89196

Уголовно-исполнительная система, исполняющая наказание, и проблемы её реформирования

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

За последние годы в России радикально изменились система политической власти экономические отношения и духовная сфера. Уголовно-исполнительная система является одним из важнейших социально-правовых институтов государства и в огромной степени зависит от процессов и изменений происходящих в нем.

Русский

2015-05-10

40.5 KB

0 чел.

Муратов З.З., исторический факультет

Научный руководитель: к.ю.н., доцент С.А. Рожков

Уголовно-исполнительная система, исполняющая наказание, и проблемы её реформирования

За последние годы в России радикально изменились система политической власти, экономические отношения и духовная сфера. Проводимые в стране преобразования, коснувшиеся практически всех сторон жизни общества и государства, столкнулись со многими серьезными социальными проблемами. К одной из них относится значительный рост преступности, ее качественное изменение. Преступность становится более организованной, проникает во все сферы общественной жизни, обладает значительными финансовыми ресурсами, превращается в реальную угрозу национальной безопасности России, следовательно, необходим поиск новых подходов в организации деятельности правоохранительных органов страны.

Уголовно-исполнительная система является одним из важнейших социально-правовых институтов государства и в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в нем. Она формируется, развивается и меняется под влиянием социальных,  экономических, политических изменений, которые происходят в обществе.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, образованием ФСИН требуются новые подходы к функционально-структурному построению аппаратов управления УИС, организации работы с персоналом, инновационным формам и методам управленческой деятельности и т.д.

Достигнутыми целями по реализации концепции реформирования УИС до 2020 года на данный момент являются:  модели учреждений нового вида с различными режимами содержания осужденных; проведение условий содержания осужденных к новым требованиям в соответствии с утвержденными моделями;

сформирован комплекс мер по стимулированию осужденных к законопослушному поведению, получивший название системы «социальных лифтов». Сегодня эта программа работает практически во всех исправительных колониях;

для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, разработана модель воспитательного центра.

Реализуется курс на расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы. Введено в действие и исполняется наказание в виде ограничения свободы, а с 1 января 2014 года появится новый вид наказания - принудительные работы.

Развернута и функционирует во всех 80 территориальных органах ФСИН России система электронного мониторинга подконтрольных лиц, которая зарегистрирована органами Роскомнадзора России как федеральная государственная информационная система «СЭМПЛ».     

Чтобы повысить престиж службы в органах уголовно-исполнительной системы с 1 января 2013 г. зарплата сотрудников уголовно-исполнительной системы в среднем выросла в 1,8 раза.

Продолжается работа по созданию надлежащих условий содержания для лиц, заключенных под стражу, в прошлом году создано 1650 дополнительных мест для размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных. На 1 января 2013 года средний размер камерной площади, приходящейся на одного содержащегося под стражей в СИЗО, составил 4,4 кв. метра, что соответствует требованиям законодательства РФ1

.  

Вышесказанное не означает, что реформа УИС уже полностью реализована и в ней нет существенных проблем.

Среди наиболее актуальных проблем 2012 года является рост количества преступлений, совершенных сотрудниками УИС. По сравнению с 2011 годом этот показатель вырос на 23%. В отношении 475 сотрудников возбуждено 414 уголовных дел. Основную массу нарушений составляют вступление в запрещенные связи со спецконтингентом – 195 (33,5%)2

.

Эта проблема представляет серьезную угрозу не только для авторитета службы, как элемента государственности совершение преступлений сотрудниками, что создает серьезную угрозу эффективности ее функционирования, подрывает сам смысл решаемых государственных задач.

До сих пор актуальными остаются вопросы организации деятельности исправительных учреждений, дальнейшего совершенствования правовой базы исполнения наказаний, системы управления УИС, обеспечение надежной изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а самой главной проблемой является вопрос финансирования.      В целом, первый этап реформы прошёл успешно.

Начался второй этап с 2013 по 2016 годы, где произойдёт перепрофилирование большей части учреждений в тюрьмы общего и усиленного режимах режимов,  создание новых колоний поселений, создание сети социальных центров постпенитенциарной адаптации, расширение функций службы пробации3

.

Согласно планам тюремной реформы, вместо колоний с бараками должны были быть построены комфортабельные тюрьмы с разными видами режима содержания, а также открыты колонии-поселения для впервые осужденных, совершивших нетяжкие преступления. Всего предполагалось построить 721 учреждение нового типа: 58 тюрем особого режима, 180 — усиленного, 210 — общего режима для мужчин и 55 — для женщин. При этом в бюджет не были заложены 1,8 трлн. рублей, необходимые для такой перестройки4


Уделяя вниманию масштабность проводимых преобразований в УИС, а также учитывая проблему финансирования, необходимо воспользоваться опытом зарубежных стран (в частности опытом Великобритании), где активно применяется частно-государственное партнерство по строительству новых следственных изоляторов и тюрем.
Суть частно-государственного партнерства в том, что строительство новых тюрем будет происходить за счет частных инвесторов — с последующей передачей их в аренду государству.          Второй этап будет самым сложным и важным, который покажет является ли реформа успешной или провальной.

Список литературы:

1. Г. Корниенко «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2012 году, задачах на 2013 год и путях реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» от 28.02. 2013г. http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=74710

2. Е. Маетная, Г. Петелин, В. Баринов, «ФСИН ждет новая тюремная реформа» // Газета «Известия» от 05.04.2013г. http://izvestia.ru/news/548028.

3. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б  Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Межрегиональный институт экономики и права, "КОНТРАКТ", "Волтерс Клувер", 2010. – 348 с.

4. Т.Г. Мерзлякова «О реформировании уголовно-исполнительной системы» 2009г.

5. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.10 г. № 1772 «Об утверждении Концепции развития УИС РФ до 2020 года».

6. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013).

7. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.04.2013).

8. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 30.03.2012)

"Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

9. Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

10. В. Шишигин «На пути к новому виду наказания» // Журнал «Преступление и наказание» 2012. №10 с. 2.

1 Корниенко, 2013, «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2012 году, задачах на 2013 год и путях реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» 

2 Там же.

3 Мерзлякова, 2009 «О реформировании уголовно-исполнительной системы»

4 Маетная, Петелин, Баринов, 2013, «ФСИН ждет новая тюремная реформа»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32543. ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ 79.5 KB
  При оценивании следует помнить что не всякая оценка в равной мере применима ко всем программам необходимо учитывать тему цель и тип программы. Один из пунктов предназначен для краткого описания программы причем не столько ее содержания сколько других факторов которые могут вызвать интерес учителя предмет ступень обучения класс необходимое аппаратное обеспечение количество программ цена и т. Прогон программы запуск ввод данных управление. гарантируется ли работа при неправильном нажатии клавиш Точно ли указывается опасность...
32544. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ. ЗАЩИТА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 148.5 KB
  При запуске продукта проверяется наличие на ключевом носителе дискете или CDROM определенной информации записанной в защищенной от копирования области. Затраты обусловленные отсутствием защиты: недополученный доход изза несанкционированного распространения и использования продукта = Затраты обусловленные реализацией защиты: прямые затраты на реализацию или приобретение и интеграцию в продукт соответствующих средств; ограничения на программнотехническую совместимость накладываемые средствами защиты; снижение привлекательности...
32545. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 59 KB
  РЕКОМЕНДАЦИИ Об эффективности обучающей программы можно судить только после ее апробации. Все это выясняется в процессе апробации программы. Только так Вы сможете отчетливо увидеть достоинства и недостатки составленной Вами программы. Не пренебрегайте экспериментальной проверкой программы.
32546. УРОВНИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 135.5 KB
  КСО на данном уровне обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими некомпьютерными учебнометодическими средствами. КСО используются в пассивном качестве т. Она обусловлена тем что по сравнению с традиционными учебнометодическими средствами КСО обеспечивают новые возможности а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством. Назовем основные преимущества КСО: создание условий для самостоятельной проработки учебного материала самообразования позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и...
32547. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОГРАММ ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОБРАЗОВАНИИ 1.04 MB
  КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Для эффективной разработки и использования КУ и КОС нужно знать возможности и характеристики этих видов КСО. Начнем знакомство с ними с определения их места в классе КСО. Вопервых на практике разные виды КСО часто применяются в комплексе что требует знания возможностей их взаимодействия и совместного использования. Вовторых многие методические и технологические аспекты создания КУ и КОС являются общими для всего класса КСО Между различными видами КСО лежат нечеткие границы.
32548. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕР 54.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ с педагогической точки зрения В настоящее время в учебном процессе используется большое число обучающих программ весьма отличающихся по различным параметрам. Но когда речь идет о рекомендациях по разработке обучающих программ необходимо прежде всего уточнить какие именно программы имеются в виду. Ведь различие между интеллектуальными обучающими программами и программами на отработку умений и навыков...
32549. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. УРОВНИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ 48 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В настоящее время наметилось два подхода к проектированию обучающих программ. В принципе можно создать несколько эффективных обучающих программ и без психологической теории обучения и технологии компьютерного обучения например путем проб и ошибок. Проектирование обучающих программ должно базироваться на надежном психологическом фундаменте причем прежде всего необходимо проектировать...
32550. КТО СОЗДАЕТ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ. КАКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ 151.5 KB
  Типовой состав разработчиков программного средства Выделяются четыре базовые категории: авторы учебного материала; компьютерные методисты; системотехники КСО; специалисты по реализации КСО. В создании конкретного КСО участвуют как правило один компьютерный методист и один системотехник КСО. Компьютерный методист это специалист владеющий компьютерной дидактикой и ориентирующийся в ПО которая рассматривается в КСО. В круг его задач входят формирование структуры КСО выбор психологопедагогической стратегии и проработка используемых...
32551. Контакторыи. Коммутация силовых цепей электродвигателей 281.61 KB
  По роду коммутируемого тока контакторы делят на контакторы постоянного и переменного тока. Как правило род тока в цепи управления которая питает электромагнитный привод совпадает с родом тока главной коммутируемой цепи. Однако известны случаи когда катушки контакторов переменного тока получают питание от цепи постоянного тока. Конструктивная схема контактора постоянного тока показана на рис.