89228

Создание базы данных «ВУЗ»

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло с приходом письменности, а затем изобретением книгопечатания.

Русский

2015-05-11

4.22 MB

7 чел.


Задание на курсовой проект

Спроектировать базу данных, построить программу, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога.

Для каждого факультета в БД должны храниться сведения о декане и номера телефонов декана. На каждом факультете существует ряд специальностей, о которых также храниться информация, так как срок обучения и стоимость обучения. Также в БД должна быть информация о группах и студентах, данную информацию можно исправить или удалить, сделать это может любой пользователь базы данных.


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

3

КП.230401.379.08.000.ПЗ

Студент

Горина М.В.

 Руководит.

 

 

Создать базу данных «ВУЗ»

Лит.

Листов

СПК

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 4  

1 Разработка логической модели……………………………………………… .. 5  

1.1 Концептуальная модель……………………………………………………… 5  

2 Физическое проектирование БД …………………………………………….…6

2.1 Таблица, входящие в состав БД …………………………………………….. 6

2.2 Разработка запросов …………………………………………………………. 9

2.2.1 Основные запросы …………………………………………………………. 9

2.3. Разработка отчетов……………………………………………………………21

2.4 Разработка форм …………………………………………………………...…. 24

Заключение…………………………………………………………………………32  

Список используемой литературы ……………………………………………….33

Приложение ………………………………………………………………………..34


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

  4

КП.230401.379.08.000.ПЗ

Введение

Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло с приходом письменности, а затем изобретением книгопечатания. Поскольку в эпоху книгопечатания основным носителем информации стала бумага, то технологию накопления и распространения информации естественно называть “бумажной информатикой”. Положение в корне изменилось с появлением электронных вычислительных машин (ЭВМ). Первые ЭВМ использовались как большие автоматические арифмометры. Принципиально новый шаг был совершен, когда от применения ЭВМ для решения отдельных задач перешли к их использованию для комплексной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по переработке информации. Одним из первых примеров подобного системного применения ЭВМ в мировой практике были так называемые административные системы обработки данных: автоматизация банковских операций, бухгалтерского учета, резервирования и оформления билетов и т.п. Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти ЭВМ постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система. Она и составляет содержимое информационной базы соответствующей системы.

При решении очередной задачи система нуждается во вводе только небольшой порции дополнительной информации, - остальное берется из информационной базы. Каждая порция вновь вводимой информации изменяет информационную базу системы. Эта база (информационная, или база данных) находится, таким образом, в состоянии непрерывного

обновления, отражая все изменения, происходящие в реальном объекте, с которым имеет дело система. Хранение информации в памяти ЭВМ придает этой информации принципиально новое качество динамичности, т.е. способности к быстрой перестройке и непосредственному ее использованию в решаемых на ЭВМ задачах. Устройства автоматической печати, которыми снабжены современные ЭВМ, позволяют в случае необходимости быстро представить любую выборку из этой информации в форме представления на бумаге.


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

  5

КП.230401.379.08.000.ПЗ

1 Разработка логической модели

  1.  Концептуальная модель

Широкое применение компьютерных технологий в учебном процессе выдвинуло перед работниками приемной комиссии  задачу автоматизировать свою работу от момента заполнения личной карточки абитуриента до выполнения различного рода отчетов.

В предметной области объектами являются:

  1. Факультеты
  2. Специальности
  3. Группы
  4. Студенты

На основе анализа предметной области построим концептуальную модель:

На каждом факультете имеется список специальностей, по каждой специальности сформированы группы студентов, в каждой группе числится от 10 до 30 студентов.

Факультеты

Специальности

Группы

Студенты

1

M

1

N

M

                   

      Рисунок 1.1 - Концептуальная модель


2  Физическое проектирование БД

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

6

КП.230401.379.08.000.ПЗ

2.1 Таблицы, входящие в состав БД

Таблицы, входящие в БД:

  1. Факультеты
  2. Специальности
  3. Группы
  4. Студенты
  5. Дополнительная информация

Рисунок  2.1.1 - Таблица Факультеты

Рисунок 2.1.2 - Таблица Специальности

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

7

КП.230401.379.08.000.ПЗ

Рисунок 2.1.3 - Таблица Группы

Рисунок 2.1.4 - Таблица Студенты

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

8

КП.230401.379.08.000.ПЗ

Рисунок  2.1.5 - Таблица Дополнительная информация

Таблица Группы используется в таблице Студенты в качестве мастера подстановки.

На Рисунке 2.1.9 приведена схема данных.

               Рисунок 2.1.6 - Схема данных

Таблицы Факультеты и Специальности связаны по полю Код

Таблицы Специальности и Группы связаны по полю Наименование специальности

Таблицы Группы  и Студенты связаны по полю Код группы

Таблицы Студенты и Дополнительная информация по полю Личный номер

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

9

КП.230401.379.08.000.ПЗ

2.2 Разработка запросов

Запросы используются для просмотра, анализа и изменения данных в одной или нескольких таблицах. Например, можно использовать запрос для отображения данных из одной или нескольких таблиц, их сортировки в определенном порядке, выполнении вычислений над группой записей, осуществления выборки из таблицы по определенным условиям. Также запросы могут служить источником данных для форм и отчетов.

