89220

Эффективность государственного и муниципального сектора и проблема его реформирования

Лекция

Политология и государственное регулирование

Проблемы эффективности государственных предприятий В XX веке неоднократно возрождался интерес к проблеме экономической роли государства в экономике вообще и к проблеме эффективности государственных предприятий в частности.

Русский

2015-05-10

85.05 KB

5 чел.

ТЕМА № 7

Эффективность государственного и муниципального сектора и проблема его реформирования


План:

ВОПРОС I. Проблемы эффективности государственных предприятий 3

1.1. Выгоды государственного и муниципального сектора 3

1.2. Издержки – общие причины неэффективности государственного сектора 6

1.3. Реструктуризация государственных предприятий 11

ВОПРОС II.  Дисконтирование при оценке государственных и муниципальных проектов 15

ВОПРОС III. Усиление роли государства  в современной экономике России 18


ВОПРОС I. Проблемы эффективности государственных предприятий

В XX веке неоднократно возрождался интерес к проблеме экономической роли государства  в экономике вообще и к проблеме эффективности государственных предприятий в частности. В экономике общественного сектора  последняя проблема может быть рассмотрена только в рамках более широкого подхода с позиций институциональных преимуществ и институциональных провалов государства и рынка.

Интерес к вопросу эффективности предприятий государственного сектора экономики вновь возродился на рубеже XX и XXI вв.; особенно в переходных обществах. Это объясняется разными фактами:

  1.  во-первых,  тем, что в переходных экономиках формируется государственный сектор нового типа;
  2.  во-вторых, продолжающимся процессом реструктуризации государственных предприятий;
  3.  в-третьих, возрождение интереса к проблеме государственного сектора в странах запада после завершения масштабной приватизации.

Возрождение интереса к проблеме эффективности государственного сектора отмечается не только в общественной мысли, но и в специальной экономической литературе.

Рассматриваемая проблема сложна и многогранна. Важнейшими аспектами проблемы эффективности предприятий государственного сектора являются: обоснование необходимости государственного производства, тенденции развития государственных предприятий в странах запада, общие причины неэффективности государственного сектора, факторы неэффективности государственных предприятий, общие направления их реструктуризации.

  1.  Выгоды государственного и муниципального сектора

Сферы и отрасли экономики, где существует государственное производство товаров и услуг, отличаются следующими особенностями.

Во-первых, конкуренция в них сильно затруднена или просто невозможна. А производство в частном секторе является эффективным, если существует свободная конкуренция.

Варианты государственного вмешательства в экономику:

Исторически сложилось так, что во многих странах только одна компания предоставляла почтовые услуги и только одна компания осуществляла телефонную связь. И без государственного вмешательства господство одной или нескольких компаний вело бы к эксплуатации потребителей.

а) в большинстве стран государство напрямую вмешивалось в экономику, осуществляя государственное производство телекоммуникационных и почтовых услуг, электроэнергии, газа, ж/д и авиационных перевозок;

б) другой вариант государственного вмешательства в отмеченных выше отраслях экономики – это регулирование частного производства, в частности контроль над ценами производимых товаров и услуг. Контроль над ценами уменьшает возможности реализации монопольной власти действующих в отрасли компании;

в) есть еще вариант действий в условиях институциональных провалов рынка и государства – оставить все так, как сложилось исторически в той или иной отрасли. Другими словами, просто игнорировать проблемы неэффективности рынка и государства. Это решение в соответствии с той ситуацией, когда «лечение болезни хуже, чем сама болезнь».

Например, существуют некоторые расчеты общественных потерь от монополии. Напомним, что эти потери связаны с тем, что монополии повышают цены и, соответственно, ограничивают масштабы производства. По мнению некоторых экономистов (Г. Демсец, Д. Стиглер), в стоимостном измерении эти потери могут быть меньше, чем общественные затраты, связанные с государственным регулированием монополии.

Во-вторых, с отраслями, где распространено государственное производство, связаны разные государственные интересы. Рассматриваемые отрасли экономики – это отрасли, производящие общественно значимые блага, в производстве которых заинтересованно государство, в том числе и с точки зрения национальной безопасности. Во многих случаях вопреки распространенной экономической теории частные фирмы преследует цель максимизации прибыли, которая может не совпадать с целью повышения благосостояния общества в целом.

