89379

Бихевиоральный подход в психологическом консультировании и психотерапии

Курсовая

Психология и эзотерика

Методологическими предпосылками теории бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только то, что доступно непосредственному наблюдению. Кардинальной позицией представителей бихевиоризма стал поиск упорядоченности, единообразия, законов взаимосвязей событий в природе.

Русский

2015-05-12

158.5 KB

22 чел.

Московский гуманитарно-экономический институт

Кафедра психологии

Курсовая работа

Дисциплина: Психологическое консультирование

Тема: Бихевиоральный подход в психологическом консультировании и психотерапии

                                                                     Выполнил студент группы П-141                                                                       Черезова Гульназ Галимьяновна                                                  Научный руководитель:                                                    к.психол.н., доцент МГЭИ

Ларионова Ирина Геннадьевна

Дата Оценка

  ……. ……….

2014 год


Оглавление

[1]
Введение

[2]
Глава 1. Характеристика основных психологических терминов

[3] 1.1. Бихевиоральный (когнитивно-поведенческий) подход. Обзор бихевиоральных подходов

[4] 1.2. Характеристика психотерапии. Классификация методов в психотерапии. Поддерживающая, переучивающая, и лично-конструктивная виды психотерапии

[5] 1.3. Психологическое консультирование: понятие, подходы

[6]
Глава 2. Аспекты бихевиористического направления в консультировании и психотерапии

[7] 2.1. Бихевиористическое направление в консультировании: основные положения, стратегии, приемы.

[7.0.0.1] Бихевиоральные теории Б. Ф. Скиннер

[8] 2.2. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Когнитивная психотерапия Дж. Вольпе

[9]
Заключение

[10]
Список литературы


Введение

Поведенческая и когнитивно-поведенческая психотерапия и консультирование основаны на теории бихевиоризма (от англ. behaviour – поведение), которая связана с именами У. Бэлла, И.П. Павлова, И. М. Сеченова, Дж. Уотсона, Э. Торндайка, Б. Скиннера, Дж. Вольпе, А. Лазаруса и др. 1

Методологическими предпосылками теории бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только то, что доступно непосредственному наблюдению. Кардинальной позицией представителей бихевиоризма стал поиск упорядоченности, единообразия, законов взаимосвязей событий в природе. Для них этот поиск всегда начинается с наблюдения отдельных эпизодов, затем переходит к общим правилам и от них – к общим законам. Частью функционирования организма человека, доступной непосредственно наблюдению, является его поведение. Именно по поведению, убеждены бихевиористы, можно достоверно судить о характере взаимодействия человека с миром и о его воздействии на мир.2

Цель работы: охарактеризовать особенности психологического консультирования и психотерапии с точки зрения бихевиорального подхода.

Задачи:

  1.  Отметить особенности бихевиорального (когнитивно-поведенческого) подхода.
  2.  Дать характеристику понятия «психотерапии».
  3.  Привести классификацию методов в психотерапии как науке.
  4.  Отметить особенности поддерживающей, переучивающей, и лично-конструктивной видам психотерапии.
  5.  Дать понятие психологическому консультированию, отметить специфику подходов.
  6.  Отметить аспекты бихевиористического направления в консультировании и психотерапии.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы. Работа выполнена на 28 страницах.


Глава 1. Характеристика основных психологических терминов

1.1. Бихевиоральный (когнитивно-поведенческий) подход. Обзор бихевиоральных подходов

С конца 50-х годов прошлого века возник бихевиориальный (поведенческий) подход, представляющий собой системную теорию при диагностике и лечении психологических расстройств.

Бихевиоризм – одно из направлений социальной психологии, которое рассматривает поведение человека как результат воздействия факторов окружающей среды. Используется в современной психотерапии для лечения навязчивых страхов (фобий).