2.2.1  Основные запросы

Запрос №1:  необходимо вывести информацию о студенте по определенной фамилии, ФИО, дата рождения, форма обучения, наличие задолжностей, закрытие сессии в срок. Данный запрос будет являться запросом с параметром, в качестве параметрам будем использовать фамилию.

Рисунок 2.2.1.1 - Запрос №1 в режиме Конструктора

Результат выполнения запроса:

Рисунок 2.2.1.2 Результат выполнения Запроса №1

Запрос №2: необходимо узнать состав группы. Запрос с параметром, в качестве параметра будет выступать группа.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

10

КП.230401.379.08.000.ПЗ

Рисунок 2. 2.1.3 - Запрос №2 в режиме Конструктора

Результат выполнения запроса:

Рисунок 2. 2.1.4 - Результат выполнения Запроса №2

Запрос №3: необходимо рассчитать полную стоимость обучения, с учетом того что в таблице указана стоимость за один семестр, умножим ее на 10. Данный запрос будет являться запросом с вычислениями.

Рисунок 2. 2.1.5 -  Запрос №3 в режиме Конструктора

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

11

КП.230401.379.08.000.ПЗ

Результат выполнения запроса:

Рисунок 2. 2.1.6 Результат выполнения Запроса №3

Запрос №4: необходимо узнать, какие специальности имеются на Электротехническом факультете. В качестве параметра отбора записей используем факультет.

Рисунок 2. 2.1.7 - Запрос №4 в режиме Конструктора

Результат выполнения запроса:

Рисунок 2. 2.1.8 - Результат выполнения запроса Запроса №4

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

12

КП.230401.379.08.000.ПЗ

Запрос №5: необходимо отобразить ФИО и дату рождения студентов обучаюхся в 941 группе на бюджете. В качестве отбора записей используется поле Форма обучения и Группа

Рисунок 2. 2.1.9 - Запрос №5 в режиме Конструктора

Результат выполнения запроса:

Рисунок 2. 2.1.10 - Результат выполнения Запроса №5

Запрос №6: необходимо внести изменения о номере телефона декана с определенной фамилией. Данный запрос является запросом на изменение данных, в качестве отбора используется фамилия декана.

Рисунок 2. 2.1.11  - Запрос №6 в режиме Конструктора

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

13

КП.230401.379.08.000.ПЗ

Результат выполнения запроса:

Рисунок 2. 2.1.12 -  Результат выполнения Запроса №6

Запрос №7: необходимо удалить информацию о студентах, не закрывших сессию и имеющих задолжнсти. Запрос на удаление данных.

Рисунок 2. 2.1.13 - Запрос №7 в режиме Конструктора

Результат выполнения запроса:

Рисунок 2. 2.1.14 - Результат выполнения Запроса №7

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

14

КП.230401.379.08.000.ПЗ

2.3 Разработка отчетов

Одной из основных задач создания и использования баз данных является предоставление пользователям необходимой информации на основе существующих данных. Отчеты позволяют выбрать из базы данных требуемую пользователем информацию и оформить ее в виде документов, которые можно просмотреть и напечатать. Источником данных для отчета может служить таблица или запрос. Кроме данных, полученных из таблиц, в отчете могут отображаться вычисленные по исходным данным значения, например, итоговые суммы.

Так как в нашем Курсовом проекте не во всех отчетах и справках информация является постоянной, то целесообразно строить отчеты на основе запросов, рассмотренных в п.2.

В данном Курсовом проекте представлены следующие отчеты:

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

15

КП.230401.379.08.000.ПЗ

Справки:

  1. Полная стоимость обучения за 5 лет
  2. Факультеты и специальности, по которым проводится обучение
  3. Ведомость

Представлены в форме “Справки и отчёты”

Отчеты:

  1. отчет о работе ВУЗА (Специальности, имеющиеся на факультетах, студенты обучающиеся по каждой из специальностей)

Представлены в форме “Справки и отчёты”

Отчёт №1 Полная стоимость обучения за 5 лет

Рисунок 2.3.1 - Отчет “ Полная стоимость обучения за 5 лет”.

  1. Отчёт №2 Факультеты и специальности, по которым проводится обучение

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

16

КП.230401.379.08.000.ПЗ

Рисунок 2.3.2 - Отчет “ Полная стоимость обучения за 5 лет”.

Отчёт №4Ведомость

Рисунок 2.3.4 - Отчет “Ведомость ” .

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

17

КП.230401.379.08.000.ПЗ

Отчёт №4 отчет о работе ВУЗА (Специальности, имеющиеся на факультетах, студенты обучающиеся по каждой из специальностей)

Рисунок 2.3.5 - Отчет “Отчет о работе ВУЗА ”.

 2.4  Разработка форм

Для сбора информации самым удобным средством является заполнение специально заготовленной формы. Формы позволяют организовывать удобный и интуитивно понятый интерфейс пользователя для работы с данными. С помощью форм гораздо более удобно просматривать и редактировать данные, чем при работе с таблицами. Кроме того, в формах можно отображать результаты вычислений и обеспечивать доступ к данным сразу в нескольких связанных таблицах.

Рисунок 2.4.1 - Главная форма.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

18

КП.230401.379.08.000.ПЗ

На главной форме расположены три кнопки управления:

- «Внести изменения»;

- «Отчеты и справки».

 - выход из базы данных;

При нажатии кнопки «Внести изменения» базы данных происходит переход на одноименную форму (Рисунок 2.4.2).

Рисунок 2.4.2 - Форма «Изменения».

В форме «Изменения», можно изменить следующие сведения:

1. Внести или изменить информацию о факультетах

2. Добавить или изменить сведения о специальностях

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

19

КП.230401.379.08.000.ПЗ

3. Добавить новую специальность или изменить сведения об уже существующих специальностях.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

20

КП.230401.379.08.000.ПЗ

4. Добавить запись о новом студенте или изменить сведениях об уже имеющихся студентах.

При нажатии в Главной форме кнопки «Отчеты и справки» базы данных происходит переход на одноименную форму (Рисунок 2.4.4).

Рисунок 2.4.4 - Форма «Отчеты и справки».

В форме «Отчеты и справки»,можно получить следующие сведения:

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

21

КП.230401.379.08.000.ПЗ

1. Стоимость обучения по каждой специальности за 5 лет

2. Отчета о работе ВУЗА

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

22

КП.230401.379.08.000.ПЗ

3. Список студентов

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

23

КП.230401.379.08.000.ПЗ

4. Сведения о факультетах


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

24

КП.230401.379.08.000.ПЗ

Заключение

При написании Курсового проекта мною была достигнута цель, а именно, в результате своей работы и разработала БД для автоматизации работы пользователей.

В процессе выполнения данного задания я также сделала некоторые выводы, например, построение концептуальной модели, играет очень важную роль в разработке БД, так как в процессе построения концептуальной модели я тщательно изучила предметную область, что поспособствовало дальнейшему основанию базы данных.

Список используемой литературы

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

25

КП.230401.379.08.000.ПЗ

 1.   Александр Кузнецов, Microsoft Access 2003 Русская версия. – Питер. 2006.

2.   Гэри Ханен, Джеймс Хансен. Базы данных: разработка и управление: Пер. с англ. – М.:ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999.

3.   Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.

4.   Михеева В.Д., и др. Microsoft Access 2003. – СПб.: БВХ – Петербург, 2004.

5.   Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере/ под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000, 2002.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3084. Перевозка грузов на железнодорожном транспорте 77.56 KB
  В настоящее время грузовое хозяйство является одним из ведущих на железнодорожном транспорте страны. Грузовая и коммерческая работа как производственная сфера железнодорожного транспорта и как отрасль эксплуатационной науки имеет свою более...
3085. Экономическая безопасность функционирования предприятия 1.24 MB
  Защите экономических интересов предприятия до сих пор уделялось мало внимания, хотя эта проблема очень актуальна. В условиях развития рыночных механизмов в экономике, роста частного предпринимательства весьма важной задачей экономической науки и практики хозяйственной деятельности предприятий становится обеспечение экономической безопасности.
3086. Экологические проблемы литосферы 62.3 KB
  Введение Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база...
3087. Выбор профессии - Менеджер 39.14 KB
  Есть такая профессия – Менеджер. Выбирая профессию, каждый человек должен, прежде всего, самому себе ответить на вопрос: Почему я выбрал именно эту профессию. Целью моего реферата является ответить на вопрос: Почему я выбр...
3088. Переустройство и перепланировка жилых помещений 14.65 KB
  Переустройство и перепланировка жилых помещений В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования. В свою...
3089. Раскрытие особенностей малого и среднего бизнеса в регионе Казахстана 100.27 KB
  В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуре...
3090. Влияние продуктов сгорания углеводородов на экосферу 38.8 KB
  Введение Экосфера - биотоп биосферы; совокупность свойств Земли как планеты, создающих условия для развития жизни. Пространственно экосферы включает в себя тропосферу, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы. Интенсивное развитие энергетики, промыш...
3091. Классификация и функции социальной роли человека 36.41 KB
  Актуальность исследования. В наше время прогресса человечество становится все более  высокоразвитым сообществом с развитой социальной структурой. Но перед обществом, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Вста...
3092. Транспортный налог 30.57 KB
  Общие положения Транспортный налог был введен в действие 1 января 2003 года, он взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств в местный бюджет, так как относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты...