89221

Экономические аспекты общественного выбора

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Рассматривается механизм выбора конкретных мер государственного регулирования экономики в рамках государственного сектора экономики. Этот механизм анализируется в ТОВ. Две фундаментальных предпосылки неоинституционализма Социальные институты имеют значение.

Русский

2015-05-10

49.63 KB

0 чел.

ТЕМА № 6

Экономические аспекты общественного выбора


Новая институциональная теория

Рассматривается механизм выбора конкретных мер государственного регулирования экономики в рамках государственного сектора экономики.

Этот механизм анализируется в ТОВ.

Две фундаментальных предпосылки неоинституционализма

  1.  Социальные институты имеют значение.
  2.  Они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории.

Наиболее прочно неоинституционализм связан с неоклассической теорией (ядро неоклассической теории – модель рационального выбора в условиях заданного выбора и заданного набора ограничений).

Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен удостоеный в 1986г. Нобелевской премии по экономике. Родился в Мерфрисборо (шт. Теннесси) 2 октября 1919г. Его отец Джеймс, в честь которого он получил имя, был фермером, а мать до замужества была учительницей. Родители участвовали в местной политической жизни, а дед занимал в течении одного срока пост губернатора штата Теннесси (был выдвинут от фермерского союза).

Великая депрессия сорвала планы изучать право, и Бьюкенен поступил в педагогический колледж, зарабатывая на обучение и покупку книг дойкой коров.

Закончив колледж учеником, он получил право на стипендию для продолжения образования на экономическом факультете университета Теннесси, закончил его в 1941г, со степенью магистра. Затем был призван на военную службу в военно-морской флот.

После войны учился в Чикагском университете, где попал под влияние Фрэнка Хайнемана Найта, одного из профессоров экономики и превратился в ревностного адвоката рыночной экономики. Большое влияние на Бьюкенена оказали также работы шведского экономиста Юхана Густава Кнута Викселля.

В 1948г. Бьюкенен получил в Чигагском университете докторскую степень по экономике. Работал профессором в университетах Теннесси, Флориды. Благодаря стипендии Фулбрайта изучал в 1955-56гг. классические работы итальянских экономистов.

Затем в Штатах основал Центр исследований в области политэкономии (он его возглавлял с 1957-1969гг.). В Центре был создан комитет по принятию нерыночных решений, предшественника Центра изучения общественного выбора. Сам Центр был создан в начале 70-х годов, а Бьюкенен стал его генеральным директором.

Сущность и специфика общественного выбора в государственном и муниципальном секторе.

План

ВОПРОС I. Сущность ТОВ, её методологические предпосылки 4

ВОПРОС II. Основные сферы анализа ТОВ 6

ВОПРОС III.  Провалы государства 13


ВОПРОС I. Сущность ТОВ, её методологические предпосылки

Теория общественного выбора изучает правила, регулирующие отношения в публичной сфере (Джеймс Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон и др.)

Особенность теории (в отличие  от теории прав собственности) – акцент делается на потерях, которые порождаются деятельностью политических институтов.

 Импульс ТОВ дали дискуссии 30-40гг. по проблемам рыночного социализма и экономики благосостояния, далее работы К. Эрроу (книга «Социальный выбор и индивидуальные ценности» 1951г., в которой проводилась аналогия между государством и личностью).

Бьюкенен и Таллок в книге «Исчисление согласия» 1962г. Провели аналогию между государством и рынком. Отношения граждан с государством рассматривались при этом согласно принципу «услуга за услугу».

Эти идеи и легли в основу ТОВ.

Характеристика ТОВ:

  1.  Её называют «новой политэкономией», так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений.
  2.  ТОВ, критикуя кейнсианцев, ставит под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику.
  3.  Широко использует принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа.
  4.  Объект анализа – процесс принятия правительственных решений (не влияние кредитно-денежных и фискальных мер)

Три основные предпосылки, на которые опирается ТОВ (сформулированы Бьюкененом в своей Нобелевской лекции).

  1.  Методологический индивидуализм.
  2.  Концепция «экономического человека».
  3.  Анализ политики как процесса обмена.

Первая предпосылка – методологический индивидуализм:

а) люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы;

б) нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой;

в) эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет иных целей, кроме заботы об общественных интересах;

г) ТОВ – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах (например «рациональные политики» поддерживают прежде всего те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах.

Вторая предпосылка

ТОВ – концепция «экономического человека»: - человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально.

 Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение: все, от избирателей до президента руководствуются в своей деятельности, в первую очередь, экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений).

Третья предпосылка – анализ политики как процесса обмена.

«Политика, - писал Бьюкенен, - есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, т.к. не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда»:

а) сторонники ТОВ рассматривают политический рынок по аналогии с товарным;

б) государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице;

в) государство – это рынок особого рода: его   участники имеют необычные права собственности -  избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства; депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением;

г) основные  сферы анализа на этом рынке:

- сам избирательный процесс;

- деятельность депутатов;

- теория бюрократии;

- политика госрегулирования.

ВОПРОС II. Основные сферы анализа ТОВ

Первая сфера анализа – избирательный процесс.

ТОВ показала, что нельзя целиком полагаться на результаты голосования, т.к.:

а) они зависят от конкретного регламента принятия решения.

б) сама демократическая процедура голосования в законодательных органах также не препятствует принятию экономически неэффективных решений.

Прямая демократия - это такой вид деятельности, при котором люди, попадающие под действие государственной политики в области налогообложения, сталкивающиеся с финансированием общественных работ и пр., имеют право лично высказать свою точку зрения  и проголосовать по каждому конкретному вопросу.

 Простое большинство голосов, необходимых для принятия того или иного решения – необходимо и возможно при прямой демократии.

(Жан Жак Руссо – им была высказана идея народного суверенитета – прямой демократии, когда все граждане принимают участие в выборах).

Пример: некоторое  общество (или выборный орган) состоит из трех человек (Андерсон, Буш, Кларк), отличающихся системой предпочтений.

Таблица 1.

Общественные цели и предпочтения

Общественные цели

Предпочтения

Андерсон

Буш

Кларк

Борьба с инфляцией

1

3

2

Политика занятости

2

1

3

Национальная оборона

3

2

1

Т.к. каждый из них преследует  разные цели, прямое голосование  не выявит доминирующей в обществе системы предпочтений. В этом случае на голосование ставятся пары целей.  

Из таблицы видно, что борьба с инфляцией в этом обществе рассматривается как более предпочтительная цель, чем политика занятости. Такое предпочтение пройдет двумя голосами (Андерсона – первое предпочтение против второго; Кларка – второе предпочтение против первого, Буша – третье против первого.

Соответственно двумя голосами пройдет и политика занятости по сравнению с обороной.

Если большинство предпочитают борьбу с инфляцией политике занятости, а политику занятости – обороне, то логичным будет вывод о том, что борьба с инфляцией является более предпочтительной целью по сравнению с обороной (правило транзитивной).

Однако голосование покажет прямо противоположный результат.

Результаты голосования

п/п

Выборы

Победитель

1.

Борьба с инфляцией против политики занятости

Борьба с инфляцией (предпочтения Андерсона и Кларка)

2.

Политика занятости против обороны

Политика занятости (предпочтения Андерсона и Буша)

3.

Борьба с инфляцией против обороны

Оборона (предпочтения  Буша и Кларка)

Это означает, что в обществе (выборном органе) отсутствует рациональный подход, нарушается принцип транзитивности предпочтений. Подобную ситуацию М. Кондорсэ назвал парадоксом голосования: - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. (Замечание – демократия не сводится только к процедуре голосования, гарантом демократических решений должны быть твердые и стабильные конституционные принципы и законы).

Исследователи ТОВ считают, что представительная демократия обладает по сравнению с прямой рядом преимуществ: она использует выгоды ОРТ  (избранные депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам. В то же время при представительной демократии возможно  принятие решений в интересах узкой группы лиц, а не большинства населения.

Представительная демократия.

От модели прямой демократии перейдем  к модели представительной демократии: граждане голосуют периодически, избирая своих делегатов в конгресс, (Думу), законодательные органы Штатов (Кузбасса), городские Советы и т.д.

Избранные представители, в свою очередь, голосуют по конкретным вопросам общественной жизни.

Эта двухступенчатая система имеет преимущества:  каждый гражданин может спокойно заниматься текущими делами и не беспокоиться о деталях тысяч правительственных программ.

Но в рамках этой модели меняются и решения, которые принимают правительственные органы.

Качество и оперативность решений зависят от необходимой информации и стимулов, способствующих ее преобразованию в практические решения.

Информация характеризуется альтернативными издержками. Для  ее получения необходимы время и деньги (нужно писать письма, звонить, организовывать митинги и т.д.).

Рациональный избиратель должен соотносить предельные выгоды от такого влияния с предельными затратами (издержками), как правило, МС>MR. Поэтому мотивы у тех, интересы которых сконцентрированы на определенных вопросах (уголь, нефть, сахар): регулирование цен, строительство новых предприятий, объем государственных закупок, изменение условий импорта или экспорта – для них вопрос жизни или смерти.

Лоббизм: Они используют для этого письма, телеграммы, СМИ, организовывают демонстрации и митинги, создают специальные агентства, чтобы оказывать давление на законодателей и чиновников (вплоть до подкупа).

Лоббизм – способы влияния на представителей власти  с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения.

Такие группы могут с лихвой компенсировать свои затраты, если тот или иной законопроект будет принят: дело в том, что выгоды от принятия закона будут реализованы внутри группы, а издержки распределяются на все общество в целом (концентрированный интерес побеждает распыленные интересы).

Вторая сфера - деятельность депутатов

- лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной компании и политической деятельности. В нем заинтересованы и бюрократы: от них зависит претворение в жизнь политических решений.

Поэтому выборные органы и исполнительная власть должны следовать определенным принципам, сфера их деятельности должна быть строго ограничена.

К таким же выводам приводит анализ системы логроллинга (перекатывание бревна с английского).

Логроллинг – практика взаимной поддержки депутатов путем «торговли голосами».

«Бочонок с салом» - классическая форма логроллинга – это закон, включающий набор небольших локальных проектов.

К общенациональному закону добавляется пакет предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение, к нему добавляют все новые предложения («сало»), пока не будет уверенности одобрения большинства депутатов.

Здесь существует опасность для демократии: принципиально важные решения (ограничение печати, гражданских прав) могут быть «куплены» предоставлением частных налоговых льгот.

Третья сфера анализа ТОВ – теория бюрократии (экономика бюрократизации).

Исполнительные органы создают обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства.

Т.о. избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов.

Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства.  Почему:

  1.  необходима в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ;
  2.  бюрократия выступает в качестве организации, способной приспосабливаться к внешним изменениям;
  3.  позволяет сохранить преемственность в руководстве;
  4.  осуществляет контроль за оппортунистическим поведением.

Экономика бюрократии – согласно теории ОВ – это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономических благ, имеющих ценностную оценку и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Цели бюрократии:

  1.  Принятие таких решений, которые открыли бы для них доступ к самостоятельному использованию ресурсов.
  2.  На экономии общественных благ они мало что могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния и «отхода» в какое-либо теплое местечко («система вращающихся дверей»).

С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления.

Минусы бюрократии:

  1.  Стремление ускорить ход дела административными методами.
  2.  Абсолютизация формы в ущерб содержанию.
  3.  Принесение стратегии в жертву тактике.
  4.  Подчинение цели организации задачам ее сохранения.
  5.  Чем больше аппарат, тем ниже качество принимаемых решений.

В частной фирме критериям эффективности является рост прибыли. В государственном аппарате такой критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата – людей, занятых поиском политической ренты. 

Четвертая сфера ТОВ – политика государственного регулирования, направленнаяя на поиск политической ренты.

Рента и поиск ренты.

Одним из ключевых понятий теории общественного выбора является понятие экономической ренты.

На обывательском языке под рентой понимают просто плату за пользование чем-либо (например, жилым помещением,  или автомобилем). Теория общественного выбора использует этот термин в более специфическом смысле слова.

 Под экономической рентой понимается любая плата, приходящаяся на долю некоего фактора производства, превосходящая его альтернативную стоимость.

 Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса.

- правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды как за счет общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений.

- политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды при скрытых, трудно определяемых издержках и т.д.

Первый случай политического поиска ренты (субсидии).

Предприниматели и владельцы факторов (производства) постоянно находятся в состоянии поисков возможностей получения чистых экономических прибылей, как часто называют ренту, получаемую посредством участия в рыночной конкуренции. Однако фирмы, рабочие и владельцы ресурсов не всегда ограничиваются  одними лишь рынками  в своих поисках ренты. Вместо этого они обращаются к правительству. Доллар, заработанный участием в правительственной программе, благодаря которому (участию) –фирма продает свою продукцию по более высокой цене или покупает ресурсы по более низкой цене, ничем не хуже доллара прибыли, полученной на началах исключительно частных усилий. В ряде случаев он даже лучше, поскольку правительство может не только создавать ренту, но и ограждать ее от размывания силами конкуренции. Получение и защита ренты с помощью действий правительства известны под названием поиска политической ренты или просто поиска ренты, причем политический аспект в данном случае подразумевается.

Первый способ генерирования ренты – получение и защита ренты с помощью действий правительства (участие в правительственной программе).

Случай с субсидиями на продукцию фермерских хозяйств: эти субсидии трудно объяснить в терминах теории правительственного вмешательства с целью предотвращения фиаско рынка. Сторонники теории общественного выбора считают подобную политику классическим случаем политического поиска ренты. Поскольку значительную часть фермерских субсидий получают вполне самостоятельные фермеры, очевидно, что программы, создающие ренту для всех фермеров, получат значительно более широкую политическую поддержку, чем программы, узкоориентированные лишь на нуждающихся фермеров.

По мнению сторонников теории поиска ренты, без политической поддержки процветающих фермеров, которым из общей суммы субсидий достается куш, аграрные программы, ориентированные на помощь бедствующим фермерам, не соберут в Конгрессе необходимого количества голосов.

Т.о. субсидии – один из результатов процесса политической ренты.

Второй способ генерирования ренты – ограничение конкуренции.

Мы уже видели, что конкуренция со стороны других производителей, в особенности тех, кто производит с меньшими затратами, приводит к исчезновению ренты на свободном рынке. В этих случаях исчезающую ренту можно сохранить с помощью законов, ограничивающих конкуренцию. Например, введение таможенных тарифов и импортных квот на предметы одежды, сахар, автомобили, сталь и др. продукты ограждает фирмы данной страны и тех, кто работает на них, от конкуренции со стороны иностранных компаний. В результате фирмы имеют возможность получать ренту в форме более высоких прибылей, а занятые в подобном производстве – в форме более высокой заработной платой. Примеры введения правительством ограничений конкуренции можно найти и в пределах национальной экономики. Вплоть до недавнего времени правовые нормы, регулирующие банковскую деятельность, запрещали коммерческим банкам вступать в конкуренцию с инвестиционными банками в целом ряде страховых операций. Необходимость приобретать лицензии и сдавать экзамены ограничивает количество конкурентов, потенциально способных получить профессию юриста и врача, а часто даже маникюрши и парикмахера.

Иерархическая структура государственного аппарата строится по тем же принципам, что и структура крупных корпораций. Но государственные учреждения часто не могут воспользоваться преимуществами организационной структуры частных фирм. Почему:

  1.  слабый контроль за их функционированием;
  2.  недостаточная конкуренция;
  3.  большая самостоятельность бюрократии.

Поэтому представители ТОВ выступают за ограничения экономических функций государства.

Меры государственного регулировании.

  1.  Приватизация как условия эффективной борьбы с бюрократией.
  2.  Развитие «мягкой инфраструктуры». Термин введен Нисканеном. означает увеличение экономических прав человека:

а) укрепление прав собственности;

б) честность и ответственность за выполнение контрактов;

в) терпимость к инакомыслию;

г) гарантии прав меньшинства;

д) ограничение сфер деятельности государства;

з) конечная цель – создание конституционной экономики.


ВОПРОС III.  Провалы государства

 Провалы государства (правительства) – логическое завершение ТОВ.

Провалы государства – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование  общественных ресурсов.

К провалам государства относятся:

  1.  Ограниченность необходимой для принятия решений информации так же как на рынке возможно существование ассиметричной информации, так и правильные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики плюс наличие мощного лобби, бюрократического аппарата, что приводит к искажению имеющейся информации.
  2.  Несовершенство политического процесса:

а) манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента;

б) лоббизм;

в) логроллинг;

г) бюрократизм;

д) поиск политической ренты.

3. ограниченность контроля над бюрократией – стремительный рост государственного аппарата создает все новые проблемы в этой области.

4. неспособность государства предусмотреть и эффективно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений: экономические агенты часто реагируют не так, как предполагало правительство. И их действия сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством акций (или законов) плюс мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь общую структуру, часто приводят к отличным от первоначальных  целей последствиям.

ТОВ подвергается очень часто критике зато, что она в большей степени представляет теорию о том, что должно делать правительство, чем теорию о том, что оно реально делает.

Слишком многие правительственные программы вместо того, чтобы корректировать фиаско рынка, способствуют распространению неэффективности и неравенства на тех рынках, которые прекрасно функционировали бы без правительственного вмешательства.

Введя понятие фиаско правительства, сторонники теории общественного выбора отнюдь не подразумевают, что правительство всегда создает беспорядок в экономике, а рынки всегда функционируют безупречно. Они просто демонстрируют, что и рынок, и правительство – несовершенные институты.

Принимая решения о том, будет та или иная функция лучше выполнена правительством или рынком, необходимо сопоставить возможности фиаско правительства с возможностями фиаско рынка.

Деятельность государства, направленная на исправление провалов рынка, сама оказывается далекой от совершенства.

К фиаско рынка добавляется фиаско правительства.

Поэтому:

- экономические методы не должны подменять действия рыночных сил

- принимая те или иные меры, необходимо следить за негативными эффектами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41797. КИНЕМАТИКА. ФИЗИКА ДВИЖЕНИЯ 222.02 KB
  Траектория материальной точки — линия в пространстве, представляющая собой множество точек, в которых находилась, находится или будет находиться материальная точка при своём перемещении в пространстве относительно выбранной системы отсчёта.
41799. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТЕЙ ОТКАЗОВ УСИЛИТЕЛЯ 41.33 KB
  Для точного расчета безотказности электронного устройства и выбора электрических режимов работы элементов необходимо располагать данными о зависимости интенсивности отказов λ от всех воздействующих факторов определяемых при работе элементов в конкретных схемах устройств. Поэтому для приближенных расчетов надежности в отношении внезапных отказов определяют номинальную интенсивность отказов λн. Для каждого типа элементов получена экспериментальным путем зависимость отношения эксплуатационной интенсивности отказов к...
41801. Архивация данных 650.56 KB
  Запустите архиватор RR.Создайте распределенный архив выделенных файлов.Просмотрите содержимое одного их созданных архивов.
41802. Вычисляемые поля в запросах СУБД MS Access 85.01 KB
  Изучение основных принципов создания и использования сложных запросов в СУБД MS Access. Изучение запросов на выборку данных из нескольких таблиц при помощи языка без данных SQL. Изучение запросов с вычисляемыми полями на выборку данных. Применение итоговых функций в запросах[Код заказа]=Клиенты.[Код заказа] INNER JOIN Товары INNER JOIN Поставщики ON Товары.[Код товара]=Поставщики.[Код товара]=Товары.
41803. Adobe Photoshop: Анимация 583.59 KB
  Поэтому прежде чем приступить к анимации вам необходимо вызвать палитру Слои. задайте инструменту этот размер в панели опций инструмента рис.1 Рис. Сделайте дубликат слоя и дайте команду Фильтр – Пластика и в панели инструментов выберите инструмент Вздутие рис.
41804. Проверка выполнения внутренних соединений обмоток электрических машин 53.42 KB
  Укладку в пазы секций обмоток и соединение их а также изоляцию соединений производят по инструкции предприятия изготовителя. Проверку выполнения внутренних соединений обмоток приходится производить в следующих случаях: после капитального ремонта электрических машин если по каким-либо причинам отсутствует или перепутана маркировка выводов а также когда нарушен нормальный режим работы машины выявленный при пуске и испытаниях. Проверка правильно выполненных внутренних соединений обмоток и выводов машин Постоянного тока производится указанными...
41805. Настройка зубодолбёжного станка 5А12 на нарезание зубчатого колеса 531.85 KB
  Зацепление сопровождается следующими рабочими движениями: Возвратнопоступательных движением долбяка главное движение осуществляющим процесс резания. Вращением долбяка являющимся круговым движением подачи. Вращением заготовки согласованным с вращением долбяка движение обкатки. Радикальным врезанием долбяка в заготовку на полную высоту зуба если колесо обрабатывается за один проход или на часть высоты если колесо обрабатывается в несколько проходов.