89197

ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

Научная статья

Физкультура и спорт

Организационно-методические аспекты современных физкультурно-оздоровительных технологий в вузе. Определены цели разработки физкультурно-оздоровительных технологий их содержание и влияние на организм студенческой молодежи.-

Русский

2015-05-10

78 KB

3 чел.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

Котова И.А.

Научный руководитель: преподаватель Мудрян Л.В.

Донбасская государственная машиностроительная академия

Аннотация. Котова И.А. Организационно-методические аспекты современных физкультурно-оздоровительных технологий в вузе.

В данной работе были рассмотрены организационно-методические аспекты современных оздоровительных технологий в высших учебных заведениях. Определены цели разработки физкультурно-оздоровительных технологий, их содержание и влияние на организм студенческой молодежи. Сформулированы предложения по эффективному использованию таких технологий в образовательном процессе современного вуза.

Ключевые слова: оздоровительные технологии, физическое воспитание, двигательная активность, тренировки, физическое развитие, студенческая молодежь.

Анотація. Котова І.О. Організаційно-методичні аспекти сучасних фізкультурно-оздоровчих технологій у вищому навчальному закладі.

У даній роботі були розглянуті організаційно-методичні аспекти сучасних оздоровчих технологій у вищих навчальних закладах. Визначено цілі розробки фізкультурно-оздоровчих технологій, їх зміст та вплив на організм студентської молоді. Сформульовано пропозиції щодо ефективного використання таких технологій в освітньому процесі сучасного вищого навчального закладу.

Ключові слова: оздоровчі технології, фізичне виховання, рухова активність, тренування, фізичний розвиток, студентська молодь.


Abstract.
 Kotova I.A. Organizational and methodological aspects of modern sports and recreation technology in the university.

This article has examined the organizational and methodological aspects of modern health technologies in universities. Defined design goals of sports and recreation technology, their content and impact on the body of the students. Formulated proposals for the effective use of such technologies in the educational process of the modern university.

Key words: health technology, physical education, physical activity, workout, physical development, students.

Вступление. В современное время обучение в вузе тесно связано с постоянно возрастающей напряженностью и интенсивностью учебного труда студентов, что предопределяет достаточно высокие требования к их состоянию здоровья, умственной и физической работоспособности. Низкий уровень физической подготовки и неудовлетворительное состояние здоровья большинства студентов вузов является одной из основных причин пропусков занятий физического воспитания, что приводит к значительному снижению качества знаний и осложняет освоение учебной программы. Поэтому среди  средств обеспечения успешной учебной деятельности важное место занимают физкультурно-оздоровительные технологии. Такие технологии представляют собой базу, на которой строится такое понятие как физкультурно-оздоровительная деятельность. Она направлена на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья учащихся. Однако любые физкультурно-оздоровительные технологии будут недостаточно продуктивными, если в них не будут выражены основные организационно-методические аспекты.

Сегодня значительное число исследований посвящено проблемам организации физического воспитания студентов и формирования здорового образа жизни современной молодежи. Анализ работ специалистов в области физического воспитания показывает, что большинство авторов сходится во мнении о необходимости внесения структурных изменений в процесс физического воспитания студентов с целью развития физических качеств и повышения уровня здоровья.

Проанализировав научно-педагогическую литературу и публикации на эту тему, можно сделать вывод, что этой проблемой активно занимались и занимаются Виленский М.Я, Васенков Н.В., Сауткин М.Ф., Осипов А.Ю., Бондаревский Е.Я., Смирнов Н.К, Жидких В.П., Ковачева И.А.

Цель и задачи исследования. Используя методы анализа материалов специальной научно-методической литературы и документов, исследовать организационно-методические аспекты физкультурно-оздоровительной деятельности в высших учебных заведениях.

Для того чтобы раскрыть цель исследования, необходимо реализовать следующие задачи:

  1.  Определить основные понятия физкультурно-оздоровительных технологий.
  2.  Изучить проблемы организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
  3.  Выявить основные организационно-методические аспекты современных физкультурно-оздоровительных технологий в высших учебных заведениях.

