89378

Система воспитательной работы в вузе. Теория и опыт создания

Контрольная

Педагогика и дидактика

Состояние тенденции и перспективы развития высшей школы анализ практики в сфере воспитания убеждают в том что изменения в системе высшего образования требуют пересмотра традиционных подходов в использовании технологий воспитательного взаимодействия преподавателей и студентов.

Русский

2015-05-12

77.66 KB

26 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный радиотехнический университет»

Кафедра ИИБМТ

Дополнительная РАБОТА

по дисциплине «Педагогика высшей школы»

Система воспитательной работы в вузе. Теория и опыт создания.

Выполнил:

аспирант гр. 4927

Кузнецов М. Г.

Проверил:

доц. каф. ИИБМТ

Гуржин С. Г.

Рязань 2015г.

Содержание.

Введение …………………………………………………………………… 2

Глава I

1.1 Проблемы современного воспитательного процесса в

вузе…………………………………………………………………………. 3

1.2 Подходы к организации воспитательного процесса………………… 12

1.3 Анализ концепций воспитательной работы в российских

вузах………………………………………………………………………… 19

Выводы по главе I…………………………………………………………. 26

Глава II

2.1. Разработка концепции воспитательной работы

в техническом вузе………………………………………………………… 27

2.2. Пример реализации концепции воспитательной работы

в РГРТУ…………………………………………………………………….. 33

Выводы по главе II………………………………………………………… 42

Заключение………………………………………………………………… 43

Библиографический список литературы…………………………………. 44


Введение

С момента распада СССР и становления молодой России прошло не так уж и много времени, однако за последние 25 лет были подвергнуты переоценке, а порой и вовсе отброшены многие постулаты нашей жизни.  В этом разряде оказались традиционные ценности русского человека. Среди них оказалось и воспитание подрастающей молодежи.

С момента перестройки и вплоть до начала «нулевых» подрастающее поколение было в сложной ситуации. С развалом союза многие досуговые учреждения прекратили свое существование, секции закрывались. Прослойка молодых людей от 18 до 24 лет практически ничем не была заинтересована и отдана улице. Со стороны государства влияние оказывалось, но настолько слабо, что практически не было заметным.

Если школьников в большей степени контролировали родители, то студентов – людей уже взрослых, должно было воспитывать общество, в котором они обитают. В частности вуз, колледж, или специальное подготовительное учреждение.

Однако на фоне множества проблем общество не стремилось замечать проблемы молодежи. Это продолжалось до тех пор, пока не начались серьезные рецидивы со стороны подросшего, но еще не окрепшего поколения. Если раньше пьянство, сексуальная свобода, наркомания, СПИД, суицид, увеличение падения духовности, нравственности, культуры были не свойственны советской молодежи, то для молодых людей современной России вседозволенность стала как большим благом, так и огромнейшей проблемой.

К началу 2000-х данная проблема была замечена руководством страны и предприняты первые направленные попытки увлечь молодежь в полезных проектах. Примерно в это же время во многих вузах страны возобновляют работу отделы по воспитательной работе.

В данной работе рассмотрим подходы к воспитательной работе в вузе, проблемы их решения.

Глава I

1.1 Проблемы современного воспитательного процесса в вузе.

В образовательной политике России первого десятилетия XXI века резко возросла проблема воспитания молодого поколения. Если школьников еще можно было хоть как-то направить по правильному вектору развития, то со студентами дела обстояли не так радужно. На фоне затянувшегося экономического и социокультурного кризиса социальное самочувствие молодежи было в не лучшей форме. Оптимизм и активность стремились к нулю.

Несомненно, данные тенденции наиболее ярко проявляются в среде современного студенчества, то есть наиболее интеллектуальной части молодежи, находящейся на выбранном и осознанном пути осуществления своих профессиональных и социальных жизненных интересов. Состояние, тенденции и перспективы развития высшей школы, анализ практики в сфере воспитания убеждают в том, что изменения в системе высшего образования требуют пересмотра традиционных подходов в использовании технологий воспитательного взаимодействия преподавателей и студентов.

Неудивительно, что многие вузы, понимающие вызовы социальной действительности, разрабатывают собственные модели воспитания и концепции воспитательной деятельности, тем самым стремясь обеспечить теоретические, методологические и методические основы качественной организации воспитательной системы вуза в современных условиях, добиться конкретизации целевой направленности, определить основные направления, формы и методы воспитания будущего специалиста. Воспитание в современных российских вузах рассматривается исследователями как целенаправленный процесс, представляющий собой диалектическую взаимосвязь объективных условий и субъективных факторов воспитательного влияния и взаимодействие субъектов воспитания.

Под воспитанием в вузе чаще всего понимают целенаправленную систематическую деятельность, тесно связанную с обучением, ориентированную на формирование социально значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности. Не остается также без внимания в концептуальных документах и моделях провозглашение благоприятных условий для всестороннего гармоничного нравственного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности человека. Стратегической целью воспитания, как правило, видится переход от разрозненных воспитательных мер к созданию в вузе гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды как системообразующего начала воспитательной деятельности. Так или иначе все концепции высшей школы опираются на идею сочетания в вузовском образовании обучения, научного исследования и воспитания личности. К. Ясперс отдавал предпочтение исследовательской модели, одновременно связывая духовную целостность образования с единством обучения, исследования и воспитания. Х. Ортега-и-Гассет выделял культурную миссию университетов, воспитание интеллектуального профессионала, а М. Хайдеггер считает необходимым сохранение интеллектуальных и культурных функций университета и их значения в подготовке востребованных обществом профессионалов.

В XX веке складывается социоцентристская модель, в рамках которой интересы личности подчиняются интересам общества и цели воспитания задаются обществом.

Весьма обоснованной и важной представляется культуроцентристская модель образования, разработанная А. С. Запесоцким, в которой на первый план выдвинуты воспитательные задачи, связанные с формированием личности, а коренное, существенное отличие воспитания в рамках такой парадигмы состоит в том, что оно осуществляется не с помощью передачи знаний, а путем приобщения к ценностям. Таким образом, результатом воспитания является ценностное сознание личности, фундамент которого не рационален, а эмоционален, ибо ценности — нравственные, религиозные, политические, эстетические, художественные — передаются не средствами безликой коммуникации, как научные знания, а в межличностном общении, и усваиваются не мышлением, а переживанием, и, только будучи пережитыми, становятся стимулами поведения, опирающегося на знания [Запесоцкий А. С. Университет как социально-педагогическая система // Изв. Российской академии образования. 2008. № 1 (8). С. 43.]

Вузы определяют своей главной целью подготовку первокласного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего качествами, востребованными в условиях рынка, способного ставить и достигать личностно значимых целей, способствующих развитию экономики страны, то практическая цель воспитания будет сводиться к формированию жизнеспособной личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей активностью, целеустремленностью и предприимчивостью. Воспитательный процесс ориентирует на повышение конкурентоспособности за счет повышения качества (качеств, уровня качества). То есть воспитание — это процесс формирования личности воспитанника или качеств и свойств человеческой личности. К ним следует отнести способности, потребности, ценности, интересы, целевые установки, планы жизнедеятельности, мотивы, критерии оценки, сознание, мировоззрение, нравственность.

Методы воспитательного воздействия в современном вузе, по мнению В. А. Сластенина, носят комплексный характер и включают воздействие субъекта на объект в системе воспитания, а также воздействие на среду воспитания [Сластенин В. А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации // Педагогическое образование и наука. 2005. № 3. С. 43–47.]

