мотивации подростка оказывает интимно-личностное общение со сверстниками (ведущая деятельность данного возрастного периода). В.К. Вилюнас говорит, что подросток в группе своих сверстников и вместе с ними отстаивает некоторое право на самостоятельное, не задаваемое целиком извне мотивационное развитие. Ценности взрослых, литературные образцы, житейские нормы подвергаются в подростковых группах обсуждению, пересмотру и обыгрыванию, и те из них, которые такое испытание выдерживают, становятся «своими», активно отстаиваемыми и распространяемым. Общение подростков носит характер «активного взаимовоспитания и обеспечивает согласованное развитие их мотивационных отношений»

А.К. Дусавицкий - коллектив класса основная референтная( эталонная) группа для сверстников, следовательно, подлинная воспитательная среда.

2)культура общества, где живет человек (специфика потребностей зависит от культурной принадлежности.)

Фактор дисгармоничного развития мотивационной сферы подростка- неблагополучие семьи.( отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование направленности личности, ее мотивов, которое проявляется в виде разного рода поведенческих отклонений. - конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности неполные), семьи, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков.) В неблагополучной семье ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей: недостаточная забота, неправильный уход и питание, жестокое обращение (физическое и сексуальное насилие), игнорирование душевного мира и переживаний. Поскольку у подростка еще не окрепла психика и отсутствует достаточный жизненный опыт – царящая в доме дисгармония приводит к нарушениям в психическом развитии, в частности, в развитии мотивационной сферы. Постоянная потребность быть вовлеченными в межличностные контакты, направленностью на любовные отношения, погоней за социальным престижем; в равнодушное, пренебрежительное отношение к учебе и труду, деятельность управляется ориентациями на то, чтобы избежать отрицательных последствий собственных действий или собственного бездействия.



Основная цель психологической помощи ребенку с несформированностью учебных

навыков заключается в развитии познавательных процессов до уровня, соответствующего возрастной норме.

Алгоритм работы может быть представлен следующими шагами:

1. Углубленная психодиагностика для определения индивидуальных характеристик познавательной сферы, разработка программы психологической помощи.
2. Консультации с педагогами и родителями учащегося, формулирование рекомендаций по развитию познавательных процессов учащихся во время и вне учебной деятельности.
3. Серия коррекционно-развивающих занятий (индивидуально или в группе).
4. Оценка эффективности занятий с помощью набора ретестовых заданий.
5. Итоговые консультации с педагогами и родителями

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.
2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.
5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.
6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.
7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.
8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.
9. Чувство общности с человечеством в целом.
10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.
11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.
12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.
13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
14. Креативность (созидательность, творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда 'творит' свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.
15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46806. Макроэкономическая нестабильность: безработица 33.29 KB
  Безработица технологическая безработица связанная с механизацией и автоматизацией производства в результате часть рабочей силы cтановится либо излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации Фрикционная безработица Фрикционная безработица охватывает работников ищущих или ждущих получения работы в ближайшее время или в будущем. Потери от безработицы Таким образом анализ форм безработицы показывает что безработицу на естественном уровне следует рассматривать как положительное явление в экономике в то время как циклическую...
46813. Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста 31.5 KB
  Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. Мотивация игры – не выиграть а играть. Существенное отличие игры как ее описывает Селли заключается в том что ребенок начиная играть старается быть сестрой. Единица игры – роль которую берет на себя ребенок ее суть – выполнение действия.
46814. Текстовый процессор Word. Методические указания к лабораторным работам 483 KB
  В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для ряда технических специальностей выпускник должен владеть компьютерными методами сбора