89335

Методические аспекты использования технологии проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

Курсовая

Педагогика и дидактика

Несмотря на вековые традиции, школа всегда активно включается во внедрение новых технологий. Это большое подспорье в организации учебных занятий. Безусловно, использование информационных технологий на каждом уроке будет неуместным.

Русский

2015-05-12

161.5 KB

18 чел.

Содержание

Введение

Глава1. Теоретические аспекты технологии проектной деятельности младших школьников

1.1 Сущность понятиий « проект», «проектирование», «проектная деятельность» и их характеристики. История возникновения проектной деятельности

1.3.Технология проектной деятельности и ее характеристики

Выводы по главе 1

Глава 2. Методические аспекты использования технологии проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

2.1. Формы, методы и приемы использования технологии проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

2.2. Описание опыта применения технологии проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

Выводы по главе 2

Заключение  

Введение

Актуальность исследования. 

В современном обществе новые технологии формируют информационное пространство, которое, несомненно, влияет на содержание и методы организации уроков литературного чтения в начальной школе.

Школа - это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Одна из главнейших задач современной школы - научить детей самостоятельно учиться. Это требование диктуется объективной реальностью: какие бы знания, и в каком бы объеме ни получали учащиеся, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Вот почему необходимо сформировать и развить у школьников умение добывать знания самостоятельно, приобретать их из различных источников информации, владеть разнообразием видов и приемов учения.

Несмотря на вековые традиции, школа всегда активно включается во внедрение новых технологий. Это большое подспорье в организации учебных занятий. Безусловно, использование информационных технологий на каждом уроке будет неуместным. Однако разумное внедрение информационных технологий поможет сделать урок более ярким, наглядным, запоминающимся.

В настоящее время в школах Российской Федерации вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Наиболее уязвимой стороной введения таких стандартов в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно-ориентированного обучения, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

В современной школе педагоги уделяют большое внимание использованию на своих уроках проектной деятельности.

Метод проектов - один из самых современных способов изучения литературы, он способен увлечь и педагога, и учащихся. Данный вид деятельности позволяет ученикам формировать умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.

Педагоги, используя на своих уроках метод проектов, положительно отзываются об эффективности применения данной технологии, т.к. даже самые трудные уроки становятся более интересными и занимательными. Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Данный метод не является открытием нашего времени: он возник еще в начале XX столетия в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Джона Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея метода: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Но в нашей стране этот метод долгое время не использовался.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями:

- между недостаточной изученностью дидактических условий индивидуализации учебной деятельности, разобщенностью целей, подходов, методов и средств индивидуализации в начальной школе и необходимостью внедрения все новых форм обучения;

- между потребностью учащихся в активных формах обучения на уроках литературного чтения, позволяющих им проявить самостоятельность, самореализоваться в различных видах учебной деятельности, и преобладанием в школьной практике монологических форм обучения;

- между необходимостью развития интереса к чтению и недостаточным использованием потенциала проектной деятельности в данном процессе.

Именно в этом контексте младший школьный возраст приобретает особую важность, ведь именно на его фоне протекает основная часть учебно-воспитательного процесса на уроках чтения и именно его психологические особенности определяют организацию школьного обучения литературному чтению.

Выявленные противоречия подводят нас к осознанию проблемы исследования: в педагогической теории не выявлены содержательные особенности проектной деятельности, педагогические условия и способы ее организации, обеспечивающие успешное внедрение ее на уроках чтения в начальной школе.

Необходимость разрешения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Проектная деятельность как средство развития интереса к чтению младших школьников»

Объект исследования:  специфика технология проектной деятельности на уроке литературного чтения.

Предмет исследования: организация проектной деятельности на уроке литературного чтения.

Цель исследования: выявить условия организации проектной деятельности по чтению

В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи исследования: 

1.Изучить и систематизировать теоретические сведения о методе проектов, истории его возникновения и методике применения в образовательном процессе. 

2. Выделить и теоретически обосновать особенности организации проектной деятельности на уроках в начальной школе;  

3. Проверить эффективность применения проектной технологии на уроках литературного чтения в начальной школе.

4. Проанализировать опыт учителей-методистов  в использовании технологии проектной деятельности на уроках литературного чтения.

5. Раскрыть особенности использования метода проектов на уроках в начальной школе.

Глава 1. Теоретические аспекты технологии проектной деятельности младших школьников

1.1 Сущность понятиий « проект», «проектирование», «проектная деятельность» и их характеристики.  История возникновения проектной деятельности

Используемое в современной терминологии в области педагогики и психологии понятие «проектная деятельность» стали применять совсем недавно. В содержание данного понятия вкладываются основы метода проектов. История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником У.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления).

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году универсализация метода проектов была осуждена в Постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов обучения.

Включение учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде».

Для уточнения особенностей и условий организации деятельности учащихся попробуем разграничить понятий «проектная деятельность учащихся» и «исследовательская деятельность учащихся»

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта,  доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "проектирование", "творчество", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.        Проект (от лат. «брошенный вперед») – 1) план, замысел, 2)разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия, 3) предварительный текст какого-либо документа (Советский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. – с. 1061).

Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (А.М. Новиков).

Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта, состояния.

Проектировать – составлять проект, делать предположения, намечать план (Словарь иностранных слов).

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Творчество младших школьников можно разделить на её составляющие: рисование, музыка, конструирование, литература. Словесное (литературное) творчество занимает одно из главных мест в жизни школьника.

Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого можно утверждать, что творческая проектная деятельность школьников - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость

К важным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

1.2. Технология проектной деятельности и ее характеристики 

Принципы организации проектной деятельности:

проект должен быть посильным для выполнения;

создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь младшему школьнику при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Проектная деятельность несет в себе следующие функции:

1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;

2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;

3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;

4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;

5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;

6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;

7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения формируются путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний. Основными задачами проектного образования младших школьников являются:

по содержанию: формирование наглядно – образного представления об окружающем мире;

по влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, творческого мышления и воображения.

Проектная деятельность младших школьников является одним из методов развивающего обучения, которая направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Такой вид деятельности способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является  понимание и применение младшими школьниками знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении литературы (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Работа над проектом — это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Роль учителя в данном случае заключается в организации субъект — субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности младших школьников. В ходе организации работы над проектами реализуются следующие цели:

образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме;

развивающая — развитие интереса чтению, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции;

воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для использования метода проектов на уроках литературного чтения, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте по литературному чтению. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту. Проектная деятельность, предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности. Проектная деятельность младших школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как с взрослыми, так и со сверстниками.

Проектная деятельность, как и любой другой вид деятельности, содержит   анализ проблемы, постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, ее анализ и синтез, оценку полученных результатов и выводов. А это очень важно на уроках литературного чтения

Погружение в учебный проект можно обозначить как этап формулирования темы и проблемы проекта, что соответствует начальному этапу творчества. Этап организации учебной деятельности представляет собой постановку цели и задач по решению проблемы проекта и осуществление исследования, а это не что иное, как подготовка к решению. На этапе осуществления деятельности учащиеся "добывают" недостающие знания, подготавливают презентацию результатов. А проверка результатов необходима и учащемуся и учителю для оценки и соответственно самооценки.

Исходным этапом работы является, так называемый, предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта.

Работа над проектом включает четыре этапа:

- планирование;

- аналитический этап;

- этап обобщения информации;

-этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

I. Планирование. Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов младших школьников; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

II. Аналитический этап-этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:

- уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

- ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт, результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами, а также сведения, полученные из литературы, Интернета и т.д.;

- анализирует и интерпретирует полученные данные.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Введение индивидуального журнала для ученика, на наш взгляд, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.

