89303

Методические особенности изучения информатики в начальной школе

Курсовая

Педагогика и дидактика

В числе качеств которые школе предстоит формировать у современного поколения следует назвать: умение планировать структуру своих действий планирование; умение построить информационную модель изучаемого объекта или процесса моделирование; умение организовать поиск информации поиск...

Русский

2015-05-12

7.49 MB

8 чел.

Содержание

Введение………………………………………………………………….............3

1.  Методические особенности изучения

информатики в начальной школе…...………….…..............................................4

1.1 Цели и задачи обучения информатики

в начальной школе……………………………..................................................5

1.2 Методика изучения моделей

объектов ………………………………………………………………………....8

1.3 Методика изучения кодирования информации………………….……….9

2. Разработка рабочей тетради и поддерживающей

ее обучающей программы по информатике для

учеников 1-класса …………………………………………………….……….21

Заключение……………………………………………………………………...25

Список литературы……………………………………………………….…….26

Введение

Современный период развития цивилизационного общества можно назвать информационным. Информационное общество предъявляет новые требования к его членам – владение определенными знаниями,  умениями и навыками, которые на предшествующих этапах развития общества могли считаться необязательными или, во всяком случае, не первоочередными.            Поэтому одним из главных направлений процесса развития современного общества становиться информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающее переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. В числе качеств, которые школе предстоит формировать у современного поколения, следует назвать: умение планировать структуру своих действий (планирование); умение построить информационную модель изучаемого объекта или процесса (моделирование);  умение организовать поиск информации (поиск); дисциплина общения и умение структурировать свои сообщения (общение); навыки своевременного обращения к новой технике и новым технологиям в каждой жизненной ситуации (инструментирование деятельности); технические навыки свободного владения наиболее распространенными инструментами информационного общества – компьютерами.

Такая задача не могла быть решена в рамках традиционных школьных дисциплин, кроме информатики, т.к. ни одна из научных дисциплин, чье содержание отражено в школьных предметах, не обладает достаточно развитым концептуальным запасом для выполнения соответствующих действий.И только информатика может предложить обществу такой стиль, необходимый дидактический инструментарий.

Информационная культура – характеристика культурного уровня современного молодого человека, который умеет работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональным компьютером и информационными сетями. Это человек информационного общества, который приобретает не только новые инструменты деятельности, но и (это главное) новое видение мира. Информационная культура, в силу фундаментальности составляющих ее понятий, должна формироваться в школе начиная с первых школьных уроков.

Отсюда следует, что одной из приоритетных задач образования должно стать формирование информационной культуры у учащихся средней общеобразовательной школы, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование.

Для того чтобы соответствовать требованиям, диктуемым современным обществом, изучение «Информатики» необходимо начинать со второго класса. Чтобы детям это давалось легко и интересно, им поможет рабочая тетрадь, программа которой идет параллельно с базовым курсом учебника.

Целью этой работы является разработка рабочей тетради для первых классов. У учащихся необходимо активизировать познавательную деятельность, чему способствуют рабочие тетради. Использование таких тетрадей отвечает многим учебным целям и задачам. Во-первых, рабочие тетради имеют большое количество различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением и азартом. Во-вторых, наличие заданий на печатной основе позволяет организовать именно деятельность по их выполнению, а не по переписыванию условий или, что просто недопустимо, их записи под диктовку. В-третьих, рабочие тетради способствуют знакомству с компьютером. Благодаря тому, что большинство заданий носят теоретический характер, это позволяет избежать непосредственной работы с ним. Что способствует избежать нагрузки на глаза детей.

1.1 Цели и задачи обучения информатики в начальной школе

 Цели курса информатики:

  •  подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе, насыщенном вычислительной техникой и информационными технологиями,
  •  привитие учащимся компьютерной грамотности и информационной культуры, необходимой им для своей учебной, а затем будущей повседневной и профессиональной деятельности.

