8921

Теоретические основы менеджмента

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Теоретические основы менеджмента Содержание и механизм проявления законов управления. Сущность и содержание принципов управления. Методы управления. Управление, как синтетическая наука, основывается на системе зак...

Русский

2013-02-19

156.5 KB

36 чел.

Теоретические основы менеджмента

Содержание и механизм проявления законов управления.

Сущность и содержание принципов управления.

Методы управления.

      Управление, как синтетическая наука, основывается на системе законов общенаучного познания (законы развития объективного мира), экономики         

( закон равновесия, закон редкости, закон возрастающих затрат и убывающей доходности, закон неуклонного роста производительности труда, закон расширенного воспроизводства и т.д.). Важное место в управлении принадлежит общим закономерностям, открытым кибернетикой: законам обратной связи, закону антиэнтропийности процессов управления в самоорганизующихся системах, закону единства управления и информации и т.п. Управление опирается также на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением (см. рис. 2.1.).

 

                           Рис. 2.1.    Система законов в управлении.

     Законы это объективно существующие, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Законы являются высшей степенью познания и имеют объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека.

 

                                             Рис. 2.2.  Понятие закона

     Законы характеризуют (см. рис. 2.2.): единством процессов объективного мира; связь мировых процессов; взаимозависимость мировых процессов; цельность мирового процесса. Каждый менеджер должен знать и постоянно осознавать тот факт, его деятельность связана с действием законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлением законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидают неудачи или крах.

         В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики (см. рис. 2.3.):

закон единства и борьбы противоположностей;

                                Рис. 2.3. Законы диалектики

закон отрицания;

закон перехода количественных изменений в качественные.

Понимание сути закона единства и борьбы противоположностей любым руководителем означает, что они осознают неизбежность в деятельности организации противоположностей и противоречий между прогрессивным и консервативным, между стабильностью (статикой) и динамикой управления, формальным и неформальным, надежностью и риском.

       Смысл действия закона отрицания вполне определен: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления, поэтому должно быть развито профессиональная интуиция на все новое, прогрессивное, но и наиболее подходящие моменты внедрения нового и устранение устаревшего.

          В управлении экономикой переход количественных изменений в качественные особенно остро ощутим. Уровни падения или подъема курса акций, процентных ставок, конъюнктуры местных и мировых рынков – это все узловые критические точки, требующие выработки качественно новых оперативных решений, даже целых стратегий поведения организаций Наука управления вскрывает и изучает законы, присущие только ей. Эти законы являются законами общественного развития в данной сфере, выступающими как во взаимодействии управляемой и управляющей систем, так и каждой из них в отдельности и проявляющимися в деятельности людей, в хозяйственной практике.

           В системе законов управления выделяют группу общих (специфических) законов управления. Они отражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.

В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).

           К общим (специфическим) законам управления относят следующие:

закон соответствия социального содержания управления, его целей, форм и методов отношениям и формам собственности, свойственных

данному способу производства;

закон единства и целостности систем управления;

закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;

закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;

закон соответствия потребляемого и располагаемого времени при решении задач управления;

закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления;

закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления организационной системы экономической природе отношений между ее подсистемами и ее элементами;

закон единства действий законов управления;

     Закон соответствия социального содержания управления, его целей, форм и методов отношениям и формам собственности.

    Управление производством или любой организацией имеет две стороны. С одной стороны, оно отражает объективный процесс руководства персоналом по производству потребительских стоимостей, с другой – производственные отношения в процессе создания стоимости. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной потребностью производства, поскольку персонал в условиях своей деятельности должен вступать в отношения управления, подчиняться руководителю, его приказам и распоряжениям. Другая особенность, означает, что возникновение отношений управления обусловлено природой общественного производства, уровнем развития кооперации труда, то характер этих отношений определяется отношениями собственности, свойственные данной общественно-экономической формации.

         Закон единства и целостности системы управления. Данный закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна содержать все необходимые элементы, объективно соответствующие целям и задачам управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции управления, необходимые для достижения целей системы.

             Единство системы управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.

           Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления. Суть его заключается в соответствии сферы управления требованиям характера деятельности.                                                                                                             Закон гласит, что любая система управления независимо от степени сложности и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов, между которыми должна поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотносительность. Организация рассматривается как система управления, состоящая из объекта и субъекта управления.                                                                                                           Объект управления – это то на что оказывают управляющее воздействие (производственно-хозяйственные процессы), т.е. то чем управляют. Субъект управления – это то, что оказывает управляющее воздействие на объект управления (орган управления, управленческий аппарат), т.е. то, что управляет.

         Соотносительность системы управления означает, что субъект и объект управления должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития. В частности, она предполагает установления и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятого персонала, технико-экономическому уровню и  уровню технической оснащенности производства и другим характеристикам.

        Закон зависимости эффективности решения и задач управления от объема использования информации. Закон определяет устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации.

     Для решения каждой задачи управления органам управления требуется определенный объем информации.

      Механизм действия закона показывает, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже не приводит к существенному повышению эффективности. Поскольку дальнейшее увеличение объема информации приводит к возрастанию времени на принимаемое решение. Это связано с обилием сведений, требующих больших затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. Качество же принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже приблизилось к наилучшему.

        Знание механизма данного закона позволяет:

рационально организовывать информационный поток, документооборот при построении информационных систем;

обосновывать структуры информационного поля в автоматизированных системах управления;

планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и помехозащищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения информации.

      Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления. Этот закон отражает одно из важных требований к управлению – его оперативность.

      Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления. Значимость всякого планируемого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показатели такого соответствия служат критерии эффективности. На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».

      Закон требует единства и соподчиненности используемых критериев эффективности, а для этого, во-первых, локальные критерии (критерии оценки частных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях. Во-вторых, системе должны использоваться унифицированные критерии для оценки аналогичных мероприятий.

       Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем. Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления. Совместимость должна обеспечивать стыковку технических средств в едином контуре управления по пропускной способности, формам входных и выходных сигналов и параметров, энергопотреблению, транспортной базе и другим характеристикам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаимных помех при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления. Особенно важны требования этого закона при автоматизации управления.

        Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления организационной системы экономической природе отношений между  ее подсистемами и ее элементами.  Связи  между субъектом и объектом управления могут быть прямые и обратные.

      Прямые связи получают свое выражение в форме команд, идущих от  субъекта к объекту управления. Обратные связи – это команды (управляющие воздействия) от объекта к субъекту управления, выражающие  реакцию объекта на управляющее воздействие. Если в системе управления нет обратной связи или она не улавливается органом управления, то она в конечном счете может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

    Закон единства действий законов управления. Суть закона в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая разноприложенных, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами.

        Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления, как и законов развития объективного мира в целом.

        Для того чтобы наиболее полно использовать действия законов, необходимо, с одной стороны, уметь, выделить действия каждого закона, а с другой стороны – выяснить механизм воздействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

Принципы – основополагающие положения (правила, нормы), которым следует неукоснительно в своей жизнедеятельности личность, персонал, организация или государство.

Принципы  управления представляют собой основные правила, определяющие построение организаций, поведение субъекта и объекта в процессе управления, целесообразный характер взаимоотношений организации с окружающей средой.

         Принципы управления являются результатом обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, норм и положений, которые в силу своих черт становятся общими для любых организаций.

      Принципы объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы – закономерности – опыт управления – принципы. При этом следует учитывать, что одна закономерность (закон) может порождать множество принципов управления, и, наоборот, ряд закономерностей (законов) может концентрироваться в одном принципе управления.

       Роль принципов в системах управления определяется тем, что, с одной стороны, принципы выступают как свод основных законов управления объектами разного рода, с другой стороны, они являются правилами управленческой деятельности. В системах управления все элементы тесно взаимодействуют и находятся во взаимовлиянии  Принципы и их соблюдение оказывают существенное влияние на такие важные категории управления как стили управления и методы управления, а также посредством их влияния определяются те или иные способы и приемы управления, направленные на достижение результата (см. рис. 2.4).

                   Рис. 2.4. Принципы управления в системе управления

 

  Становление принципов как категории науки управления.                                Основоположники школы научного управления в начале XX века впервые предприняли попытку формирования правил эффективного управления, которые в соответствии с классической системой управления до настоящего времени не потеряли своей актуальности для менеджмента. Гаррингтон Эмерсон в своей работе « Двенадцать принципов производительности» (1912 г.) сформулировал их следующим образом:

отчетливо поставленные идеалы или цели;

здравый смысл;

компетентная консультация;

дисциплина;

справедливое отношение к персоналу;

быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет;

диспетчеризация;

нормы и расписания;

нормализация условий;

10. нормирование операций;                                                                                                                                                                                   

11. писанные стандартные инструкции;

12. вознаграждение за производительность.      

            

 

                              Рис. 2.6. Общие принципы управления

       Основатель школы административного управления  Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные положения которой

изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.). В этой доктрине представлена система принципов управления (администрирования):

разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);

дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);

единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений      только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

единство руководства или направления ( один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

подчинение индивидуальных интересов общим;

вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации

и стимулировать работу персонала);

централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть               от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие             результаты);

скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от   руководства к подчиненным);

порядок (каждый должен знать свое место в организации);

справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);

корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

 Принципы классической системы управления получили развития в

современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента.

       Важное значение в управлении имеют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой. Общие принципы управления непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность (см. рис. 2.6). 

        Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности. К основным из них относятся следующие:

принцип единства политики и экономики;

научность;

системность и комплексность;

принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;

принцип централизации и децентрализации;

принцип пропорциональности в управлении;

принцип единства распорядительства в управлении;                                               

принцип экономии времени;

принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;

принцип делегирования полномочий;

принцип обратной связи;

принцип экономичности;

принцип эффективности;

принцип мотивации.

     Принцип единства политики и экономики. Экономика является базисом любого государства и общества и подчиняется объективным экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование приводит к экономическому росту, а игнорирование или не учет  проявляются в экономическом спаде или кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических мер на  общественное развитие, на изменения в базисе и надстройке.

     Научность. Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных  научного управления объектами разного рода, т.ч. различной отраслевой принадлежности.

      Системность и комплексность. Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение можно свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению.

     Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей  управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.

    Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним.

       Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.

     Принцип централизации и децентрализации. Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.

      Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей

компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления.

     Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации, - с потерей автономности она  свою структурность.

     Принцип пропорциональности в управлении. Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы).

      Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.

      Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления.

       Принцип единства распорядительства в управлении. Рациональная структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению  каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.

       Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.

        Принцип экономии времени. Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.

         Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях. Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.

         В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.

         В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции.

          Принцип делегирования полномочий. Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных  дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.

           Принцип обратной связи. Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию

управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.

            Принцип экономичности. Это требование – правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.

            Принцип эффективности. Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.

            Принцип мотивации. Этот принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.

      Принципы менеджмента. Менеджмент это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных и четких методов сугубо прагматического характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий, а также возможностей видения бизнеса.

   Поскольку менеджмент базируется на современной науки и теории управления людьми и делом, система его принципов включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным развитием экономики.

    К  некоторым современным принципам менеджмента относят:

ориентация на потребителя;

ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности;

обостренное чувство ответственности за дела организации;

ориентация на конечные результаты деятельности;

стремление к нововведениям;

ориентация на лидеров;

энтузиазм персонала;

развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;

опора на общечеловеческие ценности;

высокие стандарты деятельности;

опора объективные законы и реальности рыночных отношений;

решение новых проблем новыми методами;

возрастание роли неформальной организации.

свобода и жесткость одновременно;

постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха;

поступки должны быть решительными, но взвешенными;

концентрация своей деятельности на приоритетных программах.

Метод – определенная, наиболее рациональная, заранее разработанная последовательность, выполнения определенных задач, работ, решений.

     В системе менеджмента методы занимают особое положение, поскольку они имеют сугубо практическое применение. Именно с помощью методов менеджеры воздействуют на управляемые объекты для преобразования их из исходного состояние в желаемое.

      Методы – это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой, с одной  стороны процесс реализации функций управления, а с другой, процесс воздействия на персонал организации с целью активизации его работы и придания ей творческого, заинтересованного, активного характера.

      Методы управления это способы осуществления управляющего воздействия и реализации целей управления.

    По характеру действия различают экономические, организационно-административные, социально-психологические и количественные (см. рис. 2.7).

 

                                  Рис. 2.7. Методы управления   

Экономические методы управления основаны на действии экономических законов и воздействуют на имущественные интересы  организаций и персонала. К ним относятся: хозяйственный расчет, экономический расчет, планирование, прогнозирование, экономический анализ, экономическое обоснование, экономическое стимулирование и т.д. Эти методы составляют основу экономического управления организациями.

Организационно-административные методы управления базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления ею, на естественной потребности людей взаимодействовать в определенном порядке. Такие методы делятся (см. рис. 2.8) на три группы:

организационно – стабилизирующие – устанавливают долговременную связь в системах управления между людьми (концепция управления организацией, организационная структура управления, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор);

организационно-распорядительные – обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений (данные методы реализуются в форме договоров, приказов, распоряжений, указаний, постановлений);

организационно – дисциплинарные – предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности персонала за выполнение обязанностей; к ним относятся правила и нормы поведения работников и системы контроля за их поведением, а также разработка и применение поощрительных мер (за выполнение работниками установленных правил) и мер наказания (за выполнение работниками установленных правил).

              Рис. 2.8. Состав организационно-административных  методов

           

Социально-психологические методы управления составляют способы воздействия на поведение личности и коллектива; на состояние и настроение организации; активизации климата в организации на базе высокой нравственной культуры, глубокого уважения человека и коллектива. В менеджменте социально-психологические методы являются не только нравственной категорией управления, но и материальной, дающей прибыль или убыток, так как в хозяйственных организациях социально-психологические процессы, явления и действия просчитываются с точки зрения затрат и прибыли, получаемой от их применения. В основе этих методов лежат объективные законы социального развития и законы психологии. Данные методы управления делятся на две группы:

социальные, к которым относятся социальное нормирование (правила внутреннего распорядка, внутрифирменного этикета и т.д.); социальное стимулирование коллективов и отдельных работников; социальное регулирование (договоры, взаимные обязательства, системы отбора, удовлетворение социальных потребностей) и др.;

психологические – используются в целях гармонизации отношений между  членами организации и установления наиболее благоприятного психологического климата; к ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения работников.

      Количественные методы управления являются «продуктом» количественного подхода в управлении и направлены на повышение обоснованности принимаемых управленческих решений, а также  широко используются в деятельности организаций по разработки программ и планов, при проведении маркетинговых исследований, финансово-экономической, учетной сфере. Данные методы основаны на математическом аппарате и логике. Благодаря им, создается возможность не только применять в исследованиях качественные оценки явлений и процессов, но и пользоваться количественными измерениями, обеспечивающими достоверность и объективность.

                            Вопросы для самоконтроля:

Назовите и раскройте сущность законов развития объективного мира?

В чем состоит специфика законов управления?

 Охарактеризуйте становление принципов управления.

Дайте определение общим принципам управления.

Классификация принципов управления.

Что такое методы управления?

В чем сущность экономических методов?

Сущность и содержание организационно-административных методов управления.

Что представляют собой социально-психологические методы управления?

В чем взаимосвязь и отличие методов управления?


Законы

других

наук

                     Законы развития объективного мира

      

      

      Управление                       

            Законы

         экономики

         Законы

и закономерности

     кибернетики

        Управляемая подсистема

            Объект управления

                                                Система управления

      Прямая связь

    (управляющее

      воздействие)

   Обратная связь

(информация об управляемом процессе, том числе о результатах управления)

        Управляемая подсистема

            Объект управления

      Управляющая подсистема

           Процесс управления

                                                Система управления

Субъективные элементы:

(основа управленческой культуры)

Верования

Ценности

Ритуалы

Табу

Образы и мифы

Принятые нормы

     общения

     и т.д.  

 

          Удаление не соответствующих членов организации

Факторы среды :

Социальные нормы

Уровень

образованности

Политические взгляды

Национальные

особенности

VIII. этап: Организация выполнения решения и его оценки.

План реализации выбранного решения.

Контроль хода реализации решения.

Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.

VII. этап: Окончательный выбор лучшего решения.

7.1.  Анализ эффективности вариантов решений.

7.2.  Определение предпочтительного решения.

VI. этап: Выбор решений.

Выбор решений отвечающих критерию или критериям.

Оценка возможных последствий.

V. этап: Выявление альтернатив решения.

5.1. Определение возможных вариантов решения.

5.2. Разработка возможных вариантов решения.

II. этап: Анализ проблемы.

Процедуры этапа:

Детализация проблемы.

Исследование факторов и условий  определяющих проблемную ситуацию.

VIII. этап: Организация выполнения решения и его оценки.

План реализации выбранного решения.

Контроль хода реализации решения.

Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.

VII. этап: Окончательный выбор лучшего решения.

7.1.  Анализ эффективности вариантов решений.

7.2.  Определение предпочтительного решения.

VI. этап: Выбор решений.

Выбор решений отвечающих критерию или критериям.

Оценка возможных последствий.

V. этап: Выявление альтернатив решения.

5.1. Определение возможных вариантов решения.

5.2. Разработка возможных вариантов решения.

III. этап: Диагноз проблемы.

3.1.  Определение причин, приведших к возникновению проблемной ситуации.

VIII. этап: Организация выполнения решения и его оценки.

План реализации выбранного решения.

Контроль хода реализации решения.

Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.

VII. этап: Окончательный выбор лучшего решения.

7.1.  Анализ эффективности вариантов решений.

7.2.  Определение предпочтительного решения.

VI. этап: Выбор решений.

Выбор решений отвечающих критерию или критериям.

Оценка возможных последствий.

V. этап: Выявление альтернатив решения.

5.1. Определение возможных вариантов решения.

5.2. Разработка возможных вариантов решения.

IV. этап: Формулировка ограничений и критериев для принятия

                    решений.

4.1. Формулировка требований – ограничений.

4.2. Выбор и оценка критериев эффективного решения.

III. этап: Диагноз проблемы.

3.1.  Определение причин, приведших к возникновению проблемной ситуации.

I. этап: Выявление и возникновение проблемы.

Процедуры этапа:

Возникновение новой ситуации.

Появление проблемы.

Сбор необходимой информации.

Описание проблемной ситуации.

Формулировка проблемы.

Оценка ее важности.

VIII. этап: Организация выполнения решения и его оценки.

План реализации выбранного решения.

Контроль хода реализации решения.

Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.

VII. этап: Окончательный выбор лучшего решения.

7.1.  Анализ эффективности вариантов решений.

7.2.  Определение предпочтительного решения.

VI. этап: Выбор решений.

Выбор решений отвечающих критерию или критериям.

Оценка возможных последствий.

V. этап: Выявление альтернатив решения.

5.1. Определение возможных вариантов решения.

5.2. Разработка возможных вариантов решения.

IV. этап: Формулировка ограничений и критериев для принятия

                    решений.

4.1. Формулировка требований – ограничений.

4.2. Выбор и оценка критериев эффективного решения.

III. этап: Диагноз проблемы.

3.1.  Определение причин, приведших к возникновению проблемной ситуации.

II. этап: Анализ проблемы.

Процедуры этапа:

Детализация проблемы.

Исследование факторов и условий  определяющих проблемную ситуацию.

I. этап: Выявление и возникновение проблемы.

Процедуры этапа:

Возникновение новой ситуации.

Появление проблемы.

Сбор необходимой информации.

Описание проблемной ситуации.

Формулировка проблемы.

Оценка ее важности.

VIII. этап: Организация выполнения решения и его оценки.

План реализации выбранного решения.

Контроль хода реализации решения.

Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.

VII. этап: Окончательный выбор лучшего решения.

7.1.  Анализ эффективности вариантов решений.

7.2.  Определение предпочтительного решения.

VI. этап: Выбор решений.

Выбор решений отвечающих критерию или критериям.

Оценка возможных последствий.

V. этап: Выявление альтернатив решения.

5.1. Определение возможных вариантов решения.

5.2. Разработка возможных вариантов решения.

IV. этап: Формулировка ограничений и критериев для принятия

                    решений.

4.1. Формулировка требований – ограничений.

4.2. Выбор и оценка критериев эффективного решения.

II. этап: Анализ проблемы.

Процедуры этапа:

Детализация проблемы.

Исследование факторов и условий  определяющих проблемную ситуацию.

р решений.

Выбор решений отвечающих критерию или критериям.

Оценка возможных последствий.

V. этап: Выявление альтернатив решения.

5.1. Определение возможных вариантов решения.

5.2. Разработка возможных вариантов решения.

IV. этап: Формулировка ограничений и критериев для принятия

                    решений.

4.1. Формулировка требований – ограничений.

4.2. Выбор и оценка критериев эффективного решения.

II. этап: Анализ проблемы.

Процедуры этапа:

Детализация проблемы.

Исследование факторов и условий  определяющих проблемную ситуацию.

р решений.

Выбор решений отвечающих критерию или критериям.

Оценка возможных последствий.

V. этап: Выявление альтернатив решения.

5.1. Определение возможных вариантов решения.

5.2. Разработка возможных вариантов решения.

IV. этап: Формулировка ограничений и критериев для принятия

                    решений.

4.1. Формулировка требований – ограничений.

4.2. Выбор и оценка критериев эффективного решения.

II. этап: Анализ проблемы.

Процедуры этапа:

Детализация проблемы.

Исследование факторов и условий  определяющих проблемную ситуацию.

            Общие

   ( специфические)

            законы

        управления

 

         Законы

Это объективно существующие, необходимые, устойчивые, повторяющиеся             отношения между явлениями в природе и обществе.

                              Законы характеризуются:

1.  ЕДИНСТВОМ ПРОЦЕССОВ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА

 Мир существует как единая система, все процессы в нем образуют единую систему, нет          такого процесса, который вышел за  пределы этого единства

Круговая сеть

В мире ни один из мировых процессов не является локальным,  изолированным.

3.  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ МИРОВЫХ ПРЦЕССОВ

Все явления мирового процесса  взаимозависимы

4.  ЦЕЛЬНОСТЬ МИРОВОГО ПРОЦЕССА

Анализ мирового процесса следует осуществить без изъятий. Несущественное в одном случае может стать важным и даже чрезвычайным в других случаях

2. СВЯЗЬ  МИРОВЫХ ПРОЦЕССОВ

                 Законы развития объективного мира

1. Закон единства и борьбы противоположностей

Утверждает:

Во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут занимать полярные положения

Противоположности не просто сосуществуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга,  меняются местами

Борьба противоположностей,  их  взаимодействие и взаимный переход являются источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения

В процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения

 2.  Закон отрицания 

Утверждает:

Последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному и характеризует замену старого новым, нового – новейшим и так далее

Во всякий  последующий  момент  времени  любой  предмет, любое явление отличны от самих себя в предшествующий  момент  времени,  т.е. последующее состояние в определенной  степени  как бы отрицает  предшествующее состояние

В процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное самое значимое из предшествующих состояний

3.   Закон перехода количества в качество (и обратно)

 Утверждает:

что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения, которые, достигнув определенного уровня, приводят  к  коренным  количественным изменениям

Количественные изменения совершаются  эволюционно (постоянно),   в коренные качественные изменения – скачком,  революционно

Принципы управления

Стили управления

Методы управления

Способы и приемы управления

Результат

               

Законы

           

управления

                 

Общие

             

принципы

            

управления

            

Принципы

          

менеджмента

              

Принципы

     

производительности

            

Г.

Эмерсон

              

Принципы

            

менеджмента

              

А.

Файоля

                  

                 Методы управления

      

       Экономические

     

         Организационно-

          административные

         

           Социально-                              

    психологические

  

 

Количественные

    Организационно-административные      методы

                            управления

               Организационно-

              стабилизирующие

                        методы

      Организационно-

      распорядительные

              методы

      Организационно-

      дисциплинарные

               методы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50583. Общественное сознание и правосознание 41.5 KB
  Правосознание – форма общественного сознания, в которой находят свое отражение – идеи, теории, доктрины, научная школа, взгляды, мнения, эмоции, переживания, общества по поводу права, законности, справедливости...
50585. ЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ 4.04 MB
  Однако наблюдается тепловое движение неосновных носителей заряда через обратно смещенные переходы которое создает очень малый ток утечки между шиной питания и землей. На статический ток потребления оказывают влияние три фактора: температура сложность схемотехники напряжение питания рис. Типовая зависимость статического тока потребления от напряжения питания и температуры для ИС К564ЛЕ5 Типовая зависимость...
50590. КОТЛЕТОФОРМОВОЧНАЯ МАШИНА «МФК-2240» 203 KB
  Цель работы: Оценить технический уровень состояние котлетоформовочной машины МФК2240 и дать предложения по развитию его конструкции для повышения эффективности процесса формования. Изучить устройство и принцип работы котлетоформовочной машины МФК2240. Определить теоретическую и экспериментальную производительности а также мощности привода котлетоформовочной машины МФК2240 при различных скоростях вращения рабочего вала и обработать результаты испытаний. Дать предложения по техническому обслуживанию котлетоформовочной машины...
50591. Основы построения систем и комплексов подвижной радиосвязи 70.5 KB
  Учебные цели: Сформировать навыки самостоятельного применения полученных знаний для расчета и обоснования основных характеристик сети подвижной радиосвязи. наглядные пособия: электронная презентация Расчет основных характеристик сети подвижной радиосвязи. Средства и комплексы подвижной радиосвязи.