89264

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Курсовая

Педагогика и дидактика

Определить вековые и индивидуальные особенности младших школьников; выяснить особенности хода эстетического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе; понять, что представляет собой эстетический вкус и его воспитание у младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Русский

2015-05-11

148.5 KB

5 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 36

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА


ВСТУПЛЕНИЕ................................................................................................................3

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..............................................................................................................6

  1.  Вековые и индивидуальные особенности младших школьников......................6
    1.  Эстетическое воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе..........................................................................................................................10

РАЗДЕЛ 2. ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ..........................16

2.1.    Понятие об эстетике............................................................................................16

         2.2.    Эстетический вкус и его воспитание у младших школьников в              учебно-воспитательном процессе................................................................................18

ВЫВОДЫ.......................................................................................................................26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................................28

ДОПОЛНЕНИЯ.............................................................................................................30


ВСТУПЛЕНИЕ

Актуальность: эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается в течение всей его жизни. Вместе с тем не все его периоды равноценны для эстетического развития. Многие писатели, педагоги и деятели культуры (Д. Б. Ковалевский, Б. М. Неменський, В. А. Сухомлинський, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинський) указывают на особенное значение в этом отношении младшего школьного возраста. Особенности детей этого возраста являются наиболее благоприятными для формирования в них эстетической культуры. Доказано, что недостатки в эстетическом развитию младшего школьного возраста часто оказываются такими, которые нельзя заполнить даже при условиях систематической работы в средних и старших классах [4, с. 4].

В отдельных классах у детей уже с первого года учебы исчезает интерес к прекрасному, снижается много критериев эстетического развития. В то же время специальные исследования доказывают, что при соответствующей работе у младших школьников удается сформировать достаточно высокий уровень музыкального восприятия, тонкое понимание красоты художественного слова, способность видети в картине предмет искусства.

Все эти факты позволяют нам сказать, что причиной низкого уровня эстетического развития детей 1-3 классов являются не особенности их возраста, а малоэффективные методы работы педагогов.

Согласно вопросов и заданий в книгах для чтения, а также согласно методических указаний для учителей робота над текстами иногда игнорирует художественные обиды и сводится к выяснению элементарных деталей сюжета.

Таким образом, в сфере эстетического воспитания возможности учеников I - III классов явно занижаются. Подмена теоретических знаний  разрозненными сведениями привела к тому, что любовь учеников к искусству не развивается, не становится глубже год за годом. Следовательно, изобразительное искусство, музыка, пение, а в значительной степени и чтения до сих пор остаются предметами, главная задача которых заключается всего на всего в привитые соответствующих навыков.  

Сравнение постановки эстетического воспитания в школе с состоянием его в детских садиках показывает, что "в начальных классах в большинстве не решаются даже те задачи, которые относятся и успешно реализуются в дошкольных детских заведениях". Следовательно, уровень эстетической культуры, которого достигли младшие школьники в конце начальной учебы, не является достаточным для того, чтобы быть базой для следующего художественно-естетического развития. У детей не сформировалась эстетическая восприимчивость, механизмы оценочной деятельности, потребность у творчества и навыка к ней [4, с. 5-6].

Работа, которая проводится в школе из эстетического воспитания не отражается должным образом на эстетическом развитию детей, свидетельствует о невнимательности учителей к педагогике эстетических способностей [4, с. 7].

Над вопросами эстетического развития младших школьников работали: Д. Б. Ковалевский, Б. М. Неменський, В. А. Сухомлинський, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинський.

В качестве объекта исследования выступает эстетическое воспитание младших школьников.

Предметом исследования являются формы и методы эстетического воспитания младших школьников в процессе учебы.

Цель: исследование форм и методов эстетического воспитания младших школьников в процессе учебы.

Задачи:

  1.  определить вековые и индивидуальные особенности младших школьников;
  2.  выяснить особенности хода эстетического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе;
  3.  дать определение понятию "Эстетика";
  4.  понять, что представляет собой эстетический вкус и его воспитание у младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Методы исследования :

  1.  Эмпирический - обобщение независимых характеристик;
  2.  Теоретический - изучение литературных источников;
  3.  Інтегративний - изучение и распространение педагогического опыта.

Гипотеза: при условиях глобализации и информатизации мирового содружества, негативными сторонами которых являются кризис культуры и социальные изменения, растет роль духовности и духовного опыта личности как неотъемлемых признаков человека. Так как мы не владеем ими с момента рождения, роль воспитательных заведений в их воспитании является очевидной.

Практическая значимость: в результате выполнения данного исследования мы можем показать пути усвоения эстетических принципов учениками младшего школьного возраста; выделить важнейшие вековые и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста и удачно применить их для правильного насаждения эстетического вкуса.

Структура курсовой работы содержит вступление, два раздела, общий вывод, дополнения и список источников (наименований). Общий объем работы представляет страниц.

Апробация  состоится на международной научно-практической конференции "Содружество наук" Барановичи 2012 (19-20 мая г. Барановичи в 2012 г.).

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1.  Вековые и индивидуальные особенности младших школьников

Младшие школьники характеризуются достаточно быстрым и достаточно равномерным развитием организма. Увеличивается рост и вес тела, укрепляется скелет, происходит наращение мышц, растут иммунные силы, совершенствуется сердечно-сосудистая и опорно-движущая системы, развиваются органы чувств, совершенствуется работа мозга и тому подобное. Но каждый из этих процессов имеет особенности, которые требуют обязательного учета.

Скелет в младшем школьном возрасте быстро растет. Он гибкий, потому что имеет много хрящевых образований. Тому, если бы не искривился хребет, надо обращать внимание на осанку ребенка и, в случае потребности, вовремя ее корректировать, не допуская физических перегрузок и слишком длительных однотипных занятий. Надо придерживаться оптимального движущего режима (физкультурные минутки на уроках и подвижные игры на перерывах) и оборудовать удобное рабочее место школьника как дома, так и в школе [5, с. 12].

Мышцы в целом растут, но от общего темпа отстают малые мышцы конечностей, развитие которых надо обеспечить постоянной тренировкой. Целесообразными здесь будут рисование, лепка, вышивка, эспандер и тому подобное. В связи с ростом мышц увеличивается вес ребенка, что невзирая ни на что корректируется еще и питанием. Оно должно быть простым, энергетическим и ни в коем случае не чрезмерным.

Интенсивные обменные процессы в организме требуют большого количества кислорода, то есть повышение пропускной способности легких. Поэтому дети чаще взрослых дышат и особенное значение для них имеет чистый воздух. Это требует постоянного проветривания помещений, где находятся школьники, дежурство занятий с прогулками на улице и тому подобное.