Изучение причин, побуждающих человека поступать тем или иным образом, привело к возникновению нового направления в социальной психологии – бихевиоризма. Название теории произошло от английского слова behavior, что означает поведение. В ее основе лежит утверждение о том, что психический процесс не является чем-то абстрактным, и психические явления сводятся к реакциям организма. Другими словами, бихевиоризм в психологии – это наука о поведении. Личность, по мнению бихевиористов, – это совокупность поведенческих реакций. А практическую ценность для психологии имеет лишь то, что может быть измерено объективно. Все что лежит за гранью материального: мысли, чувства, сознание – возможно, и существую, но не подлежат изучению и не могут быть использованы для коррекции поведения человека. Реальны лишь реакции человека на воздействие конкретных стимулов и ситуаций. Основные положения теории бихевиоризм основываются на формуле «стимул-реакция». Стимул – это любое воздействие среды на организм или жизненная ситуация. Реакция – действия человека, предпринимаемые для того, чтобы избежать или приспособится к тому или иному стимулу. Связь между стимулом и реакция усиливается, если между ними есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение, получение результата), тогда человек запоминает стратегию достижения цели и в дальнейшем повторяет ее на практике. А может быть отрицательным (критика, боль, неудача, наказание), тогда такая стратегия поведения отвергается и ищется новая, более эффективная.

Таким образом, в бихевиоризме человек рассматривается как индивид, который предрасположен к тому, или иному реагированию, то есть является устойчивой системой определенных навыков. Воздействовать на его поведение можно путем изменения стимулов и подкреплений.

До начала XX века психология как наука изучала и оперировала только субъективными понятиями такими, как чувства, эмоции, которые не поддавались материальному анализу. В результате этого данные, которые были получены разными авторами, сильно отличались друг от друга и не могли быть связаны в единую концепцию. На этой почве зародился бихевиоризм, который однозначно отметал все субъективное и подвергал человека чисто математическому анализу.

Основоположником этой теории стал американский психолог Джон Уотсон. Он предложил схему, которая объясняет поведение человека взаимодействием двух материальных составляющих: стимула и реакции. Поскольку они были объективными, то их можно было легко измерить и описать. Уотсон считал, что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии.

В России основные положения бихевиоризма нашли теоретическое обоснование в работах великого русского физиолога И.П. Павлова, который изучал формирование условных рефлексов у собак. В исследованиях ученого было доказано, что путем изменения стимула и подкрепления можно добиться определенного поведения животного.

Работы Уотсона получили свое развитие в трудах другого американского психолога и педагога – Эдварда Торндайка. Он рассматривал поведение человека как результат «проб, ошибок и случайного успеха». Торндайк под стимулом понимал не просто отдельное воздействие среда, а конкретную проблемную ситуацию, которую человек должен решить. Продолжением классического бихевиоризма стал необихевиоризм, который добавил с схему «стимул-реакция» новый компонент – промежуточный фактор. Идея заключалась в том, что поведение человека формируется не напрямую под воздействием стимула, а более сложным путем – через цели, намерения, гипотезы. Основоположником необихевиоризма был Э.Т. Толмен.

Исторически это направление сформировалось в американской психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка. Представителями этого направления являются также Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Б.Ф. Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард. 3

В XX веке большое влияние на психологию оказала физика. Подобно физикам психологи стремились в своих исследованиях использовать методы естественных наук. Представители бихевиоризма использовали в своих исследованиях два методологических подхода: наблюдение в естественной среде обитания; наблюдение в условиях лаборатории. Большинство экспериментов проводилось на животных, затем полученные закономерности реакций на различные стимулы переносились на человека. Опыты с животными были лишены главного недостатка работы с людьми – наличия эмоциональных и психологических компонентов, которые мешают объективной оценке. Кроме того, такая работа была не меньше ограничена этическими рамками, что позволяло изучать ответное поведение на негативные стимулы (боль).

Для своих целей бихевиоризм использует несколько естественнонаучных методик изучения поведения. Основоположник теории Уотсон в своих исследованиях прибегает к следующим методикам: наблюдение за подопытным без применения приборов; активное наблюдение с применением приборов; тестирование; дословной записи; методы условных рефлексов. Наблюдение за подопытными без применения приборов заключалось в визуальной оценке тех или иных ответных реакций, которые возникали у подопытного животного при воздействии определенных стимулов. Активное наблюдение с помощью приборов проводилось с применением техники, которая фиксировала изменения параметров организма (частоты сердечных сокращений, дыхательных движений) под воздействием факторов среды или специальных стимулов.

Также изучению подвергались такие показатели время на решение поставленных задач, скорость реакции. Во время тестирования анализу подвергались не психические качества человека, а его поведение, то есть анализировался определенный выбор способа реагирования. Сущность метода дословной записи основывалась на интроспекции, или самонаблюдении. Когда в роли испытателя и испытуемого выступал один человек. При этом анализировались не чувства и эмоции, а мысли, которые имели речевое выражение. Метод условных рефлексов основывался на классических работах физиологов. При этом нужная реакция вырабатывалась у животного или человека путем положительного или отрицательного подкрепления стимула.

Несмотря на свою неоднозначность, бихевиоризм сыграл важную роль в становлении психологии как науки. Он расширил ее область, за счет включения телесных реакций. Бихевиоризм положил начало разработке математических методов изучения человека и стал одним их истоков кибернетики. В современной психотерапии существует ряд методик, которые на его основе позволяют бороться с навязчивыми страхами (фобиями). 

Цели бихевиористов – помощь клиентам лучше приспосабливаться к обстоятельствам жизни и достигать личностных и профессиональных целей. Консультирование фокусируется на изменении или устранении демонстрируемых клиентами недостаточно адаптивных форм поведения, таким образом, помогая им усвоить здоровые, конструктивные способы действия. Недостаточно только исключить нежелательное поведение; непродуктивные действия должны быть заменены продуктивными способами реагирования.4

Таким образом, бихевиоризм – это одно из ведущих направлений в психологии конца XIX - начала XX века. Данное направление является также одним из оснований формирования так называемой «поведенческой» парадигмы в социологии (наряду с работами Тарда, Лебона и др. по формам коллективного поведения и психологическим эволюционизмом Уорда, Гиддингса и др.), т.е. психологического направления в социологии.

Родоначальником бихевиоризма считается Э. Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Дж. Б. Уотсоном (1913). На формирование научных основ бихевиоризма большое влияние оказали работы Павлова и Бехтерева. Классиком социальной версии бихевиоризма является Б. Скиннер. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды. Общеметодологической предпосылкой бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать и анализировать только непосредственно наблюдаемое.

1.2. Характеристика психотерапии. Классификация методов в психотерапии. Поддерживающая, переучивающая, и лично-конструктивная виды психотерапии

Психотерапия – это раздел медицины и клинической психологии, связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при душевных расстройствах (клиническая психотерапия), при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера (психологическая психотерапия), и при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни (прагматическая психотерапия).5 

Психотерапия – это терапия, использующая только методы психологии. Выделяют четыре вида.

1. Поощряющая психотерапия (совокупность психологических советов), воздействие которой может быть непродолжительным и поверхностным.

2. Внушение (убеждение с помощью доводов) или гипнотическое внушение: его действие длится, при условии доверия со стороны пациента, не более 3 – 6 месяцев. Внушение может дополняться внушением же, осуществляемым посредством общения с сильной личностью, которая служит для пациента образцом для подражания.

3. Перевоспитание (например, терапия, применяемая к призывникам) имеет методический характер, однако все же остается на достаточно поверхностном уровне поощряющих советов, психологического образования.

4. Психоаналитический анализ или глубинная психотерапия, чье действие может быть достаточно продолжительным (несколько лет).

В настоящее время психотерапия - широкая область научного знания. Её возникновение связывают с немецкой психиатрией. Понятие «психотерапия» было впервые употреблено Д. Тьюком в 1872 году книге «Иллюстрация влияния разума на тело», одна из глав которой носило название - «психотерапия».

Общеупотребительным понятие «психотерапия» становится в 90-х годах XIX века в связи с развитием техники гипноза.6 Впоследствии основоположники клинической психотерапии – немецкий психиатр Э. Кречмер, отечественный психиатр С. И. Консторум (1890-1950) и другие, исходя из того, что клиническая психотерапия должна основываться на естественнонаучном изучении вместе с пациентом природы его страдания. То есть, это всегда должна была быть одухотворенно-реалистическая и педагогически-воспитательная работа, отправляющаяся от клинической картины и характера пациента.7

Почти до 80-х годов ХХ века понятие «психотерапия» и в Европе, и в России относилось к медицине. Однако впоследствии оно не осталось чисто медицинским.

С развитием психотерапии возникла потребность в систематизации и классификации ее методов.

По направлениям психотерапии и возникшим на их основе методам в самом общем виде выделяли:

1) психоаналитическое (психодинамическое) направление психотерапии;

2) бихевиористское направление (поведенческую психотерапию);

3) гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное направление психотерапии).

Все эти направления были ориентированы на личностные изменения и имели в основании независимые личностные концепции и соответствующие психотерапевтические системы. 8 

В рамках этих направлений и вне их разрабатывались сотни видов, подходов, методов, методик, технических приемов психотерапии, которых в настоящее время их насчитывается более 400. Данные методики можно классифицировать по:

1) характеру техник (гипноз, релаксция, психогимнастика, НЛП и др.;

2) по «психотерапевтическому инструменту» (сам психотерапевт или группа);

3) по степени интервенции (вмешательству) в психотерапевтический процесс;

4) по поставленным целям (поддерживающая психотерапия, переучивающая психотерапия, реконструктивная психотерапия);

5) по клинической практике (симптомо-центрированная психотерапия, личностно-центрированная психотерапия, социо-центрированная психотерапия);

6) по использованию лечебного влияния искусства и природы (библиотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, имаготерапия, натур-психотерапия, терапия творческим самовыражением и др.).

Однако, стоит отметить, что ни один из существующих методов, как отмечает Б. Д. Карвасарский, не является самым лучшим, разные методы преследуют разные цели и применимы не ко всем пациентам, а к определенным их группам. Выбор методов зависит от психотерапевта, его личности, уровня подготовленности и теоретической ориентации. 9 

В этой связи следует отметить еще один нетрадиционный подход к систематизации путей развития психотерапии, предложенный М.Е. Бурно, где основными признаками систематизации выступают: природа души (личностная природа), характер (конституция) и мировоззрение-мироощущение создателей того или иного направления психотерапии. 10 

Как правило, личностная природа авторов тех или иных концепций не выступает основанием систематизации созданного ими «интеллектуального продукта» (личность творца и суть его творчества не рассматриваются наукой во взаимодействии, хотя это взаимодействие часто выступает предметом искусства). Тем более интересен такой подход, поскольку психотерапия не является наукой в классическом понимании этого слова.11

В самом общем виде М.Е. Бурно выделяет четыре более или менее самостоятельных сложившихся в мире области психотерапии в соответствии с личностной природой и мировоззрением-мирооощущением их творцов и последователей. Это:

- Клиническая психотерапия;

- Психологическая психотерапия;

- Олифоническая («сюрреалистическая» и «постимпрессионистическая») психотерапия;

- Прагматически-техническая психотерапия. 12

Для практического применения тех или иных методов психотерапии имеет значение их классификация по поставленным целям. Волберг различает 3 типа психотерапии:

1) поддерживающая психотерапия, целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие;

2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных. Пациент должен научиться лучше использовать имеющиеся у него возможности и способности, однако при этом не ставится цель по-настоящему разрешить неосознаваемые конфликты;

3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных расстройств, и стремление достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования личности. 13

1.3. Психологическое консультирование: понятие, подходы

Психологическое консультирование – это оказание психологической помощи человеку в сложной жизненной ситуации в виде советов и рекомендаций, поиска решения выхода из проблемной ситуации. К проблемной ситуации можно отнести межличностные конфликты между человеком, обратившимся за психологической помощью и его окружением. Соответственно при психологическом консультировании возможно рассматривание семейных конфликтов, сложности во взаимодействии на работе. На определенном этапе жизни человек хочет разобраться в себе, найти точки опоры для дальнейшего продвижения по жизненному пути.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке. 14

Выделяют следующие виды психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика.