Л. И. Шумская формулирует ряд концептуальных выводов на основе научных разработок по воспитанию студенческой молодежи. Во-первых, воспитание представляется целенаправленным процессом социализации личности и является неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Во-вторых, современное воспитание базируется на личностной и культурологической основе: всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости ее облика посредством приобщения к культуре социального бытия во всех ее проявлениях: нравственной, гражданской, профессиональной, семейной и т. д. В-третьих, воспитание есть интерактивный процесс, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон — как педагогов, так и воспитуемых. Наконец, в-четвертых, воспитательный процесс должен строиться на основе учета тенденций и особенностей личностных проявлений студенческой молодежи, а также особенностей личностно значимой для нее микросреды [Шумская Л. И. Проблемы воспитания студенческой молодежи // Адукацыя і выхаванне. 2000. № 5. С. 57–61.]

Достижение целей воспитания весьма сложный и длительный процесс. Несмотря на усилия со стороны органов управления образованием и в частности вузами, эффективность направленного воспитания студентов остается ниже по сравнению с воздействием спонтанных факторов среды. Среди таких факторов в последнее время можно все чаще выделить уже ставшими традиционными субкультуры, проплаченные и политизированные ролики, социальные сети с подгруппами различных направленностей от суицидальных до антироссийских. Данное влияние весьма сильное, однако большинство студентов старше второго курса уже в состояние отсеивать ложную информацию от истины. В частности благодаря просветительской работе воспитательных отделов.

И хотя в России существуют самостоятельные научные структуры, обеспечивающие разработку проблем студенческой молодежи, этого недостаточно, чтобы последовательно интегрировать уже накопленный позитивный опыт воспитания, продуктивно его развивать и совершенствовать во многих современных вузах. Сегодня недостаточно просто вводить и контролировать аккредитационные показатели для вузов, касающиеся воспитательной работы, которые якобы способствуют развитию такой деятельности. По мнению ряда исследователей, требуется комплексное нормативно-технологическое обеспечение воспитательного процесса за счет целенаправленной работы по созданию нормативной базы, а также банка технологий воспитательной работы, их систематизации и внедрения в высшие учебные заведения.

Кроме этого, многие авторы настойчиво говорят о потребности в научной разработке программ социологической и психологической диагностики, позволяющих квалифицированно осуществлять мониторинг личностного состояния студенческой молодежи и социокультурной среды ее взаимодействия (об этом подробнее говорится далее), а также разработку критериев эффективности воспитательной работы вуза как разновидности внутренних образовательных стандартов. Вузу необходимо разрабатывать также учебно-планирующую документацию по воспитательным аспектам психологической переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы, проводить пропаганду концептуальных идей, актуальных направлений и технологий воспитательной работы со студентами путем проведения конференций, семинаров, круглых столов, а также рецензирования и подготовки к печати публикаций по проблемам воспитания в высшей школе [Шумская Л. И. Педагогическое обеспечение студенческого самоуправления // Педагогическое образование в классическом университете: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф., 12 окт. 2000 г. / под ред. Н. А. Березовина : в 2 ч. Минск : БГУ, 2000. Ч. 1. С. 189–192.]

Обосновывая системный подход к воспитательному процессу в вузе, многие авторы подчеркивают необходимость выбора главного элемента воспитательной системы. Эта позиция позволит исследователям и практикам ориентироваться на данный подход при построении воспитательной системы любого современного российского вуза. Так, О. Гришаев, определяя главные пути осуществления воспитательного процесса, называет обязательными приобщение студенчества к научному творчеству в процессе обучения, групповое и индивидуальное общение студентов с преподавателями, проведение общеуниверситетских мероприятий культурно-просветительского характера, а также взаимодействие кафедральных и факультетских структур с общественными организациями, учреждениями культуры города и региона, творческими союзами. В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу воспитательная и социальная работа, по мнению О. Гришаева, должна стать инструментом развития и преобразования страны [Гришаев О. Система воспитательной и социальной работы // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 79–83.]

Чтобы создать благоприятные условия жизни студентов необходимые им для получения полного профессионального образования в стенах вуза стоит преодолеть ряд устоявшихся взглядов на то, как происходит воспитание в вузе. Первоначально это касается обособление воспитательного процесса из общего потока педагогических процессов, сужение функциональной роли до дополнительной по отношению к учебе. Таким образом воспитательная составляющая не будет сильно «давить» на студентов.

И. А. Сидоровой представлена модель личности специалиста с высшим образованием в виде системы требований к его личностным и гражданским качествам. Ведущую роль при этом в воспитании студентов она отводит профессорско-преподавательскому составу вуза. Преподаватель в России всегда был воспитателем, но сегодня воспитание может и должно быть понято не как передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности. [Сидорова И. А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 79–82.]

К сожалению, на практике лишь единицы преподавателей готовы к такому взаимодействию со студентами. Единицы кафедр заинтересованы жизнью своих же студентов вне вуза.  Однако если рассматривать советский опыт воспитания студентов, то в жизни каждого студента присутствовали профессорско-преподавательский состав кафедры, профсоюз и комсомол. Вся жизнь студента была под контролем и за свое поведение в стенах вуза и за его пределами он отвечал перед товарищами. Коллектив был лучшим воспитательным средством, он же является тормозящей составляющей некоторых процессов. Так как не всегда мнение коллектива совпадает с мнением отдельно взятого индивида, а как известно из истории не всегда индивид не прав, но пойти против коллектива не каждый может.

М. Г. Резниченко считает, что воспитательное пространство возникает в процессе конструктивной деятельности субъектов воспитания и развивается на ее основе; являясь частью воспитательной среды, оно влечет за собой изменение характеристик этой среды [Резниченко М. Г. Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 151–154.]

Если среда в своей основе — данность, то воспитательное пространство — результат и форма деятельности, осуществляемой в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности не только созидательной, но и интегрирующей. Иными словами если есть благоприятное пространство, будь то группа, кафедра, факультет или вуз, то данная среда будет идеальна для воспитания молодежи.

Стоит отметить, что в образовательной сфере по-прежнему многочисленными остаются конфликты, которые развиваются в силу непонимания преподавателями студентов, иначе приспосабливающихся к изменившимся социальным условиям. Реальной является ситуация, когда стороны учебного процесса не знают, что предложить друг другу, поскольку их взгляды и установки соотносятся с разными системами социальных оценок.  Чего только стоит совмещение студентами работы и учебы. Одно дело, когда студент целенаправленно, пройдя несколько курсов подготовки идет подрабатывать готовясь к дальнейшей жизни, работая по профилю и другое дело когда студент первокурсник не изучивший еще ничего идет работать лишь бы подзаработать. В первом варианте развитие событий может иметь позитивный характер, так как многие преподаватели, да и порой кафедры сами предлагают старшекурсникам попробовать себя в той или иной сфере деятельности. В таком случае происходит отличный симбиоз теории и практики. В плане воспитания старшекурсник чувствует к себе доверие от преподавателей и в большинстве случаев это позитивно сказывется как на успеваемости так и личном развитие. Во втором варианте мало кто из первокурсников знает чем будет заниматься в будущем, для работы близкой к профилю знаний не достаточно и поэтому многие идут туда где берут – лишь бы подзаработать. Иными словами второй вариант событий скорее всего негативно скажется на успеваемости, а преподаватели не захотят понять данного студента. В этот момент происходит тупик и многие воспитательные методы будут бессильны, если студент сам не решит для себя хочет он получить профессиональные знания либо хочет заработать.

В современных реалиях экономика входит в жизнь каждого. Особенно это чувствуется в молодежной среде. Вот тут и встает вопрос правильного воспитания студента и наставление его на правильный вектор развития.