В этом возрасте дети слишком подвижные и непосидющі. Однако действие часто отстает от мысли, которая вызывает падение, разбитые колени и носы, чем усиливает крайне опасный детский травматизм. Если бы это предотвратить, надо гармонизировать деятельность разных сфер (читая, отбивать ритм, петь и танцевать одновременно, подвижные игры на точность выполнения упражнений и их содержательную комплексность и тому подобное).

У детей хорошо развиты все органы чувств, но особенного внимания в этом возрасте требуют зрительные процессы. Это связано с эластичностью хрусталика, что при плохом освещены и неверной позе во время чтения и письма вызывает повышение глазного давления, нарушает четкость изображений то провоцирует близорукость. С целью предотвращения отмеченного надо неуклонно придерживаться санитарно-гигиенических норм организации учебного процесса.

Развитие мозга характеризуется увеличениям лобных долів, которые отвечают за работу второй сигнальной системы. Происходит совершенствование аналитико-синтетической функции коры больших полушарий и усложняется деятельность центральной нервной системы.

Это дает возможность в качестве ведущей деятельности, в результате которой формируются вековые новообразования, определить учебную. Именно в ней наиболее интенсивно развиваются все психические процессы и функции.

  1.  Растет скорость восприятия. Оно характеризуется своей целостностью, становится более произвольным и целеустремленным.
  2.  Развивается воображение, которое происходит путем создания внутренних образов, фантазирования, чтения и складывания сказок, перенесения функций живых систем на неживые предметы и тому подобное. Этот процесс происходит в направлении от репродуктивных ее форм к творческим.
  3.  Преобладает дословное запоминание, важное для пополнения словарного запаса и традуктивного (по аналогии) усвоения культуры речи и общения. Увеличивается его прочность, точность, объем. Растет судьба произвольного запоминания, которое наиболее эффективно происходит во время активной умственной деятельности. Это побуждает к целеустремленному усвоению мнемічних приемов эффективного усвоения материала и направляет учебу на формирование логической памяти (что хранит в сознании логично связанные события, факты, детали), опираясь на аффективную (эмоциональную) память.
  4.  Превалирует практическое, предметно-образное мышление, опираясь на которое надо развить другие его разновидности (аналитическое, теоретическое, абстрактное). Целостное виденье предметов и процессов и хорошо развитое воображение побуждают в этом возрасте к следующему шагу в развитии мышления - распределение целого на части, выделения главного, исследования причинно-следственных зависимостей и тому подобное.
  5.  Развитие устного (внутреннего и внешнего) и письменного вещания расширяет горизонты познания мира и себя в мире, обогащает словарный запас, обеспечивает варіативність его использования. Отработка механизмов говора и писания способствует развитию языкового аппарата и руки, которая напрямую влияет на умственное развитие ребенка и формирование ее мозга. Период учебы в младших классах является сенситивным для одновременного усвоения нескольких языков.
  6.  Непроизвольное внимание доминирует в этом возрасте над произвольной. Детей больше привлекают яркие цвета, что-то неожиданное и необычное.
  7.  Эмоциональная сфера младших школьников очень уязвима. Дети искренне отзываются как на позитивные влияния, так и на негативные. Но когда первые побуждают их к развитию, то вторые подавляют его. Поэтому очень важна позитивная атмосфера педагогического взаимодействия, постоянная поддержка каждого ученика и ощущение любви. Эмоциональный фон в детском сообществе должен быть радостным, дружественным, привлекающим.
  8.  Волевая сфера детей в этом возрасте развита недостаточно и требует систематических усилий, направленных на формирование самостоятельности, настойчивости, выдержки, уверенности в своих силах и тому подобное. Формирование механизмов произвольного регулирования поведения должно гармонизировать процессы активизации и торможения личностных проявлений [5, с. 13].

Социальное развитие младших школьников идет путем "от индивидуализма к коллективизму". Их надо учить соотносить свои желания, стремления и действия с другими детими, формировать чувство дружбы, общительности, обязанности, гуманности и тому подобное. Главным авторитетом младших школьников является учитель, а образцом для наследования - отличники. Дружба детей в этом возрасте предопределяется внешними обстоятельствами. В своих отношениях они подсознательно воссоздают отношение учителя к одноклассникам. Это требует повышенного внимания учителя к своим словам, отношениям, предложениям. Они должны прогнозировать лучше, подчеркивать позитивные стороны воспитанников, относиться ко всем детям с любовью и требовательностью.

Задача-доминанта для младших школьников, решение которой направлено на достижение главной цели человеческого существования - прожить жизнь, достойную человека, : формирование социальноценностного отношения к нормам современной культуры, которая базируется, дополняет и корректирует качество решения задачи-доминанты предыдущего векового периода (формирование ценностного отношения к природе как к человеческому дому)[5, с. 14].

   Следовательно, учитель при работе со школьниками младшего возраста должен   учитывать их вековые особенности и знать, каким образом ребенка можно заинтересовать. Учитель должен очень ответственно отнестись к эстетическому воспитанию в этом возрасте, ведь именно младшие школьники воспринимают мир ярко, дети очень любознательные, им все интересно.


  1.  Эстетическое воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Стратегия развития образования в Украине, определенная Государственной программой "Образование" ("Украина XXI века"), Конституцией Украины, Законами Украины  "Об образовании", "Об общей средней школе" предусматривает на ближайшее время опережающий характер, глубоко обновленное содержание образования с учетом перехода к высокотехнологичному информационному обществу, в котором качество человеческого потенциала, уровень образованности и культуры всего населения приобретают решающее значение для экономического и социального развития государства [11, с. 17].

В настоящее время в Украине наблюдается социальное обновление, которое предусматривает активизацию духовного потенциала народа. Это побуждает систему образования искать инновационные подходы к процессу развития эстетической культуры личности, в частности в общеобразовательных учебных заведениях.

Необходимость в принципиально новом осуществлении эстетического развития школьников подчеркивается в государственных документах, которые регламентируют процесс усовершенствования образования. Да, в отличие от традиционного подхода к эстетическому развитию школьников, Государственным стандартом начального общего образования предусматривается реализация принципа "интеграции разных видов искусств и определения художественной культуры как системы скоординованих знаний, овладение которыми необходимо для формирования в сознании учеников целостной художественной картины мира в поликультурном пространстве". Следовательно, современное образование требует осмысления и творческого внедрения прогрессивных концепций художественно-естетической педагогики [6, с. 65].