Важнейшими задачами, реализуемыми в процессе изучения учебного предмета «Информатика», являются: 

  •  формирование теоретических знаний и практических умений, а также навыков в области информатики, алгоритмизации, программирования, инфокоммуникационных технологий, информационных моделей; 
  •  развитие алгоритмического, операционного и критического мышления, логические, интеллектуальные и творческие способности учащихся средствами инфокоммуникационных технологий; 
  •  формирование умений индивидуальной, групповой и самостоятельной работы; 
  •  воспитание информационной культуры, ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм при использовании инфокоммуникационных технологий;
  •  овладение навыками самостоятельного поиска и глубокого анализа различных видов информации.

Государственный общеобязательный стандарт среднего образования:
      1) определяет общие нормы, структуру и состав базового (обязательного) содерж
ания среднего образования;
   
2) регламентирует объем учебной нагрузки обучающихся, условия организации образовательного процесса, систему контроля и оценивания знаний;
     
3) устанавливает требования к уровню подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях;
      4) устанавливает требования к условиям осуществления образовательного процесса: рациональному использованию средств государственного бюджета, нормативному обеспечению 
материально-технической базы общеобразовательных организаций и охраны здоровья и безопасности обучающихся.

1.2 Методика изучения моделей объектов

Изучение таких разделов курса как «Человек и информация», «В мире звуков», «Источники информации», «Приемники информации» дает детям представление о понятии моделей объектов. Цель изучения данных разделов – выработка навыков находить, обобщать и классифицировать характеристики (свойства), с помощью которых описывается любой объект, а в дальнейшем – объединять объекты в классы.

Все характеристики объектов условно можно разделить на 4 группы:

- Признаки, описывающие объект – какой это объект.

- Название объекта – что это за объект.

- Состав объекта – из чего состоит объект.

- Действия объекта – что объект может делать.

Эти четыре группы характеристик в совокупности образуют информационную модель объекта.

I . Признаки, описывающие объект: цвет, форма, размер (1 класс) + материал изготовления, назначение (2 класс). Задание:

Вычеркнуть лишний предмет

Объяснение при выполнении данного задания может быть разным: первый предмет отличается цветом, второй – формой, четвёртый – размером, пятый – именем.

2. продолжить ряд предметов с общим признаком;

3. сгруппировать предметы по общему признаку:

4. дорисовать предмет, чтобы он стал одинаковым (или разным) с другими по форме, цвету, размеру или по любой комбинации этих признаков;

5. описать предмет;

6. из группы предметов выбрать предмет, обладающий рядом признаков (выполняется по принципу отрицания: сначала вычеркни всё, что не обладает первым признаком, затем – вторым, и т.д. до тех пор, пока не останется один предмет).

II . Название предмета. Система заданий:

1. определение единичного (частного) и общего имени объекта:

Объект – божья коровка. Частное имя – божья коровка, общее имя – насекомое.

2. сравнение предметов по их именам и признакам (два совершенно разных предмета или два предмета, одинаковые во всём, кроме одного признака (круглый и квадратный будильник).

1.3 Методика изучения кодирования информации

Подробно вопросы кодирования рассматриваются в средней школе при изучении темы «Информация». В учебниках средней школы водится следующее определение кодирования:

«Кодирование информации – это преобразование информации в форму, удобную для хранения и передачи.

В начальной школе мы не знакомим детей с этим определением, а лишь показываем им способы кодирования информации в следующих темах «Кодирование информации», «Алфавит и кодирование», «Число и кодирование», «Код из двух знаков». Цели изучения данных тем:

- знакомство с понятиями «кодирование» и «декодирование»;

- формирование умений ставить в соответствие предметам и действиям другие предметы и действия.