Выделяют несколько основных подходов (направлений) в психологическом консультировании:

  1.  Психодинамический подход с использованием психоанализа и аналитической психотерапии. Как правило, применяется метод свободных ассоциаций и анализ сновидений. В направлении психодинамического подхода работали З. Фрейд, К. Юнг; А.Адлер, К.Хорни и другие психоаналитики.
  2.  Когнитивно-бихевиоральный подход (поведенческий). Данный подход рассматривает личность во взаимодействии с другими людьми. Основан на выработке новых поведенческих навыков вместо старого неадаптивного поведения. В основе данного направления лежат работы Д.Уотсона, Б.Ф.Скиннера, Эллиса, А.Бандуры и др.
  3.  Экзистенциально-гуманистический подход. К экзистенциально-гуманистическому направлению в психотерапии относят прежде всего экзистенциальную психотерапию, логотерапию, клиент-центрированную психотерапию, гештальт-терапию. Представителями данного направления являются такие известные мастера психотерапии, как В. Франкл, А.Маслоу, Г.Олпорт, Р.Мэй, И.Ялом, Д.Бьюдженталь, К. Роджерс, Ф.Перлз и другие.

Существуют и другие направления в психотерапии, такие как суггестивная психотерапия (гипноз), арттерапия, телесно-ориентированная психотерапия, трансактный анализ (Э.Берн), кризисная психотерапия и ряд других направлений.

В свою очередь психотерапия по продолжительности может быть краткосрочной и длительной.

К краткосрочной психотерапии можно отнести Метод «Позитивной психотерапии» (Н.Пезешкиан), Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) (авторы метода Р. Бендлер и Д. Гриндер), гипноз (классический и эриксоновский). С помощью этих методов можно добиться результатов терапии за достаточно короткий промежуток времени: от одного до 15-20 занятий, в то время как длительная терапия может продолжаться до нескольких лет, в первую очередь это относится к психоанализу. 15

Сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.16

Но любая психотерапия будет безуспешной, если человек не будет мотивирован на определенные изменения в своей жизни, если всю ответственность за решения своих проблем переложит на плечи психотерапевта. Дело в том, что человек на сознательном уровне хочет решить свою проблему, но на бессознательном уровне может быть сопротивление в решении той или иной проблемы. Так как некоторые проблемы могут нести вторичную выгоду. И когда в ходе психологического консультирования задаешь вопрос человеку: «А что хорошего вам приносит ваша проблема, человек искренне удивляется». Например, действительно, что же хорошего может приносить болезнь. Однако при анализе плюсов и минусов от болезни, человек находит ряд плюсов. Это может быть и привлечение внимание близких людей, получения любви, заботы и т.д. Так же это можно отнести и к проблемному поведению. Как только человек это осознает он делает выбор оставить все как есть или что-то в своей жизни поменять. В ходе терапии человека учат выражать свои эмоции приемлемым способом. Т.к. многие люди свои эмоции подавляют, то в какой момент происходит эмоциональный взрыв или подавленные эмоции могут приводить к психосоматическим проявлениям.

При оказании психологической помощи работают как с симптомом, так и с причиной возникшей проблемы человека.

В ходе терапии обращаются к прошлому опыту человека, к настоящему и моделируют будущее в случае решения проблемы. В прошлом опыте человека ищут как причину заболевания, корни проблемы, так и ресурсы человека, которые позволяют человеку справляться с жизненными трудностями. Внешние и внутренние ресурсы человека дают толчок к саморазвитию, личностному росту, воплощению в жизнь своих целей, удовлетворению своих жизненных потребностей. 17


Глава 2. Аспекты бихевиористического направления в консультировании и психотерапии

2.1. Бихевиористическое направление в консультировании: основные положения, стратегии, приемы.

Бихевиористический – наиболее оптимистический и прагматический подход. Вооружить клиента определенными способами и приемами, позволяющими контролировать свои действия и поведение. Консультант вместе с клиентом анализирует жизнь клиента с целью его изменения, что соответствует базовым положениям:

1) Тесное взаимоотношение психолога с клиентом

2) Выявление проблемы через ее функциональный анализ (совместное обсуждение) и через операциональный анализ поведения.

3) Обсуждение жизненно важных целей для клиента.

Особенности:

1. Основывается на данных о поведении и поступках клиента (психолог должен знать как ведет себя клиент в определенных ситуациях).

2. Психолог делится с клиентом своими планами, надеется на тесное взаимодействие.

3. Необходимо тщательно проанализировать предшествующие поступку события для установления причинно-следственной связи.

4. При обсуждении социально-значимых целей психолог вместе с клиентом их обсуждает и разрабатывает план действия на будущее.

Во время психологического консультирования, консультант использует следующие приемы – тренинги (тренировка настойчивости, релаксации, снижения страхов, ролевые игры, моделирование поощрения).

Выделяют 3-и группы методов:

1. Методы контробуславливания – разрыв нежелательных связей между условными раздражителями и реакциями или замена реакции новой (при избавлении от вредных привычек).

2. Оперантные методы – разработанные Скиннером принципы. За любые действия воздается система наград (желательные действия) в итоге шансы такого поведения возрастает.

3. Метод, основанный на взглядах социобихевиористов «Человек, получается, через наблюдение».

Основная стратегия – предотвращение рецидивов.

Категории:

1) Предвидение трудных ситуаций.

2) Регулирование мыслей и чувств.

3) Выявление нужных дополнительных навыков и выстраивание благоприятных последствий (разрабатывается программа и идет обучение). Используется другими направлениями.

Бихевиоральные теории Б. Ф. Скиннер

Как уже упоминалось, бихевиоризм имел ряд выдающихся сторонников. Каждый из них отстаивал базирующуюся на бихевиоральном подходе стратегию воздействия в консультировании.18

Оперантный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера был подчинен главной задаче – предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов.

Основные положения теории Б. Ф. Скиннера:

  1.  Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение, значит, проконтролировать его и наоборот.
  2.  Автор отстаивал функциональный анализ поведения организма.
  3.  Не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение.
  4.  Делал упор на интенсивном анализе характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.
  5.  Изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его.
  6.  Считал, что люди зависимы от прошлого опыта.

Б. Ф. Скиннер рассматривал организм человека как «черный ящик». Поведение является только функцией его последствий или правомерных отношений «S – R». Он рассматривал личность только как набор форм реакций, которые характерны для данного поведения. Личность индивида состоит из относительно сложных, но, тем не менее, независимо приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нужно только понять опыт прошлого научения человека.

В системе Б. Ф. Скиннера поведение состоит из специфических элементов – оперантных реакций. Он признавал два основных типа поведения:

•  респондентное как ответ на знакомый стимул,

• оперантное, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним.

Оперантное обусловливание, по Б. Ф. Скиннеру, обозначает особый путь образования условных рефлексов, заключающийся в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула (в отличие от «классического» павловского пути). Подкрепление – ключевая концепция системы автора. Подкрепляющие стимулы можно разделить на стимулы первичные и вторичные. Первичные – сами по себе обладают подкрепляющими свойствами (например, пища, вода, комфорт). Вторичные стимулы (например, деньги, внимание, одобрение и пр.) – событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением.

С точки зрения автора, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Наиболее типичные методы аверсивного контроля – наказание и негативное подкрепление.

Б. Ф. Скиннер не считал необходимым рассматривать внутренние силы или мотивационные состояния человека в качестве причинного фактора поведения, а сосредотачивался на взаимоотношениях между определенными явлениями окружения и открытым поведением. Он придерживался мнения, что личность — это не что иное, как определенные формы поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения.

Моделью научения, возникшей в относительно более позднее время, является когнитивная модель; она стала разрабатываться бихевиористами в связи с тем, что глубокие и настойчивые экспериментальные поиски и исследования привели их к пониманию, что не все человеческое поведение обусловливается только внешними факторами и стимулами среды: поведение также может быть обусловлено внутренними факторами. (Что в интроспективной психологии было принято как данность гораздо раньше, однако не следует забывать, что именно бихевиористы настаивают на необходимости экспериментальной проверки любых гипотез в науке.) Уже цитированные работы А. Бандуры подготовили почву для принятия бихевиористами идеи о том, что внешние образы могут быть интернализованы и влиять на поведение человека.19

2.2. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Когнитивная психотерапия Дж. Вольпе

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (КБТ) является в настоящее время широко распространенным методом лечения различных психопатологических расстройств. Основные идеи когнитивного подхода были сформулированы в начале 60-х годов в США «диссидентами» от психоанализа Albert Ellis и Aaron Beck. Дальнейшее развитие эти идеи получили в рамках бихевиоризма, значительно изменив последний, что в итоге привело к конвергенции двух подходов.

В настоящее время когнитивная терапия значительно расширила свою географию и масштаб: исследовательские центры и центры активного обучения этому методу созданы не только в Америке, но и в Европе (Швеции, Великобритании, Германии), издано множество специальных монографий и сборников, проводятся международные конференции и симпозиумы.

В целом, когнитивная терапия – это директивный, структурированный и ориентированный на мишени подход, в основе которого лежит когнитивная модель различных расстройств или дисфункционального поведения. В юбилейном выпуске журнала консультативной и клинической психологии, посвященном 30-летию подхода, Аaron Beck сформулировал следующее определение когнитивной психотерапии: «Мне представляется наиболее удовлетворительным определение когнитивной психотерапии как приложения когнитивной модели к конкретным расстройствам с использованием набора техник, направленных на модификацию дисфункциональных представлений и нарушений процесса переработки информации, характерных для каждого из расстройств".20

Дж. Вольпе предложил самую общую схему когнитивно-бихевиоральной терапии:

1. Вовлечение – исследуются и обсуждаются ожидания клиента относительно возможностей получения помощи, поощряется различными приемами (открытые вопросы и т.п.) более полное описание им ситуации.

2. Фокусирование на проблеме – выделение из многих проблем нескольких, наиболее важных с точки зрения клиента, и определение их приоритетов.

3. Работа с проблемой – одна проблема выделяется и рассматривается на примере конкретного случая, с деталями; исследуются возможные альтернативные пути поведения в данной конкретной ситуации и желания клиента относительно других способов чувствования, поведения. Исследуется, какие убеждения, мысли, ожидания, антиципации сопровождали этот эпизод. Таким образом определяются желаемые цели изменения и внутренние механизмы реального, нежелаемого поведения.

4. Обучение когнитивным принципам – обучение клиента навыкам рассматривать свои мысли под определенным углом, заданной терминологической рамкой данного конкретного когнитивно-бихевиорального метода. Это может быть, например, поиск ошибочных заключений, «автоматических мыслей», ошибок иррационального мышления и пр.

5. Оспаривание, бросание вызова – поиск новых способов думать о ситуации; новых мыслей, альтернативных обнаруженным ошибочным, ложным, фальсифицирующим реальность, расстраивающим мыслям и убеждениям.

6. Обучение клиента навыкам самооспаривания – поощрение самостоятельной работы по проверке своих мыслей и убеждений.

7. Выбор и организация домашнего задания – поддержание процесса работы вне встреч с консультантом с целью наблюдений за процессом самооспаривания, за помехами в процессе изменений и т.п.

8. Завершение – обучение приемам самотерапии или самопомощи с целью поддержания изменений.21


Заключение

Бихевиоральный подход возник в психотерапии и консультировании как попытка использования принципов научения в разрешении проблем поведенческих расстройств у клиентов. Этот подход, так же как и когнитивный, постоянно обогащается новыми результатами исследований; методы и техники непрерывно совершенствуются. Наиболее яркими представителями этого направления в настоящее время являются Дж. Вольпе, Г. Айзенк, А. Лазарус.

1. Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

2. Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку.

3. С позиции бихевиоризма личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

4. Подкрепление – ключевая идея теории Б. Ф. Скиннера. Основа теоретической концепции А. Бандуры — моделирование или научение через наблюдение. Саморегулирование или то, как люди регулируют свое поведение, также является важной чертой социально-когнитивной теории А. Бандуры.


Список литературы

  1.  Александров А.А. Интегративная психотерапия. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
  2.  Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия посттравматического стрессового расстройства // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №3. С.46–72.
  3.  Глэддинг С. Психологическое консультирование. - 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с: ил.
  4.  Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - Спб.: Речь, 2001.- 350 с.
  5.  Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - Спб.: Речь, 2001.- 350 с.
  6.  Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия / Сост. Т.В. Власова. – Владивосток: ГИ МГУ, 2002. – 110 с.
  7.  Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 363 с.
  8.  Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. – 880 с.: ил.
  9.  Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. – СПб.: 2000. – 356 с.
  10.   Психотерапия. Учебное пособие. / Под ред. Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
  11.   Психотерапия. Учебное пособие. / Под ред. Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
  12.   Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.

1 Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия / Сост. Т.В. Власова. – Владивосток: ГИ МГУ, 2002. – 110 с.

2 Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия / Сост. Т.В. Власова. – Владивосток: ГИ МГУ, 2002. – 110 с.

3 Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.

4 Глэддинг С. Психологическое консультирование. - 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с: ил

5 Психотерапия. Учебное пособие. / Под ред. Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.

6 Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. – СПб.: 2000. – 356 с.

7 Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. – 880 с.: ил.

8 Психотерапия. Учебное пособие. / Под ред. Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.

9 Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. – СПб.: 2000. – 356 с.

10 Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. – 880 с.: ил.

11 Психотерапия. Учебное пособие. / Под ред. Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.

12 Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. – 880 с.: ил.

13 Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. – СПб.: 2000. – 356 с.

14 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 363 с.

15 Глэддинг С. Психологическое консультирование. - 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с: ил.

16 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 363 с.

17 Глэддинг С. Психологическое консультирование. - 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.

18 Глэддинг С. Психологическое консультирование. - 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

19 Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - Спб.: Речь, 2001.- 350 с.

20 Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия посттравматического стрессового расстройства // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №3. С.46–72.

21 Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия / Сост. Т.В. Власова. – Владивосток: ГИ МГУ, 2002. – 110 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61609. Спортивные игры на уроке физической культуры 82.06 KB
  Задачи урока: Образовательные: Совершенствовать технику выполнения ведения баскетбольного мяча Закреплять технику выполнения бросков и ловли волейбольного мяча Совершенствовать простейшую тактическую и техническую подготовку в игре в пионербол.
61610. Работа с графическими изображениями и Word Art в программе Word 111.98 KB
  На прошлых уроках вы проходили тему Текст учились работать с ним: выравнивать изменять цвет и заливку изменять размер шрифта и сам шрифт. Актуализация знаний: Какие параметры у шрифта вы научились изменять на прошлом уроке размер цвет наклон...
61611. Графические изображения и инструмент WordArt в MS Word 268.67 KB
  Цели урока: Образовательная - научить вставлять и редактировать изображения в документ Word, Научить работать с инструментом WordArt; Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости...
61612. Знакомство с витражом как одним из видов декоративно прикладного искусства 15.28 KB
  Развивающие: развитие творческой фантазии сформировать навыки работы над имитацией техники витража. Вы знаете что это такое Мы познакомимся с витражом как с одним из видов ДПИ с его особенностями техникой изготовления и выполним эскиз витража.
61613. Зимний пейзаж в ночи 16.17 KB
  Задачи урока: образовательные: формирования представления о графике как способа создания художественного произведения линией пятном; формирование навыков рисования кистью белилами на темном фоне; развивающие: развивать воображение фантазию; расширять художественный кругозор учащихся...
61615. Музеи архитектуры 16.55 KB
  Цели задачи: систематизировать знания об архитектуре музеях и рассказать о музеях архитектуры под открытым небом заповедных зонах культуры; дать понятия гармония и агрессивность архитектуры; формировать умения рисовать по представлению анализировать и преображать форму...
61616. Опора тела и движение 36.37 KB
  Образовательные: формировать представление о скелете человека как опоре организма о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении. а беседа – организм человека 9:339:37 С какой темой вы знакомились на прошлом уроке Какие полезные советы вы можете дать по уходу за кожей...
61617. Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне слова 104.26 KB
  Цели: образовательные: повторить правило о написании слов с безударной гласной в корне слова отрабатывать умение применять правило продолжать учить находить морфемы анализировать материал...