В. И. Филоненко говорит, что проблема сегодняшней российской системы стратификации в том, что она не связана с характеристиками образования и квалификации. Деньги и престиж — важнейшие атрибуты высших статусных позиций — в нашей системе явно не соотносятся с образовательными и профессиональными достижениями. Для большинства работающих студентов оплачиваемая работа является инструментальной ценностью, не связанной с реализацией их способностей и повышением профессионального статуса.[ Филоненко В. И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации. Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2009]

Сегодня межпоколенческий конфликт «преподаватели–студенты» носит парадоксальный характер: с одной стороны, студенты в большинстве с уважением относятся к преподавателям высшей школы, с другой — преподаватели являются в глазах студентов примером «невписанности» в новую социальную структуру, «неуспешности» в изменившейся реальности (что коррелирует с высокой оценкой студентами «культуры» и одновременно низкой оценкой ее роли в достижении карьерного роста и материального успеха). Для значительной части студенчества образование выступает принудительной системой, следование нормам и целям которой ведет скорее к жизненным неудачам.

Если к этому добавить неоднородность современного российского студенчества, то особой задачей студенческой социализации становится налаживание внутрипоколенной межгрупповой коммуникации. Факторами, объединяющими современное российское студенчество, можно считать принадлежность к одному возрасту и единое содержание основной трудовой (учебной) деятельности, а разделяющими факторами служат принадлежность или непринадлежность к молодежной культуре, этническая идентичность и избранная профессия.

Интересный исследовательский факт приводит А. В. Пономарев, говоря о противоречивости личности студента и неадекватности его самооценки: подавляющее большинство ребят высоко оценивают свой культурный уровень, в то время как результаты специальных тестов демонстрируют постоянное снижение уровня культурной компетентности студентов.

К сожалению, профессиональное самоопределение студентов все чаще не связано с полученной в вузе квалификацией, а это означает, что высшее образование в России стало не профессиональным, а общим, предпосылкой для будущего профессионального и социального жизнеустройства (более 50 % студентов согласны с этим).

Исследования социокультурного портрета молодого поколения явно показывают социальное и культурное обособление молодежи, преобладание негативных жизненных стратегий и склонности к девиантному поведению или преступлениям, тенденцию ухудшения здоровья студентов в период обучения в вузе, связанного, в частности, с воздействием психоактивных веществ, употребление которых зачастую в несколько раз превышает официальные данные. Если к этому добавить распространение курения (к 17 годам 31,5 % молодых людей относятся к категории регулярно курящих) и потребления алкоголя («Один раз в месяц и чаще» достигает среди юношей 65,7 %, среди девушек 64,5 %), то это означает, что в вуз приходит отягощенный вредными привычками абитуриент — будущий студент.[Пономарев А. В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста : монография. М. : Икар, 2009.]

Подытожив - воспитательный процесс в вузе весьма сложный и деликатный, требующий объективного рассмотрения ряда проблем связанных с воспитанием молодежи. Подходы к воспитанию будут изложены ниже.

1.2 Подходы к организации воспитательного процесса.

Главной целью воспитания студентов в условиях высшей школы служит формирование и развитие общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Воспитательная работа в вузе нацелена на подготовку высококвалифицированных и компетентных молодых специалистов, готовых к производственной, общественной и культурной деятельности. С позиций компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию в качестве цели воспитательной работы в вузе выступает формирование общекультурных и социально-личностных компетенций будущих специалистов высшей квалификацией.

Выделим некоторые задачи воспитательной работы в вузе:

- воспитание духовно развитой, современно и перспективно мыслящей личности;

- создание организационно-педагогических условий для формирования у студентов личностных и профессионально значимых качеств, которые дадут им возможность активного профессионального и личностного роста в условиях динамично развивающегося демократического, многонационального общества и государства;

- формирование у будущих специалистов глубокого понимания социальной роли профессии, позитивной и активной установки на ценность избранной специальности, ответственного отношения к профессиональному долгу.

На личностном уровне воспитание связано с дальнейшим формированием жизненной позиции молодого человека, содействием в поиске ответов на вечные вопросы: отношение к миру, жизни, себе, окружающим, прошлому, настоящему и будущему. В этой совокупности можно выделить три основные группы проблем:

1) каков мир, как к нему относиться, что есть Добро и Зло, во что и в кого верить, каков идеал человека и человеческой жизни, т.е. наиболее общие вопросы мировоззрения, человеческого существования;

2) как строить собственную жизнь, какой предпочесть образ жизни, какие ценности считать своими, к какой традиции примкнуть, к чему стремиться в профессиональной деятельности, кого считать своим образцом, чему посвящать досуг и другие жизнестроительные проблемы;

3) как относиться к людям, окружающим, близким, друзьям и недругам; как строить отношения в семье и разрешать конфликты, воспитывать детей; как относиться к людям другой национальности, культуры, веры и др., т.е. моральные проблемы.

Относительно формирования жизненного вектора личности перед преподавателями стоит сложная воспитательная задача ориентации студентов на образ человека, который верит в свои собственные силы и возможности, намерен утвердить себя в жизни за счет собственного ума, собственной деловой активности, построенной на свободе выбора и ответственности за этот выбор.

Воспитательная работа в вузе призвана осуществляться с учетом требований к организации педагогической деятельности, указывающих ее направление и носящих название принципы воспитания. В.А.Сластенин и др. отмечают значимость и необходимость соблюдения преподавательским составом следующих принципов воспитания в работе со студентами:

- гуманистической направленности;

- целостности учебного и воспитательного процессов;

- индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитания;

- творческого начала в воспитании;

- последовательности и систематичности;

- ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности студентов.

Направления воспитательной работы в вузах включают в себя различные направления. Основными являются профессиональное, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание. Остальные направления (правовое, трудовое, физическое и др.) выступают лишь частью основных примыкая к ним. Определенный вуз учитывая свой профиль может наряду с основным профилем может выделять и такие направления, которые наиболее полно выражают специфику подготовки специалистов/бакалавров/магистров. Но стоит отметить, что важнейшим направлением, центрирующим все другие направления воспитательной работы, является профессиональное воспитание будущих специалистов, в результате которого обретается система профессиональных ценностей и мотивов, формируется профессиональная культура.

Время обучения в вузе совпадает с возрастом становления человека, с тем временем за которое его мировоззрение может изменится.  Таким образом воспитательное мастерство преподавателя вуза представляет собой сложное, многоаспектное умение воздействовать на ум, чувства и волю студентов с тем, чтобы успешно решать воспитательные задачи. Такое мастерство предполагает знание психолого-педагогических закономерностей вузовского воспитательного процесса; знание особенностей юношеского возраста; знание процесса изменения и развития качеств личности студента в зависимости от тех или иных условий, используемых методов и приемов воспитательного воздействия и взаимодействия.

Непосредственное воспитательное воздействие на студентов преподаватель осуществляет при помощи многочисленных педагогических умений, к числу основных из которых можно отнести:

- анализировать и оценивать педагогические ситуации;

- изучать студента в отдельности и коллектив в целом;

- планировать воспитательную работу;

- организовывать студентов;

- воздействовать на студентов словом, убеждать;

- точно выражать свои чувства и отношение голосом, мимикой, жестом. По мере овладения ими в работе преподавателя появляется

естественность, являющаяся важнейшим признаком педагогического мастерства.

Возвращаясь к системе управления воспитательной деятельностью целесообразно выделить структуры, обеспечивающие ее целенаправленность, организацию и содержание.

Общевузовский уровень. 

Ученый совет вуза определяет концепцию и программу развития воспитания, направленность ценностных основ их реализации, формирование целостного воспитательного пространства коллектива, методы и формы взаимодействия преподавателей и студентов, поддержку и развитие инициатив, новаторских идей в области воспитания коллектива.

Совет вуза по воспитательной работе (Координационный совет) разрабатывает основные направления воспитательной деятельности, координирует работу вузовских, факультетских и кафедральных структур по проблемам воспитания, содействует созданию новых организационных форм и методов работы, созданию общественных объединений, контролирует распределение средств финансово-материального фонда с целью поощрения отличившихся коллективов, студентов и руководителей научно-творческих объединений. Важными функциями Совета являются обобщение опыта воспитательной деятельности в вузе, разработка рекомендаций по внедрению в учебно-воспитательный процесс новых направлений и технологий воспитания, совершенствование системы обучения и воспитания.

Совет студенческого самоуправления вуза изучает мнения и предложения студентов по совершенствованию организации учебно-воспитательного процесса, качества преподавания, участвует в систематическом (ежегодном) изучении данных мониторинга о качестве преподавания учебных дисциплин. Важной составляющей деятельности Совета являются: проведение воспитательной работы со студентами, не входящими в состав существующих в вузе общественных организаций, научно-исследовательских и творческих объединений и коллективов; создание благоприятных условий для рационального использования свободного времени студентов в решении вопроса "вторичной занятости" и получение нуждающимися студентами материальной помощи.

Факультетский уровень. 

Для управления воспитательной деятельностью на факультете целесообразно введение должности заместителя декана по воспитательной работе, создание организационных структур, решающих задачи воспитательного процесса.

Функциями заместителя декана по воспитательной работе могут быть:

- формирование основных направлений воспитания на факультете, разработка программы и планов воспитания с учетом мнения профессорско-преподавательского коллектива, а также мнения студенческого актива; определение целей и задач воспитания студентов факультета;

- изучение и анализ информационных материалов о студентах-первокурсниках (результаты вступительных экзаменов, анализ результатов первичного анкетирования и индивидуальных бесед с первокурсниками), формирование на этой основе студенческих групп, ознакомление студентов с Уставом, структурой, историей и традициями вуза, с правами и обязанностями студентов, правилами поведения в вузе и студенческих общежитиях;

- изучение государственных стандартов, учебных планов, предметных программ с целью выявления их воспитательного потенциала и возможностей использования в воспитательной деятельности учебных курсов по гуманитарному и социально-экономическому блокам, естественно-научных и технико-технологических дисциплин;

- развитие взаимодействия преподавателей факультетов и представителей общевузовских кафедр высших учебных заведений с целью повышения эффективности воспитания студентов;

- участие в разработке и проведении общевузовских мероприятий, согласование программ и планов воспитательной работы.

Кафедральный уровень.

Основными звеньями кафедрального уровня организации и управления воспитательной деятельностью являются заместители заведующих кафедрами по воспитанию и кураторы студенческих групп. Деятельность направлена на успешную адаптацию студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в вузе, реализацию прав и обязанностей студентов, духовно-нравственное и профессиональное становление личности будущего специалиста. [Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. N 06-197)] Значимое место принадлежит куратору студенческой группы. Куратор организует и направляет воспитательный процесс в академической группе; являясь посредником между деканатом и студенческой группой, информирует студентов о важнейших событиях вузовской и факультетской жизни; осуществляет контроль за учебной и внеучебной деятельностью студентов.

Задачи воспитательной работы куратора исходят из общей воспитательной стратегии на факультете:

1. Содействовать созданию, сплочению и воспитанию коллектива студенческой группы.

2.Оказывать организационно-педагогическую помощь студентам в преодолении адаптационных трудностей.

3. Содействовать в организации эффективной самостоятельной работы студентов, контролировать ход ее выполнения.

4.Координировать требования и усилия преподавателей, работающих в группе.

5.Осуществлять индивидуальную и групповую воспитательную работу со студентами.

1.3 Анализ концепций воспитательной работы в российских вузах.

Определение и нормативная база

Совокупность взглядов на принципы, цели, задачи и методы реализации учебно-воспитательных и внеучебных мероприятий со студентами излагаются в концепции воспитательной работы в вузе.

Данный документ представляет собой программу, отвечающую:

- Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

- Перечню показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида высшего учебного заведения;

- Федеральному закону от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ в действующей редакции от 01.02.2012 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р);

- Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования;

- Рекомендациям по организации воспитательного процесса в вузе (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. № 06-197);

- другим нормативным актам РФ в сфере образовательной деятельности.

Вместе с тем, концепция должна соответствовать Уставу университета, решениям Ученого совета университета, должностным инструкциям и иным локальным нормативным актам определенного вуза.

Сроки действия

Документ утверждается Ученым Советом вуза на определенный период. Как показал анализ концепций воспитательной работы в российских вузах, данный документ принимается на период 3-5 лет, однако подлежит ежегодному пересмотру и последующим корректировкам в связи с достигнутыми результатами в учебно-воспитательной деятельности за прошедший определенный период и меняющимися требованиями, предъявляемыми к молодым специалистам.

Содержание концепции

Положения данного документа направлены достижение общих целей, относящихся как к системе профессиональной подготовки кадров в целом, так и к конкретному учебному заведению в частности. Таким образом, в большинстве российских вузов концепции воспитательной работы содержат положения, направленные на решение следующих задач:

- подготовка современного специалиста высокой квалификации,

- повышение уровня профессиональной и общекультурной компетентности учащихся,

- формирование ряда профессионально значимых качеств личности учащихся,

- содействие формированию твердой социально-ориентированной жизненной позиции и гражданской ответственности,

- создание условий для духовного и физического развития,

- содействие в вопросах самосовершенствования, профессионального и личностного развития в различных сферах самореализации.

Кроме того, в зависимости от профиля подготовки вузов (гуманитарный, аграрный, медицинский, технический, правовой, духовный и др.) в концепции уточняются задачи, стоящие в системе учебно-воспитательной работы данного образовательного учреждения.

В концепции должны быть перечислены формы, методы и средства воспитательной деятельности. Сюда относится система взаимодействия преподавательского, учебно-вспомогательного состава и студентов, перечень рекомендуемых для проведения в вузе мероприятий – в том числе внеучебных.

Концепция может содержать модель личности молодого специалиста, то есть представление всех навыков и компетенций, которыми должен обладать выпускник.

Необходимые пункты концепции, которые в ходе анализа выявлены в концепциях абсолютного большинства российских вузов – система оценки состояния воспитательной деятельности, а также показатели ее эффективности. К количественным показателям относится, с одной стороны, число студентов, принявших участие в разовых мероприятиях (беседы с ветеранами, встречи с работодателями, участие в общегородских форумах, социально значимых акциях), с другой – численность учащихся, постоянно задействованных в общественной деятельности вуза (участие в творческих объединениях, волонтерских отрядах, научно-исследовательской работе и другое). Следует выделить и динамические количественные показатели, отражающие эффективность воспитательной работы. Сюда относится, например, процент отказавшихся от курения или регулярно посещающих бассейн, спортивные секции в результате активной разъяснительной и пропагандистской работы. Для получения данных показателей используется массовое анкетирование самих учащихся и анализ количества посещающих творческие, спортивные и иные секции. В большинстве вузов социологические опросы, позволяющие в последствии грамотно скорректировать планы воспитательной работы, определяемые концепцией, проводятся регулярно в начале и в конце учебного года. К качественным показателям относятся успехи студентов на творческих, и иных соревнованиях; представительство учащихся в городских, региональных и всероссийских молодежных объединениях; повышение информированности студентов о социально значимых проектах, реализуемых на уровне вуза, города, региона; снижение уровня конфликтности, повышение культуры и инициативности студентов.

В концепции прописываются условия обеспечения ее реализации; ресурсы, необходимые для реализации – в том числе распределение нагрузки на кадровый состав учебного заведения; а также основные направления расходов на воспитательную деятельность (данный пункт подлежит периодическому пересмотру и может оформляться в качестве приложения к концепции).

Анализ особенностей и развитие концепций

В ряде высших учебных заведений России за последние годы накоплен уникальный опыт воспитательной деятельности, используются эффективные формы и методы, позволяющие решать целый комплекс актуальных задач воспитания. В данных вузах концепция претерпела значительные качественные изменения.

Например, в Уральском государственном техническом университете действует комплекс целевых программ (первичной профилактики наркомании, физического воспитания студентов, развития студенческой науки, развития информационной работы, гражданско-патриотического воспитания) в рамках одной концепции. Таким образом, здесь реализуется комплексная модель внеучебной воспитательной деятельности. Кроме того, в вузе созданы система организации и проведения культурно-массовых, научных и спортивных мероприятий, тематических семинаров, взаимодействия с общественными молодежными организациями, с органами по делам молодежи города и области, школа студенческого актива.

В РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина разработана «сетевая» модель внеаудиторной работы, созданы необходимые условия для интеграции внеаудиторной работы с учебным процессом. Общение студентов с преподавателями, начавшись на занятиях, получает естественное продолжение во внеаудиторной работе. Структурная схема учебно-воспитательной деятельности на факультете выглядит следующим образом: учебное занятие - внеаудиторное мероприятие в стенах вуза - выход за пределы вуза - самостоятельная деятельность студента. Проблема адаптации студентов решается на основе формирования в университете локальной культурной среды. Ответственность за реализацию этой концепции возложена на специально созданную комиссию ученого совета по учебно-воспитательной работе РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

В МГТУ «Станкин» отдел организационно-воспитательной работы реализует специальный комплексный план организационных мероприятий по воспитательной работе со студентами и, прежде всего, с первокурсниками. адаптации первокурсников. Этой категории помощь оказывает институт кураторства. Кураторы групп назначаются приказом ректора из числа преподавателей, имеющих опыт и интерес к воспитательной работе. Их организационно-правовой статус определяется Положением о кураторе.

В Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского (МАТИ) в целях реализации принятой в вузе концепции создан Центр социально-психологических проблем обучения и воспитания, направленный на создание в университете атмосферы сотворчества студентов и профессорско-преподавательского состава, приобщение студентов и профессорско-преподавательского состава к национальным культурным традициям. В рамках Центра действуют: школа лекторского мастерства и педагогики высшей школы; научно-методический семинар по вопросам воспитательной работы; психологическая служба; группа физико-психологической реабилитации; редакция газеты «Авиационный технолог»; музей истории МАТИ; оперная студия; клуб авторской и исполнительской песни; интернациональный клуб; литературная студия; клуб интересных встреч; службы социологического обеспечения воспитательной работы, методического и организационного обеспечения воспитательного процесса. При Центре работает психологическая служба, реализующая программы коррекции неблагоприятных психоэмоциональных состояний студентов и преподавателей, формирующая навыки преодоления стрессовых ситуаций; организована служба «Телефон доверия» для студентов.

В Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева (историко-социологический институт) реализуется личностно-ориентированная стратегия воспитательной системы на основе метода «косвенного напоминания» без прямых дисциплинарных воздействий в отношении учащихся. Для формирования умения работать в режиме сотрудничества организуется выполнение совместных внеучебных дел силами «творческих групп». Во внеурочной деятельности студентов используются воспитательное пространство и факторы социализации разного характера и уровня: влияние группы сверстников, использование газет «Голос мордовского университета» и «ИнСтИтут», широкая инфраструктура региона. В университете создан и эффективно работает ряд важных для воспитательной деятельности структур: клуб «Планирование семьи», студенческий театр при Доме культуры, «Содружество педагогических отрядов» и «Содружество Красного Креста», Клуб интеллектуального творчества. В организации экологического воспитания участвуют Молодежный экологический форум, Центр экологических исследований, Студенческая эколого-практическая организация, экологический педагогический отряд. Проводятся конкурсы социальных проектов студентов «Куратор года», «Преподаватель года», «Студент года», где учитываются и результаты воспитательной работы, внеучебная деятельность студентов.

В Уральской государственной юридической академии в рамках концепции воспитательной работы принята Программа внеучебной воспитательной деятельности со студентами. Ее основными направлениями являются создание воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности; организация научно-исследовательской работы студентов. Для интеллектуального развития студентов, расширения их кругозора, эрудиции, развития нестандартного мышления, способности оперативно решать поставленные перед ними задачи созданы «Клуб интеллектуальных игр», включающий в себя «Клуб знатоков»; деловая стратегическая игра «Дельта», представляющая собой систему имитационного моделирования управления предприятием.

А вот опыт другого Уральского вуза – государственного педагогического университета показывает, что реализацию концепции, задач и направлений внеучебной деятельности можно эффективно осуществлять через механизм внедрения целевых программ. Программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации по приоритетным направлениям: здоровый образ жизни, студенческий спорт, студенческое самоуправление, студенческая наука, эстетика вузовской жизни, культурный климат коллектива, этика и этикет, гражданско-правовое воспитание, общественно полезный труд студентов, лингвистическая культура учителя - профессионала, студент и экология, наши традиции, студенты - ветеранам, охрана общественного порядка. [Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. № 06-197);]

Анализ концепций воспитательной работы вузов различного профиля, разных регионов страны показывает, что одной из наиболее эффективных форм воспитания студенческой молодежи является вовлечение студентов в творческую деятельность, органически связанную с их профессиональным становлением (научно-исследовательскую, конструкторскую, проектную работу). Таким образом, воспитательная деятельность в высшей школе, в логике реализации важнейших задач профессионального и личностного развития молодого специалиста, на практике неразрывно связана с научно-исследовательской работой студентов. Исходя из приведенного анализа можно сделать вывод, что участие в научной работе выступает движущей силой вовлечения учащихся в процесс создания материальных и духовных ценностей. Воспитательный аспект студенческого научного творчества имеет большое значение в деле формирования личных качеств будущего специалиста. Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного научного поиска способствуют воспитанию высокой культуры мышления, пробуждают подлинную сознательность и активность в выборе и проведении определенных решений, стремление к проникновению в сущность вещей, а именно эти качества столь необходимы современному специалисту.

Совместное научное творчество ученых, преподавателей, студентов, аспирантов – наиболее эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, становления характера исследователя, воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.

Выводы по главе I

На сегодняшний день в организации воспитательной работы существует ряд проблем, обусловленных особенностями нынешнего поколения студентов высших учебных заведений – как личностными, так и связанными с задачами по подготовке кадров для современной экономики. Однако анализ концепций учебно-воспитательной деятельности и внеучебной работы в российских вузах показал, что в системе высшего образования нашей страны накоплен внушительный опыт по подготовке специалистов высокой квалификации с требуемым уровнем профессиональной и общекультурной компетентности. Реализуемые в российских вузах концепции полностью соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и отвечают государственным задачам молодежной политики и образовательной деятельности.

Также можно сделать вывод, что система воспитательной работы неразрывно связана не только с образовательной и творческой, но и научно-исследовательской деятельностью. В связи с этим, главенствующую роль в воспитательной деятельности в высшей школе играет активное привлечение молодежи к научному процессу, взаимодействие с преподавательским составом и, как следствие – содействие в формировании профессиональных компетенций на практике.

Глава II

2.1. Разработка концепции воспитательной работы в техническом вузе

Особенности и проблемы

Как уже отмечалось в главе I, особенности концепций воспитательной работы зависят от масштабов высшего учебного заведения (числа студентов, сложности иерархии факультетов. Кафедр, структурных подразделений), региона страны, а также профиля подготовки специалистов.

Организация воспитательного процесса в техническом вузе имеет ряд особенностей. Ключевая особенность – тесная научно-трудовая связь с промышленными предприятиями в процессе обучения. Только в технических вузах, к примеру, формируются базовые кафедры на производственных объектах и создаются исследовательские лаборатории, где выполняются заказы предприятий. Для обеспечения фундаментальной подготовки студентов в тандеме с профессиональными познаниями приглашаются отраслевые специалисты в качестве лекторов или преподавателей практических занятий на кафедрах. 

Однако, с другой стороны, анализ мнений работодателей об уровне подготовки специалистов в области техники и технологии показывает, что качество их подготовки не всегда отвечает предъявляемым требованиям. Среди отмечаемых работодателями недостатков современных выпускников технических вузов типичными являются: неумение работать в команде, незнание основных бизнес-процессов и российской бизнес-среды в целом, неумение использовать системный подход, чрезвычайно низкая эффективность и производительность инженерного труда. Часто отсутствуют навыки делового общения, ведения переговоров, не развиты коммуникативные, презентационные способности, недостаточный уровень языковой подготовки. Молодым специалистам не хватает профессиональных навыков, знания законов и методов творческого решения инженерных задач, мотивации, нацеленности на профессиональное развитие и карьерный рост, умения преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной среде. В то же время работодатели отмечают завышенные требования и амбиции выпускников, не соответствующие уровню их подготовки, неспособность адекватно оценить свою стоимость на рынке труда. [«Инженерное образование №9, 2012 г. – Журнал Ассоциации инженерного образования России]

Рассмотрение и анализ содержания инженерных образовательных программ и образовательных технологий через призму недостатков выпускников вузов, отмечаемых работодателями, представляется необходимым и целесообразным при планировании и проведении работ по совершенствованию подготовки специалистов в области техники и технологии к реальной инженерной деятельности, по формированию программ учебно-воспитательной работы со студентами. Только так возможно дать будущим специалистам те знания и навыки, которые требуют работодатели в условиях новой индустриализации.

Данную проблему следует учитывать при разработке концепции воспитательной работы в техническом вузе. Поиск наиболее эффективных путей для формирования и становления личности будущего российского инженера – чрезвычайно актуальная задача воспитательной системы в инженерном вузе.

Цели и задачи

Цель воспитательной работы в техническом вузе – прежде всего, разностороннее разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием. Молодой инженер наряду с достаточным уровнем профессиональных знаний должен обладать высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, инициативностью – качествами, запрашиваемыми современными работодателями.

В связи с этим наиболее актуальными задачами воспитательной деятельности в техническом вузе являются:

- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

- развитие умений и навыков командной работы, а также управления коллективом;

- формирование активной гражданской позиции, правовой и политической культуры;

- формирование у студентов высокой нравственной культуры;

- гармонизация разностороннего проявления личности студента – в профессиональной, творческой, научной, общественной сфере;

- воспитание стремления к здоровому образу жизни, нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению.

Направления работы

В соответствии с поставленными задачами можно выделить три основных интегрированных направления в системе воспитательной деятельности технического вуза: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное воспитание.

Эти три направления должны присутствовать в концепции воспитательной работы учебного заведения и планах воспитательной работы на всех уровнях, во всех воспитательных мероприятиях университета как в учебное, так и внеучебное время: на лекциях и семинарах, производственной практике, в работе кураторов со студентами, на занятиях в кружках и секциях, в делах студенческих общественных организаций.

Под профессионально-трудовым воспитанием при этом понимается профессионально-творческое и трудовое воспитание, формирование системы базовых ценностей конкурентоспособного специалиста-инженера. Профессионально-трудовое воспитание студентов является в университете специально организованным и контролируемым процессом приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанным с экономическим, экологическим воспитанием и воспитанием профессиональной этики [Концепция и программа воспитательной работы со студентами Пермского государственного технического университета].

В ходе профессионально-трудового воспитания, по мере приобщения к профессии, решается целый ряд взаимосвязанных задач будущего специалиста-инженера:

-  формирование сознательного отношения к выбранной профессии;

-  воспитание чести, гордости, любви к профессии, сознательного отношения к профессиональному долгу, понимаемому как личная ответственность и обязанность;

-  развитие профессиональной психологии специалиста-профессионала как свободно определяющегося в данной области труда;

-  формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения;

-  формирование социальной компетентности и другие задачи, связанные с имиджем профессии и авторитетом.

Для решения задач профессионально-трудового воспитания студентов вуза необходимо:

-  формировать личность студента в процессе включения его в трудовую деятельность;

-  стимулировать активность студента, сочетая уважение к личности с требовательностью к ней;

-  открывать перспективу роста студента, опираясь на положительные качества его личности;

-  учитывать индивидуальные и возрастные особенности студента;

-  воспитывать студента профессионально в учебном коллективе и через коллектив в единстве и согласованности педагогических усилий.

Профессионально-трудовое воспитание студентов – это как педагогически организованная деятельность студентов, так и самостоятельная. Профессионально-трудовое самовоспитание входит органической составной частью в целое как неотделимый его элемент.

Важнейшее значение имеет специально-профессиональный аспект профессионально-трудового воспитания. Основным содержанием его является следующее:

-  ознакомление студентов с профессиограммой, включающей характеристику содержания, условий, режима и организации труда, профессионально-квалификационные и психофизиологические требования в целях осознания каждым студентом своего соответствия им и осмысления социальных аспектов профессионального труда;

-  раскрытие социокультурного потенциала данной профессии и приобщение к нему студента в целях постижения восприятия профессии как особого вида культуры;

-  сообщение историко-технических сведений о данной профессии;

-  ознакомление с имеющимся профессиональным опытом и традициями в данной области труда;

-  раскрытие экономического, экологического, нравственного и эстетического аспектов профессионального труда;

-  ознакомление студентов с профессиональной этикой и воспитание у них культуры труда и профессиональной культуры;

-  приобщение студентов к профессиональным ролям.

Одной из важнейших характеристик конкурентоспособности выпускников вуза является их социальная компетентность, т. е. сформированность знаний, навыков межличностного делового общения, социального имиджа, обусловленного не только особенностями личности, но и содержанием, и характером приобретаемой профессии. Выпускники вуза призваны выполнять роли руководителей трудовых коллективов как первичных, так и более крупных. Важным элементом подготовки специалистов к управленческой деятельности может явиться обязательная управленческая практика студентов как в условиях производственного коллектива, так и в стенах университета.

В гражданско-правовом воспитании интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, семейно-бытовое направления воспитания. К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов в ходе обучения лучших черт и качеств, такие как доброта, любовь к родной земле, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, высокие нравственные нормы поведения в семье и в обществе.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, активная жизненная позиция студента, гражданский долг.

Культурно-нравственное воспитание включает в себя духовно-нравственное, эстетическое и физическое воспитание. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний, убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В результате культурно-нравственного воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как высокая нравственность, эстетический вкус, интеллигентность, высокие эмоционально-волевые и физические качества.

2.2 Пример реализации концепции воспитательной работы в РГРТУ

Выделение воспитательной внеучебной работы в самостоятельный раздел деятельности коллектива РГРТУ вызвано возрастанием ее роли и места в подготовке и всестороннем развитии личности специалиста. Для обеспечения ее функционирования и развития в масштабах университета создан отдел воспитательной работы (ОВР) со студентами.

Цели и задачи воспитания студентов РГРТУ.

Главной целью воспитания следует считать формирование культурной, гармонически развитой, индивидуально неповторимой, всесторонне развитой личности, жизнеспособной в условиях изменяющейся социальной и природной среды.

Общая цель воспитания достигается посредством её реализации в системе воспитательных структур и решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

• воспитание нравственных качеств, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, потребности к милосердию и становлению менталитета российского гражданина;

• формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, уважения к законности и правопорядку;

• создание оптимальной социальной среды и личностно развивающих условий деятельности, обеспечивающих творческое самовыражение и самореализацию личности будущего специалиста;

• формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества);

• выявление и развитие творческих, спортивных и умственных задатков, формирование на их основе общих и специальных способностей личности, повышение её творческого потенциала и способности к саморазвитию;

• воспитание потребности студентов к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формированию эстетических ценностей и вкуса, стремления к участию в культурной жизни российского общества;

• воспитание потребности к труду, как первой жизненной необходимости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;

• сохранение и приумножение историко-культурных традиций РГРТУ;

• воспитание потребности в здоровом образе жизни, укреплении душевного и физического здоровья, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и формирование у студенческой молодёжи нравственных качеств.

Основные принципы воспитания в РГРТУ.

Среди основных принципов воспитания студентов следует выделить следующие:

принцип демократизма, предполагающий реализацию системы воспитания, основанной на взаимодействии и сотрудничестве преподавателя и студента;

• принцип гуманизма к субъектам воспитания;

• принцип духовности, проявляющейся в формировании у студента жизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;

• принцип патриотизма, предлагающий формирование национального сознания у студенческой молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение культуры во всех её проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие своей страны;

• принцип конкурентоспособности, обеспечивающий формирование личности специалиста, способного к динамичной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности;

• принцип системности предполагает установление связей между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

• принцип толерантности, предполагающий наличие подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям и поведению других людей, учет их интересов.

• принцип индивидуализации, формирующий в университете систему воспитания, направленную на индивидуально-ориентированный подход с учетом задатков и возможностей каждого студента в процессе его воспитания и социализации;

• принцип полисубъектности реализуется посредством создания условий, стимулирующих участие во внеучебной деятельности структурных подразделений университета, профессорско-преподавательского состава, высококвалифицированных специалистов в области искусства, литературы, спорта, а также государственных учреждений, общественных организаций.

• принцип стимулирования построен на моральном и материальном поощрении студентов за их успехи в учебной, научной, творческой, спортивной, общественной и других видов деятельности.

Модель личности специалиста, выпускника РГРТУ.

Концепция воспитательной работы со студентами предполагает создание проективной модели личности специалиста с высшим образованием.

Молодой специалист должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:

• иметь свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности;

• быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-идеологической обстановке;

• обладать способностью к саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

• иметь потребность в достижениях и самостоятельного принятия решений, обладать целеустремленностью и предприимчивостью;

• иметь уважение к законам и обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;

• обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового, способностью находить нестандартные решения жизненных проблем, конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности;

• быть целеустремлённым в достижении успеха, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни;

• обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению её как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

Кроме того, специалист с высшим образованием должен уметь понимать и быть готовым отстаивать корпоративные интересы своей профессиональной общности, к которой он принадлежит по своему социально-профессиональному статусу.

Основные направления воспитания в РГРТУ.

Достижение целей и решение задач воспитания студенческой молодёжи должно реализовываться на практике через систему и содержание процесса воспитания, методы, формы и средства осуществления воспитательных воздействий.

Воспитание молодого поколения представляет собой единение трех направлений: профессионально-трудового воспитания, гражданско-патриотического воспитания и культурно-нравственного воспитания.

Профессионально-трудовое воспитание

В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала в РГРТУ важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.

Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает в университете как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональной деятельности в ходе становлениях в качестве субъектов этой деятельности, увязанный с экономическим воспитанием и воспитанием профессиональной этики.

В результате профессионально-трудового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности как трудолюбие, любовь к окружающей природе, экономическая рациональность, профессиональная этика способность принимать ответственные решения, творческие способности и другие качества, необходимые специалисту в соответствии с его специализацией.

Трудовая деятельность в вузе формируется посредством добровольческих студенческих отрядов:

строительного;

консультантов;

доноров;

проводников;

экологического;

педагогического;

отряда охраны правопорядка.

В зависимости от решаемых задач отряды, в которых задействованы более 200 человек, в летнее время распределяются по строительным, гражданским, транспортным объектам, что воспитывает трудовую дисциплину и ответственность работы в коллективе. Летом туристические клубы «Альтаир» и «Ариель» организуют походы для студентов, что является одной из основных форм реализации воспитательной работы по поддержанию здорового образа жизни студента. 

Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность университета по формированию у студентов высокого гражданско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Необходимо вести работу с учетом того, что за последние годы содержание понятия «патриотизм» существенно изменилось в общественном сознании, в его понимании новыми поколениями. У значительной части молодежи, выросшей в годы социальной нестабильности, выработалось критическое отношение к своей стране, государственной политике.

Особо важно в этих условиях – учить студентов познавать сущность Родины (малой и большой), сокрытую в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, исторической памяти, которая передается из поколения в поколение, в пространственно-географических представлениях; создавать условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества; воспитывать просвещенный патриотизм.

В процессе воспитательной работы развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Образы, воссоздаваемые при изучении истории Отечества, должны помогать воплощать те идеи, которые университет стремится донести до основной массы студентов. Использовать прошлое как сокровищницу моральных примеров, высоконравственных поступков. Знакомить студентов университета с жизнью и деятельностью национальных героев – созидателей Родины. Развивать интерес молодежи к истории родного края; использовать для патриотического воспитания уникальную историю и традиции университета.

Развивать фундаментальные и прикладные исследования феномена патриотизма, его традиций и современных форм проявления на основе междисциплинарного взаимодействия; внедрять в учебный процесс и социальную практику результаты научных исследований по проблемам патриотизма.

Примером патриотизма в рамках РГРТУ может служить поисковый отряд «СВЯЗЬ». Студенты данного отряда восстанавливают историческую память о сотрудниках вуза, которые после войны работали в стенах радио института. Помимо этого, они ухаживают ха памятными табличками и памятниками. Данное движение новое для нашего университета.

Культурно-нравственное воспитание

Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры является важной задачей в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание включает в себя нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. Именно это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

В результате культурно-нравственного воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, высокие моральные, коллективистские, волевые и физические качества, нравственно-психологическая и физическая готовность к высокопроизводительной работе. Кроме того, важное значение в становления личности современного студента имеет здоровый образ жизни, который формируется во многом в системе физического воспитания в институте.

Наиболее значимые мероприятия: «Студенческая весна», «Алло, мы ищем таланты», КВН, «День радио», праздник проводов зимы «Масленица», «Радиомен», «С песней по жизни», «Мисс-радиовселенная», фестивали «Поколение», «Роса», «Майка», внутривузовские фестивали СТЭМ, Конкурс социальной рекламы «Шаг навстречу» и многие другие. Также следует отметить шефскую помощь 44 школе. Радиотехнический университет активно помогает подшефной школе, для ее учащихся организуются экскурсии в учебно-военный центр РГРТУ и музей автомобильной техники. Студенты РГРТУ выступают с новогодними поздравлениями перед школьниками младших классов.

Спортивно-оздоровительное направление воспитание

Физическое воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья, но и на здоровый образ жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат психическую устойчивость в нестабильном обществе и стремление к жизненному успеху.

Физическое воспитание является массовым средством активизации учебной и воспитательной деятельности студентов и должно быть направлено на:

• всестороннее развитие физических и духовных сил, повышение работоспособности, творческой активности и долголетия будущих специалистов;

• развитие у студентов знаний по физической культуре и спорту;

• воспитание морально-волевых качеств, непрерывное повышение мастерства студентов-спортсменов и вовлечении всей студенческой молодежи в массовую спортивную работу;

• внедрение и физической культуры и спорта в быт студентов, проведение оздоровительной работы и пропаганды санитарно-гигиенических знаний;

• организация работы по борьбе и профилактике наркотической, алкогольной, никотиновой и иных видов зависимостей, а также ВИЧ-инфекций у студентов.

По данному направлению проводятся специализированные занятия в форме лекториев, круглые столы, семинары и тренинги, направленные на приобретение студентами знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни. Используются современные технологии в области пропаганды здорового образа жизни, при помощи возможностей внутреннего телевидения РГРТУ. Изготовляются печатные информационные материалы для студентов и сотрудников по тематике ЗОЖ. Проводятся тематические беседы на темы межнациональных отношений в студенческом сообществе, противодействия экстремистским движениям.

РГРТУ участвует во Всероссийском конкурсе образовательных учреждений высшего профессионального образования на звание «ВУЗ - здорового образа жизни», в котором в 2011 и 2012 гг. РГРТУ вошел в состав призёров.

Выполняется профилактика предупреждения заболеваний ВИЧ-инфекциями силами врачебного персонала кожно-венерологического и наркологического диспансеров, проводятся лекции по планированию семьи и репродуктивного здоровья.

Дельтапланерный клуб «Ариэль» и туристический клуб «Альтаир» с полувековой историей, осуществляет организацию походов и оздоровительных мероприятий для студентов.

В РГРТУ функционирует внутривузовское радио «Студенческая волна». Радиотрансляции выполняются ежедневно, носят информационный характер и повествуют об учебной, научной и внеучебной жизни университета, обо всех проводимых мероприятиях университета.

Важно отметить, что в стенах РГРТУ учатся иностранцы и для их адаптации к учебному процессу на русском языке существует центр международных коммуникаций. Данный центр также проявляет воспитательную деятельность прививая иностранцам любовь к русской культуре. Для приезжих устраивается знакомство с вузом, экскурсии по городу, походы в театр. Подготовка к обучению, как правило, занимает порядка года, зато после иностранные студенты активнее входят в коллектив различных факультетов.

Выводы по главе II

Воспитательная работа в современном техническом вузе реализуется по нескольким направлениям, включая профессиональную ориентацию специалистов, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, формирование представлений о здоровом образе жизни и физическую подготовку и др. Для выполнения всех направлений и эффективного воздействия на учащихся необходима слаженная работа всех структур учебного заведения, педагогического состава, администрации и работодателей.


Заключение

В рамках выполненной работы была рассмотрена система организации воспитательной работы в российских вузах, приведены примеры формирования концепций воспитательной деятельности в технических вузах и, в частности, в Рязанском государственном радиотехническом университете. В результате работы сделаны выводы о необходимости и значимости реализации воспитательной работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39036. Использование Borland C++ Builder в качестве средства быстрой разработки приложений 46 KB
  Компоненты для изучения: BitBtn StringGrid вкладка dditionl DteTimePicker вкладка Win32. Компоненты для изучения: StringGrid вкладка dditionl PgeControl вкладка Win32 Timer вкладка System. Компоненты для изучения: ColorBox вкладка dditionl RichEdit вкладка Win32 Timer вкладка System. Компоненты для изучения: MskEdit вкладка dditionl PgeControl вкладка Win32 Timer вкладка System.
39037. Разработка многооконных приложений с использованием Borland C++ Builder 88.5 KB
  Для добавления новой формы в проект приложения необходимо вызвать команду File New Form главного меню или нажать соответствующую кнопку на панели инструментов. Для каждой формы приложения вызывается метод CreteForm создать форму объекта приложения ppliction. Главная форма автоматически отображается на экране при запуске приложения в то время как остальные формы которые иногда называют вторичными будут созданы но останутся невидимыми для пользователя до тех пор пока не будут явно...
39038. Количество информации. Мера Хартли и мера Шеннона 80.5 KB
  Рассмотрение предложенных способов измерения количества информации удобно начать с примера. Тем не менее только на основе априорной информации мы не можем точно сказать какое именно число очков выпало в результате конкретного подбрасывания. С поступлением новой информации о результате подбрасывания эта неопределенность может уменьшаться.
39039. Понятие информационной системы 98.5 KB
  Сейчас пришло время дать этому понятию более точное определение: Информационная система ИС это взаимосвязанная совокупность средств методов и персонала используемых для хранения обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Как видно из определения информационные системы обеспечивают сбор хранение обработку поиск выдачу информации необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Основными элементами работы информационных систем являются: ввод новой информации и выдача текущей информации по...
39040. Классификация информационных систем 123 KB
  Основная проблема классификации ИС заключается в том что единой системы оснований для классификации выработать не удалось. Предлагается классифицировать информационные системы по следующим признакам: По масштабам применения – настольные офисные и корпоративные. ПО: различные программные приложения связанных общим информационным фондом Такие приложения создаются с помощью так называемых настольных СУБД FoxPro Prdox dBse MS ccess или с помощью файловой системы и диалоговой оболочки для ввода редактирования и обработки данных. Это...
39041. Документальные информационные системы 237 KB
  Практика показывает что чаще всего информация представлена не в виде структурированных массивов данных а в виде простых текстовых документов. В отличие от ФИПС в результате проведения информационного поиска ДИПС выдает потребителю не конкретные сведения факты а совокупность документов смысловое содержание которых соответствует его запросу. Поэтому для автоматизации информационного поиска необходимо формализовать представление смыслового содержания информационного запроса и документов то есть перейти от их записи на естественном языке...
39042. Фактографические информационные системы 194 KB
  Основными компонентами фактографических систем являются Базы Данных и системы управления Базами Данных СУБД. Ее основные задачи: распределение внешней памяти; определение структуры файла; способы именования файлов и отображение их имен на пространство адресов внешней памяти; обеспечение доступа к данным; обеспечение защиты данных в файлах; способы многопользовательского доступа к файлам. Ограничения файловых информационных систем Разделение и изоляция данных. Обработка данных из разных файлов обычно требует значительных усилий...
39043. Интеллектуальные информационные системы ИИС. Экспертные системы 146 KB
  Основные задачи ИИ Представление знаний и разработка систем основанных на знаниях; Разработка естественно-языковых интерфейсов; Разработка систем машинного перевода; Распознавание образов идентификация неизвестного объекта по его признакам; Создание обучающихся и самообучающихся систем; Программное обеспечение интеллектуальных систем развитие существующих...
39044. Информационные системы в экономике и бизнесе 93 KB
  ; Не удавалось построить оптимальную модель планирования при увеличении количества комплектующих до тысяч единиц нельзя чтобы изза отсутствия одной гайки простаивал конвейер по сборке авиадвигателя каждая из которых характеризуется своей динамикой поведения запасов. Усложнение методов планирования запасов привело к появлению более развитого стандарта планирования потребностей в материалах Mteril Requirement Plnning MRP. Недостаток методики MRP: Отсутствие контроля выполнения плана закупок и механизма корректировки этого плана в...