Не существует эффективных способов регулирования частного сектора таким образом, чтобы он обеспечивал реализацию государственных интересов в этих отраслях экономики. Например:

а) через контрактную систему государство передает частному сектору производство военных кораблей и самолетов, но не делает этого в отношении системы обороны;

б) частное образование может быть профессионально качественным, но оно не гарантирует обществу формирование и сохранение у членов общества общенациональных нравственных ценностей, национальной культуры, сознания общегосударственного единства и общественного патриотизма;

в) отрасли, где распространено государственное производство товаров и услуг, - это, прежде всего отрасли, где существует естественная монополия;

г) в стратегически важных отраслях также распространено государственное производство. В целом к стратегически важным отраслям относятся отрасли производственной  инфраструктуры. Это телекоммуникации, почтовая связь, ж/д транспорт, нефтегазовая промышленность, электроэнергетика, научно-исследовательский сектор;

д) другой сферой государственного производства является сфера производства социальных услуг – это здравоохранение, образование, ЖКХ;

е) третьей важной сферой, где действуют государственные предприятия, является сфера рыночной инфраструктуры. Это организации и предприятия, обеспечивающие функционирования рынков капитала, труда и земли. В настоящее время отраслевая структура государственных предприятий существенно изменилась, это главным образом предприятия, действующие в рамках социальной и рыночной инфраструктуры. Количество и роль государственных предприятий в сфере обрабатывающей промышленности развитых стран резко сократилась в результате приватизации 90-х годов.

К отраслям с высокой степенью государственного производства относятся:

  1.  Производственная инфраструктура экономики, которая включает:
  2.  почтовую службу;
  3.  телекоммуникации;
  4.  электроэнергетику;
  5.  нефтегазовую промышленность;
  6.  жд/транспорт;
  7.  авиационный транспорт.
  8.  Социальная инфраструктура экономики, которая охватывает:
  9.  образование;
  10.  здравоохранение;
  11.  коммунальные услуги;
  12.  обеспечение общественного порядка;
  13.  обеспечение национальной безопасности.
  14.  Рыночная инфраструктура экономики, которая включает:
  15.  финансовую сферу (государственные финансы, государственное кредитование);
  16.  денежное обращение (центральный банк, денежная эмиссия);
  17.  рынок труда (организации по формированию предложения труда);
  18.  рынок земли (организации по формированию предложения земли).

Таким образом, необходимость государственного производства в обозначенных выше отраслях национальной экономики в рамках экономической теории общественного сектора объясняется главным образом:

  1.  отсутствием или невозможностью конкуренции (естественная монополия) в этих отраслях;
  2.  государственными интересами, связанными с производственной, социальной и рыночной инфраструктурой национальной экономики.

В экономической теории существуют и другие аргументы, обосновывающие необходимость государственного производства. К ним относятся:

  1.  отрицательные внешние эффекты;
  2.  положительные внешние эффекты;
  3.  асимметричная информация;
  4.  макроэкономическая нестабильность.

Если в принципе рыночная экономика не стремится или не достигает общего конкурентного равновесия, то необходимо обеспечить это равновесие через государственный механизм макроэкономического регулирования экономики.

Таким образом, теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику осуществляется с позиций эффективности (рыночных сбоев), справедливости и равенства, макроэкономической стабильности. В экономике общественного сектора основное внимание уделено первым двум аспектам, т.е. рассмотрению государственного вмешательства с позиций эффективности и справедливости.

Проблемы макроэкономического регулирования традиционно рассматриваются в курсе макроэкономической теории. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что макроэкономическая политика тесно связана с развитием общественного сектора экономики. Поэтому в курсе экономики общественного сектора мы неизбежно будем касаться проблем макроэкономической политики государства.

  1.  Издержки – общие причины неэффективности государственного сектора

Причины неэффективности государственного сектора экономики рассматриваются в рамках концепции провалов государства. В этой теории источниками провалов государства являются, во-первых, несовершенство механизма общественного выбора в условиях как прямой, так и представительной демократии; во-вторых, агентские отношения в общественном секторе. В частности, изъяны государства с позиции общественного выбора проявляются в парадоксе Кондорсе2, неэффективности выбора при пропорциональном налогообложении, искажении общественных предпочтений, логроллинге. Изъяны государства с позиций агентских отношений проявляются в асимметричности информации в государственном секторе, в существовании бюрократической монополии, в системе погони за рентой.

Примеров неэффективности государственных предприятий множество, точно так же, как и примеров неэффективности частных предприятий. В данном случае нас интересует проблема эффективности государственных предприятий.

Дж. Стиглиц в своем известном учебнике по экономике общественного сектора приводит много интересных примеров, характеризующих эту проблему в американской экономике. В сфере производства товаров и услуг в государственном секторе США наблюдаются следующие явления:

  1.  государственное строительство жилья на 20% дороже частного;
  2.  общественная уборка мусора обходится на 50% дороже, чем частная;
  3.  большинство предоставляемых государством коммунальных услуг были значительно дороже, чем предоставляемых частным сектором;
  4.  государственные служащие используют бюллетени по болезни на 64% чаще, чем занятые в частном секторе;
  5.  управление служб общего назначения использует в 17 раз больше людей, чем частные компании, осуществляющие сопоставимую деятельность.

В целом наблюдается меньшая эффективность предприятий государственного сектора экономики по сравнению с частными предприятиями, действующими в той же отрасли. Издержки производства государственных предприятий во многих случаях, но не во всех, оказывается выше издержек на частных предприятиях. Это относится, например, к такому виду общественного транспорта, как автобусное сообщение, к предприятиям, предоставляющим коммунальные услуги.

Вместе с тем прямое сравнение эффективности государственных и частных предприятий во многих случаях представляется невозможным, так как они производят разную, часто несопоставимую продукцию. Эффективность государственного подземного транспорта невозможно сравнить с частным, так как не существует частного метрополитена. В тех случаях, когда продукция сопоставима, не всегда можно достоверно измерить и посчитать затраты и результаты. Например, это трудно сделать при сравнении государственных и частных организаций в сфере образования. Всякого рода тестирование знаний и навыков охватывает лишь некоторые аспекты образования.

Существуют также исследования, доказывающие, что государственные предприятия вовсе не обязательно менее эффективны, чем частные предприятия. Так же как и в случае с государственными предприятиями, есть много примеров неэффективности производства товаров и услуг в частном секторе.

  1.  Так, многие французские государственные предприятия являются примерами эффективности. В частности, французская государственная энергетическая компания разработала и реализовала по всей стране проект атомной электростанции, производящей электроэнергию со значительно меньшими издержками по сравнению со многими проектами, созданными американскими частными компаниями.
  2.  Другой пример из сферы социального страхования. В США издержки государственного Управления социального страхования составляют менее 1% суммы выплачиваемых страховок. В то же время управленческие и сбытовые издержки частных страховых компаний составляют от 30 до 40% представляемой суммы страховок.

Проблемой является измерение производительности труда многих государственных служащих. Это связано с тем, что трудно измерить результаты их труда. В целом производительность труда государственных служащих растет. Об этом свидетельствует тот факт, что вместе с сокращением числа государственных служащих во многих развитых странах в конце прошлого века имел место рост масштабов предоставляемых услуг.

Наконец, существуют примеры отраслей, где в равной мере действуют государственные и частные компании. Так, в Канаде функционируют и государственные, и частные железнодорожные компании. Анализ их производственной деятельности свидетельствует о том, что они имеют примерно одинаковые показатели эффективности.

Исследование ситуаций неэффективной деятельности государственных предприятий показало, что существуют несколько конкретных причин неэффективности многих государственных предприятий. Эти причины связаны с управленческими проблемами на уровне предприятий, с отраслевыми особенностями тех сфер, где действуют предприятия, с особенностями стимулирования труда государственных служащих.

Факторы, отрицательно влияющие на эффективность государственных предприятий:

  1.  Проблемы управления и организации производства, в том числе:
  2.  условия «мягкого бюджетного ограничения» (субсидии, нет угрозы банкротства);
  3.  нет цели максимизации прибыли;
  4.  отсутствуют стимулы повышения эффективности;
  5.  трудности планирования долгосрочных инвестиций;
  6.  бюрократические цели (максимизация размера организации);
  7.  ограничения по типу и качеству материальных затрат (закупочные спецификации);
  8.  влияние политики, политических аспектов экономических решений;
  9.  низкий уровень расположенности к риску (акцент на формальных процедурах).
  10.  Особенности стимулирования труда государственных служащих, в том числе:
  11.  слабая угроза увольнения;
  12.  низкий уровень заработной платы по сравнению с аналогичной работой в частном секторе;
  13.  отсутствие стимулирующих производительность систем оплаты труда;
  14.  трудности определения результатов труда государственных служащих;
  15.  коррупция.
  16.  Особенности отраслевой конкуренции, в том числе:
  17.  отсутствие конкуренции (почтовая служба);
  18.  условия естественной монополии (бюрократическая монополия).

Государственные предприятия функционируют в условиях «мягкого бюджетного ограничения».

«Мягкое бюджетное ограничение» - это финансовые условия функционирования предприятия, которые включают в себя необязательность получения прибыли как условия эффективности предприятия, слабый контроль за расходами, доступность средств для покрытия убытков.

Во многих случаях у государственных предприятий отсутствует мотив максимизации прибыли. На решения о расширении масштабов производства влияет политика, проводимая правительством, в частности политика по поддержанию уровня занятости в данной отрасли или регионе. Эта политика ведет к снижению производительности труда в данной государственной компании. Во многих странах государственные компании не обеспокоены проблемой финансовых потерь и банкротства. Эти потери списываются за счет общих государственных доходов. Система субсидий государственным предприятиям также создает условия «мягкого бюджетного ограничения». Все это является причиной более низкой эффективности государственных предприятий в рамках системы управления и организации производства на государственных предприятиях.

Стремление руководителей государственных предприятий и служб увеличить размеры своего бюджета и бюрократическая монополия, сходная с естественной монополией, во многом объясняют неэффективность государственных предприятий. Кроме того, одним из фактором неэффективности с точки зрения управления организации является стремление избежать риска при принятии решений.

Это стремление связано с желанием освободить себя от ответственности за принимаемые решения. Риск уменьшается, если государственный служащий следует формальным процедурам принятия решений. Эти процедуры предполагают, что действия служащего проверяются другими. Формализованные процедуры, групповое принятие решения, неясное распределение ответственности – все это удлиняет технологию производства товара или услуги, снижает эффективность их производства. Нерасположенность к риску представляет собой стремление бюрократической системы управления избежать ответственности за принимаемые решения, предполагающее групповое принятие решений, акцент на формальной процедуре принятия решений.

Отмеченные выше особенности функционирования государственных предприятий являются причинами их неэффективности. Они связаны с особенностями управления государственными предприятиями, со спецификой их сферы деятельности.

Решение проблемы эффективности предприятий и организаций государственного сектора лежит в рамках особенностей функционирования этого сектора. Повышение эффективности государственных предприятий предполагает как реформу системы управления государственными предприятиями, так и усиление элементов конкуренции в тех сферах, где действуют государственные предприятия.

Повышение эффективности государственных предприятий – это длительный процесс, включающий разнообразные меры правительства. В литературе этот процесс называют также реструктуризацией государственных предприятий. Длительность и сложность процесса реструктуризации государственных предприятий позволяют назвать все эти преобразования реформой государственных предприятий.

  1.  Реструктуризация государственных предприятий

Реструктуризация государственных предприятий (реформа государственных предприятий)это комплекс мер, направленных на изменения принципов их действия, изменения системы управления, рост производительности труда, снижения издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.

Условно можно выделить три основных направления реструктуризации государственных предприятий:

  1.  во-первых, реформа системы управления государственными предприятиями, включая использования других организационно-правовых форм;
  2.  во-вторых, усиление элементов конкуренции в тех сферах, где действуют государственные предприятия;
  3.  в-третьих, приватизация государственных предприятий.

Первоначально необходим принципиальный финансово-экономический анализ, который включает в себя не только анализ затрат и результатов деятельности предприятия, но и сопоставление эффективности государственного предприятия с эффективностью частных предприятий, если это в принципе возможно. Кроме того, необходим общий экономический анализ сферы деятельности предприятия с целью выявления возможных источников провалов государства с позиций экономической эффективности. Наконец, необходимо определение особенностей механизма формирования бюджета предприятия для того, чтобы выявить возможные сбои государства с позиций теории общественного выбора.

На основе этого анализа возможно принятие решения о приватизации государственного предприятия. В этом случае разрабатывается процедура приватизации, определяются сроки и конечные цели с точки зрения повышения эффективности производства.

Если принято решение о том, что предприятие или организация остаются в рамках государственного сектора, то осуществляется реформа системы управления предприятием, меняется его организационно-правовая форма, позволяющая повысить эффективность предприятия. В принципе эти изменения происходят в направлении предоставления большей самостоятельности менеджменту предприятия, внедрения принципов прибыльности, рыночного соизмерения затрат и результатов. Этот процесс получил название корпоратизации – коммерциализация деятельности государственных предприятий.

Корпоратизация государственных предприятий осуществляется в том случае, если в перспективе предстоит его приватизация. Этап корпоратизации должен предварять приватизацию. Корпоратизация позволяет повысить эффективность предприятия, дает возможность рынку оценить стоимость активов предприятия, выявить резервы и узкие места, как в управлении, так и в производстве на данном предприятии. В этом случае приватизация становится более обоснованной, а общество получает реальную компенсацию стоимости приватизированного предприятия.

Корпоратизация государственных предприятий означает реформу управления предприятием, новую организационную форму предприятия, предполагающую большую самостоятельность и независимость менеджмента, введение «жесткого бюджетного ограничения», возможность конкурировать с частными предприятиями.

Данное направление реструктуризации государственных предприятий является очень эффективным. Значительная часть причин неэффективности государственных предприятий ликвидируется при корпоратизации. Государственные корпорации остаются собственностью государства. Совет директоров назначается парламентом. Вместе с тем политическое влияние на непосредственную деятельность корпорации уменьшается. Корпорация реализует свою продукцию на рынке, распоряжается своими доходами, отвечает по обязательствам, также как и частная компания, может получать финансы на рынке заимствований, устанавливает стимулирующие системы заработной платы.

Но многие государственные организации в принципе не могут быть рыночными, действовать как частная компания. Это относится ко многим организациям, предоставляющим услуги всем участникам рыночной экономики, организациям, услуги которых не могут быть измерены рынком в стоимостном выражении. Реструктуризация таких организаций осуществляется в рамках формирования так называемых организаций, ориентированных на результаты.

«Организация, ориентированная на результаты», - это государственная организация, в большей степени отдаленная от рынка по сравнению с государственной корпорацией, но формирующая свою деятельность и систему оплаты труда служащих в зависимости от результатов, измеренных особым образом.

Важнейшими условиями превращения обычных государственных организаций в «организации ориентированные на результаты», выступают, во-первых, возможность в той  или иной форме измерить результаты деятельности организаций и, во-вторых, возможность выполнения ими своих функций при переходе к новой организационно-правовой форме.

Таким образом, возможные организационные преобразования государственных предприятий и организаций включают:

  1.  корпоратизацию (коммерциализацию);
  2.  формирование «организаций, ориентированных на результаты»;
  3.  приватизацию.

Государственные корпорации и «организации, ориентированные на результаты», вовсе необязательно будут приватизированы. У приватизации есть свои пределы, определяемые сбоями рынка, а также соображениями национальных и общественных интересов.

Интересы общества в целом не всегда могут быть реализованы частным сектором. Например, предприятия по производству обогащенного урана технически возможно в частном секторе, но в интересах общества иметь государственное, а не частное предприятие в этой сфере. Приватизация государственной почтовой службы может не только привести к росту цен на почтовые услуги, но, главное, и к тому, что жители отдаленных и малонаселенных пунктов не смогут получить эти услуги.

Точно также интересы общества не всегда могут быть реализованы с помощью государственного регулирования частного сектора. Например, государственное регулирование приватизированной почтовой службы будет дорого стоить обществу, особенно контроль за результатами ее деятельности. (Ситуация, когда издержки государственного регулирования превышают потери, связанные с провалами рынка, представляет  собой так называемое дырявое ведро Оукена).

Важнейшими критериями при решении вопроса о приватизации государственных корпораций являются:

  1.  возможность получения значительных государственных доходов от приватизации при условии выполнения приватизированными предприятиями необходимых общественных функций;
  2.  возможность государственного регулирования провалов рынка, которая ведет к повышению эффективности производства с учетом издержек регулирования.

Таким образом, анализ проблемы эффективности государственных предприятий в современных условиях позволяет сделать некоторые общие выводы.

  1.  В настоящее время происходит стабилизация роли государственных предприятий в экономике стран ОЭСР.
  2.  На Западе возрождается интерес к деятельности государственных предприятий.
  3.  Постепенно исчезает образ государственных предприятий как синоним неэффективности.


ВОПРОС II. Дисконтирование при оценке государственных и муниципальных проектов 

Критерием для реализации проекта государственных расходов является сравнение предельных выгод и предельных издержек. При этом если предельные издержки вмешательства государства будут меньше чем частных предельных издержек, государству следует осуществлять тот или иной проект.

Компаундинг. Дисконтирование капитала и дохода.

Финансовые ресурсы, материальную основу которых составляют деньги, имеют временную ценность. Она может рассматриваться в двух аспектах:

Первый аспект связан с покупательной способностью денег: денежные средства в данный момент и через определенный промежуток времени при равной номинальной стоимости имеют разную способность.

Пример:  1000 руб. через какое-то время при уровне инфляции 60% будут иметь покупательную способность 400 руб.

Второй аспект связан с обращением денежных средств как капитала и получением доходов от этого оборота. Деньги должны делать новые деньги.

Оценку временной ценности денег можно провести с помощью компаундинга и дисконтирования.

Метод компаундинга.

Это приведение сегодняшней суммы денежных средств к заданной в будущем:

где БС – будущая стоимость сегодняшней суммы денежных средств;

ДС – количество денежных средств, вкладываемых в настоящий момент, t;

t – количество лет (периодов), на которые вкладываются средства;

r- процентная ставка.

Пример:  15 млн.руб. вкладываются в какое-либо дело .3.01.2012г. на 4 года из условий ежегодного дохода по норме 25%. Как вырастет вложенный капитал?

Метод дисконтирования.

Дисконтирование – это приведение будущих доходов к сегодняшнему моменту времени.

Необходимо ответить на вопрос, какова настоящая стоимость предполагаемых в будущем денежных поступлений

где ДС – настоящая стоимость будущих денежных поступлений;

БС – количество денежных средств, которое можно получить в будущем;

Е – ставка дисконтирования в течение t периодов;

t – число периодов.

Ставка дисконтирования должна быть равна фактической величине ставки процента по долгосрочным займам на рынке капитала; либо равна ставке процента заемщика.

Должен быть достигнут минимальный уровень поступлений, ниже которого предприниматель считает нецелесообразным инвестировать данный проект.

Одной из основных причин возникновения такого метода является неодинаковая ценность денежных средств во времени.

Практически это означает, что рубль сегодняшний считается нетождественным рублю через год.

Эта истина является аксиомой финансовых операций и предопределяет весь механизм экономического обоснования и анализа инвестиционных проектов государства и муниципалитетов.

Пример: (на дисконтирование) необходимо обеспечить 150 тыс.руб. через 2 года для покупки оборудования. Сколько потребуется для этой цели инвестировать, если вложенные деньги обеспечивают 24% годовых с начислением процента (%) через 2 месяца?

12 месяцев:2 месяца =6 месяцев.

Исходная денежная сумма

Возвращаемая сумма

компаундинг

определить будущее

Задано настоящее

наращение

 

Определить

Возвращаемая сумма

(дисконтная ставка)

Приведенная к настоящему времени сумма

дисконтирование


ВОПРОС III. Усиление роли государства  в современной экономике России

Государство вышло в России в лидеры, причины:

  1.  крупные приобретения;
  2.  котировки акций государственных компаний начинают расти быстрее других (им больше доверяют).

Плюсы увеличение доли государства (федеральное – значит сильное):

  1.  Контролируя крупные корпорации, государство м.б. уверено, что они будут платить налоги, не утаивая своих доходов. Налоги нужны государству, чтобы платить пенсии и зарплаты врачам и учителям. Чтобы, в конечном счете, иметь благодарный электорат.
  2.  Контролируя основные отрасли экономики, отвечающие за энергоснабжение, банковские услуги, связь, оборону, автопром, судостроение, государство никогда не допустит кризиса.
  3.  Контролируя эти отрасли, власть всегда может удержать в нужных рамках тарифы, справиться с монополиями, заставить всех играть по одним правилам.
  4.  Государство создает рабочие места, объявляя о масштабных всероссийских стройках. Поддерживает  градообразующие предприятия.
  5.  Собственность государству нужна для решения внешнеполитических задач:

а) легче победить в международных тендерах;

б) вырастить конкурентную высокотехнологичную отрасль.

Эти задачи в нынешней России с успехом решаются. Две трети «голубых фишек» из числа нефтегазовых бумаг на российском фондовом рынке прямо или косвенно контролируются государством. Два крупнейших банка – государственные. В единственной «голубой фишке» - связи – у государства 75% акций. Все эти компании составляют элиту фондового рынка как по капитализации, так и по привлекательности для российских и иностранных инвесторов. Иностранцы публично признаются им в любви и мечтают сотрудничать.

Наконец, мало кто сможет аргументированно поспорить с тем, что по показателю рентабельности госкомпании дадут фору любой другой. Есть ли еще один такой успешный коммерческий банк, как Сбербанк? Или такой успешный инвестиционный банк, как ВТБ? Газпром увеличил дивиденты сразу на 70% и др.

Минусы (казенное – значит неэффективное):

  1.  Чувствуя за спиной государство, компания не будет повышать эффективность, снижая издержки и, в конечном счете, предлагать рынку наиболее конкурентный продукт.
  2.  Государство позволяет своим корпорациям влезать в чудовищные долги для покупки все новых и новых месторождений и бизнесов. Это создает угрозу обвалов.
  3.  Чтобы обеспечить людей работой, государство поддерживает убыточные и дотационные, а порою и просто ненужные отрасли так, например, оно может прокладывать инфраструктуру там, где она не нужна, где порой людей проще перевезти в регион, который лучше подходит для жизни, чем тратить гигантские усилия, чтобы провести в отдаленной российской глуши газ, свет и канализацию.

Современные противоречия вмешательства государства в экономику:

  1.  Налоги платятся исправно, бюджет профицитный, а стабилизационный фонд до 2014 года не использовался и только в конце 2013 года принято решение о вложении этих средств в инфраструктурные проекты.
  2.  Пенсии и социальные пособия повышаются по несколько раз в год, а бедность сокращается на доли процента.
  3.  Рабочие места создаются в массовом порядке, но это дешевые рабочие места, не требующие высокой квалификации.
  4.  Тарифы под контролем, но, пользуясь дешевыми энергоносителями, промышленность не спешит  модернизироваться, повышать эффективность. Отсюда низкая конкурентоспособность наших производителей. (В 2014 г. было принято решение о замораживании тарифов естественных монополий, но не для населения).
  5.  Монополии растут как грибы.
  6.  Не всегда удается контролировать действия госкомпаний, например:

а) история с российской маркой нефти Rebco. Хотя государство контролирует крупные нефтяные компании, оно не может заставить их продать на торгах в России за рубли хотя бы один танкер с нефтью;

б) не хотят нефтяные компании вкладывать деньги в качественный бензин – к решению острейшей задачи переоборудования существующих нефтеперерабатывающих заводов и строительства современных они еще не приступали.

7. Плюс коррупция, которую порождает государственная машина в экономике.

Государственный сектор в экономике растет. Так, например, с 2000-2006гг. он увеличивался в 1,5 раза. В денежном выражении «капитал» государства вырос с 48 млрд.долл. до 190 млрд.долл.

Увеличились долги государства в современной экономике России:

  1.  В России государство вернуло себе контроль над «Газпромом», купило «Сибнефть» и активы «ЮКОСа», объединило авиастроение и судостроение. Весть мир укрупняется, и в условиях экономического подъема это нормально.

«Ресурсный национализм не представляет из себя какого-то нового явления и не является единственным источником безопасности для централизованных экономик. Все правительства пытаются максимизировать выручку от природных ресурсов, стремятся использовать рост цены на нефть как предлог для увеличения своей доли выручки»,- пишет в недавнем докладе эксперт Международного энергетического агентства  МЭА).

Но не надо думать, что национализация – это навечно. Если настанут вдруг тяжкие времена – государство с выгодой продаст бизнес.

