8936

Становление и развитие Республики Хакасия (1992-2001 годы)

Реферат

История и СИД

Становление и развитие Республики Хакасия (1992-2001 годы) Введение Образование нового государства на карте после распада СССР, повлекло за собой процесс изменения и модернизации, как в политическом строе, так и обустройстве отдельных регионал...

Русский

2013-02-20

154.5 KB

20 чел.

Становление и развитие Республики Хакасия  (1992-2001 годы)

Введение

Образование нового государства на карте после распада СССР, повлекло за собой процесс изменения и модернизации, как в политическом строе, так и обустройстве отдельных региональных институтов.

Одним из таких институтов стала образованная в июле 1991 года из Хакасской автономной области в составе Красноярского края  -  Республика Хакасия, новый субъект в составе Российской Федерации.

Данная тема является актуальной, так как процесс изменения курса  в политической системе и переход от коммунистического пути развития к демократии затронул абсолютно все сферы нашей жизни. А для нашей республики он повлек за собой качественно новый уровень развития, нежели при существовании СССР. По сути, данный период развития Хакасии стал воистину переломным, что поставило республику на рельсы конституционного строя и демократизации, а также получения относительной независимости и возможности развивать регион на основе правового государства.

Объектом данной работы является история Республики Хакасия в 1990-е по 2001 год, предметом – становление и развитие субъекта Федерации – Республики Хакасия в данный период.

Целью настоящей работы является рассмотрение путей развития а также юридического оформления нового субъекта в составе Российской Федерации. Для достижения цели ставятся следующие задачи:

-проследить общие тенденции развития Республики Хакасия  в целом как субъекта Российской Федерации;

-проследить преемственность обустройства аппарата управления в  Республике Хакасия;

- отобразить три составляющих республиканской государственности – законодательство республики, органов власти и местное самоуправление.

Хронологические рамки: 1992 – 2001 гг. Географические рамки: Российская Федерация и Республика Хакасия в её составе.

Источниковедческая база по изучению становления и развития Республики Хакасия включает в себя ряд нормативно-правовых актов: 1)официальные документы Верховного Совета РХ; 2) официальные документы Правительства РХ; 3) официальные документы органов власти местного самоуправления; 4) Публикации в средствах массовой информации.

Наиболее важное значение имеют законы об образовании субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия и Конституция Республики Хакасия как основополагающий документ  региона.

 

  1.  Становление субъекта Федерации – Республики Хакасия

Становление Республики Хакасия в начале 90-х был процессом сложным и многогранным. В принципе, процесс рождения новой Республики был отражением рождения нового государства – Российской Федерации и все проблемы, касающиеся смены политического курса затронули и наш регион.

Чтобы разобраться в причинах этого пути проследим историю развития субъекта с образования СССР.

С 1923 по 1925 гг – Хакасия, административно-территориальная единица Енисейской губернии.  С 1925 года вошла в состав Сибирского края, где просуществовала до 1930 года. 30 июля 1930  года Хакасский округ отошёл к Западно-Сибирскому краю, а уже 20 октября 1930  года Хакасский округ преобразован в Хакасскую автономную область.

В составе Красноярского Края как Хакасская автономная область Хакасия существовала до 1992 года.

Таким образом, постоянная политическая зависимость от большого региона не могла не сказаться на формировании слабой политической культуры в будущем. И видимо заполняя этот вакуум, народонаселение Хакасии приняло решение об организации независимого субъекта в составе Российской Федерации.

Первый шаг к суверенитету Хакасии был сделан 3 июля 1991 г. Именно в это время  Хакасская автономная область была преобразована в Хакасскую Советскую Социалистическую республику в составе РСФСР и де-факто, вышла из состава Красноярского края.

С этого момента начинается качественно другой принцип развития региона как отдельного субъекта пока еще СССР.

А с распадом Союза Советских Социалистических Республик, Хакасия осталась в составе вновь образованной Российской Федерации.

В конце 1991 г. в республике были проведены свободные выборы в Верховный совет ХССР. На первой сессии Верховного Совета ХССР (открывшейся 29 января 1992 г.) решались такие жизненноважные для республики вопросы, как принятие Декларации о статусе ХССР, выборы председателя Верховного  Совета Хакасии и др. Прежде чем приступить к их рассмотрению, Верховных Совет республики принял Закон №1 «Об изменении наименования Хакасской Советской Социалистической Республики в составе Российской », постановивший именовать ее Республикой Хакасия в составе Российской Федерации.  

Вторым шагом в развитии нового субъекта Федерации было принятие Декларации о суверенитете. Этот вопрос вызвал жаркую полемику в среде депутатского корпуса и общественных деятелей. И самым острым вопросом, как ни странно, было название документа. Высказывались мнения и «Декларация  о государственном суверенитете» и «Декларация о государственно-правовом статусе Хакасии». И как следствие, из-за противоречий этот документ на первой сессии Верховного Совета принят не был.  Но этот вопрос не мог оставаться не решенным долго, слишком высокий приоритет документа.

И в конечном итоге решение  было найдено. После долгого обсуждения в газетах и электронных СМИ между сторонниками  В.Н. Штыгашева (тогда уже Председателя ВС) и М.А. Митюкова, депутата Государственной Думы от Хакасии, был принят компромиссный вариант Декларации, который  утвердили на второй сессии Верховного Совета.

Этим документом стала «Декларация об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия в составе Российской Федерации».

Что примечательно, в данной Декларации «не содержалось заявления о провозглашении государственного суверенитета».

По сути, этот документ выполнял функции временной Конституции Республики Хакасия.

В тексте Декларации «Верховный Совет Республики Хакасия в составе Российской Федерации <…> сознавая ответственность за судьбу хакасской нации, всех народов, подтверждая уважение достоинства и прав людей всех национальностей, проживающих в Хакасии, выступая за территориальную целостность и единство Российской Федерации,

торжественно заявляет об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия и решимости создать правовую республику в составе Российской Федерации».

Преемственность в формировании государственности Республики Хакасия прослеживается в статье 3 Декларации: «Все вопросы государственной и общественной жизни на территории республики решаются на основании законов Российской Федерации и Республики Хакасия.

Законы Российской Федерации на территории республики имеют обязательную силу.

В случае расхождения законов Республики Хакасия с законами Российской Федерации действуют законы Российской Федерации».  

После принятия этого документа хакасские власти подписали федеративных договор, в котором закрепили права и обязанности  республик в составе России. А уже 12 декабря принятая Конституция Российской Федерации  определила Республику Хакасия как субъект Федерации.

Далее мы попробуем разобраться в преимуществах Хакасии как отдельного субъекта Федерации.

Первое и, на мой взгляд, самое важное, что республика стала самостоятельным равноправным субъектом Российской Федерации, а не бесправным придатком в составе одного хоть и достаточно богатого субъекта.

Представители субъекта, в которые входят в высшие законодательные и исполнительные органы власти и имеют право контактировать с руководством страны и ставить, а главное решать проблемы своего региона.

Статус отдельного субъекта Федерации позволил Хакасии:

«1. Иметь самостоятельный бюджет, вмешиваться в который могут только законодательные органы страны

2. Самостоятельно образовывать свои внебюджетные фонды » для строительства дорог, обязательного медицинского страхования, поддержки отраслей и сфер хозяйства республики, валютный фонд и др.

Кроме того, республика имеет право «3. Иметь свое бюджетное хозяйство в виде государственных республиканских и муниципальных предприятий.

4. Иметь пакеты акций, в том числе и контрольные, в уставных фондах наиболее важных акционерных фирм и компаний.

5. Иметь геологический фонд для более рационального использования природных ресурсов и ископаемых.

6. Иметь энергетическую комиссию для урегулирования тарифов на электроэнергию.

7. Проводить меры государственного урегулирования экономики,… ».

Таким образом, республика с образованием нового статуса приобрела массу новых возможностей, но в месте с тем она обрела и большую ответственность за судьбы людей проживающих на территории Хакасии.

Вторым этапом становления государственности в нашем регионе стало принятие Конституции Республики Хакасия.

Необходимо отметить, что работа по изданию основного документа РХ началась еще до принятия Декларации. И естественно, что все конституционные преобразования шли в русле демократических реформ страны.

Н. Сайбараков условно делит деятельность по утверждению Конституции на четыре этапа:

«1 этап – формирование Комиссии по выработке проекта Конституции Республики Хакасия (11.02.92);

2 этап – принятие Верховным Советом РХ проекта Конституции Республики Хакасия в первом чтении;

3 этап – принятие  Верховным Советом РХ проекта Конституции Республики Хакасия во втором чтении (26.01.95);

4 этап – принятие  Верховным Советом РХ Конституции Республики Хакасия во втором чтении (25.05.95);».

Период создания и принятия Конституции РХ сопровождался бурным обсуждением, в том числе и в средствах массовой информации. Наиболее острые споры велись по таким вопросам как: парламентская или президентская республика, каким будет парламент – однопалатным или двух и даже является ли республика государством. В данной полемике проявились и острые национальные вопросы, по роли национального этноса в формировании хакасской государственности.

Напряженность спала только после окончательного принятия Конституции.

Все статьи основного закона  практически во всем были отражением конституционного строя Российской Федерации, что в первую очередь говорит о преемственности политического строя.

«Статья 58. Республика Хакасия - государство в составе Российской Федерации. Статус Республики Хакасия определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Хакасия.

Статья 59. Предметы ведения и полномочия Республики Хакасия определяются на основании разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

Конституция гарантировала права и свободы жителей Хакасии, определила статус и административно-территориальное деление Республики Хакасия, определила три ветки власти – законодательную, исполнительную и судебную, определила основные механизмы самоуправления и порядок изменения Конституции.

Конституция Хакасии (статья 2) закрепила также одно из самых демократических положений современной политической и правовой культуры: о том, что высшей ценностью в Республике является человек, его права и свободы и что их защита – обязательность Республики Хакасия.

Примечательно то, что Конституция не предоставила каких-либо привилегий титульному этносу.  

Таким образом, после принятия Конституции Республики Хакасия заканчивается процесс самоопределения субъекта в составе Российской Федерации.

2. Развитие органов управления Республики Хакасия

В первый год существования республики было приложено немало усилий для реорганизации структур управления, повышению их статуса и созданию недостающих звеньев.

Как уже говорилось ранее, управленческий аппарат Хакасии во многом был скопирован с Федерального центра и согласно Конституции РХ был разделен на три составляющих: законодательная власть,  исполнительную и судебную власть.

Но до этого власть претерпевала изменения уже с начала 1992 года. Так согласно  Постановлению от 10 февраля 1992 г. N 40-1 «О структуре Совета Министров Республики Хакасия» и Закону Республики Хакасия от 05.06.1992 N 5 «О Совете Министров Республики Хакасия», Верховный Совет утвердил основные принципы формирования Правительства Республики Хакасия.

«Совет Министров Республики Хакасия - Правительство Республики Хакасия - является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти (органом государственного управления) Республики Хакасия.

Совет Министров Республики Хакасия образуется Верховным Советом Республики Хакасия и состоит из Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя, министров, председателей государственных комитетов и руководителей органов государственного управления, образуемых Верховным Советом Республики Хакасия»

Порядок министерств и их взаимодействия приводится в Приложении 1. Из перечисленного списка ряд учреждений были новыми: «1. Министерство юстиции.

2. Комитет по геологии и использованию недр.

3. Хакасское территориальное управление Госкомитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

4. Таможенная служба

5. Торгово-промышленная палата Республики Хакасия.

6.Инвестиционный фонд развития».

А одним из первых новых институтов был утвержден Государственный комитет по жилищно-коммунальной политике (согласно Постановлению Совета Министров Республики Хакасия от 07.05.1992 N 124 «О Государственном комитете жилищно-коммунального хозяйства»).

Деятельность Верховного Совета регулировалась принятым Законом Республики Хакасия от 02.06.1992 N 3 «Регламент Верховного Совета Республики Хакасия».

По этому закону «Высшим органом государственной власти Республики Хакасия является Верховный Совет. Верховный Совет вправе принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Республики Хакасия».

Что же касается системы правосудия, механизмы ее взаимодействия описаны в Конституции Республики Хакасия:

«Статья 114. Судебная власть в Республике Хакасия принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, а также от политических партий и иных общественных объединений.

<…> Статья 119. Судебную власть в Республике Хакасия осуществляют Конституционный суд Республики Хакасия, Верховный суд Республики Хакасия, Арбитражный суд Республики Хакасия, районные, городские (городов республиканского значения) и другие суды».

За данный период в Хакасии трижды избирался высший представительский и законодательный орган- Верховный Совет и дважды проведены выборы высшего должностного лица – Председателя Правительства (на последних выборах победил А.И. Лебедь).

Таким образом, аппарат управления был сформирован в русле законодательства  Российской Федерации и Республики Хакасия.

А если брать во внимание что страна в целом, так и республика в частности, уверенными шагами входила в кризисную пору, то на органы управления РХ ложился дополнительный груз ответственности в предстоящей капитализации общества.

И власть искала пути выхода из кризиса. Сотрудничая с федеральным центром и договариваясь с соседними регионами. Одним из результатов такой работы стал Указ Президента РФ об экономической и социальной поддержке республики на 1992-1996.

Были установлены самые низкие тарифы на электроэнергию в стране.

Все эти меры позволили в той или иной степени смягчить переход от плановой к рыночной экономике, и не смотря ни на что строить демократическое государство при поддержке властей РФ.   

3.Развитие местного самоуправления в Республике Хакасия

Построить эффективное управление субъектом Федерации невозможно без отлаженной системы местного самоуправления. Такой процесс в должной степени затронул и Республику Хакасия.

Первый нормативный акт в нашем регионе «О местном самоуправлении» был принят еще в 1992 году.

Но реорганизация системы в целом затронула и данные органы. В период с 1992 по 1995 годы Верховным Советом было принято порядка двенадцати законов и постановлений по урегулированию вопросов касающихся местного самоуправления.

Для решения возникших проблем и создания необходимой правовой базы, обеспечивающей реализацию конституционных прав местного самоуправления в 1995 г. принимается Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а чуть позже постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г., принимается Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления.

Все эти правовые акты значительно расширили полномочия субъектов Российской Федерации в области правового регулирования вопросов местного самоуправления. Перед ними (в частности перед Республикой Хакасия) стоит задача принятия необходимого количества законодательных актов, затрагивающих все сферы организации и деятельности местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет предметы ведения местного самоуправления, затем разграничивает полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.

В свою очередь принятый закон Республики Хакасия от 17 ноября 1998 г. "О местном самоуправлении в Республике Хакасия", аналогично определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти РХ и территориальных органов государственной власти районов в области местного самоуправления.

Из этого следует, что формирование законодательства Республики Хакасия по вопросам местного самоуправления идет по пути исполнения требований Конституции РФ.

4.Государственная символика Республики Хакасия

Неотъемлемой частью каждого субъекта Федерации, а тем более республики является государственная символика (флаг, герб и гимн).

Эти права прописаны в Конституции каждого субъекта.

Первый герб Хакасии (Приложение 2) был утвержден Законом Республики Хакасия №8 «О Государственном гербе Республики Хакасия» (принят Верховным Советом Республики Хакасия 6 июня 1992 года, подписан Председателем ВС В.Н.Штыгашевым). Авторы герба - художник Владимир Федорович Лагодич и профессор Виктор Яковлевич Бутанаев. Согласно тексту закона: «Статья 2. Государственный герб Республики Хакасия представляет собой изображение на белом фоне стилизованного свернувшегося барса синего цвета, в обрамлении березовых ветвей зеленого цвета. В основании ветвей расположен элемент хакасского национального узора - трилистник. В верхней части герба - солярный знак черно-белого цвета». Изображение барса, свернувшегося в кольцо, часто встречается на памятниках так называемой тагарской культуры - археологической культуры VII-III веков до н.э. Это название произошло от острова Тагарского на Енисее. Барс изображался на кинжалах, пуговицах и других предметах быта, найденных археологами. На гербе барс символизировал связь времен. Свернувшийся клубком, он "олицетворяет вечность жизни на Земле, внутреннюю силу республики и преемственную связь культур современного и древнего населения Хакасии". Солярный знак символизирует вечную жизнь на земле, единство истории и культуры современных и древних хакасов, мудрость предков, берёза общую с Россией историю Хакасии, а трилистник - самобытность хакасов. Чёрный цвет говорит о мудрости хакасов.

20 октября 1992 года Закон Республики Хакасия "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О Государственном гербе Республики Хакасия" №14 в гербе появилась надпись «Хакасия» (Приложение 3).  На следующем гербе, который приняли 23 декабря 1993 года, «солярный знак» стал вместо черного желтым (Приложение 4). В 1996 году был объявлен еще один конкурс в результате которого, герб претерпел кардинальные изменения. Лучшим был признан проект художника Александра Котожекова (Приложение 5).

Что же касается флага Республики Хакасия, то 6 июня 1992 года Верховный Совет Республики Хакасии принял Закон о Государственном флаге (№7) Республики Хакасия.

8 июля 1992 года Президиум Верховного Совета Хакасии принял постановление о Положении о флаге (№75-п).

Флагом стал российский триколор (бело-лазурево-алый) с вертикальной зелёной полосой у древка, в центре полосы был помещён солярный знак, известный по древним хакасским стелам с 4 тысячелетия до нашей эры (Приложение 6). Зелёный цвет на флаге символизирует братство всех хакасских народов, это так же традиционный сибирский цвет. Солярный знак символизирует вечную жизнь на земле, единство истории и культуры современных и древних хакасов, мудрость предков.
Отношение длины флага к его ширине 2:1. Ширина зелёной полосы равна ширине остальных полос.

Гимн Республики Хакасия принят не был.

        

Заключение

С развалом СССР, для нашей страны наступили качественно иные времена. Смена курса от диктатуры социализма к демократии вызвали движение практически всех социальных институтов. Новое государство – Российская Федерация – провозгласило себя демократической федеративной правовой республикой, в которой права и свободы человека объявлялись высшей ценностью.

Формирование субъекта нового субъекта Российской Федерации под названием Республика Хакасия стало для нашего региона временем напряженной законотворческой деятельности, законодательного закрепления  и развития конституционных норм, заложенных в основных законах и Конституции Республики Хакасия.

Как итог  - Хакасия стала полноправным субъектом Российской Федерации, законы которой не противоречат законодательству РФ.

С января 1992 года по июнь 2001 года Верховный Совет принял 252 закона Республики Хакасия, которые были направлены на регулирование вопросов в сфере конституционного строя и государственного управления, а также  в области местного самоуправления.

За это время существенное развитие получили все институты государственной власти, и стала набирать обороты рыночная экономика.

Период с 1992 по 2001 гг стал для Республики Хакасия переломным  и курс взятый на суверенитет региона принес свои положительные плоды как в экономическом развитии Хакасии, так и в формировании политических и государственных институтов.

Библиографический список

Источники:

Декларация Республики Хакасия от 06.03.1992 N 2 «Об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия в составе Российской Федерации». Справочная правовая система КонсультантПлюс. Информационный банк «Республика Хакасия». 06.06.2009.

Закон Республики Хакасия №8 «О Государственном гербе Республики Хакасия» Справочная правовая система КонсультантПлюс. Информационный банк «Республика Хакасия». 06.06.2009.

Закон Республики Хакасия от 05.06.1992 N 5 «О Совете Министров Республики Хакасия».

Справочная правовая система КонсультантПлюс. Информационный банк «Республика Хакасия». 06.06.2009.

Закон Республики Хакасия от 02.06.1992 N 3 «Регламент Верховного Совета Республики Хакасия». Справочная правовая система КонсультантПлюс. Информационный банк «Республика Хакасия». 06.06.2009.

«Конституция Республики Хакасия» (принята ВС 25.05.1992 г.). Справочная правовая система КонсультантПлюс. Информационный банк «Республика Хакасия». 06.06.2009.

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия от 10.02.1992 N 40-1«О структуре Совета Министров Республики Хакасия». Справочная правовая система КонсультантПлюс. Информационный банк «Республика Хакасия». 06.06.2009.

Литература:

http://www.rhlider.ru 06.06.2009

Очерки по истории Хакасии (с древнейших времен до современности) / Гл. ред. В.Я. Бутанаев; научный редактор В.И. Молодин. Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008. – 672 с.

Республика Хакасия как субъект Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы. Абакан, 29-30 июня, 2001 [текст].- Абакан: изд. ХГУ, 2001.- 219 с.

Сайбараков Н.И. Конституционный процесс и становление государственности Республики Хакасия // Республика Хакасия как субъект Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов. – Выпуск 7. – Абакан. 2000. – с.43-46.

Торосов В.М. К вопросу о преимуществах нового статуса Хакасии // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н.Ф. Катанова. – Выпуск 4. – Абакан, 2000. - с.3-7.

Шулбаев В. Становление Республики Хакасия. Первый Год. // Республика Хакасия как субъект Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов. – Выпуск 7. – Абакан. 2000. – с.54-57.

Приложение 1

СТРУКТУРА СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

(ПРАВИТЕЛЬСТВО)

                                           ─────────────────

                                             │ Постоянное       │

                                             │ представительство│

                                             │ при Правительстве│

                       ┌────────────────┐    │ Российской Федер.│

                       │  Председатель  ├───┬┼──────────────────┤

                     ┌─┤Совета Министров├─┐ ││ Управление Делами│

                     │ └────────────────┘ │ │└──────────────────┘

                     │     Президиум      │ │

                     │  Совета Министров  │ └──────────────┐

                     └─────────┬──────────┘                │

                ┌──────────────┴──────────────┐            │

                │      Первый заместитель     │            │

                │Председателя Совета Министров│            │

                └──────────────┬──────────────┘            │

    ┌───────────┬───────────┬──┴───────┬─────────┐         │

┌────┴─────┐┌────┴────┐┌─────┴────┐┌────┴────┐┌───┴────┐    │

│Заместит. ││Замест.  ││Замест.   ││Замест.  ││Замест. │    │

│Председат.││Председ. ││Председ.  ││Председ. ││Председ.│    │

│по эконо- ││по аграр-││по делам  ││по строи-││по соци-│    │

│мическим  ││ным во-  ││пром-ти,  ││тельству ││альным  │    │

│вопросам  ││просам и ││транспорта││и ЖКХ    ││вопросам│    │

│          ││продово- ││энергетики││         ││        │    │

│          ││льствию  ││и связи   ││         ││        │    │

└─────┬────┘└────┬────┘└─────┬────┘└────┬────┘└────┬───┘    │

┌─────┴────┐┌────┴────┐┌─────┴────┐┌────┴────┐┌────┴───┐┌───┴────┐

│Комитет   ││Министер-││Комитет по││Комитет  ││Минис-во││Минис-во│

│экономики ││ство се- ││промыш-ти,││по архи- ││культуры││финансов│

│и прогно- ││льского  ││транспорту││тектуре и│├────────┤├────────┤

│зирования ││хозяйства││энергетике││строит-ву││Минис-во││МВД     │

├──────────┤├─────────┤│и связи   │├─────────┤│образо- │├────────┤

│Комитет   ││Комитет  │└──────────┘│Комитет  ││вания   ││Минис-во│

│труда и   ││по под-  │            │жилищно- │├────────┤│юстиции │

│занятости ││держке   │            │коммуна- ││Минис-во│├────────┤

└──────────┘│рыночных │            │льного   ││здраво- ││Минис-во│

           │струк-р в│            │хозяйства││охранен.││безопас-│

           │торговле │            └─────────┘├────────┤│ности   │

           └─────────┘                       │Комитет │├────────┤

                                             │печати и││Комитет │

                                             │инф-ции ││по упра-│

                                             ├────────┤│влению  │

                                             │Комитет ││госимущ.│

                                             │по физ- │├────────┤

                                             │культ-ре││Комитет │

                                             │и спорту││по делам│

                                             ├────────┤│ГО и    │

                                             │Минис-во││чрезвыч.│

                                             │соц. за-││ситуаци-│

                                             │щиты на-││ям      │

                                             │селения │├────────┤

                                             └────────┘│Комитет │

                                                       │экологии│

                                                       │и приро-│

                                                       │дных ре-│

                                                       │сурсов  │

                                                       └────────┘

Приложение 2.

Герб Республики Хакасия (6 июня – 20 октября 1992 г.).

Приложение 3.

Герб Республики Хакасия (20 октября 1992  - 23 октября 1993 гг).

Приложение 4.

Герб Республики Хакасия (23 октября 1993 - 1996).

Приложение 5.

Герб Республики Хакасия (1996- 2003).


Приложение 6.

Флаг Республики Хакасия (1992- 2003).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63433. Роль зеленых насаждений в снижении загрязнения атмосферного воздуха. Правовые основы охраны атмосферного воздуха. Фотохимический смог и причины его образования 98 KB
  Только предприятия России выбрасывают в атмосферу более 70 млн т разнообразных веществ в год. При мощности 1 млн кВт она ежегодно выбрасывает в атмосферу 365 млрд м3 горячих газов содержащих пыль вредные вещества и 1000 млн м3 пара.
63434. УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ 328.5 KB
  Управление данными необходимый процесс Основная концепция управления данными Управление данными в экспедициях и экспериментах пунктах измерений Управление данными в центрах обработки данных Управление данными в отдельных проектах Управление данными...
63436. ДОСТОВЕРНОСТЬ И КАЧЕСТВО ДАННЫХ 318.5 KB
  Проблема качества данных Метрики оценки качества БД Источники ошибок Методы контроля данных Оформление результатов контроля данных Организация работ по повышению качества данных. Проблема качества данных Надежная БД должна обеспечивать высокую вероятность...
63437. Почвы и их рациональное использование. Экологическое состояние земельных ресурсов в РК. Источники, причины загрязнения и истощения земельных ресурсов. Проблемы опустынивания. Мероприятия по защите земель 78 KB
  Почвы и их рациональное использование. Структура почвы Почва это особое природное образование обладающей рядом свойств присущих живой и неживой природе. Он назвал почвы четвертым царством природы наряду с минералами животными и растениями.
63438. ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ 692.5 KB
  Ниже перечислены вопросы ответы на которые позволяют определить критерии оптимизации работы с БД: Сколько одновременно активных пользователей должна поддерживать система Основные или доминирующие типы запросов к системе Какова стратегия индексации данных Какие запросы будут оптимизированы...
63439. Экономический рост. Сущность, факторы, источники экономического роста. Типы экономического роста. Показатели экономического роста 120 KB
  Глобальной задачей любой экономической системы является полное удовлетворение потребностей всех людей. Цель является идеальной, поскольку не может быть достигнута никогда ввиду одновременного влияния на процесс развития экономики закона возвышения...
63440. Рынок и государство. Недостатки рынка. Государственное регулирование экономики. Типы государственного регулирования 63.5 KB
  Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными...
63441. Роль и место технических средств охраны в защите информации 1.84 MB
  Проблема защиты информации: надежное обеспечение ее сохранности и установленного статуса использования является одной из важнейших проблем современности. Важнейшей составной частью защиты информации являются технические средства охраны...