Становление духовного опыта требует учета как внешних факторов, так и внутренних. С одной стороны, только сам человек может сделать себя Человеком. Из другой - пока индивид не сможет развивать духовный опыт самостоятельно, он формируется в процессе образования и воспитания.

Становление духовного опыта личности непосредственно связано с развитием субъективности, которая является обусловленной вековой динамикой организации внутреннего мира младшего школьника и его отношений с внешней действительностью.

Творческий потенциал личности средствами искусства раскрывается в процессе: потребление произведений искусства; приобретение искусствоведческих знаний; собственного творчества в сфере искусства.

Во время эстетического воспитания надо учитывать и то, что важной является фиксация самого факта включения учеников в ту или другую художественную деятельность. Если дети общаются с искусством достаточно случайно и без внутренней надобности, то такая художественная деятельность немногого дает личности [6, с. 66].

Педагогическая модель эстетического воспитания требует соответствующего согласования цели, заданий и содержания предметов эстетического цикла на основе синтетического подхода с широким использованием межпредметных связей. В отличие от традиционного подхода - от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, "синтетический" принцип требует в учебном процессе идти от целого, от понимания сути и смысла. Таким образом, как подчеркивает В. Орлов, в процессе поисков смысла ученик мыслит, двигается "от одной вершины эстетического познания и самопознания к другой".

Формирование эстетических умений и навыков оказывается в такой организации учебы, при которой ученики могли бы воссоздавать в своей памяти изучен раньше материал и использовать его как с учебной, так и из практической целью. Идет речь о прочности усвоения знаний.

Особенное место в организации художественно-естетического развития личности принадлежит принципу наглядности. Как известно, в начальной школе используется разный наглядный материал: от натуральных предметов и их изображений к графическим моделям процессов и явлений. Наглядность - обязательное условие полноценной учебы и воспитания, которое способствует познанию сути явлений, выявлению его характерных свойств и закономерностей. Она призвана сочетать адекватное отображение и простоту восприятия произведений искусства, с помощью модели существенных их черт обеспечить чувственное восприятие познавательного материала [6, с. 66].

Что касается сугубо специфических исходных положений организации художественно-естетического процесса как составляющей формирования всесторонне гармоничной личности, то здесь необходимо выделить следующие из них:

  1.  Принцип общности предусматривает изучение искусств на основе единства генетических морфологических функциональных связей. Генетические - способствуют формированию диалектико-материалистического понимания сущности происхождения искусств, их органической связи с трудом, с практическими потребностями человека. Они раскрывают общую основу искусства, его единственную социальноэстетическую сущность. Программой предусматривается изучение народного творчества, которое обязывает учителей рассматривать эти темы в их органическом взаимодействии, которое будет способствовать пониманию учениками генетической общности искусства.

Морфологические связки освещают сущность художественного произведения, специфику его выражения в разных видах искусства, единство содержания и формы, особенности художественного стиля.

  1.  Учет специфики вида искусства требует изучения особенностей каждого из них, квалифицированного анализа, преодоления, иллюстративности, утилитаризму при их использовании в учебном процессе.
  2.  Обеспечение взаимосвязи чувственной и логичен. Влияние комплекса видов искусства, основываясь на стойком взаимодействии разных анализаторов, пробуждает у учеников эмоционально-эстетические переживания, которые являют собой бескорыстное, не утилитарное удовольствие. Одновременно за его помощью раскрывается связь видов искусства с жизнью, с переживанием автора, его эстетического наслаждения, отношением к ней. Это активизирует учеников, пробуждает в них чувство гармонии, эстетического наслаждения, стремления действовать согласно эстетическим нормам. Да, скажем, музыка имеет безграничные возможности эмоционального влияния на школьников. Но выразить идею музыка особенно ярко способна тогда, когда она сочетает со словами или со сценическим действием, когда она опирается на ассоциации, выработанные опытом такого синтеза.
  3.  Принцип творческой активности. Формирование личности происходит только в общении и деятельности. Непосредственное включение в систему художественно-естетических отношений (восприятие опыта, собственно творческая деятельность) создает условия для постепенного перехода от репродуктивного до творческого уровня.

Личность учителя играет очень важную роль в усвоении детими эстетических норм и принципов, моральных ценностей. Дети младшего школьного возраста больше ориентируются на нормы поведения и ценности учителя, чем по мнению ровесников [20, с. 59].

Приобщение к национальным традициям надо начинать с изучения культурных ценностей своего народа. Дети должны воспитываться на наилучших традициях семьи, своего города, рода, края, региона, страны [20, с. 60].

У младших школьников достаточно медленно происходит процесс целостного охватывания всего предмета, то есть комплексу заданий, которые предлагаются. В то же время они имеют большое стремление, внутреннюю потребность в ознакомлении с новым материалом, во включении в новые ситуации, которые есть для них интересными, имеют выразительность, образность, совершенство по форме и содержанию[10, с. 26].

Младший школьник не зеркально отображает мир, в котором он живет, а оперирует чувственными и образно смысловыми картинами, которые спонтанно возникают (в соответствии с ситуацией) и которые он получает в активной познавательной деятельности за модулем как позитивного значения, - моральные, духовные, интеллектуальные, эстетические, так и негативного - аморальные, бездуховные, не интеллектуальные [18, с. 62].

В процессе учебно-воспитательной деятельности учителя имеют возможность привлекать учеников к разным видам искусства. Каждый отдельный вид искусства способствует развитию тех или других наклонов ребенка, помогает ребенку развиваться в целом.

Например, в процессе театрально-сценической работы над фольклорными произведениями у младших школьников развиваются выразительность, точность, меткость вещания, а это способствует становлению их эстетических вкусов, производит интерес к красоте художественного слова. Среди упражнений, которые выполняют ученики для подготовки к постановке, используются тренинги, которые имеют развивающий характер и содействуют постепенному развитию навыков анализа произведений искусства. Как дополнительный элемент к таким упражнениям подбирается система иллюстраций, которые способствуют эстетической оценке произведений. Работа должна строиться таким образом, чтобы младшие школьники смогли увидети, почувствовать, оценить искусство слова, его образность, роль художественной детали и образа, многозначность[10, с. 26].

Формирование личности, которая имеет активную жизненную позицию и у которой отмечается гармоничное сочетание интеллектуальных и эмоционально-чувственных сфер, возможное также при условии учебы на уроках родного языка и литературы, когда используется развивающий потенциал слова, его воспитательное влияние на духовный мир ребенка.

Образность художественного текста есть воплощение м эмоционального осмысления познания мира художником. Совершенное воссоздание картин и образов вызывает эстетические чувства у читателя. Неопосредствованное общение ребенка с наилучшими образцами художественного творчества - оптимальный способ привлечения ребенка к усвоению эстетическому [2, с. 19].

Таким образом, на учителе лежит ответственность за то, чтобы вызывать у ребенка эти начала эстетических чувств и эстетического сознания. Учитель подает пример ученикам своим поведением. Он не должен быть безразличным к духовному развитию школьников.


РАЗДЕЛ 2.ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1.    Понятие об эстетике

Эстетика (от грецьк. Aistetikos - тот, который чувствует, тот, который относится к чувствительному восприятию) - наука о природе и закономерностях эстетического усвоения действительности.

Впоследствии начало преобладать другое значение: "обычай, нрав, характер". Античные философы использовали его для обозначения устоявшегося характера того или другого явления.

В качестве определения определенной сферы знаний термин "Эстетика" был введен в потребление немецким философом Баумгартеном в середине XVIII века.

К кругу основных проблем, которые изучает эстетика, входят эстетические чувства и взгляды, вкус, идеал, словом, эстетическое сознание.

Предмет эстетики постоянно изменяется, развивается и усложняется в процессе общественно-исторической практики. На каждом новом этапе ее развития оказывается неполнота представлений об эстетическом отношении человека к миру и самой себя. Постоянно обогащаясь общественно-исторической практикой, в исторической перспективе предмет эстетики остается открытым.

Так как законы эстетического освоения мира наиболее полно, концентрировано и не опосредствовано проявляются в искусстве, то эстетика может полностью правомерно рассматриваться в первую очередь как наука о его сущности и законах, о природе художественного творчества.

Изучая общие законы развития искусства, эстетика изучает связки и отношения между отдельными искусствоведческими дисциплинами, анализирует методы исследования и рамки их приложения, изучает способы введения новых искусствоведческих понятий. Эстетика обобщает проявки эстетической в природе, материальной деятельности, разнообразных сферах духовной жизни, в быту, в сфере досуга.

Особенное место  занимает в эстетике разработка проблем, связанных  с раскрытием природы искусства, выявлением его творческих аспектов.  Обобщая данные художественного опыта, опираясь на принципы социальноисторического  и психологического анализа, эстетика раскрывает историческую жизнь искусства в культуре. В современной эстетике значительное место занимают такие вопросы, как сущность художественного направления, течения и творческого метода в искусстве[3, с. 416-417].

Эстетический вкус развивается вместе с развитием человека.  Эстетический вкус - регулятивный компонент эстетического сознания, обусловленная способность человека оценивать предметы, процессы, явления с позиции их эстетической значимости [16, с. 29].

         Эстетическое чувство - это фундамент эстетического сознания человека. Эстетическое сознание - часть общественного сознания, исторически самая давняя форма, которая отображает богатство эстетического отношения человека к миру и выражает ее активное, действенное стремление к гармонии, совершенству, красоте, идеалу прекрасному. Высшее проявление эстетического отношения определяется как прекрасное.

Основная проблема эстетики - отношение эстетического сознания к объективной действительности [13, с. 54].

Следовательно, сам учитель должен быть хорошо ознакомленный с понятием эстетики и понимать основную ее цель и проблемы, которые возникают на пути формирования эстетического вкуса у школьников младшего школьного возраста. Учитель должен быть осведомленным в сфере эстетики, ведь лишь знающий человек может чего-то научить.


2.2 Эстетический вкус и его воспитание у младших школьников в             учебно-воспитательном процессе

Целеустремленная учеба и воспитание человека начинается в младшем школьном возрасте.

Эмоциональная жизнь школьников младших классов достаточно насыщена и активное. Для этого возраста характерными является не опосередкованість в проявке чувств, уязвимость. Однако эстетические чувства еще не имеют полной формы выражения. Поэтому условия, которые создает учитель, должны иметь в своей основе гармоническое сочетание всех аспектов эстетического воспитания, предусматривать и активизировать стимулы для возникновения и проявки эстетических чувств. Школьники младших классов преимущественно владеют определенным багажом знаний естествоведов, которые растут значительно быстрее, чем эстетическое чувство природы.

Среди основных заданий эстетического воспитания следует выделить три: развитие сенсорной (чувственной) культуры; воспитание эстетических вкусов и оценок : развитие художественного творчества. Между ними существуют также тесные взаимосвязи и зависимости [19, с. 70].

Развитие сенсорной культуры заключается в том, чтобы научить каждого чувствовать, ценить, и создавать прекрасное в природе, окружающей жизни, в произведениях искусства [19, с. 70].

Суть второго задания эстетического воспитания заключается в том, чтобы научить каждого отделять истинно прекрасное от уродливого, отвратительного, гадкого. Это умение или неумение проявляется во внешнем виде человека, в ее руках, жестах, мимике, в ее оценках произведений искусства. В народе говорят, что о вкусах не спорят, что на вкус и цвет нет товарищей. Это правильно. Каждая личность имеет право на собственные вкусы, вкусы, оценки, ведь это и есть одною из признаков личности. Но следует учитывать и то, что вкусы, вкусы бывают хорошие и плохие. Не все умеют с вкусом одеваться, избирать прическу и т. др. это касается и оценки произведений литературы и искусства. С другой стороны, умение отделять истинно прекрасное от уродливого способствует повышению уровня сенсорной культуры[19, с. 70].

Высокий уровень сенсорной культуры, хорошие эстетические вкусы является основой для развития художественного творчества человека. Именно в художественном творчестве проявляются ее сенсорная культура и эстетические вкусы и оценки. С другой стороны, занятие художественным творчеством содействуют развитию сенсорной культуры и формированию эстетических вкусов и оценок. Данным законом предопределены такие закономерности: 1) чем высший уровень сенсорной культуры человека, тем лучшие условия и возможности для развития ее эстетических вкусов и художественного творчества; 2) человек лучше чувствует прекрасное и стремится к его сохранению и приумножению, если у нее сформированы хорошие эстетические вкусы и оценки; 3) эстетических чувства, вкуса и оценок развиваются лучше, если человек привлекается к художественному творчеству. Действие данного закона и предопределенных им закономерностей отображено в принципах детерминизма, самодеятельности, активности, творчества, комплексности[19, с. 71].

У учеников младшего школьного возраста эстетическое восприятие имеет наглядно-действенный характер; среди главных его особенностей - нацеливания на неопосредствованный эмоциональный отзыв, черты фрагментарности, очень часто процесс восприятия характеризуется использованием стереотипов, то есть преобладает репродуктивное мышление, хотя нередко показателем эстетического воспитания является проявление интереса к художественной детали, которая создает целостность образа [1, с. 55].

Важнейшим условием успеха в эстетическом развитии детей является сосредоточение усилий педагога на выявление прекрасного и отвратительного, на выявление индивидуального отношения к определенным явлениям природы, искусства и явлений современной жизни. Показателем эстетического развития учеников младших классов является активный образно-эмоциональный отзыв, сочувствие к героям произведений, взволнованность, связанная с восприятием произведений искусства; понимание и умение использовать в оценке выразительные средства, которые отвечают данному виду искусства.

Эстетическое развитие учеников безусловно  связано с их творческой деятельностью. Знания об искусстве помогают им осознать назначение искусства, а собственная деятельность способствует познанию особенностей специфики языка искусства.

Процесс учебы раскрывает ученикам законы развития природы и человеческого общества.

Эстетическое воспитание при общении с литературой - это, прежде всего, воспитание творческого читателя, развитие литературно-творческих способностей школьников. Литературно-творческие задания, воспитывая навыки творческого чтения, развивают и общий творческий потенциал читателя [17, с. 73].

У младших школьников некоторое время хранится образность восприятия действительности.  Детское воображение не координируется знанием закономерностей окружающей жизни. Исходя из этого можно назвать главную задачу литературно-творческого развития детей младшего школьного возраста : развивая характерное для младших школьников воображение, делать ее в то же время более содержательной, что включает знание закономерностей окружающей жизни.

Младшим школьникам доступны такие задания, которые развивают навыки творческого чтения, общие литературные и творческие способности, как сравнение вариантов одного произведения. Они в состоянии производить такую работу, как сравнение переводов одного произведения разными поэтами [1, с. 40].

В младших классах широко практикуется "устное рисование". Хотя большинство младших школьников любят рисовать по-настоящему, устное рисование также интересует их и является доступнее: не мешает отсутствие изобразительных навыков. "Рисуя словами", школьник тренирует воображение, развивает язык и чувство стиля.

Младшие школьники сравнивают иллюстрации разных художников к одному произведению. Школьники полностью могут объяснить, почему один из рисунков нравится им больше. Также очень важно научить их замечать, чем отличается герой или общее настроение на разных иллюстрациях.

Начиная из младшего возраста школьники охотно выполняют несложное упражнение, которое развивает внимание к деталям художественного текста, : рассказ или отрывок из повести читается громко, потом учитель демонстрирует иллюстрации, а они должны указать то место, к которому относится иллюстрация [1, с. 41].

Также интересным является следующее задание: учитель читает рассказ не до конца, а школьники должны дописать его самостоятельно. Потом вымышленная учениками конечность зачитывается и сравнивается с той, которую подает автор. Упражнение развивает внимание к художественным деталям произведения и к логике авторского мышления [1, с. 42].

Специфической особенностью эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством является развитие у них на этих занятиях способностей эстетического восприятия действительности.

Детей интересует поиск смысла, содержание спостерігаємої события или сцены, что представленные в произведениях искусства.

Основной задачей занятий изобразительным искусством с детими младшего школьного возраста является обогащение и уточнение детских представлений о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, о жизни людей, о родной стране. Занятие искусством в этом возрасте имеют ярко выраженный познавательный характер. Главное здесь - накопление и художественное обобщение фактов, познания в образной форме закономерностей окружающего.

Дети проявляют особенный интерес до того, как устроен предмет, из каких частей он состоит, как он действует, какую роль исполняет в реальном мире. Рисунок младшего школьника - почти всегда изображение события, а также отображение роли самого ребенка в этом событии - как наблюдателя или как действующего лица [1, с. 43].

Главную и основную группу методов формирования эстетического восприятия складывает наблюдение и рассматривания, которые сопровождаются действиями (рисование, аппликация, ліпка, конструирование). Действующее место занимают экскурсии и простые прогулки городом или на природе, рассматривание в натуре (или по телевидению, фотографиям, кинофильмам).

Основной задачей является свободное овладение детими элементарными навыками изображения и работы с разными художественными материалами и инструментами. Это обогащает выразительные возможности детей, освобождает их силы для сознательного проявления собственного замысла.

Ребенку, который не знает норм и правил искусства, свойственные в рисунке искренность, непосредственность, смелость выражения своих представлений. Эти черты как залог творческого развития личности необходимо хранить, развивать и поощрять. Поэтому учеба не должна не опосредствовано и грубо вмешиваться в творческий процесс младшего школьника [1, с. 44].

Учителю необходимо поощрять детей к занятиям рисованием и другими видами изобразительного искусства. Только на этой основе может постепенно развиваться эстетическое чувство, художественный вкус и другие черты, нужные для творчества [1, с. 45].

Важное место занимает украшение предметов. Необходимо розвити у детей понимания роли такого труда и его законов : в каком месте и как украсить. Дети должны украшать не только плоские предметы, такие как тетрадь и папка. Объемные предметы приучают детей к виденью мира в его пространственном и функциональном аспектах [1, с. 46].

Базой же музыкального воспитания в начальной школе является урок музыки. Содержание урока определяется тремя взаимоувязанными разделами: хоровое пение, музыкальная грамота и слушание музыки. Эти разделы дополняются в последнее время игрой на музыкальных инструментах [1, с. 47].

Одной из основных задач музыкального воспитания учеников младшего школьного возраста есть формирование интереса и любви к музыке, к такому общению с ней, что приводит к получению эстетического наслаждения от прослушивания музыкальных произведений, к пониманию ее жизненного содержания.

Для развития музыкального восприятия детей - основы музыкального воспитания надо чаще давать им практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке, как хоровой, так и инструментальной.

        Достижению основной задачи музыкального воспитания младших школьников - воспитание интереса и любви к музыке, потребности к общению с ней очень способствует слушание музыки.

Со вступлением ребенка к школе создаются объективные условия для массового целеустремленного привлечения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является базой для эстетического развития, следующего систематического художественного образования [1, с. 50].

          До окончания начальной школы школьники должны обогатиться впечатлениями от спектаклей разных жанров, ознакомиться с разными видами театра, не только драматического, но и кукольного, посетить балетные и оперные спектакли в музыкальном театре.

          Значительное место в репертуаре для младших школьников занимают          пьесы-сказки, созданные на основе народного творчества, инсценировки, классических народных сказок, а также современной сказки.

Есть три основных критерия отбора спектаклей для пересмотра:

  1.  Соответствие спектакля вековым особенностям детского восприятия;
  2.  Высокий качественный уровень искусства;
  3.  Возможность включения данного спектакля к целесообразной системе привлечения к театру, который опирается на вековые закономерности эстетического развития детей. Задачи учебно-воспитательной работы школы.

Перед посещением театра нужно провести необходимую беседу. Предыдущая работа может проводиться в двух направлениях. Важно подготовить детей к восприятию конкретного спектакля, усилив тем же эффект воспитательного влияния. Кроме того, важно систематически расширять знание, мировоззрение детей в области театрального искусства в целом. Формой такой работы могут быть беседы познавательного характера [1, с. 51].

Во время прохождения пассивной педагогической практики в ЗОШ №1 города Дружківки в качестве помощника классного руководителя, были проведены определенные наблюдения за работой учителя с учениками на уроке. Во время наблюдений выяснилось, что классный руководитель 4 класса в работе из воспитания эстетического вкуса по большей части проводила беседы во время классного часа. Темами таких бесед были вопросы добра и зла, правды и неправды, отношения к матери, ответственности и безответственности.  

Наиболее интересными были уроки из зарубежной литературы и родного языка. С помощью учителя группа школьников ставила разные небольшие представления. Дети активно и охотно принимали в этом участие. Они сами избирали произведения, которые хотели инсценировать. Следует заметить, что большая часть детей посещали разные кружки и класс был в целом творческим. Наибольшая часть учеников занималась танцами. Остальной, который не балла участия в постановке, класс бойко обсуждал недостатки и удачные моменты.  Очень интересной в этом плане была работа над постановкой басни "Лебедь, щука и рак" Крилова. Стоит заметить, что басня имеет в целом поучительный характер. Дети самостоятельно распределили роли. Учитель помогала детям сделать их язык более выразительным и убедительным. Вообще, сама пьеса имеет поучительный характер. Также учитель помогла детям правильно расположиться, если бы зрителям все было видно, а им самим удобно.

На уроках из украинского языка дети посетили музей своего города. Это единственный музей в городе. Здесь дети имели возможность ознакомиться с работами художников этого города. В другом зале дети наблюдали, как выглядели хаты украинцев много лет тому назад. Зал был украшен вышитыми полотенцами. К потолку был подвешен детский галстук, круг стены стояла печь, а напротив, вдоль всей стены, стояла длинная скамья. Посредине комнаты стоял накрытый скатертью белого цвета стол. Также было видно расшита национальная одежда, которая висела на крючках на стене.

Целью посещения музея было ознакомление детей с культурой их пращуров, а также пробуждение патриотических чувств и любви к искусству. Там же, в музее, дети прослушали несколько небольших стихов дружківського писателя о родном краю. Они должны были написать о своих впечатлениях от увиденного и услышанного. Это было их заданием из украинского языка.

Также я имела возможность увидети работу классного руководителя с классом во время подготовки к конкурсу "Мисс и миссис осень".  От каждого класса нужно было выставить две пары, которые представляли бы класс. Многие ученики проявили желание участвовать, но, так как количество участников были ограниченным, классный руководитель провел небольшой конкурс. Каждый ученик показал, что он умеет. Были отобраны те школьники, которые могли красиво танцевать и отвечать на разнообразные вопросы без подготовки и не стеснялись принимать участие в разных конкурсах без подготовки. Подобные конкурсы и праздники развивают умение красиво говорить, не теряться в разных ситуациях и умение проявить себя перед многочисленной аудиторией.

На уроках из украинского языка дети декламировали стихи и анализировали обиды лирических героев. Такие занятия способствовали развитию красоты поэтического слова. Дети пытались понять, каким образом поэт создает обиды.

Дважды на неделю у детей были занятия по музыке. Они пели небольшие и шутливые  детские песни. Петь детям нравилось. Это именно тот урок, когда дети имеют возможность не сидети молча. Они пели как украинской, так и русской языками. Пели дети как по очереди, так и хором.

Таким образом, наиболее содержательным эстетическое воспитание является тогда, когда школьники ознакомленные с разными видами искусства, потому что каждый отдельный вид имеет свое влияние на ребенка, развивает лишь определенные возможности ребенка, имеет свои конкретные задания. Работа над эстетическим воспитанием детей не может быть работой лишь классного руководителя. Это также работа вчителів-предметників.

ВЫВОДЫ

Эстетическое воспитание детей младшего возраста занимает главное место в плане работы учителя. Именно в этом возрасте дети охотно воспринимают все новое и усваивают новые правила. Учитель должен быть хорошо подготовленный, ведь дети этого возраста очень любознательные и они непременно будут ставить вопрос учителя. Важно не забывать, что именно учитель является образцом для детей, а следовательно он сам должен проявлять заинтересованность к искусству и поощрять к этому детей.

Ознакомление с разными видами искусства помогает учителю показать детям всю его красоту в разных проявлениях. Одного вида недостаточно для ознакомления детей с миром прекрасного. Во время усвоения норм и правил каждого отдельного вида искусства, у детей формируется понятие о красоте, о нормах. К тому же, они пытаются создавать собственные произведения искусства, пользуясь полученными знаниями и используя эти правила под новым углом зрения.

В ходе нашей работы мы выяснили, какие особенности развития детей младшего возраста влияют на их мировоззрение и как учитель может использовать эти знания. Также мы ознакомились с понятиями "эстетика", "эстетический вкус", "эстетическое сознание". Мы обстоятельно рассмотрели влияние разных видов искусства на мировоззрение детей и определили основные задания каждого отдельного вида искусства.