Система заданий:

1) кодирование букв цифрами:

1

2

3

4

5

6

7

8

а

г

д

и

к

л

о

р

2) кодирование букв графическими изображениями или предметами (морскими флажками, фигурками, цветами, словарными словами и т.п.);

3) кодирование действий предметами (каждый предмет обозначает какое-либо действие, учитель показывает предметы, а учащиеся выполняют действия, тот, кто ошибается, садится на место; в результате остаются самые внимательные ученики);

4) кодирование по координатной сетке:

Напиши адрес каждого предмета Рассели предметы по их адресам: 


Помоги Цветику найти свое окошко по заданному пути и напиши его адрес: 

5) кодирование рисунка с помощью координат:

1 уровень: «Закрась клетки»

2 уровень: «Соедини точки»

(1,6), (2,7), (3,7), (4,6), (4,4), (5,3), (7,3), (8,2), (10,4), (10,2), (9,1), (4,1), (3,2), (2,1), (1,1), (2,2), (2,5), (2,6)

6) кодирование слов и предложений с помощью координат:

а) нахождение букв по их координатам

 

б) нахождение слов по координатам

1. Расшифровать: (2,4), (3,2), (1,3), (3,4), (1,1), (3,1)

2. Зашифровать пословицу: «Терпенье и труд всё перетрут».

3. Найти и зашифровать поговорку.

По окончанию изучения данных тем учащиеся должны знать и уметь:

- понятие кодирования и декодирования;

- расшифровывать информацию по имеющимся правилам;

- осуществлять кодирование информации различного вида по разным правилам;

- придумывать правила кодирования информации.

2. Разработка рабочей тетради и поддерживающей ее обучающей программы по информатике для учеников 1-класса

Ученика начального класса нельзя считать белым листом, которого можно заполнить чем угодно. Ребенок до прихода в школу проводит определенный отрезок своей жизни в семье или в дошкольном учреждении. В силу этого, у него, как члена некоторой социальной среды, хотя неосознанно,   формируется свой взгляд на окружающую среду, он приобретает некоторый опыт. Именно этот индивидуальный, собственный опыт ребенка, приобретенный им в семье и в дошкольном учреждении необходимо использовать и развивать на уроках информатики. Естественно, что при этом должны учитываться его возрастные и психолого-физиологические особенности.

Первой особенностью младших школьников является их неспособность мыслить абстрактно. Это обстоятельство нашло отражение в методике выбора содержании предмета информатики  для 1-го класса.

Содержание предмета информатики для 1-го класса основывается на понятии информации. Это связано с тем, что с информацией связано многое в современной жизни и информация является основой для многих понятий и явлений. Без информации невозможна жизнь человека и, что работы многих профессий зависят от того, насколько оперативно поступает текущая информация о состоянии дел на предприятии, насколько быстро большие объемы информации изучаются и перерабатываются, от этого зависит оперативность и правильность принимаемого решения. Ученики должны понять, что информацию, интересующих их, можно легко отыскать, с минимальными затратами сил и времени.

Исполнителем команд является любознательный и исполнительный Балбобек (в переводе с казахского Медовый малыш). Основное дидактическое пособие - рабочая тетрадь - рассчитана на один учебный год, один час в неделю. Состоит из 9 уроков, рассчитанных на 32 часа занятий.

В рабочей тетради даются задания раскрывающие понятие информации. Дети должны по рисунку, которая дана в рабочих тетрадях определить время года и составить к нему рассказ.

В  ходе работы с рабочей тетрадью можно оперировать следующими вопросами:

  1.  Какое время года запечетлено на картинке?
  2.  Какую информацию дает нам рисунок? Почему?
  3.  А когда к нам прилетают журавли? 
  4.  Какие сведения содержит информация, заданное на этом рисунке?  

Ученики должны в прямоуголнике записать слово Весна. Аналогично разбираются три задания, заданные в этом задании (лето, осень, зима) (рис.2,3).

          

                Рисунок  2                                 Рисунок 3

В процессе обучения познавательную деятельность детей полезно организовывать таким образом, чтобы побуждать ребенка к выражению по отношению к природе и ее обитателям своих чувств радости, восторга, восхищения, грусти и др. Это развивает в малыше умение чувствовать природу, видеть в ней красивое, восхищаться и выражать разными способами это красивое. Рядом с эмоциональным развитием идет развитие любви к природе. Это чувство развивается и при формировании знаний о природе: чем больше узнает ребенок о природе, о ее значении в жизни человека, тем более он проявляет к ней свой интерес и внимание, а, вслед за этим, и любовь.

