89219

Модели рыночной экономики

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

В современной экономике в странах с развитой рыночной системой выделены типичные модели хозяйствования и особенности их функционирования. В основу немецкой модели хозяйствования положены следующие 2 принципа: рынок для всех и благосостояние для всех.

Русский

2015-05-10

27.97 KB

0 чел.

Вопрос 4. Модели рыночной экономики

В современной экономике в странах с развитой рыночной системой выделены типичные модели хозяйствования и особенности их функционирования. Основные критерии для определения рыночных моделей следующие:

  1.  формы собственности (доля государственной и частной собственности в объеме ВВП);
  2.  социальная политика
  3.  формы вмешательства государства в экономику.

Наиболее эффективными рыночными моделями экономики являются:

  1.  Американская (либеральная) модель хозяйствования, которая  широко используется в США и других странах Американского континента. Ее характерными особенностями являются:
  2.  стабильности в развитии экономических процессов;
  3.  незначительная доля госбюджета в ВВП;
  4.  высокий уровень производительности труда;
  5.  ориентация на частную собственность и достижение личного успеха у населения;
  6.  высокой уровень доходов граждан, соответственно их высокая покупательная способность;
  7.  небольшие расходы государства на социальную сферу.

Регулирование экономических процессов со стороны государства осуществляется по остаточному принципу в направлениях решения тех проблем, которые не под силу решить рыночным структурам. Влияние государства на экономику осуществляется посредством государственной бюджетно-финансовой политики, налоговой системы, направленных на формирование рационального предложения при помощи регулирования цен и замораживания инфляционных процессов.

  1.  Немецкая (неолиберальная) модель хозяйствования.

В основу немецкой модели хозяйствования положены следующие 2 принципа: рынок для всех и благосостояние для всех. Это означает то, что рост экономики сопровождается ростом доходов большинства субъектов рынка и покупательной способности денежной единицы страны. Важными формами влияния государства на развитие экономики в рамках немецкой модели является кредитно-денежная и валютно-финансовая системы.

Данная модель характеризуется следующими особенностями:

  1.  поддержка свободной конкуренции (рост рынка происходит на основе роста числа хозяйственных субъектов, углубления разделения труда).
  2.  основа системы государственного регулирования экономики Германии – это согласование интересов всех субъектов рыночной экономики. Так, объемы налогов и госбюджета согласуются с ростом экономики. Государство отбирает ту часть доходов (через налоги), которая не может быть эффективно реализована на рынке. Налоговая политика направлена на сдерживание чрезмерного роста неэффективной структуры экономики страны и ставит задачу замораживания инфляционных доходов.
  3.  важную роль занимает политика доходов и занятости трудового населения. Правительство поощряет всех производителей (собственников и наемных работников), которые вносят вклад в рост рынка страны. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. средние и мелкие предприятия и фермерские хозяйства.
  4.  Английская (европейская или кейнсианская) модель рынка получила наибольшее развитие в таких странах, как Великобритания, Франция, Италия.

Для этой модели характерны следующие черты:

  1.  наличие значительной части государственной собственности;
  2.  крупные госзаказы;
  3.  весомые инвестиции для поддержки надлежащего уровня занятости и решения социальных проблем.

В английской модели госбюджет выступает как фактор влияния на спрос путем концентрации, перераспределения доходов, следовательно, и на изменение структуры спроса и цены.

  1.  Шведская модель хозяйствования, которая получила распространение в Скандинавских странах. Характерной особенностью является сильная социальная политика государства, направленная на сокращение имущественного неравенства в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Доля государственных расходов, направляемых на социальные программы, составляет более 50%.

Объектом государственного регулирования выступают трудовые отношения на общенациональном уровне. За счет государственного бюджета обеспечивается высокий уровень занятости населения и оплаты труда.

Для этой модели характерны и противоречия между политикой государства по поддержке высокого уровня занятости, реализации социальных программ и возможностями обеспечения высоких темпов роста экономики и повышения эффективности хозяйствования, интересами предпринимателей и инвесторов. Высокий уровень налогов в этой стране влечет за собой повышение цен на отечественные товары, что обусловливает замкнутость этой системы, необходимость защиты внутреннего рынка от импорта более дешевых товаров из других стран. Кроме того, низкий уровень доходности капитала способствует его экспорту в другие страны.

Для Восточно-Азиатского региона наиболее показательны японская модель и модели хозяйствования стран “азиатских драконов”.

  1.  Японская (азиатская) модель регулирования рыночных отношений характеризуется, прежде всего, спецификой корпоративных структур. Собственниками корпораций являются юридические лица, которые представляются физическими лицами и присваивают доход не в форме предпринимательской прибыли, а в форме заработной платы за выполнение специфических функций и дивидендов по акциям. Разрыв между максимальной и минимальной заработной платой в Японии составляет 5-6 раз, тогда как в США он значительно больше – в 10-12 раз. Доля доходов по дивидендам в японских корпорациях небольшая. Для них характерны особые методы закрепления рабочей силы на предприятиях, включая патернализм2, содействие корпораций в воспитании своих работников, создание условий для профессионального роста и т.п.

Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Следует отметить наличие в японской модели одновременно с рыночными и административно-экономических методов регулирования, например, установления сроков и размеров обновления оборудования конкретными корпорациями с отметкой величины штрафных санкций за невыполнение решений государства по реструктуризации предприятий.

Значительная роль Японии в мировой торговле (третье место после США и ФРГ) позволяет ей поддерживать национальную валюту путем экспортно-импортных операций.

  1.  Модели рынка в быстроразвивающихся странах (Южная Корея, Тайвань, Кувейт, Гонконг, Сингапур, ОАЭ) основывались на быстрых изменениях патриархальных и феодальных структур и формировании на их основе рыночных отношений путем использования новейших достижений НТП в производстве, управлении, включая и процессы международного разделения труда. Эти процессы осуществляются за счет государственных средств, вкладываемых непосредственно государством или иностранными инвесторами.

Эти страны демонстрируют возможность создания рынка государством за его же счет. Государство формирует и поддерживает совокупность предприятий, способных самостоятельно хозяйствовать, быть источником валютных доходов и рынком сбыта для других предприятий.

  1.  В России в настоящее время существует эклектическая3 экономическая система, состоящая из административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках добавляются еще и элементы традиционной системы.

Окончательный выбор конкретной модели переходной  системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет в конечном счете определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями.

Литература:

Стерликов, Ф. Ф. Модели хозяйствования // Экономические науки. Экономическая теория. - №3(88) – 2012. – с. 51-55.

2 Патернализм - в трудовых отношениях (в некоторых странах) — система дополнительных льгот, субсидий и выплат на предприятиях за счет предпринимателей с целью закрепления кадров, повышения производительности, смягчения напряжения.

3 эклектизм – отсутствие единства, целостности, последовательности в теориях, убеждениях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82503. Характеристика прецедента как источника права в системе общего права Англии 25.62 KB
  Решения высшей инстанции палаты лордов обязательны для всех других судов. Апелляционный суд состоящий из двух отделений гражданского и уголовного обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высокий суд все его отделения связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций его решения обязательны для всех нижестоящих инстанций а также не будучи строго обязательны влияют на рассмотрение дел в его отделениях. Окружные и магистратские суды обязаны следовать...
82504. Общая характеристика судебной системы Великобритании 25.93 KB
  Судебная система Великобритании включает в себя: магистратские суды рассматривают как правило без участия присяжных заседателей преступления не представляющие значительной общественной опасности преступления по обвинительному акту тяжкие преступления гражданские иски административные дела; суды графств являются основными судами первой инстанции по гражданским делам; Верховный суд Великобритании. Особенности судебной системы Великобритании проявляются в наличии следующих судов: Королевский суд Лондона это высшая инстанция...
82505. Формирование американского права 27.12 KB
  Ллевелина Традиции общего права выделяются три периода развития американского права: первый с 1800 г. Богдановская выделяет четыре этапа в развитии американского права. Первый этап утверждения прецедентного права в колониальный период.
82506. Особенности и тенденции развития современного американского права 27.6 KB
  Федеративное устройство США ставит на повестку дня вопрос о единстве правовой системы страны. Наличие Конституции США ограничивает свободу действий как законодательных так и судебных органов в части внесения изменений в организацию правосудия. Втретьих реализация принципа разделения властей дополняет с введением судебного контроля за конституционностью законов При этом Верховный суд США напоминает скорее законодательный чем правоприменительный орган особенно когда создаваемая им норма распространяется не на рассматриваемое дело а на дела...
82507. Характеристика судебной системы США 26.5 KB
  Кроме того в систему федеральных судов входят так называемые специализированные суды имеющие отдельную компетенцию с правом вынесения приговоров и решений налоговый суд суд по делам военнослужащих суд по таможенным и патентным делам претензионный суд. Районные суды рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Апелляционные окружные суды осуществляют проверку решений районных судов а также рассматривают жалобы на решения ряда административных квазисудебных органов например Национального управления...
82508. Общая характеристика мусульманской правовой семьи 28.91 KB
  История развития мусульманской правовой системы неразрывно связана с формированием мусульманской религиозной культуры. Но в Коране было упомянуто о том что мнение единое во всей мусульманской общине не может быть неверным. Иджма мнение по правовым вопросам авторитетных ученыхтеологов которое представлено как мнение всей мусульманской общины.
82509. Общая характеристика правовых систем стран Дальнего Восток 26.29 KB
  К отличительным критериям на основе которых можно определить к какой правовой семье следует отнести ту или иную правовую систему принадлежит также восприятие права как исключительно важного социального инструмента регулирования общественных отношений. Поэтому описание китайского и японского права позволит выявить некоторые важные и характерные элементы общей дальневосточной концепции права. Все западные правовые системы независимо от того относятся ли они к семье романогерманского или общего права едины в том что важнейшие вопросы...
82510. Общая характеристика российской правовой системы 27.03 KB
  То что правоприменители и граждане столь часто подчиняются правовым обыкновениям даже в ущерб соблюдению норм права связано с историческими особенностями с противодействием монгольскому владычеству и с традиционной либеральностью центральной власти по отношению к местной. Система права стала более упорядоченной. Правда остаются весьма болезненными проблемы соответствия законодательства субъектов федеральному законодательству и отсутствия нормативных актов в ряде важнейших отраслей права экологическом незавершенность налоговой кодификации...