III. Этап обобщения информации осуществляется структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации. Учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

IV. Представление полученных результатов работы (презентация). На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

Глава 2. Методические аспекты использования технологии проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

2.1. Формы, методы и приемы использования технологии проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

В первом классе проводится подготовка к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневыми задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. 

Работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя» , «Моя семья» .

Начиная со 2-го класса, метод проектов целенаправленно можно начать применять. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.

В третьем классе работа над проектом более расширяется и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.   

Метод проектов может помочь ребёнку стать читателем, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы. 

Создание проектов в начальных классах –  это проблематично, так как дети ещё слишком малы, у них мало опыта (читательского, учебного, поискового). И всё-таки организовать проектную деятельность можно.
Задачи проектов: 

1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников; 
2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию; 
3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни. 

Приступая к проектированию с младшими школьниками, важно учитывать, что большинство детей не имеет постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, нужно приступать к её выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

2.2Описание опыта применения технологии проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

Во время проведения учебно-педагогического исследования были рассмотрены различные способы организации проектной деятельности на уроках литературного чтения, взятые из опыта учителей-методистов.

Осипова Наталья Викторовна, учитель начальных классов. заместитель директора по УВР школы 1 ступени

Предлагает в рамках предмета «Литературное чтение» организацию творческих проектов, которые требуют и предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально-проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Деятельность развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результаты такого проекта могут быть представлены в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна, газеты, альбома и пр.

В результате обобщения темы “Сказки” во втором классе учитель предложил проблему (в данном случае проблема была выдвинута от педагога) Систематизация знаний по теме “Сказки”.

Форма проведения проекта: урочная деятельность на уроках литературного чтении, ИЗО и художественного труд и внеурочная деятельность (самостоятельная работа школьников по сбору материалов).

Сроки проведения: 3 недели (2 недели февраля, 1 неделя марта).

Место проведения: МОУ ОУ, гимназия № 16 Центрального района города Красноярска.

Общее количество участников: учащиеся 2 “г” класса.

В результате “мозгового штурма” учащимися было предложено собрать и придумать вопросы, загадки, нарисовать рисунки, составить кроссворды с целью систематизации знаний по теме “Сказки”.

Итогом работы над проектом стал сборник материалов “По страницам сказок” - папка с детскими работами, которую можно использовать (и она имела практическую значимость) для проведения КВН в группе продленного дня второклассников, самостоятельной работы.

При выполнении данной работы решались учебные задачи:

- воспитывать любовь и доброе отношение к животным;

- формировать понятия “доброта”, “красота”, “уважение”, “милосердие”;

- развитие творческого мышления, опираясь на базу знаний, полученных на уроках.

На занятиях также формировались учебные умения:

- различать народные песни (песенки, загадки, сказки);

- различать народные и авторские сказки;

- сочинять сказки;

- отбирать в библиотеке книги по тематике;

- составлять книгу-самоделку о героях-животных;

- работа с дополнительной литературой.

Работа предполагала несколько этапов:

На 1 этапе на уроке литературного чтения обратились к схеме по теме “Сказки”, где отразили существенные признаки. Встал вопрос, а как можно использовать изученный материал. Ребята предложили провести КВН. Какие задания могут входить в конкурсы?

- Загадки.

- Кроссворды.

- Шарады.

- Иллюстрации, рисунки.

- Сбор книг (литературы).

На 2 этапе проходил непосредственный сбор материала, который ребята приносили в школу, на урок. При этом решались цели: составление конкурсных заданий по теме “Сказки”, научить ребят пользоваться дополнительными источниками. Полученные знания использовались для составления заданий по проекту.

Была организована работа в группах. Работа предполагалась по различным видам и заданиям: сказки – бытовые, волшебные, о животных.

На уроках технологии ребята рисовали иллюстрации к сказкам, которые затем вошли в собранную папку. После завершения работы и проведенной рефлексии со школьниками, папка была передана в группу продленного дня.

Результатами работы над проектом явились:

- собран и систематизирован материал для проведения КВН во 2-х классах по теме “Сказки”;

- созданы условия для развития творческих способностей учащихся 2 “г” класса с учетом индивидуальных способностей.

Урок литературного чтения в 4 классе Осипова Наталья Викторовна, учитель начальных классов. заместитель директора по УВР школы 1 ступени. Место проведения: МОУ ОУ, гимназия № 16 Центрального района города Красноярска
Тема: Былина как литературный жанр
(проектная деятельность; создание опорной таблицы по теме)

Учитель сообщает детям, что данный урок будет одним из цикла уроков проектной деятельности. Дети вспоминают особенности организации работы на таком уроке, рассаживаются по группам в соответствии с табличками: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».
Учитель говорит о завершении нескольких разделов, связанных с изучением былин, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации.

Дети называют основные этапы подготовки проекта.

Организвационный – распределение детей на инициативные группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи»;

Формулирование темы и целей деятельности;                                               Подготовительный – готовят первый план деятельности по разработке проекта, корректируют его, получают продукт.

  1.  Работа в группах (наблюдения, систематизируют, иллюстрируют, апробируют);
  2.  Практическое применение проекта;
  3.  Самоанализ положительные и отрицательные стороны деятельности.
  4.  Подведение итогов.)

Учащиеся совместно с учителем ставят задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации. Предлагаются идеи, «Аналитики» отбирают наиболее подходящие.
На доске помещают заготовки для проекта в разделе «Сборка»
Основной этап создания проекта.

1) Формулирование определения былины.

«Аналитики» должны выбрать из предложенных им трёх формулировок единственно верную версию и обосновать свой выбор.

Былина — русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

Былина – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Былина - прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.

Прикрепляем в первый раздел нужную формулировку.

- Что такое былина? Былина — русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

2) Классификация былин по различным признакам.

Учитель предлагает признаки классификации былин.

Учитель предлагает «Экспериментаторам» поработать с отрывками из былин. На партах у детей книги с былинами. На доске пишут название книги и номер страницы. «Экспериментаторы» зачитывают отрывки по очереди и называют вид былины по каждой из классификаций.

«Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формулируют черты отличия.

(Герои и сюжеты в них очень разные. Если киевский цикл повествует нам о богатырях – защитниках земли русской, то новгородский рассказывал о купцах, торговле и так называемых мирных подвигах).

«Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов былин нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела.

3) Определение особенностей былин.

«Экспериментаторы» зачитывают из книг отмеченные учителем отрывки и называют признаки былины.

«Аналитики» повторяют признаки былины.

«Иллюстраторы» подбирают соответствующие условные обозначения

4) Определение черт отличия былины от других сходных жанров.

Работа с различными источниками информации. Следующий раздел проекта будет создаваться с помощью обработки аудиозаписи. Звучат отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», из сказочной повести и легенды.

«Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров

5) Определение особенностей языка былины.

В данном разделе источником информации служит инсценированный диалог. В качестве домашнего задания «Иллюстраторы» подготовили инсценировку отрывка былины.

Задача «Аналитиков» - особые слова и выражения. «Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки. «Богатырский словарь» - архаизмы.

«Исследователи» составляют мини – зарисовку по иллюстрации к былине.

6) Определение особенностей цветовой гаммы

По иллюстрациям можно судить о преобладании определённых цветов в былинах. Но иллюстрации – это лишь отражение особого колорита былин. Издавна народ придавал большое значение цвету.

Учащиеся сопоставляют ситуации, когда упоминаются разные цвета.

Учитель прикрепляет на доску карточки разные цвета: зелёный - бесстрашие, синий - тишина, красный - оберег, чёрный – зло, белый – искрящийся цвет ( выполняют дети из любой группы). После высказываний детей карточки переворачиваются и помещаются в 6 раздел.
6. Этап испытания проекта.
В результате подробной обработки различных видов и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о былине как о жанре.
«Исследователи» проводят  испытание созданного проекта по очереди с опорой на составленную таблицу.

Осипова Наталья Викторовна использует деление по группам в соответствии с работой, которую будут выполнять дети: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».

На основе опыта учителя начальных классов Осиповой Натальи Викторовны, можно предположить, что использование метода проектов более

Открытый урок литературного чтения 2 класс ОС «Школа 2100»

учитель Пластинина О.А.

Тема: Завершение работы над  киргизской сказкой «Мудрая Девушка».

На этом уроке дети учатся создавать свой журнал с помощью метода проекта. Проводится  обобщение знаний учащихся о прочитанных сказках на уроках литературного чтения и дома.

В начале урока проводится подготовительная работа: учитель показывает детям образцы журналов.

Учащиеся внимательно рассматривают детские журналы самостоятельно. Обсуждают, работая в парах.  На слайде презентации изображена обложка будущего журнала, посвящённого сказкам.

Учащиеся предлагают свои варианты названия журнала, соответствующие заявленной теме. Учитель также предлагает детям на выбор свои варианты названия. У каждого на парте лежат листочки с вариантами названия. Учащиеся выбирают наиболее подходящее название.

 После обсуждения вывешивается обложка формата А 4 с названием

«Калейдоскоп сказок»

Создание рубрик:

Первая рубрика – «Сказка мудростью богата» (по названию изучаемого раздела). В этой рубрике рассматриваются сказки о мудрых людях, об их смекалке.

Вторая  рубрика – «В гостях у Мудрой Девушки».

Пересказ по вопросам:

 - Как зовут эту героиню сказки?

- кем она была?

- как она стала ханшей?

- какие совершала поступки?

- всегда ли правильно она поступала?

- какими качествами она обладает?

- ваше отношение к этому герою?

Третья рубрика – «Игротека»-физминутка. Проводится игра на внимание.

Четвёртая рубрика «Загадай - ка» – в журнал собираются загадки из сказок

Первичная работа над журналом проводится в классе совместно с учителем – определяется название журнала и его рубрик. Дома дети самостоятельно дополняют журнал, выполняя задания:

• Раскрасить обложку журнала.

• Проиллюстрировать загадки Мудрой девушки.

• Пересказать понравившейся отрывок и его проиллюстрировать.

• Подобрать пословицы и поговорки о мудрости.

• Составить небольшой кроссворд по сказке «Мудрая девушка».

• В рубрику «Игротека» подобрать одну- две интересные игры или  литературную викторину.

          Урок-проект литературного чтения во 2 Г  классе.

Учитель: Кузовкова  Т.А.

Тема: "Обобщение по разделу: «Писатели – детям».       

На уроке были реализованы   цели:

повторить и обобщить пройденный материал, расширить знания обучающихся о жизни и творчестве изученных писателей;

учить составлять вопросы к прочитанным произведениям, анализировать, высказывать своё мнение;

развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;

воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи.      

На данном уроке проходит демонстрация проекта, выполненного детьми.

 Учащиеся проделали большую работу по группам: создали выставку книг, приготовили интересные задания, подготовили инсценировки стихотворений, проиллюстрировали наиболее понравившиеся отрывки. И все свои труды собрали в единую папку по отдельному автору. Каждая группа придумала себе название, представьте свою группу: «Мяч», «Находка», «Верёвочка», «Радость».

1.Рассказ о писателях.

От каждой группы выступает один ученик. Показывает папку и рассказывает биографию писателя.

    Группа «Находка» рассказывает о С.В. Михалкове.

    Группа «Радость» рассказывает о К.И.Чуковском.

    Группа «Верёвочка» рассказывает о А.Л. Барто.

   Группа «Мяч» рассказывает о С.Я.Маршаке.

2. Чтение наизусть учащимися одного стихотворения  каждого автора.

- Стихотворение « Радость» К.И.Чуковского.

- Стихотворение «Мы не заметили жука» А.Л. Барто.

- Отрывок из стихотворения «Мой секрет» С.В.Михалкова.

- Отрывок из стихотворения «Мяч» С.Я.Маршака.

3. Творческая работа учащихся

а) Группа «Радость» показывает для вас  сценку (отрывок) по стихотворению К. Чуковского «Путаница».

б) Группа «Верёвочка» показывает телепередачу по стихотворениям А. Барто.

в) Группа «Находка» по стихотворению С. Михалкова «Мой щенок» покажет диафильм (наизусть рассказывают и показывают рисунок к своему отрывку).

г) Группа «Мяч» по стихотворению С. Маршака «Кот и лодыри» покажет кукольный спектакль.

4. «Задай вопрос!»

Каждая группа задает вопросы по прочитанным произведениям.

5. «Работа с пословицами»

Каждая группа вытягивает карточку с пословицей и соотносит её с подходящим произведением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В числе приоритетных задач уроков литературного чтения следует выделить интеллектуальное развитие учащихся, и овладение навыками самообразования. Все это требует подбора адекватного содержания образовательного процесса, который помимо учебных элементов, должен включать в себя определенную деятельность, также соответствующую научному познанию в данной области. Это, в свою очередь, требует работы педагога в рамках соответствующих педагогических технологий, одна из которых - метод учебного проекта - является наиболее перспективной и методически разработанной.

Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);

готовность овладеть компьютерной грамотностью;

владение коммуникативными навыками, толерантностью;

умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

      Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.

Мы пришли к выводам, что достоинства метода проектов, прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.

  1.  Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой  могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
  2.  Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества детей.
  3.  Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
  4.  Учитываются  индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
  5.  Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Ребёнок по окончанию начальной ступени образования научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- раскрывать тему высказывания;

- раскрывать основную мысль высказывания;

- систематизировать собранный материал;

- умение строить высказывания в определённой композиционной форме;

- умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- контролировать свои действия и действия партнера;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.                                                                                          Проектная деятельность младшего школьника представляет собой условное воспроизведение реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.                    Действительно, учебное проектирование позволяет сориентировать учебный процесс на конкретного учащегося, его познавательные потребности и возможности, дает возможность учесть его индивидуальные качества, его стремление к самосовершенствованию и самопознанию. В работе над проектом учащиеся не просто приобретают знания, но формируют и развивают навыки исследовательской работы, решения задач, умения работать с информацией. Происходит интеграция содержания образования и творческого потенциала учащегося. Это выводит обучающихся на качественно новый уровень; у них формируются и развиваются методологические умения, позволяющие выявить затруднения в собственной деятельности, формулировать возникшие проблемы, определять пути их решения, систематизируя известные знания и приобретая новые в процессе работы, адекватно оценивать качество результата и определять способы его коррекции в случае необходимости. Кроме того, помимо знаний и умений в достаточной мере развиваются мыслительные навыки: анализ, синтез, обобщение, аналогия и др. Таким образом, формируется компетентность - совокупность знаний и умений, а так же предметно-практического, профессионального и жизненного опыта учащегося, что в полной мере отвечает запросам общества к образованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] // Начальная школа. – 2005. - №9. - С. 55-58.
  2.  Лебедева, Л.И., Иванова, Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] // Школьные технологии. - 2002. - № 5. – С. 116-120.
  3.  Ломакина, О.Е. Проектирование в образовании: необходимость и реальность [Текст] // Школьные технологии. – 2003. – №4. – С. 86 – 93.
  4.  Горячев, А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” [Текст] // Начальная школа плюс До и После 2004. - № 5. – С. 3-8.
  5.  Жуковский, И.В. Проектная инициатива в воспитательном процессе школы [Текст] // Образование в современной школе 2002. - № 2. - C. 47-50.
  6.  Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] // Народное образование. – 2000. - №7. – С. 151-157.
  7.  Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения [Текст] // Завуч 2003, № 6.
  8.  Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. - М.: ACADEMA, 2000. - 400с.

  1.  Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся // Литература в школе. 2002. №7. С.39-42.

  1.  Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы // Литература в школе. 2008. №11. С.36-37.

  1.  Наволокова Н. Г. Характеристика педагогических технологий // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2014. № 7. С.34-37

  1.  Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.С. Кукушин, М.В. Буланова-Топоркова,
  2.  А.В. Духавнева, Г.В. Сучков; под ред. В.С. Кукушина. - Москва-Ростов-на-Дону: Март, 2006. - С.237-248.

  1.  Миронычева В.Ф. Метод проектов на уроке литературы // Школьные технологии. 2003. №6. С.100-109.

  1.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - М.: ОНИКС Мир и Образование, 2010. - 1360с.

  1.  Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. 2004. №1. С.39-46.

  1.  Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы // Методист.2004. №3. С.44-49.

  1.  Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. 2003. №6. С.96-111.
  2.  Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петрова, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]. - М.: Издательство «Академия» ,2005. – С.272
  3.  Ялымова Ю. В., Концепция «Педагогические приёмы для формирования мотивации   обучения на уроках литературного чтения в начальной школе» [Текст], 2015. С. 10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72140. Образование СССР. Советские республики в 1921-1922 гг.: необходимость, возможности и трудности объединения. Первый Всесоюзный Съезд Советов (30 декабря 1922 г.) 32 KB
  Для начала нужно выделить предпосылки образования СССР: однотипная экономика давние хозяйственные связи разделение труда между народами; смешанное население прочные родственные связи природа советской власти дружественные отношения; однотипная власть советы; единая партия РКПб единая армия...
72141. Присоединение Прибалтики к России. Эстляндия и Лифляндия в составе России 33 KB
  Прибалтика, состоящая из Эстляндии, Курляндии и Лифляндии, была присоединена к России в ходе Северной войны (1700-1721), которую вела Россия со Швецией за выход к Балтийскому морю. В результате победы России, по Ништадтскому мирному договору 1721 г., в состав империи вошли Эстония...
72142. Административные наказания 45.5 KB
  Установлено и новое административное взыскание административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном...
72143. Понятие и принципы гражданского процессуального права 32.5 KB
  Таким образом нормы этой отрасли права регламентируют общественные отношения возникающие в сфере гражданского судопроизводства гражданско-процессуальные отношения. Следует иметь в виду что в рамках гражданского судопроизводства обеспечивается реализация норм не только гражданского но и ряда других...
72144. Подведомственность и подсудность 22.5 KB
  Между ними дела распределяются следующим образом. К ведению общих судов относятся независимо от того из каких правоотношений возник спор все дела одной из сторон в которых выступает гражданин. Арбитражные суды рассматривают преимущественно дела связанные с разрешением хозяйственных споров...
72145. Стадии гражданского процесса 23 KB
  Стадия гражданского процесса – совокупность процессуальных действий, направленных к одной ближайшей цели: принятие заявления, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство и т.д.
72146. Понятие и принципы уголовно-процессуального права 36 KB
  В наибольшей степени регламентирована правовыми нормами уголовно-процессуальная деятельность. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что из всех правонарушений именно преступления представляют наибольшую опасность для общества и особенно важно их раскрытие и наказание виновных...
72147. Стадии уголовного процесса 26.5 KB
  Процессуальные стадии это сменяющие друг друга части ступени развития юридического процесса. Так в уголовном процессе обычно выделяют следующие стадии: возбуждения уголовного дела; предварительного расследования; подготовки к судебному разбирательству; судебного разбирательства; кассационного рассмотрения...
72148. Володимир Володимирович Маяковський 79 KB
  Маяковському, щоб описати краще сучасників, необхідно було вчитися майстерності. І він вирішує покинути ряди партії, щоб знаходитися на легальному становищі. Першим ділом береться за живопис, навчається у Жуковського. Через рік починає освоювати рукоділля у Келіна.