  1.  Нефтяная промышленность:

Государство увеличило свою долю в ТЭКе за 3 последних года – начиная с проблем с «ЮКОСом» с 7,2% до более 40% (Рисунок 1). Происходило это параллельно с распродажей имущества «ЮКОСа» с аукционов, укреплением «Роснефти», покупкой нефтяной компании Романа Абрамовича. Прибавьте к этим госкомпаниям «дружественный» властям «Сургутнефтегаз» и две республиканские компании – «Башнефть» и «Татнефть», получится, что частных нефтяных компаний в стране остается всего две - «ЛУКОЙЛ» и «ТНК-ВР». И эти частники при всем желании не смогут задавать тон на нефтяном рынке.

Рисунок 1.

  1.  Авиационная промышленность:

Государство объединило 9 авиастроительных заводов, которые вошли в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Главной целью ОАК называется «консолидация усилий и ресурсов для выхода на внешний рынок». В ОАК государство вкладывает, как в котел, свои пакеты акций во всех значимых авиационных предприятиях. ОАК будет выпускать по 430машин в год. Эксперты сходятся во мнении, что государство пришло в отрасль как мессия. Авиастроение – возможно, единственная отрасль, которая без вмешательства государства могла бы исчезнуть – иностранные конкуренты бы задавили. Нет ни одного частника в нашей стране, который бы согласился вкладывать миллиарды рублей и не знать, когда они вернутся. Частнику под силу спасти 1-2 завода, но не всю отрасль. Сборка всех вертолетов в России уже находится под полным контролем государства. В случае же с ОАК ожидается, все дальнемагистральные самолеты будут собираться только на ОАК.

Рисунок 2.

  1.  Судостроение:

В России есть все возможности для строительства крупнотоннажных танкеров и рыбопромысловых судов. Но ситуация такова, что 94,4% грузовых кораблей и 97% рыбопромысловых судов мы вынуждены заказывать за границей. Но в «оборонке» все по-другому. Военное судостроение – это четверть всей оборонной отрасли. А его доля в военном экспорте – около 40%. В отличие от авиационных предприятий, множество судостроительных компаний изначально находилось в государственной собственности. Основу ОСК составили три холдинга, которые сформированы по региональному принципу – Запад, Север и Дальний Восток. В частности в ОСК вошли ОАО «Западный центр судостроения», ОАО «Северный центр судостроения», ОАО «Дальневосточный центр судостроения», Суммарный портфель заказов, который уже сейчас есть у этих центров, составляет около $15млрд. в год. Задача, которую поставили перед ОСК – создать условия, для того чтобы компании заказывали суда в России, а не отдавали деньги другим экономикам. Сейчас нам нужны большегрузные нефтяные танкеры с водоизмещением 100-300тонн. В стратегии ОСК сказано, что уже к 2020 году в России будут делать 55 танкеров такого класса, а кроме того -20 челночных газовозов ледового класса.

  1.  Фондовый рынок:

Главным игроком на фондовом рынке, если говорить о собственниках – является государство. В 2006 году государство контролировало около 31% капитализации всех компаний на бирже, то сейчас эта цифра удвоилась: с выходом на IPO «Роснефти», ВТБ и дополнительным размещением акций Сбербанком. То есть, грубо говоря, если на рынок пришли $150млрд, то  лишь $50млрд максимум получили частные инвесторы. Остальные же остались под контролем государства. То есть, делая компанию публичной, продавая часть акций частным инвесторам, государство одновременно увеличивает и свое присутствие на фондовом рынке. И так будет происходить всякий раз, когда любая госкомпания будет выходить на IPO. Например, пожалуй, единственная отрасль, которая сейчас активно приватизируется, - это электроэнергетика. Но, во-первых, одна из самых дорогих компаний в отрасли – Федеральная сетевая компания, диспетчер или ГидроОГК все равно остаются полностью в госсобственности, а во-вторых, продавая 20% любого генерирующего или сетевого предприятия, государство капитализирует свои 80%.

Эксперты говорят, что публичность ожидает со временем все госхолдинги. То есть, проведя консолидацию и выстроив бизнес, все государственные компании неизбежно выйдут на рынок. Вот тогда акции этих дорогих, красиво упакованных предприятий можно будет купить частным инвесторам и заработать. Но можно будет купить лишь часть акций – максимум, чем поделится государство, - это 49%, контроль же, похоже, навсегда останется у правительства.

«Размер правительства» - это условный показатель вмешательства государства в экономику, принятый в международных оценках положения дел в той или иной стране.

Его рассчитывают как отношение суммы налогов к ВВП. Чем больше этот показатель, тем сильнее давление бюрократии на экономику, тем больше компании тратят на то, чтобы избежать уплаты налогов.

С другой стороны, следует отметить, что роль налогов в жизни общества даже в государствах, находящихся в достаточно схожих географических и климатических условиях, имеющих практически адекватный уровень экономического развития, значительно отличается, следствием чего является существенное различие в уровнях налоговых нагрузок государств.

Наиболее высокий уровень налоговой нагрузки, как правило, характерен для государств с социально ориентированной моделью рыночной экономики. Иначе говоря, важным фактором,  определяющим приемлемость той или иной налоговой нагрузки, является степень возврата государственных средств. То есть, для государств с развитой экономикой, у которых качество государственного администрирования имеет практически  одинаковые высокие оценки, величина налоговой нагрузки определяется  фактически одним важнейшим фактором – уровнем социальной ориентации политики государства. Так например, государственные расходы во Франции в настоящее время 57% из них 33% - социальные расходы.

Общая налоговая нагрузка в России – 36,8% от ВВП. Она остается пока очень большой для развивающейся экономики.

Конечно, согласно классической теории, частный собственник эффективнее государства. Но управляемость предприятия впрямую не имеет  отношения к форме собственности – в настоящее время руководят наемные менеджеры – профессионалы. Эффективный собственник – это тот, кто может наладить эффективное управление.

Что же касается увеличения доли государства в нашей экономике, этот тренд может продлится еще 10-15 лет, пока в мире ситуация с укрупнением капитала не изменится. Но скорее всего лет уже через пять миноритарные пакеты акций госкорпораций будут выведены на биржу.

В целом же мировая экономика последние 20 лет только укрупняется, и особенностью глобализации стало укрупнение уже и так крупных транснациональных корпораций (ТНК), полным ходом идет создание компаний-монстров. В современной фазе развития мирового рынка крупные компании легче переживают кризисы и имеют преимущество в экспансии на новых рынках. Мелкий же бизнес в развитых странах Запада традиционно занимает почти 50% экономики (в Японии – до 70%), и его доля не зависит от вышеописанных процессов. Но его удел – сфера обслуживания, а в промышленности – обслуживание ТНК.

Что же касается приоритетов государственной поддержки в современной экономике, - то это:

- секторы постиндустриальной экономики;

- инновационные отрасли;

- способствование выращивания фирм, которые потом сами найдут себе рыночные ниши.

2 Парадокс Кондорсе – при наличии более двух альтернатив и более двух избирателей коллективная ранжировка альтернатив может быть цикличной (не транзитивной) даже если ранжировки всех избирателей не являются цикличными (транзитивны) Т.О. волеизъявления разных групп избирателей, каждая из которых представляет большинство, могут вступать в парадоксальное противоречие друг с другом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2733. Определение скорости полета тела с помощью баллистического крутильного маятника 261.5 KB
  Определение скорости полета тела с помощью баллистического крутильного маятника Цель работы: Научиться экспериментально определять скорости движения тел. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА В основе экспериментального определения скорости полета тела с помощ...
2734. Моделирование электростатического поля 101.5 KB
  Моделирование электростатического поля Приборы и принадлежности: электролитическая кювета, набор электродов, понижающий трансформатор, цифровой вольтметр В7-38. Введение. Нередко различные физические поля описываются одинаковыми уравнениями. Решение...
2735. Определение удельного электрического сопротивления проволоки 111 KB
  Определение удельного электрического сопротивления проволоки Приборы: лабораторная установка ФПМ-01, мост постоянного тока Р-333. Цель работы: приобретение навыков проведения простейших измерений электрических величин, практическое применение законо...
2736. Реостат и делитель напряжения 158.5 KB
  Реостат и делитель напряжения Приборы и принадлежности: источник тока, два вольтметра, два миллиамперметра, реостат, нагрузочные резисторы. Введение. Реостат – устройство для регулирования тока или напряжения в электрических цепях путем изменен...
2737. Измерение электрического сопротивления одинарным мостом постоянного тока 148 KB
  Измерение электрического сопротивления одинарным мостом постоянного тока (мостом Уитстона) Приборы и принадлежности: реохорд, магазин сопротивлений, источник постоянного тока, гальванометр, два резистора с неизвестным сопротивлением. Введение. Для и...
2738. Гальванометр и его применение 206.5 KB
  Гальванометр и его применение Приборы и принадлежности: источник питания постоянного тока Б5-70, ампервольтметр М2018, реостат, лабораторная панель с гальванометром ЛМ, вольтметром М252, двумя магазинами сопротивлений. Введение. Гальванометрами назы...
2739. Компенсационный метод измерения электрических величин 83 KB
  Компенсационный метод измерения электрических величин Приборы и принадлежности. исследуемый гальванический элемент, нормальный элемент, источник рабочего тока, реохорд, гальванометр, двухполюсный переключатель, магазин сопротивлений...
2740. Зависимость мощности и КПД источника тока от нагрузки 146 KB
  Зависимость мощности и КПД источника тока от нагрузки Приборы и принадлежности. лабораторная панель, два аккумулятора, миллиамперметр, вольтметр, переменные резисторы. Введение. Наиболее широко распространенными источниками постоянного тока явл...
2741. Изучение температурной зависимости сопротивления металлов и полупроводников 88 KB
  Изучение температурной зависимости сопротивления металлов и полупроводников Приборы и принадлежности измеряемые образцы, масляная баня, источник постоянного тока к мешалке, универсальный вольтметр РВ7-32. Введение. Как показывает опыт...