Результаты исследования.

Физическая культура, как система, объединяющая в себе физическое воспитание, спорт, оздоровительную физическую культуру, в своей основе несет не только решение задач развития, функционирования и совершенствования физических качеств, формирования двигательных навыков, но и направлена на укрепление здоровья, закаливание организма, повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды и профессиональной деятельности человека.

В настоящее время физическая культура в вузах представлена как учебная дисциплина и входит в образовательный стандарт высшего профессионального образования. Она  является базовым компонентом формирования общей культуры учащейся молодежи, способствует формированию таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенствование.

Физическая культура является стержнем физкультурно-оздоровительной работы в вузе и включает в себя различные физкультурно-оздоровительные технологии.

Физкультурно-оздоровительная технология – это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия, на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Такие технологии являются основными правилами использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, необходимых для выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности.

Как правило, физкультурно-оздоровительные технологии разрабатываются специалистами в соответствии с достижениями медицинской науки. Любая физкультурно-оздоровительная технология включает в себя не только реализацию физкультурно-оздоровительной деятельности, но и определение уровня здоровья, тестирование физической подготовленности.

Для оценки уровня физического и функционального состояния студентов используется набор контрольных испытаний и тестов: уровень развития силы (количество подтягиваний на перекладине), уровень развития быстроты (время преодоления дистанции в 100 метров), уровень развития гибкости (наклоны вперед в положении сидя), функциональная готовность (время преодоления 3 км дистанции, приседания). 

Чаще всего, в ходе проведения таких исследований выявляется, что уровень физической подготовки студентов различается. Каждый отдельно взятый студент владеет разным уровнем общей физической и функциональной подготовленности. Поэтому чаще всего одной учебной группе даются задания усредненной сложности. Проблема этого метода заключается в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая – в усложненных.  Таким образом, занятия физической культурой в вузах не вызывают заинтересованность у студентов, а чаще всего отрицательные эмоции – подавленность, плохое настроение, дискомфорт. М. А. Зайнетдинов выделяет такие причины неудовлетворительного отношения студентов к занятиям физическим воспитанием: неудобное расписание (27%), неинтересное проведение занятий (20%), плохие условия для развития индивидуальных способностей (10%), недостаточная нагрузка на занятиях (7%), плохая организация занятий (6%), невнимательное отношение преподавателя (4%). В следствии этих причин увеличивается количество пропусков, что отражается не только на состоянии здоровья и уровне физической подготовки, но и на общей учебной успеваемости.

Еще одной проблемой организации физкультурно-оздоровительной деятельности является то, что преподаватели кафедр физического воспитания ориентируют студентов лишь на сдачу зачета по предмету, а не на необходимость формирования специальных знаний и навыков, норм здорового образа жизни, укрепления и повышения уровня собственного здоровья и т.д.

Следовательно, необходимы качественные изменения в организации и методах проведения учебных занятий, с целью устранения создавшихся проблем. 

Организационные проблемы можно решить с помощью внедрения в учебный процесс современных физкультурно-оздоровительных технологий. Наряду с традиционно используемыми средствами – различными видами бега, ходьбы, плавания, игр – широко используются комплексы аэробных упражнений, программы фитнеса и различные виды боевых искусств.  Содержательная часть физкультурно-оздоровительных технологий определяется не только перечнем необходимых физических упражнений и особенностями их выполнения в групповых занятиях и самостоятельно, но и их объемом и интенсивностью выполнения в зависимости от уровня натренированности организма.

Исходя из этого, можно составить педагогическую модель реализации физкультурно-оздоровительных технологий, которая состоит из таких этапов:

1. Подготовительно-направляющий этап. Используется на первом курсе обучения дисциплины «Физическое воспитание», направлен на комплексное обследование состояния здоровья студентов, разработку индивидуальных программ, коррекции состояния здоровья и распределение студентов по группам здоровья.

2. Коррекционно-формирующий этап (2 курс). Направлен на коррекцию состояния здоровья студентов по результатам медицинского обследования, формирование теоретических и практических основ здорового образа жизни, предварительное формирование у студентов собственного стиля здорового образа жизни.

3. Собственно-тренинговый этап (3 курс). Предполагает окончательное определение собственного стиля здорового образа жизни.

4. Итогово-презентативный этап (4 курс). Предполагает закрепление теоретических и практических умений и навыков стиля ЗОЖ, презентацию сформированного собственного стиля здорового образа жизни.

Также, внедрение физкультурно-оздоровительных технологий предполагает не только организацию двигательной активности студентов во время занятий физической подготовкой, но и спортивно-массовую деятельность, т.е. проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающих в себя соревнования по различным упражнениям, имеющим высокую эмоциональную окраску и способствующие снятию психологического напряжения студентов.

Не следует забывать и об организации мероприятий, направленных на ознакомление с концепцией здорового образа жизни (посещение тематических лекций, чтение рекомендуемой литературы, накопление практических рекомендаций). Такие мероприятия должны мотивировать молодежь на пересмотр образа жизни, внесение в него дополнений и изменений, направленных на устранение действия на организм неблагоприятных факторов, таких как: курение, употребление алкоголя, наркотиков, перегрузок в процессе трудовой деятельности.

Изучения основных проблем формирования физкультурно-оздоровительной деятельности в высших учебных заведениях, позволило определить общие требования к организационным, методическим и процедурным позициям физкультурно-оздоровительных технологий:

  •  Структура, содержание и направленность плановых занятий по физической подготовке должны соответствовать общепринятым положениям.
  •  На первом занятии проводятся экспресс тестирования уровня развития определенных физических качеств и общей физической подготовки. На втором занятии студенты обучаются простейшим упражнениям, которые будут использованы в процессе будущих комплексных тренировок.
  •  Содержание физической тренировки каждого студента должно определяться с учетом индивидуального выбора упражнений из специально разработанного перечня упражнений двигательной активности.
  •  Периодичность самостоятельных занятий двигательной активностью в рамках любой физкультурно-оздоровительной технологии должна быть не менее четырех раз в неделю.
  •  Перед началом мероприятий связанных с организацией и проведением физкультурно-оздоровительных технологий студенты должны овладеть базовым объемом теоретических знаний и практических умений самостоятельного выполнения физических упражнений из арсенала физкультурно-оздоровительных технологий, способами дозирования физических нагрузок, умениями осуществлять самоконтроль за своим физическим состоянием.
  •  Периодическая диагностика уровня физического развития, физической и умственной работоспособности, функционального и психологического состояния студентов.
  •  Управление процессом самостоятельной тренировки, реализуемой в рамках любой физкультурно-оздоровительной технологии, должно осуществляться путем формирования индивидуальных домашних заданий, дифференцированных с учетом уровня функциональной тренированности студентов, периодически определяемого в процессе плановых занятий по физической культуре.
  •  Описание содержания, дозировки и интенсивности двигательных мини-комплексов и представление их виде инструктажей на последней странице учебного журнала.
  •  Обязательное фиксирование преподавателем в учебном журнале времени и продолжительности мини-комплексов.
  •  Учет места проживания студентов, времени приема пищи, возможности соблюдения санитарно-гигиенических правил.
  •  Регулярное проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающих соревнования по различным упражнениям. Управление массовой спортивной работой в процессе выходных и праздничных дней должно осуществляться путем создания мотивационных установок и стимулов, активизирующих потребности студентов к участию в массовых соревнованиях.

Такая система обучения, безусловно, усиливает процесс физического образования, позволяет наиболее полно задействовать потенциал кафедры физического воспитания, соответствует потребностям и интересам студентов, повышает мотивацию к занятиям физическим воспитанием.

Выводы. Современный учебный процесс своей технологией, объемом информации, построением, спецификой и условиями проведения занятий предъявляет к молодым людям требования, часто не соответствующие их индивидуальным возрастным и физическим возможностям. Такой дисбаланс в процессе обучения приводит к снижению резервных систем организма, его компенсаторных и адаптационных возможностей.  Следовательно, необходимо разрабатывать технологии, учитывающие особенности учебной деятельности, потребности студентов, направленные на сохранение и укрепление здоровья и общего их благополучия.

Одним из основных путей решения обозначенной проблемы является модернизация физкультурно-оздоровительной работы в вузе посредством внедрения физкультурно-оздоровительных технологий.

Основная идея использования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве студентов подразумевает системную организацию учебно-воспитательного процесса и повседневной деятельности студентов. При этом обязательным условием должно быть ежедневное обеспечение студентов двигательной активностью в объеме, необходимом для восполнения ее дефицита. Рациональное сочетание отдельных средств организации физкультурно-оздоровительной деятельности в совокупности способствует усилению одних средств организации другими, что значительно повышает восстановительный эффект, физическую и умственную работоспособность, тренированность организма и способствует укреплению здоровья студентов вуза.

Применение физкультурно-оздоровительных методов в сочетании с диагностикой оценки уровня здоровья студентов, динамического наблюдения за изменением оцениваемых параметров, организации физкультурно-оздоровительной деятельности с привлечением специалистов различного профиля, будет способствовать воспитанию культуры здоровья студентов, формированию мотивации к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья.


Литература.

1) Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Физическое воспитание студенческой молодежи. Учебное пособие. – Красноярск: КГПУ, 1996. – 128с.

2) Осипов А.Ю. Основные аспекты формирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательной деятельности вузов // Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования. Вузовская педагогика: мат. конф. / гл. ред. С.Ю. Никулина. – Красноярск, Версо, 2012. – 407с.

3) Осипов А.Ю. Двигательная активность, как основное средство формирования здоровьесберегающих компетенций / А.Ю. Осипов, А.В. Вапаева, А.Ю. Антонова, А.Ю. Чижов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2012. – №3. (21). – 119с.

4) Румба О.Г. Физкультурно-оздоровительные технологии как средство кинезиотерапии в образовательном пространстве вуза / Горелов А.А., Кондаков В.Л., Румба О.Г. // Физическое воспитание студентов. – Харьков, 2012. – вып. 6. – С. 47-51.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8053. История зарождения и развития представлений о дидактике как науке 32.83 KB
  История зарождения и развития представлений о дидактике как науке Дидактика есть часть педагогики, приобретающая в настоящее время черты самостоятельной научной дисциплины. Предметом дидактики являются процессы образования и обучения, которые тесно ...
8054. Основы дидактики 29.08 KB
  Основы дидактики Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин дидактика греческого происхождения и в переводе означает поучающий. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение...
8055. Тенденции развития современного образования 24.92 KB
  Тенденции развития современного образования Системы образования призваны способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сфе...
8056. Национальная система образования РБ 23.12 KB
  Национальная система образования РБ В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство - Верховный Совет республики, исполнение законов...
8057. Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика 23.21 KB
  Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика. Обучение - это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности...
8058. Закономерности и функции процесса обучения 23.44 KB
  Закономерности и функции процесса обучения Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая. К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так...
8059. Принципы обучения. Характеристика принципа обучения 25.22 KB
  Принципы обучения. Характеристика принципа обучения Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержаться в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения. Дидактические ...
8060. Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации 24.46 KB
  Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения, учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения. Успех воспитания и...
8061. Истории возникновения и развития форм обучения 29.59 KB
  Истории возникновения и развития форм обучения Формы организации обучения имеют долгую историю. На заре человечества опыт и знания передавали детям в процессе разнообразной трудовой деятельности. Трудовая деятельность выступала универсальной формой ...