В рабочих тетрадях используются следующие задания:

  1.  Расставить буквы по алфавиту.
  2.  Расставить цифры по возрастанию.
  3.  Раскрасить одним цветом  по расположению буквы и цифры.
  4.  Разукрасить ноты и соответствующие им знаки в один цвет.
  5.  Дополнить рисунки в программе “Классификаторы”.
  6.  Ввод текста в текстовом редакторе “Балбобек”.
  7.  Пронумеровать буквы, так чтобы получить слово “учитель”.
  8.  Из заданных букв  составить название городов.
  9.  Из заданных предметов выявить предметы, которые используются вместе и закрасить  соответствующие звездочки в один цвет.
  10.  Написать название птиц.
  11.   Нарисовать яблоко и цветок. Разукрасить рисунок. Провести красной линией  соответствующие рисунки слова и голубым цветом не соответствующие к рисунку слова.
  12.  В заданном выражении сосчитать количество слов и букв.
  13.  Получить информацию из данных источников (книги, карты, приборы, учебники, сосед по парте, природа).
  14.  Передать информацию различными способами (радио, письмо, книга, радиотелефон, факс, телефон).
  15.  В заданном выражении вставить слова.
  16.  Используя программу “Информация” по заданным рисункам составить рассказ.
  17.  По заданным цветам  сосчитать и рассортировать одежды.
  18.  Придерживаясь дорожных правил  выполнить задания.
  19.  Разукрасить картину.
  20.  Расставить правильную последовательность  при изготовлении предмета.
  21.  Поиск общего.
  22.  Расставить   действия в правильной последовательности.
  23.  В заданных  действиях  расставить нумерацию,  чтобы получилась сказка “Макта Кыз”.
  24.  Последовательно  записать  слова и математические задания.

Образовательные функции, реализуемые обучающей программой,  следующие:

пропедевтика применения персонального компьютера в повседневной жизни;

приобретение навыков набора текста на клавиатуре;

приобретение навыков работы с мышью;

формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах передачи, получения и обработки информации, а также о способах кодирования и организации хранения информации;

приобретение навыков работы с различными исполнителями;

повторение на уроках информатики пройденного материала по казахскому языку и арифметике путём формирования соответствующего дидактического материала;

начальное формирование и дальнейшее развитие логического мышления;

развитие внимания, памяти, творческого и пространственного воображения;

формирование алгоритмического подхода к решению задач и понятий алгоритмических структур - линейной, циклической, с ветвлением;

стимулирование интереса к обучению и познаванию нового;

расширение кругозора школьников.

Язык интерпретатора достаточно прост и понятен. Но хочется отметить, что исполнитель Балбобек для школьников младших классов очень интересен из-за видимого его применения. Исходя из этой мысли, был создан новый исполнитель: Балбобек, обладающий возможностью по-своему реагировать на различные ситуации. Самое главное, что ребенок сам входит в роль исполнителя,  и сам  предлагает ему определенную задачу. По нашему мнению, обучающую программу можно будет эффективно использовать для развития алгоритмического мышления у школьников младших классов.

Программа “Путешествие Балбобека в страну знании” облегчает изучение предметов  математика, казахский язык,  информатика. Эта программа  целенаправленно формирует  понятие “алгоритм” и направлена   на развитие алгоритмического  стиля  мышления.  При применение указанной программы на уроках происходит метазнания знания по организации научной информации, приемам ее искания, правилам преобразования, т.е. происходит осуществление умственных действий, обеспечивающих овладение научными знаниями о предметной действительности.

При работе с рабочей тетрадью с письменными, графическими, творческими заданиями поможет учителям изучить индивидуальность каждого ученика, его отношение к работе, наличие тех или иных способностей и т. п.

В итоге учащиеся усваивают понятия об информации, об общих  представлених  о различных информационных процессах.

Задания данные в рабочей тетради по информатике для 1 класса:

Суретте жылдың қай мезгілдері бейнеленгенін анықта, әңгіме құрастыр.

Мына суреттерде қай зат артық екенін анықта, жаз.

Суретке қарап әңгіме құрастыр

  1.  Суреттегі көрініске қарап, тақырыптың атын қой.
  2.  Суретте бейнеленген  жануарлар санын анықтап жаз

ИНСТРУКЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ “ПУТЕШЕСТВИЕ БАЛБОБЕКА В СТРАНУ ЗНАНИЙ”

Для работы приложения в компьютере не требуется присутствие среды программирования DELPHI 7.0

Для запуска необходимо дважды нажать на ярлык файла балбобек.exe.

Появляется окно следующего вида.

Далее ученик,  введя свой класс и имя, нажимает на стрелочку. В нижней части экрана. Появляется окно, где учащийся выбирает один из предложенных предметов, щелкает кнопкой мыши по выбранному предмету:

Программа построена таким образом, что только в случае правильного ответа на предоставленное задание, ученик переходит к следующим заданиям.

Задания по математике:

1. В этом задании нужно решить примеры, если все примеры решены правильно, то появляется следующее окно с заданием.

2. Во втором задании нужно разгадать кроссворд.

3. Задание на соответствие: в пустые ячейки нужно вписать соответствующие цифрам буквы

 

4. В этом задании даны неравенства. Надо в ячейки, находящиеся рядом с каждым неравенством, вписать верно ли это неравенство или нет.

Задания по информатике:

1. Алгоритм построения снеговика.

2. Следующее задание аналогично предыдущему

3. В этом задании нужно разгадать кроссворд.

Если все задания выполнены, выходит окошко с поздравлением.

Заключение

Перспективой развития страны и каждого его региона определяются не только историческим прошлым, сегодняшней ситуацией, но и зависит от позиции подрастающего поколения – его представлении о реальном и должном, внутренней открытости, толерантности и степени социальной коммуникабельности. В связи с этим,  система образования в этом процессе становиться определяющей силой, которая решает две основные задачи: обеспечить освоение казахского языка на таком уровне, чтобы все жители Казахстана (особенно подрастающее поколение) свободно владел им как важнейшим средством общения; сформировать ценностное сознание гражданского общества, развить  навыки терпимости, толерантности и высокий степень социальной коммуникабельности, рационального мышления и оценочных суждений, а также политическую культуру подрастающего поколения. Это предполагает развитие всех элементов образования и современных методик преподавания дисциплин, в том числе, и информатики для первых двух лет начальной школы. При этом независимо от языка обучения содержание учебного материала едино для всей системы образования РК.

1.Сформулирован основной принцип отбора содержания образования по информатике для учащихся начальной школы принцип культуросообразности,  учитывающий национальные особенности, традиции народов, не только историческое прошлое, но и сегодняшнюю ситуацию, а также позицию подрастающего поколения в РК.

2.Разработаны рабочая тетрадь  и программные средства  обучения информатике для учащихся начальной школы. Они призваны решать общие задачи школы обучать, воспитывать и развивать детей. Это осуществляется через содержание, методическое построение и оформление рабочей тетради, отражающее особенности познавательной деятельности учащихся начальной школы.   

Важнейшее значение должно придаваться постоянному овладению приемами анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, классификации,  конкретизации и систематизации связанных между собой понятий, которые характеризует высокий уровень аналитико-синтетического мышления - показателя интеллектуального развития школьников.

Разработанная методика обучения учащихся начальных школ информатике с использованием компьютеров способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся, более качественной подготовке детей к продолжению обучения в основной школе.

Список использованной литературы:

  1.  Первин Ю.А. Курс “Основы информатики” для началной школы //Информатика и образование.- 2002, №12. - С. 7-12.
  2.  Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные  идеи.- М.: Педагогика, 1989. - 224 с: ил.
  3.  Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. - М.: Просвещение,
    1999. – 180 с.
  4.  Концепция развития образования РК до 2015 года  //Казахстанская правда. – 2003, №12. -  С. 11-15.
  5.  Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества – как условие прогресса  Казахстана  //ФПИ. Казахстан ХХI в. – 1993. - С.10-15.
  6.  Тур, С.Н., Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
  7.  Бородин, М.Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классов / М.Н Бородин. – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2007.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25634. Желчь 31 KB
  К ним относятся внутрипеченочные и внепеченочные желчные протоки. К внутрипеченочным принадлежат междольковые желчные протоки а к внепеченочным правый и левый печеночные протоки общий печеночный пузырный и общий желчный протоки. Междольковые желчные протоки вместе с разветвлениями воротной вены и печеночной артерии образуют в печени триады. На этом основании предполагают что междольковые желчные протоки выполняют секреторную функцию.
25635. ИММУННАЯ СИСТЕМА И КЛЕТОЧНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИММУННЫХ РЕАКЦИЯХ 37 KB
  Иммунная система объединяет органы и ткани в которых происходит образование и взаимодействие клеток иммуноцитов выполняющих функцию распознавания генетически чужеродных субстанций антигенов и осуществляющих специфическую реакцию. Иммунитет это защита организма от всего генетически чужеродного микробов вирусов от чужих клеток или генетически измененных собственных клеток. В организме взрослого человека она представлена красным костным мозгом источником стволовых клеток для иммуноцитов центральным органом лимфоцитопоэза...
25636. Иммунокомпетентные клетки 51 KB
  Лимфоциты Популяция лимфоцитов функционально неоднородна. Различают три основных вида лимфоцитов: Тлимфоциты Влимфоциты и так называемые нулевые лимфоциты 0клетки. Олимфоциты нулевые лишены поверхностных маркеров и рассматриваются как резервная популяция недифференцированных лимфоцитов. Тлимфоциты самая многочисленная популяция лимфоцитов составляющая 70 90 лимфоцитов крови.
25637. Волокнистые соединительные ткани 45 KB
  Клетки. Основными клетками соединительной ткани являются фибробласты макрофаги тучные клетки адвентициальные клетки плазматические клетки перициты жировые клетки а также лейкоциты мигрирующие из крови; иногда пигментные клетки. Фибробласты фибробластоциты клетки синтезирующие компоненты межклеточного вещества: белки коллаген эластин протеогликаны гликопротеины. Среди мезенхимных клеток имеются стволовые клетки дающие начало дифферону фибробластов: стволовые клетки полустволовые клеткипредшественники...
25638. КОЖА И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫЕ 95 KB
  Толщина кожи вирьирует от 05 до 5 мм. У взрослого человека в сосудах кожи может задерживаться до 1 л крови. В некоторых участках кожи например на голове и кистях на 1 см2 ее поверхности насчитывается до 300 чувствительных точек. В первые недели развития зародыша эпителий кожи состоит всего из одного слоя плоских клеток.
25639. Кора большого мозга 56 KB
  Наиболее поверхностного и глубокого слоев коры. Для коры характерно расположение клеток и волокон слоями. Цитоархитектоника коры большого мозга.
25640. Костные ткани 38 KB
  В костной ткани обнаружено более 30 микроэлементов медь стронций цинк барий магний и др. Органическое вещество матрикс костной ткани представлено белками коллагенового типа и липидами. Морфофункциональные свойства костной ткани меняются в зависимости от возраста мышечной деятельности условий питания а также под влиянием деятельности желез внутренней секреции иннервации и др.
25641. Костный мозг 45.5 KB
  В данный период костный мозг накапливает стволовые клетки а клетки стромы с остеогенными потенциями создают микросреду необходимую для дифференцировки стволовых кроветворных клеток. У зародыша 36 нед развития в костном мозге диафиза трубчатых костей обнаруживаются жировые клетки. Он содержит стволовые кроветворные клетки СКК и диффероны гемопоэтических клеток эритроидного гранулоцитарного и мегакариоцитарного ряда а также предшественники В и Тлимфоцитов.
25642. Гистологическое строение трубчатой кости как органа 36 KB
  Компактное вещество образующее диафиз кости состоит из костных пластинок толщина которых колеблется от 4 до 1215мкм. Наружные общие генеральные пластинки не образуют полных колец вокруг диафиза кости перекрываются на поверхности следующими слоями пластинок. Внутренние общие пластинки хорошо развиты только там где компактное вещество кости непосредственно граничит с костномозговой полостью.