Следовательно, учитель не должен презирать таким видом работы, как эстетическое воспитание учеников. Пропустивши это на начальном этапе развития детей, будет сложно наверстать это потом, или даже невозможно, потому что интерес к искусству быстро угасает, если его не поддерживать. К тому же, не надо забывать о наглядности. Учитель должен не только рассказывать об определенном виду искусства, но и устраивать экскурсии к музею, театру, оперы и все такое. Сегодня есть много талантливых учеников, которые требуют помощи учителя, который будет корректировать ошибки и указывать следующие этапы деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.   Аболина Т. Г. Эстетическое воспитание в щколе / Т. Г. Аболина.  -  К.: Высшая школа, 1987. - 95 с.
  2.  Бездверна-Хомерекі О. Тенденции развития эстетической культуры молодежи средствами социально-культурной деятельности / О. Бездверна-Хомерекі  //  Родная школа. - 2009. - № 2-3. - С. 19.
  3.  Беляев А. А. Эстетика: словарь / А. А. Беляев. - М.: Политиздат, 1999. - 447 с.
  4.   Витковская Н. С. Формирование эстетической культуры младших школьников / Н. С. Витковская, А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. - К.: советов. школа, 1980. -  151 с.
  5.   Глазиріна В. М. Педагогика современной школы / В. М. Глазиріна. - Д.: «Норд-пресс», 2006. - 220 с.
  6.   Голінська Т. М. Основные положения эстетического развития младших школьников средствами сочетания разных видов искусства / Т. М. Голінська //  Педагогика. - 2009. - № 59. - С. 65-66.
  7.   Гончаров Н. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / Н. Ф. Гончаров. - М., 1926. - 126 с.
  8.  Воробей Н. Формирование эстетических чувств у младших школьников средствами искусства / Н. Воробей // Родная школа. - 1999. - № 11. - С. 46
  9.  Задорожній А. Моделирование ценностно-смысловой картины мира младшего школьника : поиск подходов / А. Задорожній // Родная школа. - 2010. - № 11. - С. 60.
  10.  Калініна Л. методика формирования эстетического вкуса младших школьников средствами кукольного театра / Л. Калініна // Родная школа. - 2007. - № 3. - С. 26.
  11.  Калініченко Н. Эстетическое творчество как источник предметно-превращающего отношения личности к окружающей действительности / Н. Калініченко // Родная школа. - 2008. - № 9. - С. 17.
  12.  Кравчук Л. Этичные нормы: социальнопсихологический инструмент влияния на вековое развитие  ответственного поведения младших школьников / Л. Кравчук // Родная школа. - 2006. - № 9. - С. 24.
  13.  Кундеревич О. Этика и образование : воспитание личности / О. Кундеревич // Родная школа. - 2009. - № 2-3. - С. 54.
  14.  Лавроненко О. формирование гуманистических ценностей - важный аспект воспитания младших школьников / О. Лавроненко // Родная школа. - 2004. - № 7-8. - С. 26.
  15.   Медведева О. Р. Клуб эстетического воспитания студентов. Программа и содержание работы : навч. посіб. / О. Р. Медведева. - Г: ГДПІІМ, 2010. - 80 с.
  16.  Мішеніна Т. формирование эстетического мировоззрения учеников на уроках украинского языка в контексте национальной культуры / Т. Мішеніна //  Воспитание школьников. - 2009. - № 5. - С. 28-29.
  17.  Новек Л. А. Эстетическое воспитание в современной школе Украины / Л. А. Новек  // Советов. школа. - 1991.  - № 5. - С. 89.
  18.  Русакова Т. Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном воздасте / Т. Г. Русакова // Педагогика. - 2009. - № 59. - С. 62-65.
  19.   Слєпухов М. И. Научные основы педагогической теории и практики : навч. посіб. / М. И. Слєпухов. - Д.: «Лебедь», 2002. - 180 с.
  20.  Таран И. влияние гуманизма и христианских моральных ценностей на становление личности младшего школьника / И. Таран // Родная школа. - 2007. - № 4. - С. 59-60.


Дополнение А

АНКЕТА

Что такое творчество, по вашему мнению?

Дайте ответу откровенно.

Как Вы относитесь к творчеству?

Ответы:

  1.  К творчеству я отношусь положительно.
  2.  Отношусь равнодушно.
  3.  Никогда об этом не думаю.

Как  Вы оцениваете свой творческий потенциал?

Ответы:

  1.  Убежден, что у меня есть творческий потенциал.
  2.  Не убежден, есть ли у меня творческий потенциал.
  3.  Считаю, что у меня нет творческого потенциала.

Достаточно внутренне ли подготовлены Вы до формирования творческих умений?

Ответы:

  1.  Достаточно готов. Будь какое творческое задание способный выполнить.
  2.  Готовь не совсем. Достаточно часто чувствую трудности при выполнении нестандартных заданий.
  3.  Скорее неготовый, чем готовь. Потому что достаточно часто при выполнении нетрадиционного задания чувствую трудности и не могу справиться с заданием[, с. 49].

Дополнение Б

ТЕМА: Посещение Горловского художественного музея и знакомство с его экспонатами

ЦЕЛЬ: Ознакомить студентов с экспонатами Горловского художественного музея. Формировать умение видети новые противоречия и проблемы в известной ситуации, анализировать, выделять главное.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картины, музыкальное оформление, скульптурные экспонаты.

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Горловский художественный музей: Альбом/авт. - упоряд. Г.Г.Рубанова. - К.: Искусство, 1987. - 119с., іл.

ПЛАН

  1.  Горловский художественный музей - жемчужина Донбасса.
  2.  Знакомство студентов с экспонатами художественного музея.
  3.  Знакомство с творчеством некоторых художников XIX - XX в...
  4.  Вопрос ученикам
  5.  Определить главное мнение картины О. Ф. Протопопова "Погорельцы".
  6.  Рассказать о противоречии и проблемах героев картины Ф. Решетникова "Переекзаменування", "Опять двойка". Написать о прошлом и будущем героя.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАСЕДАНИЯ

"Маленькой жемчужиной Донбасса" нередко называют посетители Горловский художественный музей. Одна из наибольших в Украине коллекций произведений М. Рериха - гордость собрания - стала той притягательной силой, которая привлекает к музею многочисленных посетителей. Музей стал центром художественной жизни города. В его стенах устраиваются выставки произведений современных художников, мастеров народного искусства, передвижные выставки из музеев других городов страны.

Горловский музей открыто 26 апреля 1959 года. Основой собрания стала коллекция из 214 произведений, подаренных жителям Горлівки. Среди энтузиастов, которые участвовали в создании музея и комплектовании его коллекции, были известные художники В. Сахненко, Г. Тихий, Б. Піанді, В. Мєшков, коллекционеры Ф. Вишневський, О. Колударов.

В 1983 году московский анималист, заслуженный художник РРСФСР Д. Горлов, внук горного инженера П. Горловая, именем которого назвали город, передал музею 41 произведение графики и скульптуры, созданные им самим, а также литографии 1930-х годов известного советского анималиста В. Ватагіна. В настоящее время в музеи собранные свыше двух тысяч произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры.

В экспозиции музея, развернутой в семи залах, представлено два отделы: русского и украинского дореволюционного и советского искусства.

Экспонаты первого отдела характеризуют основные этапы развития русского и украинского дореволюционного искусства. Наилучшие произведения собрания датированные XVIII ст. Их немного, но среди них есть прекрасные образцы живописного портрета - жанру, который стал одной из вершин искусства в те сутки. В частности, это "Портрет Неизвестной", написанный в середине XVIII ст. - типичный образец народного портрета.

Искусство первой половины XIX ст. достойно представляют произведения В. Тропініна. Есть. Сорокіна, О. Иванова, О. Венеціанова. Творчество выдающегося русского живописца О. Венеціанова преисполнено поэзии и красоты, пылкой веры в духовные силы народа. В музее есть две работы этого мастера - живописный "Портрет девушки" и акварель "Крестьянский парнишка". Обе они подкупают своей человечностью и красотой живописи.

Славный русский портретист первой половины XIX ст. В. Тропінін представлен в экспозиции более поздним "Женским портретом". Хоть в нем нет уже той звонкости живописной палитры, присущей ранним портретам мастера, однако он, как и все произведения этого мастера, отмечается искренностью отношения художника к модели, остротой индивидуальной характеристики, удачным раскрытием внутреннего состояния портретованої. Наиболее полно и широко представлено в музее искусство второй половины XIX ст. Достойное место отведено работам художников, творчество которых было тесно связано с деятельностью общества передвижных художников.

Портрет "Девушка-украинка" Г. М'ясоєдова написан художником на Полтавщине, является характерным для передвижников так называемым "портретом-типом". Мастерством раскрытия психологии ребенка поражает "Портрет мальчика" кисти М. Ге.

Одним из самых распространенных русских жанристов-передвижников был В. Маковський. Пристальный наблюдатель жизни, интересный пересказчик, он владел большим даром видети типичное в повседневном, раскрывать трагизм современной ему действительности, подниматься к высоким обобщениям. Его большое полотно "В ожидании учителя" посвящено проблеме образования тогдашнего крестьянства. Картина выполнена в свободной живописной манере, свойственном позднему периоду творчестве художника. В работах на темы крестьянской жизни оказалось демократическое устремление творчества С. Иванова. "Портрет крестьянина", выполненный им в период учебы в Московском училище живописи, скульптуры и архитектуры, отмечается высоким мастерством автора, глубиной раскрытие им человеческого нрава.

В экспозиции есть одна работа И. Левітана - художника, который достойно продолжил традиции пейзажной живописи. Это "Золотая осень", "Слободка". И Айвазовський действительно владел неисчерпаемым запасом наблюдений моря во всех его состояниях. Пейзаж "Гавань" характеризует живописца как прекрасного романтика. Колорит картины состоит из широкой гаммы оттенков желтого, розового и голубых тонов.

Выдающимся мастером, последователем  И. Айвазовського был Л. Лагоріо. Небольшое полотно "Море", выдержанное в мягкой живописной гамме, создано на основе этюдов, которые художник выполнил в начале 1860-х годов во время путешествия по Черному и Каспийскому побережьям.

Период дальнейшего развития реалистичного искусства - конец XIX - начало XX ст. картиной "Украинский пейзаж" представленное творчество А. Васнєцова. Написана она после путешествия художника на родину, на южный Урал. Тонкое лирическое настроение, игру света воссоздают пейзажи С. Жуковського ("Последние лучи") и Л. Туржанського ("Отзвуки прошлого"). Натюрморт "Игрушка" характеризует творчество известного советского мастера О. Лактіонова. Ясная, четко отработанная форма, тщательное изображение деталей игрушек, колорит, выдержанный в единственной тональности. Музей владеет значительной коллекцией графики, где особенное внимание привлекают работы выдающихся мастеров В. Фаворського, В. Касияна, И. Глазунова. Захватывает серия акварелей художника-анималиста Д. Горловая.

За период существования Горловский художественный музей стал не только местом хранения произведений изобразительного искусства, но и значительным культурно-просветительским заведением, которое активно решает проблемы духовного и эстетического воспитания жителей г. Горловка[, с. 49-52].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77886. Понятие и виды гражданско-правовых договоров 28.5 KB
  Свобода договора: недопущение понуждения к заключению договора; свобода выбора партнера при заключении договора; свобода участников гражданского оборота в выборе вида договора; свобода усмотрения сторон при определении условий договора кроме условий которые предусмотрены законом. Значение договора: договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств в рамках которого интерес каждой стороны в принципе может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны; договор...
77887. Формы и способы заключения договоров. Содержание гражданско-правовых договоров 31.5 KB
  Содержание гражданскоправовых договоров Содержание договора – условия на которых достигнуто соглашение сторон: существенные – условия которые необходимы и достаточны для заключения договора. Во-первых являются условия о предмете договора. Они включаются в текст договора по усмотрению сторон. Однако в отличие от обычных они приобретают юридическую силу лишь в случае включения их в текст договора.
77888. Договор купли-продажи. Обязанности 35 KB
  Продавец обязан передать товар в собственность покупателю надлежащего качества количества комплектности со всеми документами и принадлежностями если отказывается то предоставляется разумный срок не передал – покупатель вправе отказаться от договора установленные законном или договором сроки пригодный для целей для которых товар такого рода обычно используется; товар свободный от 3 лиц либо уведомить покупателя об обременении данного товара....
77889. Договор дарения 30.5 KB
  Договор дарения Договором дарения называется договор по которому одна сторона даритель безвозмездно передает или обязуется передать определенное имущество другой стороне одаряемому либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. В отношении договоров дарения с участием юридических лиц ГК также предусматривает ряд специальных ограничений. Другое ограничение касается дарения вещей принадлежащих юридическому лицу на праве хозяйственного ведения или оперативного управления....
77890. Договор ренты 29 KB
  Договор ренты По договору ренты одна сторона получатель ренты передает другой стороне плательщику ренты в собственность имущество а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. Реальный односторонний возмездный Возникающие из договора ренты отношения носят длительный стабильный а при пожизненном содержании с иждивением – и доверительный характер. Форма подлежит...
77892. Сравнительный анализ договора найма 34 KB
  Сравнительный анализ договора найма По договору найма – одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо наймодатель – обязуется предоставить другой стороне нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. помещением при перемене собственника этого помещения. Переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания...
77894. Правовые формы распоряжения исключительными правами ГК РФ предусматривает такие формы реализации пр. 29.5 KB
  Правовые формы распоряжения исключительными правами ГК РФ предусматривает такие формы реализации права автора путем заключения договоров: договор об отчуждении исключительного права; лицензионный договор; договор о залоге исключительного авторского права; договор авторского заказа. По договору об отчуждении исключительного права правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне...